Сравнительный анализ экономических систем

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,21 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ экономических систем

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра теоретической и институциональной экономики









КУРСОВАЯ РАБОТА

Сравнительный анализ экономических систем

Студента I курса

специальности "Экономическая теория"

группы Борушко А.Г.

Научный руководитель: доцент, кандидат экономических наук

Валевич Ю.В.




МИНСК, 2011 г.

Содержание

Введение

1. Теоретическое обоснование работы

1.1 Подходы к изучению экономики и экономического процесса

1.2 Определение экономической системы

1.3 Хозяйственный механизм, как часть экономической системы

1.4 Характеристики экономических систем

1.5 Неменовая экономика

1.6 Меновая экономика

2. Экономические системы в теории и на практике

2.1 Капитализм в теории и на практике

2.2 Социализм в теории и на практике

2.3 Смешанная экономика в теории и на практике

2.4 Теория конвергенции

3. Национальные модели экономических систем

3.1 Американская модель

3.2 Японская модель

3.3 Шведская модель

3.4 Белорусская модель

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования: Экономику любой страны нельзя свести к какому-либо типу отношений, к какому-либо аспекту экономической деятельности. Все стороны экономики, все ее взаимосвязи находятся в тесном переплетении, в системе. Поэтому экономику следует рассматривать как сложную экономическую систему.

В основе экономической системы лежит общественное производство, которое представляет собой процесс взаимодействия человеческого общества и природы. Общественное производство воспроизводит себя в единстве материальных и духовных сил, производительных сил и совокупности всех отношений. При этом оно воспроизводит материальные и нематериальные предпосылки и условия своей деятельности, постоянно развивая их.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляют собой экономическую систему общества. Из данного определения становится понятно, что, не имея понятия об экономической системе в обществе, нельзя рассуждать о его экономическом развитии или даже об экономике в целом.

В моей курсовой работе я провёл сравнительный анализ основных экономических систем. Сравнительный анализ экономических систем в современный период приобретает особую актуальность в связи с выбором странами своих национальных моделей. Сравнительно недавно на территории бывшего Советского Союза появились новые государства, и основной вопрос, вставший перед ними, был: какую экономическую модель избрать как эталон для своего дальнейшего экономического развития? Эта проблема в нашей стране до сих пор остается малоисследованной и малоизученной. Кроме того, я считаю, что данная проблема является и будет являться актуальной всегда по той причине, что реализация национальных моделей экономических систем представляет собой постоянно изменяющийся процесс, впитывающий в себя и рождающий новые явления. Следовательно, он постоянно нуждается в углублённом исследовании, прогнозировании и уточнении.

Основная цель моей работы: провести сравнительный анализ различных экономических систем.

Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

. изучить основные закономерности функционирования экономических систем;

. изучить методы сравнительного анализа и социально-экономической диагностики;

. Выявить преимущества и недостатки экономических систем;

. Установить осознанные причины выбора странами различных экономических систем;

. Рассмотреть практическое применение экономических систем, с помощью системного анализа реально существующих (существовавших) экономических моделей.

. Рассмотреть экономическую систему Республики Беларусь.

Я считаю, что предварительным условием написания данной работы является изучение таких дисциплин, как экономическая история, экономическая теория, мировая экономика, институциональная экономика, экономика переходного периода. На начало написания работы данные дисциплины мною были изучены.

Среди средств проведения исследования экономических систем особое место я придавал сравнительному методу. Как известно традиционным подходом является сопоставление по различным странам макрохарактеристик, отражающих уровень и темпы их хозяйственного развития. Но в работе также проводится анализ микроэкономических параметров. Следует учесть, что взгляды многих известных экономистов касательно сравнительного метода весьма различаются. Так, например:

Согласно концепции Г. Рикерта, каждая из сравниваемых систем не воспроизводима, неповторима и поэтому сравнительный анализ неплодотворен в научном отношении [2, с.35].

-Согласно концепции Н. Смелсера, сравнительный анализ сводится к статистическому методу экономических и социальных исследований [1, с.7].

В концепции О. Ананьина и Е. Гайдара сравнительный метод основывается на теории общественно-экономической формации и типологии социально - экономических систем [2, с.9].

При сравнительном анализе экономических систем мною были использованы традиционные методы экономической теории, в том числе: формальная логика, системные методы исследования, методы социопространственного и социовременного исследования, хронологический, метод классификаций и др. Однако, они играют второстепенную роль в моей курсовой работе.

Исходя из этого, мой сравнительный анализ предусматривает:

двухуровневый анализ экономических систем (теоретический и эмпирический);

-выявление индивидуальной специфики;

определение закономерностей развития сравниваемых экономических систем и их моделей.

Тема проведенного исследования имеет как теоретическое значение (для современной экономической теории), так и практическое (для прикладных теорий экономического регулирования и деятельности государства как центрального экономического механизма воздействия на экономику).

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из наименований, 1 таблицы.

экономическая система национальная модель

Объектом проведенного мною исследования являются экономические системы.

Предметом проведенного исследования являются экономические механизмы различных экономических систем, их структура, особенности, преимущества и недостатки.

1. Теоретическое обоснование работы

1.1 Подходы к изучению экономики и экономического процесса

Экономику нельзя свести к какому-либо типу отношений, к какому-либо аспекту экономической деятельности. Все стороны экономики, все ее взаимосвязи находятся в тесном переплетении, в системе. Поэтому экономику следует рассматривать как сложную экономическую систему. [5]

Прежде чем начинать сравнительный анализ экономических систем необходимо ознакомиться с подходами, какими руководствовались экономисты на протяжении последних двух веков для их исследования и анализа. В последнее время выделяют два подхода к экономике. Можно выделить, с одной стороны, материально-вещественную, технологическую характеристику экономики, а с другой - социально-экономическую.

Технологический подход к экономике заключается в том, что она есть не что иное, как процесс описывающий технологию экономических связей по созданию и использованию продукта и воспроизводства ресурсов. Данный подход применим не только к народному хозяйству в целом (макроэкономика), но и к любому хозяйствующему субъекту, который использует ограниченные ресурсы (микроэкономика). Эта сторона экономики абсолютизируется в зарубежном учебнике "Экономикс" [8]

Социально-экономический подход к экономике свойственен, прежде всего марксизму. Здесь экономика рассматривается как совокупность производственных отношений взятых в единстве с производительными силами и надстройкой. При этом основополагающим моментом в системе производственных отношений являются отношения собственности, как процесс присвоения факторов производства.

В основе экономической системы лежит общественное производство, которое представляет собой процесс взаимодействия человеческого общества и природы. Общественное производство воспроизводит себя в единстве материальных и духовных сил, производительных сил и совокупности всех отношений. При этом оно воспроизводит материальные и нематериальные предпосылки и условия своей деятельности, постоянно развивая их.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляют собой экономическую систему общества.

Современное общество к XXI веку достигло таких результатов, которые до сих пор оценены учеными недостаточно. "Гигантские материальные успехи, еще недавно вызывающие восхищение, стали обыденными; фундаментальные качества человека…оказались редким достоянием немногих" [6]. Попытки объяснить происходящее привели к многообразию подходов к периодизации экономического прогресса, отражающих реальные процессы в обществе.

Как правило, среди них выделяют подходы такой ориентации: формационный, цивилизационный и теорию постиндустриального общества.

а) Формационный подход. Формационный подход основан на теории К. Маркса. Она предполагает пятизвенную структуру развития человечества, то есть наличие таких общественно - экономических формаций, как первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Из курса "Экономическая теория" известно, что идеального состояния в экономике не существует. Так и формационный подход, как и все рассматриваемые в моей работе обладают перечнем недостатков [5, c.10]:

упрощенное деление структуры общества на производительные силы, производственные отношения и надстройку;

недооценку роли человеческого фактора;

упрощенную структуру, слабым местом которой является однолинейность подхода

б) Цивилизационный подход. В отличие от формационного подхода в этой концепции отражено не только многообразие материального мира, но и выявлены закономерности многовариантного развития обществ. Также для этого подхода характерно многообразие мира в его социальных и культурных измерениях. Настоящим фурором стала концепция А. Тойнби. По мнению автора теории, цивилизация представляет собой "динамический процесс, движение и порыв-стремление сделать нечто сверхъестественное из обычной человеческой жизни" [14].

в) Теория постиндустриального общества. В теории постиндустриального общества предусматривается наличие таких трех типов общества, как доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В этом состоит сходство с формационным подходом (каждое общество стремиться стать постиндустриальным). Но в то же время не исключает многовариантность развития общества. Уже к концу 70-х годов XXв. сторонники этой концепции признали, что пути перехода к постиндустриальному обществу могут быть "существенно различными для разных народов" [6, c. 192]. Кроме того теория постиндустриального общества учитывает культурные, религиозные, социальные, политические и другие отношения, хотя согласно традиционной схеме общественного развития, главным в ней являются способ производства и характер отношений собственности, "на которых покоится материальная власть" [10, c.113].

На мой взгляд, для изучения экономической системы как процесса, формационный подход имеет больше недостатков, чем преимуществ. Это подтверждается хотя бы тем, что коммунизм, так называемая "высшая ступень развития общества", на практике обладает большим количеством недостатков, чем капитализм. Поэтому я избрал теорию постиндустриального общества как основной подход исследования экономических систем. На мой взгляд, данный подход является универсальным, так как он учитывает одновременно и линейность экономического процесса, и многовариантность развития общества. Кроме того, именно в рамках постиндустриализма формируется теория экономических систем.

1.2 Определение экономической системы

Существует два направления на основе теории экономических систем. Сторонники первого направления рассматривают периодизацию мира с точки зрения экономических систем, представители второго - социально-экономических систем. К первой группе исследователей, составляющих большинство, относятся Дж.К. Гэлбрейт, М. Алле, В. Ойкен, А. Линдбек, П. Грегори, Р. Стюарт, Х. Зайдель, Р. Теммен., В. Холесовски, Р. Нуреев, Н. Атанов и др. Но в понятие "экономическая система" они вкладывают различный смысл. Рассмотрим мнения некоторых исследователей [5, c.31]:

-по мнению В. Холесовски, экономическая система представляет собой "комбинацию взаимосвязанных и функционирующих элементов" (ресурсов, участников, институтов и др.) [2, c.70].

-По определению Р. Нуреева, экономическая система - это "совокупность экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ" [11, c.54].

по мнению А. Линдбека и поддерживающих его П. Грегори и Р. Стюарта, экономическая система - это "организационная структура, принимающая решения и реализующая действия по поводу производства, распределения и потребления благ в пределах определенного географического региона" [4].

К сторонникам второго направления, определяющих периодизацию экономического прогресса с точки зрения социально-экономической системы, относятся А. Бузгалин, А. Колганов и др. По их мнению, экономическая система - это "исторически определенная, локализованная в социально-экономическом времени и пространстве, система производственных отношений" [2, c.70].

Следовательно, среди исследователей не наблюдается единства мнений по поводу определяющих характеристик экономической системы. Но я большей степени согласен с определением, которое было дано Р. Нуреевым.

Таким образом, Экономическая система общества - совокупность всех экономических процессов, образующих определенную целостность, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.

1.3 Хозяйственный механизм, как часть экономической системы

Впоследствии речь не раз будет заходить о хозяйственном механизме, поэтому необходимо дать точное определение этому понятию. Хозяйственный механизм (экономический) объединяет отношения, формы, методы и средства, обеспечивающие согласование интересов взаимодействующих субъектов экономической системы, способные поддержать рыночное равновесие как на макроуровне, так и на микроуровне.

Хозяйственный механизм является сложной, многоаспектной категорией. Его содержание следует рассматривать как в технологическом аспекте (как процесс рационального использования имеющихся ресурсов общества), так и в социально-экономическом.

Хозяйственный механизм включает в себя также совокупность

инструментов, форм и методов экономической политики по достижению целей в современной рыночной экономике. Так на макроуровне основыми целями являются: большой объем производства, полная занятость, стабильный уровень цен и др., а инструментами - фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов и др. [5]

В состав хозяйственного механизма входят следующие экономические явления - правовые нормы, регулирующие практическую деятельность хозяйствующих субъектов, идеология, государственные институты и др.

Хозяйственный механизм включает весьма разнородные элементы, с помощью которых осуществляется организация экономической жизни [5]:

Отношения собственности, которые регулируют имущественные отношения, т.е. хозяйственный механизм может быть сформирован на базе частной или коллективной собственности.

Механизм координации. Эта форма взаимосвязи хозяйствующих субъектов. Например, через рынок или посредством централизованного планирования.

Общие правила и нормы поведения хозяйствующих субъектов, которые проявляются через экономическую самостоятельность (свободу) и ответственность во взаимоотношениях между собой и другими субъектами хозяйственного механизма, например, финансовыми институтами (налоги).

Ценообразование. Хозяйственный механизм может быть построен с использованием как рыночного, так и нерыночного ценообразования.

Финансово-кредитная система. Здесь определяется порядок взаимоотношений хозяйствующих субъектов с финансово-кредитными институтами, например, по поводу налогов, кредитов и т.д.

Механизм социальной защиты определяет гарантии экономического и социального существования почти всех групп населения от жизненных рисков общего характера (пенсии, пособия по безработице и т.д.).

Функция государственного регулирования: государство должно контролировать соблюдение принятых норм и правил поведения хозяйствующих субъектов.

В целом развитие хозяйственного механизма обусловлено динамизмом экономической системы, тем, что входящие в его состав элементы подвержены влиянию многочисленных факторов и отличаются исключительной подвижностью. Наиболее серьезные изменения в хозяйственном механизме происходят при трансформации экономических систем.

1.4 Характеристики экономических систем

Разнонаправленные и совместные действия общества регулируются двумя принципами: принципом индивидуальности и принципом коллективности. Первый - предполагает неограниченную свободу отдельной личности по отношению к другим и к обществу; второй - преобладающую роль общества. В соответствии с этим, как правило, выделяли две модели экономической системы: рыночную и плановую экономику. Данные модели экономической системы имеют упрощенную структуру компонентов, приоритетным среди которых является собственность на средства производства. Модели нашли свое практическое воплощение в капитализме и социализме. Их идеологическая направленность впоследствии разделила мир на две противоположные экономические системы, зачастую враждующие между собой (холодная война). Но необходимо понимать, что ни одна из этих двух моделей не может опираться полностью на полную свободу или на преобладающую роль общества. [5]

Экономические системы различаются благодаря различиям в образующих их институциях. Сравнительный анализ экономических систем означает, прежде всего, изучение их институций. Рыночные методы и реальный социализм исключают друг друга, ибо институциональные механизмы той и другой экономических систем совершенно противоположны. [3]

Существует множество характеристик (институций) отличающих две противоположные экономические модели. Однако традиционно в экономической системе выделяют такие ее сущностные характеристики, как отношения собственности на средства производства, механизм координации и организация мер по принятию решений. В различных изданиях к ним прибавляются: механизмы определения целей и побуждения людей к действию. [6]

а) Права собственности на средства производства: управление и доход. Следует учитывать, что начиная с кодекса Наполеона I (1804 г.), право собственности рассматривают как единое, "неограниченное и неделимое". Поэтому собственником какого-либо ресурса может быть только один человек, который наделен тремя основными правомочиями - правом ведения, правом пользования и правом распоряжения. Право владения объектом предусматривает, что собственник может продавать права собственности другим лицам. Право пользования означает, что владелец объекта может использовать его по своему усмотрению. Право распоряжения предусматривает право использования товарами и услугами, созданными с помощью рассматриваемого объекта. В соответствии с этим собственность определяют как совокупность прав владения, пользования и распоряжения объектом. [5, c.35]

Но не всегда собственником ресурса является один человек.П. Грегори и Р. Стюарт выделили три формы собственности: частную, общественную и коллективную. Частная собственность предполагает - наличие трех прав у одного индивида, общественная - у государства, коллективная - у определенного коллектива. В соответствии с этим и правила распределения ресурсов различны. Кроме основных А. Оноре выделяет также следующие права собственности [7]:

право присвоения или право на доход, т.е. обладание правами, которые появляются в результате предшествующего личного использования объекта от разрешения другим лицам пользоваться ими;

-право на остаточную стоимость, т.е. на потребление, продажу, изменение или уничтожение вещи;

право на переход вещи по завещанию или по наследству;

право на бессрочность, т.е. неограниченность обладания правомочиями во времени;

право на запрещение вредного использования;

право на ответственность в виде изыскания, т.е. возможность изъятия вещи в уплату долга;

право на остаточный характер, которое предусматривает ожидание "естественного возврата" переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи.

Следовательно, собственность определяется как совокупность правомочий, которые могут принадлежать разным людям. Мне это определение представляется целесообразным, поскольку позволяет выделить не только три основные формы собственности, но и их различное сочетание, на основе которого возникают разновидности смешанных форм.

Распределение доходов зависит от формы собственности. При общественной форме собственности доход принадлежит государству, при частной - индивиду, при смешанной - возможны их различные сочетания.

б) Механизмы обеспечения информацией и координации решений: план и рынок. В соответствии с двумя видами организаций выделяют два основных механизма обеспечения информацией и координации решений: план и рынок. Централизованную организацию связывают с планом, децентрализованную - с рынком. Однако, как и было сказано ранее, чаще всего встречаются их сочетания, например индикативная система во Франции. [5, c.34]

В плановой экономике, в основе которой лежит централизованная организация, экономическая деятельность осуществляется по инструкциям и директивам, разрабатываемым высшими плановыми органами (Комитетом по планированию, Госпланом и др. единым плановым центром). Их доводят до нижестоящих организаций, которые обязаны обеспечить выполнение плана. Предпочтения потребителей учитываются, но в незначительной мере. В связи с этим разрабатывается определенная система стимулов и санкций, поощряющих выполнение директив или осуждающих участников за отказ их выполнения. Иные механизмы в централизованной организации исключаются. Такой процесс именуют директивным планированием. [8]

В рыночной экономике, в основе которой лежит децентрализованная организация, предпочтения отдаются рынку. В соответствии с этим решения по распределению ресурсов принимаются под влиянием спроса и предложения. Причем "верховная потребительская власть" принадлежит покупателям. Если на рынке преобладает суверенитет потребителя, то решения, что производить, принимают покупатели. Однако в чистом виде приоритет потребителя не существует, поскольку влияние на принятие решений оказывают как меры государственного регулирования на уровне правительства, так и крупные компании.

При индикативной системе рынок является основным инструментом принятия решений. Наряду с этим используется и индикативный план, в котором определяются общие и отраслевые тенденции развития хозяйства. Индикативный план не предусматривает инструкции и директивы для хозяйствующих единиц. Они свободны в принятии решений в той мере, в какой считают необходимой. [5, c.34]

в) Организация мер по принятию решений. Для решения встающих перед экономикой проблем система устанавливает набор правил, определяющих задачи, координацию действий, меры текущего контроля, стимулы и многое другое. Однако их реализация двумя крайними организационными структурами осуществляется по-разному. В качестве организационных структур выступает иерархия и ассоциация. В организации, основанной на иерархии, принципалы, определив ее цели и задачи, отдают распоряжение своим агентам, которые их выполняют. В качестве принципала выступает сторона, имеющая полномочия управления и привлекающая агента для выполнения решений; в качестве агента выступает сторона, действующая в интересах и от имени принципала или его представитель. В организации, основанной на ассоциации, решения принимают индивиды и сами их реализуют. Иерархическую структуру называют централизованной, а ассоциативную децентрализованной организацией.

Логично, что существуют уровни принятия и выполнения решений по распределению ресурсов. Данные уровни предусматривают два вида распределения ресурсов: первый - по типу власти; второй - по методу использования информации.

При первом виде в централизованной организации решения принимаются на высшем уровне; в децентрализованной - на низших уровнях.

При втором виде в централизованной организации полной информацией обладают те, кто принимают решения на высших уровнях. В децентрализованной организации принимающие решения в низших звеньях имеют неполную информацию, поскольку отсутствует ее обмен с высшим уровнем управления. Недостатки в обмене информацией приводят ко многим негативным последствиям, например: моральный риск и неблагоприятный отбор. Моральный риск - ситуация, когда обладающие информацией в низших звеньях используют ее в своих собственных интересах. Неблагоприятный отбор - ситуация когда агенты скрывают информацию от принципалов. Чтобы избежать такие негативные последствия, необходимы дополнительные стимулы. [16]

г) Механизмы определения целей и побуждения людей к действию: стимулы.

Мотивация людей к экономической деятельности осуществляется с помощью системы материальных и моральных стимулов, которые ориентируют их на постижение эффективных результатов при имеющихся ограниченных ресурсах. Материальные стимулы предполагают не только высокую зарплату, но и ее постоянный рост при более высокой производительности труда. Моральные стимулы ориентированы на повышение статуса работника в обществе. В современных экономических системах преобладают материальные стимулы, но возможно и их сочетание с моральными. [5, c.36]

В централизованной организации эффективный механизм стимулов осуществляется при наличии трех условий: во-первых, контроля принципала за выполнением плановых заданий агентом; во-вторых, значимости вознаграждения агента; в-третьих, влияния агента, получающего вознаграждение, на результаты экономической деятельности. Если система неэффективна, то агент будет действовать не в интересах принципала.

В децентрализованной организации частный собственник вознаграждается в соответствии с его производительностью. Чем она выше, тем в большей мере возрастает его доход. Наряду с этим используются и моральные стимулы.

Таким образом, каждая из основных характеристик имеет несколько альтернативных вариантов. Это создает возможности для их сочетания с другими характеристиками и обуславливает множество современных экономических систем [схема 1].

Оптимальная экономическая система в современных условиях в целях распределения ограниченного количества ресурсов использует различные модификации своих характеристик. Вот почему обладая многовековым опытом развитые страны в большинстве своём используют смешанные формы экономических систем.

В самом общем виде типология экономических систем определяется на уровне общества в целом, отдельной системы и ее подвидов.

Поэтому трехступенчатая типология на мировом уровне, предложенная сторонниками теории постиндустриального общества, предусматривает наличие доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной экономических систем. [5, c.36]

Типология на уровне отдельной системы подразумевает выделение внутри ее различных модификаций. Так, в индустриальной экономической системе сформировались такие ее разновидности, как плановая экономика, рыночная экономика, смешанная экономика. А к её историческим типам относят плановую экономику и рыночную экономику. Основные характеристики этих типов изложены в концепции В. Ойкена [12]. Он считает, что в обществе сформировались два типа экономических систем: меновая и неменовая.

1.5 Неменовая экономика

Неменовая экономика - это централизованно-управляемая экономика. Единый центр разрабатывает план экономической жизни. Ее формами являются простая централизованно-управляемая экономика и централизованно-административная экономика. Они существует в трёх вариантах [5]:

тотально-централизованная экономика;

-централизованно-управляемая экономика;

централизованно-управляемая экономика со свободным потребительским выбором.

Итак, производство продуктов, их потребление и распределение осуществляется по указаниям центрального руководства. Часто работникам выдаётся некоторое количество продуктов, которое они должны потребить. Если этого они не хотят, то должны их сдать руководителю. В хозяйстве обычно планируется всё до мелочей. Каждый работник получает профессию и место работы, следовательно, уровень безработицы обычно минимален. Трудовые отношения обычно складываются по следующим направлениям [5]:

2.Экономическая зависимость молодого поколения от старшего (преимущественно в азиатских странах).

.Рабство (государственное или частное) и крепостничество.

Элементы тотально-централизованной экономики можно обнаружить в семейных хозяйствах прошлого и настоящего в крупных централизованных хозяйствах.

В централизованно-управляемой экономике со свободным обменом предметов потребления экономическая жизнь осуществляется по плану центрального руководства, хотя часто в директивы вносятся коррективы. Обмен разрешён, однако он имеет ограниченный характер. Элементы такой экономики можно встретить в армии, где солдаты по нормам получают определенные предметы потребления (к примеру, сигареты, мыло и т.д.). Они имеют право их обменять. Во время второй мировой войны (1939-1945 годы) продукты распределялись посредством карточек. Но так как обмен происходит постоянно, а покупатели и продавцы в случае долговременного обмена могут использовать деньги и договариваться о ценах, то можно с уверенностью говорить о формировании некоторых форм рынка.

Что касается централизованно-управляемой экономики со свободным потребительским выбором то при ней граждане не получают предметы централизованно, их приобретают на свои доходы и зарплату. При этом они выбирают те товары, которые им нравятся.

Таким образом, централизованно-управляемая экономика встречается в истории развития общества как доминирующий элемент.

1.6 Меновая экономика

Согласно концепции Ойкена, меновая экономика является многоплановой. Но не стоит приравнивать её к капитализму, так как её элементы встречались в экономиках гораздо раньше капитализма.

По своей структуре меновая экономика представляет производящие хозяйственные единицы и потребляющие единицы. Хозяйственные единицы при меновой экономике - производства, где изготавливаются материальные блага и услуги с целью продажи. В качестве потребителей выступают домохозяйства, которые зарабатывают деньги и приобретают на них необходимые товары и услуги с целью потребления. Так как производств и домохозяйств множество, то возникает проблема их координации. Она решается двумя способами. Первый способ предполагает наличие единой измерительной шкалы, на которую ориентированы все планы самостоятельных хозяйств (деньги). В ее качестве выступает единица стандартного продукта или идеальная счетная единица (к примеру, меха, рыба, крупнорогатый скот или весовые единицы благородных металлов). По данным Гомера, треножник оценивался в 12 голов скота, одна рабыня - от 4 до 20 голов, а один раб - в 100 голов скота [12, с.30].

Второй способ предусматривает наличие предложения и спроса со стороны самостоятельных хозяйств. Следовательно, предложение и спрос не являются приобретением XIX века. Они возникли тогда, когда люди начали выступать в отношения друг с другом.

Типология на уровне подвидов экономической системы предполагает вычленение внутри ее отдельных разновидностей, возникающих в странах в связи с формированием в них общества нового типа. В соответствии с этим типология смешанной экономики предусматривает ее модификации, появившиеся на уровне, во-первых, индустриальных систем; во-вторых, стран с транзитивной экономикой; в-третьих, развивающихся стран.

В индустриальных странах в послевоенные годы сформировались такие модели смешанной экономики как неолиберальная и модель централизованного согласия. В последнее десятилетие XX в. выделяют неоамериканскую и "рейнскую" модели развития смешанной экономики.

В странах с транзитивной экономикой обычно выявляют экономику дефицита, сталинскую модель социализма и "мутантный социализм". В последнее десятилетие XX века появились такие модели смешанной экономики, как государственно-корпоративная модель, корпоративно-рыночная модель реформирования "мутантного социализма", либерально-корпоративная модель буржуазной трансформации. [5]

В развивающихся странах складываются самые различные модели развития смешанной экономики, в том числе: азиатская модель индустриализации, четырехсекторная модель дуалистической экономики, неолиберальная модель свободной торговли, экспортно-ориентированная модель.

Подводя итог, хотел бы отметить очевидную связь меновой экономики с капитализмом, а неменовой с социализмом. Однако они не приравниваются по той причине, что меновая и неменовая это две совершенно различные основы для построения всевозможных экономических систем, поэтому рыночная, плановая, смешанная, транзитивная экономики являются так называемыми "производными".

2. Экономические системы в теории и на практике

Итак, в предыдущей главе я рассмотрел основные закономерности функционирования экономических систем, изучил методы сравнительного анализа и социально-экономической диагностики и рассмотрел характеристики, которые позволяют различать всевозможные экономические системы и модели. В данной главе я проанализирую практическую часть моей работы. Задачи, которые я буду в ней преследовать таковы: рассмотреть практическое применение экономических систем, с помощью системного анализа реально существующих (существовавших) экономических моделей, выявить преимущества и недостатки экономических существующих экономических систем, установить осознанные причины выбора странами различных экономических систем. Сперва я рассмотрю черты характерные на практике для рыночной экономики (капитализма), плановой (социализма) и смешанной экономик и сравню их с теми, что должны быть в теории.

2.1 Капитализм в теории и на практике

В рыночной экономике индивидуумы как частные собственники владеют факторами производства и правом по распоряжению ими по их собственному желанию. Частная собственность - неотъемлемая часть рыночной экономики, которую защищает и признаёт правительство. Не стоит забывать, что когда мы говорим о собственности, мы не имеем ввиду только лишь предметы, как, например, дом, земля, фабрика и тд. Это может быть и не материальная собственность, например, патент, который дает особые права его собственнику в отношении открытия, изобретения. [2]

Право частной собственности выполняет очень важную функцию - стимулирует накопление и сохранение богатства, в том числе в форме физического капитала. В основе этого лежит процесс личных и корпоративных сбережений. Имеется критическая связь между частной собственностью и накоплением на основе права наследования частной собственности. Это право - еще одна неотъемлемая часть рыночной экономики. Это ещё один пример стимулов, рассмотренных в предыдущей главе, мотивирует каждого на накопление ради своих детей и детей своих детей. Всё это не пустые слова. Результаты этого накопления видны во всех развитых капиталистических странах: прекрасные дороги к каждому сельскому дому, десятки миллионов коттеджей, все более изысканные интерьеры личных коттеджей, несколько автомобилей, телевизоров, видеосистем на семью, превращенные в личные музеи фамильные склепы на кладбищах и т.д. и т.п. Результаты длительного отсутствия этого права, к сожалению, во всем видны в России: сельские дома без удобств, "хрущовки" в городских кварталах, стандартизованная до унылости обстановка неудобных и маленьких квартир, почти полное отсутствие каких-либо коллекций, предметов старины у массового домашнего хозяйства и т.д. но нельзя также абсолютизировать эту ситуацию. [3]

Естественно данные права не являются безграничными. Например, в крайнем случае, собственника коттеджа могут заставить продать свою собственность, если этот участок предназначен для постройки школы или станции. Но это будет сделано с выгодой для владельца и с учетом его требований, а не просто отнято или куплено за бесценок.

Для капитализма характерны свобода предпринимательства и право свободного выбора экономической деятельности, в которой будут задействованы ресурсы данного человека или группы людей. Человек - лучший судья своим интересам, и его решение должно ограничиваться лишь рамками законных видов деятельности. Человек старается максимизировать полезность, удовлетворение от своего выбора. Стремясь к максимизации своей выгоды, он создает условия для роста богатства во всем обществе.

И, разумеется, для рыночной экономики характерно наличие отлично функционирующего, конкурентного рынка. Именно благодаря ним возможно эффективное перераспределение ограниченных ресурсов общества.

Конкурентные факторные рынки сами определяют цены на факторы производства и на доходы владельцев факторов, т.е. определяют структуру распределения доходов в обществе. Эта институция часто служила и все еще служит объектом критики.

В реальной жизни теоретический капитализм обнаруживает немало несоответствий.

В теории рыночные операции (трансакции) не должны вести к затратам (транзакционным затратам) для покупателей и продавцов. На практике мы знаем о затратах на поиск наиболее эффективных факторов производства, на переговоры о заключении сделок и контрактов, на инфорсмент (принуждение к выполнению) контрактов, на рекламу и т.д. Эти транзакционные затраты являются бременем как для производителей, так и для потребителей. [3]

Другим источником неприятностей для рыночной экономики, причем тоже рожденным в ее недрах, является угроза появления монополии. Экономия на масштабе создала фирмы, доминирующие на определенных рынках, пытающиеся ограничивать производство и взвинчивать цены, что заставило общество прибегнуть к защите своих интересов. Так власти (государство) получили функции по осуществлению антимонопольных мер.

Итак, в реальной жизни концентрация экономической власти в руках корпораций весьма значительна, а место предпринимателя-собственника занял профессиональный управляющий. Чтобы вернуться к более совершенной конкуренции возможно разделение фирм на более мелкие, хотя в этом нет необходимости. Мелкие и средние фирмы не могут осуществлять крупные научно-технические программы, от которых зависит судьба всей страны. Вспомним хотя бы, почему самая высокая почасовая ставка зарплаты в США существует у строительных рабочих. В США тысячи строительных фирм, конкурирующих друг с другом, и всего лишь один профсоюз строительных рабочих, у которого конкурентов нет. Вывод о зарплате этих рабочих очевиден: она содержит монопольную надбавку. Конечно, концентрация экономической власти в руках корпораций опасна для общества, но не менее опасна эта власть, когда она оказывается в руках профсоюзов. [18]

Стало совершенно очевидно, что рыночная экономика не в состоянии обеспечить людям необходимые им общественные блага - оборону, законы, социальные гарантии. Поэтому государство становится естественной монополией в таких областях, как электро-, газо- и водоснабжение, строительство коммуникаций. Ценообразование в этих отраслях регулируется властями, чтобы не допустить ущерба для потребителей, которыми являются абсолютно все граждане. [5]

Также стоит отметить, что в рыночной экономике власти дают субсидии одним, чтобы общество как можно скорее получило нужные блага, и подавляют налогами других, чтобы, например, снизить потребление табака или алкоголя. Предприниматель-капиталист несет чистые убытки от простоя, и никто их ему не компенсирует. В то же время правительства выплачивают значительные пособия тем, чей фактор производства оказался не востребованным обществом. Речь идет о пособиях по безработице.

Таким образом, на практике капитализм оказался совсем не таким, каким должен был стать в теории. Но он сумел сохранить все те институциональные ценности, которые дали ему возможность сохранить историческую гибкость или способность приспосабливаться к серьёзным изменениям: к сдвигам в структуре экономики от сельского хозяйства - к обрабатывающей промышленности, от промышленности - к услугам, к урбанизации и появлению огромных мегаполисов, к индивидуализации потребительских предпочтений, к ситуациям военных противостояний со значительным ростом национального благосостояния.

Таким образом, капитализм смог всё же сохранить

1. максимально широкие права человека;

. систему принятия решений предпринимателями и рабочими, потребителями и производителями, профсоюзами и союзами предпринимателей;

. постоянный технологический прогресс и растущий уровень жизни;

. свобода индивидуального выбора.

Слабости чистого капитализма также весьма серьёзны. Прежде всего центральным оценочным критерием рыночной экономики была и остается прибыль (убытки). Управляющий, предприниматель в качестве цели видят перед собой баланс активов и пассивов, а не чисто человеческие ценности.

Другой слабостью современной рыночной экономики является существование неполной занятости ресурсов, в том числе безработица. Правда, подавляющее большинство экономистов считают, что это необходимая плата, которую общество должно платить за эффективное распределение своих ограниченных ресурсов. Но, тем не менее, нужно признать, что такая плата существует.

Наконец, и современный капитализм не смог покончить с бедностью. Даже в США примерно каждый пятый не может из-за своей бедности рассматриваться как человек, пользующийся выгодами высокого американского уровня благосостояния. Конечно, американский бедняк и перуанский бедняк - радикально разные категории бедности. Но ведь любая бедность всегда является таковой по отношению к существующему богатству. [18]

2.2 Социализм в теории и на практике

Как уже было оговорено ранее, всевозможные экономические системы различаются отличительными признаками меновой или неменовой экономики. Социализм яркий пример неменовой экономической системы.

Для социалистической экономической системы традиционно характерно [5]:

отрицание частной собственности на физический капитал (капитальные блага);

-коллективный и плановый характер принятия решений по применению физического капитала;

уравнительное распределение реального дохода.

В Советском Союзе, в конечном счете, огосударствлению подверглись все капитальные блага. Но Советским Союзом социализм, как известно, не исчерпывался.

Социалисты традиционно выступали за общественную (государственную) собственность, по крайней мере, на капитал стратегически важных отраслей: конвейерные производства массовой продукции, тяжелую промышленность, капиталоемкие производства, банковскую систему и финансы в целом, коммунальное хозяйство и транспорт, сырьевые отрасли, особенно горнодобывающую промышленность. [3]

В качестве системы принятия экономических решений социалисты традиционно настаивали на системе планирования, т.е. на такой организации экономической деятельности, которая координируется из единого центра на основе принятых программных установок и целей. Собственность передаётся в руки властей. Это доказывает, что она построена на основе неменовой экономики.

Социалисты были уверены, что планирование может быть лучше рыночной организации экономики хотя бы по двум причинам. Во-первых, планирование в состоянии обеспечить стабильный рост экономики, в то время как капиталистическая экономика развивается циклически. Устойчивость обеспечила бы тогда полную занятость ресурсов, включая рабочую силу. Во-вторых, планирование устранило бы все отрицательные внешние эффекты (загрязнение окружающей среды) за счет включения социальных (полных) затрат в плановые затраты. [5]

Особой целью социалистов являлось эффективное уменьшение неравенства, хотя неизбежность даже малой степени неравенства в доходах понимали даже они. Следовательно, многие из них говорили не об абсолютном равенстве, а о "социальной справедливости". Фактически речь шла об некоторых различиях в заработной плате рабочих в зависимости от их квалификации. [3]

Социалисты предоставляли равные возможности в приобретении профессии, а также массовое просвещение населения. Социалисты традиционно уделяли особое внимание образованию, хотя оно отличалось крайней догматичностью. В основе образования было отрицание индивидуализма, подчинение личности коллективу и обществу в целом, признание абсолютного приоритета государственно-общественных ценностей. Унификация поведения, взглядов и убеждений, обязательное следование стандартному кодексу коллективистских ценностей и решений стали институциональной структурой обычаев социалиста. [3]

Вспомним, что совершенная рыночная конкуренция предусматривает гибкость цен на факторы производства и товары, распределение доходов на основе реального вклада индивидов в производственный процесс

Среди социалистов прошло разделение. Одни считали, что передача "средств производства" из частной в государственную собственность должна произойти быстро (вдруг) и во всей экономике на основе конфискации или, как я считаю, революции. Другие придерживались идеи постепенности и считали необходимым компенсировать потери бывшим собственникам "средств производства" (земли и капитала). В реальности случились оба варианта, но абсолютно преобладал первый.

Средства производства передавались двум видам собственников. Промышленные группы собственности передавались министерствам, а министры становились политическими деятелями. Поэтому власть часто концентрировалась в руках немногих влиятельных людей. Остальная часть средств производства передавалась в руки отдельных коллективов (артели, сельские кооперативы, товарищества, партнерства и т.д.). Но и над ними были поставлены правительственные учреждения, определяющие экономические предпочтения на всех уровнях "сверху". [5]

Трудным для социалистов оказался вопрос о мотивации работников. Лозунги необходимых различий в зарплате оказались не больше чем теоретическими и на практике свелись к минимальному разрыву между оплатой неквалифицированного и квалифицированного труда. Кроме того уровень зарплаты почти везде оказался очень низким. В СССР в конце 20-х гг. (т.е. до "построения социализма") доля зарплаты в национальном доходе составляла почти 90%, а в конце 80-х гг. - около 35% (сравните с 84% в США). [5] Вот почему можно с уверенностью утверждать, что в реальной социалистической экономике работник почти полностью отчуждался от результатов своего труда, вследствие чего его зарплата превратилась в талон на прожиточный минимум с незначительными колебаниями в обе стороны. Сферы, где отчуждение достигло максимального уровня, подверглись глубокой деградации. В СССР такой сферой стало, в частности, сельское хозяйство.

Ещё большие трудности ожидали социалистов в сфере ценообразования. Отказавшись от рыночных принципов, все реальные социалистические экономики исходили из централизованного определения цен на факторы производства и конечные товары. На практике ценообразование свелось к суммированию прибылей и затрат, к которым прибавлялись торговые надбавки и акцизы (косвенные налоги на табак, водку и т.д.). Таким образом, теоретические надежды обязательного учёта социальных затрат на защиту от внешних эффектов не оправдались. Ни один управляющий предприятием за всю историю социалистических экономик не включал в затраты продукции "социальные затраты" от загрязнения природной среды его предприятием. На высшем уровне они иногда включались в проекты планов, однако очень редко доходили до стадии окончательного утверждения проектов. Достаточно вспомнить чудовищные разрушения, которые были причинены природе экономикой социализма в СССР, Монголии, Вьетнаме, Камбодже, других странах. [5]

В конце концов, несостоятельными оказались и попытки тотального планирования производства. Происходили постоянные провалы с производством бумаги, стиральных порошков, мыла и т.д., что свидетельствовало о нарастающей неэффективности социалистического планирования. Одним из тяжелейших результатов социалистической системы стало разрушение общечеловеческих ценностей, основ морали (в том числе и деловой морали). На всех уровнях власти оказались люди, способные в любой момент переступить закон и действовать в составе, как организованной преступности, так и индивидуальных нарушений законов и норм морали.

Сегодня вся критика, с которой в XIX в. выступил против капитализма К. Маркс, может быть предъявлена социализму. Но, к сожалению, чаще дело обстояло хуже, чем это видела любая критика.

2.3 Смешанная экономика в теории и на практике

На практике, как уже было сказано, самой эффективной экономической системой оказалась не та, которая слепо отвергает все черты (в том числе и преимущества) другой и опирается строго на рынок или план, а та что умеет комбинировать в себе наилучшие черты обоих видов экономических систем и приспосабливается к ситуации в обществе. Таковой является смешанная экономика.

В первую очередь, возникновение данной системы обусловлено тем, что рыночная экономическая система, <#"center">2.4 Теория конвергенции

На мой взгляд, смешанная экономика, являясь наиболее эффективной, есть не что иное, как результат процесса конвергенции экономических систем. Гипотеза конвергенции - утверждение о том, что различные экономические системы мира развиваются, вбирая в себя совпадающие институциональные структуры, сталкиваясь с совпадающими экономическими проблемами. Иначе говоря, как бы ни различались экономические системы, в своем развитии они отбрасывают неэффективные институции, отбирают и сохраняют эффективные, так что, в конечном счете, на мой взгляд, все они после такого постепенного (эволюционного) отбора будут относительно тождественны. [3]

И этот процесс не всегда происходит постепенным, мирным путём. В ходе длительного исторического развития, через постепенное (эволюционное) движение или через катаклизмы мятежей, путчей и революций человечество отбирало те институциональные механизмы, которые наиболее эффективно удовлетворяли потребности людей.

3. Национальные модели экономических систем

Как уже было сказано, в каждой системе присутствуют особые национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются собственной историей, низким или высоким уровнем экономического развития, национальными и социальными условиями. Я рассмотрю американскую, японскую и шведскую национальные модели экономических систем, так как считаю, что они одни из самых эффективных известных миру. Также будет рассмотрена Белорусская модель социально-ориентированной рыночной экономики.

3.1 Американская модель

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности и обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение успеха личности. [17] Традиционные присущие американской экономической модели черты [17]:

всестороннее поощрение государством и обществом предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, общественная установка на достижение успеха, независимо от происхождения и социального статуса человека;

низкий удельный вес государства в произведенном ВВП: государственная собственность существует лишь в производственной инфраструктуре (дороги, мосты), атомной энергетике, здравоохранении и образовании, так что в целом государственный сектор создает лишь 12% ВВП страны;

эффективное и очень ограниченное вмешательство государства в экономику;

Данные характеристики - основа либеральной экономической модели США. Однако в последние годы их роль начинает ослабевать, и они уступают место новым факторам, которые основаны в большей степени на научно-технической революции [15]:

одной из важнейших черт современного экономического развития США является ориентация на гибкое, мелкосерийное производство, адаптирующееся к быстро меняющимся потребностям экономики и населения. Распространяются новые поколения техники, основанные на использовании микроэлектроники, микропроцессоров, программируемой автоматизации.

постоянно повышается уровень наукоёмкости США. Он определяется общим увеличением затрат на научно-исследовательские и опытные конструкторские разработки (НИОКР), что улучшает их структуру и кадровое обеспечения. Общий объем затрат на НИОКР в 2004 г. превысил 280 млрд. долларов (2,65% ВВП) - рекордный уровень за всю историю страны. При этом гражданские НИОКР составили 2,2% ВВП. В целом на долю США приходится около 46% всех расходов на НИОКР в развитых странах мира.

-формируется всеобъемлющая информационная инфраструктура. Ее принципиальное значение состоит в том, что она превратилась в важнейший и необходимый элемент всей производственной инфраструктуры. Без нее эффективное функционирование экономики и общества в настоящее время невозможно.

Например, в начале ХХI века на долю США приходилось более 40% всех работающих в мире компьютеров. Все более заметную роль играет система Интернет: согласно оценкам, объем "электронных" коммерческих сделок в 2003 г. достиг 1,3 трлн. долларов.

Повышаются роль и масштабы сферы услуг США, которые уже не имеют аналогов в других развитых странах. Хотя бы тот факт, что в 2003 году здесь было сосредоточено около 80% занятых (причем, более 85% всех кадров высшей квалификации) и около 40% основных производственных фондов, даёт понять масштабы развития сферы услуг в США. Всего же "услуги" создавали около 80% ВВП.

корпоративная частная собственность стала преобладающей по сравнению с остальными формами частной собственности (партнерства, индивидуальная частная собственность). Эксперты считают ее как наиболее эффективную с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. Распространились новые формы частной собственности: компании, принадлежащие производителям-инвесторам (более 80% акционерного капитала корпоративного сектора страны), работникам (8%) и потребителям, которые вместе с бесприбыльными организациями составляют 12% акционерного капитала.

Увеличенная доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование превысила 60% в 2004 году. В консолидированном бюджете доли таких расходов еще выше. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и достаточно низкой долей перераспределения национального дохода (как через федеральный, так и консолидированный бюджет) на самом деле отражает достижение оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации - использованием, прежде всего рыночных механизмов для создания ВВП и социальной ответственностью государства за производство общественных благ. Последнее предполагает и активные меры по их обеспечению.

Таким образом, государственное регулирование США очень эффективно. Оно сочетает высокую экономическую эффективность и развитые социальные программы. Необходимо отметить также его качественно новую черту - стремление найти оптимальную пропорцию между государственным вмешательством и рынком, независимо от различий идеологических и политических взглядов различных американских администраций. Республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала своих оппонентов.

3.2 Японская модель

Феномен японской экономики вызвал у меня повышенный интерес. Страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, фактически лишенная природных ресурсов, несмотря на все неудачи и катастрофы (землетрясения, цунами) последних двух десятилетий, продолжает неуклонно укреплять свои экономические и политические позиции на мировой арене. Японская экономическая модель имеет свои уникальные особенности, которые и выделяют её из массы остальных. Я рассмотрю особенности структуры частного предпринимательства, особенности трудовых отношений и особенности роли государства в экономической жизни.

а) Особенности структуры частного предпринимательства. Для обрабатывающей промышленности Японии характерны мелкие и средние предприятия, а для тяжёлой промышленности - гигантские объединения фирм. Для Японии характерна вертикальная интеграция фирм. Уникальность японской хозяйственной системы заключается в наличии групп (кэйрэцу). Они представляют собой объединения крупных компаний с мелкими и средними. Особенность данной практики состоит в долгосрочности связей, что предопределяет ее единство, единый организационный характер. Почти ни одна крупная промышленная компании не существует как единичное юридическое лицо. Законодательство способствовало объединению, а не поглощению мелких компаний крупными. Таким образом, в зависимости от интенсивности производственных и других связей каждая кэйрэцу представляет co6oй многослойную, крайне неоднородную структуру и при этом весьма гибкую, где существует набор связей от крайне жестких до весьма слабых. Кэйрэцу не так жёстко зависимы, как, например, вертикально интегрированные корпорации в США. [9]

Функционирующий на такой основе рынок внутри группы выгоднее для всех его участников, чем свободный рынок личных товаров. Здесь ниже степень риска, ниже расходы по сделкам.

Производственная вертикальная интеграция в форме кэйрэцу и переплетение капитала стали причинами создания финансовых групп, которые заняли в хозяйстве господствующие позиции. Они управляются крупными банками, торговыми и промышленными компаниями. Некоторые из финансовых групп выросли из довоенных дзайбацу. Это "Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо", а также "Данити Канге", "Санва".

Для группировок финансового капитала свойственно взаимное владение акциями компаний-участниц, но каждая из них владеет относительно небольшим пакетом акций других компаний. Кроме того компании не могут владеть собственными акциями. Таким образом роль индивидуального капитала в промышленности и кредитной сфере снизилась. Крупная задолженность банкам была характерной чертой функционирования японских корпораций.

Отношения в группировках финансового капитала строятся на принципах иерархичности. Вот почему на рынке группировка всегда выступает единым фронтом. Причиной тому является специфическая система кредитования компаний, которая была создана ещё в первые послевоенные годы. С помощью этой системы финансирования компании и крупные экспортные фирмы получают значительные денежные средства по сравнительно низкой стоимости, расширяя масштабы и эффективность производства. Таким образом, под гарантии министерства финансов и банка Японии коммерческие банки предоставляли огромные кредиты крупным компаниям. Система обеспечивала чрезвычайно стабильные условия предпринимательской деятельности компаний в финансовом отношении.

И всё же, японские предприниматели обладают большей свободой, чем предприниматели других западных стран. В советах компаний здесь мало представителей внешнего мира, собрания акционеров носят формальный характер. Японская система управления и кредитования и ситуация на кредитных рынках способствовали компаниям эффективно использовать прибыль, понижать дивиденды и таким образом увеличивать свои внутренние резервы. С другой стороны, это облегчало свободное осуществление долгосрочных капиталовложений за счет получения крупных банковских ссуд. [9]

б) Трудовые отношения. Одной из характерных черт японской модели экономического развития является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы. В Японии длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма. Однако, совершенно очевидно, что ни в законодательстве, ни в компаниях нет четких правил, устанавливающих гарантии найма на всю жизнь. Однако в Японии данная особенность часто негласно рассматривается. Правительство, стремясь поддержать занятость с помощью системы субсидий, также имеет в виду принцип непрерывно многолетней работы на одном месте. В зависимости от стажа работы устанавливался уровень заработной платы. Трудовые отношения строятся на философии "фирма - наш общий дом". [17]

На рубеже 60-70-х годов во многих японских компаниях решили, что служащий получает наибольшее удовлетворение в том случае, если он занимается более целостной и разнообразной работой. Этот уникальный шаг вынудил заводы отказаться от конвейеров, которые уступили место новым вращающимся столам, на которых одно изделие целиком собирается одним рабочим. Работник при этом определяет условия, график и специфику работы. Это новшество привело к тому, что брак понизился с 6 до 0,3%, производительность труда увеличилась на 20%, себестоимость снизилась на 30%. [9]

Основу организации и управления при этом подходе составили малые самоуправляющиеся группы.

Своеобразное положение в трудовых отношениях занимает женская рабочая сила. К сожалению, руководство многих компаний рассматривает женский персонал как сугубо "расходный материал". Женщины чаще всего служат своеобразным клапаном для администрации компаний. В неблагоприятных экономических условиях именно эта категория работников первой попадает под сокращение. В государственной статистике женщины считаются домохозяйками, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный приём позволяет безработице почти всегда оставаться на низком уровне. Средний уровень оплаты японских женщин в два раза ниже, чем мужчин.

Для Японии характерна длительность трудового дня. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, что больше американцев и европейцев на 10 часов. Оплата труда также своеобразна: она делится на три категории: базовая ставка, сверхурочная и премиальная. Базовая ставка соответствует низкому уровню, а сверхурочные и премии, которые легче изменяются, используются в виде "буферной оплаты". Они увеличиваются или снижаются в зависимости от периода экономического чикла. В компаниях не отмечаются резкие разрывы в оплате. После вычета налогов средний оклад директора-распорядителя примерно в 10 раз превышает заработок самого низкооплачиваемого работника, тогда как в США - в среднем в 100 раз. [9]

в) Роль государства. Особенность экономической модели состоит в единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. Государственное предпринимательство в послевоенный период занимало скромное место. В стране широко используется система общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается целая система планов, прогнозов, программ индикативного характера, означающих основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные планы в связи с незначительной долей государственного сектора направлены главным образом на регулирование деятельности частных фирм. Основные цели и задачи общенациональных планов экономического развития конкретно воплощаются в содержании внутрикорпоративных планов, которые имеют директивный характер. Этим образуется сложная взаимоувязанная система планирования. Внутрикорпоративные планы в свою очередь также учитываются при разработке общегосударственных программ через механизм консультаций с крупнейшими объединениями частных компаний - "Кэйданрэн", "Дюкай", "Никкэйрэн", а также с соответствующими ассоциациями и финансово-промышленными группами. [17]

В условиях государственного регулирования и широкой поддержки развивалось сельское хозяйство, основу которого составляют мелкие фермы. Наемный труд и арендные отношения не получили здесь широкого распространения. Только 7% хозяйств имеют более 2 га земли, а 70% всех хозяйств получают свои доходы вне отрасли, в основном в промышленности и сфере услуг. Государство является монопольным покупателем многих видов сельскохозяйственной продукции по ценам выше мировых. Эта поддержка создает искусственный климат для данной отрасли. Важное место в системе регулирования занимают процентные ставки и валютный контроль с разделением внутреннего и мирового рынков. [9]

Своеобразие японской экономической модели дополняется также ролью высших должностных лиц. По принятому обычаю их указания обязательны для исполнения фирмами. Если кто-то их нарушает, для назидания наказывают одну фирму, но сурово. Как видим, рассмотренная экономическая модель построена на значительном ограничении действия рыночных сил. До конца 1993 г., по данным комиссии справедливых сделок, до 40% всей производимой продукции являлось объектом тех или иных ограничений и государственного регулирования. На основе экономических и административных принципов управления государству удавалось эффективно проводить в жизнь, выработанную с участием предпринимательских кругов политику.

Экономическая модель Японии за последние десятилетия существенно отошла от полугосударственной формы к рыночно - ориентированной форме. Так, многие промышленные компании перешли на принцип прямого финансирования (выпуск ценных бумаг, особенно акций и других инструментов, которые в 1989 г. превысили 70%). Однако все это время министерства финансов внешней торговли и промышленности, выполняли функции административного регулирования хозяйствующих субъектов и протекционистской и патерналистской защиты, уделяя первостепенное внимание стабильности хозяйственной среды. [9]

3.3 Шведская модель

Термин "шведская модель" появился в конце 60-х годов, когда в Швеции стало наблюдаться успешное сочетание быстрого экономического роста с обширными политическими реформами на фоне относительной социальной бесконфликтности. Шведская модель очень часто отождествляется с самой развитой формой государственного благосостояния. [17]

Шведская модель - модель социально-экономического развития с высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики.

Во-первых, отмечается смешанный характер шведской экономики, сочетающей в себе рыночные отношения и сильное государственное регулирование. Во-вторых, в течение многих десятилетий важной особенностью шведской экономики была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц. Ещё одно сходство с централизованной системой состоит в целях, которые ставит перед собой государство: полная занятость и выравнивание доходов. Также государство занимается аккумуляцией и перераспределением значительных денежных средств на социальные и экономические цели. [13]

Экономисты трактуют шведскую модель как сочетание полной занятости (уровень официальной безработицы - ниже 2% работоспособного населения) и стабильности цен за счет проведения рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений. [13]

Стоит отметить, что в послевоенный период экономическому развитию Швеции благоприятствовали многочисленные факторы: сохранение промышленного потенциала в условиях нейтралитета, квалифицированная рабочая сила, устойчивый спрос на экспортную продукцию, высокоорганизованное и однородное в этническом плане общество и политическая система, в которой доминировала лишь одна крупная партия, которая формировала сильное правительство. Это привело к стабильно высоким темпам экономического роста (3-5% в год) с конца 40-х до конца 60-х годов происходил рост частного сектора, и повышалось благосостояние населения.

Швеция, в отличии социалистических стран не отвергала сильных сторон рыночной экономики. Главный принцип её политики гласит: нет причин для социализации средств производства и отказа от выгод эффективной рыночной системы производства ради идеологических постулатов. Шведская модель исходит из положения, что рыночная система производства очень эффективна, поэтому государство и не вмешивается в производственную деятельность фирм. Но с другой стороны, активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. То есть максимальный рост производства частного сектора и очень широкое перераспределение государством части прибылей через налоговую систему и государственный сектор для повышения уровня жизни народа, но без воздействия на основы производства.

За последние два десятилетия ситуация коренным образом изменилась: Швеция вступила в ЕС, усилилась интернационализация хозяйственной жизни, произошли революционные перемены в глобальных средствах связи. Уникальная шведская модель стала не так резко выражена и стала опираться теперь уже на более традиционные механизмы экономических систем. [13]

Таким образом, шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название "функциональная социализация", при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство. [17]

3.4 Белорусская модель

Беларусь, как и любая другая страна, имеет собственную экономическую модель, которая в свою очередь старается вобрать в себя все сильные стороны государственного управления и в то же время старается не отставать от развитых стран, опираясь также на некоторые рыночные механизмы. Она называется - "социально ориентированная рыночная экономика". В работе уже рассмотрена одна из социально-ориентированных моделей экономики: шведская. Однако, белорусская модель тоже весьма интересна для анализа, хотя, безусловно, государственный элемент в белорусской экономике значительно выше рыночного.

Основные характерные черты белорусской экономической системы следующие: сильное государственное регулирование и централизация власти, преобладание государственной собственности, государственное планирование и ориентация экономики на социальные нужды. [19]

а) Особенности государственного регулирования. В Республике Беларусь все основные решения принимаются президентом и государственным аппаратом. На практике это оказалось неэффективным, но Беларуси пришлось смириться с данным решением. На то было несколько причин. [19]

Во-первых, после распада СССР было необходимо "сильной рукой" выводить страну из кризиса и концентрировать в руках государства все ресурсы, разваленные и почти разворованные "демократией".

Во-вторых, опыт "либеральных реформ" в постсоветских странах и в России доказал свою ущербность, привел к взрывоопасной, исключительно резкой социальной дифференциации в обществе. К формированию 10-20 олигархических кланов и к обнищанию половины населения;

В-третьих, Беларуси, как и любой стране, необходимо обеспечить экономическую и политическую безопасность, обороноспособность и независимость республики.

б) Права на собственность. В РБ сохраняется высокий уровень государственной собственности, несмотря на некоторые реформы направленные на создание здорового рыночного механизма. Госсектор представлен унитарными предприятиями, доминирующими в ключевых отраслях экономики (электроэнергетика, нефтепереработка, машиностроение, химическая промышленность). В них доля государственной собственности выше 80%. Однако, в сфере торговли и бытового обслуживания негосударственная собственность составляет около 70%. [19]

Отсутствие кардинальных реформ объясняется тем, что приватизация порой оказывается грабительской для многих. Долгое время президент придерживался "золотой акции", благодаря которой государство сохраняло право решающего голоса даже в тех предприятиях, где доля принадлежащая государству равнялась 1-2%. Правда, таких предприятий было немного: около 30-40. Само собой эти предприятия были прибыльными.

Также удручающим является тот факт, что имеют место не попытки приватизации, а попытки деприватизации:

передача акций государству в обмен на льготные кредиты;

пересмотр "неправильной" процедуры приватизации в начале 90-х годов;

безвозмездная передача имущества акционированного предприятия государству и др.

Но, тем не менее, реформы проводятся, хоть и медленно. Так, например, в 2008 году, по указу № 144, в республике отменено действие "золотой акции", начата программа акционирования и приватизации ряда государственных предприятий, продолжено упрощение налогообложения, приняты меры по улучшению делового климата и привлечению инвестиций и поддержанию высокого экономического роста.

в) Особенности государственного планирования. Прогноз развития народного хозяйства страны включает 16 основных макроэкономических показателей - от роста ВВП до роста средней зарплаты. Если какой-либо министр или директор не выполнит этот "прогноз", он может лишиться своего поста. Столь жёсткие меры часто не приводят к положительным результатам. Но белорусское планирование значительно отличается от советского. В СССР планировался не только рост производства, но и соответствующий сбыт продукции, а также ресурсы для этого производства. Если планировался рост производства, то планировалась передача средств предприятиям. Сегодня планируется ("прогнозируется") только количественный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, а проблемы сбыта и ресурсов предприятие обязано решать своими силами. Во многих странах в какой-то степени применяют и планирование, и прогнозирование на различных уровнях.

г) Особенности социальной ориентации. Социальная ориентация белорусской модели весьма очевидна, что наглядно проявляется в следующем: сравнительно высокая для СНГ зарплата (январь-март 2011 г. составила 1463,7 тыс. рублей); сравнительно высокая пенсия; низкий уровень безработицы; сравнительно невысокие тарифы и цены на жилищно-коммунальные услуги. [19]

Зарплата и пенсии являются предметом государственного планирования. Президент лично контролирует эти вопросы и крайне жестко подходит к случаям несвоевременной выплаты зарплаты, особенно на селе. Политический смысл такой политики вообще очевиден: за Президента охотно голосуют многие, особенно пенсионеры и низкооплачиваемые категории, прежде всего - на селе.

Но экономические последствия неоднозначны. Более высокие доходы стимулируют спрос, но спрос на импортную продукцию. Поэтому, отечественные товары не выдерживают конкуренцию со стороны зарубежных. На потребительском рынке частные торговцы в изобилии предлагают импортный ширпотреб из Турции, Польши, Китая, где они также в изобилии и по низким ценам производятся малыми частными предприятиями. Оказывается, многие импортные товары из России, из Украины существенно дешевле белорусских, так как увеличение белорусских зарплат ведёт к увеличению себестоимости белорусских товаров. Кроме того почти все предпочитают ездить на отдых заграницу, из-за недостаточно тёплого климата и недоразвитости туристического бизнеса.

Экономические субъекты, прежде всего, требуют налоговых льгот, субсидий, льготных кредитов, а также введения протекционных мер по "защите отечественного рынка" от импорта и по "защите интересов отечественного производителя" от конкуренции иностранных фирм и немногих отечественных частных предпринимателей. Правительство эти льготы дает, и протекционистские меры вводит, но, к сожалению, недостаточно (не так как, например, в Швеции). [18]

Безработица в Беларуси на самом деле весьма низкая. Хуже другое - существует такое явление как "скрытая безработица" и частичная или неполная занятость. По некоторым оценкам, скрытая безработица достигает 25-30%. [19]

После распада СССР, в России детские сады, коммунальное хозяйство и др. были переданы местным органам власти с их, разумеется, небогатыми бюджетами, что во многих небольших городах привело практически к разрушению социальной сферы.

В Беларуси многие предприятия по-прежнему выполняют непрофильные социальные функции, что ухудшает их финансово-экономические показатели, но сохраняет сравнительно высокий уровень социального и коммунально-бытового обслуживания, как работников предприятия, так и всех жителей данного города или района. Местные органы власти далеко не везде могут обеспечить содержание данных объектов.

Заключение

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляют собой экономическую систему общества. Реализация национальных моделей экономических систем представляет собой постоянно изменяющийся процесс, впитывающий в себя и рождающий новые явления.

В основе экономической системы лежит общественное производство, которое представляет собой процесс взаимодействия человеческого общества и природы. В рамках постиндустриализма формируется теория экономических систем, следовательно, для сравнительного анализа экономических систем обычно используется подход в рамках теории постиндустриального общества

Главной отличительной чертой каждой экономической системы является хозяйственный механизм. Хозяйственный механизм является сложной, многоаспектной категорией. Его содержание следует рассматривать как в технологическом аспекте (как процесс рационального использования имеющихся ресурсов общества), так и в социально-экономическом.

Хозяйственный механизм включает весьма разнородные элементы: отношения собственности, механизм координации, ценообразование, финансово-кредитная система, механизм социальной защиты и др.

Экономические системы различаются благодаря различиям в образующих их институциях. Сравнительный анализ экономических систем означает, прежде всего, изучение их институций. Рыночные методы и реальный социализм исключают друг друга, ибо институциональные механизмы той и другой экономических систем абсолютно противоположны. Традиционно в экономической системе выделяют такие ее сущностные характеристики, как отношения собственности на средства производства, механизм координации и организация мер по принятию решений.

Типология на уровне отдельной системы подразумевает выделение внутри ее различных модификаций. Так, в индустриальной экономической системе сформировались такие ее разновидности, как плановая экономика, рыночная экономика, смешанная экономика. А к её историческим типам относят плановую экономику и рыночную экономику.

Меновая и неменовая экономики - это две совершенно различные основы для построения всевозможных экономических систем, поэтому рыночная, плановая, смешанная, транзитивная экономики являются своеобразными "производными".

Идеальная теория капитализма не оказалась адекватной реальному капитализму и реальной рыночной экономике. Транзакционные затраты, концентрация экономической власти у крупных корпораций, несовершенная конкуренция, неспособность рыночной системы эффективно обеспечить людей общественными благами, макроэкономическую нестабильность - это те негативные факторы свойственные на практике социализму.

Социализм же на практике допустил обобществление практически всех факторов производства. Он также распространил обязательное планирование на все виды экономической деятельности. В трудовых отношениях реальный социализм допустил беспрецедентное по масштабам отчуждение работника от результатов его труда и лишил его эффективных трудовых мотиваций. Жесткий учет негативных внешних факторов на практике вылился в разрушение природной среды.

Таким образом, смешанная экономическая система включает в себя элементы рыночной экономики: частную собственность <#"center">Список использованных источников

1.Ананьин О.И., Гайдар Е.П. Сравнительный метод и его использование в исследовании хозяйственных механизмов социалистических стран/ - Сборник трудов. - М.: ВНИИСИ, 1984. - 7 с.

2.Бузгалин А., Колганов А. Введение в компаративистику. - М. "Таурус - Альфа", 1994. - 35, 9, 70 с


Основные характеристики экономических систем и возможные их варианты [Схема 1]

Характеристики (основные) Возможные альтернативные вариантыОрганизация мер по принятию решений: структураЦентрализованная Децентрализованная Смешанная Механизмы обеспечения информацией и координации решений: план и рынокПлан Рынок СмешанныйПрава собственности: управление и доходОбщественная собственность Частная собственность Коллективная собственность Смешанная собственность Механизмы определения и побуждения людей к действию: стимулыМатериальные Моральные Смешанные

Похожие работы на - Сравнительный анализ экономических систем

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!