Финансовая политика промышленного предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    262,21 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая политика промышленного предприятия

Введение

Представленная работа посвящена теме «Финансовая политика промышленного предприятия». Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем, связанных с финансовой политикой.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены проводить политику выживания, т.е. ограничиваться решением текущих, сиюминутных финансовых проблем. Однако рыночная ситуация требует разработки финансовой политики на будущее. Подобная реакция на неопределенные макроэкономические установки властных структур порождает конфликт интересов предприятий и государства, собственников и менеджеров, обуславливает противоречие между ценой внешних заимствований рентабельностью производства и доходностью собственного производства.

Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Целью данной работы является изучение методических и законодательных основ, инструментов и механизмов, опытов осуществления эффективной финансовой политики в современных экономических условиях хозяйствования.

Задачи курсовой работы заключаются в следующем:

)        Исследование теоретических материалов в области финансовой политики.

)        Обобщение опыта организации финансовой политики предприятия и инструментов ее эффективного применения.

)        Анализ общей характеристики объектов исследования.

)        Анализ сложившейся на предприятии системы финансовой политики.

)        Разработка мероприятий, направленных на улучшение системы финансовой политики.

Объектом исследования в данной работе является предприятиеСУ-28, под которым понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса и специфической организационной структуры с целью удовлетворения общественных и личностных интересов осуществляет весь спектр проектных, строительных и ремонтных работ, соответствующих разнообразным потребностям клиентов.

Предметом исследования является финансовая политика промышленного предприятия, под которой понимается совокупность мероприятий по совершенствованию управления финансами предприятия, направленная на достижение основных целей его деятельности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения выявленных процедур формирования финансовой политики и предложенного методического обеспечения ее оценки промышленными предприятиями. Предложенные мероприятия по реализации финансовой политики будут способствовать повышению финансовой устойчивости предприятий, снижению совокупного уровня риска организации, и содействовать ее инновационному развитию.

Структура курсовой работы соответствует целям, задачам, логике исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Источниками информации для написания работы на тему«Финансовая политика промышленного предприятия» послужили базовая учебная литература; статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных финансовой политике; справочная литература и прочие актуальные источники информации.

РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы финансовой политики промышленного предприятия

.1     Понятие финансовой политики промышленного предприятия

Основой успешного экономического развития является функционирование стабильной финансовой системы, соответствующей уровню развития производительных сил и общественных отношений. Глубокий экономический кризис, стагнация производства, инфляция, характерные для нынешнего этапа развития, привели к дестабилизации финансовой системы страны, разбалансированности ее отдельных элементов. Это проявляется в кризисе в области кредитно-денежной и инвестиционной деятельности, недостатке внебюджетных ресурсов, неплатежеспособности предприятий, негативных тенденциях в денежном обращении и др.

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Финансы предприятия - это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег: на их основе на предприятиях функционируют различные денежные фонды.

Финансовые отношения предприятия состоят из четырех групп. Самая большая по объему денежных платежей группа - это отношения предприятий друг с другом, связанные с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль.

Вторая группа включает отношения между филиалами, цехами, отделениями, бригадами и т.д., а также отношения с рабочими и служащими. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Отношения с рабочими и служащими - это заработная плата.

Третья группа включает отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансово импортных операций, научных исследований, в том числе маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль и способствует оптимизации средств предприятий.

Финансово-промышленные группы создаются, как правило, с целью объединения финансовых усилий в направлении развития и поддержки производства, получения максимального финансового результата. Здесь могут быть и централизованные денежные фонды, и коммерческий кредит друг другу, и просто финансовая помощь. То же самое касается и отношений между предприятиями в условиях холдинга.

В четвертой группе налоговая, а также кредитная и таможенная политика в основном должна быть направлена на снижение темпов инфляции через поддержку производства и развитие инвестиций. В частности, во многих странах определенная часть или весь прирост производства налогами не облагается. Это выгодно и предприятиям и государству, так как налоги от таких предприятий поступают в полном объеме, а через год резко увеличиваются.


Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.

Финансовая политика задаёт направление финансовой деятельности и, используя имеющиеся возможности и средства, оказывает влияние на финансовые процессы, чтобы они развивались в указанном направлении.

Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочный периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.

Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности.

Финансовую политику коммерческого предприятия нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства. Финансовая политика предприятия существенно зависит от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности.

Государство <#"813777.files/image002.gif"> 

 

Данный коэффициент показывает, насколько способна организация погасить свои обязательства, если обратить в наличность все имеющиеся на данный момент оборотные средства.

Коэффициент промежуточной ликвидности

 

 

 

 

Данный коэффициент показывает, какую часть своих долгов фирма может погасить при условии поступления средств от дебиторов.

Коэффициент абсолютной ликвидности

 

 

 

 

Данный коэффициент показывает, какую часть своих обязательств организация может погасить немедленно.

Вывод: рассчитанные показатели ликвидности показывают, что организация является платежеспособной, имеет возможность рассчитаться по всем своим краткосрочным обязательствам как на начало, так и на конец года.

Таблица 2.2 Оценка финансовой устойчивости предприятия

Показатели

На начало года

На конец года

Краткосрочные активы

25 945 509

40 218 938

Долгосрочные активы

3 981 685

3 676 482

Денежные средства

102 917

38 997

Оборотные средства

25 945 509

40 218 938

Краткосрочные финансовые активы

-

-

Собственный капитал

13 510 034

Имущество организации

29 927 194

43 895 420

Заемный капитал

16 417 160

27 425 277


Коэффициент автономии

 

 

Минимальное значение коэффициента автономии 0,5. Такое значение коэффициента предполагает, что все обязательства фирмы могут быть покрыты собственными средствами. Рост значения данного коэффициента в динамике свидетельствует об увеличении финансовой устойчивости и самостоятельности предприятия.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

 

 

Значение коэффициента показывает, сколько заемных средств привлекла организация на 1 рубль вложенных собственных средств. Превышение собственных средств над заемными свидетельствует о финансовой стабилизации организации и достаточно высокой финансовой устойчивости.

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств

 

 

Расчет данного коэффициента необходим для сохранения минимальной финансовой стабильности.

Коэффициент мобильности оборотных средств

 

 

 

 

Расчет данного коэффициента необходим для оценки финансовой устойчивости.

Вывод: рассчитанный коэффициент автономии показывает, что организация не способна покрыть все свои обязательства собственными средствами, т.к. найденный коэффициент ниже минимально необходимого значения.

Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала свидетельствует о финансовой нестабильности организации и недостаточно высокой финансовой устойчивости.

Оценка уровня деловой активности.

Коэффициент оборачиваемости активов

 

 

Коэффициент оборачиваемости собственных средств

 

 

Коэффициент оборачиваемости запасов

 

 

Данный анализ направлен на изучение результатов и эффективности основной производственной деятельности предприятия.

Анализ вероятности банкротства.

Коэффициент прогноза банкротства

 

 

 

 

Значение данного коэффициента снижается, если организация испытывает финансовые затруднения.

2.3 Пути совершенствования финансовой политики

Возможности предприятия в процессе производства, как известно, не безграничны. В финансово - хозяйственных процессах возникают условия, ограничивающие достижение желаемого результата, поэтому их необходимо учитывать при построении и проведении финансовой политики.

Очевидно, чтобы деятельность предприятия обладала высокой степенью результативности, руководству следует придерживаться стратегии, направленной на повышение его финансовой устойчивости и платежеспособности. При этом неотъемлемой частью стратегического управления предприятием является анализ его текущей деятельности и оценка перспектив развития.

Для формулирования стратегии необходимо, прежде всего, определить цель деятельности, «миссию» предприятия, оценить квалификацию персонала, возможности инвестиций, производственный потенциал и другие факторы, которые могут повлиять на реализацию стратегии.

Финансовая устойчивость и самостоятельность предприятия в выборе своей стратегии является фундаментальной основой его развития. Она определяется квалифицированным и эффективным менеджментом, обеспечивающим получение балансовой прибыли и уровень рентабельности производства в размерах, позволяющих капитализировать часть прибыли, механизмом амортизационной политики, системой ресурсов, в совокупности стимулирующих расширенное воспроизводство, обновление основных производственных фондов. Кроме того, стабильная прибыльность предприятия, рост его капитализации, обеспечивающие ему возрастающую финансовую устойчивость, улучшают доступ предприятия к заемным ресурсам, что сопровождается ростом его деловой репутации в отношениях с другими экономическими субъектами, в том числе с различными государственными органами.

Самоконтроль (саморегулирующие системы), самодисциплина; Также разработка эффективной стратегии предприятия включает в себя и предпринимательскую активность. Без существования предпринимательской активности все остальные факторы организации предприятия не могут осуществить какое-либо дальнейшее развитие самой фирмы. Именно предпринимательская активность является главной силой для развития предприятия.

Предпринимательская активность возрастает также при очередном обновлении деятельности предприятия, обусловленном внедрением какого-либо новшества или сменой стратегии, что приводит к изменению в планировании, финансировании и других бизнес процессах.

Рост бизнеса и его развитие - не одно и тоже. Рост бизнеса сопровождается увеличением основных показателей его деятельности.

Для разных отраслей понятие «рост бизнеса» может ассоциироваться с разными индикаторами этого процесса. Как правило, к их числу относятся оборот, число занятых, балансовая стоимость активов и другие. Считается, что фирмы, не ориентированные на рост, требуют средней предпринимательской активности в начале своей деятельности и несколько меньшей впоследствии.

Усиление предпринимательской активности (или энергии) происходит в периоды принятия решений о серьезных изменениях стратегии развития.

В условиях расширения профилей компаний, усиления процессов диверсификации, глобализации рынков, нарастания нестабильности внешней среды, непредсказуемости событий, хаотичности развития особое значение приобретает необходимость разработки и применения таких моделей финансовой политики, которые бы позволяли на основе сопоставления основных факторов внешней среды и внутренних факторов определять стратегию поведения фирмы как в отношении определенных сфер деятельности предприятия, так и в отношение производства отдельных видов продукции.

Анализ внешней среды, в которой существует предприятие, необходимо производить путем детального анализа основных стратегических областей, в которых действует или планирует действовать предприятие. Анализируются экономические характеристики отрасли и потенциал рынка, структура и конкурентная среда, основные движущие силы. Приводящие к изменениям в отрасли, ключевые факторы, обеспечивающие успех лидерам, оцениваются тенденции развития в будущем. Для анализа отрасли обычно используются результаты маркетинговых исследований. Такие исследования могут быть проведены либо силами специалистов предприятия, либо, что более предпочтительно, независимой компанией, специализирующейся на исследованиях рынка. Независимая оценка рынка будет очень важным аргументом, подтверждающим потенциал развития бизнеса.

Большое значение имеет внутрифирменный анализ производственной и финансовой деятельности. Особенно следует обратить внимание на профессиональные знания и квалификацию персонала, его отношение к работе, текучесть. Внутрифирменный анализ позволит выявить сильные и слабые стороны самой фирмы.

Выявление слабых сторон, позволит менеджеру предприятия принять решение об их уменьшении или полном исчезновении.

В свою очередь выявленные сильные стороны необходимо будет увеличивать, или поддерживать на достаточном уровне, чтобы эти положительные факторы не перешли в отрицательные.

Все эти факторы, как-то предпринимательская активность, анализ различных сторон деятельности предприятия и стратегия развития, являются необходимыми элементами для формирования на предприятии достаточно грамотной и успешно реализуемой финансовой политики.

Современный подход к предприятию представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды.

Что же касается конкретных путей совершенствования финансовой политики на анализируемом предприятии, то здесь необходимо заявить, что существующая модель финансовой политики не полностью учитывает потребность предприятия в оборотных средствах.

Для решения данной проблемы необходимо сконцентрировать участие всех подразделений предприятия по максимально эффективному использованию оборотных ресурсов, с учетом всех возможных источников их привлечения.

Необходимо также организовать новую структуру финансовой политики, проводимую на предприятии. Для этого организовывается система управления оборотными активами предприятия, с подразделением на: финансовую политику по управлению денежными средствами, финансовую политику по управлению дебиторской задолженностью и финансовую политику по управлению прочими оборотными средствами.

Заключение

В курсовой работе была изучена актуальная на сегодняшний день тема «Финансовая политика промышленного предприятия». Теоретические исследования показали, что финансовая политика организации есть составная часть ее экономической политики, она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде.

Объектом исследование выступило ЗАО «СУ-28», осуществляющее весь спектр проектных, строительных и ремонтных работ.

Финансово-экономические показатели организации значительно снизились в сравнении с предыдущим годом. Так выручка от реализации составила16 518 165 руб., что на 35,71 % меньше показатели прошлого года. Однако также снизилась и себестоимость реализованной продукции на42,39%.

Финансовая политика ЗАО «СУ-28» в 2009 г. была направлена на решения различных проблем. Так в области работы на рынке отмечался неполный учет конкурентной среды в принятии ряда решений, а также потеря клиентов из-за отсутствия дополнительного сервиса по доставке продукции потребителям.

В области финансов отмечается дефицит оборотных средств, сложность системы учета для анализа, дефицит инвестиций на оборудование и новую продукцию, а также необходимость снижения себестоимости продукции за счет применения нового оборудования и технологий, модернизации имеющегося оборудования, оптимизации бизнес процессов компании.

Основным направлением финансовой политики является снижение использования транспорта со стороны, так себестоимость 1 тонны бетона использовании услуг сторонней организации возрастает фактически в два раза, и является крайне неэффективным, но организация вынуждена идти на это выполняя взятые на себя обязательства согласно заключенных договоров.

В конце 2009 года были заключены договора на поставку продукции, которые по своему объему превосходят производственные мощности, которые организация в состоянии использовать в односменном режиме.

Соответственно требуется перевести бетонно-растворный узел на двухсменный режим работы. Это потребует дополнительных затрат, увеличения штата сотрудников, закупку дополнительно средств доставки и строительство складских помещений для временного хранения запасов. Исходя из этого, основным направлением финансовой политики является дальнейшее инвестирование. Данное направление финансовой политики потребует значительных вложений, как в основные средства, так и в оборотный капитал, поэтому следует выполнить экономическое обоснование и рассчитать необходимую сумму инвестиций, которую следует вложить в 2010 году. Реализация основных положений финансовой политики потребует вложения значительных финансовых ресурсов. Для этих целей ЗАО «СУ-28» реально имеет возможность провести эмиссию акций, либо привлечь краткосрочное или долгосрочное кредитование.

Исходя из всего вышесказанного, ЗАО «СУ-28» находиться под влиянием неблагоприятной рыночной конъюнктуры и не имеет в своем арсенале достаточно резервов для достижения поставленных целей.

Список использованных источников

1. Нормативно-законодательные акты:

. Закон ПМР от 17 августа 2004 года № 467-З-III "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" (редакция на 23.04.2009).

. Закон ПМР от 29 сентября 2011 года № 156-З-V "О налоге на доходы организаций" (САЗ 11-39).

. Закон ПМР от 19 июля 2000 года № 321-ЗИД "Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике" (редакция на 5.12.2011).

. Закон ПМР от 25 июля 2011 года № 130-З-V "О льготном кредитовании субъектов малого предпринимательства" (САЗ 11-30).

. Закон ПМР от 29 сентября 2011 года № 158-З-V "Об упрощенной системе налогообложения для юридических лиц" (САЗ 11-39).

. Учебная литература:

.     Большаков С.В. Основы управления финансами.-М.:ИДФБК-ПРЕСС,2000.

2.      Борисов Е.Ф.Экономическая теория.-М.:Юрайт,1999.

.        Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы.-М.: Международные отношения,2002.

.        Ковалев В.В.Управление финансами.- М.: Финансы и статистика-Пресс,2001.

.        Колчина Н.В., Павлова Л.Н., Поляк Г.Б.Финансы предприятий.-М.:ЮНИТИ,2003.

.        Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Бурмистрова Л.М.Финансы организаций (предприятий).

.        Ребрин Ю.И.Основы экономики и управления производством:-Таганрог:Изд-воТРТУ,2000.

.        Финансы, денежное обращение и кредит/Подред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт-М,2003.

.        Финансы. Денежное обращение, кредит/Подред.Проф.Г.Б.Поляка.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2-оеиздание2001.

.        Финансы предприятий/Подред. М.В. Романовского.- СПб.: Бизнесспресса,2000.

.        Финансы, денежное обращение и кредит/Подред. Романовского М.В., Врублевской О.В.-М.:Юрайт-Издат,2003.

.        Финансы/Подред. В.В.Ковалева.-М.:Проспект,2001.

.        Шеремет М.Финансы предприятий.-М.:ИНФРА-М,1999.

.        Шуляк П.Н.Финансы предприятия.-М.:ДашковиК0,2001.

.        Экономика предприятия / Под ред. Волкова О.Н. - М.: Инфра-М, 1998.

Похожие работы на - Финансовая политика промышленного предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!