Социология музыки

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,88 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социология музыки














Реферат по социологии

На тему:

Социология музыки

Выполнила: ст. гр. В-381

Агапова А.П.

Проверила: Канарская М.И.






Екатеринбург 2012

Введение

На данный момент существует огромное направление музыкальных жанров, которые могут прийтись по вкусу любому слою населения. Не секрет что музыкальные предпочтения различных слоев населения и культур различные. Из-за обилия направлений и различных потребностей слушателя эта индустрии развивается и находит все более новые способы привлечь внимание даже самого избирательного слушателя. Что касается влияния музыки на формирования человека и общества вокруг него, то на данный момент можно четко определить музыкальный вкус человека чуть ли не с первого взгляда. Наличие тех или иных музыкальных предпочтений определяет общественную среду и социальные группы, которых всегда будет стараться придерживаться человек. Сейчас огромное количество молодых людей не представляет жизнь без постоянного музыкально сопровождения, поэтому влияние музыкальных предпочтений на положение в обществе и отнесения себя к социальной группе, на мой взгляд, является весьма актуальной темой.

В своей работе я хочу рассмотреть влияние музыки на формирование социальных групп и влияние социальных групп на формирование новых музыкальных направлений. Влияние музыкальных произведений на психофизическое состояние человека и его интеллектуальную деятельность. Так же влияние социально-политических проблем и развитие технологи ну звучание и содержание музыкальных произведений.

В первой части работы мне хотелось представить некоторые исторические сведения, а точнее зарождение социологии музыки. Я попыталась показать значение музыки в то или иное время. Так же приведены некоторые точки зрения о влиянии музыки на психофизическое состояние человек и влияние общества на искусство в целом и музыку в частности.

При работе над рефератом мною было прочитано большое количество различных статей, как просто статей из различных журналов, так и статей социологов и психологов, которые изучают и описывают влияние музыки на человека и человека на музыку.

Вторая часть реферата основана на личном опыте, опросе людей и собственном знаний истории развития музыки и субкультур, сопутствующих тому или иному музыкальному направлению. Так же при написании второй главы были использованы сведения, почерпнутые из просмотра документальных фильмов компании BBC - «7 поколений рок-н-ролла» и других документальных фильмов, связанных с развитием музыкальных жанров 20-21 - ых веков.

Так же во второй части работы показано различное отношение разных культур и наций к содержанию музыкальных произведений и их социальной значимости.

. История развития социологии музыки

Социология музыки изучает общие закономерности развития <#"justify">"Музыка превратилась в политическую идеологию с середины века благодаря тому, - отмечает Адорно, - что она выдвинула на первый план национальные признаки, выступила как представительница той или иной нации и повсюду утверждала национальный признак" [3, с. 71]. В той мере, в какой сейчас обнаруживаются тенденции к согласованию национальных интересов различных стран, можно говорить и о падении национально-идеологической роли искусства. Однако поскольку национальные интересы при существующем порядке их сочленения плохо совмещаются без ущерба для всех сторон, то следует ожидать, что названная роль будет наблюдаться еще довольно долго. В настоящее время национально-идеологическая функция искусства приобретает особую значимость в регулировании межнациональных отношений, вольно или невольно служа обеспечением конкуренции (экономической, политической и т.д.) различных социальных систем, архетипов и типов культуры, образа жизни, систем ценностей и т.д.

Особое значение начинает приобретать комфортная (гедонистская, релаксационная) функция искусства. С повышением уровня жизни, увеличением свободного времени и материальных средств оно становится всё более массовым, а практически неограниченные возможности тиражирования придают этой тенденции глобальный характер. Комфортная функция искусства является, строго говоря, скорее, психологической (если не сказать, физиологической), нежели социальной. Применительно к музыке эта функция отражает потребность в эстетических звуковых стимулах, соответствующих социальному и психологическому темпо-ритму эпохи. Неудовлетворение такой потребности порождает не только сенсорный, но и культурный голод, способный по мере аккумуляции и достижения критической массы вызвать "голодные бунты". В этом смысле, понимая некоторую метафоричность подобного суждения, мы можем сказать, что перестройка в СССР была в том числе и таким «голодным бунтом». Кто больше всего ратовал за преобразования? Поколение 40-летних, "недопотребивших" в свое время "Битлз", более старшие поколения, недослушавшие Элвиса Пресли, Эллу Фитцджеральд и джаз. Эта неудовлетворенная потребность, отложившаяся в недрах подсознания, проявила себя позднее в тотальном и безоглядном стремлении к преобразованию и свободе выбора.

. Значение музыки в формировании социальных групп

социология музыка группа жанр

Музыка является неотъемлемой частью жизни современной молодежи. В наше время подростки активно слушают музыку: в транспорте, на улице, дома, на занятиях и т.д. Кто-то с помощью музыки расслабляется, кому-то наоборот, музыка помогает сконцентрироваться и найти верное решение в определенной проблеме. В мире существует множество разновидностей стилей музыки: классика, поп, реп, металл и т.д. И вся эта музыка так или иначе влияет на эстетическое воспитание подростков, на формирование жизненных идеалов и принципов. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Макаренко, Кабалевский, Сухомлинский, Ушинский) - особенно важно в наиболее благоприятном подростковом или школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психологические процессы. Как показывают психологические и социологические исследования, выхолощенные, в моральном и эстетическом отношении многие направления массовой культуры отрицательно влияют на социализацию подростков, что требует активного вмешательства науки для социально-психологического изучения всех последствий влияния этой культуры на формирование психики современного подростка. Серьезные деформации, сложившиеся в последние два десятилетия в сфере формирования идеалов, нравственно-ценностная дезориентация значительной части населения, особенно молодежи, диктует необходимость поиска путей конструктивных изменений, как на уровне личности, так и на уровне различных молодежных групп.

Формируя восприятие мира на определенной стадии жизни, люди объединяются в группы, в том числе и по музыкальным предпочтениям. По опыту своему и опыту друзей/знакомых/одногруппников, я не раз замечала, что людям с похожими музыкальными предпочтениями легче найти общий язык, так как помимо музыки зачастую совпадают и другие интересы. Так например, очевидно что люди из семей культурно, морально и эстетически более развитых предпочтут эстрадной «попсе» более гармоничные, интересные и грамотно написанные музыкальные произведения, возможно затрагивающие социальные, политические проблемы, духовные ценности. Такие люди как правило будут предпочитать и более интеллектуальную литературу, фильмы, чаще посещать различные выставки, театры. Но при этом, конечно нельзя утверждать, что люди с более потребительским и обывательским отношением к искусству совершенно культурно не развиты. Скорее всего, в воспитании людей, с более низкими по качеству запросами относительно искусства, ещё с детства расставлены совершенно другие приоритеты. И в то время как родители одних детей таскали, может и против их воли, своих отпрысков по музеям, театрам и другим, культурно посвятительным местам, родители других детей были заняты работой или другими делами и предоставляли детей исключительно самим себе.

Влияние искусства на формирование мировоззрения человека поистине огромно. Мы не можем представить себе успешного, красивого, уверенного в себе и образованного человека без хорошего понимания, знания искусства.

Благодаря различным направлениям в музыке появляется все больше субкультур, хоть сейчас молодежи и не свойственно причислять себя к ряду той или иной субкультуры, но косвенно они все равно будут частью этой культуры. Новые веяния моды в одежде, литературе, кинематографии, живописи, графики и так далее неизменно связанны с появлением нового музыкального жанра, или наоборот, появление нового музыкального направления ведет к формированию новой субкультуры, новой моде.

Система ценностей постепенно меняется и сейчас для молодежи все более актуальным становится быть как можно более развитым духовно и культурно, развитым интеллектуально. Например в 70-ых годах одним из самых популярных направлений в музыке был Арт-рок, психоделический рок, что способствовало определенному образу жизни молодых людей того времени. Многие фанаты таких групп как «Pink Floyd» и «The Velvet Underground», относящихся к наиболее влиятельным и популярным группам в 60-70 - ых годов, употребляли модный тогда наркотик ЛСД, для того чтобы понять что чувствуют их кумиры, когда пишут и исполняют музыку, чтобы понять происходящие на сцене перформансы.

Пришедший на смену Панк-рок провоцировал фанатов, на асоциальную манеру поведения, неопрятней вид, отсутствие стремлений в жизни, желание оставаться вечно молодым и вечно пьяным. Существовавшее в это же время музыкальное направление, называемое - диско, подразумевало под собой обилие вечеринок, блестящую одежду, пышные прически, поверхностное поведение и отношение к жизни.

Смена актуальной линии поведения у молодежи происходит постоянно. Сейчас из-за обилия музыкальных направлений современной музыки, большого разнообразия музыкальных жанров из прошлого у молодежи есть возможность выбрать наиболее подходящую социальную группу, которая отвечала бы их пониманию своей собственной жизни и картины мира в целом. Пожалуй, самыми мобильными социальными группами являются группы, состоящие из лиц 14-18 лет. За это время у большинства людей уже формируется собственное понимание мира и собственная точка зрения. Такие группы часто распадаются из-за появляющихся различий во вкусах и образуют новые социальные группы, с новыми увлечениями и стремлениями.

Помимо того что музыка способствует формированию социальных групп, общих интересов в обществе, общество так же влияет на музыку. К сожалению, в России нет возможности услышать по радио или телевидению музыку, которая бы отражала реальные социальные проблемы. В широкие массы поступает музыка, не способствующая интеллектуальной деятельности людей. Цензурирование поступаемой информации это, несомненно, полезно, но жесткой цензуре подвергается не то, что действительно стоило бы забраковать и не допускать к прослушиванию или просматриванию. Социальные проблемы часто поднимаются в британской музыке, молодое поколение пытается привлечь внимание к актуальным проблемам по средствам музыки, написанию содержательных текстов и весьма интересной, по своей наполненности, музыке. Целое направление было создано преследуя эту концепцию и называется оно индии-рок.

Независимые музыкальные коллективы, изначально выступающие чуть ли не на добровольной основе. Молодые ребята, поднимающие глубокие социальные, политические, моральные проблемы, делая это под интересное музыкальное сопровождение, быстро полюбились и стали национальной гордостью, в то время как точно такие же группы не имеют ни малейшего шанса на популярность в России. Это во многом говорит о развитости общества, об отношении людей к критике, о том, что наш человек не готов слушать о проблемах лишний раз и уж тем более выставлять их на общее обозрение. Массовое медийное производство в нашей стране только способствует закостенелости умов наших граждан. Конечно, это не может относиться ко всем музыкальным коллективам.

Заключение

В ходе работы над рефератом, мной были изучены различные исследования на тему влияния музыки на общество, влияния музыки на формирование подросткового мировоззрения. Так же был проведен опрос среди знакомых о том, что музыка значит, для них и как влияет на сознание, настроение, поведение.

Удалось понять, что для людей более младшего возраста музыка служит скорее развлечением, чем нечто большим, сверстники относятся к музыке по разному, но многим она помогает сконцентрироваться, на чем либо, особенно это касается студентов Архитектурной академии, так как многие из опрошенных мною не могут выполнять творческие задания без музыкального сопровождения, люди более старшего возраста сошлись во мнении, что музыка служит средством релаксации и помогает расслабиться после тяжелого дня. У некоторых опрошенных музыка является чем-то вроде ниточки, которая связывает с какими-то воспоминаниями приятными и не очень.

По мере углубления в вопрос о том, чем является музыка для современного общества, появилось ещё множество интересных знаний и фактов на эту тему, которые, к сожалению, не удалось, как следует раскрыть в моем реферате. Одно стало абсолютно ясно, что музыка это неотъемлемая часть жизни человека, неотъемлемая часть общества с древнейших времен и пусть для каждого отдельно взятого человека она будет иметь свое значение и свое понимание, но нельзя отрицать, что музыка сопровождает каждую жизнь и каждое общество.

Список литературы

·Теодор В. Адорно Избранное: «Социология музыки»

·Л. С. Майковская, Ф. Н. Ильясов «Влияние музыкальных предпочтений на коллективное поведение»

Вестник Российской Академии Наук. 1997. Том.67. №3. С. 246-250.

·А.Сохор «Предмет, структура и методы социологии музыки»

·А. Сохор, Ю.В. Капустин «Социология музыки»

Похожие работы на - Социология музыки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!