Налог на прибыль: сущность, порядок исчисления и уплаты, пути совершенствования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    106,91 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налог на прибыль: сущность, порядок исчисления и уплаты, пути совершенствования

Учреждение образования

"Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации"

Кафедра финансов и кредита









Курсовая работа

по дисциплине "Налоги и налогообложение в отраслях народного хозяйства"

на тему "Налог на прибыль: сущность, порядок исчисления и уплаты, пути совершенствования"


Выполнила студентка IV курса

Богданович Ольга Петровна

Научный руководитель:

Чернюк Елена Марьяновна



Гомель 2012

Реферат

Курсовая работа: 75 страниц, 2 рисунка, 3 таблицы, 28 источников.

Тема "Налог на прибыль: сущность, порядок исчисления и уплаты, пути совершенствования".

Ключевые слова: налоговая система, налог на прибыль, плательщики налога, объект налогообложения, ставка налога на прибыль, налоговая нагрузка, внереализационные доходы, внереализационные расходы, дивиденды, налоговая декларация.

Объектом исследования курсовой работы является прибыль как источник воспроизводства, цель предпринимательской деятельности и объект обложения налогом на прибыль.

Цель исследования: выявление сущности налога на прибыль, его основные элементы, роли и направления совершенствования данного налога для эффективной системы налогообложения.

Используемые методы исследования: анализ, синтез, сравнение, системный подход.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены законодательные акты Республики Беларусь, инструкции и методические рекомендации в области налогообложения прибыли.

Элементы научной новизны полученных результатов: проведение анализа налога на прибыль и налоговой нагрузки в динамике за 2008 - 2010гг.

Область возможного практического применения является организации, предприятия, в том числе ОАО "Управление работы с населением по месту жительства Железнодорожного района г.Гомеля".

Экономическая и социальная значимость работы: полученные результаты проведенного курсового исследования позволяют выявить проблемы налогообложения прибыли и способы их решения, позволяют объективно оценить состояние налоговой системы Республики Беларуси и разработать пути ее дальнейшего развития.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение

. Экономическая сущность налога на прибыль и его роль в формировании финансовых ресурсов государства

. Методика исчисления налога на прибыль в современных условиях хозяйствования

.1 Краткая экономическая характеристика ОАО "Управления работы с населением по месту жительства Железнодорожного района г. Гомеля"

.2 Методика исчисления и уплаты налога на прибыль, организация налогового учета и оформление деклараций

. Основные направления совершенствования налога на прибыль в условиях реформирования налоговой системы Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

В современных условиях для управления предприятием необходим багаж знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

В наше время все сильнее возрастает значимость эффективной налоговой системы для любой страны. Государство определяет эту эффективность путем издания законодательных актов и контролирования таким образом деятельности хозяйствующих субъектов своей страны. При этом ему не всегда удается достичь желаемых результатов. Для предприятия же эффективность налоговой системы заключается в одновременном следовании законам и сокращении налоговых выплат. Поэтому знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов организации успешной деятельности на предприятии и во многом определяет его эффективность.

Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение. Налогообложение прибыли осуществляется во всех без исключения развитых странах мира, принимая форму налога на прибыль или доход юридических лиц, либо налога с корпораций.

Тема налогообложения прибыли в настоящее время является весьма актуальной так как само налогообложение прибыли предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности играет немаловажную роль в условиях рыночных отношений в Республике Беларусь, так как оказывает огромное влияние на всю финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта.

Также актуальность темы курсовой работы обусловлена: во-первых, существенным повышением роли налога на прибыль организаций в Республике Беларусь и, во-вторых, необходимостью определения путей совершенствования налога на прибыль и перспективы развития.

Проблема этой темы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Реформирование налоговой системы остается одним из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности национальной экономики, формирования в республике благоприятного инвестиционного климата, стимулирования инновационного развития.

Актуальность и наличие проблем налогообложения прибыли организаций определили выбор темы, цели и задачи курсовой работы.

Целью курсовой работы является выявление сущности налога на прибыль, его основные элементы, роли и направления совершенствования данного налога для эффективной системы налогообложения.

Предметом исследования является механизм налогообложения прибыли организаций.

Объектом исследования выступает прибыль как источник воспроизводства, цель предпринимательской деятельности и объект обложения налогом на прибыль.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть экономическую сущность налога на прибыли;

выявить порядок и методику исчисления налога на прибыль в Республике Беларусь;

изучить возможные пути совершенствования налога на прибыль в условиях реформирования налоговой системы Республики Беларусь.

Система налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами Президента Республики Беларусь, постановлениями Министерства Финансов и Совета Министров Республики Беларусь.

Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе следующие ученые: Н. Е. Заяц, Е.Ф. Киреева, И.А. Лукьянова, Г.А. Воробей, А.А. Пилипенко. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: Л. Фридкин, Е.В Шарендо, И.Петров, А.В. Хвеженко.

В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, сравнение, системный подход.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Курсовая работа включает 75 страниц, 2 рисунка, 3 таблицы, 28 источников.

1. Экономическая сущность налога на прибыль и его роль в формировании финансовых ресурсов государства

В Республике Беларусь разработан Налоговый кодекс, который является единым систематизированным сводом законов Республики Беларусь, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин.

Налоговый кодекс Республики Беларусь дал весьма сложное определение налоговой системы нашей республики, раскрыв ее сущность в ряде статей.

Налоговая система представляет не только систему налогов, сборов (пошлин), но и их взаимосвязь, порядок установления, введения и классификации налогов, сборов (пошлин) в соответствии с их сущностью, порядком принятия и на основании других признаков.

Как отмечает Г.А. Воробей, "налоговая система Республики Беларусь, созданная в основном в конце 1991 г., находится все время в динамичном развитии и совершенствовании. Здесь решающую роль должно сыграть принятие и введение в действие Налогового кодекса (Особенной части)" [2, с.192].

Понятие "налоговая система" является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия "налоги". Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

"Состав налоговой системы разнообразен и включает большое количество налогов. В основу их классификации -, как отмечает Н.Е. Заяц,- положены различные классификационные признаки" [7, с.368].

В блоке прямых налогов с юридических лиц выделяется по значению и роли налог на прибыль предприятий и организаций. Он был введен в 1992 г. по всей территории Беларуси, но белорусам он и раньше был знаком: в 20-е годы государственные и кооперативные предприятия и организации облагались подоходным налогом, однако с 1930 г. налогообложение юридических лиц упразднили, заменив двухканальной системой, когда чистый доход расщеплялся на два элемента - прибыль и налог с оборота. Действовал различный режим аккумуляции средств в бюджет: из прибыли отчислялась ее часть, а налог с оборота поступал полностью. Связь предприятий и организаций с бюджетной системой основывалась на жесткой системе распределения прибыли [4, с.37].

В конце 70-х годов сформировалась новая модель взаимоотношений хозяйствующих субъектов с бюджетом: был введен нормативный метод распределения прибыли, что явилось основой для налогообложения прибыли. В то же время экономические нормативы отчислений прибыли в бюджет не смогли заменить налоги, так как нормативы были дифференцированы по отраслям, регионам и даже по отдельным предприятиям; они часто менялись.

Как отмечает Н.Е. Заяц, "в странах Запада налог на прибыль компаний (корпорационный налог) существует на постоянной основе с начала второй мировой войны. Система налогообложения прибыли построена по единой схеме: прибыль компаний облагается как центральным правительством, так и местными органами власти, объектом обложения выступает прибыль; ставки налога, как правило, устанавливаются пропорционально или имеют незначительную прогрессию. Чистая прибыль, подлежащая налогообложению, равняется валовой прибыли (разница между выручкой от реализации продукции и услуг и ее стоимостью для юридического лица), уменьшенной на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот" [8, с.178].

По своей природе налог - это экономическая категория. Однако его экономическая сущность дополняется юридическими признаками, которые выступают в виде правовой конструкции.

Эти специфические юридические конструкции иначе называются элементами налога. Вся совокупность этих элементов делится на две части: имеются общие и специфические элементы.

Общие элементы налога составляют основное содержание всякого платежа. К общим элементам налогов относятся:

.Субъект налога.

.Объект (налоговая база) налога.

.Единица обложения.

.Ставка (или норма) налога.

.Оклад налога.

.Источник налога.

.Ответственность.

К специфическим элементам налога относятся:

.Порядок исчисления.

.Порядок уплаты налога.

.Сроки уплаты налога.

.Льготы по налогу.

.Налоговый период.

Эти специфические элементы выступают как дополнительные признаки налога, и они различны (т.е. специфичны для каждого) по отношению к каждому отдельному налогу.

Законодатель предусмотрел, что при установлении налога, сбора (пошлины) он считается принятым в случае определения плательщика и всех элементов налогообложения [2, с.192].

В главе 14 Особенной части Налогового кодекса нашли отражения как нормы, которые ранее были определены Законом Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-ХП "О налогах на доходы и прибыль", так и нормы, которые действуют с 2010 г.

Указанной главой определены плательщики, объект, порядок определения выручки, состав внереализационных доходов и расходов, затрат, не учитываемых при налогообложении, льготы, налоговая база, ставки, сроки представления и уплаты налога.

Плательщиками налога на прибыль признаются организации, под которыми согласно пункта 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь понимаются:

юридические лица Республики Беларусь;

иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

хозяйственные группы [28, с.85].

"Объектом налогообложения налогом на прибыль -, как отмечает Ю. Веремейко,- признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы начисленные белорусскими организациями" [1, с.23] .

Валовой прибылью признается:

для белорусских организаций - сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов;

для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, - сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Не являются объектом налогообложения налогом на прибыль дивиденды, начисленные общественным объединениям "Белорусское общество инвалидов", "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению" унитарными предприятиями, собственниками имущества которых являются эти объединения [11, с.213].

В 2010 году льготы по налогу на прибыль предоставляются плательщикам в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами.

Льготы по налогу на прибыль установлены в виде освобождения от уплаты налога, уменьшения налоговой базы, установления пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок, в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Плательщик имеет право на использование льгот с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований.

При использовании льгот плательщик должен представлять в налоговый орган по месту постановки на учет документы, подтверждающие право на льготы, вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине), представляемой по итогам налогового либо отчетного периода, в котором льготы были первоначально использованы, а также не позднее 20 июля календарного года, в котором использовались льготы, и 20 января календарного года, следующего за годом, в котором использовались такие льготы, если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь или иными актами налогового законодательства.

При первоначальном использовании льготы представляются документы, подтверждающие первоначальный объем данной льготы, а при наступлении последующих сроков представления таких документов плательщик может представить только документы, подтверждающие сумму льготы, использованных сверх первоначально подтвержденного объема.

При отсутствии перечня документов плательщик по согласованию с налоговым органом может определять перечень документов для подтверждения обоснованности применения таких льгот. Такими документами могут являться копии договоров, актов выполненных работ, а также при необходимости иные документы, подтверждающие право на льготу, либо реестр документов, в которых будет указана соответствующая информация.

"Плательщик вправе не использовать льготы -, как отмечает Л.Г. Римкевич,- отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Республики Беларусь" [21, с.53].

Согласно статьи 140 Налогового кодекса льготы по налогу на прибыль установлены в виде освобождения от уплаты налога по:

. Прибыль организаций, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели;

. Прибыль организаций (в размере не более 5 процентов валовой прибыли), переданная зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта или использованная на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права;

. Прибыль организаций от изготовления протезно-ортопедических изделий (в том числе стоматологических протезов), средств реабилитации и обслуживания инвалидов;

. Прибыль исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев;

. Прибыль организаций, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет более 50 процентов от списочной численности в среднем за отчетный период, кроме прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности. При определении списочной численности в среднем за отчетный период в списочную численность (с учетом совместителей) включаются также лица, не состоящие в штате организации (работающие по договорам подряда, другим договорам гражданско-правового характера);

. Прибыль организаций от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

. Прибыль организаций, полученная от производства продуктов детского питания;

. Прибыль от реализации имущества, находящегося в государственной собственности, при реализации которого полученные средства распределяются в порядке, установленном законодательством;

. Прибыль, полученная страховыми организациями в результате инвестирования средств страховых резервов по договорам добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, направляемая на увеличение накоплений на лицевых счетах застрахованных лиц;

. Прибыль организаций, приходящаяся на дни республиканских субботников, проводимых в соответствии с законодательством, направленная на цели проведения таких субботников;

. Прибыль организаций от оказываемых гостиницами услуг - в течение трех лет с начала осуществления этой деятельности на туристических объектах, вводимых в эксплуатацию начиная с 2006 года, по перечню таких объектов, утвержденному Президентом Республики Беларусь.

Средства, высвобождаемые в результате освобождения от налогообложения налогом на прибыль в соответствии с настоящим подпунктом, используются организациями на финансирование строительства, реконструкции туристических объектов, благоустройства прилегающих территорий, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели;

. Прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, - в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов. К объектам придорожного сервиса относятся расположенные на придорожной полосе республиканских автомобильных дорог капитальные строения (здания, сооружения) и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки);

. Прибыль от реализации произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства - в течение трех лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соглашения об условиях производства легковых автомобилей, заключенного в установленном порядке с Министерством промышленности Республики Беларусь. Такое освобождение от налога на прибыль применяется при наличии на последний день отчетного периода соответствующего сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке, и прекращается со дня прекращения действия указанного соглашения [11, с.250].

Ставка налога на прибыль установлена в размере 24 процента. Однако организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов, уплачивают налог на прибыль по ставке 10 процентов.

По ставке 5 процентов уплачивают налог на прибыль члены научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке.

Ставка налога на прибыль в размере 12 процентов устанавливается для организаций, включенных в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, при налогообложении прибыли от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства.

Средства, высвобождаемые в результате предоставления указанной льготы, направляются указанными организациями на финансирование технического переоснащения. В случае нецелевого использования этих средств их налогообложение производится в порядке, установленном законодательством.

Также по ставке 12 процентов облагается прибыль, полученная от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части.

По дивидендам, начисленным белорусскими организациями, и дивидендам, полученным от источников за пределами Республики Беларусь устанавливается ставка в размере 12 процентов.

Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год.

Отчетным периодом налога на прибыль, по выбору плательщика, признается календарный месяц или календарный квартал.

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, - календарный квартал.

Плательщики налога на прибыль по итогам истекшего отчетного периода представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения.

Налоговая декларация (расчет) по суммам налога на прибыль с дивидендов представляется в налоговые органы налоговыми агентами не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды.

Уплата налога на прибыль производится в течение налогового периода по итогам истекшего отчетного периода не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

По мнению Н.Е. Заяц, "таким образом, налог на прибыль выступает в качестве экономического инструмента регулирования экономики. Сформированная соответствующим образом система льгот, ставок и санкций позволяет государству создавать благоприятные условия для развития отдельных отраслей, регионов, малого бизнеса; стимулировать внедрение научно-технического прогресса, увеличение экспорта, расширение сферы социальных услуг" [10, с.148].

налог прибыль финансовый экономический

2. Методика исчисления налога на прибыль в современных условиях хозяйствования

.1 Краткая экономическая характеристика ОАО "Управление работы с населением по месту жительства железнодорожного района г. Гомеля"

Открытое акционерное общество "Управление работы с населением по месту жительства Железнодорожного района г. Гомеля" (далее - Общество) создано на основании решения Гомельского городского исполнительного комитета путем преобразования коммунального унитарного предприятия "Управление работы с населением по месту жительства Железнодорожного района г. Гомеля", созданного решением Гомельского городского исполнительного комитета и зарегистрированного в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.

Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.

Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.

Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.

Открытое акционерное общество "Управление работы с населением по месту жительства Железнодорожного района г. Гомеля" имеет следующую структуру, указанную на рисунке 2.1.1.


Общество осуществляет следующие виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности:

1.  Распиловка и строгание древесины;

2.      Производство столярных изделий;

.        Производство деревянной тары;

.        Установка инженерного оборудования;

.        Отделочные работы;

.        Аренда строительного оборудования;

.        Розничная торговля в неспециализированных магазинах, преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия;

.        Розничная торговля через палатки, ларьки, киоски;

.        Розничная торговля на рынках;

.        Прочая розничная торговля вне магазинов;

.        Предоставление услуг барами;

.        Поставка готовой пищи;

.        Деятельность автомобильного грузового транспорта;

.        Деятельность внутреннего водного транспорта;

.        Хранение и складирование;

.        Услуги автомобильных стоянок;

.        Сдача внаем собственного недвижимого имущества;

.        Управление недвижимым имуществом;

.        Прокат прочих бытовых изделий и предметов личного пользования;

.        Деятельность в области архитектуры, инженерные услуги;

.        Рекламная деятельность;

.        Предоставление прочих услуг потребителям;

.        Удаление и обработка прочих отходов;

.        Деятельность танцевальных залов, площадок, дискотек и школ танцев;

.        Деятельность спортивных объектов;

.        Прочая деятельность в области спорта;

.        Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки;

.        Предоставление прочих индивидуальных услуг.

Общество может в установленном порядке создавать унитарные предприятия, филиалы и представительства, участвовать в создании (входить) в состав объединений, в том числе в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, быть учредителем (участником) других хозяйственных обществ и товариществ.

Общество имеет филиал "магазин-бар Уют.

В собственности находятся:

имущество, переданное учредителями (акционерами) Общества в его уставный фонд в виде вкладов;

имущество, приобретенное Обществом в процессе осуществления им предпринимательской деятельности;

поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь или договором об использовании этого имущества;

имущество унитарных предприятий, учрежденных Обществом;

имущество, приобретенное по другим основаниям, допускаемым законодательством Республики Беларусь.

Уставный фонд открытого акционерного общества составляет 3 098 343 600(три миллиарда девяносто восемь миллионов триста сорок три тысячи шестьсот) рублей.

Уставный фонд разделен на 704 169 простых (обыкновенных) акций номинальной стоимостью 4 400 рублей каждая.

Акции выпускаются в форме записей на счетах.

Уставный фонд может быть увеличен путем выпуска дополнительных акций либо увеличения номинальной стоимости акций.

Увеличение уставного фонда путем выпуска дополнительных акций может осуществляться как за счет источников собственных средств Общества и (или) акционеров, так и за счет иных инвестиций. Увеличение уставного фонда путем увеличения номинальной стоимости акций осуществляется за счет источников собственных средств Общества, а при условии единогласного принятия такого решения всеми акционерами - за счет средств его акционеров.

Сумма, на которую увеличивается уставный фонд за счет источников собственных средств, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов и суммой уставного фонда и резервных фондов Общества.

Увеличение уставного фонда для покрытия понесенных Обществом убытков не допускается.

Органами Общества являются органы управления и его контрольный орган.

Органами управления являются:

общее собрание акционеров;

наблюдательный совет;

исполнительные органы (дирекция и директор).

Контрольным органом является ревизионная комиссия.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления Общества.

Очередные общие собрания акционеров проводятся ежегодно не позднее трех месяцев после окончания финансового года.

На годовом собрании утверждаются годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета прибыли и убытков и распределение прибыли и убытков Общества при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии, а в установленных законодательством Республики Беларусь случаях - аудиторского заключения, а также рассматриваются вопросы избрания членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии.

Для осуществления внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности Общества общее собрание акционеров ежегодно избирает ревизионную комиссию в составе трех человек.

К компетенции ревизионной комиссии относится проведение ревизий по всем или нескольким направлениям деятельности Общества либо проверок по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям или за определенный период этой деятельности, осуществляемой Обществом, его филиалами и представительствами.

Управление вправе направлять прибыль, остающуюся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, на формирование фондов, в том числе резервных. Общество с учетом требований законодательства Республики Беларусь самостоятельно определяет необходимость создания, порядок формирования и расходования фондов.

Открытое акционерное общество "Управление работы с населением по месту жительства Железнодорожного района г. Гомеля" вправе распределять между акционерами часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей и покрытия убытков текущих периодов, образовавшихся по вине организации, посредством выплаты дивидендов.

Дивиденды выплачиваются только по размещенным акциям.

Дивиденды могут выплачиваться как по итогам года (годовые), так и по итогам полугодия, квартала (промежуточные). Общее собрание акционеров устанавливает период, за который выплачиваются дивиденды, а также срок выплаты дивидендов. В случае, если решением общего собрания акционеров срок выплаты дивидендов не определен, он не должен превышать 60 дней со дня принятия решения об объявлении и выплате дивидендов.

Размер дивиденда объявляется в белорусских рублях на одну акцию. Дивиденды выплачиваются в денежных единицах Республики Беларусь, а по решению общего собрания акционеров и с согласия их получателей - в установленном порядке товаром, ценными бумагами или иным имуществом.

Реорганизация Открытое акционерное общество "Управление работы с населением по месту жительства Железнодорожного района г. Гомеля" может быть осуществлена по решению общего собрания акционеров, а в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. Реорганизация Общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, реорганизация Общества может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов [23, с.2].

.2 Методика исчисления и уплаты налога на прибыль, организация налогового учета и оформление деклараций

Порядок исчисления налога на прибыль регулируется главой 14 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Указанной главой определены плательщики, объект, порядок определения выручки, состав внереализационных доходов и расходов, затрат, не учитываемых при налогообложении, льготы, налоговая база, ставки, сроки представления и уплаты налога.

Сумма налога на прибыль определяется путем умножения валовой прибыли, подлежащей налогообложению на ставку налога.

Валовая прибыль, подлежащая налогообложению исчисляется исходя из:

прибыли от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанной в целях налогообложения;

прибыли от прочей реализации (включая основные средства, нематериальные активы, ценные бумаги), рассчитанной в целях налогообложения;

прибыли от внереализационных операций.

Прибыль от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяется как положительная разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении.

Прибыль от реализации основных средств, нематериальных активов определяется как положительная разница между выручкой от реализации основных средств, нематериальных активов, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемые из выручки, и остаточной стоимостью основных средств, нематериальных активов, а также затратами по реализации основных средств, нематериальных активов [11, с.214].

Как отмечает А.В. Хвеженко, "в соответствии с нормами Налогового кодекса расходы на все виды ремонта основных средств, находящихся на балансе организации и участвующих в предпринимательской деятельности, учитываются в составе затрат.

В зависимости от сложности, объема работ, периодичности проведения ремонт можно разделить на два вида: капитальный и текущий" [27, с.63].

Амортизарумое имущество подразделяется на две категории: основные средства и нематериальные активы.

Для начисления амортизации необходимо сформировать первоначальную стоимость соответствующих объектов основных средств.

Первоначальная стоимость основных средств может меняться в случаях модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки и по иным аналогичным основаниям.

"Важно отличать перечисленные выше работы от ремонта основных средств. Расходы по любым видам ремонта не увеличивают стоимость основных средств -, как отмечает А.В. Хвеженко, - а учитываются для целей налогообложения прибыли в составе затрат" [26, с.43].

К затратам на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг, не учитываемым при налогообложении, относятся следующие:

расходы на представительские цели, произведенные сверх норм;

расходы на командировки, произведенные сверх норм;

стоимость топливно - энергетических ресурсов, израсходованных сверх лимитов;

суммы экологического налога сверх установленных лимитов.

К затратам, учитываемым при налогообложении прибыли, относятся:

затраты имеющие стоимостную оценку;

затраты использованные в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

затраты, которые отражены в бухгалтерском учете в составе затрат;

не включенные в перечень затрат, неучитываемых при налогообложении прибыли [19, с.45].

Состав внереализационных доходов и расходов определен статьей 128 и 129 Особенной части Налогового кодекса.

Прибыль от внереализационных операций рассчитывается как внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении минус внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении [20, с.60].

В состав внереализационных доходов с 2010 г. вошли следующие виды доходов:

дивиденды, полученные от источников за пределами Республики Беларусь;

доходы от сдачи имущества в аренду, лизинг;

доходы (проценты) полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за пользование банком денежными средствами, находящимися на банковском счете;

суммы штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций за нарушение условий договоров;

поступления в счет возмещения организации убытков;

стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), иного имущества;

принятое к учету имущество, оказавшееся в излишке по результатам инвентаризации;

суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности;

положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в порядке, установленном законодательством;

суммы поступившие по долгам, ранее списанным как нереальным для взыскания;

другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством товаров (работ, услуг), согласно законодательству.

Как отмечает А. Недоступ, "внереализационные доходы определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражаются в том отчетном периоде, в котором они фактически получены плательщиков" [13, с.28].

К расходам от внереализационной деятельности относятся:

суммы затрат организаций на содержание находящихся на их балансе и не используемых в предпринимательской деятельности детских оздоровительных учреждений, учреждений образования, объектов жилищного фонда (в том числе домов престарелых и инвалидов), здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и спорта, а также затрат на эти цели при долевом участии организаций в содержании указанных учреждений и объектов;

суммы штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций за нарушение условий договоров;

суммы возмещения убытков;

убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания;

суммы недостач, потерь и порчи активов, виновники которых не установлены или суд отказал во взыскании с них;

отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств, в порядке, установленном законодательством;

расходы связанные с рассмотрением дел в суде;

расходы по сдаче в аренду (лизинг) имущества;

другие расходы согласно законодательству.

Внереализационные расходы определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том отчетном периоде, в котором они фактически были понесены плательщиком.

По мнению Л. Некрасовой , "с учетом внесенных изменений с 2010 г. при исчислении налога на прибыль не предусмотрено нормирование расходов на рекламу, информационные, консультационные и маркетинговые услуги" [14, с.8] .

Рассмотрим изменение суммы прибыли и налога на прибыль за 2008-2009 года и 9 месяцев текущего года на основании предоставленных данных ОАО "Управления работы с населением по месту жительства Железнодорожного района г.Гомеля" в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1 - Анализ прибыли 2009 года по сравнению с 2008 годом (данные за 9 месяцев 2010 даны справочно), млн. руб.

Показатель

2008

2009

9 месяцев 2010

Отклонение (+, -)

Темп роста

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС и других отчислений от выручки, млн. руб.

2408

2993

2867

585

124,3

Прибыль от реализации продукции

620

859

726

239

138,5

Прибыль от операционной деятельности

98

153

4

55

156,1

Прибыль от внереализационной деятельности

-223

-199

-78

24

89,2

Прибыль отчетного года

495

813

652

318

164,2

Налоги на прибыль

252

347

221

95

137,7

Чистая прибыль

243

466

431

223

191,8

Источник - собственная разработка. Таблица составлена на основании практических данных организации.

Таким образом, основным фактором роста прибыли явилось увеличение выручки на 585 млн.руб., положительно на прибыли 2009 года отразилось уменьшение убытка по внереализационным операциям на 24 млн.руб.и увеличение положительного сальдо от операционной деятельности на 55 млн.руб., а негативно на чистой прибыли сказалось увеличение налогов из прибыли на 95 млн.руб. Сравнивая же данные за 9 месяцев 2010 года с данными 2008 года мы наблюдаем значительное увеличение всех показателей, за исключением прибыли от операционной деятельности, а также наблюдаем снижение налогов из прибыли, что и приводить к увеличению чистой прибыли предприятия. Для наглядного представления влияния налогов на прибыль отобразим показатели на рисунке 2.2.1.

Рисунок 2.2.1 - Динамика чистой прибыли и общей суммы налогов в 2008-2009 и 9 месяцев 2010гг.

Да, действительно сравнив сумму полученной чистой прибыли с суммой налоговых платежей из прибыли, в том числе и налога на прибыль, получим, что за указанный период у ОАО "Управления работы с населением по месту жительства Железнодорожного района г.Гомеля" почти в 2 раза увеличилась чистая прибыль.

Впервые в практике налогообложения расчет двух разных платежей в бюджет - налога на прибыль и местного сбора на развитие территорий - производится в одной налоговой декларации.

Декларация состоит из 6 частей и 4 приложений.

Как отмечает И.Петров, "плательщик должен заполнять и включать в налоговую декларацию только те части, разделы налоговой декларации и приложения к форме налоговой декларации, для заполнения которых у него имеются сведения" [15, с.59].

На титульном листе налоговой декларации в графе "ОКЭД" указывается 5 цифровых десятичных знаков кода6

по первой позиции - основной вид деятельности;

по второй позиции - второстепенный вид деятельности;

по третьей позиции - вспомогательный вид деятельности.

"При заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль -, как отмечает В. Прохожая, - с валовой прибыли заполняется часть I декларации. При исчислении налога на прибыль с дивидендов следует заполнять часть III декларации" [18, с.65].

В отличии от прошлых лет, когда все льготы по налогу на прибыль отражались в налоговой декларации в одной строке, теперь льготы разделены на две части:

. Прибыль, предоставление льгот по которой зависит от характера реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и характера внереализационных доходов, отражается по строке 11.

. Льготируемая прибыль, которая не зависит от характера реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и характера внереализационных доходов, а относится к деятельности организации в целом и ее прибыли в целом, отражается по строке 12 [5, с.23].

Уплата налога на прибыль производится по итогам истекшего отчетного периода не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Если срок сдачи налоговой декларации или уплаты налога приходиться на нерабочий день, то сдать декларацию и уплатить налог необходимо в ближайший рабочий день.

По мнению А.А. Пилипенко, "главной задачей налоговых органов на территории Республики Беларусь является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильности исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов" [17, с.169].

Контроль уплаты налога на прибыль осуществляется в ходе камеральных и выездных налоговых проверок. При проверке правильности исчисления и уплаты налога на прибыль определяется достоверность отражения в налоговой декларации налоговой базы и сверяется ее соответствие данным: бухгалтерского учета, расчетных корректировок по налогу на прибыль [12, с.88].

3. Основные направления совершенствования налога на прибыль в условиях реформирования налоговой системы Республики Беларусь

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило её несовершенство. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у плательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления.

Обязательность реформирования налоговых систем объясняется существенным изменением экономической системы, невозможностью и неэффективностью применения старых инструментов регулирования, присущих административной экономике.

Налоговая система должна быть понятной и стабильной, число налогов надо сократить, а процедуру их взимания существенно упростить. Изменение в налоговой системе должно поддерживать производителей, особенно работающих на потребительский рынок, стимулировать инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом. Следует продумать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей. Правительству следует выступить с законодательными инициативами, предусматривающими перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и недвижимости. Надо ужесточить финансовые санкции против загрязнителей окружающей среды, не подрывая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. В интересах производства - существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности.

Как отмечает Л.Фридкин, "программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусмотрено продолжать налоговую реформу, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы" [24, с. 3]. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены, имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин). В связи с этим предусматривается:

отмена мелких, неэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования налогов и сборов;

выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем максимального сокращения существующих налоговых льгот и оптимизации налоговых ставок;

совершенствование системы налогового администрирования, которая должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;

внесение корректив в определение налоговой базы по отдельным налогам, сборам (пошлинам) в целях уточнения их экономического содержания;

сокращение числа контролирующих органов и количества плановых проверок;

сокращение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

В арсенале различных средств государственного воздействия на экономику в настоящее время в Беларуси наибольшее значение придаётся налоговым льготам. Аргументом служит то, что их выгодность легко рассчитывается плательщиками и потому льготы способны направлять предпринимательскую активность и динамику инвестиций в нужное время для общества русло.

Однако, оценивая результативность применения налоговых льгот, следует признать, что они в принципе не создают весомых условий для динамичного развития экономики, так как носят половинчатый характер и не вписывается в рамки системной концепции.

В республике давно назрела объективная необходимость создать нормальный инвестиционный потенциал с эффективным действием по формированию инвестиционного потенциала и стимулирования экономической динамики является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при одновременном снижении налогов на прибыль (равно как и других налогов).

Как отмечает Е.Н. Петрушкевич, "в данном случае необходим не полный отказ от налоговых льгот, стимулирующих инвестиции, а упорядочение системы льготирования, придание ей большего регулирующего смысла и предотвращение массовых случаев нарушений при использовании данных стимулов. При этом указанные льготы должны иметь прямой характер действия и быть направлены на стимулирование воспроизводственного процесса на начальных этапах от капитальных вложений в научные исследования до инвестиций в создаваемые производства" [16, с.17].

Сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публикуются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. В налоговой практике отсутствуют регулярная публикация и бесплатная раздача тематических сборников, брошюр, как это принято за рубежом. Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков.

Одной из важных проблем в современной ситуации налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь - налога на прибыль. Было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается.

Процесс совершенствования налогового законодательства непрерывен и он будет продолжаться и дальше в тех направлениях, несовершенство которых будет проявляться в процессе использования действующего порядка налогообложения прибыли.

Основное направление совершенствования налоговой системы республики и приближения ее к уровню налогообложения на территории единого экономического пространства - снижение налоговой нагрузки.

Высокая налоговая нагрузка - одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программ социального развития.

Так налоговая нагрузка на экономику Беларуси в 2011 году уменьшится на 0,4 процентного пункта к ВВП, или на Br700 млрд. В этом году будут сняты ограничения по основным налогам - на прибыль и НДС - при применении инвестиционных льгот. Это позволит стимулировать инвестиционную деятельность в Беларуси, привлечь в страну дополнительные финансы.

В ежегодном рейтинге МФК и Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Doing Business) за 2010 год прорыва не произошло - Беларусь расположилась на 68-м месте, несколько ухудшив результат прошлого года. В рейтинге присутствует 183 страны, и по индикатору "налогообложение" наша страна уже который год подряд замыкает рейтинг.

В оправдание такой незавидной позиции можно отметить, что "Налогообложение" - единственный индикатор, где учтены изменения, произошедшие с 1 января 2009 года по 1 января 2010 года. А именно с января нынешнего года в нашей стране произошли существенные изменения в сфере налогообложения, что положительно оценивают эксперты Всемирного банка.

Действительно, с 2010 года в силу вступила Особенная часть Налогового кодекса, и ряд долгожданных изменений налоговой системы стал реальностью. Были отменены два оборотных и два малоэффективных налога, изменилось налогообложение прибыли: затраты для налогообложения теперь можно включать во все отраженные в бухучете расходы по производству и реализации продукции, отменено вызывавшее множество нареканий нормирование расходов на оплату труда, рекламу и маркетинговые услуги. В этом рейтинге все эти изменения еще не учтены [6, с.48].

Определенная их часть, конечно, будет учтена, потому что даже по законодательству 2010 года, указанная в рейтинге налоговая нагрузка в 80% уже не соответствует действительности на один оборотный налог, который равен фактически 18% из этих 80%. То количество платежей, которое нам поставили, не соответствует действительности, ведь уже ушли 12 платежей по оборотным налогам. Налог на прибыль плательщики стали уплачивать ежеквартально или ежемесячно - на собственное усмотрение.

Основной акцент - это снижение налоговой нагрузки. Налоговая нагрузка в рейтинге - это одна сторона медали, а с другой стороны, есть социальные гарантии населению и трудящимся, которые обеспечивает государство.

Республика Беларусь приходит к налоговой нагрузке в районе 55-60%, к тому показателю, который существует в других государствах.

Налоговая нагрузка установлена в районе 27%. В принципе, 27-30% без социальных платежей - это показатель нормальных европейских развитых стран, которые имеют точно такой же перечень платежей.

Размер налоговой нагрузки ОАО "Управления работы с населением по месту жительства Железнодорожного района г.Гомеля" рассмотрим в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Анализ изменения налоговой нагрузки ОАО "Управления работы с населением по месту жительства Железнодорожного района г.Гомеля"

Показатели

2008 год

9 месяцев 2010 года

Отклонение от 2008 года

Темп роста, % к 2008 году

Выручка, млн.руб

2408

2993

2867

585

124,3

Чистая прибыль, млн.руб

243

466

431

223

191,8

Общая сумма налогов, млн.руб

1034

1126

838

92

108,9

Налоговая нагрузка в выручки, %

42,9

37,6

29,2

-5,3

87,6

Налоговая нагрузка к чистой прибыли, %

425,5

241,6

194,4

-183,9

56,8


Данные для расчета налоговой нагрузки взяты на основании приложений. На основании полученных данных видно, что по сравнению со средними показателями по РБ (27%) данная нагрузка в 2010 году несущественно больше.

Без изменения принципов построения бюджетно-налоговой политики любые реформы в области налогообложения не будут давать должного эффекта, положительно влияющего на рост деловой активности и доходов бюджета.

Признав необходимость проведения налоговой реформы, чиновники правительства, похоже, не до конца понимают, каким может быть эффект в современных экономических условиях. И это неудивительно. Работая на протяжении последнего десятилетия в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечивавшей постоянный рост доходов бюджета, правительство имело возможность не учитывать стимулирующую функцию налогов.

В свою очередь, акцентирование внимания на налоге на прибыль и НДС связано с тем, что порядок уплаты указанных платежей характеризует основные показатели работы экономики: уровень деловой активности внутри республики и уровень эффективности работы экономики.

В разрезе основных налогов структура республиканского бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2008-2010 годы по основным налогам представлена в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Динамика структуры доходов республиканского бюджета за 2008-2010 гг., %

Показатели

9 месяцев 2008 года, %

9 месяцев 2009 года,%

9 месяцев 2010 года,%

Налоговые доходы, всего

71,20

87,30

90,8

из них:




налог на прибыль

17,00

10,40

12,50

НДС

17,80

32,20

41,10

акцизы

6,10

13,40

16,40

налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

15,50

27,60

20,10

иные доходы

14,80

3,70

0,7

Безвозмездные поступления

-

-

0,01

Неналоговые доходы

7,10

12,70

9,10

Прочие поступления в бюджет

21,70

-


Итого доходов

100,00

100,00

100,00


В 2010 году по сравнению с 2009 годом удельный вес НДС в структуре республиканского бюджета увеличился с 32,20% до 41,10%, прямые налоги на доходы и прибыль - с 10,40% до 12,50%, акцизы увеличились с 13,40% до 16,40%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций сократился с 27,60% до 20,10%, а вот доля неналоговых доходов сократились на 3,6 п.п.

Налог на прибыль является одним из ключевых налогов, характеризующий эффективность работы экономики. Именно доля налога на прибыль в доходах бюджета косвенно характеризует рентабельность работы экономики, ее макроэкономическую эффективность с учетом некоторых оговорок. В условиях Беларуси уплата налога на прибыль не является чистым индикатором эффективности работы экономики. Существующие в налоговом законодательстве ограничения по порядку формирования затрат (нормируемые затраты, порядок списания курсовых разниц и т. д.), учитываемых при исчислении налога, делают этот показатель несколько искусственным, поскольку в доходах бюджета учитывается налогооблагаемая прибыль, отличающаяся от балансовой прибыли.

Фактором, оказавшим влияние на рост налоговой нагрузки по налогу на прибыль, стал административный ресурс, выражающийся в излишне пристальном внимании налоговых органов к убыточным предприятиям. Последнее обстоятельство вынуждает многие предприятия показывать налогооблагаемую прибыль, не включая в затраты, учитываемые при налогообложении, все понесенные и учитываемые по закону расходы.

Сложившаяся ситуация характеризует фискальную направленность существующей белорусской налоговой системы, которая с изменениями налогового законодательства, сохраняется и в 2010 году [3, с.52].

Следует отметить, что результаты реформирования любой налоговой системы во многом зависят от приоритетных целей, которые ставит государство перед налоговой системой. В случае, если перед налоговой системой ставится преимущественно фискальная задача пополнения бюджета, то все налоговые изменения, как правило, связаны с увеличением ставок по косвенным налогам. Косвенные налоги наименее подвержены макроэкономическим изменениям в государстве, связанным с мировым финансовым кризисом и ухудшением финансового состояния предприятия. Кроме того, косвенные налоги наиболее удобны в расчете и взыскании, являясь при этом наиболее обременительными для предприятий.

Совсем иные подходы к реформированию налоговой системы закладываются в случае выбора стимулирующей функции налогов в качестве базиса построения бюджетно-налоговой системы в государстве. Основой формирования доходов бюджета в данной ситуации выступают прямые налоги на доходы и прибыль, подоходный налог. Именно размер поступлений по налогам из прибыли в доходах бюджета характеризует финансовое благополучие предприятий и их готовность "показывать" (формировать) прибыль в данном государстве. Очевидно, что пока доходная часть бюджета не будет сформирована преимущественно из налогов на доходы и прибыль, говорить о благоприятном деловом и инвестиционном климате в государстве не приходится. В свою очередь, именно по стимулирующему пути развития налоговой системы идет, например, Япония, макроэкономические условия которой в части природных ресурсов во многом схожи с белорусскими.

Исполнение налогоплательщиками правил налогового законодательства по налогу на прибыль является достаточно сложным и громоздким.

Например, кроме налогового периода, когда налогоплательщик сдает годовую налоговую декларацию и соответствующую отчетность, предусмотренную законодательством, он сдает еще налоговые декларации по каждому отчетному периоду и расчеты, связанные с месячными авансовыми платежами.

Одними же из существенных направлений совершенствования налога на прибыль является внесения ряда изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь в 2011 году.

Изменяется порядок исчисления налога на прибыль: для уплаты налога субъекты хозяйствования будут ежеквартально осуществлять авансовые платежи, а окончательный расчет по налогу произведут по итогам работы в календарном году. В налоговой службе понимают, что переход на новый механизм уплаты налога вызовет на первых порах вопросы со стороны налогоплательщиков. Поэтому министерством будет подготовлено специальное постановление, в котором будут даны исчерпывающие разъяснения. "В 2011 году -, как отмечает В.Скимн,- авансовые платежи по налогу на прибыль необходимо будет производить 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря. Плательщикам будет предложено два метода расчета текущих авансовых платежей - исходя из ¼ результатов деятельности субъекта хозяйствования в 2010 году, либо исходя из планируемой в 2011 году суммы налога на прибыль. Таким образом уже к моменту подачи первой наоговой декларации в марте 2011 года налогоплательщику необходимо будет определиться, каким из предложенных способов расчета налога он воспользуется. И сделать соответствующую отметку в налоговой декларации" [22, с.5].

Рассматривая более подробно выше указанные изменения можно отметить, что в 2011 аналогично как и в 2010 году объектом налогообложения налогом на прибыль будут признаваться валовая прибыль, дивиденкды и приравненные к ним доходы. Однако с 2011 года не будут являться объектом налогообложения дивиденды, начисленные венчурным организациям, Белорусскому инновационному фонду инновационными организациями.

С 2011 года организации самостоятельно будут определять и устанавливать в своей учетной политике порядок отражения доходов по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества для целей налогообложения.

Измениться и размер ставки для научно - технологических парков, центров трансфера технологий и резидентов научно - технологических парков. Ставка в размере 10 процентов такими организациями будет применяться при условии осуществления деятельности в соответствии с установленными требованиями.

С 1 января 2011 года измениться порядок применения льготы по прибыли организаций, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Таким образом выше указанная льгота будет применяться в размере, не рпевышающем 50 процентов валовой прибыли организации [9, с.25].

Все эти инновации позволят либерализировать налоговую систему Беларуси, привести ее в соответствие с международными стандартами.

Несмотря на то, что определенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят, проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий их ведения и применения как на национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.

Наряду со снижением общей налоговой нагрузки государству надлежит обеспечить стабильность налогового законодательства. Отдельные изменения налоговых законов, принимаемые при утверждении государственного бюджета, не должны ухудшать финансовое состояние предприятий-плательщиков в течение не менее пяти лет.

год станет завершающим этапом в радикальном реформировании налоговой системы, которое проводится в нашей стране на протяжении последних пяти лет. Предпринятые за это время меры позволят приблизить белорусскую налоговую систему к стандартам систем налогообложения развитых европейских стран.

Заключение

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.

Главные недостатки налоговой системы РБ можно свести к следующим:

практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы;

налоговая система перегружена большим количеством налогов и платежей;

доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми;

регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти;

роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

Вместе с тем серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.

Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.

Налоговая система Беларуси базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов.

При этом налоги, уплачиваемые из прибыли занимают обычно наименьший удельный вес в общей сумме налоговой нагрузки. Но их роль определяется тем, что они оказывают значительное влияние на чистую прибыль предприятия и определяют тем самым эффективность его деятельности. В то время как налоги, включаемые в себестоимость, и уплачиваемые из выручки при реализации товара переносятся на покупателя.

В тоже время практика свидетельствует также о том, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, обостряя проблемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Следствием является то, что налоги и неналоговые платежи перекладываются на потребителей.

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики.

В данной курсовой работе была раскрыта сущность налога на прибыль, определены объект и субъект налогообложения, описан порядок определения доходов и расходов организации и их признание для целей налогообложения.

Налог на прибыль имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее. Во-первых, налог является важным доходом бюджета. В развитых странах его поступления составляют около 10% всех доходов государственного (федерального) бюджета. Во-вторых, налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования экономики. Государство, лишенное собственности, не может управлять производственным процессом административными методами.

В системе налогов Республики Беларусь налог на прибыль является одним из наиболее значимых. Вопросы, связанные с этим налогом, имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. Налог на прибыль - это один из самых существенных источников пополнения государственной казны. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Однако практика показала, что система налогообложения прибыли организаций имеет существенные недостатки, которые необходимо исправить для более эффективного использования государством такого налогового инструмента как налог на прибыль. Процесс совершенствования налогового законодательства непрерывен и он будет продолжаться и дальше в тех направлениях, несовершенство которых будет проявляться в процессе использования действующего порядка налогообложения прибыли.

Список использованной литературы

.        Веремейко, Ю. Налоги и другие обязательные платежи в 2008 году / Ю. Веремейко // Юридический мир. - 2008. - №1. - С.23.

.        Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь : учеб. пособие / Г.А. Воробей. - Минск : Амалфея, 2006. - 192 с.

.        Ганаго, А. Налоги привели в систему / А. Ганаго // Финансовый директор. - 2010. - №2. - С.52.

.        Гарапова, Н. Налоговая система Беларуси. История и современность / Н. Гарапова // Финансы, учет, аудит. - 2002. - №9. - С.37.

.        Данилов, И. Внимание! Новые формы налоговых деклараций! Их надо сдать до 20 февраля: (комментарий к постановлению МНС от 31.12.2009 №87) / И. Данилов // Главный бухгалтер. - 2010. - №7. - С.23.

.        Егоров, В.А. Исчисление НДС и налога на прибыль в 2010 году в условиях стимулирования развития промышленного производства / В.А. Егоров, О.В. Салтанова // Налоги Беларуси. - 2010. - №42. - С.48.

.        Заяц, Н.Е. Налоги: учеб. для студентов экон. вузов / Н. Е. Заяц, Т.И. Василевская. - Минск : БГЭУ, 2000. - 368 с.

.        Заяц, Н.Е. Теория налогов: учеб. пособие / Н. Е. Заяц. - Минск : БГЭУ, 2002. - 178 с.

.        Комментарий к Закону Республики Беларусь от 15 октября 2010 года № 174-3 "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" // Налоги Беларуси. - 2010. - №42. - С.25.

.        Налоги и налогообложение : учеб. для студентов экон. вузов / Н. Е. Заяц [и др.] ; под общ. ред. Н. Е. Заяц. - Минск : Выш. шк., 2004. - 148 с.

.        Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и особенная части) : по состоянию на 1 января 2010. - Минск: Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2010. - С.213.

.        Налоговый контроль : учеб. пособие / Е.Ф. Киреева [и др.] ; под общ. ред. Е.Ф. Киреевой. - Минск : БГЭУ, 2008. - 88 с.

.        Недоступ, А. Формирование внереализационных доходов и расходов для исчисления налога на прибыль имеет особенности / А. Недоступ // Главный бухгалтер. - 2010. - №6. - С.28.

.        Некрасова, Л. Что делать в 2010 году законопослушным бухгалтерам, чтобы правильно определить налоговые затраты, которые нормировались в 2009 году при расчете налога на прибыль? / Л. Некрасова // Главный бухгалтер. - 2010. - №8. - С.8.

.        Петров, И. Комментарий: (Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий: некоторые особенности заполнения) / И. Петров // Главный бухгалтер. - 2010. - №9. - С.59.

.        Петрушкевич, Е.Н. Совершенствование инвестиционного законодательства Республики Беларусь в условиях мирового экономического кризиса / Е.Н. Петрушкевич // Веснiк БДЭУ. - 2009. - №6. - С.17.

.        Пилипенко, А.А. Налоговое право : учеб. пособие / А.А. Пилипенко - Минск : Книжный Дом, 2006. - 169 с.

.        Прохожая, В. Комментарий: (заполняем часть I декларации по налогу на прибыль в 2010 году) / В. Прохожая // Главный бухгалтер. - 2010. - №9. - С.65.

.        Прохожая, В. С 1 января 2010 года изменился подход к формированию затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении прибыли/ В. Прохожая // Главный бухгалтер. - 2010. - №5. - С.45.

.        Прохожая, В. Списание в 2010 году кредиторской задолженности по приобретенным активам / В. Прохожая // Главный бухгалтер. - 2010. - №12. - С.60.

.        Римкевич, Л.Г. Обзор нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих вопросы применения льгот по налогу на прибыль в 2010 году / Л.Г. Римкевич// Налоги Беларуси. - 2010. - №37. - С.53.

.        Скимн, В. Что изменится в Налоговом кодексе Республики Беларусь в 2011 году? / В. Скимн // Налоги Беларуси. - 2010. - №42. - С.5.

.        Устав ОАО "Управления работы с населением по месту жительства Железнодорожного района г.Гомеля". - 2010. - С.2.

.        Фридкин, Л. Прямо или косвенно / Л. Фридкин // Экономическая газета. - 2007. - №59. - С.3.

.        Ханкевич, Л.А. Финансы : практ. пособие / Л.А. Ханкевич. - Минск : Молодежное научное общество, 2003. - 48 с.

.        Хвеженко, А.В. Отдельные расходы в составе затрат при определении налогооблагаемой прибыли / А.В. Хвеженко // Налоги Беларуси. - 2010. - №39. - С.43.

.        Хвеженко, А.В. Отдельные расходы в составе затрат при определении налогооблагаемой прибыли / А.В. Хвеженко // Налоги Беларуси. - 2010. - №40. - С.63.

.        Шарендо, Е.В. Об особенностях в исчислении налога на прибыль в 2010г. / Е.В. Шарендо// Планово - экономический отдел. - 2010. - №3. - С.85.

Похожие работы на - Налог на прибыль: сущность, порядок исчисления и уплаты, пути совершенствования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!