Пути совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    592,10 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации













ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ












г.

Оглавление

 

Введение

1. Механизм государственного регулирования ВЭД

1.1 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: правовой и экономический аспект

1.2 Зарубежный опыт регулирования ВЭД: США, Великобритания, Япония, Китай

1.3 Проблемы регулирования ВЭД в РФ и причины их возникновения

2. Анализ внешнеторговой деятельности России

2.1 Анализ товарной структуры внешней торговли России

2.2 Анализ географической структуры внешней торговли России

3. Пути совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России

3.1 Совершенствование структуры экспорта и импорта России

3.2 Совершенствование географической структуры внешней торговли

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности заключается в том, что в процессе развития внешнеэкономических отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоёв населения, и государство неизбежно оказывается вовлечённым в этот конфликт интересов. В условиях глобализации национальная экономика становится всё более открытой, поэтому государство должно учитывать в свое торгово-экономической политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Следовательно, государство не может достичь внутреннего экономического равновесия, не используя внешнеторгового регулирования.

Эта проблема была и остается актуальной, так как в современных условиях глобализации проблема взаимодействия государств - одна из наиболее сложных и интересных. Для ее решения необходимо глубокое изучение теории, истории развития системы государственного регулирования, состояния современной России и ее отношений с зарубежными странами.

Цель данной работы - выявление проблем оптимизации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на федеральном уровне и поиск путей их решения. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:

1.       Изучение зарубежного опыта регулирования внешнеэкономической деятельности;

2.       Анализ современного состояния внешнеэкономической деятельности России прежде всего в вопросах внешней торговли;

.        Оценка проблем государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;

внешнеэкономический торговля государственный россия

4.       Выявление путей совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности.

Объектом данной дипломной работы является внешнеэкономическая деятельность, а предметом - её регулирование со стороны государства.

В первой главе дипломной работы рассмотрены правовые и экономические аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности в России, зарубежный опыт регулирования на примере отдельных стран, определены проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности России.

Во второй главе проведен анализ динамики, товарной и географической структуры внешнеторговой деятельности России.

В третьей главе на основе выявленных проблем определены пути совершенствования внешнеэкономической деятельности России, предложена периодизация стратегических направлений ее оптимизации.

1. Механизм государственного регулирования ВЭД


1.1 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: правовой и экономический аспект


Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Под внешнеэкономической деятельностью следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно - коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. А внешнеэкономические связи - это формы хозяйственных, торговых и иных экономических межгосударственных отношений, а также некоторых отношений политического и научно - технического характера на межгосударственном уровне в их совокупности и многообразии.

Внешнеэкономическая деятельность подразделяется на следующие основные виды: внешнеторговая деятельность; производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные операции. В современной российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность.

Под внешнеторговой деятельностью, согласно ФЗ РФ от 8 декабря 2003 г. №164-Ф3 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон) следует понимать деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, информацией и интеллектуальной собственностью. Государственное регулирование ВЭД представляет собой процесс, складывающийся из выполнения различными органами власти определенных функций. К ним относятся:

-       создание условий для эффективной интеграции экономики России в мировую экономику;

-       защита экономического суверенитета страны;

-       обеспечение экономической безопасности России;

-       защита интересов отечественных субъектов внешнеэкономической деятельности на мировых рынках;

-       согласование интересов различных экономических субъектов, возникающих при осуществлении ВЭД;

-       обеспечение сбалансированного развития всех видов ВЭД путем разработки и реализации целевых комплексных программ;

-       совершенствование правовых основ регулирования, их гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой;

-       обеспечение доходов государственного бюджета;

-       научное и информационно - аналитическое обеспечение ВЭД;

-       создание условий для оказания иностранными государствами и международными организациями консультативно-технического содействия РФ"

В статье 4 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 № 164-ФЗ (далее - Закон) закреплены принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

.        Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики.

2.       Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.

3.       Единство политики экспортного контроля.

4.       Единство таможенной территории Российской Федерации.

.        Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация.

.        Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

.        Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

.        Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности. Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью экономических мер невозможно достигнуть поставленных целей. Так, в соответствии со статьей 15 Закона количественные ограничения экспорта и импорта, являющиеся разновидностью административных ограничений внешнеторговой деятельности, могут вводиться только в исключительных целях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации и др.).

Согласно законодательству государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Нужно отметить, что существуют и другие способы классификации методов регулирования внешнеэкономической деятельности (Приложение А).

Закон определяет таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Что касается нетарифного регулирования, то оно осуществляется путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Механизм нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности предполагает использование экономических методов (специальные, антидемпинговые, меры валютного регулирования), и методов административного воздействия на участников отношений в сфере осуществления внешнеэкономической деятельности (лицензирование, квотирование, стандартизация) ограничительного, запретительного и разрешительного характера.

Рассмотрим инструменты тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. К ним можно отнести таможенные тарифы и таможенные пошлины.

Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможенную границу страны.

Основные цели таможенного тарифа РФ:

-       рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

-       поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

-       создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

-       защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

-       обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

К основным функциям таможенных пошлин относят протекционистскую, фискальную и балансировочную.

Протекционистская функция связана с повышением цены импортного товара на внутреннем рынке за счёт взимания пошлины, что делает его менее конкурентоспособным, и соответственно защищает национальных товаропроизводителей.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза и вывоза.

Рассмотрим классификацию таможенных пошлин.

Согласно статье 4 Федерального закона РФ "О таможенном тарифе" таможенные пошлины делятся по способу взимания на адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорная таможенная пошлина - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости). Данный вид таможенной пошлины схож с пропорциональным налогом на продажу и применяется при необходимости взимания пошлины с качественно неоднородных товаров одной товарной группы.

Специфическая таможенная пошлина - это пошлина, взимаемая в зависимости от количества товара (например, 10 долларов за 1 тонну). Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нет необходимости оценивать цену товара, следовательно нет места и злоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар, изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, тем степень защищённости ниже и наоборот.

Комбинированная пошлина - сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

По объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные.

Импортные пошлины накладываются на товары, ввозимые в страну, и служат основным механизмом зашиты отечественного производителя.

Экспортные пошлины накладываются на товары, вывозимые из страны. Используются редко, обычно в тех случаях, когда цена на определённый товар на внутреннем рынке существенно ниже мировых. Целью экспортных пошлин является сокращение объёмов экспорта и пополнение бюджета.

Транзитные пошлины накладываются на товары, провозимые через страну транзитом.

По характеру таможенные пошлины делятся на сезонные, антидемпинговые и компенсационные.

Сезонные пошлины применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные пошлины накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Другой группой методов регулирования внешнеэкономической деятельности являются нетарифные меры. Существует целый ряд способов классификации нетарифных мер, разработанных ГАТТ/ВТО, Конференцией ООН по торговле и развитию, Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международным банком реконструкции и развития, Международной торговой палатой и рядом других авторитетных организаций.

Рассмотрим классификацию, разработанную ГАТТ/ВТО:

. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков. Рассмотрим некоторые виды финансовых способов ограничений.

Скользящие сборы - это дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами. Пограничный налоговый режим предполагает взимание сборов в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления.

Внутренние (уравнительные) налоги и сборы - эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера. Их целью является создание одинакового налогового режима для одних и тех же (или аналогичных) товаров иностранного и национального производства, а также поддержание определенного уровня цен на внутреннем рынке.

Дополнительные сборы - сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог).

Импортные депозиты - это требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера до момента завершения импортных расчетов).

. Экспортная субсидия или субсидия на производство. Экспортная субсидия - это дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Предоставление экспортных субсидий есть способ государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Экспортное субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления благоприятных кредитов.

. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, добровольных ограничений экспорта. Рассмотрим эти меры подробнее.

Квотирование - это мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством, которая накладывает количественные и стоимостные ограничения на ввоз (вывоз) товара в страну, вводится на определенный срок применительно к определенным товарам, транспортным средствам, работам, услугам и т.п., к странам либо к группам стран.

Контингентирование - государственное регулирование внешней торговли с помощью установления централизованного экспортного контроля над ввозом и вывозом товаров в пределах конкретных квот в течение определенного периода времени. Торговля товарами в пределах установленных контингентов осуществляется по лицензиям.

Лицензирование импорта - это регулирование компетентными государственными органами вывоза товаров из страны путем выдачи специальных разрешений (лицензий) по ходатайствам (заявлениям) заинтересованных лиц.

Добровольное ограничение экспорта - метод государственного регулирования внешнеэкономических связей; обязательство одного из партнеров по внешней торговле ограничить объем экспорта определенных товаров.

. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции. Таможенные формальности включают досмотр товаров и иных предметов, осмотр транспортных средств, проверку и оформление документов, определение страны происхождения товара, исчисление и взимание таможенных пошлин, налогов и сборов.

1.2 Зарубежный опыт регулирования ВЭД: США, Великобритания, Япония, Китай


В современных условиях все без исключения государства регулируют свою внешнеэкономическую политику и через таможенный тариф, и через нетарифные ограничения. Покажем это на примере США.

Регулирование внешнеэкономической деятельности США осуществляется системой государственных органов, функции которых указаны в таблице 1.

С точки зрения абсолютных объемов внешнеторгового оборота США самая крупная торговая держава мира. Например, в 2008 г. экспорт США составил 1287,4 млрд. долл. За тот же период российский экспорт составил 471,8 млрд. долл.

Основным средством регулирования импорта США является обложение товаров при ввозе таможенными пошлинами.

В США используется таможенный тариф на основе Гармонизированной системы HTS (Harmonized Tariff Schedule) наименования и кодификации товаров, разработанной при участии Совета таможенного сотрудничества. Ставки тарифа представлены в двух колонках, в первой из которых две графы. Первая графа - льготный тариф - содержит ставки пошлин, применяемые к товарам, ввозимых из стран, на которые США распространяют льготные режимы. Во второй графе - общие ставки - указаны ставки на товары, в отношении которых распространяется режим наибольшего благоприятствования. Вторая графа первой колонки таможенного тарифа содержит также ставки пошлин, установленные в рамках специальных преференциальных программ таможенного обложения.

Таблица 1 - Функции органов управления внешнеэкономической деятельностью в США

Уполномоченный государственный орган

Функции в области внешнеэкономической деятельности

Президент страны

устанавливает тарифы, предоставляет преференции, вводит эмбарго на определенные виды продукции

Министерством энергетики

Выдача лицензий на ввоз нефтепродуктов

Министерства внутренних дел и Министерство торговли

Лицензирование беспошлинного ввоза часов и часовых механизмов с островных территорий США

Министерства сельского хозяйства

Лицензирование ввоза некоторых сельскохозяйственных товаров

Бюро спортивной рыбной ловли и охоты на животных и птиц Министерства внутренних дел

Разрешение на ввоз опасных видов диких животных и некоторых видов животных и птиц, ввоз которых в США запрещен, ввоз живых птиц, находящиеся под защитой Закона о миграции птиц, для научных целей и размножения

Министерством юстиции

Выдача исключительных распоряжений на импорт наркотиков

Начальник Управления алкогольных напитков, табачных изделий и огнестрельного оружия Министерства финансов.

Выдача разрешения на импорт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и орудий войны.

Департамента торговли

Оценка того, что товар предлагается на американском рынке по своей рыночной стоимости


Примечание: составлено автором

Вторая колонка - основной тариф - применяется к товарам стран, не пользующихся в США льготными режимами (Куба, Лаос, Северная Корея).

Третья колонка включает в себя основной тариф, который применяется к товарам стран, не пользующихся в США режимом наибольшего благоприятствования. Они в 8-10 раз превышают ставки льготного тарифа, уменьшающегося по мере достижения соглашений о снижении таможенного обложения в рамках ГАТТ.

Важную роль в таможенном регулировании в США играет Северо-американское соглашение о свободной торговле (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г. Оно отменяет таможенные пошлины на большую часть товаров, ввозимых в Канаду, в Мексику и в США на переходный период не более 15 лет. Например, между Канадой и США действует Договор о свободной торговле, который отменил таможенные пошлины между двумя странами.

Особенностью таможенного обложения импортных товаров в США является его рост по мере повышения степени обработки товара, размера вложенного в него капитала и труда. Сырьевые товары, особенно те, которыми США не могут обеспечить себя за счет собственных ресурсов, ввозятся в США беспошлинно. Уровень пошлин на полуфабрикаты, даже при их обложении по основным ставкам, относительно невысок. Самые высокие ставки тарифа применяются к готовым промышленным изделиям. Уровень таможенного обложения машин и оборудования, например по льготному тарифу составляет от 3 до 8%, по основному же - 25-35%.

По мере постепенного снижения ставок таможенного тарифа США все большую роль на американском рынке со стороны иностранных поставщиков играют нетарифные барьеры. Наиболее характерной формой нетарифных ограничений ввоза в США являются количественные ограничения.

Ввоз некоторых товаров осуществляется по квотам, которые устанавливает Конгресс путем делегирования полномочий или федеральное правительство. Эти квоты, указанные в Гармонизированной системе, бывают двух видов: абсолютные и тарифные. Абсолютная квота - установленное количество товаров, разрешенных к ввозу. Такие квоты ограничивают ввоз в США сыра, сахара, шоколада, сгущенного молока, некоторых сортов хлопка, хлопковой пряжи, земляных орехов, кофе, отдельных видов стального проката.

Тарифные квоты разрешают ввоз того или иного товара в течение определенного периода с уплатой пошлины по пониженной ставке. Тарифными квотами ограничивается ввоз в страну цельного молока, рыбы, картофеля, мотоциклов определенной мощности.

Федеральное законодательство предусматривает в отношении импортируемых товаров большое количество требований, направленных на защиту здоровья и безопасности людей, и на защиту животных или растений, художественных произведений, а также на правильное применение налогового законодательства.

В соответствии с Законом о регулировании экспорта 1979 г. правительственный контроль за экспортом осуществляется на основании трех критериев: национальной безопасности США, соображений внешней политики страны и дефицитности товара на внутреннем рынке. По соображениям национальной безопасности контролируется экспорт из США товаров, которые могут быть использованы для укрепления военного потенциала возможного противника. Для экспорта этих товаров во все страны, кроме Канады, требуется получение индивидуальной лицензии в каждом отдельном случае.

Помимо обычных индивидуальных лицензий, выдаваемых на поставку товара по одному контракту, применяются три вида целевых индивидуальных лицензий:

-       проектная - выдается на срок до семи лет компании, осуществляющей поставки большого числа наименований товаров, входящих в упомянутый "список контролируемых товаров", если они предназначены для строительства и оборудования предприятий за рубежом;

-       распределительная - дает возможность экспортерам осуществлять по нескольким адресам в капиталистических странах многократные поставки утвержденных заранее товаров в рамках долгосрочной программы внешней торговли;

-       квалифицированная генеральная - разрешает многократный экспорт маловажных товаров покупателю, операции с которым одобрены.

Что касается генеральных экспортных лицензий, то их также насчитывается несколько, причем каждая из них определяет, какие товары и в какие страны подлежат экспорту на их основании.

К перемещению товаров и валютных ценностей между США и определенным количеством стран и территорий может применяться ряд ограничений вплоть до установления эмбарго. Последняя редакция Кодекса Федеральных положений (CFR) включает следующие страны, к которым применяются ограничения: Афганистан, Ангола, Бирма, Северная Корея, Куба, Ирак, Иран, Либерия, Ливия, Сьерра-Леоне, Судан, Сирия. Этот список отражает тенденции внешней политики США.

В случае, если иностранный товар, ввозимый в США, считается объектом субвенции иностранного государства на стадии производства или экспорта и это влияет на продажи американских производителей на внутреннем рынке, может быть установлена компенсирующая пошлина.

К числу различных видов субвенции, которые влекут за собой применение компенсирующих пошлин, относятся как прямая финансовая помощь, так и освобождение от налогов, предоставление субвенций на региональное развитие, займов под низкие проценты, поощрение модернизации производства. Великобритания. Правительство страны уделят первоочередное внимание развитию внешней торговли и инвестиционному взаимодействию страны с зарубежными государствами. Основой таможенного законодательства Великобритании является Таможенный кодекс Евросоюза 1992 года (Директива ЕС № 913/92 от 12 октября 1992 г., устанавливающая Таможенный кодекс Европейского сообщества). органы регулирования внешнеэкономической деятельности Великобритании и их функции представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Функции органов управления внешнеэкономической деятельностью в Великобритании

Уполномоченный государственный орган

Функции в области внешнеэкономической деятельности

Министерство по делам бизнеса, предпринимательства и государственной реформы (DBERR),

Полномочия по выработке и проведению политики в области внешнеэкономической деятельности в Великобритании, включая административно-организационные меры и нормотворческие функции, направленные на поддержку национальных производителей и экспортеров

Королевская служба налогов, сборов и таможни (HMRC).

Взимание таможенных пошлин и охрана границ", включая "защиту британского общества от нелегального ввоза лекарственных средств, спиртных напитков, табака и табачных изделий, "ухода" от налогов"; применение тарифных мер от имени и по поручению уполномоченных министерств; ведение ТН ВЭД; осуществление импортно-экспортного контроля; сбор статистических данных по внешней торговле.

DBERR в лице Управления импортного лицензирования (ImportLicensingBranch) -

осуществление лицензионной политики в Великобритании.

Министерство по делам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства (Department for Environment, Food & Rural Affairs - DEFRA)

отвечает за импорт продуктов животного происхождения, растений и продуктов растительного происхождения.

Агентство по продовольственным стандартам (Food Standards Agency)

проводит мониторинг возможного влияния импорта продовольственных товаров в Великобританию на здоровье граждан. Агентство имеет специальные полномочия в отношении импортной политики применительно к продуктам рыболовства, моллюсков и продовольствия неживотного происхождения.

Королевская служба налогов, сборов и таможни-

осуществляет контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Великобритании и ЕС и взимает соответствующие платежи;

Министерство по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельских районов

отвечает за экспорт продуктов животного и растительного происхождения, а также растений.

Британская служба торговли и инвестиций (UK Trade&Investment - UKTI).

продвижение британских товаров и услуг на внешние рынки; содействие компаниям Великобритании при их выходе на внешний рынок; привлечение иностранных инвестиций.

ECGD

стимулирование продвижения британских товаров и инвестиций на внешние рынки путем страхования от политических и коммерческих рисков кредитов, предоставляемых национальным производителям, а также британских зарубежных прямых, портфельных и других видов инвестиций предоставляет финансовые гарантии по средне - и долгосрочным кредитам, включая организацию финансирования британского экспорта на льготных условиях.


Примечание: составлено автором

В сфере тарифного регулирования импорта базовым документом является Интегрированный тариф Великобритании (Integrated Tariff of the United Kingdom), который включает в себя Единый таможенный тариф Европейского союза, систему статистической номенклатуры, а также систему гармонизированного описания и кодирования товаров, разработанную в рамках Совета по таможенному сотрудничеству. В Великобритании применяют номенклатуру товаров, ставки таможенных пошлин и процедуры, аналогичные принятым в странах-членах ЕС. Товары из стран ЕС импортируются беспошлинно, пошлины применяются при импорте товаров из-за пределов Евросоюза.

Существуют группы товаров, на импорт которых требуется получение лицензии. К ним относят животных и продукты животного происхождения; растения и продукты растительного происхождения (включая древесину); огнестрельное оружие и боеприпасы, взрывчатые вещества.

Экспорт из Великобритании осуществляется без ограничений, за исключением определенных товаров, подпадающих под систему экспортного контроля и лицензирования, в числе которых:

-             промышленные товары, которые можно использовать в военных целях (например, компьютеры, электрооборудование и контрольно-измерительные приборы, станки, оборудование в области связи, радиолокационные установки и гражданские самолеты);

-             военное оборудование, например, оружие, боеприпасы, бомбы, танки, оборудование в области тепловидения, военные самолеты и корабли, промышленные товары, специально предназначенные для военных целей;

-             товары, связанные с производством ядерного оружия, включая ядерные материалы, ядерные реакторы и оборудование для обработки ядерных материалов;

-             исходные элементы химических боеприпасов;

-             антиквариат и произведения искусства;

-             некоторые изделия из стали, экспортируемые в США.

Процедуры экспортного контроля основаны и осуществляются на основе Закона 1939 г. об импорте, экспорте и полномочиях Агентства таможен и акцизов (Оборона) (The Import, Export and HM Customs and Excise Act (Defense) Act 1939).

Необходимо отметить, что ранее основное внимание в Великобритании уделялось вопросам содействия повышению эффективности ВЭД в страновом/региональном разрезе. Теперь приоритет отдан отраслевому направлению и уже потом для каждой отрасли определяются ее региональные приоритеты (так называемая "поддержка отраслей британской экономики при выходе на внешний рынок").

Организацией, на которую правительством возложены вопросы предоставления гарантий в области внешней торговли и инвестиций, является Агентство гарантий экспортных кредитов (ExportCreditGuaranteeDepartment - ECGD). ECGD ежегодно гарантирует экспорт компаний Великобритании и их инвестиции на сумму порядка 3,5 млрд. ф. ст.  Основная часть его операций приходится на поддержку экспорта инновационных товаров (воздушные суда, другие машины и оборудование) и услуг (участие британских компаний в реализации международных проектов, в первую очередь, строительстве за рубежом крупных инфраструктурных объектов - аэропорты, электростанции, госпитали и пр.).

Таким образом, государством поощряется экспорт, прежде всего, машинотехнической и другой продукции, имеющей высокий уровень добавленной стоимости.

Япония. Рассмотрим некоторые особенности внешнеэкономической деятельности Японии. Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий.

Эффективность японского внешнеэкономического комплекса в значительной мере зависит от прочности институциональных основ внешнеэкономической деятельности. В системе органов государственного управления этой сферой можно выделить административные, координационные и консультативные.

Среди государственных административных органов особое место занимает Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), МВТП обеспечивает развитие торговых отношений с зарубежными странами, решает связанные с внешней торговлей валютные вопросы, содействует производству экспортных товаров, устанавливает квоты на импорт лицензируемых товаров, выдает разрешения на импорт, определяет соответствующие правила торговли.

Последовательность и согласованность реализации торгово-экономической политики в значительной мере обеспечивается за счет тесной межведомственной координации правительственных органов. Среди межведомственных координационных структур - Торговый совет, Совещание министров по экономическим вопросам, Совместный штаб правительства и правящей партии по проведению структурных реформ. Особенностью японской системы государственного управления ВЭД является наличие большого числа (более 200) консультативных органов, функционирующих на различных уровнях, вплоть до правительства и премьер-министра.

Таможенный тариф является важным инструментом защиты национальных производителей прежде всего в аграрном комплексе. Решению поставленных задач содействует широкая дифференциация ставок таможенного тарифа. В качестве эффективного средства ограничения импорта широко применяется система строгих технических и других специальных требований относительно стандартов, сертификации, инспекции качества, техники безопасности и т.д. Большую роль играют экономические рычаги регулирования ВЭД. Эффективным инструментом кредитования экспортно-импортных операций и зарубежного инвестирования японских компаний является Эксимбанк Японии. В стране действуют системы налоговых льгот, ориентированные на стимулирование как экспорта, так и импорта.

Развитию внешнеэкономической деятельности способствует крупнейшая в мире система государственного страхования торговли и инвестиций. Она включает общее страхование торговли, страхование валютных рисков, экспортных векселей, экспортных облигаций, авансовых платежей за импорт, зарубежных инвестиций, кредитов зарубежным предприятиям. Количество страховых полисов, выданных за период с 1950 до середины 90-х годов, составило свыше 20,3 млн., а общая сумма страхования достигла порядка 317 трлн. иен.  Приведенные показатели - самые высокие в мире.

Государство выступает также организатором системы обслуживания внешнеэкономических связей и финансирует эту деятельность из бюджетных средств. Данная система носит разветвленный характер, охватывая такие сферы деятельности, как сбор и анализ маркетинговой информации, оказание информационно-консультационных услуг, организация рекламно-выставочной работы. Она содействует повышению эффективности ВЭД, приобщению к ней новых участников.

Важным направлением государственного участия во ВЭД является информационное обеспечение коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации. Особое место в этом ряду занимает Японская организация содействия развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), созданная в 1958 г. Она является некоммерческой и полностью финансируется правительством. ДЖЕТРО занимается изучением мировых товарных рынков, сбором и анализом маркетинговой информации, организацией выставок японских товаров за рубежом и торговых выставок других стран в Японии, рекламной и издательской работой.

Японская система регулирования ВЭД отличается формой взаимодействия государства и бизнеса. В ее основе - принятие частным сектором важнейших стратегических направлений государственной политики, своего рода “государственный менталитет” этого сектора. Такая модель регулирования, использующая не только жестко административные меры и методы, но и дополняющие их “мягкие" формы, позволяет значительно повысить эффективность государственной политики, органично сочетая ее с законами рынка.

Китай. Принципы вешнеэкономической деятельности Китая и их основное содержание находятся в таблице 3.

Таблица 3 - Принципы китайской внешней торговли

Принцип

Содержание принципа

Государственный контроль внешней торговли.

Правительство и министерство внешней торговли осуществляют управление операциями по сортировке, лицензированию импорта и экспорта, проверке внешнеторговых предприятий, контролю иностранной валюты, ограничению цен в экспорте, защите таможенных налогов, контролю и запрещению контрабанды

Принцип равноправия и взаимовыгодности

Определяется политикой мирного сосуществования, под которым понимается уважение суверенитета и целостности территории, ненападение, невмешательство во внутреннюю политику, равноправное и взаимовыгодное сотрудничество и сосуществование. Эти принципы закреплены в первой китайской конституции.

Ориентация на собственные силы

Создание своей целостной хозяйственной системы. При этом считается неправильным опираться только на международную помощь, как не приемлема и другая крайность - политика закрытых дверей. Предполагает взвешенную политику в развитии экономики с ориентацией на собственные силы вместе с обязательным расширением экспорта и импорта.

Основа развития внешнеторговой деятельности - собственное производство

Для внешней торговли является важным собственное производство, чтобы гарантировать поставку по экспорту

Единое планирование и регулирование внутренней и внешней торговли.

В условиях слабого развития производства при большом населении было принято решение о едином и совместном планировании и регулировании поставки на внутренний рынок и на экспорт, чтобы обеспечить приоритет удовлетворения основных потребностей своего населения и гарантировать первоочередные поставки по внешнеторговым обязательствам.


Примечание: составлено авторам

Одним из главных направлений сферы регулирования внешней торговли КНР после присоединения страны к ВТО является либерализации внешнеторгового режима. По состоянию на начало 2007 года Китай уже выполнил большую часть своих обязательств по снижению пошлин.

В отношении товаров, импорт которых ограничен по количеству, в КНР действует система государственного квотирования. Тарифное квотирование с 1 января 2007 года действует в отношении семи видов сельскохозяйственных товаров (пшеница, кукуруза, рис, сахар, шерсть, шерстяные волокна, хлопок) и 3 видов химических удобрений.

В целях поощрения экспорта в отношении подавляющего большинства товаров отсутствуют экспортные пошлины. Практика взимания экспортных пошлин применяется в КНР в отношении экспорта некоторых товаров, вывоз которых запрещен или ограничен. Кроме того, в КНР действует порядок возврата НДС экспортерам.

Экспортный тариф КНР содержит 88 товарных позиций. Ставки экспортных пошлин составляют 20% -50%.

В соответствии с действующим законодательством, в КНР в отношении ряда товаров продолжает применяться система импортного и экспортного лицензирования. Лицензирующие органы в пределах полномочий занимаются выдачей лицензий на импорт и экспорт определенных товаров.

Совместными приказами Министерства коммерции КНР и Главного таможенного управления Китая ежегодно утверждаются списки товаров, экспорт и импорт которых возможен только при получении соответствующей лицензии.

В Китае государство разрешает свободный импорт и экспорт товаров и технологий за исключением тех случаев, когда законы или административные правила предусматривают иное. Контроль над товарами, экспорт или импорт которых ограничен, ведётся в форме выдачи квот, лицензий и иными методами. Контроль в форме выдачи лицензий также проводится и в отношении технологий, экспорт либо импорт которых ограничен. Экспорт и импорт товаров, технологий, которые подлежат лицензированию, осуществляется по постановлениям Госсовета, посредством выдачи разрешений отделом Госсовета, который ведает внешней торговлей, либо данным отделом совместно с другими соответствующими организациями в составе Госсовета.

В последние годы Китаем был достигнут ряд важных двусторонних и многосторонних договоренностей. В частности, проведены переговоры с рядом государств о признании рыночного статуса китайской экономики - в настоящее время 52 государства официально признали рыночный статус экономики Китая. В рамках стратегической задачи по созданию вокруг Китая зоны свободной торговли так же ведется практическая работа по реализации соглашений о создании зоны свободной торговли Китай-АСЕАН, Китай-страны Сообщества развития Юга Африки, Китай-страны Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, Китай-Новая Зеландия, Китай-Чили, Китай-Австралия, Китай-Пакистан. Продолжилась практическая работа по реализации соглашений на двустороннем уровне, по созданию зон свободной торговли с Австралией и Новой Зеландией. В ноябре 2005 года было подписано Соглашение о зоне свободной торговли между КНР и Республикой Чили.

В середине июня 2003г. между Китаем и Таиландом подписано соглашение о свободной торговле овощами и фруктами.14 января 2007 года в Себу (Филиппины) Китай и АСЕАН подписали Соглашение о торговле услугами в рамках зоны свободной торговли, что послужило более прочной основой для своевременного завершения строительства зоны свободной торговли Китай-АСЕАН.

1.3 Проблемы регулирования ВЭД в РФ и причины их возникновения


За последние десятилетия роль внешнеэкономических связей в развитии мировой экономики существенно возросла. Можно выделить несколько проблем, стоящих перед РФ в области внешнеэкономической деятельности.

Во - первых, высокую удельную долю российского экспорта сырьевые продукты. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. доля топливно-энергетических товаров составила 42,5%, а в 2010 году увеличилась до 53,0%.  Это негативное явление, т.к. подобная концентрация на узкой номенклатуре придает российскому экспорту монокультурный характер, свойственный слаборазвитым странам. Доля экспорта машин и оборудования в 2010 г. составила всего 4,3%, а наукоемкой продукции - 0,3%, что в 5 раз меньше, чем Таиланд, в 8 раз меньше Мексики, в 10 раз - КНР, и в 14 раз меньше, чем Южная Корея.

В то же время в структуре импорта уже традиционно преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2010г. - 79,6%.  Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), что означает, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии.

Во - вторых, при высокой зависимости от цен минеральных товаров в случае их падения выручка от их реализации сократится и, как следствие, возникновение дефицита торгового баланса.

В - третьих, происходит сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта, оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ.

В - четвертых, негативной тенденцией является противодействие государствами других стран проникновению российского капитала в экономики других стран. Например, в Европе не приветствуется покупка акций крупных европейских авиаперевозчиков российскими компаниями.

Еще одной негативной тенденцией является отток за рубеж российских капиталов. В первую очередь, в стране должны быть созданы условия, которые бы содействовали прекращению бегства за рубеж отечественных капиталов и использованию их в целях подъема и модернизации российской экономики. Протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей. Одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности.

В последние годы в экспертном сообществе значительно активизировалась дискуссия о том, в какой степени современная российская экономика должна быть открытой. Эти вопросы возникают в связи со вступлением РФ в ВТО. Многие претензии стран-членов ВТО носят сегодня требования выходящие за рамки экономических и приобретают политическую окраску. Примером могут служить события августа 2008 г. в Грузии, после которых был приостановлен процесс вступления РФ в эту организацию.

В отдельную группу можно выделить проблемы, связанные с применением инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Действующее законодательство изначально содержит много правовых норм непрямого действия или норм, правоприменение которых требует сложных пояснений. Эта особенность законодательной базы включила в ход механизм ведомственного законотворчества: многие конкретные стороны таможенного регулирования внешней торговли определялись путем издания ведомственных подзаконных актов, инструкций, приказов. Их число давно уже перевалило за много сотен. В итоге сложилась громоздкая, запутанная система.

В таможенно-тарифном механизме своеобразным "белым пятном" осталась проблема размежевания компетенции законодательных и исполнительных органов власти в изменении ставок таможенных пошлин. А также усиление направленности таможенно-тарифного механизма на торгово-политическую составляющую, а не только на мобилизацию доходов в госбюджет. Существует проблема несовершенства тарифной политики импорта в России, в части защиты чувствительных отраслей российской экономики. Еще одна группа проблем, ждущая своего решения, это создание в России системы эффективной защиты прав всех участников внешнеторговой деятельности в духе статьи VIII и Х ГАТТ и создание четко работающего механизма, доводящего до правительства интересы торгово-промышленных кругов, экспортеров, импортеров, потребителей, сигналы о необходимых изменениях ставок пошлин и товарной номенклатуры таможенного тарифа.

При выработке системы государственной поддержки экспорта встает проблема выбора подотраслей и производств, заслуживающих поддержки. Для этого нужна разработка системы критериев отбора производств, заслуживающих государственной поддержки. К числу критериев, определяющих приоритетность поддержки производства и экспорта конкретных видов продукции мы считаем необходимым отнести: наукоемкость продукции; динамика спроса на продукцию на международном рынке; мультипликативный эффект от наращивания производства экспортируемой продукции; экономическая эффективность экспорта продукции.

Таким образом, России предстоит еще большая работа по совершенствованию государственного регулирования ВЭД.

2. Анализ внешнеторговой деятельности России

2.1 Анализ товарной структуры внешней торговли России


Участие России в мировом товарообмене в последние годы снизилось до уровня более низкого, чем необходимо для интеграции в мировую экономику. Россия - экспортирующая страна, но совокупная доля страны в мировом товарном экспорте составляет лишь 1,6%, в импорте - 0,6%. По объему экспорта Россия далеко отстала от развитых стран Запада и уступает малым государствам Европы (Швейцарии, Австрии, Дании). Доля США, Германии, Японии в мировом экспорте составляет 13%; 8,9% и 8% соответственно.

Основные характеристики внешней торговли за 2007-2010 гг. приведены на Рисунке 1. В 2009 году внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 495,8 млрд. долл., что на 35,1% ниже показателя 2008 года, Внешнеторговый оборот России в 2010 году увеличился на 30,9% по сравнению с 2009 годом и составил 648,415 млрд. долл. Положительное сальдо внешнеторгового баланса России в 2010 году увеличилось до 151,62 млрд. долл. по сравнению со 111,585 млрд. долл. в 2009 году.

Экспорт России в 2009 году составил 301,6 млрд. долл. и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 254,9 млрд. долл. (снижение на 35,9%), в страны СНГ - 46,7 млрд. долл. (снижение на 32,9%). Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост. Так, индекс средних цен экспорта за 9 месяцев 2009 года составил 62,9%, а за 4 квартал 2009 года он составил уже 76,0%, в том числе в декабре - 76,9%. Индекс физического объема экспорта также постепенно возрастал и составил за указанные периоды соответственно 92,3%, 111,9% и 112,7%. Основу российского экспорта в 2009 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 69,5% (в 2008 году - 72,6%) и по сравнению с 2008 годом стоимостной объем этих товаров сократился на 38,6%.

Экспорт России в 2010 году составил 396,4 млрд. долл. и по сравнению с 2009 годом увеличился на 31,4%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 336,7 млрд. долл. (рост на 32,1%), в страны СНГ - 59,7 млрд. долл. (рост на 27,4%). Увеличение стоимостного объема экспорта в 2010 г. по сравнению с 2009 г. было обусловлено как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением физических объемов их поставок. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 119,8%, а индекс физического объема экспорта - 110,0%.

Рисунок 1 - Объем внешней торговли Российской Федерации в 2008-2010гг. (в млрд. долл.)

Источник: Официальный сайт Федеральной таможенной службы России - ww. customs.ru

Импорт России в 2009 г. составил 167,4 млрд. долл. и по сравнению с 2008 г. снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 145,6 млрд. долл. (снижение на 36,8%), из стран СНГ - 21,8 млрд. дол. (снижение на 40,5%). Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 г. было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 г. индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%. Индекс физического объема импорта постепенно увеличивался с 57,6% за 9 месяцев до 81,9% в 4 квартале 2009 г. В декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. он составил 97,6%.

Импорт России в 2010 году составил 229,0 млрд. долл. и по сравнению с 2009 г. увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 197,4 млрд. долл. (рост на 35,6%), из стран СНГ - 31,6 млрд. долл. (рост на 44,8%). Увеличение стоимости российского импорта в 2010 г. было обусловлено в основном ростом его физического объема, индекс которого составил 135,4%, тогда как индекс средних цен импортируемых товаров составил всего 101,6%.

Состав товарной структуры внешней торговли России представлен в Таблице 4.

Таблица 4 - Товарная структура внешней торговли России со странами дальнего зарубежья за 2009 г., млн. долл.

Наименование отрасли

2009 г.


экспорт

импорт

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

5895,4

22507,9

Минеральные продукты

158849,1

1038,8

Топливно-энегретические товары

157418,9

693,3

Продукция химической промышленности (каучук)

12757,4

22663,5

Кожевенное сырье, пушнина, изделия из них

172,2

669,8

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

5986,1

3894,0

Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них

4427,8

351,7

Металлы и изделия из них

25476,7

6710,7

Машины, оборудование и транспортные средства

10029,5

59306,4

Текстиль, текстильные изделия, обувь

171,8

7601,8


Источник: Официальный сайт Федеральной таможенной службы России - ww. customs.ru

Необходимо отметить, что товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом структура экспорта включает в себя примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции.

Тем не менее, список товаров, на которые приходятся наибольшие стоимостные объемы экспортной торговли, ограничивается только 10 позициями, включая, прежде всего нефть, газ, цветные и драгоценные металлы, алмазы, то есть структура экспорта России традиционно имеет топливно-сырьевую направленность. В настоящее время Россия занимает 2 место в мире по объему производства энергоносителей, является ведущим экспортером природного газа и вторым экспортером нефти. В частности, объем добычи нефти и газового конденсата в России в 2010 г увеличился на 2,1% и составил 505 млн. т. (459 млн. тонн в 2004 г.), объем добычи природного газа за тот же период увеличился на 12,1% и составил 591 млрд. куб м. (632 - в 2004г).

Динамика изменения товарной структуры экспорта России с за 2008-2010 г. представлена в Таблице 5.

Таблица 5 - Товарная структура экспорта России в страны дальнего зарубежья за 2008-2009 гг., в факт. ценах, % к итогу.

Наименование товара

2008г.

2009г.

2010г.

Продовольственные товары и с/х сырье

1,2

2,5

1,8

72,6

69,5

70,8

Продукция химической промышленности

6,0

5,7

5,8

лесоматериалы и целлюлозно-бумажных изделия

2,3

2,6

2,3

Металлы и изделия из них

11,4

11,2

10,8

Машины, оборудование

2,8

4,6

4,3

Прочие товары

3,7

3,9

4,2

итого

100100100




Источник: статистические данные об экспорте и импорте товаров ФТС России за 2008-2010гг. - #"510452.files/image002.gif">

Приложение А

Рисунок А.1 - Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Источник: #"510452.files/image004.gif">

Рисунок В.1 - Система институтов и специализированных организаций, обеспечивающая благоприятные условия для развития экспорта в зарубежной практике

Источник: Отчет Счетной Палаты РФ О результатах контрольного мероприятия "Проверка эффективности и целевого использования средств федерального бюджета, выделенных в 2006-2009 годах на государственную поддержку развития экспорта " - hghltd. yandex.net

Похожие работы на - Пути совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!