Становление системы социальной защиты населения РФ

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    71,55 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление системы социальной защиты населения РФ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра налогообложения и общественного сектора

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по экономике общественного сектора

на тему: «Становление системы социальной защиты населения РФ»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

3курса 301группы

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

Орёл 2006

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 2

Введение. 3

Глава 1 Социальная защита населения как одна из важных задач государства.. 5

1.1 Необходимость социальной защиты населения.. 5

1.2 Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.. 8

1.3 Социальное обеспечение и социальная помощь. 20

1.4 Социальное страхование населения. Система социальной службы... 31

Глава 2 Организация социальной защиты в современной России.. 34

3.1 Социальная защита в Советский период.. 34

3.2 Система социальной  защиты в современной России.. 39

Заключение. 48

Список использованных источников.. 49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Введение

Наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием  занятости и обеспечения социальной защиты населения.

В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как  нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой  все слои населения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательной базы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые скажутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Выбранная тема «Становление системы социальной защиты населения РФ» как никогда актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.

Цель данной курсовой работы: рассмотреть как проходило становление системы социальной защиты в условиях рынка за последние 10-15 лет.

В ходе достижения цели курсовой работы предстоит решить ряд задач:

1.   проследить динамику развития системы социальной защиты в России

2.   сущность, основные направления и функции социальной защиты населения;

3.   нормативно-правовые основы социальной защиты населения;

4.   формы оказания социальной защиты населению учреждением, основные недостатки в деятельности;

5.   тенденции развития системы социальной защиты населения.

Объектом исследования - является система социальной  защиты населения России.

Предметом исследования - является исследование проблем развития и функционирования системы  социальной защиты населения в условиях формирования рынка.

Степень научной разработанности: теоретической и методологической основой исследования явились труды  российских социологов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме. В ходе работы над темой использовался анализ статистических данных и научных публикаций, по которым можно отследить динамику основных социальных показателей общества.

Структура и объем работы: данная курсовая работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников информации

 

 

 

 




Глава 1 Социальная защита населения как одна из важных задач государства

1.1 Необходимость социальной защиты населения

Неотъемлемыми факторами любой нормально функциони­рующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей суще­ствовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуа­лов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целост­ность и преемственность культуры семьи, рода, общности.

С развитием цивилизации, технического прогресса и куль­туры, распадом семейно-родственных и общинных связей го­сударство все более активно принимало на себя функцию га­ранта социальной защищенности человека.    

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению соци­альной защиты населения в самостоятельный вид деятельно­сти, которая приобрела новый смысл: прежде все­го как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

В условиях рыночных отношений человек может обеспе­чить удовлетворение своих потребностей лишь путем получе­ния дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть насе­ления, которая не имеет собственности и не в состоянии тру­диться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособ­ность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, нацио­нальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти ка­тегории населения не выживут без защиты и социальной по­мощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.[1]

Государство объективно заинтересовано в поддержке соци­ально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

1) государство, провозгласившее себя цивилизованным,  обязано, согласно Всеоб­щей Декларации прав человека, «обеспечить населению дос­тойный уровень жизни»;

2) всякое государство заинтересовано в расширенном вос­производстве квалифицированной рабочей силы;

3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует  экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в об­ществе.

Развитие цивилизованного рынка может нормально осу­ществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и мини­мальных гарантий человеку независимо от его места житель­ства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предприни­мательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

Взаимодействие рыночных отношений и социальной за­щиты необходимо учитывать не только на уровне всего обще­ства, но и на уровне социальных групп, семьи и индивида.

Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в слож­ной жизненной ситуации.

Система социальной защиты населения в России находит­ся в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную от­расль народного хозяйства. В настоящее время в ней занято около 400 тысяч работников, функционирует более 16 тысяч учреждений.

Однако практика переходного периода в России показы­вает, что развитие рыночных отношений происходит не вме­сте с ростом социальной защиты населения, а, в основном, за счет его обнищания, что неминуемо порождает социальную напряженность в обществе. В конце 90-х годов около 25% населения име­ли душевой доход ниже прожиточного минимума.

Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется проти­воречием между нарастанием потребностей в социальной за­щите населения и сужением возможностей для их удовлетво­рения. Проанализировав изменения величины денежного дохода населения, уровень цен на товары и услуги можно   выявить причины нарастания социальной напряженности:

1) падение производства вообще и товаров народного потребле­ния особенно;

2) неблагополучная демографическая обстановка и старение общества как ее следствие;

3)  структурные измене­ния в экономике и сокращение армии, ведущие к расшире­нию базы безработицы;

4) инфляция и обесценивание накопле­ний населения; рост стоимости энергоносителей, провоциру­ющий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д.

Жизнь требует новых экономических подходов в целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий для:

- обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;

- использования новых стимулов к труду и экономичес­кой деятельности;

- создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное партнерство, негосудар­ственное социальное страхование и др.);

- формирования экономической системы самозащиты.

Экономичес­кая политика государства - это часть его общей политики, совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью.

Разрабатывая и осуществляя эко­номическую политику, государство не должно­ допускать бесконтрольного роста инфля­ции, вмешиваться в механизмы экономики и т. д. Однако государство в то же время призвано влиять на нее экономическими методами (например, методами налоговой политики, системы льготно­го кредитования и т.п.).

Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства потребителю, удовлетво­рении социальных потребностей населения и стимулирова­нии этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необ­ходимое перераспределение доходов между более обеспечен­ными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление со­циальных гарантий.

1.2 Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения

В обществе рыночных отношений главную функцию соци­альной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конститу­ции РФ и находят свое подтверждение в социальной полити­ке. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Россий­ской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанав­ливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материн­ства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются го­сударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и  система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных кате­горий, основанные на принципе заботы государства о соци­ально уязвимых членах общества и социальной благотвори­тельности. В то же время социальная защита должна рас­пространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государ­ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты - это установлен­ные законодательством РФ нормы и нормативы, которые за­крепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.[2] Систему государственных мини­мальных стандартов составляют взаимосвязанные государ­ственные минимальные социальные стандарты в области:

1) оплаты труда;

2) пенсионного обеспечения;

3) образования;

4) здравоохранения;

5) культуры;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стан­дартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работо­дателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

Минимальные пределы государственных гарантий подтвер­ждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоох­ранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

- минимальный размер оплаты труда;

- единая тарифная сетка оплаты труда работников бюд­жетной сферы (ЕТС).

Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безо­пасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного феде­ральным законом минимального размера оплаты труда, а так­же право на защиту от безработицы».

Трудовой кодекс РФ (ст. 129) устанавливает, что «месячная опла­та труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».

Таблица №1 - Минимальный размер оплаты труда[3] (на 1 января; рублей; до 1998г.- тыс. руб.)

 

1993

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Минимальный размер оплаты труда

4,3

63,3

83,5

83,5

83,5

83,5

200,0

300,0

450,0

600,0

720,0

Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты)

4,5

80,0

80,0

90,0

90,0

110,0

200,0

450,0

450,0

600,0

720,0

Минимальный размер оплаты труда имеет гарантирован­ный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграж­дения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабо­чего времени и нормы труда не выполнены не по вине работ­ника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощритель­ные выплаты. Последние должны начисляться на заработ­ную плату, которая не может быть ниже установленного го­сударством минимального уровня. Неспособность предприя­тия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.

Величина минимальной заработной платы обычно опреде­ляется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточ­ный минимум - понятие, характеризующее минимум жиз­ненных средств, необходимых для нормального воспроизвод­ства рабочей силы и развития личности. Это показатель объе­ма и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрос­лых, социального и физического развития детей и подрост­ков.

Для установления стоимостного показателя прожиточно­го минимума вводится понятие «бюджета прожиточного ми­нимума». Бюджет прожиточного минимума представляет со­бой стоимостную оценку натурального набора, а также вклю­чает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения мини­мальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должен соответствовать величине заработной платы.

Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.

Прожиточный минимум и бюджет прожиточного мини­мума могут быть использованы:

- в качестве базы для адресной социальной поддержки;

- в качестве целевых ориентиров при регулировании до­ходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

- для оценки материальных и финансовых ресурсов, не­обходимых для реализации перспективных и текущих соци­альных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

- для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

- в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического раз­вития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребитель­скому минимуму возможно лишь при стабильной экономи­ческой ситуации и определенном высоком уровне производ­ства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальный размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исхо­дя из реальных экономических условий.

Следует отметить, что в последние годы минимальная за­работная плата, установленная законом, все менее соответ­ствует бюджету прожиточного минимума.

Таблица №2[4] - Величина прожиточного минимума в 1992-1999гг.

(в среднем на душу населения; рублей в месяц; до 1998г.- тыс. руб.)

Годы

Все население

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Соотношение среднедушевых доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов

1992

1,9

2,1

1,3

1,8

210

1993

20,6

23,1

14,4

20,7

220

1994

86,6

97,4

61,0

87,4

238

1995

264,1

297,2

186,2

268,6

195

1996

369,4

415,6

260,5

373,2

208

1997

411,2

462,4

289,9

415,1

229

1998

493,3

554,7

347,9

498,2

204

1999

907,8

1002,8

639,9

901,7

180

Таблица №3[5] - Величина прожиточного минимума в 2000-2004 гг. (в среднем на душу населения; рублей в месяц)

 

Все
население

в том числе по социально-демографическим
группам населения

Соотношение
среднедушевых денежных
доходов населения с
величиной прожиточного
минимума, процентов

трудоспособное
население

пенсионеры

дети

2000

1210

1320

909

1208

188,5

I квартал

1138

1232

851

1161

162,7

II квартал

1185

1290

894

1182

182,9

III квартал

1234

1350

930

1218

189,7

IV квартал

1285

1406

962

1272

216,1

2001

1500

1629

1144

1499

204,1

I квартал

1396

1513

1064

1405

178,1

II квартал

1507

1635

1153

1507

195,8

III квартал

1524

1658

1163

1514

209,5

IV квартал

1574

1711

1197

1570

231,9

2002

1808

1968

1379

1799

218,3

I квартал

1719

1865

1313

1722

187,3

II квартал

1804

1960

1383

1795

207,1

III квартал

1817

1980

1387

1799

220,8

IV квартал

1893

2065

1432

1880

252,8

2003

2112

2304

1605

2090

244,8

I квартал

2047

2228

1554

2039

212,7

II квартал

2137

2328

1629

230,1

III квартал

2121

2318

1612

2089

242,7

IV квартал

2143

2341

1625

2113

289,6

2004

2376

2602

1801

2326

266,9

I квартал

2293

2502

1747

2259

239,5

II квартал

2363

2588

1793

2313

250,6

III квартал

2396

2629

1816

2336

263,3

IV квартал

2451

2690

1849

2394

309,2

Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной заработной платы должно происхо­дить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правитель­ство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума.

В настоящее время заработная плата в России не выпол­няет своих главных функций: воспроизводственную и стимулирующую.

Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена эконо­мическая функция заработной платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обес­печивать человеку определенный социальный статус в обществе.

Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.

Реальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек.

Таблица №4[6] - Численность экономически активного населения

 

1992

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

 

Тысяч человек

Экономически активное население - всего

75060

70740

72332

71411

72421

72835

72909

73811

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

занятые в экономике

71171

64055

65273

65124

66266

67152

67134

68603

безработные

3889

6684

7059

6288

6155

5683

5775

5208

Мужчины

39197

37338

37499

36905

36997

37206

37079

37511

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

занятые в экономике

37161

33726

33754

33527

33709

34199

34177

34710

безработные

2036

3613

3745

3378

3288

3007

2902

2801

Женщины

35863

33401

34833

34506

35423

35629

35831

36300

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

занятые в экономике

34010

30330

31519

31596

32557

32953

32958

33893

безработные

1853

3072

3314

2910

2866

2676

2873

2407

 

В процентах к итогу

Экономически активное население - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

занятые в экономике

94,8

90,5

90,2

91,2

91,5

92,2

92,1

92,9

безработные

5,2

9,5

9,8

8,8

8,5

7,8

7,9

7,1

Мужчины

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

занятые в экономике

94,8

90,3

89,8

90,8

91,1

91,9

92,2

92,5

безработные

5,2

9,7

10,2

9,2

8,9

8,1

7,8

7,5

Женщины

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

занятые в экономике

94,8

90,8

90,5

91,5

91,9

92,5

92,0

93,4

безработные

5,2

9,2

9,5

8,5

8,1

7,5

8,0

6,6

Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями  в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.

В ре­шении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддерж­ка - с другой.

Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пыта­лись разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в сис­теме денежной помощи безработным и определяются зако­ном «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой редак­ции (1996 г.).

Согласно Закону, степень возмещения потерянного зара­ботка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего уволь­нению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработ­ным.      Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значитель­нее экономические потери, тем больше ухудшается матери­альное положение безработного и его семьи.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице;

- выплату стипендий в период профессиональной подго­товки, повышения квалификации, переподготовки по направ­лению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению орга­нов службы занятости;

- оплату в размере причитающегося пособия по безрабо­тице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 меся­цев.

В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев.

Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели.

В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д.

Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный ста­тус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в бу­дущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, нар­комании, проституции и преступности.

Таблица №5[7] - Забастовки

Годы

Число
организаций, на которых
пpоходили забастовки

Численность работников, участвовавших в забастовках

Количество времени,
не отработанного участвовавшими в забастовках работниками, человеко-дней

Число
неотра-
ботанных дней в сpеднем
на одного участника забастовки

тыс.
человек

в сpеднем
на одну организацию,
человек

тыс.

в сpеднем
на одну организацию

1992

6273

357,6

57

1893,3

302

5,3

1995

8856

489,4

55

1367,0

154

2,8

2000

817

30,9

37

236,4

289

7,6

2001

291

13,0

45

47,1

162

3,6

2002

80

3,9

48

29,1

364

7,5

2003

67

5,7

86

29,5

440

5,1

2004

5993

195,5

33

210,9

36

2005

2575

84,6

33

85,9

33

1,1

Таблица №6[8] - Число зарегистрированных преступлений (тысяч)

 

1992

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Зарегистрировано преступлений - всего

2761

2756

2952

2968

2526

2756

2894

3555

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

убийство и покушение на убийство

23,0

31,7

31,8

33,6

32,3

31,6

31,6

30,8

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

53,9

61,7

49,8

55,7

58,5

57,1

57,4

57,9

изнасилование и покушение на изнасилование

13,7

12,5

7,9

8,2

8,1

8,1

8,8

9,2

разбой

30,4

37,7

39,4

44,8

47,1

48,7

55,4

63,7

грабеж

165

141

132

149

167

198

251

344

кража

1651

1368

1310

1273

927

1151

1277

1573

преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков

29,8

79,9

244

242

190

182

150

175

нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

90,1

50,0

52,7

54,5

56,8

53,6

26,5

26,6

из них повлекшие
 по неосторожности
 смерть человека

17,5

14,4

15,4

15,5

16,1

17,6

16,0

15,7

В качестве государственных социальных стандартов в об­ласти пенсионного обеспечения устанавливаются минималь­ные размеры государственных пенсий.

Государственные минимальные стандарты в области образования пред­полагают:

- набор общедоступных и бесплатных услуг образователь­ных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

- нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образователь­ных учреждениях и обеспеченности населения общедоступ­ными и бесплатными услугами;

 - нормы и нормативы социально-экономической поддер­жки обучающихся;

- норматив числа студентов, получающих бесплатное выс­шее профессиональное образование в государственных учеб­ных заведениях и размер стипендии.

Таблица № 7[9] - Минимальные размеры стипендии (в месяц)

 

1993

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Минимальный размер стипендии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студентам государственных,

муниципальных вузов

4,3

63,3

167,0

167,0

167,0

167,0

200

200

200

400

400

студентам (учащимся)
 учреждений среднего
 специального и начального
 проф.
 образования

1,6

44,3

58,4

58,4

58,4

58,4

70

70

70

140

140

В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные со­циальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребнос­тей в медицинской помощи используются показатели обеспе­ченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.[10]

Одной из важнейших функций системы социальной за­щиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предос­тавляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социаль­но-психологической и других видах помощи. Государствен­ные гарантии в области социального обслуживания  определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслужива­нии граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оп­лачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.

Специфическим видом государственных социальных га­рантий являются предоставление жилья и дотации населе­нию на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хо­зяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка не­защищенных групп населения.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.

1.3 Социальное обеспечение и социальная помощь

     В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения насе­ления становится особенно острой и актуальной. В ст. 39 Конституции РФ записано, что каждому гаранти­руется социальное обеспечение по возрасту, в случае болез­ни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются доб­ровольное социальное страхование, создании дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Основными видами социального обеспечения являются:

-пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

-пособия по безработице, по временной нетрудоспособно­сти, беременности и родам, многодетным и одиноким мате­рям, на детей, инвалидам с детства и др.;

-содержание и обслуживание детей, престарелых и инва­лидов в стационарных учреждениях;

-профессиональное обучение, трудовое устройство инва­лидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экс­пертиза и реабилитация и др.

 Одной из важных социальных функций государства явля­ется обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям  лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. и последующими изменениями, законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в орга­нах внутренних дел, и их семей» и др.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются: до­стижение соответствующего пенсионного возраста и трудо­вой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных членов семьи.

Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельнос­тью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назнача­ются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю поте­ри кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полез­ной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих слу­чаях вместо трудовой пенсии.

Условия пенсионного обеспечения состоят в том, что право на пенсию на общих основаниях име­ют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом ста­же не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом стаже не менее 25 лет. Отдельным категориям граж­дан трудовая пенсия по старости устанавливается при пони­женном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с осо­быми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при не­полном трудовом стаже и др.).

Основная часть пенсионеров - 96,2% - получает трудовые пенсии; из них 81% составляют пенсионеры по старости, 12% - по инвалидности, 6% - по случаю потери кормильца и менее 1% - за выслугу лет. Пенсионеры, получающие соци­альные пенсии, составляют 3% общей численности.[11]

Согласно закону «О государственных пенсиях», в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности тру­дового стажа. Он заключается в том, что пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и, сверх того, 1% за­работка за каждый полный год общего трудового стажа, пре­вышающего требуемый для назначения пенсии. При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пен­сии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вто­рых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.

Таблица № 8[12] - Минимальный размер пенсии (в месяц)

 

1993

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Минимальный размер пенсии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по старости

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

по инвалидности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I группы (с надбавкой за уход)

7,1

126,5

139,2

168,4

168,4

216,8

306,2

-

-

-

-

II группы

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

III группы

2,9

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

-

-

-

-

по случаю потери кормильца
(на получателя)

2,9

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

-

-

-

-

за выслугу лет

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

социальные пенсии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

инвалидам с детства:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I группы (с надбавкой
 за уход)

7,1

126,5

139,2

168,4

168,4

216,8

306,2

-

-

-

-

II группы

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

инвалидам, не имеющим
трудового стажа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I группы

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

II группы

2,9

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

-

-

-

-

III группы

2,1

31,6

34,8

42,1

42,1

54,2

76,6

-

-

-

-

детям-инвалидам (без
надбавки за уход)

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

детям, потерявшим обоих
родителей, и детям умерших
одиноких матерей
(на получателя)

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

детям, потерявшим одного
из родителей (на получателя)

2,9

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

-

-

-

-

лицам старше 65 (мужчины)
и 60 (женщины) лет,
не имеющим трудового стажа

2,9

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

-

-

-

-

Размер базовой части трудовой пенсии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по старости

-

-

-

-

-

-

-

450,0

522,4

598,0

660,0

по инвалидности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I степени

-

-

-

-

-

-

-

225,0

261,2

299,0

330,0

II степени

-

-

-

-

-

-

-

450,0

522,4

598,0

660,0

III степени

-

-

-

-

-

-

-

900,0

1044,8

1196,1

1320,0

по случаю потери кормильца:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

детям, потерявшим обоих
 родителей, или детям
 умершей одинокой матери
 (круглым сиротам),
 на каждого ребенка

-

-

-

-

-

-

-

450,0

522,4

598,0

660,0

другим нетрудоспособным
 членам семьи умершего
 кормильца, на каждого
 члена семьи

-

-

-

-

-

-

-

225,0

261,2

299,0

330,0

В целях государственного управления финансами пенси­онного обеспечения в декабре 1990 г. был образован Пенсион­ный фонд РФ. Средства этого фонда формируются за счет сле­дующих источников:

- страховые взносы работодателей;

- страховые взносы граждан, занимающихся индивиду­альной трудовой деятельностью;

- средства из республиканского бюджета РФ на вы­плату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражда­нам, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей в воз­расте старше полутора лет, на индексацию указанных пен­сий и пособий, а также предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от черно­быльской катастрофы, на расходы по доставке, пересылке пенсий и пособий;

-средства, возмещаемые Пенсионному фонду Государствен­ным фондом занятости в связи с назначением досрочных пен­сий безработным;

- добровольные взносы физических и юридических лиц;

- доходы от капитализации средств и другие поступления.

Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного обеспечения в соответствии с указом Президен­та РФ от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсион­ных фондах». Суть создания таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные страхо­вые взносы на именные счета в негосударственные пенсион­ные фонды. Специализированные компании, управляющие деятельностью этих фондов, должны обеспечивать сохранность вкладов, защиту их от инфляции, гарантированное увеличе­ние размеров доходов и направление прибыли на именные счета граждан. При создании таких фондов происходит со­единение элементов банковской, страховой и инвестицион­ной деятельности.

Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

В отличие от пенсий – постоянного и основного источника средств к существованию – пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).[13]

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

-пособия по временной нетрудоспособности;

-пособия  по беременности и родам;

-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

-единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет;

 - ежемесячное пособие на ребенка;

 -пособие по безработице;

 -единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;

  -единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения;

  -единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

  -социальное пособие военнослужащим по контракту, уволенным с военной службы без права на пенсию;

 -единовременное пособие военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы;

 -социальное пособие на погребение.    

Выплата этих пособий осуществляется за счет Фонда со­циального страхования, Пенсионного фонда и других внебюд­жетных фондов.

Пособия по временной нетрудоспособности работающим гражданам выплачиваются за счет средств социального стра­хования, по месту работы.

Пособия по временной нетрудоспособности выдаются :

-в случае болезни самого работника;

-в случае его санаторно-курортного лечения;

-при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним;

-при карантине;

-при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профзаболеванием;

-при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.    

Пособие по безработице выплачивается за счет средств государственного Фонда занятости.

Одним из видов пособий по государственному социально­му страхованию является пособие на погребение. В июне 1997г. был принят закон «О внесении изменений и дополне­ний в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», определивший пособие в размере, не превышающем более чем в десять раз минимальный размер оплаты труда, который дей­ствовал на день смерти.

Таблица № 9[14] – Пособия (на 1 января; рублей; до 1998г. – тыс. руб.)

 

1993

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель)

-

31,6

83,5

83,5

83,5

83,5

100

300

300

300

300

единовременное пособие при рождении ребенка

21,4

948,8

1252,4

1252,4

1252,4

1252,4

1500

4500

4500

4500

6000

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

2,4

126,5

167,0

167,0

167,0

167,0

200

500

500

500

500

ежемесячное пособие на ребенка в возрасте:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до 6 лет

1,9

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

до 16 лет

-

44,3

58,4

58,4

58,4

58,4

70

70

70

70

705)

Ежемесячное пособие на детей одиноких матерей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на детей в возрасте до 6 лет

1,9

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

на детей в возрасте
 от 6 до 16 лет

2,1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

на детей в возрасте до 16 лет

-

66,4

116,9

116,9

116,9

116,9

140

140

140

140

1405)

Ежемесячное пособие на детей военнослужащих, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на детей в возрасте до 6 лет

1,9

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

на детей в возрасте
 от 6 до 16 лет

2,1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

на детей в возрасте до 16 лет

-

66,4

87,7

87,7

87,7

87,7

105

105

105

105

1055)

Социальное пособие на погребение

21,4

316,3

834,9

834,9

834,9

834,9

1000

1000

1000

1000

1000

Неотъемлемой составной частью социального обеспечения граждан РФ является система льгот для особо нуждающихся категорий населения. В настоящее время число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000. Они установлены более чем для 200 категорий граждан, а численность лиц, пре­тендующих на их получение, достигает почти 100 млн. чело­век (ветераны, дети, инвалиды, безработные, учащиеся, миг­ранты и др.).

Особый вид социальной помощи – медицинская помощь.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также помощь по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по нетрудоспособности.[15]

Первичная медицинская помощь является основным бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства; осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территории, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицам, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ.

При заболеваниях, требующих специальных методов лечения, диагностики и использования сложных медицинских технологий, оказывается специализированная    медицинская помощь. Этот вид помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством РФ.    

Медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998г., предусмотрено предоставление бесплатно следующих видов медицинской помощи:

-скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями  хронологических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

-амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому;

-стационарная помощь.          

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь.

1.4 Социальное страхование населения. Система социальной службы

Социальное страхование — это система материального обес­печения граждан при наступлении нетрудоспособности, ста­рости и в иных, предусмотренных законом случаях; распрос­траняется на всех трудящихся и осуществляется за счет стра­ховых взносов самих граждан. В России социальное страхование носит в основном государственный и обязатель­ный характер.

Основными признаками социального страхования являют­ся: предварительный учет или прогнозирование риска; кол­лективная ответственность за индивидуальный риск; опреде­ление внутренней структуры страховых учреждений (способ управления и ведения дел); определение круга действий (ме­стное и частное страхование); всеобщее страхование, охваты­вающее всю территорию страны и значительное число граж­дан; международное страхование.[16]

Современная система государственного страхования в Рос­сии включает: страхование старости; страхование инвалид­ности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.

В данный период времени в РФ идет процесс реформирование всей системы социального страхования. Это означает необходимость из­менения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени расходов меж­ду государством, работодателями и трудящимися.

Важным шагом в этом направлении было принятие цело­го ряда законодательных актов и создание наряду с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации Государственного фонда занятости как самостоя­тельной финансовой системы. За счет средств этого фонда обеспечивается финансирование подготовки и переподготов­ки кадров, стимулирование создания новых рабочих мест, выплата пособий по безработице и т.д.

Однако, требуется дальнейшее реформирование системы социального страхования, принимая во внимание хорошо от­работанные на Западе принципы:

- гарантированность помощи застрахованному;

- платность;

- солидарность;

- автоматизм финансирования на основе аккумуляции страховых взносов;

- строго целевой характер средств и их возвратность;

-  раз­граничением различных видов страхования;

- автономия и самоуправление органов страхования и др.

Совершенствование социального страхования в условиях рыночной экономики должно предусматривать:

- освобождение государственных социальных внебюджет­ных фондов от несвойственных им выплат, отделение страхо­вых платежей от налогов;

- введение различных размеров страховых взно­сов на государственное социальное страхование в зависимос­ти от степени опасности, вредности, тяжести работ и состоя­ния условий труда;

- усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системой социального страхования;

- переход к государственному социальному страхованию работников, потерявших трудоспособность от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний, вме­сто действующего порядка возмещения вреда, причиненного работникам;

- развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан и доходов предприятий.

Социальная служба - это система социальных мер, а так­же реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизнен­ной ситуации и побуждению граждан к активной самопомо­щи в ее преодолении.[17]

Правовой основой, регламентирующей деятельность учреж­дений социальных служб, является федераль­ный закон «Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации», вступивший в действие в де­кабре 1995 г.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психоло­го-педагогических, правовых услуг, осуществлению социаль­ной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  К основным видам социального обслуживания относятся:

- материальная помощь (денежная и продуктово- товарная);

- социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО;

- предоставление временного приюта;

- консультативная помощь по различным направлениям;

- реабилитационные услуги и т.д.


Глава 2 Организация социальной защиты в современной России

3.1 Социальная защита в Советский период

1917 год открыл новый этап развития социальной помощи в России: определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство, взявшее на себя заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах и детях. Элементом социальной политики государства стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране.

14 ноября 1917г. был создан Народный Комиссариат государственного призрения (НКГП) России. Комиссаром общественного призрения была назначена А.М. Коллонтай. На Наркомат возлагалось попечение об инвалидах войны, их семьях, пожилых, несовершеннолетних, охрана материнства и младенчества.

Так, анализ документов показывает, что в 1917-1918 годах были приняты такие важные законодательные акты, как Декреты ВЦИК от 22 декабря 1917г. «О страховании на случай болезни» и от 31 октября 1918г. «Положение о социальном обеспечении трудящихся», которыми предусматривалось бесплатное оказание всех видов врачебной, лекарственной помощи, родовспоможения, устанавливались пенсии и пособия на случаи временной нетрудоспособности, утраты трудоспособности, увечья, по старости и т.д., а также пособия по безработице.

30 апреля 1918 года Народный Комиссариат государственного призрения был переименован в Народный Комиссариат социального обеспечения (НКСО). Определены основные направления деятельности: охрана материнства и младенчества, работа в детских домах, обеспечение несовершеннолетних, обвиняемых в противоправных действиях, выдача продовольственных пайков, обеспечение увечных воинов, медицинская помощь.

Средства на социальное обеспечение складывались в основном из взносов предприятий и учреждений государственного и частного характера, составляя единый Всероссийский фонд социального обеспечения. С апреля 1919г. государство взяло на себя финансирование основной части расходов по социальному обеспечению.

С начала 20-х годов было введено социальное страхование всех лиц, занятых наемным трудом на государственных, кооперативных и частных предприятиях и в учреждениях. Система страхования обеспечивала размер пособий, достаточный для поддержания среднего уровня жизни страхуемых. Если в 1923г. пособие при временной потере трудоспособности составляло 65,3% фактического заработка, то с января 1924г. оно выделялось уже в размере полного заработка.

В 1927 г. впервые было введено пенсионное обеспечение по старости.

К концу 1920 года в ведение НКСО было передано обеспечение безработных. С середины 20-х и, особенно, в начале 30-х годов был взят курс на ликвидацию массовой безработицы. В этот период предпринимаются попытки создания системы социальной защиты безработных. Так, всем временно оставшимся без работы из средств государственного социального страхования, а также из средств профсоюзов и других общественных организаций оказывалась материальная помощь.

Кроме того, в целях сокращения безработицы на предприятиях увеличивалась сменность производства (2-3-х сменная работа), поощрялось развитие мелкой и ремесленно-кустарной промышленности, расширение старых и строительство новых заводов, организация общественных работ, особенно для неквалифицированных рабочих.

Многое делалось для ликвидации безграмотности, оказания помощи старикам и инвалидам, проводилась работа с беспризорными подростками. Расширялась сеть медицинских учреждений бесплатного медицинского обслуживания, увеличивалось число женских и детских консультаций, молочных кухонь.

К началу 40-х годов, благодаря целенаправленной деятельности по увеличению общественного фонда потребления и использованию его средств, стало снижаться число эпидемий, заболеваний, связанных с условиями труда и быта, сократилась смертность населения. Работающим женщинам предоставлялись полностью оплачиваемые отпуска по беременности в до- и послеродовый периоды, открывались дома отдыха и санатории для трудящихся.

23 марта 1946г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Наркомат социального обеспечения РСФСР был преобразован в Министерство социального обеспечения РСФСР. При нем успешно функционировали социальные учреждения для престарелых, одиноких людей, детей, потерявших родителей, детей, чьи родители были лишены родительских прав и другие. Социально-педагогическая работа проводилась в школах и по месту жительства.

В послевоенный период (конец 50-х - начало 60-х годов) государство много делало для развития народного образования и здравоохранения, социально-культурной сферы, охраны труда и техники безопасности, сети детских садов и яслей. Вводились пособия матерям и стипендии учащимся.

В конце 60-х - начале 70-х годов особое внимание уделялось развитию общественного фонда потребления, почти половина средств которого расходовалась на удовлетворение социальных потребностей, около 40% - на материальное обеспечение нетрудоспособных, 10% - на оплату отпусков. В этот период была создана единая система пенсионного обеспечения. В 1971 году на колхозников был распространен порядок исчисления пенсий, установленный для рабочих и служащих.

Пенсионный возраст для мужчин составил 60 лет, для женщин - 55 лет. Чуть ранее, в 1970г., стало единым и социальное страхование членов колхозов, рабочих и служащих.

В 1968г. был на пять лет снижен возраст для назначения пенсий по старости инвалидам войны, увеличены размеры пенсий инвалидам I и II групп, выдаются пенсии инвалидам III группы, установленной вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

К концу 70-х годов были определены дополнительные льготы по пенсионному обеспечению отдельных категорий работников ряда отраслей народного хозяйства, в том числе повышены минимальные размеры пенсий. Были увеличены нормы расходов на питание и приобретение медикаментов в домах-интернатах для инвалидов и престарелых; расширена сеть специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов; введены дополнительные льготы по отпускам, пособиям и условиям труда для женщин, имеющих малолетних детей. Усилилось обеспечение многодетных семей за счет общественных фондов потребления (покрытие расходов на образование, воспитание и содержание детей).

В этот период, с помощью общественных организаций, для детей и подростков создавались различные клубы по интересам, были открыты спортивные школы, дальнейшее развитие получили музыкальные, балетные, художественные студии, кружки технического творчества.

В начале 80-х годов реализовывались крупные мероприятия по оказанию помощи семьям, имеющим детей, и работающим матерям. Для женщин-матерей был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, увеличивались единовременные пособия по случаю рождения ребенка, повышались нормы расхода на питание в дошкольных учреждениях и школах-интернатах, вводилось бесплатное обеспечение учащихся общеобразовательных школ учебниками, принимались меры по улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны, инвалидов, увеличению минимальных размеров пенсий, были введены дополнительные надбавки к пенсиям за непрерывный стаж работы.

В таблице представлены сравнительные данные о расходах СССР и других стран на социальную защиту к произведенному национальному доходу:

Страна

1965

1970

1975

1980

1983

СССР

7,8

8,0

12,1

9,9

10,0

Великобритания

11,7

13,7

16,0

17,3

20,5

Франция

15,8

15,3

24,1

26,7

29,4

ФРГ

16,6

17,1

23,7

24,0

24,3

Швеция

13,8

18,6

25,0

31,9

33,3

Тем не менее, в Советском Союзе социальная работа в ее современном понимании не проводилась. Отдельные аспекты этой деятельности реализовывали педагоги, медики, социологи, представители профсоюзов, работники отделов кадров и органов социального обеспечения, культработники и организаторы досуга. Помощь на дому инвалидам, престарелым, больным, социальный патронаж оказывали работники здравоохранения, органов социального обеспечения, организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Другие виды социальной работы - с семьей, с женщинами, отдельными индивидами, испытывающими трудности социального характера, осуществляли члены общественных организаций и, прежде всего, профсоюзных комитетов, а с середины 80-х годов - женсоветы. Называлась эта работа общественной, проводилась в нерабочее время и не оплачивалась.

В конце 80-х годов начало реформ привело к фактической ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней пострадала и централизованная система социальной защиты. Тяжелая экономическая ситуация на большинстве промышленных предприятий способствовала фактическому разрушению ведомственной системы социальной защиты. Практически прекратила свое существование система бесплатного распределения жилья.

Реформирование социальной защиты было продолжено в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития Российской Федерации.[18]

3.2 Система социальной  защиты в современной России

Социальная работа как профессиональная деятельность начала складываться в начале 90-х годов в условиях экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства СССР. В обществе появились такие тенденции, как: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, криминогенная обстановка, падение уровня рождаемости, кризис института семьи и брака.

Эти процессы выдвинули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделения приоритетных групп населения, которым в первую очередь должна оказываться всесторонняя поддержка государства. К ним относились: дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас). Поэтому в декабре 1991г. Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

Принимается ряд законодательных мер в области семьи, материнства и детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: "О государственных пенсиях РСФСР", "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" (4 апреля 1992г.), "Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979г." (4 апреля 1992г.), "О повышении минимального размера оплаты труда" (21 апреля 1992г.), "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат" (21 мая 1992г.) и ряд других. Всего с 1991 по 1992 гг. принято 25 законов, направленных на защиту граждан.

В области охраны материнства и детства принимаются специальные Указы Президента и постановления Правительства: "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг." и др. Всего институту материнства и детства к 1995г. было предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.

В 1993г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились: Указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием, согласно которым денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования Российской Федерации.

В период массового высвобождения работников в связи с частичной или полной ликвидацией некоторых предприятий, учреждений, организаций была разработана программа по содействию занятости, направленная на сокращение рабочего времени без сокращения численности рабочих, предоставление льгот и компенсаций высвобожденным работникам, переквалификацию работников до наступления срока расторжения трудового договора, временное приостановление найма новых работников и др.

Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности Указом Президента предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу.

В 1994г. Правительством Российской Федерации утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Мерами поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения были: улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения предусматривались: индексации пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства - совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

В 1994г. утверждается федеральная программа «Дети России», включающая в себя серию целевых программ: «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания".

В 1995г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», которые стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995г. утверждается Перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как: материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др.

Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство). Согласно постановлению Правительства РСФСР от 26 декабря 1991г., на Министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также и организация пенсионного обеспечения граждан, материально-бытовое обслуживание, организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, осуществление внешнеэкономической деятельности и др.

С принятием Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации (август 1993г.), по сути, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись: материальная помощь; помощь на дому; обслуживание в условиях стационара; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; социальный патронаж; социальная реабилитация и адаптация нуждающихся; социальная помощь.

Важная особенность Концепции заключалась в том, что в ней предусматривалось создание «корпуса профессиональных служащих, социальных работников», тем самым формировалась профессия, истоки и традиции которой были заложены в России еще в начале ХХ в.».

В этот период изменяется не только идеология государственной помощи населению, но и механизм финансирования системы социальной защиты: не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

В 1994г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и другими вопросами.

В 1993-1995 гг. реализуются различные федеральные программы. Так, по программе "Дети-инвалиды" было создано около 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. С начала 1993г. разворачивается организационная работа по созданию большой сети социальных служб.

В связи с принятием в 1996 году Федерального Закона «О благотворительности», помимо государственных структур помощи, складывается сеть общественных и благотворительных учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи пенсионерам, детям-инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих детей, работают с подростками по месту жительства.

В 1997 году принят закон «О прожиточном минимуме в РФ», предназначенному для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим группам населения определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.[19]

Величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

На 2001 год установлено минимальное среднегодовое соотношение:

- минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения - 16,7 процента;

- минимального размера пенсии по старости к величине прожиточного минимума пенсионера - 16,8 процента (Федеральный закон от 27.12.2000 N 150-ФЗ)

На 2002 год минимальное среднегодовое соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения установлено в объеме 24,4 процента (Федеральный закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ).

На 2004 год расчетное соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения установлено в размере 22 процентов (Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ); на 2003 год - в размере 21,6 процента (Федеральный закон от 24.12.2002 N 176-ФЗ).

В 1999 году принят закон «О государственной социальной помощи», предоставляющий выплату социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам,  среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Принятый закон «О порядке установления стипендий  и социальных выплат в РФ» в 2000 году и в редакции от 2001 года говорится о установлении  в 2000 году выплаты стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года, а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей.[20]

В 2004 году принято постановление «О финансировании оздоровления детей, проживающих в Чеченской Республике, за счет средств  обязательного социального страхования», за счет средств которого,  150 млн. рублей направляются на оплату полной или частичной стоимости путевок в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия и стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря в период школьных каникул.

С 1 января 2006 года вступил в силу закон, устанавливающий на 2006 год размеры и порядок исчисления пособий и выплат по временной нетрудоспособности, беременности и родам, социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.Так, в частности, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности  и пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 15000 рублей. Размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы 46900 рублей. В размере этой же суммы устанавливается единовременная страховая выплата в случае смерти застрахованного лица.За счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний оплачиваются расходы на посторонний специальный медицинский уход в размере 900 рублей в месяц и бытовой уход в размере 225 рублей в месяц (Федеральный закон от 22.12.2005 N 180-ФЗ).[21]

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 N 534 «О предоставлении квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам» на территории 10 субъектов Федерации начнется эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. В этих целях будет создано 10 государственных юридических бюро в организационно-правовой форме федерального государственного учреждения.

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ установил с 1 января 2006 года размер ежемесячной денежной выплаты инвалидам в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности 1 400 рублей, 1 000 рублей и 800 рублей. Детям-инвалидам - 1 000 рублей, а инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, - 500 рублей в месяц. Ежемесячная денежная выплата инвалидам войны устанавливается в размере 2 000 рублей, участникам Великой Отечественной войны - 1 500 рублей, некоторым ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - 1 100 рублей; а также некоторым другим категориям военнослужащих, работникам госпиталей, больниц, членам их семей - 600 рублей.

В 2006 году увеличен объем средств, направляемых на обеспечение санаторно-курортного лечения лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В этом году стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях для граждан, имеющих право на получение государственной социальной, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и детей-инвалидов составит 575 рублей. Для инвалидов с заболеваниями и травмами спинного мозга стоимость одного дня пребывания установлена в размере, не превышающем 900 рублей.

С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон, увеличивший размер единовременного пособия при рождении ребёнка с 6000 до 8000 рублей (Федеральный закон от 22.12.2005 N 178-ФЗ).

С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон, увеличивший размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 500 до 700 рублей (Федеральный закон от 22.12.2005 N 181-ФЗ).[22]



 


 

 

 

 

 


Заключение

Рассмотренные в курсовой работе проблемы  системы социальной защиты в условиях рынка, требуют незамедлительного решения. Именно    из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

Таким образом, социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономичес­ким положением страны.

В нашей стране это развитие только началось, и в будущем  должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удов­летворять их социально-экономические и духовные потреб­ности в новых условиях рыночных отношений.







Список использованных источников

1.  «Социальное положение и уровень жизни населения России», Статистический Сборник, Госкомстат России, 2006г.

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

3. «Экономические основы социальной работы», Пантелеева Т.С., Червякова Г.А.,  «ВЛАДОС», 2001г.

4. «Право социального обеспечения», под редакцией К.Н. Гусова, ПБОЮЛ  Грачев С.М., 2001г.

5. Макконнел К., Брю С. “Экономикс” Республика, 1992 г.

6. «Основы социальной работы», уч. 2 издание, Отв. Редактор П.Д. Павленок, ИНФРА-М, 2001г.

7. «Теория социальной работы”, Фирсов М.В., Студенова Е.Г.,   «ВЛАДОС», 2000г.

8.  www.minfin.ru

9.  www.gks.ru

10. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика – 2002. - № 10-11

11. Российский статистический ежегодник 2005: статистический сборник./ Госкомстат России. – М., 2005. – 819 с.

12. www.msrt.ru. Официальный сайт Министерства Социальной защиты.

13. Законы из справочника Консультант Плюс. Законодательство.

14. www.penza.ru. Официальный сайт Правительства Пензенской области

15. www.exlege.ru



1.   «Экономические основы социальной работы», Пантелеева Т.С., Червякова Г.А.,  «ВЛАДОС», 2001г.

[2] «Право социального обеспечения», под ред. К.Н. Гусова, ПБОЮЛ Грачев С.М.., 2001г.

[3] «Социальное положение и уровень жизни населения России», Статистический Сборник, Госкомстат России, 2006г.

[4] Российский статистический ежегодник 2005: статистический сборник./  Госкомстат России. – М, 2005. – 819с.

[5] «Социальное положение и уровень жизни населения России», Статистический Сборник, Госкомстат России, 2006г.

[6] Российский статистический ежегодник 2005: статистический сборник./  Госкомстат России. – М, 2005. – 819с.

[7] Российский статистический ежегодник 2005: статистический сборник./  Госкомстат России. – М, 2005. – 819с.

[8] Российский статистический ежегодник 2005: статистический сборник./  Госкомстат России. – М, 2005. – 819с.

[9] www.minfin.ru

[10] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

[11] «Основы социальной работы», уч. 2 издание, Отв. Редактор П.Д. Павленок, ИНФРА-М, 2001г.

[12] «Социальное положение и уровень жизни населения России», Статистический Сборник, Госкомстат России, 2006г.

[13] «Основы социальной работы», уч. 2 издание, Отв. Редактор П.Д. Павленок, ИНФРА-М, 2001г.

[14] Российский статистический ежегодник 2005: статистический сборник./ Госкомстат России. – М., 2005. – 819 с.

[15] Макконнел К., Брю С. “Экономикс” Республика, 1992 г.

[16] Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика – 2002. - № 10-11

[17] «Теория социальной работы”, Фирсов М.В., Студенова Е.Г.,   «ВЛАДОС», 2000г.

[18] www.msrt.ru Официальный сайт Министерства Социальной защиты.

[19] Законы из справочника Консультант Плюс. Законодательство.

[20] Законы из справочника Консультант Плюс. Законодательство.

[21] www.penza.ru. Официальный сайт Правительства Пензенской области.

[22] www.exlege.ru

Похожие работы на - Становление системы социальной защиты населения РФ

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!