иные вопросы.
Новое содержание философского мышления в настоящее время определяется также возрастанием объемов разумной деятельности человека, возникновением искусственного интеллекта, возможностью сознательного управления все большим количеством природных и социальных процессов.
2. Основные функции философии
Философия имеет различия и сходства с наукой, религией, искусством. Функции философии в обществе - многообразны.
Среди них важнейшими являются онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая и мировоззренческая.
Онтологическая функция подразумевает способность философии описывать мир с помощью таких категорий как «бытие», «материя», «развитие», «необходимость и случайность» и т. д.
Гносеологическая функция выражается в разработке общей теории познания и раскрытии уровней познания.
Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира.
Аксиологическая функция проявляется в обосновании положения, что человек есть мера всех вещей, что необходимо все его действия, поступки, результаты открытий, изобретения оценивать с точки зрения этических категорий «добра» и «зла».
Мировоззренческая функция объясняет взаимоотношения человека и мира. Она базируетс на таких понятиях как «мироощущение», «миропонимание», «мировоззрение». В процессе познания мира человек делает оценку действительности на основе своего мироощущения; это чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и т. д. Следующий этап мировосприятия - это миропонимание, он базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т. д. На основе мироощущения и миропонимания, условий жизни, общения, личного опыта у человека формируется мировоззрение - его система взглядов на мир.
В своей совокупности все функции философии направлены на развитии в человеке человеческого, вырабатывают у человека культуру мышления.
Некоторые специалисты выделяю воспитательную функцию и синтезирующую функции.
В период, когда основная задача, стоящая перед обществом, состояла в том, чтобы выработать наиболее ясные и четкие принципы становления личности, условия вхождения в общество взрослеющего индивида, на первый план выдвигалась воспитательная функция. Исходя из философского определения задач и принципов воспитания формировались педагогические институты, создавались условия взросления, образцы социально одобренного поведения.
В период, когда наука завоевывала господствующее положение в обществе, а вера в научно-технический прогресс становилась всеобщей, на авансцену выходит методологическая функция философского знания. В этом плане философия решала вопрос о предмете и объекте познания, условиях познания, критериях истинности знания. Она же разрабатывала наиболее общие методы, которые затем конкретизировались в рамках частных наук. По мере возрастания роли науки и техники в жизни каждого человека методологические проблемы становятся все более насущными. Частные науки, углубляясь в свой предмет, все более отходят от явлений, которые может представить неспециалист. Наука, развиваясь по своим внутренним законам, выходит из-под нравственного контроля человека, становится автономной, а потому страшной и непредсказуемой силой.
В этот момент на первый план выходит синтезирующая функция философии. Философия «наводит мосты» между различными, иногда далекими сферами знания, становится источником плодотворных заимствований из одной области в другую. Философия, обращаясь к всеобщим закономерностям, объединяет, синтезирует результаты частных наук и сфер человеческой деятельности. Она способствует превращению знания в единое и целостное мировоззрение.
Здесь проявляется наиболее важная функция философии - мировоззренческая функция.
3. Мировоззренческая функция философии
Философия не может создать мировоззрения. Мировоззрение, как любое социальное явление, складывается объективно. Но оно может создать его аналог - картину мира. Картина мира, в отличие от мировоззрения, сознательно конструируется усилиями людей. Но, будучи искусственным образованием, картина мира способна на время восстановить «связь времен», способствовать складыванию мировоззренческих установок, которые позволят людям жить и действовать вместе. Однако философия не является единственной формой мировоззрения, не заполняет собой всю мировоззренческую структуру.
Можно с полным правом сказать, что изучение философии - это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат, овладение этой наукой требует усилий, напряжения интеллектуальных способностей. Конечно, это совсем не просто и предполагает, в частности, знакомство с историей философии, чтобы шаг за шагом проследить, как решались «вечные проблемы» на протяжении многих столетий, а главное, чтобы подготовить себя к пониманию путей их решения в современной философии.
Для того чтобы людям осознать свое различие, организовать осмысленные совместные действия, необходима общая основа. Такой общей основой и выступает мировоззрение. Мировоззрение, таким образом, это система коллективных представлений о мире, месте человека в мире и принципах совместной деятельности людей.
Решая мировоззренческие проблемы, человек как бы набрасывает координатную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятельность, и работа его мысли. В теоретически обоснованном решении этих и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии.
Можно сказать, что мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т. д. различны. Но об этом дальше. Здесь же отметим, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т. д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.
Кроме того, мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.
В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием. Эти три уровня и составляют структуру мировоззрения.
Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей. Больше того, разной может быть и сама эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т. п. Второй уровень мировоззрения - миропонимание, опирающееся, прежде всего, на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется с оциальная позиция, ради которой человек порой способен на многое. Сила убеждений - в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вере в науку и т. д.). Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных пунктов и в познании, и в деятельности. Теперь обратимся к типологии мировоззрения.
Прежде всего, следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно - повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается:
) недостаточной широтой;
) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками;
) большой эмоциональной нагрузкой. Такие минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения. Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения возникает в ситуации недостатка информации о мире, позволяя ориентироваться в нем, не понимая смысла происходящих явлений.
Заключение
Философия, как и всякая другая наука выполняет в обществе ряд важнейших функций. К этим функциям можно отнести - аксеологическую, онтологическую, гносеологическую, методическую, воспитательную, систематизирующую и главную функцию - мировоззренческую.
Формирование мировоззрения, умения грамотно и широко мыслить - вот основная роль философского знания в обществе.
Современная философия развивается за счет реализации всех своих функций в новых исторических условиях. Её развитие связано с дальнейшей разработкой собственно философских проблем, преодолением бездуховности, утилитарного технократического мышления, прагматизма и формализма. Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в постиндустриальную эпоху. Она является теоретической моделью формирующейся информационно-технологической цивилизации, коэволюции ее с окружающей природной и космической средой, способствует нахождению решений глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.
Способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому - усвоение достижений философской культуры.
Список использованных источников
1.Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник. - М.: Проспект, 2000 г.
2.История философии. Курс лекций. - М.: РУДН, 2001 г.
.Лосев А.Ф. История античной эстетики. - М., 1963-1988.
.Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. - М., 1999 г.
.Философия. Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1998 г.