Управление развитием хозяйства Северных территорий Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,89 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление развитием хозяйства Северных территорий Российской Федерации

Содержание

Введение

1. Государственное регулирование и формирование стратегии освоения Севера. Функции и роль комитета РФ по социальному и экономическому развитию территорий

2. Роль органов местного самоуправления в решении вопросов формирования и содержания среды жизнедеятельности населения региона

3. Политика государственного регулирования в области природопользования, рынка труда, финансово-кредитной системы

4. Разработка правовой основы хозяйствования на Севере, формирование новых юридических норм рыночного механизма управления

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для надувания экономических пузырей и межгосударственных финансовых пирамид огромное значение имеет обманка, способная вызвать доверие инвесторов (населений стран). В условиях перманентного мирового кризиса Северные территории и Арктика это мантры не только для спекулянтов от политики и экономики.

Сегодня в мире наблюдается всплеск (информационный пузырь) интереса к Северу и Арктике. Основная причина состоит в том, что многие страны готовы инвестировать в освоение богатых природных ресурсов макрорегиона. Например, Арктика - это одно из немногих мест на планете, которым еще предстоит национальное присвоение, ведь изначально ресурсы Заполярья не были поделены между странами. На арктические зоны претендуют как минимум пять государств: Россия, Норвегия, Дания, Канада и Соединенные Штаты. Все эти страны имеют выход к побережью Северного Ледовитого океана. Национальные претензии могут в будущем подкрепляться разными аргументами, но понятно, что главный из них - практический, то есть реальная готовность страны активно осваивать Север.

Целью данной работы является исследование управления развития хозяйством Северных территорий РФ.

Объектом исследования выступают Северные территории РФ. Предметом исследования выступает управления развития хозяйством Северных территорий РФ.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

рассмотреть государственное регулирование и формирование стратегии освоения Севера;

раскрыть роль органов местного самоуправления в решении вопросов формирования и содержания среды жизнедеятельности населения региона

проанализировать политику государственного регулирования в области природопользования, рынка труда, финансово-кредитной системы;

охарактеризовать разработка правовой основы хозяйствования на Севере, формирование новых юридических норм рыночного механизма управления.

В ходе исследования были использованы общенаучные, частные и специальные методы познания, в их числе исторический, логический, комплексный, функциональный, системный, сравнительный, метод анализа.

Теоретическими источниками исследования, применявшимися в работе стали источники сети интернет и учебная литература.

государственное регулирование северный регион

1. Государственное регулирование и формирование стратегии освоения севера. Функции и роль комитета РФ по социальному и экономическому развитию территорий

Вот и прошли 22 года залихватского проедания советского наследия. Лакмусовой бумажкой государственного регулирования и формирования стратегии освоения Севера либеральными новаторами, является таблица 1.

Таблица 1

Краткий итог государственного регулирования и формирования стратегии освоения Севера за последние 24 года

Население1989г.2013г.Мурманской области1.146.757 чел.780.549 чел.Архангельской области1.570.256 чел.1.202.543 чел.Республики Коми1.261.024 чел.880.726 чел.Республики Карелия791.317 чел.637.008 чел.Ненецкого автономного округа54.840 чел.42.844 чел.

На таком фоне, даже меркнут массовая ликвидация управленцами промышленности и два выросших поколения с криминальным складом ума. Не может не вызывать недоумения, непрерывный гвалт управленцев (чьи семьи на ПМЖ за границей) выдать им триллионы рублей на освоение Северных территорий и Арктики.

В теоретических выкладках перспективы устойчивости экономики регионов, входящих в Северный экономический район РФ, заключаются в имеющихся возможностях наращивать добычу ценнейших природных ресурсов, развивать топливно-энергетический комплекс. Потенциал такой территории определяется минерально-сырьевой базой, динамикой цен на внешних рынках, ситуацией и платежеспособностью регионов-потребителей, экологической безопасностью геолого-разведочных и эксплуатационных работ и др.

Перспективы устойчивости экономики областей Северо-Западного экономического района связаны с реализацией их особого геополитического положения, развитием инфраструктуры, транспорта и связи, осуществлением конверсии мощностей ВПК, перестройкой структуры лесоперерабатывающего комплекса, увеличением доли изделий высокой готовности в общем объеме производимой продукции.

Фактически функции и роль различных комитетов РФ по социальному и экономическому развитию территорий сводятся к имитации бурной деятельности с целью получения и освоения бюджетных средств на личные цели.

. Роль органов местного самоуправления в решении вопросов формирования и содержания среды жизнедеятельности населения региона

Чисто теоретически текущее, оперативное управление муниципальным хозяйством должно осуществляться специально создаваемыми для этого структурами, сформированными из профессионально подготовленных кадров. Функции таких структур управления в муниципальных образованиях выполняют органы местного самоуправления. Они создаются в более широких целях и для решения как минимум двух задач: политического (властного) и хозяйственного управления, - причем не всегда можно четко разделить эти задачи.

На практике для получения объективной картины о содержании среды жизнедеятельности населения любого региона Северных территорий достаточно выехать на места. Органы местного самоуправления не имеют смысла, все их возможности урегулированы множеством законов, но их строгость компенсируется необязательностью их исполнения.

На примере Архангельской области, роль органов местного самоуправления в решении хозяйственных задач или ничтожна или вредит региону. Вред не только от распилов и откатов, а главным образом от не выполнения служебных обязанностей.

Даже при попытке решения каких либо вопросов органы местного самоуправления, также как обычные люди упираются в кабинетные бюрократические карусели всех уровней. В целом никто ни за что не отвечает, а ответственность за действия или бездействия не только ничтожна, но и трудно доказуема. Только в Архангельской области на 2013 год числится почти 12 тысяч чиновников в органах государственной власти и 6 тысяч работников в органах местного самоуправления. Из них в Ненецком АО - 1100 и 500 человек соответственно.

. Политика государственного регулирования в области природопользования, рынка труда, финансово-кредитной системы

Политика государственного регулирования природопользования сводиться к выделению квот на природные ресурсы, чиновниками не подконтрольными населению.

В теории политика государственного регулирования в области природопользования включает: введение в практику хозяйствования платежей за использование всех природных ресурсов (земля, вода, минеральное сырье, биологические ресурсы). Специфика северных территорий учитывается через ставки платежей, источники выплат, контингент, динамику введения различных видов платежей, учет использования ресурсов в предшествующий период хозяйствования; общие принципы политики санкции и льгот; определение ренты по отдельным видам продукции и принципов ее распределения между уровнями бюджетной системы.

На сегодняшний день в России главным образом проводится пассивная политика на рынке труда. Она ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Эту ситуацию невозможно в корне переломить в обозримом будущем. Совершенствование рыночных отношений в нашей стране по идее должно быть непосредственно связано с государственной политикой регулирования рынка труда. В российских условиях необходим переход от преимущественно пассивной политики государства на рынке труда, проводимой в настоящее время, к внедрению в жизнь элементов активной политики регулирования занятости в будущем.

В теории политика государственного регулирования в области социальной политики и рынка труда:

регулирование демографической ситуации и особенности социального обеспечения населения Севера;

новая страховая политика для населения Севера и проблемы здравоохранения;

правовое обеспечение различных вариантов трудоустройства высвобождающихся работников Севера (организованное переселение внутри страны, контрактный выезд за рубеж, самостоятельное трудоустройство и др.).

Система компенсации дифференцируется в зависимости от формы привлечения кадров на Север: организованное переселение, неорганизованный набор, распределение после вуза и т.д.

Элементы государственной протекционистской политики на Севере включают разработку льготных условий формирования финансовой базы низовых территориальных органов управления; государственные субвенции и субсидии; меры компенсации экологического ущерба районам Севера; льготные условия осуществления внешнеэкономических связей и привлечения валютных средств; государственная экологическая экспертиза инвестиционных проектов (северное "эмбарго").

Политика государственного регулирования финансово-кредитной системы распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.

Основными направлениями государственного регулирования являются: политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах; законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку центрального банка - так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.

Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъектуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20.

Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты согласно законодательству обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.

Формой регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитированные банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.

Один их методов регулирования - налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.

Другим регулирующим методом кредитной системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направления: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

. Разработка правовой основы хозяйствования на Севере, формирование новых юридических норм рыночного механизма управления

Первоочередная задача это лишение права доступа к управлению развитием хозяйства Северных территорий Российской Федерации лиц с двойным гражданством и зарубежными активами. В обозримом будущем это не возможно, так как общественное мнение деградировано настолько, что при уголовном преследовании за явные преступления, повсеместно в защиту казнокрадов собираются тысячи подписей.

В теории разработка правовой основы хозяйствования на Севера связывалась с формированием новых юридических норм рыночного механизма управления, оперативной корректировки правил хозяйствования с целью учета особенностей северных районов.

"Так, безотлагательное вмешательство необходимо при разработке законодательства республики о занятости населения. Экономические меры политики занятости, предложенные в "Основах законодательства Союза ССР и союзных республик по занятости населения", недостаточны для решения данной проблемы на Севере. Более того, они подрывают местные финансовые источники, необходимые для радикальных изменений в структуре занятости на Севере. Требуют безотлагательной разработки законы о добыче полезных ископаемых, охране вод, используемых промышленностью и др. В связи с этим необходимо создание экспертного Совета по правовым проблемам социально-экономического развития Севера для осуществления следующей функции:

адаптации республиканского законодательства применительно к северным территориям;

осуществления права на законодательную инициативу и внесение дополнений и изменений в уже принятые законодательные акты;

изучения и распространения информации о зарубежном и хорошо зарекомендовавшем себя отечественном опыте местного самоуправления, формирования финансовой базы (местное налогообложение, создание внебюджетных фондов, виды договоров с промышленными предприятиями, методы взаимодействия с южными регионами страны)."

Заключение

Не смотря на то что местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

Практически все негативные тенденции развития криминальной экономики и управления, характерные для России, оказывают влияние и на развитие Северных территорий. На ситуацию влияют также региональные специфики и неблагоприятные природно-климатические условия.

Основные проблемы социально-экономического развития носят общесистемный характер: существующий уровень транспортной инфраструктуры не позволяет эффективно использовать все виды транспорта; рост издержек производства предприятий реального сектора экономики и ухудшение их финансового состояния, вызванные опережающим ростом цен и тарифов на энергоносители, продукцию и услуги естественных монополий и добывающих отраслей; невысокие темпы модернизации и обновления производства (большая часть отраслей производства и инфраструктуры нуждается в кардинальном обновлении основных средств); не получило должного развития жилищное строительство (в жилом фонде области значительный рост доли ветхого и аварийного жилья); демографические проблемы - естественная и миграционная убыль, высокая смертность в трудоспособном возрасте ведут к увеличению демографической нагрузки; невысокий уровень жизни населения при значительной социальной и экономической дифференциации; проблема занятости и квалифицированных кадров (остается высоким уровень безработицы; имеет место несоответствие между потребностями в кадрах реального сектора экономики и предложениями на рынке труда); проблемы состояния окружающей среды.

Список использованных источников

1.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.01.1992 № 107-р // #"justify">2.Воронин, А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. - 2-е изд., доп. - М.: [б. и.], 1997. - 138 с.

.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.

.Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 666 с.

.Население Мурманской области // Википедия. [2013-2013]. Дата обновления: 01.01.2013. URL: #"justify">.Население Архангельской области // Википедия. [2013-2013]. Дата обновления: 01.01.2013. URL: #"justify">.Население Республики Карелия // Википедия. [2013-2013]. Дата обновления: 26.01.2013. URL: #"justify">.Население Республики Коми // Википедия. [2013-2013]. Дата обновления: 18.02.2013. URL: #"justify">.Население Ненецкого автономного округа // Википедия. [2013-2013]. Дата обновления: 20.01.2013. URL: #"justify">.Малкин, Виталий Борисович // Википедия. [2013-2013]. Дата обновления: 26.03.2013. URL: #"justify">.Множественное гражданство в России // Википедия. [2013-2013]. Дата обновления: 28.02.2013. URL: #"justify">.Офшор // Википедия. [2013-2013]. Дата обновления: 25.03.2013. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=54212096 (дата обращения

Похожие работы на - Управление развитием хозяйства Северных территорий Российской Федерации

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!