Трансформация экономических систем в постсоциалистических странах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,31 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трансформация экономических систем в постсоциалистических странах

ВВЕДЕНИЕ

Каждая экономическая система проходит стадии становления и развития, зрелого состояния и упадка. Переходный период - это особый период в эволюции экономики, когда одна система постепенно разрушается, а одновременно другая, новая, нарождается и утверждается. Поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального экономического развития. Так как в переходной экономике еще сохраняются и довольно значительное время функционируют старые экономические формы и отношения, при одновременном возникновении и утверждении новых экономических форм и отношений. К тому же ни те, ни другие формы и связи не действуют в полную силу, поскольку одни подрываются и постепенно приходят в упадок, а другие нарождаются и постепенно утверждаются. Причем ситуация все больше усугубляется, ибо соотношение между новым и старым постоянно меняется. Это касается любой переходной экономики. Таким образом, возникает теоретическая и практическая необходимость изучения особенностей переходной экономики в разных странах.

Необходимо отметить, что начала переходного периода практически у всех постсоветских стран совпадает, но результаты разные. Некоторым странам удалось закончить переход от плановой экономики к рыку, в некоторых странах переходный период растянется на десятилетия. К таким странам относится и Беларусь, в экономике страны остается еще много нерешенных проблем. Это и низкая рентабельность реального сектора, убыточность и слабая реформированность сельскохозяйственного производства, и недостаточная конкурентоспособность на внешних рынках товаров и услуг отечественного производства, неразвитость многих сегментов рыночной инфраструктуры, и слабая восприимчивость материального производства к инновациям и ряд других проблем. Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы.

Цель работы - исследовать опыт трансформации экономических систем в постсоциалистических странах.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

раскрыть сущность переходной экономики;

определить роль государства в переходной экономике;

рассмотреть варианты перехода к рыночной экономики в разных странах;

изучить особенности национальных моделей переходной экономики;

определить направления и этапы реформирования экономики Беларуси;

- выявить проблемы формирования социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.

Объектом исследования курсовой работы является переходная экономика, а предметом исследования формирование национальных моделей переходной экономики.

В курсовой работе применяются следующие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод. При написании работы использовался системный подход.

Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебников, учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе излагаются общие теоретические основы переходной экономики, рассматривается роль государства.

Вторая глава посвящена анализу моделей переходной экономики. Рассматривается две сложившиеся модели перехода к рынку: градуализм и «шоковая терапия». Изучаются национальные модели переходных экономик Китая, России, Польши.

В третьей главе определяются направления и этапы реформирования экономики Республики Беларусь и выявляются проблемы формирования экономики в Беларуси.

. СУЩНОСТЬ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Переходная экономика, ее основные черты

В последней четверти XX века в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, связанным с развитием микроэлектроники и информационных технологий, в рамках компаративистики стала формироваться новая наука - транзитология - теория экономической трансформации. Она появилась в связи с ускорением процессов трансформации, но ведет начало от Н.Д. Кондратьева (длинные волны конъюнктуры). На примере одной из развивающихся стран транзитологические процессы проанализированы Э.де Сото. Предметом изучения транзитологии являются общецивилизационные проблемы изменения, трансформации хозяйственных систем. В настоящее время создана международная ассоциация транзитологов, в состав которой входит российский институт экономических проблем переходного периода.

Особое место теории переходной экономики в системе экономических и общественных наук определяется ее комплексным характером, объединяющим предметы исследования ряда общественных наук - экономических, социологических, политических, охватывающих всю цепь взаимодействий различных процессов (от экономики и технологии, социологии и культурологии до знаний о существе и роли политических трансформаций). Поскольку переходное состояние экономической системы выступает объектом исследования ряда социальных наук, то в наилучшей мере требованиям системности анализа отвечает институциональный подход.

Эволюционная теория общественного развития обосновывает ступенчатый характер общественной эволюции.

Каждая отдельная ступень эволюции экономических систем развивается исторически и проходит через три стадии: становления и восходящего развития; зрелого состояния; нисходящего развития, связанного с нарастанием нового.

Ш. Фурье определяет эти стадии как детство, рост, упадок, дряхлость. Первая и последняя из перечисленных выше стадий развития каждой ступени общественной эволюции характеризуются неполнотой, отсутствием целостности, сосуществованием элементов новой и старой экономики. Поэтому период между двумя зрелыми состояниями - это и становление новой экономической системы, и одновременно нисходящее развитие старой [ 2. c. 322-341].

С абстрактно-логической стороны, переходная экономика - это особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Она представляет собой промежуточное состояние общества, отражает цикличность экономического развития. Следовательно, переходный период - это период перехода от одной экономической системы к другой.

В современной переходной экономике переплетаются три блока проблем:

глобальные закономерности трансформации экономики;

тенденции современного этапа экономической трансформации;

трансформация административно- командной экономики в рыночную.

Третий блок рассматривает становление современной рыночной экономики не в условиях постепенного эволюционного развития а, в условиях коренной трансформации уже сложившейся на протяжении десятилетий административно-командной системы. В рыночной системе заложен принципиально иной механизм экономического развития чем в административно-командной, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного «подрыва» коренных социально-экономических отношений прежней системы, зарождения и развития новых отношений противоречиво соединяющихся с прежними. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Необходимо отметить, что потребность реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной системы обеспечивать устойчивые темпы экономического развития.

Я. Корнаи в книге «Социалистическая система» выделяет три главных группы мотивов перехода от плана к рынку. Первая группа мотивов - накопление экономических трудностей. Весь период существования социалистической системы сопровождается серьезными экономическим проблемами: хроническим отставанием в техническом развитии и в области потребления, дефицитом, расточительным использованием ресурсов и др. Но одновременно экономика растет весьма впечатляющими темпами, что позволяет рассматривать трудности как неизбежную расплату за быстрое развитие. Со временем, однако, темпы роста замедляются, а существующие экономические проблемы усугубляются. Стратегию форсированного роста нельзя проводить в жизнь бесконечно [3. c. 83].

Вторая группа побуждений к переменам - это недовольство народа. Низкое качество и узкий выбор товаров, отсталость сектора услуг, вечный дефицит, безразличие и произвол бюрократии - эти повседневные приметы социалистической реальности вызывают социальную апатию, чувство безнадежности и глухое недовольство.

С предыдущими двумя группами мотивов связана третья причина побуждений к переменам - утрата веры в социализм теми, кто сам находится у власти. Социалистическая система наделяет бюрократию почти безграничной властью, но власть остается устойчивой лишь до тех пор, пока сама бюрократия убеждена в легитимности своей власти, в превосходстве своих идей преобразования общества. Как только эта вера в среде бюрократии начинает ослабевать, вопрос о переменах ставится в повестку дня. Как результат, на рубеже 1980-1990 х годов идея перехода от социализма к капитализму стала воплощаться в жизнь. В этот период возникло понятие «переходной экономики» - экономической системы, сочетающей в себе элементы плановой и рыночной формы хозяйства. Главной задачей экономической политики в переходной экономике было скорейшее дерегулирование элементов «плана» и создание наиболее благоприятных условий для быстрого роста элементов «рынка».

Таким образом, создание рыночной экономической системы - это целевая установка переходного периода. Для ее реализации необходимо было в переходный период решить следующие задачи [1. c. 52]:

либерализация экономической деятельности (свобода торговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования);

решение проблемы дефицита по средствам ликвидации фиксированных цен;

введение жестких бюджетных ограничений;

создание рыночной конкуренции, борьба с монополизмом;

структурная перестройка;

формирование новой мотивации труда.

Изменения, происходящие в переходной экономике, обусловливают и характерные черты, присущие ей. Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие «безвозвратный» характер. Эти черты не просто временно нарушают устойчивость системы, после чего она может вернуться в равновесное состояние, а ослабляют ее, в результате чего она постепенно уступает место другой экономической системе.

Во-вторых, альтернативный характер развития. Итоги развития переходной экономики могут быть многовариантны, в следствии неустойчивости экономики. Итогом завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут быть разные варианты экономической системы, но все эти варианты представляют собой варианты развития, эволюции общества.

В-третьих, появление и функционирование особых переходных форм, например, денежная рента в период перехода от феодализма к капитализму, индикативное планирование при переходе к постиндустриальному обществу, коллективно-долевая собственность на землю в России.

В-четвертых, для переходной экономики характерен особый характер противоречий. Экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).

В-пятых - историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы.

Анализ данных по странам с трансформационной экономикой позволяет к числу уже выявившихся экономических закономерностей переходной экономики отнести следующие процессы, которые являются типичными для всех постсоциалистических стран:

. Возникновение многообразия экономических субъектов, которое осуществляется через приватизацию госсобственности и создание новых коммерческих структур.

. Преобразование экономической системы которая сопровождается большим или меньшим в зависимости от интенсивности рыночных реформ спадом производства.

. Продолжающегося в течении длительного периода падение производства и ВВП, что приводит к снижение жизненного уровня населения через конфискацию накопленных доходов, инфляцию, рост безработицы и углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов.

. Высокая инфляционность переходных экономик.

. Рост безработицы в переходный период.

. Аграрный кризис и полная монополия госсобственности на землю усложняют проведения реформ в данном секторе экономики.

. Криминогенный характер, первоначальное накопление капитала, что сказалось на формах "номенклатурной" приватизации госсобственности или ресурсов и неплатежах.

. Высокая дефицитность государственных бюджетов, ведущая к росту денежной и кредитной эмиссии, генерирующим инфляцию.

. Необходимость демонополизации в процессе приватизации и дальнейшего функционирования государственных (казенных) предприятий на основе разукрупнения и коммерциализации их деятельности.

. Высокая налоговая нагрузка.

. Инвестиционный кризис.

Таким образом, содержанием трансформационной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование ее отдельных элементов или корректировку экономической политики. Как показала практика, все страны с переходной экономикой в той или иной степени проводили и проводят системные реформы, сферы данных реформ: либерализация экономики; создание конкурентной среды; институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности; структурные преобразования; макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая); формирование системы социальной защиты населения. Эффективная реализация данных реформ невозможна без активного вмешательства государства. Именно государственному регулированию отводится важная роль в процессе формирования основных элементов рыночной системы.

1.2 Необходимость и особенности государственного регулирования экономики в переходный период

Переход от неэффективной административно-командной экономической системы к более эффективной - рыночной может основываться на изменении роли государства в экономике страны, т.е. роль государства должна измениться от прямого директивного управления к косвенному рыночному регулированию.

Необходимо отметить, что в переходной экономике роль государства принципиально отличается от роли, которую оно выполняет в условиях командно-административной или рыночной системы. Это вызвано следующими причинами:

процесс разгосударствления значительно уменьшает размеры государственного сектора, отвергает все объемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике;

в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низка. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в командной, а с другой - она должна быть более весомой, чем в развитой рыночной экономите. Наконец, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно.

Государство в трансформирующейся экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ, таких, как преобразование отношений собственности, поддержка малого бизнеса, реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой рыночной экономике выполняют другие рыночные функции, например в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.

Государство в переходной экономике выполняет те же функции, что и в любой другой. Во-первых, оно осуществляет производство "общественных благ"; во-вторых, защищает общество от "внешних эффектов" (охрана природной среды); в-третьих, регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь); в-четвертых, сглаживает неравенство в доходах; в-пятых, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.

Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные методы регулирования экономики, причем на первоначальном этапе преобладали прямые методы. Это было обусловлено следующими причинами:

  • значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия;
  • рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, еще не была создана в полной мере;
  • кризис в экономике, характерный для переходного периода, мог быть преодолен только при условии прямого воздействия государства.

Исходя из этого можно выделить три основных направления деятельности государства в странах с трансформационной экономикой:

  1. Создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики.
  2. Перестройка самой государственной структуры на принципах демократии и потребностей рыночного хозяйства, требующая коренного преобразования аппарата исполнительной власти, овладения им новыми методами управления экономикой.
  3. Переход к новым формам регулирования, реализация социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста; сдерживание инфляции, т.е. стабилизация экономики; сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное напряжение.

Важнейшим направлением деятельности государства в переходный период является его законотворческая деятельность, приобретающая в переходной экономике особую значимость. Она необходима для предотвращения анархии при перестройке экономических и социальных отношений; правовой поддержки формирующихся рыночных отношений: защиты прав собственности, конкуренции, проведения демонополизации экономики; правовой защиты населения от инфляции, других негативных проявлений рынка; законодательного регулирования взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, обеспечения национальной безопасности, в том числе экономической.

Государство выступает наиболее крупным инвестором, обеспечивающим структурную перестройку народного хозяйства. Только оно способно переоснащать отдельные отрасли на основе современных направлений НТР. Государство также активно способствует созданию экономических условий для инвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвестиций. Оно предоставляет экономические гарантии, льготные кредиты и другие виды финансовой помощи инвесторам.

Существенную роль играет государство в станах с переходной экономикой в борьбе с инфляцией. Цены растут тогда, когда денег в стране становится больше, чем товаров. Поэтому для того, чтобы ограничить инфляцию, нужно либо увеличить производство товаров, либо уменьшить количество денег в обращении, либо сделать то и другое. Основным механизмом регулирования цен становится применение косвенных методов воздействия на динамику уже введенных свободных цен на товары и услуги с использованием налоговой, амортизационной, таможенной политики и других механизмов, в том числе прямого административного ограничения цен.

Одним из ведущих направлений экономической политики государства является реализация промышленной политики.

В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику, направленную на создание условий для ее либерализации, освобождает от государственного монополизма хозяйственные субъекты путем предоставления им права лицензирования и самостоятельного ведения внешней торговли. Кроме того, оно вынуждено принимать протекционистские меры для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции при наплыве более дешевых иностранных товаров на внутренние рынки страны.

В период реформ возникают объективные условия для усиления социальной напряженности в обществе: резкий рост дифференциации доходов, высокие темпы инфляции, "съедающие" значительную часть заработной платы, быстро прогрессирующая безработица, резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, в связи с чем государство осуществляет регулирование социальных отношений.

Таким образом, роль государства в переходной экономике только возрастает, так как именно государство выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ и кроме этого, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции по регулированию рынка.

1.3 Варианты перехода к рыночной экономике

Практика постсоциалистических стран, демонстрирует два основных варианта трансформации плановой экономической системы в рыночную экономику:

первый (исторически более ранний) - эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай);

второй - «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России, и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме - в Польше).

Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства.

Выбор пути перехода к рыночной экономике зависит от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.

Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.

В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.

Первая группа включает страны, где была проведена «шоковая терапия» (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии), и большинство из этих стран завершили переход. Это было обусловлено рядом факторов: существованием исторического опыта рыночной экономики, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, согласием всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.

Вторая группа включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, Беларусь, другие страны - члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.

Третью группу составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство плановой экономики было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.

Далее более подробно рассмотрим каждый вариант реформ.

Градуализм (от английского слова «gradual» - постепенный),) - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения [4. с. 192 ].

Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится к посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что может служить образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.

На примере Китая можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Китае продолжается с 1979 г.

2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка.

3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и затем распространяются на инвестиционные отрасли.

4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения инфляции.

6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.

Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов, и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями [ 4. с. 203].

Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Исходя из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией главная цель. [5. c. 105].

Недолгая история переходной экономики показывает, что почти все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах - например, в Польше, Чехии и Эстонии - этот опыт был вполне успешен.

Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер:

1.Реформа цен и рынка (либерализация экономики): реформа внутренних цен; либерализация системы распределения; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

2. Развитие частного сектора - приватизация: малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий.

. Пересмотр роли государства: ограничение права государственной собственности; ограничение прямой хозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальной сфере.

. Макроэкономическая стабилизация: новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии [12. c. 163].

Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы, возможно, предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т. е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

Целесообразно рассмотреть более подробно различные модели переходной экономики на примере конкретных стран.

. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 Китайские реформы: универсальные тенденции и специфические особенности

Наиболее характерная черта китайских системных экономических реформ состоит в постепенности, градуализме этого процесса. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». Изменения в институциональной структуре экономики, механизме ценообразования, системе внешнеэкономического регулирования и т.д. происходят эволюционным путем и растягиваются на достаточно длительные периоды времени. Формы хозяйственной организации, свойственные развитым рыночным экономикам, берутся за образец, но ставка делается не на формированное насаждение этих форм в принципиально иную экономическую среду, а на их постепенное возникновение из самой реформирующейся экономики. Новые методы хозяйствования обычно отрабатываются в экспериментальном порядке - в пределах отдельных регионов, отраслей или даже группы предприятий. Широко используются различного рода переходные формы. Допускается возможность возвратных движений, например, в случаях, когда применение тех или иных хозяйственных нововедений ухудшает макроэкономическую ситуацию или же усиливает социальную напряженность.

Китай в последние два десятилетия демонстрирует устойчивые темпы экономического роста и достиг больших результатов в реформировании экономики, на фоне всех остальных постсоциалистических стран, и является на сегодня второй экономикой мира после США, что подтверждается статистическими показателями (Приложение Б)[16]

Далее проанализируем, как Китаю удалось достигнуть данного уровня экономического развития.

Необходимо отметить, качественные отличия экономики КНР от большинства других переходных экономик. Если Беларусь, многие страны члены СНГ и Восточной Европы к началу реформ представляли собой высоко индустриализованные экономики, то Китай в то время остался страной, аграрно-индустриальной. К концу 70-х гг. около 80% почти миллиардного на тот момент населения КНР проживали в сельской местности. Поэтому существовали объективные условия для активизации экономического развития через стимулирование сельскохозяйственного производства.

Реформы в Китае начались с сельского хозяйства. Земельные участки стали передаваться крестьянским дворам в аренду на правах семейного подряда. Быстрым оказался положительный эффект от проведенных на селе преобразований. Всего за шесть первых лет реформы (1978-1984 гг.) валовой сбор зерновых в Китае увеличился с 304,8 до 407,3 млн. т. Уже к середине 80-х гг. было достигнуто равновесие на рынках сельскохозяйственной продукции, проблема дефицита продуктов питания утратила актуальность. Если к моменту начала реформ не менее 1/4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности, то во второй половине 80-х гг. проблема насыщения минимальных потребностей в продовольствии и одежде была решена уже для 95% сельского и практически всего городского населения [30].

Не менее важно и то, что успешная аграрная реформа привела к действие новый механизм индустриализации - через создание непосредственно в сельской местности так называемых волостных и поселковых предприятий.

Процесс развития волостных и поселковых предприятий достаточно точно отражает общую ситуацию в структуре отношений собственности, присущих современной китайской экономике, Как и предприятия в крупных городах, они подразделяются с точки зрения отношений собственности на множество видов: государственные (центрального или провинциального и местном» подчинения), коллективные, находящиеся в индивидуальной собственности, частные (с числом наемных работников более восьми человек), акционерные, с иностранными инвестициями.

В целом можно сказать, что в Китае велика роль различного рода переходных и смешанных форм собственности. В то же время необходимо отметить, что высокие темпы экономического развития в последние десятилетия были обеспечены за счет хозяйственной активности именно негосударственных предприятий.

Переходный характер современной китайской экономики, сосуществование в ней элементов прежней административно-командной и новой рыночной систем оказывают определяющее воздействие на процессы общественного воспроизводства в стране. В целом типичную картину макроэкономического цикла в КНР можно представить следующим образом. В интересах ускорения экономического развития, создания дополнительных рабочих мест, а также под давлением групповых интересов на отраслевом и региональном уровнях государство ослабляет денежную политику. Это приводит к усилению хозяйственной активности предприятий и местных властей. В экономике возникает инвестиционный бум, приводящий к сверхвысоким темпам экономического роста и ускорению роста цен. Вслед за инфляцией спроса, вызванной кредитной эмиссией, в процессе хозяйственного подъема выявляются «узкие места» экономики, и это способствует появлению инфляции издержек. Когда инфляция достигает социально неприемлемого уровня, государство ужесточает денежную политику и контроль над капиталовложениями. Совокупный спрос ограничивается, ресурсные ограничения сглаживаются. Происходит замедление экономического роста. Инфляция постепенно снижается. В то же время трудности, связанные с дефляционной политикой (неплатежи, проблемы со сбытом продукции и получением кредитов, высвобождение трудовых ресурсов и т.д.), вызывают все большее недовольство у хозяйственников и населения. В совокупности эти обстоятельства постепенно подготавливают условия для начала нового цикла.

А так как в Китае наблюдается незавершенность институциональных преобразований, циклическая динамика экономического роста в свою очередь оказывает немалое обратное влияние на темпы реформ в стране. Можно говорить о действии двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, новые усилия по реформированию экономики обычно являются попытками решения проблем, выявившихся в ходе очередного макроэкономического цикла. Но, с другой стороны, очередное ухудшение макроэкономической ситуации (будь то ускорение инфляции или резкое замедление экономического роста) нередко является для властей доводом в пользу отсрочки тех или иных реформенных мероприятий или даже возвратных движений в сторону усилении государственного контроля над экономикой.

Половинчатыми оказались изменения в банковской сфере. В ходе реформы предполагалось существенно модифицировать существовавшую с начала 80-х гг. двухъярусную банковскую систему. Народный банк Китая (верхний ярус) должен был превратиться в подлинный центральный банк страны, ответственный за стабильность национальной валюты. Для этого должно было быть сведено к минимуму вмешательство в его деятельность со стороны центральных и местных властей. Расположенные на нижнем ярусе государственные специализированные банки, а также так называемые универсальные государственные банки должны были коммерциализироваться, т.е. в их деятельности главным ориентиром должно было стать извлечение прибыли.

Тем не менее, принятый в 1995 г. закон о Народном банке Китая (НБК) оставил в силе принцип прямого административного подчинения НБК Госсовету КНР. Не были реализованы проекты административной реформы в самой системе НБК: она по-прежнему воспроизводит общие принципы административного деления страны, что обусловливает значительное влияние местных властей на провинциальные и уездные отделения НБК. Сохранена практика административного установления обязательных для всех банков ориентиров процентных ставок по кредитам и депозитам. На деле, это приводит к тому, что процентные ставки недостаточно эффективно используются в качестве инструмента воздействия на макроэкономическую ситуацию. Пересмотр ставок становится возможным только после соответствующих решений НБК и Госсовета КНР, и в результате запаздывания таких решений реальные процентные ставки нередко остаются заниженными (в условиях высокой инфляции) или завышенными (в условиях вялого экономического роста).

Больше последовательности было проявлено в реформе налоговой системы. С начала 1994 г. ставка подоходного налога для предприятий всех форм собственности была унифицирована и установлена на уровне 33% (до этого по такой ставке налог уплачивали предприятия с иностранными инвестициями, для государственных и коллективных предприятий она достигала 55%, а для индивидуальных предприятий - 60%). Одновременно была упразднена система подрядной ответственности для государственных предприятий, теперь они должны платить подоходный налог по единым ставкам.

Реконструкции подверглась система косвенного налогообложения. Центральное место в ней теперь занимает налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый в сферах производства, оптовой, и розничной торговли, а также при импортировании товаров и услуг. Значительно сузилась сфера действия акцизного налога. Он теперь не взимается с импорта. Ставки налога варьируют от 3 до 45%. В сфере услуг, как и прежде, взимается налог на деловые операции (по ставкам от 3 до 5%), но торговые операции облагаются теперь не этим налогом, а НДС [30].

Составной частью стратегии китайских реформ является политика открытости внешнему миру. С конца 70-х гг. внешнеэкономическая открытость считается в Китае необходимым условием модернизации страны.

В целом можно сказать, что либерализация системы внешней торговли в Китае - это долговременный процесс, допускающий возможность тактических отступлений. Китай не использовал сразу полную либерализацию внешней торговли. Использовал разумную протекционистскую защиту национальных производств. Показательно, что накануне начала переговоров о вступлении Китая в ГАТТ в 1986 г. ставки импортных пошлин по большинству товарных групп были резко увеличены с тем, чтобы создать китайской стороне поле для последующих переговорных уступок.

В области экспортного регулирования либерализация также носит постепенный характер. В КНР действует не регистрационный, а разрешительный порядок выхода предприятий на внешние рынки.

Китай имеет большие достижения в политике открытости в области привлечения в экономику страны иностранного капитала. Китай сумел добиться устойчивого притока инвестиций из-за рубежа уже в 80-е гг. Период 90-х гг. характеризуется резким возрастанием объемов и изменениями в структуре иностранного инвестирования. Если в 80-е гг. пальма первенства принадлежала иностранным кредитам, то с начала 90-х гг. ведущую роль стали играть прямые инвестиции [30].

КНР стала вторым в мире (после США) и крупнейшим среди развивающихся стран получателем прямых иностранных инвестиций. Зарубежных предпринимателей привлекают в Китае возможности освоения гигантского и быстрорастущего внутреннего рынка страны, использования местной дешевой рабочей силы и природных ресурсов. Большое значение имеет также наличие многочисленной зарубежной диаспоры этнических китайцев, располагающих значительными капиталами, налаженными сбытовыми сетями и опытом деятельности на мировых рынках. На вложения предпринимателей китайской национальности, проживающих в других странах, а также на территориях, по тем или иным причинам, отторгнутым в свое время от Китая приходится не менее 60% общего объема прямых инвестиций в экономику КНР .

Государства для стимулирования иностранных вложений в Китай, проводит политику предоставление предприятиям с иностранным участием специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и т.д.). В особенности это было свойственно начальному периоду политики открытости, когда Китай воспринимался большинством инвесторов как высоко рискованный рынок, а перестройка хозяйственной системы КНР только набирала обороты. По мере активизации притока иностранного капитала, с одной стороны, и углубления рыночных реформ - с другой, происходит постепенное выравнивание режимов хозяйствования для национальных и иностранных инвесторов. Но делается это не столько путем лишения предприятий с иностранным участием преференциального статуса, сколько за счет распространения аналогичных условий на китайские предприятия.

Резюмируя отметим, успех китайских экономических реформ во многом связан с особенностями избранной тактики - постепенным осуществлением реформ, асинхронностью экономических и политических преобразовании, умелым идеологическим их обеспечением. В этом смысле позитивные наработки китайского опыта имеют универсальное значение. В то же время необходимо учитывать качественные отличия китайской экономики от экономик большинства европейских постсоциалистических стран. Незавершенный характер индустриализации сделал возможным и КНР формирование негосударственных укладов экономики не на базе государственного сектора, а наряду с ним. Во многом за счет этого и КНР в последние два десятилетия были достигнуты высокие темпы экономического роста.

При очень высоких среднегодовых показателях экономическою роста в КНР тем не менее он весьма неравномерен. Динамике роста свойственны циклические тенденции, а именно - колебания между резкими ускорениями роста и вспышками инфляции, с одной стороны, и дефляционными замедлениями экономического роста - с другой. Причины такой цикличности связаны с незавершенностью институциональных преобразований в экономике, в частности, с сохранением среды «мягких бюджетных ограничений» в государственном секторе и связанных с ним хозяйственных укладах.

Характерной чертой преобразований в Китае является тесная взаимосвязь внутренних экономических реформ и мер по активизации внешнеэкономических связей. Процесс либерализации внешнеторгового и инвестиционного режимов носит постепенный характер. Привлечение иностранного капитала в китайскую экономику многовариантно: не пользуются различные организационные формы совместных предприятий, разнообразные типы свободных экономических зон, дифференцированные методы налогового стимулирования инвестиций.

Необходимо отметить, что в Беларуси сложилась принципиально иная, чем в Китае, политическая и экономическая среда. Поэтому речь не может идти о возврате к исторической «развилке», пройденной Беларусью в конце 80-х - начале 90-х гг. И, по-видимому, для неё имеют значение уже не столько общие принципы «реформирования по-китайски», сколько отдельные удачные наработки по конкретным направлениям реформ, например, китайский опыт преобразований в сельском хозяйстве, создания благоприятной среды для иностранных инвестиций и т.д. Однако и здесь требуется учет китайской специфики, так как существуют качественные отличия экономики КНР от большинства других переходных экономик.

.2 Модель «шоковой терапии» в Польше

К началу реализации экономических реформ (1 января 1990 г.) экономика Польши находилась в состоянии глубокого экономического кризиса, который носил системный характер. Кризисное состояние экономики проявилось, в первую очередь, в нарастающем спаде производства, гиперинфляции и снижении уровня жизни населения. Ситуация в Беларуси была аналогичной ситуации в Польше.

Выход из создавшегося положения руководство страны видело в проведении курса на кардинальные системные изменения:

изменение структуры собственности;

полное введение рыночных механизмов;

реформы финансовой и банковской системы, а также конвертируемости злотого, обеспечивающей открытый характер экономики.

Начало системных изменений предполагалось совместить с этапом стабилизации экономики, основными элементами обеспечения которой стали следующие финансовые меры:

. Жесткая денежно-кредитная политика, связанная с резким сокращением денежной эмиссии, а также применение высоких процентных ставок на кредиты. Резко ограничено применение льготных кредитов.

. Ликвидация бюджетного дефицита, главным образом, за счет значительного ограничения дотаций, а также отмены большинства налоговых льгот и освобождений от уплаты налогов.

. Либерализация цен и повышение цен, остающихся под административным контролем (энергоносители, транспортные тарифы, квартплата и лекарства).

. Введение частичной конвертируемости польской валюты - злотого - при ее значительной девальвации, унификации курса на всех рынках и либерализации внешней торговли.

. Жестко ограничительная политика доходов [13. c. 85].

Именно этот комплекс финансовых мер и получил в Польше название «шоковой терапии».

Анализ начального этапа рыночных реформ в Польше позволяет рассмотреть один из возможных вариантов перехода к новой экономической системе.

Как было сказано выше, по отношению к предприятиям, в том числе и государственного сектора в сельском хозяйстве, проводилась жесткая монетарная политика. Резко повышены ставки банковских кредитов, увеличен налог на оборотные средства, ограничены возможности использования валюты предприятиями, сокращены государственные дотации. Эти меры поставили предприятия в крайне сложное положение.

Новая экономическая политика создавала для сельского хозяйства столь же жесткие финансово-кредитные условия, как и для городского сектора. Были отменены практически все дотации для сельскохозяйственного производства, повышены ставки банковского процента для кредитования оборотных средств.

В результате правительству удалось резко сократить эмиссию «пустых» денег и укрепить злотый, повысить его привлекательность на внутреннем рынке. Однако этот процесс имел и негативные последствия. Такая денежная политика привела к дефициту наличных средств на предприятиях, углубившемуся недоступностью банковских кредитов на оборотные средства. А это стало одним из факторов спада промышленного производства.

В целях укрепления злотого были приняты меры по повышению его внутренней конвертируемости. Для предприятий внутренняя конвертируемость означает возможность оплачивать без ограничения польской валютой импорт любого рода товаров из-за рубежа. Наряду с этим свободный доступ к иностранной валюте по официальному курсу для всех хозяйственных субъектов означает и обязательность продажи банку вырученной от экспорта валюты по этому же курсу. Лица, ведущие хозяйственную деятельность на индивидуальной основе, обязаны продавать заработанные валютные средства. Для населения внутренняя конвертируемость открыла возможность свободной продажи и приобретения валюты внутри страны и купли товаров на внутреннем рынке за конвертируемую валюту. Право на осуществление операций с валютными средствами получили специальные валютные банки и меняльные конторы, обслуживающие население.

В условиях дефицита финансовых средств у предприятий и одновременного введения высоких пошлин на импорт (временная мера с целью достижения внешнеторговой сбалансированности) предприятия были поставлены перед необходимостью широкой продажи валютных накоплений для обеспечения текущей деятельности (около 1,5 млрд. долларов). Кроме того, высокий рост стоимости жизни вынуждал население использовать свои накопления, в том числе и валютные, для поддержания уровня потребления. Продажа валютных накоплений населения также стимулировалась поддержанием завышенного валютного курса.

Таким образом, государственная казна пополнилась почти 2 млрд. долларов без привлечения средств Стабилизационного фонда, что было весьма существенно с точки зрения формирования отношений с МВФ [13. c. 89].

В целом к концу первого полугодия: спад промышленного производства составил около 30%; национальный доход уменьшился на 15%; реальные доходы городского населения снизились на 32% и крестьян - на 19%; безработица 4,2% всех занятых. [13. c. 89].

Таким образом, в экономике начали развиваться процессы, которые не предусматривались ни в момент разработки программы, ни в начале ее реализации. К средине 1990 г. стало очевидным, что жесткое ограничение народно-хозяйственного спроса из фактора балансирования экономики становится фактором углубления кризиса.

Правительство пыталось оперативно отреагировать на резкое ухудшение экономической ситуации, был принят комплекс мер направленных на оживление материального производства и, в первую очередь, о смягчении финансовых условий функционирования предприятий. Одновременно были внесены изменения в систему ограничения роста заработной платы (повышен уровень индексации). Однако изменения условий хозяйствования оказались недостаточными для оживления производства. На большие же смягчения правительство не могло пойти из-за опасений вызвать новый виток инфляции, который был бы неизбежен в условиях монополизма предприятий.

Необходимо отметить, что в программе на первое место был поставлен подъем экономики путем ее структурной перестройки на основе приватизации. На практике же на первое место вышла необходимость преодоления гиперинфляции как предпосылки дальнейших реформ и финансового оздоровления, а главным элементом экономической политики вполне обосновано в этих условиях стали денежно-кредитные рычаги. Однако очень быстро они оказались практически единственным средством воздействия правительства на экономику.

Эта трансформация политики произошла тем более легко, что в программе отсутствовал раздел преобразований производства. Ставка делалась на быстрое развитие процессов приватизации, которая, в свою очередь, автоматически приведет к оздоровлению производственной структуры. Причем под процессом приватизации тогда понимался прежде всего приток иностранного, крупного и среднего капитала в страну, под который и происходила «ломка» производственной структуры промышленности и сельского хозяйства. Именно приток иностранного капитала должен был дать толчок формированию внутреннего предпринимательского капитала и ускорить процесс его первоначального накопления.

На практике лишь к концу года был подготовлен перечень из 7 предприятий, подлежащих приватизации, а проведена она была всего на 5 предприятиях, преобразованных в акционерные.

Необходимо отметить, что «малая приватизация» проводилась достаточно активно.

Происходящая в стране перестройка структуры хозяйства связана главным образом с развитием частного сектора в экономике, опирающегося на мелкий частный капитал фирм. Этот процесс связан не с изменением формы собственности государственных предприятий, а с развитием традиционно существовавшего в Польше частного сектора экономики. После корректировки во втором полугодии 1990 г. налоговой и кредитной политики по отношению к частному сектору в его развитии произошел перелом: доля частного сектора возросла в численности занятых вне сельского хозяйства - с 12% в 1989г. до 15,7% в 1990г.; в реализованной продукции промышленности - соответственно с 7,4% до 13,4%; в объеме строительно-монтажных работ - с 29% до 35%; в стоимости транспортных услуг - с 6,8% до 9,9% [31].

В 1991г. в розничной торговле частные магазины составляли уже 75% их общего числа, а их оборот превышал 80% валового оборота розничной торговли. В строительстве свыше 40% производства приходится на частные предприятия. В целом за первое полугодие 1991г. количество частных предприятий возросло на 12,4%, причем ежемесячно они увеличивали занятость на 70,5 тыс. человек, т.е. заметно снижали уровень безработицы [31].

Таким образом, в 1990 - 1991гг. частный сектор стал единственной динамично развивающейся сферой материального производства и сыграл роль своеобразного амортизатора спада в государственном секторе экономики Польши. В целом, социально-экономическое положение в стране в 1991г. оставалось крайне сложным.

Наиболее полно замыслы правительства были реализованы в сфере внешней торговли - практически обеспечен «открытый» характер экономики.

В результате «шоковой терапии» и малой приватизации польская экономика с 1992 г. начала выходить из кризиса.

Последовательное внедрение экономических реформ, успехи процессов реструктуризации, а также положительные макроэкономические показатели, достигнутые в результате целенаправленной экономической политики, осуществляемой государством, помогли Польше избежать кризисов, переживаемых многими странами мира (Приложение В).

Благодаря этому Польша все чаще воспринимается в мире как страна успеха. Это мнение нашло свое отражение и в оценках, выдаваемых международными экономическими организациями и финансовыми институтами, и в мировой экономической публицистике.

Согласно отчету Ernst & Young (E&Y) за июнь 2011 г. Польша заняла: 1 место среди стран Европы по росту объема инвестиций в сравнении с 2009 г. (40%) и 3 место в сфере создания рабочих мест благодаря прямым иностранным инвестициям в 2010 г. Согласно базе данных инвесторов из разных стран мира «FDI Intelligence» Польша является самой привлекательной страной для производственного сектора в Европе, и занимает 3 место в мире, уступая только США и Китаю. Влиятельная еженедельная англоязычная газета «The Economist» отметила, что Польша лучше всех справилась с кризисом в Европе по сравнению с другими странами региона. «The Economist» также отдала Польше 5 место в мире по объему роста ВВП. Согласно Всемирному инвестиционному отчету UNCTAD 2011 г., опубликованному в Польском Агентстве Информации и Иностранных Инвестиций, Польша является шестой в списке самых привлекательных стран для размещения инвестиций в 2011-2013гг.

Таким образом, успех польских реформ («шоковой терапии») был результатом радикального подхода со стороны правительства к минимизации социальных издержек, возникающих во время перехода к рыночной экономике, и широкой политической (и социальной) поддержки со стороны Европейского сообщества.

Независимо от политических событий и частых смен кабинета в 1990-1995 гг. правительство всегда имело поддержку большинства парламента. В то же время со стороны правительства не было намерения пересматривать общий ход реформ. Это позволяло говорить, что сотрудничество с МВФ носило в основном экономический, а не политический характер. Аналогичным образом кооперация с другими финансовыми институтами, такими, как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, происходила в направлении проведения реформ, намеченных польским правительством. Все это давало МВФ основания для предоставления Польше поддержки, прежде всего по причине готовности польского правительства и всего общества в целом проводить экономические преобразования.

Вывод: Анализ различных моделей перехода от одной экономической системы к другой показал, что каждая из них может быть успешна, как «градуализм» в Китае, так, например «шоковая терапия» в Польше. Все зависит оттого в каких условиях проводится реформа и насколько последовательно правительство в реализации принятых мер. «Последовательная экономическая политика, сочетающая либерализацию рынков, внешней торговли и процесса создания новых предприятий с разумной стабильностью цен, может достичь очень многого даже в тех странах, где отсутствуют четко определенные права собственности и сильные рыночные институты»[22. c.32].

При этом нельзя не отметить, что значительно успеха достигли те страны, которые до начала реформ имели более низкий уровень экономического развития, со слаборазвитой промышленностью, чем, те где была высокая степень индустриализации. Можно поэтому, предположить, что относительно бедные сельскохозяйственные страны, имели преимущества в сравнении с более развитыми, поскольку их примитивный основной капитал был менее подвержен деформациям и, даже если и был деформирован и подлежал замене, составлял по стоимости меньшую часть ВВП и инвестиций.

Таким образом, из опыта всех стран с переходной экономикой можно сделать, по крайней мере, один общий вывод в отношении процесса реформ во всех странах: если реформы вызывают необходимость структурной перестройки (перераспределения ресурсов), то их темп должен быть таким, чтобы масштаб реструктурирования не превышал инвестиционный потенциал экономики. Это главное обоснование необходимости постепенной, а не одномоментной ликвидации тарифных и нетарифных барьеров, субсидий и иных форм государственной поддержки определенных секторов. Иначе говоря, большее падение производства в странах бывшего СССР объясняется большими диспропорциями в структуре экономики и во внешней торговле, оставшимися в наследие от плановой системы.

. ПУТИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3.1 Направления и этапы реформирования экономики Республики Беларусь

экономика переходный реформирование регулирование

В Беларуси социальные и экономические реформы начались после распада Советского Союза. Необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках.

В отличие от большинства республик СССР, выбравших «шоковый» вариант реформы, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике страны элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля.

Необходимо выделить следующие направления экономических реформ:

) Создание социально-ориентированной рыночной экономики.

После того как Республика Беларусь получила независимость, возникла необходимость утвердить собственную стратегию экономического развития и перспективный план экономического развития. Руководство страны считало, что необходимо, с одной стороны, сформировать рыночные отношения, создать экономику, обладающую жизненными силами; с другой стороны, учитывать реальную обстановку, возникающую из рыночных отношений, и тенденции к региональному разделению и интернационализации в экономической жизни.

Правительство Беларуси с самого начала отдавало преимущества рыночной экономики и избрало эту модель в качестве цели экономических реформ.

Были утверждены первоочередные задачи при достижении данной цели:

реструктуризация народного хозяйства;

поиск законных оснований и форм рыночной экономики;

создание условий и механизмов для органического сочетания различных форм собственности;

введение активной политики социального благосостояния;

коренное изменение политики вмешательства государства в экономику [26. с.39].

Необходимо отметить, что вышеперечисленные задачи правительства в процессе осуществления сильно менялись, выполнялись не полностью, а некоторые вовсе не были выполнены. Однако целью реформы неизменно оставалась рыночная экономика.

) В ходе экономических реформ был осуществлен переход от радикальной к постепенной форме трансформации плановой экономики в рыночную.

В Беларуси на начальном этапе реформ также выдвигался проект «шоковой терапии», были также попытки провести его в жизнь. Но из-за множества реальных ограничений, радикальный ход реформ очень скоро был изменен. Белорусское правительство избрало новый курс, объективно проанализировало структуру производства в стране, уровень развития экономики, состав населения, особенности национального менталитета народа, осуществило переход к постепенной форме проведения реформ, не проводило масштабной приватизации, избежало социальных волнений и углубления экономического кризиса. В период реформ государство проводило активное вмешательство во все сферы экономической жизни. Удалось также избежать такого резкого снижения уровня жизни народа, как в России. Обеспечив социальную стабильность, правительство Беларуси начало активно распространять стратегию перехода на рыночные рельсы, в некоторых отраслях экономики провело приватизацию, утвердило цели и конкретные политические установки по проведению различных этапов реформ. Например, в конце первого этапа были выдвинуты следующие задачи: создание условий для введения политики приватизации; стабилизация финансовой системы; снижение инфляции и т. д. На втором этапе реформы решались следующие проблемы: перенос центра тяжести реформ на пересмотр структуры производства; прекращение хода "малой" приватизации и начало "крупной" приватизации, а также формирование на данной основе рациональной структуры производства, подобной имеющимся в развитых странах; слияние с международной экономикой; сохранение равновесия между доходами и расходами и т. д. Значительные изменения методов данной реформы обеспечили постепенное продвижение других реформ в условиях социальной стабильности. Разумеется, с точки зрения экономических результатов реформ, скорость и масштабы реформ были недостаточно велики, что не позволило достичь планируемых результатов.

) Центральным звеном белорусских экономических реформ являлась городская экономика.

Беларусь - индустриальная страна, население, занимающееся сельским хозяйством, составляет менее 15%, однако средняя площадь пахотных земель на человека здесь велика, земля плодородная, количество осадков достаточное, существуют богатые ресурсы и благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Однако количество рабочей силы в сельском хозяйстве мало, большинство рабочей силы сосредоточено в городах, таким образом, городская экономика играет в Беларуси определяющую роль.

Похожие работы на - Трансформация экономических систем в постсоциалистических странах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!