Чайная индустрия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,86 Мб
  • Опубликовано:
    2013-02-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Чайная индустрия

МОУ «Майская средняя общеобразовательная школа»












Чайная индустрия



Работу выполнила ученица 10 «а» класса

Ощепкова Юлия

Руководитель учитель географии

Мартюшева О.М.,




п. Майский, 2011

Содержание

Введение

Глава 1. История развития чайной индустрии

Глава 2. Производство чая

.1 Выращивание и сбор чая

.2 Обработка чая

.3 Упаковка и продажа чая

.4 Полезные и вредные свойства чая

.5 Чайная церемония

.6 Правила заваривания чая

.7 Типы и сорта чая

Глава 3 География чайной индустрии

Заключение

Литература

Введение

«Лучше остаться без пищи на три дня, чем без чая на день» (древняя китайская поговорка)

Необыкновенный напиток, придающий бодрость, излечивающий от недугов, и просто повышающий настроение - это чай. Нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не пробовал этот чудесный напиток. А большинство из нас не раз в жизни, а по три раза в день заваривают очередную порцию. Чай китайский и цейлонский, индийский и краснодарский, гранулированный и листовой, рассыпной и пакетированный, черный и зеленый, с бергамотом и мелиссой… А ведь изначально чай использовали в лекарственных целях. И только во время правления китайской династии Тан, пришедшей к власти в 618 году н.э, чай стали употреблять в качестве напитка.

По старинному китайскому преданию создателем чая был Шэнь-Нун, имевший змеиное тело и человеческое лицо, глава рода Цзян, покровитель земледелия и медицины. По старинному китайскому поверью Шэнь-Нун искал целебные травы, он кипятил их в своем котле, получая целебные отвары. Однажды в котел случайным образом упали несколько листьев с чайного дерева. Отвар настолько понравился Шэнь-Нуну по вкусу, придал ему так много сил, что с тех пор он не пил других напитков кроме чая.  Существует и другая история, которая приписывает изобретение чая буддийскому монаху, первому патриарху Чань-буддизма, Бодхидхарме. Бодхидрама прибыл в Китай, чтобы проповедовать свое учение и однажды уснул во время медитации. Проснувшись, он в ярости отрезал себе веки, на этом месте выросло чайное дерево. Бодхидрама попробовал отвар из листьев дерева и обнаружил, что напиток бодрит и заряжает энергией. Так и распространилось употребление чая.

В настоящее время в мире создана целая чайная индустрия. Сегодня во всем мире чайная отрасль приносит около трех миллиардов долларов ежегодно. Чай выращивается и производится более чем в 40 странах мира. Каждый год производится более 2,5 млн. тонн чая, в основном в азиатских странах.

Цель данного исследования: изучить географию чайной индустрии.

Задачи исследования:

·  изучить историю развития чайной индустрии;

·        рассмотреть особенности производства чая (выращивание, сбор, упаковка), полезные и вредные свойства чая, особенности чайной церемонии, сорта чая;

·        определить ведущие страны-производители чая.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Исследование велось на основе литературных источников и ресурсов Интернета.

Глава 1. История развития чайной индустрии

Чай прибыл в Европу через голландских и португальских моряков в начале 17-ого столетия. Они имели торговые отношения с Китаем и привезли чай в Великобританию и Голландию.

В Европе чай был использован как символ высокого статуса, и как стимул для многих технологических разработок, например, развитие быстрых парусных лодок, таких как "Клипер", которые сократили время на плавание из Китая в Европу, и позволили обеспечить поставки свежего чая на Запад.

В начале 18-го столетия чай прибыл в Северную Америку, где очень быстро стал популярным напитком. В Нью-Йорке и Бостоне развивался стиль британского чаепития и чай стал продаваться широкому кругу людей. Примерно в это время Британия ввела налог на поставки чая в Америку, что вызвало возмущения поселенцев, живших там. Каждый раз, когда британские корабли с чаем прибывали в порты, поселенцы начинали демонстрации и не давали судам разгружаться.

Самой известной демонстрацией было так называемое «Бостонское чаепитие», когда поселенцы захватили корабль с грузом чая и начали выкидывать его за борт. Англия ответила на это отправкой военных сил в гавань и закрытием ее. Это ознаменовало начало американской войны за независимость.

Значительный рост потребления чая начался в результате появления чая в пакетиках в начале 20-го века. У изобретателя чайных пакетиков, Нью-Йоркского торговца чаем Томаса Салливана, был обычай посылать своим клиентам чай в белых шелковых мешочках, и они были заинтригованы этим новым инновационным продуктом. После появления чая в пакетиках, на чай была снижена стоимость.

Возможность пить чай, не прибегая к специальной посуде для заварки, превратила чай в самый распространенный горячий напиток в мире.

В 20-м веке чаепитие распространилось по всему миру, от Японии до Африки и Южной Америки. К концу 20-го века увеличился рост потребления чая в мире, а так же увеличился спрос на качество чая.

Повышение потребления чая на Западе следует из трех основных причин:

рост популярности здорового образа жизни. Чай является природным напитком и обладает очевидной пользой для здоровья, и отлично вписывается в здоровый образ жизни;

массовая иммиграция выходцев из Азии на Запад. Они распространяли свою культуру чаепития в западных странах;

западные путешественники на Востоке.

Сегодня во всем мире чайная отрасль приносит около трех миллиардов долларов ежегодно. Чай выращивается и производится более чем в 40 странах мира. Каждый год производится более 2,5 млн. тонн чая, в основном в азиатских странах. [1]

Фото 1. Склон горы, на которой растет чай

А как же появился чай в Китае?

Первые упоминания о чае в китайской литературе относятся к II веку до н.э., времени правления династии Хань. В это время в провинции Сычуань на горе Мэн Дин Шань, которая существует до сих пор и на ней до сих пор выращивают чай, впервые появилась плантация чая. В то время чай был редчайшим напитком. Этому способствовало и то, что провинция Сычуань стояла особняком от остальных китайских царств и, культивируемый там чай был трудно доступным в остальных провинциях.

Некие персонажи, Лэй Тянь Фу и Ули Джень первыми в Китае посадили чай, стали выращивать и продавать его. Чай был, в чистом виде роскошью, его использовали в ритуалах императорских дворов и в ритуалах высшей знати до того момента, пока не появился в VII веке н.э. Луй Юй. Он был великим литератором. Литературных трудов его сохранилось достаточно мало. Но в «Чайным каноне», который до настоящего времени является классикой чайного дела, Луй Юй впервые систематизировал и классифицировал все аспекты существования чая в человеческой традиции. Сейчас существует огромное количество изданий «Чайного канона».

Луй Юй, проявляя интерес к чаю, собирал его повсеместно, заваривал, описывал процесс чаепития и ощущения (Фото 1). Благодаря этому Луй Юй сохранился в памяти людей как Божество чайного дела. В то время чай производили не рассыпной, к которому мы все привыкли, а только прессованный. В древние времена чай варили на открытом огне. Существовал специальный способ варки чая Луй Юя, который описан в его текстах.

Луй Юй ввел моду на чай в аристократических кругах общества. Чай стали пить многие и Луй Юя приглашали ко двору императора как ученого-исследователя чая. После кончины Луй Юя, заложенная им чайная традиция развивалась несколько веков, вплоть до династии Сунь, XII века н.э. В XIII веке Китай был захвачен монголами во главе с Куделай Ханом, и в Китае стала править монгольская династия Юань, которая просуществовала до XV века. Чай в это время пили мало, литературных трудов о чае не писали.

Монголы изначально отрицательно относились к чаю, но постепенно они ассимилировались с местным населением, к чаю привыкли и полюбили. Впоследствии, после падения монгольского правления, династия Мин внесла новую веху в развитие чайной культуры.

До конца не выяснены обстоятельства - почему, но прессованный чай перестали производить в Китае. Началась эра чая рассыпного, что в корне изменило и технологию заваривания, и культурную среду употребления чая. Появились новые предметы для чаепития. В частности, чайники для заваривания появились во времена династии Мин. С приходом последующих династий чай стал проникать на Запад. Во времена правления династии Цин стала развиваться торговля чаем.

Англичане, оценив по достоинству благотворное влияние чая на здоровье, изъявили желание его покупать. Но китайские императоры Кхан Си и Цянь Лун запретили торговлю чаем, мотивируя это тем, что нет ничего за пределами «поднебесной» (никакого товара) что необходимо покупать для китайского народа. Империя наша столь велика, что есть здесь все для процветания страны.

Хитроумные англичане соблазнили китайцев табаком. Кхан Си, увидев пагубное влияние табака на человека, запретил его продажу. Тогда англичане предложили китайцам опиум, выращиваемый ими в Индии. Началась эпоха опиумных войн, во время которой англичане выкрали чайные кусты, посадили их в Индии и 1836 году получили первый урожай чая. Отсюда начинается новая история чая, чая индийского. [8]

Глава 2. Производство чая

.1 Выращивание и сбор чая

Основные районы выращивания чая - это Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия. Комбинация сырого влажного и прохладного климата, богатой плодородной почвы, непрерывного ливня и постепенно скошенного ландшафта дает несравненный и уникальный аромат чая. Проявление уникального и отличного аромата происходит при сборе в течение всего сельскохозяйственного сезона с месяца марта до ноября каждый год (Фото 4). Можно выделить четыре чайных сезона.

Первый сезон (конца февраля до середины апреля). Весна - сезон жизни, пробуждения и свежести. После холода и спящих зимних месяцев жизнь набирает новые обороты, и это также очевидно с появлением новых побегов на чайных кустах с их нежными, хрупкими листьями и серо-зеленым блеском на них. Напиток характеризуется легким полупрозрачным цветом и мягким вяжущим вкусом, который придает живой характер по отношению к чаю. Отличительной особенностью этого "Первого сезона" является ароматный цветочный запах и яркий известково-зеленоватый оттенок листьев.

Второй сезон (май-июнь). Производства всемирно известного «Летнего чая» начинается с месяца мая. Второй сезон характеризуется сочными, влажными листьями с весьма привлекательным бирюзовым, багрянистым цветком и легкой мерцающей солнечной вершиной (почками). Летние листья отличаются более ярким цветом от весенних листьев. Они характеризуются более зрелой и крепкой заваркой. Отличительной особенностью летних листьев чая является их яркий медный или багрянистый оттенок.

Третий сезон (с июля по сентябрь). Так называемый «МуссонЧай» формирует большую часть смеси чаев «для завтрака». При заваривании этого чая проявляется гораздо больше цвета, заварка из него наиболее насыщена. Как правило, чаи, собранные в этот сезон больше всего насыщены влагой, так как собираются в сезоны дождей.

Четвертый сезон (с октября по ноябрь). В течение октября и ноября «осеннее качество» придает чаю тот самый аромат, который особо ценится любителями чая. Заварка передает тонкий характер чая, собранного осенью. Она сверкает серебристым, мерцающим и в то же время легким коричневатым оттенком и обладает нежным медным жаром. У этого чая есть восхитительная отличительная особенность, его вкус полностью отличается от чаев весеннего и летнего периода. Чай поздней осени имеет еще и золотой медно-красный оттенок и характеризуется совершенно новым великолепным свежим ароматом. [3]

Фото 4. Сбор чая

Листья чая собираются и сортируются вручную: для чаёв наиболее высокой сортности (и стоимости) используются нераспустившиеся почки и самые молодые листья, лишь первая-вторая флешь (первая-вторая группа листьев на побеге, считая от конца); более «грубые» чаи делают из зрелых листьев. Труд сборщиков достаточно тяжёлый и монотонный: соотношение массы готового чёрного чая и сырого листа - около ¼, то есть на изготовление килограмма чая требуется собрать четыре килограмма листа. Норма выработки для сборщиков составляет 30-35 кг листа в день, при том, что необходимо соблюдать стандарты качества и брать с кустов только нужные листья. Сырьё для высокосортных чаёв часто растёт на небольших плантациях (площадью около 0,5 га <#"605581.files/image003.gif">

Фото 3. Чайная фабрика

.3 Упаковка и продажа чая

Упаковка - незамеченный герой глобального бизнеса чая. На чайных плантациях растут прекрасные чайные кусты, однако полагается упаковывать чай, чтобы продать свою продукцию. Каждый грамм чая, после того как его собрали, и до момента потребления существует в контейнере, и продавец должен упаковать чай по законам розницы, указывая вес, место происхождения и адрес организации. Фактически весь чай, который продается в рознице, находится в маркированной упаковке.

Самая широкая тенденция упаковки чая - картонная. (Фото 4, 5, 6, 7) Другие упаковки существую, но в меньшем количестве. Самыми дешевыми упаковками считаются пластиковые пакеты, а самыми дорогими, сделанные из таких материалов, как медь, керамика, фарфор, дерево. Хотя такие престижные упаковки поднимают статус торговли чаем, самой популярной упаковкой остается картон.

Бесчисленные миллионы картонных коробок чая находятся на полках магазинов во всем мире. Эти коробки являются первым средством для продвижения своих брендов компаниями, продающими чай. Самые успешные компании чая нанимают лучших дизайнеров и специалистов по рекламе. Даже юристы участвуют в оформлении упаковок, консультируя по вопросам надлежащей маркировки и торговой марки, авторского права, чистого веса, содержания и требований к чистоте или здоровья. Восприятие покупателем упаковки продвигает бренд компании.

Изображение, представленное на упаковке, в значительной степени определяет успех или неудачу партии чая. Внешний вид упаковки стимулирует эмоции потребителя, которым зачастую является женщина, так как в основном женщины делают покупки для семьи. Цвет, изображения, рекламные тексты, и все это в совокупности содействует выбору потребителя. [4]

Фото 4. Расфасовка чая

Фото 5

Фото 6                          Фото 7

2.4 Полезные и вредные свойства чая

Лу Юй так сказал о чае: "Он утоляет жажду, избавляет от сонливости и головных болей, проясняет зрение, силой наполняет конечности, от него начинают двигаться все сто суставов. Легко справляется он с сотней видов болезней и по своему воздействию подобен божественной сладкой росе".

Полезные свойства чая. Чай, который производится из листьев, полезен, поскольку он в основном состоит из безопасных элементов, таких как вода, фитохимические вещества и кофеин. Зеленый чай, однако, содержит только четверть количества кофеина по сравнению с количеством, содержащимся в кофе, и около половины количества кофеина, содержащимся в черном чае. Листья зеленого чая не ферментированы, в отличие от черного чая, поэтому в черном чае содержится больше кофеина. (Фото 7, 8) Это означает, что люди могут наслаждаться зеленым чаем больше, из-за меньшего содержания кофеина.

Зеленый чай имеет много различных преимуществ. Исследователи обнаружили, что потребление зеленого чая может помочь в профилактике некоторых заболеваний и оказать общее укрепляющее действие на организм. Одна из причин, почему зеленый чай так полезен, связана с тем, что он богат антиоксидантами, которые содержатся в растениях. Они сильнее, чем витамины C и E, очень полезны для сердца, сосудов, а также помогают естественной защите организма от заболеваний, таких как рак мочевого пузыря, молочной железы, толстой кишки, пищевода, легких, поджелудочной железы, предстательной железы, кожи и желудка. Употребление зеленого чая помогает укрепить иммунную систему, снизить вред от химических веществ дыма сигарет и алкоголя. Так же рекомендуется употреблять зеленый чай желающим нормализовать свой вес, и в качестве профилактики кариеса. [5]

Фото 7. Кружка с зелёным чаем

Фото 8. Листья зелёного чая в кружке

Вредные свойства чая. Чай является одним из наиболее широко потребляемых напитков. В первую очередь он употребляется как горячий напиток стимулирующего воздействия. Человек, выпив чай, чувствует себя более бодрым. Это чувство приводит к привычке чаепития, которая со временем становится более глубокой корни, и от которой трудно отказаться.

Наиболее активным веществом в чае является кофеин. Это наркотик, поскольку он стимулирует центральную нервную систему. Эффект длится недолго, но последующими симптомами чрезмерного употребления могут быть вялость, головная боль, беспокойство, раздражительность и бессонница. Все это показывает, что это довольно сильный препарат, который может привести к потенциальным проблемам со здоровьем.

Вредное воздействие чрезмерного употребления чая сказывается на расстройстве желудка т.к. чай замедляет пищеварение. Это препятствует действию пищеварительного фермента слюны, которая действует как вареный крахмал. Танин тормозит этот процесс. Этот эффект, однако, может исчезнуть, как только в чай добавляется немного молока. Замедление пищеварения желудка может привести к образованию газов, диареи и запора.

С другой стороны, эксперименты показывают, что пять чашек чая может увеличить мочеиспускание на 400-500%. Это не очень хорошо для людей, уязвимых к заболеваниям, связанными с почками. Продолжительная стимуляции кофеином почек может повредить их. Чай может также способствовать появлению камней в почках. [5]

2.5 Чайная церемония

Элегантно пить чай мир научили китайцы. Именно в Китае зародились традиции проведения чайных церемоний. (Фото 9) В Поднебесной к чаю особое отношение - это не просто национальный напиток, а "огонь жизни" и "самое мудрое из всех растений". Поэт Лу-Тунг писал много веков назад: "Первая чашка смачивает губы и горло. Вторая избавляет меня от одиночества. Третья пронизывает… Седьмая чашка - ах, как жаль, что я больше не могу выпить!" Для китайца немыслимо не предложить гостю чай. Это первый знак дружеского отношения. С чашки чая начинаются не только приятельские беседы, но и деловые переговоры. И, разумеется, напиток должен быть только что приготовленным. На этот счет есть пословица: "Свежезаваренный чай - бальзам, чай, оставленный на ночь, - змея".

Нам, суетным жителям XXI века, привыкшим топить в кипятке пакетики с веревочками, китайское искусство чаепития, требующее не только специальных приспособлений, но и постижения основ медитации, может показаться сложным, непонятным, отягощенным "архитектурными излишествами". Традиционная чайная церемония называется гунфу-ча, где последний слог переводится как "чай", а первые два - "высшее искусство". Разумеется, и на родине чая существует фаст-фуд, и далеко не все могут позволить себе, как их предки, чаевничать с чувством, толком, расстановкой. Основная цель чайной церемонии - раскрыть аромат и вкус чая. Да и звуки бамбуковой флейты, нежные и переливчатые, как шелк, маленькая изящная посуда, замысловатые предметы чайной утвари не вызывают желания размахивать руками. Спокойное состояние духа - непременное условие церемонии.

Фото 9. Чайная церемония

 

Фото 10. Заварочный чайник

 

Разговор за чаем нужно вести, прежде всего, о самом чае. Уместно вспомнить и чайное божество (его изображение у китайцев принято ставить рядом с чайными аксессуарами). Чайным божеством был признан после смерти философ и поэт Лу Юй - автор "Священной книги о чае" (другой вариант перевода - "Канон чая"), вышедшей в 780 году. Свой трехтомный трактат Лу Юй написал по заказу торговцев и предусмотрел в нем все нюансы и мелочи. Повторить их точь-в-точь сегодня невозможно, наверное, даже в самой Поднебесной.

Чайный напиток приготавливается, преимущественно, завариванием: сухой чай заливается горячей водой и настаивается в течение некоторого времени. Дозировка сухого чая, время настаивания и температура <#"605581.files/image012.gif">

Фото 11. Фарфоровый чайник

Фото 12

. Сначала воду заливают или до половины чайника (черный чай), или до одной трети (смесь зеленого и черного чая), или же до одной четвертой и менее (зеленый чай). После первого этапа заваривания чайник следует быстро закрыть крышкой, а затем льняной салфеткой так, чтобы она покрывала отверстия в крышке и в носике чайника. Это делают не столько для утепления, сколько для того, чтобы ткань салфетки впитывала выходящие из чайника водяные пары и одновременно задерживала аромат чая. С этой целью еще лучше накрывать чайник льняным мешочком, наполненным сухими чайными листьями. Но ни в коем случае нельзя накрывать чайник различными утеплителями-подушечками, куклами-матрешками на вате и т. п. В этом случае чай преет и делается невкусным, как говорят, пахнет веником.

. Закрыв чай, дают ему отстояться. Время настоя зависит от жесткости воды и сорта чая. Наилучший срок для хороших сортов черных чаев при мягкой воде - 3,5-4 минуты. За это время не успевает улетучиться нежный аромат и в то же время чай в основном успевает экстрагироваться. Зеленые чаи, где большее значение имеет не аромат, а вкус, можно настаивать от трех до семи минут в зависимости от сорта, а грубые сорта зеленых - еще дольше, до десяти минут.

5. Когда чай настоится, чайник доливают кипятком, но не совершенно доверху, а, оставляя свободными 0,5-1 см до крышки (при заваривании зеленых чаев второй раз заливают через две минуты до 3/4 или 2/3 чайника и только третий раз, еще через три минуты, заливают почти доверху).6. По окончании заваривания необходимо обратить внимание на появление мутно-коричневой (но не белой - показателя недокипевшей воды) пенки. Если пена есть, значит, чай заварен правильно: время кипячения воды и заваривания настоя выдержано точно, чай не перестоял и из него не улетучился аромат.

. После этого чай можно разливать по чашкам. (Фото 12) Обычно в инструкциях по приготовлению чая добавляют "разливать по вкусу". Это несколько туманное указание на практике привело к тому, что уже заваренный чай стали систематически разбавлять кипятком. Между тем на Востоке и в ряде европейских стран, особенно в Англии, где имеются давние традиции чаепития, заваренный чай не разводят водой. Надо сразу готовить чай нужной концентрации и разливать из "заварочного" чайника в чашки без дополнительного разбавления кипятком. Только в этом случае можно гарантировать, что получится действительно настоящий, высококачественный напиток, приятный на вкус и не утративший аромата. Чай следует употреблять в течение четверти часа после заваривания. Оставлять чай на несколько часов, а тем более на другой день нельзя. Свежий чай подобен бальзаму. Чай, оставленный на ночь, подобен змее - образно сказано в одной восточной пословице. [10]

2.7 Типы и сорта чая

В зависимости от обработки чайного листа различают чёрный, зеленый, красный и желтый чай. Черный чай - это лист, прошедший все этапы обработки (завяливание, скручивание, ферментация, сушка, сортировка). Зеленый проходит только скручивание и сушку. Его называют еще неферментированным. Между ними - желтый и красный чаи. Это лист, прошедший завяливание, частичную ферментацию, скручивание и сушку. Желтый чай ближе к зеленому, красный - к черному.

Фото 13. Жёлтый чай

Фото 14. Красный чай

Фото 15. Черный чай

По характеру механической обработки черные и зеленые чаи делятся на рассыпные, прессованные и экстрагированные.

Наиболее популярны рассыпные, или байховые чаи. Название "байховый" происходит от китайского "бай-хоа" - "белая ресничка". Так поэтично называют типс - едва распустившуюся почку с легким налетом, придающую чаю особую тонкость. Чем больше типсов в рассыпном чае, тем выше ценность чая. Черные байховые чаи подразделяются на листовые (крупные), ломаные (средние), мелкие (высевки, крошка) и цветочные. Обычно ломаные сорта содержат значительную долю более молодых побегов, в то время как листовые сорта состоят из более зрелых и жестких листьев. Есть еще и более сложная единая международная классификация листового и ломаного чая в зависимости от рода листа.

Листовые и ломаные чаи:

"Флауэри Пеко" (Flowery Pekoe -"FP") - чай, содержащий не слишком скрученные листы; "Оранж Пеко" (Orange Pekoe - "ОР") - вторые листики, дающие апельсиновый цвет; "Пеко" (Рekoe - "P") - чай, содержащий толстые, жесткие, не слишком скрученные листья "Пеко сушонг" (Pekoe Souchong - "PS") - чай, содержащий наиболее крупные части листьев.

Ломаные (средние) черные чаи:

"Брокен Оранж" (Вroken Оrange -"BOР") - чай со значительной примесью листовых почек. "Брокен Пеко" (Вroken Рekoe - "BP") - чай, содержащий много листовых прожилок; "Брокен Пеко Сушонг" (Broken Pekoe Souchong - "BPS") - чай, содержащий наиболеекрупные части листьев, свитые шариками; "Пеко Даст" (Pekoe Dust) - наиболее измельченный чай.

Фото 16. Ломаный чай

Фото 17. Цветочный чай

Мелкие черные чаи: "Фаннингс "(Fannings - "Fngs") - высевки, порошковый чай из старых листьев; "Даст" (Dust - "D") - крошка, наиболее измельченный чай, применяется для пакетирования.

Цветочные чаи: Цветочный чай не имеет цветочного аромата и не содержит цветков чая, они в производстве чая не используются. (Фото 17) Это чай высшего сорта, "супер", с очень высоким содержанием типсов, обладающий очень тонким, стойким, удивительно приятным ароматом и вкусом. Эти обозначения обычно указываются на этикетках импортных чаев.На упаковках встречаются также буквенные обозначения характеристик качества чая:"Т" (tip - "кончик") - чай высшего качества, полученный из нераспустившихся листовых почек или с большим количеством их добавок; "F" (flowery) - цветочный чай, содержащий молодые побеги чая; "F" (fannings) - мелкий дробленый отсев листьев резаного чая или приготовленного традиционным способом, дающий крепкий, сильно окрашенный напиток;"О" (orange) - связывают с голландской королевской фамилией Оранских - чай из вторых листьев на ветке;"В" (broken) - так называемый чай из ломаных или резаных листьев, дает крепкий настой;"G" (golden) - первосортный чай с золотистым настоем;"Р" (pekoe) - чай из более коротких и грубых листьев, самый дешевый из марочных чаев;"S" (souchong) - чай, содержащий наиболее грубые части листьев, не очень хорошо скрученные, дает слабый настой; так же обозначаются смеси чая лучших сортов (special). Кроме того, используются следующие обозначения: "Orthodox", или "Leaf Tea" - листовой чай. "Blended" - смеси из различных сортов; "Pure" - чистый, не смешанный чай.

Прессованные чаи производят из некондиционного сырья (стебельков, старых листьев, чайной пыли), возникающего в процессе переработки чайного листа на любой чайной фабрике. Более крупные остатки прессуют в плитки и кирпичи, более мелкие таблетируют. (Фото 18, 19) Мелкие чаи используются и в пакетиках.

Интересно, что идее производства пакетированного чая мы обязаны импортеру из Нью-Йорка Томасу Саливану (1904 год). Желая сэкономить при рассылке образцов клиентам, он решил паковать их не в металлические баночки, как было принято, а в шелковые мешочки. Поскольку это было незнакомо торговцам, они решили, что мешочек

нужно опустить прямо в чашку, это понравилось, и Саливану стали заказывать чай именно в такой упаковке.

Первые мешочки были из шелка или хлопка, содержали по 2 г чая, фасовка происходила вручную. Позднее для изготовления пакетиков стали использовать перфорированный целлофан, а сейчас используется особая, обесцвеченная окислением бумага, не влияющая на вкус напитка.

Весь процесс пакетирования механизирован: применяются специально сконструированные машины, ежеминутно заполняющие тысячи пакетиков любой (круглой, квадратной, пирамидальной) формы. Каждый пакетик содержит в среднем 2,27г чая.

Фото 18. Прессованный зелёный чай

Фото 19. Прессованный чёрный чай

Экстрагированные чаи производятся в виде жидкого экстракта или в сухой кристаллической форме. Это быстрорастворимые чаи. Их выпускают в герметической упаковке. Торговые сорта чая отличаются от промышленных. Их получают путем смешивания различных промышленных сортов. Названия некоторых специальных чаев происходят от единственных в своем роде смесей, куда они входят, от соответствия какому-либо времени суток или от имени их создателя. Например, "Английский завтрак" (English Breakfast), "Послеобеденный чай" (Afternoon Tea), "Серый граф" (Earl Grey). Чаи с травяными или фруктовыми добавками не считаются настоящим чаем.

Так например, традиция смешивания чаев разного происхождения имеет в России давнюю историю. Столетия назад, когда еще не было железных дорог, чай из Азии перевозили караванами верблюдов. Путь был долог и опасен, снабжение - непостоянно. Не желая терять ни грамма драгоценного груза, торговцы смешивали разные прибывающие чайные грузы и продавали смеси даже охотнее, чем отдельные их составляющие. Так появился чай "Караван", обладавший отменным вкусом и пользовавшийся большим спросом.

Смешивание, или купажирование - сложный, тонкий процесс, требующий напряженной работы людей редкой профессии, которые дегустируют чай - титестеров. Они должны обладать необычайно тонким вкусом и обонянием и постоянно быть в состоянии выполнить большой объем работы.

Чайные фирмы имеют, как правило, свои рецептуры смешивания. Для зарубежных титестеров главное - вкус чая и цвет разваренного листа. Наши специалисты выделяют пять показателей: внешний вид, интенсивность настоя, аромат, вкус и цвет разваренного листа. Смешивать можно чаи одной страны и чаи, выросшие в разных странах.

Если на коробке вы видите "Сделано в Китае", значит, эта смесь состоит из различных сортов, выросших в Китае. Точно так же - в Индии, Шри-Ланке и т.д. Смеси, составленные из сортов чая разных стран, имеют особые названия, например "Юбилейный", "№ 36", "№ 300", "Купеческий" и другие.

Ароматизированные чаи можно получить из всех типов байховых чаев. (Фото 20, 21) Ароматизация не влияет на биохимический состав чая. В результате нее чай приобретает какой-то один, дополнительный, четко выраженный аромат. Ароматизируют чаще всего чаи среднего качества и лишь иногда высокого.

Существуют два способа ароматизации. Один, ручной, известен с древних времен. В готовый чай добавляют различные душистые цветы, коренья, семена растений, например жасмин, семена аниса, корни ириса и кукурмы. Чай, еще теплый после сушки, рассыпают слоями, перемежая их со слоями ароматизаторов, тщательно перемешивают. Через определенное время ароматизатор вручную выбирают из чая. Затем чай снова подсушивают и добавляют иногда сухие ароматизаторы - примерно 2,5 кг на 50 кг чая. Это дорогой способ. Второй способ дешевле. Это ароматизация с помощью синтетических эссенций, которые повторяют формулу своих природных аналогов. Наличие ароматизаторов указывается на упаковке.

Российские потребители скептически относятся к искусственным ароматизаторам. Но специалисты Института питания утверждают, что эссенции не вредны для здоровья, а по качеству и вкусу часто превосходят натуральные продукты. В международном масштабе качество чая оценивается по 10-балльной системе, от "самого редкого" до "низшего". Между ними - сорта "высочайший", "высокий", "хороший средний", "средний", "ниже среднего". На территории СНГ продаются главным образом сорта "средний" и "ниже среднего". Торговые обозначения сортов - "высший", "первый", "второй", "третий". Как правило, чаепроизводящие страны и фирмы специализируются на определенных типах и сортах чая. Пожалуй, только Китай производит все, а красные и желтые чаи делают вообще только здесь. Япония специализируется главным образом на зеленых байховых чаях, а Шри-Ланка, Индонезия, Россия выпускают только черные. В Лаосе есть синий чай, представляющий собой своеобразную разновидность зеленого. Крупные фирмы, торгующие чаем, обычно включают в название чая название фирмы и сорт. В России название дается по местности, где произрастает чай, и указывается сортность: "Краснодарский", "Грузинский, экстра" и т.д. [11]

Фото 20. Ароматизированный чай

Фото 21. Кружка с ароматизированным чаем


В настоящее время в мире насчитывается более 30 стран, производящих чай в промышленных масштабах. Общий ежегодный объём производства составляет свыше 3.5 миллионов тонн чая, и с каждым годом эти цифры неизменно возрастают. Интенсивный рост чайного производства не случаен - он напрямую связан с увеличением спроса на чай, которое сегодня наблюдается повсеместно. [15]

Ведущими странами-производителями и экспортёрами чая, входящими в так называемую «Большую чайную семёрку», являются:

·  Индия

·        Китай

·        Тайвань

·        Шри-Ланка

·        Япония

·        Кения

·        Индонезия

Индия - один из крупнейших мировых производителей и экспортёров чёрного чая. (Фото 25) Преимущественное производство чёрного чая, безусловно, ориентировано на западного потребителя. Однако ассортимент индийского чая исключительно разнообразен. В Индии производятся все известные нам виды чёрного чая - от ароматного листового «ортодокса» до крепкого СТС, дающего насыщенный терпкий настой. В северных районах Индии также изготавливают зелёный чай, который отличается приятным вкусом и очень тонким, немного пряным букетом.

Китай на протяжении веков остается лидером чайного производства и главным экспортёром зелёного чая. (Фото 22) Китай - это родина чайного дерева, и именно здесь зародилась самобытная чайная культура, которая сегодня распространилась по всему миру.

Фото 22. Плантации чая в Индии

Однако уникальность китайского чая заключается не только в этом. Главное его достоинство - в исключительном разнообразии сортов: здесь производят абсолютно все виды чая. Некоторые китайские чаи поистине уникальны, поскольку больше их не изготавливают нигде в мире.

Фото 23. Плантации чая в Китае

Тайвань формально имеет статус одной из провинций Китая, однако благодаря сложившимся здесь самобытным чайным традициям вполне приемлемо говорить о Тайване как об отдельном и самостоятельном чайном регионе. (Фото 24) Здесь производят различные сорта чая, в том числе и черные, и зеленые, но известен этот остров, прежде всего, изысканными высокогорными улунами.

Фото 24. Плантации чая на Тайване

Шри-Ланка - родина прославленных цейлонских сортов.(Фото 28) Наряду с Индией эта страна является ведущим экспортёром чёрного чая. На острове производятся в основном листовые чаи «ортодокс», однако определённое количество чая вырабатывается методом СТС. В последнее время Шри-Ланка поставляет на мировой рынок не только чёрный, но и зелёный чай, популярность которого в Европе и Америке неуклонно возрастает.

Фото 25. Плантации чая в Шри-Ланке

Япония - это страна, в которой чайная культура формировалась столетиями. (Фото 25) И хотя японцы производят только зелёный чай, чай этот исключительно разнообразен по своей вкусовой гамме. Благодаря особому уходу за чайными деревьями и уникальным технологиям обработки японские сорта зелёного чая легко отличить от любых других.

Фото 26. Плантации чая в Японии

Кения сегодня удерживает за собой значительную долю мирового чайного рынка. (Фото 26) И хотя чаеводством кенийцы занялись сравнительно недавно (в начале XX века), очень скоро эта страна смогла стать одним из крупнейших экспортёров чёрного чая в мире. Благодаря благоприятным природным условиям в Кении производится качественный чёрный чай, отличающийся особой крепостью и приятной терпкостью.

Фото 26. Плантации чая в Кении

Индонезия также является серьезным игроком на мировом чайном рынке. (Фото 26) Здесь производятся не только чёрные листовые чаи и СТС, но и зелёный чай. Индонезийский горный климат создаёт идеальные условия для выращивания качественного чая, отличающегося полнотой вкуса и насыщенностью аромата. [15]

Фото 27. Плантации чая в Индонезии

Рассматривая общемировые тенденции чайной индустрии, можно отметить следующее.

1. Производство черного чая в 2010 году увеличилось до 2.4 млн. тонн, с ежегодным средним темпом роста 1.2% с 2.15 миллионов тонн в 2000. Этот рост обусловлен в значительной степени повышением урожайности.

Большинство африканских производителей наблюдают существенный рост производства, поскольку кустарники чая достигли оптимального возраста для наибольшей урожайности и навыки производства маленьких производителей значительно улучшились. Например, производство в Кении выросло на 2.3% в год от 236 300 тонн в 2000 до

304 000 тонн в 2010, в то время как темпы роста в Танзании и Уганде составляют 1.7% и 2.7% соответственно.

Большинство производителей в Азии испытают устойчивый рост в производстве. Индонезия достигла ежегодного роста 1.1%, от 130 600 тонн в 2000 до 147 000 тонн в 2010. За тот же самый период, в производстве Индии, самой большой в мире стране-производителе черного чая, происходит рост на 2.5% до 1.07 млн. тонн, что составляет почти 44% глобального производства, по сравнению с 38% в 2000. Производство чая в Шри-Ланке достигло 329 000 тонн к 2010, ежегодный средний темп роста 0.7%. Производство черного чая в Китае уменьшилось до 54 000 тонн, т.к. как предпочтения отданы производству других чаев с более сильными перспективами для рынка.

Доля трех крупнейших стран-производителей черного чая - Индии, Кении и

Шри-Ланки составляет 70% мирового производства чая в 2010, по сравнению с 63% в 2000. (Таблица 1)

Таблица 1

Производство черного чая

Страна

2000 год (тыс. тонн)

2010 год (тыс. тонн)

МИРОВОЕ

2 145

2 443

АФРИКА:



Кения

236

304

Малави

42

42

Уганда

29

39

Танзания

24

29

АЗИЯ:



Индия

815

1 070

Шри-Ланка

05

329

Индонезия

131

147

Китай

54

Бангладеш

54

62


. Мировой экспорт черного чая достиг в 2010 году 1.14 млн. тонн, отражая среднее ежегодное увеличение на 1.1% с 1 млн. тонн в 2000.

Наибольшее увеличение в Африке, где производство продолжает расти, в то время как внутреннее потребление останется маленьким. Экспорт из Кении увеличился на 2.6% ежегодно от 208 200 тонн в 2000 до 275 000 тонн в 2010, давая Кении 32% глобального экспорта. В то же время доля экспорта Малави осталась неизменной в 38 000 тонн.

Большинство стран-экспортеров черного чая в Азии испытывают небольшие снижения в экспорте в связи с ростом в доходе и населении, который способствует внутреннему потреблению. Например, экспорт из Индии и Индонезии уменьшился на 2.4% до 150 890 тонн и на 1.1% до 87 000 тонн, соответственно. Наоборот, экспорт из Шри-Ланки увеличился от 281 000 тонн до 293 400 тонн, с ежегодным средним темпом роста в 0.4%. (Таблица 2)

Таблица 2

Экспорт чёрного чая

Страна

2000 год (тыс. тонн)

2010 год (тыс. тонн)

МИРОВОЕ

1 008

1 139

АФРИКА:



Кения

208

275

Малави

38

38

Уганда

26

38

Танзания

22

28

АЗИЯ:



Индия

198

151

Шри-Ланка

281

293

Индонезия

98

87

Китай

28

21

Бангладеш

18

17


. В 2010 году чистый импорт черного чая в мире достиг 1.15 млн. тонн, отражая среднее ежегодное увеличение на 0.6% от 1.08 млн. тонн в 2000. Чистый импорт в странах бывшего Советского Союза увеличился от 223 600 тонн до 315 200 тонн, ежегодный средний темп роста 3%. Пакистан увеличил чистый импорт черного чая на 2.9% ежегодно от 109 400 тонн до 150 000 тонн. Соединенные Штаты увеличили чистый импорт на 1.4% в год до 94 300 тонн, в то время как Япония увеличила чистый импорт с 18 000 до 22 000 тонн, ежегодный средний темп роста 1.8%. Напротив, чистый импорт Великобритании уменьшился на 0.6% ежегодно до 125 500 тонн. Эти главные импортеры вместе составляют приблизительно 60% глобального чистого импорта. (Таблица 3)

Таблица 3

Потребление чёрного чая

Страна

2000 год (тыс. тонн)

2010 год (тыс. тонн)

МИРОВОЕ

2 214

2 413

Чистый импорт

1 077

1 146

АЗИЯ:



Пакистан

109

150

Япония

18

22

ЕВРОПА:



Великобритания

134

126

Германия

10

22

9

7

Голландия

15

17

Ирландия

11

11

Италия

4

4

СНГ

224

315

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА:



США

81

94

Канада

15

19

ОКЕАНИЯ:



Австралия

14

11

Внутреннее потребление

1 137

1 267

АФРИКА:



Кения

28

29

Малави

4

4

Уганда

3

1

Танзания

1

1

АЗИЯ:



Индия

617

919

Индонезия

33

51

Китай

37

31

Бангладеш

36

45

Шри-Ланка

24

36


. Производство зеленого чая увеличилось с 680 700 тонн в 2000 до 900 000 тонн в 2010, отражая ежегодный средний темп роста 2.6%. В течение этого периода, производство в Китае выросло на 2.7% в год от 500 000 тонн до 671 000 тонн, составляя 75% глобального производства зеленого чая в 2010, по сравнению с 73.5% в 2000. Производство в Японии выросло с 0.1% до 90 800 тонн, в то время как производство во Вьетнаме увеличилось на среднюю норму 2.5% до 50 000 тонн. Продукция в Индонезии выросла на 2.3% ежегодно, чтобы достигнуть 49 000 тонн.

. Экспорт зеленого чая показал существенную восходящую тенденцию в соответствии с производством. Мировой экспорт увеличился на 2.8% ежегодно от 186 800 тонн в 2000 до 254 000 тонн в 2010. Китай продолжает быть всемирным доминирующим экспортером зеленого чая, с экспортом, достигающим 210 000 тонн в 2010, отражая ежегодный средний темп роста 2.7%. В течение того же самого периода, экспорт из Индонезии увеличился на 3.8% в год до 12 000 тонн, в то время как экспорт из Вьетнама увеличился бы на 2.5% в год до 25 000 тонн. Япония потребляет почти все, что производит. (Таблица 4) [15]

Таблица 4

Производство и экспорт зелёного чая

СТРАНА

ПРОИЗВОДСТВО

ЭКСПОРТ


2000 год (тыс. тонн)

2010 год (тыс. тонн)

2000 год (тыс. тонн)

2010 год (тыс. тонн)

МИР

681

187

254

Китай

500

671

156

210

Япония

90

91

1

1

Вьетнам

38

50

19

25

Индонезия

38

49

8

12


Заключение

В ходе нашего исследования были рассмотрены следующие вопросы:

·  история развития чайной индустрии;

·        технология производства чая (от выращивания и сбора до упаковки и продажи),

·        полезные и вредные свойства чая;

·        особенности чайной церемонии в разных странах;

·        правила приготовления чая,

·        основные сорта чая;

·        география стран- производителей и экспортеров чая.

В ходе изучения данного вопроса мы пришли к следующим выводам:

·  изначально чай использовали в лекарственных целях. Только во время правления китайской династии Тан, пришедшей к власти в 618 году н.э, чай стали употреблять в качестве напитка;

·        чай прибыл в Европу через голландских и португальских моряков в начале 17-ого столетия;

·        основные районы выращивания чая - это Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия. (Комбинация сырого влажного и прохладного климата, богатой плодородной почвы, непрерывного ливня и постепенно скошенного ландшафта); в этих регионах выделяется 4 чайных сезона;

·        обработка чая ведется непосредственно на чайных фабриках первичной переработки и включает в себя следующие основные технологические процессы: завяливание, скручивание, ферментация и сушка;

·        в зависимости от обработки чайного листа различают чёрный, зеленый, красный и желтый чай;

·        по характеру механической обработки черные и зеленые чаи делятся на рассыпные, прессованные и экстрагированные;

·        чай, особенно зеленый, очень полезен для сердца, сосудов, он также помогает естественной защите организма от заболеваний, таких как рак мочевого пузыря, молочной железы, толстой кишки, пищевода, легких, поджелудочной железы, предстательной железы, кожи и желудка. Употребление зеленого чая помогает укрепить иммунную систему, снизить вред от химических веществ дыма сигарет и алкоголя. Так же рекомендуется употреблять зеленый чай желающим нормализовать свой вес, и в качестве профилактики кариеса;

·        каждая обособленная чаепотребляющая географическая область или страна сформировала свои «чайные традиции», отличающиеся способом приготовления, обстоятельствами и порядком употребления чая. Традиции эти более или менее строго выдерживались в прошлом, в разной степени им следуют и в настоящее время;

·        в настоящее время в мире создана целая чайная индустрия. Сегодня во всем мире чайная отрасль приносит около трех миллиардов долларов ежегодно. Чай выращивается и производится более чем в 40 странах мира. Каждый год производится более 2,5 млн. тонн чая, в основном в азиатских странах.

·  ведущими странами-производителями и экспортёрами чая, входящими в так называемую «Большую чайную семёрку», являются: Индия, Китай, Тайвань, Шри-Ланка, Япония, Кения, Индонезия;

·        наблюдается устойчивый рост в производстве черного и зеленого сортов чая.

Литература

1.      <http://www.zabko.ru/tea_seasons.html>

.        <http://www.zabko.ru/tea_package.html>

.        <http://www.zabko.ru/greentea_usefulness.html>

.        <http://www.zabko.ru/tea_harm.html>

.        <http://www.epochtimes.com.ua/ru/articles/view/4/17849.html>

.        <http://www.chadomik.ru/?pid=494>

.        <http://chai.rb1.ru/cont.php?rid=2&id=6>

.        <http://www.kleo.ru/items/house/tea_sort.shtml>

.        <http://www.tea.ru/288-4251.html>

Похожие работы на - Чайная индустрия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!