Умение прогнозировать спрос на финансовом рынке.
Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также её кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности.
Что же касается самой финансовой службы организации, то в зависимости от объема и сложности решаемых задач она может быть представлена финансовым управлением (департаментом) - на крупных предприятиях, финансовым отделом - на средних предприятиях либо только финансовым директором (менеджером) или главным бухгалтером, которые занимаются не только вопросами бухгалтерского учета, но и вопросами формирования финансовой стратегии в небольших организациях.
Главная цель финансового подразделения предприятия малого бизнеса постановка бухгалтерского учета и налоговая оптимизация. Собственники небольших компаний зачастую считают налоговую оптимизацию чуть ли не единственной задачей финансовой службы и уделяют этому вопросу чрезмерное внимание. Поэтому малому предприятию достаточно бухгалтерской службы, во главе которой стоит главный бухгалтер. Управленческий учет на малых предприятиях часто не ведется, либо им занимается сам руководитель.
С ростом бизнеса появляется необходимость управления затратами, а также введение в финансовую политику бюджетирования и управленческого учета. Наряду с этим возникает потребность в финансовом планировании, работе с дебиторской задолженностью, в формировании кредитной политики.
Перед финансовым директором среднего бизнеса стоят задачи: планирование и оптимизация денежных потоков, управление затратами, привлечение дополнительных средств. Служба бухгалтера тоже входит в финансовый блок компании, но лишь как учетная единица, которая собирает всю финансовую информацию со всех подразделений и составляет сводную финансовую отчетность компаний для налоговых органов и акционеров. Основными функциями планово-экономического отдела, входящего в финансовый блок в среднем бизнесе, являются: разработка методологии управленческого учета; подготовка бюджетов подразделений; инвестиционные расчеты; экономические оценки и др.
Функцию казначей на предприятиях среднего бизнеса выполняет сам финансовый директор.
Попутно заметим, что раньше, 5 -7 лет назад, популярно было повышать главного бухгалтера до финансового директора, вменять ему функции казначея и требовать правильного бюджетирования деятельности. Под него формировали и планово-экономический отдел. Но такая структура не может быть эффективной. Основная причина - главный бухгалтер не может в одно мгновение поменять свое восприятие деятельности компании с учета «прошлого» на планирование «будущего».
Между тем чем крупнее бизнес, тем актуальнее обеспечение прозрачности и управляемости его многочисленными подразделениями. Для крупного бизнеса одной из первостепенных задач становится оперативное получение информации по текущему состоянию, результатом деятельности отдельных подразделений и консолидированным данным по компании в целом.
Поэтому на крупных предприятиях структура финансовой службы более сложная, и в наиболее общем виде в ней выделяются три направления: планово-аналитическое, учетно-контрольное и оперативно-управленческое.
Первое направление отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; второе - осуществляет учет, финансовый контроль и обеспечение финансовой информации различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия; третье - предполагает постоянный мониторинг количественных и качественных характеристик его финансовых отношений и финансовых потоков.
Для работы в финансовой службе крупной организации привлекают как финансовые менеджеры широкого профиля (для общего руководства финансовой деятельностью), так и функциональные финансовые менеджеры (для осуществления специализированных функций управления в одной из сфер финансовой деятельности - менеджер по управлению инвестициями, антикризисный менеджер, риск - менеджер и т.п.).
В крупных организациях структура финансовой службы может быть представлена финансовым департаментом со следующими структурными подразделениями: отделом финансового контроллинга, бухгалтерией, отделом корпоративных финансов/
Кроме того, в крупном бизнесе финансовый департамент может быть дополнен отделами МСФО (международных стандартов финансовой отчетности), казначейства, налогового планирования, финансового анализа и контроля, внутреннего аудита и отделом управления рисками.
Между тем при такой организации финансовой службы каждый отдел выполняет определенные функции, а общее руководство финансами осуществляет ключевая фигура финансового департамента - финансовый директор, который определяет политику и общее направление развития организации в области финансов; обеспечивает соблюдение законодательства, регулирующего финансовую деятельность организации; разрабатывает принципы, методологию и формы управления финансами организации; обеспечивает общее руководство финансовым планированием; определяет целевую структуру консолидированного баланса компании; является представителем компании во взаимодействии финансово-кредитными организациями; формирует и контролирует реализацию кредитной политики компании; занимается подготовкой аналитических отчетов руководству компании для принятия стратегических решений в области финансов и др.
Отдел финансового контроллинга осуществляет планирование и прогнозирование финансовой деятельности организации на предстоящий период; анализирует затраты, составляет отчеты о выполнении планов финансовой деятельности организации; осуществляет налоговое планирование; занимается анализом и оценкой финансового состояния и рисков организации; выявляет резервы повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности и разрабатывает мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия. В его задачи может входить также прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-конкурентов и контрагентов, сбор и систематизация информации о финансовых рынках (ставки по кредитам, процент инфляции) и др.
Экономисты подразделения, кроме всего прочего, осуществляют анализ и отбор инвестиционных предложений, проводят анализ эффективности инвестиционных проектов, организуют разработку инвестиционных и инновационных проектов и др.
Бухгалтерия проверяет документы, учитывает сделки, занимается вопросами ведения бухгалтерского учета и формирование публичной финансовой отчетности в соответствии с установленными стандартами и требованиями, готовит выписки. Производит сбор счетов, накладных, отслеживает их оплату, а также своевременность и полноту получения причитающихся организации средств от предприятий-контрагентов, страховых организаций и т.п.; осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды; обеспечивает взаимоотношения с банками по поводу расчетно-кассового обслуживания; участвует в решении споров между контрагентов предприятия, государством по поводу уплаты штрафов, неустоек, начисления пеней и других мер экономического воздействия на организацию, вытекающих из условий договоров и законодательства, регулирующего деятельность хозяйствующих субъектов.
Отдел по корпоративным финансам (казначейство) занимается главным образом управлением ликвидностью, взаимодействием с банками, а также слияниями и поглощениями; готовит предложение об эмиссии ценных бумаг, о покупке ценных бумаг других эмитентов; осуществляет управление инвестиционным портфелем организации; принимает участие в работе валютных и фондовых бирж с целью обеспечения нужд организации в рублевых и валютных средствах и др.
Управление финансами организации требует от специалиста глубоких знаний и широкого круга навыков, необходимых для решения стратегических и тактических задач. При этом любая система управления финансами функционирует в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы, начиная с законов и указов Президента и заканчивая ведомственными указаниями и инструкциями. Сама же структура финансовых служб организаций усложняется по мере их роста и расширения сферы деятельности.
§ 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат»
ОАО «Прокопьевский хлебокобинат» является одной из старейших организаций пищевой промышленности Кузбасса. Основная цель предприятия - производить и продавать продукцию, обеспечивая рост дохода, прибыльность и устойчивую репутацию надежного поставщика продукции высокого качества.
Продукция ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» представлена на рынках г.Прокопьевска, г.Киселевска, г.Новокузнецка, Прокопьевского района.
Конкурентноспособность продукции ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» обусловлена высоким качеством и широким ассортиментом хлебобулочной и кондитерской продукции с использованием продуктов натурального происхождения при постоянном контроле качества на всех стадиях производства. В 2011 г. увеличился процент фасованной и этикерованной продукции, что особенно важно при работе с магазинами самообслуживания.
Основными видами деятельности Общества являются:
производство и реализация хлебобулочной продукции;
производство и реализация кондитерских изделий.
Основные направления деятельности общества ориентированы на потребителя и извлечения прибыли, которые заключаются в:
обновлении ассортимента и работе над качеством выпускаемой продукции;
техническом перевооружении технологического оборудования;
оптимизации затрат на производство продукции и реализацию продукции;
сдачи в наем собственного нежилого имущества для организации розничной торговли продуктами питания.
Выручка от реализации продукции по основной деятельности составила 48 млн. руб.
Прочие доходы составили 8 млн. руб., прочие расходы составили 6,0 млн. руб. Убыток за 2011 год составил 4,1 млн. руб.
На 01.01.2012 г. внеоборотные и оборотные активы составили 23 млн. руб.
Дебиторская задолженность на 01.01.2012 г. составляет 4,6 млн. руб., кредиторская задолженность составляет 9,6 млн. рублей.
Отсутствует задолженность по выплате заработной плате, полностью произведены расчеты с бюджетом.
В 2011 году ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» выпустил 2524 тонн продукции на общую сумму 71,27 млн. рублей.
К сожалению, было допущено снижение выработки продукции к уровню прошлого года. Основное снижение было допущено по хлебу и хлебобулочным изделиям.
§ 2. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат»
Динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности представлена в следующей таблице №1:
Наименование показателей20102011товарная продукция в дейст. ценах, тыс. руб.7192671269средняя стоимость 1 тонны, руб.2005228750выработка всего, тонн3587,22524хлебобулочные, тонн3398,02331хлеб, тонн2994,02024ржаные сорта, тонн467,2456булочные изделия, тонн276,5255,8сухарно-бараночные изделия, тонн55,350,4кондит. изделия, тонн92,892,4среднесписочная численность, чел.213192среднемесячная заработная плата, руб.81458354фонд оплаты труда, тыс.руб.2081918624прибыль от продаж- тыс.руб.(8)-5483прибыль до налогообложения- тыс.руб.(1167)-4138
Основными видами деятельности предприятия является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, показатели которых представлены в таблице №2:
Наименование показателя2011г.2012, 13 мес.Объем выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности, руб.464399320доля объема выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки (доходов) эмитента, % (доходов) эмитента, %96,60
Структура себестоимости предприятия по указанным статьям в процентах от общей себестоимости показана в таблице №3:
Наименование статьи затрат2011г.2012, 3 мес.Сырье и материалы, %42,40Приобретенные комплектующие изделия, полуфабрикаты, %00Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями, %2,70Топливо, %20Энергия, %4,40Затраты на оплату труда, %27,50Проценты по кредитам, %0,50Арендная плата, %3,20Отчисления на социальные нужды, %9,40Амортизация основных средств, %2,10Налоги, включаемые в себестоимость продукции, %20Прочие затраты (пояснить), % амортизация по нематериальным активам, % вознаграждения за рационализаторские предложения, % обязательные страховые платежи, % представительские расходы, % расходы на транспорт, 3,8%3,80Итого: затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) (себестоимость),100Справочно: выручка от продажи продукции (работ, услуг), % к себестоимости-0,11
Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия представлены в таблице №4:
Наименование показателя2011.2012, 3 мес.Норма чистой прибыли, %-0,68-4,22Коэффициент оборачиваемости активов, раз-0,240Рентабельность активов, % .-0164,18Рентабельность собственного капитала, %-44,3610,6Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, руб.00Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и балансовой стоимости активов, %00
В таблице №4 экономический анализ прибыльности убыточности предприятия исходя из динамики приведенных показателей. В том числе раскрывается информация о причинах, которые, по мнению органов управления предприятия, привели к убыткам/прибыли предприятия.
Заключение
Проделанная работа позволяет сказать о целях финансовой политики, её основных направлениях. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.
Политика, определяемая и проводимая работодателями организации в интересах данной организации через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации.
Основная цель создания предприятия - обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальной соотношение между стратегическими задачами:
максимизация прибыли;
обеспечение финансовой устойчивости. (Иногда и в стратегические цели предприятия включены внеэкономические составляющие, такие как, мотивация власти, престижа, безопасности собственников, руководства.)
Содержание финансовой политики многогранно и имеет следующие этапы:
Определение стратегических направлений развития.
Планирование:
. стратегическое;
. оперативное;
. бюджетное.
Разработка оптимальной концепции управления:
. капиталом;
. активами;
. денежными потоками;
. ценами;
. издержками.
Контроль:
. проверка выполнения планов;
. сравнительный анализ;
. ревизии;
. аудит.
Основные объекты управления имеют следующие направления:
.Управление капиталом:
определение общей потребности в капитале;
оптимизация структуры капитала;
минимизация цены капитала;
обеспечение эффективного использования капитала.
. Дивидендная политика:
определение оптимальных пропорций между текущем потреблении прибыли и ее капитализации.
. Управление активами:
определение потребности в активах;
оптимизация состава активов с позиций, их эффективного использования;
обеспечение ликвидности активов;
ускорение цикла оборота активов;
выбор эффективных форм и источников финансирования активов.
. Управление текущими издержками:
минимизация издержек;
нормирование затрат;
оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.
формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;
эффективное использование остатка временно свободных денежных средств.
К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относят:
анализ финансово-экономического состояния предприятия;
выработка кредитной политики предприятия;
управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
выбор дивидендной политики.
финансовый анализ прибыльность экономический
Список литературы
1. М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай, «Финансы организаций (предприятий)», ИНФРА-М, 2009.
. В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев, «Финансы организаций (предприятий)», проспект, 2009.
. В.П. Грузинов, «Экономика предприятия», учебное пособие для вузов, 2010.
. А.В. Григорьев, «Оценка финансово-экономического состоянии предприятия», 2008.
. И.В. Романенко, «Экономика предприятия: финансы и статистика», 2008.
. В.В. Остапенко, «Финансы предприятий», Мега-Л, 2009.
. А.Н. Жилкина, «Финансовый анализ», ГУУ, 2009.
. С.И. Долгов, С.А. Бартенев, А.В. Белякова и др., «Финансы, деньги, кредит», Юристъ, 2009.
. П.Н. Шуляк, «Финансы предприятий», издательский дом «Дашков и К», 2008.
. Э.А. Маркарьян, «Финансовый анализ», учебное пособие, ФБК-пресс, 2010.
. Н.Ф. Самсонов, «Финансовый менеджмент», учебник для вузов, ЮНИТИ, 2009.