Нематериальное культурное наследие в контексте этнографического туризма Беларуси

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нематериальное культурное наследие в контексте этнографического туризма Беларуси

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Филологический факультет

Кафедра культурологии







Курсовая работа

Нематериальное культурное наследие в контексте этнографического туризма Беларуси

Выполнила студентка 4 курса, 493

группы, специальность

«Лингвистическое обеспечение

межкультурных коммуникаций»

Райко Наталья Константиновна



Гродно 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ БЕЛАРУСИ

.1 Определение понятия «нематериальное культурное наследие»

.2 Нематериальное культурное наследие Беларуси в контексте туристической деятельности

1.3 Трудности туристического использования этнографического наследия Беларуси

ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕРЕВНЯ СОХРАНИВШИХСЯ ОБРЯДОВ БЕЛАРУСИ»

.1 Описание этнографической деревни

.2 Экскурсионная деятельность этнографической деревни

.3 Научная и культурно-просветительская деятельность этнографической деревни

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Каждый народ имеет собственную историю и культурное наследие, которое отражает многовековой опыт, духовные устремления и творческие плоды многих поколений. Культурное наследие может существовать в двух видах: материальном и нематериальном. Нематериальное культурное наследие является идентификационным фактором, основой культурного разнообразия, базой устойчивого развития общества, поэтому его сохранение и передача последующим поколениям является первоочередной задачей любой нации. В свою очередь, использование нематериального культурного наследия в туристической деятельности может способствовать его защите, сохранению и популяризации.

Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время в Республике Беларусь нематериальное культурное наследие далеко не в полной мере используется для создания инновационного туристического продукта, несмотря на то, что нематериальное культурное наследие Беларуси имеет значительный потенциал для того, чтобы стать основой для развития внутреннего культурно-познавательного туризма.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что до сих пор недостаточно изучена роль нематериального культурного наследия Беларуси в развитии национальной туристической индустрии.

Целью данной работы является выявление туристического потенциала нематериального культурного наследия Беларуси.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

)определить значение понятия «нематериальное культурное наследие»;

)выявить особенности использования нематериального культурного наследия Беларуси в туристической деятельности;

)создать инновационный туристический продукт на основе сохранившегося нематериального культурного наследия Беларуси.

Объектом исследования является нематериальное культурное наследие Беларуси.

Предметом исследования служат особенности использования нематериального культурного наследия Беларуси в туристической деятельности.

В работе использовались следующие методы исследования: количественный метод, метод контекстуального анализа, метод систематизации и классификации материала, метод интерпретации текста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать представленные материалы, выводы, а также разработанный туристический проект для создания инновационного национального туристического продукта, который поспособствовал бы развитию культурно-познавательного туризма Беларуси.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. В первой главе дается определение понятию «нематериальное культурное наследие», выявляются особенности и перспективы использования нематериального культурного наследия Беларуси в туристической деятельности. Вторая глава представляет собой разработку туристического проекта на основе сохранившегося нематериального культурного наследия Беларуси, а именно сохранившихся белорусских обрядов, которые до сих пор проводятся в определенных регионах Беларуси.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ БЕЛАРУСИ

1.1 Определение понятия «нематериальное культурное наследие»

Хартия ООН «В поддержку культуры», принятая в Салониках (1997 г.), определяет наследие как совокупность всех природных и культурных элементов - как материальных, так и нематериальных. Действительно, в культурное наследие любого народа входят не только произведения художников, скульпторов, архитекторов, писателей и не только музеефицированные памятники, но также активная часть жизнедеятельности этноса, являющаяся его нематериальным достоянием, - старинные технологии, специальные способы деятельности, фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы, традиции и т.д. Отражая исторический опыт взаимодействия человека и природы, наследие составляет часть культурного ландшафта территории [21, с.12].

В октябре 2003 года на 32-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже была принята Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию в числе первых десяти государств. Для нашего государства Конвенция вступила в силу 20 апреля 2006 года.

Согласно Конвенции «нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека [15].

«Нематериальное культурное наследие» проявляется, в частности, в следующих областях:

)устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

)исполнительские искусства;

)обычаи, обряды, празднества;

)знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

)знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

«Охрана» означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу, главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» историко-культурное наследие - это совокупность наиболее примечательных итогов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях. В свою очередь, историко-культурные ценности - материальные объекты (материальные историко-культурные ценности) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности), имеющие выдающиеся духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которым придан статус историко-культурной ценности. Историко-культурные ценности делятся на следующие виды [7]:

)материальные историко-культурные ценности, материальное воплощение которых составляет их сущность;

)нематериальные историко-культурные ценности, материальное воплощение которых не оказывает существенного влияния на их сущность.

Нематериальные историко-культурные ценности могут являться комплексными нематериальными историко-культурными ценностями, если их сущность выражается через обряды, фольклор (устное народное творчество), в состав которых входят различные по своему характеру действия (танцы, песни, иные нематериальные проявления творчества человека). Воплощенные нематериальные историко-культурные ценности, как правило, являются комплексными нематериальными историко-культурными ценностями.

1.2 Нематериальное культурное наследие Беларуси в контексте туристической деятельности

Республика Беларусь обладает богатым нематериальным культурным наследием, которое необходимо сохранить и передать последующим поколениям. Использование нематериального культурного наследия в туристической деятельности может способствовать его защите, сохранению и популяризации. К сожалению, в Республике Беларусь нематериальное культурное наследие далеко не в полной мере используется для создания инновационного турпродукта. Однако в последнее время наблюдается рост интереса общественности и туристических организаций к нематериальному культурному наследию Беларуси. Так, 13 января 2012 г. в г. Копыль состоялся научно-практический семинар «Туризм как действенное средство сохранения элементов нематериального культурного наследия». Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на семинаре, был вопрос о необходимости создать благоприятные условия и механизмы для сохранения нематериального культурного наследия (далее - НКН) и его включение в современное культурное пространство. В ходе семинара были выработаны следующие рекомендации для использования НКН в сфере турбизнеса [16]:

.Бережное отношение к элементам НКН, сохранение аутентичности обрядов.

.Разработка проекта национального закона по сохранению НКН.

.Формирование принципов создания туристического продукта на основе НКН.

.Создание радио- и телепередач соответствующей тематики, выпуск периодических изданий и публикаций, рекламной продукции по НКН.

.Создание специализированного интернет-ресурса по НКН Беларуси.

.Повышение образовательного уровня работников в сфере культуры, образования и туризма по сохранению и использованию элементов НКН.

.Развитие дальнейшего взаимодействия и междисциплинарного сотрудничества экспертов разных сфер: культуры, науки, образования, туризма.

.Наличие сценария «туристического продукта», в который в наиболее корректной форме включается элемент НКН (сценарий должен быть согласован с Министерством культуры).

.Определение допустимой «туристической нагрузки» на каждый конкретный элемент НКН. (Например, если в доме, где проводится обряд, помещается до 25 человек, это означает, что туристическая группа не должна превышать это количество).

.Наличие квалифицированного куратора и др.

Кроме того, в Беларуси появился туристический бренд «Зюзя Поозерский», созданный директором поставского «Центра туристических услуг» Егором Шушкевичем на основе мифов и легенд Поставщины. Данный бренд пользуется большой популярностью у белорусов и россиян. Так, с 16 декабря 2011 года по 14 января 2012-го резиденцию мифического персонажа «Зюзева околица» (7 км от города Поставы) посетило около 8 тысяч туристов из Беларуси и России, как взрослых, так и детей. Главная задумка данного проекта - создать на базе «Зюзевой околицы» настоящий мифологически-фольклорный комплекс [8].

Белорусское общественное объединение «Отдых в деревне» заинтересовалось темой нематериального наследия около года назад, когда представители данной организации побывали на обряде «Калядныя цары» в д. Семежево Копыльского района Минской области. Под впечатлением от обряда БОО «Отдых в деревне» разработало проект «Туризм в рамках местных сообществ как средство сохранения, формирования партнерства и развития сельских территорий», поддержанный Программой малых грантов Посольства США. В рамках проекта эксперты организации совершили экспедиции по обрядам и ремеслам Беларуси («Русалле», «Юраўскі карагод», «Вясельны каравай», «Шапавальства на Дрыбіншчыне», «Ганчарства ў Гарадной», «Калядныя цары», «Жаніцьба Цярэшкі») [11]. Следует отметить, что значительную часть нематериального культурного наследия Беларуси составляют именно народные обряды.

Обряд - это реализация традиции в важнейшие моменты жизни человека или окружающей природы, персонифицированной в мифологии. Обряд предполагает проигрывание сюжетов мифов, которые связаны с природными явлениями и жизнью человека. В нем сконцентрирована сумма знаний и общественная мораль [3, с.32].

В рамках данного проекта были выбраны три пилотных обряда, на основе которых можно создать инновационный туристический продукт, способный привлечь туристов в белорусскую деревню. Презентация первого обряда - «Вясельны каравай» (д. Мотоль, Ивановский р-н, Брестская обл.) прошла в августе 2011 г. в рамках кулинарного фестиваля «Мотальскія прысмакі». 6 января 2012 г. в д. Селище Лепельского района Витебской области прошла презентация зимней обрядовой игры «Жаніцьба Цярэшкі». А в рамках семинара «Туризм как действенное средство сохранения элементов нематериального культурного наследия», который состоялся 13 января 2012 г., был проведен обряд «Калядныя цары», своеобразная форма карнавального обхода, который проводится только в деревне Семежево и только в Щедрый вечер накануне старого Нового года. Вечером кавалеры-солдаты с торжественным маршем в сопровождении веселой толпы ходят по деревне. В каждом доме «цари» разыгрывают театрализованные сценки по мотивам народной драмы «Царь Максимилиан». Представление переполнено народным юмором, веселой бутафорией. Заканчивается визит «царей» и их свиты жизнерадостными песнями, танцами, добрыми пожеланиями. Обряд «Калядныя цары» одним из первых был занесен в Государственный список историко-культурных ценностей РБ. Кроме того, на сегодняшний день это единственный белорусский обряд, вошедший в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, которому требуется срочная охрана.


1.3 Трудности туристического использования этнографического наследия Беларуси

этнографический туристический наследие культурный

Вопросы туристического использования во многом типичны и характерны для всего спектра культурного наследия. Однако для отечественной практики в этой области характерен некритический подход к туризму, при котором акцентируется внимание главным образом на положительных сторонах такого социально-экономического явления как туризм. Вместе с тем недооценивается тот факт, что туризм, наряду с несомненным «плюсами», имеет и весьма существенные «минусы» и может вызывать негативные последствия.

Объекты не только этнографического, но и культурного наследия воспринимаются как достаточное условие для развития туризма. В национальной программе развития туризма, сообщениях СМИ, научной литературе можно встретить примерно следующее утверждение: страна обладает богатым культурным наследием, однако только незначительное количество культурных объектов используется в туризме. Далее делается вывод о том, что и остальные объекты должны быть включены в сферу туристического использования. Вместе с тем понятие «туристические ресурсы» не тождественны понятию «культурно-исторические предпосылки развития туризма», а переход культурных либо природных объектов в разряд туристических ресурсов есть процесс поэтапный.

Следует отметить, что значительное количество этнографических объектов находится в музеях. Этнографические экспозиции в музеях, этнографические музеи под открытым небом традиционно являются объектами туристического показа. Однако абсолютное большинство музеев (70 %) имеют в своих экспозициях разделы, представляющие хозяйственную деятельность белорусов, интерьер крестьянского жилища и предметы декоративно-прикладного искусства. Такие компоненты традиционной культуры, как народная педагогика, медицина и кухня в музеях практически не представлены. По мнению респондентов, для музеев характерна слабая система экспозиционных текстов, выполненная на печатных машинках. Посетителям трудно воспринимать такую информацию без комментариев экскурсовода, что не соответствует требованию доступности содержания экспозиции для одиночного посетителя.

Все многообразие культурно-этнографических объектов Беларуси целесообразно классифицировать по способу включения в систему рекреационного туристического обслуживания. Первый способ предполагает, что этнографический объект является целью туристического посещения. Такой вид туризма принято называть этнографическим. Этнографические предметы могут быть специально организованными и комплексно представленными в музее или находиться в естественной среде.

Второй (косвенный) способ проявляется в использовании отдельных элементов традиционной культуры в объектах туристической инфраструктуры. В последнее время в Беларуси наблюдается тенденция использовать народные традиции в объектах туристической инфраструктуры. Примерами косвенного использования этнографического наследия являются: применение традиционных материалов, цветовой гаммы и характерного декора в оформлении интерьеров ресторанов, мест размещения и других объектов туристской инфраструктуры. В Минске примерами продолжения народных традиций гостеприимства в современных условиях служат меню и интерьеры ресторанов национальной кухни «Страўня Талака», «Ракаўскі бровар», «У Францыска», «Віленская карчма» и др. [3, с.96].

Включение этнографических объектов в сферу туристического использования осложняется тем, что если объекты архитектурного наследия, архитектурные памятники, как правило, охраняются законом, то объекты этнографического наследия, например, гумно или усадебный комплекс часто находятся в частной собственности и используются по своему функциональному назначению. Кроме того, приближение предельного возраста жилых деревянных построек, возведенных более ста лет назад, и культовых, возведенных более двухсот лет назад, также требует особого подхода при туристическом использовании.

Следует отметить, что отечественная этнографическая наука давно использует в качестве первоисточника историко-этнографические материалы дневников и заметок путешественников XIX - начала XX в. по Беларуси. Вместе с тем, кроме очевидной этнографической ценности, историко-этнографические исследования, наряду с другими ресурсами (визуальными и вербальными), представляют значительный интерес для конструирования образа туристской дестинации и туристского мифотворчества.

Большинство путевых записок, описаний, дневников значимы не с точки зрения достоверности сообщаемых сведений и фактов (часто низкой), а с точки зрения создаваемого по ходу путешествия образа местности, страны, региона, через которые лежит путь. На развитие этого образа влияют природа территории, история освоения, социальная структура, расселение, географическое положение, роль в истории страны, история восприятия территории и т. д. Образы путешествий тесно связаны со стереотипами - упрощенными представлениями. Относительно Беларуси с достаточной долей вероятности можно утверждать, что сегодня в стране назрела необходимость переосмыслить тот образ, который культивировался в советское время: Беларусь - советская республика, пострадавшая в годы второй мировой войны, партизаны, Беловежская пуща, трактор «Беларусь». В структуру нового имиджа территории, страны в целом или отдельного региона могут быть встроены и историко-этнографические элементы [3, с.98].

Материалы исследований, проведенные в 50-60-х гг. XIX в. офицерами Генерального штаба, русским географическим обществом и его Северо-Западным отделом в Вильно (П. Шейн, А. Сементовский, Ю. Крачковский, И. Носович, Е. Романов, Н. Никифоровский и др.), а также представителями местной интеллигенции (Е.Ф. Карский, Н.Я. Никифоровский, А.Е. Богданович, М.В. Довнар-Запольский) дают синтез представлений о стране. Это были наблюдения не резидентов, то есть внешних путешественников, а местных жителей, иногда с элементами саморефлексии. Показательно, что исследования проводились в соответствии с программой, разделы которой (язык, быт, культура, природные условия) в значительной степени совпадают со структурными элементами туристского имиджа территории.

Путевые заметки могут являться ресурсом для конструирования образа территории. Так, например, «Путешествие по моим былым аколицам» В. Сыракомли, водное путешествие графа К. Тышкевича по Вилии, экспедиция И.А. Сербова по Белорусскому Полесью, пешее путешествие А. Левицкого от Вильно до Карпиловки, путешествие от Слуцка до Греска В. Никитинского, «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» П. Шпилевского могут использоваться в рекламно-информационных материалах, в комплексе продвижения туристской дестинации, а также служить основой для туристской программы этнографической и краеведческой направленности [3, с.99].

Этнографическая беллетристика сознательно рисует несколько идеализированный образ реальности, что объективно обусловлено временем. Однако некритичность в описании не снижает ценности этих исторических источников, так как имидж территории социально конструируется, в том числе и средствами литературного вымысла. Отбор, анализ и корректировка представлений о регионе является необходимой и довольно типичной маркетинговой процедурой. Подобного рода описания можно с известной долей модификации использовать при маркетинговой процедуре выявления ожиданий потребителя в отношении туристского продукта.

Таким образом, понятие «культурное наследие» отражает исторический опыт взаимодействия человека и природы и составляет часть материальной и духовной культуры, созданную прошлыми поколениями и передающуюся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культурное наследие может существовать в двух видах: материальном и нематериальном. Нематериальное культурное наследие включает в себя фольклор, народные промыслы, обычаи, обряды, празднества, старинные технологии, религиозные ритуалы, традиции и т.д. Республика Беларусь обладает богатым нематериальным культурным наследием, которое может стать основой для развития внутреннего культурно-познавательного туризма и создания инновационного национального туристического продукта. Несмотря на то, что в последнее время наблюдается рост интереса общественности и туристических организаций к нематериальному культурному наследию Беларуси, данная тема требует более детального изучение и более интенсивного использования в белорусской туристической индустрии. В то же время данную тему в туризме следует применять весьма осторожно, так как туризм может оказать и негативное воздействие: непрофессиональный подход к использованию нематериального культурного наследия Беларуси в туристической деятельности может способствовать его коммерциализации и разрушению. В свою очередь, туризм должен, наоборот, способствовать исключительно защите, сохранению и популяризации нематериального культурного наследия Беларуси.

ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕРЕВНЯ СОХРАНИВШИХСЯ ОБРЯДОВ БЕЛАРУСИ»

Туристический проект «Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси» разрабатывается не только с туристической целью - создание национального турпродукта и развитие культурно-познавательного туризма Беларуси. Также он несет в себе значительный культурно-просветительский потенциал: популяризация и сохранение нематериального наследия Беларуси, повышение интереса белорусского народа к изучению собственных традиций, воспитание у подрастающего поколения уважения и чувства престижа белорусской культуры. Следует отметить, что данный проект включает в себя не все сохранившиеся белорусские обряды, а только те, которые обладают наибольшим туристическим потенциалом и которые занесены в Государственный список историко-культурных ценностей. При этом не исключается возможность обнаружения «новых» сохранившихся обрядов Беларуси, которые были бы интересны с туристической точки зрения и могли бы быть в дальнейшем включены в данную этнографическую деревню.

Для данного проекта очень важным является принцип аутентичности, поэтому за основу были взяты именно сохранившиеся белорусские обряды: наблюдение и запись данных обрядов в естественной среде и прямая передача от их носителей в значительной степени повышают возможность их аутентичного воспроизведения. Кроме того, следует учесть тот факт, что перед реализацией данного туристического проекта должна быть проведена серьёзная научная работа по изучению предложенных сохранившихся обрядов Беларуси, должны быть совершены этнографические экспедиции в места их проведения.

2.1 Описание этнографической деревни

Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси включает в себя следующие объекты (см. ниже рисунок 2.1):

)пять белорусских хат (1-5), в каждой из которых в театрализованной форме будет показываться сохранившийся белорусский обряд;

)пункт проката народных костюмов (А);

)кафе (В), предлагающее белорусскую национальную кухню;

)магазин белорусских сувениров (C);

)небольшая гостиница на 15-20 чел. (D);

)научный отдел по изучению белорусской этнографии (E).














Таким образом, данный комплекс должен включать всю необходимую туристическую инфраструктуру (кафе, гостиница, сувенирный магазин).

В этнографической деревне будут представлены следующие белорусские обряды:

)обряд «Колядные цари» деревни Семежево Копыльского района (Минская область);

)обряд «Шчадрэц» деревни Рог Солигорского района (Минская область);

)обрядовая игра «Жаніцьба Цярэшкі», Лепельский район, Витебская область;

)обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» деревни Казацкие Балсуны Ветковского района (Гомельская область);

)обряд «Вясельны каравай» деревни Мотоль Ивановского района (Брестская область).

А теперь рассмотрим каждый обряд по отдельности:

1.Белорусский обряд «Колядные цари»

Обряд «Колядные цари» проводится на Щедрый вечер (13 января), накануне старого Нового года, и является отличительным проявлением локальной культурной традиции деревни Семежево Копыльского района Минской области.

В этой деревне в конце XVIII столетия находился гарнизон расквартированных солдат и офицеров российской царской армии. Согласно преданию, перед Новым годом, солдаты и офицеры данного гарнизона ходили по домам местных жителей, показывали сценки и получали за это подарки. После передислокации солдат в другое место традицию продолжили местные молодые люди, одевающиеся в костюмы, напоминающие военную форму. Таких ряженых обычно бывает семеро, их стали называть «царями», они получили имена Царь Максимильян, Царь Мамай и другие. Костюм состоит из белых штанов и рубахи, пояса с традиционным геометрическим узором, красных ремней крестом через грудь, чёрных сапог и высоких бумажных шапок-кивер с разноцветными ленточками. Царей на празднике сопровождают комические персонажи «деда» (исполняет девушка в оборванной мужской одежде) и «бабы» (исполняет разрисованный парень в женской одежде) [22].

Вечером семь стройных кавалеров-солдат с торжественным маршем, с зажженными факелами, в сопровождении барабанного боя и веселой толпы ходят от дома к дому. В каждом доме «цари» разыгрывают театрализованные сценки по мотивам народной драмы «Царь Максимилиан»: встреча царей, ссора, драка. Представление переполнено народным юмором, веселой бутафорией. Заканчивается визит «царей» и их свиты веселыми песнями, танцами, добрыми пожеланиями.

По окончании обхода всех участников праздничного шествия ждет щедрое угощение: хозяева благодарят «царей» за веселое поздравление традиционными кулинарными дарами - деревенской колбаской, пирогами и другими сладостями [11].

В 2009 году обряд «Колядные цари» включён в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, как объект, нуждающийся в срочной защите. На сегодняшний день это единственный белорусский обряд, занесенный в Список ЮНЕСКО.

2.Белорусский обряд «Шчадрэц»

Обряд «Шчадрэц», который проводится на Щедрый вечер, - яркое проявление культурной традиции деревни Рог Солигорского района Минской области. Деревня расположена в районе Красного озера - территории, которую исследователи традиционной культуры выделяют как место сохранения исключительно древних и своеобразных явлений календарно-песенной культуры.

В энциклопедии «Этнография Беларуси» обряд «Шчадрэц» определяется как колядная игра и описывается следующим образом: «Главным в игре был «Шчадрэц», на роль которого выбирали полного парня. Его одевали стариком (с маской на лице, горбом на спине, одежда была увешана колокольчиками, цветным тряпьем, тесемками, на голове шапка из блестящей бумаги, из-под которой свисали волосы из пеньки или льна) или солдатом в соответствующей одежде. «Шчадрэц» ходил с переодетыми в животных - «козой», «кобылой», «медведем» - и ребятами-щедровальниками (их хоровод состоял из вожатого, припевалов, запевалов, забиралов, музыкантов). Вечером, накануне Нового года, гурьба отправлялась щедровать, что представляло собой театрализованную сценку с музыкой, пением, танцами, диалогом. Вожатый заходил в дом к хозяину за разрешением пощедровать, а гурьба в это время пела под окнами. Получив согласие, щедровальники входили в дом. Под музыку на середину хаты выходили «Шчадрэц» с ребятами, переодетыми в животных, они танцевали, а запевалы и припевалы пели. Разыгрывались юмористические сценки, происходил шуточный диалог между «Шчадрацом», щедровальниками и зрителями. После завершения игры ее участники получали угощения и клали их в сумки забиралам.» [25, с.542].

Следует отметить, что обряд «Шчадрэц» осуществляется с участием традиционных масок-персонажей: как зооморфных - козы, журавля, коня, так и антропоморфных - деда, бабы, цыгана и цыганки с ребенком (куклой) в коляске. Маска козы (очень древняя, дохристианская), пантомимика которой в обряде обычно сопровождается сюжетно связанной с ней колядной песней, считалась основным символом плодовитости и жизненной энергии. Наиболее уникальный персонаж в ватаге щедровальников в деревне Рог - это дед и его берестяная маска, аналогов которой больше нет нигде в Беларуси. Маску изготавливали из цельного куска бересты, в котором вырезали дырки для глаз, носа и рта. Делали маску не в виде накладки на лицо, что изредка встречалось и в других местах Беларуси, а в виде шапки, в которой береста соединена особым способом («в зубчики»). Сверху ее закрепляли крест-накрест двумя полосками бересты [9].

3.Белорусская обрядовая игра «Жаніцьба Цярэшкі»

Обрядовое игра «Жаніцьба Цярэшкі» - один из наиболее интересных рождественских обычаев, который сохранился на Витебщине, особенно в Лепельском районе. Обряд проводится каждый год в разных деревнях в период Рождества. Действие происходит в большом доме. Молодежь приглашает самых почтенных участников - «бацьку» и «матку». Начало представляет собой обычную танцевальную вечеринку: полька, краковяк, подыспань... В какой-то момент объявляется: «А ці не пажаніць нам Цярэшку?». «Матка» ведет игру, «бацька» помогает, подбирают пары. Символическая «женитьба» молодых осуществляется поочередно во время особого танца-ритуала.

О своих симпатиях участники должны тайком сообщить «матцы» перед игрой, иначе есть опасность получить нежелательного партнера. «Матка» берет за руку парня, «бацька» - девушку, распевая, выводят в круг выбранную пару и «перекручивают» их вместе в обрядовом танце. Эту пару символично «поженили», они становятся «дзядулькай» и «бабулькай». Тогда выбирают следующую пару, потом следующую... Самая эмоциональная и веселая часть обычая - игры и испытания, через которые проходят «молодые» («ручеек», «поцелуи» и т.д). Заканчивается забава традиционным праздничным угощением.

В 2009 году обряд включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и является одним их претендентов на включение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО [1].

4. Белорусский обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы»

Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» проводится в деревне Казацкие Балсуны Ветковского района Гомельской области. Он приурочен к Вознесению, которое празднуется на сороковой день после Пасхи.

По разнообразию песен и хороводов, театрализации обрядовых ритуалов как отзывов задабривания самой устрашающей для древнего человека природной стиxии - молнии-стрелы - «Ваджэнне і пахаванне стралы» не имеет себе равных. Полноправными, а иногда и наиболее активными участниками обряда являются дети. Дети во время данного обряда со смехом и песнями разбегаются по полю и валяются - набираются здоровья на молодых озимых всходах [14, с.97].

В основе ритуальных действий, песен и хороводов лежит защитная магия от молнии. Сами певцы говорят: «Засцерагчыся ад маланкі, закапаць яе». Но позже на это наслоилось способствование росту хлеба: «Цягнем каласы на небясы» [14, с.91].

Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» состоит из пения заклинальных песен про стрелу, шествия шеренгой по улицам деревни, вождения хороводов магической формы - круга, выхода к ржаному полю, качания по нему, погребения разнообразных предметов («стрелы») в землю. На ржаном поле сидели дети, между которыми женщины водили хоровод «змейкой», после чего брали ребятишек на руки и подбрасывали их вверх, чтобы рожь росла высокой. Закапывая монеты, бусы и т.д., каждая участница обряда загадывала желание с надеждой, что оно осуществится. Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» символизирует окончание весны и начало лета: после него нельзя было уже петь песни-веснянки [9].

5. Белорусский обряд «Вясельны каравай»

«Вясельны каравай» пекут на Полесье - в д. Мотоль Ивановского района Брестской области. Здесь выпечка каравая представляет собой обряд. С давних времен и по сегодняшний день полесская свадьба начинается с выпечки каравая, который является символом богатства и благополучия молодой семьи. На каждую свадьбу выпекают два каравая - один для жениха, второй - для невесты. Украшаются караваи одинаковым узором: оба обводятся сплетенной из теста косой, которая символизирует объединение двух семей. Каравайный обряд включает в себя ряд почетных и ответственных моментов - «чыноў». Называются они так: «расчыненне», «замес каравая», «гібанне каравая», «саджанне ў печ», «кавалі» и «выкуп каравая». Обряд сопровождается песнями, которые сменяют одна другую. В конце обряда каравай украшается так называемыми «шишками». «Шишки» представляют собой разветвленные палки обязательно из фруктовых деревьев (яблони, груши), на которые специально накручивается тесто и запекается в печи. Каждую «шишку» высотой около полуметра под песни украшают цветами и ветками барвинка, а потом втыкают в каравай и обвязывают символической красной ниткой.

Каравайный обряд существует в различных деревнях и районах Беларуси, но на Полесье он особенно выразителен. В д. Мотоль местные жители бережно относятся к своей духовной культуре и обрядам и передают их новым поколениям. В значительной степени этому содействует и Мотольский музей народного творчества. На сегодняшний день обряд «Вясельны каравай» является кандидатом на внесение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО [4].

2.2 Экскурсионная деятельность этнографической деревни

При составлении экскурсий по туристическому комплексу «Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси» следует учесть тот факт, что, несмотря на то, что данный объект изначально будет включать всего лишь пять белорусских обрядов, посмотреть их все в полном объеме за один день крайне проблематично. Поэтому туристы могут остановиться в близко расположенной гостинице и посмотреть все обряды, представленные в данном комплексе, за два дня либо выбрать одну из предложенных экскурсий, а именно:

.Обзорная экскурсия по деревне (включает знакомство со всеми обрядами и просмотр отдельной части каждого из них);

.Экскурсия «Колядные обряды» (включает просмотр трех белорусских обрядов, которые традиционно проводятся на Коляды - «Цари», «Шчадрэц», «Жаніцьба Цярэшкі»);

3.Интерактивные экскурсии (предполагают принятие непосредственного участия туристов в совершении определенного обряда; для данных экскурсий туристам рекомендуется взять напрокат народные костюмы для скорейшего формирования у них чувства сопричастности):)«Уж замуж невтерпеж» (принятие участия в обрядовой игре «Жаніцьба Цярэшкі»);)«Испечем мы каравай» (принятие участия в обряде «Вясельны каравай»).

Следует обратить внимание на то, что для интерактивных экскурсий были выбраны именно эти два вышеупомянутых обряда, так как вовлечение туристов в процесс их воспроизведения не требует специальной подготовки.

Кроме того, необходимо отметить, что главной составляющей первых двух экскурсий является просмотр данных белорусских обрядов. Экскурсовод в них выполняет дополнительную функцию: перед входом в белорусскую хату он сообщает справочную информацию о каждом обряде (история возникновения, место проведения, символическая значимость обряда и т.д.). Самая интересная часть экскурсии проводится непосредственно внутри белорусской хаты: здесь туристы имеют уникальную возможность увидеть театрализованную постановку сохранившегося обряда Беларуси, которая должна полностью соответствовать принципу аутентичности.

Главной составляющей интерактивных экскурсий является участие туристов в воспроизведении предложенного белорусского обряда. Экскурсовод в этом случае предоставляет справочную информацию об обряде и дает туристам необходимые инструкции.

2.3 Научная и культурно-просветительская деятельность этнографической деревни

Научная деятельность «Этнографической деревни сохранившихся обрядов Беларуси» включает:

)организацию научного отдела по изучению белорусской этнографии;

)проведение этнографических экспедиций с целью поиска «новых» сохранившихся обрядов Беларуси, которые в дальнейшем могут быть включены в данный комплекс.

Следует обратить внимание на тот факт, что наличие научного отдела по изучению белорусской этнографии является весьма важным для данного туристического проекта, потому что его практическая реализация требует высококвалифицированных специалистов в области белорусской этнографии. Кроме того, для того, чтобы со стороны этнографов и культурологов не возникало никаких сомнений по вопросу достоверности белорусских обрядов, проводимых в данном комплексе, наличие такого научного отдела крайне необходимо.

Культурно-просветительская деятельность «Этнографической деревни сохранившихся обрядов Беларуси» включает проведение:

)культурно-просветительских занятий для школьников на темы: «Обряды в жизни белорусов», «Белорусский фольклор», «Народный узор» и др.;

)фестивалей белорусской культуры;

)гражданских акций, направленных на повышение интереса белорусского народа к изучению собственных традиций.

Таким образом, туристический проект «Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси» является примером того, как на основе нематериального культурного наследия Беларуси можно создать интересный национальный турпродукт. Также данный проект является доказательством того, что белорусский народ имеет богатое нематериальное культурное наследие, которое обладает значительным туристическим потенциалом. Строгое следование принципу аутентичности, создание научного отдела белорусской этнографии, организация этнографических экспедиций - все это является гарантией того, что туристический комплекс «Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси» будет способствовать исключительно защите, сохранению и популяризации нематериального культурного наследия Беларуси, а активная культурно-просветительская деятельность данного комплекса будет служить повышению интереса белорусского народа к изучению собственных традиций, воспитанию у подрастающего поколения уважения и чувства престижа белорусской культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие «культурное наследие» отражает исторический опыт взаимодействия человека и природы и составляет часть материальной и духовной культуры, созданную прошлыми поколениями и передающуюся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культурное наследие может существовать в двух видах: материальном и нематериальном. Нематериальное культурное наследие включает в себя фольклор, народные промыслы, обычаи, обряды, празднества, старинные технологии, религиозные ритуалы, традиции и т.д. Республика Беларусь обладает богатым нематериальным культурным наследием, которое может стать основой для развития внутреннего культурно-познавательного туризма и создания инновационного национального туристического продукта. Несмотря на то, что в последнее время наблюдается рост интереса общественности и туристических организаций к нематериальному культурному наследию Беларуси, данная тема требует более детального изучение и более интенсивного использования в белорусской туристической индустрии. В то же время данную тему в туризме следует применять весьма осторожно, так как туризм может оказать и негативное воздействие: непрофессиональный подход к использованию нематериального культурного наследия Беларуси в туристической деятельности может способствовать его коммерциализации и разрушению. В свою очередь, туризм должен, наоборот, способствовать исключительно защите, сохранению и популяризации нематериального культурного наследия Беларуси.

Туристический проект «Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси» является примером того, как на основе нематериального культурного наследия Беларуси можно создать интересный национальный турпродукт. Также данный проект является доказательством того, что нематериальное культурное наследие белорусского народа обладает значительным туристическим потенциалом. Строгое следование принципу аутентичности, создание научного отдела белорусской этнографии, организация этнографических экспедиций - все это является гарантией того, что туристический комплекс «Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси» будет способствовать сохранению и популяризации нематериального культурного наследия Беларуси, а активная культурно-просветительская деятельность данного комплекса будет служить повышению интереса белорусского народа к изучению собственных традиций, воспитанию у подрастающего поколения уважения и чувства престижа белорусской культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Абрадавая гульня «Жаніцьба Цярэшкі» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruralbelarus.by. <http://www.ruralbelarus.by.> - Дата доступа: 18.03.2012.

2.Бабкин, А.В. Специальные виды туризма/ А.В. Бабкин. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008. - 252с.

3.Блищ, В.Л. Этнографическое наследие Беларуси: возможности туристского использования/ В.Л. Блищ. - Мн: БГПУ, 2010. - 118с.

.«Вясельны каравай» (Свадебный каравай) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.grow.clicr.ru/recipes_list/8>. - Дата доступа: 20.01.2012.

.Дурович, А.П. Организация туризма: учеб. пособие/ А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева - Мн: Новое знание, 2003. - 632с.

.Емельянов, Б.В. Экскурсоведение/ Б.В. Емельянов. - М: Советский спорт, 2007. - 216с.

.Закон РБ «Об охране историко-культурного наследия»// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - № 9. - 2/1195.

.Зюзя Поозерский завершил свой зимний сезон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.tio.by/news/10032>. - Дата доступа: 18.03.2012.

.Исконно белорусские обряды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.>oboz.by/articles/detail.php?article=1974 <http://oboz.by/articles/detail.php?article=1974>. - Дата доступа: 19.12.2011.

.Квартальнов, В.А. Туризм: учебник/ В.А. Квартальнов. - М: Финансы и статистика, 2007. - 336с.

.«Колядные Цари» собирают экспертов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruralbelarus.by. <http://www.ruralbelarus.by.> - Дата доступа: 18.03.2012.

.Кулагина, Е.В. Виды туризма/ Е.В. Кулагина. - Омск: ОГИС, 2001. - 59с.

.Линчевский, Э.Э. Типология и психология туризма: учеб. пособие/ Э.Э. Линчевский, Ю.Н. Федотов. - М.: Советский спорт, 2008. - 272с.

14.Ліцьвінка, В.Д. Святы і абрады беларусаў/ В.Д. Ліцьвінка. - Мн: Беларусь, 1997. - 176с.

15.Международная конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия. Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/ Национальный центр правовой информации РБ. - Минск, 2012.

.Научно-практический семинар «Туризм как действенное средство сохранения элементов нематериального культурного наследия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.inbelkult.by.> - Дата доступа: 15.02.2012.

.Савина, Н.В. Экскурсоведение: учеб.-практ. пособие/ Н.В. Савина. - Мн: БГЭУ, 2001. - 132с.

18.Соколова, М.В. История туризма: учеб. пособие/ М.В. Соколова. - М: Мастерство, 2002. - 352с.

19.Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие/ Л.П. Шматько [и др.]; под общ. ред. Л.П. Шматько - Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 352с.

20.Туристская энциклопедия Беларуси под ред. И.И. Пирожника. - Мн: Бел. энцыклапедыя, 2007. - 572с.

.Хухлындина, Л.М. Культурное наследие в туризме: учебно-практическое пособие/ Л.М. Хухлындина. - Мн: БГЭУ, 2011. - 335с.

.Цари Коледы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/wiki/Цари_Коледы>. - Дата доступа: 28.03.2012.

23.Цітоў, В.С. Этнаграфічная спадчына. Беларусь. Краіна і людзі: вучэб.-метад. дапаможнік/ В.С. Цітоў. - Мн: Беларусь, 2001. - 208с.

.Цітоў, В.С. Этнаграфічная спадчына. Беларусь. Традыцыйна-бытавая культура: вучэб.-метад. дапаможнік/ В.С. Цітоў. - Мн: Беларусь, 2001. - 207с.

.Этнаграфія Беларусі: энцыклапедыя. - Мн: Бел. Сав. Энцыклапедыя, 1989. - 586с.

Похожие работы на - Нематериальное культурное наследие в контексте этнографического туризма Беларуси

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!