Установка и эксплуатация торгового оборудования

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,37 Мб
  • Опубликовано:
    2013-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Установка и эксплуатация торгового оборудования

Содержание

1. Электронные весы: виды, назначение. Правила установки и эксплуатации ВЭ-15Т

. Основные механизмы, входящие в ККМ

. Правила эксплуатации торгового холодильного оборудования

. Виды и параметры оборудования для укладки и хранения тарно-штучных грузов

Библиографический список

1. Электронные весы: виды, назначение. Правила установки и эксплуатации ВЭ-15Т

Современные электронные весы - это надежное высокоточное многофункциональное устройство, которое позволяет определять вес предметов с наименьшей погрешностью. В отличие от устаревших механических моделей, электронные весы обладают рядом существенных преимуществ, среди которых - компактные габаритные размеры, простота в установке и последующей эксплуатации, высокая точность измерения, малое время взвешивания, широкий набор различных функций и опций.

В зависимости от функциональных возможностей, вида взвешиваемой продукции, точности измерения, весы подразделяют на следующие категории:

торговые весы;

торговые весы с печатью этикеток;

товарные весы;

лабораторные весы;

медицинские весы;

промышленные весы;

крановые весы;

бытовые весы.

Торговые весы (их также называют продуктовыми) предназначены для взвешивания, фасовки и определения итоговой стоимости товара из расчета его веса и цены за килограмм в автоматическом режиме. Такие весы имеют широкий функционал и могут использоваться в различных сферах торговли: как для стационарной работы в небольшом магазине или точке общественного питания, так и в составе автоматизированных систем крупных торговых сетей.

Современные торговые весы позволяют взвешивать товар с точностью до 1 грамма, способны вычитать массу тары, рассчитывать стоимость штучного товара и производить порционное взвешивание. Торговые весы могут отличаться расположением дисплея: на корпусе весов или на стойке. Наличие двухстороннего дисплея позволяет отслеживать массу, цену и стоимость покупки и продавцу, и покупателю одновременно. Качество и надежность весов, удобство и сроки эксплуатации, а также наличие дополнительных функций напрямую зависят от производителя весового оборудования и его цены.

Согласно максимально возможному пределу взвешивания торговые весы делят на три группы: до 6 кг, до 15 кг и до 30 кг. Весы первой группы имеют цену деления всего 2 грамма, поэтому их устанавливают в отделах, где осуществляется продажа легких товаров, при взвешивании которых требуется высокая точность (например, в гастрономическом или кондитерском отделе). В мясных, рыбных и овощных отделах обычно используют весы второй и третьей групп, цена деления которых равна 5 и 10 граммам соответственно.

На торговые весы, как на весовое оборудование, используемое для расчетов между продавцом и покупателем, распространяется государственный метрологический контроль. Поэтому все торговые весы подлежат обязательной государственной поверке, целью которой является подтверждение соответствия весового оборудования установленным требованиям.

Торговые весы с печатью этикеток применяются преимущественно в магазинах самообслуживания - супермаркетах и гипермаркетах. Эти весы снабжены термопринтером и имеют возможность печати самоклеющихся этикеток с указанием наименования товара, его веса, стоимости, срока годности и другой полезной информации, а также штрих-кода, необходимого для автоматизированного учета на кассовых узлах магазина, что значительно совершенствует и упрощает процесс торговли.

Весы данной категории оснащены дополнительными функциями и большим объемом внутренней памяти, который позволяет хранить полный перечень товаров одного или нескольких отделов. Для подключения к персональному компьютеру весы с печатью этикеток оборудованы различными видами интерфейсов (RS232, Ethernet). Подключение весового оборудования к компьютерной сети позволяет производить автоматическое обновление информации, хранящейся в памяти весов. Такие весы имеют в своем арсенале широкий выбор форм печатаемых этикеток.

К товарным весам относятся напольные весы с пределом взвешивания до 600 килограмм. Они широко используются на складах и оптовых базах магазинов, на промышленных предприятиях. Размеры платформы товарных весов зависят от показателя максимального предела взвешивания: чем больше этот показатель, тем больше площадь платформы. Напольные весы имеют низкую погрузочную высоту, чтобы облегчить процесс взвешивания массивных предметов, таких как мешки и ящики.

Все товарные весы в обязательном порядке оборудованы функцией ввода массы тары. Данная функция позволяет автоматически рассчитывать вес товара без упаковки. Некоторые модели снабжены функцией учета нестабильного веса, при помощи которой производится несколько замеров массы груза (например, емкости с жидкостью) за определенный временной промежуток, затем вес суммируется и вычисляется его среднее значение. В некоторых моделях присутствует функция ограничения веса, которая звуковым сигналом оповещает о превышении определенной массы груза. Иногда такие весы оснащают дополнительным интерфейсом, позволяющим управлять фасовочным дозатором, створки которого при наборе установленного веса автоматически закрываются. Товарные весы могут быть снабжены независимым или комбинированным электропитанием, что позволяет использовать их для работы в удаленных от электросети местах.

Лабораторные весы обладают высокой точностью и предназначены для взвешивания легких и сверхлегких предметов в научно-производственных лабораториях любых предприятий, банках, ломбардах, ювелирных магазинах и мастерских.

По классу точности лабораторные весы можно разделить на аналитические весы (с дискретностью не более 0,1 мг) и прецизионные весы (с дискретностью от 1 г до 1 мг). Некоторые модели лабораторных весов снабжены множеством дополнительных функций, таких как гидростатическое взвешивание - определение плотности жидкостей и твердых тел, или динамическое взвешивание - взвешивание нестабильных предметов. Лабораторные весы могут отличаться по типу калибровки. Существует калибровка весов внешней гирей, внутренней гирей и автоматическая калибровка.

Медицинские электронные весы предназначены для работы в различных медицинских, спортивных и оздоровительных учреждениях. Медицинские весы для взвешивания людей позволяют определять и контролировать вес тела человека, обеспечивают оперативность и наглядность результатов измерений. Детские весы для взвешивания новорожденных обладают повышенной точностью и помогают осуществлять постоянное наблюдение за прибавкой веса ребенка в первые годы его жизни. Конструкция медицинских весов предусматривает возможность проведения санобработки. Медицинские весы, представленные в нашем каталоге, имеют все необходимые государственные сертификаты и заключения.

Промышленные весы предназначены для статического взвешивания больших грузов, они широко используются в различных отраслях промышленности и торговли, в складских комплексах, транспортных компаниях, на перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятиях.

К категории промышленных весов относят платформенные весы. Они имеют автономный дисплей, который можно установить на переносную стойку или вмонтировать в стену, и платформу большой площади. Размер таких весов не превышает двух метров в длину и двух метров в ширину. Платформенные весы при необходимости могут быть встроены в пол или иметь подъездной пандус. Весы, оснащённые пандусом, делают процесс взвешивания продукции, размещенной на тележках, удобным, быстрым и легким.

Крановые весы предназначены для измерения массы тяжелых крупногабаритных грузов в складских и производственных помещениях, или на открытом воздухе. В некоторых моделях реализована возможность управления по радиоканалу. Крановые весы представляют собой прочную конструкцию, состоящую из грузоподъемного крюка и металлического корпуса с индикатором, который соединен с S-образным тензодатчиком (специальным измерительным прибором). Взвешивание груза на таких весах производится путем его закрепления на крюке и подъема.

Максимальный предел взвешивания крановых весов колеблется от 500 килограмм до 50 тонн, что обеспечивает владельцам складов или различных производственных цехов гибкий подход при выборе и закупке весового оборудования.

К категории бытовых весов относят электронные кухонные весы, мини-весы (карманные весы), электронные безмены. Кухонные весы помогут точно отмерить необходимое количество продуктов для приготовления различных блюд и заготовок, такие весы будут полезны как для шеф-повара шикарного ресторана, так и для рядовой домохозяйки. Кухонные весы нередко называют кулинарными.

Электронный безмен, благодаря своим компактным размерам и малому весу, станет незаменимым помощником в домашнем хозяйстве, на рынке, рыбалке, охоте или в походных условиях. Многие модели электронных безменов имеют встроенную рулетку.

Карманные весы предназначены для точного измерения веса мелких предметов. Наличие мини-весов может пригодиться при работе с различными лекарственными средствами в лаборатории или аптеке. Также карманные мини-весы идеально подходят при взвешивании ювелирных изделий и широко используются в ювелирных магазинах и ломбардах. Главный плюс этой категории весовой техники помимо небольшого размера - наличие автономного питания от батареек.

Весы электронные торговые ВЭ-15Т. Это весы среднего класса точности. Высокие технические и эксплуатационные характеристики весов обеспечивает встроенный микропроцессор со специально разработанными программами. Весы позволяют:

взвешивать товар массой до 15 кг;

определять стоимость товара до 9999,99 руб.;

запоминать цену для семи видов товаров;

компенсировать массу тары до 6 кг;

определять суммарную стоимость товаров;

вычислять сдачу и др.

Техническая характеристика весов ВЭ-15Т.

Количество отображаемых десятичных знаков:

индикатора "МАССА" .................................................................5

индикаторов "ЦЕНА", "СТОИМОСТЬ" ....................................6

Наименьший предел взвешивания, г............................................40

Дискретность показаний массы в интервале, г:

от 0,04 до 6 кг................................................................................2

от 6 до 15 кг...................................................................................5

Дискретность показаний стоимости и цены, руб..........................1

Ошибка вычисления стоимости, руб...........................................0,5

Допустимая погрешность при нагрузке на весы, г:

от 0,04 до 6 кг................................................................................2

от 4 до 6 кг.....................................................................................4

от 6 до 10 кг...................................................................................5

от 10 до 15 кг...............................................................................10

Время измерения с вычислением стоимости товара, с ................2

Потребляемая мощность, Вт..........................................................15

Масса, кг .........................................................................................10

Весы ВЭ-15Т состоят из корпуса взвешивающего устройства (А) и устройства индикации (Б).

Подготовка весов к работе и работа с весами: установить весы на рабочем месте и при помощи регулировочных ножек выставить их по ампуле уровня таким образом, чтобы пузырек воздуха находился в центре ампулы; вставить вилку сетевого шнура в сеть и включить сетевой выключатель, при этом весы должны войти в режим тестирования, индикацией которого является перебор символов на всех индикаторах. Через 10-15 секунд на индикаторах появляются нули (на индикаторе «Масса» возможно непостоянство нуля в пределах погрешности, для получения нуля нажать клавишу «Тара»). С этого момента весы находятся в рабочем режиме.

Для проверки готовности весов необходимо нажать с небольшим усилием в центр платформы рукой. При этом на индикаторе «Масса» будут высвечиваться показания, соответствующие усилию нажатия. Индикатор «Стоимость» должен погаснуть. Отпустить платформу, на индикаторе «Масса» снова появятся нули. Весы позволяют вводить цену за товар с помощью не только клавиши «Ввод», но и клавиши «Память». Такой режим удобен для запоминания наиболее часто используемых цен.

Рисунок 1. ВЭ-15Т.

Электронные настольные весы ВЭ-15Т: А - взвешивающее устройство; Б - устройство индикации: 1 - индикатор «Масса»; 2 - индикатор «Цена»; 3 - индикатор «Стоимость»; 4 - индикатор «Память стоимости»; 5 - клавиша «Режим памяти»; 6 - клавиша «Память»; 7 - клавиша «Ввод»; 8 - клавиша «Сброс»; 9 - клавиша «Штуки»; 10 - клавиша «Сумма»; 11 - клавиша «+»; 12 - клавиша «Тара».

Таблица 1.

Узлы индикации

Назначение

Индикатор «МАССА»

Показывает массу либо количество штучного товара или сдачу.

2

Индикатор «ЦЕНА»

Показывает цену сумму, полученную от покупателя.

3

Индикатор «СТОИМОСТЬ»

Показывает стоимость товара.

4

Индикатор «ПАМЯТЬ СТОИМОСТИ»

Расположен у первого разряда индикатора «СТОИМОСТЬ» в виде точки. Начинает мигать при нажатии клавиши «+», что означает введение информации с индикатора «СТОИМОСТЬ» в регистр памяти.

5

Клавиша «РЕЖИМ ПАМЯТИ»

Используется для входа в режим запоминания цены одной из семи ячеек памяти.

6

Клавиша «ПАМЯТЬ»

Используется для ввода в ячейку памяти и ввода на индикатор цены товара.

7

Клавиша «ВВОД»

Используется для ввода цены, количества штучного товара, суммы, полученной от покупателя.

8

Клавиша «СБРОС»

Используется для сброса показаний на индикаторах «ЦЕНА» и «СТОИМОСТЬ».

9

Клавиша «ШТУКИ»

Используется для входа в режим вычисления стоимости штучного товара.

10

Клавиша «СУММА»

Используется для подведения итога и одновременно для входа в режим вычисления сдачи.

11

Клавиша «+»

Используется для сложения стоимости покупок и одновременно ввода ее в регистр памяти.

12

Клавиша «ТАРА»

Используется для компенсации массы и сброса показаний на индикаторе «МАССА».

Для этого один раз перед началом работы или при изменении цен на товары необходимо ввести в ячейки памяти нужные цены:

если показания индикатора «ЦЕНА» отличаются от нуля, надо сбросить показания на индикаторе клавишей «СБРОС»;

пользуясь клавишей «ВВОД», набрать цену;

нажать клавишу «РЕЖИМ ПАМЯТИ» для входа в режим памяти. Набранное значение цены на индикаторе «ЦЕНА» замигает;

нажать на одну из семи клавиш «ПАМЯТЬ», например «1». Теперь введенная цена находится в ячейке памяти под клавишей «ПАМЯТЬ» 1.

Для ввода других цен в оставшиеся ячейки памяти повторить действия по указанной методике. Таким образом, можно запомнить семь различных цен. Для ввода на индикатор необходимой цены достаточно нажать клавишу «ПАМЯТЬ», в ячейку которой эта цена была введена. Занесенная информация сохраняется в памяти сколь угодно долго и при выключенном питании. Количество перезаписи цен в памяти не ограничено. При записи новой цены в память старая цена стирается автоматически.

Каждый раз перед обслуживанием нового покупателя необходимо убедиться, что индикаторы обнулены и индикатор «ПАМЯТЬ СТОИМОСТИ» не мигает. [3]

2. Основные механизмы, входящие в ККМ

Несмотря на значительное разнообразие типов контрольно-кассовых машин, выпускаемых в нашей стране, они имеют во многом сходную схему устройства. Состоят они из следующих основных механизмов: установочного, индикаторного, счетного, чекопечатающего, передаточного, приводного, блокировочного и замыкающего.

Установочный механизм представляет собой набор клавишей управления кассовой машиной. С помощью установочного механизма производится набор денежных сумм, проводимых через кассовую машину, установка шифра и счетчика, на которых должна быть отражена сумма, и включение электропривода.

Установочный механизм расположен на передней части контрольно-кассовой машины и имеет в зависимости от ее типа три, четыре или пять вертикально расположенных рядов суммовых клавишей. Каждый ряд состоит из девяти клавишей, на которых нанесены цифры от 1 до 9. При помощи клавиш первого правого ряда производится набор единиц копеек, второго - десятков копеек, третьего - единиц рублей и т. д.

В некоторых контрольно-кассовых машинах крайний клавишный ряд служит для установки условного шифра чека в целях предупреждения его подделки. Для того чтобы исправить неправильно набранную сумму, необходимо нажать на нужную клавишу в том же ряду и ошибочно нажатая клавиша вернется в исходное положение. Для полного выключения установочной клавиатуры (до нажатия на пусковую клавишу) служит клавиша гашения.

Индикаторный механизм служит для информации кассира и покупателя о набранной сумме, установленном номере чека и номере секционного счетчика, по которому произведена операция. Расположен он в верхней части кассового аппарата. В некоторых аппаратах индикаторы показывают только набранную сумму.

Счетный механизм состоит из набора суммирующих, контрольных и операционных счетчиков. Суммирующие счетчики служат для автоматического подсчета нарастающим итогом денежных сумм, набранных на установочном механизме и проведенных через кассовую машину. Они бывают:

секционные для учета денежных сумм по отдельным товарным секциям;

общие для учета денежных сумм в целом по магазину или отделу;

частные для подсчета итогов стоимости нескольких покупок.

Перевод суммирующих счетчиков на нули осуществляется специальным ключом, а при накоплении предельных сумм счетчики автоматически переходят через нули и продолжают счет.

Счетчик подсчета частных итогов автоматически гасится после выдачи аппаратом чека. Накопленная на счетчике сумма печатается не только на чековой, но и на контрольной ленте. Секционные счетчики бывают семиразрядными, общие - восьми, девяти и более разрядными.

Контрольные счетчики необходимы для учета операций, связанных с суммирующими счетчиками. Они обеспечивают учет количества принудительного перевода суммирующих счетчиков на нули, а также учитывают, сколько раз открывалась заслонка суммирующих счетчиков. Таким образом, контрольные счетчики исключают возможность бесследного гашения суммирующих счетчиков, и открывания заслонки для снятия показаний без ведома администрации магазина, так как показания контрольных счетчиков регистрируются в особой книге. Емкость контрольных счетчиков составляет 9999 операций.

Операционные счетчики автоматически учитывают количество операций по выдаче чеков. Максимальная емкость операционного счетчика составляет 9999 операций. После достижения максимальной емкости операционный счетчик автоматически переключается на нули. Кроме того, возможен принудительный перевод счетчика на нули.

Чекопечатающий механизм служит для печатания чека с необходимыми реквизитами и контрольной ленты и расположен с левой стороны машины. Он состоит из печатающих колес, нумератора чеков, дататора и клише, механизмов окрашивания и печатания, приспособления для установки и продвижения чековой ленты, механизма для контрольной ленты.

При помощи чекопечатающего механизма на кассовом чеке получается оттиск следующих реквизитов: суммы; порядкового номера чека; даты выдачи чека; номера счетчика, по которому проведена операция; шифра и клише с указанием наименования магазина и номера кассовой машины или кассы.

При каждой кассовой операции происходит автоматическое перемещение контрольной ленты, на которой печатаются: сумма чека; его порядковый номер; номер секционного счетчика и шифр.

Передаточный механизм предназначен для передачи набранных на установочном механизме данных на суммирующие счетчики, печатающее устройство и индикатор. Состоит передаточный механизм из вала водителей, зубчатых реек и секторов, приводного (главного) вала, валов привода печатающего устройства и передачи на печатающие колеса, вала включения электродвигателя, привода индикатора и других деталей и узлов.

Приводной механизм осуществляет приведение в действие всех узлов кассовой машины и может быть электрическим или ручным. Электрический привод представляет собой электродвигатель с передаточным механизмом, передающим вращение на главный вал и другие узлы машины. Современные контрольно-кассовые машины обычно оснащены электроприводом. Ручной привод используется в основном при ремонте и наладке контрольно-кассовых машин или при отсутствии электроэнергии.

Блокировочный механизм представляет собой устройство, блокирующее (запирающее) механизм включения машины при обрыве или отсутствии чековой или контрольной ленты. Автоматическое отключение блокировочного механизма происходит после заправки нового рулона ленты.

Замыкающий механизм включает замки и набор ключей, предназначенных для замыкания всего механизма машины или отдельных ее узлов, включения в определенный режим работы, выполнения операций, но снятию и гашению показаний суммирующих счетчиков.

Механизм контрольно-кассовой машины установлен на деревянном или металлическом основании (базисе) с вмонтированным в него денежным ящиком. Закрыт механизм металлическим или пластмассовым кожухом с прорезями, отверстиями и смотровыми окнами На кожухе имеются заводская табличка и устройство для пломбирования, при помощи которого обеспечивается контроль за показаниями счетчиков и исключается проведение ремонта контрольно-кассовых машин случайными лицами.

Контрольно-кассовые машины обеспечиваются комплектом принадлежностей для ухода за ними и некоторыми запасными частями, а также паспортом и руководством по их эксплуатации. [4]

3. Правила эксплуатации торгового холодильного оборудования

электронный весы кассовый холодильный торговый

Срок службы торгового холодильного оборудования и безотказность его работы зависят от соблюдения правил его эксплуатации, содержания в чистоте, использования по прямому назначению.

Основные условия бесперебойной работы холодильного оборудования следующие:

высокое качество монтажа,

выполнение всех правил эксплуатации персоналом магазина.

Монтаж, т. е. подготовку к работе и пуск холодильного оборудования, должен проводить механик, имеющий удостоверение на право осуществления таких работ и обслуживания холодильных агрегатов.

В период между техническим обслуживанием и ремонтами персонал торгового предприятия должен осуществлять:

контроль за состоянием изделия, правильной его за грузкой и установкой щитков, системой отвода конденсата;

визуальный осмотр машинного отделения, при котором проверяется герметичность трубопроводов (появление следов масла в разъемных соединениях указывает на утечку хладагента);

ежедневную чистку и пропитку изделия после окончания работы;

удаление снеговой "шубы" (слоя инея толщиной более 3 мм);

визуальный контроль за температурой в охлаждаемом объеме по термометру.

От качества выполнения персоналом этих обязанностей в значительной мере зависит надежность работы оборудования и снижение затрат на его эксплуатацию.

Торговое холодильное оборудование устанавливают в сухом, наиболее холодном месте помещения. Для нормальной и экономичной работы холодильное оборудование следует устанавливать в местах, не подверженных прямому действию солнечных лучей, и как можно дальше, но не менее 2 м от отопительных приборов и других источников тепла. Не рекомендуется открывать дверцы в сторону по тока теплого воздуха.

При размещении оборудования необходимо, чтобы к конденсатору агрегата обеспечивался свободный доступ воздуха, поэтому он должен быть установлен на расстоянии не менее 0,2 м от стены. Оборудование со встроенным агрегатом также должно иметь свободный доступ воздуха к решеткам машинного отделения.

Оборудование необходимо содержать в чистоте. Наружную его часть следует периодически протирать слегка влажной фланелью и вытирать насухо. Внутренние стенки каждую неделю необходимо промывать с мылом, затем ополаскивать чистой водой и насухо вытирать.

В целях достижения минимальных потерь холода раздвижные створки витрин и прилавков, двери холодильных шкафов и камер рекомендуется открывать только в случае надобности и на короткий срок.

В витринах, шкафах продукты укладывают с зазором, чтобы расстояние до стекол или стенок было не менее мм. Несоблюдение этого требования отрицательно влияет на температурный режим.

Чем ниже температура окружающего агрегат воздуха, тем ниже давление конденсации и, следовательно, выше производительность холода установки и экономичнее ее работа. Предельно допустимая температура воздуха, окружающего холодильную машину, - 32-35 ºС, для южных ионов - 38-40 ºС. При более высокой температуре воздуха давление конденсации достигает установленного верхнего предела и моноконтроллер автоматически выключает агрегат.

Помещения, в которых устанавливают сборные камеры, должны быть просторными и иметь высоту не менее 2,3 м. При установке камер на верхних этажах следует проверить прочность междуэтажных перекрытий, так как при полной их загрузке оказывается значительное давление.

При нарушении нормальной работы холодильного оборудования необходимо немедленно выключить электродвигатель компрессора и вызвать механика, обслуживающего холодильную установку.

При эксплуатации холодильного оборудования запрещается:

- допускать посторонних лиц к осмотру, ремонту холодильной машины и регулировке приборов автоматики, а также выполнять эти работы своими силами;

прикасаться к движущимся частям холодильного агрегата во время работы и автоматической остановки;

не выключив компрессор, перекрывать воду, охлаждающую конденсатор холодильных машин;

удалять иней с испарителя механическим способом при помощи скребков, ножей и др. предметов);

загромождать холодильный агрегат и проходы к посторонними предметами, затрудняющими технический осмотр и проверку его работы, а также препятствующими нормальной циркуляции воздуха, охлаждающего конденсатор;

включать холодильную машину при снятых с агрегата, а также с вращающихся и движущихся его частей крышке магнитного пускателя, клеммной колодке электродвигателя, регулятора давления и других приборов.

Устойчивая и долговечная работа холодильной машины во многом зависит от соблюдения работниками магазина перечисленных ниже основных правил эксплуатации холодильного оборудования:

загружать оборудование продуктами следует только по достижении нормального температурного режима;

количество загружаемых продуктов не должно превышать допустимую норму единовременной загрузки оборудования;

для свободного движения холодного воздуха и лучшего, равномерного охлаждения продукта их укладывают или подвешивают неплотно между собой на расстоянии от стенок 8-10 см;

нельзя хранить продукты на испарителях, покрывать решетчатые полки и продукты бумагой, целлофаном и т. п., так как это нарушает нормальную циркуляцию воздуха и ухудшает условия охлаждения продуктов;

не допускается хранение в охлаждаемом оборудовании посторонних предметов;

следует избегать совместного хранения разнородных продуктов, передающих друг другу запах (например, сельди и сливочного масла);

закрытые двери холодильного оборудования по всему периметру должны быть плотно прижаты к корпусу, открывать их следует как можно реже и на короткий срок;

на испарителе не должно быть инея, между его ребрами должен свободно циркулировать холодный воздух.

Большой слой инея замедляет процесс теплопередачи, поэтому температура в охлаждаемом объекте и давление в испарителе повышаются, и холодильная машина станет работать непрерывно, не выключаясь; для оттаивания инея в неавтоматизированных установках холодильную машину отключают, камеру освобождают от продуктов, дверцы оставляют открытыми до тех пор, пока весь иней не растает. После удаления инея внутренние поверхности шкафа должны быть насухо протерты и проветрены.

Эти правила оттаивания инея не касаются тех холодильных устройств, в которых предусматривается оттаивание с помощью электронагревателей или оборудованных принудительной циркуляцией охлажденного воздуха.

Ниже перечислены причины, негативно влияющие на работоспособность оборудования.

. Использование холодильного оборудования в перенапряженном режиме. В первую очередь это относится к холодильным витринам, служащим для демонстрации товара, а не для его хранения. Перезагрузка витрин по уровню выкладки товара в демонстрационном объеме ведет к перенапряженному режиму работы агрегата, что уменьшает срок его службы. Высота загрузки при выкладке товapa в холодильных или морозильных витринах не должна превышать 150 мм над уровнем поддона.

. Практически все холодильное оборудование рассчитано на работу при температуре окружающего воздуха до 25 ºС. В летних условиях температура в торговых помещениях доходит до 30°С и выше. Это также отрицательно влияет на работу агрегата. Экономия на установке дополнительных вентиляционных систем или систем кондиционирования может привести к выходу из строя холодильного оборудования.

. Нерегулярность проведения профилактических работ. Это особенно характерно для весенне-летнего периода, когда тополиным пухом и пылью забивается машинное отделение.

Соблюдение правил эксплуатации холодильных установок и техники безопасности способствует надежной работе оборудования и предотвращает несчастные случаи.

Для работников торговли должен быть проведен специальный вводный инструктаж по правилам техники безопасности, эксплуатации автоматических хладоновых холодильных установок, электробезопасности и порядку оказания первой помощи при несчастном случае. Не реже одного раза в 6 мес. должен проводиться инструктаж на рабочем месте.

Вблизи холодильного агрегата на видном месте вывешивают инструкцию по эксплуатации холодильных установок.

К проведению монтажных работ и обслуживанию холодильного оборудования допускаются только лица, специально обученные, имеющие диплом мастера по холодильной технике.

Правила техники безопасности запрещают эксплуатировать холодильные установки, не имеющие защитного заземления электродвигателей. Опасно пользоваться холодильной установкой, если открыты токонесущие части ее электрических приборов, не защищены вращающиеся и движущиеся части оборудования. Запрещается эксплуатировать оборудование при неисправных приборах автоматики, прикасаться к движущимся частям включенного в сеть агрегата независимо от того, находится он в работе или в периоде автоматической остановки.

Следует избегать попадания на кожу хладагентов, так как из-за низкой температуры испарения в атмосферных условиях они вызывают ожог. Вдыхание паров хладагентов может иметь вредное последствие для здоровья. При обнаружении значительной утечки хладагента следует немедленно включить вентиляцию или открыть окна и двери для проветривания помещения. При работе с хладагентом или оборудованием, наполненным хладагентом, нужно иметь защитные очки и резиновые перчатки.

Работа с отрытым пламенем или другими горячими поверхностями при контакте с хладагентом может быть причиной химической реакции с выделением вредных паров.

Работа компрессора допускается только с хладагентом, указанным производителем. Запрещается выпуск хладагентов в атмосферу. При попадании хладагента в машинное помещение затрудняется поиск утечки с помощью детектора.

Перед подключением компрессора к сети также необходимо проверить электрические данные двигателя и наличие заземления. Следует учитывать, что корпус компрессора может иметь температуру до 100 °С. [1],[2]

4. Виды и параметры оборудования для укладки и хранения тарно-штучных грузов

Основное оборудование механизированных и автоматизированных складов тарно-штучных грузов следующее:

на погрузочно-разгрузочных участках: электропогрузчики, электротележки, передвижные и телескопические конвейеры, конвейерные погрузочно-разгрузочные машины, мостики-уравнители;

в зоне хранения грузов: стеллажи и штабелирующие машины (электропогрузчики, мостовые и стеллажные краны - штабелеры);

на комплектовочных и сортировочных участках: конвейеры роликовые, перегрузочные устройства, комплектовочные столы, электротали на монорельсах, краны однобалочные, комплектовочные манипуляторы, взвешивающие, счетные и сканирующие устройства;

на внутрискладском транспорте: электропогрузчики, электротележки, транспортные роботы, отдельные конвейеры и комплексные конвейерные системы;

в автоматизированных системах управления: компьютеры, микропроцессоры, преобразователи информации, датчики, пускорегулирующая аппаратура, устройства радиосвязи и т.п.

На складах тарно-штучных грузов, расположенных на грузовых железнодорожных станциях, используются преимущественно электрические и дизельные погрузчики с нейтрализаторами отработавших газов.

Большинство тарно-штучных грузов перевозят в крытом подвижном составе железнодорожного и автомобильного транспорта, так как в соответствии с техническими условиями они должны быть защищены при транспортировке от воздействия погодных условий.

Погрузочно-разгрузочные участки складов тарно-штучных грузов бывают двух типов: открытые (когда транспортные средства подходят к складу снаружи) и закрытые (когда все погрузочно-разгрузочные работы выполняются внутри склада). Для погрузки и разгрузки грузовых вагонов рекомендуется устраивать открытые участки (с подходом железнодорожного пути к складу снаружи), так как они не отнимают полезные объемы внутри склада, которые можно более эффективно использовать для складирования грузов. Для погрузки и разгрузки автотранспорта целесообразно предусматривать открывающиеся дверные проемы в стене склада, с козырьком, герметичным уплотнением по периметру проема, переходным мостиком, гибким дверным полотном с электроприводом и тепловой завесой.

Погрузку и разгрузку пакетированных тарно-штучных грузов из крытых железнодорожных вагонов при больших грузопотоках выполняют уравновешенными универсальными электропогрузчиками или малогабаритными автопогрузчиками с устройством очистки отработанных газов, а при малых грузопотоках-самоходными вилочными элекгротележками. Погрузку и разгрузку пакетированных грузов из автомобилей при всех грузопотоках осуществляют самоходными вилочными электротележками, которые в 5-6 раз легче и дешевле погрузчиков и вместе с тем обеспечивают почти такую же производительность на погрузочно-разгрузочных работах.

Для механизации погрузочно-разгрузочных работ с непакетированными тарно-штучными грузами рекомендуется применять:

средства малой механизации - ручные тележки, наклонные роликовые дорожки (при малых грузопотоках);

стандартные плоские поддоны 1200×800 мм и электропогрузчики;

передвижные или телескопические (выдвижные) конвейеры;

конвейерные погрузочно-разгрузочные машины;

перегрузочные роботы и манипуляторы.

Рисунок 2. Погрузочно-разгрузочная машина.

Конвейерная погрузочно-разгрузочная машина (рис. 2) представляет собой каскад из трех или четырех шарнирно соединенных ленточных конвейеров.

При разгрузке грузов машина въезжает внутрь вагона, и двое грузчиков укладывают грузы из вагона на ленту последней (третьей) секции конвейерной машины. По мере разгрузки вагона машина вкатывается внутрь вагона. При этом вторая 5 и третья 6 секции конвейеров поворачиваются относительно базовой секции 4 и одна относительно другой, а третья секция еще и наклоняется в вертикальной плоскости и, при необходимости, выдвигается, углубляясь в торец вагона и принимая в положение, наиболее удобное для работы грузчиков. После того, как грузы уложены на ленту конвейера, они могут быть направлены к ПФМ. Аналогично могут выполняться погрузка грузов в вагон, погрузка или выгрузка грузов из автомобиля.

Производительность конвейерной погрузочно-разгрузочной машины примерно на 30% выше, чем при обычной технологии разгрузки непакетированных грузов с укладкой грузов вручную на стандартный поддон и последующей перевозкой груженого поддона погрузчиком в склад.

Способы складирования тарно-штучных грузов очень разнообразны. Под этим понятием подразумевается сочетание вида хранения (штабельное или стеллажное), типа и параметров грузовой транспортно-складской единицы, стеллажей и штабелирующего оборудования. Классификация способов складирования тарно-штучных грузов приведена на рисунке 3. Кроме показанных на схеме способов складирования, возможно еще хранение мелких штучных грузов без поддонов в выдвижных ящиках стеллажей.

Рисунок 3. Классификация способов складирования тарно-штучных грузов.

Штабельное хранение грузов на плоских поддонах размерами 1200×800 или 3200 х 1000 мм в два яруса по высоте, широко распространенное в России на многих складах, имеет следующие преимущества:

исключение дополнительных затрат на стеллажи;

отсутствие стационарных конструкций (стеллажей) и возможность оперативного размещения штабелей в зависимости от размеров прибытия и отправления грузов;

хорошее заполнение площади склада (при однотипных грузах).

Недостатки штабельного хранения:

низкая высота складирования, неполное использование объема склада;

возможность повреждения грузов в нижнем ярусе штабеля;

неустойчивость штабеля, возможность выпадения грузов и травмирования работников;

затруднение в учете мест размещения грузов;

невозможность складирования многономенклатурных грузов;

невозможность автоматизации складирования грузов.

Ввиду указанных недостатков штабельное хранение рекомендуется применять только на небольших складах однотипных грузов, с небольшим числом наименований и большим числом пакетов по каждому наименованию (например, на железнодорожных складах повагонных отправок с небольшими грузопотоками).

Преимущества стеллажного хранения грузов; большая высота складирования, хорошее заполнение объемов складов грузами (что является обязательным условием достижения высоких технико-экономических показателей), возможность автоматизированного учета операций складирования. В современных механизированных и автоматизированных складах применяют только стеллажное хранение тарно-штучных грузов на поддонах различных конструкций.

Стеллажные системы, применяемые на современных складах, тоже очень разнообразны. Это разнообразие обусловлено стремлением, во-первых, добиться максимального заполнения объемов складов грузами и, во-вторых, обеспечить минимальные затраты и максимальную производительность на приеме и выдаче грузов со складов. Для этого применяют две основных системы стеллажного складирования грузов: рядное складирование с использованием клеточных стеллажей (рис. 4, а) и блочное складирование на стеллажах различных специальных конструкций (рис. 4, б).

Рисунок 4. Рядное складирование с использованием клеточных стеллажей (а); блочное складирование на стеллажах различных специальных конструкций (б).

Рядная система стеллажного хранения характеризуется тем, что стеллажи устанавливаются рядами, с проходами после каждого из них. Это ухудшает использование площади склада (проходы занимают много места), но зато обеспечивает возможность свободного доступа штабелирующей машины к каждому хранящемуся пакету грузов в стеллажах. Рядное складирование применяют на складах многономенклатурных грузов (с большим числом наименований), в которых каждый отдельный транспортно-складской пакет может хранить особое наименование грузов. Для рядного складирования применяют клеточные стеллажи: бесполочные в сочетании с автоматическими стеллажными кранами-штабелерами и каркасные в сочетании с мостовыми кранами-штабелерами и электропогрузчиками.

Система блочного складирования аналогична штабельному хранению, но в этом случае грузы верхних ярусов опираются не один на другой, а на конструкции стеллажей. Преимущество блочного складирования - наиболее полное заполнение объема склада грузами, так как между стеллажами может быть всего один проход. Недостаток блочного складирования - невозможность доступа штабелирующей машины к любому пакету в стеллажах (она может взять или поставить груз только на места, ближайшие к проходу).

Для блочного складирования применяют въездные стеллажи (в сочетании с мостовыми кранами-штабелерами, электропогрузчиками или самоходными робототележками) и гравитационные стеллажи, которые могут обслуживаться электропогрузчиками, стеллажными или мостовыми кранами-штабелерами.

Въездные стеллажи получили свое название в связи с тем, что штабелирующая машина для установки или взятия пакета из стеллажей должна въезжать внутрь отсека стеллажа. Гравитационные стеллажи получили такое название потому, что грузы под действием силы тяжести (гравитационной силы) скатываются в них по наклонным роликовым дорожкам из места загрузки к месту разгрузки их из стеллажей.

Конвейерные стеллажи аналогичны гравитационным, но только вместо наклонных роликовых дорожек у них в каждом ярусе установлены приводные конвейеры - цепные или роликовые.

Блочное складирование грузов (ввиду его особенностей) применяют, когда неважен непосредственный доступ штабелирующей машины к каждому отдельному грузу, а достаточно иметь доступ к первым грузам одного наименования или из транспортной партии. Такие условия характерны для складов массовых однотипных грузов, с небольшим числом наименований (в которых по каждому грузу хранится несколько десятков поддонов) или для железнодорожных складов повагонных отправок (с которых большие количества транспортных пакетов отправляются в один адрес).

Складирование в передвижных стеллажах представляет собой сочетание рядной и блочной схем: грузы хранятся в клеточных каркасных стеллажах, но доступ штабелирующей машины к каждому хранящемуся пакету возможен только после передвижения стеллажей, установленных на ходовые колеса, в результате которого между стеллажами образуется проход для штабелирующей машины.

Конвейерное складирование грузов рационально при больших грузопотоках, малых сроках и запасах хранения грузов, что характерно для складов промышленных предприятий. Подвесные склады применяют в крупносерийном и массовом производстве (в автомобилестроении, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, в радиотехнической, электронной промышленности), когда в качестве внутризаводского транспорта используются подвесные конвейеры.

Элеваторные склады, основу которых составляют люлечные элеваторы, используют для временного хранения на промышленных предприятиях запчастей, приспособлений, инструмента, технологической оснастки, а на крупных складах материально-технического снабжения, логистических терминалах и торговых базах - в качестве оперативных комплектовочных складов.

Параметры некоторого стеллажного оборудования. Рисунки 5-7.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Рисунок 7.

Каркасный стеллаж (рис. 5, а) состоит из стоек и продольных балок, на которые укладывают груз. Они могут быть односторонними (размещаются вдоль стен склада) и двухсторонними (устанавливаются в пролете складского здания). Наиболее экономичный каркасный стеллаж - с длиной ячейки (расстоянием между стойками) примерно 2700 мм. В такую ячейку может быть поставлено два поддона длиной по 1200 мм (как показано на рис. 5, а) или три поддона длиной по 800 мм (размером 1200 мм - в глубину стеллажа). Каркасные стеллажи могут быть высотой до 10 м (до 7-8 ярусов по высоте) и обслуживаются электропогрузчиками или мостовыми кранами штабелерами.

Бесполочные стеллажи (рис. 5, б) для установки грузов имеют консольные опоры, которые изготавливают из неравнобоких уголков и приваривают к стойкам. Отсутствие полок позволяет обслуживать эти стеллажи стеллажными кранами- штабелерами (обычно автоматическими) с выдвижным телескопическим грузозахватом сечением в поперечнике 80 мм. Эти стеллажи применяю! в крупных автоматизированных складах высотой до 20 м и более.

Конструктивные схемы стеллажей для блочного складирования грузов, которые применяют на складах с небольшим числом наименований (порядка 20-40), показаны на рис. 6.

Въездные стеллажи (рис. 6, а, о) состоят из многоместных отсеков, в каждый из которых может быть установлено несколько десятков транспортных пакетов на поддонах с одним и тем же наименованием груза (или из одной и той же транспортной партии). Это условие нужно соблюдать потому, что штабелирующая машина (электропогрузчик или мостовой кран-штабелер) имеет доступ в этом случае только к крайним пакетам грузов, расположенным вдоль продольного прохода между стеллажами. Чтобы взять или поставить груз, она должна въезжать внутрь отсека стеллажей (как показано на рис. 6,б).

Гравитационные стеллажи (рис. 6, в, г) состоят из пространственной металлоконструкции и встроенных в нее роликовых дорожек, наклоненных на угол 2-3° к горизонту. В каждой роликовой дорожке должен размещаться груз одного и того же наименования (или из одной и той же транспортной партии). Грузы накапливаются в роликовой дорожке, скатываясь по ее роликам, и при этом строго соблюдается важный принцип складирования ПП-ПВ (FiFo - первый поступил - первый выдан). Недостатками гравитационных стеллажей являются: сложность и более высокая стоимость, возможность разгона грузов и необходимость в притормаживающих устройствах, перепад высот между началом и концом роликовой дорожки.

Передвижные стеллажи (рис. 7.) обеспечивают хорошее заполнение объема склада грузами и вместе с этим - возможность доступа к каждому отдельному пакету. По краям секции стеллажей (например, вдоль продольных стен склада) устанавливают два стационарных односторонних каркасных стеллажа, а между ними - несколько двухсторонних передвижных стеллажей, которые представляют собой обычные каркасные стеллажи, поставленные на ходовые колеса с приводами передвижения. В пролете склада может быть сделан всего один продольный проход (как и показано на рис. 7). Если нужно взять или поставить пакеты из других стеллажей, включают приводы передвижения соответствующих стеллажей, и они сдвигаются, открывая проход и доступ штабелирующей машине (электропогрузчику или мостовому крану-штабелеру) к любой ячейке стеллажа. [5]

Библиографический список

1) Арустамов Э.А. Оборудование предприятий (торговля): Учебное пособие. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. [1]

2) Оборудование торговых предприятий: Учеб. для нач. проф. Образования /Т.Р. Парфеньева, Н.Б. Миронова, А.А. Петухова, Н.М. Филиппова. - М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000. [2]

3) Электронный ресурс: <http://www.znaytovar.ru/s/Elektronnye_nastolnye_vesy.html> [3]

) Электронный ресурс: <http://www.krmagazine.ru/Posobie_dlya_prodavca/p2_articleid/2370> [4]

) Электронный ресурс: <http://www.tgs-jd.ru/> Транспортно-грузовые системы. Все о ТГС П.7.2 и 7.4 [5]

Похожие работы на - Установка и эксплуатация торгового оборудования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!