Потребительское кредитование: разновидности, современная практика организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    175,06 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Потребительское кредитование: разновидности, современная практика организации

Содержание

 

Введение

1. Сущность и роль в экономике страны потребительского кредитования

1.1 Теоретические аспекты потребительского кредитования

1.2 Роль потребительского кредита в экономике страны. Современный рынок потребительских услуг

1.3 Технологии предоставления и погашения потребительского кредита

2. Анализ практики кредитования в "Банк24. ру" (ОАО)

2.1 Характеристика деятельности "Банка24. ру" (ОАО)

2.2 Характеристика кредитного портфеля "Банка24. ру" (ОАО) за 2005-2007гг

2.3 Организация потребительского кредитования в "Банке24. ру" (ОАО) в 2008-2010 гг

3. Проблемы и пути развития потребительского кредитования в России

4. Проблемы организации потребительского кредитования и пути их решения в "Банке24. ру" (ОАО)

Список используемых источников

Приложения

Введение

За последние годы потребительское кредитование получило широкое распространение на российском рынке банковских услуг. Многие банки начали активно предлагать широкий комплекс банковских продуктов и услуг для физических лиц. Большое значение при этом получило именно потребительское кредитование. Кредитование населения способствует усилению спроса на предметы потребления и соответственно, развитию обширного сектора экономики. Вышеперечисленные факты объясняют актуальность темы. К тому же, одной из самых заметных тенденций на рынке банковских услуг является резкий рост интереса банков к частным заемщикам.

Целью написания курсовой работы является проведение исследования в области потребительского кредитования, выявление главных тенденций развития и проблем данной сферы. Исходя из этого, в данной работе были поставлены следующие задачи:

изучить теоретические основы кредитования в целом и потребительских кредитов в частности;

исследовать современную ситуацию на рынке потребительского кредитования в РФ и сравнить ее с ситуацией в зарубежных развитых странах;

провести анализ кредитного портфеля отдельно взятого субъекта на примере "Банка24. ру";

выявить проблемы и направления развития рынка потребительских кредитов;

Предметом исследования данной работы являются экономические отношения, складывающиеся между банком и заемщиком при потребительском кредитовании.

потребительское кредитование услуга погашение

Объект исследования - это кредитование коммерческими банками физических и юридических лиц, которое приобрело название банковский кредит.

В работе были использованы графический и экономико-математический методы обработки информации.

Информационной базой для исследования данной темы послужили труды ученых: Лаврушина О.И., Жукова Е.Ф., Казака А.Ю. и Марамыгина М.С., Белоглазова Г.Н. и др., а также статьи из научных журналов "Банковское дело" и "Банковские услуги", статьи из Интернет-сайтов, таких как www.credits.ru <#"585383.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Доля доходов, направляемых на погашение кредитов физ. лиц в РФ за 2010 г.

Однако в январе 2011 года потребительские кредиты сократились на 0,2%. В феврале их рост составил всего 0,5%, зато в марте 2011 года ждало самое интересное - бурный всплеск интереса к потребительским ссудам.

Увеличение портфеля потребительского кредитования началось в марте 2010 года, примерно тогда же стартовал и рост корпоративных кредитов. Увеличение совокупного кредитного портфеля привело к падению уровня просрочки в банковской отрасли. Динамика роста объема выданных потребкредитов, начиная со второго квартала 2010 года, была сугубо положительной. Все это привело к тому, что сейчас даже ипотека не может обогнать в абсолютном выражении потребкредитование.

В 2010 году рост показали только рублевые кредиты, валютные сокращались. Доля последних в целом по стране составляет 9%, лишь только в московском регионе - 38%. В своем обзоре мы сконцентрируемся на рублевой составляющей.

Рисунок 2 - Динамика роста потребительских кредитов в РФ за период с апреля 2009 года по январь 2011 года

Таблица 1 - Динамика потребительских кредитов в 2010 году.

Вид кредитов

Кредиты на 01.01.2011, млн. рублей

Динамика 2010

Доля от всех

Всего

4 064

14%

100%

 - рубли

3 715

17%

91%

 - валюта

349

-12%

9%

Жилищные (включая ипотеку)

1 295

10%

32%

 - рубли

1 102

14%

27%

 - валюта

193

-10%

5%

Кроме жилищных

2 769

16%

68%

 - рубли

2 613

19%

64%

 - валюта

156

-14%

4%

Кредиты до 30 дней

218

30%

5%

 - рубли

214

31%

5%

 - валюта

4

-6%

0%


По данным таблицы можно сказать следующее: рост жилищных кредитов в 2010 году был существенно ниже, чем прочих. Хотя до кризиса ипотека развивалась в два раза быстрее, чем потребительское кредитование.

Рост существенно более высокий показали кредиты до 30 дней (включая до востребования и овердрафт), на этих счетах отражаются кредитные карты.

Большинство банков, в свою очередь, рассматривает повышение продаж карточных продуктов как одну из ключевых маркетинговых задач. Появляется много рекламных акций в поддержку кредитных карт, развиваются различные кобрендинговые проекты и бонусные программы лояльности, реализуемые на базе пластика. В результате этих тенденций динамика роста по кредитным картам действительно оказывается несколько выше, чем по другим кредитным продуктам.

В России наблюдается не только рост объемов выдаваемых кредитов, но и расширение их видов. На текущий момент самым популярным видом потребительского кредитования является кредитование покупки дорогостоящих товаров народного потребления с длительным сроком службы.

Вторым по популярности является "автокредитование", то есть кредитование физических лиц на приобретение транспортных средств (для банка это самая выгодная форма: минимум риска, обеспечением является приобретаемый автомобиль и наличие обязательного страхования). В настоящее время процентные ставки по целевым кредитам, таким как "автокредитование", фактически достигли крайней отметки - 9% в валюте и 12% в рублях, ниже которых они не могут опуститься в силу действующего Налогового кодекса (преодоление нынешнего порога возможно только при снижении ставки рефинансирования, от которой устанавливаются минимальные ставки по кредитам).

Третье место по популярности занимает кредит на неотложные нужды (выгодный для заемщика, поскольку не указывается цель кредита и не требуется дорогостоящее страхование).

Наименее популярным является самый дорогой и продолжительный по оформлению вид кредита - ипотечный (под залог недвижимости и на покупку недвижимости) на первичном/вторичном рынке жилья.

Несмотря на то, что рост цен на квартиры опережает процентные ставки, в любом случае уровень риска достаточно велик, так как ипотечное кредитование связано с негативными факторами, которые сдерживают развитие ипотеки.

Таким образом, кредитование населения является одним из самых динамичных видов банковских операций в развитых странах мира. За последние пять лет рынок потребительского кредитования начал стремительно развиваться и в России. До сих пор на нем сохраняется тенденция к росту: растет объем выдаваемых банком кредитов и увеличивается задолженность по кредитам, выдаваемым населению.

 

1.3 Технологии предоставления и погашения потребительского кредита


Следует учитывать, что банки не имеют реальной возможности, да и не имеют права выдавать кредит всякому клиенту, который в нем нуждается, поскольку они сами работают преимущественно на чужих деньгах. К тому же риск не возврата кредита, связанный прежде всего с недостаточно эффективной работой предприятий, обязывает банк проводить сдержанную кредитную политику.

Процесс банковского кредитования можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения:

1. рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком;

2. изучение кредитоспособности клиента;

3. подготовка и заключение кредитного договора;

4. кредитный мониторинг.

Рассмотрение кредитной заявки в среднестатистическом банке происходит следующим образом:

Будущий заемщик, на беседу с кредитным инспектором, приходит с кредитной заявкой, содержащей исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена и анкетные данные.

В банках кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных документов.

В них, как правило, входят:

) Документы, удостоверяющие личность, как правило, это паспорт гражданина РФ + дополнительный документ (на выбор заемщика): водительское удостоверение, страховое свидетельство пенсионного фонда РФ, загран. паспорт или военный билет.

) Документы, подтверждающие платежеспособность клиента, такие как:

выписки из оборотов по счетам в других банках, справки о доходах;

документы на имущество в собственности;

документы подтверждающие положительную кредитную историю клиента (отсутствие длительных и множественных случаев просрочек по кредитам);

в некоторых случаях, подтверждением также может являться наличие загранпаспорта с визами о регулярных выездах за рубеж;

другие, подтверждающие документы;

) В случаях автокредитования или ипотечного кредита, клиентом так же предоставляются документы на объект покупки, и договоры с продавцом.

) Другие документы, которые могут потребоваться для подтверждения целей кредитования и возможности клиента погасить кредит.

Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а так же результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности.

При оценке кредитных заявок сотрудником кредитных отделов, предстоит проанализировать не только все вопросы с конкретным заемщиком, но и экономическую ситуацию, сложившуюся в регионе и отрасли, в которой он действует. В конечном итоге, кредитный инспектор принимает решение о продолжении работы с клиентом или отказе ему.

Изучение кредитоспособности заемщика.

Оценка кредитоспособности предполагает прежде всего использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности.

При анализе кредитоспособности используются различные источники информации:

) материала, полученного непосредственно от клиента;

) материала о клиенте, имеющемся в архиве банка;

) сведения, сообщенные теми, кто имел контакты с клиентом (его родственниками, друзьями, коллегами, банками и т.д.);

) учетные и другие материалы частных и государственных учреждений и агентов, либо отчеты о кредитоспособности, справочники по инвестициям и т.д. Не последнюю роль могут играть фирмы собирающие информацию о заемщиках и о том, как они раньше погашали свои долги, т.е. кредитные истории.

Существует множество различных методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку.

Помимо анализа финансового состояния самого заемщика, анализируется, также, состояние тех людей, кто проживает с ним совместно, рассчитывается совокупный доход семьи, обязательства перед другими организациями, обязательные платежи в бюджет и прочие показатели, после чего делается вывод о финансовой благонадежности клиента. Однако, финансовое благополучие, еще не залог получения кредита, помимо прочего, клиента проверяют на причастность к экономическим преступлениям, отношение к воинской повинности, стаж на текущем месте работы и пр.

Например, в частном случае, молодой человек 23 лет, отслуживший в армии, работающий комплектовщиком на текущем месте пол года, не имеющий судимости, с заработной платой в 8000, живущий с работающими родителями имеет больше шансов на получение кредита, чем, индивидуальный предприниматель средних лет, открывший бизнес 3 месяца назад и имеющий судимость за хищение.

Порядок предоставления кредита.

В зависимости от порядка предоставления потребительские ссуды коммерческих банков и специальных финансовокредитных учреждений делятся на несколько видов:

1 Банки покупают у розничных торговцев долговые обязательства покупателей, в результате чего роль кредитора от розничного торговца переходит к банку. Хотя эти обязательства розничные торговцы гарантируют, но не редко такие гарантии, как таковые, отсутствуют. Стоит лишь надеяться на обеспечение кредита, которым служат купленные в кредит товары.

2 Прямые банковские ссуды.

Заключение кредитного договора.

Кредитный договор - соглашение, по которому банк или другая кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней [1, ст.819]

Структура и форма кредитного договора.

По законодательству РФ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Структура же кредитного договора законом не регламентируется, и на практике он, как правило, имеет следующие разделы:

·   вводная часть;

·   общие положения;

·   предмет договора;

·   условия предоставления кредита;

·   условия и порядок расчетов;

·   права и обязанности сторон;

·   прочие условия;

·   юридические адреса, реквизиты и подписи сторон.

В вводной части отражаются официальные наименования сторон, указанные в свидетельствах о регистрации и выдаче лицензии. При заполнении следует обратить внимание на правильность их написания. Так же фиксируется дата и место подписания сделки.

Договор считается заключенным, когда сторонами достигнуто согласие по всем его существенными условиями.

Первое условие: предмет договора.

В нем фиксируется договоренность сторон о сумме кредита. Она определяется финансовыми потребностями и возможностями кредитора и заемщика.

Второе условие: сроки и цели кредита.

В договоре фиксируется срок сделки, который определяет временные границы пользования кредитными средствами, погашения основной суммы кредита и %.

Срок кредита наступает на следующий день после календарной даты с момента заключения договора.

По срокам представления делятся:

·   краткосрочные (до 1 года);

·   среднесрочные (от 1 до 5 лет);

·   долгосрочные (свыше 5 лет).

Сроки получения и возврата кредита по договору могут начисляться с момента:

·   заключения договора;

·   перечисления денежных средств кредитором или заемщиком;

·   поступление средств заемщику или кредитору.

В кредитном договоре должны быть четко определены даты получения и возврата кредита.

В случаях, когда срок возврата кредита договором не установлен или не определен моментом востребования, суммы кредита возвращаются заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления кредитором требований об этом.

В кредитном договоре может быть указана не одна цель, а несколько или общее направление использования кредита.

Третье условие: ставки по кредиту.

При определении ставки по кредиту надо учитывать разные факторы.

Такие как:

1) стоимость для банка привлеченных средств, депозитов и кредитов;

2) надежность заемщика и степень риска, связанного со ссудой;

3) расходы по оформлению и контролю за погашением кредита;

4) характер отношений между кредитором и заемщиком и др.

Установка ставки по кредиту является одной из наиболее трудных задач. От уровня ставки зависит, возьмет ли заемщик кредит или пойдет в другой банк. Ставка должна быть на разумном уровне.

Существует ряд моделей установления ставки - это "стоимость плюс", "надбавки", "стоимость-выгодность" и др.

Например: "ставка плюс" осуществляется путем суммирования следующих компонентов:

·   стоимость для банка привлеченных средств в целях кредитования заемщика;

·   банковские организационные расходы, в том числе заработная плата сотрудников кредитного управления, стоимость оборудования и материалов, необходимых для предоставления кредита и контроля над его погашением;

·   маржа (компенсация банку) за уровень риска невыполнения обязательств;

·   ожидаемая прибыль по каждому кредиту.

Каждый указанный компонент может быть выражен в форме годовых процентов относительно суммы кредита. Хотя недостаток этой модели, является предположение, что банк точно знает свои расходы и может установить ставку по кредиту без учета фактора конкуренции со стороны других кредиторов.

Единицей платы за услуги банка, является годовой процент, т.е. сумма, которую заемщик обязан заплатить банку за пользование кредитом в течение года. Но кредит предоставляется на разное время. По этому, на практике годовая процентная ставка делится на количество дней, месяцев, на которые предоставлен кредит. В договоре необходимо предусмотреть какое количество дней в году (360 или 365) или дней в месяце (30) будут приниматься во внимание при погашении процента за пользование кредитом.

И наконец, в заключительной части договора необходимо указать реквизиты банка - кредитора и заемщика:

·   полное наименование сторон;

·   юридический адрес;

·   почтовый адрес;

·   телефон, факс, телефакс;

·   банковские реквизиты сторон;

·   идентификационный номер налогоплательщика;

·   регистрационные реквизиты.

Погашение потребительского кредита.

В зависимости от договоренности, достигнутой с банком и вида кредита, погашение может осуществляться перечислением денежных средств на кредитный счет, вносом наличных в кассу, списанием суммы банком со счета клиента автоматически. В настоящее время, наиболее распространены две формы выплат по кредитам:

Аннуитетная - выплаты равными суммами через равные промежутки времени;

Уменьшаемый платеж - начиная с первого платежа, по кредиту, с течением времени суммы выплат уменьшаются.

Следует так же отметить такую форму кредитования, как предоставление льготного периода, или грейс-периода, преимущество данной формы для клиента состоит в том, что если в течении определенного периода времени (который каждый банк устанавливает сам) клиент возвращает банку кредитные средства, то проценты по кредиту банком не взимаются. Таким образом, клиент может безвозмездно пользоваться кредитными средствами. Выгода для банков от такого кредита состоит в возможности заинтересовать клиента большим количеством услуг, к тому же, в большинстве случаев, льготный период привязывается к кредитным картам, выпуск и обслуживание которых клиент оплачивает в любом случае.

Итак, как было указано ранее, погашение может быть осуществлено наличным и безналичным способами. Большинство банков позволяет клиентам досрочно погашать взятые кредиты, при этом, как правило, сумма процентов к выплате пересчитывается, однако, т.к. досрочное погашение не выгодно банку, в большинстве случаев, устанавливается минимальный срок досрочного погашения (например, не ранее чем через три месяца). Помимо досрочного погашения кредита, следует рассмотреть и возможность не погашения кредита заемщиком вовсе. В таких случаях, банком, согласно условиям договора, со дня, следующего за днем выплаты, начинают начисляться штрафные пени.

По окончании срока кредита, в зависимости от условий договора, кредитный счет либо закрывается автоматически, либо по заявлению клиента в письменной форме.

2. Анализ практики кредитования в "Банк24. ру" (ОАО)


2.1 Характеристика деятельности "Банка24. ру" (ОАО)


Банк24. ру - средний региональный банк, базирующийся в Екатеринбурге. Бизнес ориентирован на работу с частными лицами, малым и средним предпринимательством. Основной отличительной особенностью банка является упор на развитие высокотехнологичных продуктов и услуг, а также круглосуточное функционирование всех подразделений, за исключением головного офиса.

Банк имеет следующие лицензии:

Лицензия на осуществление деятельности по предоставлению услуг в области шифрования информации (Номер: 245 У; Дата: 23.11.2009; Срок действия: 23 ноября 2014 г)

Лицензия на осуществление деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств (Номер: 244 Х; Дата: 23.11.2009; Срок действия: 23 ноября 2014 г)

Лицензия на осуществление деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств (Номер: 243 Р; Дата: 23.11.2009; Срок действия: 23.11.2014)

Лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (Номер: ВП-54-001 604; Дата: 29.05.2009; Срок действия: 29.05.2014)

Лицензии на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте юридических и физических лиц (Номер: 2227; Дата: 29.10.2003)

Юридический адрес Банка: 620144, Екатеринбург, ул. Куйбышева, 12, Российская Федерация.

Сегодня у Банка 20 точек обслуживания, 18 из которых предоставляют финансовые услуги круглосуточно. 11 офисов расположены в Екатеринбурге, другие расположены в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Нижний Тагил, Новосибирск, Иркутск и Красноярск.

Органами управления банком являются: общее собрание акционеров, Совет директор банка, единоличный исполнительный орган - Председатель Правления, коллегиальный исполнительный орган - Правление. Структура банка представлена в приложениях А и Б.

Топ-менеджерами Банка24. ру являются известные в деловых кругах области профессионалы банковского бизнеса.

Председатель Правления Банка - Лапшин Сергей Геннадьевич. В банковском бизнесе 19 лет, прошел карьерный путь от экономиста отдела ценных бумаг (Уральский банк реконструкции и развития) до Председателя Совета директоров и Председателя Правления "Банк24. ру" (ОАО).

Имя "Банк24. ру" служит точным отражением конкурентных преимуществ. "24" в названии отражает время обслуживания клиентов - 24 часа в сутки.". ру" показывает, что название является адресом в сети Интернет (www.bank24.ru). Имя Банка раскрывает его Миссию: "Банк24. ру - круглосуточный банк для деловых людей".

Главная стратегия развития - создание автоматизированного банка, осуществляющего круглосуточное обслуживание клиентов.

Основные принципы работы:

. Работа 24 часа 7 дней в неделю

. Экономия времени клиентов

. Обслуживание клиента в любой точке земного шара через систему Интернет-банка

. Предоставление только качественных услуг

. Финансовая гарантия качества услуг

Банк24. ру - участник специальной государственной программы создания системы обязательного страхования банковских вкладов населения. Ее основная задача - защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории РФ.24 февраля 2005 года "Банк24. ру" (ОАО) был включен в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов под номером 716.

В апреле 2008 года Банк24. ру так же стал первым в России Банком, который сертифицировал комплекс услуг расчетного обслуживания клиентов через Интернет по международному стандарту информационной безопасности ISO 27001: 2005.

Банк создан в декабре 1992 года в Екатеринбурге под именем "Уралконтактбанк". До 2003 года Уралконтактбанк представлял собой небольшое кредитное учреждение, в основном обслуживающее собственных акционеров. После смены собственников в 2003 году получил современное наименование - Банк24. ру.

"Банк24. ру" (ОАО) в 2008 году был ориентирован в основном на обслуживание реального сектора экономики. Данный факт обусловил чувствительность банка к негативным процессам, происходящим в экономике, ставших следствием мирового финансового кризиса. Причинами, послужившими возникновению финансовых затруднений банка, являются:

неблагоприятная конъюнктура на мировых финансовых рынках (кризис ликвидности и банкротство ряда крупнейших американских и европейских банков);

отсутствие должного уровня ликвидности в банковском и финансовом секторе, резкое сокращение ликвидности на рынке ценных бумаг;

фактическое замораживание рынка межбанковского кредитования;

повышение волатильности валютного рынка и рынка ценных бумаг.

Все эти обстоятельства привели к оттоку денежных средств вкладчиков из банка.

В период с 17.09.2008 по 30.09.2008 был зафиксирован отток средств физических лиц на сумму 482,7 миллионов рублей, в том числе срочных вкладов 313,8 миллионов рублей. В начале октября отток средств физических лиц значительно усилился: только в период с 01.10.2008 по 08.10.2008 было закрыто и расторгнуто досрочно срочных вкладов физических лиц на сумму 112,9 миллионов рублей. Для стабилизации ситуации были предприняты меры по стимулированию притока денежных средств физических лиц (увеличение процентных ставок), а также были введены ограничения на снятия и досрочные расторжения. Тем не менее, предпринятые меры оказались недостаточными в условиях резкого сокращения входящего потока денежных средств. Ограничения по торгам на фондовом рынке не позволили провести полную реализацию портфеля корпоративных облигаций. Кроме того, произошло сокращение объемов межбанковского кредитования, используемых для регулирования мгновенной ликвидности.

В конце сентября и начале октября среди клиентов банка стали распространяться слухи о финансовых проблемах банка. Была проведена массовая рассылка по sms и icq с информацией о неплатежеспособности и скором банкротстве банка. На интернет-форумах усиливалось активное обсуждение ситуации в банке. Данная информация перепечатывалась в Интернет СМИ без проверки подлинности, тем самым, провоцируя массовую панику среди клиентов и контрагентов банка и вызывая отток средств вкладчиков. Все меры предпринимаемые банком на снижение напряженности и стабилизацию ситуации вызывали резкую ответную реакцию, с появлением новых слухов и возможных дат банкротства.

Банк24. ру был вынужден приостановить платежи и обратиться в ЦБ РФ и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) с просьбой оказать финансовую поддержку в восстановлении нормальной деятельности.

Санировать банк доверили Пробизнесбанку, который на сегодняшний день контролирует 99,887% его акций, приобретенных в начале 2009 года. Сейчас Банк24. ру входит в состав финансовой группы "Лайф".

В связи со значительным оттоком вкладчиков, спровоцированным целенаправленной массовой информационной атакой в 2008 году, произошел спад по основным направлениям деятельности всей банковской сферы, что в полной мере коснулось и "Банк24. ру" (ОАО). В связи с этим, 2009 год стал годом восстановления клиентской базы и репутации банка.

Основные акценты в продвижении в 2009 году были сделаны на:

.        Стратегии low cost: приток новых клиентов был сформирован за счет низких тарифов, высокой скорости платежей, самого длинного операционного дня. В конце 2009 года "Банк24. ру" (ОАО) предложил клиентам удобные тарифные планы для различных категорий бизнеса.

2.       Системе удержания клиентов. В 2009 году особое внимание со стороны "Банк24. ру" (ОАО) было уделено вкладам физических лиц. В начале года действовала достаточно широкая линейка вкладов, но, в связи со сложной экономической ситуацией пришлось переработать линейку вкладов, к которой дополнительно ввести новый вид - вклад "Срочный". Это было своеобразное ноу-хау на рынке банковских услуг. Основной принцип работы данного вида вклада заключается в том, что клиент сам выбирает срок размещения средств. Результатом слаженной работы сотрудников "Банк24. ру" (ОАО) на конец 2009 года объемы вкладов физических лиц достигли докризисного уровня.

.        Линейке антикризисных продуктов. В 2009 году просматривается определенная настороженность рынка кредитования. Многие кредитные программы были приостановлены, что явилось некой реакцией на поведение рынка кредитования в частности, и экономики страны в целом Население региона достаточно остро отреагировало на кризисные проявления конца 2008 года и начало 2009 года, что характеризуется "замиранием" рынка кредитования. Но, тем не менее, уже ко 2-ому кварталу 2009 года "Банк24. ру" (ОАО) в полном объеме восстановил все кредитные программы, а также предложил целый ряд новых.

Основной акцент в работе был сделан на сохранение доли рынка по основным продуктам: вкладам физических лиц, кредитам, картам, а также на восстановление положительного имиджа банка в бизнес-сообществе.

К концу года в полной мере удалось восстановить клиентскую базу, даже несколько увеличить ее. Например, рост базы корпоративных клиентов составил 37% по сравнению с аналогичным показателем на 2008 год. На 01.01.2010г. количество расчетных счетов составило 21 329 шт. На эту же дату 2011 года - примерно 30 000.

год становится поворотным моментом в деятельности финансовой организации - меняются ориентиры, появляются предпочтительные виды деятельности. Так все больше банк старается уйти от понятия универсальности. "Банк24. ру" начинает позиционировать себя именно как высокотехнологичный банк, оказывающий по большей части именно расчетные услуги. В 2011 это направление усиливается, что подтверждается увеличением количества дистанционных услуг, а также увеличением комиссий за обслуживание клиентов в офисе относительно стоимости операций в Интернет-банке.

Банковские услуги ОАО "Банк24. ру" можно разделить на услуги, предоставляемые частным клиентам и услуги, предоставляемые корпоративному сектору.

) Услуги для юридических лиц:

·   открытие и ведение расчетных, текущих счетов (в валюте РФ и иностранной валюте);

·   осуществление безналичных расчетов по России в валюте РФ и иностранной валюте в страны дальнего и ближнего зарубежья;

·   управление счетом посредством системы удаленного доступа "Интернетбанк" и "Интерентбанк2";

·   организация выдачи заработной платы сотрудникам предприятий через банковские карты международной платежной системы VISA International;

·   кассовое обслуживание;

·   предоставления кредитов;

·   расчеты с использованием аккредитивов по сделкам на территории РФ;

·   гарантии,

·   прием документов на инкассо;

·   корпоративные пластиковые карты;

·   предоставление в аренду банковских сейфов.

·   международные расчеты по системе SWIFT;

·   осуществление функций агента валютного контроля.

2) Услуги для частных лиц:

выпуск и обслуживание банковских карт платежной системы VISA International;

управление личным счетом по системе Интернетбанк, SMS - банкинг, iPhone-Банкинг;

зарплатные карточные проекты;

·   осуществление безналичных переводов в валюте РФ на территории Российской Федерации и иностранной валюте в страны дальнего и ближнего зарубежья;

·   переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов в рублях и иностранной валюте по системам "Migom", " Western-Union";

·   привлечение денежных средств во вклады в валюте РФ и иностранной валюте;

·   потребительское кредитование, в том числе с использованием банковских карт;

·   осуществление валютно-обменных операций.

Огромное внимание "Банк24. ру" уделяет безопасности обслуживания и использования системы Интернет-банка. Как для физических, так и для юридических лиц степень защиты постоянно повышается, благодаря постоянным разработкам специалистов банка. Так для физических лиц - это карточки доступа и одноразовых ключей, которыми клиент подтверждает каждое действие в процессе управления счетами. Ключи запрашиваются системой защиты в случайном порядке, что еще больше повышает надежность предоставляемой услуги. Для корпоративных клиентов главной защитой работы с системой дистанционного обслуживания является создание ключей на токене - это аппаратное USB-устройство, позволяющее хранить до 64 ключей электронно-цифровой подписи. Но специалисты банка на этом не останавливаются и разрабатывают новые меры обеспечения безопасности. Например, 01 марта 2011 года была введена система, которая позволяет клиенту воспользоваться Интернет-банком только после ввода кода, который приходит через смс.

Рассмотрим экономическое положение банка на основе методики, предложенной в Указании ЦБ РФ от 30 апреля 2008 года № 2005-У.

Данная методика позволяет оценить капитал, активы, уровень доходности, ликвидности банка, а также качество управления и прозрачность структуры собственности банка, выявить недостатки и проблемы в организации банковского менеджмента.

Оценка капитала производится по результатам показателей достаточности собственных средств, общей достаточности капитала и оценки качества капитала банка.

Оценка активов банка определяется по результатам оценок показателей качества ссуд, риска потерь, доли просроченных ссуд, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, концентрации крупных кредитных рисков.

Оценка доходности определяется по результатам оценок показателей прибыльности активов, капитала, структуры расходов, чистой процентной маржи и чистого спреда от кредитных операций.

Ликвидность оценивается по показателям общей краткосрочной ликвидности, мгновенной ликвидности, текущей ликвидности, структуры привлеченных средств, зависимости от межбанковского рынка, риска собственных вексельных обязательств, небанковских ссуд.

Оценка качества управления банка осуществляется по результатам показателей системы управления рисками, состояния внутреннего контроля и управления стратегическим риском.

Прозрачность структуры собственности банка определяется по результатам оценок показателей достаточности объема раскрываемой информации о структуре собственности банка, доступности информации о лицах, оказывающих существенное влияние на решения органов управления банка, и значительности влияния на управление банком резидентов оффшорных зон.

Оценка всех показателей была также произведена на основании официальной отчетности ОАО "Банк24. ру" за период с 2008 по 2010 года, а также на основании данных, полученных в процессе бесед и опросов сотрудников ОАО "Банк24. ру".

Таблица 2 - Оценка деятельности ОАО "Банк24. ру" 2008-2010 гг.


Состояние показателя в оцениваемом периоде


2008

2009

2010

Группа показателей оценки




Капитал

Удовлетворительное

Неудовлетворительное

Удовлетворительное

Активы

Удовлетворительное

Удовлетворительная

Удовлетворительное

Доходность

Сомнительное

Сомнительное

Удовлетворительное

Ликвидность

Удовлетворительное

Удовлетворительное

Хорошее

Качество управления

Удовлетворительное

Удовлетворительное

Удовлетворительное

Прозрачность структуры собственности

Достаточно прозрачная

Достаточно прозрачная

Достаточно прозрачная


Таким образом, можно сказать, что в 2008 году ОАО "Банк24. ру" на основании системы оценки финансового состояния кредитных организаций Банком России относится к третьей группе банков, где имеются недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов. Основанием для отнесения к этой группе является оценка доходности как "сомнительное". Кроме этого, остальные показатели также носят "удовлетворительное" состояние.

В 2009 году состояние значительно усугубляется. Состояние капитала оценивается уже как "неудовлетворительное", что является самой низкой оценкой по данной методике. Помимо этого уровень доходности банка в целом носит сомнительный характер, что также не дает банку переместиться в более высокую группу банков по методике ЦБ РФ. В данном периоде банк относится к четвертой группе банков, нарушения деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров банка. Основанием для внесения в эту группу для "Банка24. ру" становятся неудовлетворительная оценка капитала и сомнительное состояние доходности организации. Предотвратить процедуру банкротства в этом случае данному финансовому институту помогает процедура санации, начатая в начале 2009 года.

В 2010 году уже в значительной мере заметны улучшения в состоянии банка и в результатах его деятельности. Все показатели оцениваются как "удовлетворительные", а структура собственности, в свою очередь, признается достаточно прозрачной. Все это в целом позволяет отнести ОАО "Банк24. ру" по результатам 2010 года уже ко второй группе банков по Указанию ЦБ РФ № 2005-У. Это говорит о том, что в деятельности банка не выявлены текущие трудности, но присутствуют недостатки, способствующие в случае их неустранения к возникновению проблем в течение 12 месяцев.

Далее автором были рассмотрена динамика показателей, на основании которых производились расчеты для определения общего финансового положения ОАО "Банк24. ру".

В таблице произведен анализ финансового состояния банка, составленный автором на основе данных отчетности банка, представленных в приложении.

Таблица 3 - Основные показатели деятельности ОАО "Банк24. ру"

Показатели

2008 г. тыс. р.

2009 г. тыс. р.

Отклонение, тыс. руб. 2009/2008

Темп роста, % 2009/2008, %

2010 г. тыс. р.

Отклонение, тыс. руб. 2010/2009

Темп роста, % 2010/2009, %

Активы нетто

9310180

10713845

1403665

115,08

8752891

-1960954

81,69

в т. ч. кредитный портфель (без межбанкоских кредитов)

3180962

3414244

233282

107,33

1870932

-1543312

54,79

Привлеченные средства (Пассивы)

8403869

10014838

1610969

119,17

7930680

-2084158

79, 19

в т. ч. средства физических лиц

3784797

4398274

 613477

116,21

3154900

-1243374

71,73

Средства некредитных организаций

4485286

5993107

1507821

133,62

6927999

934892

115,59

Собственные средства

699007

-207304

77,13

822211

123204

117,63

Прибыль до налогообложения

42723

-160454

-203177

-375,57

169360

329814

205,56

Чистая прибыль

-10800

-185382

-174582

-1716,5

122956

308338

 250,77


По проведенному анализу основных финансовых показателей деятельности банка в таблице 3 можно сделать следующий вывод:

год стал достаточно сложным для работы банка в целом, т.к. в этот период все основные показатели значительно упали по сравнению с данными 2008 года. Но в 2010 году организации удалось достигнуть положительной динамики развития практически по всем направлениям.

Прибыль до налогообложения в 2009 г. снизилась на 160 454 тыс. руб., или на 275,57%, что является явным показателем тяжелого финансового положения, приведшего к санации банка. Так же в 2009 году наблюдается падение и чистой прибыли банка на внушительную сумму в 174 582 тыс. руб. В 2010 же году, благодаря грамотному управлению и эффективным программам оздоровления, прибыль до налогообложения возрастает уже на 105,56%. Показатели чистой прибыли также увеличиваются на 308 338 тыс. руб.

Собственные средства банка в 2009 году уменьшаются по сравнению с прошлым периодом на 22,87%, что также является отражением происходящих в этот период событий. В 2010 году "Банк24. ру" еще не достигает показателей начального периода, но имеет рост стоимости основных средств в размере 17%.

Активы банка в 2009 г. увеличились на 15,08%, при этом объем кредитного портфеля увеличился на 7,33 % за счет активного кредитования физических и юридических лиц на условиях новых "антикризисных" программ. В 2010 году наблюдается значительное снижение суммы активов на 1 960 954 тыс. руб., в том числе снижается и объем ссудной задолженности на 45,21%. Это связано с изменениями в кредитной политике - в нескольких регионах своего присутствия банк убирает большее число кредитных программ как для физических, так и для юридических лиц, делая больший акцент только на расчетно-кассовом обслуживании.

В 2009 году совокупный объем привлеченных средств вырос на 19,17%, за счет роста депозитов физических лиц на 16,21%. В 2010 году уже наблюдается значительное снижение суммы пассивов банка на 1 243 374 тыс. руб. или примерно на 20% относительно предыдущего года. Сумма вкладов физических лиц снижается практически на 30%. Стремясь к увеличению размеров ресурсной базы, банк предлагал широкий спектр депозитов и вкладов на привлекательных для клиентов условиях в 2009 году. В результате удалось не только сохранить объем привлеченных вкладов населения, но и значительно его увеличить. В 2010 году происходят значительные изменения в политике банка, в результате снижаются и ставки по вкладам и депозитам.

Одним из важнейших компонентов системы оценки финансового состояния банка является также анализ достаточности собственных средств (капитала).

Норматив достаточности собственных средств (капитала) регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине капитала банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив Н1 определяется как отношение капитала банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1 устанавливается в зависимости от размера собственных средств банка:

для банков с размером капитала не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро - 10%

для банков с размером капитала менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро - 11%.

Таблица 4 - Анализ достаточности капитала ОАО "Банк24. ру" 2008-2010 г.

Наименование статей

01.01.09 %

01.01.10 %

На 1.01.11 %

Фактическое значение достаточности собственных средств (капитала) (%)

12,6

6

13,4

Нормативное значение достаточности собственных средств (капитала) (%)

10,0

10,0

10,0


Как видно в таблице 4, за весь рассматриваемый период достаточность капитала банка находится на очень низком уровне. В 2008 и 2010 практически близки к нормативному значению, но все же превышают его. В 2009 норматив не соблюдается, коэффициент достаточности ниже требуемого значения на 4% или же, в удельном соотношении, норматив достаточности выполняется лишь на 60%. Такие показатели создавали реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов банка.

Таблица 5 - Состав, структура и динамика пассивов.

Пассивы

На 1.01.09

На 1.01.10

Темп роста,

Абс. Изм.

На 1.01.11

Абс. Изм.

Темп роста


Объем в тыс. руб.

Удел. вес %

Объем в тыс. руб.

Удел. Вес %

%

Тыс. руб.

Объем, тыс. руб.

Удел. Вес %

Тыс. руб.

%

Всего пассивов, в т. ч.

9310180

100

10713845

100

115,1

1403665

8752891

100

-1960954

81,7

Средства кредитных организаций

3708908

39,84

3684557

34,4

99,3

-24351

854594

9,8

-2829963

23, 19

Средства юридических лиц

700489

7,52

1594833

14,9

227,7

894344

3773099

43,1

2178266

236,6

Средства физических лиц

3784797

40,65

4398274

41,1

116,2

613477

3154900

36

-1243374

71,7

Выпущенные собственные векселя

130409

1,4

36649

0,3

28,1

-93760

52160

0,6

15511

142,3

Собственные средства банка

906311

9,73

699007

6,5

77,1

-207304

822211

9,4

123204

117,6

Прочие пассивы

79266

0,85

300525

2,8

379,1

221259

95927

1,1

-204598

31,9


Как видно из таблицы 5 только в 2009 году происходит увеличение общей суммы пассивов.

В течение всего рассматриваемого периода Банк активно привлекает средства юридических лиц. В 2009 по сравнению с 2008 годом средства юридическим лиц выросли на 127,7%. По состоянию на 1.01.11 они увеличились еще на 2178266 тыс. руб. и составили 3773099 тыс. руб. Такой результат дала активная позиция банка по привлечению новых корпоративных клиентов путем открытия новых структурных подразделений, а также привлечение клиентов через агентов по открытию счетов.

Собственные средства в 2010 составили 822211 тыс. руб. на 1.01.11, что значительно превышает показатель прошлого года (1.01.10 - 699007 тыс. руб.), но, к сожалению, еще не достигли уровня 2008 года.

Удельный вес привлеченных межбанковских денежных средств в составе пассивов банка уменьшается на протяжении 3-х лет, также уменьшается и непосредственно сумма средств кредитных организаций - с 3708908 тыс. руб. в 2008 году до 854594 тыс. руб. в 2010.

Срочные обязательства также формируются за счет большого удельного веса привлеченных средств физических лиц.

Далее автором будет рассмотрена структура доходов и расходов коммерческого банка.

Таблица 6 - Структура доходов за 2008-2010 годы.

Доходы

1.01.09 тыс. р.

Уд. вес. %

1.01.10 тыс. р.

Удел. вес.

Отклонение, тыс. р.

Темп роста, %

1.01.11 тыс. р.

Удел. вес, %

Отклонение, тыс. р.

Темп роста, %

Процентные доходы

1055409

62,0

859643

60,9

-195766

81,5

980391

60,0

120748

114,0

Комиссионные доходы

610769

35,9

535523

37,9

-75246

87,7

638204

39,1

102681

119,2

Прочие операционные доходы

35387

2,1

17435

1,2

17952

49,3

14546

0,9

-2889

83,4

Всего доходов

1701565

100

1412601

100

-288964

83,0

1633141

100

220540

115,6


За исследуемый период в структуре доходов коммерческого банка произошли значительные изменения. В 2009 году по сравнению с предыдущим годом доходы банка снизились на 17% и составили 1412601 тыс. руб. На 1.01.11 года прирост доходов составил 15,6 %. Наибольшую часть доходов ОАО "Банк24. ру" получает за счет процентных доходов. В 2009 году по сравнению с 2008 годом они упали на 18,9%. Но уже 1.01.11 процентные доходы увеличились на 14% по сравнению с предыдущим периодом и даже превосходят результаты и первого года периода. Меньше всего поступило денежных средств от прочей операционной деятельности. За весь рассматриваемый период удельный вес этой статьи доходов колеблется от 0,9 до 2,1%. Изменение суммы комиссионных доходов имеет положительную динамику, и, по мнению автора, во многом это происходит за счет увеличения числа привлеченных средств корпоративных клиентов, а именно за счет комиссий, взимаемых за их обслуживание.

Структура расходов представлена автором в таблице 7 на основании приложения В.

Таблица 7 - Структура расходов за 2008-2010 г.

Расходы

1.01.09 тыс. р.

Удел. вес. %

1.01.10 тыс. р.

Удел. вес. %

Откл, тыс. р.

Темп роста %

1.01.11 тыс. р.

Удел. вес, %

Откл. тыс. р.

Темп роста, %

Процентные расходы

724117

49,8

590119

44,8

-133998

81,5

598164

45,8

8045

101,4

Комиссионные расходы

39195

2,7

38822

2,9

-373

99,0

53885

4,1

15063

138,8

операционные расходы

689455

47,5

688321

52,3

-1134

99,8

655105

50,1

-33216

95,2

Всего расходов

1452767

100

1317262

100

-135505

90,7

1307154

100

-10108

99,2


Так из таблицы 7 видно, что примерно равные доли составляют операционные и процентные расходы. Однако в 2008 году все же больший удельный вес имели именно процентные доходы, эта тенденция изменилась в 2009 и 2010 годах, где преобладали именно операционные расходы. Меньше всего банк затратил средств на комиссионные расходы. На 1.01.09 года они составили 2,7% от общей суммы расходов. Следует также заметить, что на протяжении всего 3-летнего периода банк сокращает общую сумму расходов - за 2009 они снижаются практически на 105% от уровня предыдущего года, в 2010 падение суммы расходов не так заметно, но также присутствует в размере 0,8%.

Анализ структуры процентных расходов и доходов представлен в таблице 8.

Таблица 8 - Структура процентных расходов и доходов за 2007-2009 годы

Процентные доходы и расходы

2008 г. Тыс. р.

Уд. вес, %

2009 г. Тыс. р.

Уд. вес, %

Отклонение, тыс. руб. 2009/ 2008

Темп роста, %

2010 г. Тыс. р.

Уд. вес, %

Отклонение, тыс. руб. 2010/ 2009

Темп роста, %

Процентные доходы всего, в том числе:

1055409

100

859643

100

804234

81,5

980391

100

120748

114,0

По средствам в финансовых учреждениях

40014

3,8

170110

19,8

130096

425,1

230099

23,5

59989

135,3

По кредитам клиентам

859628

81,4

653930

76,1

-205698

76,1

710518

72,5

56588

108,7

По долговым ценным бумагам

155767

17,8

35603

4,1

-120164

22,9

39774

4,1

4171

111,7

Процентные расходы всего, в том числе:

724117

100

590119

100

-133998

81,5

598164

100

8045

101,4

По средствам финансовых учреждений

64708

8,9

71

0,01

-64637

0,1

18803

3,1

18732

26483,1

По депозитам клиентов

649756

89,7

586160

99,29

-63596

90,2

96,8

-7311

98,8

По выпущенным ценным бумагам

9653

1,3

3888

0,7

-5765

40,3

512

0,01

-3376

13,2

Сальдо доходов и расходов

331292

-

269524

-

-61768

81,4

382227

-

112703

141,8


Так из таблицы 8 видно, что в 2009 году по сравнению с предыдущим процентные доходы снизились практически на 20%, но уже за 2010 год банк достигает значительного роста по этой статье доходов и еще не достигает значения 2008 года, но близок к этому. Процентные доходы формируются в основном за счет выданных кредитов на протяжении всего периода, однако доля доходов от выдачи кредитов клиентам значительно понижается от 2008 года (81,4%) до 2010 (72,5%).

По процентным расходам банк больше всего средств тратит на проценты по депозитам клиентов, но за исследуемый период отмечается тенденция к снижению данных расходов. Это связано с постепенным понижением процентных ставок по депозитам и вкладам клиентов. Так в 2008 году ставка по депозитам физ. лиц в среднем в ОАО "Банк24. ру" достигала 13-14% годовых, то на середину 2010 года не превышала 8%, а к 01.01.2011 достигла минимального значения в 3%.

Сальдо доходов и расходов заметно снижается в 2009 году - самом трудном периоде для деятельности данной организации, в начале процесса финансового оздоровления. По сравнению с 2008 годом падение достигает 18,6% (или 61768 тыс. руб.). Но в 2010 году банк добивается значительного роста данного показателя и даже опережает уровень начального периода - колоссальный рост на 41,8% к 2009 году.

В 2011 году ОАО "Банк24. ру" еще больше усилил рост показателей доходности и капитала, на основании чего Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщил о завершении с 5 мая 2011 года мероприятий по финансовому оздоровлению "Банк24. ру", проводимых государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" совместно с инвестором - ОАО АКБ "Пробизнесбанк".

Агентством представлен в Банк России Отчет о завершении проведения мер по предупреждению банкротства Банка, согласно которому все предусмотренные планом мероприятия выполнены. В результате Банк стабилизировал свою деятельность, достигнуто бесперебойное проведение расчетов по счетам корпоративных и частных клиентов, исполнение обязательств Банка и выполнение всех пруденциальных норм деятельности. Предпринятые меры позволили устранить причины возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства Банка и завершить проведение указанных мер.

 

2.2 Характеристика кредитного портфеля "Банка24. ру" (ОАО) за 2005-2007гг


Совершение операций по кредитованию юридических и физических лиц, а также кредитных организаций является основной классической деятельностью любого банка. Поэтому руководство "Банка24. ру" формирует его кредитный портфель за счет кредитов, предоставляемых населению, индивидуальным предпринимателям, организациям, а также другим коммерческим банкам.

В данном параграфе будет рассмотрен весь кредитный портфель "Банка24. ру": основные его составляющие кредиты, выданные банком, структура кредитного портфеля, а также динамика показателей выданных кредитов.

Целями кредитной политика Банка является:

.        Обеспечение высоких стандартов кредитования.

2.       Получение максимальных доходов от кредитных операций при сохранении высокой надежности и ликвидности кредитного портфеля.

.        Формирование круга надежных клиентов путем максимального удовлетворения потребностей клиентов в заемных средствах при самом широком выборе форм и способов предоставления ссуд.

.        Повышение профессионального уровня сотрудников банка, ответственных за кредитный процесс.

.        Адаптация кредитного процесса в банке к изменяющимся условиям на кредитных рынках региона.

Формирование и реализация кредитной политики Банка осуществляется с учетом стратегических задач на текущий год, определения его рыночной позиции на рынках осуществления деятельности, профессионального уровня персонала, технологической базы, ресурсной базы Банка на основе следующих принципов:

.        обеспечение планового объема вложений при поддержании оптимальной структуры кредитного портфеля по типам заемщиков, видам ссуд, срокам кредитования, секторам экономики;

2.       обеспечение максимально возможного уровня доходности;

.        обеспечение минимального уровня проблемной задолженности;

.        контроль исполнения кредитной политики на регулярной основе и пересмотр политики в зависимости от финансовых результатов деятельности Банка, изменений в экономике и пр.

.        предоставление ссуд на коммерческих условиях, в том числе связанным с Банком лицам;

.        предоставление ссуд при соблюдении одновременно следующих требований:

-   целевое использование ссуды четко определено и соответствует требованиям Банка,

-   источники погашения ссуды определены и они не вызывают сомнений у Банка;

-   предоставлено обеспечение достаточного количества и качества, удовлетворяющее требованиям нормативных документов Банка;

-   осуществление мониторинга выданных ссуд и предоставленного обеспечения на постоянной основе;

-   осуществление мониторинга состояния кредитного портфеля, в том числе достаточности созданных резервов, на регулярной основе.

7.       ограничение операций по предоставлению нежелательных ссуд (предоставленных на: спекулятивные цели, на цели, не связанные с деятельностью заемщика, на финансирование проектов с длительными сроками окупаемости; льготных ссуд).

Классифицировать все выдаваемые "Банком24. ру" кредиты можно по следующим признакам (см. табл.9):

Таблица 9 - Классификация кредитов в Банке24. ру в 2008-2010 г. г. [16, с.12]

Характеристика ссуды

Максимальная доля в кредитном портфеле

По типам заемщиков

юридические лица

49%

индивидуальные предприниматели (ИП)

16%

физические лица

27%

Кредитные организации

8%



По срокам предоставления ссуд

Краткосрочные (до 12 месяцев)

40%

Среднесрочные (от 1 до 3 лет)

40%

Долгосрочные (свыше 3 лет)

45%


Доля просроченной задолженности

По кредитам, выданным юридическим лицам

0,2%

По кредитам, выданным индивидуальным предпринимателям

0,1%

По кредитам, выданным физическим лицам

1,5%



По отраслевой принадлежности заемщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)

Максимальная доля в кредитном портфеле юр. лиц и ИП

Отрасль

Не более

Обрабатывающие производства

30%

Строительство

25%

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

 50%

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

20%

Прочие виды деятельности

30%


С целью диверсификации риска кредитных вложений и увеличения объема кредитного портфеля Банк намерен предоставлять кредиты юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, уровень кредитоспособности которых соответствует требованиям банка [16].

Состав и структуру кредитного портфеля "Банка24. ру" можно представить в виде следующей диаграммы (см. рис.4).

Рисунок 2 - Структура кредитного портфеля "Банка24. ру" в 2008-2010 г. г.

Из данного рисунка видно, что основную долю в кредитном портфеле банка занимают кредиты, предоставленные юридическим лицам (49%). Это связано с тем, что банк активно привлекает корпоративных клиентов, открывает счета юридическим лицам, предоставляет им расчетно-касссовое обслуживание, а также кредитует предприятия. Суммы, на которые банк кредитует юр. лица достаточно велики по сравнению с потребительскими кредитами.

Второе место в кредитном портфеле банка принадлежит кредитам населению. Потребительские кредиты составляют 27% от всех выданных кредитов банка. Объем кредитов, выданных индивидуальным предпринимателям невелик - их доля составляет 16%.

Незначительную часть в кредитном портфеле занимают кредиты, предоставленные другим банкам. Это связано с тем, что "Банк24. ру" кредитует в основном банки с устойчивым финансовым положением, которые не зависят от привлеченных источников денежных средств.

Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на индивидуальной основе. Кредитование заемщиков в сегментах крупного и среднего бизнеса регионального уровня является основой формирования кредитного портфеля Банка. Учитывая благоприятную экономическую конъюнктуру Уральского региона, наращивание объемов производства и потребления товаров и услуг, ссуды, предоставляемые данной категории заемщиков, характеризуются наименьшим уровнем кредитного риска, позволяют Банку с минимальными операционными расходами обеспечить стабильный уровень доходности размещаемых ресурсов.

Банк считает приоритетными при кредитовании предприятия следующих отраслей:

.        Торговля и сфера услуг,

2.       Строительство (в том числе жилищное),

.        Услуги финансовой аренды (лизинга),

.        Деятельность на рынке недвижимости, в том числе сдача собственного недвижимого имущества в аренду,

.        Промышленность (в том числе машиностроение, производство строительных материалов, пищевая и перерабатывающая промышленность, химическая промышленность, цветная и черная металлургия, энергетика)

Приведенный перечень не является исчерпывающим по приоритетности и может изменяться в соответствии с изменением рынка кредитных вложений при условии соблюдения установленных Советом директоров лимитов и показателей доходности.

Приоритетными заемщиками в рамках указанной отраслевой принадлежности являются юридические лица и предприниматели, находящиеся на рассчетно-кассовом обслуживании в Банке, имеющие стабильные и регулярные поступления выручки от реализации товаров и услуг, устойчивое финансовое положение, положительную кредитную историю, не имеющие просроченной задолженности по расчетам с бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами, сотрудниками.

Как правило, ссуды предоставляются на следующие цели:

1.       расширение и реконструкция действующих производств, приобретение средств производства и оборудования, строительство зданий и сооружений (инвестиционные кредиты),

2.       на осуществление операций с недвижимостью (инвестиционные кредиты),

.        оплата импортируемого оборудования, комплектующих и продукции, таможенных платежей,

.        приобретение имущества с целью дальнейшей передачи его в финансовую аренду (лизинг),

.        на текущую деятельность: закуп сырья и материальных ценностей, выплата заработной платы, расчеты с бюджетом и кредиторами.

Определяющими факторами при принятии решения о предоставлении ссуды будут оставаться эффективность бизнеса заемщика, наличие рынка сбыта выпускаемой им продукции, рентабельность финансируемого проекта, а также поддержание стабильных оборотов заемщика по счетам в Банке.

Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках стандартных программ кредитования малого бизнеса.

Банк оценивает региональный рынок кредитования малого бизнеса как перспективное направление развития. Данный сектор общественного производства обладает значительным потенциалом для динамичного развития, экономического и социального прогресса, при этом имеет существенную неудовлетворенную потребность в привлечении внешних источников финансирования.

В 2011 году Банк намерен увеличивать объем кредитования малого бизнеса в целях увеличения размера и доходности кредитного портфеля, диверсификации кредитного риска за счет большого числа заемщиков при относительно небольшой средней величине ссуды, расширения клиентской базы, повышения капитализации.

Банк учитывает присущие данному сегменту повышенные риски кредитования (в том числе низкое качество финансовой отчетности и проработки бизнес-планов, отсутствие кредитной истории, незначительность собственного капитала заемщика и пр.), а также высокие операционные расходы при кредитовании данной категории заемщиков. В целях компенсации указанных рисков Банк определяет стандартные условия предоставления таких ссуд: ограничение максимального размера ссуды, наличие графика ежемесячного погашения основного долга по ссуде, повышенные процентные ставки.

Приоритетными заемщиками являются юридические лица и предприниматели, находящиеся на рассчетно-кассовом обслуживании в Банке, имеющие стабильные и регулярные поступления выручки от реализации товаров и услуг, устойчивое финансовое положение, положительную кредитную историю, не имеющие просроченной задолженности по расчетам с бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами, сотрудниками.

Ссуды предоставляются, как правило, на следующие цели: приобретение основных средств, коммерческой недвижимости, осуществление капитальных вложений, приобретение автотранспорта и спецтехники, закуп сырья и материальных ценностей, выплата заработной платы, расчеты с бюджетом и кредиторами.

Для снижения рисков и динамичного наращивания объемов кредитования данной категории заемщиков банк планирует дальнейшее совершенствование системы прогнозирования и управления рисками на основе упрощенных методов оценки заемщика и использования информационной базы кредитных бюро.

Межбанковское кредитование.

Межбанковское кредитование является важным направлением вложения временно свободных денежных средств Банка.

Политика Банка в области межбанковского кредитования основывается на работе с банками по всей территории России, в состав которых входят как ведущие российские банки, так и средние и мелкие банки регионального значения.

Приоритетными заемщиками являются банки, имеющие положительную кредитную историю, то есть получавшие ранее межбанковские кредиты и обеспечивающие их своевременное обслуживание, включая уплату процентов и погашение основного долга.

Приоритетным сроком размещения денежных средств на межбанковском рынке (в виде размещенных кредитов и депозитов) является срок до 30 дней.

Похожие работы на - Потребительское кредитование: разновидности, современная практика организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!