Марксу стало ясно, во-первых, что государство руководствуется интересами «привилегированных сословий» и отнюдь не настроено прислушиваться к голосу философского критического анализа. Во-вторых, Маркс пришёл к выводу, что неудовлетворительным оказался и сам уровень исследования практических проблем. Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины и корни этих проблем, а Маркс уже видел, что корни эти - в материальных, экономических отношениях людей. Один только философский анализ до этого уровня не доходил.
Начиная еще с 1842 года, он изучает новое для Германии общественное движение - социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистической и коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов и коммунистов. После переезда в Париж (1843) Маркс вступает в контакт с тайным «Союзом справедливых» и становится участником коммунистического движения.
В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка. Маркс оценивает пролетариат как практическую силу, в союзе с которой философия может осуществить свое призвание. Высоко оценивая утопические проекты преобразования общества, Маркс, тем не менее, хорошо видел их теоретические слабости. Немалое наличие фантастики и наличие различных религиозных элементов препятствовало развитию коммунистических идей и их распространению. Следовало, таким образом, дать философское обоснование смысла коммунизма. Для этой цели Маркс поначалу, в 1843-1844 годах, считал пригодными идеи Л. Фейербаха, лидера немецкой философии 40-х годов. Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса заключалось кроме материалистической общей установки еще и в том, что Фейербах соединил традицию гуманизма (человек - высшая ценность) с атеистическим отрицанием религиозных иллюзий, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации отношений человека к природе и к людям.
Соединение философской основы фейербаховского гуманизма с критическим анализом коммунистических доктрин - таков путь, избранный Марксом в 1844 году для достижения союза философии и пролетариата. Но приблизительно в то же время эта исследовательская программа значительно расширилась. Побудительной причиной стало влияние молодого Ф. Энгельса, к 1844 г. самостоятельно пришедшего к коммунизму, материализму и также увлеченного философией Фейербаха.
Взгляды Ф. Энгельса также формировались под влиянием радикального демократизма. В 30-х годах XIX века его привлекали взгляды Генриха Гейне и Людвига Бёрне. В те же годы на его религиозные взгляды оказало влияние книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», в которой высказывалась идея того, что евангелие - это сборник мифов, которые сложились в первых христианских общинах. Начиная с 1839 г. Энгельс начинает изучать труды Гегеля. Они сказываются на статьях, публиковавшихся в то время Энгельсом в различных газетах. Однако его не привлекали идеалистические взгляды Гегеля, а также его консервативные социально-политические взгляды. Наиболее чётко его взгляды проявились в работах против философа Фридриха Шеллинга, преподававшего у Энгельса во время нахождения в Берлине в 1841 г. В этих работах также прослеживалось влияние книги «Сущность христианства» Людвига Фейербаха, в чём признался сам Энгельс. В 1842 г. Энгельс уезжает в Манчестер, где, как отмечает в своих сочинениях В.И. Ленин, сделался социалистом. Фактически его пребывание в Англии окончательно формирует взгляды Энгельса. В 1844 г. начинается полноценная совместная деятельность Маркса и Энгельса. Так в 1844 году соединились в творчестве Маркса важнейшие компоненты для создания единой, целостной философско-мировоззренческой концепции. Политико-экономический анализ действительности Маркс и Энгельс соединили с философской традицией немецкой классики и с критической переработкой теорий утопического социализма и коммунизма.
Таким образом, фактором формирования марксизма были объективные экономические и особенно социальные процессы в странах Западной Европы в конце XVIII - первой половине XIX вв., первопричиной которых стала промышленная революция. В свою очередь, взгляды Маркса и Энгельса формировались примерно в одинаковом русле: взгляды каждого из них формировались на базе радикального демократизма, на обоих оказали влияние труды Гегеля и Фейербаха, оба отказываются от идеализма и религиозных взглядов. Вместе с тем постепенно их взгляды приобретают социалистические и коммунистические направленности, в русле которых и происходит их дальнейшее творчество.
1.2 Основные идеи в трудах Маркса и Энгельса в 1840-1848-х гг
Исследование формирования марксизма позволяет не только вскрыть несостоятельность воззрения, фактически отвергающего само понятие «ранние произведения Маркса и Энгельса», но и конкретизировать это понятие. Одни из ранних работ Маркса и Энгельса написаны с идеалистических позиций, другие знаменуют начало перехода к материализму и коммунизму, третьи уже завершают этот процесс, четвертые обосновывают исходные положения философского и коммунистического мировоззрения. Разграничение ранних работ Маркса и Энгельса, их сравнительное исследование являются необходимым условием для правильного понимания становления марксизма и отражения его идей в «Манифесте Коммунистической партии».
Первые литературные документы интеллектуальной биографии Маркса и Энгельса относятся к концу 30 - началу 40-х гг. XIX в. В них они выступают как прогрессивные представители тех социально-политических воззрений, которые впоследствии стали называться домарксистскими. Итогом этой предыстории марксизма является формирование философских и политических позиций, ставших, как об этом свидетельствуют исторические факты, отправными пунктами намечающегося в 1842 г. перехода Маркса и Энгельса от идеализма к материализму и от радикального демократизма к коммунизму. Разграничение ранних работ Маркса и Энгельса и произведений сложившегося марксизма имеет принципиальное значение, так как его основанием служит не просто хронология, а тот факт, что Маркс и Энгельс, как уже говорилось, пришли к материализму и коммунизму от идеализма и радикального демократизма.
В конце августа 1844 г. в Париже произошла встреча Маркса и Энгельса, положившая начало их творческому содружеству. Такие произведения как «Немецкая идеология», «Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона», «Положение рабочего класса в Англии», «Святое семейство» отражают процесс формирования их мировоззрения.
Рукописи Маркса, написанные летом 1844 г., были опубликованы только в 1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Основное в работе - идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего. Фундаментальным, базисным для всякого отчуждения человека, по Марксу, является экономическое отчуждение, или отчужденный труд. Отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный) Маркс рассматривает в четырех аспектах. Во-первых, рабочий использует материалы, которые, в конечном счете, взяты у природы, и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. Во-вторых, сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет выбора: работать ему или не работать, поскольку не может иначе обеспечить возможность существования. В-третьих, труд подневольный, как показывает Маркс, вообще отнимает у рабочего «родовую жизнь». Род человеческий живет в природе. Сам человек - природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в котором главное - труд, производство. Но для рабочего, наоборот, труд - лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизни «рода». В-четвертых, подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться, чтобы жить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда. Этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним и управляет им.
Отчуждение труда - базовое, фундаментальное, глубинное социальное отношение. Не только рабочий теряет в условиях отчуждения свою человеческую сущность и родовую жизнь - все прочие люди, начиная с капиталистов, также являются отчужденными людьми. Жизнь людей в условиях экономического отчуждения искажает, калечит их, делает «частичными индивидами».
Дальнейшим развитием воззрений Маркса и Энгельса является их первая совместная монография «Святое семейство». В «Святом семействе, или Критике критической критики. Против Бруно Бауэра и компании» Маркс и Энгельс выступают как материалисты. Маркс и Энгельс указывают, что чем шире и глубже происходящий в обществе переворот, тем многочисленнее массы, которые совершают этот переворот. В «Святом семействе» содержится взгляд на роль пролетариата как класса, который в силу своего положения при капитализме «может и должен сам себя освободить», а вместе с тем уничтожить все бесчеловечные жизненные условия буржуазного общества, ибо пролетариат «не напрасно проходит суровую, но закаляющую школу труда. В «Святом семействе» сформулированы некоторые исходные положения марксистской политической экономии. В отличие от социалистов-утопистов Маркс обосновывает объективную неизбежность победы коммунизма тем, что частная собственность в своём экономическом движении сама толкает себя к гибели.
Работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», как впоследствии указывал сам автор, отражает один из первых этапов формирования марксизма. Исследуя экономический и политический строй Англии, Энгельс выявляет на примере этой наиболее развитой в то время страны ряд закономерностей капиталистического производства. Он раскрывает всю глубину промышленного переворота, обусловившего появление фабричного пролетариата, и подчёркивает непримиримость интересов рабочих и капиталистов; Энгельс доказывает неизбежность при капитализме образования промышленной резервной армии безработных, периодического повторения экономических кризисов. Описывая невыносимо тяжёлые условия жизни и труда рабочих в Англии, Энгельс показывает, что само положение пролетариата неизбежно толкает его на борьбу за своё освобождение, за свержение капиталистического строя. Обобщая опыт английского рабочего движения, Энгельс приходит к выводу, что стачки и союзы, являясь действенным средством организации и воспитания рабочего класса, всё же бессильны освободить его от наёмного рабства. Высоко оценивая чартизм как первое самостоятельное политическое движение пролетариата, Энгельс, однако, критикует чартистов за ограниченность их целей и выдвигает важнейшее теоретическое положение о необходимости соединения чартизма с социализмом.
В январе 1845 г. Маркс пишет «Тезисы о Фейербахе». В этом небольшом труде получает развитие его идея диалектического материализма. Теорию и практику он рассматривает как взаимозависимые явления, при этом приходя к мысли, что высшей формой социальной практики является революционная практика. Религию он считает общественным продуктом, говоря при этом, что у старого материализма ограничен взгляд на религию. В последнем тезисе подвергается критике созерцательно-пассивный характер старого материализма: Маркс считал, что мир нужно не созерцать, а изменять.
В 1845-1846 гг. создан труд Маркса и Энгельса «Немецкая идеология». Это первый труд, в котором они называют своё учение коммунистическим. Они пишут, что политические и идеологические надстройки определяются экономическими отношениями, которые существуют на той или иной ступени исторического развития. Здесь же высказывается задача завоевания политической власти пролетариатом, характеризуя политические, экономические и идеологические предпосылки этого явления. При этом, по их мнению, коммунистическая революция неизбежна, т.к. только так пролетариат может уничтожить всякую эксплуатацию себя самих буржуазией и станет способным создать новое общество. Получает дальнейшее развитие политическая экономия, вводятся термины «производственная сила» и «производственные отношения». Подвергается анализу капиталистическая форма общества, которая, как считают Маркс и Энгельс, является преходящей «формой общения». Также описываются первые контуры коммунистического общества: человек получит власть над обменом, производством, собственными общественными отношениями, сознательно используя экономические законы.
В вышедшей в свет летом 1847 г. работе К. Маркса «Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона» Маркс в полемической форме впервые выступил в печати с обстоятельным изложением основ своего материалистического учения о законах общественного развития, а также результатов своих исследований в области политической экономии. Он выдвинул в этой работе ряд идей о тактике классовой борьбы пролетариата. «Нищета философии» направлена против прудонизма, воплотившего в себе противоречивость и утопизм мировоззрения мелкой буржуазии, ее стремление избавиться от гибельных для нее последствий развития капитализма, сохраняя в то же время экономические основы капиталистического строя: частную собственность на средства производства и наемный труд.
В «Нищете философии» Маркс описывает законы развития материального производства. Раскрывая содержание понятия «производительные силы», Маркс показывает, что оно охватывает не только орудия производства, но и самих работников, что «наиболее могучей производительной силой является сам революционный класс». Маркс показывает роль производительных сил в развитии общества, выявляет диалектическую связь и взаимодействие между производительными силами и производственными отношениями. Он полагает, что возникающее между ними на определенной ступени развития классового общества антагонистическое противоречие делает неизбежным обострение классовой борьбы и революционную смену прежнего способа производства новым.
Конкретизируя в «Нищете философии» свой вывод о значении революционного движения, Маркс показывает роль экономической борьбы, стачек, рабочих коалиций (профессиональных союзов) в процессе воспитания пролетарских масс. Маркс формулирует положение о единстве экономической и политической борьбы и подчеркивает, что в деле освобождения рабочего класса решающее значение имеет политическая борьба, свержение политического господства буржуазии.
Таким образом, проанализировав ранние труды Маркса и Энгельса, мы можем сделать вывод, что политические идеи марксизма складывались постепенно. Взгляды на то, что пролетариат - главная движущая сила революции, а революция, в свою очередь, не может не произойти, были основаны на теории об отчуждении человека. А исследование рабочего класса в Англии дало наглядный пример развития капиталистического общества и положение дел, как рабочего, так и буржуазного класса.
Глава 2. Коммунистический манифест - программа перехода от капитализма к коммунизму
.1 Классовая борьба как источник развития общества
В феврале 1848 г. вышел составленный Марксом и Энгельсом первый программный документ «Союза справедливых», переименованный благодаря настояниям Маркса и Энгельса в «Союз коммунистов», который поручил им составить программу и Устав вновь образованного тайного революционного общества. Непосредственно «Манифест» по своему смыслу состоит из нескольких частей: короткого введения, теоретического основания, почему буржуазия будет уничтожена пролетариатом, ответов на критику буржуазией коммунистов, а также программная часть «Манифеста», отношения к различным социалистическим взглядам и оппозиционным партиям.
Цель «Манифеста» изложена в одном предложении во введении: «Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии».
«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов», - это одна из основных идей, на которых основывается «Манифест». В 1886 г. Энгельс уточнил это положение в английском издании своей работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства»: речь должна идти об истории, дошедшей до нас в письменных источниках. При этом во все времена, несмотря на наличие большого числа классов, общество, так или иначе, делилось на два ключевых класса: эксплуатирующих и эксплуатируемых. Данная идея проходит по очень многим предыдущим трудам Маркса и Энгельса (таких, например, как «Немецкая идеология», «Святое семейство» и др.) и является ключевой. Главной же сутью конфликта между этими классами является противоречие между производственными силами и производственными отношениями.
Маркс и Энгельс отдают должное буржуазии как революционному классу. Он уничтожил феодальные и патриархальные отношения, создал новые, более мощные производственные отношения, породив, соответственно, более мощные производственные силы. Происходила концентрация и централизация общественного производства и частной собственности. При этом буржуазия «…вырвала из-под ног промышленности национальную почву», а также сделала потребление «космополитическим». Фактически Маркс и Энгельс говорят о глобализации, несмотря на то, что непосредственно этого термина у них нет. Однако, породив куда более мощные производственные силы, буржуазное сообщество, по мнению Маркса и Энгельса, не может справиться с ними, походя «на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями». Развитие производственных сил означает приговор капитализму, и, следовательно, авторы «Манифеста» приходят к тому, что капитализм уже сыграл свою историческую роль. Пролетариат начинает борьбу с буржуазией.
Эта борьба начинается с момента возникновение пролетариата как такового. Поскольку с переходом к капитализму, согласно взглядам автора «Манифеста», общество делится на два уже не раз упомянутых класса, все остальные классы, такие как более-менее самостоятельные ремесленники, сплавляются в один класс, теряя (в данном случае) своё старое производство. Они не хотят мириться со своим положением, в котором они зависимы от капиталистов, поэтому они пытаются бороться на свой лад, противятся существующему положению дел, ломают машины, из-за которых, как они считают, оказались в таком положении. К тому же, сказывается очень плохие условия жизни рабочего класса, о чём, помимо непосредственно того, что видели авторы «Манифеста» вокруг себя, говорилось ещё в труде Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Постепенно борьба между классами перерастает в более организованные формы. В «Манифесте» выделяется несколько этапов этой борьбы: «Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа, который их непосредственно эксплуатирует», затем «рабочие образуют рассеянную по всей стране и раздробленную конкуренцией массу», а в конечном итоге пролетариат сплачивается в единый класс и, соответственно (по Марксу и Энгельсу) - в партию. «А всякая классовая борьба есть борьба политическая», что означает борьбу пролетариата с буржуазией не только за свои права, но и за власть. Необходимо отметить, что организация рабочих в класс постоянно разрушается конкуренцией самих рабочих между собой. Однако постепенно класс всё же формируется, а подобные разрушения лишь способствуют его укреплению. Когда классовая борьба постепенно приходит к своему завершению, когда борьба идёт не только экономическая и политическая, но и идеологическая, усиливаются процессы разложения внутри самого господствующего класса, причём часть его присоединяется к революционному классу.
Дальнейшие идеи Маркса и Энгельса в «Манифесте» являются уже, по большей части, программой партии и её более близким основанием. Хотя, правильнее сказать, пролетарского движения, однако, как отмечает Ойзерман, слово «партия» имело у Маркса и Энгельса широкий смысл, а в самом «Манифесте» касаемо партии «…речь шла главным образом об идейно-политическом направлении».
2.2 Политическая программа пролетариата
Ближайшие цели коммунистической партии, как пишут авторы «Манифеста», - «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти». Эти цели должны были реализоваться путём социалистической революции, т.е. ни о каком мирном решении противоречий между двумя классами не может быть и речи. Первой целью такой революции было завоевание демократии и превращение пролетариата в господствующий класс. При этом революция не должна быть совершена когда-нибудь, а должна быть совершена безотлагательно. Связано это с тем, что существовавшее тогда противоречие между производственными силами, а капиталистическими производственными отношениями было очень велико и постоянно увеличивалось.
Здесь необходимо отметить, что ни о какой т.н. «диктатуре пролетариата» речи не идёт. Термин «диктатура пролетариата» по отношению к идее насильственного захвата власти пролетариями, был введён Лениным. Однако, по мнению Ойзермана, исходя из того, что Ленин понимал диктатуру как «ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стеснённую, непосредственно на насилие опирающуюся власть», а также из того, что «завоевание демократии», о котором говорилось выше, не имеет ничего общего с «диктатурой пролетариата», в «Манифесте» идёт лишь речь о захвате власти.
Согласно «Манифесту», частная собственность должна быть уничтожена. Обосновывалось это тем, что у мелкой буржуазии и мелкого крестьянства этой собственности, по большому счёту, не имеется (она была уничтожена буржуазией), а собственность же буржуазии - это капитал, который был накоплен коллективным трудом и, следовательно, это общественный продукт, который не должен быть лишь в руках капиталиста. «Она [собственность] потеряет свой классовый характер». При этом в «Манифесте» не предлагается конфискация всей капиталистической собственности: пролетариат должен лишь экспроприировать земельную собственность и обратить земельную ренту на покрытие государственных расходов, а также ввести высокий прогрессивный налог.
Остальные же пункты можно вынести непосредственно из «Манифеста»:
«…4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
. Централизация всего транспорта в руках государства.
. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т.д.».
В «Манифесте» Маркс и Энгельс не просто подвергают резкой критике всю буржуазную идеологию. В частности, они утверждают, что коммунизм «отменяет вечные истины, он отменяет религию, нравственность, вместо того, чтобы обновить их…». Капиталистическое государство, по их мнению, не может быть настоящим отечеством для пролетариата («Рабочие не имеют отечества»), а буржуазная семья же существует вместе с проституцией, являясь её необходимым дополнением.
Маркс и Энгельс противопоставляют свое социалистическое учение утопическому социализму и коммунизму. Прежде всего, они подвергают критике реакционный социализм, к которому они относят феодальный и примыкающий к нему христианский социализм, а также буржуазный социализм. Единственное направление утопического социализма, к которому Маркс и Энгельс относятся достаточно положительно, являются учения Сен-Симона, Фурье и Оуэна.
В заключительном разделе «Манифеста» была рассмотрена тема отношения коммунистов к уже имевшимся на тот момент рабочим партиям. Ими Маркс и Энгельс называют чартистское движение в Англии, сторонников аграрной реформы в США, швейцарских радикалов, польскую партию, борющуюся за осуществление аграрной революции. «Коммунисты, - пишут Маркс и Энгельс, - борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения». «Манифест» также подчеркивает, что коммунисты повсюду добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран. Эта же идея находит свое выражение в знаменитом лозунге, которым заканчивается «Манифест»: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Таким образом, в «Манифесте Коммунистической партии», имея фундаментальную базу, состоящую из более ранних трудов Маркса и Энгельса, идеи которых вкратце были также изложены в «Манифесте», имеется чёткая программа действий, которые должен был сделать пролетариат как новый господствующий класс, придя к власти. Одновременно с этим авторами «Манифеста» были рассмотрены и подвергнуты анализу другие социалистические направления, а также другие пролетарские партии.
Заключение
Подводя итог работе, можно сказать, что «Манифест Коммунистической партии» не был случайным событием в мировой истории. Перемены, вызванные промышленной революцией, дали толчок развитию общества, постепенный переход из феодальной модели общества в капиталистическую. Имеющие активную жизненную позицию, Маркс и Энгельс до своего знакомства и начала совместной работы разными путями постепенно приходят к примерно схожим выводам о несостоятельности капитализма. В своих научных поисках они приходят к выводу, что необходим переход к новой, коммунистической модели общества. Капитализм, по их мнению, уже сыграл свою значительную роль, однако в дальнейшем он революционным путём должен был быть сменён на коммунизм.
«Манифест Коммунистической партии» становится одновременно и своеобразным кратким изложением всех основных взглядов, изложенных в предыдущих трудах основателей марксизма, и программной основой для пролетариата, и кратким анализом других социалистических идей и пролетарских партий. Идея о революционной роли рабочего класса, неизбежность падения капитализма и уничтожения буржуазии, а также другие идеи, высказанные авторами «Манифеста» в более ранних трудах, - всё это вкратце изложено в «Манифесте».
политический маркс энгельс пролетариат
Список литературы
1.Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. М.: Политиздат, 1955. - С. 419-459
.Гайдар Е., Мау В., Марксизм: между научной теорией и светской религией. / Е. Гайдар, В. Мау // Вопросы экономики, №5, 2004 - 56 с.
.Кагарлицкий Б. Марксизм: не рекомендовано к обучению / Б. Кагарлицкий - М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2005. - 480 с.
.Каутский К. К критике теории и практики марксизма («Антибернштейн»)». / Карл Каутский // Пер. с нем. Изд. 2-е стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 304 с.
.Ленин В.И. Государство и революция. / В.И. Ленин // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. изд. пятое. - М.: Издательство политической литературы, 1981. - Т. 41. - С. 1-120.
.Ленин В.И. К истории вопроса о диктатуре. / В.И. Ленин // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. изд. пятое. - М.: Издательство политической литературы, 1969. - Т. 33. - С. 363-391.
.Ленин В.И. Карл Маркс (краткий библиографический очерк с изложением марксизма). / В.И. Ленин // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. изд. пятое. - М.: Издательство политической литературы, 1969. - Т. 26. - С. 43-93.
.Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. / В.И. Ленин // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. изд. пятое. - М.: Издательство политической литературы, 1973. - Т. 23. - С. 40-48.
.Леонтьев В. Современное значение экономической теории Карла Маркса. / В. Леонтьев. Экономические эссе. М.: Политиздат, 1990. - С. 99-111.
.Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии (опыт исследования). / П. Манту, М.: Государственное социально-экономическое издание, 1937. - 440 с.
.Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. М.: Политиздат, 1955. С. 3-27
.Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. М.: Политиздат, 1955. - 569 с.
.Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1. - М.: Политиздат, 1980. - 199 с.
.Маркс К. Наёмный труд и капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1. - М.: Политиздат, 1980. - 199 с.
.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. М.: Политиздат, 1955. - С. 7-544.
.Маркс К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. М.: Политиздат, 1955. - С. 65-186.
.Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. М.: Политиздат, 1955. С. 3 - 230.
.Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. М.: Политиздат, 1955. - С. 1-4.
.Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956. - С. 517-642
.Марксистская философия в XIX веке. Книга первая «От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х - 60-х годах XIX века» / И. С. Нарский [и др.]. - М.: Наука, 1979. - 481 с.
.Ойзерман Т. Возникновение марксизма / Т.И. Ойзерман. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. - 599 с.
.Ойзерман Т. Марксизм и утопизм. / Т.И. Ойзерман. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 568 с.