Теоретические основы функционирования регионов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,18 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические основы функционирования регионов

1. Теоретические аспекты принципов и компонентов устойчивого развития регионов

1.1 Характеристика основных принципов устойчивого развития регионов

Основные принципы устойчивого развития регионов были выработаны на конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в г. Рио-де-Жанейро в 1992 г. Идея возникла в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала, надвигающейся опасности необратимых негативных изменений в окружающей среде.

Устойчивое развитие предполагает положительную динамику изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов (в триаде - население, хозяйство, природа), отражающих стабильное функционирование и сбалансированное поступательное движение социальной, экономической и экологической сфер.

Переход к устойчивому развитию имеет глобальный, региональный, национальный аспекты. В настоящее время перед населением мира возникла планетарная проблема не столько прогресса, сколько выживания человечества, если не будут найдены новые цивилизованные модели, не разрушающие, а восстанавливающие и сохраняющие природно-ресурсный потенциал планеты, не углубляющие, а выравнивающие перепады в уровне жизни населения разных стран мира, не увеличивающие, а сокращающие разрыв в эффективности их экономических систем. Региональный аспект перехода к устойчивому развитию состоит в общности демографических, природно-климатических, исторических, социально-экономических и других характеристик стран различных районов мира, определяющих общее в их судьбе, в занимаемом положении, в поиске путей дальнейшего развития. В рамках глобального и регионального аспектов каждая страна определяет свое суверенное место в мировом сообществе, национальную стратегию устойчивого развития, включая и административно-территориальные формирования, на основе только ей присущих геополитических, географических, экологических, демографических и других особенностей.

Регион - это не только территория, но и население на ней; это не только ряд административных единиц, которыми являются область и край; это всевозможные и целесообразные уровни административного деления, обеспечивающие данному социальному организму необходимые для нормального существования и функционирования уровни самодостаточности. Регион представляет собой и понятие из сферы правосознания, а деятельность в регионе выступает объектом правового регулирования. При анализе показателей развития регионов необходимо выявлять иерархию регионов, наличие специфической детерминации между ними. Важное значение имеют проблемные регионы, способные поднять страну в целом и другие регионы, располагающие меньшим потенциалом. Регион можно определить как самодостаточный социальный организм, находящийся в единстве со средой, обладающий физико-географическими, культурно-цивилизационными, эколого-экономическими, этнически-историческими, политико-административными и правовыми свойствами и выступающий средством формирования и функционирования республики.

Основные принципы устойчивого развития регионов можно сформулировать следующим образом:

. Каждый человек имеет право на здоровую и деятельную жизнь в гармонии с природой в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде.

. Социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение жизни всех людей, сохранение природы и природных ресурсов, усиление ответственности за деятельность, наносящую ущерб окружающей среде.

. Право на развитие должно осуществляться так, чтобы обеспечить равенство возможностей развития и сохранение окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений. Экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая безопасность должны в равной степени определять основные критерии развития.

. Рациональное природопользование должно основываться на неистощительном использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов, на своевременной утилизации отходов и их безопасном захоронении.

. Защита окружающей среды - необходимая часть устойчивого развития. Необходимо опережающее принятие эффективных мер по недопущению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф.

. Хозяйственная деятельность человека должна становиться социально и экологически безопасной и сопровождаться уменьшением различия в уровне жизни людей, масштабов бедности и нищеты, усилением взаимосвязи экономики и экологии, формированием единой (сбалансированной) экологизированной системы экономического развития. Следует отказаться от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или таких, экологические последствия которых недостаточно изучены.

. Демографическая политика должна учитывать стратегические цели устойчивого развития и формировать у населения сознательное отношение к планированию семьи.

. Устойчивое развитие должно учитывать все аспекты безопасности страны.

. Постепенный отказ от ценностей общества потребления, рационализация масштабов и структуры личного потребления населения.

. Сохранение для всех народов и этносов, проживающих в Российской Федерации, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов национальной политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию.

. Переход к устойчивому развитию должен осуществляться на основе международного сотрудничества и глобального партнерства и подкрепляться принятием соответствующих международных соглашений и иных правовых актов.

. Ведущая роль в реализации устойчивого развития государства как гаранта обеспечения экономического развития, социальной справедливости и охраны окружающей природной среды.

. Хозяйственная деятельность должна вестись преимущественно на уже освоенных территориях, следует постепенно отказываться от хозяйственного использования новых территорий [7].

регион экономический социальный

1.2 Сущность основных компонентов устойчивого развития регионов

Модель устойчивого развития, как и всякая общественная модель, представляет собой систему интегрированных компонентов, их существенных отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития.

В качестве ключевых компонентов регионов страны выделяются:

Социальный:

уровень и качество жизни людей;

безопасность жизнедеятельности;

состояние здоровья людей;

демографическая ситуация;

духовное развитие личности;

обеспечение общественного согласия в обществе;

реализация принципа универсальности жизненных потребностей.

Экономический:

эффективность проведения макроэкономической политики;

состав ресурсов, экономического потенциала, их использование;

научно-технический и инновационный потенциал;

международное сотрудничество.

В качестве целей устойчивого развития региона при социальном и экономическом компонентах регионов страны используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения. Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них: национальный доход на душу населения; уровень потребления отдельных материальных благ; степень дифференциации доходов; продолжительность жизни; уровень физического здоровья; уровень образования; степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей - становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса; развитие малого бизнеса; развитие центра города; развитие промышленности; развитие сферы услуг; повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей - важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке - это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды - также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.

В любом регионе можно выделить основную промышленность, т.е. ту, продукция которой в основном вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в пределах региона. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемый мультипликативный эффект: основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста.

Основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности в том случае, когда количество рабочих мест в основном производстве сокращается в процессе структурной перестройки. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько она готова взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура (вспомогательное производство), тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие и процветание.

На стадии индустриального развития в регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.

На постиндустриальной стадии развития региона главным фактором, определяющем его благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, насколько низок уровень преступности и обеспечен город квалифицированными кадрами - все это определяет потенциал развития постиндустриального города.

Экологический компонент:

экологический аспект в развитии народного хозяйства;

природные условия и экологический потенциал;

экологическая экспертиза, образование, информационное обеспечение населения [6].

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны.

Уровень и качество жизни людей, которые определяются множеством различных показателей, которые обычно классифицируются в отдельные группы социальных нормативов. Например:

доходы и расходы;

социальное обеспечение;

потребление материальных благ и платных услуг;

жилищно-коммунальные условия жизни;

развитие торговли, общественного питания, индустрии отдыха;

рабочее, внерабочее и свободное время;

организация и условия труда;

транспорт и связь;

состояние и охрана окружающей среды и др.

Их высокий уровень и стабильный рост составляют основное условие устойчивого развития. Практическая реализация такого требования во многом зависит от проводимой в стране и каждом регионе социальной политики. До 90-х годов (а во многом и сегодня) социальная политика представляла набор разовых, централизованно проводимых мер по повышению уровня жизни отдельных слоев населения. Практически она сводилась к одной форме: материальной поддержке населения через различные каналы - прямые и косвенные дотации на продукты питания, товары для детей и престарелых, на жилье, образование, здравоохранение, культурно-оздоровительные мероприятия. Многие социальные гарантии носили декларативный характер, а установка на всеобщность труда нередко шла вразрез с его эффективностью и потребностями. Социальные программы в основном учитывали интересы городского населения, а сельские жители ущемлялись и во многих случаях игнорировались.

Основы построения социальной политики, ее важнейшие элементы и механизмы функционирования были сориентированы преимущественно на централизованные государственные меры, устаревшие способы формирования и использования общественных фондов потребления, консервативное законодательство о труде. Удовлетворение важнейших социальных потребностей в жилье, образовании, здравоохранении, подготовке к труду исключительно за счет общественных фондов потребления не создавало условий для увеличения доходов домашних хозяйств. Это ставило государство перед необходимостью проводить политику, сдерживающую рост всех видов доходов населения. Отсюда - сохранение низкой цены труда, практика компенсации работнику через зарплату издержек только на текущие затраты (питание, одежду, обувь, жилье). В итоге снижались стимулы к высокопроизводительному труду, инициативе, предприимчивости. Низкая заработная плата делала экономически невыгодным научно-технический прогресс, замену ручного труда машинным, улучшение производственной среды.

Законодательство о труде предусматривало искусственное поддержание полной занятости и не давало материальной поддержки безработным. Уравнительное распределение и активное использование общественных фондов потребления позволяло многим работникам получать заработную плату не по результатам труда, а только за присутствие на работе. Централизованно проводимая государственная социальная политика как по характеру мер, так и по источникам финансирования, по существу, делала принцип зарабатываемости доходов и благ декларативным и лозунговым, не обеспечивающим необходимый качественный уровень общественного обслуживания в области здравоохранения, образования, дошкольного воспитания.

Такая социальная политика недостаточно учитывала конкретные интересы различных социальных групп населения - молодежи, инвалидов, детей, многодетных семей, женщин и т.д. Безадресность, бессистемность и некомплексный ее характер в совокупности с бюджетным остаточным принципом финансирования привели к целому ряду диспропорций и перекосов в социальной сфере. В целом ухудшилось материальное положение работников с фиксированным уровнем доходов - учителей, врачей, научных, инженерно-технических работников, управленческого звена, работников культуры. Возникли диспропорции между заработной платой руководителей, менеджеров и подчиненных. Длительное время не менялись должностные оклады руководителей, упал престиж высококвалифицированного труда. Заработная плата неквалифицированных работников росла быстрее, чем квалифицированных, и намного быстрее, чем высококвалифицированных. Весьма актуальным стал вопрос о пересмотре сути и механизмов социальной политики. То есть устойчивое развитие уровня и качества жизни не было достигнуто, а, скорее, наблюдался обратный процесс - их снижение.

Переход экономики страны к рыночным отношениям существенно меняет направление социальной политики. Ее главной целью становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения. В основу новых подходов должен быть положен важнейший принцип «от социального иждивенчества - к социальным гарантиям», что означает, прежде всего, защиту прав человека на свободный труд, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей определенным жизненным стандартам, гарантию личной безопасности граждан в обществе В социальной политике выделяется ряд приоритетных направлений. Это регулирование доходов и занятости населения, социальная защита населения, забота о его наиболее социально уязвимых слоях, развитие социальной сферы.

Важным составным элементом устойчивого развития является обеспечение населения жильем и соответствующее развитие жилищно-коммунального хозяйства. Улучшение жилищных условий граждан возможно на основе широкой поддержки активности в сфере строительства жилых домов, доступности качественного жилья всем слоям населения. Это может реализовываться за счет государственного субсидирования, льготного долгосрочного кредитования, развития правовых, финансово-экономических и хозяйственных механизмов, направленных на привлечение средств населения, предприятий и других источников финансирования.

- Безопасность жизнедеятельности. Без обеспечения безопасности жизнедеятельности не может быть достигнуто устойчивое развитие человека, ибо это связано с возможными материальными убытками, страхом перед опасностью насилия, ограбления и лишения самой жизни. Долгое время понятие безопасности трактовалось как безопасность территории от вторжения, как защита национальных интересов посредством внешнеполитической деятельности, как глобальная безопасность от угрозы ядерного уничтожения. Данное понятие в большей мере относилось к государствам, а не к людям. Для простых жителей понятие безопасности заключается, прежде всего, в ничем не нарушенной повседневной жизни. Это означает отсутствие угрозы болезней, голода, безработицы, преступности, социальных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, политических репрессий.

Рассмотрим некоторые особенности различных групп безопасности и их влияние на устойчивость развития.

. Продовольственная безопасность. Она наступает, когда основные продукты питания доступны всем людям в любое время, как экономически, так и физически. Доступность является необходимым условием безопасности, но не решающим. Проблемой часто является плохая система распределения продовольствия и недостаточная покупательная способность населения.

. Безопасность для здоровья. В развивающихся странах основными причинами смерти являются инфекционные и паразитарные заболевания. Большая часть смертей связана с плохим питанием и нездоровой средой, в частности, с грязной водой. В промышленно развитых странах главными убийцами являются болезни системы кровообращения, онкологические заболевания. Последние во многих случаях связаны с экологическими причинами. Как в развитых, так и в развивающихся странах угроза здоровью обычно более высока среди самого бедного населения, преимущественно сельского, и особенно среди детей. Принятие мер по повышению уровня жизни, исключению инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшению окружающей среды является важным условием роста устойчивости развития населения.

. Экологическая безопасность. Экологическая угроза является сочетанием разрушения локальных экосистем и глобальной экосистемы. Из локальных проблем наиболее актуальны следующие:

доступность и обеспеченность чистой водой;

давление человека на земельные ресурсы (сокращение площади лесов, пастбищ, наступление пустынь, засоление орошаемых площадей и др.);

большое загрязнение воздуха, как правило, в крупных городах;

техногенные происшествия и катастрофы (Чернобыль и др.);

освоение не вполне пригодных для проживания территорий, связанное с ростом численности населения.

. Личная безопасность. Жизнь человека все больше и больше подвергается угрозе внезапного, непредсказуемого насилия.

. Общинная безопасность. Большинство людей считают себя защищенными благодаря принадлежности к некой общности - семье, общине, организации, расовой или этнической группе. Например, развитая семейная система обеспечивает поддержку наиболее слабым ее членам, многие племенные сообщества также заботятся о своих людях. Однако традиционные сообщества могут в равной мере сохранять деспотические обычаи, крайне жестокое обращение с женщинами. Около 40% государств мира многонациональные. В ряде из них возникают конфликты между этническими группами, которые часто приводят к тяжелым последствиям (Югославия, Таджикистан и др.).

. Политическая безопасность. Одним из наиболее важных аспектов безопасности людей является возможность жить в обществе, которое признает основные права человека. В этом направлении достигнут определенный прогресс, однако предстоит еще очень многое сделать. Во многих странах мира осуществляются политические преследования, систематические пытки, жестокое обращение, происходит исчезновение людей.

Другие социальные компоненты устойчивого развития регионов. К ним относятся:

состояние здоровья людей;

демографическая ситуация;

духовное развитие личности;

обеспечение общественного согласия;

реализация принципа универсальности житейских потребностей [6].

Устойчивость человеческого развития предполагает высокий уровень его духовности, прежде всего, высокую образованность, культуру, которые определяют степень профессиональной грамотности, осознанные созидательные инновационные поведение и действия, бережное отношение к природе, средствам и предметам труда, активную общественную позицию по отношению к судьбе государства, экономики, экологии.

Основополагающую роль в этом играет образование. От общего уровня образованности населения зависит социально-экономическое и духовное развитие общества, политическая и нравственно-психологическая атмосфера в стране.

При обеспечении общественного согласия речь идет об устремлении подавляющей части населения страны на решение единых общегосударственных социально-экономических целей, поддержку политики, проводимой органами власти; отсутствии антагонистических, тем более военных, конфликтов; полном соблюдении прав человека; наличии добрососедских и эффективных связей с другими странами, и прежде всего со странами-соседями; обеспечении безопасности личности.

Наличие такой обстановки - основное условие успешного экономического, политического и духовного развития любого региона. При ее отсутствии, как правило, замедляется, прекращается рост или вообще снижаются уровень и качество жизни населения, возможны социальные беспорядки, рост преступности, другие негативные явления для большинства жителей.

Вывод: Регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства, наличием всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией. Регион сегодня становится главным объектом экономических и политических отношений, и очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития. Лицо каждого региона определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания общенациональных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Поэтому при управлении регионами необходимо соблюдение принципов устойчивого развития.

2. Анализ устойчивого развития в регионах на примере Республики Беларуси

2.1 Анализ реализации принципов и компонентов устойчивого развития в регионах

Преобладание государственного сектора сохранилось практически во всех секторах экономики Республики Беларусь. Актуальной остается и проблема оказания поддержки развитию малого бизнеса, способного, как показывает мировой опыт, быстро создавать большие возможности на рынке труда.

О благополучии общества судят по физическому и психическому здоровью населения. Однако в силу многих причин состояние здоровья людей в нашей стране существенно не улучшилось. Снижается показатель ожидаемой продолжительности жизни, который более чем на 10 лет меньше, чем в Японии и ряде других развитых стран. Не устранены социально опасные заболевания, в первую очередь, активная форма туберкулеза. Повышается уровень инфекционной заболеваемости. Отмечается прогрессирующая тенденция роста и омоложения венерических заболеваний, эпидемическое неблагополучие по ВИЧ-инфекции. Сохраняются высокие показатели заболеваемости сердечно-сосудистыми болезнями, происходит рост и омоложение других хронических заболеваний [16].

Ухудшение состояния здоровья населения происходит в результате комплексного воздействия ряда отрицательных факторов: продолжающихся негативных изменений среды обитания; нервно-психической дезадаптации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации; нерационального, плохо сбалансированного питания и некачественной питьевой воды; использования микробиологически, химически и радиационно загрязненных пищевых продуктов; резкого сокращения выпуска витаминизированных продуктов; последствий катастрофы на ЧАЭС; неудовлетворительных условий труда; низкого уровня финансирования расходов на здравоохранение. На ухудшение показателей состояния здоровья людей большое влияние оказывает чрезмерная алкоголизация населения. Сложилась неблагополучная ситуация с обеспечением лечебно-профилактических учреждений медицинской техникой и оборудованием, лекарственными средствами и медикаментами.

В качестве приоритетных направлений государственной политики в области здоровья были приняты следующие: сохранение действующей сети учреждений здравоохранения; укрепление и обновление материально-технической базы; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности; повышение уровня и качества услуг, обеспечение их доступности.

За последние годы определился ряд неблагоприятных тенденций, отрицательно влияющих на устойчивость развития за счет демографических факторов: снижение рождаемости, рост смертности и, как следствие, сокращение общей численности населения. Предпосылки уменьшения численности населения созревали давно, когда стал уменьшаться естественный прирост населения. Устойчивой является тенденция старения жителей страны. Чернобыльская катастрофа усилила и без того неблагоприятные демографические тенденции, повлияла на здоровье и воспроизводство будущих поколений, внесла серьезные изменения в миграционные процессы. Выезд большого количества населения из зон загрязнения изменил характер расселения на территории страны, деформировал сложившуюся структуру миграционных потоков. Во всех областях республики продолжалось сокращение удельного веса сельского населения.

Важнейшая экономическая характеристика населения - его возрастной состав. От соотношения между отдельными возрастными группами зависит доля экономически активного населения, численность трудовых ресурсов, а следовательно, и возможности развития. Современный возрастной состав населения сложился главным образом вследствие снижения уровня рождаемости [6].

Особенностью территориального распределения городских поселений является неравномерное размещение больших и крупных городов и достаточно равномерное - малых городских поселений. Небольшие города в основном представлены в сельской местности и являются центрами местного управления, обеспечивающими социально-культурное обслуживание тяготеющих сельских жителей.

В бывшем СССР общественное согласие формировалось под влиянием идеологии коммунистической партии, которая выступала не только как хозяин и распорядитель страны, но и как коллективный духовный наставник. В рамках этой идеологии общественные интересы ставились выше личностных. Отдавалось предпочтение сплоченности и коллективизму перед индивидуализмом. Человек имел меньше прав, чем признанная властью организация, группа людей, ему отводилась роль активного исполнителя воли большинства. Социальную среду микроуровня представляли в основном трудовые коллективы предприятий, организаций и другие социальные группы, которые и были главными объектами партийного и государственного управления.

После распада СССР и приобретения Республикой Беларусь политической самостоятельности общество с его количественными и качественными характеристиками перешло в новые исторические условия. По мере производимых преобразований происходят определенные изменения во взглядах людей на экономическое развитие страны. Имевший место спад объемов производства, появление многоукладное собственности, исчезновение с предприятий первичных партийных и комсомольских организаций изменили облик трудовых коллективов. По мере углубления экономических преобразований все большее распространение получает индивидуальный труд, возникает все большее количество малых предприятий с другой системой межличностных отношений и с другими формами социальной защиты работников. Реальная ситуация заставляет видеть в коллеге не только товарища, но и конкурента.

За последние годы в целом по республике и в ее регионах стал меняться менталитет людей. Однако эти изменения далеко не завершены. Многие считают, что проводимые преобразования нестабильны, изменчивы, окончательно не определены и во многом враждебны обыкновенному человеку, и что-то, что было раньше, лучше, чем то, что произошло сегодня и ожидается в будущем. Ситуация, скорее всего, станет более благоприятной, если в обществе будет сформирован средний класс. Данный процесс, учитывая разнополюсный характер общественного мнения, потребует относительно длительного времени. Чтобы обеспечить ускоренный переход на рыночную модель, важно создать условия для широкого и свободного обсуждения всеми слоями общества проблем развития государства, сформировать общественное согласие, чтобы люди могли сознательно способствовать становлению новой жизни и соответствующим образом менять свое поведение.

Переход к модели устойчивого развития Республики Беларусь осуществляется в конкретных условиях развития материальной среды населенных мест и территорий регионов. Такие аспекты материальной среды, как состояние производственной и социальной инфраструктуры, инженерно-технических систем, виды и интенсивность использования и охрана территорий, отношение к историко-культурному наследию могут содействовать или создавать препятствия устойчивому развитию.

2.2 Социально-экономический потенциал устойчивого развития регионов Республики Беларуси

В Республике Беларусь исторически сложилась система расселения, отражающая характерные особенности природных условий, хозяйственной деятельности, социально-демографического и историко-культурного развития государства. Система расселения представляет собой сеть населенных мест, объединенных между собой пространственными, социально-экономическими и культурными связями и находящимися в иерархичной соподчиненности. Она включает 213 городских поселений и 24,1 тыс. сельских поселений.
В городских поселениях Республики Беларусь проживает 71% населения. Около половины населения страны (46,4%) сосредоточено в 14 больших и крупных городах (более 100 тыс. жителей) - центрах национального и регионального значения, в том числе в Минске - 17%, в 5 крупных городах (свыше 250 тыс. жителей) - 18,0% населения страны.
Вторую по социальной и экономической значимости группу городских поселений образуют 26 городов средней величины (от 20 до 100 тыс. жителей). В них проживет 1,2 млн. человек (12,1% населения страны).

В 173 малых городских поселениях проживает чуть более 1,2 млн. человек или 12,2% населения страны [13].

В сельских населенных местах живет 29% всего населения страны.

В городских поселениях первой группы, включающей большие и крупные города, сосредоточен основной социально-культурный, административный и экономический потенциал страны. Они характеризуются высоким уровнем научно-технического развития, способным обеспечить разработку и внедрение инновационных проектов и технологий в области экономики, экологии, в социальной и культурной сферах.

Численность населения больших и крупных городов имеет тенденцию к росту. Основным источником роста населения городов является миграция, которая не только компенсирует естественную убыль населения, но и обеспечивает его прирост.

Основными факторами, содействующими реализации модели и целей устойчивого развития, созданными в крупных и больших городах являются:

· наличие наукоемкого производства, в частности предприятий автомобилестроения, точного приборостроения, производства оптического и медицинского оборудования и т.д.;

· высокий потенциал научно-исследовательских организаций, в первую очередь в г. Минске и областных центрах;

· современная система медицинского обслуживания населения, включающая уникальные, специализированные и многопрофильные больничные учреждения;

· развитая сеть высших и средних специальных учебных заведений государственной и частной форм собственности;

· высокий социально-культурный потенциал, представленный театрами, концертными залами, кинотеатрами, библиотеками, домами культуры, многофункциональными спортивными комплексами;

· развитая система торгового и бытового обслуживания населения;

· более высокие, чем в среднем по стране, темпы ввода нового жилищного фонда, создаваемого, в большей степени, за счет кооперативов и индивидуальных застройщиков.

Основными условиями, препятствующими реализации целей устойчивого развития, в крупных и больших городах являются:

· высокий уровень химического загрязнения поверхностных водоемов и подземных вод;

· загрязнение атмосферного воздуха многих крупных, больших и средних городов Беларуси, которое достигло уровня, не отвечающего условиям безопасного проживания населения;

· неэффективные системы удаления промышленных и бытовых отходов.

Основная масса отходов вывозится и хранится на открытых полигонах и лишь около 15% используется для переработки в качестве сырья;

· перегруженность городов автотранспортом, особенно их центров. В последние годы резко увеличился уровень автомобилизации (за последние 20 лет он вырос в 2-3 раза, что вызвало серьезные транспортные и экологические проблемы);

· нерациональное использование производственных территорий и территорий внешнего транспорта;

· низкая обеспеченность городов зелеными насаждениями, уровень которой ниже в 1,5-2 раза, чем нормативная;

· дефицит школьных помещений, высокая загрузка учебных классов по сравнению с городами других групп (25-39 учеников на комнату).

Города средней величины, располагая определенным экономическим и социально-культурным потенциалом, начинают приобретать более активную роль в системе расселения страны. Большинство из них относятся к промышленному типу. Ведущими отраслями экономики, в которых занято около 45% всех работающих, являются: пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов.

Основными факторами, содействующими устойчивому развитию средних городов, являются:

· достаточно развитая система социально-культурного и бытового обслуживания, что позволяет им уже сейчас полноценно выполнять функции центров культурно-бытового, медицинского обслуживания, образования и других социально необходимых видов общественного обслуживания прилегающих малых городов и сельских районов;

· значительные объемы капитального жилого фонда (70-85%), имеющего централизованное инженерно-техническое оснащение, приближенные к жилью системы общественного обслуживания;

· наличие во всех средних городах общественных центров, включающих объекты образования, культуры, торгового, медицинского, бытового, банковского обслуживания, проведения досуга;

· сравнительно здоровая среда обитания. В средних городах наблюдается меньшая концентрация населения, промышленных предприятий, транспортных средств, облегчено общение людей, более доступны пригородные зеленые зоны. Кроме того, в городах средней величины легче изыскать территориальные резервы для реализации городских функций.

К существенным факторам, препятствующим устойчивому развитию средних городов, относятся:

· недостаточно эффективное использование территории городов. В пределах городских территорий имеются большие разрывы в застройке, «бесхозные» территории (пойменные, заболоченные, заторфованные и др.). Низка плотность застройки многих производственных площадок. В центральных частях оказались недостаточно урбанизированные территории с малоценной производственной и усадебной застройкой;

· относительно высокий уровень загрязнения в отдельных городах, несмотря на благоприятную в целом экологическую ситуацию. Усиление загрязнения окружающей среды связано с ростом транспортных потоков, увеличением выбросов от промышленных предприятий и транспортных средств; перегруженностью и недостаточной эффективностью работы очистных сооружений, низким уровнем утилизации промышленных отходов;

· слабо развитая система среднего специального образования. Только в 6 средних городах из 25 имеются средние специальные учебные заведения.

Группа малых городских поселений включает города различных функциональных типов (промышленные, агропромышленные, рекреационные). Около половины малых городов (46%) являются административными центрами районов. Градообразующий потенциал представлен традиционными видами промышленного производства, развиваемого на местных ресурсах: пищевая, легкая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство стройматериалов, перерабатывающие предприятия, предприятия по обслуживанию сельскохозяйственного производства, добывающая промышленность.

Медицинское обслуживание осуществляется многопрофильными больничными учреждениями с поликлиниками, в отдельных малых городах размещаются районные и межрайонные туберкулезные, психиатрические и психоневрологические больницы. Особенностью малых городов является высокая доля усадебной застройки, более 60% жилищного фонда представлено одноквартирными, усадебными домами. Сфера образования представлена учебными заведениями общеобразовательного характера, имеются средние специальные учебные учреждения.

· уникальная роль малого города как носителя преемственности и традиций нашего народа. Здесь до сих пор сохранился образ жизни, социальный уклад, масштаб пространства, что почти безвозвратно утеряно как в больших городах, вовлеченных в орбиту всеобщей глобализации, так и в большинстве сельских поселений, слишком малых, чтобы противостоять многочисленным волевым преобразованиям последнего столетия;

· относительно более низкие цены на недвижимость, дешевая рабочая сила в малых городах делают выгодным размещение в них инвестиций. Здесь можно ожидать повышения инвестиционной и деловой активности, возрастания спроса на землю и строительные услуги;

· относительно благоприятная обеспеченность школьными помещениями: 27-14 учеников на классную комнату;

· более высокая, чем в среднем по стране, обеспеченность больничными койками;

· низкий уровень загрязнения окружающей среды, сохранение природных комплексов;

· наличие в ряде малых городских поселений богатого историко-культурного наследия, что создает дополнительные предпосылки для реабилитации и возрождения этих поселений.

К основным факторам, препятствующим устойчивому развитию в малых городах, относятся:

· ограниченность производственной инфраструктуры. В 74 городских поселениях с численностью до 5 тыс. человек местная экономика носит в основном моноотраслевой характер. В таком поселении ликвидация даже одного промышленного предприятия может иметь (а на практике так уже и происходит) очень негативные последствия для жителей не только данного поселения, но и прилегающего района, для которых работа на этом предприятии является основным источником дохода;

· несоответствие структуры народнохозяйственной базы требованиям социально ориентированной рыночной экономики, технологическая отсталость большинства промышленных предприятий, высокий уровень износа основных фондов и низкая в целом производительность труда;

· исчезновение множества традиционных, характерных для малых городов самобытных производств, основанных на широком использовании местных минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных, рекреационных и бальнеологических ресурсов;

· сокращение численности населения ряда малых городских поселений (более 2% за последние 10 лет), что может привести к постепенной деградации этих поселений, дисбалансу расселения, производства и сферы услуг;

· нерациональное использование территории в границах городской черты. В пределах поселений значительную долю занимают градостроительно неосвоенные территории, имеются большие разрывы в застройке, «бесхозные» земли (пойменные, заболоченные, заторфованные, а также используемые для других целей). Доля неосвоенных под городские функции территорий составляет 20-25%, а в некоторых малых городах достигает 50%;

· не во всех поселениях обеспечивается социально гарантируемый состав объектов общественного обслуживания населения. В ряде поселений, в результате сокращения объемов финансирования социальной сферы, ухудшились условия культурно-бытового обслуживания населения, сократился набор медицинских услуг, уменьшилась оснащенность медицинским оборудованием;

· критически низкий уровень инженерно-технической инфраструктуры. Более высокий (чем в средних и больших городах) износ оборудования и коммуникаций, моральный и физический износ энергетических мощностей, сетей и оборудования угрожает устойчивости функционирования инженерно-технического комплекса уже в ближайшем будущем;

· низкое санитарно-техническое состояние водозаборов и прилегающих к ним территорий, что существенно влияет на ухудшение качества подземных вод в районах водозаборов;

· размещение около 30% жилищного фонда в жилых домах низкого качества. Уровень обеспеченности жилья основными видами благоустройства ниже среднереспубликанского.

Территориальное влияние больших и крупных городов, а также активно развивающихся средних городов - опорных городов национальной системы расселения, уже используемые или подлежащие к использованию природные ресурсы Беларуси определяют специфику развития ее отдельных регионов. В соответствии с Государственной схемой комплексной территориальной организации Республики Беларусь на территории страны в рамках существующего административно-территориального деления выделяются 4 типа регионов: урбанизированные, сельскохозяйственные, природные, особые (районы радиоактивного загрязнения). В зависимости от доминирующей функции каждый из административных районов относится к одному из этих типов.

Урбанизированные районы включают Минский регион, районы влияния опорных городов национальной системы расселения. Урбанизированные районы характеризуются высокой концентрацией городского населения, городских функций, интенсивным сельскохозяйственным производством, активной подвижностью населения, связанной с его трудовой деятельностью, социальным обслуживанием, отдыхом, движением от и к месту жительства. Минский регион включает территории, городские и сельские поселения, интегрируемые в процесс столичного развития г. Минска. В Минском регионе и районах влияния опорных городов национальной системы расселения сконцентрирован основной промышленно-производственный, социально-демографический и научно-технический потенциал, характеризующийся более высокой стоимостью основных производственных фондов, развитой инфраструктурой и широким разнообразием сфер деятельности населения в связи с интеграцией с городом-центром. Будучи привлекательными для населения, урбанизированные районы обладают относительно благоприятной демографической ситуацией за счет миграции населения из сельской местности менее благоприятных административных районов.

Основными факторами, содействующими устойчивому развитию, являются:

· воздействие урбанизированных районов на социально-экономический подъем входящих в их состав населенных мест и территорий;

· доступность для населения, в том числе сельского, к развитой социальной инфраструктуре города-центра: объектам здравоохранения, образования, культуры, сферы услуг;

· применение высоких технологий сельскохозяйственного производства, основанного на научном, инженерно-техническом потенциале города-центра;

· относительно развитая индустрия загородного отдыха;

· возможность выбора типа жилья (городское, сельское, дачное).

К факторам, препятствующим устойчивому развитию урбанизированных районов, относятся:

· низкое качество окружающей среды, высокая загрязненность поверхностных водоемов, подземных вод, почв, воздушного бассейна;

· высокая техногенная нагрузка на природные ландшафты;

· неэффективное использование межселенных территорий, особенно находящихся под транспортной и инженерной инфраструктурой (дороги, трубопроводы, очистные сооружения, мусоросвалки, карьеры добычи стройматериалов и др.).

Сельскохозяйственные районы характеризуются преобладанием земель сельскохозяйственного назначения и высокой долей сельского населения. Ведущей функцией является производство и переработка товарной сельскохозяйственной продукции. Демографический потенциал районов постоянно снижается в связи с долговременно действующими факторами: миграцией сельского населения в города, низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности, низкой ожидаемой продолжительностью жизни. К 2020 г. численность сельского населения может сократиться на 30%. Трудовой потенциал сельской местности в целом находится под воздействием факторов, препятствующих его развитию. Снижение численности сельского населения при расширении площади пахотных земель в значительной мере уравновешивается интенсификацией сельского хозяйства и его насыщением основными производственными фондами. Однако в целом потенциал районов значительно снизился.

К основным факторам, содействующим устойчивому развитию сельских районов, относятся:

· относительно равномерная и густая сеть малых городских поселений в целом, что создает предпосылки для развития связей «город - село» и улучшения обслуживания сельских поселений. Расстояние между малыми городами - центрами административных районов - не превышает 40 км, зона влияния малых городов - около 20 км;

· высокое качество сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственных районах западной, юго-западной и центральной зон;

· разнообразие типов природных и культурных ландшафтов;

· богатые культурные традиции;

· относительно благоприятные экологические условия развития.

Наиболее значимыми факторами, препятствующими устойчивому развитию сельских районов и сельских поселений, являются:

· критическая трудоресурсная ситуация в подавляющем большинстве районов;

· неритмичность работы предприятий, их неплатежеспособность, нарастание безработицы, низкая инвестиционная активность;

· низкий потенциал сельскохозяйственных земель в ряде районов северной, северо-восточной зон;

· ухудшение доступности образования, низкое качество обслуживания, ограниченный набор медицинских услуг, слабая оснащенность медицинским оборудованием;

· снижение возможностей содержания и обеспечения объектов сферы обслуживания, жилищ и инженерно-технической инфраструктуры. В сельской местности высокая доля некапитального (до 80%) амортизированного жилищного фонда;

· низкий уровень благоустройства сельских поселений (твердое покрытие улиц и дорог, зеленые насаждения общего пользования, спортивные сооружения и др.);

· интенсивное загрязнение грунтовых вод в пределах животноводческих и птицеводческих ферм, складов минеральных удобрений и ядохимикатов, полей орошения; сельхозугодий, где вносятся минеральные и органические удобрения. В настоящее время более 70% колодцев имеют воду с содержанием нитратов, превышающих ПДК. Именно на использовании этих вод базируется практически все (90%) питьевое водоснабжение сельского населения;

· недостаточная развитость сети местных дорог, что ухудшает связи «малый город - село» и соответственно социальное обслуживание сельских поселений и территорий;

· снижение уровня пассажирского обслуживания населения, закрытие нерентабельных для транспортных предприятий автобусных маршрутов, сокращение количества рейсов.

Вывод: В последние десятилетия в Беларуси в основном создана нормативно-правовая база территориального планирования развития регионов и населенных мест. Однако многие положения государственного регулирования развития регионов не закреплены законодательно, отсутствуют законы прямого действия, слабо развит механизм демократизации планирования развития.

3. Основные направления региональной политики по обеспечению устойчивого развития регионов в Республике Беларусь

Для достижения устойчивого развития регионов в Республике Беларусь необходимо предстоит создать условия, позволяющие экономически активной части населения зарабатывать средства.

В этих целях необходимо:

существенно повысить удельный вес заработной платы в себестоимости продукции и величине ВВП;

создать систему социальных гарантий работникам в области оплаты труда исходя из минимального потребительского бюджета;

восстановить роль оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

совершенствовать механизм договорного регулирования оплаты труда на предприятиях, в организациях и учреждениях путем заключения тарифных соглашений и коллективных договоров, увязывая уровень оплаты труда с показателями эффективности;

содействовать росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности и др.

Следует провести кардинальную перестройку политики социальной защиты граждан, то есть избавиться от субсидиарных тенденций, определить приоритетные меры в ключевых областях, ликвидировать наиболее явные проблемы, унаследованные от прошлого:

отменить субсидирование нерентабельных предприятий;

укрепить систему услуг для матери и ребенка;

сохранить высокий уровень и бесплатный доступ к общему образованию;

разработать и реализовать программы оказания помощи беднейшим слоям населения путем создания системы центров социальной помощи, льготных столовых, бань, расширения благотворительной деятельности и т.д.;

четко определить круг лиц, нуждающихся в социальной защите;

изменить размер и порядок предоставления пособий по безработице и др.

В целом необходимо осуществить переход от социальной поддержки наиболее уязвимых слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения при сохранении государственных минимальных, социальных стандартов, обеспечивающих реализацию конституционных гарантий в области оплаты труда, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания.

В качестве первоочередных мер по повышению уровня жизни пенсионеров предстоит:

обеспечить соответствие размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера;

осуществлять периодическую индексацию пенсий с учетом роста потребительских цен;

разработать эффективный механизм осовременивания заработка для исчисления и перерасчета пенсий, позволяющий более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника;

содействовать развитию негосударственных пенсионных фондов с целью формирования профессиональных, территориальных, отраслевых пенсионных систем за счет работодателей и самих работников при обеспечении государственной защиты и поддержки плательщиков взносов;

упразднить ограничения на максимальный размер выплачиваемых пенсий, препятствующие установлению их прямой зависимости от трудового вклада, осуществлять регулирование максимального размера пенсии путем установления предельного заработка, с которого взимаются страховые взносы;

создать правовую базу развития негосударственных пенсионных фондов.

Конкретными механизмами социальной защиты трудящихся и всего населения должны стать развитые системы социального страхования, дополняемые системами государственной социальной помощи, и повышение личной ответственности самих людей. Развитые системы социального страхования будут способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся благодаря перераспределению доходов, стимулированию сбережений населения, увеличению его покупательной способности.

Основные направления преодоления бедности могут включать:

содействие росту занятости и создание условий для трудовой деятельности;

предоставление всем трудоспособным гражданам возможности для обеспечения достаточного уровня дохода через заработную плату;

проведение активной социальной политики в области защиты от риска (болезнь, инвалидность, потеря кормильца, уход на пенсию и т.д.) через систему гибких программ;

обеспечение социальной защиты малообеспеченных.

Необходимо также осуществить кардинальные изменения на рынке труда. В настоящее время в республике формируется смешанный рынок труда, включающий как старые, так и новые механизмы образования и определения стоимости рабочей силы, наличие безработицы. К характерным чертам такого рынка относятся:

низкая стоимость рабочей силы, что является следствием парадигмы полной занятости как социального приоритета;

отсутствие свободного перемещения работающих граждан по территории страны, в основном ввиду наличия паспортной прописки по месту жительства и отсутствия рынка жилья;

преобладание принципов социальной поддержки и социальной защиты без критического отношения к собственной конкурентоспособности и возможностям общества поддерживать жизнеспособные экономические структуры;

наличие скрытой безработицы и скрытой занятости;

ограниченные возможности для задействования внешнего рынка труда, и прежде всего в отношении государств с высоким уровнем оплаты труда.

Для удовлетворения потребностей населения в качественной медицинской помощи следует обеспечить стабильное финансирование отрасли, увеличив ассигнования из государственного бюджета путем внедрения нормативного метода (в расчете на одного жителя).

Одной из важнейших задач в деятельности системы здравоохранения должно быть приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи. В области санитарно-эпидемиологического благополучия населения необходимо:

совершенствование нормативной базы оценки качества окружающей среды и гигиенических требований к ней;

развитие системы мониторинга стандартов качества окружающей среды и состояния здоровья населения;

совершенствование санитарного и экологического законодательства и выработка эффективных экономических и финансовых механизмов его реализации;

обеспечение особого внимания и создание специальных программ для оздоровления населения, пострадавшего в результате чернобыльской катастрофы;

организация мероприятий по санитарной охране территории регионов от занесения и распространения инфекционных заболеваний;

разработка и реализация эффективных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни;

развитие служб гигиены окружающей среды.

Процесс реформирования здравоохранения с целью достижения устойчивости развития не может быть кратковременным. В рамках его осуществления важно избежать опасности уничтожения достижений старой системы здравоохранения, таких, как свободный доступ к медицинской помощи, широкий охват населения диспансеризацией, статистический учет заболеваемости, работа санитарно-эпидемиологической службы.

Важнейшей задачей устойчивого человеческого развития является улучшение социально-экономических и экологических условий в населенных пунктах и создание благоприятных условий жизнедеятельности для городских и сельских жителей с учетом охраны и бережного использования природного окружения, культурно-исторического наследия.

При определении круга, масштабов и сроков реализации направлений по выполнению задач устойчивого развития необходимо обеспечить:

развитие территориальных хозяйственных систем с учетом комплексной оценки социальных, экономических, природоохранных и других аспектов их функционирования;

расширение сфер, видов и объемов хозяйственной деятельности на основе использования местных природных ресурсов с одновременным внедрением экологически безопасных технологий;

обеспечение нужд, потребностей и занятости местного населения путем приоритетного развития производств и видов деятельности, гарантирующих сохранение природных экосистем;

проектирование и размещение новых производств с учетом достигнутого уровня освоения территорий и развития инфраструктуры, необходимости сохранения существующих природно-ландшафтных преимуществ и особенностей [16].

К региональным мероприятиям, которые в ближайшем будущем будут рассматриваться в качестве приоритетных направлений государственной поддержки регионов, относятся предложения и программы, нацеленные на:

стабилизацию социально-экономической ситуации в региональных и локальных сообществах;

обеспечение рационального природопользования и охрану природы;

улучшение демографической ситуации в региональных и локальных сообществах, поддержку института семьи;

повышение качества жизни и последовательное сокращение численности бедного населения;

сохранение памятников истории и культуры, развитие туризма;

создание новых и (или) сохранение существующих рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса в административно-территориальных единицах;

совершенствование местной социальной, экологической, транспортной, информационно-коммуникационной и энергетической инфраструктуры;
обеспечение доступа населения к местным земельным ресурсам;
совершенствование управления коммунальным хозяйством, развитие жилищного строительства, территориального планирования в административно-территориальных единицах;
развитие местных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения.
Конкретные способы осуществления поставленных задач должны определяться местными властными и общественными структурами самостоятельно. В качестве основы таких действий могут быть рекомендованы:

местным органам управления:

·непосредственное и прямое управление процессом внедрения принципов и требований обеспечения устойчивости развития регионов и корректировка осуществляемых мер в этой сфере;

·включение принципов устойчивости в проекты, планы и иные виды деятельности, предпринимаемые в рамках существующих властных полномочий по управлению хозяйственной деятельностью территориального образования.

общественным организациям:

·осуществление мероприятий, направленных на повышение сознательности и уровня образования населения;

·консультирование общественности и его вовлечение в процесс реализации принципов устойчивости;

·укрепление партнерских отношений с властью и бизнесом, позволяющих влиять на ситуацию в регионе в социально-экономической и экологической сфере;

·выработка стратегии и тактических действий для целей местной устойчивости;

·активное участие в мониторинге, управлении и общей оценке ситуации и прогресса в достижении устойчивости развития региона.

Региональные органы власти и органы местного самоуправления должны максимально учитывать особенности своих территорий и всемерно использовать предпосылки и возможности, которыми располагают регионы, города и другие населенные пункты. Важнейшая задача состоит в создании на каждой территории прочной экономической основы для улучшения жизни людей.
Учитывая новизну и масштабность стратегии устойчивого развития, необходимость перестройки массового сознания в целях признания жизненной важности нового концептуального подхода к проблемам развития общества, для ее реализации намечается создание условий широкого вовлечения в этот процесс населения с использованием демократических процедур обсуждения содержащихся в ней принципиальных направлений и намечаемых мероприятий.
В качестве важнейших инструментов административного, экономического, финансового регулирования социально-экономического развития регионов рассматриваются:

· комплекс мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности местных органов власти, расширение их возможностей по развитию и поддержанию объектов социальной инфраструктуры, оказанию социальной помощи населению в условиях смещения акцентов реализации социальной политики на местный уровень;

· оказание дополнительной государственной поддержки проблемным регионам, с целью создания на этих территориях возможностей для местных властей в полной мере реализовать свои функции.

· разработка комплексных программ социально-экономического развития регионов, позволяющих местным органам управления эффективно планировать и реализовывать наиболее перспективные направления повышения экономического потенциала территорий, улучшения социальных и экологических условий жизни населения;

· усиление экологического контроля со стороны местных органов управления и повышение их заинтересованности в поддержании благоприятной экологической обстановки посредством передачи на местный уровень части собираемых экологических налогов и штрафов;

· содействие созданию комиссий по устойчивому развитию при местных органах самоуправления всех уровней;

· широкое вовлечение местного населения в решение текущих задач на уровне предприятий, организаций, ЖЭСов; повышение экологической культуры населения.

Эти и другие меры позволят реализовать инициативы местных органов власти по созданию благоприятных условий проживания населения на подведомственной территории [13, с. 86].

Вывод: Главной целью обеспечения устойчивого развития в регионах должно стать повышение качества жизни. Это определено тем, что в центре региональной и государственной политики (как сферы человеческой деятельности, связанной с отношениями между людьми) находится человек. Понимая человека как существо, наделенное духовностью, качество его жизни определяется материально (качество питания, жилья, здравоохранения и т.д.) и духовностью (познаниями, нравственными и эстетическими принципами). На региональном уровне необходимо создать механизмы стимулирования инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений, нацеленной на обеспечение устойчивого развития в конкретной области, районе, городе или селе. Местные органы управления и самоуправления в тесном контакте с республиканскими органами государственного управления должны разрабатывать предложения, программы государственной поддержки региональных и местных инициатив с помощью налогово-бюджетных, финансово-кредитных и иных инструментов, осуществляют реализацию государственной политики в этой сфере, а также координацию инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений непосредственно в административно-территориальных единицах, в микрорайонах, дворах, школах отдельных домах.

Заключение

Исходя из написанной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

. Главной особенностью в построении государственной региональной политики по обеспечению устойчивого развития является представление региона одновременно в виде простой и сложной системы (уровни федерации и региона). Это позволяет проводить политику, учитывающую интересы как столицы, так и регионов; описывать объекты управления; конкретизировать главную и частные цели, определяя при этом механизмы финансовой, правовой и кадровой поддержки; определить роли основных групп населения и в итоге повышать качество управления регионами, исключая при этом тенденции к сепаратизму.

. В экономике Республики Беларусь образовался комплекс проблем, связанных с нарастанием ограничений экономического развития по труду и капиталу. В условиях нарастания демографических проблем и ограничений по труду естественным путем сохранения высоких темпов экономического развития является повышение производительности труда. Решение данной задачи так же связано с увеличением инвестиционной активности. Для того, чтобы избежать снижения темпов экономического роста необходима разработка стратегии развития отраслей в регионах. Складывающаяся политико-экономическая ситуация в регионах создает противоречие между ожиданиями общества, что все большая часть его ресурсов будет направляться на приоритетные для него потребности, такие как социальная сфера и социальная защита, и готовностью государства выделять необходимые для этого средства.

. В качестве важнейших мер по обеспечению устойчивого развития в регионах Республики Беларуси рассматриваются:

· внедрение комплекса мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности местных органов власти, расширение их возможностей по развитию и поддержанию объектов социальной инфраструктуры, оказанию социальной помощи населению в условиях смещения акцентов реализации социальной политики на местный уровень;

· оказание дополнительной государственной поддержки проблемным регионам, с целью создания на этих территориях возможностей для местных властей в полной мере реализовать свои функции.

· разработка комплексных программ социально-экономического развития регионов, позволяющих местным органам управления эффективно планировать и реализовывать наиболее перспективные направления повышения экономического потенциала территорий, улучшения социальных и экологических условий жизни населения;

· усиление экологического контроля со стороны местных органов управления и повышение их заинтересованности в поддержании благоприятной экологической обстановки посредством передачи на местный уровень части собираемых экологических налогов и штрафов;

· широкое вовлечение местного населения в решение текущих задач на уровне предприятий, организаций и др.

Список использованных источников

1. Актуальные проблемы экономики: Материалы XI Международной научной конференции студентов и магистрантов «Научный поиск молодежи XXI века» / Коллектив авторов. - Горки: УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», 2010. - 638 с.

. Барабанов, А.С. Территориальный маркетинг как инструмент социально экономического развития региона А.С. Барабанов Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2008. - №42. - С. 12 - 15.

. Бардовский, В.П., Рудакова, О.В. Экономика: учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - Москва: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2011. - 672 с.

. Басовский, Л.Е. Экономика отрасли: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 145 с.

. Болдак, А.К., Сухоцкая, О.Н. Национальная экономика Беларуси: учебно - методический комплекс. / А.К. Болдак, О.Н. Сухоцкая. - Гродно: ГГАУ, 2011. - 87 с.

. Борисевич, В.И., Гейзлер, П.С., Фатеев В.С. Экономика региона [Электронный ресурс] - Минск, 2012. - Режим доступа: http://economuch.com/regionalnaya-ekonomika-knigi/vajneyshie printsipyi-komponentyi-ustoychivogo.html. - Дата доступа: 13.11.2012.

. Видянин, В.И. Региональная экономика. Учебник / В.И. Видянин. - Москва: ИНФРА - М, 2007. - 686 с.

. Гранберг, Л.Г. Основы региональной экономики / Л.Г. Гранберг. - Москва: ЭКСМО, 2007. - 452 с.

. Громыко, Р.И. Стратегия и тактика развития производственно-хозяйственных систем: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Гомель, 24-25 нояб. 2011 г. В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. Р.И. Громыко. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2011. - 215 с.

. Зеленков, А.И. Устойчивое развитие и социально-экологические параметры качества жизни / А.И. Зеленков [и др.]; под науч. ред. А.И. Зеленкова. - Минск: БГУ, 2011. - 292 с.

12. Ильин, В.А. Укрепление местного самоуправления - важнейший путь ускорения развития района / В.А. Ильин // Становление местного самоуправления. - 2008. - №14. - С. 45 - 46.

13. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Минск, 2012. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001251_290081_NSUR2020. - Дата доступа: 14.11.2012.

. Никитенко, П.Г., Булавко, В.Г. Экономическая безопасность: теория, методология, практика / под науч. ред. Никитенко П.Г., Булавко В.Г. - Минск:

Право и экономика, 2009. - 394 с.

15. Поздняков, В.Я., Казаков, С.В. Экономика отрасли: Учеб. пособие / В.Я. Поздняков, С.В. Казаков. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 398 с.

. Почему устойчивое развитие важно для Беларуси? [Электронный ресурс]. - Минск, 2012. - Режим доступа: http://westki.info/artykuly/10478/pochiemu-ustoychivoie-razvitiie-vazno-dlia-bielarusi. - Дата доступа: 12.11.2012.

17. Сивограков, О.В. Индикаторы устойчивого развития местного сообщества / О.В. Сивограков. - Минск: Пропилеи, 2008. - 92 с.

. Смирнов, С.Н. Региональные аспекты социальной политики / С.Н. Смирнов. - Москва: Гелиос, 2009. - 255 с.

. Ускова, Т.В. Устойчивое развитие региона: от концептуальных основ - к практическим результатам /Т.В. Ускова // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2008. - №43. - С. 34 - 36.

Похожие работы на - Теоретические основы функционирования регионов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!