Сравнительный анализ Таможенного союза и Единого экономического пространства: особенности формирования системы управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ Таможенного союза и Единого экономического пространства: особенности формирования системы управления

Федеральная таможенная служба

Государственное казённое образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенный менеджмент»

на тему: «Сравнительный анализ Таможенного союза и Единого экономического пространства: особенности формирования системы управления»


Выполнил: М. П. Симоновский,

студент 3-го курса

очной формы обучения

факультета таможенного дела,

группа 3512

Научный руководитель:

А.А. Селезнев, к.э.н, доцент

Санкт-Петербург

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

1.1 Понятие и структура ТС

1.2 Понятие и структура ЕЭП

1.3 Сопоставительный анализ ТС и ЕЭП

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕЭП

2.1 Современные проблемы перехода от ТС к ЕЭП

2.2 Пути развития ЕЭП

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Данную курсовую работу хотелось бы начать с объяснения сущности первого этапа межгосударственной интеграции, с самого понятия таможенного союза. Итак, что есть таможенный союз? «Существует экономическая теория таможенного союза, впервые разработанная в XIX век юристом, философом, экономистом Фридрихом фон Листом. Издательством 'Европа' была выпущена его книга 'Национальная экономика'. Лист спорит с Риккардо и Смитом, либеральными экономистами. Согласно Смиту и Риккардо, если две страны снимают между собой таможенные барьеры и полностью освобождают внешнюю торговлю, то это приводит к уравновешиванию экономического уровня жизни обеих стран. Лист сказал, что на практике это не так, поскольку когда мы видим подобного рода снятие ограничений с разделения труда, самый тяжелый и мало оплачиваемый труд перемещается в неразвитую страну, а дивиденды получает развитая. При снятии всяких таможенных барьеров получается диспропорциональное развитие экономик: богатые богатеют, бедные беднеют. Но если государство, которое отстает в экономическом развитии, вообще никак не участвует во внешней торговле, оно также деградирует. Лист предложил третий путь: не интеграция и не изоляция, когда стране нельзя открываться полностью, но нельзя и не открываться. Это называлось таможенным союзом. Таким образом, философия таможенного союза состоит в том, чтобы объединить между собой максимальное количество экономик стран со сходным уровнем развития, с общими культурными и историческими ценностями, и таким широким фронтом вступать во внешнюю торговлю, очень разумно контролируя то, что проходит через границы таможенного союза. То есть, полное освобождение экономики и, в том числе, торговли, транспортных тарифов внутри таможенного союза и установка фильтра у его границы. Это означает некую глобализацию, то есть открытость во внешней торговле, но не полную, а относительную.»

Многие государства мира активно вырабатывают взаимоприемлемые схемы развития глобального процесса интеграции, включающие как создание новых центров политического и экономического влияния, так и модели регионального взаимодействия и сотрудничества.

Еще Советский Союз, задолго до создания Европейского союза, отвечал критериям регионального интеграционного объединения. В бывшем СССР существовали: зона свободной торговли; таможенный союз; единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы). Кроме того, фактически были единые рынки, наднациональные органы управления, макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политика, валюта.

Однако развал Советского Союза привел к распаду многих экономических связей складывающихся в течение длительного времени.

Но в середине 1990-х гг. была предпринята попытка придать новый импульс интеграционным процессам на постсоветском пространстве. В 1995 г. было заключено соглашение о Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Данное интеграционное объединение просуществовало недолго и в 2000 г. было преобразовано в Евразийское экономическое сообщество. При подготовке пакета документов о его создании были обозначены этапы и конечная цель: Таможенный союз и Единое экономическое пространство.

Объектом исследования является структура и понятие Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Предметом исследования является сравнение системы управления Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Целью данной курсовой работы является проведение сравнительного анализа Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

Изучить понятия и структуру Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Изучить проблемы перехода от таможенного союза к единому экономическому пространству.

Выявить дальнейшие пути развития единого экономического пространства.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

1.1 Понятие и структура ТС

Итак, рассмотрим само понятие таможенный союз. Таможенный Союз - это соглашение стран-участниц об упразднении таможенных пошлин и границ между ними и введении единого таможенного тарифа для других государств. Прежде всего стоит сказать, что такой шаг, как формированию таможенного союза должен быть вызван определенными причинами в экономической сфере государств, формирующих данное интеграционное объединение. Первой и соответственно основной причиной может служить грядущий рост экономики стран-участниц после формирования ТС. Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Белоруссия и Казахстан - по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза. По расчётам учёных Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Белоруссии, Казахстана и России, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

В таможенном союзе (в нынешней его форме) при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами. Так же при оказании работ и услуг на территории РФ, налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным органом управления ТС является Высший евразийский экономический совет. Данный орган управления определяется как Межгосударственный совет ЕврАзЭС в составе представителей стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства. В совет входят главы государств и правительств Таможенного союза. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур Таможенного союза.

Так же в системе управления ТС существует постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, таковым является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Основной задачей комиссии является обеспечение условий функционирования и развития союза. Евразийская экономическая комиссия функционирует с 1 января 2012 года и унаследовала полномочия Комиссии таможенного союза в сферах таможенно-тарифного регулирования, таможенного администрирования и технического регулирования. ЕЭК имеет два уровня управления: Совет ЕЭК и Коллегия ЕЭК. Совет Комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии. В Совет Комиссии входят по одному представителю от каждой страны, являющемуся заместителем главы правительства. Председательство осуществляется поочередно в течение одного года в порядке русского алфавита по наименованию страны. Совет Комиссии принимает решения консенсусом. Коллегия Комиссии является исполнительным органом Комиссии. Коллегия Комиссии состоит из 9 членов (по 3 члена от каждой страны-участницы), один из которых решением Высшего совета назначается председателем Коллегии. ЕЭК функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 года «О Евразийской экономической комиссии» и решением Высшего совета «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии».

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран, прежде всего, входящих в ЕврАзЭС и СНГ. 5 февраля 2013 года министр экономики и внешней торговли Сирии заявил, что правительство Сирии в ближайшее время намерено подать заявку о вступлении в Таможенный союз, но в связи с нынешними массовыми антиправительственными волнениями руководство Сирии отложило подачу данной заявки до того момента, когда страна решит свои внутренние проблемы.

Создание Таможенного союза и достаточно быстрое его оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались опасения по поводу того, что правила ТС не смогут соответствовать правилам ВТО, а следовательно переговоры единый Таможенный союз вынужден будет начинать заново. Однако России удалось отстоять свои интересы, отклонив претензии Финляндии по пошлинам на лес и изделия из дерева, а также требования стран Европы относительно пошлин на автомобили и комплектующие. За Россией остались права достаточно медленного снижения пошлин и относительно крупных субсидий во множество секторов экономики в течение 5-7 лет. Беларусь и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно. По словам главы российской делегации Максима Медведкова «Казахстан вскоре после вступления России в ВТО, также станет членом этой организации». В то же время переговоры Белоруссии идут очень медленно и могут завершиться достаточно нескоро.

1.2 Понятие и структура ЕЭП

Следующим этапом интеграции стало создание Единого экономического пространства. Единое экономическое пространство (ЕЭП) - интеграционное объединение государств Таможенного союза - Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства, включающего и Европейский союз. ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начали работать с июля 2012 года.

Базовый принцип включает четыре свобод:

· Свобода торговли товарами

· Свобода торговли услугами

· Свобода передвижения финансового капитала

· Свобода передвижения человеческого капитала.

Для вступления в Единое экономическое пространство страна должна ратифицировать следующие документы:

· Соглашение о согласованной макроэкономической политике

· Соглашение о единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий

· Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, транспортировки газа

· Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования

Таким образом единое экономическое пространство можно определять как продолжение более тесного экономического сотрудничества в рамках таможенного союза.

Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников. Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза. Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений. Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО. Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции. Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

.3 Сопоставительный анализ ТС и ЕЭП

Единое экономическое пространство является следующей ступенью интеграционного процесса после таможенного союза. Таким образом ЕЭП ныне является «союзом в союзе», в дальнейшей перспективе перерастания в «единый союз». В ныне существующем ЕЭП действуют многие нормы таможенного союза, но с добавлением других норм, рассчитанных на более тесное сотрудничество в рамках ЕЭП.

Формирование Евразийской экономической комиссии стало одним из шагов на пути трансформации Таможенного союза и ЕврАзЭс в Евразийский союз.

Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП и ТС являются международные договоры и решения органов управления интеграционными объединениями, заключаемые, и принимаемые с учетом интересов и законодательств государств-участников, и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

В соответствии с Концепцией, являющейся неотъемлемой частью Соглашения, Единое экономическое пространство формируется постепенно, путём повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права. Направления, механизмы, мероприятия по интеграции определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения, ответственность за отход от согласованных решений.

Для подготовки международно-правовых документов, регулирующих формирование и функционирование ЕЭП, учреждена совместная Группа высокого уровня с представительством.

К настоящему времени уже разработано 93 проекта правовых документов по формированию ЕЭП как следующей ступени экономического сотрудничества в рамках таможенного союза.

Главами государств - участников ЕЭП принято решение о подготовке единого модифицированного международно-правового документа по формированию ЕЭП. Таким образом, Единое экономическое пространство отличается от других интеграционных пространств с участием Республики Беларусь тем, что здесь впервые принято решение о пакетном, всестороннем и полном оформлении международно-правовой базы интеграционного объединения - Таможенного союза на первом этапе, Единого экономического пространства на втором.

Республика Беларусь является разработчиком пакета документов по налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политике, валютному регулированию и контролю, макроэкономическим показателям. Особое внимание в рамках ЕЭП уделяется косвенному налогообложению. Объясняется это тем, что косвенные налоги (НДС и акцизы) являются одним из действенных механизмов, оказывающих влияние на внешнеторговую деятельность государств. Они в значительной степени влияют на формирование цены как экспортируемых, так и импортируемых товаров. При применении косвенных налогов по принципу страны назначения, товары облагаются налогом на добавленную стоимость и акцизами при их ввозе, а при вывозе товаров - косвенные налоги в цену не включаются, соответственно товар является более конкурентоспособным.

Во всех государствах-участниках ЕЭП проводится работа по сокращению до минимума действующих налоговых льгот. В рамках ЕЭП разработан Перечень налоговых льгот и преференций, применяемых в государствах-участниках Единого экономического пространства, аналога которому нет ни в рамках Союзного государства, ни в рамках ЕврАзЭС. Перечень не является международным договором, а используется в качестве аналитического материала при подготовке проекта Соглашения об основных направлениях налоговой политики государств-участников Единого экономического пространства, разработанного в целях создания равных условий налогообложения, обеспечивающих устойчивое развитие и наращивание экономических потенциалов. Проектом предусмотрено, что основополагающими элементами согласованной налоговой политики будут являться: перечень основных налогов, принципы и правила налогообложения по основным налогам, подходы к определению и исполнению налогового обязательства на территории ЕЭП.

На современном этапе продолжается формирование правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России для обеспечения свободного перемещения товаров по территории стран-участниц, создания благоприятных условий торговли с третьими странами, развития взаимной экономической интеграции.

Для зачисления ввозных таможенных пошлин используется единый счет уполномоченного органа государства-участника таможенного союза на основании Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года (далее - Соглашение о порядке зачисления ввозных пошлин). Данное Соглашение вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором депозитарий получит последнее письменное уведомление по дипломатическим каналам о выполнении сторонами внутригосударственных процедур.

Для регулирования вопросов взаимного признания таможенными органами документов, подтверждающих принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, принято Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕЭП

.1 Современные проблемы перехода от ТС к ЕЭП

Переход от ТС к ЕЭП очень сложный и трудоемкий процесс, заключающийся в формировании единой экономики для всех стран-участниц. Единая экономика в некотором роде подразумевает использование единой валюты на всей территории ЕЭП, но в нашем случае существует три валюты трех государств-участниц соответственно. И как же объединить экономики стран не переходя к единой валюте? В настоящее время при осуществлении таможенных операций и уплате пошлин решено использовать валюту той страны, в которой производятся вышеуказанные процедуры. Например, если товар из Германии (ЕС) перемещается на территорию России (ЕЭП), также в дальнейшем оформляется на этой территории, то соответственно пошлины будут уплачиваться в российских рублях.

Особое значение имеет изменение законодательной базы при переходе от ТС к ЕЭП. При дальнейшем формировании и развитии ЕЭП Таможенный кодекс таможенного союза в ныне существующей форме должен быть кардинально переработан под экономическое взаимодействие стран-участниц на новом уровне.

Одной из основных проблем остается особая позиция Украины по ключевым вопросам интеграции в рамках ЕЭП. Новая политическая элита Украины до сих пор сомневается, совместимо ли ЕЭП с "европейским выбором страны". Для Украины преимущества евроинтеграции очевидны. Взятый курс на форсированное вступление в европейские политические и экономические структуры вряд ли может быть принципиально скорректирован в ближайшие годы. Украина сегодня имеет более тесные связи с Европейским союзом, чем со странами СНГ и более активно развивает с ним торгово-экономические связи. Кроме объективных факторов, определяющих европейский выбор Украины, действует и ряд сильных субъективных факторов, этнопсихологического характера.

При разработке документов ЕЭП изначально Украина выступала за создание только зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, полагая, что достичь этого можно без унификации правовой базы, в том числе во внешнеэкономической сфере, сфере регулирования инвестиций, конкурентной политики и субсидирования, защиты интеллектуальной собственности и др. Поэтому ряд документов, которые подписывали страны-участницы имели оговорки с украинской стороны. Это касается, прежде всего, Соглашения о формировании единого экономического пространства и подписания двух пакетов документов из 15 и 29 соглашений, утвержденных президентами стран-участниц и направленных на углубление интеграционных процессов по формированию ЕЭП.

Одной из серьезных проблем является проблема координации позиций и экономических взглядов стран ЕЭП в отношении ВТО. Ведь после вступления в ВТО России необходимо соблюдая законодательство данной организации, также развивать ЕЭП.

Вступление России в ВТО означает закрепление (связывание) режима внешней торговли. Другие государства остаются свободными от данных обязательств.

Импульс интеграционным процессам и активизации торгово-экономического сотрудничества в странах СНГ может дать реализация идеи создания Единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Чтобы создать такое пространство, надо сблизить хозяйственное, внешнеторговое и таможенное законодательство, механизмы ценообразования и налогообложения. Состыковать принципы приватизации и валютного регулирования. Унифицировать стандарты производства товаров и услуг, взаимно признать сертификаты их качества. Важно также иметь сопоставимые уровни инфляции и дефицита государственных бюджетов, внешних долгов и ставок рефинансирования, а также схожую социальную политику.

Если в рамках формирования Единого экономического пространства приступить к реализации механизмов, обеспечивающих свободу передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, то это позволит многократно увеличить объем торгово-экономических отношений и создать условия для более эффективного использования инвестиций в экономику стран-участниц. Следует подчеркнуть, что создание такого пространства не противоречит, а наоборот, наполняет реальным содержанием политику России по отношению к Европейскому союзу.

таможенный союз экономическое пространство

2.2 Пути развития ЕЭП

С территориальной точки зрения Единое экономическое пространство развиваясь может включать в свой состав различные государства, которые изъявят желание присоединиться, но необходимой составляющей является то, что данное государство должно быть примерно на одинаковом уровне экономического развития, что и страны-участницы. При несоответствии уровней экономик присоединение очень трудоемко, либо вовсе невозможно.

Подписание договора о создании Экономического союза, да и просто потребности хозяйственного оборота требуют поднять платежно-расчетные отношения между бывшими республиками СССР на новый уровень. В повестку дня вошло создание платежного союза.

В марте - апреле 1994 г. Банк России по поручению правительства разработал концепцию платежного союза и проект двустороннего соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют. Совет глав правительств СНГ одобрил концепцию и поручил подготовить на ее базе проект соглашения.

Под платежным союзом понимается в данном случае добровольное объединение государств в целях обеспечения бесперебойных платежей на основе взаимной конвертируемости национальных валют.

Общие принципы платежного союза (в рамках Экономического союза государств, использующих национальные валюты), изложенные в ст. 16 Договора об экономическом союзе, включают в себя:

взаимное признание национальных валют и осуществление их официальных котировок;

осуществление платежей в национальных валютах с использованием многостороннего клиринга через Межгосударственный банк;

введение механизма согласованного взаимного кредитования дефицитов платежных балансов;

взаимную конвертируемость национальных валют по текущем операциям.

В качестве основных принципов построения платежного союза предложены следующие:

участники торговых сделок самостоятельно определяют формы расчетов, валюту цены контракта и валюту платежа, причем в расчетах могут использоваться национальные валюты участников платежного союза, а также другие валюты;

при создании соответствующих предпосылок может быть создана коллективная валюта;

правительства и центральные (национальные) банки участников принимают меры внешнеторгового и валютного регулирования, способствующие развитию на территории их государств полноценного валютного рынка, на котором осуществляются операции купли-продажи национальной валюты за национальные валюты других участников платежного союза и за иные валюты;

государства - участники обеспечивают для резидентов возможность приобретения иностранной валюты в обмен на национальную для осуществления текущих операций, а для независимых нерезидентов возможность владеть национальной валютой и использовать ее для оплаты приобретения товаров и услуг как в данном государстве, так и для расчетов с третьими странами;

обменный курс национальных валют определяется на основе спроса и предложения на валютных биржах либо на межбанковском валютном рынке;

государства - участники применяют согласованный режим использования остатков средств на банковских счетах, принадлежащих нерезидентам, определяет порядок расчетов по операциям неторгового характера (прежде всего социальным платежам).

Однако целостность концепции платежного союза и его механизмов еще не разработано. Идет поиск подходов к этой проблеме.

На данном этапе, после того, как прошла вторая волна введения национальных валют и денежных знаков, и на период до становления национальных валют и достижения их свободной взаимной конвертируемости, на первый план выдвигаются вопросы нормализации уже в ближайшее время, в текущем году, платежно-расчетных отношений России и других государств СНГ в обоюдных интересах развития их торгово-экономического сотрудничества.

Сложившаяся ситуация требует срочно, не дожидаясь целостного построения платежного союза и начала работы Межгосударственного банка, ввести в действие платежно-расчетный механизм с целью нормализации и развития экономических связей между государствами СНГ. И сделать это возможно прежде всего на двухсторонней основе со странами ближнего зарубежья в русле экономического пространства.

Двусторонние платежные отношения мы рассматриваем как малые платежные союзы, как необходимый и реальный первый этап к будущему построению многостороннего платежного союза и Межгосудартвенного банка на завершающей стадии формирования Экономического союза.

Основой развития ЕЭП должно стать наполнение форм многостороннего сотрудничества реальным содержанием, их адаптация к масштабным разноплановым задачам, стоящим перед государствами - участниками как во взаимодействии друг с другом, так и с межгосударственными объединениями вовне (Европейским Союзом, Всемирной торговой организацией и др.)

В этой связи использование различных форм интеграции, как по уровням, так и по глубине (двухсторонняя, многосторонняя, односкоростная, разноскоростная) в краткосрочной перспективе должно содействовать интеграционному процессу. И все же в перспективе будет найдена наиболее оптимальная форма интеграции, остальные будут играть все меньшую роль.

Количество участников этого интеграционного объединения во многом зависит от готовности государств расстаться с частью собственного суверенитета, оценок повышения эффективности экономик государств при вхождении в единое экономическое пространство. В долгосрочной перспективе, вероятнее всего, государства придут к единой валюте, резко сократив издержки торговли внутри сообщества, снизят зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры для основной экспортной продукции. Полагаю, что будут активизироваться производственно-технологические и кооперационные связи, инвестиционное сотрудничество, образование финансово-промышленных групп, страховых структур.

Правовая форма этого образования будет также меняться, но в любом случае необходимы органы управления: исполнительные, законодательные, судебные. Неизбежно и формирование общего бюджета в соответствии с заранее установленными пропорциями. В конечном счете, юридическая форма интеграционного объединения будет зависеть от разграничения предметов ведения и формирование единого или унифицированного правового поля.

Накануне распада СССР, в 1989 г., средние стандартные отклонения выявленных сравнительных преимуществ по агрегированным отраслям промышленности тогдашних союзных республик выражались в таких цифрах, которые показывали наличие внутри Советского Союза по крайней мере трех субрегионов, характеризующихся различными типами международного разделения труда; только славянские республики образовали ядро продвинутого типа международного разделения труда со сравнительно крупными долями внутриотраслевой торговли. Это означало, что только данные республики были объективно подготовлены к тому, чтобы двигаться вперед к более сложным формам экономической интеграции, включая валютную. С изменением структуры внутререгиональной торговли материальная база экономической интеграции в СНГ постепенно исчезает. В 1994 г. доля торговли в рамках СНГ по отношению общему внешнеторговому обороту стран СНГ не превышала 40%, т.е. достигла таких же показателей, которые характеризовали долю внутренней торговли в рамках ЕС по отношению к внешнеторговому обороту стран Бенилюкса в 1958 г.; по сравнению с показателями 1993 г., торговля в отдельных отраслях упала на 20-70%. В результате этого структура взаимной торговли стала более "тяжелой" даже по сравнению с советским периодом: топливно-сырьевые товары составляют 90% товарооборота.

В тоже время, однако, предпринимаются усилия для развития более сложной формы экономического сотрудничества - таможенного союза, пока только с участием Беларуси и Казахстана.

С этой целью 21 января 1995 г. Россия, Беларусь и Казахстан подписали соглашение, которое развивает содержание Договора об экономическом союзе от 24сентября 1993 г. Соглашение предусматривает образование полноценных валютных рынков, введение рыночных обменных курсов национальных валют и создание платежной системы через уполномоченные коммерческие банки. Однако следует подчеркнуть, что Казахстан имеет тот же тип структуры вкладов (endowments) производственных факторов, что и четыре среднеазиатские республики; в 1970-1990 гг. эти пять республик Центральной Азии составляли группу искусственно сверхиндусстриализованных традиционных обществ с ежегодными темпами роста выработки на одного занятого менее 2% и роста капиталоворуженности на одного занятого более 3,5%. Поэтому похоже, что Казахстану (не говоря уже о Кыргыстане) придется пройти определенный (не обязательно длительный) период деиндустриализации. Следовательно, в стратегическом смысле его не стоит рассматривать как надежного партера - крайне мере в том, что касается более высоких ступеней финансового сотрудничества.

Если оставить в стороне политическое соображения, то наиболее рациональным составом группы, которая образовала бы ядро финансовой интеграции СНГ, были бы Россия, Беларусь и Украина (в 19944 г. на эти две славянские республики приходилось 70,5% российского экспорта в СНГ и 60,8% импорта из него). Если международная валютная система СНГ имеет шансы на существование, то она может сложиться только в виде механизма "с двумя скоростями". Следует подчеркнуть, что это предусмотрено - правда, в очень общей форме - в Президентском послании Государственной Думе на 1995 г. и согласованно участниками саммита СНГ в Алма-Ате в феврале 1995 г.

Некоторые экономисты утверждают, что было бы желательно, если бы роль общеевропейской валюты играла одна из существующих валют - например, британский фунт стерлингов (благодаря тому, что в этой валюте выражен большой государственный долг, что делает возможным существование значительного вторичного рынка). Предполагается, что можно "интернационализировать" валютный контроль над британским фунтом стерлингов, - при этом Английский банк стал бы общеевропейским банком, и под его наблюдением другие страны-члены такой валютной системы эмитировали бы государственные долговые обязательства, деноминированные в британской валюте. Пассивы национальных банков оставались бы национальными, ни одно правительство не получало бы особого доступа к ссудам общеевропейского банка. Эта система в целом будет напоминать ту, которая намечена на третью стадию Европейского валютного объединения.

Не останавливаясь на оценке возможных преимуществ и недостатков такой системы для Западной Европы, важно отметить, что она напоминает спонтанно развившийся международный (региональный) финансовый механизм, который существовал в СНГ в 1992 - первой половине 1993 гг., так что приведенный пример ясно обнажает глубокую разницу в международных финансах между Европейским Сообществом (Европейским Союзом) и постсоветским экономическим пространством. В самом деле, механизм, предлагаемый для европейской валютной системы, объединяет некоторые функции Центрального банка России в валютной сфере СНГ (большой просроченный государственный долг в рублевом выражении, неограниченный "вторичный рынок" для рублевых активов, равны доступ для других центральных банков - через неограниченную одностороннюю кредитную экспансию - к выпуску "общих" денег наряду с "национальным" характером обязательств центральных банков) с некоторыми заявленными чертами (строгий контроль над денежной экспансией, отсутствие заемщиков-"фаворитов") Межгосударственного банка (которые тогда остались на бумаге). Контроль над этим банком был предметом разногласий между Россией и ее партнерами по СНГ, которые добивались равных голосующих прав, тогда как Россия настаивала на пропорциональности голосов размерам национальной экономики. Однако, взяв за исходную точку "третью стадию", международная валютная система СНГ стала развиваться в противоположном направлении.

Недавняя история валютных соглашений в рамках СНГ после распада советской рублевой систему - это история неупорядоченных усилий ввести в действие за очень короткое время такие механизмы, которые принадлежат другим логическим ( и экономическим) стадиям международной и, в частности, европейской, валютной интеграции.

Ссылаясь на опыт Европы, каждый новый шаг валютному союзу и либерализованным в рамках всей Европы валютным рынкам предусматривал укрепление официальных наднациональных механизмов; напротив, в СНГ отсутствие механизма валютной интеграции, работающего на международном уровне, сопровождается недостаточной степенью либерализации (неразвитостью) рынков капитала и иностранных валют в странах Содружества. В постсоветском экономическом пространстве через границы стран СНГ перемещается прежде всего капитал, управляемый государственными органами. Поскольку в течении всего периода после распада СССР структурным кредитором была Россия, то иногда утверждается, что нужна система открытых межправительственных трансфертов, которая позволила бы устранить искажения цен на рынке СНГ и в тоже время обеспечить энергоимпортирующие страны СНГ необходимыми для них капитальными ресурсами. В 1993-1994 гг. была сформирована система платных межправительственных кредитов. Она заменила существовавшую до этого систему бесплатных (беспроцентных) "технических" кредитов, которым был придан межгосударственный характер. Большинство стран СНГ являются должниками России, однако их задолженность российским частным поставщикам иногда выше. В 1994-1996 гг. только Украина должна выплатить России 1,605 млрд. долл. США в качестве официального обслуживания долга.

Как это ни парадоксально, весьма вероятно, что Россия является нетто-импортером капитала. Однако ввиду того, что счета, отражающие движение капитала, находятся под строгим контролем, приток капитала влияет на рубль косвенно, т.е. через спрос на рубли, а через увеличение денежных агрегатов (эффективный спрос) в национальной экономике (чистый приток капитала составляет около 11% ВВП, а скорость обращения денег (М2) в среднем 8,4 раза в 1994 г. и более 10 раз в I квартале 1995 г., дополнительное приращение денежной массы в российской экономике может быть оценено как довольно значительное).

В то же время спрос на деньги в остальных странах СНГ претерпевает относительное сокращение; однако экспорт монетарной экспансии из СНГ после 1992 г., как бы он ни снижался, принимает разнообразные формы и никогда не прекращается. Это дает дополнительный толчок инфляции и, тем самым, обесцениванию рубля по отношению к твердым валютам. В результате этого рубль в конце концов падает, а валюты других стран СНГ остаются на уровне более высоком, чем уровень паритета покупательной способности. Таким образом, традиционные теоретические построения, возражающие против либерализации счетов движения капитала на ранних стадиях перехода к свободному рынку из опасения, что она может вызвать приток капитала, который повлечет за собой повышение курса национальной валюты и будет сдерживать товарный экспорт, в данном случае неприменимы, поскольку движение капитала приобретает нетипичные формы с неожиданными последствиями.

Хотя в "сердцевине" СНГ в последнее время предпринимаются усилия к ускорению процесса создания исходных условий для того, чтобы частные капиталы могли пересекать границы этих стран, это только самый первый шаг, не имеющий почти никаких практически последствий; в лучшем случае договаривающиеся стороны будут покровительствовать взаимными поставкам в рамках "финансово-промышленных групп". До тех пор, пока нет фундаментальных предпосылок (структуры факторных "наделенностей", производственной структуры, общего рынка товаров и таможенного союза) и эффективной международной денежной системы, включая ее правительственный уровень и уровень коммерческих банков, усилия по поощрению мобильности частного капитала будут вязнуть в неблагоприятном международном финансовом климате.

Что касается международной валютной системы стран СНГ, то необходимо отметить, что если в ЕВС можно увидеть в некотором роде соперничество за финансовую стабильность, то в СНГ, напротив, призывы к объединению пострублевых валютных систем с российской денежной системой были просто формой состязания за право эмитировать деньги. Другими словами, руководящие валютные органы республик стремились найти (временное) решение совершенно иных проблем, чем те, с которыми сталкивается ЕВС. Для продвижения вперед эффективного внутререгионального валютного сотрудничества, т.е. для того, чтобы отгородиться от остального мира, национальные экономики, входящие в СНГ, должны, как это ни парадоксально, находиться примерно на то же уровне развития валютной системы, что и ведущие страны мира; чтобы стать вровень с долларом США, нужны такие валюты, как немецкая марка, французский франк, английский фунт стерлингов, а не карбованец (увы, и не российский рубль). Иначе, как показывает практика СНГ, члены Содружества почти неизбежно будут смотреть на международные (региональные) финансовые механизмы как на временное средство для поддержания валют в течении определенного срока, и внешний мир будет во всяком случае выглядеть более привлекательным, чем внутрирегиональная валютная интеграция.

Постсоветские страны распределяются только между двумя из четырех обобщенных групп валютного режима, представленных в таблице. В России, Беларуси, на Украине, в Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Армении и Грузии действует или режим независимо плавающей валюты, или (Беларусь) другие режимы управляемого плавания - оба режима принадлежат к обобщенной группе более подвижного режима. Ни одна страна СНГ не имеет режима "составной валюты" или режима "ограниченной подвижности по отношению к одной валюте или группе валют". Это значит, что даже те члены СНГ, которые с наибольшей вероятностью могут ядро Содружества, не имеют ни возможности, ни желания - по крайне мере сейчас - присоединиться к ЕВС или заключить аналогичные соглашения в постсоветском экономическом пространстве. Что касается трех прибалтийских государств, то там ситуация, конечно, несколько иная, потому сто соглашения об ассоциации с ЕС, которые они подписали в июне 1995 г., и вытекающий из них статус свободной торговли, по всей вероятности, заставит эти республики очень тщательно изучить "за" и "против" присоединения к ЕВС, несмотря на связь литовской валюты с долларом США, а латвийский - с СДР (этот вывод неоднозначен, учитывая тесную связь эстонской валюты с немецкой маркой, в чем проявляется тенденция, которая вероятнее всего скажется и на ЕВС в целом). В отличие от формирования ЕВС, образование постсоветской международной валютной системы не имело четкого теоретического обоснования. Однако это не означает, что за этим процессом не стояло вообще никакой философии: она действительно существовала, но это была "философия принудительной интеграции", т.е. защиты национальных интересов в неблагоприятном окружении ("дать меньше, взять больше") - с одной стороны, и уменьшения потерь - с другой. Страны СНГ, склонные к "розовому оттенку" в экономической политике, колеблются между системами, если пользоваться терминами европейской валютной интеграции, "образца 1997 г.", между проектами единой валютной системы, похожими на "третью стадию", и идеями многостороннего клиринга, потому что они занимаются в основном срочном насущными проблемами без ясного понимания системного характера логически непротиворечивых подходов.

Учитывая нынешние центробежные тенденции в том, что касается относительной значимости отношений внутри СНГ, структуру взаимной торговли и расхождение национальных экономических механизмов, трудно представить, что, при улучшении финансовой ситуации, постсоветские экономики рискнут создать общую валютную систему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе были рассмотрены этапы формирования Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана и формирование Таможенного союза, также был составлен сравнительный анализ ТС и ЕЭП. Была изучена структура данных интеграционных объединений, составлен их сравнительный анализ, выявлены дальнейшие пути развития Единого экономического пространства и изучены проблемы перехода от Таможенного к Единому экономическому пространству.

Как считают многие эксперты для полноценного развития экономики, необходим свободный рынок сбыт. Создавая Единое экономическое пространство, таможенный союз без изъятий и ограничений, страны имеют исторический шанс кардинально улучшить своё экономическое положение. Свободная торговля между странами, схожими по уровню развития экономики, приведёт к усилению конкуренции, а значит и к усилению национальных производителей товаров и услуг.

Торгово-экономическое сотрудничество в рамках Единого экономического пространства, и Таможенного союза как в многостороннем, так и в двустороннем форматах, положительным образом влияет на экономики государств-участников ЕЭП.

И для более плодотворного процесса формирования Единого экономического пространства необходима более четкая и прямолинейная позиция руководства государств-участников ЕЭП.

Наибольших результатов в продвижении к созданию Таможенного союза, формированию рынка свободной торговли без изъятий и ограничений, достигли в своих двусторонних отношениях Россия и Беларусь. Постоянно наращиваются объёмы торгово-экономических связей. Различные межправительственные проекты приводятся в жизнь, что способствует в дальнейшем более тесному сотрудничеству с выгодами для обеих стран.

Что касается ближайших и более отдаленных перспектив дальнейшего развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве, то, несмотря на то, что в настоящее время в наибольшей мере по пути интеграции продвинулись Россия и Белоруссия, ядром модели формирования единого экономического и иного пространства мог бы стать, очевидно, не "союз двух", а скорее "союз четырех" в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, к которому присоединился Таджикистан, также, возможно, и Армения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 года №17 (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года)

www.eurasiancommission.org - Евразийская экономическая комиссия

www.evrazes.com/customunion/eepr - Евразийское экономическое сообщество

Александр Дугин - «Таможенный союз - главная ставка в борьбе и судьба России», www.kreml.org.

Таможня без границ. Электронное издание «Наука и технологии России» (6 июля 2010).

"Договор о Евразийской экономической комиссии" (Подписан в г. Москве 18.11.2011)

Андрианов В. Перспективы Единого экономического пространства / В. Андрианов.-М.: "Экономист". -2010

Соглашение от 21 мая 2010 года «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин…»

Арцишевский Л. Экономическая интеграция стран СНГ: проблемы и решения // Экономист. - 2009

Международный договор "Договор о создании единой таможенной

территории и формировании таможенного союза" от 6.10.2007.

Российское таможенное право. Учебник для вузов. Под ред. Б.Н. Габричидзе - М: Издательская группа Инфра·М-Норма, 2008.

Требования РТА по написанию курсовых работ

Материалы Международной научной конференции по проблемам "Регионального сотрудничества стран СНГ. // #"justify">Дробышевский С.М., Полевой Д.И. Проблемы создания единой валютной зоны в странах СНГ. - М.: ИЭПП, 2004. - 110 с.

Похожие работы на - Сравнительный анализ Таможенного союза и Единого экономического пространства: особенности формирования системы управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!