С учетом особенностей развития современного российского общества, исторических корней местного самоуправления, зарубежного муниципального опыта, современной нужно считать модель развитого местного самоуправления, сочетаемого с сильной государственной властью на уровне Федерации. Данная модель могла бы преодолеть региональный сепаратизм, так как в единстве государства заинтересованы и федеральная власть и власть местного самоуправления.
Таким образом, история развития органов местного самоуправления в России отчетливо демонстрирует его основные особенности. Во-первых - местная власть находилась в серьезной зависимости от государственной власти, практически все серьезные изменения в системе местного самоуправления инициировались «сверху». Во-вторых: развитие органов местного самоуправления шло маятникообразно - этапы интенсивного развития сменялись периодами их централизации. Исторический путь развития системы органов местного самоуправления в России был противоречив и зачастую прокладывался под диктовку государства, но, тем не менее, основы современной системы органов местного самоуправления были сформированы на базе уже имеющегося исторического опыта.
1.3 Сущность административной реформы в РФ
Современная административная реформа в РФ проводится согласно разработанной концепции, которая предполагает ее поэтапное осуществление. Современная административная реформа - это очередная попытка властей наладить работу госслужащих для повышения ее качества.
Суть административной реформы в Российской Федерации заключается в комплексной трансформации системы органов государственного управления с целью обеспечения их большей гибкости и эффективности.
Административная реформа предполагает:
) реформу госслужбы (включая комплекс аспектов, связанных с приемом на службу, оплатой труда, системой подготовки и продвижения кадров и т. п.);
) бюджетную реформу (переход от сметного принципа финансирования министерств и ведомств к программно-целевому финансированию по результатам);
) трансформацию системы органов исполнительной власти (которую зачастую прежде всего имеют в виду, говоря о содержании реформы).
В рамках реализации административной реформы работа ведётся по следующим направлениям:
внедрение управления по результатам и проектного управления;
регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг (функций);
предоставление информации о государственных услугах, оказываемых в электронной форме;
организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
оптимизация функций органов исполнительной власти;
размещение государственного и муниципального заказа;
противодействие коррупции.
В качестве приоритетных обозначены следующие направления:
Первое. Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
Второе. Исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
Третье. Развитие саморегулируемых организаций в сфере экономики;
Четвертое. Организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора, контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
Пятое. Завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Целью реформирования является реализация мероприятий, направленных на усиление эффективности системы федеральных органов исполнительной власти, на улучшение деятельности хозяйствующих субъектов и минимизации административных барьеров со стороны государственных органов. Сущность административной реформы заключается в том, чтобы роль рядовых граждан становилась более значимой за счет сужения функций государства. Объективной причиной реформирования выступает наличие постоянных коллизий власти и предпринимателей. Как правило, в ходе решения проблем, порождающих такие коллизии, должна вырабатываться оптимальная конструкция взаимодействия, но не всегда это получается. Поэтому высшие органы власти предприняли столь сложную попытку модернизации государственного управления - административную реформу. Прежде всего, ее авторы предусматривают создание такого порядка, при котором любая инициатива по установлению каких-либо регулирующих норм для субъектов экономики может быть одобрена, если ведомства, их инициирующие, сумеют доказать, что это регулирование действительно необходимо, что издержки от его применения намного меньше, чем результат, который дает введение новых норм. Вторая причина реформирования - стремление государства быть конкурентоспособным и политически и экономически на международном уровне. Третья причина - увеличение капитализации в бизнесе порождает капитализацию на государственном уровне.
Несколько в другом ракурсе (политологическом) причины административной реформы указывает профессор В.В. Бакушев:
во-первых, сложность внутриполитической ситуации, выражающейся в нерешительности и слабости государства;
во-вторых, необходимость укрепления экономико-властной вертикали;
в-третьих, необходимость ограничения самостоятельности субъектов РФ рамками федеральных законов наряду с согласованным взаимодействием субъектов РФ и федерального центра;
в-четвертых, это то обстоятельство, что исполнение государственных функций должно реализовываться профессиональными государственными служащими;
в-пятых, необходимость закрепления ответственности федеральных органов исполнительной власти за осуществление государственной политики.
По мнению, Шадрина А.Е. проведение административной реформы в Российской Федерации обусловлено крайней неэффективностью современной системы федеральных органов исполнительной власти, недостатками системы бюджетных расходов, неудовлетворительным уровнем деятельности государственной службы. Нечеткость функций органов исполнительной власти выражена в том, что любое министерство фактически соединяет в себе политические, регулятивные, контрольные функции и функции оказания публичных услуг. Складывается ситуация когда отраслевые ведомства сами себя контролируют и, следовательно, формируют организационные основы коррупции.
Реализация мероприятий административной реформы, намеченных на ближайшее время, предусматривает решение задач, обозначенных Президентом Российской Федерации, по нескольким приоритетным направлениям.
По первому из них планируется:
завершение анализа существующих функций органов исполнительной власти по трем видам: правоустанавливающие, правоприменительные, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом;
разработка предложений по изменению функций органов исполнительной власти, их перераспределению в соответствие с принятой классификацией и передаче части функций учреждениям и организациям;
выявление избыточных и дублирующих функций федеральных органов исполнительной власти, подготовка предложений по их прекращению или уточнению.
По второму планируется:
подготовка предложений о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти;
подготовка рекомендаций субъектам РФ по проведению изменений в системе и структуре исполнительной власти регионов;
подготовка типового административного регламента деятельности федеральных органов исполнительной власти;
подготовка предложений о федеральных органах исполнительной власти;
подготовка уточненных регламента Правительства РФ и положения об аппарате Правительства РФ;
подготовка предложений по внесению уточнений и дополнений в связи с формированием новой системы и структуры органов исполнительной власти на региональном и федеральном уровнях, изменением их функций и полномочий;
разработка и экспериментальная отработка механизмов ресурсного обеспечения федеральных органов исполнительной власти, увязанных с их новыми функциями;
создание системы мониторинга функций органов исполнительной власти.
Одним из результатов административного реформирования должна быть перестройка структуры органов исполнительной власти соответствующим уточнением и конкретизацией по характеру функций. Предполагается классификация функций государственного управления на политические ресурсно-распорядительные, контрольные, силовые, учетные, аналитические, кадровые, а также на основные и инфраструктурные, на исключительно государственные и делегируемые.
Глава 2. Развитие местного самоуправления в ЛО на современном этапе
.1 Анализ структуры местного самоуправления в ЛО
Организационные основы местного самоуправления - это комплекс вопросов, связанных с определением структуры и наименования органов и должностных лиц местного самоуправления, их статуса, порядка формирования, компетенции, разграничения полномочий между ними, системы взаимоотношений, порядка принятия решений, методов разрешения противоречий, порядка прекращения полномочий.
Органы местного самоуправления Ленинградской области могут избираться непосредственно населением и образовываться представительным органом муниципального образования. Каждый из них наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Должностное лицо местного самоуправления может быть выборным либо нанятым по контракту (трудовому договору) и наделяется исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования, например муниципальная избирательная комиссия, руководитель милиции общественной безопасности и др. При этом, согласно Федеральному закону 2003 года N 131-ФЗ, наличие представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным, за исключением сельских поселений с численностью жителей менее 100, в которых полномочия представительного органа осуществляет сход граждан. Наименования органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
К полномочиям органов государственной власти Ленинградской области в сфере местного самоуправления относятся:
) принятие и изменение областных законов о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
) обеспечение соответствия областных законов о местном самоуправлении Конституции <#"justify">) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности Ленинградской области в муниципальную собственность;
) регулирование отношений между областным бюджетом и местными бюджетами;
) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
) осуществление государственного регулирования градостроительной деятельности и земельных отношений, контроль за соблюдением действующих норм и стандартов;
) принятие областных программ развития местного самоуправления;
) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Ленинградской области;
) регулирование законами в соответствии с федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
) законодательство о муниципальной службе;
) принятие и изменение областных законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
Ленинградская область является регионом с неравномерной системой расселения средней плотности, она характеризуются средними показателями плотности населения и урбанизации. В данном субъекте федерации по инициативе региональных властей осуществлен переход к системе сити-менеджера, сочетающийся с переводом средних городов в разряд городских поселений. По-видимому, такой подход обусловлен попыткой финансового и управленческого выравнивания в условиях неравномерного развития территорий.
В настоящее время на территории Ленинградской области введена двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления: на уровне поселений и на уровне муниципальных районов. Территория Ленинградской области разделена на городские, сельские поселения и городской округ. Образовано 221 муниципальное образование, в том числе 17 муниципальных районов, один городской округ, 61 городское поселение и 142 сельских поселения. В каждом муниципальном образовании в соответствии с требованиями федерального законодательства сформированы органы местного самоуправления.
Структура органов местного самоуправления в 216 муниципальных образованиях представлена единообразной моделью формирования органов местного самоуправления: глава муниципального образования избирается из состава совета депутатов муниципального образования, глава администрации муниципального образования назначается на должность на условиях контракта по итогам конкурса. В уставах только пяти муниципальных образований поселенческого уровня предусмотрены прямые выборы главы муниципального образования. При этом в 21 сельском поселении уставами поселений предусмотрено, что глава муниципального образования возглавляет администрацию муниципального образования и исполняет полномочия председателя совета депутатов муниципального образования.
К компетенции органов местного самоуправления относится решение вопросов местного значения и реализация переданных отдельных государственных полномочий. Полномочия по решению вопросов местного значения могут передаваться органами местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение Совета депутатов муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Совета депутатов муниципального образования, принявшего указанное решение.
Представительные органы в системе органов местного самоуправления традиционно рассматриваются как наиболее значимые, поскольку именно через такие выборные органы население в большинстве случаев реализует свое право на осуществление местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ленинградской области, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов муниципального образования.
Местная администрация муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ленинградской области, а также исполняет решения, принятые представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Федеральный закон предусматривает, что порядок формирования органов местного самоуправления, их компетенция, сроки полномочий, подотчетность и подконтрольность, иные вопросы их организации и деятельности определяются уставом муниципального образования. В зависимости от численности жителей муниципального образования, от того, является ли данное муниципальное образование городским или сельским поселением, от особенностей его экономического развития и других обстоятельств количество создаваемых органов местного самоуправления, их состав и компетенция сильно отличаются.
В Ленинградской области переход к модели делегирования был инициирован областной властью, которая стремилась таким образом улучшить управляемость. Другой причиной могло быть стремление снизить влияние бывших муниципалитетов-городов (а также вообще городов, имеющих преобладающее население и ресурсную базу): при системе делегирования они получают равное с другими поселениями представительство в представительном органе муниципального района. Практическая реализация этой модели еще больше встроила поселения в районные системы власти. Вместе с тем, вероятно, непрямые выборы депутатов представительных органов районов снизили конфликтность в отношениях по линии поселение - район, которая сегодня в области незначительна.
В Ленинградской области сложились различные варианты правового регулирования порядка формирования и определения полномочий органов местного самоуправления в уставах муниципальных образований Ленинградской области:
. Глава муниципального образования (глава городского поселения, глава сельского поселения, глава городского округа, глава муниципального района), избранный из состава Совета депутатов, является высшим должностным лицом муниципального образования и одновременно возглавляет Совет депутатов.
Глава местной администрации назначается на должность Советом депутатов по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение должности на срок полномочий Совета депутатов.
. Глава муниципального образования (глава сельского поселения) является высшим должностным лицом муниципального образования, одновременно возглавляет Совет депутатов и исполняет полномочия главы местной администрации. В настоящее время в Ленинградской области 21 муниципальное образование, имеющих статус сельского поселения, в которых уставом муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, то есть в 21 муниципальном образовании совмещены три должности в одной (глава муниципального образования, председатель совета депутатов и глава администрации):
в Волосовском муниципальном районе: Беседское сельское поселение, Большеврудское сельское поселение, Зимитицкое сельское поселение; Кикеринское сельское поселение; Каложицкое сельское поселение; Клопицкое сельское поселение; Курское сельское поселение; Рабитицкое сельское поселение; Сабское сельское поселение; Сельцовское сельское поселение; Терпилицкое сельское поселение;
во Всеволожском муниципальном районе: Агалатовское сельское поселение; Бугровское сельское поселение; Новодевяткинское сельское поселение; Романовское сельское поселение;
в Кировском муниципальном районе: Суховское сельское поселение; Путиловское сельское поселение; Шумское сельское поселение;
в Ломоносовском муниципальном районе: Русско-Высоцкое сельское поселение;
в Сланцевском муниципальном районе путем прямых выборов: Выскатское сельское поселение; Старопольское сельское поселение.
. Глава муниципального образования (глава сельского поселения) является высшим должностным лицом муниципального образования и исполняет полномочия главы местной администрации. Избирается на муниципальных выборах.
Представительный орган сельского поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Председатель представительного органа выбирается из состава депутатов.
В настоящее время в Ленинградской области два муниципальных образования, имеющих статус сельского поселения, в которых уставом муниципального образования предусмотрено вышеуказанное формирование органов местного самоуправления, то есть в 2 муниципальных образованиях путем прямых выборов объединены должности главы муниципального образования и главы администрации (Пикалевское городское поселение Бокситогорского муниципального района и Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района).
Таким образом, складывающаяся в настоящее время в Ленинградской области структура органов местного самоуправления, с одной стороны, отражает исторические традиции в организации местного самоуправления, с другой - соответствует современным требованиям, что позволяет обеспечить эффективное решение вопросов местного значения и переданных отдельных государственных полномочий.
2.2 Анализ проблем местного самоуправления в условиях административной реформы на примере ЛО
Согласно положениям Закона №131-ФЗ всеми субъектами Российской Федерации осуществляется переформирование структуры местного самоуправления, результатом которого явилась двухуровневая система местного самоуправления. Первый уровень включает муниципальный район, городской округ. В структуру муниципального района входят сельские и городские поселения, составляющие второй уровень.
В ЛО проблемы четкого разграничения ответственности, создания баланса власти внутри регионов, на местах так и не были решены. В итоге - все же сформирована (и это важное достижение реформы) двухуровневая система, создан институциональный ограничитель вертикальности власти. Однако появившиеся поселения оказались лишенными реальных ресурсов, вынуждены действовать в условиях явного недостатка финансовых средств, инфраструктурных и кадровых ограничений.
Анализ функционирования органов местного самоуправления Ленинградской области позволил обозначить следующие основные проблемы функционирования, которые выступают в качестве ключевых барьеров для их эффективной работы:
нехватка штатной численности аппарата, в том числе из-за недостатка финансовых средств и жестких нормативов штатной численности, устанавливаемых субъектами Федерации. Несоответствие между объемами работ, выполняемых работниками администрации, и их материальным вознаграждением;
дефицит квалифицированных кадров: низкая заработная плата непривлекательна для специалистов, которые по этой причине предпочитают устраиваться в другие сферы, а также федеральный закон предъявляет к уровню специалистов завышенные квалификационные требования, которые неприменимы к работникам администрации маленьких муниципальных образований;
отсутствие надлежащего технического обеспечения (организационной техники, транспорта, средств связи, интернета). Поэтому в качестве первоочередной задачи сегодня выступает системное, масштабное и регулярное обучение муниципальных кадров, прежде всего, на государственном уровне.
В качестве причин, по которым потенциал местного самоуправления в ЛО не используется или используется частично, можно назвать:
недостаток средств в местных бюджетах;
дефицит гражданских инициатив, идущих снизу;
незаинтересованность чиновников (зарплата чиновников не зависит от благополучия населения);
отсутствие четких и прозрачных правил взаимоотношений на всех уровнях местного самоуправления;
дефицит обратной связи (оценки) эффективности работы местной власти с населением;
Таким образом, анализ проблем местного самоуправления ЛО в условиях административной реформы показ, что реформа местного самоуправления предполагает значительное увеличение числа муниципальных образований, что вызывает затруднения самого различного характера: не существует определенности по поводу утверждения границ муниципальных образований, возникновение сложностей в процессе утверждения статуса (закрытых административно-территориальных образований), отмечается финансовая проблема, связанная с недостаточностью средств для выполнения возложенных на вновь образованные структуры функций, а также кадры. Выполнять роль своеобразного баланса между населением и федеральной властью могут только подготовленные люди, которых в настоящий момент явно недостаточно.
Глава 3. Предложения по эффективному развитию местного самоуправления в условиях административной реформы на примере ЛО
На современном этапе реформы местного самоуправления, при осуществлении ее единого механизма на всей территории Российской Федерации, необходимо выявление проблемных аспектов реализации норм на практике, введение соответствующих корректировок и изменений.
Повсеместно необходимо обеспечение стабильного функционирования органов муниципальной власти, привлечение населения к управлению муниципалитетами путем формирования основных форм участия населения в организации местного самоуправления, осуществление эффективного взаимодействия органов местного самоуправления при реализации принципа разделения властей на местном уровне.
Анализ результатов выявления проблем, способствует формированию рекомендаций по усилению эффективности реформы местного самоуправления, главными стратегическими целями которой является, с одной стороны, повышение гибкости механизмов через децентрализацию государственной власти на местном уровне, с другой - создание социальной и правовой базы гражданского общества.
На основе обобщения уместными представляются следующие рекомендательные заключения по эффективному развитию местного самоуправления в условиях административной реформы на примере ЛО:
. Основным ресурсом повышения эффективности местного самоуправления в современных российских условиях, в том числе и в контексте органов местного самоуправления Ленинградской области, видится увеличение муниципальной активности местного населения. Важнейшим критерием эффективности местного самоуправления является степень и реальность непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, в принятии решений по всем вопросам муниципальной жизни, в том числе и по вопросам муниципально-территориальной организации.
Необходимо уделять большое внимание налаживанию связей органов местного управления с общественностью, имеющих своей целью, во-первых, поддержание между ними взаимопонимания; во-вторых, расширение общественной осведомленности о деятельности властных структур; в-третьих, достижение положительного отношения общественности к принимаемым политико-управленческим решениям; в-четвертых, установление общественного доверия органам городского управления. Следствием установленных связей между местными органами управления и общественностью, а также показателем эффективности таковых является степень доверия жителей властным структурам. Высокий уровень взаимопонимания и взаимодействия между властью и гражданами служит основой стабильного политического, экономического, социального развития. Это делает муниципальное образование привлекательным для иностранных инвесторов, представителей деловых кругов и в конечном итоге способствует развитию его социального потенциала.
. По нашему мнению, успех реформы во многом определяется экономическими возможностями вновь создаваемых структур управления, где ситуация выглядит наименее удовлетворительной. Отсюда закономерными являются перераспределение налоговых поступлений в пользу местных бюджетов, финансовая подпитка со стороны федерального центра, что, возможно, дополнительно усилит самостоятельность местных властей в отношении региональных администраций.
. Острой становится необходимость подготовки квалифицированных кадров (качества человеческого капитала) в разных направлениях. С одной стороны, профессиональная подготовка, с другой - моральный облик работников местных управленческих структур, чему может содействовать выработка соответствующего избирательного механизма.
По нашему мнению, за органами местного самоуправления ЛО, целесообразно закрепление вопросов разработки и реализации программ обучения муниципальных работников с закреплением финансирования за счет регионального бюджета, причем не исключена возможность разделения всего потока обучаемых по ветвям власти. Это позволит закрепить зоны ответственности за конкретными органами власти и управления, что в свою очередь даст возможность проконтролировать степень участия и отношения к проблеме подготовки муниципальных работников соответствующих структур.
При обучении муниципальных работников должна существовать возможность практической связи материала с непосредственной профессиональной деятельностью работника. Поэтому так необходим системный подход при организации обучения. То есть, если специалист администрации муниципального образования решает вопросы связанные, например, с бюджетным планированием или деятельностью административной комиссии, то и нужно предоставлять информацию в этих сферах.
Должна быть прямая связь между уровнем образования и качеством профессиональной деятельности, если она не прослеживается, то либо образовательные услуги предоставлены ненадлежащим образом, либо специалист не готов принять новые знания. Необходим переход от стандартной, академической формы обучения на новые методы и способы оказания образовательных услуг, основанных не на предложениях учебных заведений, а на спросе обучаемых. Разработка программ обучения, в том числе, должна быть основана, на выявлении причин проблемных вопросов возникающих в практической деятельности муниципальных работников.
Сбор информации для анализа кадрового обеспечения органов местного самоуправления должен осуществляется в первом полугодии каждого года, на основе полученных данных делаются выводы о тенденциях изменения качественных характеристик лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, вырабатываются рекомендации по совершенствованию направлений кадровой работы, в том числе рекомендации по корректировке программ и планов курсов повышения квалификации, семинаров, совещаний;
Календарный план оказания услуг по повышению квалификации работников, на соответствующий год должен утверждаться вице-губернатором Ленинградской области - руководителем аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области.
. Для придания большей гибкости местному самоуправлению необходимо обеспечить ему большую самостоятельность и независимость прежде всего от структур региональной администрации. Представляется уместным поднятие статуса местного самоуправления как политического субъекта. На это могут быть направлены меры по координации деятельности муниципальных образований с учетом соответствующей правовой базы.
Для обеспечения государственной поддержки местного самоуправления необходимо осуществление следующих мероприятий:
) разработка и издание сборников нормативных, в том числе типовых, правовых актов, аналитических, методических, справочных и информационных материалов, методических рекомендаций органам местного самоуправления по решению вопросов местного значения и реализации переданных отдельных государственных полномочий.
Выбор организации-исполнителя, осуществляющей выпуск сборников федерального законодательства и областного законодательства с комментариями, сборников нормативных, в том числе типовых, правовых актов, аналитических, методических, справочных и информационных материалов, методических рекомендаций органам местного самоуправления по решению вопросов местного значения и реализации переданных отдельных государственных полномочий типографским способом, определяется в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов для государственных нужд;
) организация изучения и анализ перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения, передаваемых на основе соглашений между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений. Выполнение указанного мероприятия осуществляет комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, который ежегодно информирует Губернатора Ленинградской области о состоянии и тенденциях передачи полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, производимой на основе заключаемых соглашений;
) проведение совещаний, семинаров, научно-практических конференций с руководителями, заместителями руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований, депутатами и муниципальными служащими по актуальным проблемам, возникающим при решении вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий.
Соответствующие мероприятия должны осуществляться согласно календарным планам основных мероприятий отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, Законодательного собрания Ленинградской области, Контрольно-счетной палаты Ленинградской области и Избирательной комиссии Ленинградской области.
Более того, сложно выявить общие интересы на уровне значительного по географическим параметрам административного образования в силу различного социально-экономического положения сельских поселений и городов. В этой связи главным являются создание благоприятных условий жизни для конкретных людей, проживающих на конкретной территории, юридическая проработка возможности организации местного самоуправления с учетом территориальных, демографических, социально-экономических и иных различий муниципальных образований, отнеся их к разным уровням местного самоуправления, разукрупнение уже существующих муниципальных образований и организация более компактных управленческих структур по поселенческому принципу.
местный самоуправление административный реформа
Период реформирования местного самоуправления в новейшей истории России, начатый в 90-х годах ХХ века, является очередной попыткой коренного преобразования основ, системы и принципов организации местного самоуправления. Предшествующие аналогичные по смыслу реформы, проводимые при Екатерине II, Александре II и во времена «Новой экономической политики» советского периода, не достигли изначально поставленных задач и целей.
Исторический путь развития системы органов местного самоуправления в России был противоречив и зачастую прокладывался под диктовку государства, но, тем не менее, основы современной системы органов местного самоуправления были сформированы на базе уже имеющегося исторического опыта.
Складывающаяся в настоящее время в Ленинградской области структура органов местного самоуправления, с одной стороны, отражает исторические традиции в организации местного самоуправления, с другой - соответствует современным требованиям, что позволяет обеспечить эффективное решение вопросов местного значения и переданных отдельных государственных полномочий.
Анализ проблем местного самоуправления ЛО в условиях административной реформы показ, что реформа местного самоуправления предполагает значительное увеличение числа муниципальных образований, что вызывает затруднения самого различного характера: не существует определенности по поводу утверждения границ муниципальных образований, возникновение сложностей в процессе утверждения статуса (закрытых административно-территориальных образований), отмечается финансовая проблема, связанная с недостаточностью средств для выполнения возложенных на вновь образованные структуры функций, а также кадры. Выполнять роль своеобразного баланса между населением и федеральной властью могут только подготовленные люди, которых в настоящий момент явно недостаточно.
По нашему мнению, проблемы реализации реформы местного самоуправления вызваны не самой реформой. Они накапливались и не решались годами и только были выделены и подняты на управленческий уровень при ее реализации.
Для того, чтобы потенциал местного самоуправления был использован в полной мере, считаем необходимым необходимыми следующие изменения:
усилить открытость, прозрачность власти, особенно в сфере расходования средств; обеспечить обратную связь с населением;
стимулировать контроль за работой органов местного самоуправления со стороны населения;
перераспределить налоги в пользу местных бюджетов с целью повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований;
совершенствовать правовую базу местного самоуправления на федеральном уровне;
мотивировать население к более активному участию в процессе управления путем повышения его правовой культуры, доведения до сведения жителей возможностей и форм участия в местном самоуправлении. Информировать население о проводимой работе, поддерживать инициативы, в том числе, создание общественных советов. Работать с подрастающим поколением в направлении формирования гражданской культуры.
повысить уровень подготовки квалифицированных кадров (качества человеческого капитала) в разных направлениях. С одной стороны, профессиональная подготовка, с другой - моральный облик работников местных управленческих структур, чему может содействовать выработка соответствующего избирательного механизма;
изменить систему оплаты административных работников: ввести систему материальных поощрений/наказаний по результатам работы; повысить уровень зарплаты специалистам, что сделает работу в органах местного самоуправления более привлекательной.
Организация деятельности органов местного самоуправления не только как власти на местах, но и как посредника между государством и населением будет способствовать осуществлению эффективного взаимодействия общества и органов государственной власти, что необходимо для формирования гражданского общества.
Список используемой литературы
1.Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.] - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 49.
2.Ук. Пр. РФ «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ» от 15 октября 1999 г. № 1370.
.Ук. Президента России «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» от 15.10.1999 г.
.Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: [принят ГД ФС РФ 16.09.2003 г.: ред. от 5.04.2010] - М.: Российская газета, 08.10.2003. - № 202.
.ФЗ - № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г.
.Буров А.В. Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований. - Ростов-на-Дону, 2008.
.Васильев В.И. Местное самоуправление. - М., 1999.
.Васильева Н.В., Доманевская Е.П., Кирсанов С.А., Малолеткин В.А., Ошурков А.Т. Муниципальные услуги - путь к эффективности. Санкт-Петербург. «Петрополис». 2001. - 99 с.
.Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
.Игнатов В.Г., Рудой В.В.. Местное самоуправление. - Ростов-на-Дону, 2005.
.Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право. - Владивосток. - 2011.
.Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М., 2001.
.Лаптев Л.Е. Земские учреждения в России. - М., 1993.
.Литягин Н.Н. Местное самоуправление: понятие, организационно-экономические основы и гарантии его осуществления - М: Проспект, 2011.
.Постовой Н.В. Местное самоуправление. Проблемы и перспективы. - М., 2002.
.Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный анализ. - Ростов-на-Дону, 2007.
.Система муниципального управления. Под ред. Зотова В.Б. - М., 2008.
.Старостин А.М. Эффективность деятельности государственной власти и управления. - Ростов-на-Дону, 2006.
.Шадрин А.Е. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах. Практика межсекторного взаимодействия. − М., 2010.
.Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // СОЦИС. 1997. №1.
.Бакушев В.В. Модели организации местного самоуправления // Актуальные проблемы реформы местного самоуправления в современной России. - М., 2008.
.Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт // Полис. 2011. - № 4.
.Дряхлов С.К. Разграничение полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (на примере Ленинградской области) //Журнал российского права. - 2012. - № 6. - С. 36-43.
.Кирьян П. Традиция местного самоуправления в России (на историческом материале Российской империи)./ П. Кирьян.// Муниципальное право. - 2010. - № 4. - с. 58.
.Комаровский В., Административная реформа в восприятии граждан // Власть. 2011. № 6.
.Костикова Г.В. Пределы вмешательства органов государственной власти субъектов РФ в организацию и деятельность органов местного самоуправления // Бизнес в законе. - 2011. - № 4.
.Попов А. Специфика самоуправления Ленобласти - в единстве государственного и муниципального управления // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №2, с.119-130.