Роль информационной инфраструктуры в повышении конкурентоспособности предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,07 Мб
  • Опубликовано:
    2013-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль информационной инфраструктуры в повышении конкурентоспособности предприятия

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Роль информационной инфраструктуры предприятия

1.1 Понятие информационной инфраструктуры предприятия

1.2 Особенности современного развития информационных систем в сфере их влияния на конкурентоспособность предприятия

Глава 2. Информационная инфраструктура компании Headhunter

2.1 Анализ информационной структуры компании

2.2 IT-архитектура компании и её роль в повышении конкурентоспособности Headhunter

2.3 Анализ конкурентных преимуществ внедряемых программ

Глава 3. Основные направления повышения конкурентоспособности Headhunter за счёт совершенствования информационной инфраструктуры

3.1 Концептуальный подход к совершенствованию информационных систем предприятий в конкурентной среде

3.2 Организационно-экономическая модель информационной системы предприятия для повышения конкурентоспособности

3.3 Рекомендации по совершенствованию системы информационного обеспечения предприятия, направленные на повышение его конкурентоспособности

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение


Актуальность темы работы связана с тем, что в условиях современной рыночной экономики повышение конкурентоспособности промышленного предприятия невозможно без использования современной, достоверной и полной информации. Информация является важнейшим экономическим ресурсом предприятия. Использование качественной информации позволяет обеспечить принятие эффективных управленческих решений менеджерами различных уровней управления предприятием.

Информационные системы большинства промышленных предприятий, сформированные в 70-е годы XX века на базе вычислительных центров, функционируют и по сей день. Основной задачей автоматизированных систем управления прошлого века являлась автоматизация основных бизнес процессов, позволяющая улучшить качество отдельных функций, но не дающая существенного влияния на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Усиление рыночных требований к качеству промышленной продукции, внедрение интернет в инфраструктуру новых информационных технологий приводят к перестройке технологии производства. В связи с этим необходимо рассматривать автоматизацию производственных процессов не только с точки зрения автоматизации отдельных функций, но и с позиций комплексной и интегрированной автоматизации производственных процессов, направленных на повышение конкурентоспособности промышленного предприятия.

Целью работы является обоснование теоретических положений и разработка методических рекомендаций по совершенствованию информационной инфраструктуры для обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1.      изучить и обобщить отечественный и зарубежный опыт организации и функционирования информационных систем и информационной инфраструктуры;

2.      исследовать и определить особенности функционирования информационных инфраструктур предприятий в конкурентной среде;

.        определить организационно-экономические предпосылки и условия повышения эффективности функционирования информационных систем обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий;

.        предложить и аргументировать концептуальный подход к совершенствованию информационной инфраструктуры предприятий в конкурентной среде;

.        разработать организационно-экономическую модель информационной инфраструктуры предприятия с особым вниманием на повышение конкурентоспособности предприятия;

.        обосновать основные направления и методические рекомендации по совершенствованию информационной инфраструктуры обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия.

Объект исследования - информационная инфраструктура компании HeadHunter как средство повышения конкурентоспособности.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе функционирования и совершенствования информационной инфраструктуры предприятия.

Теоретической и методологической основой исследования послужили основные научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления конкурентоспособностью и функционирования информационных систем.

Эмпирической базой для обеспечения достоверности выводов послужили нормативные документы и фактические материалы предприятий.

Основные методы исследования - системный, структурный, логический, функционально-стоимостной, экспертный и методы сравнительного анализа применены в работе.

В качестве информационной базы в работе использовались материалы научно-практических конференций, совещаний и семинаров, информация, опубликованная в периодической печати, сети интернет.

Глава 1. Роль информационной инфраструктуры предприятия

 

1.1 Понятие информационной инфраструктуры предприятия


Управление информацией в современных быстроменяющихся условиях является одним из ключевых факторов жизнеспособности предприятия. Механизм управления информацией основан на действующих информационных технологиях, функционирующих в рамках информационной системы предприятия.

Оптимальность управления информацией оказывает значительное влияние на конкурентоспособность предприятия в целом. Понятие конкурентоспособности предприятия можно раскрыть через конкурентоспособность производимой продукции, которая складывается из качественных и стоимостных параметров.

Рис. 1 - Схема управления конкурентоспособностью на предприятии

Управление конкурентоспособностью на предприятии (рис.1) осуществляется на базе функционирования информационной системы, т.к. основой для принятия управленческого решения по производству конкурентоспособной продукции являются данные по качеству и стоимости, циркулирующие в информационной системе, обеспечивающие информационную поддержку конкурентоспособности предприятия. (Галямов А.Ф., Никитин А.В. 2008)

Объектом управления на промышленном предприятии выступает производственный процесс создания изделия. В результате функционирования информационной системы, как основы для управления и повышения конкурентоспособности промышленного предприятия, мы можем выделить конкретные факторы, повышающие конкурентоспособность:

·        сокращение затрат и трудоемкости процессов технической подготовки и освоения производства новых изделий;

·        уменьшение календарных сроков вывода новых конкурентоспособных изделий на рынок;

·        улучшение качественных показателей, связанных с внесением изменений в конструкцию и технологию;

·        увеличение объемов продаж изделий, снабженных электронной технической документацией;

·        повышение точности и оперативности стратегического и оперативного планирования;

·        адаптивное и гибкое реагирование на спрос и новые желания потребителей;

·        оптимизация материально-технического обеспечения предприятия;

·        совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота;

·        повышение эффективности внутрифирменной координации и управления;

·        освобождение персонала от рутинной работы за счет ее автоматизации.

Информационная система предприятия обеспечивает информацией менеджмент и функционирование производственных процессов за счет взаимодействия основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений и внешних участников финансово-хозяйственной деятельности предприятия, посредством выстраивания информационных и коммуникационных каналов между ними. (Годин В.В. 2007)

Информация, в которой нуждается менеджмент предприятия по организации выпуска конкурентоспособной продукции, формируется информационной системой через объединение участников выпуска продукции в единую производственную цепочку с обеспечением условий санкционированного доступа к данным о продукции, материалах и технологиях.

В информационной среде функционируют технологии, обеспечивающие корректность, актуальность, сохранность и санкционированный доступ к данным о технологических процессах и производимой продукции участникам производственной цепочки.

Основу информационной инфраструктуры как системы при определении составляет единство организационно-упорядоченной взаимосвязанной совокупности средств и информационных технологий, используемых для сбора, хранения, обработки и выдачи информации для принятия решений в ходе организации и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Таким образом, при организации вертикального и горизонтального взаимодействия подразделений промышленного предприятия при производстве продукции, информационная система выступает как стратегический ресурс, и становится ключевым аспектом в управлении и повышении конкурентоспособности предприятия.

Построение IT - это комплексный и всесторонний подход к построению Вашей IT-инфраструктуры, ориентированный, прежде всего, на специфику деятельности компании-заказчика. Проект по построению информационной системы начинается со стадии анализа потребностей заказчика, далее следует стадия проектирования, монтажа и пуска оборудования, и заканчивается эксплуатационной стадией - обучением сотрудников и сервисным сопровождением оборудования. В сегодняшних условиях происходит явное усиление конкурентной борьбы между компаниями и важнейшим условием конкурентоспособности являются внедрение и эффективное использование информационных технологий. И от того насколько правильно построена информационная инфраструктура, насколько быстро обрабатывается информация, насколько она защищена, будет зависеть конкурентоспособность в нынешней суровой борьбе за клиента. Решение этих задач сегодня невозможно без построения эффективной IT-инфраструктуры.

План построения IT-инфраструктуры:

. анализ потребностей клиента;

. выбор IT-решения;

. поставка оборудования, программного обеспечения, монтажные работы;

. сдача проекта в эксплуатацию;

. консультации и обучение пользователей;

. сопровождение и модернизация;

Результатом качественно построения IT-инфраструктуры будет полноценная, оптимизированная для организации информационная система. (Галямов А.Ф. 2008).

информационная инфраструктура конкурентоспособность промышленный

1.2 Особенности современного развития информационных систем в сфере их влияния на конкурентоспособность предприятия


Информация является стратегическим ресурсом во многом определяющим конкурентоспособность предприятия. Несомненно, что без качественной, своевременной, полной и достоверной информации невозможно обеспечить принятие управленческих решений, которые бы обеспечили выпуск конкурентоспособной продукции.

Интеграция в мировое информационное общество требует существенной перестройки действующих информационных систем. Необходимо чтобы действующая на предприятии информационная система обеспечивала возможность взаимодействия всех участников производственных процессов.

На особенности современного уровня развития информационных систем особо влияет взаимосвязь развития современного бизнеса и информационных технологий: с одной стороны - без своевременной, достоверной и полной информации невозможно обеспечить принятие управленческого решения, с другой - обеспечить процесс принятия решения невозможно без современных информационных технологий.

Тенденция отставания Российской экономики от мирового развития информационного рынка не позволяет многим промышленным предприятиям влиться со своим продуктом в международную конкуренцию. Поэтому, характеризуя современное состояние информационных систем необходимо отметить следующие основные особенности, влияющие на конкурентоспособность:

·        соответствие общемировым стандартам хранения информации;

·        открытость и гибкость архитектуры, возможность постепенного наращивания и развития;

·        высокая скорость обработки и обмена данными;

·        информационная безопасность и разграничение доступа. (Захаров В. 2005)

Внедрение автоматизированных информационных систем управления промышленным предприятием (АИСУП) сталкивается с проблемой трудности сопоставления различных сфер деятельности: маркетинг, снабжение, подготовка производства, производство, сервис, финансы, бухгалтерия. Особенно сложным является вопрос интеграции управления производством в общую систему управления ввиду низкого уровня автоматизации производственных процессов.

Автоматизации подвергаются, прежде всего, те участки производственной деятельности, которые отвечают за ключевое направление деятельности. На данных предприятиях - это проектирование и бухгалтерия, в то же время процессы обеспечения производства остаются слабо автоматизированными.

Высокая стоимость современных систем автоматизации, практически не позволяет отечественным предприятиям развернуть полномасштабное использование информационных технологий, кроме того, высокая степень износа и устаревшее оборудование не позволяют реализовать современные информационные технологии управления производством. Поэтому любая автоматизированная информационная технология воспринимается как нечто дополнительное к традиционному уровню управления. (Медынский, В.Г., Ильдеменов С.В. 2008)

Рис. 2 - Информационная структура управления предприятием

Отсутствие или слабая взаимосвязь между производственными системами (рис. 2) не позволяют получить желаемого эффекта, а наоборот повышают хаос во взаимодействии подразделений в рамках информационной структуры управления. (Мусов Н., Ненадышев В. 2007).

Существуют следующие основные проблемы, связанные с неэффективностью функционирования информационных систем промышленных предприятий:

информационные системы промышленных предприятий не имеют научно-методического обеспечения, вследствие чего отсутствует концепция построения и развития, приводящая к отсутствию целостности. Информационные системы представляют собой набор малосвязанных между собой информационных ресурсов и процедур управления ими, что приводит снижению эффективности управления предприятием;

·        использование многообразных информационных технологий обработки и передачи информации, отсутствие единых стандартов хранения данных, отличие их от общемировых приводит к сдерживанию процессов интеграции информационных потоков между различными уровнями управления промышленным предприятием;

·        не высокие уровни автоматизации информационного процесса в подразделениях предприятия, приводят к несбалансированности производственного процесса, и снижают его качество, что приводит к снижению конкурентоспособности предприятия;

·        отсутствие профессионально подготовленных к использованию новейших информационных технологий специалистов, связанных с основной деятельностью предприятия, низкая мотивация персонала при совершенствовании бизнес-процессов отражается на неэффективном использовании аналитической информации. (Колчин, А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. 2005)

Нерешённость данных проблем приводит к срыву сроков выполнения утвержденных планов, росту производственных затрат, снижению качества изделий, дополнительным согласованиям с заказчиком изменений в конструкции изделия и, вследствие этого, к уточнениям технологического процесса. Все это снижает конкурентоспособность предприятия и дает повод заказчику для размещения заказа на производство на других предприятиях. (Захаров В. 2005)

Глава 2. Информационная инфраструктура компании Headhunter


2.1 Анализ информационной структуры компании


Группа компаний HeadHunter (hh.ru) работает на рынке интернет-рекрутмента с 2000 года. Основу соискательской аудитории сайта составляют менеджеры среднего и высшего звена.

Основной доход HeadHunter - продажа информации из базы данных резюме.

Сайт hh.ru ежедневно посещают более 300 тысяч человек.

Конкурентным преимуществом hh.ru является уникальная гибкая система настройки конфиденциальности резюме. Эти и другие функции позволяют сайту привлекать лучших кандидатов, а работодателям - быстро и качественно осуществлять поиск персонала.

Рис. 3. Структура компании HeadHunter

. Стратегическое управление:

Задачей стратегического управления является выживание компании.

На данном уровне принимаются комплексные стратегические решения, рассчитанные на долгосрочную перспективу и коренным образом влияющие на организацию. Поэтому информация и данные, которые требуются для принятия таких решений, должны охватывать все предприятие. А для этого необходима целостная IT-инфраструктура, а также механизмы обработки и представления данных.

2. Оперативное управление:

В отличие от стратегического, оперативный уровень "ставит в углу стола" текущее положение компании. Порой оперативное управление не выходит за рамки одного подразделения (отдела компании). Рассматриваются такие аспекты как эффективность использования внутренних ресурсов или прибыльность и рациональность использования потенциала сотрудников.

Для эффективного управления требуется единая база данных в рамках одного подразделения или целой компании, системы учета и отслеживания задач, а также учета и планирования рабочего времени сотрудников.

Модель представляет собой эволюционный путь, состоящий из 5 уровней:

1.      Операционный уровень, характеризующийся индивидуальной принадлежностью данных, которые применяются отдельными людьми с целью решения повседневных задач.

2.      Консолидированный уровень, когда на смену индивидуальному отношению к данным приходят стандарты, которые внедряются на уровне подразделений и служб.

3.      Интегрированный уровень, развивающий консолидацию данных до масштабов всего предприятия.

4.      Оптимизированный уровень, на котором организация тесно взаимодействует со своими рынками

5.      Инновационный уровень, где устойчивый рост происходит за счет непрекращающейся творческой активности и постоянного обновления.

Рис. 4. Этапы эволюции модели

Рисунок 4 иллюстрирует ценность информации в зависимости от уровня. Чем уровень выше, тем организация быстрее реагирует на изменения, тем больше она извлекает пользы из данных, тем более прочное положение она имеет на рынке.

Информационная инфраструктура компании - это:

·        IT-архитектура - она включает в себя аппаратные, программные и сетевые инструменты и технологии, которые обеспечивают работу компании, а также роль IT-службы в компании.

·        Информация и процесс ее получения - принципы, стандарты и методики получения и обработки знаний.

·        Люди, коммуникации между ними, культура - сотрудники компании их навыки по работе с информацией, а также нравственные, социальные и поведенческие нормы корпоративной культуры по отношению к информации.

В условиях постиндустриального общества (информационной экономики) деятельность организаций все больше зависит от уровня развития их информационной (как совокупности информационных ресурсов и средств доступа к ним) и ИТ-инфраструктур (как совокупности программного и аппаратного обеспечения, позволяющей осуществлять поддержку основной деятельности организации). Это особенно актуально для проектных организаций, поскольку для них характерны высокая скорость информационного обмена, разнообразие используемых программных и аппаратных средств.

ИТ-инфраструктура предоставляет инструментарий для реализации типовых задач проекта. Информационная инфраструктура обеспечивает коммуникацию всех участников проектной организации, ее целостность. Поэтому необходимо повышение эффективности функционирования проектной организации путем инвестирования в развитие этих инфраструктур.

Индустрия информационных технологий развивается стремительно, с каждым годом увеличивается число разнопрофильных программных и аппаратных средств, программно-аппаратных комплексов. Скорость изменения ИТ-отрасли существенно выше скорости обработки человеком информации, что приводит к повышению рисков инвестирования в информационные технологии, вероятность ошибок возрастает. В этих условиях возникает необходимость в разработке моделей и методов поддержки принятия решений по снижению таких рисков.

Согласно стандарту ISO 9004, организация для своего нормального функционирования должна постоянно развиваться. Необходимо разработать подход, который рассматривает развитие организации именно с точки зрения усовершенствования информационных инфраструктур, базирующееся на анализе внедряемых программных и аппаратных решений с точки зрения соответствия их функциональных возможностей навыкам пользователей и целям предприятия, и на внедрении и постоянной модернизации базы знаний.

 

2.2 IT-архитектура компании и её роль в повышении конкурентоспособности Headhunter

архитектура компании рассматривается на двух уровнях

Уровень стратегического управления:

Так как топ-менеджменту компании для принятия решений требуется информация обо всей компании, то было абсолютно логичным создать единую интегрированную инфраструктуру в компании. При этом большая часть информации находится в базах данных, легко доступных из всех подразделений.

Основными источниками информации являются:

.        Биллинговая система на сайте hh.ru

2.      Отчеты финансового отдела

.        Программа 1С

Плюсы данных источников:

.        Руководители имеют возможность получать общую картину о работе компании в целом.

2.      Биллинговая система полностью интегрирована в сайт компании - нет необходимости устанавливать дополнительно программное обеспечение для финансового анализа.

Минусы и проблемы:

.        К сожалению, на данный момент у компании нет механизма, который бы позволял увязать продажи в натуральном выражении с финансовыми показателями - руководителям приходится делать это вручную. Более того, многие руководители плохо знают 1С.

2.      Биллинговая система и другие модули, которые интегрированы в сайт компании (статистика и прочее), очень сильно тормозят его работу. Это сказывается на клиентах компании. Стабильность сайта - это одна из главных проблем компании на данный момент.

Уровень оперативного управления

На уровне оперативного управления происходит основная работа в компании. Здесь взаимодействует огромное количество сотрудников и создается, так называемое, информационное пространство, в котором создается и распространяется информация, а также ведется коллективная работа.

Wiki Confluence - это простая, мощная wiki система, которая позволяет создавать страницы и документы, обмениваться ими и другой информацией между участниками команды.

Данная программа была приобретена несколько лет назад, и она заметно облегчила и ускорила работу сотрудников:

.        Был создан диск общего доступа. До внедрения, у каждого отдела был собственный диск общего пользования, делая фактически невозможным поиск информации по всей организации.

2.      Появилась мощная система поиска внутри базы данных.

.        Упростился документооборот. Дело в том, чтобы поместить документ в сети иногда требуются знания HTML, XML (языки web-программирования). Wiki позволяет быстро создавать и опубликовывать электронные документы. Никаких технических знаний или сложных процедур загрузки при этом не требуется.

.        Был усовершенствован процесс коммуникации.

На рынке существует более мощный и продвинутый вариант информационной платформы - Microsoft Office SharePoint.

Преимущества:

.        По сравнению с SharePoint в Wiki неудобно работать с большим количеством документов.

2.      В Wiki отсутствуют динамические страницы, которые необходимы для отображения текущих показателей (уровень продаж, выручка и тп.)

.        В SharePoint можно создать корпоративный портал.

.        SharePoint легко интегрируется с остальными программными продуктами Microsoft.

.        SharePoint стоит дороже, чем Wiki.

2.      Требует больших ресурсов для внедрения (программных и людских).

Второй важной программой является JIRA.

JIRA - это средство для управления проектами и задачами. JIRA может применяться во всех случаях, когда необходимо организовать работу сотрудников, эффективно назначать им задачи, иметь мгновенные средства контроля выполнения поставленных задач.

Данная программа используется сотрудниками компании для:

.        Выполнения проекта, в котором участвуют несколько сотрудников/отделов.

2.      Ведение календаря событий и задач.

.        Регулирует рабочее время сотрудников.

.        Дает возможность руководителям отслеживать показатели эффективности работы.

.        Автоматизирует постановку задачи и принятие работ.

Эта программа удовлетворяет часть потребностей. Но стоит отметить, что на рынке имеется множество более мощных аналогов, которые превосходят программу JIRA. Одной из таких программ является HP openview. Это программа предназначена для управления ИТ-инфраструктурой предприятия любого размера и направления деятельности.

Существуют потребности, которые могла бы удовлетворить эта программа (при этом JIRA их удовлетворить не может):

.        Совместимость с другими программами (к примеру с Outlook).

2.      Наличие продвинутой CRM системы:

a.       Сохранение переписки с клиентами;

b.      Клиентская база;.         Обработка задач;.       Постоянный анализ собранной информации о клиентах.

3.      Модульность - данная программа должна состоять из отдельных элементов (так их проще настраивать).

Однако стоит отметить, что HP openview требует большого количества ресурсов для внедрения.

И наконец, третья необходимая для работы программа это Microsoft Office Communicator 2007.

Microsoft Office Communicator (далее Сommunicator) - предназначен для организации всестороннего общения между людьми. Он обеспечивает возможность общения посредством простого обмена мгновенными сообщениями, а также проведения голосовой и видеобеседы.в основном используется для общения с регионами. В течение анализа не было обнаружено каких-либо недостатков у данного продукта. Поэтому назовём основные преимущества, которые отличают ее от остальных программ:

.        Communicator совместим с другими продуктами Microsoft.

2.      Интеграция телефонии

"К примеру, с Communicator-а можно позвонить человеку на телефон и пригласить его в конференцию" - отмечает Туманов Олег, бренд-менеджер сайта hh.ru.

.        Есть возможность перевести всех сотрудников на Communicator, так как он легко заменяет ICQ, Skype и прочие программы.

4.      Communicator-ом очень легко пользоваться.

В целом, роль IT-службы в компании HeadHunter заключается в автоматизации и ускорении процессов работы. Служба отвечает за внедрение и поддержание работы программ и сервисов.

Эффективность работы данной службы можно отследить по специальному сервису - SLA. Он отслеживает доступность услуги - время работоспособности услуги в % от времени оказания услуги. В среднем уровень доступности должен составлять 99,9%. При этом некоторые сервисы (эл. почта, сайт компании, телефония и 1С) являются критическими, а некоторые почти не учитываются (JIRA и Wiki).

Также IT-служба обеспечивает защиту информации и определяет права доступа. Так как общий стиль руководства в HeadHunter является демократическим и сотрудникам разрешается использовать интернет в личных целях и пользоваться собственными Flash-накопителями (флэшками), то вся важная информация (финансовая и информация о клиентах и соискателях) шифруется. Также компания внедрила шифрование электронной почты.

 

2.3 Анализ конкурентных преимуществ внедряемых программ


При сравнении можно выделить два аспекта:

.        стоит отметить, что на момент приобретения и внедрения программ JIRA и WIKI на рынке уже присутствовали более подходящие и мощные аналоги. На момент покупки программы удовлетворяли потребности компании, но через определенное время (примерно 1-2 года) она их "переросла". Это объясняется тем, что компания уделяет несравненно большее внимание решению текущих потребностей, чем подготовке к будущим. Она, можно сказать, не решает проблемы технического и программного оснащения заранее. Это касается и периодически "повисающего" сайта. Либо это можно объяснить тем, что компания посчитала более мощные программы слишком дорогими.

2.      происходит ненужное дублирование информации (к примеру, сотрудники ведут календарь и в Outlook и в JIRA). Это можно объяснить демократическим стилем руководства в компании. При данном стиле, решения принимаются медленнее, чем при авторитарном, хотя риск ошибки меньше. Это касается и покупки, внедрения и отказа от программных продуктов. Поэтому когда внедряется новый продукт, старый не умирает, а остается - для отказа от него необходимо волевое решение руководства. Такие решения нужно предпринимать, так как здесь главное - это свести количество программ к минимуму, но при этом не проиграть в эффективности.

В целом, роль IT-службы в компании HeadHunter заключается в автоматизации и ускорении процессов работы. Служба отвечает за внедрение и поддержание работы программ и сервисов.

Эффективность работы данной службы можно отследить по специальному сервису - SLA. Он отслеживает доступность услуги - время работоспособности услуги в % от времени оказания услуги. В среднем уровень доступности должен составлять 99,9%. При этом некоторые сервисы (электронная почта, сайт компании, телефония и 1С) являются критическими, а некоторые почти не учитываются (JIRA и Wiki).

Также IT-служба обеспечивает защиту информации и определяет права доступа. Так как общий стиль руководства в HeadHunter является демократическим и сотрудникам разрешается использовать интернет в личных целях и пользоваться собственными Flash-накопителями (флэшками), то вся важная информация (финансовая и информация о клиентах и соискателях) шифруется. Также компания внедрила шифрование электронной почты.

Работа IT-службы в компании HeadHunter поставлена очень хорошо, так как она полностью справляется с отведенной ей ролью.

На данный момент архитектура компании HeadHunter находится на третьем уровне. Она охватывает все предприятие, но не может быстро адаптироваться к новым изменениям и потребностям. Также некоторые части архитектуры плохо взаимодействуют друг с другом.

В целом общая база знаний дает много преимуществ.

·        Знания и информация становятся общими - уход сотрудника теперь не так страшен для компании.

·        Повышается ответственность сотрудников по отношению к информации, так как очень легко узнать авторство документа.

·        Становится намного проще отслеживать и контролировать информационные потоки (при помощи распределения прав доступа).

Данные преимущества наблюдаются почти в любой компании при внедрении общего хранилища данных. Но с внедрением базы могут возникать и проблемы - вот их и стоит анализировать, так как у каждой компании возникают разные проблемы и трудности. В компании HeadHunter на данный момент наблюдаются следующие:

.        Обновление информации происходит редко - самая свежая информация хранится на рабочих столах сотрудников.

2.      Нет единого принципа размещения и поиска информации ни внутри подразделений, ни в рамках целой компании.

Первая проблема объясняется тем, что сотруднику не выделяется время на выкладывание информации в общую базу и редактирование своего раздела, и он не принуждается это делать.

Вторая проблема требует более детального рассмотрения. Во-первых, это связано с тем, что начальники отделов сами занимаются наймом сотрудников и каждый сотрудник "несет отпечаток личности руководителя", поэтому отделы похожи на отдельные "островки информации" - у них может быть абсолютно разное представление о правилах оформления раздела. Стоит отметить, что это данный факт является не проблемой, а скорее "побочным эффектом" демократического стиля руководства.

Решения данных проблем очевидны:

.        Необходимо выделять время сотрудникам на оптимизацию своего раздела в Wiki.

2.      Нужно создать документ с правилами и принципами размещения информации в Wiki. Причем все должно быть прописано до мельчайших подробностей. Это можно поручить либо ответственному сотруднику (который лучше остальных освоился в Wiki), либо системному администратору.

Если данные решения не будут приняты, потеряется всякий смысл использовать Wiki, она просто будет общим хранилищем данных

Стоит заметить, что внедрение программ Jira и Wiki в целом повысило эффективность работы сотрудников и уровень коммуникации между отделами:

·        Jira позволяет контролировать рабочее время сотрудников.

·        Упростилась постановка задача и принятие проекта. Более того, руководитель может отслеживать результаты работы постоянно.

·        Обмен файлами и документами происходит через единую систему Wiki.

·        Создается площадка для развития корпоративной культуры компании.

·        И самое главное - сотруднику не обязательно находиться в офисе. Он может полноценно работать в любом месте, где есть компьютер и доступ в интернет.

Но в данном аспекте есть и проблемные стороны, которые вытекают, прежде всего, из отношения людей к данным программам.

·        большинство сотрудников не умеет работать с программой на должном уровне (уровень профессионально пользователя). Многие сотрудники считают, что с программой работать сложно. Умение работать на высоком уровне признается почти уникальным навыком.

·        многие сотрудники имеют разный уровень загруженности, но в среднем по компании он довольно высок, так как вследствие кризиса произошло сокращение.

В идеале, после внедрения программы поиск должен происходить следующим образом: сотрудник зашел в Wiki и нашел документ. На самом деле поиск происходит следующим образом: сотрудник "А" спросил сотрудника "Б" (который знает о том где документ) о местонахождении документа и нашел его. В данном случае экономится время сотрудника "А", но за счет времени сотрудника "Б".

Соответственно, следует более тщательно проводить обучение сотрудников при внедрении новых программ и выделять на это больше времени. В данной ситуации, когда компания вскоре перейдет на MS Sharepoint и откажется от Wiki, проводить обучение не стоит - от устаревшей программы просто откажутся. Необходимо больше внимания уделять времени, причем именно как активу. К примеру, можно измерять затраты на проект в человеко-часах.

Глава 3. Основные направления повышения конкурентоспособности Headhunter за счёт совершенствования информационной инфраструктуры

 

3.1 Концептуальный подход к совершенствованию информационных систем предприятий в конкурентной среде


Анализ применения информационных технологий в управлении производством показывает, что основной тенденцией является все более полный охват стадий производственного процесса. На ряде предприятий круг задач включает в себя все этапы жизненного цикла изделия или услуги. (Гриненко А.С. 2005)

Реализовать полное сопровождение производственных процессов возможно только на основе формирования единого информационного пространства (ЕИП), в котором будет осуществлен процесс взаимодействия всех субъектов, участвующих в производственных процессах. Материальным воплощением ЕИП является интегрированная информационная среда (рис.5), представляющая собой совокупность распределенных баз данных информационных систем предприятий - участников производственной цепочки.

Рис. 5 - Интегрированная информационная среда

Каждая из информационных баз обеспечивает санкционированный доступ к данным о производственных процессах каждого из участников производственной цепочки. Реализация информационной системы предприятия возможна на принципах унификации и стандартизации, как формы и содержания информации, так и информационных технологий, участников производственной цепочки. Данный подход позволит:

·        решить задачу информационной интеграции всех производственных процессов внутри предприятия - горизонтальная интеграция;

·        как доступ к данным о производственных процессах на предприятии, так и доступ к данным об изделии, сформированными всеми участниками производственной цепочки (рис. 6).

Рис. 6 Интегрированная информационная система предприятия

Концепция ИИС позволит реализовать системный и компьютерный подходы в управлении созданием конкурентоспособной продукции (от проектирования до утилизации) благодаря эффективным коммуникациям, как внутри предприятия, так и между участниками производственной цепочки. (Судов Е.В., Левин А.И., Давыдов А.Н., Барабанов В.В. 2007)


Рис. 7 Цикл функционирования интегрированной информационной системы в повышении конкурентоспособности предприятия

Основной смысл создания ИИС - повышение конкурентоспособности как продукции, так и предприятия в целом за счет эффективного управления информационными ресурсами. Это достигается благодаря преобразованию производства в высокоавтоматизированный, интегрированный процесс путем информационного взаимодействия всех его участников. К основным элементам необходимо отнести:

·        автоматизацию основных и вспомогательных процессов;

·        информационную интеграцию процессов;

·        электронное сопровождение процессов.

Реализация предложенного концептуального подхода позволит получить оперативный контроль над производственной системой и повысить степень реакции системы на изменения в технологических процессах. Алгоритм оперативного принятия решений сократит время распространения информации, и повысит обоснованность принятия решений, что приведет к росту привлекательности предприятия в глазах заказчика, повышая конкурентоспособность предприятия-изготовителя. (Вомский, О.А. 2006).

 

3.2 Организационно-экономическая модель информационной системы предприятия для повышения конкурентоспособности


Организационно-экономическая модель интегрированной информационной системы предприятия представляет собой информационное хранилище сведений, создаваемых и используемых всеми подразделениями и службами предприятия для поддержки производственной деятельности (рис. 8).

Рис. 8 Организационно-экономическая модель интегрированной информационной системы предприятия

Внедрение организационно-экономической модели ИИС предприятия позволяет оперативно поддерживать производственную деятельность всего предприятия, сконцентрированную на достижении поставленных стратегических и оперативных целей. Применение интегрированной информационной поддержки производства, как формы организации производственной деятельности, повышает конкурентоспособность организации. (Галямов А.Ф. 2008)

Основными элементами такой модели являются информационная база данных об изделиях, потребляемых материально-технических ресурсах и комплектующих изделий, квалификационном уровне работников, производственной среде, включая оборудование и технологии. эффективность технологических процессов и конкурентоспособность предприятия за счет:

·        ускорения разработки продукции и подготовки производства;

·        сокращения производственных и эксплуатационных издержек;

·        придания изделию новых свойств и повышения уровня сервиса на этапах эксплуатации и технического обслуживания;

·        освобождения от рутинной работы и использования полученного резерва времени для интеллектуальной деятельности персонала;

·        исключения дублирования информации и сокращения числа ошибок в данных об изделии и технологических процессах;

·        сокращения времени выхода изделия на рынок;

·        расширения сферы деятельности предприятия за счет кооперирования с другими предприятиями. (Ойхман, Е.Г., Попов Э.В. 2009)

 

3.3 Рекомендации по совершенствованию системы информационного обеспечения предприятия, направленные на повышение его конкурентоспособности


Построение эффективной системы информационного обеспечения повышения конкурентоспособности промышленного предприятия предполагает решение следующих задач:

·        анализ существующей на предприятии ситуации и соответствия параметров ИС задачам обеспечения конкурентоспособности производственных процессов;

·        разработка концепции интегрированной информационной системы (ИИС);

·        разработка модели ИИС;

·        разработка механизма внедрения модели ИИС;

·        внедрение модели ИИС;

·        промышленная эксплуатация ИИС.

Процесс совершенствования системы информационного обеспечения (рис.9) деятельности должен носить итерационный характер, изменения должны вноситься порциями, необходимо выделить приоритетные задачи, которые могут дать очевидную отдачу, своевременно корректировать и обновлять план изменений в соответствие с обнаруженными обстоятельствами.

Рис. 9 - Алгоритм совершенствования системы информационного обеспечения

В результате совершенствования информационного обеспечения может потребоваться:

·        замена существующих процессов;

·        автоматизация существующих бизнес-процессов;

·        адаптация существующих процессов к особенностям новых систем информатизации, новым возможностям и новой инфраструктуре предприятия;

·        отдельные производственные улучшения. (Попов Д.В., Ризванов Д.А., Мухачева Н.Н. 2008).

Процесс совершенствования информационного обеспечения приводит к формированию ИИС предприятия, объединяющей в себе отдельные системы автоматизации производственных процессов: САПР, АСТПП, АСУП, АСУТП и др.

Сформированная таким образом ИИС будет иметь программно-методическое ядро, допускающее формирование и присоединения новых данных без изменения существующих компонентов, что обеспечит дальнейшее развитие информационной системы.

Реализация принципа непрерывного информационного сопровождения производственных процессов приведет к сокращению затрат и повышению качества продукции, что приводит к повышению конкурентоспособности (КС) предприятия, определяемую как совокупность параметров конкурентоспособности выпускаемой продукции, в виде функции (1):

 (1)

где: К - измеримый показатель качества выпускаемой продукции;

Ц - совокупные затраты заказчика за жизненный цикл изделия; Оценка показателя конкурентоспособности предприятия производится в виде оценки совокупной конкурентоспособности продукции (2):

 (2)

где Кт - интегральный показатель качества каждого (i-го) изделия;

Кн - интегральный показатель соответствия каждого (i-го) изделия обязательным нормам и стандартам;

Ц - совокупные затраты за весь жизненный цикл каждого изделия; Оценку интегрального показателя качества i-го изделия стоит проводить в виде суммы соответствий параметров изделия требованиям заказчика с учетом их поправки на значимость каждой характеристики (3):

 (3)

где: qij - относительный показатель качества i-го изделия по j-ой характеристике (4):

 (4)

где: ij - фактические значения j-ой характеристики изделия;

Гц - требования к j-ой характеристике изделия (идеальное изделие);- параметр, принимающий значение 1, если рост значения характеристики изделия приводит к увеличению степени удовлетворенности клиента и - 1, если - к снижению;ij - весовой коэффициент, учитывающий значимость j-ой характеристики изделия для заказчика.

Интегральный нормативный показатель соответствия отражает соответствие i-го изделия обязательным нормам и стандартам (5):

 (5)

где qidj - соответствие j-ой характеристики изделия нормативным требованиям.

Если изделие соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель 1, если нет, то 0.

Поскольку нет смысла оценивать несоответствующее нормативным параметрам изделие, то оценку конкурентоспособности изделий следует проводить только для изделий с Кн=1.

Цена потребления i-го изделия для заказчика может быть представлена как совокупность затрат заказчика за весь жизненный цикл изделия (6):

ц. = ц+ ц ф + ц + ц + цтор + ц, (6)

где: Цс - стоимость изделия;

Цинф - затраты на обслуживающую инфраструктуру;

Цэксп - эксплуатационные расходы;

Цуч - затраты на обучение персонала;

ЦТОир - стоимость технического обслуживания и ремонта;

Цутил - стоимость утилизации.

Внедрение интегрированной информационной системы обеспечения управления производственной деятельностью сокращает стоимость выполняемых операций и повышает качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг (выполняемых работ), тем самым повышая конкурентоспособность предприятия.

Заключение


Подводя итоги работы, необходимо отметить, что состояние информационной инфраструктуры на отечественных предприятиях не соответствует современным требованиям информатизации управления и расширения сферы применения информационных систем. Информационные системы на ряде промышленных предприятий часто разобщены, и функционируют, в основном, на базе аналитических, статистических и технических систем, что приводит к снижению оперативности принимаемых управленческих решений, повышению затрат производственных процессов, обуславливающих снижение конкурентоспособности, как производимой продукции, так и предприятия в целом.

Применение неэффективных информационных технологий в управлении производством, низкий конкурентный статус отечественной промышленной продукции, отставание от зарубежных стран в вопросах информационной поддержки жизненного цикла предприятий, неэффективная информационная инфраструктура вызывает необходимость обобщения опыта и проведения комплексных научных исследований в области организации эффективного информационного обеспечения менеджмента промышленного предприятия. Поэтому разработка методических и организационных основ формирования современной информационной системы, влияющей на повышение конкурентоспособности промышленного предприятия, является одной из приоритетных задач в работе менеджмента.

Информационная инфраструктура - совокупность разного рода информационных ресурсов, источников знаний и модулей доступа к ним для потребителей. Информационная инфраструктура может быть разноуровневой - от уровня всего земного шара до уровня конкретной организации.

Для компании Headhunter можно выдвинуть рекомендации по двум уровням

Выводы и рекомендации по стратегическому управлению:

.        Необходимо создать систему, которая могла бы соотнести финансовые показатели с показателями в натуральном выражении, а также проследить динамику - темпы роста продаж и прочее, так как показатели текущего момента не дают полной картины.

2.      Следует снизить нагрузку на сайт компании:

·        оптимизировать модули сайта;

·        вынести часть модулей из сайта (создать отдельные программы).

В отношении оперативного уровня:

·        стоит отметить, что на момент приобретения и внедрения программ JIRA и WIKI на рынке уже присутствовали более подходящие и мощные аналоги. На момент покупки программы удовлетворяли потребности компании, но через определенное время (примерно 1-2 года) она их "переросла". Это объясняется тем, что компания уделяет несравненно большее внимание решению текущих потребностей, чем подготовке к будущим. Она, можно сказать, не решает проблемы технического и программного оснащения заранее. Это касается и периодически "повисающего" сайта. Либо это можно объяснить тем, что компания посчитала более мощные программы слишком дорогими.

·        происходит ненужное дублирование информации (к примеру, сотрудники ведут календарь и в Outlook и в JIRA). Это можно объяснить демократическим стилем руководства в компании. При данном стиле, решения принимаются медленнее, чем при авторитарном, хотя риск ошибки меньше. Это касается и покупки, внедрения и отказа от программных продуктов. Поэтому когда внедряется новый продукт, старый не умирает, а остается - для отказа от него необходимо волевое решение руководства. Такие решения нужно предпринимать, так как здесь главное - это свести количество программ к минимуму, но при этом не проиграть в эффективности.

В связи с этим:

.        Необходимо заменить часть программ в связи с растущими потребностями.

2.      При замене необходимо учитывать будущие потребности.

.        Помимо замены необходимо отказаться от ненужных и устаревших продуктов.

.        Данные решения должны быть приняты руководством в рамках всей компании.

Список использованной литературы


1.      Вомский, О.А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития. // Вопросы экономики, 2006, №1, С.78-82

2.      Галямов А.Ф. Поддержка принятия решений по выбору инструментальных программных средств в процессе реализации ИТ-проекта. // Тр.10-й междунар. конф.: Computer Science and Informational Technologies. - Турция, Анталия, 2008. - Т.2. - С.90-95.

.        Галямов А.Ф., Никитин А.В. Поддержка принятия решений при выборе инструментальных программных средств. // Тр. конф.: Технологии Microsoft в теории и практике программирования. - Новосибирск, 2008. - С.5-7.

.        Годин В.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности. - М.: Высшая школа, 2007. - 240 с.

.        Гриненко А.С. Информационная поддержка процесса автоматизации предприятия // Сборник научных трудов. Организационно-экономические вопросы сферы быта и услуг. - М., 2005. - С.76-79.

.        Захаров В. Базовые архитектуры интеллектуальных систем управления // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 5. - С.106 - 112.

.        Захаров В. Влияние информационных технологий на развитие фирмы // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 5. - С.113 - 120.

.        Захаров В. Интеллектуальные технологии в современных системах управления // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 4 - С.96 - 100.

.        Интегрированная информационная поддержка жизненного цикла машиностроительной продукции. Принципы. Технологии. Методы. Модели. - М.: ООО Издательский дом "МВМ", 2005. - 264 с.

.        Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 439 с.

.        Колчин, А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным циклом продукции. - М.: Анахарсис, 2005. - 304 с.

.        Красильникова Ю.О. Модель информационной инфраструктуры инновационной деятельности университета. (www.arc. misis.ru/docs/mg/PDF/28. pdf).

.        Медынский, В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 400 с.

.        Мусов Н., Ненадышев В. Персонал и обеспечение инновационной стратегии предприятия. // Проблемы теории и практики управления, 2007, №5, с.82-88

.        Ойхман, Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 336 с.

.        Попов Д.В., Ризванов Д.А., Мухачева Н.Н. Системно-когнитивный подход к построению онтологических баз знаний. // Матер. XIII Байкальской Всеросс. конф. с междунар. участ.: Информационные и математические технологии в науке и управлении. - Иркутск, 2008. - T.1. - С.289-295.

.        Судов Е.В., Левин А.И., Давыдов А.Н., Барабанов В.В. Концепция развития CALS-технологий в промышленности России. - М.: НИЦ CALS-технологий "Прикладная логистика", 2007 - 279 с.

Похожие работы на - Роль информационной инфраструктуры в повышении конкурентоспособности предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!