Развитие педагогической мысли и школьной практики в России в 40-60 гг. XVIII в.
Крымский Гуманитарный
Университет
Евпаторийский
педагогический факультет
Кафедра Истории и
Правоведения
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
"История педагогики"
по теме:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В.ЛОМОНОСОВА
Выполнила:
студентка 41-ЕИП группы
Абдураимова К.
Евпатория 2005 г.
План
Биография
Жизнь и деятельность
Последователи учения
Литература
Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40- 60 гг. в
неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 - 1765) -
ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой
культуры на уровень гения.
Сын поморского крестьянина, самоучка, он в 19 лет, скрыв свое
происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В ней он получил
широкую общеобразовательную подготовку и научился искусству сочетать
религиозный и научный подходы в познании внешнего мира и человека, его
внутреннего, психического мира. За успехи в учебе он был направлен в Петербург
для обучения при Академии наук, где не только овладел основами наук того
времени, но и показал себя самостоятельно мыслящим исследователем.
В 1736 г. М.В. Ломоносов был отправлен для продолжения образования и
подготовки к научной деятельности в Германию. Обучение в университете г.
Марбурга позволило ему подняться на уровень западноевропейской образованности.
Здесь же сложились и его философские взгляды, испытавшие воздействие идей X.
Вольфа. Р.Декарта и особенно Г.В. Леибнина.
М.В. Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной
жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования,
развивающею разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Он
разделял позицию деистов, пытавшихся примирить науку и религию.
До самой своей смерти М.В. Ломоносов вел научную и преподавательскую
деятельность в России, вначале как адъюнкт Академии наук, с 1745 г. - как
профессор химии, а затем - как академик. В 50-е гг. центр деятельности М.В.
Ломоносова переместился в Москву, где в 1755 г. по его инициативе был открыт
Московский университет. По точному и ставшему крылатым изречению А.С. Пушкина,
сам М.В.Ломоносов явился для русского народа первым нашим университетом».
Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя»,
чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Отсюда и цели
просвещения - научное образование человека, которое подводит к пониманию
главенства общественной пользы над личными интересами. По его убеждению,
развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на
творчество.
В Петербургской академии наук уже в 40-е гг. XVIИ в. шла борьба молодой
русской науки с консервативной идеологией академии; молодые ученые академии,
единомышленники М.В. Ломоносова, выступали против узкой замкнутости на идем
академиков-немцев, за выдвижение на передний план интересов государственного
развития России.
К середине XV111 в. гимназия и университет при Академии наук пришли в
упадок. В гимназии преподавание, по сути дела, было сведено к изучению
латинского и немецкого языков. В университете положение было не лучше. Лекции,
регулярно читавшиеся в первые шесть лег со времени его открытия, прекратились,
крупные ученые уходили из университета, из студентов оставались буквально
единицы.
М.В. Ломоносов был, одержим мыслью создать российский по духу и содержанию
университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие
независимо от сословии. В Петербурге осуществить эту идею ему не удалось, и с
50-х гг. он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного
и научного центра России.
Эта идея М.В. Ломоносова нашла поддержку фаворита императрицы Елизаветы
графа Ивана Ивановича Шувалова (1727-1797), который стал первым куратором
Московского университета.
В это время сам М.В. Ломоносов создал ряд учебных пособий, явившихся новым
словом в отечественной педагогике и методике и заменивших учебники эпохи Л.
Магницкого. Они охватывали и гуманитарные, и естественно-научные дисциплины,
перечень даже основных из них внушителен: «Краткое руководство к риторике»
(1743), «Риторика» (1748), включающая хрестоматию русской и зарубежной
литературы, «Российская грамматика» (1755), выдержавшая одиннадцать изданий и
переведенная на все основные европейские языки, учебник истории «Краткий Российский
летописец с родословием», учебные пособия по истории «Древняя Российская
история» и «Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру
Великому» (1755), а также учебные книги по химии и физике.
В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учреждении в Москве
университета и двух гимназий при нем: для дворян и для разночинцев. Благодаря
этому в Московском университете, удалось создать преемственную систему среднего
и высшего образования. Сам М.В. Ломоносов был не только профессором университета,
но и с 1758 г. руководил университетскими гимназиями. Важным документом этого
периода явился «Регламент академической гимназии», разработанный им в 1758 г.
В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику, геометрию,
географию; преподавание вели наиболее способные студенты университета; языком
обучения в Московском университете и в гимназии был русский, а не латинский и
немецкий, как в гимназии и университете при Академии наук в Петербурге.
Для более полного усвоения учащимися учебного материала М.В. Ломоносов
считая необходимым использовать систематические упражнения, выполнение
различных заданий для самостоятельной работы, что рассматривалось им как часть
всей системы школьных занятий. Раз в полгода для старших школьников проводились
публичные упражнения, когда гимназисты произносили речи собственного сочинения.
Ведущими дидактическими принципами М.В.Ломоносов считал принципы посильности и
развивающего обучения. В основе обучения должен был лежать познавательный
интерес, вызывающий, по мысли М.В. Ломоносова, творческое усвоение учебного
материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений.
Важно отметить внимание М.В. Ломоносова и его соратников к опыту
западноевропейской педагогики.
Любимый ученик и последователь М.В. Ломоносова, ректор университетской
гимназии Николаи Никитич Поповский (1730-1760), осуществил перевод книги Д.
Локка «Мысли о воспитании», сопроводив его вступительной статьей, где
доказывал, что это педагогическое сочинение имеет общечеловеческую, истинно
научную ценность и послужит на пользу новому воспитанию детей в России. Следуя
идеям своего учителя, М.В. Ломоносова, он доказывает, что перенос на российскую
почву западноевропейских педагогических идей требует вдумчивого и творческого
подхода, который необходим в целях создания отечественной науки о воспитании и
обучении детей и юношества.
В 50-е гг. в типографии Московского университета одновременно с сочинением
Д. Локка был издан и классический начальный учебник латинского языка «Мир
чувственных вещей в картинках» Я.А. Коменского, поскольку в то время латинский
язык открывал доступ студентов к более полному освоению основ наук. Однако сам
процесс обучения в университете, по мысли М.В. Ломоносова и его последователей,
должен был осуществляться на родном языке.
Еще один ученик и продолжатель дела М.В. Ломоносова, известный
ученый-лингвист и профессор Московского университета А.А. Барсов (1730-1791),
который, как и его учитель, получил общее образование в Славяно-греко-латинской
академии и специальное в академическом университете Петербурга, большое
внимание уделял разработке проблем воспитания и школьного обучения. В
педагогическом сочинении «Краткие правила российской грамматики... в пользу обучающегося,
юношества в гимназии Московского университета» (1773) он доказывал, что при
безусловной необходимости изучения иностранных языков усвоение родного языка
является первоочередным, ибо это язык отечественной науки и культуры.
За период с 1760 по 1765 г. к обучению на юридическом, философском и
медицинском факультетах университета гимназиями были подготовлены 24 человека.
После смерти М.В.Ломоносова Московский университет в том виде, как он его со знал,
практически перестал существовать.
Значение деятельности М.В Ломоносова и его учеников в развитии российского
просвещения огромно. В результате появился тип ученых-исследователей, которые
своей деятельностью убедительно показали, что наука должна быть поставлена на
службу Отечеству и народу.
В простонародной, крестьянской и посадской среде на протяжении всего XVIII
в. продолжала сохраняться православная традиция воспитания и обучения детей.
Образование крестьянских детей было вне сферы внимания государства и оставалось
вне школьных преобразований. Оно зависело от инициативы самого населения,
удовлетворявшего свою потребность в грамотности и книжной образованности, как и
во времена Московской Руси, путем приглашения «мастеров грамоты», которых в
XVIII в. называли «самоходными» или «вольными учителями». Эти «вольные учителя»
обучали по традиции элементарной, необходимой в практических целях грамоте,
чтению, счету и письму, используя рукописные азбуки и церковные книги.
Элементарной грамоте крестьянские дети обучались священниками и другими
церковными лицами. Официальными церковными типографиями BXVIII В. издавались
азбуки, буквари, псалтыри и часовщики, которые служили учебными книгами.
Псалтыри начинались методическими рекомендациями, известными еще в допетровское
время, - «Наказание ко учителям, како им учити детей грамоте», а часовники -
статьей «Об учителях иже учат младых отрочат грамоте». Грамотные родители по
этим книгам могли сами обучать чтению своих детей. О том, что уровень
традиционного обучения мог подниматься на значительный уровень, говорит, как мы
видели, жизненный путь М.В. Ломоносова, получившего элементарное образование
именно таким путем. Более серьезное внимание обучению детей грамоте и книжному
самообразованию в XVIII в. уделяли старообрядцы. Старообрядческие общины
занимали автономное положение в Российской империи. В этой среде были созданы
училища, где обучали прежде всего «словесным наукам» по своим собственным
учебникам. Отстаивая старинную традицию обучения детей по церковным книгам,
старообрядцы не были чужды и современного им опыта школьного преподавания.
Известна созданная видным старовером Андреем Денисовым (1674-1730) и его
последователями оригинальная «Риторика», построенная по всем правилам школьной
науки того времени.
1.
История педагогики
образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.:
Учебное пособие для переходных учебных заведений. /Под ред. академика РАО А.И. Пискулова.
– 2-е изд. иcправл. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2001.-512 с.