Изучение процесса управления конфликтами на примере деятельности ООО 'Производственная компания'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    334,18 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение процесса управления конфликтами на примере деятельности ООО 'Производственная компания'

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в организации

1.1 Причины конфликтов в организации

1.2 Типология организационных конфликтов

1.3 Методы разрешения конфликтов и приемы урегулирования конфликтных ситуаций в организации

Глава 2. Исследование конфликтных ситуаций в ООО "Производственная компания"

2.1 Общая характеристика деревообрабатывающего предприятия города Ульяновска ООО "Производственная компания"

2.2 Анализ методов разрешение конфликтов в ООО "Производственная компания"

2.3 Разработка рекомендаций по управлению конфликтами в деятельности ООО "Производственная компания"

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Конфликт в организации <#"603106.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Классификация конфликтов.

Индивидуально-групповые конфликты носят в большей степени психологический характер.

. Внутриличностный конфликт возникает при несовпадении личных потребностей работника и целей организации или коллектива сотрудников.

. Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиции целей, ценностей или поведения. Конфликт "личность - группа".

3. Конфликт между личностью и группой - это конфликт, возникающий в результате противоречий между личностью и группой. Конфликт может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается.

4.      Межгрупповой конфликт. Противоборствующие стороны - группы (малые, средние и микро-группы). В основе такого типа конфликтов лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов.

Организационные конфликты возникают в рамках служебных отношений между различными категориями работников предприятия:

. Иерархические конфликты характерны для организационных структур с многоуровневым управлением.

2.   Межфункциональные конфликты преимущественно возникают между сотрудниками разного ранга функциональных подразделений.

3.   Линейно-штабные конфликты обычно являются следствием несовершенной структуры управления предприятием.

4. Формально-неформальные конфликты - разновидность служебных отношений, если в них присутствуют родственные или дружеские связи [3; с.245].

В зависимости от источников конфликта С.М. Емельянов выделяет следующие виды конфликтов:

1.   Структурные конфликты, то есть конфликты между структурными подразделениями;

2.   Инновационные конфликты - это конфликты, связанные с развитием организации, ее структурными изменениями;

3.   Позиционные конфликты. Возникают на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации;

4.   Ресурсные конфликты, т.е. конфликты, возникающие в процессе распределения и использования ресурсов;

5.   Динамические конфликты - это конфликты, социально-психологической динамикой организации [7; с.241].

Рассмотрев классификации конфликтов, можно прийти к выводу, что конфликты весьма многообразны и существует множество вариантов классификаций по различным критериям, из которых основополагающими являются содержательная и качественная сторона конфликта, адресность, источники столкновений, а также типы функциональных систем.

Анализируя конфликты, возникающие в организациях, очень важно определить их причины. Зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию противоречий, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. Осознание причин конфликтов определяется источниками их возникновения [10; с.164].

Источником конфликтов являются сами люди, поскольку среди них наблюдается огромное разнообразие потребностей, точек зрения, привычек, жизненных приоритетов, целей.

X. Корнелиус и Ш. Фэйр выделяют несколько основных причин возникновения конфликтов.

1. Ограниченность ресурсов. Материальные, трудовые и финансовые ресурсы всегда ограничены. Задачей руководства является оптимальное распределение ограниченных ресурсов между различными структурными подразделениями предприятия. Однако сделать это достаточно трудно, так как критерии распределения обычно достаточно условны.

2. Взаимозависимость задач. Все организационные системы состоят из взаимосвязанных элементов, т.е. работа одного сотрудника или коллектива зависит от работы другого сотрудника или коллектива. Если одно подразделение или отдельный сотрудник работают несоответствующим образом, взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

3. Различия в целях. Обычно в организационных структурах по мере роста и развития наблюдается процесс специализации, т.е. деятельности в какой-либо узкой сфере. В результате прежние структурные подразделения делятся на более мелкие специализированные единицы. Это увеличивает вероятность конфликтов, которые происходят потому, что такие структуры сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, нежели выполнению целей всей организации.

. Различия в способах достижения целей. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, т.е. при отсутствии противоречивых интересов. Даже если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной - о том, как это сделать, люди могут иметь самые разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее.

5.  Различия в представлениях и ценностях. Каждый человек в первую очередь стремится принять во внимание те обстоятельства, которые благополучны для его личных потребностей и целей или для коллектива, в котором он трудится. Необходимо учитывать превосходящие обстоятельства и следовать правилу - "иметь право - не значит делать".

6.  Неудовлетворительная коммуникация. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональными следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами.

7. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, образовании, стаже работы и возрасте увеличивают возможность возникновения конфликта [15; с.76].

Таким образом, очевидно, что существование перечисленных источников и причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако, даже при большой возможности конфликта стороны могут не вступить в конфликтное взаимодействие, так как иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат.

Спектр последствий конфликтов в организации достаточно разнообразен. Е.Л. Драчева выделяет две основные группы последствий: позитивные и негативные. Они существенным образом сказываются на результативности деятельности предприятия: в первом случае, повышая эффективность производства, а во втором, соответственно, снижая ее [6; с.251].

О.С. Виханский раскрывает содержание основных последствий конфликтов в следующей классификации [3; с.415].

Таблица 1 - Последствия конфликтов.


Данная классификация свидетельствует о том, что те или иные последствия конфликтов могут повлиять на возможность устранения или возникновения новых причин будущих конфликтов, а также на работу трудового коллектива и организации в целом.

Поэтому особое место в деятельности менеджера по управлению организационными конфликтами занимает не только прогнозирование и предупреждение уровня социальной напряженности, но и контроль последствий урегулированных конфликтов, для того чтобы в будущем не только суметь справиться с конфликтной ситуацией, но еще и извлечь из нее выгоду.

1.3 Методы разрешения конфликтов и приемы урегулирования конфликтных ситуаций в организации


Любая организация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновения внутри нее различного рода конфликтов. Конфликт является естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества [12; с.174].

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации [17; с.261].

Учитывая сложность управления конфликтными ситуациями в организациях, в каждом конкретном случае методы разрешения конфликтов должны определяться в индивидуальном порядке [11; с.94].

В рамках конфликтологии и управленческой психологии разрабатывались различные методы и приемы управления конфликтами. Однако наиболее универсальной является классификация, включающая две основные группы методов урегулирования конфликтов - структурные и межличностные.

А.Я. Кибанов выделяет ряд эффективных структурных методов разрешения конфликта.

. Разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.

. Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

. Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направить усилия всех участников на достижение общей цели.

. Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе.

Существуют пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов:

. Принуждение - разрешение конфликта силой, как стиль характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в разрешении конфликта, но без учета позиций другой стороны. Это стиль "выигрыш - проигрыш" в межличностном конфликте. Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Однако в общественном мнении этот стиль не пользуется популярностью.

. Стиль, предполагающий уклонение от конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Здесь налицо попытка стоять в стороне от конфликта, не брать на себя ответственность за разрешение конфликта. При таком подходе в конфликте проигрывают обе стороны. Такой стиль приводит к неодобрению бездействия со стороны других.

. Разрешение конфликта через сотрудничество (решение проблемы). Как стиль характеризуется высокой степенью личной вовлеченности в него так и сильным желанием кооперировать свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывают обе стороны. Подобные люди считаются динамичными, о них у других складывается благоприятное впечатление. Они правильно считают, что каждый участник конфликта имеет равные права при его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование.

. Стиль сглаживания конфликта побуждает войти в положение другой стороны, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны. В основе этого стиля лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Это стиль наподобие "не выигрыш - выигрыш" окружающими оценивается положительно, но как у слабых натур.

. Стиль компромисса предполагает умеренный учет интересов каждой из сторон, а отсюда и необходимость идти на определенные уступки. В целом этот стиль оценивается благоприятно и относится к типу "непроигрыш - непроигрыш". Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явное преимущество.

Таким образом, выигрывают обе стороны лишь в ситуации сотрудничества, когда удовлетворяются интересы обеих сторон. Однако этот стиль является наиболее трудным, поскольку для совместного принятия решений требуются желание, усилия и время для разрешения конфликта. Именно стиль сотрудничества приводит к оптимальному решению вопроса. Знание этих стилей разрешения конфликта позволяет каждому сознательно делать тот или иной выбор, исходя из конкретной ситуации.

М.И. Станкин выделяет семь этапов поиска путей взаимодействия:

1)  необходимо признать наличие конфликта;

2)  следует договориться о процедуре разрешения конфликта (где, когда и как начать работу по преодолению конфликта);

3)  необходимо очертить границы конфликта, признать его "нашей проблемой";

4) необходимо проверить возможные варианты решения конфликта. Здесь должны быть рассмотрены и проанализированы все варианты решения;

5) необходимо прийти к соглашению;

6) необходимо воплотить план в жизнь. В плане ясно и четко должно быть расписано, что нужно делать, когда и с кем;

7) необходимо дать оценку принятого решения [22; с.251].

Помимо уже рассмотренных методов разрешения конфликтов в организации существуют также приемы, способствующие конструктивному урегулированию конфликтных ситуаций. Если за классификационный критерий принять степень участия третьей стороны, то все приемы можно разделить на две группы - с посредником и без него.

Существуют следующие приемы урегулирования конфликтных ситуаций без участия посредника.

. Творческие визуализации. Данный прием может быть использован для анализа причин конфликтной ситуации. Это фактически использование воображения, путешествие в собственные конфликты с целью выяснения их источников. Можно использовать его для преодоления обиды, чувства вины [21; с.236].

. Рационально - интуитивный прием. Американский психолог Д.Г. Скотт разработал прием, в основе которого лежит овладение собственными отрицательными эмоциями, возможность использования интуиции и разума для формирования приемлемых решений [20; с.144].

. Картография конфликта. X. Корнелиус и Ш. Фэйр выделяют следующие этапы построения картографии конфликта.

Первый этап - уяснение сути проблемы и ее краткое обозначение. На данном этапе важно определить сам конфликт, а не искать пути его решения. Второй этап - выявление сторон или участников конфликта. Их можно сгруппировать в зависимости от степени вовлеченности в конфликт или от их роли в нем. Третий этап - выявление истинных потребностей. Потребности в широком смысле - желания, ценности, интересы и вообще все, что может казаться важным для человека. Четвертый этап - анализ картографии [15; с.216].

. Прием Декартовых координат. Прием разработан западными учеными на основе представлений французского философа Р. Декарта о том, что наше сознание имеет определенную структуру и его можно представить как пространство, обозначенное математическими (алгебраическими) символами (а, b).

Рисунок 2 - Прием Декартовых координат.

В каждый квадрат надо записать не менее десяти ответов, причем искренних и честных. Когда все записи сделаны. Их следует сопоставить и проанализировать, и вы поймете, где нужное вам именно сейчас решение [16; с.254].

. Принципиальное ведение переговоров. Суть данного приема, разработанного Б.И. Хасаном, базируется на изменении установок в направлении толерантности, что прослеживается в ряде положений:

·   участники переговоров перестают быть противниками, а провозглашаются партнерами, перед которыми стоит задача совместного принятия решения;

·   они объединяются общей целью - достичь разумного решения, полученного быстро и при полном согласии;

·   надо быть мягким с людьми и требовательным к задаче;

·   действовать следует независимо от доверия или недоверия;

·   стоит представить множество вариантов на выбор, а решение принять позже;

·   необходимо продумать возможность взаимной выгоды;

следует рассуждать и прислушиваться к доводам, уступать принципам, а не нажиму [23; с.118].

Однако не всегда возможно самостоятельное урегулирование конфликтных ситуаций. Зачастую, когда стороны оказывается в состоянии конфликта, их эмоции, установки и вовлеченность в конфликт не позволяют им посмотреть на ситуацию с иной точки зрения, увидеть новые возможности для благополучного разрешения. В конфликте это способен сделать только посредник.

В результате теоретического исследования проблемы разрешения и урегулирования конфликтов в организации можно сделать следующие выводы:

1. Понятие "конфликт" имеет множество определений, однако всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, а также является противостоянием субъектов социального взаимодействия.

2. Причины конфликтов определяются источниками их возникновения, от осознания которых зависят те или иные последствия столкновений, а также возможность устранения или возникновения новых причин будущих конфликтов.

3. Конфликты весьма многообразны и существует множество вариантов классификаций, позволяющих в достаточно полной мере оценить разнообразие основных видов конфликтов.

4. В связи с тем, что в урегулировании конфликтов учитываются личные факторы, методы разрешения конфликтов в организации должны определяться в индивидуальном порядке;

5. Не существует единого универсального способа урегулирования конфликтных ситуаций, методы разрешения и приемы урегулирования конфликтов в организации разнообразны, и при эффективном управлении конфликты в организации могут играть положительную роль.

Глава 2. Исследование конфликтных ситуаций в ООО "Производственная компания"

2.1 Общая характеристика деревообрабатывающего предприятия города Ульяновска ООО "Производственная компания"


ООО "Производственная компания" - деревообрабатывающие предприятие, занимается заготовкой и переработкой древесины, производством строганных пиломатериалов, производством мебели и межкомнатных дверей. Характер деятельности - коммерческий, правовая форма организации - общество с ограниченной ответственностью.

ООО "Производственная компания" производит конечную продукцию, занимается экспортом межкомнатных дверных полотен в страны ближнего зарубежья. Конечная продукция ООО "Производственная компания" имеет очень большой ассортимент.

Проект имеет поддержку администраций всех уровней Ульяновской области, так как он создаёт новые рабочие места и является источником пополнения бюджета.

ООО "Производственная компания" занимается деревопереработкой с 1994 года. Первоначально в организации работало 15 человек. Постепенно наращивая объемы производства, предприятие построило новые цеха по шпанированию деревянных заготовок и автоматическая линия отделки изделий из древесины. В 1999 году было открыто 16 филиалов по всей России. Спрос на данную продукцию возрастает и тербует наращивания объемов производства. Для повышения выхода пиломатериалов из пиловочного сырья установлена линия по переработке горбыля.

Также компания предусматривает дальнейшую перспективу производства клееного бруса, паркета и рейки пола.

Год за годом набирает новые обороты лесопильное производство, закупаются деревообрабатывающие станки и лесопильные рамы. На сегодняшний день предприятие представляет собой мощный комплекс по заготовке и переработке древесины.

Миссия организации - это генеральная цель, это предназначение организации, польза, которую она принесет своими действиями. Для того, чтобы сформулировать миссию организации необходимо определить кто наши клиенты и какие потребности таких клиентов необходимо удовлетворить.

Миссия деревообрабатывающего предприятия ООО "Производственная компания" заключается быть экспортером качественной продукции, соответствующей мировым стандартам. Одной из целей любой коммерческой организации является получение максимально возможной прибыли.

Прибыль предприятия прямо пропорционально зависит от его производительности, следовательно только при максимальной производительности.

Изделия из дерева характеризуются экологичностью, эластичностью, а так же средним уровнем цен.

В последнее время увеличивается спрос на высококачественные строительные и отделочные материалы, на высококачественную мебель и двери из древесного массива, поэтому в отрасли сложились хорошие тенденции для производства клееной продукции, продукции из массивной древесины.

Основные цели предприятия ООО "Производственная компания" заключаются в:

получении максимально возможной прибыли. Это вообще главная цель, ради которой создается любое предприятие;

увеличения уровня продаж и повышение спроса на продукцию ООО "Производственная компания";

усилить свое положение на рынке;

выпускаемая продукция должна соответствовать мировым стандартам;

благосостояние рабочих.

Максимально возможная прибыль может быть получена при помощи использовании всех имеющихся производственных ресурсов. Спрос на продукцию предприятия можно повысить за счет среднего уровня цен при высоком качестве и расширение списка выпускаемой продукции. А для этого необходимо внедрение новейших современных технологий.

Продукция из натуральных материалов является элитным товаром из-за её экологичности. Разнообразив ассортимент, предприятие привлекает больше покупателей, завоевывая основную долю рынка в деревообрабатывающей промышленности Ульяновской области.

На сегодняшний день предприятие успешно функционирует на рынке дверей и их комплектующий. Вся производимая продукция сертифицирована. С 1996 года предприятие имеет свой товарный знак и систематически учувствует в региональных и общероссийских выставках, где продукция компании отмечается среди лучших производителей. Отличительной особенностью продукции ООО "Производственная компания" от аналогичной продукции отечественного и импортного производства является высокое качество и низкие цены.

Среднесписочная численность работников в 2011 г. составила 294 человека.

Нанимая рабочих, руководитель берет на себя ответственность за их уровень жизни. Из-за размера заработной платы, других возможных благ между работниками организации возникает конкуренция. Вследствие этого они относятся к работе более ответственно, выполнение работы более качественное. А от этого зависит производительность предприятия.

Достижение поставленных целей во многом зависит от руководства предприятия, от умения правильно использовать имеющиеся у фирмы ресурсы, от четкого контролирования протекающих процессов, а также умения решать конфликтные ситуации в организации и перерабатывать конфликты в свою пользу.

Главной задачей организационной структуры предприятия ООО "Производственная компания" является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Организационная структура управления предприятия состоит из нескольких последовательно расположенных уровней управления.

Рисунок 3 - Организационная структура ООО "Производственная компания".

Руководство предприятием осуществляется директором. Директор решает самостоятельно все вопросы деятельности. Он определяет направления расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, отчитывается об итогах финансово-хозяйственной деятельности.

Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Директор предприятия назначается учредителем, действует на основании контракта, имеет право принимать решения по всем вопросам, подотчетен по всем вопросам своей деятельности учредителю.

Следующий уровень - руководители, которые подчинены директору: заместитель директора по производству, заместитель директора по персоналу и заместитель директора по логистики.

Директор и его заместители определяют тенденции и реальные направления развития предприятия, организуют работу и взаимодействие производственных участков.

2.2 Анализ методов разрешение конфликтов в ООО "Производственная компания"


Для анализа конфликтов в компании, а также для оценки психологического климата в коллективе было проведено исследование, в котором принимал участие коллектив организации.

Методы исследования:

) Наблюдение;

) Психологическое тестирование сотрудников компании ООО "Производственная компания" проводилось по трем методикам:

А) Тест описания поведения К. Томаса

Б) Тест "Самоконтроль в общении"

В) Тест "Твоя конфликтность"

) Анкетирование

В качестве испытуемых были выбраны сотрудники дирекции по логистики в количестве 15 человек.

Первый этап исследования заключался в установлении методом наблюдения мнения о каждом респонденте, его личностных и поведенческих особенностях.

Таблица 2 - Оценка личностных качеств персонала ООО "Производственная компания" по результатам наблюдения

Испытуемые

Личностные и поведенческие особенности

1

Добродушный, спокойный, открытый, общительный человек

2

Напористый, скрытный, общительный, склонен к конфликтному поведению

3

Общительный, немного суетливый, добродушный, веселый, с хорошим чувством юмора

4

Необщительный, упрямый, скрытный, хорошо знает свое дело, склонен к конфликтному поведению

5

Любознательный, открытый, всегда поддержит беседу по любому вопросу, в общении легок.

6

"Себе на уме", общительный, но скрытный, уходит от конфликтов, всегда находит компромисс или оправдание

7

Неуверенный, застенчивый, мягкотелый, пытается всем угодить

8

Мягкий, спокойный, общительный, дружелюбный

9

Резкий, необщительный, склонный к конфликтам

10

Суетливый, общительный, добродушный, бесконфликтный

11

Веселый, многословный, немного надоедливый, склонен к созданию конфликтных ситуаций

12

Не терпеливый, вспыльчивый, общительный, конфликтный

13

В общении настороженный, застенчивый, говорит только по существу, бесконфликтный

14

Развязный, говорит с сарказмом, склонен к конфликтам

15

Тихий, спокойный, добродушный, бесконфликтный


Данные наблюдения свидетельствуют о том, что 6 человек в группе склонны к созданию конфликтных ситуаций: 2 человека из них отличаются резкостью, напористостью в общении, в то же время они общительны, хотя зачастую могут создавать конфликтные ситуации; 2 человека из 6, склонных к конфликтам, также являются общительными людьми, но в тоже время они развязны, многословны, что является причиной создания ими конфликтных ситуаций; и двух человек в конфликтной группе отличает необщительность, скрытность, упрямость.

Далее охарактеризуем бесконфликтную группу сотрудников компании, в эту группу в которую входят 9 человек, среди них можно выделить 4 человека, которые отличаются веселым нравом, болтливостью, добродушием, открытостью; 3 человека отличается спокойствием, уравновешенностью, дружелюбием; 2 человека застенчивы, неуверенны в себе, стремящиеся всем угодить.

Таким образом, результаты наблюдения свидетельствуют о том, что в группе 40% людей, способных создавать конфликтные ситуации и 60% бесконфликтные в общении.

Следующим этапом эмпирического исследования было психологическое тестирование сотрудников компании ООО "Производственная компания".

Задачи тестирования:

·        выявить уровень общительности;

·        определить уровень коммуникативного самоконтроля;

·        определить стиль конфликтного поведения сотрудников компании.

Вопросы тестов отображены в Приложении 1, 2, 3.

Анализ полученных данных показал, что 4 респондента обладают высоким уровнем общительности - эти люди всюду чувствуют себя в своей тарелке, но не всегда доводят дело до конца. 7 человек обладают средним уровнем общительности, их характеризует любопытность, разговорчивость, однако им не достает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами. 4 человека отличатся низким уровнем общительности - они замкнуты, предпочитают одиночество (Приложение 5).

Рассматривая уровень самоконтроля в общении, приходим к выводу, что большинство сотрудников (7 человек) обладают высоким уровнем коммуникативного контроля, они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, в состоянии даже предвидеть впечатление, которое произведут на окружающих. Четыре человека обладают средним уровнем коммуникативного контроля, их отличает искренность, но не сдержанность в эмоциональных проявлениях. У четырех инженеров выявлен низкий уровень самоконтроля в общении, что характеризует их поведение как устойчивое, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, некоторые считают их "неудобными в общении".

Анализируя показатели стиля конфликтного поведения у сотрудников компании, мы выявили, что 7 человек предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации, характеризующееся тем, что участники конфликта приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон. Три человека из них помимо сотрудничества также могут пойти на компромисс в конфликтной ситуации.

Соперничество в конфликте характерно для трех сотрудников, а пять человек предпочитают избегать конфликтов, хотя если этого не удается, 4 человека из них способны пойти на компромисс.

Таким образом, для группы характерен средний уровень общительности, высокий коммуникативный самоконтроль и поиск сотрудничества в конфликтной ситуации.

Последним этапом исследования было интервью, цель которого выявить причины возникновения конфликтных ситуаций в организации, а также условия преодоления конфликтных ситуаций.

Вопросы анкетирования отображены в Приложении 4.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 45% конфликтных ситуаций в компании ООО "Производственная компания" возникают в общении с коллегами по работе, 40% конфликтных ситуаций в компании возникают в общении с руководителями, и, соответственно, 15% конфликтных ситуаций возникают в общении с клиентами.

Для анализа конфликтов на предприятии, а также для оценки психологического климата в коллективе было проведено анкетирование персонала.

Таблица 3 - Ваша должность

Должность

Процентное соотношение

Высшее руководство

2 %

Руководство среднего звена

4 %

Менеджеры

16 %

Рабочий персонал

78 %


Таким образом, основной контингент дирекции по логистики составляет рабочий персонал (грузчики, водители), далее идут менеджеры - 16%. Руководство составляет наименьшую долю работников.

Таблица 4 - Довольны ли Вы своей работой

Ответ на вопрос: "Довольны ли Вы своей работой"

Процентное соотношение

Да

72 %

Нет

28 %


Итак, большинство сотрудников своей работой довольны - это можно оценить положительно. Однако, если человек абсолютно доволен своей работой, это может означать, что он не намерен самосовершенствоваться.

Таблица 5 - Считаете ли Вы себя конфликтным человеком

Ответ на вопрос: "Считаете ли Вы себя конфликтным человеком"

Процентное соотношение

Да

20 %

Нет

80 %


80 % работников не считают себя конфликтными людьми. Возможно, такая самооценка была необъективна. На вопрос: Легко ли Вы находите общий язык с коллегами? Ответы следующие: постоянно натыкаюсь на стену непонимания, всегда нахожу, чаще нет, чаще да. Что примечательно, высокое руководство, а также большинство рядовых работников, ответили "Всегда". А вот руководители среднего звена, а также часть менеджеров испытывают затруднения во взаимопонимании.

На вопрос: Часто ли Вы становитесь участником конфликтных ситуаций. Ответы следующие: без меня не обходится, редко, часто. Таким образом, до высшего руководства конфликты в коллективе доходят редко. Чаще всего вовлеченными оказываются руководители среднего звена (отделов), причем в основном или с рабочими персоналом, или между собой. Менеджеры же предпочитают придерживаться нейтралитета.

Таблица 6 - Что чаще всего является причиной конфликтов с Вашим участием

Ответ на вопрос: " Что чаще всего является причиной конфликтов с Вашим участием "

Процентное соотношение

Неэффективный труд

11 %

Личная неприязнь

5 %

Не выполнение своих обязанностей другим работником

40 %

Выполнение работником чужих обязанностей

44 %


Таким образом, почти 90% работников уверены, что кто-то или не исполняет свои обязанности, или выполняет чужие. Такая ситуация может быть при недостаточном знании сотрудниками своих должностных обязанностей. Однако 70% сотрудников заявляли, что довольны своей работой (таблица 4), они знают, что следует делать им и их коллегам. Следовательно, обязанности они знают, однако эти обязанности не согласованы между собой. Работники осознают необходимость изменения, в первую очередь, системы распределения полномочий и ответственности.

Таблица 7 - Способствуют ли конфликтные ситуации решению текущих проблем компании

Ответ на вопрос: " Способствуют ли конфликтные ситуации решению текущих проблем компании "

Процентное соотношение

Да

19 %

Нет

81 %


Итак, большинство

работников убеждены, что возникающие конфликты не способствуют улучшению положения вещей.

По итогам анкетирования можно сделать вывод, что причинами конфликтов между руководителями отделов являются следующие:

) Недостаточно четкое разграничение полномочий, формальный характер матрицы ответственности;

) Дублирование функций;

) Плохо соблюдается принцип единоначалия.

Это вследствие того, что на предприятии до настоящего времени нет четко проработанных и обязательных для исполнения должностных инструкций, регламентирующих права и обязанности каждого начальника отдела.

В результате неслаженная работа начальников отделов проявляется в неэффективной работе подчиненных, вызывая тем самым сокращение выработки и снижение объемов производства по сравнению с планом.

Таким образом, для изменения сложившейся ситуации необходимо предпринять меры организационного характера.

2.3 Разработка рекомендаций по управлению конфликтами в деятельности ООО "Производственная компания"


В первую очередь, предлагается разработать для начальников всех отделов ООО "Производственная компания" четкие должностные инструкции, регламентирующие полномочия и ответственность каждого. Обеспечить принцип единоначалия, чтобы, например, руководитель одного отдела не вмешивался в работу другого.

Следующим этапом должны стать мероприятия по предупреждению новых конфликтных ситуаций в ООО "Производственная компания". Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.

Профилактика конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности в ООО "Производственная компания" определяется рядом предпосылок:

) знанием общих принципов управления социальными организациями, формулируемых современной теорией менеджмента, и умением использовать их для анализа конфликтных ситуаций;

) уровнем общетеоретических знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией;

) глубиной анализа на этой общей теоретической основе конкретной предконфликтной ситуации, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее улаживанию;

) степенью соответствия избранных методов корректировки сложившейся опасной ситуации ее конкретному содержанию; эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит не только от глубины теоретических знаний возможных участников конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию.

Из этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. В целях обеспечения ее эффективности следует ясно видеть трудности, которые подстерегают на этом пути.

Существует ряд препятствий, снижающих возможность предупреждения конфликтов, направление их развития в конструктивное русло.

Первое препятствие имеет психологическую природу и связано с таким родовым качеством человеческой психологии, которое характеризуется как непреодолимое стремление человека к свободе и независимости. В связи с этим люди воспринимают, как правило, негативно всякие попытки вмешательства в их взаимоотношения, оценивая подобные действия как выражение стремления ограничить их независимость и свободу.

Второе - существование некоторых общепринятых нравственных норм, регулирующих человеческие взаимоотношения. Исходя из них, люди считают свое поведение сугубо личным делом, а вмешательство третьего лица рассматривают как нарушение общепринятых норм нравственности, одной из которых является неприкосновенность личной жизни.

Третье препятствие имеет правовой характер и связано с тем, что в странах с развитыми демократическими традициями некоторые общечеловеческие нормы нравственности приобрели форму правовых норм, охраняющих основные права и свободы личности. Их нарушение в той или иной форме может быть квалифицировано не только как не вполне нравственное, но и как противоправное, тем более, что в ряде стран уже приняты специальные законоположения, запрещающие фирмам вмешиваться в личную жизнь своих сотрудников.

Поэтому успешная деятельность по предупреждению конфликта может вестись только в границах, устанавливаемых:

) психологическими,

) нравственными и 3) правовыми требованиями к регулированию человеческих взаимоотношений. Причем такая деятельность становится целесообразной только в том случае, если возникла реальная опасность перерастания личных или групповых взаимоотношений в разрушительные, деструктивные формы, такие, например, как разрыв личных взаимоотношений, распад семьи, развал трудовой группы, межклассовые, межэтнические или межгосударственные столкновения.

Профилактика конфликта представляет собой по своей сути воздействие на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Поскольку каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных потребностей и интересов людей как материальных, так и духовных, начинать его предупреждение следует с его дальних, глубинных предпосылок, с выявления тех причин, которые потенциально содержат в себе возможность конфликта.

В работе по предупреждению конфликта любого вида нельзя надеяться на использование каких-то быстродействующих, чудодейственных средств. Это работа не разовая, а систематическая, повседневная, будничная. Наиболее надежным способом профилактики конфликтов является создание в организации, в коллективе такой нравственно-психологической атмосферы, которая снижает возможность возникновения агрессивных устремлений, ведущих к тяжелому конфликту.

Поддержание и укрепление сотрудничества, отношений взаимовыручки является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликта. Ее решение носит комплексный характер и включает в себя методы социально-психологического, организационно-управленческого и морально-этического характера.

Важнейшие из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей в ООО "Производственная компания", следующие:

. Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у возможных противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.

. Метод доброжелательности, или эмпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний предполагает выражение необходимого сочувствия товарищу по работе, партнеру, готовности оказать ему практическое содействие. Этот метод требует исключения из взаимоотношений немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости. Использование этого метода особенно важно в кризисных ситуациях, когда выражение сострадания и сочувствия, широкая и оперативная информация о происходящих событиях приобретают особо важное значение.

. Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству. При возникновении любых разногласий, чреватых конфликтом, важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражение должного уважения к его личности. Признавая достоинство и авторитет оппонента, мы тем самым стимулируем соответствующее отношение партнера к нашему достоинству и авторитету.

. Еще одним действенным инструментом профилактики конфликта является метод взаимного дополнения. Он предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополнения особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае часто оказываются весьма прочными. Нередко прочными оказываются и семьи, при создании которых так или иначе учитываются требования метода дополнения. Учет и умелое использование не только способностей, но и недостатков людей, которые тесно связаны друг с другом, помогают укрепить взаимное доверие и уважение людей, их сотрудничество, а, следовательно, помогают избежать конфликтов.

. Метод недопущения дискриминации людей требует исключения подчеркивания превосходства одного партнера над другим, а еще лучше - и каких бы то ни было различий между ними. С этой целью в практике управления, особенно в японских фирмах, часто используются элементы уравнительного материального поощрения всех работающих в фирме. Конечно, можно критиковать уравнительный метод распределения как несправедливый, уступающий методу индивидуального вознаграждения. Но с точки зрения профилактики конфликтов уравнительный метод распределения имеет несомненные преимущества, позволяя избежать появления таких негативных эмоций, как чувство зависти, обиды, способных спровоцировать конфликтное противоборство. Поэтому в интересах наращивания антиконфликтного потенциала организации целесообразно делить заслуги и награды на всех, даже если они в значительной части принадлежат кому-то одному. Этот принцип широко применяется в повседневной жизни.

. Метод психологического поглаживания. Он предполагает, что настроения людей, их чувства поддаются регулированию, нуждаются в определенной поддержке. Для этого практика выработала много способов, таких, как юбилеи, презентации, различные формы проведения членами трудовых коллективов совместного отдыха. Эти и подобные им мероприятия снимают психологическое напряжение, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают позитивные чувства взаимной симпатии, и таким образом, создают нравственно-психологическую атмосферу в организации, затрудняющую возникновение конфликтов.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

Общие рекомендации необходимо разработать из анализа причин низкого уровня взаимоотношений в организации из недостатков организации управления. Все эти причины можно свести к следующим:

) отсутствию ясных должностных инструкций, устанавливающих совокупность обязанностей работников, четко определяющих роль в общегрупповой работе каждого. Тем самым затрудняется возможность точной и объективной оценки выполнения каждым сотрудником своих служебных обязанностей, чем и создаются условия для конфликтных ситуаций;

) отсутствию, в связи с этим, у работника полного понимания отведенной ему позиции, предъявляемых к нему требований и преобладанию в его настроениях чувства неуверенности и тревоги;

) противоречивым, как правило, завышенным ожиданиям поощрения за свою работу, которые часто обусловлены множеством функций, которые сотрудник вынужден выполнять, порою затрачивая на них много сил.

Конечно, эти и им подобные негативные проявления низкого уровня взаимоотношений будут успешно преодолены только при условии, если им будут противопоставлены четкие "правила игры". Причем эти правила должны быть не привнесены извне, а выработаны на месте, усилиями самих сотрудников.

Особое значение на организационно-управленческом уровне имеет создание в коллективах такой обстановки, которая способствует общению, тесному взаимодействию между сотрудниками. Это обеспечивается следующими организационными мероприятиями:

) многопрофильной, всесторонней подготовкой сотрудников, рассчитанной на то, чтобы каждый работник знал не только свою работу, но и то, как выполняются работы других;

) созданием такой системы распределения работы, при которой выполнение одной ее части зависит от выполнения другой, и таким образом возникают условия взаимозависимости в деятельности работников;

) специальным стимулированием взаимодействия сотрудников, их вознаграждением за взаимопомощь;

) регулярной ротацией, движением кадров, позволяющим сотрудникам полнее понять цели организации, увидев их с разных ступеней служебной лестницы.

Как показывает опыт, линия на развитие сотрудничества имеет значительные преимущества перед альтернативной линией на развитие конкуренции и соперничества между работниками. Современные менеджеры делают главную ставку на развитие линии сотрудничества, хотя и не отрицают полностью значения соревнования и соперничества в деятельности фирм.

Именно на развитие и укрепление сотрудничества нацелены все методы и средства управления не только на социально-психологическом и организационном, но и на морально-этическом уровне.

Заключение


В результате теоретического и экспериментального исследования проблемы разрешения и урегулирования конфликтов в организации, можно сделать следующие выводы.

Любая организация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновения различного рода конфликтов.

Существует множество определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.).

Конфликт как организационный процесс представляет собой сложное и динамичное явление, причинами возникновения которого являются совместно используемые ресурсы, взаимозависимость задач, неэффективные коммуникации, а также различия в целях, в восприятии и ценностях, в стиле поведения и биографиях людей.

Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений.

Конфликты можно классифицировать по различным признакам: по субъектам и источникам, по типу функциональной системы, а также по содержательной стороне. Классификация конфликтов очень важна, так как она позволяет ориентироваться в специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

Для разрешения организационных конфликтов разных уровней используются соответствующие им методы и приемы.

Структурные методы разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий, механизмы координирования и интегрирования, постановку более высоких по уровню заданий и систему вознаграждений.

Такие приемы урегулирования противоречий как уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы так же могут способствовать в дальнейшем достижению целей организации, т.е. при эффективном управлении конфликтом его последствия могут быть функциональными и сыграть положительную роль в производственном процессе.

Главной причиной сложившейся ситуации является рост числа конфликтов на предприятии, обусловленный нечетким разграничением полномочий руководящих работников, и, как следствие - неполная отдача от подчиненных.

Для улучшения этой негативной тенденции предлагается провести ряд мер организационного характера, направленных на сплочение коллектива, улучшение общего психологического климата в компании и как следствие повышения значений всех показателей, определяющих работу организации - производительность труда (выработка), объем производства, прибыль, рентабельность. К таким мерам в ООО "Производственная компания" относятся:

·        разработка не только для руководителей всех звеньев, но также для рабочих и служащих четких и обязательных для выполнения должностных инструкций;

·        установление и устранение основных причин конфликтов;

·        проведение психологических семинаров и тренингов.

Список использованных источников


1.  Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2006.

2.  Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт!: учебник для вузов. - Москва, 2001.

3.  Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник для вузов, - Изд. 4-е. - М.: Гардарики, 2005.

4. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005.

5. Гришина, Н.В. Психология конфликта: учебник. - СПб.: Питер, 2005.

6. Драчева, Е.Л., Юликов, Л.И. Менеджмент: учебник. - М.: Мастерство, 2002.

7. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии: учебник, пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2001.

8. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006.

9. Зигерт, В., Ланг, Л. Руководитель без конфликтов: учебник, пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

10.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учебник. - СПб.: Питер, 2002.

11.Кибанов, А.Я., Ворожейкин, И.Е., Захаров, Д.К., Коновалова, В.Г. Конфликтология: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

12. Кибанов, А.Я., Дуракова, И.Б. Управление персоналом организации: учебник. - Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Издат-во Экзамен, 2008.

. Ковалев, П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: учебник, пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2006.

. Козырев, Г.И. Основы конфликтологии: учебник. - М.: ИД "Форум" ИНФРА-М, 2007.

. Линчевский, Э.Э. Контакты и конфликты: учебник. - М.: Экономика, 2000.

16.Мириманова, М.С. Конфликтология: учебник. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

17.Обозов, Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения: учебник для вузов. - Л., 2001.

18.Самоукина, Н.В. Игры, в которые играют.: учебник, пособие. - Дубна, 2007.

19.Светлов, В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. - СПб.: Питер, 2006.

20.Скотт, Д.Г. Конфликты: пути их преодоления: учебник, пособие. - М, 2001.

21.Столяренко, Л.Д. Психология управления: учебник, пособие. - М.: "Феникс", 2007.

22.Станкин, М.И. Психология управления: учебник. - М.: "Бизнес - школа "Интел - Синтез", 2001.

23.Хасан, Б.И., Сергоманов, П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: учебник, пособие. - М.: МИРОС, 2002.

Приложения

Приложение 1

 

Тест № 1 К. Томаса

. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

. А) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

Б) Я стараюсь добиться своего.

. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я, первым делом, стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы достичь своего.

. А) Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

. А) Первым делом, я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

. А) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

. А) Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

. А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

. А) Первым делом, я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

Б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б) Я отстаиваю свои желания.

. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

. А) Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

. А) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

. А) Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Бланк для ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

А
















Б
















16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

А
















Б

















Приложение 2

 

Тест № 2 "Самоконтроль в общении"

. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что то более глубоко, чем это есть на самом деле.

. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

. Я не всегда такой, каким кажусь.

Приложение 3

 

Тест № 3 "Твоя конфликтность"

. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Твоя реакция:) не принимаю участия;

Б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;) активно вмешиваюсь, "вызывая огонь на себя".

. Выступаешь ли ты на собраниях с критикой руководства?) нет;

Б) лишь по принципиальным вопросам;) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

. Часто ли ты споришь с друзьями?) только если они не обидчивы;

Б) лишь по принципиальным вопросам;) споры - моя стихия.

. Ты стоишь в очереди, как реагируешь, если лезут без очереди?

А) возмущаюсь в душе, но молчу;

Б) делаю замечание;

В) прохожу вперед и начинаю наводить порядок.

. Дома на обед подали недосоленное блюдо?

А) не замечаю такой пустяк;

Б) сухо сделаю замечание;

В) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

. На улице, в транспорте наступили на твою ногу?

А) с возмущением посмотрю на обидчика;

Б) сухо сделаю замечание;

В) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

. Кто-то из близких купил вещь, которая тебе не понравилась. Твое поведение:) промолчу;

Б) ограничусь кратким тактичным комментарием;) устрою скандал из-за пустой траты денег.

. Не повезло в лотерее. Как ты это воспринимаешь?) постараюсь быть равнодушным, но в душе дам себе слово никогда в ней не участвовать;

Б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещаю взять реванш;) билет без выигрыша надолго испортит настроение.

Приложение 4

 

Анкетирование

.        Ваша должность?

2.      Довольны ли Вы своей работой?

.        Считаете ли Вы себя конфликтным человеком?

.        Легко ли Вы находите общий язык с коллегами?

.        Часто ли Вы становитесь участником конфликтных ситуаций?

.        Как часто происходят конфликты?

.        Что чаще всего является причиной конфликтов с Вашим участием?

.        Что бы Вы хотели изменить в компании?

.        Способствуют ли конфликтные ситуации решению текущих проблем компании?

Приложение 5

 

Анализ результатов тестирования 15 сотрудников дирекции по логистики ООО "Производственная компания"

Показатели

Общий вывод


Стиль конфликтного поведения

Уровень общительности

Самоконтроль в общении (коммуникативный контроль)

1

Сотрудничество Компромисс

Высокий уровень

Средний уровень

Чрезмерно общителен, способен на сотрудничество, компромисс; искренен, но не сдержан в эмоциональных проявлениях

2

Соперничество

Средний уровень

Низкий уровень

Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, "неудобен в общении"

3

Сотрудничество

Нормальная коммуникабельность

Высокий уровень

В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации

4

Избегание

Низкий уровень

Высокий уровень

Необщителен, избегает конфликтов, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации

5

Сотрудничество Компромисс

Нормальная коммуникабельность

Высокий уровень

В меру общителен, способен к сотрудничеству и компромиссу, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации

6

Компромисс Избегание

Средний уровень

Средний уровень

Весьма общителен, склонен к поиску компромисса или избегает конфликты, не всегда сдержан в эмоциональных проявлениях

7

Приспособление

Низкий уровень

Высокий уровень

Необщительный в конфликтной ситуации старается приспособиться; гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации

8

Сотрудничество

Нормальная коммуникабельность

Высокий уровень

В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации.

9

Соперничество

Средний уровень

Низкий уровень

Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, "неудобен в общении"

10

Компромисс Избегание

Высокий уровень

Высокий уровень

Чрезмерно общительный, находит компромисс или избегает конфликта, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации

11

Компромисс Избегание

Высокий уровень

Средний уровень

Чрезмерно общителен, находит компромисс или избегает конфликта, не всегда сдержан в эмоциях

12

Соперничество

Средний уровень

Низкий уровень

Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, "неудобен в общении"

13

Сотрудничество

Низкий уровень

Средний уровень

Не общительный, способен к сотрудничеству в конфликтной ситуации; не сдержан в эмоциональных проявлениях

14

Соперничество

Высокий уровень

Низкий уровень

Чрезмерно общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, "неудобен в общении"

15

Избегание компромисс

Низкий уровень

Высокий уровень

Не общительный, избегает конфликтов или идет на компромисс; гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации

 

Похожие работы на - Изучение процесса управления конфликтами на примере деятельности ООО 'Производственная компания'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!