Безработица и ее проблемы в переходной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,94 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Безработица и ее проблемы в переходной экономике
















Курсовая работа

на тему

Безработица и ее проблемы в переходной экономике

РЕФЕРАТ

безработица экономический беларусь

Работа содержит: страницы, таблицы, приложения, использованных источников литературы.

БЕЗРАБОТИЦА, ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА, РЫНОК ТРУДА, ЗАНЯТОСТЬ, ПЕРЕХОД К РЫНКУ, ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ.

Объект исследования: рынок труда.

Предмет исследования: безработица.

Цель работы: изучение безработицы в Республике Беларусь, рассмотрение особенностей безработицы в условиях переходной экономики.

Методы исследования: системный подход, анализ и синтез, группировка и сравнение.

Исследования: на основе изучения возникновения безработицы определены основные проблемы и перспективы развития безработицы в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Достижение высокого уровня занятости - это одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

В настоящее время в Республике Беларусь осуществляется переходный период к рыночным отношениям. С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы.

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им возможности приложить свое умение в той деятельности, где человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.

Изучение безработицы позволяет определять ее причины, а также совершенствовать меры государственной политики, которые влияют на занятость. По мнению многих экономистов, безработица даже необходима, т.к. это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Целью курсовой работы является изучение сущности безработицы и рассмотрение специфических особенностей данного вопроса в Республике Беларусь. Сложность и неоднозначность ситуации в нашей стране, обусловленная спецификой государственного контроля над рынком труда и общей экономической политикой, повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

охарактеризовать понятие безработицы в целом;

рассмотреть типы безработицы;

проанализировать динамику уровня безработицы за последние годы в РБ;

описать пути преодоления безработицы в Республике Беларусь.

Данная курсовая работа состоит из трёх глав. В первой главе раскрывается понятие безработицы, её классификация и причины возникновения. Во второй главе рассматривается понятие и особенности переходной экономики. В третьей главе данный предмет исследования рассматривается в Республике Беларусь. Тут же анализируется динамика за последние годы, а так же даётся характеристика государственного регулирования безработицы.

При написании курсовой работы использовались теоретические материалы различных отечественных авторов, официальные статистические данные, предоставленные Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, а так же монографии и публикации в периодических изданиях, посвящённые исследуемой проблеме.

1. Безработица как экономическая категория

1.1 Сущность и классификация безработицы

Экономически эффективная реализация достижений научно-технической революции невозможна без абсолютного высвобождения рабочей силы. При этом сокращение занятости происходит не только при технико-технологическом обновлении действующих рабочих мест, но и при новом капитальном строительстве. Последнее осуществляется в условиях научно-технической революции на новой технической основе, обеспечивающей сокращение занятости и удельное удешевление производства. Существенное влияние на безработицу оказывают структурные изменения в экономике, что также является следствием влияния научно-технической революции, в частности, на ускорение темпа научно-технического прогресса, оказывающего резкое воздействие на конъюнктуру товарных рынков и вызывающего несовпадение спроса и предложения на рабочую силу.

Чаще всего рыночную экономику увязывают с безработицей. Исторический опыт учит, что в странах с рыночной системой хозяйствования практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать, что уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустим, с безработицей в 5% экономика способна существовать, но уже 7% - социально опасный уровень, которого надо избегать.

Безработица представляет собой сложное, многоаспектное, социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.

Безработица - социально-экономическое явление, присущее рыночной экономике, когда определенная часть трудоспособного населения не находит применения на производстве согласно полученной специальности и становится незанятой. Другими словами, это временная незанятость экономически активного населения.

В экономике обычно существуют два явления: безработица людей и «безработица» рабочих мест, то есть наряду с людьми, не имеющими работы, имеются незанятые рабочие места. Но обычно в рыночной экономике количество безработных людей намного превышает количество не соответствующих их запросам рабочих мест, тогда как в нерыночной экономике и даже в экономике переходного типа чаще наблюдается обратная картина.

Число безработных в каждый конкретный период развития экономики зависит от темпов экономического роста и эффективности труда, от степени соответствия профессионально-квалификационной структуры работников существующему на них спросу, от конкретной демографической ситуации, политики занятости, осуществляемой государством.

В целом безработица обусловлена состоянием экономики, вследствие чего уровень безработицы может быть использован в качестве показателя, отражающего социально-экономическое положение страны.

Основными показателями безработицы являются её уровень и продолжительность. Уровень безработицы измеряется как отношение официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.

Необходимо отметить, что при анализе безработицы экономисты не ограничиваются только показателями номинального уровня безработицы. Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Одни группы населения страдают от безработицы больше, чем другие, а безработица во всех без исключения группах объясняется широким спектром причин.

Международная практика, опыт которой обобщен и резюмирован в документах Международной организации труда (МОТ), исходит из положения, согласно которому безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего из-за отсутствия свободных мест или недостаточной профессиональной подготовки. По закону РБ «О занятости населения» от 30 мая 1991г. безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины - до 55 лет, мужчины - до 60), постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

Человек считается безработным, если он нигде не работает и занимается поиском работы. Таким образом, для того чтобы получить статус безработного, недостаточно лишь не иметь работы, необходимо активно пытаться её найти. В соответствии с данными условиями лица пенсионного возраста, ухаживающие дома за детьми, люди, прекратившие поиск работы, временно не работающие по каким-либо причинам к безработным не относятся.

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность.

В зависимости от критериев, положенных в основу классификации, выделяют следующие виды безработицы:

по продолжительности различают кратко- и долгосрочную безработицу;

в зависимости от характера проявления - открытую (учитывается официальной статистикой) и скрытую (характеризуется наличием в производстве излишних работников);

по степени охвата различных групп населения - основную безработицу лиц трудоспособного возраста, молодежную и остаточную, охватывающую работников с ограниченной трудоспособностью и лиц предпенсионного и пенсионного возраста;

по отношению безработных к занятости - действительную, когда безработные желают и могут трудиться, и фиктивную, когда у безработных нет желания, а со временем и возможности работать.

Для экономического анализа важное значение имеют типы безработицы, основными из которых являются:

фрикционная;

структурная;

циклическая;

естественная.

Фрикционная безработица связана с поиском и ожиданием работы. Данный тип безработицы существует всегда, так как в одно и то же время одни работники находят желаемые рабочие места, другие увольняются, ищут более высокооплачиваемую, престижную или интересную работу. Их могли не удовлетворить заработок, условия работы, социально-психологический климат в прежнем коллективе или месторасположение предприятия. К данной категории относятся также те, кто только начинает свою трудовую жизнь и занят поиском работы (выпускники высших и средних специальных заведений, профессионально-технических училищ и т.д.). Фрикционная безработица возникает из-за несовершенства в техническом функционировании рынка труда, отсутствия информации о наличии рабочих мест, стремления граждан лучше применить свои способности.

Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Это вызвано тем, что многие рабочие, добровольно оказавшиеся "между работами", переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объём национального продукта.

Структурная безработица возникает в связи с технологическими сдвигами в структуре совокупного спроса и совокупного предложения и обусловлена структурными преобразованиями в отраслях хозяйства или экономике в целом. Наиболее широко она распространяется в периоды внедрения результатов научно-технической революции в общественное производство. Избежать структурной безработицы невозможно. Она весьма болезненна с социальной точки зрения. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица продолжительнее фрикционной и является вынужденной. У этой категории безработных нет «готовых» к продаже навыков к работе и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.

Суммарно фрикционная и структурная безработица образуют так называемую естественную безработицу. Это понятие было введено в экономическую науку в 1968 году М. Фридменом. Уровень такой безработицы зачастую называют «уровнем полной занятости» или «равновесной безработицей». Она представляет собой совокупность тех форм безработицы, которые неустранимы и предопределяют долговременное устойчивое равновесие рынка труда. Естественный уровень безработицы определяет уровень потенциального ВВП. Он существует при сбалансированности рынка рабочей силы, когда количество ищущих работу равно количеству свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы не является постоянной величиной и может колебаться под воздействием тех или иных факторов. В развитых странах в настоящее время он составляет 5-6%.

Циклическая безработица - это безработица, вызванная циклическими спадами производства, кризисами, колебаниями экономической конъюнктуры. Наличие циклической безработицы свидетельствует о неполном использовании производственных ресурсов. В фазе спада в экономике спрос на товары и услуги сокращается, что ведет к сокращению производства и занятости. В фазе подъема, наоборот, растет спрос на потребительские и инвестиционные товары, а значит и на рабочую силу. Поэтому циклическую безработицу называют иногда безработицей, связанной с дефицитом спроса. [9, с 85-91].

Кроме того, выделяют и такие виды безработицы, как:

сезонная - обусловлена сезонными колебаниями производства в отдельных отраслях (сельское хозяйство, рыбные промыслы);

региональная - характерна для отдельных регионов в связи с их демографическими, этническими и другими особенностями развития;

молодежная, женская и т.п. - связана с дискриминацией на рынке труда отдельных социальных групп;

скрытая - реально существующая, но незаметная и официально не регистрируемая избыточность применяемого труда, которая возникает при неполном использовании ресурсов в условиях экономического спада или реструктуризации производства. Предприятия не увольняют работников, а либо переводят их на сокращенный режим рабочего дня, либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Фактически работа, предназначенная для небольшого числа работников, выполняется значительно большими силами.

.2 Причины возникновения безработицы

Мировая экономическая практика свидетельствует, что обеспечение полной занятости и одновременное повышение экономической эффективности общественного производства в современных условиях трудно достижимо, скорее всего, невозможно. Это объясняется тем, что главный фактор экономического роста и объективности производства - научно-техническая революция, которая выступает одновременно и главным фактором возникновения безработицы.

К основным причинам безработицы относятся: наличие фрикционной и структурной безработицы, непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда, жесткость заработной платы и безработица ожиданий.

Определенный уровень незанятости населения существует при любом состоянии экономики и объясняется естественным движением трудовых ресурсов на рынке труда. Специалисты отмечают, что уровень фрикционной безработицы будет гораздо выше там, где государство обеспечивает крупные выплаты по безработице. Большое пособие по безработице увеличивает время ожидания наилучшего варианта трудоустройства. Многие сознательно остаются безработными до истечения срока выплаты пособия.

В периоды структурного корректирования происходит переоценка важности отдельных видов занятости, высвобождение работников одних профессий и нехватка рабочей силы в других сферах деятельности. Обычно в периоды структурной перестройки происходит спад и рост безработицы в тяжелой промышленности, а занятость в сфере обслуживания начинает повышаться. Уровень безработицы в этот период временно возрастает, так как многие теряют работу и вынуждены трудоустраиваться заново.

Причиной безработицы является также непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда. Если объем заработной платы превышает стоимость выпущенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокращают занятость.

Какое же количество рабочих является оптимальным для предприятия? На этот вопрос помогает ответить экономическая теория. В краткосрочном периоде предприятие не может увеличить производственные мощности, поэтому увеличение количества применяемого переменного фактора труда дает прирост предельного продукта лишь на некоторое время. Согласно закону убывающей предельной отдачи, наступает момент, когда каждая дополнительная единица переменного фактора приносит всё меньший прирост объема производства (предельного продукта), т.е. предельный продукт переменного фактора начинает уменьшаться. Следовательно, при неизменной цене реализации продукта будет уменьшаться стоимость предельного продукта, предельный доход и предельная прибыль. Исходя из этого, можно сделать вывод, что фирма должна нанимать дополнительного рабочего лишь в том случае, если стоимость его предельного продукта превышает размер его заработной платы. При этом фирма будет стремиться увеличить эту разницу, т.е. максимизировать прибыль. Иначе говоря, уровень занятости изменяется в зависимости от уровня заработной платы, который необходимо обеспечить в данных условиях, и выручки на единицу продукции. При повышении заработной платы фирма будет сокращать количество занятых, при понижении - увеличивать. В то же время если цены на выпускаемую продукцию растут, то компания привлекает дополнительную рабочую силу; падение цен на продукцию влечет за собой сокращение занятости.

Фактически фирма ориентируется на соотношение уровня заработной платы и цены продукции. Если это соотношение растет, т.е.рост заработной платы обгоняет рост цен на продукцию, то фирма нанимает меньше работников, при уменьшении этого соотношения количество нанимаемой рабочей силы увеличивается.

Жесткость заработной платы - это её неспособность к гибкому изменению, необходимому для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда. Безработица, являющаяся результатом жесткости заработной платы, называется безработицей ожиданий. Она возникает в связи с тем, что при данном уровне заработной платы предложение труда превышает спрос на труд со стороны фирмы.

Негибкость заработной платы объясняется следующими причинами: законы о минимальной заработной плате, дополнительные издержки труда, налоги на труд, влияние профсоюзов, стимулирующая заработная плата.

Падению заработной платы до равновесного уровня препятствуют законы о минимальной заработной плате, устанавливающие обязательные для всех фирм минимальные ставки оплаты труда. Установленный минимум, особенно для категории неквалифицированных и неопытных рабочих, поднимает заработок выше точки равновесия, что сокращает спрос фирм на данный вид труда.

Вопрос об уровне минимальной заработной платы постоянно дискутируется. Сторонники её более высокого уровня считают минимальную заработную плату средством повышения доходов малоимущих семей. Противники повышения минимума заработной платы утверждают, что её рост способствует безработице. Многие экономисты и политики полагают, что скидки с подоходного налога на заработную плату являются более совершенным способом помощи малоимущим семьям.

Причиной, обусловливающей жесткость заработной платы и рост безработицы, являются также дополнительные издержки труда и налоги на него. Предприятие, нанимающее работника, несет дополнительные затраты: оплачивает отпуска, медицинское обслуживание, иногда жилье. Кроме того, оно платит налог на заработную плату, исчисляемый как определенный процент от её общего объема.

Дополнительные издержки и налоги на труд являются антистимулом при найме дополнительных рабочих и одновременно препятствием к понижению заработной платы.

Монопольная власть профсоюзов и заключаемые ими с предпринимателями коллективные договоры также являются причиной сохранения заработной платы на необоснованно высоком уровне. Заработная плата рабочих, объединенных в профсоюзы, определяется не равновесием между спросом и предложением, а степенью давления руководства профсоюзов на фирмы. Заключаемый в итоге переговоров коллективный договор часто предусматривает заработную плату выше равновесного уровня. Результатом в этом случае будет уменьшение количества нанятых работников и рост безработицы ожидания.

Ещё одну причину жесткости заработной платы экономисты усматривают в существовании стимулирующих эффективный труд систем заработной платы. Все теории стимулирующей (эффективной) заработной платы исходят из того, что высокая оплата труда превышает производительность труда и, следовательно, прибыль фирмы.

Существует несколько теорий о влиянии заработной платы на производительность труда.

Первая теория наиболее применима к развивающимся странам. Её смысл сводится к тому, что при более высокой заработной плате рабочие могут позволить себе лучше питаться, а более здоровые работники трудятся более производительно.

Согласно второй теории, высокие заработки сокращают текучесть рабочей силы, так как у работников появляется стимул работать именно в этой фирме. Работодатель при этом сокращает время и средства, необходимые для приема и обучения новых рабочих.

Сторонники третьей теории считают, что более высокая заработная плата определяет и высокий качественный уровень персонала, позволяет избежать так называемой отрицательной селекции, когда лучшие работники переходят на другую, более высокооплачиваемую работу.

Четвертая теория исходит из того, что достаточно высокая заработная плата стимулирует старательность работников, побуждает их не уклоняться от работы, благодаря чему повышается производительность труда. [4, с 117-125]

Результатом в каждом из этих случаев является установление заработной платы выше равновесного уровня и безработица ожиданий.

.3 Социально-экономические последствия безработицы

Незанятая рабочая сила означает недоиспользование экономического потенциала общества, прямые экономические потери, являющиеся следствием естественной и фактической безработицы (и соответственно занятости).

Естественный уровень безработицы - это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К естественной безработице относятся фрикционная и структурная, т.е. нечто неизбежное, объективно обусловленное. Все другие виды безработицы можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых ресурсов.

Чрезмерная безработица отрицательно сказывается на всей жизни общества. Различают экономические и внеэкономические (социальные) издержки безработицы.

Прежде всего, безработица означает экономические потери для общества, когда часть потенциального объема производства товаров и услуг теряется безвозвратно, производственные возможности экономики не реализуются полностью. Разницу между фактическим и потенциальным валовым национальным продуктом (ВНП) экономисты называют отставанием ВНП. Статистические данные показывают, что с ростом безработицы отставание ВНП увеличивается.

Издержки безработицы распределяются неравномерно среди различных слоев и групп населения. Так, уровень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы обычно выше, чем среди квалифицированной, так как в обучение последней фирмы вкладывают значительные средства. Кроме того, квалифицированная рабочая сила используется в отраслях, менее подверженных циклическим колебаниям, таких, как сфера услуг, производство товаров кратковременного пользования.

Отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары, реагируют на спад наиболее остро, что объясняет более высокий уровень безработицы среди мужчин по сравнению с уровнем безработицы среди женщин.

Более низкая квалификация и меньшая мобильность являются причинами более высокой нормы безработицы среди молодежи по сравнению со взрослым населением. Эти же причины вызывают гораздо больший рост безработицы среди «цветного» населения по сравнению с её ростом у белого населения.

К внеэкономическим, или социальным, последствиям безработицы относятся: потеря квалификации и самоуважения, полная или частичная потеря дохода, снижение уровня жизни, возрастание преступности, повышение смертности и числа психических заболеваний. Высокий уровень безработицы может привести к общественным и политическим беспорядкам.

Безработица оказывает и некоторое положительное воздействие на экономику и общество, поскольку, например, фрикционная безработица способствует рациональной занятости в результате нахождения работниками более адекватных их потребностям рабочих мест. Структурная и технологическая безработица стимулирует повышение квалификационно-образовательного уровня трудящихся и оптимизирует профессиональную структуру совокупной рабочей силы. В долгосрочной перспективе это показывает позитивное влияние на динамику ВВП и уровень жизни населения. Также за счет безработицы создается резерв рабочей силы для структурной перестройки экономики, конкуренция между работниками вызывает стимул к развитию способностей к труду, стимулирует рост интенсивности и производительности труда, увеличивает его социальную значимость, повышает социальную ценность рабочего места. [3, с 23-27]

2. Переходная экономика в Республике Беларусь

.1 Основные черты переходной экономики

Отличительной чертой макроэкономических процессов в Беларуси и других странах СНГ является то, что они протекают в условиях перехода от плановой экономики к рыночной.

В настоящее время экономика Республики Беларусь, так же как и ряда других бывших социалистических стран Восточной и Центральной Европы, приобретает рыночные черты. Необходимость перехода к рыночной системе хозяйствования обусловлена коренными недостатками так называемой социалистической экономики, основными принципами которой являются:

отсутствие частной собственности, замена ее общественной в качестве экономической основы социального равенства;

существование государства только на начальном, переходном этапе от капитализма к социализму;

управление народным хозяйством из единого центра, принимающего решения, что, как и для кого производить;

централизованное планомерное регулирование экономики;

постепенная ликвидация рыночного механизма, отмирание товарно-денежных отношений, а вместе с ними - и денег.

Мировой опыт показывает, что самой эффективной системой на сегодняшний день является рыночная экономика. Поэтому наша страна, как и подавляющее большинство бывших социалистических государств, взяла курс на переход к рыночной экономике.

Экономика Беларуси, других стран СНГ в настоящее время представляет собой специфическую систему, функционирующую в период перехода общества от одной сложившейся исторической формации к другой: от централизованно регулируемой плановой экономической системы к рыночной экономике. В западной экономической теории такие переходные процессы в экономике получили название постсоциалистической или посткоммунистической трансформации. Кроме того, в отечественной литературе применяются термины «переходная экономика», «переходный период».

Однако правомерность применения термина «переходный» подчас вызывает возражения. «Переходность» предполагает знание не только начального этапа, но и конечного результата. Вместе с тем достоверно определить сроки окончания предстоящего процесса, учитывая его длительность и сложность, не представляется возможным. Поэтому, как отмечают многие исследователи, данный процесс логично назвать «трансформация» - определение, означающее глубокие изменения без указания на конечный результат.

Необходимо учитывать, также тот факт, что понятие «трансформация» может быть применено к гораздо более широкому кругу экономических явлений, чем перемены в постсоциалистических странах.

Трансформационная (переходная) экономика - экономика стран, переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе, основанной на рыночных принципах.

Трансформационный (переходный) период - время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Для белорусской экономики переходный период - это отрезок времени, в течение которого осуществляется демонтаж командно-административной системы и формируются основы рыночной системы. Приоритетным направлением этого перехода в постсоциалистических странах является социально ориентированная рыночная экономика.

Социальная ориентация рыночной экономики - процесс повышения социальной эффективности экономики, усиления ее социальной составляющей, проявляющийся в том, что все большая часть ресурсов общества, мобилизуемых государством, направляется им на социальные цели, а производство подчиняется потребителю.

Во-первых, трансформационная экономика представляет собой межсистемное образование. Поэтому для нее характерно сочетание командно-административной системы и современной рыночной экономики с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, особым исходным состоянием, предшествующим переходному процессу, является плановая экономика.

В-третьих, в отличие от командной и рыночной экономики, которым свойственна определенная целостность и устойчивость развития, трансформационная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, кризисное для устоявшейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного периода неустойчивости и неравновесия имеют свою причину - изменение цели функционирования системы. Если в обычной экономической системе такой целью является ее самосохранение и развитие, то в переходной экономике - трансформация в другую систему.

В-четвертых, трансформационной экономике присущ альтернативный характер развития. Безусловно, альтернативность имеет определенные границы, но все же предполагает несколько итоговых вариантов развития. Данный факт вытекает из природы переходной экономики, в которой смешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия политических, социальных, национальных и других факторов, воздействующих на процесс развития в указанный период.

В-пятых, трансформационная экономика отличается от командно-административной системы количественными и качественными изменениями структуры. К ней «по наследству» перешли основные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Однако они функционируют в качественно иных, преобразованных экономических реалиях и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Одновременно в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-шестых, коренное изменение отношений собственности, существующей структуры производства и форм хозяйствования сопровождается на начальном этапе социально-экономическими издержками: спадом производства, инфляционными процессами, падением уровня жизни населения.

В-седьмых, в трансформационной экономике наблюдается качественное изменение системных отношений. Распадаются и исчезают старые планово-директивные связи между экономическими субъектами, расчищая пространство для формирования новых рыночных отношений. Однако последние еще носят «переходный», неустойчивый характер и на начальном этапе зачастую проявляются в такой деформированной форме, как «бартерные» расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи. В экономике наблюдаются частые сбои и кризисные явления.

В-восьмых, в трансформационной экономике существует особый характер противоречий, но не функционирования, а развития, т.е. нового и старого, различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Поэтому важнейшее противоречие переходного периода - расхождение старой централизованно управляемой экономической системы и новой формирующейся рыночной экономики. Изменения, на которые направлена переходная трансформация, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что иногда могут привести к социально-политическим потрясениям.

Сущность трансформационной (переходной) экономики заключается в том, что она представляет собой сочетание командно-административной и современной рыночной систем.

Содержанием трансформационной (переходной) экономики постсоциалистических стран является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.

В Беларуси экономическим преобразованиям предшествовали политические предпосылки: курс на перестройку и гласность, распад СССР и объявление республики независимым суверенным государством. Официально установление нового политического строя в нашей стране было отражено в Конституции 1994 г.

Начало переходного периода в Беларуси характеризуется влиянием следующих факторов:

глубокий экономический кризис, возникший в результате краха командно-административной системы;

распад СССР и превращение бывших республик в самостоятельные государства, практически прервавшие хозяйственные связи друг с другом;

характерная для данного этапа экономическая, политическая и социальная неустойчивость;

отсутствие в связи с экономическим кризисом необходимого для выработки долгосрочной стратегии и ее должной реализации времени (решения часто приходится принимать и корректировать «на ходу»). [10, с 346-355]

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина происходящих преобразований. Почти 30 странам с населением более 300 миллионов человек предстоит решить задачу, не имеющую аналогов в мировой истории: перейти от огосударствленной экономики к экономике, базирующейся на рыночных принципах. Преобразования охватывают основы существующего строя: отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Успех в решении данной задачи в определяющей степени зависит от избранной концепции, модели перехода к рыночной экономике.

.2 Белорусская модель перехода к рынку

Белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

К ее основным чертам относятся:

значительная регулирующая роль государства;

принцип постепенности, эволюционности преобразований;

сильная и эффективно действующая вертикаль государственной власти;

четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности;

социальная направленность производимых реформ;

активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией.

Реформы в Беларуси, как и в других странах с переходной экономикой, имеют целью повышение благосостояния народа на базе замены административно-командной системы управления рыночными механизмами. Переход к новому экономическому порядку в нашей стране осуществляется на основе взвешенного подхода, ориентированного на стабильность социально-экономических условий. Отказавшись от варианта шоковой терапии, республика проводит эволюционное реформирование экономики с активным участием государства в формировании рыночной инфраструктуры.

Следует отметить, что до распада СССР в 1991 г. Беларусь была одной из наиболее развитых в экономическом отношении республик. Крупные узкоспециализированные промышленные предприятия выпускали в основном конечную продукцию, многие из них имели тесные кооперационные связи с партнерами из других союзных республик, прежде всего из России. Распад единого союзного экономического пространства и совпавшее с ним по времени начало процесса системной трансформации привели к резкому ухудшению экономической ситуации в нашей стране. Произошло падение производства, огромных масштабов достигла инфляция, заметно снизился жизненный уровень населения.

В первые годы реформ в экономике Беларуси большой удельный вес имела промышленность (около 70 %), поскольку при централизованном социалистическом планировании торговля, финансовые и потребительские услуги развивались слабо. Для нашей страны была также характерна высокая торговая зависимость в рамках бывшего Совета экономической взаимопомощи и СССР. В отличие от многих бывших республик Советского Союза (Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан) Беларусь менее обеспечена собственными природными ресурсами, особенно энергетическими, что затрудняло быстрое развитие экспортного потенциала и понижало ее конкурентоспособность.

С переходом к жесткой финансовой политике упал жизненный уровень населения. Характерной чертой национальной экономической политики в середине 1990-х гг. было сочетание жесткого стабилизационного курса в денежно-кредитной сфере с медленными темпами рыночных преобразований в других областях. В Беларуси, в отличие от России и ряда других стран СНГ, не ставилась задача создания большого числа собственников (в промышленности предполагалась эволюционная структурная перестройка), поэтому изменение отношений собственности отошло на второй план.

Важной вехой белорусской экономики стало принятие осенью 1996 г. Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы. Главной целью этого среднесрочного документа было преодоление спада производства, имевшего место в 1992-1995 гг., и выход на положительную динамику основных макроэкономических показателей. Предусматривались три приоритета в развитии экономики: рост объемов экспорта, расширение жилищного строительства и увеличение производства продовольствия. В результате реализации Программы удалось не только преодолеть спад производства, но и достигнуть ежегодного прироста ВВП, производства промышленной продукции и других показателей.

Отказ от масштабной приватизации при жестком централизованном управлении экономикой позволил Беларуси минимизировать катастрофическое падение совокупного производства, характерное для большинства бывших советских республик, и в значительной степени восстановить его к концу первого десятилетия существования суверенного государства.

Совокупный спад производства в нашей стране оказался намного меньше, чем у основной части бывших союзных республик. Продолжительность этого периода также значительно меньше и лишь на 2,2 года превышает аналогичный показатель для стран Центральной Европы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период постсоциалистического реформирования нашей национальной экономики удалось обеспечить минимальное снижение совокупного спада производства, не допустить массовой безработицы и социального расслоения населения. Предоставляя субсидии и кредиты крупным государственным предприятиям, белорусское правительство предотвратило снижение выпуска продукции на начальной стадии переходного периода. Это позволило отечественным производителям частично захватить рынки сбыта основных конкурентов, поскольку в это время в соседних странах наблюдался спад производства. Не идя на приватизацию крупных предприятий, государство сохранило контроль над ними, предотвратив тем самым посредством механизмов разницы в ценах вывоз активов из республики. Жесткий контроль над экономикой позволил государству избежать значительного снижения поступления налогов, обеспечить их высокую собираемость и гарантировать финансирование важнейших бюджетных расходов, в том числе в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения. Таким образом, можно утверждать, что во второй половине 90-х гг. прошлого столетия Беларусь решила проблемы восстановления экономики. Активизация имеющихся производственных мощностей была проведена преимущественно за счет государственного регулирования.

Нынешний этап реформирования и развития национальной экономики связан с изменениями в экономической политике государства, и прежде всего в отношении постепенной либерализации экономических отношений, приватизации, развития негосударственного сектора, малого и среднего бизнеса, дальнейшей либерализации всех сегментов рынка.

Одной из важнейших особенностей белорусской модели является тот факт, что в ее основу положена национальная стратегия устойчивого развития (НСУР), базирующаяся на принципах, выработанных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и подтвержденных на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). Она призвана обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Впервые такая стратегия была разработана в 1997 г. (НСУР-97), в 2004 году была разработана и утверждена НСУР-2020.

Основной целью устойчивого развития Республики Беларусь является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Обеспечение устойчивого развития Беларуси основывается на общесистемных преобразованиях экономики и общества, целями которых являются:

в области совершенствования государственности - формирование сильного, эффективного правового государства, которое способно создать необходимые условия и активизировать поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития;

в области общественного развития - постепенный переход к новому постиндустриальному обществу, с экологически чистым производством, высоким уровнем демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей; с развивающейся системой формирования физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям человека;

в области экономики - построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает наличие развитых институтов предпринимательства и рыночной инфраструктуры; действенного механизма государственного и рыночного регулирования, заинтересовывающего предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, рациональном природопользовании и охране окружающей среды, а наемных работников - в высокопроизводительном труде; высокого уровня благосостояния работающих членов общества с обеспечением конституционных прав и свобод граждан, равенства всех форм собственности, гарантий ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, с эффективной системой социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых групп населения. [10, 355-365]

Реформирование экономики Беларуси идет в нескольких направлениях, включающих реорганизацию управления государственными предприятиями, разгосударствление и приватизацию объектов государственной собственности, создание единых и равных условий для функционирования предприятий и организаций различных форм собственности, поэтапную либерализацию экономической деятельности и обеспечение свободы предпринимательства в сочетании с применением механизмов государственного регулирования, а также создание благоприятных, соответствующих мировой практике условий для привлечения в республику иностранных инвестиций.

Главной стратегической целью социально-экономических преобразований в Республике Беларусь является повышение жизненного уровня народа с постепенным его приближением к уровню высокоразвитых европейских государств на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития.

3. Безработица в Республике Беларусь

.1 Особенности безработицы в Республике Беларусь

С началом трансформационных преобразований возникло противоречие между теорией и практикой изучения и управления безработицей в Беларуси. Вопросы сущности, видов, причин и последствий безработицы, способов ее регулирования, разработанные для развитой рыночной экономики в трудах классиков экономической теории, широко известны и распространены в нашей экономической среде. Однако использование такой основы регулирования безработицы в практике переходной экономики Республики Беларусь оказывается малорезультативным.

В отечественной экономике безработица является результатом накопления избыточной рабочей силы. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внутри предприятий и институционально поддерживается вплоть до настоящего времени. Уровень и структура безработицы не могут быть полностью объяснены ни закономерностями рыночной экономики (испытывающей структурную и циклическую безработицу), ни закономерностями переходной экономики (испытывающей массовую безработицу по причине снижения высокого уровня занятости и реструктуризации экономики). Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем над количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда.

При анализе безработицы в Беларуси недостаточно проработанным является вопрос о видах безработицы. Появление безработицы в Беларуси связано с началом перехода к рыночной экономике. Поэтому ее главная причина, а, следовательно, и преобладающий вид, - это вынужденная (циклическая) безработица, обусловленная общим спадом объемов производства и необходимостью предприятий, получивших расширение экономической самостоятельности, избавиться от части собственного персонала.

Второй вид безработицы, имеющий место в Беларуси, можно отнести к структурной безработице. Это проявляется в общих диспропорциях по профессиям, квалификации, территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных. Прослеживается общая избыточность юристов, библиотекарей, психологов, экономистов, техников-технологов, педагогов; недостаточность высококвалифицированных прорабов и мастеров строительных работ, ветврачей. Большой спрос также предъявляется на рабочих строительных и сельскохозяйственных специальностей, работников сферы торговли и общественного питания, а также на неквалифицированный рабочий труд (грузчики, дворники, разнорабочие).

Территориальные диспропорции в республике проявляются в основном в отраслевом разрезе, а не в региональном. Существуют заметные структурные несоответствия: в сельской местности не хватает рабочих рук, в городах - их избыток. Структурная безработица проявляется на уровне небольших городов (с численностью населения не выше 100 тыс. чел.), где в годы БССР в рамках общесоюзного разделения и кооперации труда были сформированы крупные предприятия общесоюзного значения.

Еще один источник роста структурной безработицы в Беларуси - уволенные из состава Вооруженных Сил кадровые военные, которым в гражданской жизни необходимо приобретать новые профессии.

В белорусской экономике природа структурной безработицы отлична от стран с рыночной экономикой. Она обусловлена разрывом прежних хозяйственных связей, сокращением объемов производства, когда незадействованный в силу этих причин человеческий капитал вынужден менять свои характеристики - профессию, квалификацию, форму занятости - для обеспечения условий самовоспроизводства. [14, с 27-29]

Особенностью Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы, оценку которой проводят по размерам вынужденной неполной занятости. Накопление скрытой безработицы на производстве происходит в основном за счет перевода работников на неполный рабочий день (неделю) и предоставления отпусков по инициативе администрации. Неадекватное отражение численности безработных обусловлено спецификой расчета уровня безработицы (для получения статуса безработного в Республике Беларусь необходима обязательная регистрация в службе занятости), недостаточной эффективностью реализуемых программ занятости, ослаблением стимулов к регистрации в качестве безработного из-за незначительного размера пособия, малой вероятностью предоставления нового места работы, небольшого числа вакансий.

.2 Динамика безработицы

Как уже отмечалось ранее, появление безработицы в Беларуси связано с началом перехода к рынку. Официальная регистрация безработных начала проводится с 1991 г. С момента начала регистрации рост безработицы во многом был обусловлен тем, что она стала неизбежным следствием трансформационного кризиса экономики.

Позитивные изменения на рынке труда начали проявляться с 1996 г. Результатом экономического подъема стало увеличение спроса на рабочую силу, наметилась тенденция к снижению безработицы и относительной ее стабилизации.

В 2007 году показатель уровня безработицы достиг 1%. На конец 2008 года уровень безработицы снизился до 0,8%. Однако, в 2009 году был отмечен небольшой рост безработицы, что привело к увеличению показателя уровня до 0,9%. Тем не менее, с 2010 прослеживается тенденция к снижению безработицы, что видно по показателям уровня. Так, в 2010 году уровень безработицы составил 0,7%, а в 2011 году - 0,6%.

Такая же тенденция прослеживается и по численности безработных. С каждым годом численность безработных уменьшалась, что говорит, об эффективности применяемых методов регулирования безработицы и проводимых государством мероприятий. В 2007-2008 годах численность безработных уменьшилась с 44,1 тыс.человек до 37,3 тыс.человек. В 2009 году отмечается увеличение численности безработных до 40,3 тыс.человек. Но с 2010 года численность безработных уменьшается и составляет 33,1 тыс.человек. По состоянию на конец 2011 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 28,2 тыс. человек, что на порядок меньше, чем в предшествующие годы [см. ПРИЛОЖЕНИЕ А].

На современном этапе ситуация на рынке труда характеризуется устойчивой тенденцией роста спроса на рабочую силу при снижении ее предложения, что позволило существенно уменьшить напряженность на рынке труда. Основной причиной безработицы является несоответствие профессионально-квалификационной структуры предлагаемых свободных рабочих мест (спрос) и безработных (предложение). За годы реформ структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась - рынок труда как и прежде ориентирован на рабочие профессии.

Безработица в Беларуси с момента ее легализации по-прежнему преимущественно женская, поскольку рынок труда в основном ориентирован на применение мужской рабочей силы. Однако удельный вес женщин в общей численности безработных снизился с 65,5% в 2007 г. до 53,9% в 2011 г. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам [см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б].

Наметилась тенденция к снижению уровня молодежной безработицы (т.е. безработицы среди лиц в возрасте от 16 до 29 лет) - с 50% в 2007 году до 24,3% в 2011 г. Высокая молодежная безработица в какой-то мере связана со вступлением в трудоспособный возраст значительного контингента молодых людей. Однако, несмотря на положительные тенденции, трудоустройство молодых людей, большинство из которых не имеет профессии или достаточного производственного опыта, остается проблематичным.

Сохраняется, несмотря на некоторое улучшение, проблема длительной безработицы. Начиная с 2007 года численность длительно безработных начала снижаться и к 2011 году достигла отметки в 7,5%. Доля граждан, имеющих статус безработных, в период 2007-2008 года изменялась в пределах 26,4 - 29,2%, а в период с 2009 по 2011 г. уменьшилась с 24,0% до 12,2%. Средняя продолжительность безработицы к концу 2011 г. достигла 3,9 месяца, что на 1,4 месяца ниже, чем в 2007 г. Наиболее вероятным для длительно безработных является либо возвращение в занятость с большими потерями в статусе и доходах, либо выход из состава рабочей силы. Люди теряют профессиональные и социальные навыки, оставаясь без средств к возможной последующей реабилитации. [7, с. 130-137]

.3 Государственное регулирование безработицы

С целью сокращения безработицы государство использует социальную, макроэкономическую политику и политику в сфере занятности.

Функция социальной политик состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центры по трудоустройству и т.д.

Некоторый уровень безработицы - неизбежное свойство свободного рынка, которое составляет цену рыночной экономики. Очень высокий уровень безработицы ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из-за ухудшения личного благосостояния людей. Поэтому политика государства в социально-трудовой сфере в переходный период не может быть направлена, как это было в эпоху социализма, на предотвращение какой бы то ни было безработицы. Ее задача иная: удерживать безработицу на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне. Для этого необходима определяющая роль государства и его институтов на рынке труда в трансформационный период.

Поскольку безработица является проявлением неэффективности занятости, то ее государственное регулирование должно входить в систему мер по повышению эффективности занятости. За поддержание стабильной и управляемой ситуации на регистрируемом рынке и удержание безработицы в социально приемлемых пределах отвечает государственная служба занятости.

В настоящее время деятельность государственной службы занятости направлена, в основном, на проведение активной политики на рынке труда. В комплекс активных мер помощи безработным и нуждающимся в трудоустройстве гражданам входит трудоустройство незанятого населения, содействие предпринимательской инициативе, развитие территориальной мобильности рабочей силы, поддержание самозанятости безработных, развитие системы общественных работ. Одним из важнейших направлений активной политики на рынке труда является создание новых рабочих мест, что проявляется в финансовой поддержке создания рабочих мест в сфере мелкого частного бизнеса, в бывших военных городках, в общественных организациях, в создании рабочих мест для лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, компенсациях предприятиям затрат на создание новых рабочих мест.

Результаты деятельности органов государственной службы занятости отражены в таблице «Трудоустройство граждан органами государственной службы занятости» [см. ПРИЛОЖЕНИЕ В]. Согласно данным, представленным в этой таблице, число граждан, трудоустроенных органами государственной службы занятости, в период с 2008 по 2011 г. уменьшилось с 224,1 тыс.человек до 187,1 тыс.человек от числа обратившихся по вопросу трудойстройства. Значительное внимание уделяется трудоустройству молодежи: доля трудоустроенных учащихся и студентов, желающих работать в свободное от учебы время, возросло, что свидетельствует об эффективности работы государственной службы занятости [7, с. 138].

В значительной мере снижению негативных последствий безработицы и незанятости населения способствует организация оплачиваемых общественных работ, дающих возможность безработным и незанятым гражданам пополнить доходы, сохранить мотивацию к труду и трудовые навыки, особенно при длительной безработице. Также для обеспечения временной занятости безработных на период поиска постоянной работы службы занятости заключают договора на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. В частности, хорошо зарекомендовала себя такая форма профподготовки, как организация подготовки по заказу нанимателей. В общей численности проходящих подготовку на эту форму приходится 15,6% [13, с. 32]

Одной из важнейших задач, стоящих перед государственной службой занятости на данный момент, является сокращение уровня молодежной и длительной безработицы. В первую очередь эта проблема решается за счет формирования надежной правовой базы. Так, согласно с Положением «Об организации временной занятости безработной молодежи» предполагается создание новых рабочих мест с целью трудоустройства безработной молодежи, прошедшей профессиональное обучение. Положение «О порядке установления предприятиям, учреждениям и организациям брони для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений» обеспечивает работодателям броню приема на работу выпускников обозначенных заведений за счет налоговых льгот и средств местных исполнительных и распорядительных органов. Также работодателям гарантируются компенсационные выплаты при приеме на работу круглых сирот в возрасте до 18 лет, воинов-интернационалистов, несовершеннолетних детей военнослужащих, погибших при выполнении служебных обязанностей и т.п. Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости» регламентирует порядок предоставления ссуды или субсидии с целью организации самостоятельной занятости.

Кроме активных мер регулирования безработицы, в РБ используется практика пассивной помощи безработным: выплата пособия по безработице Его получают около 40% безработных, состоящих на учете. Средний размер пособия невысок, что может служить причиной нежелания безработных регистрироваться в службе занятости, а также объясняет маргинализацию безработных. Это означает, что служба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовке незанятого населения. Для решения данной проблемы необходимо повысить размер пособия по безработице, ввести систему страхования риска безработицы, ввести систему профилирования безработных, особенно маргинальных слоев.

В 2010 г. правительство разработало комплекс мер по дальнейшему снижению безработицы. Среди таких мер было названо недопущение сокращения численности работающих без создания новых рабочих мест, обеспечение «полного» распределения выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионального образования, повышение мотиваций безработных к возобновлению трудовой деятельности, расширение возможности трудоустройства незанятых граждан Беларуси за рубежом, в первую очередь, в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Категория занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом. В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития научно-технического прогресса и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

Проведенный в данной курсовой работе анализ показал, что в постсоциалистических странах переходный период ознаменовался появлением официальной безработицы и ее увеличением. Для стран с переходной экономикой характерны следующие черты безработицы:

значительный удельный вес молодежи;

увеличение длительной безработицы;

основным источником пополнения рядов безработных являются высвобожденные с производства и выпускники;

низкая оборачиваемость состава безработных.

Появление безработицы в Беларуси связано с началом перехода к рыночной экономике. К основным видам безработицы, характерным для нашей республики, относятся вынужденная (циклическая), структурная, скрытая и фрикционная безработица. Несмотря на положительные изменения на рынке труда, еще достаточно остро стоит проблема женской и молодежной безработицы. Сохраняется также проблема длительной безработицы.

На данный момент основная задача, стоящая перед государством, заключается в удержании безработицы на максимально низком, социально приемлемом уровне. За решение этой задачи отвечает государственная служба занятости. Ее деятельность в основном направлена на проведение активной политики на рынке труда, к основным методам которой относятся трудоустройство незанятого населения, содействие предпринимательской инициативе, развитие территориальной мобильности рабочей силы, поддержание самозанятости безработных, развитие системы общественных работ.

Государственное регулирование рынка труда предусматривает:

оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержку незанятого населения;

профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;

бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.);

развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Разрабатываемые правительством программы (занятости, структурной перестройки, поддержки предпринимательства и др.) предусматривают конкретную последовательность мер по формированию и развитию рынка труда в стране. В первую очередь они направлены на:

создание рабочих мест (в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики) в перспективных конкурентоспособных отраслях и сфере обслуживания населения и производства;

углубление и расширение системы социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, квоты для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);

совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места.

Таким образом, Республика Беларусь находится на пути преодоления негативных тенденций, возникших в области занятости, при переходе к рынку. Перспектива для Республики Беларусь достаточно оптимистична. На ближайший период основной из главных целей развития нашего государства будет обеспечение стабильной занятости населения, дальнейшее снижение уровня официальной безработицы, в первую очередь за счет сокращения уровня молодежной и длительной безработицы, повышение на этой основе эффективности использования ресурса труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект / И.М. Лемешевский. - Минск: ФУ Аинформ, 2007. - 543 с.

2Боровик, Л.С. Политика рынка труда в Беларуси: состояние и перспективы // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2010. - №6. - с. 4-12.

Точицкая, Е.А. Безработица в регионе и ее проблемы / Е.А. Точицкая // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2007. - №4. - С. 23-27.

Зубко, Н.М. Основы экономической теории: учебное пособие для вузов / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. - Минск, 2006. - 397 с.

Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экономических специальностей / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. - Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - 437 с.

Население Республики Беларусь: статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский (пред.) [и др.]. - Минск: 2011. - 634 с.

Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов экономических вузов / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2009. - 751 с.

Арещенко, В.Д. Рынок труда: проблемы безработицы и социальные гарантии: учебно-методическое пособие / В.Д. Арещенко, С.С. Дрозд, Т.К. Болтрушевич. - Гомель, 2010. - 127с.

Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь [и др.]. - М15 2-ое издание. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.

Иванова, В.Н. Управление занятостью населения : учебное пособие для вузов В.Н. Иванова. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 192с.

Библиотека электронных ресурсов Национальный статистический университет Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости

Таблица А.1 - Численность зарегистрированных безработных

20072008200920102011Численность безработных, тыс. человек44,137,340,333,128,2из них: Мужчины15,214,717,315,713,0Женщины28,922,623,017,415,2Уровень официально зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)1,00,80,90,70,6Примечание - Источник: [7, с. 130, таблица 4.2.2]; [12]

Приложение Б

Женская безработица в Республике Беларусь

Таблица Б.1 - Численность женщин-безработных

20072008200920102011Численность женщин-безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тысяч человек28,922,623,017,415,2Удельный вес женщин в численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, в процентах65,560,657,152,653,9Примечание - Источник: [7, с. 135, таблица 4.2.7]; [12]

Приложение В

Трудоустройство граждан органами государственной службы занятости

Таблица В.1 - Трудоустройство безработных граждан

Обратились по вопросу трудоустройстваТрудоустроено20082009201020112008200920102011ЧеловекВсего граждан, тыс.человек299,1335,2328,7297,7224,1196,2204,1187,1в том числе:Признаны безработными231,8251,4237,9215,8157,6154,4150,3143,2Занятые граждане22,925,321,617,123,32,72,24,9Учащиеся и студенты, желающие работать в свободное от учебы время32,447,856,849,532,638,349,536,1Пенсионеры и инвалиды12,010,712,415,310,60,82,12,9Примечание - Источник: [7, с.138, таблица 4.2.10.]

Похожие работы на - Безработица и ее проблемы в переходной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!