т.е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ). Признаки обычая делового оборота сводятся к следующему:
) это правило поведения, не предусмотренное законодательством. Оно применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору;
) правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе;
) правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Обычай делового оборота - это разновидность обычая вообще.
Для сферы международного коммерческого права процессуальным законодательством закреплен принцип толкования и применения иностранного права российскими судами в соответствии с его толкованием и применением в иностранном государстве.
. Нормативно-правовой режим предпринимательства
Под нормативно-правовым режимом предпринимательства следует понимать соответствие законодательства природе предпринимательства, природе тех отношений, которые его опосредуют. Предпринимательство относится к той сфере общества, где определяющим является свобода (свобода предпринимательства), поэтому законодательство должно определять здесь лишь необходимые требования, предъявляемые к предпринимательству, оставлять широкий простор для собственного усмотрения предпринимателя.
Наиболее рельефно нормативный режим предпринимательства проявляет себя в структуре коммерческого законодательства, благодаря которой можно увидеть, какое соотношение нормативных правовых актов в наибольшей степени обеспечивает необходимый режим регулирования. В этой связи классификация нормативных правовых актов коммерческого законодательства может быть проведена по различным основаниям: по юридической силе этих актов, по масштабу их действия, по их назначению и некоторым другим.
Законы и подзаконные нормативные правовые акты - таково подразделение нормативных правовых актов коммерческого законодательства по юридической силе. Практическое значение такого деления заключается в том, что в случае расхождения закона и подзаконного нормативного правового акта действует закон (lex superior derogat legi inferior).
Обеспечение необходимого нормативно-правового режима предпринимательства предполагает более активное использование законов для регулирования коммерческих отношений. Законы играют определяющую роль в системе источников коммерческого права, поскольку они обеспечивают наиболее стабильные условия для предпринимательства.
Среди федеральных законов наиболее высокой юридической силой обладает Конституция РФ - это основной закон страны, который устанавливает положения экономической основы государства:
согласно ст.8 Конституции РФ в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
согласно ч.1 ст.74 Конституции РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
ст.34 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
ст.71 Конституции РФ предусматривает, что в ведении РФ, в частности, находится установление правовых основ единого рынка, ценовой политики, а также гражданского законодательства.
Стержнем частного права является ГК РФ, вокруг которого группируются специальные законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ). ГК РФ состоит из четырех частей, в каждой из которых, наряду с общими нормами, содержатся специальные нормы, направленные на регулирование отношений между предпринимателями или с их участием.
Динамика общественной жизни, включая предпринимательство, учитывается в текущих законах: НК РФ, ТК РФ, КоАП РФ, УК РФ, АПК РФ, законах о внешнеторговой деятельности, об АО, о приватизации, о конкуренции, об инвестиционной деятельности и многих других.
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы принимают также субъекты РФ. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон.
Нормативные правовые акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Ими регулируются отношения организационного характера, направленные на обеспечение исполнения законов. Это нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств и ведомств, местных органов власти и управления.
Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), но не должны противоречить законам:
Указ Президента РФ от 29.01.1992г. 65 «О свободе торговли», принятый в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции;
Указ Президента РФ от 22.02.1992г. №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».
Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ.
Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты (ведомственные акты) в сфере предпринимательства лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России и не опубликованные в установленном порядке ведомственные нормативные акты не считаются вступившими в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Нормативные правовые акты централизованного регулирования подразделяются на акты федеральных органов власти; акты органов власти субъектов РФ; акты органов местного самоуправления. Такое деление отражает распределение нормотворческой компетенции в федеративном государстве.
Локальные акты, являясь нормативными правовыми актами, принимаются органами управления коммерческой организации и обязательны к исполнению в данной коммерческой организации. Имеются в виду уставы юридических лиц, положения о структурных подразделениях юридического лица и другие акты, регулирующие внутренние (локальные, корпоративные) отношения коммерческих организаций. Такие акты не следует смешивать с индивидуально-правовыми локальными актами, например с приказами руководителя организации об увольнении кого-либо с работы.
По своему назначению нормативные правовые акты коммерческого законодательства подразделяются на акты общие и специальные. Такое подразделение нормативных правовых актов отражает по существу соотношение однородных по природе норм разных нормативно-правовых актов одного уровня, например норм гражданского права в ГК РФ и Законе о банкротстве; норм процессуального права в АПК РФ и Законе о банкротстве и т.п.
Практическое значение деления нормативных правовых актов на общие и специальные заключается в том, что нормам специальных актов в процессе правоприменения отдается приоритет (lex speciali derogate generali). Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальном акте.
Природе предпринимательства в большей мере соответствует режим, устанавливаемый общими нормативными правовыми актами, поскольку они обеспечивают более стабильные условия для предпринимательства.
Общее законодательство стабильно, так как оно отражает систему объективного права непосредственно и содержит достаточно абстрактные (общие) нормы: о лицах, сделках, сроках и т. п. Специальное законодательство более изменчиво, поскольку связано с объективной системой права опосредованно через общее законодательство. Его нормы более конкретны, отражают экономическую политику данного периода развития общества. Хронологические противоречия быстро меняющегося законодательства устраняются на основе коллизионного принципа (приоритетом обладает закон, принятый позже) lex posterior derogat priori.
Заключение
Итак, данной контрольной работой рассмотрена и исследована тема «Источники коммерческого права».
Под источниками коммерческого права следует понимать всю совокупность актов правотворчества, содержащих нормы, регулирующие отношения в области коммерческой деятельности.
В систему источников коммерческого права входят: международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права; нормативно-правовые акты: Конституция РФ; федеральные законы; нормативные правовые акты Президента РФ; нормативные правовые акты Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты субъектов РФ; обычаи делового оборота.
Предпринимательство не терпит нестабильности, поэтому следует стремиться облечь правила о нем в максимально стабильные нормативные правовые формы - унифицированные законы. Дифференциация коммерческого законодательства, принятие специальных нормативных правовых актов в сфере предпринимательства - необходимое условие его эффективности, поскольку учитываются особенности правового регулирования предпринимательства. Однако чрезмерность специальных актов практически всегда свидетельствует о значительном усилении регулирующей роли государства, его вмешательстве в ту или иную сферу частной жизни общества, сужении самостоятельности субъектов частного права. Унификация же законодательства ведет к укрупнению нормативных правовых актов и упрощению структуры законодательства и тем самым - к установлению общих и стабильных требований, предъявляемых к участникам частной жизни.
Список использованной литературы
Нормативно-правовая:
1. Конституция РФ от 12.12.1993г. (с поправками от 30.12.2008г. №6-ФКЗ и №7-ФКЗ) // РГ. №7. 21.01.2009.
. Гражданский кодекс РФ (Часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // РГ. N 238-239. 08.12.1994; www.garant.ru.
. ФЗ РФ от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О международных договорах РФ» // СЗ РФ. 17.07.1995. N 29. Ст. 2757; СЗ РФ. 03.12.2007.
. ФЗ РФ от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 15.12.2003, N 50, ст. 4850; СПС Консультант.
. ФЗ РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434; СПС Консультант.
Учебная:
7. Андреева Л.В. Коммерческое право. Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2006.
. Горбухов В.А. Коммерческое право: Курс лекций. - М.: Эксмо, 2007.
. Коммерческое право. В 2 ч.: Учебник / под ред. В.Ф. Попандопуло, В.Ф.Яковлевой. - М.: Проспект, 2009.
. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. - М.: Юрайт, 2010.
. Ханьярова С.К. Коммерческое право. - М.: МИЭМП, 2011.