Соотношение права и политики, их взаимосвязь и взаимодействие

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,58 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Соотношение права и политики, их взаимосвязь и взаимодействие















Соотношение права и политики, их взаимосвязь и взаимодействие

политика право социальный общество


Введение

На соотношение права и политики сегодня существует две точки зрения. Первая состоит в том, что право, прежде всего, доминирует над политикой, такое понимание сложилось ещё в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства правами человека. Правовые нормы как бы сдерживают и обуздывают политическую власть, которая обычно стремится удержаться неправовыми методами. Вторая же точка зрения состоит в том, что политика доминирует над правом. Это аксиома марксизма: «Политика - концентрированное выражение экономики, а право - концентрированное выражение политики». Подобное соотношение характерно для ещё остающихся на планете тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где естественные права человека не выступают в качестве цели, осуществления политики.

Конечно же, категория собственности является основой и правовых и политических норм, поскольку тот, кто обладает собственностью, обладает и юридической свободой и политической властью. Правовые нормы возникают из отношений людей, собственности и, затем уже, в результате соответствующей правотворческой деятельности государства становятся юридическими, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей первоосновы - собственности, выступают как нормы, регулирующие отношения партий по поводу политической власти.

Исторически давно уже признано, что в нормальном демократическом обществе соотношение права и политики должно быть таким: с одной стороны право должно стать средством осуществления государственной политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жёстко регламентирована правом и не выходить за его рамки.

Исходя из наиболее известных на сегодняшний день концепций, можно отметить, что понятие «право» употребляется в трёх значениях: 1. в позитивистском понимании - как система социальных норм, которые устанавливаются или санкционируются только государством; 2. в широком понимании - как совокупность идеальных возможностей, существующих независимо от посторонней воли у каждого человека; 3. в субъективном смысле - как устанавливаемая или санкционируемая только государством возможность субъекта совершать определённые действия. Можно отметить, что для теории и практики важно сегодня использовать симбиоз лучших достижений каждого подхода. Политику же определяют прежде всего:

. как участие в деятельности политического актора конкретного индивида (это - микроуровень).

. как деятельность акторов (в т.ч. - государства), направленная на реализацию определённых интересов путём использования политической власти (это - макроуровень).

. как совокупность событий жизни общества и государства. 4. как стратегию действий социального субъекта, в т.ч. индивида.

Годы уже более чем двадцатилетних преобразований в России дают обильную пищу для размышления о том, какие новые явления вошли в нашу политическую и правовую жизнь и что, собственно, собой представляет на сегодняшний день соотношение права и политики. Их взаимосвязь и взаимодействие.


Политика и её функции в обществе

Функции политики в обществе - специфическая сфера социальной жизнедеятельности, охватывающая собой соответствующие плоскости бытия конкретного общества. Политическая жизнь - во многом процесс производства и воспроизводства политических отношений, возникающих между людьми по поводу удовлетворения тех или иных интересов. Разумеется, важно учитывать тот факт, что в любой форме бытия, в том числе и в политической, присутствуют как сознательно-творческие, так и стихийные начала и что роль их на различных исторических этапах может проявляться по-разному.

Анализируемые элементы и стороны функций политики в обществе (формирование правового государства, цели и средства в политике и праве, права человека и законные интересы, власть и деньги, лоббизм и популизм, элиты и их привилегии, информация и наука и т.д.), бесспорно, существенным образом характеризуют значительные пласты этих форм бытия современного российского общества, показывают по каким направлениям оно сегодня преимущественно развивается, каков уровень его цивилизованности, какова степень прогрессивности, олицетворяют собой определенную систему ценностей, которую власть пытается в той или иной мере реализовать в своей политике.

Политическая жизнь-это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней; это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики.

Будучи многомерным явлением, политика включает в себя способ политической жизнедеятельности общества, связанный с формированием определенного политического сознания, с тем или иным уровнем политической культуры людей и удовлетворением их интересов. Развитая политическая жизнь предполагает политическое осознание данных интересов, способность к определению в них такого содержания, которое не может быть реализовано без вмешательства государственной власти, а также готовность субъектов политической жизни вступить в диалог с институтами власти.

Политика, политическая жизнь общества, устойчивость политических структур в значительной мере зависят от сущности и формы государства, его ресурсов и возможностей.

Функции политики в обществе характеризуют следующие признаки:

) политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, так и в качестве действий субъектов политических отношений;

) служит областью действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации, в качестве которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;

) позволяет субъектам активно влиять на многие стороны иных разновидностей общественной жизни: экономической, духовной, нравственной, правовой и т.п.;

) в политику всегда вовлечены большие массы людей - классы, этнические и профессиональные общности, от инициативы и энергии которых зависят направленность, облик, результативность политических событий;

) центр, узел политики-многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально важно для демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть полезным демократическому обществу, должно быть квалифицированным и активным.

Политическая жизнь-это непрекращающийся процесс деятельности множества индивидов, которые направляют свои совместные (кооперированные) усилия на решение политически значимых задач с помощью системы политических средств. В политической жизни можно выделить ее важнейшие элементы: субъекты и объекты, направления и специфические средства политической деятельности. Они показывают, кто действует, на что направлены политические усилия и каким образом они осуществляются.

Политическая жизнь реализуется посредством политической деятельности граждан, государственных структур, партийных и общественных организаций, движений, то есть всей совокупности субъектов политики, каждый из которых стремится удовлетворить свои интересы. Таким образом, сущность политической жизни можно определить как политическую деятельность индивидов и их групп, политических структур общества во имя достижения целей, обусловленных их интересами.

Основным элементом политической жизни являются политические действия, среди которых можно выделить, например, государственные перевороты и революции, крестьянские погромы и гражданские войны, лоббирование и избирательные кампании, демонстрации и забастовки, митинги и шествия, петиции и дискуссии и т.д.

Государственная власть - есть главный объект политических интересов, и поэтому направленность на нее политической деятельности представляет собой сущностную черту данной деятельности, ее главную особенность, придающую ей собственно политическое качество. Можно даже сказать, что в этой направленности политической деятельности людей на государственную власть заключена та ось, которая пронизывает всю политическую жизнь общества в ее различных проявлениях. Политическое отношение как форма связи отражает положение субъектов политики относительно друг друга в процессе их политической деятельности. Положение это определяется их политическими интересами, а точнее - тем, совпадают или не совпадают обозначенные интересы. В зависимости от названного обстоятельства люди занимают разное положение относительно друг друга, то есть между ними складываются разнообразные в своем сочетании политические отношения, которые, однако, можно свести к двум крайним, ярко выраженным проявлениям: политическому сотрудничеству и политическому соперничеству. Последние, в зависимости от уровня развития общества в целом, имеют конкретные воплощения, свидетельствующие об особенностях политической жизни данного общества.

Политическое развитие общества представляет собой исторический процесс, который обусловлен жизнедеятельностью политического организма и проявляется как его возникновение и формирование, функционирование и разрушение. При этом разрушение устаревшего политического организма сопровождается возникновением нового политического организма и означает переход политической жизни к своему новому качественному состоянию, вследствие чего происходит её совершенствование. Таково основное содержание политической жизни, проходящей определённый жизненный цикл (политический жизненный цикл).

Формы политики и политической жизни заключают в себе и другую группу элементов её структуры. Своей устойчивостью и повторяемостью они способствуют накоплению в политическом организме изменений и, как следствие, возникновению связанных с ними противоречий. Поэтому формы политической жизни служат также факторами развития политических противоречий. Вместе с этим они содержат в себе возможности разрешения данных противоречий. Способствуя накоплению политических противоречий, формы политической жизни с необходимостью приводят к возникновению таких политических явлений, благодаря которым данные противоречия разрешаются. Это политические конфликты и политические кризисы. Тем самым формы политической жизни служат основанием, из которого вырастают не только политические противоречия, но и факторы их разрешения, а значит, факторы совершенствования политической жизни. Всё это только подтверждает, что формы политической жизни это действительно её основной компонент.

В свою очередь, факторы совершенствования политической жизни, представленные политическими конфликтами и политическими кризисами, образуют другой необходимый её компонент и характеризуют собой уже переходный тип политического развития. Эти факторы не являются основными элементами в структуре политической жизни, но их значение также велико. Они способствуют разрушению политического организма, «запутавшегося» в своих противоречиях, и переходу политической жизни в своё новое качество.

Таким образом, компонентами политической жизни являются, во-первых, формы политической жизни и, во-вторых, факторы её совершенствования. В итоге получается, что трём типам политического развития соответствуют три периода политической жизни и три группы устойчивых явлений, так или иначе с нею связанных. Исходный тип политического развития сопряжён с основами политической жизни, которые однако не входят в её структуру, но благодаря им политическая жизнь возникает. Основной тип политического развития осуществляется благодаря сложившимся формам политической жизни, образующим основные элементы её структуры. А переходному типу политического развития соответствуют такие компоненты политической жизни, которые представлены факторами её совершенствования. Такова структура политической жизни. Начинать изучение содержания политической жизни необходимо с понятия политической деятельности, которая служит исходным пунктом политического развития. Исходной основой всякого общественного развития является соответствующая форма социальной активности. Применительно к политике речь может идти о такой форме социальной активности, которая называется политической деятельностью. Не случайно же, понятие политической деятельности нередко используется для определения сущности самой политики.

Значение политической деятельности состоит в том, что в её процессе между людьми складываются различные политические связи. В своей совокупности эти связи составляют политический организм, который выделяет политику как особое явление из всего, окружающего её общественного мира. Очевидно, что, будучи автономной и целостно развитой, политика не может не быть обособленной своим организмом от других общественных явлений. При этом наиболее устойчивые и повторяющиеся политические связи образуют формы жизнедеятельности её организма, а значит, формы политической жизни.

Политическая деятельность служит действительным основанием жизнедеятельности политического организма. Поэтому политическая деятельность есть то понятие, которое представляет собой и основу, и исходный пункт политического развития. Политическая деятельность это исходный фактор политической жизни. Эта деятельность закономерно выступает в качестве логического начала изучения политического развития. Политическая деятельность есть исходное политологическое понятие.

Значение изучения понятия политической деятельности состоит также в том, что, начиная с него, мы неизбежно приходим к необходимости изучения и другой политической основы, которая определяет собой качественные характеристики всей политической реальности. Такая основа служит критерием «всего политического». Речь идет о политической власти, представляющей собой политическую субстанцию. Её изучение имеет фундаментальное значение для развития политической науки.

Оба понятия - политической деятельности и политической власти -непосредственно связаны между собой, образуют «две стороны одной медали». Политическая деятельность по своему содержанию выступает как использование политической власти. В свою очередь, использование политической власти есть способ осуществления политической деятельности. Накопленные сегодня политические знания со всей очевидностью говорят о том, что политическая власть есть та общественная субстанция, на основе которой происходит все политическое развитие. Это признают практически все политические исследователи. Политическая власть есть субстанциональное политологическое понятие.

Таким образом, ключевыми понятиями, представляющими основы всей понятийной системы политологии, являются «политическая деятельность» и «политическая власть». Политическая деятельность образует начало политической жизни, служит её исходной основой и потому является исходным политологическим понятием. А политическая власть является политической субстанцией, заключает в себе критерий всего политического и образует субстанциональное политологическое понятие.

Составляя основы политической жизни, политическая деятельность и политическая власть заключают в себе также законы возникновения и формирования политического организма, образуют исходный тип политического развития. Они же определяют собой содержание структурных элементов политической жизни и прежде всего её форм, а тем самым содержание соответствующих политологических понятий.

Политическая сфера - это такая область общественной жизни, которая состоит из совокупности политических явлений, представляющих различные аспекты развивающейся политической сущности. Политическая сфера государства раскрывает собой управленческую деятельность руководящих учреждений в государстве и не относится к деятельности его исполнительных учреждений. При этом политическая власть представлена в системе государства особыми институтами, которые выполняют в этой системе исключительную роль, а именно: роль учреждений, с помощью которых принимаются политические решения. Например, парламент как политическое учреждение в современном демократическом государстве никакой государственной власти как таковой не исполняет. Он предназначен для принятия высших законодательных решений и придания им особой социальной силы, делающей их обязательными для исполнительных учреждений государства. Он «способен» на это благодаря той политической власти, носителем которой является. Поэтому в системе государственных учреждений парламент выступает как политический институт, который качественно отличается от исполнительных, судебных и других типов государственных учреждений. Парламент служит в современном демократическом государстве институциональной формой существования политической власти.

Политика государства и само государство, как представляется - это разные общественные явления. Государство это особая форма социального объединения, обусловленная деятельностью учреждений государственной власти, создаваемых для защиты общезначимых интересов людей. Государство «пронизывает» деятельностью своих учреждений государственной власти всё разнообразие общественной жизни, протекающей в рамках данного государства.

Сущность, назначение и признаки права

Право есть особая система норм, которая возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена.

Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся экономических и классовых условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу (новые обычные нормы, которые более конкретны в отличие от старых).

Наиболее очевидным признаком права является то, что оно исходит от государства, а не от общества, выступая воплощением воли государства, то есть государственной воли политических сил, стоящих у власти, а не воли всего общества.

Нормы права общеобязательны в силу возможности государственного принуждения; обеспечиваются санкциями, предусмотренными в самих нормах права, если они не реализуются добровольно; имеют общезначимый (общий) характер, являются неперсонифицированными правилами поведения, т.е. обращены ко всем и каждому, кто попадает в предусмотренные ими условия; характеризуются формальной определенностью, т.е. закрепляются, как правило, в письменной форме, содержатся в систематизированном виде в законах, сборниках, прецедентах. Тем самым право защищается от произвольного изменения, обеспечивается определенная его стабильность. Кроме этого нормы права характеризуются системностью и нормативностью, т.е. они расположены в определенной системе, состоящей из отдельных групп норм, причем каждая из них представляет собой правило поведения.

Следовательно, право есть система общеобязательных, неперсонифицированных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю политическиx сил, стоящих у власти, направленных на урегулирование общественных отношений.

В последнее время в юридической литературе большую дискуссию вызывают проблемы правопонимания, сущности права.

Принципиальное различие между двумя типами правопонимания заключается в различении права и закона. Для юридического правопонимания вопрос о сущности права является подлинным вопросом, в отличие от легистского (позитивистского) правопонимания, для которых правом является официально данное и реально существующее право.

Для юридического правопонимания право это не просто произвольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей (не зависящей от воли законодателя) собственной природой, своей сущностью и своей спецификой, словом - своим принципом. Этим принципом является признание формального равенства, выражающей существо и особенности права, его отличие от других социальных явлений, норм и регуляторов.

Право и мораль являются основными социальными регуляторами поведения людей в обществе.

Право и мораль имеют общие черты, имеют различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты права и морали:

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Черты, различающие право и мораль, состоят в следующем.

Во-первых, мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя и мораль имеет исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

Во-вторых, в пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).

В-третьих, нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка. При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

В-четвертых, мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор. В отличие от права, где можно достаточно четко провести грань между правовым сознанием и правом. Право по сравнению с моралью имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

В-пятых, не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если эти предметы представить в виде кругов, то они будут пересекаться. Это означает, что у норм права и норм морали есть общий предмет регулирования, но есть и социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т.п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля над осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они в принципе по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.

В-шестых, с точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов), как система права.

В-седьмых, право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Как известно, нормативно-правовое и социальное регулирование знает самые различные, в том числе и достаточно нетрадиционные, способы воздействия на участников общественных отношений, поведение людей. Однако по характеру воздействия все эти способы можно свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения. Побуждение - это такой метод социального регулирования, когда воздействие обращено к общественному или индивидуальному сознанию (чувствам, привычкам, установкам и т.д.). Данное воздействие представляет собой убеждение в полезности, выгодности определенного поведения.

Здесь действует прежде всего сила авторитета (но - не авторитет силы), принуждение отсутствует. Такой метод достаточно эффективен в социумах, объединенных общенациональной идеей, ценностями, идеалами. Понуждение - метод регулирования, опирающийся на материальное или моральное стимулирование. Именно выгода здесь определяет социально необходимое или желаемое поведение. Социальное регулирование основывается либо на поощрении в разных формах за соответствующее поведение, либо, наоборот, на лишении соответствующих имущественных благ, привилегий, выгодных условий жизни. Данный метод в условиях рыночных экономических отношений играет достаточно большую роль, является достаточно эффективным. Принуждение - это способ воздействия, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается, обеспечивается возможностью применения насилия, причинения лицам, не выполняющим установленных правил, физических или психических страданий. Принуждение может быть связано и с угрозой каких-либо насильственных воздействий.

В реальной практике подобные методы чаще всего не используются изолированно, они переплетаются, хотя преобладание какого-либо из них возможно.

Таким образом, социальное регулирование не замыкается на каком-нибудь одном регуляторе, методе воздействия. Напротив, оно бесконечно богато, предстаёт перед нами в многообразии форм выражения - от правовых до моральных, от эстетических до организационно-технических, от централизованных до синергетических.


Существует, судя по всему, два основных типа взаимовоздействия права и политики: конфликт и консенсус. Важное место в подобном балансе занимает государство, основной политический институт сегодняшнего развитого общества. Оно регулирует соотношение конфронтации и согласия, реализуя в то же время свои функции. Сущностной характеристикой триумвирата «политика - государство - право» в свете соотношения конфликта и консенсуса служит прежде всего понятие «государственный режим». Непосредственно сам вопрос соотношения, взаимодействия и взаимосвязи права и политики решается неоднозначно, порой даже приводятся взаимоисключающие трактовки. Примером мнения о примате политики может служить идеология марксизма, особенно - её советская , большевистская интерпретация. Известна хрестоматийная фраза Ленина о том, что «закон есть мера политическая, есть политика». Подобная интерпретация соотношения права и политики почти на 70 лет породила в нашей (да и не только в нашей) стране фактически стравливание различных частей общества друг с другом. Это именовалось на официальном уровне не иначе как «усилением классовой борьбы по мере продвижения к коммунизму». Понятие «политика» производно от древнегреческого словаpolis (город-государство). Современное содержание политики, как особой сферы деятельности, принципиально отличается от древнегреческого ее толкования, когда под политикой подразумевалось все многообразие жизни общества с его экономическими, духовными и властными аспектами. То же самое относится к понятиям «демократия», «либерализм», «конституционализм», «идеология».

На язык политики оказывали влияние общие научные веяния. Так, под влиянием своеобразной биологизацией социальных, в том числе и политических, явлений в оборот вошли понятия «политический процесс» и «политическая анатомия», «политическая жизнь». Но они приобрели самостоятельное, собственно политическое содержание. Ряд конструктивных идей марксизма, в частности в виде понятия «политические отношения», сохраняют свое значение. Под влиянием математики, физики и кибернетики в политической науке стали использоваться понятия «политическая система», «модель», «системный анализ», «единица политического измерения». Однако восприятие политической наукой этих понятий не было механическим перенесением их из других наук; поэтому они прижились и эффективно работают. Под влиянием социологии и психологии в политологию вошли такие понятия, как «поведение», «установка», «артикуляция и агрегация интересов», «политический психоанализ». Политика - это единая наука, структура знания которой является результатом параллельного развития и перенесения трех уровней видения политических проблем - мировоззренческого, теоретического, социологического.

Мысль об определённом превосходстве политики над правом, конечно, вполне обоснована, так как оно является средством реализации политики, является средством компромисса. Ведь воздействуй право больше на политику, чем наоборот, не было бы развития цивилизации, так и жило бы общество по древним законам вавилонского царя Хаммурапи. Политика была двигателем прогресса, была той цепью отрицаний отжившего на протяжении всей истории человечества. Но трактованные политики только как деятельности государства обязательно приводит к деспотии, тоталитаризму, вообще к разрушительным последствиям. В таких случаях право не является разумным консенсусом, а диктуется государством по усмотрению власть предержащих. При определённых условиях политика может и должна подавляться правом или, по крайней мере, подчиняться праву, находиться в зависимости от него. Некоторые считают, что примат права над политикой - это нормальная ситуация, которая должна быть характерной для всех цивилизованных государств. И действительно, если понимать право в широком смысле, нельзя с этим не согласиться. Если рассматривать право в позитивном смысле, а политику - как деятельность на макроуровне, то соотношение данных понятий должно предполагать два основных постулата:

) право есть важнейший, компромиссный способ реализации политики;

) право должно ограничивать политику, вводя её в определенные цивилизованные рамки, исключая конфликт и способствуя консенсусу. Основываясь на законах диалектики можно вывести такую формулу: Общество как единство и борьба противоположностей является источником политики как отрицания отрицаний; данный процесс развития должен приводить к переходу количественных изменений права в качественные.

На сегодняшний день существует множество определений понятия права, вот некоторые из них: «Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы».»Право - возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни данного класса, интересам».

На основе признания обще социальной сущности права определение можно представить в следующем виде: «Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения».

«Политика - это:

. Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями.

. Вопросы и события общественной, государственной жизни.

. Образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения с людьми».

Политика (греч. politike - искусство управлять государством) - деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. Политика - это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством с одной стороны, и народом, с другой. Из всех мирских наук самая благородная наука и всем госпожа - это политика или королевская мудрость.

Политическую же организацию общества можно определить как систему институтов, организаций и учреждений, регулирующих политические взаимоотношения между классами, нациями, государствами.

В современных условиях речь идет о приоритете права над государством. Доминирование права над политикой - непреложный принцип демократии, современной культуры.

Без опоры на правовые нормы политическое противостояние грозит принять стихийные, неупорядоченные формы, вылиться в противозаконный захват власти.

Право узаконивает также нормы, регулирующие отношения между собственниками, дает юридическую санкцию, необходимую для нормального функционирования экономических отношений. Каждый собственник, вступая в отношения с другими собственниками, хочет гарантировать свои интересы, касается ли это торговли, денежной сферы и т. д. Юридического регулирования требует и передача собственности другому лицу или наследнику.

Всем этим была обусловлена необходимость закреплять и дополнять юридическими законами объективные отношения собственности, входящие в экономическую структуру общества. Право оформляет экономические отношения и обусловленные ими социальные отношения, т.е. взаимоотношения классов и социальных групп, положение семьи и взаимоотношения ее членов, положение национальных меньшинств и т. д. Оно также определяет правовой статус всех общественных институтов, организаций, религиозных общин, юридически оформляет положение, права и обязанности отдельных граждан. Право охватывает все формы общественных отношений.

Как государство не может обойтись без права, так и право - ничто без государства, стоящего на страже правовых норм.

Формирование отношений собственности неотделимо от становления политической власти в обществе, образования государства, так как требует специальных органов и институтов, которые придали бы официальный и всеобщий характер интересам и воле экономически господствующего класса.

Заключение

Таким образом, в структуре права, политики, политической жизни, их соотношения, взаимосвязи и взаимодействия выделяются две группы элементов, отражаемых соответствующими понятиями. Первую группу составляют формы их осуществления, к которым относятся право, политические отношения и политическая система. Это основные компоненты правовых отношений и политической жизни.

Во вторую группу входят факторы их совершенствования, в качестве которых выступают политический конфликт, политический кризис и , конечно же, - консенсус. Такие факторы производны от форм правовых отношений и политической жизни и вырастают на их основе. Обе группы представляют два различных типа политического и правового развития и заключают в себе соответствующие законы этого развития. Дальнейшее исследование политической жизни и правовых отношений, их взаимосвязи и взаимодействия сопряжено с изучением указанных понятий и формулированием соответствующих законов развития человеческого общества и государства. Но начало взаимосвязи и взаимодействия права и политики, определяющее собой структуру, содержится в их основах.

Список литературы

.Актуальные проблемы теории и истории государства и права // История государства и права : Федеральный журнал: научно-правовое издание / Издательская группа "Юрист". - М., 2011. - N 14. - С. 2-18.

.Актуальные проблемы теории и истории государства и права // История государства и права : Федеральный журнал: научно-правовое издание / Издательская группа "Юрист". - М., 2009. - N 17. - С. 2-17.

.Актуальные проблемы теории и истории государства и права // История государства и права : Федеральный журнал: научно-правовое издание / Издательская группа "Юрист". - М., 2008. - N 18. - С. 2-19.

.Борисенков А.А. Политическая жизнь общества // Социально-политический журнал. - 2011. - № 7.

.Грачёв М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 2009.

.Дегтярёв А.А. Политика как сфера общественной жизни // Социально-политический журнал.- 2007.- № 2.

.Жеругов Р.Т. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. - М.: Эль-Фа, 2010.

.Кудрявцев В.Н. Право и правоведение. М., 2008.

.Лазарев В.В. Место теории государства и права в системе гуманитарного знания // Ленинград. юрид. журн. - СПб., 2008. - N 1. - С. 5-23.

.Макеев А.В. Политология. М., 2010.

.Проблемы теории государства и права. М., 2007.

.Рыбаков О.Ю. Человек в политике: пути самореализации. Саратов, 2010.

Похожие работы на - Соотношение права и политики, их взаимосвязь и взаимодействие

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!