Особенности процесса реформирования экономики Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    161,58 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности процесса реформирования экономики Республики Беларусь

Введение

Основная трудность трансформационного периода периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях остается предметом дискуссий. Как показывает мировой опыт, современная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Роль и значение государственных методов управления экономикой в трансформационный период в известном смысле возрастает.

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что трансформация, означает сложный социально-экономический и политический процессы, которые осуществляются как следствие экономического «вызова» конкретно сложившихся условий при активной роли субъективного фактора. Сложность и многогранность проблемы перехода (трансформации) экономики от одного типа к другом заключается как глубинных корневых оснований отдельных трансформационных процессов, так и в их взаимодействии.

Степень разработанности темы. Проблемы системной трансформации, моделей и типов экономических систем, методов перехода от централизованно плановой экономики к рыночной не сходят с повестки дня последнее десятилетие; поднимаются вопросы экономической роли государства, социальной ориентации реформ. Все эти проблемы рассматриваются на международных конференциях, проводятся симпозиумы, на которых зарубежные экономисты дают советы отечественным ученым и реформаторам относительно дальнейшего развития нашего государства.

Необходимость написания данной курсовой работы состоит в теоретико-эмпирическом осмыслении проблем, стоящих перед постсоциалистическими странами, а также обоснования приемлемых, с позиции общенациональных интересов, ответов на вызовы современности и предопределила выбор темы диссертационной работы.

Цель работы состоит в рассмотрение моделей и проблем трансформации экономики в постсоциалистических странах.

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

·        изучить основные модели рыночного поведения реформированных экономик;

·        рассмотреть проблемы реализации моделей реформирования в отдельных странах;

·        изучить особенности процесса реформирования экономики Республики Беларусь.

Объект исследования - экономики постсоциалистических стран.

Предмет исследования - процесс трансформации рыночной системы хозяйствования.

В процессе исследования применялись общенаучные методы: диалектический материализм, индукция и дедукция, анализ и синтез, абстракция и другие.

В качестве экономико-математических методов использовались методы: моделирования, сравнения, экстраполяции и др.

Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов.

Появилось много работ, содержащих результаты исследования перехода к рыночной экономике, поисков путей идентификации условий и факторов, траектории и направления, норм и правил хозяйственных взаимодействий, используемых в мировой экономике. Различные аспекты трансформации и диверсификации экономики нашли свое отражение в работах: И.Л. Барковская «Кризис наступает - реформы продолжаются» в которой рассмотрены реформы постсоциалистических странах, О. Воробьева «Современная трактовка понятия «реструктуризация» рассматривает модели трансформации, варианты трансформации, О.Н. Грабова «Динамика экономических отношений», А.В. Рощенко «Особенности переходной экономики и ее специфика в Республике Беларусь», С.М. Уланов «Шоковая терапия. Издание второе».

Вместе с тем многие аспекты трансформации экономических систем продолжают оставаться недостаточно исследованными. Многолетняя практика развития постсоциалистических стран является солидной эмпирической базой для более глубокой теоретической проработки проблем трансформации экономических систем и формулирования предложений по ее дальнейшему осуществлению.

рыночный реформирование правовой

1. Сущность, объективная необходимость и основные модели реформирования экономики


Трансформационная экономика - экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития.

Целью трансформации заключается в переходе к социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор.

Необходимость трансформационной экономики обусловлена ее следующими главными задачами:

.        Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

.        Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

.        Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

.        Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

.        Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики [3, с. 160].

В трансформационной экономике имеет место специфика отношений и прав собственности. Она определяется, во-первых, переходным характером таких прав. Они подвижны, изменчивы, причем их динамика не обязательно линейна, трансформация прав собственности идет то ближе к полюсу частной собственности, то к общественной собственности. Во-вторых, переходный характер собственности порождает нетождественность содержания и формы собственности. Права собственности в переходной экономике либо слабо специфицированы, либо не специфицированы вообще.

Рост степени открытости таких экономик требовал выдержать конкуренцию на мировом рынке, порождал необходимость интенсификации привлечения инвестиционных ресурсов, в том числе иностранных. Однако в силу экономической нестабильности таких экономик инвестиционная привлекательность их очень мала. Отсюда и неэффективность попыток быстрого перехода к интенсивному типу расширенного воспроизводства [5, с. 387].

С точки зрения методологии трансформации образовалось несколько подходов:

·        неоклассический;

·        неокейнсианский;

·        неоинституциональный;

·        эволюционистский.

Неоклассики, в том числе представители монетаризма, рассматривают проблему перехода от централизованной экономики к рыночной сквозь призму движения от одного равновесного состояния к другому. Поэтому сам процесс перехода особых трудностей якобы не представляет, стоит лишь провести приватизацию, либерализацию цен, формирование структуры производства согласно потребностям общества. Фактически речь идет о варианте быстрого, кардинального перехода к рынку («шоковой терапии»), в результате которого бурными темпами начнет развиваться капитализм. Но шоковый вариант не обеспечивает экономике высокие темпы роста и оптимальное равновесие. Сторонники неоклассического направления, также отдавали предпочтение экономической свободе, частному предпринимательству и невмешательству государства в рыночную систему.

Неокейнсианцы рассматривают эволюцию экономической системы на основе теории неравновесия, а деньгам придают роль нейтрального фактора. Важную роль отводят проценту как передаточному звену от денежного сектора к реальному. Неокейнсианцы стоят на позиции усиления государственного регулирования в переходный период, установления жесткого контроля над финансовым сектором, поскольку именно через него осуществляется перелив капитала в поисках эффективного приложения в неустойчивой переходной экономической среде, с неточным и неравномерным распределением информации.

Еще один вариант концепции трансформации системы из команд - административной в рыночную предлагают сторонники эволюционной экономической теории (Я. Корнай, П. Мюррел и др.). К приватизации государственных организаций эволюционисты относятся негативно, доказывая неравнозначность приватизации и роста эффективности производства. Их предложения сводятся к направлению финансовых средств не на приватизацию и реконструкцию старых организаций, а на поддержку формирования новых предпринимательских структур [7, с. 330].

Характерный признак трансформационной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого - глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Также существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство [10, с. 93].

Инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике - и на достаточный длительный период - старых экономических форм.

Другая отмеченная закономерность - интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Если первая закономерность выражает, прежде всего, преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода, то вторая как бы подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций [1, с. 4].

В процессе реформирования бывших социалистических экономик проступили общие черты переходных периодов. Таким образом, появилась возможность определить три группы стран со схожими чертами переходного периода: 

. Страны, форсировавшие темпы перехода к рынку (Польша, Венгрия, Прибалтика, Чехия, Словакия).

. Страны, не торопившие события в связи с имевшимися трудностями социального характера, глубокими диспропорциями (Болгария, Румыния, Россия, Албания, Югославия).      

. Страны с наличием патриархальной системы, с сохраненной авторитарной политической властью (Китай, Вьетнам) [7, с. 335].

Опыт хозяйственных преобразований показал относительную легкость

переходных процессов в первой и третьей группах стран, поскольку в первой группе административно-командная система просуществовала недолго, а в третьей группе стран преобладал разобщенный физический труд, сохранились трудовой менталитет и стремление к предпринимательству у населения, имелись связи с иностранным капиталом.    

Учеными были обобщены и выделены два основных варианта реформации:     

·        эволюционный (консервативный, или градуализм), путь постепенного создания рыночных институтов (Китай, Венгрия, Беларусь, Украина, Румыния);       

·        радикальный (путь «шоковой терапии»), путь резкой ломки старых структур экономики и резкого внедрения рыночных отношений, конкуренции, ценообразования, валютно-финансовых институтов (Россия, Польша, Чехия, Прибалтика).  

Отличия между обоими путями не сводились только ко времени и скорости трансформации (таблица 1.1).

На практике реализовывался смешанный вариант перехода к рынку, заимствующий отдельные рычаги радикального и консервативного путей. Россия пошла в основном радикальным путем, Беларусь - преимущественно эволюционным.

Таблица 1.1. Сравнительная характеристика «шоковой терапии» и градуализма

Варианты перехода к рынку

«Шоковая терапия»

Градуализм

Широкий доступ иностранного капитала

Умеренный доступ иностранного капитала

Резкая либерализация цен

Постепенная либерализация цен (государственный контроль за ценами)

Жесткая денежно-кредитная политика

Мягкая денежно-кредитная политика

Отсутствие государственных инъекций

Дотации и субсидии со стороны государства

Минимальная социальная защита

Максимальная социальная защита

Снижение налогового бремени

Повышение налогового бремени

Политика жестких (фиксированных) доходов

Политика индексации доходов по мере повышения инфляции

Затяжная приватизация


«Шоковая терапия» была впервые разработана в Польше и называлась программой Бальцеровича. В России были предложены два варианта «шоковой терапии» - программа «500 дней» Шаталина, программа «400 дней» Явлинского.

Несколько смешанных моделей реформирования:

·        государственно-корпоративную;

·        рыночного социализма;

·        бархатной революции;

·        романтическую модель;

·        буржуазной трансформации.

Государственно-корпоративная модель перехода имеет методологической основой синтез концепций, связанных с неокейнсианскими воззрениями, концепцией «рыночного социализма» и с качественным своеобразием пути перехода конкретной национальной экономики (социал-демократических в смысле социальной защиты и православно-государственнических в смысле идеологии). В отношении собственности это доминирование жесткого государственного и корпоративного контроля над частным бизнесом, проведение ряда «мягких» постепенных реформ, направленных на частичную либерализацию экономики при сохранении в ней ведущей роли государства в денежно-кредитной, налоговой, структурной политиках, программировании экономического развития.

Модель «романтического социализма» предполагает максимальное использование в процессе трансформации общецивилизационной тенденции социализации и гуманизации экономической жизни в рамках смешанной экономики с доминированием общественного сектора самоуправляющихся предприятий, социально ограниченным рынком, демократическим программированием и регулированием пропорций, а также экономической динамикой в целом. При реализации этой модели необходимо учитывать низкий уровень развития производительных сил в Беларуси, отсталость технического прогресса, низкий потенциал социально-экономического творчества и самоорганизации населения страны.

Модель буржуазной трансформации характеризуется более радикальным перераспределением экономической власти, контроля и собственности от центральных государственных структур к отдельным получастным корпорациям. Характерны абсолютное доминирование местного монополистического контроля и корпоративно-капиталистической собственности, а также острая корпоративная конкуренция [13, с. 9].

При реформировании экономики государство изменяет свое положение:

·        теряет право монополии на отдельные виды хозяйственной деятельности;

·        происходит постепенный переход от административных методов регулирования к экономическим;

·        регулирующая роль становится более значительной, чем в высокоразвитых странах.

Некоторые функции государства связаны с формированием рыночных отношений:

·        разработка хозяйственного права по рыночным канонам (правовая либерализация);

·        демонополизация и создание конкурентной среды (макроэкономическая либерализация);

·        приватизация государственной собственности и поддержка частного сектора (также элементы макроэкономической либерализации);

·        инвестиционные вливания (макроэкономическая стабилизация);

·        финансовая стабилизация (также элементы макроэкономической стабилизации) [11, с. 162].

Весь процесс реформирования можно разделить на три этапа.

Первый этап - первичная реструктуризация, когда проходит процесс постепенного фактического отказа от ортодоксальной социалистической модели экономики. В это время государственные организации переводятся на хозяйственный расчет, то есть на самоокупаемость с наделением их директората правами большей самостоятельности в принятии решений, формируются торговые связи между предприятиями, между предприятиями и государством, сворачивается практика государственного ценообразования, формируются коммерческие банки, кооперативы, расширяется частный сектор в розничной торговле и в сельском хозяйстве, в промышленности и строительстве закрепляется мелкий бизнес, носивший ранее нелегальный, теневой характер, и т.д.

Второй этап - приватизация, когда на законном основании формируется слой частных собственников в виде реальных владельцев и инвесторов предприятий и огромного числа собственников акций - акционеров. Создается рыночная инфраструктура в виде рынков капитала, рабочей силы, земли, товаров, услуг, интеллектуальных продуктов и т.д. Рождается механизм конкуренции вместе с механизмами государственного регулирования экономики, антимонопольной политики.

Третий этап, когда на базе в основном уже проведенной приватизации происходит дальнейшая реструктуризация экономики, которая уже охватывает не только сферу производства товаров и услуг, но и требует укрепления новой банковской системы, а также создания новой системы социального обеспечения населения, новых механизмов функционирования таких сфер, как наука, образование, здравоохранение и культура, с привлечением средств бизнеса и населения. При этом начинает быстро расти жизненный уровень граждан страны.

Все три этапа реформирования опираются на постоянно создаваемую, укрепляющуюся и расширяющуюся законодательную базу на активное использование опыта развитых капиталистических стран, на приток иностранных капиталов и знаний [6, с. 6].

Ситуация в разных реформируемых странах складывалась по-разному, но необходимость радикальных перемен назрела повсеместно. В этой связи и возникла проблема модели реформирования экономики. Разное видение причин кризиса социализма, а, следовательно, и способов его разрешения породило многообразие моделей преобразований, но базовыми явились две: либеральная, или монетаристская, во всем национальном многообразии ее реализации по отдельным странам и градуалистская. Назовем важнейшие из них:

·        осуществление реформы по инициативе и под руководством государства в лице правящей номенклатуры;

·        преобразование отношений государственной и кооперативно-колхозной форм собственности и соответствующих им институтов, чем достигается разгосударствление экономики;

·        преобразование механизма хозяйствования;

·        становление институтов рыночной инфраструктуры;

·        коренное изменение социальной структуры обществ.

Отличительной чертой переходной экономики вне зависимости от модели являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание.

Таким образом, будь то градуализм, «шоковая терапия», либо модель экономических реформ, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Учеными были обобщены и выделены два основных варианта реформации экономики:         

·        эволюционный (консервативный, или градуализм), путь постепенного создания рыночных институтов (Китай, Венгрия, Беларусь, Украина, Румыния);       

·        радикальный (путь «шоковой терапии»), путь резкой ломки старых структур экономики и резкого внедрения рыночных отношений, конкуренции, ценообразования, валютно-финансовых институтов (Россия, Польша, Чехия, Прибалтика).

Весь процесс реформирования экономики можно разделить на три этапа.

Первый этап - первичная реструктуризация, когда проходит процесс постепенного фактического отказа от ортодоксальной социалистической модели экономики.

Второй этап - приватизация, когда на законном основании формируется слой частных собственников в виде реальных владельцев и инвесторов предприятий и огромного числа собственников акций - акционеров.

Третий этап, когда на базе в основном уже проведенной приватизации происходит дальнейшая реструктуризация экономики, которая уже охватывает не только сферу производства товаров и услуг, но и требует укрепления новой банковской системы, а также создания новой системы социального обеспечения населения.

. Проблемы реализации моделей реформирования в развитых странах

Выделяют три группы стран и в связи с этим три разновидности трансформационной экономики:

·  Развивающиеся страны, в которых преобладают доиндустриальные технологии, сильны религиозные, национальные и исторические традиции, что накладывает отпечаток на особенности их трансформационного процесса, высокий уровень безработицы, малограмотность населения, нищета, голод, малая продолжительность жизни;

·        Развитые страны, где происходит переход от индустриального к постиндустриальному обществу;

·        Группа стран с переходной экономикой включает 28 государств Центральной и Восточной Европы, Россию, неевропейские государства бывшего СССР и Монголию. К данной группе стран относятся:

-    страны с низким доходом - до 785 долларов (9 стран, включая Молдавию, Таджикистан и Азербайджан);

-       страны со средним уровнем доходов - от 785 до 3125 долларов (18 государств, среди которых и Беларусь);

-       страны с высоким уровнем доходов - 9655 долларов и выше (Словения) [13, с. 4].

Особенно важен практический опыт стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Именно эти государства не только накопили опыт постсоциалитической рыночной и демократической реформации, но и стали в результате этого полноправными членами ЕС.

До 1989 г., когда в странах ЦВЕ начались «бархатные революции», темпы их экономического роста на протяжении последних 15-20 лет постоянно снижались, производственная база устаревала, а конкурентоспособность продукции по сравнению со странами Запада падала. Отсутствие стимулов к качественному труду и инновациям было характерным признаком социализма как системы. В общественном сознании все больше укреплялись такие ценности, как свобода личности, плюрализм мнений и свобода их выражения, плюрализм партий, программ и личного выбора, предпринимательство, рыночная экономика и конкуренция, замена властных государственных вертикалей горизонтальными гражданскими связями и т.д. Назревал системный кризис, объективно требовавший трансформации и модернизации экономики и общества.

В период первичной реструктуризации экономики осуществлялась спонтанная приватизация, выражавшаяся в фактическом переходе предприятий во владение их бывших директоров и иных руководителей, назначенных в свое время партаппаратом. Происходил фактический раздел или переход государственной собственности в частные руки. Началось массовое создание совместных предприятий с участием капитала и менеджмента из стран Запада. Особенно активно этот процесс пошел в Польше, куда хлынул капитал польской диаспоры как из Северной, так и Южной Америки [7, с. 130].

Важное место в переходный период занимают институциональные преобразования, и среди них - приватизация. Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче её в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Субъективные экономические условия порождают большое разнообразие моделей перехода от одной формы собственности к другой, что породило широкую трактовку понятия «приватизация». Например, в Румынии под приватизацией понимался выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятия. В Югославии была принята трактовка, из которой следует, что приватизация - это создание условий и осуществление преобразования государственной собственности в собственность непосредственных производителей. В Венгрии приватизация означает полный либо частичный переход имущества государственных предприятий в собственность хозяйственного общества, включая частное иностранное владение. В Польше считается, что приватизация - это преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности.

Все исследователи согласны в том, что приватизация может идти несколькими путями. Первая модель - это так называемая «номенклатурная» приватизация, которая представлена в той или иной степени во всех странах СНГ. При ней в руках государства концентрировалась большая часть акций, а за конкретными государственными структурами (фондами, министерствами) сохранялась возможность почти бесконтрольного использования акций для создания холдингов или продажи их третьим лицам. Это создавало благоприятные условия для сращивания номенклатуры на уровнях предприятий с финансовой и государственной номенклатурами.

Вторая модель приватизации связана с «народной» приватизацией, когда предполагается приобретение каждым гражданином определенной доли государственной собственности при помощи приватизационного чека (или ваучера). Такой механизм призван создавать равные стартовые условия в процессе разгосударствления. Кроме того, эта модель предполагает более широкие возможности приобретения предприятия предприятий через аукционы, конкурсы и т.д. Во многих странах такая модель была реализована частично, фрагментарно [6, c. 7].

Приватизация началась в Польше, Венгрии и Югославии в 1989 г., когда был принять соответствующий пакет законов и созданы государственные органы, ответственные за её проведение. В ГДР приватизация началась весной 1990 г., в Чехословакии также в 1990 г., в Болгарии и Румынии ─ в. 1991-1992 гг.

Так, на начальном этапе приватизации практически во всех странах ЦВЕ господствовала иллюзия относительно возможности быстро, за два-три года, осуществить передачу государственных активов в руки частных собственников и только на этой основе существенно поднять эффективность производства. Однако довольно быстро стало ясно, что простая передача существовавших государственных активов в руки частных собственников не ведет к автоматическому росту производства и его эффективности: предприятия в огромном числе случаев не отвечали требованиям, выдвигаемым перед ними рыночной экономикой; они были неэффективны в новых условиях, обременены излишней рабочей силой, дорогостоящими социальными фондами и обязательствами; ввиду того, что органы централизованного планирования при социализме стремились экономить на трансакционных издержках, многие субъекты хозяйствования функционировали как монополии.

Приватизационный процесс в наиболее успешно развивающихся странах ЦВЕ, разворачивался медленнее, чем в России. На начальном этапе наблюдалось большое разнообразие применяемых моделей. В польской практике, например, на первое место было поставлено государственное акционирование предприятий как метод их подготовки к последующей приватизации, а в Венгрии сделан упор на привлечение иностранного капитала, пришедшего на подготовленную многолетними предтрансформационными реформами инфраструктуру. Не спешили с приватизацией и в Словении, где при формировании частного сектора внимание обращали, прежде всего, на создание предприятий на собственной основе.

При этом во всех государствах ЦВЕ, как видно из данных приведенной ниже таблицы 2.1, были использованы смешанные схемы, объединившие эквивалентные и неэквивалентные методы перевода государственной собственности в частный сектор экономики, соотношение которых существенно менялось от страны к стране.

Ни одной из посткоммунистических стран не удалось избежать проведения приватизации без использования неэквивалентных методов распределения собственности. Продажа или передача бесплатно либо со скидками (льготами) всей или части компании (предприятия) менеджерам или работникам получили широкое распространение в Хорватии, Польше, Словении, Югославии, Болгарии. В тех странах, где внутренние инвесторы обладали значительной властью, им удалось сохранить свое влияние и практически обеспечить себе право вето на принятие решений относительно приватизации. В ряде стран право вето трудовых коллективов являлось практически абсолютным (например, в Словении), в иных - носило ограниченный характер (Польша).

Таблица 2.1. Соотношение между денежной и неэквивалентными формами приватизации

Страна

Неэквивалентная приватизация

Денежная приватизация


Бесплатная массовая приватизация

Льготы трудовым коллективам

Реституция и компенсация


Болгария

Практическая реализация программы массовой приватизации за боны начата в конце 1996 г.

Реституции придавалось первостепенное значение

Существенные позиции стала занимать лишь с 1997 г.

Венгрия

Не предусмотрена

Практически не предусмотрены

Реприватизация в форме компенсации затронула около 2 миллионов граждан

Денежная (платная) приватизация имела приоритетное значение

Польша

Приступила к реализации в 1996 г.

Льготы значительные

Не предусмотрена

Постоянно возрастающая доля

Россия

В рамках массовой приватизации к июню 1994 г.

Значительные льготы к трудовым коллективам, в результате чего они стали собственниками 75% всех приватизационных предприятий

Не предусмотрена

Денежный этап приватизации начат с 1995 г.

Словения

Массовой приватизацией охвачено все совершеннолетнее население страны; учет трудового стажа при сертификата-ми собственности

Широкий спектр льгот

Не предусмотрена

Денежная приватизация носила вспомогательный характер и усилила позиции лишь в самом конце 90-х гг.

Чехия

Широкое распространение; более 60% собственности, приватизированной на первом этапе, реализовано за купоны

Льготы минимизированы

Получила широкое развитие, удовлетворено более 130 тысяч прошений о возврате собственности

Играет важную роль, особенно начиная с 1995 г.

Хорватия

Массовая приватизация носит компенсационный характер: коснулась пострадавших в ходе последней войны

Льготы огромны, привязаны к стажу работы

Не предусмотрена

Первоначально носила вспомогательный характер, набирает динамизм с конца 1990-х гг.

1 мая 2004 г. восемь бывших социалистических стран (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония) стали полноправными членами Европейского Союза, что дает основание многим исследователям говорить о завершении для них переходного периода [4, с. 29].

Что касается реформирования экономики России, то оно за последние пятнадцать лет сопровождалось различными суждениями о его этапах, глубине, результатах. Данный процесс, начатый в 1985 г. и продолжающийся по настоящее время, можно разбить на несколько этапов.

-1988 гг. ─ последняя попытка за счет концентрации капиталовложений осуществить подъем промышленности и технологический прорыв страны на базе преимуществ плановой командно-административной экономической системы СССР.

-1993 гг. ─ попытка оздоровить экономику путем её либерализации с сохранением многих атрибутов советской экономики.

- авг. 1998 гг. ─ попытки реформирования экономики «сверху» усилиями Центра за счет внешних заимствований и средств приватизации.

Август 1998 - по настоящее время ─ попытка реформирования экономику путем активизации действующих субъектов в процессе преобразования не только государства, но и всего общества.

Динамика приватизированных помещений в Российской Федерации с начала её проведения представлена на рисунке 2.1.

Такая периодизация позволяет в частности выявить, что потребность в новых моделях реформирования возникала задолго до наступления нового этапа, на котором они практически начали использоваться и их внедрение осуществлялось в значительной мере за счет ресурсов, накапливавшихся на предыдущем этапе. Можно сказать, что на каждом новом этапе Россия делала то, что должна была бы сделать раньше [15, с. 14].

Рис. 2.1 - Количество приватизированных жилых помещений в России, тыс. (составлено на основе [12])

Сроки окончания безвозмездной передачи жилья гражданам впервые были определены в связи со вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации с 1 марта 2005 года. Тогда было решено закончить приватизацию 1 января 2007 года. Но из-за того, что не все желающие успевали оформить право собственности на занимаемую жилплощадь, приватизацию решили продлить до 2013 года [12].

В основе становления рыночной экономики и рыночных отношений, как известно, лежат преобразования собственности. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит государству. Именно оно устанавливает «правила игры» на приватизационном поле, подготавливает законодательную основу, формулирует цели, определяет параметры и критерии реформирования собственности.

Роль государства в проведении приватизации проявляется прежде всего в выработке политики преобразования собственности, которая представляет собой весьма сложный и многоаспектный процесс, так как затрагивает не только экономические, но и социальные, и политические интересы широких слоев населения.

Для характеристики государственной политики приватизации с определенной долей условности можно выделить три её стороны: методологическую, организационную и социально-экономическую.

Методологическая сторона представляет государственную политику приватизации как совокупность используемых принципов, форм и методов, т.е. сам инструментарий приватизации, ее методологическую базу, на основе которой вырабатываются варианты осуществления приватизации, выбирается наилучший вариант и методологическое сопровождение его осуществления.

Организационная сторона включает ряд мер прежде всего законодательного, нормативного характера, обеспечивающих реализацию избранного варианта приватизации.

Социально-экономическая сторона позволяет оценить результаты приватизации с точки зрения структурных преобразований отношений собственности, формирования негосударственного сектора собственности и основанной на ней экономики, изменений в структуре социальных слоев и групп населения [11, с. 166].

Российская политика реформирования выявила огромный предпринимательский потенциал широких слоев населения, обладающих даром предпринимательской инициативы и способностью её реализации, что особенно отчетливо проявилось в изобретательности способов и приемов ведения успешной конкурентной борьбы за объекты государственной собственности, в становлении различных форм индивидуальной трудовой деятельности. Вместе с тем предпринимательская деятельность оказалась крайне криминализированной. С одной стороны, такая криминализация неизбежна в экономике всякого переходного периода, с другой ─ её питательной почвой является глубокое разрушение духовно-нравственной среды в предшествующий период, вследствие чего были сметены нравственные барьеры на пути достижения поставленной цели, одной из которых было обретение статуса собственника [9, с. 6].

Таким образом, ссылка на эффективность мер переходного периода в ряде бывших социалистических стран Восточной Европы и попытки слепого копирования их в России не всегда правомерны. Как известно, и там подобные меры не всегда приводят к желаемому эффекту.

Опыт стран, продемонстрировавших миру «экономические чудеса», говорит о благотворности модернизации под компетентным руководством государства. Значимость этих последовательных действий со стороны государства состоит не в произвольном определении задач и путей их решения, а в твердой опоре на всестороннее изучение экономических реалий и в выявлении на этой базе объективно достижимых целей.

 

. Особенности процесса реформирования экономики Республики Беларусь: проблемы и перспективы


Республика Беларусь, как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (среди белорусских и среди зарубежных экономистов), что этот переход займет годы.

Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая трансформационная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль.

В годы, непосредственно следующие за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство взяло курс на формирование социально ориентированной рыночной экономики, начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.

Изначально стратегия роста имела положительные эффекты. Она стимулировала занятость и внутреннее потребление и, до некоторой степени, смягчила эффекты распада Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти снова, превысив 200% в 1999 году.

В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики - повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет. Данный комплекс мероприятий по стимулированию и интенсификации экономического развития в стране стимулировал рост основных показателей экономической эффективности, и как следствие, рост реальных доходов и заработной платы населения, повышение уровня занятости при стабильном уровне потребительских цен.

Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти довольно быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года.

Экономическому росту в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Например, к 2004 году Беларусь покупала газ у России по 48 долларов США за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долларов США. Аналогичным образом Беларусь платила по 25 долларов США за баррель нефти по сравнению с международной ценой в 37 долларов США. Дешевые энергоносители, привилегированный доступ к российскому рынку и более низкие ставки заработной платы сделали белорусский экспорт в Россию весьма конкурентоспособным [9, с. 7].

Одновременно экономический рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские товары. Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться с 2006 года, сократившись с 10 до 8%. Рост цен на нефть и газ в 2007 году, последовавший за новым соглашением с Россией по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая часть которого поставляется Россией. С 2010 г. условия поставок российских энергоносителей в Беларусь существенно изменились. Россия в 2010 г. беспошлинно поставила Беларуси только 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления. Кроме того, стороны согласовали и механизм расчета объема нефти, поставляемой беспошлинно на следующие годы. При этом Россия поставляет в Беларусь нефть в объеме, необходимом для внутреннего потребления за минусом внутренней добычи самой Беларуси, т.е. 6,3 млн. тонн - это 8 млн. внутреннего потребления корзины нефтепродуктов в Беларуси за вычетом 1,7 млн. тонн внутренней добычи в республике. В соответствии с контрактом между двумя странами, рассчитанная цена газа для Беларуси в 2011 г. составила 265 долларов США за тысячу кубометров. В 2009 году средняя цена поставок газа в Беларусь была ниже на 79% - 148 долларов США (рисунок 3.1).

Рис. 3.1 - Средние цены импорта из России в Республику Беларусь природного газа в 2007-2011 гг., тыс. м3 (составлено на основе [8])

Для принятия мер в ответ на изменения условий поставок энергоносителей начали реализовываться правительственные инициативы по переходу от использования газа к использованию энергии ветра и воды в качестве возможных альтернативных энергоносителей, включая прямые иностранные инвестиции в данные области.

Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая с целью создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

Так, доля государственного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда в 2011 году в.республике Беларусь составила всего 13,3%, что по сравнению с 2010 годом ниже на 0,9% и на 7,5% ниже уровня 2000 года (рисунок 3.2).

Рис. 3.2 - Динамика жилищного фонда за 2000-2012 гг. в разрезе видов собственности (составлено на основе [12])

Основные задачи реформирования отношений собственности: создание социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.

-  низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций;

-       низким уровнем эффективности управления и экономической ответственности собственников приватизированных предприятий и персонала за результаты их производственной деятельности;

-       отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест;

-       с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;

-       слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности [2, с. 117].

Медленно формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

В таблице 3.1 представлено распределение численности занятого населения по формам собственности с 2007 по 2013 гг.

Таблица 3.1. Распределение численности занятого населения по формам собственности с 2007 по 2013 гг. в процентах к итогу


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Всего занято в экономике

100

100

100

100

100

100

100

В том числе по формам собственности:








- государственная

58,1

51,2

50,7

49,9

47,3

44,2

43,4


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

- частная

46,9

47,4

47,8

48,5

51,1

54,0

54,5

- иностранная

1,3

1,4

1,5

1,6

1,6

1,8

2,1


Немаловажное значение на пути реализации социально-ориентированной экономики имеет уровень безработицы. Так, по данным, представленным в таблице 3.2, численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, в 2013 году составила 28,2 тыс. чел., в то время, как уровень зарегистрированной безработицы по данный Национального статистического комитет ежегодно снижается (рисунок 3.3.).

Таблица 3.2. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в 2007-2013 гг., тыс. чел.


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Численность безработных

67,9

52,0

44,1

37,7

33,1

28,2

Из них:








- мужчины

21,1

17,7

15,2

14,7

17,3

15,7

13,0

- женщины

46,8

34,3

28,9

22,6

23,0

17,4

15,2


Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2013 г. составила 26,5 тыс. человек, что на 10,4% меньше, чем на конец октября 2012 г. и на 1,1% больше, чем на конец сентября 2013 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2013 г., как и на конец октября 2012 г., составил 0,6% от экономически активного населения.

Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровне зарегистрированной безработицы приведены в таблице.

Рис. 3.3 - Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения) за 2002-2012 гг. (составлено на основе [12])

В январе-октябре 2013 г. на учет было поставлено 253,5 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 153,3 тыс. человек, или 60,5% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-октябре текущего года 167,4 тыс. человек, в том числе 109,3 тыс. безработных, или 65,3% от числа всех трудоустроенных.

На оплачиваемые общественные работы в январе-октябре 2012 г. было привлечено 71 тыс. человек, из них 35,5 тыс. безработных, или 50% от числа привлеченных.

Среди численности безработных женщины составляли 48,3%, лица в возрасте до 30 лет - 39,7%, сельские жители - 23,2%.

В общей численности безработных уволившиеся по собственному желанию и соглашению сторон составляли 23%, уволенные за нарушение трудовой дисциплины - 5,4%, высвобожденные при ликвидации организаций или по сокращению численности - 2,6%, лица, длительно неработающие (более года) - 15,3%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 2,4% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования - 3,6%.

На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец октября 2012 г. условно приходилось 0,4 безработных (на конец октября 2011 г. - 0,5 безработных). Из общего числа вакансий 80,2% предназначены для трудоустройства рабочих.

Средний размер пособия на одного безработного в октябре 2012 г. составил 118,3 тыс. рублей, или 13,4% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (рисунок 3.4) [20].

Рис. 3.4 - Динамика реальных денежных доходов населения за 2002-2012 гг. в процентах к предыдущему году (составлено на основе [12])

Реальный размер назначенных пенсий в 2012 года составил 1657,3 тыс р., что больше, чем в 2011 года на 65,4% (рисунок 3.5) [12].

В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Национальной программой развития экспорта на 2006-2010 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами в качестве основных направлений структурных преобразований на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь определены:

Рис. 3.5 - Динамика среднего размера назначенных пенсий в РБ за 2002-2012 гг., тыс. р. (составлено на основе [12])

-  опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

-       повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

-       развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

-       разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств;

-       создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

-       стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп [4, с. 30].

Таким образом, в отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта (ВВП) (рисунок 3.6), страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики.

Рис. 3.6 - Динамика размера ВВП за 1990-2012 гг., млрд. р. (составлено на основе [12])

Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности.

Профессором Белорусского государственного экономического университета Э.И. Лобковичем была выделена специфика трансформации экономики Республики Беларусь:

-  Переход проходит в русле эволюционной концепции, основой является выбор социально ориентированной модели;

-       Наличие разных подходов к стабилизации, структурной политике, антиинфляционной политике на разных этапах трансформации;

-       Ортодоксальный вариант макроэкономической стабилизации, особый упор на антиинфляционную политику, где за основу стабилизации взят денежный, а не валютный «якорь»;

-       Параллельное применение в первые годы переходного периода гетеродоксального варианта стабилизации (ценовая стабилизация и стабилизация доходов);

-       Сопровождение всего переходного периода высокими темпами инфляции и значительным свертыванием объема национального производства, которое частично смогли преодолеть лишь к концу 90-х гг.;

-       Высокая степень открытости экономики специфически обусловила валютную и внешнеторговую политику в переходный период; потребовалась политика таможенных ограничений для защиты отечественного потребителя, а также контроль за стабильностью валютного курса с целью стимулирования экспортопроизводящих производств;

-       В первые годы перехода к рынку четко проявлялся немонетарный вариант финансовой стабилизации, и лишь на втором этапе применялись рычаги жесткой финансово-кредитной политики: операции на открытом рынке, манипулирование нормой обязательных банковских резервов, ограничение денежной эмиссии (монетарный вариант финансовой стабилизации);

-       Структурная политика носила как прямой, так и косвенный характер: прямое воздействие заключалось в выделении субсидий, льготном инвестиционном кредитовании, особенно жилищных программ; косвенное ─ в налоговом льготировании средств предприятий на расширение производства, в таможенных ограничениях;

-       На первых этапах переходного периода преобладало прямое государственное воздействие: непосредственное участие государства в инвестиционных проектах, разработка экономического законодательства, принятие непосредственного участия в создании финансовой системы;

-       Приватизация шла медленными темпами (в основном, мелких объектов) [2, c. 126].

В последние годы многое сделано на пути формирования рыночной системы хозяйствования. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест и др.

Для стимулирования и нормативного обеспечения процесса переходы к рыночной экономике приняты Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Национальная программа развития экспорта на 2006-2010 годы, Программа импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другие программные документы.

В ближайшей перспективе предполагается завершить создание законодательно-правовой базы для формирования эффективной социально ориентированной экономики, дающей возможность обеспечить достойный уровень жизни людей, экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, адаптацию производства к изменениям рыночной конъюнктуры. Институциональное строительство должно вестись в направлении:

-  реализации прав собственности и контрактных обязательств; защиты инвесторов; формирования крупных интегрированных структур, способных производить высококачественную продукцию с наименьшими издержками и содействующих мобилизации внутренних ресурсов, расширяющих возможности привлечения внешних инвестиций и выхода на мировой рынок; реструктуризации в среднем звене (на мезоуровне); совершенствование организационно-правовых условий для осуществления корпоративного управления; процедуры несостоятельности (банкротства);

-       формирования и развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании); расширения возможностей финансирования предприятий;

-       повышения эффективности законодательства путем реформирования политических институтов (судебной и правоохранительных систем, государственного управления);

-       создания и совершенствования компетентной и надежной системы судопроизводства и специализированных органов, занимающихся ценными бумагами и антимонопольной деятельностью; повышения правовых знаний населения и эффективного использования законов.

В 2011-2020 гг. потребуется формирование институциональной поддержки экологизации производственной и непроизводственной деятельности (законодательно, правовая база, аудит, страхование, сертификация, экспертиза, мониторинг и стратегическая экологическая оценка).

В системе институциональных рыночных преобразований определяющая роль принадлежит отношениям собственности. Ее трансформация направлена на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, развитие частной инициативы и предпринимательства, стимулирование инвестиционных процессов и, в конечном счете, на создание устойчивых предпосылок для динамичного роста и повышения эффективности экономики.

Ориентировочное соотношение частного и государственного секторов должно составить 70:30, что соответствует эволюционно достигнутому уровню в экономически развитых странах мира.

Приватизация небольших объектов государственной собственности будет осуществляться путем их продажи по конкурсу или на аукционах за денежные средства. Реформировать средние предприятия предполагается путем преобразования в открытые акционерные общества с последующей продажей акций, принадлежащих государству, отечественным и иностранным инвесторам.

В отношении крупных предприятий будет преобладать приватизация посредством акционирования на основе эффективных индивидуальных инвестиционных проектов (допуская передачу в установленном порядке новым

собственникам земельных участков) с последующей продажей акций, находящихся в государственной собственности. При реформировании крупных имущественных комплексов следует рассматривать целесообразность их реструктуризации и проведения аукционов и конкурсов по продаже (либо по передаче в коммунальную собственность) выделяемых структурных подразделений.

По данным Национального статистического комитета на 1 января 2013 года в общем количестве организации Республики Беларусь юридические лица частной формы собственности занимают 82,5% (рисунок 3.7).

Четкая регламентация работ по реформированию собственности потребует составления и утверждения долгосрочных региональных программ приватизации в каждом административно-территориальном образовании страны.

Важным фактором социально-экономического развития страны является предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места, позволяет самореализоваться человеку. В результате расширения малого и среднего бизнеса формируется средний класс - основа социальной стабильности [15, с. 14].

По данным Национального статистического комитета на 1 января 2013 года в Республике Беларусь зарегистрировано 252279 индивидуальных предпринимателей. Чья доля в общем количестве юридических лиц составила 104,1%, снизившись по сравнению с 2011 годом на 8,5% (рисунок 3.8).

К основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства следует отнести:

-  совершенствование нормативно-правовых условий развития малого и среднего предпринимательства (упрощение регистрации субъектов хозяйствования, сокращение лицензируемых видов деятельности, минимизация административных ограничений и др.);

-       развитие кредитно-финансовых механизмов, имущественной поддержки и других мер стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, прежде всего в производственной, инновационной деятельности и сфере оказания услуг населению; повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (центры поддержки, инкубаторы малого предпринимательства, технопарки и др.);

-       развитие международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства;

-       взаимодействие органов государственного управления с общественными организациями (объединениями) предпринимателей.

Таким образом, экономическому росту в Беларуси способствовали внешние факторы. В начальный период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами в качестве основных направлений структурных преобразований на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь определены:

-  опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных экспорт ориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

-       повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

-       развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

-       разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств;

-       создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

-       стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп.

В отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта (ВВП), страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики.

В последние годы многое сделано на пути формирования рыночной системы хозяйствования. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест и др. Поэтому можно говорить о том, что в Республике Беларусь происходит трансформационный процесс преобразования экономики из командно-административной в рыночную.

Заключение


Переходный период дал старт разработкам экономистов в исследовании закономерностей трансформационных экономик, специфичности функций государства в этот период, моделей трансформации экономических систем, институциональных преобразований. Эта работа ведется и сегодня.

Необходимость трансформационной экономики обусловлена ее следующими главными задачами:

.        Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

.        Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

.        Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

.        Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики

Прошло несколько десятилетий по пути реформ, имеется реальная возможность обобщить мировой опыт трансформационных мероприятий, выделить национальную специфику каждого государства, обозначить положительные и отрицательные стороны вариантов перехода к рынку, способов приватизации, комплекса мер по либерализации экономики.

На сегодняшний день большинство экономистов признают резкие сокращения производства начала 90-х гг. ХХ в. как трансформационные спады, обусловленные инертностью институциональной среды, отсутствием преемственности координационных механизмов административно-командной и рыночной экономик. Абсолютное большинство признает, что разгосударствление и приватизация не означают автоматического перехода к эффективным формам хозяйствования.

Отличительной чертой переходной экономики вне зависимости от модели являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание.

Таким образом, будь то градуализм, «шоковая терапия», либо модель экономических реформ, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Учеными были обобщены и выделены два основных варианта реформации экономики:         

·        эволюционный (консервативный, или градуализм), путь постепенного создания рыночных институтов (Китай, Венгрия, Беларусь, Украина, Румыния);       

·        радикальный (путь «шоковой терапии»), путь резкой ломки старых структур экономики и резкого внедрения рыночных отношений, конкуренции, ценообразования, валютно-финансовых институтов (Россия, Польша, Чехия, Прибалтика).

Весь процесс реформирования экономики можно разделить на три этапа.

Первый этап - первичная реструктуризация, когда проходит процесс постепенного фактического отказа от ортодоксальной социалистической модели экономики.

Второй этап - приватизация, когда на законном основании формируется слой частных собственников в виде реальных владельцев и инвесторов предприятий и огромного числа собственников акций - акционеров.

Третий этап, когда на базе в основном уже проведенной приватизации происходит дальнейшая реструктуризация экономики, которая уже охватывает не только сферу производства товаров и услуг, но и требует укрепления новой банковской системы, а также создания новой системы социального обеспечения населения.

Экономическому росту в Беларуси способствовали внешние факторы. В начальный период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией.

В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами в качестве основных направлений структурных преобразований на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь определены:

-  опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных экспорт ориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

-       повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

-       развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

-       разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств;

-       создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

-       стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп.

В отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта (ВВП), страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики.

В последние годы многое сделано на пути формирования рыночной системы хозяйствования. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест и др. Поэтому можно говорить о том, что в Республике Беларусь происходит трансформационный процесс преобразования экономики из командно-административной в рыночную.

Либерализация экономик потребовала разработки продуманной поэтапной реформы внешнеторговой и внутренней политик, подведения соответствующих теоретических обоснований. Общепризнанным среди экономистов является факт долговременного отсутствия среди правительственных кругов четко разработанной программы перехода к рынку.

Ни одна из теорий не способна на сегодняшний день дать четкую концепцию реформирования экономики, пребывающей в переходном состоянии. Наиболее привлекательной моделью для Республики Беларусь является модель смешанной экономики, социально-ориентированной, многоукладной. В формировании такой модели ведущая роль принадлежит государству. Наиболее сложными и продолжительными по времени являются реструктуризация промышленности и институциональная реформа.

Издержки трансформации в рыночную систему в большинстве стран - это не только потеря темпов экономического роста, но и снижение развития культуры, искусства, социальной сферы, прежде всего здравоохранения, нарастание социального неравенства и социальной нестабильности. В связи с этим требуется продолжать интенсивные научные изыскания в области закономерностей трансформационных экономических систем.

Список использованных источников

1.   Барковская, И.Л. Кризис наступает - реформы продолжаются / И.Л. Барковская // Экономика. Финансы. Управление. - 2012. - №5. - С. 4 - 6.

2.      Воробьева, О. Современная трактовка понятия «реструктуризация» / О. Воробьева // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №10. - С. 117 - 126.

.        Демчук, М.И. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития. - Минск: РИВШ БГУ, 2008. - 324 с.

.        Ковтуненко, А.Н. Средства и методы реформирования экономики / А.Н. Ковтуненко // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2011. - №7. - С. 29-32.

.        Кудров, В.М. Мировая экономика: учебник / В.М. Кудров. - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010. - 512 с.

6.   Лобкович, Э.И. Политика разгосударствления и приватизации собственности: сущность, особенности и проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович, И.П. Воронович // Веснiк Беларускага Дзяржаунага Эканамiчнага. Унiверсiтэта. - 2013. - №3. - С. 5-10.

7.      Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям: 2-е изд., исправленное / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. - Минск: ИВЦ Минфина, 2009. - 380 с.

.        Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ construction.php - Дата доступа: 13.10.2013.

9.   Нещадин, А. Российские экономические реформы: этапы, цена, идеология / А. Нещадин // Общество и экономика. - 2012. - №10. - С. 5-28.

10.    Рощенко, А.В. Особенности переходной экономики и ее специфика в Республике Беларусь / А.В. Рощенко // Веснiк БДЭУ. - 2013. - №3. - С. 100-106.

.        Сенчагов, В.К. О некоторых экономических реформах / В.К. Сенчагов // ЭКО. - 2013. - №1. - С. 159 - 170.

.        Статистический ежегодник Республики Беларусь / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь; ред. кол. В.И. Зиновский [и др.]. - Минск, 2011. - 634 с.

13. Ткачев, С.П. Теоретические аспекты развития переходных экономик: некоторые выводы из опыта Беларуси / С.П. Ткачев // Белорусский экономический журнал. - 2012. - №4. - С. 4-12.

14.    Фомичева, С.П. Трансформация и ее социально-экономические эффекты в Центральной и Восточной Европе / С.П. Фомичева, Н.В. Куликова // Белорусский экономический журнал. - 2013. - №3. - С. 4-17.

.        Шерис, В. Трансформация механизма денежной трансмиссии в экономике Республики Беларусь / В. Шерис, Ю. Абакумова // Банкаўскі веснік. - 2013. ― №16. ― С. 14―20.

Похожие работы на - Особенности процесса реформирования экономики Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!