Разработка инновационного туристического продукта на остров Шри-Ланка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,03 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка инновационного туристического продукта на остров Шри-Ланка

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»






Курсовая работа по инновационным технологиям на тему

«Разработка инновационного туристического продукта на остров Шри-Ланка»

Выполнила студентка

Коновальчик Олеся Васильевна

Специальность

«Социально-культурный сервис и туризм»

Специализация Туризм

Форма обучения Очно-заочная

Руководитель курсовой работы

преподаватель кафедры туризма

и социально культурного сервиса

Бузас Дарюс

Санкт-Петербург 2014

Введение

Инновации в туризме - разносторонние организационно-управляющие нововведения, состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристских проектов, способность организации новых видов туристской деятельности, создание инновационных турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение туристского спроса, включающее в себя современные технологии. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, на значительное улучшение туристского сервиса.

Стоит заметить, что в туризме, как и в любой другой современной отрасли, существует специальный рынок новшеств, входящий составной частью в общий туристический рынок. Рынок инноваций образуется в условиях неопределенности, которая вытекает из самого характера инновационного процесса, и его становление следует рассматривать в связи с развитием предпринимательства в туристической сфере.

К рынку инноваций имеют отношение спрос и предложение инноваций, масштаб цен, покрытие спроса совокупностью инноваций и т. д. Эффект от внедрения инноваций, проявляется не только в экономической, но и в социальной сфере, где за счет повышения доходов более полно удовлетворяются общественные потребности и улучшается уровень жизни.

Актуальность данного исследования, заключается в том, инновации в сфере туризма могут быть использованы, как метод создания дополнительных разновидностей туристических услуг, внедрение новых, более прогрессивных технологий в реализацию уже существующих процессов.

По мнению автора, одной из интересных разновидностей инноваций является предложение и разработка новых туристских продуктов - например, уникальный лечебно-оздоровительный туризм. Помимо этого инновации могут предполагать и совершенствование видов потребления уже известного туристического продукта, а также услуг ресторанов и гостиниц, а также улучшение методов организации маркетинга и менеджмента в туризме. . Во всем мире выявляются ресурсы, способствующие развитию лечебно-оздоровительного туризма, в связи с этим развивается большое количество новых методов лечения.

Все более возрастает интерес среди туристов к отдыху на Шри-Ланке, так как этот остров, названный англичанами Цейлоном, знаменит не только самыми лучшими в мире чайными плантациями; его живописные золотые побережья, красивейшие бухты и заливы, национальные парки, богатые разнообразным животным и растительным миром, исторические архитектурные сооружения и огромное количество Спа-отелей, которые предлагают лечение традиционной медициной «аюрведа» не оставят равнодушным ни одного человека, посетившего остров Шри-Ланка поистине является жемчужиной Индийского океана.

Выбор туризма как одного из видов отраслевой специализации экономики, определяется не только наличием уникального комплекса туристских ресурсов, но и условиями наиболее эффективного использования потенциала территории при сохранении экологического и культурного наследия и равновесия.

Первая глава посвящена теоретическим аспектам, разработке и формированию турпродукта и понятию инновационной деятельности в туризме. Рассмотрены современные направления в развитии инновационных видов туризма.

Во второй главе речь идет о технологии создания инновационного туристического продукта. Составлено описание лечебно-оздоровительного тура на остров Шри-Ланка и произведены расчеты тура, показаны исследования туристского рынка на острове, указаны способы продвижения турпродукта.

Основной целью данной работы является - разработка инновационного туристического продукта

В рамках поставленной цели, были установлены следующие задачи:

Проанализировать понятие туристского продукта, его структуру;

Рассмотреть инновации в туризме;

Рассмотреть современные виды и направления инновационного туризма;

изучить основные методы продвижения турпродукта;

указать коммерческий интерес фирмы.

Объектом исследования является инновационная деятельность в туризме

Предметом - инновационный туристический продукт, а именно лечебно-оздоровительный тур

Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1 Турпродукт и его особенности

.1 Понятие и структура туристского продукта

Туристским продуктом называют все то, что в состоянии предложить туристический центр - туристу для удовлетворения всех его надобностей в туризме зависимо от цели и характера путешествия. Туристический продукт, прежде всего, базируется на существующих в дестинации ресурсах - природно-климатических, а также исторических, социокультурных, технических и других, способных удовлетворить надобности туриста непосредственно в процессе путешествия. Чтоб имеющиеся ресурсы получили характер туристских, необходимо иметь упорядоченную систему познаний туризма о данных ресурсах и умениях людей, способных предоставлять услуги и работы. Кроме этого нужна система предприятий индустрии туристической сферы, а также соседних и ряд общественных и политико-экономических условий, которые определяют доступность ресурсов и степень их востребованности обществом. Приведенные источники формируют упорядоченную структуру взаимоотношений, взаимосвязаны и, будучи раздельно, туристического продукта не создают.

Турист за потребляемый им продукт заплатит средства (наличные либо безналичные), какие он привезет из иной местности либо страны. То есть, говоря проще, имеет место определенный финансовый поток, и даже реальной денежной массы - зарубежной либо национальной валюты. Деятельность, связанная с обслуживанием туристов гарантирует дестинации рабочие места, как правило, для местного населения и создаст налогооблагаемую основу. Важная часть образующих туристских ресурсов априори опосредствованно принимает участие в создании туристического продукта и, хотя считается неотъемлемой долею такового, однако не оплачивается туристом, ведь никто не платит, например, за солнце, воздух или море на курорте, однако в не сезон, в период, когда характеристики потребления данных ресурсов не благоприятны, туристов нет (либо почти нет). Для целого ряда туров именно данные ресурсы являются основной привлекательной силой во время выбора туристом дестинации, а также сроков ее посещения.1.К туристским услугам относятся: - гостиничные, - транспортные, - экскурсионные, - переводческие, - бытовые, - коммунальные, посреднические и др.2 Существует узкая и широкая трактовка понятия «туристский продукт». Туристский продукт в узком смысле - это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии (например, гостиничный продукт, турпродукт туроператора, транспортное предприятие и т. д.). В широком смысле под «туристским продуктом» понимается комплекс товаров и услуг, образующих туристскую поездку (тур) или имеющих к ней непосредственное отношение.3Основным туристским продуктом является туристическая путевка, т.е. стандартный набор услуг (по желанию туриста), продаваемый туристам в одном «пакете». Туристскому продукту, наряду с общими специфическими характеристиками услуг, присущи свои отличительные особенности:1.Сложный характер системы взаимоотношений между различными компонентами. 2. Чрезвычайно эластичный спрос по отношению к уровню дохода и ценам и достаточно высокая зависимость от политических и социальных условий. 3.Невозможность оценки турпродукта до его потребления, которое в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги. 4.Отдаленность продукта и места потребления от потребителя (клиент преодолевает расстояние, отделяющее его от турпродукта, а не наоборот). 5.Зависимость турпродукта от таких переменных, как пространство и время. 6.Производство туристского продукта большим числом предприятий (каждое предприятие имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели). 7.Зависимость качества туристских услуг от соблюдения всех принципов создания турпродукта. 8.Влияние внешних факторов форс-мажорного характера на качество туристских услуг (природные условия, погода, политика в области туризма, международные события и т.д.).Структура туристического продукта -Ядро продукта тесно корреспондируется с так называемым ядром пользы (core benefits), связанным с главным мотивом путешествия. Итак, ядром пользы может быть удовлетворение потребности отдыха, посещение древнего города, улучшение состояния здоровья и тому подобное. Такое удовольствие требует одновременного предложения реальной композиции услуг с определенной структурой и качественным уровнем, то есть формирование реального продукта (tangible product). Ядро продукта, как правило, не бывает предметом сделки, поскольку признаки туристического спроса приводят к тому, что в состав продукта должны входить блага и услуги, которые удовлетворяют основную потребность и потребности комплементарные (например, безопасности, информации, питание).Содержание реального туристического продукта не является чем-то постоянным. Он изменяется в результате высокого уровня благосостояния общества, цивилизации и культуры и влияет па способ передвижения и проведения досуга. Составные части, которые образуют круг расширенного продукта, вызывают выделение продукта на рынке. "Новая конкуренция имеет место не столько между тем, что предприятия производят, как между тем, что добавляют к продукту". Сравнивая цели и условия туристической деятельности, легко заметить, что услуги, которые несколько или десятки лет раньше трактовано как дополнительные, со временем становились компонентами пакетов, которые определяют как стандартные. В современном маркетинге туристических услуг выделяют так называемый потенциальный продукт. Он представляет те элементы предложения, которые могут в будущем обогатить туристический продукт. Для услуги по размещению примером может быть доступ к компьютерной сети Internet в гостиничных номерах[1].

.2 Разработка и формирование турпродукта

Разработка турпродукта должна включать следующие этапы: 1.Формирование идеи нового турпродукта. 2. Анализ рынка в выбранном сегменте туров (предложение, спрос) и туристских ресурсов региона. 3.Формирование маршрута и программы тура. Выполнение (маршрут и программа): маршрут тура должен быть обоснован с точки зрения последовательности показа объектов, насыщенности программы и оптимального дневного километража. Программа тура должна иметь несколько модификаций: основной, сокращенный, расширенный вариант, а также тематические варианты и варианты, рассчитанные на отдельные целевые группы. Реализация тура должна предполагать возможность выбора вариантов размещения, питания и транспорта. Предварительная подготовка программы тура туроператором до момента публикации ее в виде публичной оферты включает работу по определению и разработке: - маршрута тура; - перечня туристских предприятий - исполнителей услуги; - периода предоставления туров каждым предприятием - исполнителем услуги; - состава экскурсий и достопримечательных объектов; - комплекса досуговых мероприятий; - продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута; - количества туристов, участвующих в путешествии; - видов транспорта для внутримаршрутных перевозок; - потребности в сопровождающих или гидах-сопровождающих, экскурсоводах, гидах-переводчиках, другом обслуживающем персонале и необходимой дополнительной их подготовки; - необходимого количества транспортных средств[1].

Также выполняется разработка карты маршрута -отбор основных поставщиков услуг, ценообразование и обоснование конкурентоспособности маршрута. Разработка документации турпродукта. Выполнение (поставщики): должен быть представлен обзор возможных поставщиков услуг (сколько компаний представлено на рынке, каковы критерии выбора каждого из поставщиков, обоснование выбора поставщиков для сотрудничества). Образец выбора транспортной компании - скачать. В отдельном файле должно быть представлено описание и фотографии всех выбранных поставщиков услуг. Выполнение (цена): цена туропродукта должна быть максимально дифференцирована: должны быть просчитаны варианты тура с разной программой (основной, сокращенный, расширенный вариант, а также тематические варианты), размещением (разные категории гостиниц на выбор), питанием (с питанием и без него), транспортом (от эконом. до VIP), количеством человек в группе (не менее 4 вариантов, начиная от индивидуального заказа). Рассчитывается себестоимость тура. В нее включаются издержки, связанные с выплатами поставщикам услуг, расходы на з/п персоналу (экскурсоводы, инструктора), накладные расходы (10% от себестоимости), расходы на продвижение тура. Итоговая цена тура рассчитывается с учетом прибыли (не менее 15 %), комиссии ТА (от 10 %) и налогообложения (6% с дохода при УСН и 34% с выплат по з/п). Итоговая цена сопоставляется с ценами на аналогичный турпродукт конкурентов (если количество дней в турах не совпадает - сравнение ведется в ценах за один тур/день). В случае ситуации, когда ваша цена будет превышать цены конкурентов, необходимо обосновать преимущества вашего тура. Выполнение (документация): Документация согласно ГОСТ Р 50681-2010 и Закону об основах туристкой деятельности: - технологическая карта туристского путешествия (экскурсии) - информационный лист Программа тура - документ, предоставляемый туристу туроператором. Программа тура, сформированная в виде публичной оферты, и предлагаемая к реализации, обязана содержать следующие данные: · план путешествия по дням с перечнем объектов показа и посещения · режим предусмотренного питания · категория мест размещения · стоимость тура · перечень услуг, входящих в стоимость · перечень дополнительных услуг. Презентация и продвижение турпродукта (разработка комплекса рекламно-информационных материалов). Выполнение: разрабатывается страница для каталога туроператора (А4 или А5), печатается рекламная продукция (буклет или флайер), создается презентация тура в ppt (или аналогичных программах), разрабатывается виртуальная карта тура (на платформе карт яндекс или google) - наносятся точки маршрута, дается краткая информация о них и фотография (во всплывающих окнах)[1].

.3Инновационная деятельность в туризме

В современных условиях инновационность является характерным признаком развития общества. В туристический бизнес этот аспект вносит особую значимость. Созданный туристический продукт нельзя оставлять неизменным, его нужно постоянно модернизировать. Растущие потребности граждан, которые, в свою очередь, становятся все более требовательными, обязывают к использованию современных достижений науки и техники, внедрению новых технологий питания и обслуживания. Для эффективного ведения туристского бизнеса необходимо раскрыть сущность понятия «инноваций в туризме» и определить основные направления инновационной деятельности в этой сфере. Туризм как особый социально-экономический и культурный феномен возник относительно недавно и перерос путешествия и в количественном и качественном планах. В настоящее время путешествие является важным, но далеко не единственным, а зачастую и не главным элементом туризма. Термин «инновация» в современном его понимании первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация - это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм. К основным функциям инноваций можно отнести следующие:

.вовлечение в производство новых производительных сил, повышение производительности труда и эффективности производства, сокращение различного рода затрат;повышение уровня жизни каждого человека и общества в целом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;

.приведение в соответствие структуры производства со структурой изменившихся потребностей, поддержание равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;

.конечный результат применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности. Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и управление ими - сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная, прежде всего, с классификацией нововведений[2].

В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения); вид инновации (инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения турпродукта/услуги, управление и т.д.);степень новизны (улучшающие, прорывные); широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие). Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и, тем самым, активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном, благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением[2].

Базируясь на положениях соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туризме инновационная деятельность развивается по трем направлениям: внедрение нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления; маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов; периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества. Несколько иной подход к определению основных направлений инновационной деятельности в туризме в своих работах показал Г.А. Яковлев. По его мнению основными направлениями инновационной деятельности туристских предприятий являются использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг, внедрение новых услуг с новыми свойствами, изменения в организации производства и потребления традиционных туристских услуг, вовлечение ранее не использованных туристских ресурсов, выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг и товаров. Г.А. Яковлевым не указано, по какому принципу проведена классификация. Рассмотрев предложенные варианты, нами предлагается объединить и усилить подходы, принимая во внимание данное ранее определение экономической категории «туристическая индустрия», и структурировать основные направления инновационной деятельности в зависимости от того, к какому элементу они относятся.

Туристский продукт - выпуск новых видов туристского продукта - внедрение услуг с новыми свойствами в традиционный туристский продукт - изменения в организации производства традиционных туристских продуктов и т.д. Субъект (граждане России и зарубежных стран, общественные, государственные и частные предприятия и организации туризма) - внедрение современных форм учета и отчетности - поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперации - формирование привлекательного образа страны - прямое участие государства в реализации инновационных программ - создание крупных инновационных центров - поддержка НИОКР в сфере туризма - создание венчурных инновационных фондов - создание сети технополисов, технопарков и т.п. - комплексные научные исследования в сфере туризма - совершенствование систем управления интеллектуальным потенциалом субъектов отрасли - содействие обмену информацией, навыками и технологиями между развитыми и развивающимися странами и т.д. Объект (все сферы связанные с туризмом) - производство инновационных продуктов и услуг - использование при производстве инновационных продуктов и услуг новых туристских ресурсов, ранее не использованных - обучение кадров для реализации и обновления их интеллектуального потенциала, технологической проработки процесса обслуживания - использование новейших разработок и технологий и т.д[2].

Организатор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обеспечивающий планирование и осуществление мероприятий, программ, создание и распространение турпродукта) - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные новые или усовершенствованные услуги, входящие в инновационный турпродукт - организация рекламы и сбыта инновационного туристского продукта (участие в специальных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров и пр.) - сохранение и усиление рыночных позиций - совершенствование системы управления, способствующее переводу взаимоотношений на качественного новый уровень - углубленное использование телекоммуникаций, создание и обработка баз данных и т.д. Участник - выявление и использование нового потребителя и нового рынка сбыта туруслуг и т.д Инновационные изменения в туризме создают внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения нарушают сбалансированность, но создают основы дальнейшего развития, переход системы в новое качество. Поэтому именно профессиональное введение инноваций в жизнь и является развитием той или иной отрасли. Современные специалисты по развитию общества утверждают, что ни одна из проблем, с которой сталкивается в наши дни бизнес, не является более важной и сложной, чем проблема нововведений. Инновации в туризме, естественно, влияют на состояние всей отрасли в целом. Они изменяют следующие основные характеристики отрасли: объем производства и продаж; текущие затраты фирмы, занимающейся инновациями; размер созданного и действующего имущества; численность специалистов, занятых в проектировке и внедрении нового туристического продукта на рынок; длительность освоения и внедрения новшеств потребителям. К инновационной деятельности в туризме относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиск новаторских идей и решений, партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта, а также совершенствование системы управления характером и структурой взаимоотношений субъектов отрасли, формирования их интеллектуального потенциала. На развитие инновационной деятельности туристских компаний оказывают влияние следующие факторы:экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология); политические, правовые (политическая нестабильность, криминогенная обстановка, ограничения, вводимые законодательным путем);организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов, преобладание вертикальных потоков информации);социально-психологические и культурные (сопротивление новшествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопределенности). Все эти факторы зависят от состояния внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной деятельности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания[3].

В современном понимании инновации в туризме - это планируемые, целенаправленные, неизбежные, управляемые и практические изменения и нововведения на уровне организаций, задействованных в туристической сфере, общественных объединений и государств, направленные на развитие туристических потоков и создание предложения, максимально удовлетворяющего и опережающего индивидуальный спрос. Все компоненты туристической индустрии должны подвергаться влиянию научно-технического прогресса. Только такое взаимодействие всех элементов туристской индустрии может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста сферы туризма[3].

.4 Современные направления в развитии инновационных видов туризма

Путешествия и туризм ежедневно влияют на образ жизни людей. Это заметно и в нашем современном обществе. Инновации в туризме уже не являются вопросом гигантского прыжка вперед. Инновации в туристической деятельности, очень часто состоят из серии мелких шагов, которые ведут к постепенному развитию и являются процессом с обратной связью. Одна инновация неизбежно влечет за собой другую. В настоящее время, в современном мире вместо традиционного туризма появляются его новые формы, включая более современные, инновационные, специализированные, созданные на заказ и основанные на определенном опыте. Кроме того, развитие туристского спроса, вызванного информированностью туристов, а заодно и демографические изменения (старение населения), ускоряют сегментацию и создание инновационных видов туристских продуктов. На туристском рыночном пространстве существенные изменения происходят по инициативе самих туристов, которые непрерывно занимаются поиском нестандартного опыта осуществления путешествий[3].

Термин «инновация» ввел в научный оборот австрийский ученый Й. Шумпетер в первом десятилетии XX в. Хочется отметить, что под инновацией он подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.Инновации приносят на рынки новые идеи, услуги и продукты. Инновации не только подразумевают приспособление туристской отрасли к изменяющемуся характеру туризма путем применения новых маркетинговых стратегий, но и среда, окружающая туризм, благоприятствует появлению инновационных услуг, продуктов и процессов. Различные туристические фирмы, использовавшие, в своей деятельности инновационные аспекты отметили, что создание и продвижение инновационного турпродукта не только желательная деятельность организации, но и необходимая. Следовательно, инновации в туризме должны рассматриваться как перманентный, глобальный и динамический процесс. При рассмотрении данной проблемы, нами было отмечено, что во многих странах население стареет, и старшее поколение туристов, начинает играть возрастающую роль в формировании туристской деятельности. При изучении данного вопроса, мы выявили, что пожилые туристы в среднем расходуют больше денег, чем остальные категории путешественников. Что, также способствует появлению инноваций на туристическом рынке[4].

В настоящее время существуют два вида инновации: кризисная инновация и инновация развития. Кризисная инновация - это скорое быстрое решение о нововведении для того, чтобы спасти существующий товар от исчезновения с рынка. Она выводится на рынок в рекордно сжатые сроки и при правильном позиционировании на рынке товар выживает[4].

Инновация развития - несколько отличный от предыдущего вид. Она внедряется медленно и продуманно, выводится на рынок не спонтанно, а постепенно, является поддерживающей инновацией, способной предупредить старение существующего товара. Для туристского бизнеса необходимо использование двух этих видов инновации, так как туристский рынок - рынок нестабильный, поддающийся влиянию различных событий в окружающих и смежных областях. В данных условиях турфирмы должны не только создавать инновационный продукт, но уметь своевременно реагировать на новые изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, обладать способностью к созданию новых методов работы и улучшению результатов деятельности.

Жесткая конкуренция на современном туристическом российском рынке обязывает турфирмы разрабатывать и предлагать инновационные товары, и турпродукты. В настоящее время разрабатываются и внедряются в жизнь сотни кардинально новых туристических продуктов, включающих в себя как простые нововведения, так и качественные инновации. Именно за счет внедрения в жизнь турпродуктов и развивается сегодняшний российский туризм. Одной из таких разработок-инноваций стал новый туристический маршрут под названием «Москва-сити». Это не просто инновационный туристический маршрут, а инновационный проект, который претендует на призвание его проектом последнего слова туристического бизнеса. Особенность данного туристического продукта, по нашему мнению в том, что данный маршрут охватит новые архитектурные сооружения, такие как площадь Европы на месте бывшей площади Киевского вокзала, разбитый по последним разработкам в городском озеленении сквер с двумя фонтанами, новый деловой и торговый центр с многоярусной автостоянкой, два моста через Москву-реку, вокзал и гостиничный комплекс. Основные вехи этого маршрута - площадь Гагарина - новое здание Российской академии наук - Нескучный сад - Ленинский проспект - Комсомольский проспект - метро «Фрунзенская» - усадьба Трубецких - сквер Девичьего поля - Плющиха - площадь Европы - Украинский бульвар - «Экспоцентр» - Москва-сити. Длина маршрута - около 4 км[5].

В маршрут включаются не только современные индустриальные и архитектурные новинки, но и, самое главное - выдающиеся памятники истории и культуры. Среди них Донской, Андреевский и Новодевичий монастыри, Дом художника и Третьяковская галерея на Крымском валу, мемориальный комплекс Поклонная гора. Кроме того, маршрут дважды пересекает Москву-реку, а с каждого моста открываются красивейшие панорамы города - на храм Христа Спасителя, башни Кремля, Воробьевы горы, телебашню и многое другое. Разработчики архитектурно-индустриальных новинок были удостоены Российской национальной премии «Хрустальный Дедал». Инновацией в таком туристическом маршруте является то, что он включает в себя совершенно разные по восприятию объекты современного туризма. Мы считаем, что данный маршрут привлечет именно своей разнообразностью, неординарностью, он будет интересен как для тех, кто интересуется современной архитектурой и градостроительством, так и для любителей исторического прошлого столицы[5].

Еще один инновационный турпродукт для гостей столицы и москвичей проект «Золотой остров», включающий в себя территорию условного острова, ограниченного Москвой-рекой и Водоотводным каналом. Проект предполагает расширение пешеходной зоны, но самое главное и инновационное в проекте - использование подводного пространства для создания под Москвой-рекой культурно-развлекательного комплекса «Водный мир». С 2009 г. комендантом московского Кремля в сотрудничестве с представителями турфирм города разработана новая комплексная туристическая программа «Москва. Кремль». Во время этой экскурсии можно увидеть церемониальный развод конных и пеших караулов Президентского полка на Соборной площади. Это одна из самых зрелищных церемоний с давних времен. Каждую субботу за отдельную плату можно посетить Кремль с обедом на его территории и экскурсией с посещением Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов, Успенской звонницы и Патриаршей палаты, прогуляться по аллеям Тайницкого парка с его знаменитой выставкой цветов. На выставочном центре (ВЦ) в Москве открыт новый туристический объект - музей-театр «Ледниковый период» с театрализованными представлениями. Посетители музея могут на время стать мастерами по изготовлению древней посуды или по резьбе по кости, посмотреть представление с участием «живого» мамонта и т. В Москве совсем недавно открыт инновационный туристический объект - культурно-развлекательный комплекс «Русское Подворье». Комплекс включает в себя деревянный храм Святителя Николая, музей национального костюма, кузнечный двор и цех керамики, где не только можно ознакомиться с работой мастеров, но и самим попробовать себя в роли древнего кузнеца или гончара. Кроме того, на территории комплекса находится торговый дом «Сокровища[5].

Руси», театр сказок «Жили-были», «Дворец русской трапезы», название которого говорит само за себя. При рассмотрении данной темы, также было отмечено, что в настоящее время изменяется, как характер, так и структура туризма. Новые технологии дают возможность гибко и сегментировано организовать проведение отпуска, конкурентоспособного с массовым, стандартным предложением. На смену «массовому, стандартизованному и обязательно комплексному» туризму приходят инновационные виды туризма. Одним из видов инновационного туризма, являются этнографические туры.

Этнографические туры - это перспективное инновационное направление в современном культурно-познавательном туризме. Этнографические туры основаны на исторических и народных памятниках того или иного региона, но включают в себя также фольклорные праздники, народную кухню, народные промыслы, древние обычаи и многое другое. На сегодняшний день создаются множество этнографических турпродуктов, среди которых «Кавказский дом»[5].

«Путешествие в страну духов», также является инновационным туристическим продуктом Алтая. Особенностью, данного инновационного продукта является показ шаманских обрядов. Кроме того, экскурсантам предлагается посетить древние храмы, побывать у алтайской сказительницы, провести вечер у костра с рассказом о звездном алтайском небе и познакомиться с древними обрядами. Существует и малый этнографический тур «Казачий Дон» с путешествием по одной из станиц, осмотром казачьего куреня и посещением концерта казачьего хора с обязательным обедом из кубанских народных блюд. «Этнографическая деревня», находящаяся в стадии создания в Елабуге под Казанью, уже предлагает туристам свои многочисленные услуги по этнографическому туризму. На базе туристического комплекса, построены татарская деревня и русское подворье, а также майдан (площадь) для проведения сабантуя и поляна для вечерних посиделок. На территории деревни предлагается дегустация блюд татарской и русской кухни. При туристическом комплексе, есть прокат автомобилей, создается конная база, уже открыты магазин сувениров и лодочная станция. Старинные кареты ждут своих клиентов[6]

Детский туризм, является одним из видов инновационного туризма. При рассмотрении данного вида туризма, нами было отмечено, что в настоящее время спрос на детский туризм растет, одновременно расширяется география детских маршрутов для школьников разного возраста. Детям предлагается два основных вида отдыха: детские летние лагеря и санатории-пансионаты. В обоих случаях отдых дополняется богатой экскурсионной программой, инновационными театрализованными проектами, конкурсами и познавательными играми[6].

Деловой, или бизнес-туризм представляет собой одну из самых стабильных и высокодоходных отраслей мирового туризма, среди инновационных видов туризма. Появился он не так давно, в конце 1990-х гг., но развивался с большой скоростью и, несомненно, имеет интересное будущее. Эта отрасль мирового туризма одновременно прибыльна и трудна в организации, так как предполагает не только разнообразную культурную программу, но и обслуживание симпозиумов, конференций, собраний и других мероприятий[6].

Основными направлениями делового туризма, являются:

. выставочные поездки (тематика самая разнообразная);

. конгрессный туризм (включает в себя масштабные деловые поездки на различные конгрессы, конференции и симпозиумы в сочетании с экскурсионной программой, наиболее выгодными считаются торговые конгрессы);

Экологический туризм - инновационное направление в культурном туризме, ожидающее еще своих интересных проектов. Но, с другой стороны, это направление является современным развитием природных маршрутов. Экологический туризм призван создавать экономические стимулы для сохранения окружающей среды. Россия расценивается Всемирной туристической организацией (ВТО) как первый из особо перспективных районов развития экологического туризма. На данный момент экологический туризм предлагает туры по заповедным паркам и уголкам нашей страны с посещением всевозможных памятников природы - пещер, гротов, островов, озер, родников, необычных ботанических комплексов, а также целевые поездки в места с дикой природой и хорошо сохранившимся культурным наследием. Экологический туризм - очень перспективное направление, среди инновационных видов туризма, в связи с развивающейся урбанизаций общества и ухудшением окружающей среды. Постоянно растет число желающих совершить туристическое путешествие не по историческим памятникам, а просто на лоно природы, но организованно. Экологический туризм является началом оформления въездного природно-ориентированного туризма в России. Это инновационное направление в туризме дает возможность изменить стратегию поведения людей, от потребительского к экономически выгодному и экологически грамотному. Автотуризм, несмотря на мягко скажем, не очень хорошие российские дороги, некоторые туристические фирмы разработали инновационные маршруты автомобильных туров по России, в том числе по Русскому Северу, Карелии, на Байкал, по Подмосковью, по Поволжью и по Тверской области. До сегодняшнего дня аналогов в нашей стране таким турам не было. Они не предполагают никакого экстрима, а, скорее, относятся к семейным путешествиям.. Предлагаются путешествия в группах, которые обязательно сопровождает автомеханик. Маршруты проложены по хорошим дорогам, близ населенных пунктов, в которых предусмотрены стоянки на ночь - тоже рассчитанные на разный уровень - от палаточных биваков и частного сектора до приличных частных отелей. В чем преимущество таких маршрутов? Да их просто масса: постоянная смена местности, общение с приятными интересными людьми, новизна впечатлений, физические и эмоциональные нагрузки. Во время маршрутов предусмотрены экскурсии с осмотром местных достопримечательностей, катания на катерах и яхтах, верховая езда, рыбалка и многое другое. Интересный автомобильный и автобусный маршрут предлагают туристические фирмы Карелии. По западноевропейскому образцу здесь разработан, например, 10-дневный автобусный тур «Кижи - Соловецкие острова - Валаам»[7].

Юмористический туризм пока не получил должного развития, как инновационный вид туризма, но не смотря ни на что, имеет несколько туристических объектов в нашей стране. Самый известный туристический объект юмористического профиля находится в Калининграде, где с помощью одетого в старинный костюм барона Мюнхгаузена экскурсанты знакомятся с достопримечательностями города и края. Устроитель такой необычной экскурсии - клуб «Внучата Мюнхгаузена». Несколько юмористических программ туристического направления в настоящее время разрабатывается с помощью театрализованных представлений. Но в целом это пока самое инновационное, находящееся в начальной стадии, направление в отечественном туризме. Существует еще одно инновационное направление на туристическом рынке. Это направление хобби-туры, которое включает в себя и деловые путешествия с целью пообщаться с единомышленниками и коллегами, и автотуры, и различные ролевые игры, и спортивные путешествия для болельщиков самых разнообразных видов спорта. Также творческо-ремесленные туры с возможностью самостоятельно принять участие в изготовлении каких-либо изделий, и туры для любителей кавказских вин, и путешествия для тех, кто увлекается археологией или этнографией, и даже очень популярные сегодня во всем мире кулинарные туры с дегустацией любимых или совершенно новых блюд. Рынок хобби-туров просто огромен и очень непостоянен. Особенность этого инновационного туристического направления в том, что оно не имеет определенного графика проведения, является дополнительным, организующимся в межсезонье туристическим продуктом. Кроме того,хотелось бы отметить, что хобби-туры - это инновационные формы индивидуального туризма, за которым большое будущее. Они организуются в основном по отдельным заказам, а их предвидится огромное количество[7].

Гастрономические туры, во всем мире чрезвычайно популярны и активно развиваются. По нашему мнению, это инновационный сектор туристической отрасли, ориентированный на использование кулинарных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного инновационного туристского продукта. Гастрономический тур обычно рассчитаны на шесть - восемь дней. Стоимость поездки зависит от ее продолжительности и от расстояния до выбранной страны. Так, «вкусное» недельное путешествие в Италию обойдется не дешевле двух тысяч евро. Пятидневный гастрономический тур в Пекин с походом по знаменитым местным ресторанам, участием в чайной церемонии и обширной культурной программой стоит примерно столько же. Во Франции любителей вкусностей чаще всего ждет не только экскурсия по элитным предприятиям общепита, но и посещение кулинарных и винных курсов. Гастротуры делятся на городские и сельские или «зеленые». В городах туристов водят на экскурсии по колбасным цехам и кондитерским фабрикам, приглашают посмотреть на процесс приготовления какого-нибудь знаменитого блюда в ресторанном закулисье. Любители сельского гастрономического туризма отдыхают на лоне природы, ходят по лесным тропинкам в поисках дикорастущих ягод, помогают фермерам в сборе урожая овощей и фруктов или совершают прогулки по виноградникам[7].

Гастрономический туризм показал себя достаточно доходной статьей государственной экономики, и не случайно за его развитие взялись даже те страны, о гастрономической культуре которых обывателю раньше ничего не было известно. Популяризировать национальную кухню принялись на Мальте и создали даже специальную ассоциацию под названием Fuklar.

Трудности в виде отсутствия четкого определения национальной мальтийской кухни вовсе не смущают энтузиастов.

Они собираются заманивать туристов вином, оливковым маслом, морепродуктами и красными апельсинами.

Внедрение инновационного туристического продукта в регионе - необходимый пункт в программе развития регионального туризма и реализации инновационного турпродукта на данном рынке. Главная цель при внедрении инновационного продукта - выжить в условиях конкуренции, заинтересовать и привлечь максимальное количество потребителей. Именно с помощью инновационных аспектов в текущей деятельности есть возможность обеспечить своему тур.продукту вполне стабильное существование на рынке[7].

Глава 2 Технология создания и разработка инновационного лечебно-оздоровительного тура на остров Шри-Ланка

туристический оздоровительный лечебный инновационный

2.1 Технологии создания инновационного туристического продукта

При разработке инновационного туристического продукт, необходимо, основываться как на собственный опыт, так и на опыт конкурентов, а также можно прибегнуть к помощи вторичных источников информации и профессиональных рекламных агентств. Первоначально необходимо провести маркетинговое исследование туристического рынка, выделив потребности, превалирующие на рынке, сравнить их с реальными возможностями отечественных предприятий туристической индустрии, и на основании этого сравнения выбрать и занять ту или иную нишу на рынке, предложив инновационный туристический продукт.[8]

Инновационный туризм, является новым видом бизнеса для российских турфирм. Заманчивые перспективы "захвата" нового рынка не всегда превалируют над чувством страха перед неудачей. Особенно это касается малых и средних операторов. Даже в экономически благополучной и стабильной Австралии ежегодно разоряется до 30 000 турфирм. Установлено 6 основных причин неудач в тур-бизнесе:

проблемы в финансовом менеджменте;

нестабильность рынка и внешней среды фирмы, инфляция;

недостатки в учете;

проблемы в маркетинге;

проблемы в управлении человеческими ресурсами; неправильное использование внешнего консультирования. Помимо этого в семейных турфирмах часто возникают проблемы эмоционального характера[8].

Для российских турфирм очевидна целесообразность выхода на этот новый сегмент туристского рынка только для опытных операторов, имеющих эффективные наработки, опыт и резервы в менеджменте и маркетинге. Единственным сложным моментом для менеджеров таких фирм является разработка инновационного туристического продукта и непосредственное обслуживание туристов на маршруте и вне его. Данный момент будет подробно рассмотрен далее[8].

Согласно ГОСТ Р 50681-94, "Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг" проектирование тура - согласование возможностей предприятия, осуществляющего проектирование, с запросами туристов[8].

Требования к проектируемой туристской услуге делятся на обязательные и рекомендуемые. К обязательным требованиям относятся требования безопасности жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охрана окружающей среды. Рекомендуемые требования - это соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживания, комфортность, эстетичность, эргономичность. С точки зрения туристов, они также очень важны, поэтому рассмотрим их подробнее[9].

Соответствие назначению - услуга должна отвечать ожиданиям и физическим возможностям потребителей. Трудно себе представить, что люди с ограниченными физическими возможностями, хроническими заболеваниями сумеют совершить восхождение на высокую гору или пройти в день более 20 км по пересеченной местности. Поэтому туроператору необходимо составить список требований к физической подготовке туристов. Точность и своевременность исполнения - предоставляемые услуги по объему и срокам должны соответствовать отраженным в договоре и программе обслуживания, путевке, ваучере и т.д. Это означает, что транспорт, как и еда, должны подаваться во время и соответствовать классу обслуживания, гостиница должна быть установленной в договоре категории и ни звездой меньше, а экскурсии должны быть проведены в полном объеме[9].

Комплексность - предоставляемые услуги должны обеспечивать возможность получения других услуг, создающих нормальные условия для жизнедеятельности туристов. Например, услуги по размещению обязательно должны включать приготовление пищи, а перемещение туристов по маршруту невозможно без оказания услуги по транспортировке, эвакуации заболевших или пострадавших от несчастного случая.

Этичность обслуживания - туристу должна быть гарантирована вежливость, доброжелательность, коммуникабельность персонала и гидов, которые в свою очередь должны быть образцом для подражания[9].

Комфортность - любой вид туризма, даже экстремальный, это прежде всего отдых. А отдыхать нужно хотя бы с минимальным, но комфортом.

Эстетичность - инновационный маршрут должен быть проложен по наиболее эстетически привлекательным местам, с прекрасными пейзажам и интересными объектами экскурсионного показа. Обеспечение контроля за реализацией этих свойств - это, прежде всего, изучение степени удовлетворенности туриста после поездки (опрос, анкетирование и т. п.), но сам контроль за качеством туристской услуги начинается уже на этапе планирования туристского продукта. Наряду с вышеуказанными характеристиками, по нашему мнению признана важность такого неизмеримого свойства туристского продукта, как гостеприимство. Без этого любой самый совершенный туристский продукт будет выглядеть обезличенным и турист не получит ожидаемого уровня удовлетворенности той или иной своей потребности. Гостеприимство же в сфере туристской индустрии - это профессиональное требование, это искусство дать людям почувствовать, что им рады. Слагаемыми гостеприимства являются достоинство, уважение, любезность персонала. Это понятие многогранно и складывается из множества составляющих факторов:

. качественная информация как местных, так и региональных рынков о возможностях отдыха, познания и развлечений, о том, что туристов ждут и к встрече с ними готовятся;

. создание положительного образа туристской местности, предприятий, обслуживающих потенциальных потребителей (реклама, участие в телепередачах, посвященных туризму, благотворительная деятельность и др.);

. нескрываемое стремление обслуживающего персонала к оказанию туристам знаков внимания (политика обслуживания по принципу все для клиента);

. внимательное отношение тех, кто предоставляет туристский продукт, к просьбам и пожеланиям клиента (по принципу, что мы можем еще для вас сделать?);

. забота об облегчении ориентации туристов в получении услуг (информация внутри фирмы, об объектах в путеводителях и буклетах на понятном туристу языке и др.);

. благожелательное отношение к туристам, которое должно быть возведено в принцип обслуживания[10].

Все эти принципы должны быть заложены в технологию обслуживания. В технологии организации тура важны и сам климат взаимодействия туристов с обслуживающим персоналом, и учет психологических аспектов восприятия туристом услуг и обслуживания. Это значит, что на первый план ставятся личностные интересы туриста, душевное к нему отношение[10].

Проектная документация должна основываться на маркетинговом исследовании туристского рынка и спроса, определении и описании технологий обслуживания туристов, требованиях безопасности, обеспечивающих в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды. Структура маркетингового исследования туристского спроса следующая:

. Введение, где обосновывается сегментирование потребителей, будущих туристских услуг.

. Характеристика сегмента, включающая его описание (межгрупповая гетерогенность, гомогенность, измеримость, емкость, доступность для турфирмы, возможность освоения и др.

. Сегментирование по геодемографическим признакам (эстетическая привлекательность (уникальность, экзотичность и др.) для потребителей природных объектов туристского показа, транспортная доступность в соответствии с теорией дистанционного лимитирования, стереотип поведения туристов из различных регионов страны и мира, половозрастные характеристики, место жительства и состав семьи и т.д.

. Сегментирование по социально-экономическим признакам: уровень доходов; социальный статус; профессия; уровень образования; членство в различных организациях и т.д.

. Сегментирование по психолого-поведенческим признакам: характер рекреационных потребностей; предпочитаемый стиль отдыха; отношение к модным туристским услугам и районам; интенсивность потребления услуг и туров и т.д.

. Маркетинговый профиль туриста из исследуемого сегмента.

. Заключение, содержащее выводы по составляющим туристского обслуживания (качество услуг, стоимость, место оказания услуг, размер групп, характер экскурсионного обслуживания и т.д.), планированию тура (сроки и этапы разработки, поставщики туристских услуг и т.д.), организации рекламной кампании (список рассылки СМИ, охватывающих сегмент; частота и время рекламных контактов, схема рекламной презентации и т.д.)[10].

После проведения исследования, и выявлении определенного сегмента потребителей на рынке туристических услуг анализируются следующие факторы:

. Цели поездки: отдых бизнес, обучение, шопинг;

. Географические факторы: отдых на море, развлечения, интерес к культурным и архитектурным ценностям;

. Возрастные группы: школьники, студенты, взрослые, семьи;

.Экономические потребности и престиж: экономия времени и усилий при достижении комфорта, стремление принадлежать к определённой социальной группе.

Организация туров на отдых должна учитывать такие факторы, как место отдыха, престиж или, напротив, экономию средств, а также возраст туристов; при организации деловых поездок и шоп-туров особое значение имеет местоположение, а для турпоездок с целью обучения к последнему добавляется и анализ возрастной структуры туристов.

Процесс создания любой туристической программы начинается с разработки общих целей, выработки предварительных прогнозов, основанных, прежде всего на изучении спроса потребителей и предложения конкурентов. Разработкой инновационного туристического продукта в индустрии туризма успешно занимаются те туристские компании, которые установили формальные процедуры для разработки, точнее - это крупные корпорации, имеющие системные программы разработки туристского продукта[10].

Разработка инновационного туристического продукта происходит в несколько этапов. Сначала компании формулируют стратегию разработки туристского продукта, которая, в свою очередь, включает инновацию продукта, т.е. установление вида требуемого продукта, модификацию уже существующих продуктов, а также распределение ресурсов для создания продукта. После определения стратегии начинается этап генерации идей. Многие фирмы для этого используют такие инструменты, как мозговая атака, матрицы поиска, морфологический анализ и др. Затем идеи превращаются в концепции, которые проходят обсуждение у потенциальных клиентов и утверждаются. Следующий этап разработки инновационного продукта туристскими фирмами - это бизнес-анализ, когда прогнозируются первоначальные и повторные продажи, планируются цены и предполагаемая прибыль. Далее создается сам инновационный продукт, который проходит предварительное испытание на прочность. Этот этап дорогостоящий, требующий много времени и усилий. Если не отвергается инновационный туристский продукт в стратегическом плане, в деятельности фирмы наступает этап коммерциализации инновационного туристского продукта, т.е. внедрение на рынок. Некоторые туристские компании привлекают венчурные предприятия, создают отделы нового продукта или держат в своем штате менеджеров по новым продуктам, которые оценивают и учитывают реакцию и ответные действия со стороны конкурентов[11].

Между генерацией идей и этапом воплощения их в жизнь и размещения туристского продукта на рынке часто проходит несколько лет. А это означает, что изменения в экономических, политических и других условиях могут преобразовать рынок и тем самым привлекательность разработанного продукта. Важной частью планирования инновационного туристического продукта, да и вообще создания стратегии маркетинга в индустрии туризма является создание торговой марки - юридически защищенного имени или символики, которая используется для определения предлагаемых предприятием услуг. Свои торговые марки в индустрии туризма активно создают и гостиничные цепи, и авиакомпании, и туроператоры. Часто одни и те же крупные компании благодаря разным торговым маркам обслуживают разные сегменты рынка[11].

В завершении необходимо также предусмотреть методы контроля качества обслуживания, соответствия услуг ожиданиям туриста. На практике наибольшее распространение получили визуальные методы (осмотр экспертами турфирмы маршрута, гостиницы, транспорта, объектов экскурсионного показа), аналитические методы (анализ представленных поставщиками услуг документов, проспектов, меню и т.д.) и социологические методы (опрос и анкетирование туристов после экспериментального внедрения тура, опрос персонала[11].

2.2 Лечебно-оздоровительный туризм

Лечебно-оздоровительный туризм является популярным направлением в медицинском туризме, имеющем свои истоки еще в древней Греции. Сегодня лечебный туризм охватывает практически все страны и предлагает всевозможные формы лечения, основанные преимущественно на климатических условиях местности, а также на бальнеологических возможностях (минеральные воды, лечебные источники) оздоровительных курортов. Спортивно оздоровительный туризм включает спа туры, фитнесс, wellness (оздоровительные косметологические программы), талассотерапию (лечение морской водой и морскими грязями), методы восточной медицины и др[1].

Наибольшую популярность сегодня получили спа-курорты и спа-отели, которые есть практически во всех крупных городах Европы. Оздоровительный туризм подразумевает качественное санаторно-курортное обслуживание. При этом помимо лечения и оздоровления, туристы отдыхают, развлекаются, знакомятся с достопримечательностями страны и города, в котором они пребывают во время лечения. Отдых и оздоровление ? идеальное сочетание, которое идет на пользу телу и духу[1].

Лечебный туризм обеспечивают курорты, специализированные на лечении конкретных заболеваний, либо курорты смешанного типа, где отдыхающие имеют возможность в целом восстановить свои силы. Это могут быть бальнеологические курорты, где в качестве основного лечебного средства используются природные минеральные воды; грязевые курорты, где проводится лечение целебными грязями; климатические курорты, отличающиеся особыми лесными, горными или приморскими условиями. Оздоровительный туризм может совмещать разные методы лечения в рамках одного курорта. Мотивацией путешественника, выбирающего лечебный туризм, как правило, является необходимость в лечении какого-то заболевания или общего восстановления организма, поэтому лечебно-оздоровительным процедурам во время таких путешествий уделяется большая часть времени отдыхающего. Индивидуальные программы оздоровительного отдыха подбираются в зависимости от возраста, характера заболевания, финансовых возможностей, предпочтения конкретного региона или санатория и др[1].

Основные центры лечебного отдыха находятся в Восточной и Центральной Европе. Ведущее место занимает Чехия, в частности знаменитая здравница Карловы Вары, курортная зона которой расположена на берегу р. Тепла. Оздоровительный туризм в Карловых Варах популярен своими горячими минеральными водами уже более ста лет. Наряду с употреблением минеральных вод врачи курорта Карловы Вары в зависимости от заболевания подберут нужные процедуры и лечебное питание. Сюда приезжают лечить заболевания органов пищеварения, нарушение обмена веществ, проблемы опорно-двигательного аппарата. Венгрия знаменита термальными источниками озера Хевиз, и специализируется на водолечебном купании. Озеро уникально тем, что вода в нем меняется каждые три дня естественным путём. Здесь рекомендуется лечить заболевания опорно-двигательного аппарата, псориаз, остеохондроз, искривления позвоночника, заболевания мышц и др. заболевания. Минеральная вода из Хевиза лечит заболевания желудочно-кишечного тракта[1].

Оздоровительный туризм высоко развит и в Литве, а именно на курорте Друскининкай, расположенном на реке Нямунас и окруженном сосновыми лесами. Сюда приезжают за лечением уже более 200 лет. Лечение здесь осуществляется преимущественно минеральными водами, лечебными грязями, а также за счет климата и насыщенного запахом хвои воздуха. Врачи в зависимости от заболевания назначают индивидуальный курс лечения. Среди методов лечения отдыхающим предлагаются минеральные, вихревые, жемчужные, камерные, скипидарные ванны; гидромассаж; подводный массаж; грязелечение; игольчатый душ; криотерапия; а также лечебная гимнастика и многое другое. Друскининкай - город, хранящий традиции курортного лечения более 200 лет. Город находится на юге Литвы, на правом берегу реки Нямунас, занимает площадь в 22 кв. км. Население 22 тыс. человек[1].

Расстояние от Вильнюса до Друскининкай 129 км., от Каунаса до Друскининкай 128 км. Удобное автобусное сообщение: прямые автобусные рейсы из Вильнюса. Друскининкай окружен сосновыми лесами. Воздух насыщен фитонцидами, ароматом хвои и предельно чист. Приятный, ухоженный городок с большим количеством отелей, вырос вокруг термального озера Хевиз, являющийся уникальным творением природы не только в Европе, а и во всём мире, как по своим размерам, так и по химическому составу воды. Площадь озера 4,4 га.2 источника, питающие озеро, находятся в под озёрной пещере. Вода в озере полностью меняется каждые три дня естественным путём. Перемешиваясь, они доставляют воду с температурой + 39,5?С. В летние месяцы температура воды составляет + 33 + 38?С, а в самые холодные зимние месяцы не опускается ниже + 26?С[1].

Карловы Вары - известнейший курорт Чехии. Сам город делится на курортную и собственно городскую части. Курортная зона расположена на бергах речки Тепла. Здесь сосредоточены главные достопримечательности города: курортные санатории, колоннады с 12 минеральными источниками и известнейшим из них ? Гейзером температурой 72-730 С. Карловарские горячие минеральные воды являются бикарбонатно-сернокисло-хлористонатриевыми минеральными водами, имеющими разную температуру. Карловарские воды умеренно гипотонические, с разным содержанием углекислого газа[1].

.3 Программа лечебно-оздоровительного тура в новый аюрведический отель Siddhalepa Aurveda Health Resort 4*

При разработке нового турпродукта за основу я взяла классический тур на остров Шри-Ланка,: исторические места посещение храмов, нац. парки, основания город. Данный тур относится к круглогодичным турам, не требует специальной подготовки и подходит для всех возрастов, в том числе и детей.

День 1 Прилет в город Коломбо. Переезд на курорт Ваддува в специализированный аюрведический отель Siddhalepa Aurveda Health Resort 4*. Вечер: за дополнительную плату поездка на обзорную экскурсию по Коломбо, шопинг. Коломбо - коммерческая столица Шри-Ланки и мекка для любителей шопинга - сегодня представляет сочетание старого города и современного делового центра.

Индуистские и буддистские храмы, центральный базар Петтах соседствуют в нем с небоскребами, развлекательными и торговыми центрами, такими как ОDEL, Majestic City и House of Fashion и крупнейшими отелями. Тут же находятся резиденция президента и главный международный порт страны.

В праздники улицы Коломбо превращаются в концертную площадку, по которой проходят праздничные процессии - со слонами, музыкантами и танцорами в национальных костюмах. Ужин.

День 2 Утро: завтрак шведский стол. Далее осмотр и диагностика у врача, выяснение конституционного типа и индивидуальных особенностей пациента перед началом программы лечения. Ужин и свободное время

День 3-12 Начало программы лечения: Примерная ежедневная программа:

:00 - 8:00 - Йога (каждое утро)

:30 - 09:00 - Завтрак

:00 - 12:00 - Процедуры прописанные врачом (Ежедневно проводится примерно 4 процедуры)

:30 - 14:00 - Обед

:00 - 17:00 - Процедуры

:30 - 20:30 - Ужин

Во время лечения:

Мастер-класс по приготовлению Аюрведических блюд (раз в неделю);

Медитация (2 раза в неделю);

Лекция по Аюрведе с врачом (раз в неделю).

Вечерние развлечения (дважды в неделю) - культурное шоу, национальная музыка, флейта.

День 12 Утро: Завтрак шведский стол. Посещение достопримечательностей острова: чайных плантаций, сада специй, горы Сигирия, города Канди(где находиться знаменитый храм золотого зуба Будды),ювелирной фабрики, слонового питомника. Ужин.

День 13 Утро: Завтрак шведский стол. Свободный день. Перед отъездом врач снова проводит осмотр и дает рекомендации на будущее и проводит 2 часовую Аюрведическую базовую консультацию: как сохранять здоровье дома естественными методами в соответствии с конституционным типом. Ужин.

День 14 Утро: завтрак шведский стол. выезд из отеля. Трансфер в аэропорт города Коломбо.

В стоимость тура входит:

Проживание в отеле с полным комплексом лечения

Диагностика у доктора

Аюрведическое меню, составленное индивидуально для каждого в зависимости от болезни

Питание BH;

Трансфер аэропорт-отель-аэропорт;

медицинская страховка;

Комиссия согласно договору.

Дополнительно оплачивается:

Авиаперелет Санкт-Петербург - Коломбо - Санкт-Петербург а/к Qatar Airways, а/к Emirates, а/к Sri Lanka Airlines, от 30000 рублей на человека;

личные расходы;

экскурсионное обслуживание (по желанию).

Сейчас добраться на Шри-Ланку можно только одним способом - по воздуху. Паромное сообщение с Индией было приостановлено 20 лет назад из-за военных действий.

Зимой туроператоры организуют прямые чартеры. Национальный ланкийский перевозчик, авиакомпания Srilankan Airlines выполняет прямые рейсы из Санкт-Петербурга в город Коломбо.

Суточные цены на проживание в аюрведическом отеле Siddhalepa Aurveda Health Resort 4*.

Аюрведические пакеты представленные отелем:

Стоимость приведена в евро для следующих периодов:

с 01.05 по 31.10 / с 01.11 по 19.12 и с 21.01 по 31.04 / c 20.12 по 20.01

В стоимость аюрведического пакета включено:

трансфер аэропорт-отель-аэропорт на кондиционированном автомобиле;

проживание в номере выбранной категории;

питание специальное,аюрведическое - полный пансион (завтраки,обеды и ужины);

выбранная аюрведическая программа и все препараты на время программы;

регулярные консультации с доктором;

услуги переводчика на первой и последней консультации с доктором;

ежедневные занятия йогой.

Расчет стоимости тура для молодоженов на 14 дней на период с 01.05 по 31.10 , который включает в себя программу «Очищение» («Панчакарма») или «Омоложение».

Общие затраты:-проживание,питание,трансфер аэропорт-отель-аэропорт +комплекс услуг по программе «Очищение»-122268р-перелет-Санкт-Петербург-Коломбо-Санкт-Петербург-30000р*2 человек=60000р

Сумма затрат на двоих человек=182268р.

Прибыль туроператора=182268р+10%=200495р .

Комиссионное вознаграждение турагента= 200495 +11%=222549р.

Стоимость тура в продажу=222549 рублей.

.4 Коммерческие ценности и каналы продвижения туристического продукта на рынок

Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется, в первую очередь, привлекательным, новым туристическим продуктом. Термин "продукт" отражает качество или суть конкретных и абстрактных вещей (например, пища, приготовленная поваром ресторана или услуги гида, знакомящего туриста с данной местностью или музеем). Но туристический продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:

· природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и пр.), исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туриста и побудить его совершить путешествие;

· оборудование (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т.д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия возможному путешествию;

· возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами. Такие возможности оцениваются, скорее всего, с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения[2].

Туристический продукт городов - курортов - это результат усилий многих предприятий. Маркетинг в туризме как раз и нацелен на изучение совокупного продукта различных сфер деятельности. Сюда добавляются также ин формационные связи, необходимые для поиска компромисса между лучшим удовлетворением запросов потребителей и получением большей прибыли производителями.

При анализе туристического продукта необходимо получить ясный ответ на вопрос: "Что в действительности будет покупать турист?" Ведь до определенного момента туристический продукт не имеет для потребителя абсолютно никакой ценности. Люди приобретают на рынке не товары, а их функциональную способность удовлетворять определенную человеческую потребность[2].

Как известно туристический продукт- это любая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны. На практике действует понятие основных и дополнительных услуг. Однако с точки зрения потребительских свойств, каких-либо существенных различий между ними нет. Так, включенные в комплексное обслуживание экскурсии считаются основными услугами, но если их турист приобретает самостоятельно в месте пребывания, то они уже становятся дополнительными[2].

Таким образом, разница между основными и дополнительными услугами состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом пакету или комплексу туристических услуг. Основным туристическим продуктом в практической деятельности является комплексное обслуживание - стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном "пакете" (пэкидж-туры). Развитие коммерческого интереса и предприимчивости тесно связано с интеграцией и сотрудничеством с различными организациями, с возможностями малого бизнеса в структуре действующих предприятий[2].

На современном этапе все предприятия со всеми своими функциями должны быть адаптированы к потребностям рынка и управляться рынком. Это означает не слепое подстраивание к желаниям и потребностям клиента, но оказание на них активного и целенаправленного влияния. Кроме того, необходимо осознание, и это касается в первую очередь туристских предприятий, ответственности по отношению к социальной и экологической среде. Маркетинг сегодня - это функция предприятия, стратегия и тактика его поведения на рынке. При этом целью маркетинга является своевременное распознавание потребностей и требований рынка и создание собственной стратегии поведения на рынке с учетом требований общества и окружающей среды[2].

Особенности туристического маркетинга определяются в первую очередь особенностями туристического продукта, а также специфическими чертами производителей и потребителей туристских услуг. "Новая конкуренция"- это конкуренция между собой не того, что предлагается туристскими фирмами, а того, чем они дополнительно снабжают свои продукты в виде специфических услуг, консультаций, информации, особенностей обслуживания и прочих ценимых людьми вещей. Поэтому туристские фирмы должны постоянно искать эффективные пути подкрепления предлагаемых на рынок продуктов. Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия, такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя[2].

При определении рыночных возможностей туристского предприятия весьма полезным может быть опыт маркетинговой деятельности по исследованию жизненного цикла товаров[2].

Концепция жизненного цикла товаров исходит из того, что любой товар, какими бы великолепными потребительскими свойствами он ни обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. Постоянно только наличие потребностей, а средства их удовлетворения изменяются. Каждый предложенный на рынок товар имеет определенный цикл жизни, в течение которого он находит своих покупателей. Как и любой товар, туристский продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли[2].

Каналы продвижения туристического продукта на рынок

Туристический продукт является весьма абстрактным понятием, но он также должен обладать определенным набором свойств, формирующих его качество. Большинство потребителей ориентировано на получение небольшого количества услуг за минимальную стоимость. Другие же хотят получить отдых экстра-класса за приличные деньги. Между ними большая разница, но это не значит, что вы должны оказывать некачественные услуги. Все должно лишь отличаться в уровне сервиса[3].

Качество туристических услуг определяется федеральными законами в том числе, «О защите прав потребителей». В них четко прописано, какой минимальный уровень сервиса должен присутствовать в оказываемых услугах. Исходя из своих возможностей, каждая фирма должна стремиться к постоянному повышению качества выполнения своих услуг. Сложность заключается в том, что реализация туристического продукция разделена между различными участниками. Если одно звено будет прервано, то репутация всей цепочки будет подорвана. Этого можно не допустить, если работать только с проверенными контрагентами (отели, рестораны, транспортные компании).

Конкурентоспособность туристического продукта напрямую зависит от его качества. Так как рынок переполнен различными фирмами, оказывающими подобные услуги, то потребителю не составит труда отдать предпочтение более качественному продавцу[3].

В основе деятельности турагента по продвижению турпродукта лежит информирование клиента и формирование у него положительного представления не только о путешествии, обслуживании и туристской фирме, но и о регионе в целом. Вследствие этого, формирование туристского имиджа области является важной задачей не только для турфирм, но и для администрации области.

Так, согласно статистическим данным, полученным из разных исследовательских компаний, только 45 % иностранных гостей узнают о городах туристической области через турагентства, 22 % - от своих друзей или знакомых, 18 % - из путеводителей и 17 % из сети Интернет. В свою очередь российские туристы узнают о городах области чаще всего от своих друзей или знакомых (33 %) и из СМИ (23 %). Таким образом, особое внимание при продвижении турпродукта следует уделять средствам массовой информации, как одному из важнейших источников информирования и стимулирования туристов[3]

Современный маркетинг туристской фирмы означает больше, чем разработка хороших услуг, установление привлекательной цены и привлечение потребителей целевого рынка. Туристская фирма также должна иметь непрерывную коммуникационную связь с существующими и потенциальными клиентами. Поэтому каждая туристская компания неизбежно начинает играть роль источника коммуникации и генератора различных средств продвижения информации об услугах на рынки. Туризм постоянно испытывает негативные последствия природных катастроф и участившихся террористических актов. Ситуация на российском туристском рынке осложняется еще и тем, что за последние несколько лет количество туристических фирм не уменьшилось, а объем потребительского рынка не увеличился[3].

Однако сегодня можно говорить и о некоторых положительных тенденциях на туристском рынке:

увеличение доли туристов, отправляющихся в зарубежные поездки два и более раз в год (как правило, зимой и летом) - это важный признак качественных изменений состава потребителей услуг на российском рынке турбизнеса;

увеличение доли туристов, прочно «прибившихся» к одной из туристических фирм и получивших статус их постоянных клиентов, - это несомненные заслуги тех фирм, которые в своей работе ориентированы на клиента. В настоящее время объем таких постоянных клиентов составляет около 30-35%.

Существенный рост доли тех россиян, которые при выборе варианта тура или турфирмы пользуются не столько услугами рекламных объявлений, сколько советами друзей и знакомых, на себе проверивших уровень и качество предлагаемых турфирмами услуг, - это также на пользу успешно развивающимся компаниям, так как обеспечивает им резерв клиентов[3].

Правда, даже такие положительные тенденции для многих турагентств могут оказать негативное влияние: недостаточный приток новых туристов еще больше повышает конкурентную борьбу за «своего» клиента среди турфирм, так как при этом снижается число «неоприходованных» туристов, за которых можно вести активную борьбу. В этих условиях турагентства для укрепления собственных позиций, как правило, выбирают одинаковые способы:

расширяют спектр своей деятельности (работа во многих направлениях);

подбирают на работу универсальных менеджеров, которые могут активно продавать любые направления; эффективно используют в Интернете различные поисковые системы или сайты операторов для быстрого доступа к актуальной информации по турам;

ориентируются на работу с наиболее «продвинутыми» и сильными туроператорами.

Основная задача турагентств - быть готовыми к любым возможным изменениям и построить свою работу так, чтобы конечные результаты минимально зависели от локальных колебаний спроса на туристическом рынке.

Маркетинговая коммуникация (продвижение) - это механизм передачи покупателю своей информации, элемент маркетинговой структуры, который обеспечивает связь основных маркетинговых посланий с целевыми аудиториями. Успешный результат работы маркетинговых служб зависит от производства нужного и качественного продукта, ориентированного на рынок, по соответствующей цене и наличия надежной и эффективной сети дистрибьюторов, а также от систематической и эффективной связи с потенциальным клиентом и торговыми посредниками, что сокращает разрыв между производителем турпродукта и его потребителем. Главная цель этой связи - оказание влияния на целевую группу. Необходимо внушить такое представление о товаре или услуге, которое изменило бы существовавшие до этого взгляды и повлияло на будущее поведение.

Существует пять способов продвижения товара, в том числе и туристического:

. реклама (advertising);

. персональные продажи (personal sell);

. стимулирование сбыта (sales promotion);

. связи с общественностью (public relations).

Считается, что коммуникационные задачи маркетинга не выполняются эффективно, если пренебрегать другими инструментами маркетинга (правильный выбор типа продукта, цены и методов дистрибуции). Невозможно достичь желаемого результата, если использовать только один коммуникационный канал. Программа продвижения должны включать комплекс методов[3].

В настоящее время существует тенденция снижения эффективности прямой рекламы туристических услуг в средствах массовой информации. Поиск альтернативных форм рекламы приводит туристические предприятия к мысли о необходимости собственного присутствия во всемирной компьютерной сети Интернет[3].

Сегодня существуют различные методы продвижения туристского продукта. Однако наиболее эффективным методом раскрутки этих услуг является Интернет

Причиной такой популярности стали такие возможности и характеристики Сети, как: - массовость;

возможность воздействия на целевую аудиторию (помогает оптимизировать расходы и повысить эффективность рекламы);

возможность получения точной статистики относительно количества посетителей сайта;

высокий показатель конвертации пользователь - покупатель.

Конечно, эффективные методы продвижения турпродукта в Сети, используются и при раскрутке других товаров и услуг. Но в отличие от других сфер бизнеса туризм не предполагает региональных ограничений. Это позволяет даже небольшим турфирмам выходить на более новый уровень бизнеса[3].

Однако необходимо отметить, что продвижение туристических услуг имеет и ряд сложностей. Главные трудности связанны с тем, что в Интернете конкуренция еще более существенна, что в свою очередь приводит к удорожанию кампании по раскрутке ресурса. Основной причиной является необходимость применять запросы, используемые туристическими сайтами компаний-конкурентов и поддерживать полученный результат. Также необходимо понимать, что конкуренты идут аналогичным путем[3].

Соответственно, для достижения высоких результатов на просторах Интернета, необходимо искать и использовать новые методы продвижения турпродукта и маркетинговые ходы. Чаще всего специалисты предлагают владельцам туристических сайтов следующие способы. Продвижение тур услуг посредством размещения, на авторитетных сайтах статей имеющих ссылки на продвигаемый ресурс[3].

Продвижению туристических сайтов помогает ведение блога, с отчетами о путешествиях сотрудников или клиентов. Объективные отзывы, живые рассказы, яркие снимки сыграют в пользу ресурса[3].

Скрытый маркетинг-один из способов раскрутки сайта компании путем размещения забавного или, наоборот, ужасного видео на различных развлекательных сайтах, которые пользуются популярностью у разных категорий населения.

Конечно, перечисленные методы продвижения туристского продукта- не все возможностей, используемые для продвижения туристского продукта в интернете. И порой самое неожиданное решение может стать наиболее результативными[3].

Заключение

Подводя итоги работы нужно подчеркнуть следующее: инновационный туристский продукт - это любая услуга, которая удовлетворяет потребности туристов во время путешествия и подлежащая оплате с их стороны. Успех любой фирмы на рынке зависит в первую очередь от привлекательности производимого продукта. Он образует основную часть маркетингового комплекса, на которой завязаны все остальные элементы: цена, продвижение на рынке и распространение.

Данный инновационный тур, предлагаемый автором относится к круглогодичным турам, не требует специальной подготовки и подходит для всех возрастов, в том числе и детей. На взгляд автора, оздоровительный тур на остров Шри-Ланка будет привлекательным и престижным для потребителей, он соответствует требованиям, предусматривающим дополнительные удобства для туристов (трансфер, надежные авиакомпании, комфортабельное проживание, профессиональные гиды, полноценное питание). фирма предлагаем оптимальную программу лечения и оздоровления. Она учитывает потребности клиентов и тематику обслуживания (оздоровительного туризма), с точки зрения содержания, состава услуг их количества и порядка предоставления.

Оздоровительный тур является уникальным, не встречающимся на рынке Санкт-Петербурга и по всем критериям является конкурентоспособным.

Новые или улучшенные продукты, положительно воспринимаемые потребителями, обеспечивают предприятию на время преимущество перед конкурентами. Это позволяет уменьшить интенсивность ценовой конкуренции, с которой связан сбыт традиционных продуктов, отсутствие же продуктовой стратегии ведет к неустойчивости структуры предложения из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, к потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью продукта.

Процесс создания любой инновационной туристической программы начинается с разработки общих целей, выработки предварительных прогнозов, основанных прежде всего на изучении спроса потребителей и предложения конкурентов.

Успешная работа предприятия зависит не только от производимого продукта. Недостаточно произвести качественный товар, он должен найти своего потребителя.

Встреча инновационного продукта с потенциальным потребителем является важнейшим условием его реализации. Поэтому производители должны предлагать рынку свои товары через посредников, формируя собственные каналы продаж. Формирование соответствующих каналов продаж в туризме выступает не только как насущная необходимость в силу специфики данной сферы, но и является залогом успешного функционирования туристского предприятия на рынке, увеличения объемов продаж и прибыли за счет широкого охвата реальных и потенциальных рынков сбыта. С одной стороны, высокая доля посредников усложняет механизм туристского рынка, но, с другой стороны, самопосредничество обеспечивает возможность нормального функционирования туристского рынка и облегчает планирование и осуществление путешествия для туриста.

По мнению автора, спрос на инновационные туристические услуги будет претерпевать некоторые изменения, что связано с появлением нового типа потребителя на рынке туризма. Турист будущего высоко информирован и образован, он очень требователен и привередлив, мобилен и индивидуален, он стремится жить полной жизнью и получить от этой жизни массу всевозможных впечатлений, он избалован изобилием предлагаемых ему товаров и услуг, он непостоянен и жаждет разнообразия, удовольствий и развлечений. Как и любой товар, туристский продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли.

Список использованных источников

1. Балабанов И. Т. Экономика туризма. - М., Финансы и статистика, 1999.

. Биржаков М. Б. Введение в туризм. - СПб, Герда, 1999.

. Волошин Н.И.Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов- М.: Финансы и статистика, 1998.

. Герасименко В. Г. Основы туристического бизнеса. - Одесса, Черноморье, 1997.

. Гуляев В. Г. Организация туристских перевозок. - М., Финансы и статистика, 2001.

. Жукова М. А. Индустрия туризма: Менеджмент организации. - М., Финансы и статистика, 2002.

.Зорин И.В., Коверина Т.П., Ильина Е.Н. Менеджмент туризма: туризм как вид деятельности: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2001.

. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме. -М., 2006. - С 14.

. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности. - М., Финансы и статистика, 2001.

. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. - Минск, новое знание, 2001.

. Карпова Г. А. Экономика современного туризма. - СПб, Герда, 1998.

Похожие работы на - Разработка инновационного туристического продукта на остров Шри-Ланка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!