Экономика железных дорог

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,33 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономика железных дорог

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

Филиал РГУПС в г. Краснодаре







Контрольная работа

По дисциплине: "Экономика отрасли"


Выполнил студент

группы ЭЗ - 322

Д.О. Перетрухин

Проверил: к.э.н. доц.

И.А.Калашников




Краснодар

Введение

Для стабильного функционирования и развития экономики любого государства необходима отлаженная инфраструктура. Инфраструктура - это рельсы, по которым катится вперед экономика любого государства. Без нее не будет развития производства, без работающего производства бесполезна инфраструктура. Одной из ветвей такой структуры и является ж/д транспорт. Он, с одной стороны, отражает состояние других отраслей, а с другой стороны, является для них инструментом развития. Транспорт воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства: продолжительность производственного цикла, запасы сырья, топлива, вместимости складов, влияет на создание и развитие новых строительно-производственных комплексов и т.д. Транспорт является продолжением процесса воспроизводства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями народного хозяйства. Но это перемещение продукции с места производства в место потребления - очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс завершенным. Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем важным элементом, без которого не может осуществляться, в современных условиях, процесс производства. Во-вторых, продукция транспорта не может накапливаться "про запас". Она выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому эффективность работы транспорта и развитие транспортной сети определяется тем, как размещено производство и потребление, и как в связи с этим формируются потоки. Железнодорожный транспорт является сферой, который затрагивает интересы каждого из нас, и от того, как работают дороги, в каком состоянии находится его инфраструктура и вокзалы, насколько растут тарифы на пассажирские перевозки пригородные, дальнего следования, зависит и оценка его работы.

Задача 1

грузовой перевозка экономия капиталовложение

Рассчитать среднюю динамическую нагрузку гружёного и рабочего вагона, процент порожнего пробега и полный рейс вагона на отделении дороги при следующих исходных данных.

Исходные данные.

 Показатель

Грузооборот, млрд. ткм. в год:

каменный уголь

 15

торф

 12

минеральные стройматериалы

 13

прочие грузы

 12

Динамическая нагрузка гружёного вагона, т. :

каменный уголь

 56

торф

 30

минеральные стройматериалы

 59

прочие грузы

 40

Отношение порожнего пробега к общему, % :

каменный уголь

 23

торф

 29

минеральные стройматериалы

 36

прочие грузы

 24

Среднесуточная работа отделения , вагон

 9335


Решение.

.Находим суммарный грузооборот.

Суммарный грузооборот равен сумме грузооборота по всем грузам.

∑Pℓ=∑ Σ Pi

∑Pℓ=15+12+13+12=52 млрд.

2.Рассчитываем вагоно-км гружённых вагонов.

Рассчитывается по каждому грузу, затем сумму.

n S i гр . =  

каменный уголь 15/ 56=0.267857 млрд. вагоно-км;

торф 12/30=0.400000 млрд. вагоно-км;

минеральные стройматериалы 13/59=0.220338 млрд. вагоно-км;

прочие грузы 12/40=0.300000 млрд. вагоно-км.

n S гр.= ∑ Σ n S i гр .

n S гр.=1188195 млн. вагоно-км.

3.Рассчитываем вагоно-км общие.

Рассчитываем для каждого груза, затем сумму.

n S iобщ. =

каменный уголь 0.267857/(1-0.23)= 0.347866 млрд. вагоно-км;

торф 0.400000/(1-0.29)= 0.563380 млрд. вагоно-км;

минеральные строймат. 0.220338/(1-0.36)= 0.344278 млрд. вагоно-км ;

прочие грузы 0.300000/(1-0.24)= 0.394731 млрд. вагоно-км .

n S общ. = 1.650254 млрд. вагоно-км .

4.Рассчитываем вагоно-км порожних вагонов .

n Sпор = 1650254-1188195=462059 млн. вагоно-км.

5.Определим среднюю динамическую нагрузку вагона:

Рд гр. =  

Рд гр.= 52/ 1.188195=43.763 т.

Рд пор.=

Рд пор.= 52/1.650254=31.510 т.

6.Отношение порожнего пробега:

𝒹пор.гр.=

𝒹пор.гр.= 0.462059 / 1.188195=0.38%

𝒹пор.общ.=

𝒹пор.общ.= 0.462059 / 1.650254=0.27%.

7.Определим полный рейс вагона:

П =

RП =1650254000/(365*9335)=484.33 км.

Задача 2

Определить на предстоящий год для отделения дороги рабочий парк вагонов, время оборота, полный рейс, среднесуточный пробег вагонов, средне участковую скорость поезда, средний простой вагона под грузовой операцией и на технической станции, указать элементы оборота вагонов по развёрнутой аналитической формуле.

В состав отделения дороги входят три технических станции и два участка, на которых предстоит выполнить следующий объём работы:

Таблица 1

 Показатель

Погрузка в тыс. вагонов в год на станциях:

технической 1

 43

технической 2

 62

технической 3

 55

промежуточных 1 уч.

 49

промежуточных 2 уч.

 32

Выгрузка в тыс. вагонов в год на станциях:

технической 1

 50

технической 2

 65

технической 3

 30

промежуточных 1 уч.

 55

промежуточных 2 уч.

 32

Приём гружённых вагонов с других отделений в тыс. вагонов в год по станциям:

технической 1

 224

технической 2

 270

технической 3

 319

Общий пробег вагонов на отделении, млн. вагоно-км

 525

в т. ч. сборных поездах

 38

Средняя участковая скорость поездов, км/ч:

сквозных

 55

сборных

 31

Кол-во вагонов, проследовавших технические станции, тыс.

 2480

Удельный вес транзитных вагонов с переработкой в общем потоке, %

 47

Среднее время простоя транзитного вагона на технической станции, ч:

с переработкой

 9

без переработки

 2.0

Среднее время простоя транзитного вагона под грузовой операцией, ч:

одиночной

 22

сдвоенной



Таблица 2

Станции и участки

Погрузка, тыс. вагонов

Выгрузка тыс. вагонов

Число местных вагонов, тыс




со сдвоенными операциями

с одиночными операциями

техническая1

 43

 50

 60

 60

техническая2

 62

 65

 90

 20

техническая3

 55

 30

 40

 70

Промежуточные

1-го участка

 49

 55

 -

 60

2-го участка

 32

 32

 -

 60

Итого

 241

 232

 190

 270


На промежуточных станциях выполняются только промежуточные операции.

Решение.

.Вычисляем сумму погрузки по данным табл.2

пог.=43+62+55+49+32=241 тыс. вагонов.

2.Вычисляем сумму выгрузки по данным табл.2

выг.=50+65+30+55+32=232 тыс. вагонов.

3. Определим работа отделения.

год. = П+Пiгр.

Uгод. = 241+(224+270+319)=1027 тыс. вагонов в год.

4.Определим пробег вагонов в сквозных поездах.

nSскв.= nSобщ .- nSѡ

nSскв.= 525-38=487 млн. вагоно-км.

5.Определим вагоно-часы в поездах на участках.

n hуч.=

n hуч.= 10080351.9 вагоно часов.

6.Определим вагоно часы под грузовыми операциями.

n hср.=nсдв.*tсдв.+nод.*tод.

n hср.=190 000*28+270 000*22=11260 тыс. вагоно часов.

7.Местные вагоны на тех станциях.

n мест.=60+90+40+60+20+70=340 тыс. вагонов.

8.Определим число транзитных вагонов проследовавших через тех. станции.

тр.тех.=Nтех.- ∑Nтех м

Nтр.тех.=2480-340=2100 тыс. вагонов.

8.1. втч с переработкой.

тр.пер= Nтр.тех * Υпер.

Nтр.пер.= 2100*0.47%= 987 тыс. вагонов.

.2. без переработки.

Nтр.б/пер.= Nтр.тех *( 1-Υпер. )

Nтр.б/пер.=2100*(1-0.47)=1113 тыс. вагонов.

9. Определим вагоно-часы на тех. станциях.

nt тех.= Nтр.пер.* tпер.+ Nтр.б/пер. * tб/пер.

nt тех.=987000*9+1113000*2=11109 000вагоно часов.


nt об.= ∑nt уч. + ∑nt гр. + ∑nt техн.

nh об.=10080351.9+11260 000+11109000=32449359.9 вагоно часов.

11. Определим рабочий парк вагонов.

раб.= ∑nt об. /(365*24)

Nраб.= 32449359 .9/(365*24)=3704 вагонов.

12. Определим оборот вагона.

в.= Nраб.*365/ Uгод.

Qв.= 3704*365/1027 000=1.3

13. Средняя участковая скорость движения.

𝒱ср.уч.= nSобщ./ ∑nt уч.

𝒱ср.уч.= 525 000 000/10 080 351.9=52.08 км/ч.

14. Определим полный рейс вагона.

Rп=∑nSобщ./ Uгод.

Rп=525 000 000/1027 000=511.19 км.

15. Определим коэффициент местной работы.

Км= (∑пог.+∑выг.)/ Uгод.

Км= (241000+232000)/1027000=0.46

16. Определим среднее время простоя под 1 грузовой операцией.

гр.ср= ∑n tср./ (∑пог.+∑выг.)

tгр.ср.= 11260 000/(241000+232000)=23.8 ч.

17. Определим вагонное плечо.

п.= nSобщ./ Nваг.тех

Lп.= 525 000 000/2100 000=250 км.

18. Определим среднее время простоя на тех. станции.

тех.ср.= ∑nt тех./ Nтр.тех.

tтех.ср.= 11109 000/2100 000=5.3 ч.

19. Определим среднесуточный пробег вагона.

в=Rп/Qв ,или

Sв= ∑nSобщ./( Nраб.*365)

Sв= 511.19 / 1.3=393 км в сутки,

Sв= 525 000 000/ (3704*365)=390 км в сутки.

Задача 3

Определить работу отделения дороги в тонно-километрах брутто, среднюю массу поезда брутто и нетто, средний состав поезда в вагонах при следующих данных:

 Показатель

Годовой грузооборот, млрд. т.км.

 58

Динамическая нагрузка ,т., вагона :

Гружёного

 42

Рабочего парка

 33

Процент порожнего пробега вагонов к пробегу :

Гружёному

 35

Общему

 28

Масса гружёного поезда, т.

 4200

Состав порожнего поезда, вагон

 67

Масса тары вагона ,т.

 23.5


Решение.

.Определим пробег гружёных вагонов.

nSгр.= Pℓгод./ Pgi

nSгр.= 58 млрд.ткм/42т=1.3809млрд.км

2. Определим общий пробег вагонов.

nSобщ = ∑nSгр /(1-  пор.общ.)

nSобщ =1.3809/(1-0.28)=1.9179 млрд. км.

3.Определим пробег порожних вагонов.

nSпор.= ∑nSобщ - ∑nSгр.

nSпор.= 1.9179 -1.3809 = 537млн. км.

4.Определим тонно-км брутто гружёных вагонов.

∑Pℓ гр.брут= Pℓгод + ∑nSгр * qв

∑Pℓ гр.брут= 58+1.3809*23.5=90.4511 млрд.тонно-км.

5.Определим пробег гружёных поездов.

∑NSгр= ∑Pℓ гр.брут / ∑Qбрут

∑NSгр= 90.4511 млрд /4200=21.5359млн. км.

6.Определим пробег порожних поездов.

∑NSпор.п.= ∑nSпор/mпор.


7.Определим тонно-км брутто гружёных и порожних вагонов.

∑ Pℓ ваг.брут =∑Pℓ гр.брут + ∑nSпор * qв

∑ Pℓ ваг.брут = 90451.1млн.т.км +537млн. км.*23.5т=103070.6 млн.т.км.

8.Определим пробег груженых и порожних поездов

∑NS= ∑NSгр+∑NSпор.п

∑NS= 21.5359+8.0149 =29.5508млн.км.

9.Определим среднюю массу поезда брутто.

∑Qср.брут.=∑ Pℓ ваг брут./ ∑NS

∑Qср.брут.= 103070.6 млн.т.км./ 29.5508млн.км.=3487.9 т.

10.Определим среднюю массу поезда нетто.

∑Qср.нетто.= ∑ Pℓгод./ ∑NS

∑Qср.нетто.= 58 000млн.т.км/29.5508млн.км.=1962.7 т.

11.Определим средний состав поезда.

ср.= ∑nSобщ / ∑NS

mср.= 1917.9 млн.км/29.5508млн.км.=64.9=65вагонов.

Задача 4

Определить рабочий парк поездных локомотивов. Среднесуточный их пробег, среднюю техническую и участковую скорость движения, бюджет времени локомотива при следующих исходных данных:

 Показатели.

Протяжённость участков, км:

 I

 310

 II

 225

Число станций с депо:

Основным

 1

Оборотным

 2

Кол-во пунктов смены локомотивных бригад на участке I

 1

Среднее число пар грузовых поездов в сутки на участке:

 I

 51

 II

 49

Средняя техническая скорость, км/ч, на участке:

 I

 59

 II

 54

Средняя участковая скорость, км/ч, на участке:

 I

 52

 II

 44

Время простоя локомотива на пару поездов, ч:

На станции основного депо

 3.0

В пункте оборота

 3.6

В пункте смены бригад

 1.25


Решение

.Определим локомотиво-часы в движении на участке за сутки .

∑Мtдв1=(L1/vтех1)*Nпар1*2

∑Мtдв2=(L2/vтех2)*Nпар2*2

∑Мtдв=∑Мtдв1+∑Мtдв2

∑Мtдв1=(310/59)*51*2=535.93 лок.-час

∑Мtдв2=(225/54)*49*2=408.33 лок.-час

∑Мtдв = 535.93 лок.-час+408.33 лок.-час=944.26 лок.-час

2.Определим локомотиво-часы за сутки на участке.

∑Мtуч1=(L1/vуч1)*Nпар1*2

∑Мtуч2=(L2/vуч2)*Nпар2*2

∑Мtуч=∑Мtуч1+∑Мtуч2

∑Мtуч1=(310/52)*51*2= 608.07 лок.-час

∑Мtуч2=(225/44)*49*2= 501.13 лок.-час

∑Мtуч= 608.07 лок.-час+ 501.13 лок.-час =1109.20 лок.-час

3. Определим локомотиво-часы на промежуточных станциях.

∑Мtпр.ст=∑Мtуч-∑Мtдв

∑Мtпр.ст=1109.20-944.26=164.94 лок.-час


∑Мtосн.д.=(Nпар1+Nпар2)*tосн.д.

∑Мtосн.д.=(51+49)*3.0=300 лок.-час

5.Определим локомотиво-часы в пунктах оборота за сутки.

∑Мtп.об.= (Nпар1+Nпар2)*tп.об.

∑Мtп.об.= (51+49)*3.6=360 лок.-час

6.Определим локомотиво-часы в пункте смены локомотивных бригад.

∑Мtсм.бр.= Nпар1*tсм.бр.

∑Мtсм.бр.=51*1.25=63.75 лок.-час

7.Определим общую затрату локомотиво-часов за сутки.

∑Мt=∑Мtуч+∑Мtосн.д.+ ∑Мtп.об.+ ∑Мtсм.бр

∑Мt=1109.20+300+360+63.75=1832.95 лок.-час

8. Определим рабочий парк поездных локомотивов.

∑Мраб=∑Мt/24

∑Мраб=1832.95/24=77 лок.

9. Определим линейный пробег локомотивов за сутки.

∑МSлин=∑(Ln*Nпарn*2)

∑МSлин=(310*51*2)+(225*49*2)=31620+22050=53670 км-лок.

10.Определим средне-суточный пробег локомотива.

л=∑МSлин/∑Мраб; Sл=53670 км-лок./ 77 лок. =697.01 км

11.Определяем среднюю техническую скорость поезда.

техср=∑МSлин/∑Мtдв; Vтехср=53670 км-лок./ 944.26 лок.-час=53.97 км/час

12. Определим среднюю участковую скорость поезда.

уч.ср=∑МSлин/∑Мtуч; Vуч.ср=53670 км-лок./ 1109.20 лок.-час=48.38 км/час

13. Определим бюджет времени локомотива (в часах).

Бл=∑(∑Мti/∑Мраб)=24 часа

Бл=(944.26/77)+( 164.94/77)+( 300/77)+( 360/77)+( 63.75/77)=

=12.26+2.14+3.89+4.67+0.82=23.78=24 часа и тоже%

Бл=(∑Мt*100%)/(∑Мраб*24)

Бл=(1832.95 лок.-час*100%)/(77лок*24часа)=183295/1848=

=99.18=100%

Задача 5

Рассчитать экономию эксплуатационных расходов и капиталовложений в вагонный парк специальных маневровых локомотивов, в вагонный парк и развитие пропускной способности, при повышении нагрузки гружёного вагона для следующих условий:

 Показатель

Повышение нагрузки гружёного вагона, %

 12

Годовой грузооборот, млрд. ткм.

 124

В том числе в грузовом направлении

 72

Динамическая нагрузка на вагон, т. :

Гружёный

 44

Рабочий

 33

Себестоимость перевозок, коп. на 10 ткм.

 30

Величина себестоимости перевозок, зависящих от нагрузки гружёного вагона, по отношению к общей, %

 30

Процент порожнего пробега вагонов к :

Гружёному

 42

Общему

 25

Среднесуточный пробег вагона, км.

 315

Масса тары вагона, т.

 22.0

Масса поезда брутто, т.

 3200

Эксплуатационная длина дороги, км.

 3400

Затрата маневровых локомотиво-часов на 1000 вагоно-км пробега вагонов

 0.3

Отношение нерабочего парка вагонов к рабочему

 0.18

Отношение рабочего парка к общему

 0.8

Отношение рабочего парка локомотивов к общему

 0.9

Цена вагона, руб.

Цена локомотива, тыс. руб.

 1200

Капиталовложения в развитие пропускной способности на 1 пару поездов, руб. на 1 км.

21000


Решение

.Определим снижение себестоимости перевозок при повышении нагрузки груженого вагона

∆С%с%*∆Рд/(100+∆Рд)

∆С%=30*12/(100+12)=3.21%

2.Определим уменьшение эксплуатационных расходов

∆Е=∆С%*С*∑Pl

∆Е=3.21%*30коп/10ткм*124млрд.ткм=119412000 руб.

3.Определим рабочий парк вагонов

.1Рабочий парк вагонов до повышения нагрузки

раб до=∑Pl*(1+𝛼пор гр)/(Рдгр*Sв*365)

Nраб до=124млрд*(1+0.42)/(44*315*365)=124млрд*1.42/5058900=

=176.08млрд/5058900=34805.98 ваг.

3.2Рабочий парк вагонов после повышения нагрузки

раб после=∑Pl*(1+𝛼пор гр)/(Рдгр*Sв*365*(1+∆Рд))

Nрабпосле=124млрд*(1+0.42)/(44*315*365*(1+0.12)=

=124млрд*1.42/5665968=31076.77ваг.

4.Определим экономию вагонов рабочего парка

∆Nраб=Nрабдо-Nрабпосле

∆Nраб=34805.98-31076.77=3729.21 ваг.

5.Определим экономию капиталовложений в парк вагонов

∆Еваг=∆Nрабв/𝜆рабобщ

∆Еваг=3729.21*59200/0.8=275961540 руб.

6.Определим пробег вагонов

.1. До повышения нагрузки

∑nSобщдо=∑Pl*(1+ 𝛼пор гр)/Рдгр

∑nSобщдо=124млрд*(1+0.42)/44=4.001млрд.км

6.2.После повышения нагрузки

∑nSобщпосле=∑Pl*(1+ 𝛼пор гр)/Рдгр*(1+∆Рд)

∑nSобщпосле=124млрд*(1+0.42)/44*(1+0.12)=3.573млрд.км

7.Определим снижение пробега вагонов

∆∑nS=∑nSобщдо-∑nSобщпосле

∆∑nS=4.001млрд-3.573млрд=428млн.км

8.Определим экономию рабочего парка маневровых локомотивов

∆Мман=𝛾1000вагоно-км*∆∑nS/(1000*365*24)

∆Мман=0.3*428млн./8760000=14.6≈15лок

9.Определим экономию капиталовложений в парк маневровых локомотивов

∆Елок=∆Мман*Цл/𝛬рабобщ

∆Елок=14.6*1200тыс/0.9=194666руб.

Заключение

Действующая в настоящее время на железнодорожном транспорте система организации грузовых перевозок сопряжена с многократной переработкой поездов и вагонов в пути следования от изготовителей к потребителям транспортируемой продукции. Наряду с этим в ряде случаев из-за сбоев в работе грузополучателей составы поездов приходиться "бросать" на промежуточных станциях. В результате возникают длительные простои вагонов. Всё это затрудняет управление движения поездов, увеличивает затраты локомотиво-часов на маневровые и сортировочные операции, снижает скорости продвижения вагонопотоков по сети.

Так по расчётам из задач видно, что:

динамическая нагрузка вагона тем больше, чем больше пробег большегрузных вагонов с тяжёлыми грузами и меньше пробег вагонов с малой нагрузкой.

для сокращения порожнего пробега необходимо максимально использовать вагоны под сдвоенные операции, исключать встречные пробеги порожних, шире применять контейнерные перевозки, повышая тем самым взаимозаменяемость вагонов, передавать порожние вагоны по кратчайшим направлениям, постепенно создавать резервы порожних вагонов в местах массовой погрузки грузов.

для сокращения оборота вагона:

увеличения участковой скорости движения;

сокращения порожнего пробега вагонов;

сокращение простоя вагонов под одной грузовой операцией;

сокращение простоя вагона на технических станциях;

увеличение вагонного плеча.

для повышения производительности локомотива необходимо обеспечить полновесность и полносоставность поездов, рост грузоподъёмности вагонов, увеличение пробега локомотивов.

Эти меры приведут к снижению потребности рабочего парка локомотивов и эксплуатационных расходов в перевозочном процессе.

Список литературы

.Журналы: "Экономика железных дорог" №1-09-2012г.

.Экономика железнодорожного транспорта : Учебник для вузов ж.д.транспорта/ В.А.Дмитриев, А.И.Шуравель, А.Д.Шишков и др.-М:Транспорт, 1996,382с.

.Экономические проблемы транспорта: Учеб. пос./Лапидус Б.М.- М:Желдориздат,2002.112с.

.Экономика отрасли. Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д: "Феникс",2003-448с.

.Экономика организации (предприятия) : Учебник / М.Д.Магомедов, Е.Ю.Куломзина, И.И.Чайкина. -М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2011.-276с.

Похожие работы на - Экономика железных дорог

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!