Пенсионные фонды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,14 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пенсионные фонды

Российская международная академия туризма

Восточно-Сибирский институт туризма - филиал РМАТ









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Финансы и кредит"

на тему: Пенсионные фонды












Красноярск, 2012

Содержание

 

Введение

1. Пенсионный фонд российской федерации как финансовый и социальный инструмент

1.1 Пенсионный фонд в системе пенсионного обеспечения

1.2 Источники формирования бюджета Пенсионного фонда

1.3 Государственное пенсионное обеспечение

1.4 Негосударственное пенсионное обеспечение

2. Пенсионное обеспечение в РФ на современном этапе

2.1 Проблемы пенсионного обеспечения

2.2 Новые подходы в пенсионном обеспечении

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Приложение 3

Введение

Пенсионный фонд Российской Федерации (далее по тексту ПФР) - является одним из крупнейших и важных социальных институтов России.

Пенсионное обеспечение - это государственная денежная выплата (пенсия), которая выплачивается ежемесячно в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Назначение пенсии происходит под воздействием различных обстоятельств: при смерти кормильца, достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, выслуге лет (т.е. длительном выполнении определенной профессиональной деятельности). Основными видами пенсий являются трудовые и социальные. К трудовым пенсиям относятся: пенсия по по возрасту, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, а также пенсия за выслугу лет. Социальная пенсия устанавливается в случае, если граждане по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию.

Финансирование выплаты пенсий осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей и граждан, а также за счет средств федерального бюджета. Пенсии, в случае повышения стоимости жизни, подлежат индексации в соответствии с установленным порядком.

Пенсионная поддержка относится к числу социальных программ. Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях и носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, помощи продуктами, одеждой, а также, оказаний услуг. Осуществление социальной помощи происходит за счет местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов.

пенсионный фонд россия обеспечение

В России <#"602052.files/image001.gif">

Рисунок 1.2 Бюджет доходов ПФР за 2011 г. (трлн. руб.)

Общий объем расходов ПФР в 2011г. был утвержден в сумме 4 трлн.986 млрд руб., из них 4 трлн 743 млрд руб. - в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Расходы бюджета ПФР за 2011г. составили 4 трлн 922 млрд руб., или 98,7% к уточненной сводной росписи. Из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 4 трлн.681 млрд руб., что составляет 98,7% от прогнозируемого объема.

Расходы ПФР за 2011 г. - рисунок 1.3.

Рисунок 1.3 Бюджет расходов ПФР за 2011 г. (трлн. руб.)

Сумма межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, составила 2 трлн 379 млрд руб. Объем межбюджетных трансфертов, полученных из бюджетов субъектов РФ, составила 4,4 млрд руб.

Профицит бюджета фонда за 2011г. составил 333,5 млрд. руб. Указанные средства были направлены в 2012г. на перечисление гражданам пенсий, пособий и других социальных выплат.

Что касаемо доли доходов и расходов бюджета ПФР в ВВП РФ за период 2009-2011 гг., то она составила 9,9% - таблица 1.1.

Таблица 1.1

Доля доходов и расходов бюджета в ВВП РФ в 2009-2011 гг.

годы

Доходы (%)

Расходы (%)

2009 г.

8,3

7,8

2010 г.

10,3

9,5

2011 г.

9,9

9,2


Бюджет ПФР по расходам исполнен в сумме 4,9 трлн. руб., что составляет 9,2% к ВВП, и что на 0,7 трлн. руб. больше, чем 2010 г. Все обязательства перед пенсионерами и получателями социальных выплат Пенсионного фонда исполнены в полном объеме.

Индексация пенсий, пособий, ЕДВ и др. выплат осуществлялась в установленные. Исполнение бюджета за 2009-2011 гг. - таблица 1.2.

Таблица 1.2

Исполнение бюджета в 2009-2011 гг. (трлн. руб.)

годы

Доходы (трлн. руб)

Расходы (трлн. руб.)

2009 г.

3,22

3,01

2010 г.

4,61

4,25

2011 г.

5,25

4,92


Непосредственно источниками формирования средств Пенсионного фонда выступают: средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога; средства федерального бюджета, которые предназначены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам; добровольные взносы юридических и физических лиц; доходы от коммерческих операций.

Страховые взносы граждан, работодателей, концентрируемые в Пенсионном фонде, используются: на выплату пенсий (трудовых по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет); оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; повышение пенсий в связи с изменением индексов стоимости жизни; содержание органов управления, развитие материально-технической базы фонда; участие в финансировании программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей; осуществление коммерческих операций фонда; другие мероприятия, предусмотренные уставной деятельностью фонда.

В целях обеспечения финансовой стабильности Пенсионного фонда формируется резерв средств Пенсионного фонда. Резерв средств Пенсионного фонда состоит из резерва средств для текущих нужд и резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах, которые зачисляются на отдельные субсчета одного счета Пенсионного фонда.

Резерв средств для текущих нужд формируется в целях обеспечения своевременного и в полном объеме финансирования выплаты пенсий и предоставления социальных услуг в сумме, равной месячной потребности на указанные цели согласно бюджету Пенсионного фонда на соответствующий год и утверждается в его составе. Размер резерва для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах определяется по результатам ежегодных актуарных расчетов. Размер резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах утверждается правлением Пенсионного фонда в составе бюджета Пенсионного фонда одновременно с установлением порядка его формирования и использования.

Исполнительная дирекция Пенсионного фонда составляет годовой отчет относительно формирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета фонда в будущих периодах с выводом о достаточности этого резерва средств для обеспечения исполнения Пенсионным фондом обязательств в солидарной системе в течение следующих 75 лет и представляет его правлению Пенсионного фонда для утверждения. Учет поступлений и расходов средств Пенсионного фонда осуществляют исполнительные органы Пенсионного фонда. Средства ПФР зачисляются на единый счет фонда и хранятся на счетах территориальных органов в уполномоченном банке.

1.3 Государственное пенсионное обеспечение


Пенсия (от латинского pensio - платёж) - регулярная и пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Является формой социальной защиты населения.

Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, отвечающие условиям Закона о трудовых пенсиях.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.

К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 Закона об обязательном пенсионном страховании .

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в случае уплаты страховых взносов в ПФ РФ в добровольном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положение о возможности добровольной уплаты страховых взносов в ПФ РФ впервые введено в законодательство и закреплено в ст.29 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Ранее, в соответствии с Законом о госпенсиях, граждане России, работающие за границей, получали право на трудовую пенсию с учетом работы за границей без каких-либо условий, в т. ч. без условия уплаты страховых взносов в ПФ РФ за время работы за границей. Однако, с 01.01.2002 г. в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении граждане России, работающие за пределами ее территории, подлежат обязательному пенсионному страхованию только при условии уплаты страховых взносов в ПФ РФ в том случае, если международный договор предусматривает иной порядок пенсионного страхования, то соответственно применяется порядок, предусмотренный международным договором.

Помимо вышеуказанных граждан РФ, право на трудовую пенсию имеют нетрудоспособные члены их семей. Речь идет о праве этой категории лиц на пенсию по случаю потери кормильца при соблюдении условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях.

Закон о трудовых пенсиях определяет три вида трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца, социальная.

Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентируется порядок начисления и выплаты пенсии отдельным категориям граждан в Российской Федерации.

В соответствии с указанным законом право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные гражданские служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; граждане из числа космонавтов; граждане из числа работников летно-испытательного состава; нетрудоспособные граждане.

В соответствии со статьей 11 закона право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет; граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (мужчины и женщины соответственно) и граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно).

Данным гражданам в зависимости от категории устанавливается социальная пенсия по инвалидности, либо пенсия по случаю потери кормильца, либо социальная пенсия по старости.

При этом признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Размер социальной пенсии нетрудоспособным гражданам установлен законом.

Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина.

При этом орган, осуществляющий обеспечение, в течение 10 дней со дня назначения гражданину соответствующей социальной пенсии извещает его о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.

Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.

Может производиться также перерасчет размера пенсии в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии.

При пересмотре группы инвалидности или причины инвалидности, который влечет увеличение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается со дня изменения группы инвалидности или причины инвалидности.

Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством РФ, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.

При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

При этом законом определены перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации.

Также орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения и выплаты пенсии, а также проверять обоснованность их выдачи.

Страховая часть пенсии - часть, которая рассчитывается исходя из суммы, отраженной на вашем лицевом счете в Пенсионном фонда Российской федерации на момент окончания трудовой деятельности.

Страховая часть также индексируется, как и базовая часть. За счет страховой части выплачивается текущая пенсия пенсионерам. Размер страховой части указывается в ежегодных письмах "счастья", рассылаемых ПФР.

Накопительная часть - формируется у граждан с 1967 года рождения и моложе. Взносы работодателя, направленные на ее формирование, поступают на ваш индивидуальный лицевой счет (личный "накопительный" счет), а все денежные средства, накопленные на нем, идут на выплату пенсии именно вам.

Размер накопительной части будет зависеть от официальной ("белой") заработной платы и того, какой доход от инвестирования этих средств накопиться к моменту вашего выхода на пенсию, т.е. наступления пенсионных оснований.

Фонд оплаты труда, часть из них идет на пенсионные цели и распределяется определенным образом (Приложение 2).

Накопительная часть пенсии до 2005 г. формировалась у работников мужчин 1953 года рождение и моложе и у женщин 1957 года рождения и моложе.

Существуют варианты распоряжения накопительной частью.

Так, можно оставить все без изменения, перевести накопительную часть пенсии в УК, перевести накопительную часть пенсии в НПФ.

Так, если оставить пенсию без изменения, то в таком случае, накопительная часть будет учитывается в Пенсионном фонде РФ и управлять ею будет государственная управляющая компания, т.е. Внешэкономбанк.

Если в качестве управляющей компании выбрать частную Управляющую компанию - УК, то накопительная часть будет учитываться в ПФР, но управлять средствами будет не Внешэкономбанк, а выбранная частная УК, у которой больше возможностей для инвестирования.

К управлению накопительной частью пенсии допускаются те управляющие компании, у которых заключен договор доверительного управления с ПФР РФ.

Также можно и перевести накопительную часть пенсии в Негосударственный пенсионный фонд. Так, накопительная часть будет учитываться не в ПФР, а в НПФ, который можно выбрать. Инвестировать средства накопительной части НПФ будет самостоятельно или через УК, с которыми он заключил договор.

Пенсионная реформа является одним из основных в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной накопительно-распределительной системе.

Следует отметить, что граждане РФ впервые смогли самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование накопительной части своей пенсии.

1.4 Негосударственное пенсионное обеспечение


Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация особая социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Статистика НПФ на сегодняшний день представлена таблицей 1.3.


Таблица 1.3

Численность НПФ за период 2007-2012 гг.

год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Число НПФ, имеющих лицензию

252

246

173

159

150

139

Число НПФ, осуществ. деятельность по ОПС

91

105

133

133

117

112


Можно выделить 5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных резервов по состоянию на 01.07.2012. Это: НПФ Газфонд <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4>; НПФ Благосостояние <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%9F%D0%A4_%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5>; НПФ Транснефть; НПФ Электроэнергетики; НПФ Нефтегарант. Также существуют 5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных накоплений по состоянию на 01.07.2012: НПФ Лукойл-Гарант; НПФ Благосостояние <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%9F%D0%A4_%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5>; НПФ Норильский Никель; НПФ Сбербанка; НПФ Газфонд .

Итак, совсем недавно появилось негосударственное пенсионное обеспечение в России и уже заинтересовало многих наших сограждан. Разобраться в ней совсем не так сложно.

Каждый гражданин имеет право самостоятельно выбирать наиболее приемлемый для себя вариант накопления и выплат пенсий, этим и хорошо негосударственное пенсионное обеспечение РФ.

В начале 2011 г. на покрытие выпадающих доходов в связи с сохранением льгот по уплате страховых взносов отдельными категориями страхователей из федерального бюджета поступило 69,5 млрд. рублей.

По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина, дефицит Пенсионного фонда в 2012 г., будет приблизительно на уровне 1,83% ВВП и составит 1,075 триллиона рублей, к 2014 году он может снизиться до 1,79% ВВП.

Причиной роста дефицита в 2012 г. по сравнению с 2011 г. является рост на 500 тысяч человек количества пенсионеров, в том числе за счет перехода на трудовую пенсию военных пенсионеров. Дефицит ПФР увеличивают расходы на досрочно назначаемые пенсии по старости в связи с работой на вредных и опасных производствах. По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, финансирование досрочных пенсионеров отвлекает из бюджета ПФР четверть всех финансовых ресурсов фонда.

В нашей стране действует механизм персонифицированных отчислений в этот фонд, размер которых зависит от индивидуальной заработной платы работника. Сегодня минимальный размер пенсии составляет 5157 рублей. Прожиточный минимум пенсионера составляет 4 633 руб.20 коп.

Однако, при сегодняшних высоких ценах на коммунальные услуги прожить на пенсию, составляющую 5000 руб., практически невозможно. В результате получается, пенсионеры в России должны прожить на 2000 руб. в месяц, на эти деньги они должны покупать продукты питания и одежду. Многие практически ничего не могут себе позволить, хотя многие из них до этого получали заработную плату выше среднего уровня. Работать по состоянию здоровья они уже не могут, но на пенсию прожить тоже крайне сложно. Одни лекарства в аптеках могут обойтись, на целую пенсию.

В развитых странах, люди, выходя на пенсию, начинают путешествовать, смотреть мир. К примеру, в Соединенных Штатах Америки средняя пенсия американца составляет 1100 - 1200 долларов или порядка 34 000 рублей на наши деньги. Минимальная пенсия по старости составляет примерно 9 тысяч рублей. С ростом страхового стажа возрастает и пенсионное вознаграждение. Если брать накопительную часть пенсии, то речь о минимальной пенсии американского пенсионера надо вести начиная с 750 $ или 22 000 руб. Такую пенсию в США получает средний класс: квалифицированные рабочие, сотрудники социальной сферы и так далее. При этом их пенсия составляет примерно 30% от предыдущей заработной платы. С ростом зарплаты увеличиваются отчисления на будущую пенсию и соответственно пенсия возрастает.

Максимальную пенсию, возможно, получить при непрерывном стаже в 43 года (!). Существует лимит пенсии для всех. И даже если получать заработную плату в 100 000 руб., пенсия намного больше 9 200 рублей.

Для решения этой проблемы возможно открытие индивидуальных инвестиционных счетов, где работник и работодатель формировали бы "добровольные накопления" на старость и образование.

По корпоративным пенсионным программам для каждого сотрудника должны быть открыты персональные пенсионные счета (ППС), чтобы при смене места работы человек не терял будущую корпоративную пенсию (сейчас это распространенная практика), а был вправе "беспрепятственно и без потерь" перевести накопленные средства со своего ППС от одного работодателя к другому. При этом для пенсионных средств должна быть создана "единая система гарантий".

На сегодняшний день в России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, и дисбаланс будет только увеличиваться. на каждого пенсионера будет приходится лишь по одному работающему. По прогнозам к 2030г., если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:

. В идеале оно должно составлять 4: 1.

Правительство России подготовило новую стратегию развития пенсионной системы страны. Понятно, почему правительство срочно занялось этой проблемой. В бюджете Пенсионного фонда образовалась огромная дыра, которую непонятно, как закрывать, много недовольных размерами пенсий, нет заинтересованности ни у работников, ни у предпринимателей. Понятно, что необходимы серьезные и довольно нелегкие решения.

Рассматриваемый вариант стратегии по состоянию на сентябрь 2012 г. претерпел целый ряд позитивных изменений по сравнению с первоначальным вариантом. В нем убрана навязчивая идея решить все проблемы путем модификации пенсионной формулы, исчезло положение о полной ликвидации накопительного компонента пенсионной системы, содержатся здравые предложения по радикальному преобразованию системы досрочных пенсий, проанализированы проблемы действующей системы пенсионного обеспечения.

Говоря о демографической ситуации, обычно обращают внимание на то, что количество пенсионеров примерно в 2028-2032 гг. сравняется с количеством занятых. Действительно, одно это делает невозможным дальнейшее существование в России, как и в большинстве развитых стран, стандартных солидарных пенсионных систем, основанных на ответственности поколений. Ситуация, когда работодатель помимо заработной платы работника еще и полностью обеспечивает выплаты в расчете на одного пенсионера с коэффициентом замещения выше 40%, становится просто невозможной.

Но этим проблема не исчерпывается. В последние годы прежде всего из-за развития интернета и процессов глобализации лавинообразно меняется структура рынка <http://www.vedomosti.ru/glossary/%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0> труда. Если прежняя модель предполагала, как правило, работу у одного работодателя, причем превалировала занятость на крупных и средних предприятиях, то теперь резко растет доля малых предприятий и самозанятых.

В ближайшей перспективе на традиционных промышленных предприятиях будет работать менее 1/5 трудоспособного населения страны. Человек сейчас может одновременно трудиться по договорам на многих работодателей в разных странах и сам при этом быть работодателем. Пенсионная система сейчас полностью игнорирует это явление. Наибольшая удельная нагрузка в традиционном секторе экономики (стандартные крупные предприятия), а наибольшие выгоды получают те, у кого есть специальные пенсионные системы (военные и проч.), либо использующие специальные режимы платежей (адвокаты и проч.).

Упущено из виду и то, что в силу существования весьма ощутимых демографических волн колебания численности поколений в обозримой перспективе могут составлять до 30%. Необходимо формирование резервов на периоды особо неблагоприятных демографических провалов. Сейчас правительство убаюкивается тенденцией роста рождаемости, но впереди резкое снижение количества женщин в фертильном возрасте и необратимо последует очередное падение рождаемости.

По примеру некоторых развитых стран можно ввести ограничения по наличию имущества и доходов для получения этого пособия (нельзя обращаться за пособием, если у тебя есть средства на счетах в банках сверх определенной суммы, дорогостоящее имущество, ценные бумаги <http://www.vedomosti.ru/glossary/%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8> или если ты проживаешь в семье с доходами сверх определенной величины) .

Количество обратившихся за пособием будет намного меньше общего количества пенсионеров. Более того, при таком подходе у нас появится возможность наконец полностью изменить параметры потребительской корзины и прожиточного минимума.

Интересно, что общим местом стала фраза о провале пенсионной реформы - и это в стране, в три раза увеличившей в реальном выражении пенсии по сравнению с 2000 г. В мире практически не было такого роста пенсий в уже сформировавшейся пенсионной системе.

При обсуждении пенсионных вопросов не акцентируется то, что предлагаемые изменения никак не задевают нынешних пенсионеров и людей, завершающих трудовую деятельность. Реформа проводится для молодых поколений, а весь шквал критики идет от тех, на кого она не рассчитана. Поразительно, но практически все высказывания против повышения пенсионного возраста идут от тех, кого эта мера не может затронуть.

Совершенно не обязательно принимать решение по пенсионной реформе до конца этого года. Опыт прежних реформ показывает, что они всегда вводились задолго до того, как были подготовлены все необходимые документы. Это приводило к негативным последствиям.

Кроме всего прочего, создание особых пенсионных систем для отдельных категорий работающих в перспективе приводит к серьезным противоречиям. Общим местом стала критика государственных служащих за наличие у них особой пенсионной системы. Но практически никто не обращает внимания, что для большинства госслужащих их пенсия как государственного служащего будет ниже обычной. Более того, чем выше должность государственного служащего, тем ниже у него коэффициент замещения. Для министров, заместителей министров, депутатов он давно стал ниже 15%.

Государство Российское является основным работодателем на рынке труда. Заработная плата <http://www.vedomosti.ru/glossary/%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0> в бюджетной сфере традиционно была невысока. В последнее время предприняты серьезные усилия по росту и реформированию заработной платы бюджетников. Но при этом не просчитывались пенсионные последствия, не было попытки рассмотреть вопрос в комплексе.

Дефицит пенсионного фонда - это недостаток эффективности пенсионной системы. Очевидно, что сложившийся дефицит образовался не из-за системной несбалансированности пенсионной системы, а из-за того, что индексация пенсий велась в размерах, превышающих установленные законом. Естественно, что такие решения должны реализовываться за счет федерального бюджета.

Резкое снижение ставок страховых платежей при одновременном росте пенсий также может компенсироваться только из бюджетных средств. Безусловно, пенсионная система должна существовать вне бюджетной и при этом быть полностью сбалансирована, но это возможно только при стабильных в течение длительного периода страховых тарифах. Любое снижение тарифов должно быть компенсировано из федерального бюджета.

Так, в среднем пенсионер 2012 г. получает пенсию, по номиналу <http://www.vedomosti.ru/glossary/%D0%BF%D0%BE%20%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%83> в 2,2 раза большую, чем его заработная плата 10 лет назад. Даже при инфляции 5% в год пенсия в первый год ее назначения превысит среднюю заработную плату человека за период его трудовой деятельности.

Критика ситуации с накопительной частью пенсий во многом справедлива. Невозможно требовать от длинных инвестиций обеспечения доходности в конце каждого календарного года. Можно проанализировать посткризисную ситуацию и убедиться, что требование о фактическом закрытии позиций было явно ошибочным. Предложения о новых стандартах инвестирования и системе страхования рисков уже разработаны достаточно подробно и легко могут быть реализованы.

Предложение снизить тарифы страховых платежей для формирования накопительной части пенсий неэффективно. Резкое снижение объема поступления средств в накопительную систему снизит ее эффективность. Резко возрастет доля транзакционных издержек. При тарифе в 2% становится абсолютно невозможно сформировать существенную накопительную пенсию. Естественно, что резко уменьшится доля желающих осуществлять это добровольно. Механизмы же стимулирования этого крайне слабы и малоэффективны .

Кроме того сомнительно предложение о коренном изменении требований к стажевым характеристикам. Логика авторов понятна - они завуалировано хотят поднять пенсионный возраст (что абсолютно необходимо).

Однако это происходит необычно - на самом деле, государство в меньшей степени должен интересовать стаж индивидуума. Важен объем поступлений от него непосредственно и от его работодателей в пенсионную систему и сложившийся на данный момент времени уровень требований к социальной защищенности граждан.

Понятно, что, в принципе, чем больше стаж, тем больше при прочих равных условиях <http://www.vedomosti.ru/glossary/%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%85%20%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85> общий размер пенсионных накоплений, но это средняя температура по больнице. Анализ персональных данных застрахованных показывает, что зависимости не линейные.

Россия - социальное государство <http://www.vedomosti.ru/glossary/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>. Именно поэтому будут опережающими темпами подниматься и величина прожиточного минимума и минимальный размер пенсии. Предложенный же в стратегии подход неизбежно приведет к выравниванию размеров пенсий и непропорционально высокому росту социальных обязательств государства.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно заключить, что решению пенсионных проблем могут помочь следующие действия:

-       создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой - способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных в них ресурсов;

-       предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;

-       модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.

2.2 Новые подходы в пенсионном обеспечении


Неопределенность судьбы накопительного компонента не останавливает активных будущих пенсионеров. Уже за первые восемь месяцев 2012 г. более 3 млн. человек решили перевести свои накопления в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании, причем после майских заявлений главы Минтруда о возможной отмене обязательных накоплений, число желающих сформировать их в НПФ только выросло.

С января по август 2012 г. в ПФР поступило более 3,9 млн. заявлений застрахованных лиц об обязательном пенсионном страховании, что почти в 1,46 раза больше, чем за аналогичный период 2011 г. Большинство граждан - 3,19 млн (81,87% полученных заявлений) - заявляют о переводе средств из ПФР в негосударственные пенсионные фонды, 628 тыс. (16,07%) решили перейти из одного НПФ в другой, 70,7 тыс. (1,81%) собираются перевести средства пенсионных накоплений из НПФ обратно в ПФР, а 9,8 тыс. (0,25%) решили перевести средства из ВЭБа, который управляет пенсионными накоплениями "молчунов", в частную управляющую компанию.

Динамика активного перехода в частные пенсионные фонды сохранилась, и к концу года можно ожидать более 5 млн. заявлений о переводе средств в НПФ.

Цифры за восемь месяцев не показательны, вопрос в том, сколько договоров будут удовлетворены по итогам года. Доля отрицательных решений обычно высока, примерно пятая часть заявлений о переводе накоплений не удовлетворяется, указывает она. В 2011 г. отрицательное решение было вынесено по 19,7% от количества заявлений на перевод пенсионных накоплений. 720 тыс. отказов связано с тем, что указанная в заявлении информация об организации, откуда должны быть переведены накопления гражданина, не соответствует действительности, 198 тыс. заявлений на перевод из ПФР в НПФ поступили без договоров ОПС, от 168,6 тыс. застрахованных лиц ПФР получил два и более заявления, в 10,5 тыс. договоров НПФ были выявлены ошибки и т.д. .

Как отмечают участники пенсионного рынка, несмотря на неопределенность с пенсионной реформой, приток граждан в частный сектор не сократился. Если ожидания НПФ оправдаются, и в 2012 году 5 млн. человек перестанут быть "молчунами", то около четверти застрахованных лиц будут формировать накопительную часть пенсии в негосударственных фондах (сейчас средства более 15,44 млн человек находятся в НПФ).

Хотя в настоящее время около пятой части застрахованных лиц формируют накопительную часть пенсии не в государственной системе, средства их пенсионных накоплений уже составляют более четверти от общего объема. На 1 июля 2012 г. объем средств пенсионных накоплений, находящихся под управлением ВЭБа, составил 1,44 трлн. руб., в НПФ сосредоточено 558 млрд. руб. НПФ стараются привлекать граждан моложе 1967 г., у которых продолжают поступать средства в накопительную часть.

Отдельные положения пенсионной реформы продолжают получать законодательное обоснование.

При том, что стратегия развития пенсионной системы до сих пор в целом не согласована, в Госдуму внесены поправки, предлагающие уже с 2013 года реализовывать один из ее пунктов - так называемый страховой маневр, перераспределение в страховую часть пенсий 4 из 6%, отчисляемых сейчас в накопительную. Поправка подписана представителями всех четырех фракций Госдумы и председателем комитета Совета федерации по социальной политике Валерием Рязанским. Цель поправки - укрепить финансовые возможности Пенсионного фонда России в деле выплаты пенсий. Таким образом, инициатива Минтруда, содержащаяся в его пенсионной стратегии, будет реализовываться по ускоренному сценарию.

Ранее Министерство труда РФ указывало, что "восстановление пенсионных прав застрахованных лиц за счет перераспределения тарифа" может начаться как в 2013-м, так и в 2014 году. А поскольку закон, в который вносится поправка, в первом чтении уже принят и с большой долей вероятности вступит в силу с 1 января, "страховой маневр" может начаться уже в следующем году. Это не первый случай попытки реализации положений концепции Министерства труда РФ при отсутствии согласования стратегии в целом с другими блоками экономики.

Накопительный элемент делает пенсионную систему более устойчивой, кроме того, именно он позволяет привлечь в экономику долгосрочной инвестиционный ресурс. При этом инвестиции в экономику пенсионных средств дают возможность населению получить доход от роста российской экономики. Заинтересованные ведомства спешат реализовывать такие предложения ради уменьшения текущего дефицита ПФР.

Но главный аргумент противников "страхового маневра" - менять стратегические параметры пенсионной системы из-за неудачных инвестиционных результатов короткого отрезка времени неправильно.

Долгосрочное инвестирование предполагает вложения в акции, которые несут риски краткосрочных потерь. На длинных же отрезках времени управляющие показывают не такие плохие результаты. Доходность инвестиций пенсионных накоплений за 2004-2011 гг. у Внешэкономбанка составила 149%, у частных управляющих - 159% Инфляция за тот же период составила 115% .

Итак, ясно, что в настоящее время необходима целенаправленная работа по проведению решающих шагов в области пенсионных преобразований. Сегодня пенсионная система не устраивает многих. Пенсионеров - из-за низкого размера пенсий, работодателей - из-за высоких страховых взносов.

Пенсионный фонд не в силах решать задачи сбора для пенсионных отчислений средств в одиночку, - и здесь необходима правильная политика государства в целом, целенаправленная работа в области реформирования принципов пенсионного обеспечения.

Заключение


Анализ задач деятельности, как Пенсионного фонда РФ, так и НПФ, а также аспектов пенсионного обеспечения на современном этапе, позволили получить следующие основные результаты.

Во главе всех органов социальной защиты, участвующих в пенсионных правоотношениях, а также осуществляющих защиту граждан в старости, в случае потери кормильца и при наступлении других обстоятельств, в результате которых уровень жизни этих граждан значительно понижается, стоит Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

Если рассматривать основные показатели, то общий объем прогнозируемых доходов бюджета ПФР на 2011 г. был определен в сумме 5 трлн. 176 млрд. руб., из них 4 трлн. 759 млрд руб. - в части, не связанной с формированием средств для накопительной части трудовых пенсий.

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация особая социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Однако, на настоящее время в пенсионном обеспечении существуют некоторые проблемы. В последние годы выплата государственных пенсий становится одной из главных проблем в России. Ставка взносов в России практически самая высокая среди развитых стран, чего не скажешь о размере пенсий. Так, в нашей стране действует механизм персонифицированных отчислений в этот фонд, размер которых зависит от индивидуальной заработной платы работника. Сегодня минимальный размер пенсии составляет 5157 рублей. Прожиточный минимум пенсионера составляет 4 633 руб.20 коп.

Для решения этой проблемы возможно открытие индивидуальных инвестиционных счетов, где работник и работодатель формировали бы "добровольные накопления" на старость и образование. Кроме того, сомнительно предложение о коренном изменении требований к стажевым характеристикам. Логика авторов понятна - они завуалировано хотят поднять пенсионный возраст (что абсолютно необходимо). Понятно, что чем больше стаж, тем больше при прочих равных условиях <http://www.vedomosti.ru/glossary/%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%85%20%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85> общий размер пенсионных накоплений, но это средняя температура по больнице. Анализ персональных данных застрахованных показывает, что зависимости не линейные.

Однако, неопределенность судьбы накопительного компонента не останавливает активных будущих пенсионеров. Уже за первые восемь месяцев 2012 г. более 3 млн. человек решили перевести свои накопления в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании, причем после майских заявлений главы Минтруда о возможной отмене обязательных накоплений, число желающих сформировать их в НПФ только выросло.

Итак, в курсовой работе в рамках достижения цели были решены задачи:

.        рассмотрено понятие Пенсионного фонда и его роль;

2.      охарактеризованы источники формирования бюджета фонда;

.        проанализировано государственное и негосударственное обеспечение;

.        дана оценка пенсионному обеспечению на современном этапе, перспективы развития.

Рассмотрев теоретически процессы деятельности Пенсионного фонда, и пенсионного обеспечения в России, можно заключить следующее.

Совершенно ясно, что в настоящее время необходима целенаправленная работа по проведению решающих шагов в области пенсионных преобразований. Так, необходимо участвовать в социальном развитии этой области, оказывая финансовую помощь, как пожилым гражданам, так и незащищенным слоям населения, повышая доступность пенсионных услуг, благосостояние, а также надежность пенсионного обеспечения.

Список использованной литературы


1.       Федеральный закон " Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 г. №157 - ФЗ.

2.      Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. №166 - ФЗ.

.        Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.

.        Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" от 08.12.2006 г. №166 - ФЗ.

.        Беляков С. Материалы отчетности Министерства Экономик. Официальный сайт. 2012.

.        Вьюницкий В.И., "Шведский опыт реформирования пенсионной системы" // Пенсия, - 2006 №3.

.        Виноградов В. Материалы Отчетности НПФ за 2011 г.

.        Выговская, И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. - 2009. - N 1. - С.29-30.

.        Гонтмахер, Е. В стране готовится новая пенсионная реформа // Новое время. - 2008. - N 25 (71). - С. 20-23.

.        Гонтмахер, Е. Пенсионное самообслуживание // Новое время. - 2009. - N 26 (121). - С. 20-21.

.        Голикова Л., "Миссионеры для пенсионеров" // Коммерсант Деньги, - 2006 №43.

.        Дроздов А. Интервью РИА "Новости" 15.08.2012.

.        Завьялов Л.Н., Законодательство о пенсионной системе РФ: тексты и комментарии / Завьялов Лев Николаевич, П.А. Синякин и др., - М.: Юнити, - 2002.

.        Зурабов М.Ю., "О целях и ходе проведения пенсионной реформы" // Пенсия, 2002 №4.

.        Клевцова Т.А., "Особый порядок размещения пенсионных резервов НПФ. Итоги 2006 года. Перспективы дальнейшей работы" // Пенсия, - 2007. №3.

.        Комарова В. Первые итоги реализации пенсионной реформы. // Финансы - 2003 - № 3.

.        Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник. - М.: Высшее образование. - 2005. - 300 с.

.        Кузнецов А.В., Ордин О.В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. - М.: Изд-во РПЭИ, 2001. - 246 с.

.        Нагога М. Материалы отчетности ПФР за 2012.

.        Плотников В. Коммерсант // 29.10.2012.

.        Романова Е.В. Право социального обеспечения. - СПБ: Питер, - 2005. - 200 с.

.        Середа Т. П, Пенсия на носу: расчет и оформление. Серия "50 способов". - Ростов-на-Дону: Феникс, - 2005. - 150 с.

.        Сергеева Т.Ю. Пенсия: актуальные вопросы, размеры, надбавки, страхование: Сам себе адвокат. - М.: Юрайт-Издат, - 2006. - 130 с.

.        Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - М.: Контур, 2005. - 35 с.

.        Фогель Я.М. Социальное обслуживание инвалидов. - М., 2003. - 199.

27.    Электронный ресурс: <http://pensionary.ru/>. Режим доступа: 17.12.2012.

.        Электронный ресурс: http://ru. wikipedia.org <http://ru.wikipedia.org/>. Режим доступа: 18.12.2012.

.        Электронный ресурс. Официальный сайт ПФР РФ: <http://www.pfrf.ru> Режим доступа: 18.12.2012.

Приложения


Приложение 1

 

Правление Пенсионного фонда РФ на 01.01.2012 г.

Должность

ФИО

Председатель Правления

ДРОЗДОВ Антон Викторович

Первый заместитель Председателя Правления ПФР

КУРТИН Александр Владимирович

Первый заместитель Председателя Правления ПФР

ЧИЖИК Лилия Ивановна

Заместитель Председателя Правления ПФР

ГУКАЙЛО Борис Витальевич

Заместитель Председателя Правления ПФР

ЕЛИСТРАТОВ Николай Витальевич

Заместитель Председателя Правления ПФР

КОЗЛОВ Николай Борисович

Заместитель Председателя Правления ПФР

МАНУЙЛОВА Татьяна Николаевна

Заместитель Председателя Правления ПФР

ПУДОВ Андрей Николаевич

Управляющий Отделением ПФР по г. Москве и Московской области

АНДРЕЕВ Андрей Евгеньевич

Управляющий Отделением ПФР по Псковской области

БИБИКОВА Елена Васильевна

Управляющий Отделением ПФР по Пензенской области

ДОЛОТОВ Виктор Андреевич

Управляющий Отделением ПФР по Тамбовской области

КОЗЛОВСКАЯ Тамара Ивановна

Управляющий Отделением ПФР по Республике Мордовия

МОРОЗОВА Антонина Григорьевна

Управляющий Отделением ПФР по Республике Башкортостан

ХАНТИМЕРОВ Фоат Галяутдинович

Председатель Совета Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов

КАРАБАНОВ Дмитрий Иванович



Приложение 2

 

Средства частей, идущие из Фонда оплаты труда на пенсионные цели


 2002-2003 гг.

2004 г.

2005-2007 гг.

с 2008 г.

БАЗОВАЯ часть

14%

14%

6%

СТРАХОВАЯ часть

11%

10%

10%

8%

НАКОПИТЕЛЬНАЯ часть

3%

4%

4%

6%



Приложение 3


Распределение накопительной части трудовой пенсии из фонда труда


 2002-2003 гг.

2004 г.

2005-2007 гг.

с 2008 г.

БАЗОВАЯ часть

14%

14%

6%

6%

СТРАХОВАЯ часть

11%

12%

14%

14%

НАКОПИТЕЛЬНАЯ часть

3%

2%

0%

0%

 

Похожие работы на - Пенсионные фонды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!