Разработка бизнес-плана туристической фирмы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    64,89 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка бизнес-плана туристической фирмы

Введение

Актуальность темы состоит в том, что каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на будущее в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность их использования в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и собственных перспективах и возможностях. Существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности для различных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым, уменьшив риск в достижении поставленных целей.

Поэтому разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для малого предпринимателя. Общепризнанной формой разработки стратегии и тактики является бизнес-план.

Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, то есть в конечном счете отвечает на самый нужный для предпринимателя вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы которые окупят все затраты сил и средств.

Объектом курсовой работы является ООО «Дели Тур».

Предметом курсовой работы выступает разработка бизнес-плана по туристической сфере деятельности.

Цель работы заключается в разработке бизнес-плана туристической фирмы «Дели Тур», которая будет заниматься внутренним туризмом и предоставлять туристическое и экскурсионное обслуживание в Москве и по России, как иностранным, так и нашим туристам.

Задачи:

.  Изучение теоретические основ бизнес - планирования;

2.       Ознакомление с процессом разработки и реализации бизнес-плана;

.        Изучение деятельности ООО «Дели Тур» и выпускаемой продукции;

.        Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе и стимулированию продаж;

.        Рассмотрение финансовых результатов деятельности фирмы;

.        Предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

1. Теоретические основы бизнес-планирования

1.1 Сущность и значение бизнес-планирования в инновационной деятельности предприятия

Современная экономическая ситуация в России, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений [9, с. 109].

Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является бизнес-план. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательно подготовленного бизнес-плана. Бизнес-план даёт детальные пояснения, как будет происходить управление бизнесом для обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратности инвестиций. Постоянные изменения экономической среды, в которой действует компания, предполагают уточнение и пересмотр бизнес-плана, что, в свою очередь, требует выработки механизма привлечения управленческого персонала к данной работе [9, с. 110].

Отсутствие тщательно продуманного бизнес-плана, систематически корректируемого в соответствии с меняющимися условиями, является существенным недостатком, отражающим слабость управления компанией, что в итоге усложняет привлечение финансовых ресурсов и достижение долгосрочной стабильности в конкурентной среде.

Таким образом, бизнес-план - это критическая стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Это наиболее важный источник аккумуляции стратегической информации и способ прямого управленческого воздействия на будущее положение предприятия, описывающий пути достижения прибыльности [8, с. 246].

В настоящее время имеется большое разнообразие определений такого, в общем-то, традиционного для рыночной экономики документа, как бизнес-план, его значения, структуры и методов разработки. Раскроем сущность данного понятия.

Бизнес-план представляет собой краткое, точное и понятное описание предполагаемого бизнеса. Такой план позволяет выбрать из большого количества различных ситуаций наиболее перспективные и определить средства их достижения. Основной целью его разработки является привлечение потенциальных партнёров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения инвесторов и спонсоров к предполагаемому направлению деятельности фирмы [7, с. 88].

Другими целями разработки бизнес-плана являются:

·        планирование деятельности фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов;

·        выявление степени реальности достижения намеченных результатов;

·        доказательство целесообразности реорганизации действующей фирмы или создания новой;

·        убеждение персонала фирмы в возможности достижения новых рубежей деятельности, намеченных в плане и др.

Бизнес - план представляет собой документ, в котором формируются задачи деятельности фирмы, даётся их обоснование, определяются пути достижения, необходимые средства и конечные финансовые показатели работы [14, с. 103]. Бизнес-план может использоваться: для получения кредита; при приватизации; для привлечения инвесторов; при выходе на новые рынки; при перепрофилировании фирмы; по новым инновационным проектам. Бизнес - план помогает фирме решить следующие основные задачи [24, с. 24]:

·        определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

·        выбрать товар (услугу), которая будет предложена фирмой потребителям и оценить необходимые для этого расходы;

·        сформулировать задачи по производству и реализации товара (услуги), необходимые действия по их достижению; определить лиц, ответственных за реализацию этих действий;

·        выявить соответствие имеющегося у фирмы персонала и применяемой системы мотивации труда предъявляемым требованиям по достижению поставленных задач;

·        определить состав маркетинговых мероприятий, фирмы по продаже товара (предоставлению услуги);

·        оценить финансовое положение фирмы и соответствие потенциальных ресурсов возможностям достижения поставленных задач;

·        предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

К основным причинам составления фирмой бизнес-плана относятся такие, как: ознакомление потенциальных партнёров с замыслами предпринимателя; необходимость знания инвесторами и кредиторами объективной оценки делового предложения; цифровое обоснование эффективности бизнес - идеи. Основной вопрос составления бизнес-плана заключается в том, чтобы доказать целесообразность и экономическую эффективность предпринимательского проекта, для выполнения которого предприниматель пытается привлечь дополнительные средства. Бизнес-план помогает координировать деятельность партнёрских фирм, организовывать совместное планирование развития ряда организаций, связанных кооперированием и изготовлением одного или нескольких взаимодополняющих продуктов [12, с. 328]

Разработка бизнес-плана должна подчиняться следующим основополагающим принципам:

·        гибкости, что даёт возможность постоянно адаптировать план к изменениям среды, в которой функционирует данная фирма;

·        непрерывности, что предполагает «скользящий» характер планирования;

·        коммуникативности, что определяет координацию и интеграцию усилий, то есть в расчётах плана всё должно быть взаимосвязано взаимозависимо;

·        интерактивности, что означает творческий характер планирования неоднократную проработку уже составленных разделов плана;

·        многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

·        участия, предусматривающего возможность вовлечения в процесс планирования всех участников будущей организации;

·        адекватности, то есть отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования. [12, с. 329]

Для составления бизнес-плана привлекается обширная информация, затрагивающая широкий круг вопросов о рынке, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и др. Значительная часть информационного материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, но заслуживает внимания при предварительной разработке его рабочего варианта, в который включают всю рабочую информацию, сгруппированную по разделам документа. Эти материалы могут иметь разнообразный характер (от описаний и формулировок идей до расчётов, оформленных в виде таблиц произвольного типа); они постоянно дополняются в процессе работы и используются при модернизации официального варианта бизнес-плана. Таким образом, соблюдаются основополагающие принципы составления этого документа. Информация, содержащаяся в бизнес-плане, в дальнейшем будет использоваться не только руководством фирмы, но и отдельными специалистами в их повседневной работе: бухгалтером, экономистом, менеджером, коммерсантом, юристом, финансистом и др.

Как правило, бизнес - план разрабатывается на несколько лет. Показатели первого года даются с разбивкой по кварталам (возможно и месяцам). Годовой бизнес - план фирмы может уточняться и продлеваться на следующий год.

Таким образом, бизнес-план представляет собой краткое, точное описание предполагаемого бизнеса.

1.2 Содержание бизнес-плана инновационного проекта

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес планов в зависимости от назначения: по бизнес - линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему) [8, с. 20].

В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес - план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес - планы по приведённой выше типологии.

К факторам, определяющим объём, состав и структуру бизнес - плана, степень его детализации, можно также отнести: специфику вида предпринимательской деятельности; размеры предприятия; цель составления бизнес - плана; общую стратегию предприятия; перспективы роста создаваемого предприятия; размер предполагаемого рынка сбыта; наличие конкурентов. [8, с. 21]

В зависимости от цели составления бизнес - плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнёров, привлечения партнёров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем больше количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес - плана.

На предприятии разрабатывается два варианта бизнес плана: официальный и рабочий бизнес - план. Бизнес - план - официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнёров по бизнесу и т.д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т.п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес - плана, потому целесообразно иметь два вида одного бизнес - плана - официальный и рабочий бизнес - план. В рабочий бизнес - план включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес - плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний формулирования своих идей до расчётов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес - плана [4, с. 136].

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес - плана. Рассмотрим некоторые варианты структуры бизнес - плана, предлагаемые различными авторами методических разработок по бизнес - планированию. Варианты сгруппируем в таблицу 1.

Таблица 1.

Структура бизнес - плана

№ п/п

Первый вариант

Второй вариант

Третий вариант

Четвёртый вариант

1.

Резюме

Концепция бизнеса (резюме)

Краткое изложение

Резюме

2.

Предприятие

Ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии

Анализ рынка

Место нахождения фирмы

3.

Продукция

Характеристика объекта бизнеса

Описание предприятия

Цель деятельности (миссия) фирмы

4.

Рынок сбыта

Исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция)

Маркетинг и сбыт

Средства для бизнеса. Отрасль и создаваемая фирма (проект)

5.

Конкуренция

Организационный план, в том числе правовое обеспечение

Продукты (услуги)

Описание вида деятельности (бизнеса)

6.

Маркетинг

Персонал и управление

Операции (поставки, поставщики, преимущества производственной системы)

Продукция (услуги)

7.

Производство

План производства

Руководство и собственность

Анализ рынка сбыта

8.

Организация, управление, кадры

План маркетинговых действий

Источники и направления финансирования

Конкуренция и конкурентное преимущество

9.

Финансы

Потенциальные риски

Финансовый план

Организация внешнеэкономической деятельности фирмы

10.

Оценка риска и страхование

Финансовый план и финансовая стратегия

_

Стратегия плана маркетинга

11.

_

_

_

Прогнозирование продаж

12.

-

-

-

План производства

13.

_

_

_

Организационный план и менеджмент

14.

-

-

-

Оценка риска

15.

-

-

-

Финансовый план

16.

_

_

_

Стратегия финансирования


Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес - планов, состав и содержание их основных разделов остаётся практически неизменным. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес планирования, а также опыт практической работы в области планирования бизнеса позволили предложить оптимальную структуру бизнес - плана предприятия [27, с. 225]:

1.       Концепция бизнеса (резюме).

2.       Описание предприятия и отрасли.

.        Характеристика услуг и продукции.

.        Исследование и анализ рынка сбыта.

.        Конкуренция и конкурентное преимущество.

.        План маркетинга.

.        План производства.

.        Организационный план.

.        Финансовый план.

.        Финансовая стратегия.

.        Потенциальные риски.

Особую структуру и логику изложения имеет бизнес план финансового оздоровления предприятия, он является основным документом неплатёжеспособных предприятий и служит для:

·        выработки стратегии выживания предприятия;

·        составления плана проведения реорганизационных процедур;

·        организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;

·        обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

1.3 Процесс разработки и реализации инновационного бизнес-плана

В целом работа по бизнес - планированию - это очень трудоёмкий и достаточно длительный процесс.

Бизнес - планирование - это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес - планирования, осуществлением планирования, продвижением бизнес - плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес - плана, контроль выполнения [28, с. 216].

Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес - планирования:

·        подготовительная стадия;

·        стадия разработки бизнес - плана;

·        стадия продвижения бизнес - плана на рынок интеллектуальной собственности;

·        стадия реализации бизнес - плана.

Ключевым моментом подготовительной стадии бизнес - планирования является формирование перспективной бизнес - идеи. Бизнес - идея - это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения. К бизнес - идее можно прийти самостоятельно, перерабатывая информацию из разных источников или в ходе целенаправленного творческого поиска, но можно заимствовать уже готовую идею и дать ей новую жизнь через механизм приобретения существующих предприятий, поглощения, создания совместных предприятий или выкупа. Независимо от того, каким образом идея получена, важно очень тщательно её взвесить и оценить, с тем, чтобы убедиться, что она действительно может лечь в основу успешного предприятия [28. с. 230].

Убедившись в перспективности бизнес - идеи, приступают непосредственно к разработке бизнес - проекта и принимают решение о подготовке бизнес - плана. Формируется группа разработчиков бизнес - плана, определяется система финансового обеспечения бизнес - плана и открывается финансирование его подготовки.

После того как решены все вопросы по стадии разработки бизнес - плана, наступает стадия продвижения бизнес - плана.

Начальным этапом стадии продвижения бизнес - плана является организация и проведение презентации бизнес - плана. Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнёрами по реализации бизнес - проекта. В ходе переговоров с потенциальными партнёрами происходит согласование условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес - план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес - плана [8, с. 30].

Процедура аудита бизнес - плана внешними инвесторами проводится по определённой схеме, включающий, как правило, шесть этапов [24, с. 50]:

1.       Определение характеристик компании - заявителя и отрасли её деятельности.

2.       Оценка условий инвестиционного соглашения: форма заимствования и возврата долга, залог, гарантия возврата.

.        Анализ последнего баланса:

·        определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, проверяется достаточность собственного оборотного капитала, уровень коэффициента покрытия;

·        расчёт соотношения «заёмный капитал - собственный капитал»;

·        оценка способности фирмы к заимствованию;

·        оценка активов и обязательств.

4.       Оценка «весомости» руководящей команды компании - заявителя.

5.       Выявление особенности проекта.

.        Общий анализ бизнес - плана.

Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу - общему глубокому изучению бизнес - плана. При необходимости выполняются узко профильные экспертизы: маркетинговая, технологическая, патентная и экономическая.

Завершается аудит бизнес - плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.

Этап реализации бизнес - плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство. Очень важно внимательно спланировать эту критическую фазу делового планирования, так как отклонения от первоначальных проектных данных могут легко подвергнуть опасности весь бизнес - план. Реализовать бизнес - план - значит выполнить все рабочие задачи в фирме и вне её, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес - плана в реальную производственную стадию [6, с. 68].

Планирование реализации бизнес - проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи [6, с. 74]:

·        определение типа рабочих задач в фирме и вне её, которые необходимы для реализации бизнес - плана;

·        определение логической последовательности событий в рабочих задачах;

·        подготовку графика реализации, определяющего положение рабочих задач конкретно во времени и учитывающего соответствующее время для завершения каждой индивидуальной задачи;

·        определение ресурсов, необходимых для завершения индивидуальных задач, и выявление соответствующих издержек;

·        подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечивают финансирование на всём протяжение фаз реализации и эксплуатации бизнес - плана;

·        документирование всех данных реализации, позволяющее корректировать планы и бюджет реализации, равно как и прогнозы, сделанные во время составления бизнес - плана.

Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес - плана: финансовое планирование; организационное оформление; приобретение и передачу технологии; подготовку заявочных документов; представление предложений; переговоры и заключение контрактов; приобретение земли; строительные работы; установку оборудования; закупку материалов и сырья; производственный маркетинг; обучение и назначение на должности; запуск и начало производства; поддержание и развитие производства.

Главные стадии реализации бизнес - плана не всегда поддаются шаговому анализу, когда одна стадия неизменно следует за другой. Неизбежно большое количество пересечений и одновременного планирования различной деятельности.

Даже самый лучший бизнес - план может устареть, если изменяются условия. Внешние факторы - экономическая ситуация, новые требования потребителей, появление новых технологий, изменение политики, а так же события внутренней жизни предприятия, в частности изменения в руководящем составе, - могут вызвать необходимость пересмотра бизнес - плана. Корректировка плана даёт возможность, не изменяя целей, менять пути их достижения и, следовательно, повышать шансы предприятия на успех [8, с. 36].

Выполнение отдельных работ, относящихся к различным стадиям бизнес - планирования, во времени носит параллельно - последовательный характер. Завершается реализация бизнес - плана оценкой и анализом соответствия поставленных и достигнутых в процессе бизнес - планирования целей.

2. Разработка бизнес-плана туристической фирмы ООО «ДелиТур»

2.1 Резюме

 

Наименование предприятия: полное товарищество, туристическое агентство «Дели Тур».

Адрес: метро «Площадь Революции», улица Никольская, д. 22, стр. 2, офис 5.

Сфера бизнеса: турагентская деятельность.

Срок начала деятельности предприятия: 1 апреля 2011 года.

Бизнес-план рассчитан на 1 год функционирования предприятия. По окончании этого срока можно продолжить деятельность предприятия, если будут достигнуты поставленные цели и задачи.

Планируется создать туристическое агентство, полное товарищество «Дели Тур» в туристской сфере деятельности - внутренний туризм. Решение о создании туристического агентства «Дели Тур», принято собранием учредителей от 13.05.2010 г. Бизнес-план рассчитан на 1 год функционирования предприятия. Начало работы планируется начать уже с 01.04.2011 г., а работу с клиентами с 20.04.2011 г. Лицензия на ведение турагентской деятельности оформлена.

Туристическая фирма «Дели Тур» будет заниматься внутренним туризмом и предоставлять туристическое и экскурсионное обслуживание в Москве и по России, как иностранным, так и нашим туристам. Основной упор будет делаться на работу с иностранными туристами из англоговорящих стран. Фирма уделяет особое внимание тому, чтобы дать возможность своим клиентам познакомится с реальной жизнью в России. «Дели Тур» - семейное предприятие в форме товарищества с ограниченной ответственностью. Управление фирмой будет осуществляться её владельцами, О.Б. Петровой и А.Б. Петровыми.

Привлечение заёмных средств не планируется, так как владельцы компании обладают достаточными денежными средствами для открытия своего дела.

Уставный капитал предприятия равен 1456000 рублей.

Точка безубыточности проекта равна - 862992 рублей. А запас финансовой прочности на уровне 98%.

Уровень рентабельности 136%.

Доход от проекта 529742 руб.

Индекс рентабельности 1.4.

Производственный рычаг 1 раз, при изменении выручки на 1% прибыль предприятия возрастет в 1 раз.

Срок окупаемости проекта - 8 месяцев.

Чистый приведённый доход - 365781 руб.

Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на мировом рынке туристских услуг. На ее долю приходится 1,5% мирового туристского потока. Существующая материальная база туризма более чем на 80% нуждается в реконструкции. Не созданы условия, стимулирующие приток в отрасль частных инвестиций, в том числе из-за рубежа. Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на внутреннем и внешнем рынках, в то время как одним из наиболее эффективных средств интеграции российского туризма в условиях рыночных отношений может стать сама информатизация.

Такое положение во многом объясняется изменением геополитической ситуации, распадом хозяйственных связей, падением производства, инфляцией и как итог - снижением уровня жизни и резким усилением дифференциации доходов населения, что вызвало сокращение внутреннего туризма. Не способствуют росту туризма существование «горячих» точек и криминогенная ситуация в ряде регионов страны.

Недостаточно эффективная система государственного регулирования туризма открывает возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей туристских услуг; слабо стимулирует развитие иностранного и внутреннего туризма; создает возможности для криминализации туристского бизнеса, экспансии иностранных фирм на отечественном туристском рынке.

Инвестиции в отечественный туризм носят только тактический характер и затруднены в силу не гарантированности возврата средств и получения прибыли, отсутствия планового характера деятельности и возможности осуществлять долгосрочную инвестиционную стратегию.

Ситуация с социальным туризмом в РФ оставляет желать лучшего. Причина далеко не в том, что ухудшилось в целом социально-экономическое положение, а главным образом, - в просчетах соответствующего ведомства федеральной исполнительной власти и в пробелах законодательства. Можно утверждать, что наиболее опасным для российского туризма может стать отставание в обеспечении информацией процессов стратегического планирования и информационно-психологической ориентации общественного мнения. Отечественные разработчики туристских информационных систем и комплексов полностью ориентируются на зарубежные системы отбора и интеграции туристской информации. Практически полностью отсутствует развитие отечественных систем получения информации о текущем состоянии российского туристского продукта и сферы обслуживания.

Количество иностранцев, желающих посмотреть русские красоты, увеличивается, однако, их спрос в полной мере удовлетворить пока невозможно. Россия для многих из них по-прежнему остается закрытой страной. Однако эксперты Всемирной туристской организации (ВТО) не исключают, что при правильной организации работы индустрии туризма уже к 2020 г. Россия может подняться на 5 место, пропустив вперед лишь Францию, Испанию, Великобританию и Италию. Недавно Россия стала членом Исполнительного совета ВТО. А это, по мнению экспертов, означает, что туризм у нас на подъеме.

Культура производства. Внутренний туризм в России по отношению к мировому туризму находится в кризисном состоянии. В начале 1990-х годов произошел резкий спад спроса на туры по России. Это привело к простаиванию большинства туристских объектов. В условиях снижения уровня жизни, постоянного роста цен на путевки и сокращения дотации на них произошло деление российских граждан на 2 группы:

большинство российских граждан оказалось не в состоянии оплачивать туристские расходы, довольствуясь поездками на дачные участки;

другая часть населения (со средним достатком), сохранившая свою платежеспособность, переориентировалась на отдых за границей, который обходится дешевле, чем путешествие по нашей стране.

Для оживления внутреннего туризма и повышения его вклада в национальную экономику потребуется приложить немало усилий, и прежде всего по преодолению фактора, который самым негативным образом сказывается на конкурентных позициях внутреннего и въездного туризма - это низкая «культура производства» различных услуг, составляющих турпродукт, и как следствие ее - низкий уровень качества туристского продукта, несоответствующий европейскому уровню.

В развитых европейских странах повышение качества расценивается как решающее условие дальнейшего повышения экономического роста, эффективности производственных процессов и производительности труда, обеспечения конкурентоспособности на мировых и внутренних рынках, в связи с чем происходит переоценка роли и места фактора качества производимого продукта в стратегии турфирм и в развитии экономики страны в целом. Проблема обеспечения качества в развитых странах рассматривается как проблема общенационального характера. Там ведется большая аналитическая, исследовательская, образовательная, воспитательная работа силами общественности и государственными организациями.

Подобное внимание к вопросам качества не случайно, оно закономерно для современного этапа постиндустриального развития, в условиях научно-технического прогресса и острейшей Конкурентной борьбы.

Отечественная индустрия туризма не в полной мере восприняла значение проблемы качества, которая должна пронизывать деятельность всех туристских предприятий и каждого члена их коллектива - от первого руководителя организации и до самого последнего неквалифицированного сотрудника, так как именно все они решают эту проблему.

Инвестирование. Последние годы только и говорили, что вот-вот в туризм пойдут зарубежные инвестиции и начнется его бурное развитие. Эти оптимистические проекты основывались на том, что во всем мире туризм - одна из самых динамично развивающихся и инвестиционно-привлекательных отраслей.

В регионах, где идею развития туризма восприняли с энтузиазмом, принялись за разработку инвестиционных проектов. Сейчас их всеми возможными способами и на всех уровнях представляют потенциальным инвесторам. Но до реализации проектов дело доходит очень редко. Очевидно, что на крупные инвестиции туризму рассчитывать не стоит. Зарубежные инвесторы вообще избегают вкладывать средства в российскую экономику, поскольку инвестиционная привлекательность России невысока.

Крупным российским инвесторам туризм также пока неинтересен. Они предпочитают вкладывать средства в проекты, приносящие прибыль (например, в крупных городах это возведение элитного жилья; пока рынок его не будет насыщен, о появлении гостиниц туристского класса можно забыть).

Еще одна причина, которая сдерживает инвестиции в туристскую инфраструктуру, - это отсутствие достоверной информации о состоянии отрасли (об объеме рынка и динамике его развития). Есть и другая проблема, которая отбивает желание вкладывать средства в развитие туриндустрии, - это отношения с районными властями.

На сегодняшний день в туризм делают вложения главным образом государство и мелкие, средние местные предприниматели. Государство это делает потому, что этого требует статус туризма как приоритетной отрасли экономики; мелкие и средние предприниматели фактически вкладывают средства в инфраструктуру туризма, в свой бизнес. А официальные инвестиционные проекты остаются нереализованными.

Причина очевидна - отсутствует инвестиционная стратегия. Основные виды туризма, на которые должна сделать ставку Россия, - познавательный и экологический. Это значит, что в крупных турцентрах должны строиться гостиницы 3, а в регионах, куда туристы едут ради общения с природой, - сети малых гостиниц.

Проблема оздоровления населения. Раньше туризм имел две мощные подотрасли - санаторно-курортное лечение и экскурсионную деятельность. Безусловно, они были взаимосвязаны и представляли собой полный комплекс туристского обслуживания. Но в начале 1990-х годов прежняя система внутреннего туризма стала недееспособной. Экономика туризма претерпела новые качественные изменения. В условиях рынка внутренний туризм формируется фактически заново. Этот процесс сопровождается известными явлениями - переделом собственности, сокращением государственного сектора, давлением на социальную сферу. Проявляются и другие закономерные тенденции внутреннего характера.

В 2001 г. потенциал базы размещения российских курортов был практически исчерпан - загрузка в высокий сезон курортных гостиниц, разного рода здравниц и баз отдыха достигла пика, вследствие чего в лечебно-оздоровительный туризм вернулась проблема дефицита. Сейчас потребность населения страны в санаторно-курортном обслуживании, как показывают научные исследования, в 2-3 раза выше установленных в недалеком прошлом нормативов.

Другая проблема - неотлаженность рыночного механизма реализации лечебных и оздоровительных туров, нестыковка двух взаимосвязанных частей турбизнеса - производителей и продавцов туруслуг. Оптимальная модель экономической деятельности санаторно-курортного предприятия сегодня выглядит таким образом: санаторий должен иметь гостиничную лицензию, договора с турфирмами, обеспечивающими экскурсионное обслуживание, плюс договора с туроператорами и турагентами. Конечно, это не исключает контакта с прямыми клиентами, но крупный бизнес работает по оптовой схеме.

Имеется и проблемный момент социального плана: нарушен баланс между коммерческим и социальным туризмом в сфере отдыха и оздоровления. В настоящее время санаторно-курортные путевки реализуются на коммерческой основе, оплачиваются из бюджета (здравницы президентской администрации, силовых ведомств) и фондами социального страхования (ФСС). В следующем году впервые в бюджете ФСС не будет строчки «санаторно-курортное лечение». Оставлены лишь небольшие средства по этой статье расходов, которые определены для лечения пострадавших на производстве. Как следствие, в первую очередь пострадают:

граждане из категории недостаточно защищенных в социальном плане;

здравницы из-за уменьшения загрузки и притока денежных поступлений, необходимых для реконструкции и инноваций;

градообразующие курортные центры, получившие в последние несколько лет возможность интенсивного развития.

Лечение и оздоровление граждан с ограниченными возможностями, ветеранов войны и труда через средства социальной поддержки уже практически отсутствуют. Коммерческий туризм, естественно, не может компенсировать то, что недополучит санаторно-курортный комплекс.

При анализе российского туризма в целом становится очевидным, что: не изменяющаяся организация не сможет соответствовать изменениям внешней среды. Точнее - на рынке может преуспевать только фирма, изменяющаяся динамично; для того чтобы приглашать в Россию крупных инвесторов, нужно как минимум показать им возможности отрасли. Без точной статистики, знания структуры рынка и плана его развития сделать это невозможно; экскурсионные поездки, познавательный туризм в настоящее время отошли на второй план. Гораздо большая активность наблюдается в сфере лечебного туризма, а познавательный туризм стал дополнением к различным видам отдыха, оздоровлению и лечению.

Не исключено, что в дальнейшем российский внутренний туристский рынок получит необходимый импульс и займет равноценные позиции на мировом рынке туруслуг. Сегодня об этом можно говорить только в перспективе.

«Дели Тур» планирует начать свою работу с 1 апреля 20011 года. Но перед тем, как приступить к работе потребуется пройти множество этапов. К таковым относятся следующие:

. Первое собрание учредителей. Для того. Чтобы создать предприятия оговариваются условия сотрудничества, составляются учредительные документы и объявляется устав. Документы разрабатываются, печатаются, подписываются сторонами, участвующими в первом собрании. Эти документы должны быть в двух экземплярах. Создаётся такой документ, как Протокол №1 «О создании юридического лица» (действителен в течении 30 дней).

Регистрация юридического лица

. Нужно выбрать банк, в котором будут храниться деньги, и заключить с ним договор, открыть временный счёт, куда требуется перечислить 50% объявленного уставного фонда.

. Заключается договор аренды на помещение, где реально будет осуществляться деятельность юридического лица, либо реальное место юридического лица.

. Встать на учёт в Налоговую. В течение 5-7 дней вас должны зарегистрировать.

. В течение 10 дней необходимо встать на учёт во все внебюджетные фонды: пенсионный. Медицинский, региональный, территориальный, фонд социального страхования, фонд занятости, Росстат.

. Со всеми справками необходимо прийти в банк и перевести счёт из временного в обычный текущий расчётный счёт. Именно с этого момента предприятие может вести хозяйственную деятельность.

. Со справкой о разрешении на ведение хозяйственной деятельности нужно изготовить печать и нотариально её заверить.

Для регистрации юридического лица необходимо оплатить государственную пошлину в размере 2000 рублей, также необходимо изготовить печать (350-500 рублей). При условии, что устав и учредительный договор будут заверены у нотариуса (1000 руб.).

Когда прошли регистрацию, то необходимо получить лицензию на деятельность. Как нам известно, туристская деятельность подлежит обязательной регистрации. Лицензирование теперь осуществляется Департаментом туризма Минэкономразвития России.

Для получения лицензии на турагентскую деятельность требуется наличие у турагента не менее 20% работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет. Руководитель турагентства должен иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование, а стаж его работы в области туризма должен составлять не менее 3 лет. Лицензия выдаётся на 5 лет. Для её получения лицензии необходимо оплатить 1300 рублей, т.к. сумма платежа за рассмотрение одного заявления составляет 300 рублей, за выдачу одного бланка лицензии - 1000 рублей. Оплата 1000 рублей производится после получения соискателем официального письма с положительным решением о выдаче лицензии.

И, наконец, заключительным моментом является получение сертификата соответствия.

Таким образом затраты на регистрацию предприятия складываются следующим образом: государственная пошлина 2000 руб. + печать 500 руб. + учредительный договор. Заверенный у нотариуса 1000 руб. + лицензия на 5 лет 1300 руб. = 4800 руб.

Затраты на организацию предприятия составят: 4800 руб.

И вот теперь вы можете начать деятельность предприятия!

А теперь перейдём к описаниям целей и задач, которые стоят перед предприятием.

2.2 Анализ рынка сбыта

Анализ потенциального рынка показывает неудовлетворенность спроса на обслуживание индивидуальных туристов и небольших групп, особенно на обслуживание, направленное на выполнение конкретных пожеланий клиентов.

Индивидуальный туризм не требует существенных первоначальных капиталовложений, и владельцы предприятия используют в качестве первоначального капитала свои личные средства. Для расширения своей деятельности фирма «Дели Тур» ищет иностранного партнера, который направлял бы клиентов в фирму «Дели Тур» для обслуживания. Также, для успешного функционирования компании на рынке планируется заключить договора с такими туроператорами, как: «Роза Ветров», «Русская усадьба», «Эсперанто», то есть с туроператорами, обслуживающими в основном рынок внутреннего туризма.

Создать туристическое агентство, основными целями которого будут являться:

. Высокий объём продаж.

. Увеличение доли фирмы на сложившихся рынках по конкретному продукту.

. Освоение новых рынков.

. Завоевать хорошую репутацию и имидж у потребителей.

. Создание уникальных туристских продуктов.

Возможные другие цели:

. Увеличение роста чистого дохода.

. Повышение качества выпускаемой продукции.

. Увеличение доли сервисных и сопутствующих услуг.

4. Анализ стимулирования сбыта;

. Разработка и выбор стратегии турфирмы по продвижению турпродукта «Дели Тур» на рынок России;

. Разработка формализованной процедуры продвижения турпродукта;

. В скором времени построение сетевой модели как основы продвижения турпродукта.

При разработке и внедрении новых товаров целями будут являться:

. Освоение новых видов продукции.

. Увеличение объёма выпуска этой продукции.

. Проникновение на рынок и вытеснение старой продукции.

Обозначив цели деятельности компании, необходимо охарактеризовать виды деятельности.

2.3 Характеристика видов деятельности

На начальном этапе своего развития фирма «Дели Тур» представляет собой небольшую туристическую компанию, занимающуюся приёмом иностранных туристов в Москве и обслуживанием наших туристов и предоставление им тех же самых услуг, кроме проживания в семьях. Фирма «Дели Тур» предоставляет туристические и экскурсионные услуги и показывает своим клиентам российскую действительность и места российской глубинки. Туристы проводят свой отпуск в русских семьях или, если они того пожелают, в высококлассных гостиницах. Опытные гиды проводят экскурсии по основным историко-архитектурным памятникам и музеям Москвы и его окрестностям и по другим близко лежащим городам Москвы. «Дели Тур» предлагает индивидуальные экскурсии, составленные по темам, заказанным клиентом, а также гарантирует высококачественное транспортное обслуживание и организацию питания.

Предполагаются следующие направления деятельности фирмы:

·  В особенности приём иностранных туристов здесь и экскурсионное обслуживание.

·        Молодёжный туризм.

·        Семейный туризм.

·        Познавательный туризм.

·        Индивидуальный туризм и также экскурсионное обслуживание туристов, по индивидуальным программам и заранее запланированным.

Таким образом, услуги «Дели Тур» рассчитаны широкий круг потребителей.

По данным опроса ООН, Москва занимает второе в мире по шкале популярности среди туристов, особенно сезонно. Около 30 млн. иностранных граждан выражают готовность её посетить.

Обычный тур включает в себя экскурсии по старинным дворцам и соборам, что является достоянием русской истории и представляет несомненный интерес. Однако опыт показывает, что большинство туристов интересуется также современной жизнью русских людей («реальной Россией») - жизнью русской семьи, работой и зарплатой, магазинами и ценами, проблемами с жильем, системой образования, медицинского обслуживания и т.д., - о которых туристам рассказывают и, которые туристы видят собственными глазами в домах русских людей, как в городах, так и в деревнях, в школах, магазинах, на рынках и т.д. Такое разнообразие предлагаемой информации фактически дает новый вид обслуживания более высокого качества, является изюминкой компании и позволяет надеяться на успех предприятия. Этот подход уже практиковался владельцами фирмы и постоянно давал положительный результат в удовлетворении потребности клиентов в интересной для них информации. Предлагается создать новую туристическую фирму, которая будет заниматься внутренним туризмом и экскурсионной деятельностью, в особенности специализирующуюся на обслуживании иностранных туристов, и русских тоже.

Реализация путевок будет осуществляться по одному направлению:

Продажа путевок других турфирм, когда фирма является турагентом (при этом необходимо провести маркетинговое исследование, выбрать туроператора, в репутации которого мы должны быть уверены, и организовать рекламную кампанию).

2.4 Оценка рынков сбыта и конкурентов

Благодаря удачному расположению фирмы в центре Москвы, да и к тому же вблизи Красной Площади, услуги компании, несомненно, будут пользоваться спросом. Потенциальными потребителями могут стать: семьи, школьники, студенты, как наши, так и иностранные, отдельные туристы, пожилые люди. Так как рядом находится торговый комплекс Гостиный Двор, различные музеи, храмы, соборы и к тому же ул. Никольская является одной из центральных, по ней проходят тысячи людей в день, а может даже и больше, то это безусловно должно отразиться на успехе компании. Кроме того в центре Москвы расположено множество высших учебных заведений, студенты которых, проходя мимо могут заглянуть в фирму, а потом рассказать своим друзьям. Безусловно, расположение фирмы в центре Москвы, наличие разного рода магазинов, торговый комплекс, даёт ей больше возможности для успешного существования, поскольку поток людей ежедневно очень большой и кто-нибудь да обязательно заглянет в неё.

Вблизи станции метро Площадь революции находится примерно 10 туристических агентств, занимающихся выездным туризмом в разные страны мира, компании, предоставляющие услуги по оформлению виз и приглашений иностранцам («Меркурий Тур»), туроператоры по выездному туризму. Но никто из них не предоставляет обслуживание иностранных туристов, и тем более по индивидуальным турам, экскурсиям и программам. Результат на лицо!

Нельзя не сказать, что деятельность любой туристской компании зависит от сезона, если учесть, что приоритетным направлением в деятельности фирмы является работа с иностранными туристами, то важно знать самые посещаемые месяцы года. А таковыми является период с мая-сентябрь. Следовательно, в это время планируется усилить рекламную компанию и, что повлечёт за собой поток туристов.

2.5 Стратегия маркетинга

Фирма «Дели Тур» предоставляет услуги, которые позволяют удовлетворить естественный интерес людей познакомиться с образом жизни, менталитетом и культурой другой страны, в частности России. Фирма «Дели Тур» поможет людям узнать, что есть общего и каковы различия между их собственными и типичным российским образом жизни. Предоставляемые услуги ориентированы, главным образом, на индивидуальных туристов или очень небольшие группы, состоящие из трех-четырех человек, которые заинтересованы в том, чтобы получить более глубокое представление о реальной жизни России, а не только увидеть ее фасад, как это обычно показывается большинством турфирм. Как правило, клиентам предлагается традиционный туристический набор представлений о России, не имеющих ничего общего с тем, чем в действительности живут русские люди.

Хотя фирма «Дели Тур» стремится выполнить все пожелания своих клиентов, в первую очередь она предлагает помощь в достижении более глубокого понимания российской действительности. В зависимости от выбора клиента программа может быть составлена из индивидуализированных экскурсий по заказу клиента с учетом его интереса к истории, культуре, политике или определенной профессиональной области (экскурсий как тематических, так и обзорных). Фирма «Дели Тур» уделяет внимание всем деталям и «мелочам», что особенно важно в России, где в условиях тоталитарной системы в течение многих лет индустрия туризма не была ориентирована на клиента. Самой сильной стороной фирмы является работа опытных профессиональных гидов, готовых удовлетворить все пожелания клиента. Спрос на такие услуги практически не ограничен, поскольку лишь очень немногие фирмы их предлагают.

Существующие турфирмы можно подразделить на следующие группы:

) акционерные общества закрытого типа, появившиеся в результате распада крупных советских государственных компаний-монополистов (типа «Интуриста» или «Спутника»). Их сила заключается в том, что они унаследовали большинство прежних связей и, следовательно, велик объем оказываемых услуг. Их слабость в том, что обслуживание клиента в большинстве случаев поставлено на поток и мало учитывает конкретные интересы личности;

) совместные предприятия, путевки которых продаются иностранным учредителям за границей через обширную сеть турагенств. Такие компании ориентированы на обслуживание больших групп, в которых индивидуальное обслуживание практически мало осуществимо;

) компании, производящие не очень большой спектр туристских продуктов по 4-5 направлениям и реализующая их через сеть других турагентств и самостоятельно;

) частные компании, обычно с небольшим объёмом работы, заинтересованные в сотрудничестве с иностранными партнерами - поставщиками клиентов. В большинстве случаев они предлагают более высокое качество обслуживания и индивидуализированный подход к клиенту. Некоторые из них выделяются тем, что специализируются на спортивном или оздоровительном туризме.

Фирма «Дели Тур» принадлежит к третьей и четвёртой группе. Рыночная ниша (индивидуальный, ориентированный на клиента туризм в России) достаточно велика, чтобы приносить прибыль, и в то же время достаточно мала для того, чтобы быть привлекательной для крупных туристических фирм, обслуживающих большие потоки туристов. В настоящее время фирма привлекает клиентов по прямым контактам с нами или по рекомендации. Фирма «Дели Тур» занимается поиском иностранных партнеров с целью увеличения объема работы путем установления контактов с западными фирмами, что, в конечном счете, привело бы к увеличению прибыли. Фирма предлагает также свои услуги местным фирмам для получения дополнительных средств, идущих на развитие фирмы.

Для более успешного продвижения туристского продукта на рынке следует прибегнуть к рекламной компании.

Таблица 2. Затраты на рекламную компанию

Вид рекламного мероприятия

Частота использования и сроки

Затраты (руб.).

Затраты на одно мероприятие (руб.).

Исполнитель

1. Раздача листовок у выходов из 5 станций метро (каждый день по 8 часа).

2 дня в неделю, с 1 апреля по 30 июля

21 504

672

Курьер

2. Реклама в журнале «Туризм и отдых».

2 публикации в неделю с 1 апреля по 14 сентября

56000

1272

Генеральный директор

3. Реклама на радио «Максимум»

1 раз в день по 30 сек. 3 раза в неделю с 1 марта по 1 апреля

84000

84000

Управляющий директор

Итого стоимость рекламной компании:

161 504


Рассмотрим более детально затраты на рекламную компанию:

Стоимость 1 листовки составляет 30 копеек. В день планируется раздавать 500 листовок. Раздатчик листовок в 1 час получает 60 рублей, работает по 8 часов в день. Соответственно в день на раздачу листовок будет затрачено 630 рублей. 32 дня * 672 = 21 504. За 32 дней раздачи листовок на это мероприятие будет затрачено 21 504 руб.

Журнал «Туризм и отдых» является наиболее читаемым и популярным изданием среди людей, которые хотят отдохнуть. Журнал издаётся еженедельно. Стоимость рекламы с туроператором колеблется от 1120 руб. до 1820 руб. за 1 публикацию (в которую входит название, станция метро, телефон, и номер лицензии). Планируется всего 44 публикации. Соответственно средняя стоимость публикации на столь долгий срок будет 1272 руб. За 44 публикации 56000 руб. Причём в процессе размещения рекламы будет проводиться анализ наиболее популярных операторов и по результатам будут меняться операторы. А также постоянно будут меняться рекламируемые туристические направления, в зависимости от своей популярности.

Стоимость одного выхода (30 сек.) на радио Максимум составляет 7000 руб. Следовательно, не трудно подсчитать, что за 3 выхода в неделю эта стоимость составит 21000 руб. А так как сроки рекламной компании на радио, в моём бизнес-плане с 1 марта по 1 апреля, то затраты в этот период составят 84000 руб.

В общем, на рекламную компанию за весь год будет затрачиваться 161504 руб.

2.6 Производственный план

План производства заключается в предполагаемом объём продаж каждого вида турпродукта, и количество их реализации. Исходя из того, что фирма планирует заниматься только внутренним туризмом и экскурсионным обслуживанием как для граждан Москвы, так и для иностранцев, то план производства будет представлен в виде двух таблиц, которые безусловно тесно связаны между собой. Туристская деятельность сильно сопряжена с сезонностью, поэтому для простоты понимания рассмотрим количество продаваемых фирмой турпродуктов в данном месяце.

В данной таблице представлено, сколько туров фирма планирует продавать в данный месяц и по данному направлению.

Таблица 3. План продаж туров

Месяц / Вид турпродукта

Проживание иностр. туристов в семьях

Молодёжный тур

Познавательный туризм

Семейный тур

Экскурсии

Индивидуальный тур






Иностр. тур. групп

Русс. Тур. групп

Русск.

Апрель

5

40

30

30

5

10

10

5

Май

10

50

40

70

40

40

40

10

Июнь

15

60

30

80

40

40

40

20

Июль

20

100

50

80

30

20

40

25

Август

20

100

50

80

28

20

30

40

Сентябрь

20

40

50

80

20

30

40

10

Октябрь

17

30

60

40

10

40

20

10

Ноябрь

15

30

70

40

10

20

20

5

Декабрь

20

80

20

50

15

10

20

5

Январь

20

80

20

60

10

10

5

5

Февраль

15

40

15

40

5

8

8

5

Март

15

30

10

20

8

9

6

5

ИТОГО:

192

680

445

670

246

257

279

145


1. Такой вид турпродукта как проживание иностранных туристов в русских семьях наиболее интенсивно будет продаваться в период с июня по октябрь, то есть когда в России лето и только начало осени и когда не очень холодно. Погода является основополагающим фактором в России для иностранных туристов. Причём проживание возможно не только в Москве, но и в российской глубинке, в Подмосковье в российских деревнях, так как это очень интересно иностранным туристам. По социологическим опросам, социологи выявили, что иностранцам, побывав в России, очень хотелось бы поближе ознакомиться с русской действительностью, а как это можно узнать, как не побывав в русской семье.

2.       Молодёжный туризм: в апреле планируются туры в Подмосковные пансионаты для молодёжи (для этого заключены договоры с туроператорами по Подмосковью), а также проведение экскурсий для школьников и студентов. Особенный пик продаж по данному направлению планируется с мая (многие люди выезжают на майские праздники и на выходные) по август (350 туров), когда у студентов и школьников каникулы и ещё декабрь, январь (160 туров), когда в России самый значительный праздник Новы Год.

.        Семейный отдых. Особенный пик продаж приходится с мая по сентябрь (390 туров), декабрь, январь (110 туров). В июне многие едут лечиться в санатории или просто отдохнуть. В июле и августе уже большим спросом пользуются дома отдыха с водоемами.

.        Познавательный туризм: основное направление, по которому будут реализовываться данные туры - это Москва, Санкт - Петербург, Золотое Кольцо, Псков, Владимирская область, Тверь-Торжок, Гусь Хрустальный. Необходимо отметить, что особый пик продаж будет приходиться с июля по ноябрь (280 туров).

.        Говоря об экскурсиях и индивидуальном туризме, надо сказать, что спрос на них особенно велик в период праздников и в теплое время года в России, то есть с мая по сентябрь.

Таким образом, за весь год планируется продать примерно 2914 туров.

Средняя стоимость одного тура и экскурсии - 13000 руб.

Объём ожидаемой средней прибыль от продажи туров и экскурсий за весь год - 37882000 руб.

2.7 Организационный план

«Дели Тур» - семейное предприятие в форме товарищества с ограниченной ответственностью. Управление фирмой осуществляется ее владельцами.

Генеральный директор, он же один из учредителей компании и владелец некоторой части акций - А.Б. Петров (выпускник Российской экономической академии им. В.Г. Плеханова) свободно владеет английским языком. В течение 9 лет Петров А.Б. работал гидом-переводчиком в ВАО «Интурист» и других туристических фирмах и разработал методику показа и объяснения российской действительности туристам. Навыки управления предприятием были приобретены им в ходе практической работы, а также во время стажировки в США по курсу «Управление малым бизнесом в туризме».

В обязанности генерального директора входят разработка имиджа фирмы, маркетинг, представительские функции, взаимодействие с партнерами, получение необходимых лицензий, набор и обучение персонала, составление программ пребывания туристов в России, деловая переписка.

Управляющий директор О.Б. Петрова (выпускница Российского Государственного Торгово-Экономического Университета), в течение 5 лет работала преподавателем. Впоследствии перешла на должность менеджера одного из московских Учебных центров. В настоящее время является учредителем компании и владельцем некоторой части акций компании и исполняет обязанности управляющего директора фирмы «Дели Тур», в которые входят: оперативное управление, бухгалтерский учет, юридические аспекты деятельности фирмы, взаимодействие с транспортными фирмами, организация проживания и питания туристов, а также все остальные необходимые моменты организации обслуживания туристов.

В зависимости от объёма работы заключаются договоры с гостиницами, хозяевами квартир, гидами-переводчиками, водителями автомашин или транспортными фирмами. Гиды-переводчики и водители автомашин работают на основе почасовой оплаты.

Схематично организационную структуру предприятия можно представить так:

Организационно-правовая форма предприятия

Нельзя не учесть правовые аспекты деятельности предприятия.

Фирма «Дели Тур» функционирует как полное товарищество. Порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ регулируется § 2 гл. 4 ГК РФ (ст. ст. 66 - 86). Учредители полного товарищества, во-первых, осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и, во-вторых, несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. Прежде всего, товарищество основано на лично-доверительных отношениях участников, ибо здесь не исключена ситуация, когда сделку от имени товарищества заключил один участник, а имущественную ответственность по ней будет нести другой участник своим личным имуществом.

При создании полного товарищества, закон считает достаточным лишь одного учредительного документа - учредительного договора, который должен быть подписан всеми участниками и государственно зарегистрирован.

Ликвидация товарищества производится по общим основаниям ликвидации юридических лиц. К числу особых случаев прекращения товарищества ст. 81 ГК относит ситуацию, при которой в товариществе остается единственный участник. Товарищество не может существовать в качестве «компании одного лица» и подлежит в этом случае прекращению.

Учредительный договор и устав товарищества оформлены в полном соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с этими документами А.Б. Петров занимает должность генерального директора, в обязанности которого входит: разработка имиджа фирмы, маркетинг, представительские функции, взаимодействие с партнерами, получение необходимых лицензий, набор и обучение персонала, составление программ пребывания туристов в России, деловая переписка;

О.Б. Петрова занимает должность управляющего директора в обязанности которой входит: оперативное управление, бухгалтерский учет, юридические аспекты деятельности фирмы, взаимодействие с транспортными фирмами, организация проживания и питания туристов, а также все остальные необходимые моменты организации обслуживания туристов.

Учредители вносят в устав доли в размере 728000 руб.

Предприятие зарегистрировано по всем правилами и во всех фондах. Лицензии получены.

2.8 Финансовый план

Успешная деятельность любого предприятия во многом зависит не только от управляющего компанией, но и от персонала, а для того, чтобы он хорошо работал, необходимо подумать о хорошем оснащении помещения.

Помещение будет разделено на 2 комнаты: в одной комнате будут находиться руководители, а в другой рабочий персонал.

Для работы предприятию необходимо: прежде всего, помещение с уже сделанным ремонтом. Аренда помещения (в которую уже входит оплата коммунальных услуг), которая будет осуществляться за каждые 3 месяца то есть в 4 платежа, канцелярские принадлежности, офисная мебель, оргтехника, коммунальные услуги. Оплата коммунальных услуг будет входить в стоимость аренды.

Аренда помещения в центре Москвы составляет 10000 руб. за 1 кв. м. в год, нашей фирме потребуется помещение в 30 кв. м. Таким образом, за 3 месяца на аренду будет уходить ((10000*30)) / 12*3 =75000 руб. А в год на аренду 300000 руб. За коммунальные платежи будет осуществляться оплата в размере 3000 руб. в мес., таким образом, в год на оплату будет уходить 3000*12 = 36000 руб.

Также необходимо подключение телефонных аппаратов (междугородняя и международная связь) - 4000 руб. в месяц (в год 48000 руб.), выделенной Интернет - линии - 5000 руб. в месяц (в год 60000 руб.), канцелярские принадлежности - 2800 руб. в месяц (в год 33600 рублей).

Итого за год на оплату будет уходить 48000+60000= 108000 руб.

Таблица 4. Первоначальные затраты на оснащение предприятия

Наименование

Количество

Затраты на единицу

Затраты, в руб.

1. Компьютер

5

18000

90000

2. Принтер

3

8400

25200

3. Факс

1

7000

7000

4. Ксерокс

1

7000

7000

5. Шкаф

2

4000

8000

6. Стол

6

4000

24000

7. Стулья

10

2000

20000

8. Тумбочка

4

600

2400

9. Диван

1

10000

10000

10. Стеллаж

1

1500

1500

11. Сейф

1

3000

3000

12. Кресла

2

2600

5200

13. Телефон

5

350

1750

ИТОГО:

205 050


Оргтехника - 130950 руб., мебель - 74100 руб.

Таким образом, объём первоначальных капитальных вложений на оснащение предприятия 205050 руб.

Начисление амортизации

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, начисление амортизации осуществляется на основные средства со сроком полезного использования более 12 месяцев и со стоимостью более 10 000 рублей. Таким образом, в данном бизнес-плане амортизация будет начисляться только на компьютер и диван:

амортизационных отчислений за год: 28000 / 5 = 5600 руб.

амортизационных отчислений за мес.: 5600/ 12 = 466 руб.

Годовая норма амортизации: (5600/ 28000) * 100% = 20%.

Таким образом, на амортизацию будет отчисляться 5600 руб. в год.

Таблица 5. Квалификационные характеристики работников

Должность

Обязанности

Дополнительно

Генеральный директор

-разработка имиджа фирмы; - маркетинг; - представительские функции; - взаимодействие с партнерами; - получение необходимых лицензий; - набор и обучение персонала; - составление программ пребывания туристов в России; - деловая переписка;

Является учредителем фирмы

Управляющий директора

-оперативное управление; - юридические аспекты деятельности фирмы; - взаимодействие с транспортными фирмами; - организация проживания и питания туристов; - все остальные необходимые моменты организации обслуживания туристов;

Является учредителем фирмы

Менеджеры по направлениям

-работа с клиентами. - оформление договоров с клиентами на туристское обслуживание. - информирование туристов о туристских формальностях.

Работают по договору

Бухгалтер

-работа с финансовыми делами фирмы; - ведение книг записей; - осуществление проводок;

Работает по договору

Курьер

Доставка разного рода документации.

Работают временно по договору



Таблица 6. Годовой фонд оплаты труда персонала

Должность

Количество

Заработная плата (в руб.).



В месяц на 1 человека (в руб.).

В год на 1 человека (в руб.).

Генеральный директор

1

9000

108000

Управ. директор

1

8000

96000

Менеджер

4

6000

72000

Бухгалтер

1

8400

100800

Курьер

3

3000

36000

ИТОГО на оплату труда на общее количество человек:

412800


Помимо ежемесячной заработной платы сотрудники будут получать премии, например за производственные результаты или надбавки к окладам за профессиональное мастерство.

Расчет отчислений на социальные нужды:

Единый социальный налог (ЕСН) составляет 26%.

Сумма отчислений на социальные нужды:

соц., мес. = Фонд оплаты труда, мес. * (ЕСН / 100%);

соц., мес. = 34400 * (26% / 100%) = 8944 руб.

соц., за 1 год. = Фонд оплаты труда, за 1 год * (ЕСН / 100%);

соц., за 1 год. = 412800* (26% / 100%) = 103328 руб.

Годовой фонд оплаты труда и отчислений на социальные нужды равен 516128 рублей.

Таблица 7. Штатное расписание работников

Наименование должности

График работы в день

Рабочие дни в неделю

Всего рабочих часов в месяц

Перерывы, в том числе на обед

1. Генеральный директор

11.00 - 18.30

Вт - Пт

140 ч.

1 час

2. Управляющий директор

11.00 - 18.30

Вт - Сб

168 ч.

1 час

3. Бухгалтер

10.00 - 18.00

Пн - Пт

160 ч.


4. Менеджеры по направлениям

10.30 - 18.30

Пн - Сб

192 ч.

30 минут

5. Курьер

12.00 - 19.00 (в зависимости от объёма работы)

Пн - Сб (в зависимости от объёма работы)

В зависимости от объёма работы

30 минут


Таблица 8. Финансовый план. Расчет суммы первоначальных капитальных вложений

Наименование

Сумма, в руб.

1. Аренда помещения

300 000

2. Коммунальные платежи

36 000

3. Первоначальные затраты на оснащение предприятия

205 050

4. Организационные затраты

4 800

5. Затраты на рекламную компанию

161 054

6. Затраты на выплату заработной платы работникам и отчисления.

516 128

7. Расходы на оплату телефонной и Интернет-связи

108 000

8. Канцелярские принадлежности

33 600

9. Непредвиденные расходы

15 000

ИТОГО:

1 375 282


Таким образом, сумма первоначальных инвестиций 1375282 руб.

Таблица 9. Расчёт затрат предприятия

Вид затрат

Сумма за год руб.

Затраты на рекламу

161 054

Затраты на зарплату

412 800

Отчисления на социальные нужды

103 328

Расходы на аренду

300 000

Амортизация

5 600

Итого:

982 782


Расчет выручки предприятия за 1 год функционирования

Исходя из производственного плана, где представлен планируемый объём продаж можно рассчитать выручку.

Как говорилось выше, турагентство будет сотрудничать с туроператорами по договорам комиссии, реализуя турпакет по твердой цене туроператора и получая от продажи готовых туров определенный процент. Для расчетов будет принят средний процент комиссии - 10%.

Валовая выручка от продаж = 37882000 руб.

Выручка после расчетов с туроператорами (комиссионное вознаграждение) = 37882000 руб. * 10% = 3788200 руб.

Расчёт прибыли

Прибыль рассчитывается в соответствии с формой №2 «Отчёт о прибылях и убытках».

Таблица 10. Схема расчета прибыли предприятия (расчёты ведутся в рублях)

Выручка от продаж

37 882 000

2

Расчеты с туроператорами

34 093 800

3

Заработная плата 412 800 Налоги по заработной плате (ЕСН) 103 328 Аренда 300 000 Коммунальные платежи 36 000 Телефонная связь и Интернет 108 000 Канцелярские принадлежности 33 600 Амортизация 5 600 Прочее 15 000

1 014 328

4

Валовая прибыль 1 - (2 + 3)

2 773 872

5

Расходы на рекламу (коммерческие и управленческие расходы)

161 054

6

Прибыль от продаж (4-5)

2 612 818

7

Операционные доходы и расходы; Вне реализационные доходы и расходы

0

8

Прибыль до налогообложения (6-7)

2 612 818

9

Чрезвычайные расходы

0

10

Налог на прибыль (24%)

627 076

11

Чистая прибыль (8-10)

1 985 742

2.9 Оценка возможных рисков и меры по снижению их негативных последствий

Все риски, которые могут угрожать деятельности фирмы можно разделить на риски внешней и внутренней среды и на риски, связанные с недостаточностью внутреннего потенциала предприятия.

Таким образом, со стороны, компании может угрожать:

) нестабильность политической ситуации в России, оказывающая воздействие на иностранный туризм;

) вследствие высокого уровня преступности туристы опасаются приезжать в Россию;

) нестабильная и противоречивая система законодательства в России, высокие темпы инфляции, частое введение новых налогов и лицензий, что влияет на себестоимость услуг и делает затруднительным средне- и долгосрочное планирование;

К рискам внутренней среды можно отнести:

) недостаток гостиниц в Москве среднего уровня, то есть 3 *, поскольку в тех гостиницах которые существуют на данный момент очень высокая цена за номер, и при этом она соответствует качеству, но не во всех гостиницах Москвы.

) сезонность туризма (3-4 месяца в году).

) достаточно трудный визовый режим в России для иностранных граждан.

К коммерческим рискам следует отнести:

) неплатежи партнёров и задержка выполнения договорных обязательств.

) непредвиденное повышение затрат, недостаточное получение доходов, и пр.

Риски, связанные с недостаточностью внутреннего потенциала предприятия.

Квалификационный состав персонала

Подбор персонала должен осуществляться с учетом специфики деятельности предприятия в целом и особенностей производственного процесса на каждом рабочем месте. Необходимо учитывать профессиональные навыки и квалификацию соискателей, а также их психологические особенности, умение работать с людьми, уживаться в коллективе.

Все ошибки и недочеты производства и обслуживания должны отслеживаться и выявляться. После детального анализа причин возникновения подобных ситуаций должны приниматься соответствующие меры для их предотвращения в дальнейшем.

У персонала должна быть достаточная мотивация, чтобы работать качественно.

Недостаточность ресурсов предприятия для осуществления плановых заданий

Грамотное прогнозирование и планирование с учетом нестабильности внешней и внутренней среды предприятия; корректировка плановых показателей в зависимости от изменений различных факторов, влияющих на хозяйственную деятельность; осуществление контроля над выполнением плана.

На случай недостатка средств у предприятия должен быть резервный фонд для покрытия непредвиденных расходов.

Технические возможности и техника

Подбор технического оснащения предприятия должен осуществляться с учетом современных тенденций на рынке специализированного оборудования, особенностей производственного процесса и планируемых объемов выпуска. Необходим постоянный контроль над состоянием оборудования и своевременный ремонт или замена его в случае неисправностей.

2.10 Эффективность бизнес-плана

Уровень рентабельности капитала = (Чистая прибыль / Капитал) * 100%

Уровень рентабельности капитала = (1985742 / 1456000) * 100% = 136%.

Уровень рентабельности капитала является рыночным показателем и отражает размер прибыли, приходящийся на 1 рубль капитала предприятия, характеризует конкурентоспособность предприятия и эффективность использования всех денежных средств.

Доход от проекта

Доход от проекта = Сумма чистой прибыли за 1 год - Инвестиции:

- 1456000 = 529742 руб.

Индекс рентабельности

Индекс рентабельности = Сумма чистой прибыли за 1 год / Инвестиционные вложения:

Индекс рентабельности = 1 985 742 / 1 456 000 = 1.4 раза.

Данный показатель должен быть больше 1, что говорит о рентабельности вложенных инвестиций.

Точка безубыточности

Точка безубыточности = Постоянные издержки / (1 - (Переменные издержки / Выручка (после расчетов с туроператором)))

Постоянные издержки = Заработная плата + ЕСН + Аренда +Коммунальные платежи + Амортизация.

Переменные издержки = Реклама + Канцелярские принадлежности + Прочие расходы

Постоянные издержки = 412 800 +103 328 + 300 000 + 36 000 + 5 600 =

728 руб.

Переменные издержки = 161 054 + 33 600 + 15 000 = 209 654 руб.

Точка безубыточности = 857 728 / (1 - (209 654 / 34 093 000)) = 857 728 / 0.9939= 862 992 руб.

Ниже этого объема выручки реализация товаров станет невыгодной.

Производственный рычаг

Теперь рассчитаем такой показатель, как «производственный рычаг», который характеризует изменение прибыли предприятия, при изменении выручки на один процент. Величина «производственного рычага» определяет структурное соотношение переменных и постоянных затрат. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общих затратах, тем выше «производственный рычаг». Таким образом, «производственный рычаг» - это, с одной стороны, характеристика возможных темпов роста прибыли, с другой - характеристика рисков потери этой прибыли.

Производственный рычаг = (Выручка - Постоянные затраты) /

/ (Выручка - Постоянные затраты - Переменные затраты)

Производств. рычаг = (37 882 000 - 857 728) / (37 882 000 - 857 728 -

654) = 37 042 272 / 36 814 618 = 1 раз.

При изменении выручки на 1% прибыль предприятия возрастет в 1 раз.

Запас финансовой прочности

Зная точку безубыточности, мы можем рассчитать «запас финансовой прочности», который показывает, насколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточности (если фактический объем реализации ниже точки безубыточности, «запас прочности» покажет, насколько процентов необходимо увеличить объём реализации для достижения безубыточного уровня работы).

Запас прочности = ((Выручка - Точка безубыточности) / Выручка) *100%

Запас прочности = ((37 882 000 -862 992) / 37 882 000) * 100% =

= 37 019 008 / 37 882 000 = 98%.

То есть предприятие будет продолжать работать без убытков, пока продажи не снизятся более чем на 98%.

Срок окупаемости проекта

Срок окупаемости проекта = Объём первоначальных инвестиций / (Чистая прибыль + Амортизация).

СО = 1440018 / (1985742 + 5600) = 1440018 / 1991342 = 0.7.

Чтобы узнать срок окупаемости в месяцах нужно 0.7 * 12 месяцев = 8.4. Таким образом, получается, что данный проект окупится за 8 месяцев.

Чистый приведенный доход

NPV = (Сумма Чистой прибыли / 1.09) - Уставный капитал

NPV = Сумма (1 985 742/ 1.09) - 1 456 000.

NPV = 365 781 руб.

Заключение

Рассмотрев цели и сущность бизнес-планирования, а также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно сделать заключение, что бизнес-план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

В данной курсовой работе были изучены теоретические основы разработки и реализации бизнес-плана фирмы, на основании которых был разработан бизнес - туристической фирмы ООО «Дели Тур».

Данное фирма занимается внутренним туризмом и предоставляет туристическое и экскурсионное обслуживание в Москве и по России, как иностранным, так и нашим туристам.

Нами был исследован рынок данной услуги, выявлены основные конкуренты, разработаны основная и конкурентные стратегии, построена схема организационной структуры, составлен финансовый план.

Уставный капитал предприятия равен 1456000 рублей.

Точка безубыточности равна-867016 рублей. А запас финансовой прочности на уровне 98%.

Уровень рентабельности 136%

Доход от проекта 525742 рубля.

Индекс рентабельности 1.4.

Производственный рычаг 1 раз, при изменении выручки на 1% прибыль предприятия возрастет в 1 раз.

Срок окупаемости проекта- 8 месяцев.

Чистый приведенный доход - 362112

В дальнейшем туристическая фирма ООО «ДелиТур» будет совершенствовать свою работу. И гарантирует хорошее обслуживание и индивидуальный подход к каждому клиенту.

Список источников

инновационный турфирма стратегия турпродукт

1. Гражданский кодекс РФ (части 1, 2 и 3): По состоянию на 1 февраля 2006 г. - Новосибирск: Сиб. универ. Изд-во, 2006. - 494 с.

2. Аникеев С.А. Методика разработки плана маркетинга. Сер. «Практика маркетинга» - М.: Форум, Информ-Студио, 2000. - 128 с.

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом - М.: Финансы и статистика, 2003. - 384 с.

4. Барроу Пол. Бизнес - план, который работает. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 288 с.

5. Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двадцать быстрых шагов к успеху / Пер. с англ./. - М.: Дело ЛТД, 2004. - 183 с.

6. Бизнес-план. Методические материалы. Под редакцией профессора Р.Г. Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 156 с.

7. Бизнес - план: учебно-практическое пособие / пер. с англ. Н.И. Алмазовой и И.Ю. Булиной. - 3-е изд. - М.: Проспект, 2005 - 232 с.

8. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес - план предприятия. Теория и практика / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

9. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 400 с.

10. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. - М.: Экономика, 2003. - 166 с.

11. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. -160 с.

12. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2005. - 400 с.

13. Горохов Н.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. - М.: Филинъ, 1998. - 208 с.

14. Грибалев Н.П., Игнотов И.П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. С. Петербург: Белл, 1998. - 203 с.

15. Дойль П. Маркетинг - менеджмент и стратегии. 3-е изд./пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

16. Инвестиционные ресурсы промышленных предприятий: Учебное пособие / Я.Н. Друбецкий, В.Н. Цуглевич. - М.: Экзамен, 2005. - 416 с.

17. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Дело, 2006. - 584 с.

18. Искусство финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем / А.С. Волков. - М.: Вершина, 2006. - 328 с.

19. Кириллова О.Л. Бросок к цели / Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 218 с.

20. Ковалев В.В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства. - С. Петербург, 2000. - 250 с.

21. Ковалёва А.М. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 284 с.

22. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2004 - 734 с.

23. Ландсбаум М. Маретинг. XXI век: практ. Пособие / пер. с англ. О.В. Степановой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 448 с.

24. Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. - М.: Машиностроение, 1999. - 80 с.

25. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник / В.Н. Ерёмин. - М.: КНОРУС, 2006. - 656 с.

26. Пелих А.С. Бизнес-план. - М.: Ось -89, 2000. - 96 с.

27. Планирование на предприятии / Т.Н. Бабич, Э.Н. Кузьбожев: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2005. - 336 с.

Похожие работы на - Разработка бизнес-плана туристической фирмы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!