Создание и развитие железных дорог в России
В результате революции все средства транспорта, в том
числе и железная дорога, были национализированы, и стал возможен плановый
подход к их развитию в целях полного удовлетворения потребностей народного
хозяйства в перевозках грузов и пассажиров. Был утвержден план ГОЭЛРО, по
которому предусматривалось создать 4 магистрали Кривой Рог - Донбасс - Царицын,
Москва-Донбасс - Мариуполь, Москва - Петроград, Москва - Енисей. Они должны
были быть двух путными, электрифицированными, с повышенной скоростью движения и
большим весом поездов.
Крупное железнодорожное строительство и
реконструкция были осуществлены по первому 5-летниму плану СССР при сооружении
Урало-Кузнецкого комбината. Создание Урало-Кузнецкого комбината потребовало
строительства новых железных дорог: Золотая Сопка - Карталы -Магнитогорск,
Карталы - Орск, Свердловск - Курган, Новосибирск - Инская - Белово -
Новокузнецк. Эти дороги наряду с другими обеспечивали продвижение мощных
потоков угля на Урал, а в обратном направлении - железные руды.
Перед началом войны Великой Отечественной
войны длина железных дорог СССР превышала 100 тыс.км. Тяжелая промышленность
позволила осуществить техническое перевооружение железных дорог, обеспечила
поставку рельс, локомотивов и др.
В годы войны были построены новые пути на
Севере, в Поволжье, Казахстане и на Кавказе длиной 6,7 тыс.км.
В период войны железным дорогам был нанесен
громадный ущерб. На начало 1943 г. эксплуатационная длина ж.д. уменьшилась на
40%, а техники - на 20%.
В послевоенные годы началось восстановление
железнодорожных путей, а также строение новых. Строительство Южно-Сибирской и
Среднесибирской магистралей с рядом ответвлений обеспечивали освоение в
короткие сроки громадных массивов земли в Северном Казахстане. Проведение линии
Тайшет - Братск - Усть-Кут позволило начать строительство Братской ГЭС и
приступить к освоению массивов Приангарья, Ангаро-Илимского рудного бассейна и
многих др. районов.
На севере европейской части СССР были
построены в целях лесопромышленного освоения, например, Западно-Карельская
линия или разработки месторождений руд - линии Мурманск-Печенга,
Пинозеро-Ковдор и др.
Всего за советский период было построено
свыше 65 тыс.км. новых железных дорог. Они сильно расширили главную полосу
хозяйственного освоения нашей страны.