Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации

Введение

Современная мировая торговля, стоимостной объем экспорта которой, по данным МВФ, превысил 6,2 трлн. долл., характеризуется не только ростом ее физического объема, но и большим разнообразием товарной структуры, направлений и принципов реализации продукции на внешних рынках, а также способов оформления внешнеторговых сделок, требующих проведения участниками ВЭД соответствующей оперативно-коммерческой работы. Следовательно, выход на внешний рынок помимо владения информацией об условиях межгосударственного и национального регламентирования экспортно-импортных потоков связан с изучением возможных форм и способов реализации конкретного вида продукции и соответствующего оформления внешнеторговых сделок. Этим и обусловлена актуальность данной работы.

Выход на международные рынки торговли дает предприятию возможность увеличение товарного оборота, а соответственно и прибыли. В то же время выход на внешнеторговую деятельность сопряжен с приложением дополнительных организационных усилий, так, например, появляются новые пункты в налогообложении предприятия, необходимо вести документооборот по таможенным документам, составлять договоры купли-продажи в соответствии с международными стандартами, вести работу с международными счетами и банками. Именно поэтому в настоящий момент внешнеторговую деятельность, можно рассматривать не только как деятельность предприятия, но и как сферу услуг.

Несмотря на присутствие в экономике страны кризисных явлений в отчете Министерства экономического развития Российской Федерации «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в 1 квартале 2010 года» приводятся данные об увеличении темпов роста экспорта и импорта на период январь-март 2010 по сравнению с подобным периодом 2009 года. Следовательно, импорт и экспорт остаются приоритетными направлениями.

В связи с большим вниманием, которое уделяется внешнеторговым операциям со стороны субъектов экономической деятельности, возникает потребность проанализировать

Предмет работы - внешнеторговая деятельность.

Объект работы - услуги в сфере внешнеторговой деятельности.

Цель - рассмотреть особенности услуг в сфере внешнеторговой деятельности.

Задачи:

1.раскрыть понятие и содержание внешнеторговых отношений;

.раскрыть законодательную основу внешнеторговой деятельности;

.Определить понятие внешнеторговых контрактов, их классификацию и характеристику;

.Осуществить анализ порядка заключения и исполнения внешнеторговых сделок, а также расчётов при заключении экспортных контрактов.

1. Внешнеэкономическая деятельность как объект статистического изучения

1.1 Понятие, содержание и особенности внешнеторговой деятельности

Внешнеторговая деятельность по определению ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию на отечественных производителей. Такая ситуация приводит к ситуации импорта. Возможна и обратная ситуация, когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться значительно выгодней, чем на внутреннем рынке. Так появляется потребность в экспорте.

Таким образом, импорт (от лат. importo - ввожу) - ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны. Экспорт - противоположен импорту. ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. определяет импорт товара как «ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе». В Таможенном кодексе РФ для обозначения таможенного режима импорта используется термин «выпуск для внутреннего потребления».

Также фирма может быть не только экспортером и импортером, она может выступать посредником между продавцом и покупателем на международном рынке. Это так называемый таможенный брокер. В соответствии со ст. 139 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 года таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров. При этом казенное предприятие не может быть таможенным брокером.

На территории Российской Федерации регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с:

. Конституцией РФ.

. Международными договорами.

. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Закон 2003 г.), который вступил в силу 18 июня 2004 г.

. Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ (в связи с чем, ранее действовавший Таможенный кодекс 1993 г. признан утратившим силу).

. Федеральным законом РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. (с последующими дополнениями).

Когда фирма выходит на международный рынок, она должна произвести и некоторые изменения в своей деятельности, так например, меняется её бухгалтерская, финансовая, налоговая отчетность. Кроме того крупные фирмы желающие приобрести престижных международных партнеров должны привести свою финансовую отчетность в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности, что требует не только временных, но и немалых финансовых затрат, хотя потом это и повышает стоимость кампании в целом.

Вход на международный рынок связан с дополнительными рисками, как для продавца, так и для покупателя:

·риск времени и расстояния;

·валютный риск;

·законодательный риск.

Рассмотрим эти риски подробнее.

1. Риск времени и расстояния. С точки зрения импортера, когда товар доставляется на большое расстояние продолжительный период перевозки, может вызвать значительное, продолжительный период может вызвать значительное запаздывание между заявкой на поставку и получением товара. Дополнительные задержки могут быть вызваны подготовкой объемного пакета документов. Фактор удаленности поставщика опасен для импортера также в отношении соблюдения сроков поставки после предоплаты.

Со стороны экспортера неблагоприятным является то, что, например, предоставление кредита на оплату внешнеэкономической сделки может потребоваться на больший срок, чем могло бы быть при продаже на своем рынке.

Поставщику первоначально после выхода на международный рынок придется самостоятельно нести расходы по доставке товара покупателю.

Также при больших расстояниях возникают сложности в ситуациях, когда покупатель отказывается от покупки товара, в тот момент, когда товар находится на его территории. При отсутствии предварительной договоренности прописанной в контракте, все расходы в таком случае несет продавец.

2. Валютный риск. В международной торговле счет покупателю выставляют в валюте продавца. Но чаще всего в валюте третьего государства (доллар или евро).

Нестабильность показателей валютных курсов и есть потенциальный валютный риск для каждой стороны.

Существенно снизить риск внешнеэкономических сделок можно при помощи установления цены в контракте в такой валюте, изменение курса которой выгодно для данной фирмы. Для экспортера такой валютой является курс которой повышается в течение действия контракта, для импортера - валюта чей курс снижается.

Чувствительность к валютному риску может быть снижена посредствам страхования на случай неблагоприятных колебаний валютных курсов. К ним относят:

·форвардные контракты на покупку валюты;

·валютный опцион;

·кредиты в иностранной валюте.

Форвардный валютообменный контракт - это обязательное для исполнения соглашение между банком и клиентом по покупке или продаже в определенный день в будущем определенной суммы иностранной валюты.

В этом контракте валюта, сумма, обменный курс и дата платежа фиксируются в момент заключения сделки. Валютный курс осуществляемой форвардной сделки называется форвардным курсом. Он является срочным.

Похожей формой страхования от валютного риска является валютный опцион. Валютный опцион - право выбора альтернативных валютных условий контракта. Валютный опцион оговаривается в договоре и предоставляется соответствующей стороне сделки в определенный срок или при наступлении определенных обстоятельств, что создает возможность для валютного арбитража.

Также импортер может взять в банке кредит в иностранной валюте, в которой он рассчитывает расплачиваться за товар. В этом случае импортеру нет необходимости приобретать валюту расчетов за национальную, а значит, практически отсутствует какая-либо чувствительность к валютному курсу.

3. Законодательный риск. Полная ясность экономических взаимоотношений между экспортером и импортером может быть достигнута только при условии знания и понимания правил и законов другой страны. Существует несколько законодательных ограничений в сфере экспорта и импорта:

Основными методами регулирования внешнеторговой деятельности являются:

) таможенно-тарифное регулирование;

) нетарифное регулирование;

) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Исходя из этого, партнеры могут столкнуться с проблемами:

·валютного контроля - правительственные ограничения на движение иностранной валюты, которые направлены на защиту национальной валюты;

·торговые эмбарго-запрещение экспорта или импорта определенных видов товаров;

·импортные квоты - ограничение на количество ввоза товара на территорию страны за определенный период времени;

·импортные пошлины;

·стандарты качества.

Таким образом, внешняя торговля порождает необходимость ведения целого ряда новых и сложных хозяйственных операций. Если компания крупная и имеет высококвалифицированный персонал в сфере налогообложения, таможенного дела, банковский операций по внешнеторговой деятельности, то она может обойтись и без помощи посредника своими силами. Однако в последнее время к специалистам данных сфер услуг обращаются не только мелкие предприятия, но и крупные. Это позволяет им снизить издержки на содержание дорогостоящих сотрудников и получить наиболее квалифицированные услуги, а также снизить валютные, законодательные, времени и расстояния риски.

1.2 Форма сделок во внешнеторговых отношениях

Заключение внешнеторгового контракта купли-продажи как определенный процесс представляет собой систему действий сторон (партнеров) в ходе согласования условий контракта. Начальным этапом являются предварительные переговоры, которые иногда называются трактацией сделки (англ. making a contract). Переговоры ведутся почтовой или телеграфной перепиской, по телефону или во время личных встреч представителей сторон. Инициатива вступления в переговоры может быть проявлена как продавцом, так и покупателем. Покупатель либо откликается на объявление или другой вид рекламы продавца, либо обращается к известной ему фирме с запросом прислать предложение или оферту (англ. offer). Продавец может сам направить такую оферту фирме как возможному покупателю.

Сделка оформляется одним из следующих способов:

в виде документа, подписанного обеими сторонами (контракт);

в виде твердой оферты продавца, акцептованной покупателем. В этом случае продавец направляет покупателю подробно разработанную оферту и сделка считается заключенной путем обмена письмами (оферта и акцепт);

в виде заказа, сделанного покупателем (заказчиком) продавцу (поставщику) и подтвержденного последним. В этом случае сделка оформляется двумя документами: заказом и подтверждением поставщика.

Используются следующие условия оплаты товара:

. Оплата вперед (англ. preshipment finance, prepayment finance) - покупатель оплачивает всю стоимость товара до его поставки, оплата части стоимости определяется как задаток (англ. deposit).

. В условиях контракта можно предусмотреть оговорку об отсрочке платежа (англ. postponement of payment) - это особый способ погашения задолженности, при котором ее внесение в полной сумме переносится на срок более поздний, чем предусмотрено договором.

3. Оплата в рассрочку (англ. payment by instalment). Это способ оплаты товаров или услуг, при котором платеж производится не в полной сумме их стоимости, а по частям (наиболее распространен при продаже розничных товаров в кредит).

Стороны договора обычно устанавливают конкретные сроки платежа (англ. date of payment). Если сроки не установлены прямо или косвенно, то платеж производится через определенное число дней после уведомления продавцом покупателя о том, что товар предоставляется в его распоряжение или товар готов к отгрузке.

Платеж с авансом (англ. advance payment) предусматривает выплату покупателем поставщику согласованных в контракте сумм в счет причитающихся по контракту платежей до передачи товара в его распоряжение, а чаще всего до начала исполнения заказа. Авансовый платеж выполняет двоякую функцию: как форма кредитования покупателем продавца и как средство обеспечения обязательств, принятых покупателем по контракту. При отказе покупателя принять заказанный товар поставщик имеет право обратить полученный им аванс на возмещение убытков. Аванс может быть предоставлен в денежной и товарной формах (сырье, материалы, комплектующие узлы и детали). Аванс в денежной форме определяется в процентах от общей стоимости размещаемого заказа.

Погашение аванса (англ. repayment of an advance) осуществляется путем зачета при поставке товара в определенном проценте от каждой поставки. Как правило, аванс обеспечивается гарантией банка или в контракт вносится оговорка, что в случае невыполнения продавцом условий договора аванс возвращается в полной сумме покупателю. Платеж в кредит (англ. payment by instalments) предусматривает расчет по сделке на основе предоставленного экспортером (продавцом) импортеру (покупателю) фирменного кредита (англ. granted commercial credit).

По срокам фирменные кредиты подразделяются на:

краткосрочные (англ. shot term credit) - до одного года;

среднесрочные (англ. intermediate term credit) - до пяти-десяти лет;

долгосрочные (англ. long term credit) - свыше пяти или десяти лет.

Фирменные кредиты предоставляются в двух формах: товарной и денежной. Иногда встречается сочетание этих двух форм.

Предоставление товарного кредита (англ. credit agains goods) чаще всего осуществляется путем отсрочки или рассрочки платежа.

При выдаче денежного кредита (англ. monetary credit, financial credin) в контракте подробно оговариваются его условия:

стоимость кредита (англ. cast of credit), определяемая в процентах годовых;

срок использования кредита (англ. term of credit);

- срок погашения кредита (англ. term of repayment of credit);

- льготный период, в течение которого не производится погашение кредита;

- валюта контракта (англ. currency of contract).

При заключении контракта устанавливается в какой валюте будет произведена оплата товаров. Иногда в условиях контракта предусматривается право импортера по своему усмотрению произвести платежи в различных валютах. Как правило, используются устойчивые валюты (англ. stable currency) или валюты традиционные для данного вида товаров, например, цены на нефть и нефтепродукты обычно выражаются в долларах США.

Формы расчетов связаны с использованием различных видов банковских и кредитных средств платежа. Наличные денежные знаки во внешнеторговых сделках обычно не применяются.

Основными формами расчетов, используемыми в международной коммерческой практике, являются: инкассовая; аккредетивная; по открытому счету; телеграфные и почтовые переводы; чековая; вексельная.

2. Анализ показателей внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

внешнеторговый риск валютообменный форвардный

2.1 Общая характеристика внешнеторгового оборота Российской Федерации

По данным таможенной статистики в 2009 году внешнеторговый оборот России составил 435,5 млрд. долларов США и по сравнению с 2008 год увеличился на 23,1%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 369,4 млрд. долларов США (прирост на 22,7%), со странами СНГ - 66,1 млрд. долларов США (прирост на 25,4%).

Сальдо торгового баланса в 2009 г. сложилось положительное и составило 121,6 млрд. долларов США против 139,8 млрд. долларов США в 2008 г.

Экспорт России в 2009 г. составил 278,5 млрд. долларов США и по сравнению с январем-октябрем 2008 года увеличился на 12,9%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 236,7 млрд. долларов США (прирост на 11,7%), в страны СНГ - 41,8 млрд. долларов США (прирост на 20,3%).

Характеристика внешнеторгового оборота Российской Федерации приводится в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика внешнеторгового оборота Российской Федерации 2008-2009 гг. млн. долл.

ВСЕГО2008 год2009 год2009 г. в% к 2008 г.ОборотЭкспортИмпортОборотЭкспортИм портОбо ротЭкспортИмпортЯнварь27070,120770,46299,631281,921432,19849,8115,6103,2156,4Январь-февраль56985,442597,314388,167160,844929,722231,1117,9105,5154,5Январь-март91435,766896,124539,6108735,371364,537370,8118,9106,7152,3Январь-апрель124563,690729,333834,3150986,698630,052356,7121,2108,7154,7Январь-май162332,6117711,644621,1196507,2128423,568083,6121,1109,1152,6Январь-июнь199900,1142982,656917,4240242,8155376,484866,4120,2108,7149,1Январь-июль237156,4168587,468569,0287406,8185160,2102246,6121,2109,8149,1Январь-август277537,6196560,780976,9336240,9216012,3120228,5121,2109,9148,5Январь-сентябрь315454,2222087,493366,9381078,7244239,7136839,0120,8110,0146,6Январь-октябрь353711,4246750,0106961,4435520,1278537,5156982,6123,1112,9146,8Январь-ноябрь392886,6272042,5120844,1Январь-декабрь439039,1301299,4137739,7

В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в 2009 г. составил 67,5% от всего объема экспорта в эти страны (в январе-октябре прошлого года - 70,1%), металлов и изделий из них - 14,9% (13,5%), продукции химической промышленности - 5,4% (5,0%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 3,6% (3,1%), машин и оборудования - 3,0% (3,1%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - 1,7% (1,0%).

В 2009 г. стоимостные объемы экспорта нефти сырой увеличились на 10,3%, физические - на 4,6%. Средняя цена экспортируемой нефти сырой в страны дальнего зарубежья составила 459,7 долл. США/т (435,9 долл. США/т - в 2008 г.).

Стоимостные объемы экспорта нефтепродуктов в 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 8,7%, физические объемы - на 6,9%, в том числе мазута - на 19,4% и 13,5% соответственно. Экспорт бензина автомобильного по сравнению с январем - октябрем 2008 года снизился в стоимостном выражении на 7,6%, в физическом - на 10,4%; топлива реактивного (керосин) - на 19,7% и 16,6% соответственно.

Поставки угля каменного (физические объемы) возросли на 7,3%, кокса и полукокса - на 62,3%.

Физический объем экспорта металлов и изделий из них в страны дальнего зарубежья за отчетный период снизился на 8,4 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, в то время как стоимостной возрос на 23,0%, а средняя контрактная цена увеличилась на 34,3%. Тенденция по увеличению средней контрактной цены наблюдается практически по всем товарам, входящим в данную позицию товарной структуры. Так средняя контрактная цена на поставки никеля возросла на 63,7%, алюминия - на 19,6%, меди - на 9,1%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 20,5%, полуфабрикатов из железа - на 26,1%, ферросплавов - на 10,9%, чугуна - на 29,1%.

В экспорте древесины и целлюлозно-бумажных изделий в 2009 г., также как и в экспорте металлов и изделий из них, при снижении физических объемов на 1,9% наблюдается рост стоимостных объемов поставок. Так, при общем росте поставок на экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий на 28,5%, стоимостной объем леса круглого в 2009 г. по сравнению с январем-октябрем 2008 года увеличился на 28,3%, пиломатериалов - на 44,9%, фанеры - на 31,2%, целлюлозы - на 25,5%.

Стоимостной объем экспорта продукции химической промышленности увеличился на 21,2%. Физические объемы поставок метанола возросли на 19,4%, калийных удобрений - на 21,4%.

По сравнению с январем-октябрем 2008 года физические объемы поставок продовольствия увеличились на 46,7%, стоимостные - на 91,5%. Физические объемы поставок пшеницы возросли на 59,6%, ячменя - на 68,4%, мяса птицы - на 11,5%, ржи - с 29 тонн в январе-октябре 2008 г. до 85813 тонн в январе-октябре 2009 г., в то же время сократились поставки молока - на 30,8%, рыбы свежей и мороженой - на 24,0%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2009 г. доля продукции топливно-энергетического комплекса составила 35,4% от всего объема экспорта в эти страны (в 2008 г. - 43,2%), машин и оборудования - 21,6% (20,0%), металлов и изделий из них - 14,5% (11,8%), продукции химической промышленности - 9,8% (9,0%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 5,1% (4,3%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - 8,0% (6,6%).

Стоимостной объем экспорта нефти сырой в 2009 г. увеличился на 7,4%, физический объем поставок возрос на 7,0%.

В 2009 г. выросли физические объемы поставок топлива реактивного - на 77,1%, бензина автомобильного - на 35,5%, дизельного топлива - на 24,3%, мазута - в 2,1 раза.

По сравнению с январем-октябрем 2008 года стоимостные объемы экспорта машин и оборудования выросли на 27,9%, продукции химической промышленности - на 29,8%, металлов и изделий из них - на 45,1%.

Физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали увеличились на 61,7%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 16,9%, никеля необработанного - на 16,2%, алюминия необработанного - на 70,6%, меди рафинированной - в 2,5 раза.

В январе - октябре 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года возрос экспорт метанола в 2,2 раза в стоимостном выражении (на 76,0% в физическом), комплексных удобрений - на 75,4% (28,0%), пиломатериалов - на 66,2% (34,9%), леса круглого - на 34,5% (11,7%), фанеры - на 35,3% (7,7%), легковых автомобилей - на 34,7% (19,3%).

По сравнению с январем-октябрем 2008 года стоимостные объемы экспорта продовольствия возросли на 43,3%, физические объемы - на 24,4%. Физический объем экспорта ячменя по сравнению с аналогичным периодом 2008 года возрос на 45,4%, мяса птицы - на 45,1%, молока - на 19,4%, масла сливочного - на 83,1%, сыра - на 69,3%. Физический объем поставок пшеницы снизился на 9,6%, говядины - на 78,5%, рыбы свежей и мороженной - на 11,2%.

Импорт России в 2009 г. составил 157,0 млрд. долларов США и по сравнению с январем-октябрем 2008 года вырос на 46,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 132,7 млрд. долларов США (прирост на 49,1%), из стран СНГ - 24,3 млрд. долларов США (прирост на 35,4%).

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля машин и оборудования составила 53,6% (в 2008 г. - 50,6%), продовольственных товаров и сырья для их производства - 13,7% (15,6%), продукции химической промышленности - 14,6% (17,0%), металлов и изделий из них - 6,0% (5,0%).

Физический объем ввозимых легковых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2008 года возрос на 55,6%, а грузовых - в 2,0 раза.

В 2009 г. по сравнению с январем-октябрем 2008 года увеличились физические объемы закупок в странах дальнего зарубежья мяса свежего и мороженого на 8,0%, в том числе: говядины - на 10,7%, свинины - на 6,7%. Физические объемы поставок рыбы свежей и мороженной возросли на 26,0%, сгущенного молока - на 30,3%, сыров - на 5,1%, цитрусовых - на 5,5%, кофе - на 26,5%, чая - на 7,3%, ячменя - на 87,7%, сахара-сырца - на 21,9%.

Стоимостные объемы ввоза продукции химической промышленности возросли на 27,7%, металлов и изделий из них - на 76,4%. Поставки медикаментов (физические объемы) увеличились на 11,5%, химических средств защиты растений - на 56,8%, каучука - на 11,8%, труб - на 47,8%.

В импорте из стран СНГ выросли физические объемы закупок мяса свежего и мороженного с 0,9 тыс. т в январе-октябре 2008 г. до 30.1 тыс. т в январе-октябре 2009 г., рыбы свежей и мороженной - на 12,7%, сахара белого - на 66,6%, медикаментов - на 12,6%, химических средств защиты растений - на 14,9%, каучука - на 11,9%, труб - на 8,8%, автомобилей легковых - на 58,4%, автомобилей грузовых - в 2,0 раза.

В страновой структуре внешней торговли России особое место, как крупнейший экономический партнер страны, занимает Европейский Союз. На его долю в 2009 г. приходилось 51,6% российского товарооборота (в 2008 г. - 55,0%). На страны СНГ в 2009 г. приходилось 15,2% российского товарооборота (в 2008 г. - 14,9%), на страны ЕврАзЭС - 8,8% (8,4%), на страны АТЭС - 19,2% (16,8%).

Основными торговыми партнерами России в 2009 г. среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил 41,4 млрд. долларов США (120,9% к январю-октябрю 2008 года), Нидерланды - 37,0 млрд. долл. США (115,5%), Китай - 31,6 млрд. долл. США (138,6%), Италия - 28,3 млрд. долл. США (111,6%), Турция - 17,8 млрд. долл. США (132,3%), Япония - 15,7 млрд. долл. США (164,1%), Соединенные Штаты - 14,3 млрд. долл. США (120,9%), Польша - 14,0 млрд. долл. США (115,8%), Соединенное Королевство - 13,6 млрд. долл. США (118,7%), Франция - 12,5 млрд. долл. США (116,9%).

Таблица 2. Объемы торговли со странами СНГ в 2009 г.

ОборотЭкспортИмпортВ% к январю-октябрю 2008 г.оборотэкспортимпортАзербайджан1344,41113,6230,8104,8100,9128,5Армения623,7495,6128,1163,6162,7166,9Беларусь20624,913406,77218,2125,5123,8128,8Грузия521,6470,351,399,9102,083,8Казахстан13536,09754,33781,7131,1136,4119,1Киргизия957,6719,8237,8171,3176,8156,6Молдова,1073,5674,2399,3143,7137,2156,0Таджикистан599,7472,9126,8153,0159,7132,2Туркмения329,9268,761,2136,1152,891,9Узбекистан2595,81392,41203,4139,4170,5115,1Украина23917,913086,610831,3119,8102,6150,1

В таблицах 3 и 4 приводится товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации по основным товарным группам.

Таблица 3. Товарная структура импорта Российской Федерации (2009 г.)

Наименование товарной отраслиСтраны дальнего зарубежьяСтраны СНГсентябрьоктябрьянварь-октябрьсентябрьоктябрьянварь-октябрьВСЕГО:14092803,117287172,3132712639,81684896,52006091,617051765,5Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)1597990,32081143,818134385,0234413,4310714,92239295,0Минеральные продукты141286,9202897,21197986,7244363,0272917,02400428,8Топливно-энергетические товары70831,1124998,1738004,2111078,8122862,01238748,6Продукция химической промышленности, каучук2088283,52471971,919336570,2163988,4219495,01831662,1Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них66808,278662,1509097,1393,3626,94760,2Древесина и целлюлозно-бумажные изделия369014,1458410,83503654,046568,750878,1497151,1Текстиль, текстильные изделия и обувь810480,7816547,66036030,050278,058981,4519025,2Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них31559,549604,4349669,51859,03717,129812,7Металлы и изделия из них864950,0841065,27923193,7413988,3375943,34470876,1Машины, оборудование и транспортные средства7645909,79638903,971181642,2482939,3629593,04628441,4Другие товары476520,2647965,34540411,546105,181224,8430312,8

Таблица 4. Товарная структура экспорта Российской Федерации (2009 г.)

Наименование товарной отраслиСтраны дальнего зарубежьяСтраны СНГсентябрьоктябрьянварь-октябрьсентябрьоктябрьянварь-октябрьВСЕГО:23806129,229376267,9236682686,12979879,53227615,128448173,8Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)688331,8970807,33933332,8266222,5356366,02270241,7Минеральные продукты16618092,020456275,9161124061,21007064,6953360,810502744,7Топливно-энергетические товары16440506,820282854,0159762112,5948729,6897477,110073280,9Продукция химической промышленности, каучук1114205,81563706,712764667,5320628,6344518,32793924,7Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них16294,918937,3222846,41765,23503,718071,1Древесина и целлюлозно-бумажные изделия768971,5842490,88485353,8159471,7171170,51456984,4Текстиль, текстильные изделия и обувь25067,927352,4273624,821218,227361,9213010,9Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них471413,3640878,75235171,44523,15430,055115,2Металлы и изделия из них3092577,03821821,135299254,1421084,8495437,44118177,0Машины, оборудование и транспортные средства784242,0881967,27125149,8681087,2761511,86132977,3Другие товары226933,0152030,42219224,196813,6108954,7886926,8

.2 Характеристика деятельности таможенных органов по взиманию таможенных платежей

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Значимость деятельности таможенной службы обусловлена и тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.

Фискальная деятельность таможенных органов традиционно является одним из основных направлений осуществления таможенной политики государства. Она призвана обеспечить решение двух важных задач - пополнение доходной части федерального бюджета и регулирование внешнеторговых отношений. Благодаря этому фискальная деятельность таможенных органов оказывает значительное влияние не только на внешнеэкономическую деятельность, но и на состояние внутренней экономики страны.

Таможенные органы в соответствии с возложенными на нее задачами выполняют большой объем функций. Функции таможенных органов - это основополагающие направления их деятельности по реализации таможенной политики, организации таможенного дела и раскрывающие цели и задачи таможенной политики.

Основные функции таможенных органов закреплены в Таможенном кодексе Российской Федерации. Функции таможни можно разделить на регулятивные и охранительные.

К основным функциям таможни относятся следующие:

1.таможня претворяет в жизнь в подведомственном регионе правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Российской Федерации;

2.выявляет наличие проблем в обеспечении единства таможенной территории Российской Федерации и экономической безопасности страны и участвует в реализации мер, направленных на урегулирование таких проблем;

.участвует в разработке и реализует программы развития таможенного дела на территории подведомственного региона;

.применяет, обеспечивает, координирует и контролирует применение нижестоящими постами средств таможенного регулирования экономической деятельности, обобщает и анализирует практику применения таких средств и подготавливает предложения об их совершенствовании, принимает меры, направленные на создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

.обеспечивает правильное применение в подведомственном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и при ведении экономической деятельности на таможенной территории Российской Федерации;

.в части, касающейся компетенции таможенных органов, применяет меры экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, включая лицензирование и другие нетарифные меры, а также меры, обеспечивающие соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств чрез таможенную границу; координирует и контролирует применение таких мер нижестоящими таможенными постами;

.осуществляет в подведомственном регионе контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела; обобщает и анализирует складывающуюся практику;

.осуществляет таможенное оформление товаров и транспортных средств и таможенный контроль, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации; организует, координирует и контролирует производства таможенного оформления и проведение таможенного контроля нижестоящими таможенными постами; подготавливает предложения о совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля;

.выполняет иные функции, возложенные законодательством Российской Федерации.

Таможенные платежи занимают важное место в доходах федерального бюджета. Это обусловлено расширением участия страны в международной торговле. Однако рост таможенных платежей в значительной степени отражает неблагоприятную для развития российской экономики товарную структуру внешнеторговых операций, которая в разрезе экспортных операций в основном представлена сырьевыми товарами, а в разрезе импортных - готовой продукцией.

Наибольшие доходы приносит обложение экспортных операций. Так, в 2007 году объем вывозных таможенных платежей удвоился, а в 2008 году вырос еще на треть. Увеличение объема перечислений вывозных таможенных пошлин в основном обусловлено высокими ценами на нефть и нефтепродукты на мировом рынке, в зависимости от которых устанавливаются ставки вывозной таможенной пошлины на данный товар.

Общая сумма перечисленных платежей на 20 декабря 2009 г. составила 3 триллиона 127,41 млрд. рублей. Контрольный показатель составляет 3 триллиона 123,71 млрд. рублей. Таким образом, уже на сегодняшний день он превзойден на 3 млрд. рублей. Это - результат целенаправленной работы ФТС России по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товара (постаудита) в сочетании с правоохранительной деятельностью.

Пополнение доходной части федерального бюджета является одним из важнейших направлений деятельности таможенных органов. Таможенные платежи в 2008 году обеспечили более 44% доходной части федерального бюджета и составили 2 триллиона 863,99 миллиардов рублей. В среднем, каждый рабочий день 2009 года таможенные органы перечисляют в казну государства 12,8 миллиарда рублей.

При низких ценах на нефть в первой половине года, выполнение контрольных показателей по сбору таможенных платежей обеспечено значительным перевыполнением задания по импортной составляющей. Прирост объема импортных платежей в сравнении с 2008 годом составил 44,6 процента. Доля импортной составляющей в структуре таможенных платежей за год увеличилась на 9,4 процента.

Таможенные платежи Северо-западного таможенного управления (СЗТУ) за 10 месяцев 2009 г. снизились на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и составили 538 млрд. 588 млн. 840 тыс. руб.

В основном снижение бюджетных отчислений обусловлено тем, что в 2009 г. оформление экспорта нефти было переведено из СЗТУ в Центральную энергетическую таможню (Москва).

За октябрь 2009 года СЗТУ перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму 36 547,49 млн. рублей (план за октябрь 2009 г. 35 595,55 млн. руб.). Контрольный показатель по взиманию таможенных платежей за октябрь 2009 года выполнен на 102,67%.

В общем объеме перечислений денежных средств за 10 месяцев 2009 года по таможням Северо-Западного федерального округа лидерами являются Выборгская, Балтийская, Санкт-Петербургская таможни - 408 560 млн. рублей (75,86%).

В общем объеме перечислений денежных средств за октябрь 2009 года по таможням Северо-Западного федерального округа лидерами являются Балтийская, Санкт-Петербургская, Мурманская таможни - 29 245,93 млн. рублей (80%).

Северо-западное таможенное управление было основано в 1990 г. Протяженность участка таможенной границы в зоне деятельности управления составляет 3637 км. Северо-Западный регион, на территории которого работает СЗТУ, граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Республикой Беларусь, а также со странами Балтии. Площадь подведомственной СЗТУ территории составляет более 1 млн. 600 тыс. кв. км. В структуру управления входят 22 таможни, объединяющих 132 таможенных поста, которые находятся в 11 субъектах Российской Федерации.

В структуре собранных таможенных платежей наибольший удельный вес имеют НДС - 61,9%, импортные таможенные пошлины - 17,9%, таможенные сборы - 9,4%. Платежи, связанные с импортом составили 91,8%, связанные с экспортом - 8,2%.

В отношении основного вида таможенных платежей - ввозных (импортных) таможенных пошлин можно отметить следующее: как правило, они устанавливаются по ряду товаров на довольно высоком уровне (выше среднеевропейских), так как многие российские товары неконкурентоспособны даже на внутреннем рынке. Достаточно напомнить, что более третьей части импорта России составляют товары массового потребления.

2.3 Возможности расширения внешнеэкономической специализации России

Высокие приросты физических объемов экспорта продукции металлургической и химической промышленности, составлявшие 7-13% в последние четыре года прошлого века и неполная загрузка имеющихся в них мощностей, казалось бы, позволяют рассчитывать на дальнейшее ускоренное увеличение поставок указанных видов готовой продукции на внешние рынки. Однако рост экспорта данных товаров будет затруднен по ряду причин. Стимулировавший вывоз за границу эффект девальвации рубля, который существенно повысил рентабельность экспорта в металлургии и химии, почти исчерпан. Значительный уровень износа основных фондов ставит под вопрос сохранение достигнутых объемов экспорта в условиях ожидаемого увеличения внутреннего потребления их продукции. Из-за ухудшения мировой конъюнктуры и ограничений в отдельных странах на импорт из России российские экспортеры, в частности, производители цветных и отдельных видов проката черных металлов, уже в начале нового века столкнулись с серьезными трудностями в реализации своей продукции на внешних рынках. Поэтому в рассматриваемой перспективе можно ожидать более умеренных, чем в конце прошлого века, приростов экспорта данных видов готовой продукции.

Важный вклад в обновление внешнеэкономической специализации страны может внести научно-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в оборонных и некоторых других отраслях промышленности, опирается на достаточно широкую сеть организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. В настоящее время доля России на рынке высоких технологий ничтожна мала - около 0.3%. По объему экспорта высокотехнологичной продукции Россия многократно уступает не только развитым, но и отдельным новым индустриальным странам, Китаю и Венгрии. Ее выручка от экспорта лицензий не идет ни в какое сравнение с выручкой любой из стран «семерки», за исключением Канады, уступая, например, выручке Италии в 6 раз. Наши предприятия являются конкурентами других производителей главным образом на рынках ядерных технологий, космической техники и услуг, боевой авиации и некоторых видов продукции электронной промышленности. По имеющимся оценкам, удельный вес российских производителей на мировых рынках составляет (%): по оборудованию и услугам для строительства АЭС - И, переработке ядерных отходов - 8-9, коммерческим космическим запускам -11, продаже космических аппаратов - 2, наземного оборудования космических систем - 1. Отечественная электронная промышленность за последнее десятилетие прошлого века смогла увеличить экспортные поставки в 1.5 раза. Примерно 100 предприятий отрасли экспортируют свою продукцию в более чем 40 стран.

Усиление экспортной ориентации перечисленных секторов промышленности при низком платежеспособном спросе на их продукцию и услуги внутри страны видится одним из важнейших импульсов их развития в ближайшей перспективе.

Положение, сложившееся в машиностроении, не дает оснований рассчитывать в ближайшие годы на ускоренное увеличение экспорта машин, оборудования и транспортных средств. Незначительные и прежде возможности российских машиностроителей производить продукцию, удовлетворяющую требованиям мировых рынков по потребительским свойствам и качеству, за последние годы сузились в результате усиливающегося отставания отечественного производства от мирового технологического уровня.

В течение нынешнего десятилетия возможно некоторое улучшение структуры отечественного экспорта. В нем на 9-10% может сократиться удельный вес топливно-сырьевых товаров и увеличиться доля готовой продукции. Вместе с тем доля машин и оборудования в экспорте останется практически на прежнем уровне. Даже при среднегодовых темпах прироста поставок машиностроительной продукции на уровне 6% в год ее доля в экспорте вырастет примерно до 12%. Структура импорта в предстоящем десятилетии серьезных изменений не претерпит. В нем на 2% может уменьшиться доля продовольствия и примерно на столько же вырасти удельный вес готовой продукции, главным образом, машин и оборудования. В итоге удельные веса готовой продукции в экспорте и импорте, машин и оборудования в импорте у России будут примерно такими же, какие имели развивающиеся страны в начале 90-х годов прошлого века. По величине доли машин и оборудования в экспорте она будет отставать от соответствующего показателя этих стран примерно вдвое.

Заключение

Анализ внешнеэкономической деятельности в ходе работы позволяет сделать следующие выводы:

1.Необходимостью является обеспечение открытости экономики при активном использовании внешнеэкономического фактора. России не обойтись без всемерного развития экономического обмена с внешним миром. В отношениях с другими странами она может опираться не имеющиеся, пусть и недостаточно ощутимые, конкурентные преимущества, прежде всего на богатые запасы природных ресурсов. Вместе с тем, очевидно, что нынешнюю однобокую топливно-сырьевую специализацию, которая не может служить надежной основой стабильного экономического роста, стране необходимо менять.

2.Сложившаяся в конце прошлого века структура торговли с внешним миром - прямое следствие отставания страны в развитии обрабатывающих производств в промышленных отраслях общегражданского назначения, сельском хозяйстве и в сфере услуг. При сохранении отставания стабильный и постоянный рост экспорта маловероятен. Проблематична в этом случае и рационализация импорта, явно нуждающегося в ослаблении потребительской направленности. Поэтому важнейшим условием качественного преобразования внешнеэкономических связей становятся техническая модернизация экономики и ее диверсификация путем преимущественного развития обрабатывающих отраслей.

.Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять поэтапную политику, выраженную в четком определении собственных приоритетов, в частности, в преобладании усилий по построению свободной социальной рыночной экономики внутри страны над усилиями по внешней открытости. Внешняя открытость не должна быть самоцелью, а призвана служить созданию эффективного рыночного механизма внутри страны.

Список литературы

1.Таможенный кодекс Российской Федерации М.: Проспект - 2009 - 223 с.

.Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2008.

.Егиазарова В.В. Новый Таможенный кодекс // Хозяйство и право, 2004, №1 - с. 23 - 31; №2 - с. 21 - 28.

4.Егиазарова В. Стрижова О. Изменения в Законе о таможенном тарифе // Приложение к журналу «Хозяйство и право», 2006, №8 - 64 с.

.Журавлев А.А. О проблемах поступления таможенных платежей. // Финансы. - 2006, №9.

.Журавлев А.А. Понятие, природа и состав таможенных платежей. // Сборник научных статей «Бюджетная политика Российской Федерации: проблемы и пути решения». - М., НИИ Счетной палаты Российской Федерации, 2008.

.Журавлев А.А. Резервы повышения собираемости таможенных платежей. // Объединенный научный журнал, Серия «Право и экономика». - 2008, №10 Том 2.

.Молчанов О.В., Коган М.В. Таможенное дело. Ростов на Дону: Феникс, 2008 - 400 с.

.Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М.: Экономист, 2008 - 432 с.

.Таможенное право /под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 - 384 с.

11.Таможенное право: учебник для вузов /под общ. ред. Андриашина Х.А. - ЗАО «Юстицинформ», 2006.

.Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. М.: Бератор-Пресс, 2007 - 303 с.

Похожие работы на - Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!