Методика развития координационных способностей у боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,33 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика развития координационных способностей у боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития координационных способностей боксеров 13-14 лет

.1 Условия развития координационных способностей боксеров 13-14 лет

.2 Физиологические особенности тренировки боксеров 13-14 лет

Глава 2. Организация и методика исследования

.1 Организация исследования

2.2 Методика развития координационных способностей у боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола)

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность. Современные условия жизни и производства, например работа на компьютерах, перемещение в городах, выполнение военных операций, требуют от человека высокого уровня развития двигательных способностей, особенно координационных способностей, т.е. умения быстро, точно и экономично управлять сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита времени.

Ведущие специалисты в области физической культуры и спорта, гигиены, психологии и медицины отмечают, что в условиях современного малоподвижного образа жизни вегетативная нервная система организма, отвечающая за деятельность внутренних органов и систем - кровообращения, дыхания, пищеварения, размножения, выделения и др., оказывается в угнетенном состоянии (3, 7, 10, 14). Это напрямую сказывается на состоянии всего организма. К средствам повышения функциональных возможностей вегетативной сферы относятся малоинтенсивный бег, кроссовый бег, спортивные игры, в том числе футбол.

Спортивные игры характеризуются разнообразной двигательной активностью. Они включают в себя разнообразные упражнения, которые выполняются в условиях взаимодействия с игроками всей команды и командами соперников. Спортивные игры оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Действия спортсмена носят ациклический характер. Основные технические приемы игры, доведенные до степени автоматизированных двигательных навыков, облегчают действия спортсмена во время игры. Большинство источников психологической и методической литературы освещает проблему обучению техники игры (1, 12). Но во время игры спортсмену приходится выполнять и новые формы движений, которые возникают обычно внезапно и являются результатом синтеза автоматизированных технических элементов. Эта деятельность напрямую зависит от уровня развития координационных способностей спортсмена. Вопрос развития координационных способностей в литературе освещен недостаточно (2, 4, 5, 8). Спорт, сопряженный с высшими достижениями проявления как физических и двигательных возможностей, так и интеллектуальных, психических качеств человека, превратился в исключительно сложную форму человеческой деятельности. Если не учитывать этих возможностей человеческого организма, то добиться высоких спортивных результатов, как правило, не удается. Одной из главных задач творческого содружества тренера-педагога и спортсмена является достижением индивидуально различного уровня тренировочной нагрузки, обеспечивающей спортивный успех.

Наблюдавшаяся в последние годы тенденция к увеличению тренировочных нагрузок обусловлена в первую очередь резко возросшим уровнем высших спортивных достижений. Чтобы показать высокие спортивные результаты, необходима мобилизация скрытых потенциальных ресурсов организма. Даже для незначительного повышения возможностей организма юного спортсмена требуются все более значительные по силе биологические раздражители. В качестве таких раздражителей и выступают нагрузки повышенного типа. Вопросу влияния на организм юных спортсменов увеличенных тренировочных нагрузок посвящены работы В.И. Козловского, М.Я. Набатниковой, Н.Г. Озолина, Л.П. Матвеева и др. (15, 16, 17).

В физическом воспитании детей и подростков подвижным играм принадлежит самое почетное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающихся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия. Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу личности занимающихся. Ответный характер двигательных реакций и выбора правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов создания в процессы контроля и регуляции. В результате совершенствуется протекание нервных процессов, увеличивается их сила и подвижность, возрастает тонкость дифференцировок и пластичность регуляции функциональной деятельности.

Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспитывать умение контролировать свое поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.

Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: «Методика развития координационных способностей у боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола)».

Актуальность темы обусловлена тем, что в методике физической культуры и спорта четко не определены уровни развития координационных способностей и влияние развития этих способностей на результаты боксеров 13-14 лет, не разработана методика развития координационных способностей боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола).

Объект исследования - координационные способности.

Предмет исследования - развитие координационных способностей у боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола)

Цель исследования - разработать методику развития координационных способностей у боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола).

Задачи исследования:

1.     Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2.       Выявить уровень развития координационных способностей.

.        Разработать методику развития координационных способностей у боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола).

.        Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.

Гипотеза: у боксеров 13-14 лет преобладает средний уровень развития координационных способностей.

Методы исследования. Анализ научно-методической литературы; контрольное испытание; педагогический эксперимент, анализ полученных данных.

Глава 1. Теоретические основы развития координационных способностей боксеров 13-14 лет

.1 Условия развития координационных способностей боксеров 13-14 лет

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т. е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы:

·          Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

·        Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

·        Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т. е. чувства прилагаемого усилия.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т. е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов:

1.     способности человека к точному анализу движений;

2.       деятельности анализаторов и особенно двигательного;

.        сложности двигательного задания;

.        уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т. д.);

.        смелости и решительности;

.        возраста;

.        общей подготовленностью занимающихся (т. е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В онтологическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

При воспитании координационных способностей решают две группы задач: по разностороннему и специально направленному их развитию

Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной активности. Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой выбранного вида спорта, а во втором - избранной профессией.

Способность быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, скоростном спуске на лыжах, горном и водном слаломе и т. п., где в обстановку действия преднамеренно вводятся препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных движений на другие. В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.

Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке. Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека. Особенно к механизмам координации движений, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов. Включение человека в сложную систему «человек - машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени.

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, прежде всего на занятиях с боксерами 13-14 лет приводит к тому, что они:

ü  значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;

ü  постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками;

ü  приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной активности;

ü  испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т. п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это физические упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела иди его частей. В разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную активность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижение на лыжах, горнолыжный спорт.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта.

На спортивной тренировке применяются две группы таких средств:

а) подводящие, способствующие усвоению новых форм движений того или иного спорта;

б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях, двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы:

1.                  Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

2.       Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно изменившейся обстановки. Этот методический подход так же находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборства.

.        Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта и профессионально-прикладной физической подготовке.

.        Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнения) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в 2 формах:

. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким. Для ее снятия целесообразно использовать:

a.          упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера;

b.      разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии;.         плавание;.  массаж, сауну, тепловые процедуры.

. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления). Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупреждает появление ненужной напряженности;

) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних групп мышц с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используют следующие приемы:

o     стандартно-повторного упражнения;

o   вариативного упражнения;

o   игровой;

o   соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях. Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода - со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

o   строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например, прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движения и пр.);

o   изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: сидя, стоя, в приседе; варьирование конечных положений - бросок мяча вверх из исходного положения стоя - ловля сидя и наоборот);

o   изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т. п.);

o   «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т. п.);

o   выполнение освоенных двигательных реакций после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

o   выполнение упражнений с исключением зрительного контроля - в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо);

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т. п. соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

.2 Физиологические особенности тренировки боксеров 13-14 лет

координационный способность боксер тренировка

Физиологическое содержание спортивной тренировки включает создание функциональных предпосылок для достижения спортивного результата. Спортивная форма - это оптимальная готовность к достижению спортивных результатов. Она отражает высшую степень развития тренированности спортсмена на определенном уровне мастерства. Оптимальная готовность организма характеризуется высоким функциональным потолком отдельных органов и систем, совершенной координацией рабочих процессов и способностей к интенсификации функций, устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды.

Для спортивной формы характерен особый психологический фон, тесно связанный с физиологическими изменениями в функциях кинестезического анализатора. В состоянии спортивной формы повышается роль сознательного контроля и возможность регулирования эмоционального состояния.

Столь обширный и сложный комплекс изменений двигательной, вегетативной, психической сфер деятельности формируется постепенно. Время достижения спортивной формы находится в пределах 5-6 месяцев. Этими сроками определяется и продолжительность подготовительного периода в годичном тренировочном цикле.

Основными физиологическими предпосылками достижения спортивной формы являются повышение общего уровня функциональных возможностей организма, находящегося в тесной связи с прогрессивными морфологическими перестройками. Достижение оптимальной функциональной готовности отдельных систем организма происходит не всегда равномерно. Так, в некоторых случаях физическая работоспособность боксеров 13-14 лет может опережать техническую и тактическую подготовленность.

Для фазы относительной стабилизации спортивной формы характерно снижение темпов дальнейших биологических перестроек. Внешнее выражение этой фазы проявляется в устойчивых высоких спортивных результатах боксеров 13-14 лет с сохранением тенденции к их росту. Продолжительность сохранения спортивной формы колеблется от 2 до 4,5 месяца.

Физиологическими критериями спортивной формы боксеров 13-14 лет являются уровень адаптации к физической нагрузке и потенциальная способность к мобилизации функциональных резервов организма. Для суждения об уровнях адаптации к физической нагрузке применяются специальные пробы с физической нагрузкой.

Стандартная мышечная работа, выполняемая боксерами 13-14 лет, находящимся в спортивной форме, характеризуется экономичностью расходования энергии за единицу выполненной работы. Сдвиги в физиологических функциях при этом менее значительны, чем у недостаточно тренированных спортсменов.

Сравнительно короткий период, в течение которого боксеры 13-14 лет показывают стабильные и высокие результаты, дает основание говорить о сложности поддержания состояния динамического равновесия функций организма на пределе их возможностей. Потенциальные ресурсы человеческого организма при выполнении работы, требующей предельной функциональной отдачи, истощаются.

Снижение спортивных результатов является внешним проявлением процессов, обеспечивающих сохранения постоянства внутренней среды организма в сложных условиях спортивной деятельности. Напряженная тренировка, выступления в соревнованиях осложняют поддержание динамического равновесия функций. Поэтому временная утрата спортивной формы не должна рассматриваться как дефект - это биологически целесообразная защитная реакция организма против перенапряжения, переход на новый, более высокий уровень работы организма, обеспечиваемый снижением нагрузки, изменением содержания средств и методов тренировки.

Объективный процесс утраты спортивной формы отражается и на содержании переходного периода. Он является активным отдыхом от напряженной работы в соревновательном периоде. В переходном периоде используются преимущественно неспецифические для основного вида специализации упражнения значительно меньшей интенсивности и объема.

Достижение и сохранение спортивной формы обеспечивается комплексом средств и методов спортивной тренировки, соблюдением необходимого режима труда и отдыха, применением восстанавливающих средств. Методы и средства тренировки носят строго индивидуализированный характер. Они обусловлены степенью предварительной подготовки спортсмена, его спортивным стажем, уровнем спортивной квалификации.

Воздействие физической нагрузки, приводящей к развитию утомления, характеризует ее срочный тренировочный эффект. Прекращение расходования энергетических источников сопровождается переключением потока энергии на пластические процессы. Повышенное потребление кислорода и высокая активность окислительных ферментов, сохраняющихся в восстановительном периоде, способствует интенсивным анаболическим процессам. Отставленный эффект тренировки проявляется в повышении эффективности восстановительных процессов сразу или спустя после тренировки. В период отдыха усиливаются восстановительные процессы. В результате этого пополняются энергетические ресурсы организма, стимулируются пластические процессы в клетках ткани и органах. В зависимости от интенсивности энергетических трат эффект восстановления будет различным. Интенсивные обменные процессы во время тренировки приводят к усилению восстановительных процессов с явлениями суперкомпенсации. Это «компенсирование с превышением» над исходным уровнем и создает предпосылки для дальнейшего роста функциональных возможностей организма. В основе сверхвосстановления лежат пластические процессы в утомленных мышечной работой органах и тканях. Они стимулируются усиленной деятельностью ферментных систем, повышенной гормональной активностью. Недовосстановление ведет к возникновению характерного для хронического утомления перенапряжения отдельных органов и систем. Чаще всего это выражается в снижении адаптационных резервов желез внутренней секреции, которые обеспечивают приспособление к физической нагрузке. В зависимости от характера предшествующей нагрузки будет изменяться продолжительность восстановительного периода и наступления фазы суперкомпенсации. Следовательно, процессы утомления и восстановления рассматриваются как два противоположных состояния. Направленность восстановительных процессов может вести как к улучшению, так и к ухудшению спортивной работоспособности.

Нарастание тренированности и повышение работоспособности наблюдается в том случае, когда восстановительные процессы обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов. Если же процессы восстановления оказываются недостаточными, развивается переутомление и работоспособность резко снижается. Вместе с тем как в микроциклах, так и в мезоциклах тренировки физическая нагрузка на следах утомления может быть эффективна для решения задач воспитания специальных видов выносливости. На этом основано применение сдвоенных и строенных тренировочных занятий в микроцикле с последующим полным отдыхом. Рациональное построение тренировочного процесса невозможно без глубокого понимания механизмов развития утомления. Если рассматривать процесс утомления как локальный, захватывающий только утомленный орган, то соответствующим образом будут подбираться и средства восстановления. В зависимости от вида работы, ее напряженности, продолжительности ведущая роль в развития утомления принадлежит различным факторам. Изменения в гуморальной системе регуляции могут стать ведущим фактором в связи с повышенным поступлением в кровь гормонов гипофиза и надпочечников при напряженной эмоциональной работе. Нарушение нервной регуляции физиологических функций может играть ведущую роль при кратковременной мышечной работе скоростного характера, в результате действия мощного потока нервных импульсов и развития запредельного торможения.

Снижение возбудимости и устойчивости нервных центров при источающей работе является результатом действия слабого по силе, но длительного и монотонного раздражителя. На состояние высших корковых и подкорковых центров регуляции оказывает влияние изменение химизма внутренней среды, изменение основных констант, обеспечивающих гомеостаз организма. Нарушение химизма внутренней среды происходит вследствие активности ферментов, угнетения липидного и углеводного обменов.

Подобный подход к изменяющемуся значению отдельных факторов в развитии утомления, а так же строгое количественное измерение их значимости позволяет управлять тренировочным процессом. Выделение ведущего фактора в развитии утомления при конкретных видах мышечной работы возможно при правильном подборе соответствующих тестирующих проб и методик исследования.

Условно в современной методике спортивной тренировки можно выделить две тенденции, получившие убедительное физиологическое обоснование.

Первая из них - интенсификации тренировочного процесса при сохранении стабильных или увеличивающихся нагрузок. Вторая - дальнейшее наращивание общей тренировочной нагрузки при относительной небольшой интенсивности выполняемой работы. Разумеется, что в рамках рассматриваемых тенденциях существует множество вариантов сочетания средств и методов тренировки. Одним из них является, в частности, неуклонный рост общего объема нагрузки при повышении удельного веса интенсивных нагрузок.

Наметившееся в последнее время в боксе и других видах спорта дальнейшее увеличение объема интенсивной физической нагрузки является эффективным способом повышения функциональных резервов организма в перенесении сложных изменений во внутренней среде организма, связанных с накоплением продуктов анаэробного обмена. В то же время использование в тренировке скоростей, превышающих соревновательные на 10-15 %, несет потенциальную опасность перенапряжения важнейших физиологических функций организма, расстройства нейроэндокринной регуляции. Превышение соревновательной скорости при выполнении специальных упражнений должно быть ограничено жесткими индивидуальными рамками.

Наиболее жесткими по физиологическому воздействию на организм являются интервальные тренировки, в которых время отдыха от повторения к повторению сокращается.

Выполнение повторной нагрузки с сокращающимся временем отдыха или с нарастающей интенсивностью сопровождается прогрессирующим повышением содержания молочной кислоты в крови. При этом аэробный обмен подавляется усиленным анаэробным гликолизом. При увеличении времени, отводимого на отдых после повторного пробегания отрезков, наблюдается снижение молочной кислоты, происходит угнетение гликолитического обмена аэробным.

Один и тот же вид физических упражнений может стать и средством повышения анаэробной и аэробной производительности. Решающее значение при этом приобретают периоды отдыха между пробеганием отрезков. Тренировки с кратковременным (1-1,5 мин) стандартным периодом отдыха после напряженной работы (в пределах 80% от максимальной), выполняемые при ЧСС (Частота Сердечных Сокращений), равной 160-180 ударов в 1 мин, способствуют повышению производительности сердца и увеличению потребления кислорода.

Тренирующий эффект в этом случае не только интенсивная тренировка, но и отдых. Во время отдыха при сохранении высокой частоты пульса наблюдается большой ударный объем сердца, что сопровождается резко повышенным потреблением кислорода. Интенсивность физических упражнений является физиологически обоснованной, если она обеспечивает мобилизацию функций в нужном для спортсмена направлении. Интенсивная тренировочная нагрузка - мощный стимулятор анаэробного и аэробного энергетического обмена. С ее помощью создаются крайне напряженные условия работы организма, что является незаменимым средством подготовки юных футболистов для выполнения спортивных напряжений. Только одна «мягкая» тренировка этих задач не решает.

Предпочтительное отношение к интенсивным специальным нагрузкам в подростковом и юношеском возрасте приводит к быстрому увеличению спортивных результатов в течение первых 2-3 лет тренировки. Дальнейший же рост результатов без создания общей функциональной и морфологической основы становится невозможным. Необходимо создать предварительный функциональный резерв, который стал бы своеобразным буфером, смягчающим острое воздействие нагрузок большой интенсивности.

Использование же в ДЮСШ мощных по физиологическому воздействию на организм средств интенсивной тренировки вызывает у юных спортсменов раннее прекращение спортивного роста. Переход на режим тренировки взрослых спортсменов существенно не меняет дела. Подросток оказывается психологически неподготовленным к выполнению огромных объемов работы, которые необходимы для дальнейшего роста достижений в спорте.

Характер чередования тренировочных нагрузок различной направленности и интенсивности определяется задачами определенного периода тренировки. Снятие высокого эмоционального напряжения и создание условий для психологической установки на достижение высокого результат в соревнованиях обеспечивается системой «маятниковой» тренировки.

Принцип «маятника» заключается в том, что предсоревновательная подготовка строится на основе ритмического чередования двух типов микроциклов: специализированных и контрастных. По мере приближения к соревнованиям степень сходства контрастных упражнений с основными уменьшается, специальных - увеличивается. В последний перед соревнованиями недельный микроцикл применяются контрастные упражнения.

Изменение характера тренировки снимает психологическую напряженность, создаваемую длительными монотонными тренировками. Выполнение привычной работы, практически не связанной со спортивной специализацией в течение относительно короткого времени, создает все условия для выполнения специальной нагрузки. В результате в следующих за этим микроциклом соревнованиях юный футболист добивается успеха.

Физиологически обоснованный объем тренировочной нагрузки приводит к прогрессивным функциональным и морфологическим изменениям в организме. Если нагрузка не вызывает утомления, то не создаются предпосылки для эффективного течения восстановительных процессов с последующей суперкомпенсацией. При построении современной системы тренировки необходимо подбирать наиболее рациональное сочетание интенсивной и малоинтенсивной нагрузок в годовом цикле тренировки. Такие нагрузки сопровождаются не только повышением функциональных возможностей, но и таким ростом спортивных достижений, который позволяет надеяться на установление высокого спортивного результата. Психологическая подготовка юных спортсменов имеет особое значение для сохранения спортивной формы и достижения максимальных результатов в условиях соревнований. Правильно построенная система психологического тренинга предупреждает случаи психических срывов у спортсменов. Такое состояние может возникнуть и при условии высокой функциональной подготовленности спортсмена, характерной для спортивной формы.

Психофизиологические основы корковой доминанты достаточно глубоко изучены. Доминантная установка на результат подчиняет себе все другие формы проявления физиологической активности, обеспечивая тем самым возможность выполнения спортивных нагрузок. Роль слова как регулятора физиологической активности человека выступает в этом случае особенно наглядно.

Применение различных средств и методов, облегчающих становление и сохранение спортивной формы, позволяет достичь желаемого результата при строгом соблюдении жестко регламентированного гигиенического режима дня.

Глава 2. Организация и методика исследования

.1 Организация исследования

Главной задачей нашего исследования являлось выявление уровня координационных способностей боксеров 13-14 лет.

Проведя подробный анализ психологической, педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что на практике развитие координационных способностей как отдельный комплекс упражнений, как правило, не выделяется. Кроме того, такой показатель спортивной формы как результативность боксеров 13-14 лет вообще не связывается с развитием координационных способностей. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей присутствуют практически на всех тренировках. Но цели развития этих способностей не ставится, следовательно, отсутствует систематичность и направленность работы. Нас интересует в рамках нашего исследования именно развитие координационных способностей боксеров 13-14 лет.

Разработанный нами контрольный комплекс упражнений позволяет выявить уровень развития координационных способностей. Многообразие видов координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1)     время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации, чем оно короче, тем выше координационные способности;

2)      время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

)        координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплекса (комбинации), в качестве заданий тестов рекомендуется применять упражнения с ассиметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;

)        точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

)        сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

)        стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например. По показателям целевой точности - количеству попаданий при бросках мяча в кольцо, различных предметов в мишень и т. п.

Контрольный комплекс упражнений.

1.  Бег «змейкой».

2.       Челночный бег 3*10 м.

.        Челночный бег 4*9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта.

.        Метание мяча в цель с расстояния 10 м из положения стоя.

.        Метание мяча в цель с расстояния 3 м из положения вперед согнувшись.

.        6 повторений упражнения (основная стойка, руки на поясе - поворот головы влево, туловища вправо).

Эксперимент проводился в 2007 году в спортивной секции бокса при школе № 71 Свердловского района г. Красноярска и в спортивной секции бокса при школе № 41 Октябрьского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 40 человек, из них 21 боксер из секции при школе № 71 и 19 юных боксеров из секции при школе № 41. Обе секции показывали примерно одинаковую результативность бокса и выше соревнований межшкольного уровня не участвовали. Спортивная я секция при школе № 71 была экспериментальной группой, а спортивная секция при школе № 41 - контрольной группой.

Исследовался уровень координационных способностей боксеров 13-14 лет. В исследовании был использован комплекс контрольных упражнений, выявляющий уровень развития координационных способностей боксеров 13-14 лет.

При выполнении каждого упражнения отслеживались пять критериев: 1) время освоения, 2) время перестройки двигательной деятельности, 3) точность выполнения, 4) сохранение устойчивости, 5) стабильность выполнения.

Перед выполнением первого контрольного упражнения - бега «змейкой», учащиеся получали инструкцию следующего вида: «По команде «Марш!» из положения стоя обежать первое препятствие справа, второе слева, третье справа, четвертое слева, следующее перепрыгнуть, под последним проползти и бегом вернуться к линии старта». При выполнении учащимися каждого упражнения все данные по пяти критериям фиксируются в таблицу (см. таблицу 1).

Таблица 1. Первичный протокол исследования уровня развития координационных способностей

Фамилия, имя

Критерии



Время освоения (с)

Время перестройки (с)

Точность (количество ошибок)

Устойчивость (количество ошибок)

Стабильность (результат в секундах)

1.







2.








Перед выполнением второго контрольного упражнения - челночного бега 3*10 м, учащиеся получали инструкцию следующего вида: «По команде «Марш!» из положения стоя добежать до черты, развернуться и вернуться на линию старта, снова развернуться и добежать до линии финиша».

Перед выполнением третьего контрольного упражнения - челночного бега 4*9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию, учащиеся получали инструкцию следующего вида: «По команде «Марш!» из положения стоя добежать до черты, взять кубик и вернуться на линию старта, снова добежать до черты, взять второй кубик и вернуться на линию старта».

Перед выполнением четвертого контрольного упражнения - метания мяча в цель с расстояния 10 метров из положения стоя, учащиеся получали инструкцию следующего вида: «По команде «Марш!» из положения стоя выполнить 10 бросков в мишень».

Перед выполнением пятого контрольного упражнения - метания мяча в цель с расстояния 3 метров из положения вперед согнувшись, учащиеся получали инструкцию следующего вида: «По команде «Марш!» из положения вперед согнувшись выполнить 10 бросков в цель».

Перед выполнением шестого контрольного упражнения - шести повторений упражнения (основная стойка, руки на поясе - поворот головы влево, туловища вправо), учащиеся получали инструкцию следующего вида: «Основная стойка, руки на поясе, на раз - повернуть голову вправо, туловище - влево, на два - принять исходное положение, на три - повернуть голову влево, туловище - вправо, на четыре - принять исходное положение. Повторить упражнение 6 раз».

Все выделенные нами пять критериев можно было отследить во всех шести упражнениях.

Первым критерием для всех упражнений было время, затраченное на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем короче нужное время для освоения упражнения, тем выше координационные способности.

Обработка полученных данных. Результат в секундах следует оценивать в баллах, опираясь на следующие данные: все полученные результаты можно разделить на три группы, которые определяют уровень развития данного умения.

Таблица 2. Обработка данных.

Уровень

Время освоения (с)

Количество баллов

1

Высокий уровень

20

5

2

Средний уровень

20-40

3-4

3

Низкий уровень

Более 40

1-2


Вторым критерием для всех упражнений было время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившимися условиями.

Обработка полученных данных. Результат в секундах следует оценивать в баллах, опираясь на следующие данные: все полученные результаты можно разделить на три группы, которые определяют уровень развития данного умения.

Таблица 3. Обработка данных.

Уровень

Время перестройки ( с)

Количество баллов

1

Высокий уровень

5

5

2

Средний уровень

6-10

3-4

3

Низкий уровень

Более 10

1-2


Третий критерий для всех упражнений - точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники - динамическим, временным и пространственным.

Обработка полученных данных. Количество ошибок спортсмена следует оценивать в баллах, опираясь на следующие данные: все полученные результаты можно разделить на три группы, которые определяют уровень развития данного умения.

Таблица 4. Обработка данных.

Уровень

Точность (количество ошибок)

Количество баллов

1

Высокий уровень

0

5

2

Средний уровень

1-3

3-4

3

Низкий уровень

Более 3

1-2


Четвертым критерием для всех упражнений является сохранение устойчивости при нарушении равновесия.

Обработка полученных данных. Количество ошибок юного спортсмена следует оценивать в баллах, опираясь на следующие данные: все полученные результаты можно разделить на три группы, которые определяют уровень развития данного умения.

Таблица 5. Обработка данных.

Уровень

Устойчивость (количество ошибок в равновесии)

Количество баллов

1

Высокий уровень

0

5

2

Средний уровень

1-2

3-4

3

Низкий уровень

Более 3

1-2


Пятым критерием для всех упражнений стала стабильность выполнения сложного в координационном плане двигательного задания.

Обработка полученных данных. Результаты спортсмена следует оценивать в баллах, опираясь на следующие данные: все полученные результаты можно разделить на три группы, которые определяют уровень развития данного умения.

Таблица 6. Обработка данных.

Уровень

1 - 3 упражнения (результат в секундах)

4,5 упражнения (количество попаданий в цель)

6 упражнение (количество ошибок в асимметричности)

Количест-во баллов

1

Высокий уровень

8,7 - 8,2

9-10

0

5

2

Средний уровень

9,6 - 8,6

6-8

1-3

3-4

3

Низкий уровень

Более 9,7

Менее 6

Более 3

1-2

В результате определения уровня развития координационных способностей нами были получены следующие результаты: в экспериментальной группе пятеро занимающихся на высоком уровне, 11 человек - на среднем и 5 человек - на низком. В контрольной группе четыре человека с высоким уровнем, 10 человек на среднем уровне и 5 - на низком уровне (см. Приложение 1, таблицы 1,2; рис. 1).

Полученные результаты можно выразить в процентном соотношении.

Рис. 1. Уровни развития координационных способностей в контрольной т экспериментальной группах.

Таким образом, как видно из рисунка 1, 23,8 % спортсменов экспериментальной группы и 26,3 % спортсменов контрольной группы имеют низкий уровень развития координационных способностей, 52,4 % спортсменов экспериментальной группы и 52,6 % спортсменов контрольной группы - средний уровень, и высокий уровень соответственно 23,8 % и 21,04 % занимающихся.

В обеих группах преобладает средний уровень развития координационных способностей. Более четверти занимающихся имеют низкий уровень развития координационных способностей. Следовательно, данное двигательное действие требует совершенствования.

Это говорит о том, что требуется разработка системы упражнений, направленных на развитие координационных способностей боксеров 13-14 лет.

.2 Методика развития координационных способностей у боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола)

Разработанная нами методика совершенствования координационных способностей включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, дифференцированию пространственных и силовых параметров движения. Эти способности основаны преимущественно на проприоцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и восприятия имеют наибольшее значение для управления движениями.

Наша методика развития координационных способностей состоит из комплекса игровых упражнений (из баскетбола), включающего в себя:

Упражнения, развивающие способность к оценке и дифференцированию силовых параметров движения - броски и ловля мяча от стены в парах. Один бросает мяч в стену, другой ловит и т. д.

Упражнения, развивающие способность к точному выполнению движений - бег с определенным заданием.

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжении и расслаблении.

Общая установка при занятиях на координацию должна исходить из следующих положений:

a.     заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;

b.      нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо;.         в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части;.  интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;.   воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.

Разработанный нами комплекс совершенствования координационных способностей боксеров 13-14 лет включает в себя следующие игровые упражнения с элементами баскетбола:

1.       «Живая цель».

Выполняется с двумя мячами. Игроки двух команд стоят через одного по кругу. Внутри круга находится водящий. Задача водящего - увертываться от мяча, которым его пятнают игроки команды противника, и одновременно ловить и передавать мяч, направляемый ему партнерами. Водящими становятся поочередно все игроки команд. Если Вов время выполнения установленного количества передач с партнерами водящий не будет запятнана, он выигрывает очко. Команда-победительница определяется по наибольшему количеству набранных очков.

.        «Догони партнера».

Игроки, разбившись на пары, располагаются вдоль лицевой или боковой линии один впереди другого на расстоянии полтора-два метра лицом в одном направлении. По команде преподавателя игроки выполняют различные упражнения в быстром темпе, затрудняющие старт для рывка (в полном приседе, в упоре лежа, с прыжками и т. п.) по зрительному сигналу, подаваемому во время выполнения упражнений, первый игрок устремляется к противоположной лицевой или боковой линии, второй игрок догоняет его. Если во время бега раздастся свисток, партнеры выполняют остановку, поворот и рывок в обратном направлении, меняясь ролями; тот, кто убегал, становится догоняющим. Игрок, запятнавший партнера при первом рывке, получает 2 очка, при втором - 1. сигнал на изменение направления бега каждый раз подается в разное время. Через равное количество попыток партнеры меняются местами.

.        «День и ночь».

Тоже, но игроки команд располагаются с разных сторон средней линии лицом или спиной к друг другу и по сигналу убегают за лицевые линии на своей стороне площадки. После сигнала, поданного во время рывка, игроки меняются ролями и устремляются к средней линии на исходные позиции.

.        «Вызов номеров».

Во время бега вызванных номеров из двух команд дополнительно подаются сигналы, по которым:

А) игрок, выполняющий рывок, должен, не закончив установленной дистанции, вернуться в строй и коснуться руки партнера, номер которого был назван Вов время бега. После этого рывок выполняет вызванный партнер. Результат командам засчитывается, когда закончат дистанцию игроки, вызванными вторыми;

Б) партнеры, вызванными первыми и вторыми бегут навстречу друг другу и, взявшись за руки, вместе выполняют рывок на установленную дистанцию. Сигналом на изменения действий служит вызов других номеров во время бега;

В) перед командами на стульях располагаются игроки с мячами, поднятыми в верх на одинаковую высоту. В момент вызова определенных номеров игроки выпускают мячи из рук. Вызванные игроки должны поймать мяч до касания его пола, за что команде начисляется одно очко. Во втором варианте во время рывка за мячом одного игрока вызывается второй. Поэтому сигналу первый игрок возвращается на свое место, а второй выполняет рывок за мячом, стараясь поймать его после первого отскока от пола. Игру можно усложнять разными действиями с мячом: после ловли мяча выполняются ведение вокруг игрока, передавшего мяч, ведение и бросок в корзину, передача мяча во время рывка и т. п. в вариантах игры с бросками в корзину в одном направлении участвуют две команды;

Г) то же, но за одним мячом выполняют рывок игроки двух команд, имеющие один и тот же номер. Игрок подающий мяч, располагается впереди между двумя командами;

Д) то же, но вызванные игроки борются за мяч, брошенный в щит. Если игрок, не сумевший овладеть мячом, успевает помешать броску, нападающему засчитывается 1 очко вместо 2.

. «Третий лишний». Игра имеет пять вариантов:

a)            при обычной расстановке пар в кругу стоит игрок, не имеющий партнера. Во время игры подается сигнал, по которому убегающий и догоняющий игроки выполняют рывок, стараясь занять место за игроком, стоящим без партнера. Игрок, проигравший это соревнование, становится водящим и догоняет игрока, стоящего вторым в паре справа. После сигнала разрешается бежать через круг;

b)      одновременно вводят две пары игроков, действующих самостоятельно. При начале игры пары водящих располагаются на противоположных сторонах круга;) то же, но с двумя игроками, стоящими в кругу без партнеров. По сигналу водящие выполняют рывок к любому игроку;)        со сменой ролями водящих по сигналу: при обычной расстановке игроков подаются сигналы, по которым игроки меняются ролями;)   со сменой ролями водящих в зависимости от расположения убегающего игрока при остановке около любой пары. В этом варианте убегающий игрок становится не впереди, а с боку пары. Если он встанет по ходу движения, то происходит смена ролей - догонявший игрок убегает в противоположном направлении, а оказавшийся «лишним» догоняет его. Если убегающий игрок, обежав пару, встанет с другой стороны, то действия продолжаются в ту же сторону и роль догоняющего игрока не меняется.

Во всех вариантах игроки должны чаще менять водящих (быстрее становясь к парам). Сигналы на смену ролей между водящими или на выполнение рывка подаются в те моменты, когда для игроков смена действий особенно трудна.

. «Пятнашки». Игра может быть осуществлена пятью способами:

1)            игра проводится в парах по общепринятым правилам, но партнеры передвигаются спиной вперед;

2)      игра проводится в парах с обычным передвижением, но с дополнительным ускорением по сигналу. Группа разбита на пары, имеющие четные и нечетные номера. На площадке одновременно играют две пары, передвигающиеся в любых направлениях. Другие игроки располагаются за линиями. Чрез 20-30 секунд подается свисток, по которому играющие партнеры выполняют рывок в «дома», расположенные за лицевыми линиями (игроки четных пар в один «дом», нечетных - в другой), старясь опередить друг друга. Игроки, ждущие своей очереди, сразу же включаются в игру. Победитель пары определяется по количеству очков, набранных за пятнанием партнера и выигрыш рывка в «дом»;

)        то же, но по сигналу партнеру выполняют рывок за мячом, подброшенный игроками, располагающимися в «домах»;

)        то же, но по сигналу выполняется рывок за мячом с последующим броском в корзину и сопротивлением игрока, не овладевшего мячом;

)        то же, но по сигналу обе пары выполняют рывок за одним мячом. Пара, овладевшая мячом, стремится забросить мяч в дальнюю корзину, вторая пара защищается. Атака корзины должна завершиться не позднее 10 секунд после сигнала. Победитель внутри пары определяется по количеству пятнаний игрока, а между парами - по количеству удачных атак корзины. При этом за овладение мячом и результативный бросок в корзину без замедления движения начисляется 3 очка, за овладение мячом, но нерезультативный бросок или бросок после замедления движения - 1 очко. Мяч подбрасывается в различных местах площадки с таким расчетом, чтобы он опускался примерно на равном расстоянии от обеих играющих пар.

7. «Пятнашки» между препятствиями:

на половине площадки в шахматном порядке положены набивные мячи или булавы. Играют одна или одновременно две пары. Передвигаясь, можно обегать или перепрыгивать препятствия не сбивая их с места. Если убегающий игрок задел препятствие, он, даже не будучи запятнанным, становится водящим. А если догоняющий игрок запятнал партнера, сбив препятствие, он остается водящим;

то же, но вместо предметов на площадке располагаются игроки, стоящие неподвижно. Играющие не должны пользоваться их помощью (прятаться за ними, держаться руками при смене направления, передвижения и т. д.) если убегающий толкнет стоящего игрока или воспользуется его помощью, он становится водящим. Если воспользуется помощью при пятнании партнера водящий игрок, он остается в той же роли. Игроки, стоящие на месте, могут поднять руки в стороны;

то же, но убегающий игрок имеет право вставать перед любым партнером, стоящим на площадке. Последний в этом случае ту же заменяет убегающего стараясь не быть запятнанным;

то же, но игроки пятнают партнеров мячом, не выпуская его из рук. Догоняющий игрок во время бега может сделать два шага с мясом, а затем должен предать его любому из стоящих партнеров, которые тут же возвращают ему мяч обратно. В другом варианте игры пятнать убегающего может любой стоящий игрок, но он не должен сходить с места. Усложняется игра подачей сигнала, по которому водящие меняются ролями. Кроме того, убегающий игрок может тоже иметь мяч, который он во время бега должен предавать неподвижным партнерам.

. «Пятнашки» в тройках:

ü   игра проводится между тремя партнерами - водящим, заслоняющим и убегающим. Водящий игрок располагается на расстоянии одного - полутора метров лицом к двум другим, стоящим друг за другом. Он должен, используя финты и короткие рывки вправо или влево, запятнать третьего игрока. Заслоняющий, не расставляя руки в стороны, передвигается так, чтобы все время быть перед водящим, лицом к нему, закрывая собой партнера, которого тот стремится запятнать. Убегающий двигается в ту же сторону, что и заслоняющий, прячась за его спиной;

ü  то же, но с произвольным передвижением играющих на площадке. Усложняется игра сигналом, по которому выполняется рывок к щиту для овладения мячом и последующего броска в корзину. Борьбу за мяч ведут догоняющий и убегающий партнеры. Третий игрок помогает убегающему овладеть мячом, мешая своими передвижениями догоняющему игроку;

ü  игра проводится в тройках с мячом: один игрок убегает, двое остальных, передавая мяч, друг другу, стараются сблизиться с первым и запятнать его мячом, не выпуская мяч из рук. Одновременно на площадке действует две тройки игроков. Игру можно проводить и придвигаясь между препятствиями (между предметами и игроками);

ü  то же, но игрок, которого пытаются запятнать, должен одновременно взаимодействовать передачами с игроками пар, ждущими своей очереди. Пары. Распределившись равномерно за линиями площадки. Имеют мячи и предают их по требованию убегающих. Убегающие должны делать не менее одной передачи во время трех-пяти передач между партнерами, которые их при выполнении упражнения догоняют.

Для последних вариантов игры усложняются включением в нее неожиданного сигнала, по которому игроки, владеющие мячом, выполняют ускорение с передачами мяча между собой к дальнему щиту для броска в корзину. Убегавший осуществляет действия защитника.

. «Кто больше».

Играют в парах. Отмечают недалеко от корзины несколько точек, откуда будут бросать мяч в корзину. Один игрок становится на отмеченном месте, а второй игрок и корзины. Первый выполняет 10 бросков подряд в корзину, а второй игрок возвращает ему мяч. Затем меняются местами. Необходимо совершить по 10 броско из всех отмеченных точек. Побеждает тот, кто забросит большее количество мячей.

. «Подбор мяча».

Играют в парах. Недалеко от корзины проводится линия, откуда будут производиться броски в корзину. Первый игрок бросает мяч три раза подряд. Если он не попадет в корзину второй игрок делает подбор мяча и совершает броски пока не попадет. Затем игроки меняются местами. Победителем считается тот, кто быстрее наберет 21 очко. Очки подсчитываются так: если игрок попадает с первого раза - 3 очка, со второго - 2 очка, с третьего - 1 очко.

. «Удаленные броски».

Играют в парах. Проводится у корзины 4 линии, каждая последующая на шаг дальше от корзины. Первый игрок начинает бросать мяч в корзину из самой близкой зоны, которая помечена цифрой 4. отсюда он должен забросить 4 раза. Забросив, переходит в зону, помеченную цифрой 3. отсюда надо забросить 3 раза. Затем бросает из следующей зоны уже 2 раза. Из последней зоны, самой отдаленной, игрок должен забросить только один раз. Из каждой зоны мяч бросается до тех пор, пока он не пролетит мимо, тогда бросает второй игрок. Когда у него мяч пролетит мимо. Опять бросает первый игрок и т. д. победит тот, кто первым забросит мяч из самой отдаленной зоны.

. «Школа».

Количество игроков неограниченно. На площадке отмечается 11 точек - «классов», из которых надо бросать мяч. Игрок должен забросить мяч подряд из каждого «класса». Забросив из «первого класса», игрок переходит во второй и так далее. Победит то, кто быстрее «закончит школу».

. «Охота».

Играют в парах, количество пар не ограничено. Оба игрока ведут мячи на игровой площадке и одновременно пытаются выбить мяч друг у друга. Выигрывает тот, кто сохранил свой мяч и выбил мяч у партнера.

. «Вождение мяча двумя руками».

Количество игроков не ограничено. Игрок ведет оба мяча одновременно и одной и другой рукой. Засекается время. Выигрывает тот, кто дольше во времени вел оба мяча.

К подвижным играм можно отнести так же и различные эстафеты, приведем пример одной из них.

Эстафеты, с неоднократным изменением направления бега при помощи остановок и поворотов.

. Команды располагаются в две колонны за лицевой линией. По сигналу игроки, стоящие первыми, выполняют: рывок до средней линии, рывок в обратном направлении до линии штрафного броска, рывок с противоположной линии штрафного броска, снова рывок к средней линии и в обратном напылении к линии штрафного броска. Затем игроки возвращаются в колону. Коснувшись следующего партнера в колонне, игрок, выполнивший ускорения, уходит в конец колонны, а партнер начинает рывок по указанному выше пути. Изменение направления бега каждый раз осуществляется при помощи мгновенной остановки и поворота.

. То же, но с ловлей и передачей мяча во время остановок у линий штрафного броска. Мячи навстречу игрокам передают помогающие партнеры (по одному на каждую команду), располагающиеся на лицевых линиях.

. То же, но с дополнительными сигналами: если Вов время бега любого из партнеров раздается свисток, игрок должен сразу же возвратиться в колонну и предать эстафету следующему партнеру. Сигналы подаются каждому игроку отдельно четное количество раз.

. То же, но по сигналу игроки выполняют рывок к партнеру, стоящему с мячом напротив каждой команды, ловят мяч, брошенный на ориентир, делают обратную передачу и возвращаются в колонну.

. То же, но по сигналу игроки делают рывок к партнеру, стоящему с мячом, ловят мяч, переданный им навстречу, ведут мяч вокруг помогающего партнера, выполняют обратную передачу и возвращаются в колонну.

. То же, но по сигналу игроки ловят мяч, посланный навстречу, бросают его в корзину и возвращаются в колонну. В этом варианте эстафета проводится в одном направлении только для двух команд. Мяч после броска ловят игроки, которые предают его перед броском.

. То же, но игрок набегу выполняет жонглирование мячом переводами вокруг туловища. Следующий партнер начинает рывок после получения мяча из рук в руки. В вариантах с дополнительными сигналами при рывке за вторым мячом первый игрок направляется к партнеру, выполнившему передачу.

Заключение

Проблема развития координационных способностей боксеров 13-14 лет является актуальной в методике физической культуры и спорта.

В психологии, педагогике, методике преподавания физической культуры, имеется достаточное количество публикаций и специальных исследований, в которых определяются цели, задачи, содержание и значение развития двигательных способностей. Всеми авторами, исследующими вопросы психопедагогики спорта, признается определяющее значение развития координационных способностей, их многоаспектный характер, позволяющий решать многие проблемы воспитания.

Проанализировав психологическую, педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема развития координационных способностей боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола) изучена недостаточно.

Изучение состояние проблемы развития координационных способностей при тренировке боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола) в практике спортивных футбольных секций показало, что упражнения на развитие координационных способностей включаются в тренировки от случая к случаю, основной упор делается на отработку техники ударов или развития силы и быстроты.

Использование разнообразных игровых упражнений способствует формированию и развитию координационных способностей, развитию внутренней мотивации учащихся к спортивной деятельности и концентрации их внимания на достижении оптимальной спортивной формы. В настоящее время не существует единой системы работы по развитию координационных способностей, но методисты выделяют некоторые группы упражнений, способствующих развитию координационных способностей.

Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Условия соревнований стребуют от участников довольно больших физических напряжений. Чередование моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями с небольшим напряжением позволяет играющим выполнять большой объем работы. Переменный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма и поэтому оказывает благоприятное влияние на совершенствование деятельности систем кровообращения и дыхания. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т. д. - это ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма. Глубина и разносторонность воздействия делают игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в определенной системе и в сочетании с другими средствами обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера.

Так как главной задачей нашего исследования являлась разработка методика развития координационных способностей у боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола), нами была разработана эта методика, а так же контрольный комплекс, позволяющие выявить уровень развития координационных способностей.

Педагогический эксперимент проводился в тренировочном процессе в спортивной секции бокса при школе № 71 Свердловского района г. Красноярска и в спортивной секции при школе № 41 Октябрьского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 40 человек, из них 21 боксер из секции при школе № 71 и 19 боксеров из секции при школе № 41.

В ходе исследования был выявлен уровень развития координационных способностей у боксеров 13-14 лет.

,8 % спортсменов экспериментальной группы и 26,3 % спортсменов контрольной группы имеют низкий уровень развития координационных способностей, 52,4 % спортсменов экспериментальной группы и 52,6 % спортсменов контрольной группы - средний уровень, и высокий уровень соответственно 23,8 % и 21,04 % занимающихся.

В обеих группах преобладает средний уровень развития координационных способностей. Более четверти занимающихся имеют низкий уровень развития координационных способностей. Следовательно, данное двигательное действие требует совершенствования.

Это послужило основанием для разработки методика развития координационных способностей у боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола). С этой целью были выявлены методические условия, такие как систематичность применения комплекса упражнений для развития координационных способностей.

Результаты педагогического исследования обработаны, оформлены в таблицы и проанализированы.

Результаты обучающего эксперимента позволяют сделать вывод о целесообразности развития координационных способностей для повышения результативности игры в футбол.

Итак, наша гипотеза о том, что у боксеров 13-14 лет преобладает средний уровень развития координационных способностей, подтвердилась.

Список использованной литературы

1.           Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

2.       Благуш П. К Теории тестирования двигательных способностей./ Перевод с чешского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 165 с.

.        Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту: Сборник статей. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 81.с.

.        Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.; Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.

.        Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - Физкультура и спорт, 1986. - С. 56-78.

.        Задачи по психологии спорта: Пособие для студентов ГЦОЛИФКа/ Под ред. О.А. Черниковой, Л.Н. Далининой, В.В. Медведева, Ю.Я. Рыжонкина. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 174 с.

.        Захаров Е.Е., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств. - М.: Лептос, 1994. - 368.

.        Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.

9.           Игра и спорт. - 1973. - №3. - С. 8-12.

.            Коробейников Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1984. - С.74-75.

11.     Коротков И. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 118 с.

.        Кретти Дж. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 194 с.

.        Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс/ Перевод с немецкого. - М.: Аспект - пресс, 1995. - 318 с.

.        Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С. 140-155.

.        Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. - 124 с.

.        Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 167 с.

.        Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под об. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

.        Пинхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 234 с.

.        Психология подростка. Учебник./ Под редакцией А.А. Реана. - СПб.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003. - 480 с.

.        Психология: Учебник для институтов физической культуры./ Под общ. ред В.Мельникова. М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. - 145-152.

.        Пуни А.Ц. Очерки психолога спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1959. - 90 с.

.        Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 34.

.        Спорт и подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов /Под редакцией Ю.Н. Клещеева. - М.: Высшая школа, 1980. - 143 с.

.        Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 104-109.

.        Тер-Ованесян А.А. Спорт. Обучение, тренировка, воспитание. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 208 с.

.        Управление физкультурным движением / Учебник для институтов физической культуры. Под об. ред. В.В. Ивонина и К.А. Кулинковича. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 287 с.

.        Физическая культура: Практическое пособие. - М.: Высшая школа, 1989. - 383 с.

.        Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - С. 55-65, 90, 244-249.

.        Холодов Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Академия, 2001. - 144 с.

.        Юный баскетболист; Пособие для тренеров /Под редакцией Е.Р. Яхонтова и других. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 175 с.

.        Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Просвещение, 1977. - 143 с.

Приложение 1

Таблица 1. Сводная таблица данных по результатам проведенного контрольного комплекса упражнений в экспериментальной группе.

Ф., и.

Критерии


Уровень



1 крит. уровень

2 крит. уровень

3 крит. уровень

4 крит. уровень

5 крит. уровень

балл


1

Слава А.

2

2

2

2

2

16

средний

2

Юрий А.

3

2

2

3

3

10

низкий

3

Кирилл А.

2

2

2

2

2

15

средний

4

Михаил Б.

1

1

1

2

1

24

высокий

5

Саша Б.

2

2

2

2

2

16

средний

6

Денис В.

2

2

3

3

3

19

низкий

7

Денис Ж.

2

2

3

3

1

15

средний

8

Тарас К.

3

2

3

2

3

10

низкий

9

Слава К.

2

2

3

2

3

15

средний

10

Женя К.

1

2

1

1

1

24

высокий

11

Виталий Л.

2

2

2

1

2

17

средний

12

Андрей Л.

3

3

3

3

3

9

низкий

13

Саша М

2

2

2

2

2

20

средний

14

Стас Н.

1

1

1

1

1

25

высокий

15

Олег О.

2

2

2

2

2

20

средний

16

Олег Р.

2

1

2

2

2

24

средний

17

Влас П.

2

2

2

2

2

20

средний

18

Рустам Т.

2

2

1

2

2

24

средний

19

Дима Ф.

2

2

1

1

1

23

высокий

20

Алексей Ф.

3

2

3

2

3

12

низкий

21

Борис Я.

2

2

2

1

3

16

средний


Таблица 2. Сводная таблица данных по результатам проведенного контрольного комплекса упражнений в контрольной группе.

Ф., и.

Критерии


Уровень



1 крит. уровень

2 крит. уровень

3 крит. уровень

4 крит. уровень

5 крит. уровень

балл


1

Алексей А.

3

3

3

3

3

5

низкий

2

Антон А.

2

2

3

2

2

17

средний

3

Данил А.

1

1

1

1

1

25

высокий

4

Богдан Б.

2

3

3

2

3

7

низкий

5

Саша Б.

2

2

2

2

2

20

средний

6

Алексей В.

2

2

2

2

3

13

средний

7

Виталий Ж.

2

2

2

3

2

12

средний

8

Андрей К.

1

1

1

1

1

25

высокий

9

Сергей К.

3

3

3

3

3

9

низкий

10

Слава К.

2

2

2

3

2

24

средний

11

Эмиль Л.

2

2

2

2

20

средний

12

Влад Л.

2

2

2

2

2

20

средний

13

Семен М.

1

1

1

1

2

24

высокий

14

Иван Н.

1

2

2

1

1

25

высокий

15

Ренат О.

2

2

2

2

2

20

средний

16

Игорь О.

2

2

2

2

2

20

средний

17

Ефим С.

2

2

3

3

3

10

низкий

18

Роман Т.

2

2

2

2

2

19

средний

19

Костя Э.

2

2

2

2

2

18

средний


Похожие работы на - Методика развития координационных способностей у боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!