Философия. Предмет философии и ее функции в обществе

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия. Предмет философии и ее функции в обществе














Философия. Предмет философии и её функции в обществе

Введение

Философия - это самая древняя область знаний. Она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно в трех районах мира: в Китае, Индии и Греции.

Сам термин «философия» древнегреческого происхождения: «фило» - люблю, «софия» - мудрость. Однако термин мало что говорит о содержании этой науки. Можно сказать, что философия - это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру.

Философия - это сложная теоретическая дисциплина, специфическая форма интеллектуальной деятельности людей. В чем ее смысл? Зачем она нужна человеку и какую роль играет в обществе? Как приобщиться к философии, проникнуть в ее сущность?

На эти вопросы я помараюсь ответить в рамках работы.

Казалось бы, это - простые вопросы. Но сами философы отвечают на них по-разному. Поэтому то, что будет изложено дальше - это лишь один из многих подходов к пониманию смысла и задач философии. В ходе изучения курса мы познакомимся с различными и, порой, неожиданными поворотами этой темы, вплоть до самого решительного отрицания философами самой философии и ее последующего «восстановления в правах».

1. Философия, ее основные проблемы. Предмет философии

философия знание мировоззренческий общество

Философия - это особая, рационализированная форма общественного сознания, рассматривающая наиболее общие проблемы природы, общества и человеческого мышления.

Существуют «вечные вопросы», размышление над которыми и делает человека человеком, а не только «двуногим существом без перьев». Что такое мир? Что я могу понять в мировом порядке? Как этот порядок можно изучить? На что я могу надеяться в этом мире? Как возможна совместная жизнь очень разных людей? Что такое человек?

Каждый из этих «вечных» вопросов рассматривается отдельной философской дисциплиной. Проблемы мироустройства (проблема Бытия, как говорят философы) рассматривает отрасль философского знания онтология. Проблема познаваемости мира и методов познания изучается в гносеологии. Проблему ценности (смысла, приписываемого вещи или явлению) рассматривает аксиология. Наиболее общие вопросы социальной жизни людей, логику развития общества, структуру социального организма изучает социальная философия. Ответ на вопрос о том, что такое человек и в чем смысл его жизни на Земле уже многие века пытается найти философская антропология. Практически каждая отрасль знания или сфера жизнедеятельности человека обладает «своей» философской дисциплиной. Существует философия физики и философия политики, философия морали (этика) и философия права. Вместе с тем такое огромное количество философских дисциплин не создаёт отдельных философий. Философия, в отличие от частных наук (физики, химии, экономики, социологии и т. д.), является целостным знанием о мире. Она не разделяет, а объединяет, синтезирует знание. Не случайно философию называют «матерью наук», «наукой наук». Основой для такого синтеза и выступает мировоззрение.

В каждую эпоху одна конкретная черта мировоззрения выходит на первый план, становится основой синтеза. Для одного времени это проблемы воспитания, для другого проблемы научного метода, для третьего - проблемы нравственности и права. Для решения этих проблем на уровне конкретных наук, юридических норм и т. д. необходимо было их обобщенное решение. Эту функцию и брала на себя философия.

Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом. Переход к новому уровню философского мышления всегда являлся подготовкой глубоких социальных и политических перемен.

При самом общем взгляде на мир предметы и явления, которые он в себе заключает, подразделяются на материальные и идеальные. Этот наиболее общий подход к определению их сущности составляет содержание основного вопроса философии. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальным и материальным, духом и природой, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: Что является первичным - сознание или материя? Познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы, представители различных философских школ и направлений, отвечали на этот вопрос, они подразделялись на два идейных лагеря: материалистов и идеалистов.

Материалисты исходят из первичности материального бытия и вторичности идеальных процессов, считают мир познаваемым, тогда как идеалисты утверждают субстанциональность и первичность идеального фактора и в большинстве своем отрицают познаваемость мира. В истории философии существовали и в настоящее время существует также большое количество философских школ, представители которых занимают промежуточную позицию между материализмом и идеализмом, эклектически объединяя элементы того и другого направления.

Материалистов и идеалистов разделяет также вопрос и об источниках философского знания. Его решение возможно лишь на основе общественно-исторической и повседневной практики людей, которая постоянно доказывает объективное существование внешнего мира и возможность его познания. Научные открытия всегда являлись подтверждением материалистических взглядов, теоретической основой практической деятельности людей. В настоящее время материалистическую линию продолжает так называемая научная философия, а идеализм представлен такими философскими течениями, как экзистенциализм, постпозитивизм, герменевтика, неотомизм и другими. В последние десятилетия на Западе возник постмодернизм как идеология, обобщающая и включающая в себя многие идеалистические течения. Свою сущность постмодернизм проявляет через отрицание объективности мира, роли науки и научного познания, утверждение субъективности результатов познавательной деятельности.

Смена форм материализма и идеализма исторически происходила в результате перехода самого общества на качественно новые уровни развития, возрастания роли науки в общественной жизни, расширения сферы общественно-исторической практики. Многие формы идеалистической философии широко используют религию. Для современного этапа развития философии в отличие от предыдущих эпох, когда имела место резкая конфронтация материалистического и идеалистического направлений, характерны их взаимодействие и диалог. Современный материализм признает возможность определяющей роли субъективного духовного фактора в рамках отдельных исторических процессов, тогда как многие идеалистические направления включили в себя элементы диалектики, признание решающей роли социально-экономических условий в развитии общества и другие существенные положения материалистической теории. Таким образом, современная философия открывает великую эпоху синтеза духовных ценностей и традиций.

Содержание предмета философии формировалось исторически в зависимости от уровня развития общества и данных научных исследований: от натурфилософии Древнего общества, когда существовало единое естественно-философское знание о мире, через натурфилософию эпохи Возрождения и периода Нового времени в условиях постепенного выделения из нее специальных областей знания, к современной философии. В этот период предметом философии становится изучение наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого мышления, а сама она выступает не только как учение о бытии с его центральной проблемой человека, но и методологией научного познания и практической деятельности. В качественно новой исторической форме в настоящее время материалистическую линию продолжает современная философия.

Объектом ее изучения является окружающий мир как многомерная и многоуровневая система, для характеристики которой большое значение имеют категории устойчивости, перехода, сложности, вероятности, неопределенности, выбора, самоорганизации и др., отражающие статистический, нелинейный характер его состояния и развития.

·сущность бытия;

·происхождение бытия;

·материя (субстанция), ее формы;

·сознание, его происхождение и природа;

·взаимоотношение материи и сознания;

·бессознательное;

·человек его сущность и существование;

·душа, духовный мир человека;

·общество;

·общество и человек;

·духовная сфера жизни общества;

·материально-экономическая сфера жизни общества;

·социальная сфера общества;

·общественно-экономические формации, цивилизации;

·перспективы человека, общества;

·экология, проблемы выживания;

·особенности познания;

·влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

·ограниченность и безграничность познания;

·движение;

·диалектика и ее законы;

·иные вопросы.

Новое содержание философского мышления в настоящее время определяется также возрастанием объемов разумной деятельности человека, возникновением искусственного интеллекта, возможностью сознательного управления все большим количеством природных и социальных процессов.

2. Основные функции философии

Философия имеет различия и сходства с наукой, религией, искусством. Функции философии в обществе - многообразны.

Среди них важнейшими являются онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая и мировоззренческая.

Онтологическая функция подразумевает способность философии описывать мир с помощью таких категорий как «бытие», «материя», «развитие», «необходимость и случайность» и т. д.

Гносеологическая функция выражается в разработке общей теории познания и раскрытии уровней познания.

Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира.

Аксиологическая функция проявляется в обосновании положения, что человек есть мера всех вещей, что необходимо все его действия, поступки, результаты открытий, изобретения оценивать с точки зрения этических категорий «добра» и «зла».

Мировоззренческая функция объясняет взаимоотношения человека и мира. Она базируетс на таких понятиях как «мироощущение», «миропонимание», «мировоззрение». В процессе познания мира человек делает оценку действительности на основе своего мироощущения; это чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и т. д. Следующий этап мировосприятия - это миропонимание, он базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т. д. На основе мироощущения и миропонимания, условий жизни, общения, личного опыта у человека формируется мировоззрение - его система взглядов на мир.

В своей совокупности все функции философии направлены на развитии в человеке человеческого, вырабатывают у человека культуру мышления.

Некоторые специалисты выделяю воспитательную функцию и синтезирующую функции.

В период, когда основная задача, стоящая перед обществом, состояла в том, чтобы выработать наиболее ясные и четкие принципы становления личности, условия вхождения в общество взрослеющего индивида, на первый план выдвигалась воспитательная функция. Исходя из философского определения задач и принципов воспитания формировались педагогические институты, создавались условия взросления, образцы социально одобренного поведения.

В период, когда наука завоевывала господствующее положение в обществе, а вера в научно-технический прогресс становилась всеобщей, на авансцену выходит методологическая функция философского знания. В этом плане философия решала вопрос о предмете и объекте познания, условиях познания, критериях истинности знания. Она же разрабатывала наиболее общие методы, которые затем конкретизировались в рамках частных наук. По мере возрастания роли науки и техники в жизни каждого человека методологические проблемы становятся все более насущными. Частные науки, углубляясь в свой предмет, все более отходят от явлений, которые может представить неспециалист. Наука, развиваясь по своим внутренним законам, выходит из-под нравственного контроля человека, становится автономной, а потому страшной и непредсказуемой силой.

В этот момент на первый план выходит синтезирующая функция философии. Философия «наводит мосты» между различными, иногда далекими сферами знания, становится источником плодотворных заимствований из одной области в другую. Философия, обращаясь к всеобщим закономерностям, объединяет, синтезирует результаты частных наук и сфер человеческой деятельности. Она способствует превращению знания в единое и целостное мировоззрение.

Здесь проявляется наиболее важная функция философии - мировоззренческая функция.

3. Мировоззренческая функция философии

Философия не может создать мировоззрения. Мировоззрение, как любое социальное явление, складывается объективно. Но оно может создать его аналог - картину мира. Картина мира, в отличие от мировоззрения, сознательно конструируется усилиями людей. Но, будучи искусственным образованием, картина мира способна на время восстановить «связь времен», способствовать складыванию мировоззренческих установок, которые позволят людям жить и действовать вместе. Однако философия не является единственной формой мировоззрения, не заполняет собой всю мировоззренческую структуру.

Можно с полным правом сказать, что изучение философии - это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат, овладение этой наукой требует усилий, напряжения интеллектуальных способностей. Конечно, это совсем не просто и предполагает, в частности, знакомство с историей философии, чтобы шаг за шагом проследить, как решались «вечные проблемы» на протяжении многих столетий, а главное, чтобы подготовить себя к пониманию путей их решения в современной философии.

Для того чтобы людям осознать свое различие, организовать осмысленные совместные действия, необходима общая основа. Такой общей основой и выступает мировоззрение. Мировоззрение, таким образом, это система коллективных представлений о мире, месте человека в мире и принципах совместной деятельности людей.

Решая мировоззренческие проблемы, человек как бы набрасывает координатную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятельность, и работа его мысли. В теоретически обоснованном решении этих и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии.

Можно сказать, что мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т. д. различны. Но об этом дальше. Здесь же отметим, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т. д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Кроме того, мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием. Эти три уровня и составляют структуру мировоззрения.

Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей. Больше того, разной может быть и сама эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т. п. Второй уровень мировоззрения - миропонимание, опирающееся, прежде всего, на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется с оциальная позиция, ради которой человек порой способен на многое. Сила убеждений - в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вере в науку и т. д.). Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных пунктов и в познании, и в деятельности. Теперь обратимся к типологии мировоззрения.

Прежде всего, следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно - повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается:

) недостаточной широтой;

) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками;

) большой эмоциональной нагрузкой. Такие минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения. Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения возникает в ситуации недостатка информации о мире, позволяя ориентироваться в нем, не понимая смысла происходящих явлений.

Заключение

Философия, как и всякая другая наука выполняет в обществе ряд важнейших функций. К этим функциям можно отнести - аксеологическую, онтологическую, гносеологическую, методическую, воспитательную, систематизирующую и главную функцию - мировоззренческую.

Формирование мировоззрения, умения грамотно и широко мыслить - вот основная роль философского знания в обществе.

Современная философия развивается за счет реализации всех своих функций в новых исторических условиях. Её развитие связано с дальнейшей разработкой собственно философских проблем, преодолением бездуховности, утилитарного технократического мышления, прагматизма и формализма. Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в постиндустриальную эпоху. Она является теоретической моделью формирующейся информационно-технологической цивилизации, коэволюции ее с окружающей природной и космической средой, способствует нахождению решений глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.

Способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому - усвоение достижений философской культуры.

Список использованных источников

1.Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник. - М.: Проспект, 2000 г.

2.История философии. Курс лекций. - М.: РУДН, 2001 г.

.Лосев А.Ф. История античной эстетики. - М., 1963-1988.

.Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. - М., 1999 г.

.Философия. Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1998 г.

Похожие работы на - Философия. Предмет философии и ее функции в обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!