Система пенсионного страхования и пути ее совершенствования на современном этапе» на материалах Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    348,68 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система пенсионного страхования и пути ее совершенствования на современном этапе» на материалах Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии

Содержание

Введение

. Теоретические основы системы пенсионного страхования в Российской Федерации

.1 Сущность, понятия, задачи и функции пенсионного страхования в Российской Федерации

.2 Современное состояние Пенсионного страхования в Российской Федерации

2. Характеристика деятельности и анализ системы пенсионного страхования в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии

2.1 Общая характеристика деятельности Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии

2.2 Анализ системы пенсионного страхования в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии

. Пути совершенствования системы пенсионного страхования в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии

.1 Совершенствование системы пенсионного страхования

.2 Мероприятия по совершенствованию системы пенсионного страхования в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Пенсионное страхование рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего свыше 25-30% жителей любой страны, и косвенно всех трудоспособных граждан.

Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста обеспечена Конституцией РФ в которой отмечено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Кроме того, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что, пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества. За счет средств пенсионного фонда осуществляется финансирование в части содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение. Четко функционирующая система обязательного пенсионного страхования является залогом социальной стабильности и согласия в обществе.

Сложившаяся в ходе реформирования российского общества пенсионная система, основанная на принципах солидарности поколений, стала не способна обеспечить достойный уровень жизни нынешним, а тем более будущим пенсионерам. Правительством Российской Федерации и созданным Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2001 года. Национальным советом была рассмотрена и одобрена Программа пенсионной реформы, разработанная Пенсионным фондом России совместно с Министерствами труда, экономического развития и финансов Российской Федерации. Она стала одним из основополагающих документов, определившим новые принципы и направления развития пенсионной системы Российской Федерации.

Целью данного исследования является анализ системы пенсионного страхования и предложение мероприятий по ее совершенствованию.

На основании поставленной цели необходимо решение следующих задач:

рассмотреть сущность, понятия, задачи и функции пенсионного страхования в Российской Федерации;

изучить современное состояние Пенсионного страхования в Российской Федерации;

- охарактеризовать деятельность Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии;

- провести анализ системы пенсионного страхования в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии;

рассмотреть мероприятия по совершенствованию системы пенсионного страхования в целом по РФ;

предложить мероприятия по совершенствованию системы пенсионного страхования в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии.

Объект исследования - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии.

Предмет исследования - система пенсионного страхования Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии.

В качестве исходной информационной базы привлекались различные материалы, в частности Бюджетный кодекс, статистические показатели бюджета Пенсионного фонда, учебники для вузов таких авторов как Лысенко Е.Н., Мантусова Л.Н., Поляков Н.В., Самойлов С.А., так же в работе использованы материалы Интернет с официального сайта Пенсионного фонда РФ, Пенсионного фонда ЧР, Минздравсоцразвития РФ и др. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

1.      Теоретические основы системы пенсионного страхования в Российской Федерации

.1 Сущность, понятия, задачи и функции пенсионного страхования в Российской Федерации

Обязательное пенсионное страхование - вид обязательного социального страхования. Социальное страхование возникло в XIX веке в Германии. В настоящее время национальные системы социального страхования созданы во всех без исключения экономически развитых странах мира.

Социальное страхование - это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца. [7]

Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование - часть стоимости рабочей силы, обобществленная часть необходимого продукта, отчуждаемого экономически активными трудоспособными членами общества в пользу нетрудоспособных. С известной долей допущения, можно рассматривать страховые взносы как отложенную, зарезервированную на случай нетрудоспособности, часть причитающейся работнику заработной платы.

Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование - возмездный платеж, предполагающий эквивалентность уплаченных за работника страховых взносов размеру страхового обеспечения, на которое он приобретает право при наступлении страхового случая. Работники, которые не охвачены социальным страхованием, не могут приобрести право на страховое обеспечение (пенсии, пособия). [4]

Страховой взнос и налог имеют принципиально разные задачи, что непосредственным образом отражается на определении их величины.

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, включая базу взносообложения, должен соотноситься с размером пенсий. Пенсия - это компенсация утраченного застрахованным лицом заработка. В связи с этим социально допустимый уровень пенсионного обеспечения определяется соотношением размера пенсии и величиной заработной платы («коэффициент замещения»). Поэтому изменение тарифа страховых взносов и базы для его взимания должны быть напрямую увязаны с изменением уровня заработной платы в стране. Если заработная плата в стране будет расти, а база для взимания страхового взноса оставаться неизменной, то это неизбежно приведет к снижению коэффициента замещения.

Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование не может быть дифференцирован по величине страхового тарифа и взносооблагаемой базы в отношении застрахованных работников с разным уровнем дохода либо по какому-либо профессиональному признаку. [4]

Иначе говоря, для страхового взноса недопустимо устанавливать прогрессивную или регрессивную шкалу уплаты либо льготы по взнособложению, поскольку это нарушает принцип равенства прав застрахованных лиц и напрямую отражается на «недоборе» или «переборе» прав на страховое обеспечение (размере пенсии) относительно других работников.

Кроме того, риск утраты заработка, который, собственно, и страхуется в системе социального страхования, не может быть различным (меньшим или большим) для разных частей заработной платы. То есть степень этого риска никак не зависит от величины получаемого работником заработка.

В социальном страховании льготы одним категориям застрахованных могут быть реализованы только за счет ущемления прав других категорий застрахованных либо компенсированы из бюджетных источников.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование - это пенсионные права их работников, выраженные в денежной форме. Сколько сегодня заплатит работодатель страховых взносов в Пенсионный фонд, на столько будет жить его работник в старости. Только в такой взаимоувязке и может рассматриваться вопрос о «чрезмерности» страховых взносов. [4]

Пенсионный фонд Российской Федерации - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». [34]

Как государственный внебюджетный фонд <#"586474.files/image001.gif">

Рис. 2.1 Структура УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии

Начальник Управления:

несет всю полноту ответственности за выполнение работы, возложенной на Управление;- отвечает за целевое и эффективное использование средств бюджета ПФР;- является распорядителем средств, выделяемых на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, и на содержание Управления, несет ответственность за правильное использование этих средств;

принимает решения о назначении (перерасчете) трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, а также решения об удержании из пенсий;

является начальником гражданской обороны;

издает приказы и дает указания, обязательные для работников Управления;- обеспечивает подбор, расстановку кадров и их обучение на рабочем месте;- заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Управления;- без доверенности действует от имени Управления, распоряжается его имуществом и заключает договоры в пределах компетенции, определенной Правлением ПФР, выдает доверенности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что результатом развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

Проведём анализ основных показателей деятельности УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии за период 2009 г. по 2011 г., данные представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Доходы предназначенные на выплату пенсий, пособий и компенсаций в УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии за 2009-2011 гг. (тыс. руб.)

Показатели

Годы

Отклонение

Темпы изменения,%


2009

2010

2011

2010г. от 2009г.

2011г. от 2010г.

2010г к 2009 г

2011г. к 2010 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Доходы:

4027483,5

6026678,0

8890421,5

1999194,5

2863743,5

149,6

147,5

1. Страховые взносы (страховая и накопительная часть)

4005802,2

6002271,9

8879776,5

1996469,7

2877504,6

149,8

147,9

2. Страховые взносы на ОПС, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии

3053910,0

266633,9

16847,3

-2787276,1

-249786,6

8,7

6,3

3. Страховые взносы на ОПС, направляемые на выплату накопител. части трудовой пенсии

848229,5

69389,0

3734,6

-778840,5

-65654,4

8,2

5,4

4. Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии

80131,1

38061,8

8748,1

-42069,8

-29313,7

47,5

22,9

5. Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии

23531,1

11044,3

3009,4

-12486,8

-8034,9

46,9

27,2

6. Недоимки, пени и иные финансовые санкции по взносам в ПФ РФ

120,3

6,4

15,0

-113,9

8,6

5,32

234,4

7. Денежные взыскания за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах, зачисляемых в бюджет ПФР

1858,7

799,6

10630,0

-1059,1

9830,4

43,1

1329,4


Как свидетельствуют данные табл. 2.1. в период с 2009 г. по 2010 г. общий объем поступлений в пенсионный фонд увеличился на 49,6%, этому способствовали страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (47,5%), на выплату накопительной части трудовой пенсии (46,9%) и денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах, зачисляемых в бюджет ПФР (43,1%).

Управление ПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики перевыполнили план на 6,6%. В 2010 г. поступления доходов составили 6026,67 млн. руб., план был выполнен лишь на 93,1%.

В период с 2010 г. по 2011 г. обеспечено поступление доходов в доход ПФР страховых взносов в сумме 8890,42 млн. руб., с ростом на 47,5%. План исполнен на 99%. Отклонение от плановых показателей по поступлению доходов на ОПС в 2011 году составляет 92,4 млн. руб., и связано с неуплатой в полном объеме страховых взносов рядом плательщиков, в том числе крупными: ОАО «Промтрактор» в сумме 27,3 млн. руб., ОАО «ЧАЗ» в сумме 21,4 млн. руб., ОАО «АБС Автоматизация» в сумме 7,23 млн. руб., и другими.

На пенсионное обеспечение 111,6 тыс. горожан в 2011 году направлено 11,6 млрд. руб., что на 1,3 млрд. руб. или на 12,3% больше, чем в 2010 г. На ежемесячные денежные выплаты 36,6 тыс. федеральных льготников и другие социальные выплаты направлено 925,4 млн. руб.

Общая сумма недоимки по страховым взносам по состоянию на 1 января 2012 г. составила 234,6 млн. руб., в том числе на ОПС - 200,5 млн. руб., на медицинское страхование - 34,1 млн. руб. По сравнению с показателем на начало 2011 г. сумма недоимки по страховым взносам в абсолютном размере возросла на 150,4 млн. руб. или в 1,5 раза при росте начислений страховых взносов в 2,9 раза. В 4 квартале 2011 г. недоимка по страховым взносам в абсолютном значении снизилась на 37,1 млн. руб. Из общей суммы имеющейся недоимки 155,2 млн. руб. или 66% приходится на ликвидированные предприятия или организации - банкроты.

На рис. 2.2. представлена динамика поступлений страховых взносов за 2009-2011 гг. по УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии

Рис. 2.2 Поступление страховых взносов (страховая и накопительная часть) за 2009-2011 гг. по УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии.

Как видно на рис.2.2. происходит рост поступлений страховых взносов (страховая и накопительная часть) за анализируемый период. Это связано с увеличением в 2011 году тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 26% (установленный тариф на обязательное пенсионное страхование в 2010 году - 20%).

Проведем анализ расходов на выплату пенсий, пособий и иных выплат по Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Чебоксары которые представлены в табл. 2.2. за период 2009 г. по 2011 г.

Таблица 2.2

Показатели расходов на выплату пенсий, пособий и иных выплат по УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии за 2009-2011 гг. (тыс. руб.)

Показатели

Годы

Отклонение

Темпы изменения, %


2009

2010

2011

2010 г. от 2009 г.

2011 г. от 2010 г.

2010 г к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Расходы на выплату пенсий и пособий, всего

6462264,7

9589929,5

10835989,6

89437664,8

1246060,1

148,4

112,9

В том числе: 1.1 страховая часть

3498711,9

9018489,0

10189720,1

5519777,1

1171231,1

281,9

112,9

1.2 государственное пенсионное обеспечение

400318,1

550472,6

617020,6

150154,5

66548

137,5

110,3

1.3 досрочная пенсия безработным гражданам

5217,4

11895,4

17569,9

6678

5674,5

227,9

147,7

1.4 доплата к пенсии членам лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации

7865,6

8545,1

10508,4

679,5

1963,3

108,6

122,9

1.5 дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение работникам ядерного оружейного комплекса

375,8

527,4

590,1

151,6

62,7

140,3

111,9

1.6 доплаты к пенсии работникам угольной промышленности

-

-

580,5

-

580,5

-

-

2. Расходы на выплату ежемесячной денежной выплаты, всего

613474,5

690387,3

737626,6

76912,8

47239,3

112,5

106,8

В том числе: 2.1 ветеранам

156429,0

174252,4

181253,6

17823,4

7001,2

111,4

104,1

2.2 героям РФ, СССР, героям Соц. труда

4810,3

4549,8

4788,2

-261,2

238,4

94,6

105,2

2.3 чернобыльцам

10253,6

11123,3

11487,6

869,7

364,3

108,5

103,3

2.4 инвалидам

418858,9

479555,6

521352,0

60696,7

41796,4

114,5

108,1

2.5 расходы на доп. ежемесячное мат. Обеспечение некоторым категориям граждан в связи с 60-летием Победы ВОВ

23122,7

20906,2

18745,2

-2216,5

-2161

90,4

105,8

3. Федеральная социальная доплата к пенсии

-

58069,7

61141,0

58069,7

3071,3

-

105,3

4. Единовременная выплата к 65-летию победы в ВОВ

-

25189,6

97,7

25189,6

-25091,9

-

0,4

Как свидетельствуют данные табл. 2.2. в период с 2009 г. по 2010 г. общий объем расходов на выплату пенсий, пособий и иных выплат неуклонно растут (48%). Это произошло за счет расходов на страховую часть 81% и досрочной пенсии безработным гражданам 27%.Так же расходы на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение работникам ядерного оружейного комплекса на 40%.

В 2011 г. расходы по этой статье составили 10835, 98 млн. руб., что на 1246,06 млн. руб. или 12,9% больше, чем в предыдущем году. Это произошло за счёт увеличения расходов на выплату страховой части и досрочной пенсии безработным гражданам. Так же в 2011 г. была введена доплата к пенсии бывшим шахтерам-угольщикам, тем самым увеличив расходы ПФР. Она составила 580,5 тыс. руб.

Пенсионный фонд РФ является объектом, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.

Пенсионный Фонд РФ осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий, организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализацию средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Пенсионный Фонд РФ принимает участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства Пенсионного фонда направляются на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного Фонда и его органов.

Специалисты Пенсионного фонда осуществляют следующие управленческие функции: назначение, перерасчет, выплата и доставка пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих, а также ежемесячных доплат к пенсиям отдельных категорий граждан.

Вот уже несколько лет подряд Пенсионный фонд России принимает активное участие в реализации социальных программ на территории нашей страны. Результатом этой деятельности ПФР стала реальная помощь тысячам ветеранов, инвалидов, пожилых людей, т.е. тем, кто больше всех сегодня нуждается в нашей помощи. Оказание адресной социальной помощи является одним из направлений такой ответственной деятельности ПФР.

Пенсионный Фонд осуществляет управление и финансирование расходов на социальные программы по следующим направлениям:

оказание единовременной материальной помощи;

газификация домовладений;

празднование Дня Победы, проведение Дня пожилого человека и Дня инвалида.

В рамках этих программ была также оказана материальная помощь нуждающимся пенсионерам и инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны. За счет средств этих программ вот уже пять лет финансируются мероприятия, связанные с празднованием Дня победы, Дня пожилого человека и Дня инвалида.

В 2010 г. в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. основным направлением адресной помощи было проведение юбилейных мероприятий и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны. На эти цели ПФР было выделено 25 млн. руб. Они были использованы в регионах на организацию поездок ветеранов к местам боевой славы, на встречи с однополчанами, оказание единовременной материальной помощи ветеранам войны, приобретение для них предметов первой необходимости.

В 2010 г. органы Пенсионного фонда осуществляют финансирование федеральной социальной доплаты к пенсии. В 2011 г. - выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения ветеранам и участникам Великой Отечественной войны. С 2006 г. ПФ осуществляют выплаты Героям Советского Союза, России, Социалистического труда, полным кавалерам орденов Славы и Трудовая Слава.

Одним из непременных условий успешной работы органов Пенсионного фонда является их постоянная связь с населением - с пенсионерами, страхователями, застрахованными.

При формировании расходов федерального бюджета на 2011-2013 гг. предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам.

Повышение эффективности социальной защиты населения.

Государство обеспечит безусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.

В то же время система социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе с учетом региональных особенностей. В связи с этим считаю возможным расширение полномочий субъектов Российской Федерации при формировании и применении инструментов социальной политики.

.2 Анализ системы пенсионного страхования в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии

Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии - крупнейшая федеральная система оказания социальных услуг. Фонд назначает и выплачивает пенсии, ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам, администрирует страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, ведет вопросы материнского капитала. [34]

В соответствии с действующим законодательством трудовая пенсия, выплачиваемая по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, состоит из трех основных элементов:- Базовая пенсия - для большинства пенсионеров размер базовой пенсии одинаков и равен 3170 руб. в месяц. Более высокая базовая пенсия выплачивается по достижении 80- летнего возраста и при наступлении инвалидности I группы 6340 руб. [34]

Страховая пенсия - основана на условно накопительном принципе, суть которого: при выходе застрахованного лица на пенсию проводится расчет условного пенсионного капитала, равного сумме поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, увеличенных в соответствии с некоторым индексом. Для лиц, уже заработавших определенные пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 года, рассчитывается «начальный» пенсионный капитал, который будет увеличиваться за счет будущих взносов. Для расчета размера страховой пенсии условный капитал делится на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии на день назначения пенсии. Размер страховой части трудовой пенсии подлежит индексации. Если абстрагироваться от подробностей, размер индексации будет определяться индексом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.

Средства страховых взносов работодателей распределяются между двумя частями Вашей будущей пенсии: страховой и накопительной. С 1 февраля 2011 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 2963 руб. Средства страховой части Вашей будущей пенсии фиксируются на Вашем индивидуальном лицевом счете и ежегодно индексируются государством в соответствии с ростом средней заработной платы и ростом доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста доходов Пенсионного фонда. Физически эти деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам. [34]

«Страховая часть трудовой пенсии, равно как и базовая, основана на солидарно распределительном принципе. Никаких реальных накоплений не существует и пенсия выплачивается из текущих взносов. Поэтому базовую и страховую пенсии можно рассматривать как элементы единой распределительной системы. При этом, размер этих двух элементов по-разному начисляется и по-разному индексируется». [10]

Накопительная пенсия - в отличие от страховой части накопительная часть трудовой пенсии основана на реальных накоплениях, то есть на реальном инвестировании страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий. Для расчета размера накопительной пенсии реальные накопления делятся на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии на день назначения пенсии. [20. С. 451]

Размер накопительной части трудовой пенсии подлежит индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений.

Проведем анализ назначенных месячных пенсий в Управлении ПФР в г. Чебоксары за период 2009 г. по 2011 г. которые представлены в табл. 2.3

Таблица 2.3

Средний размер назначенных месячных пенсий

по категориям получателей пенсий вУПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии за 2009-2011 гг. (руб.)

Показатели

Годы

Отклонение

Темпы изменения,%


2009

2010

2011

2010 г. от 2009 г.

2011 г. от 2010 г.

2010 г. к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

1. Средний размер назначенных пенсий

6979,02

7414,69

8068,30

435,67

653,61

106,2

108,8

2. Трудовые пенсии

7169,75

7614,82

8281,36

445,07

666,54

106,2

108,8

2.1 по старости

7487,73

8587,74

434,74

665,27

105,8

108,4

2.2 по инвалидности

4442,00

4742, 20

5175,48

300,2

433,28

106,8

109,1

2.3 по случаю потери кормильца

3780,73

4296,35

4802,91

515,62

506,56

113,6

111,8

3. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

4038,10

4448,50

4920,38

410,4

471,88

110,2

110,6

4. Пенсии военнослужащих и их семей

5595,25

6329,17

6878,82

733,92

549,65

113,1

108,7

5. Пенсионеры пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф

7604,14

8491,62

10314,70

887,48

1823,0

111,7

121,5

6. Пенсионеры - госслужащие

9537,94

9750,48

10229,52

212,54

479,04

102,2

104,9

7. Социальные пенсии

3753,25

4145,46

4534,73

392,21

389,27

110,4

109,4

8. Трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами

1200

1200

1200

-

-

-

-


Как свидетельствуют данные табл. 2.3. в период с 2009г. по 2010г. объем среднего размера назначенных месячных пенсий увеличился на 6,2%, этому способствовали индексация пенсии. В 2010 г. трудовые пенсии в республике выросли в среднем на 450 руб. и составили в среднем 7615 руб., трудовая пенсия по старости - 7923 руб.

В целом за 2011 г. доходы пенсионеров г. Чебоксары увеличились на 653,61 руб., что на 8,8% больше аналогичного периода прошлого года. Средний размер трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2012 г. составил 8281 руб., что почти в 2 раза выше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в республике на IV квартал 2011 года (4169 руб.). Средний размер трудовой пенсии по старости составил 8587,74 руб., что обеспечило замещение среднемесячной заработной платы за ноябрь 2011 г. на 49,5%. Средний размер ЕДВ увеличился на 108,40 руб. и составил 1654,10 руб. Что касается социальных пенсий, то в прошлом году в результате планового повышения они увеличились примерно на 390 руб., или на 9,4%, и их средний размер составил 4534,73 руб.

На рис. 2.3 представлена диаграмма по размеру пенсий в УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии за 2009-2011 гг.

Рис. 2.3 Сравнительная диаграмма по размеру пенсий в УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии за 2009-2011 гг.

Средний размер трудовой пенсии за анализируемый период оставался всегда выше прожиточного минимума почти в 2 раза. По состоянию на 01.01.2012 года средний размер трудовой пенсии составил 8281 руб., что почти в 2 раза выше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в республике на IV квартал 2011 года (4169 руб.).

Проведем анализ численности пенсионеров в Управлении ПФР в г. Чебоксары за 2009 г. по 2011 г., которые представлены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Численность пенсионеров по г. Чебоксары в УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии за 2009-2011 гг. (чел.)

Показатели

Годы

Темпы изменения, %


2009

2010

2011

2010 г к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

Всего пенсионеров:

104521

108138

111608

103,5

103,2

1. Трудовые пенсии

98155

101303

104533

103,2

103,2

1.1 по старости

88643

91954

95493

103,7

103,8

1.2 по инвалидности

6124

6135

5872

100,2

95,7

1.3 по случаю потери кормильца

3388

3214

3168

94,9

98,6

2. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

6366

6835

7075

107,4

103,5

2.1 пенсии военнослужащих и их семей

156

153

148

98,1

96,7

2.2 пенсионеры пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф

210

209

240

99,5

114,8

2.3 пенсионеры-госслужащие

124

139

165

112,1

118,7

2.4 пенсии лётчиков-испытателей

-

1

1

-

-

2.5 Социальные пенсии

5876

6333

6521

107,8

102,9

3. Трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами

5791

6697

7342

115,6

109,6


Как свидетельствуют данные табл. 2.4. общая численность пенсионеров за анализируемый период возросла. Это связано с демографической ситуацией, т.к. сейчас выходят на пенсию люди, рождённые в советском союзе в 1950-ые годы. Тогда в России ещё не наблюдался демографический кризис. В период с 2009 г. по 2010 г. численность пенсионеров увеличилась на 3617 чел., или на 3,5%. В 2011 г. численность пенсионеров составила 111608 чел., что на 3470 чел. больше чем в 2010 г.

В общей численности пенсионеров, состоящих на учете в Управлении ПФР в г. Чебоксары в 2011 г. 95493 чел. - пенсионеры по старости, 5872 чел. - по инвалидности, 3168 чел. - по случаю потери кормильца и 6521 чел. - получающие социальные пенсии.

Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

На рис. 2.4. представлена диаграмма численности пенсионеров УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии за период 2009 г. по 2012 г.

Из рис. 2.4. видно, что численность пенсионеров с каждым годом растет и это может быть связано с получением досрочных пенсий в настоящее время достигла 34% от числа пенсионеров по старости и продолжает расти, увеличивая нестраховое бремя расходов УПФР в г. Чебоксары.

Рис. 2.4 Численности пенсионеров за 2009-2011 гг. по УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии

По словам начальника Управления ПФР в г. Чебоксары, в дальнейшем курс на повышение пенсий и других социальных выплат, провозглашенный президентом России, будет продолжен. В течение текущего года пенсия претерпит еще две индексации - в феврале и апреле. Планируется увеличение базовой и страховой частей.

Для пенсионеров и инвалидов пенсия является основным источником доходов, поэтому ее размер должен позволять людям приобретать все необходимое для жизни. В рамках социальной политики государство делает все возможное для решения этого вопроса.

Таким образом, анализируя деятельность Управления ПФР в г. Чебоксары за прошедший период, можно сделать вывод, что управление в полном объеме выполняет функции и задачи, закрепленные Конституцией РФ - пенсионное обеспечение граждан.

Во-первых, за все существование Управления ПФР в г. Чебоксары не было ни одного случая задержки выплаты пенсий, что является главным показателем эффективности его работы.

Во-вторых, выстроена система очень тесного взаимодействия с населением. За прошлый год службой принято и отработано более 50 000 тысяч обращений граждан - именно столько человек посетили управления ПФР и консультационные пункты на местах. При обращениях в эти пункты специалисты не только отвечают на конкретные вопросы людей, связанные с назначением и выплатой пенсий, но и дают правовые консультации. Ведь не секрет, что большинство граждан абсолютно не знают своих прав в части пенсионного обеспечения и тех обязанностей, которые несет работодатель по отношению к работнику.

У сотрудников пенсионной службы в г. Чебоксары один менталитет, общее понимание целей. Не секрет, что Пенсионный фонд имеет громадное социальное значение для города.

С выплатой пенсий оживляется вся социально-экономическая жизнь. Пенсионер платит за коммунальные услуги, покупает продукты, лекарства. Автоматически эти средства через налоги поступают в бюджеты районов и городов.

Работа Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Чебоксары оценивается по целому ряду показателей, главные из которых - эффективность работы с клиентами Фонда. Учитываются своевременность назначения пенсий, оперативность работы по приему и обработке заявлений граждан, а также поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, снижение задолженности по страховым взносам и т.п. [34]

Говоря об основных направлениях деятельности Пенсионного фонда, можно сделать вывод о том, что благодаря уникальным возможностям, которыми располагают органы ПФР, благодаря наличию эффективных вертикальных связей в пенсионной системе, помимо назначения и выплаты пенсий, им нередко приходится выполнять ответственные поручения Президента и Правительства Российской Федерации, связанные с социальной сферой, но лежащие вне сферы собственно пенсионного обеспечения.

Проведем анализ страхователей стоящих на учете в УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии за 2009 г. по 2011 г., которые представлены в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Показатели числа страхователей стоящих на учете в УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии за 2009-2011 гг. (кол-во единиц)

Наименование показателя

Состоят на учете

Удельный вес, %


2009

2010

2011

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

1. Организации

14305

14852

14175

35,43

36,64

35,76

2. Организации по месту нахождения обособленных подразделений

290

280

278

0,72

0,69

0,7

3. Бюджетные организации

492

479

461

1,22

1,14

1,16

4. Обособленные подразделения бюджетных организаций

18

18

19

0,04

0,04

0,05

5. Организации, занятые в производстве с/х продукции, уплачивающие ЕСН

1

1

1

0,0024

0,0025

0,002

6. Организации - с/х товаропроизводители, уплачивающие ЕСХН

3

4

3

0,007

0,01

0,007

7. Крестьянские хозяйства, использующие труд наемных работников

3

5

5

0,007

0,01

0,01

8. ИП, использующие труд наемных работников

2035

2109

2028

5,04

5,2

5,12

9. Физические лица, использующие труд наемных работников

0

1

10

-

0,0025

0,02

10. ИП

22981

22530

22391

56,92

55,59

56,5

11. Граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в т.ч. уплачивающие страховые взносы в размере превышающего минимальный размер

4

3

3

0,01

0,007

0,007

12. Физические лица уплачивающие страховые взносы за другое физическое лицо, в т.ч. в размере превышающего минимальный размер

2

1

1

0,06

0,0025

0,002

13. Частные нотариусы

30

29

24

0,07

0,07

0,06

14. Частные детективы

1

1

1

0,0024

0,0025

0,002

15. Адвокаты

167

173

180

0,41

0,42

0,45

16. Главы крестьянских (фермерских)хозяйств,(за себя)

45

44

53

0,11

0,11

0,13

ВСЕГО

40377

40530

39633

100,0

100,0

100,0


Как свидетельствуют данные табл. 2.5 в период с 2009г. по 2010г. количество страхователей увеличилось на 153 единиц и в 2010 г. составило 40530 единиц. Это связано с тем, что государство после кризиса сохранила ставки взносов во внебюджетные фонды, и составило 20%. В период с 2010г. по 2011г. наблюдается уменьшение страхователей на 897 единиц, и в 2011 г. составило 39633 единиц. Такая тенденция связана с тем, что многие страхователи еще не успели справиться со сложной экономической ситуацией в стране и в 2011 г. произошло увеличение страховых взносов во внебюджетные фонды и общая сумма страховых взносов составило 26%.

Наибольшее число страхователей являются ИП, в объеме этот показатель снижается, к 2010 г. составил 22530 единиц, а к 2011 г. 22391 единиц, уменьшилось на 139 единиц, по отношению к 2009 г. Это связано с тем, что в 2009 г. был кризис, и не все страхователи смогли удержаться в предпринимательской отрасли.

Организации в 2010 г. увеличились на 547 единиц, в сравнении с 2009 г., а в 2011 г. положительная тенденция изменилась и составила14175 единиц, что на 677 организацию меньше, чем в 2010 г.

Общий объем бюджетных организации снижается. В 2011 г. бюджетные организации составили 461 единиц, что на 18 единиц меньше, чем в 2010 г.

Было заметное увеличение ИП, использующих труд наемных работниковв2010 г. на 74 единицы и составили 2109 единиц в сравнении 2011 г.,с 2010 г. произошло уменьшение на 81 единицу и составило 2028 единиц.

Показатель «адвокаты» в общем объеме увеличивается. В2010 г. по сравнению с 2009 г. этот показатель увеличился на 0,42% и составил 173 единиц, в 2011 г. в сравнении с 2010 г. составил 180 единиц.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, этот показатель в 2010 г. снизился на 0,11% из-за кризиса и составил 44 единицы, в 2011 г., оправившись после кризиса число крестьянских хозяйств возросло на 9 единиц и составило 53 единицы.

Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.

Поверхностный взгляд на опыт зарубежных стран по повышению пенсионного возраста в отрыве от объективных национальных факторов позволил некоторым экспертам сделать выводы, что возраст - единственный способ решения финансовых проблем совершенствования пенсионных систем.

Однако такие выводы не учитывают, что ни в одной из зарубежных стран реформа пенсионного возраста не рассматривается как экономический инструмент для финансовой стабилизации пенсионной системы, поскольку в социально-страховой модели, которая принята и в нашей стране для реформирования пенсионной системы, накопленные пенсионные обязательства могут только перераспределяться во времени, но не ликвидироваться. И через законодательно установленный период времени подлежат полной выплате каждому застрахованному лицу, как в форме пенсионных накоплений, так и в форме расчетного пенсионного капитала. А с учетом незначительности увеличения возраста (1-2 месяца за календарный год) и опережающих темпов роста продолжительности жизни следует говорить исключительно о создании условий для поддержания коэффициента замещения.

Ведомства предлагают поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет к 2029 году, начиная с 2015 года. Эта отметка достигнет 65 лет к 2047 году. Для этого с 2030 года возраст выхода на пенсию россиян обоих полов планируется повышать по три месяца в год, а с 2036 года - по шесть месяцев в год.

Чиновники также призывают ввести несколько категорий стажа. Минимальный (15 лет) будет необходим для получения социальной пенсии. Стаж в 30 лет станет основанием для получения 40 процентов от утраченного заработка, а стаж в 40 лет - для получения пенсии в 45 процентов от зарплаты.

При этом министерство считает необходимым кардинально пересмотреть нынешнюю пенсионную формулу. В концепции будут просчитаны налоговые маневры системы - когда ставка по просьбе бизнеса снижается, но повышается взносооблагаемый заработок. Сейчас министерство рассматривает два возможных варианта - налогообложение всего заработка или повышение порога с нынешних 512 тысяч рублей до 1,2 миллиона рублей.

Чтобы эффективно выполнять поставленные перед Пенсионным фондом задачи, необходимо, чтобы работа фонда соответствовала новым требования законодательства. В целях повышения эффективности деятельности фонда, разрабатывается стратегия его развития на среднесрочную перспективу. В числе приоритетов, повышение качества услуг Пенсионного фонда, забота об удобстве и комфорте экономии времени людей - страхователей. Необходимо продолжить работу по созданию современных типовых клиентских служб и внедрению информационных технологий, активно развивать систему электронного взаимодействия и документооборота со страхователями, с застрахованными лицами и другими организациями. Одновременно, Пенсионный фонд России планирует продолжать политику централизации в вопросе назначения, выплат пенсии на уровне субъекта Российской Федерации, более эффективному использованию системы персонифицированного учета для планирования, анализа и управления, укреплению актуальной службы пенсионного фонда. Еще одним приоритетом для Пенсионного фонда станет упорное ведение серьезной разъяснительной работы с целью повышения пенсионной грамотности населения.

Подводя итоги работы Пенсионного фонда за 2011 год, можно отметить, что, не смотря на проблемы, связанные с дефицитом бюджета, Пенсионный фонд, в целом, справляется с задачами, возложенными на него Президентом и Правительством Российской Федерации.

российский пенсионный страхование фонд

3. Пути совершенствования системы пенсионного страхования в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии

.1 Совершенствование системы пенсионного страхования

Среди стратегических задач развития Пенсионного фонда на современном этапе особо выделены социально значимые цели - повышение уровня жизни граждан страны, нуждающихся в пенсионном обеспечении и значительный рост их благосостояния.

Государственное регулирование развития пенсионной системы заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий. В практике развитых пенсионных систем государственное регулирование внешними факторами включает, как правило:

повышение рождаемости, снижение смертности и привлечение внешней трудовой миграции, что способствует росту численности работников, за которых уплачиваются страховые взносы, и соответствующему увеличению доходов пенсионной системы;

улучшение качества здравоохранения и профилактики заболеваемости с целью сокращения высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте;

опережающее повышение производительности труда и увеличение заработной платы, что в условиях демографического кризиса и сокращения числа работающих позволяет обеспечить достойный уровень пенсий;

мероприятия по сокращению теневой экономики и недопущению сокрытия зарплаты;

обеспечение роста занятости, создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы, недопущение теневой занятости и сокращение рабочих мест с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда;

предотвращение инфляции, ведущей к обесцениванию пенсионных прав и снижению покупательной способности пенсий.

Перечисленные и другие меры управления внешними факторами могут применяться как в комплексе, так и отдельно, в зависимости от конкретных социально-демографических и экономических условий и проблем в пенсионной системе.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» предусмотрено:

«Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы».

Вместе с тем, эти вопросы еще предстоит решать. Уровень пенсии в России остается низким. В ряде случаев, он не достигает прожиточного минимума, установленного в конкретных субъектах Российской Федерации. Особенно нелегко приходится людям, имеющим группу инвалидности или степень ограничения способности к трудовой деятельности. Эти вопросы, в соответствии с бюджетным посланием президента, должны быть решены в 2010 и последующие годы. Кроме того, в нашем законодательстве, до сих пор, существуют требования, которые создают дискомфорт гражданам, провоцируют ненужное социальное напряжение, неоправданно увеличивают нагрузку на Пенсионный фонд.

Необходимо обеспечить передачу средств пенсионных накоплений, находящихся во временном размещении, из пенсионного фонда в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Это связано с совершенствованием механизмов реализации государственных ценных бумаг, в которые вкладываются указанные средства, и источников покрытия убытков в случае необходимости.

В текущем году заинтересованными ведомствами ведется активная работа по расширению портфеля государственной управляющей компании и Пенсионного фонда при инвестировании пенсионных накоплений. Теперь у Государственных Управляющих Компаний и Фонда появится больше возможностей для повышения доходности этих средств. Необходимо принять соответствующие нормативно-правовые акты.

Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определяет основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. «Индивидуальные предприниматели и лица, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, которые в качестве самостоятельных страхователей, уплачивают страховые взносы на свое пенсионное страхование». [9]

В перспективе развития перед Пенсионным фондом стоит задача по увеличению пенсионных выплат, т.е. социальная пенсия должна быть не менее прожиточного минимума, а размер трудовой пенсии по старости должен превышать прожиточный минимум в 1,3 раза.

Возникает необходимость внести изменения в пенсионное законодательство, которые будут направлены на дальнейший рост пенсионного обеспечения.

Процесс формирования пенсии будет более прозрачным и понятным. Государство создаст правила игры, при которых и бизнес, и работник, и государство четко знают, что взнос в размере 22% от фонда заработной платы - это ровно столько, сколько стоит достойная пенсия, соответствующая международным стандартам социального обеспечения. Не больше, но и не меньше.

Несмотря на негативные тенденции, государство планирует исполнять все свои обязательства перед пенсионером по повышению уровня их благосостояния в полном объеме и в запланированные сроки.

В условиях совершенствования пенсионного законодательства особую актуальность приобретают вопросы определения правового статуса Пенсионного фонда как государственного страховщика. Возникает необходимость принятия закона о порядке финансирования пенсий для категории работников, имеющих право досрочного выхода на пенсию.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что пенсионная система должна решить такие мероприятия, как:

. обеспечение гарантированного минимального уровня пенсионного обеспечения независимо от уровня доходов гражданина России;

. создание условий для формирования населением достаточных пенсионных накоплений. При этом должны развиваться как обязательное пенсионное страхование, так и добровольное пенсионное страхование.

. повышение пенсионного возраста.

. ликвидацию накопительного компонента.

Пенсионная система России должна основываться на механизмах социального страхования. Важнейшим условием стабильного развития Пенсионного фонда России является неуклонное соблюдение страховых принципов.

Таким образом, не смотря на трудности в развитии пенсионной системы, можно сделать вывод, что Пенсионный фонд в своей деятельности стремится реализовать весь спектр возложенных на него задач и функций, а правительство вводит новые законодательные акты и положения, которые направлены на стабилизацию работы Пенсионного фонда, на улучшение благосостояния граждан, нуждающихся в пенсионном обеспечении.

В завершении следует сказать, что государственные пенсии на территории нашей страны урегулированы нормами права, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. Пенсионная система функционирует стабильно и рационально. Но для более эффективной пенсионной деятельности необходимо внести некоторые изменения в нормативную базу, что приведёт к существенным улучшениям.

3.2. Мероприятия по совершенствованию системы пенсионного страхования в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии

Пенсионная система в силу своей всеобщности, многоукладности и наличия большого государственного пенсионного долга по советским пенсионным обязательствам остается для экономики главным вызовом в течение всего XXI века. Поэтому государство должно сохранять свою лидирующую функцию регулятора в пенсионной системе, построенной на принципах социального страхования, на весь переходный период для сохранения социальной стабильности.

В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий.

Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей. Более высокие темпы роста экономики, по-видимому, обеспечивают более высокие уровни оплаты труда и соответствующие уровни пенсионных отчислений. В связи с этим, следует сосредоточиться на определении роли и места пенсионной системы в общей стратегии долгосрочного развития страны и на этой основе сформулировать ключевые требования к ней в настоящем и будущем.

При анализе перспектив развития пенсионной системы часто обращаются к опыту стран, обладающих сходными с российской системами социального обеспечения. Однако часто забывают о том, что проблемы с обеспечением социальных обязательств в странах Европейского союза возникли на фоне очень высокого уровня социального обеспечения и замедления темпов экономического роста.

По уровню пенсионного обеспечения населения Россия значительно уступает большинству стран Европейского союза, при этом разрывы в уровне пенсий по старости больше, чем в душевых доходах. Так, если показатель ВВП на душу населения в России, рассчитанный на основании паритета покупательной способности.

Проведем анализ прогнозных показателей пенсионного обеспечения в РФ, которые представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Прогнозные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Наименование показателя

Годы


2010

2015

2020

2025

2030

Численность населения, млн. чел.

141,9

141,1

139,9

138,0

136,1

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

мужчины

62,8

64,1

66,5

69,4

72,0


женщины

74,7

75,3

76,5

77,7

79,0

Численность населения в трудоспособном возрасте, млн. чел.

вариант 60/55

88,4

82,7

77,5

75,1

74,3


вариант 65/65 к 2030 г.

88,4

87,2

87,3

85,1

86,9

Демографическая нагрузка на население в трудоспособном возрасте, промилле (вариант 60/55)

населением в возрасте старше трудоспособного

350,8

407,1

474,1

515,7

543,4


общая

605,9

705,8

804,1

838,7

831,1

вариант 65/65 к 2030 г.

населением в возрасте старше трудоспособного

350,8

334,9

309,8

337,7

319,8


общая

605,9

618,2

603,0

622,7

565,8


Как свидетельствуют данные табл. 3.1.ухудшение демографической ситуации будет негативно сказываться на пенсионной системе. Более того, этот фактор станет одним из основных при реформировании пенсионной системы в ближайшие годы. В то же время понятно, что без роста реальных размеров пенсий будет очень трудно преодолеть существующие разрывы в уровне доходов между различными группами населения.

Минздравсоцразвития взяло курс на ликвидацию накопительного компонента. Цель этого курса одна - забрать живые деньги, которые находятся в накопительном компоненте, для того, чтобы раздать их ныне живущим пенсионерам и закрыть дыры в бюджете Пенсионного фонда. В этом случае будут использоваться средства накопительной части пенсии граждан всех возрастов. «Эти живые деньги, которые инвестируются и приносят доход, заменяются обещаниями на эту же сумму, которые будут или не будут выполнены через 20 лет».

В отдельных странах мира пенсионные накопления - важный инвестиционный инструмент воздействия на фондовые рынки и инвестиционную активность. Относительная неудача с формированием накопительной части трудовой пенсии в России отнюдь не свидетельствует о невозможности создания эффективных частных и государственных механизмов дополнительных пенсионных накоплений в будущем. Реализация таких механизмов способна как увеличить доходы будущих пенсионеров, так и способствовать росту инвестиционной активности.

Для расчетов использовался единый демографический сценарий. Возрастные коэффициенты рождаемости в течение всего прогнозного периода задавались постоянными и соответствовали уровню 2010 г. (таким образом, суммарный коэффициент рождаемости был равен 1,5).

Возрастные коэффициенты смертности задавались с тем расчетом, чтобы в 2030 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении и мужчин и женщин в России примерно соответствовала текущим ее значениям. Предполагалось снижение младенческой смертности и смертности населения в трудоспособном возрасте. Миграционный прирост задавался на уровне последних лет - 200 тыс. чел. в год.

Проведем анализ демографического сценария в РФ за период 2010-2030 гг., которые представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Основные результаты демографического сценария в РФ за2010-2030 гг.

Наименование показателя

Годы


2010

2015

2020

2025

2030

Численность населения, млн. чел.

141,9

141,1

139,9

138,0

136,1

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

мужчины

62,8

64,1

66,5

69,4

72,0


женщины

74,7

75,3

76,5

77,7

79,0

Численность населения в трудоспособном возрасте, млн чел.

вариант 60/55

88,4

82,7

77,5

75,1

74,3


вариант 65/65 к 2030 г.

88,4

87,2

87,3

85,1

86,9

Демографическая нагрузка на население в трудоспособном возрасте, промилле (вариант 60/55)

населением в возрасте старше трудоспособного

350,8

407,1

474,1

515,7

543,4


общая

605,9

705,8

804,1

838,7

831,1

вариант 65/65 к 2030 г.

населением в возрасте старше трудоспособного

350,8

334,9

309,8

337,7

319,8


общая

605,9

618,2

603,0

622,7

565,8


Как свидетельствуют данные табл. 3.2. численность населения России к 2030 г. сократится примерно на 6 млн. чел. - до 136 млн. чел. Численность населения в трудоспособном возрасте (при сохранении текущих границ трудоспособного возраста) к 2020 г. сокращается - на 11 млн. чел., а к 2030 г. - на 14 млн. чел. Соответственно значительно возрастает демографическая нагрузка на трудоспособное население. В то же время ожидаемая продолжительность жизни при рождении по сравнению с 2010 г. увеличивается для мужчин - чуть более чем на 9 лет, а для женщин - на 4 года.

В части изменения пенсионного возраста были рассмотрены два ключевых сценария. При первом (вариант 60/55) в 2011-2030 гг. пенсионный возраст не меняется. Второй (вариант 65/65) предусматривал плавное увеличение возраста с 2012 г. выхода на пенсию с одновременным выравниванием пенсионного возраста для мужчин и женщин на уровне 62 года к 2018 г. К 2030 г. возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин увеличивался до 65 лет. Оба сценария предполагают сохранение текущих принципов формирования средств Пенсионного фонда.

Заданная динамика увеличения пенсионного возраста, с одной стороны, была связана с общим ростом продолжительности жизни, а с другой - опиралась на практику ряда европейских стран. С точки зрения экономической целесообразности, в условиях относительного ухудшения демографической ситуации и увеличения продолжительности жизни рост пенсионного возраста вполне оправдан, а выравнивание пенсионного возраста между мужчинами и женщинами отражает сложившуюся ситуацию на рынке труда и соответствует общемировым тенденциям. Кроме того, более высокие показатели продолжительности жизни у женщин наряду с более низким возрастом выхода на пенсию создают определенные диспропорции в функционировании пенсионной системы.

Противники повышения пенсионного возраста часто ссылаются на то, что большая часть плательщиков взносов на пенсионное страхование не доживет до пенсионного возраста. Однако прогнозируемое снижение смертности, даже при повышении пенсионного возраста к 2030 г. до 65 лет, позволит доживать до пенсии большей доле мужчин, чем сейчас, и примерно такой же доле женщин.

На рис. 3.1. представлена диаграмма вероятности дожития мужчин и женщин до заданного возраста в РФ за 2010-2030 гг.

Рис.3.1 Вероятность дожития мужчин и женщин до заданного возраста в РФ за 2010-2030 гг.

Из рис. 3.1. видно, что изменение пенсионного возраста позволит сократить демографическую нагрузку на трудоспособное население со стороны лиц старше трудоспособного возраста в 2030 г. более чем на 40%.

При моделировании использовалось предположение, что в течение прогнозного периода доходность пенсионных накоплений не будет превышать индекс потребительских цен.

С 2022 г. начнется массовая выплата накопительной части трудовой пенсии по старости. В 2022 г. ее получит около 1 млн. чел., в 2030 г. - около 11 млн. чел. Средний размер накопительной части пенсии для всех рассмотренных сценариев не превысит 5% среднего размера всей трудовой пенсии по старости. В то же время совокупный объем пенсионных накоплений, в зависимости от сценария, в 2030 г. будет составлять 11-13% ВВП.

На формирование пенсионных накоплений в 2011-2020 гг. будут направляться средства, в среднем равные 1% ВВП, в 2021-2030 гг. - 1,3% ВВП. Отказ от формирования пенсионных накоплений, таким образом, может сократить нагрузку на работодателей или, если при сохранении ставок все взносы будут расходоваться на выплату страховой части пенсии, сократить дефицит бюджета ПФР. В то же время это может лишить экономику одного из важных источников инвестиций.

При формировании макроэкономического прогноза использовались два основных сценария. Первый из них представляет собой умеренно-оптимистический вариант развития экономики России в долгосрочной перспективе. Данный сценарий по заложенным в него предпосылкам согласуется с наиболее актуальной версией долгосрочных проектировок Министерства экономического развития РФ.

Рассмотрим показатель ВВП и основные элементы конечного спроса в РФ за 2011-2030 гг., которые представлены в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Показатель ВВП и основные элементы конечного спроса в РФ за 2011-2030 гг.

Показатель

Годы


2011-2015

2016-2020

2021-2025

2026-2030

Потребление домашних хозяйств

8,6

6,4

6,5

4,6

Государственное потребление

1,9

2,5

2,9

2,1

Инвестиции в основной капитал

10,3

4,9

6,7

4,2

Экспорт

4,4

3,9

3,6

3,7

Импорт

9,5

4,6

4,9

3,8

ВВП

6,4

5,5

6,0

4,5


Как свидетельствуют данные табл. 3.3. средний темп прироста ВВП на прогнозный период в базовом варианте составляет 5,5%. Расчеты по базовому макроэкономическому варианту были использованы для формирования прогноза развития пенсионной системы по двум ключевым сценариям.

В случае сохранения текущих параметров выхода на пенсию в рамках базового макроэкономического сценария можно ожидать дальнейшего нарастания напряженности с формированием пенсионных выплат. В частности, при общем росте численности пенсионеров до 48,5 млн. чел. к 2030 г. численность занятых, приходящихся на одного пенсионера, сократится более чем на 22%. При этом объем пенсионных выплат к концу прогнозного периода достигнет уровня в 9,7% от ВВП. Такая динамика на фоне увеличения дефицита средств ПФР позволит поддерживать коэффициент замещения зарплат пенсиями на уровне, не превышающем текущие значения. Реальная средняя пенсия за 2011-2030 гг. вырастет в 2,8 раза (рост реальной пенсии практически совпадает с прогнозируемым ростом ВВП). Такая динамика может свидетельствовать о консервации текущего состояния в области пенсионного обеспечения и сохранении существующих разрывов в уровне жизни различных групп населения.

Проведем анализ расчетов пенсионной системы в ЧР за 2010-2030 гг., которые представлены в табл. 3.4.

Как свидетельствуют данные табл. 3.4. изменение возрастных параметров выхода на пенсию в рамках идентичных параметров развития экономики позволяет существенно улучшить показатели развития пенсионной системы и увеличить реальный размер средней пенсии.

Таблица 3.4

Результаты расчетов пенсионной системы в Чувашской Республики за 2010-2030 гг.

Показатель

Годы


2010

2015

2020

2025

2030



60/55

65/65

60/55

65/65

60/55

65/65

60/55

65/65

Численность пенсионеров: млн. чел.

39,5

42,1

37,7

45,2

35,4

47,0

37,0

48,5

36,0

% от численности населения страны

27,8

29,9

26,7

32,2

25,3

34,0

26,8

35,7

26,4

Численность занятых, приходящихся на одного пенсионера

1,79

1,69

1,89

1,55

1,97

1,46

1,86

1,39

1,87

Пенсионные выплаты, % ВВП

7,7

8,0

7,2

8,9

7,1

9,8

8,0

9,7

8,7

Дефицит бюджета ПФР,% ВВП

3,5

2,9

2,1

4,1

2,3

5,0

3,2

5,0

3,9

Коэффициент замещения, %

36,0

35,3

35,7

37,1

37,7

38,4

39,8

36,0

43,4

Темп роста реальной средней пенсии к концу периода, %

100

133,8

135,3

179,5

182,5

233,4

241,9

276,9

333,3


В частности, коэффициент замещения возрастает к 2030 г. до 43,4%, что примерно соответствует сегодняшнему уровню таких стран, как Франция и Германия. При этом дефицит средств Пенсионного фонда сохраняется практически на нынешнем уровне и к концу прогнозного периода не будет превышать 4% ВВП. Средняя реальная пенсия с 2011 по 2030 гг. возрастает более чем в 3,3 раза.

Таким образом, можно говорить о том, что в условиях относительно благоприятной внутриэкономической конъюнктуры увеличение пенсионного возраста пропорционально росту средней продолжительности жизни в стране позволяет практически полностью устранить наиболее острые диспропорции в механизмах формирования пенсионных выплат и обеспечить опережающий рост доходов пенсионеров. Важно отметить, что увеличение коэффициента замещения свидетельствует о выравнивании уровня жизни в стране. Таким образом, реализация данного сценария способствует устранению наиболее острых диспропорций в уровне доходов различных групп населения.

Разработка комплекса мероприятий по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы должна быть непосредственно взаимоувязана не только внутри нее, но и с базовыми макроэкономическими параметрами развития страны, и строго синхронизирована на долгосрочную перспективу (весь период пенсионной реформы). Поэтому особое значение имеет согласование всех этапов пенсионной реформы с макроэкономическими тенденциями в каждый конкретный период, что определено действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие заключения:

. Общий объем поступлений в пенсионный фонд увеличился на 49,6%, этому способствовали страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (47,5%), на выплату накопительной части трудовой пенсии (46,9%) и денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах, зачисляемых в бюджет ПФР (43,1%).

2. Рост поступлений страховых взносов за анализируемый период. Это связано с увеличением в 2011 году тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 26% (установленный тариф на обязательное пенсионное страхование в 2010 году - 20%).

3. Общий объем расходов на выплату пенсий, пособий и иных выплат неуклонно растут (48%). Это произошло за счет расходов на страховую часть 81% и досрочной пенсии безработным гражданам 27%.Так же расходы на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение работникам ядерного оружейного комплекса на 40%.

4. Средний размер трудовой пенсии за анализируемый период оставался всегда выше прожиточного минимума почти в 2 раза. По состоянию на 01.01.2012 года средний размер трудовой пенсии составил 8281 руб., что почти в 2 раза выше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в республике на IV квартал 2011 г.

5. В общей численности пенсионеров, состоящих на учете в Управлении ПФР в г. Чебоксары в 2011 г. 95493 чел. - пенсионеры по старости, 5872 чел. - по инвалидности, 3168 чел. - по случаю потери кормильца и 6521 чел. - получающие социальные пенсии. Численность пенсионеров с каждым годом растет и это может быть связано с получением досрочных пенсий в настоящее время достигла 34% от числа пенсионеров по старости и продолжает расти, увеличивая нестраховое бремя расходов УПФР в г. Чебоксары.

6. Число страхователей стоящих на учете в УПФР в г. Чебоксары в период с 2009 г. по 2010 г. увеличилось на 153 единицы. Это связано с тем, что государство после кризиса сохранила ставки взносов во внебюджетные фонды, и составило 20%. В период с 2010 г. по 2011 г. наблюдается уменьшение страхователей на 897 единиц, и в 2011 г. составило 39633 единиц. Такая тенденция связана с тем, что многие страхователи еще не успели оправится со сложной экономической ситуацией в стране и в 2011 г. произошло увеличение страховых взносов во внебюджетные фонды и общая сумма страховых взносов составило 26%.

Предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию системы пенсионного страхования, основными из которых являются:

. Численность населения России к 2030 г. сократится примерно на 6 млн. чел. - до 136 млн. чел. Численность населения в трудоспособном возрасте (при сохранении текущих границ трудоспособного возраста) к 2020 г. сокращается - на 11 млн. чел., а к 2030 г. - на 14 млн. чел. Соответственно значительно возрастает демографическая нагрузка на трудоспособное население. В то же время ожидаемая продолжительность жизни при рождении по сравнению с 2010 г. увеличивается для мужчин - чуть более чем на 9 лет, а для женщин - на 4 года.

С точки зрения экономической целесообразности, в условиях относительного ухудшения демографической ситуации и увеличения продолжительности жизни рост пенсионного возраста вполне оправдан, а выравнивание пенсионного возраста между мужчинами и женщинами отражает сложившуюся ситуацию на рынке труда и соответствует общемировым тенденциям.

. С 2022 г. начнется массовая выплата накопительной части трудовой пенсии по старости. В 2022 г. ее получит около 1 млн. чел., в 2030 г. - около 11 млн. чел. Средний размер накопительной части пенсии для всех рассмотренных сценариев не превысит 5% среднего размера всей трудовой пенсии по старости. В то же время совокупный объем пенсионных накоплений, в зависимости от сценария, в 2030 г. будет составлять 11-13% ВВП.

На формирование пенсионных накоплений в 2011-2020 гг. будут направляться средства, в среднем равные 1% ВВП, в 2021-2030 гг. - 1,3% ВВП. Отказ от формирования пенсионных накоплений, таким образом, может сократить нагрузку на работодателей или, если при сохранении ставок все взносы будут расходоваться на выплату страховой части пенсии, сократить дефицит бюджета ПФР. В то же время это может лишить экономику одного из важных источников инвестиций.

Применение этих мероприятий повысит систему пенсионного страхования в Российской Федерации и Чувашской Республики в частности.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Часть первая: официальный текст на 3 декабря 2011 года.

. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 1 января 2012 года.

. Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

. Федеральный закон от 30.04.2008 №56-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

. Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.12.2011)

. Федеральный закон от 25.10.2001 №138-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и в статьи 12 и 67 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"

. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об основах обязательного социального страхования"

. Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

. Федеральный закон от 31.12.2001 №198-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"

. Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 №2122-1 (ред. от 05.08.2000) "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (вместе с "Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)", "Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)")

. Баскаков, В.Н. Профессиональный пенсионные системы: проблемы и перспективы развития / В.Н. Баскаков; Е.Н. Крылова - Издательский Дом «Страховое ревю», 2010. - 221 с.

. Бобков, В.Н. Уровень жизни пенсионеров и пути его повышения: учебное пособие для вузов / В.Н. Бобков; И.С. Горлов; Л.Г. Лукина. - М.: Кно Рус, 2011. - 403 с.

. Бончик, В.М. Пенсионные фонды и инвестиции: учебное пособие / В.М. Бончик. - М.: ИНФРАМ-М, 2010. - 319 с.

. Ерусланова, Р.И. Пенсионное обеспечение в России: учебное пособие / Р.И. Ерусланова; Ф.Н. Емельянова; Р.А. Кондратьева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 608 с.

. Кобзева, С.И. Новое законодательство о трудовом стаже / С.И. Кобзева. - Кадровое дело. - 2011. - 180 с.

. Кучмий, И.В. Персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования, контроль и защита пенсионных прав застрахованных лиц / И.В. Кучмий. - М.: 2011. - 151с.

. Лысенко, Е.Н. Накопительная система в обязательном пенсионном страховании / Е.Н. Лысенко. - Финансы. - 2010. - 613 с.

. Мантусова, Л. Н. Пенсионное обеспечение / Л.Н. Мантусова. - М.: 2010. 182 с.

. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е.Е. Мачульская. - М.: Юрайт, 2010. - 544 с.

. Мошкин, Ю.А. Российский пенсионный форум / Ю.А. Мошкин. - Пенсия. - 2011 - 555 с.

. Полякова, Н.В. Перерасчет размера пенсии: учебное пособие / Н.В. Полякова. - М.: ИНФРАМ-М, 2011. - 221 с.

. Самойлов, С.А. Сидоров В.Е. Пенсии: государственная и трудовая в вопросах и ответах: условия, страхование, стаж, размеры, льготы / С.А. Самойлов; В.Е. Сидоров. - М.: Издательство АСТ, 2011. - 597 с.

. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебное пособие / ред. П.В. Палехова. - М.: ИНФРА, 2011. - 128 с.

. Основы страховой деятельности: учебник для вузов / ред. А.П. Архипов, отв. ред. Т.А. Федорова. - М.: БЕК, 2010. - 749 с.

. Пенсионная реформа: вопросы и ответы / Финансы. - 2011. - 667 с.

. Персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования: Международная конференция / Финансы. - 2009. - 520 с.

. Пенсионная реформа: вопросы и ответы / Финансы. - 2010. - 274 с.

. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: учебное пособие / под ред. В.С. Кукушкина. - М.: ИКЦ и МарТ, Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010. - 336 с.

. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие / отв. ред. А.А. Козлов. - М.: КНОРУС, 2011. - 368 с.

. Технологии социальной работы: учебник для вузов / под общ. ред. Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 399 с.

. Информационный портал http://www.pfrf.ru/ot_chuvash/ [Электронный ресурс]. - Электронные данные. ИА. «Пенсионного Фонда», 2012. Режим доступа: адрес, свободный. - Заглавие с экрана (дата обработки: 20.05.12)

Похожие работы на - Система пенсионного страхования и пути ее совершенствования на современном этапе» на материалах Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!