Режим работы компрессорного цеха
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт
транспорта
Кафедра
«Транспорт углеводородных ресурсов»
Контрольная
работа
по
дисциплине: «Сооружение насосных и компрессорных станций»
Тюмень 2013
г
Расчет режима работы КС с
центробежными нагнетателями
Цель работы: Рассчитать режим работы
компрессорного цеха.
Дано: температура Т=298К, давление на входе
Рвх=5,2 МПа, номинальная частота вращения ротора nн=4200 об/мин, фактическая
частота вращения ротора n=3700 об/мин, относительная плотность газа ∆в=0,6,
агрегат ГПА-25
Газовая постоянная R'=R/∆в = 286,8/0,6=478
Дж/(кг∙К); R=268,8 - газовая постоянная воздуха; ∆в - относительная
плотность газа по воздуху.
Коэффициент сжимаемости природного газа от
приведенных давления и температуры z = 0,92.
Плотность газа при температуре 20° С и давлении
0,1013 МПа:
ρн= ∆в∙1,205=0,6∙1,205=0,723
(3.1)
Плотность газа при всасывании:
ρ= Pвх/(ZRT)=5,2 ∙106/(0,92∙478∙298)=39,6
кг/м3 (3.2)
вх - абсолютное давление на входе;
Т - температура на входе в К.
Коммерческая подача группы нагнетателей:
33,3 млн м3/сут
(3.3)
kc - коммерческая подача КС;- число параллельно
работающих групп.
Объемная подача нагнетателя первой ступени:
(3.4)
Приведенная объемная подача нагнетателя:
(3.5)
н - номинальная частота вращения ротора.
Приведенная частота вращения:
(3.6)
Находим по графикам степень сжатия ɛ,
приведенную относительную мощность и КПД политропический ηпол:
ɛ=1,44;
ηпол=0,86;
=695 КВт/кг∙м3
Внутренняя мощность потребляемая нагнетателем:
(3.7)
Мощность на муфте привода:
=Ni+Nмех=15261,7+250=15511,7 КВт (3.8)
Nмех - механические потери для газотурбинного
привода 250 КВт.
Давление на выходе из нагнетателя:
Рвых=Рвх =5,2=7,5
МПа. (3.9)
Температура на выходе из нагнетателя:
= 56,4 С (3.10)
Вывод: Допустимая температура меньше 60 С, а
допустимое давление (7,5 МПа) не больше допустимого рабочего давления в
газопроводе.
Расчет траверсы сплошного сечения,
работающей на сжатие
Цель работы: Выполнить расчет траверсы сплошного
сечения, работающей на сжатие, выбрать номер двутавра и провести проверку
траверсы на устойчивость. Дано: m - масса траверсы, 18 т;
α - угол, 450;
φ0 - коэффициент
устойчивости стержня при продольном изгибе, 0,4; - расчетное сопротивление
материала траверсы, 210 МПа;
- коэффициент
приведения расчетной длины, 1; g - ускорение свободного падения, 9,81 м/с2
. Находим натяжение в каждой канатной подвеске,
соединяющей траверсу с крюком грузоподъемного механизма, задавшись углом α
=45°:
(3.11)
где m - масса поднимаемого груза, т; -
угол, 0.
2. Подсчитываем разрывное усилие, взяв канатную
подвеску в две нити и определив по ГОСТ коэффициент запаса прочности, как для
грузового каната с легким режимом работы, кз = 5:
(3.12)
Рис. 1 - Схема траверсы
. По найденному разрывному усилию, пользуясь
таблиц ГОСТ 7668-80, подбираем стальной канат типа ЛК-РО конструкции 6 X 36 (1
+ 7 + 7/7 + 14) + 1 о. с. для подвесок с характеристиками:
δ
- временное
сопротивление разрыву, МПа 1960разрывное усилие, кН 638,5- диаметр каната, мм
33масса 1000 м каната, кг 4155
.
Выбираем профиль сечения траверсы из одного швеллера, двутавра, или спаренных
швеллеров.
5. Определяем сжимающее усилие в траверсе:
(3.13)
где kП - коэффициент перегрузки (kП=1,1); kД -
коэффициент динамичности (kД = 1,1).
. Находим требуемую площадь поперечного сечения
траверсы для траверсы, задаваясь коэффициентом продольного изгиба φ0
= 0,4:
(3.14)
где - коэффициент устойчивости стержня
при продольном изгибе; k- коэффициент условий работы траверсы, равный
0,85;расчетное сопротивление материала траверсы, МПа.
. По принятому профилю и Fтр
выбираем двутавр № 14 По ГОСТ 8239-89 с произвольным поперечным сечением
Fтр=17,4 см2. Радиус инерции сечения rх=5,73 см.
. Находим расчетную длину траверсы
считая, что концы траверсы закреплены шарнирно:
(3.15)
где µ - коэффициент приведения
расчетной длины; l- фактическая длина стержня траверсы, l = 3м.
. Определяем гибкость траверсы:
Причем необходимо, чтобы .
Здесь максимально
допустимая гибкость стержня траверсы для траверс из проката =150.
Условие выполняется.
. По найденному ()
находим в таблице коэффициент продольного изгиба φ. При
изменении ()от 0 до 2000 (φ)
изменяется
от 0,19 до 1. φ=0,212.
11. Полученное сечение траверсы проверяем на
устойчивость:
; 108,9/0,212·17,4 ≤
0,85·210; 29,5 ≤ 178,5. (3.17)
Условие устойчивости выполняется, следовательно,
получено правильное сечение траверсы.
Вывод: Определили, что при работе двутавровой
балки на сжатие устойчивость не нарушается.
Расчет траверсы на изгиб
Цель работы: Выполнить расчет траверсы,
работающей на изгиб, выбрать профиль сечения балки и проверить на условие
Дано: т - масса груза, 32 т; g - ускорение
свободного падения, 9,81 м/с2; R - расчетное сопротивление материала траверсы,
550 МПа; k - коэффициент условий работы, 0,85.
. Определяем нагрузку (Р), действующую на
траверсу, по формуле:
(3.18)
где G- вес поднимаемого груза; т - масса самого
тяжелого поднимаемого груза, т; g- ускорение свободного падения, м/с2; п -
коэффициент перегрузки (п =1,1); -
коэффициент динамичности (= 1,1).
2. Рассчитываем максимальный изгибающий момент
Мтах, возникающий в центральном сечении траверсы, по формуле:
, (3.19)
. Вычисляем требуемый момент сопротивления
сечения траверсы
(3.20)
где k - коэффициент условий работы; R -
расчетное сопротивление материала траверсы, МПа.
(3.21)
. Выбираем профиль сечения балки - двутавр.
. По полученному значению требуемого момента
сопротивления выбираем профиль
сечения с моментом сопротивления,Wx., соблюдая при этом условие:
Выбираем по с ГОСТ 8239-89 двутавр №30 с
моментом сопротивления 472 см3.
Вывод: Определили, что при работе двутавровой
балки на изгиб устойчивость не нарушается.
Расчёт балочного крана
Дано: пролет крана LK= 10,6 м; скорость
передвижения V = 0,48 м/с; высота подъема Н= 10 м; режим работы средний;
управление с пола.
Выберем кинематическую схему однобалочного
мостового крана (кран-балки) с центральным приводом и передвижной электрической
талью.
Расчет механизма передвижения крана:
. Определяем размеры ходовых колес по формуле:
(3.22)
Максимальную нагрузку на колесо вычисляем при
одном из крайних положений электротали.
По ГОСТ 22584-96 принимаем массу тали mт=180 кг
= 0,18т (ее вес G7 = mTg ≈0,18×10 = 1.8кН)
и длину L = 870 мм. Массу крана с электроталью выбираем приближенно по
прототипу mк ≈ 2,15т. Тогда вес крана Gк=mкg ≈
2,15 × 10 = 21,5 кН. Ориентировочно принимаем l ≈
L ≈ 0,87 м.
Для определения нагрузки Rmax пользуемся
уравнением статики
∑M2 = 0 или - RmaxLк+ (GГ+ GT)×(Lк
-l) + (Gк - GT) × 0,5Lк
=0 (3.23)
откуда Rmax= (3.24)=≈ 40,8
кН
При общем числе ходовых колес Zk= 4
нагрузка приходится на те два колеса крана, вблизи которых расположена тележка.
Тогда
R = Rmax/2,R = 40,8/2 = 20,4 кН = 20400 Н.
Следовательно,
;
Согласно ГОСТ 3569 - 74 выбираем
крановое двухребордное колесо диаметром Dк = 250 мм. Диаметр цапфы dц=
Dк/(4...6) ≈ (50...35) мм. Принимаем dц= 50 мм.
Для изготовления колес используем
сталь 45, способ термообработки нормализация (НВ ≈ 200). Колесо имеет
цилиндрическую рабочую поверхность и катится по плоскому рельсу. При Dк ≤
250 мм принимаем плоский рельс прямоугольного сечения, выбирая размер а по
условию: а < В. При DK ≤ 250 мм ширина поверхности качения B = 60 мм.
Принимаем а = 50 мм. Рабочая поверхность контакта b = а - 2R= 50 - 2 × 9 = 32 мм.
Коэффициент влияния скорости Kv=1
+0,2 V = 1 + 0,2 ×0,48=
1,096.
Для стальных колес коэффициент
пропорциональности а1= 190.
Предварительно выбранные ходовые
колеса проверяем по контактным напряжениям. При линейном контакте
σк.л = аlσк.л = = 450 МПа
(3.25)
Поскольку допустимые контактные
напряжения для стального нормализованного колеса [σкл]
=450...500 МПа, то условие прочности выполняется.
. Определяем статическое
сопротивление передвижению крана.
Поскольку кран работает в помещении,
то сопротивление от ветровой нагрузки Wв не учитываем, т. е.
У = Wтр + Wук(3.26)
Сопротивление от сил трения в ходовых частях
крана:
(3.27)
Принимаем, μ = 0,3 мм, а для
колес на подшипниках качения ƒ=0,015, Кр= 1,5. Тогда,
Сопротивление движению от возможного
уклона пути.
Wyк = (G+ Gк)×α;
Wyк = (32 + 21,5)×0,08 = 0,08 кН
= 80 Н (3.28)
Таким образом, получаем Сила инерции
при поступательном движении крана:
и= (Q + mк)v/tп;Fи= (3200 + 2150) х
0,48/5 = 418 Н (3.29)
где tп- время пуска; Q и mк- массы
соответственно груза и крана, кг.
Усилие, необходимое для передвижения
крана в период пуска (разгона),
; (3.30)
3. Подбираем электродвигатель по требуемой
мощности
; (3.31)
Предварительно принимаем η = 0,85 и ψп.ср.= 1,65
(для асинхронных двигателей с повышенным скольжением).
Выбираем асинхронный
электродвигатель переменного тока с повышенным скольжением 4АС71А6УЗ с
параметрами:
номинальная мощность Рт= 0,4 кВт;
номинальная частота вращения nдв = 920мин-1; маховой момент ротора (mD2)р=
0,00068 кг×м2; Tп/Tн =
2; Tmax/Tн= 2. Диаметр вала d= 19 мм. Номинальный момент на валу двигателя
; (3.32)
Статический момент
; (3.33)
. Подбираем муфту с тормозным шкивом
для установки тормоза. В выбранной схеме механизма передвижения муфта с
тормозным шкивом установлена между редуктором и электродвигателем. Подбираем
упругую втулочно-пальцевую муфту с наибольшим диаметром расточки под вал 22 мм
и наибольшим передаваемым моментом [Тм] = 32 Н×м.
Проверяем условие подбора [Тм] ≥
Тм. Для муфты Тм= 2,1×Тн = 2,1×4,16 =
8,5 Н×м. Момент
инерции тормозного шкива муфты Iт = 0,008 кг-м2. Маховой момент (mD2)T= 4×Iт = 0,032
кг-м2.
5. Подобранный двигатель проверяем по условиям
пуска. Время пуска
; (3.34)
(3.35)
Относительное время пуска принимаем
в зависимости от коэффициента α=Тс/Тн. Поскольку α =
2,23/4,16 = 0,54, то
tп.о=1.
Ускорение в период пуска определяем
по формуле:
= v/tn = 0,48/2,85=0,168 м/с2, что
удовлетворяет условию.
. Проверяем запас сцепления
приводных колес с рельсами по условию пуска при максимальном моменте двигателя
без груза
(3.36)
Статическое сопротивление
передвижению крана в установившемся режиме без груза
(3.37)
Ускорение при пуске без груза:
(3.38)
Время пуска без груза:
(3.39)
Общий маховой момент крана,
приведенный к валу двигателя без учета груза,
(3.40)
Момент сопротивления, приведенный к
валу двигателя при установившемся движении крана без груза
; (3.41)
При α = Тс'/Тн =
1,633/4,16 = 0,393 получаем tп.о.= 1,тогда время пуска
(3.42)
Ускорение при пуске: (3.43)
Суммарная нагрузка на приводные
колеса без учета груза
(3.44)
Коэффициент сцепления ходового
колеса с рельсом для кранов, работающих в помещении, φсц = 0,15.
Запас сцепления: (3.45)
что больше минимально допустимого
значения 1,2. Следовательно, запас сцепления обеспечен.
. Подбираем редуктор по
передаточному числу и максимальному вращающему моменту на тихоходном валу
Трmax. определяемому по максимальному моменту на валу двигателя:
(3.46)
Выбираем горизонтальный цилиндрический редуктор
типа Ц2У. При частоте вращения n = 1000 мин-1и среднем режиме работы ближайшее
значение вращающего момента на тихоходном валу Ттих = 0,25 кН м = 250 Н м, что
больше расчетного Тр mах. Передаточное число uр= 18.Типоразмер выбранного
редуктора Ц2У-100.
. Выбираем тормоз по условию [Тт] >Тти
устанавливаем его на валу электродвигателя. Расчетный тормозной момент при
передвижении крана без груза:
(3.47)
Сопротивление движению от уклона: =32,3НСопротивление
от сил трения в ходовых частях крана
(3.48)
Общий маховой момент
(3.49)
Время торможения:
Максимально допустимое ускорение:
(3.50)
Число приводных колес znp= 2.
Коэффициент сцепления φсц = 0,15.
Запас сцепления Кц = 1,2. Фактическая скорость передвижения крана:
компрессорный станция
балочный кран
; (3.51)
т.е. сходна с заданным (исходным) значением.
Расчетный тормозной момент:
Выбираем тормоз ТКТ-100 с
номинальным тормозным моментом [TТ] = 10H·м, максимально приближенным к
расчетному значению Тт и проверяем его по условиям торможения при работе крана
с грузом. Проверка по времени торможения:
(3.52)
Маховой момент масс:
(3.53)
Статический момент сопротивления
движению при торможении:
(3.54)
Сопротивление движению при
торможении:
(3.55)
Сопротивление от сил трения:
(3.56)
Сопротивление от уклона:
(3.57)
Следовательно
Тогда статический момент
сопротивления: , а время
торможения: , что меньше
допустимого [tт] = 6...8 с.