Система социальной защиты населения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,48 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система социальной защиты населения

Содержание

Введение

. Система социальной защиты: этапы формирования

. Социальное страхование в системе социальной защиты населения, классификация форм социального страхования

3. Организационно-правовой статус фондов обязательного социального страхования

.1 Пенсионный фонд

.2 Фонд социального страхования

.3 Фонды обязательного медицинского страхования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В повседневной жизни любого человека возможны такие ситуации, когда, в силу тех или иных причин, он утрачивает источник средств своего существования. Такая материальная необеспеченность может наступить либо в связи с утратой трудоспособности по старости, инвалидности, либо потери работы, по болезни и т.д. Формы и способы защиты от подобных социальных угроз в обществе используются разные: взаимопомощь работников предприятий; установленное обычаем или законом материальное обеспечение пожилых людей, инвалидов; социальное страхование, социальная помощь, благотворительность и другие. Они объединены общим названием - «социальная защита населения», которая составляет неотъемлемый элемент социально-экономических отношений общества социально-ориентированных стран.

Тема социальной защиты будет актуальна и интересна всегда, так как она касается каждого. Все мы, так или иначе, становимся участниками системы социальной защиты и включены в систему социального страхования. Это определяет актуальность выбранной темы работы. Цель работы - изучение понятия и основных характеристик системы социальной защиты.

Задачи:

. Рассмотреть этапы формирования системы социальной защиты;

. Изучить различия между социальным страхованием, социальным обеспечением, социальной помощью;

. Рассмотреть организационно-правовые структуры государственных фондов обязательного социального страхования.

1. Система социальной защиты: этапы формирования

Обычно под социальной защитой понимается совокупность разнообразных мер, осуществляемых государством, обществом, корпорациями, общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз. В настоящее время сложилось понимание социальной защиты в широком и узком смысле слова.

В широком смысле - это деятельность государства и общественных организаций по реализации целей и приоритетных задач социальной политики, реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важных социальных прав, в том числе на достойный человека уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности.

В узком смысле - это комплекс целенаправленных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки, прежде всего материально, наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная защита включает в себя систему разнообразных форм и направлений, а также совокупность различных организаций и учреждений (государственных и негосударственных), которые ее осуществляют. Комплекс мер по социальной защите населения реализуется как за счет федеральных местных фондов, так и за счет специально создаваемых фондов (ФСС, благотворительных фондов и т.п.)

Формирование системы социальной защиты включает несколько этапов.

. Выделение из всего населения целевых групп - лиц, нуждающихся в социальной защите. Для этого применяются механизмы контроля и критерии определения семейных доходов.

. Выбор методов, обеспечивающих целенаправленный характер помощи. С этой целью осуществляется привязка помощи к конкретным регионам страны или социальным группам населения.

. Оценка уровня жизни, необходимая для правильного определения целевых групп. Для этого осуществляется обследование семейных бюджетов с учетом всех получаемых доходов в денежной и натуральной формах.

С целью определения адресности социальной помощи применяется концепция минимально необходимого уровня потребления. При этом так называемая минимальная потребительская корзина включает набор необходимых товаров и услуг с последующим его расширением. Применяются нормы потребления, соответствующие фактической структуре потребления мало обеспеченных людей.

. Выбор способов предоставления пособий, дотаций, льгот. Они могут предоставляться в денежной и натуральной формах. Использование талонов на продовольствие или одежду обеспечивает целевое использование выделяемой помощи. [1; 45-46]

В странах с социально-ориентированной экономикой расходы на социальную защиту занимают одно из приоритетных направлений. Реальное представление об этом дают следующие данные. По сведениям МВФ в 2003. году доля социальных расходов расширенного правительства в ВВП составляла: в Австрии - 34,7%, в Германии - 33,7%, в Дании - 41,2%, в Швеции - 40,4%. В современной России становление социальной защиты находится на самом раннем этапе ее развития и сопровождается немалыми трудностями. Поэтому и уровень расходов в РФ на эти цели значительно отстает от западных стран. В 2003 г. они составили 17% ВВП. Несмотря на рост в России в 2004-2005 гг. социальных расходов их доля в ВВП не увеличилась, а в 2006 г. снизилась до 14,5%. [3]

Действенным инструментом осуществления социальной защиты населения является социальная политика государства. В ней находят практическое воплощение меры по развитию социальной сферы общества, оказанию гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. В современных условиях Правительство РФ концентрирует основные усилия в области социальной политики на следующих главных направлениях: обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышения доли оплаты труда в ВВП, улучшения пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы, улучшение качества медицинской помощи, значительное сокращение социальной и экономической бедности, укрепление социальной безопасности граждан.

2. Социальное страхование в системе социальной защиты населения, классификация форм социального страхования

Многообразие социальных и профессиональных рисков предопределяет и разнообразные формы социальной защиты населения. На практике эта система имеет довольно сложную структуру, каждый элемент которой имеет свою специфику и играет определенную роль в обеспечении социальной безопасности человека. К их числу относятся:

-социальное страхование;

-социальное обеспечение;

-социальная помощь.

Кроме того, наряду с этими формами, социальная безопасность индивида может быть достигнута за счет личных сбережений, частного личного страхования, некоторых других форм (благотворительность и т.п.).

Различия между социальным страхованием, социальным обеспечением, социальной помощью сгруппированы в таблице. [4; 27-28]

Таблица Основные характеристики социального страхования, социальной помощи и социального обеспечения

Социальное страхованиеСоциальная помощьСоциальное обеспечениеФинансирование обычно осуществляется за счет работодателей, работников и государства. Их участие в финансировании является обязательнымФинансирование за счет региональных и местных бюджетов, внебюджетных средств (благотворительности, меценатства и.т.п.)Финансирование за счет государственных и региональных бюджетовВыплаты производятся только застрахованным лицам на основе законодательстваВыплаты производятся только определенным категориям населения на основе законодательстваВыплаты производятся только определенным категориям населения на основе законодательстваСтраховые выплаты осуществляются независимо от имущественного положения и уровня доходов за счет страховых средствВыплаты производятся на основе критерия нуждаемости. При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующих лицВыплаты производятся независимо от уровня доходов, за счет бюджетов всех уровнейЗа счет страховых выплат обеспечивается возмещение затрат на воспроизводство работника при наступлении страхового случаяЦель выдачи пособия - доведение уровня доходов человека до определенного законом минимума с четом таких факторов, как размер семьи, уровень дохода и т.п. Размер пособия не связан с предшествующими уровнями заработной платы или доходаДополнительное социальное обеспечение за особые заслуги перед государствомПраво человека на страховое пособие базируется на основе уплаты страховых взносов без учета нуждаемости, но с учетом размеров уплаченных взносовСоциальная помощь предоставляется на основании исследования благосостояния нуждающихся и ориентируется на его относительное повышениеСоциальное обеспечение производится в виде денежных пособий, различных льгот в соответствии и на основании особых заслуг перед государствомСистема страхования несчастных случаев на производстве обычно полностью финансируется работодателем с возможным участием государства--

Социальное страхование имеет довольно сложную и разветвленную структуру. Сложность структуры социального страхования предполагает необходимость классификации его форм. Это важно не только с теоретической, но и практической точек зрения. Такая классификация осуществляется по ряду критериев:

.Юридический статус. Различают обязательное и добровольное страхование.

.Организационно-правовое положение. Различают государственное и негосударственное страхование.

.Организационные формы. Существуют профессиональное, территориальное, корпоративное и личное страхование.

.Страхуемые риски. На основании этого критерия выделяют пенсионное страхование, страхование безработицы, медицинское страхование, страхование временной нетрудоспособности, страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. [4; 29-30]

На данном этапе становления национальной системы социального страхования преимущественное развитие получили его государственные формы. В частности, были созданы четыре государственных фонда социального страхования:

-Фонд пенсионного страхования РФ (ПФР);

-Фонд обязательного медицинского образования (ФОМС) с территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в регионах;

-Фонд социального страхования (ФСС).

3. Организационно-правовой статус фондов обязательного социального страхования

социальный защита страхование пособие

Являясь основой организационной структуры обязательного социального страхования, фонды играют ключевую роль. Государственные фонды обязательного социального страхования были созданы в соответствии с нормативными актами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных граждан по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Поскольку фонды обязательного социального страхования являются государственными организациями, то они входят в качестве составной части в структуру органов исполнительной власти, которые определяют форму и методы оперативного управления деятельностью.

Вместе с тем фонды обязательного социального страхования относятся к некоммерческим организациям, что делает недопустимым для фондов заниматься какой-либо деятельностью в ущерб их основной задаче - обеспечению эффективной социальной защиты населения от массовых социальных и профессиональных рисков.

Рассмотрим каждый из фондов обязательного социального страхования.

3.1 Пенсионный фонд

Пенсионный фонд обладает централизованной структурой.

Основной ответственностью Пенсионного фонда РФ является обязательное страхование материальной необеспеченности в связи с реализацией следующих рисков:

-наступление нетрудоспособности по возрасту;

-наступление нетрудоспособности по инвалидности;

-потеря кормильца.

В соответствии с действующим законодательством пенсии выплачиваются при достижении установленного законом пенсионного возраста, наступления инвалидности, потере кормильца.

Пенсионный фонд за счет аккумулированных ресурсов и количеству обслуживаемого им населения является крупнейшей организацией системы обязательного страхования.

Функции Пенсионного фонда обеспечивают:

.управление средствами бюджета ПФР и контроль за их расходованием в соответствии с ФЗ «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ».

.назначение (перерасчет), своевременную выплату трудовых пенсий на основе данных персонифицированного учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий;

.финансовую устойчивость и сбалансированность системы обязательного пенсионного страхования, поступление обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом ПФР;

.целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, осуществление контроля за их использованием;

.осуществление учета средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

.регистрирование страхователей;

.режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

.своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

В ведении ПФР находятся также вопросы разработки проекта бюджета Пенсионного фонда, контрольные функции по проверке предоставляемых документов для назначения или перерасчета пенсий, подготовки обоснования размера страховых тарифов, вопросы международного сотрудничества и др.

3.2 Фонд социального страхования

По объему располагаемых финансовых ресурсов ФСС занимает второе место после ПФР.

Фонд социального страхования РФ представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу. Фонд социального страхования РФ является бюджетным учреждением, имеющим региональные отделения. Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. К имуществу фонда относится также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями. [1; 50]

Риски страхуемые ФСС довольно многообразны. Основной ответственностью ФСС является страхование риска материальной необеспеченности в следующих случаях:

-временной нетрудоспособности в результате общего заболевания;

-профессиональных заболеваний;

-получения травмы на производстве в результате несчастного случая;

-беременности и рождения ребенка;

-родов или усыновления ребенка;

-ухода за ребенком до 1,5 лет и в период его болезни, ухода за ребенком-инвалидом;

-смерти работника или члена его семьи.

Таким образом, сфера страховой деятельности ФСС является более широкой по сравнению с другими формами страховой защиты. До последнего времени ФСС также проводил большую работу по оздоровлению детей работников в детских лагерях, осуществлял санаторно-курортное лечение работников и членов их семей. Но в отношении санаторно-курортного лечения и оздоровления получила развитие неблагоприятная тенденция - произошло резкое сокращение финансирования расходов на данный вид деятельности.

Особое место среди деятельности ФСС занимает страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот вид страхования введен в 2000 г. и его значение трудно переоценить, тем более, что уровень травматизма и профессиональных заболеваний в России очень высокий по сравнению с другими странами с социально-ориентированной рыночной экономикой. Страховые взносы на данный вид страхования вносят только работодатели. Целью и задачей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является:

-обеспечение социальной защиты застрахованных;

-экономическая заинтересованность участников страхования в снижении профессиональных рисков;

-возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию.

Организационная структура ФСС представляет собой сочетание централизованного и децентрализованного управления. Централизованные руководящие решения идут в региональные органы ФСС (республиканские, краевые, областные), которые, в свою очередь, руководят филиалами. Филиалы осуществляют руководство комиссиями по социальному страхованию на предприятиях. [4; 209]

Фонд социального страхования - единственный из фондов, деятельность которого регламентируется не Федеральным законом, а постановлением Правительства РФ. Задачи, решаемые ФСС в принципе идентичны задачам ПФР и ФОМС.

Задачи, находящиеся в зоне ответственности ФСС:

.обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности в следствие различным причин;

.участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

.осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;

.разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов. [4; 210]

Формирование финансовой базы ФСС осуществляется за счет отчислений страхователями и страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, государство компенсирует ФСС отдельные расходы из государственного бюджета.

3.3 Фонды обязательного медицинского страхования

Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Задачи медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.

В отличие от Пенсионного фонда Фонд обязательного медицинского страхования обладает децентрализованной структурой, включающей в себя федеральный фонд и региональные фонды, работающие в каждом регионе РФ в оперативном отношении вполне независимо от федерального фонда. В отношениях федерального и регионального уровней нет никакой иерархии, поскольку региональные фонды отвечают за свою работу перед региональной администрацией и региональными парламентами. Региональные фонды медицинского страхования собирают взносы с работодателей, но лишь часть из них направляется в федеральный фонд.

Еще одной особенностью Фонда обязательного страхования является то, что за неработающее население вносит государство, т.е. федеральные и региональные органы власти.

Основными задачами ФФОМС являются:

выравнивание условий деятельности ТФОМС по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

проведение финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования совместно с органами исполнительной власти, медицинскими организациями;

подготовка предложений о страховом тарифе, по совершенствованию законодательных и нормативных актов по вопросам ОМС;

участие в создании ТФОМС;

аккумуляция финансовых средств ФФОМС и осуществление финансово-кредитной деятельности для выполнения задач, предусмотренных положением о ФФОМС. [4; 193-197]

Задачи ТФОМС в целом совпадают с задачами ФФОМС.

Заключение

Основной предпосылкой социального страхования являются риски, присущие самой природе человеческого существования. Это риски на физиологическом, экономическом и социальном уровнях. В современных условиях один из главных социальных рисков - это потеря трудового дохода. В масштабах страны социальный риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам.

Социальное страхование является системой отношений по перераспределению национального дохода путем формирования из обязательных страховых работодателей и работников специальных страховых фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных социальных рисков.

Социальное страхование базируется на следующих принципах:

-обязательность для всех участников;

-распределение обязанностей по уплате страховых взносов в фонды социального страхования работниками и работодателями;

-размеры страховых взносов соответствует той степени социальной защиты, которая необходима населению исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;

-социальные выплаты определяются степенью потребности в социальной помощи и зависят от размеров, сроков и других условий уплаты страховых взносов;

-право на получение социальных выплат определяется фактами наступления социального риска и уплатой страховых взносов без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

Финансовую основу социального страхования составляют обязательные (в силу закона) и равные (в одинаковой доле от фонда оплаты труда) страховые взносы.

Формы социального страхования со временем меняются по мере изменения структуры социальных рисков. В большинстве случаев сохраняются три основные отрасли социального страхования: пенсионное, медицинское, от несчастных случаев.

Современная российская система социального страхования включает четыре отрасли, управляемые тремя внебюджетными государственными фондами:

.государственное социальное страхование (ФСС);

.обязательное страхование от несчастных случае (ФСС);

.обязательное медицинское страхование (ФОМС);

.обязательное пенсионное страхование (ПФР).

Социальное страхование в России в настоящее время находится в процессе реформирования.

Список использованной литературы

1.Архипов А.П., Гомеля В.Б. Страхование. Современный курс: учебник / Под ред. Е.В. Коломина. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 416 с.

.Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с.

.Куликов В., Роик В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // РЭЖ. - 2005. - №1. - с. 3-17.

.Павлюченко В.Г. Социальное страхование: Учеб. пособие. - М.: «Дашков и К», 2011. - 412 с.

.О взносах на обязательное пенсионное страхование // Экономика и жизнь. - 2006. - №10. - с.14.

.Скок Н. Инновационная деятельность учреждений социального обслуживания населения // Социальная работа. - 2007. - №5. - с. 28-29.

Похожие работы на - Система социальной защиты населения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!