Деятельность финансовых служб ЗАО 'Живая вода'
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГБОУ
ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ
Отчет
о прохождении производственной и преддипломной практики
Объект
практики: предприятие ЗАО"Живая вода"
ЛИПЕЦК
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Характеристика ЗАО «Живая вода»
2. Характеристика
деятельности, производимых товаров и услуг
3. Оценка экономической
эффективности деятельности организации по основным критериальным показателям
Список литературы
Предлагаемый план
ВПК
Приложение 1.
Дневник прохождения практики
Приложение 2.
Отзыв-характеристика руководителя практики
ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика была пройдена в ЗАО
«Живая вода». Основная задача ЗАО «Живая вода» - производство минеральной и
питьевой воды.
Целью прохождения практики было закрепление и
углубление теоретических и практических навыков, полученных по специальным
дисциплинам учебного плана специальности «Финансы и кредит».
В период прохождения практики решались следующие
задачи:
. Закрепление и углубление знаний, полученных при
изучении профилирующих дисциплин (экономика организаций, экономический анализ,
бухгалтерский учет);
. Приобретение практических навыков работы в
финансовых службах предприятий, организаций и учреждений различных форм
собственности;
. Проведение предварительной оценки финансового
состояния хозяйствующего субъекта и прогноз его дальнейшего развития;
. Сбор, обобщение и анализ необходимых
материалов для последующего выполнения выпускной квалификационной работы, а
также для продолжения выполнения научно-исследовательской работы.
. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ЗАВОД МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД»
Объект практики - ЗАО «Завод минеральных вод»
(ЗАО «ЗМВ»), расположенное по адресу: 398037, г. Липецк, Трубный проезд, 13.
Было зарегистрировано 15 июля 2002 г. Согласно Уставу предприятия, основным
видом его деятельности является производство минеральной и питьевой воды.
Качество выпускаемой продукции подтверждено гигиеническими сертификатами и
сертификатами соответствия. Предприятие имеет лицензии Главного управления
природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Липецкой области на
эксплуатацию минеральной и питьевой скважин.
Завод начал свою работу 4 июля 2003 г. За этот
период коллектив во главе с генеральным директором Бычковой Евдокией Ивановной
запустил цех с полным циклом производства. Выкупили здание бывшего оптового
склада с территорией. Затем с помощью геологов пробурили две скважины для
добычи минеральной воды на глубину 500 м и питьевой - на глубину 120 м. Первой
была запущена высокопроизводительная линия по розливу в 1.5 л тару и
полуавтоматическая линия по розливу в 19 л бутыли. Спустя месяц, в августе 2003
г., была введена в эксплуатацию новая линия по розливу в 0.5 л тару.
Одновременно были введены линии по розливу 3, 5, 7.5 л. В целях улучшения
качества питьевой воды в ноябре 2004 г. пущена в эксплуатацию установка по
озонированию воды. В ноябре 2009 г. была запущена автоматическая линия по
розливу в 19 л бутыли. Для усовершенствования технологии водоподготовки в марте
2006 г. была введена в эксплуатацию установка умягчения воды и установка
корректировки нитратов, а уже в мае была запущена новая автоматическая наружная
мойка 19 л бутылей.
Сегодня ЗАО «Завод минеральных вод» -
современное предприятие, специализирующееся на добыче и розливе питьевой и
минеральной воды. Высокая квалификация работников является залогом отличного
качества выпускаемой продукции, а современное оборудование обеспечивает полный
цикл производства - от выдува бутылки из преформ до упаковки продукции в
полиэтиленовую плёнку. Предприятие имеет собственную аккредитованную
лабораторию, где каждая партия воды проходит строгий контроль, что исключает
возможность выпуска некачественной продукции.
Завод продолжает динамично развиваться и
наращивать объемы производства. Деятельность предприятия направлена на
постоянное совершенствование системы менеджмента качества, улучшение сервиса и
качества выпускаемой продукции. Успешно решая важнейшие задачи повышения
качества выпускаемой продукции и повышения уровня жизни населения в целом, ЗАО
«Завод минеральных вод» добился существенных результатов: более 50 дипломов и
наград на российских и международных выставках. ЗАО «ЗМВ» - дипломант конкурса
2006 г. на соискание Премии по качеству Администрации Липецкой области.
«Мы несём здоровье людям» - так генеральный директор
сформировала миссию предприятия. Глубокое понимание современных экологических
проблем и важности для человеческого организма качества воздуха, потребляемой
пищи и воды - критерии исключительно ответственного отношения к работе всего
коллектива ЗАО «Завод минеральных вод». Выпуск качественной конкурентоспособной
продукции - ценный вклад каждого работника предприятия в общероссийский проект
«Здоровье нации», направленный на улучшение уровня жизни и укрепления здоровья
россиян. Достижение поставленных целей достигается за счет:
- постоянного контроля качества выпускаемой
продукции и оптимизации работы с клиентами и партнерами;
- вовлечения всех работников в
процессы обеспечения качества продукции и повышения уровня сервиса;
- постоянного совершенствования и
развития системы менеджмента качества;
- разработка новых видов продукции с
учетом достижений современной науки, направленных на укрепление здоровья
населения;
- повышения профессиональной
подготовки и квалификации всего персонала.
Для понимания и изучения
требований потребителей руководители предприятия организуют личные контакты во
время организаций выставок, во время командировок к основным поставщикам и
потребителям. Так, в 2009 г. именно на основе проведённых исследований было
принято решение о проведении ребрендинга продукции в силу слабой визуальной
идентификации потребителем ассортимента предприятия.
Рыночный спрос и организация
реализации выпускаемой продукции являются объектом маркетинговой деятельности
предприятия. Основные задачи - оперативное отражение конъюнктуры рынка для
адекватной коммерческой деятельности, достижение определенного объема сбыта
произведенной продукции и удовлетворение требований потребителя. Для достижения
этих целей отдел маркетинга проводит регулярные маркетинговые исследования,
основной задачей которых является анализ и прогнозирование основных
конъюнктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта:
- объём потребления «Живой воды» и конкурентных
марок по точкам продаж (в литрах);
- определение позиций «Живой воды» и
конкурентов на рынке воды;
- определение
социально-демографического портрета потребителей «Живой воды»;
- восприятие торговой марки/компании
потребителями;
- выявление покупательских
предпочтений;
- наличие новых рынков сбыта, новых
потребителей и новых производителей аналогичной продукции;
- основные тенденции развития рынка
безалкогольных напитков.
Для определения нужд
потребителя предприятием используются каналы обратной связи. Обеспечение
обратной связи с потребителем осуществляется посредством устных опросов,
почтовой переписки, анкетирования, проведения и участия в семинарах и т.д.
Полученная информация в соответствии с принятой схемой доводится до сведения
отдела маркетинга и заинтересованных подразделений. Кроме методов прямого
контакта с потребителем, используется ряд косвенных методов, позволяющих
получить необходимые данные. Примером таких методов является учет данных,
полученных на основании публикуемых в специализированной литературе
исследованиях рынка, специальных отзывов, жалоб потребителей и т. д.
Используя результаты анализа
прошлых лет, высшее руководство намечает приоритетные направления деятельности
предприятия, в том числе для реализации стратегии. К примеру, анализируя
тенденции рынка и изменение использования мощности скважины с питьевой водой,
руководство одним из первых выявило тенденцию к повышению спроса на
бутилированную питьевую воду объёмом 19 л и первым в регионе стало выпускать
такую продукцию, что позволило на местном рынке занять лидирующую позицию в
данном направлении.
Вся стратегическая линия
предприятия, основывающаяся на ключевых процессах и их потребителях, строится
на таких основных линиях, как:
- продвижение продукции с целью улучшения качества
жизни населения, повышения уровня физиологического здоровья покупателей;
- постоянный мониторинг рынка для
оперативного реагирования на изменение спроса, появление новых конкурентов и
внедрение продуктов научно-технического прогресса;
- повышение профессионализма
сотрудников компании как приоритетная задача по поддержанию высокого качества
продукции;
- постоянный контроль качества,
начиная от входного сырья используемого в производстве, заканчивая соблюдением
условий хранений на складах магазинов и партнёров в регионах.
На основе выбранной
стратегической линии формируется программа по внедрению данного направления в
работу предприятия:
- составляется график внедрения бесплатной
установки оборудования, позволяющего потреблять продукцию завода в
социально-общественные места. К примеру, в 2011 г. более двух десятков
дошкольных учреждений получили такую возможность, что позволило потреблять
чистую питьевую воду, а равно и заложить фундамент в культуру потребления воды
в целом;
- проводится агитационная работа, на
основе которой открываются дополнительные возможности по развитию бизнеса и,
как следствие, повышению уровня жизни населения. Так, благодаря агитационной
акции, приуроченной к первому сентября, большинство школ г. Липецка проявили
интерес к установке оборудования и потреблению питьевой воды высокого качества;
- формируются планы для отдельных
структурных подразделений и проекты, направленные на улучшение качества
выпускаемой продукции, а также повышения эффективности работы предприятия.
Для предупреждений потребностей
и ожиданий потребителей на предприятии постоянно проводятся маркетинговые
исследований, результаты которых доводят до сведения руководителей структурных
подразделений, помимо этого сотрудники предприятия регулярно принимают участие
во всевозможных выставках и конференциях по добыче и розливу питьевой и
минеральной воды. Также проводятся опросы при проведении промо-акций, где
респондентов просят ответить об их возможных желаниях, как по новой продукции,
так и непосредственно замечаний по уже существующей линейке. В результате этих
обследований определяется уровень восприятия существующей продукции и услуг и
принимаются необходимые корректирующие действия по расширению ассортимента и
усовершенствованию технологических процессов для достижения стабильных
характеристик.
Для более глубокой возможности получения
информации непосредственно от потребителей продукции на предприятии в сентябре
2006 г. основан клуб «Живой воды», целью которого является возможность более
близкого общения предприятия со своими потребителями. А для оперативности
такого общения в конце 2006 г. был запущен сайт, где потребители могут не
только в режиме он-лайн заказывать продукцию завода на дом и в офисы, но и
также высказывать свои замечания по поводу качества продукции. Высокая
оснащённость компьютерами рабочих мест на предприятии и объединение их в единую
сеть позволит оперативно отрабатывать каждое замечание. Клуб уже насчитывает
более 1 000 клиентов.
ЗАО «Завод минеральных вод» стал
первым и остается лидером по производству питьевой воды в Липецкой области.
Продукция ЗАО «Завод минеральных вод» занимает более 50% рынка г. Липецка по
бутилированной воде и не менее 10% ПЭТ-тары. В настоящий момент
производственные мощности располагаются на площади более 1 000 м,
численность персонала составляет 73 человека. Завод выпускает самый широкий
ассортимент продукции по питьевой воде в Центрально-Черноземном округе - от 0.5
до 19 л. В 2009 г. в городе открыты два новых офиса по продаже кулеров и «Живой
воды». Создана единая служба бесплатной доставки воды на дом и в офис и единый
сервисный центр по ремонту оборудования. Продукция ЗАО «Завод минеральных вод»
пользуется активным спросом и за пределами Липецкой области: в десяти регионах
Черноземья завод имеет свои представительства. За 2009-2011 гг. предприятие
приобрело партнёров в таких регионах, как: Тула, Тверь, Тамбов, Воронеж,
Саратов, Орёл, Курск и др. Взаимодействие с партнёрами происходит не только по
рабочим моментам, но и также по фактам обмена опыта. Для продуктивной работы
предприятие разработало программу поддержки развития и продвижения своей
продукции в новых партнёрских регионах. Руководство предприятия поддерживает
тесные контакты с предприятиями г. Оренбурга, Самары, Уфы, Челябинска,
Смоленска, Москвы, с Национальной ассоциацией бутилированных вод, активно
пропагандирующей принципы менеджмента качества среди производителей питьевой
воды.
Прочные связи налажены более чем с 200
поставщиками материалов и комплектующих. Следуя политике в области качества,
ЗАО «Завод минеральных вод» стремится к расширению количества квалифицированных
поставщиков и партнеров. Специалисты отдела материально-технического снабжения
регулярно выезжают к поставщикам для обмена опытом, совместного решения
проблем, заключения договоров и контрактов. Обмен опытом с партнерами
происходит при личных встречах руководителей и специалистов предприятий при
выездах в обоюдные командировки, на совместных конференциях и семинарах, что
способствует развитию инновационного и творческого мышления.
При выборе ключевых партнеров в
сбыте предприятие предъявляет жесткие требования, соблюдение которых является
гарантией поставки конечному потребителю качественной продукции.
Рассматриваются такие моменты, как наличие складских помещений,
профессионализм, штат сотрудников, обеспечивающих бесперебойное снабжение розницы
продукцией завода, состояние материально-технической базы, платёжеспособность
партнёра, рекомендации и отзывы уже работающих с ними организаций, в том числе
и конкурирующих.
Задача генеральной линии
предприятия на настоящий момент - повышение качества выпускаемой продукции.
Такая работа отражается не только на конечном продукте, но и на повышении
эффективности работы всех структурных подразделений.
В июле 2011 г. ЗАО «Завод минеральных вод» вошло
в состав Национальной Водной Компании (НВК) вместе с ОАО «Живая вода» (г.
Оренбург), ГК «Ниагара» (г. Челябинск). Управляющая компания ООО «НВК»
зарегистрирована в г. Оренбурге.
По мнению участников, это единственный в России
случай, когда холдинг был создан не путём недружественного захвата или
поглощения, а на добровольной основе. Основная цель объединения - конкуренция с
лидерами рынка Coca-Cola и PepsiCo. Уже началась работа над разработкой единого
бренда НВК. В рамках НВК предприятия планируют разработку новых, инновационных
видов продуктов, оптимизировать маркетинговую и сбытовую политику, чтобы уже к
2011 г. достичь оборота в 300-350 миллионов долларов США, что соответствует 10%
доли безалкогольного рынка РФ, а к 2017 г. выйти на уровень в 21%. В компании
считают перспективным направлением продвижение на рынок новых видов
энергетических напитков, газированных и негазированных вод с добавлением соков,
кваса.
Прежде чем объединиться, предприятия оценили
свой бизнес. Исходя из стоимости каждого предприятия, рассчитана и его доля в
уставном капитале ООО «Национальная Водная Компания». Участники компании
предполагают со временем выйти на единую акцию и провести публичное размещение
акций. Привлечение инвестиций позволит развивать мощности предприятий и
вытеснять с рынка безалкогольных напитков не только слабых региональных
производителей, но и транснациональных игроков.
В ближайшее время компании должны решить
следующие задачи: переход на единые стандарты в управлении, единый менеджмент,
раскрутка нового национального бренда. Вместе с тем, на предприятиях продолжиться
выпуск напитков, ставших популярными в регионах под традиционными марками.
Вся необходимая информация по маркетингу в ЗАО
«Завод минеральных вод» собирается из внутренних и внешних источников, затем
обрабатывается и передается руководству. Сбор внутренней маркетинговой
информации проводится путём анализа внутренних данных компании. Периодичность
подобных анализов определяется целями и стратегией компании. Сбор внешней
маркетинговой информации проводится следующими способами:
- анализ данных, полученных на основании
публикуемых в специализированной литературе исследованиях рынка, статистических
данных, экономическом состоянии региона и т. д.
- анализ деятельности конкурентов
путем мониторинга рынка, получение данных об объемах продаж через розничные
точки продаж, изучение прайс-листов, анализ рекламной активности.
- анкетирование потребителей.
Используется случайная выборка в розничных точках, а также опросы клиентов
компании по телефону и при прямых контактах. Сбор информации через клуб «Живая
вода».
Основная задача, стоящая перед службой
маркетинга ЗАО «Завод минеральных вод» в настоящий момент - это фактический
анализ реализации продукции предприятия и его основных конкурентов в групповом
и развернутом ассортименте, включая:
- анализ уровня и тенденций спроса, %
обеспеченности потребителей продукцией, размеров неудовлетворенного спроса;
- анализ ценовой, сбытовой, рекламной
стратегий и методов стимулирования сбыта, используемых основными конкурентами,
выявление их сильных и слабых сторон;
- анализ, выявление и прогнозирование
тенденций принципиального характера в отраслях и на региональных рынках;
- определение сегментов рынка для
основных групп продукции, их доли и позиций на каждом сегменте рынка;
- анализ эффективности операций по
взаимозачётам и поиск путей оптимизации этих цепочек;
- анализ рынка основных видов сырья и
прогноз возможных тенденций;
- анализ причин неудовлетворённого
спроса на продукцию предприятия и разработка предложений по снижению его
размеров;
- создание и оперативное ведение баз
данных «Потребители» и «Конкуренты»;
- определение точек насыщения сбыта по
группам продукции и/или отдельным её видам;
- разработка и формирование кратко-,
средне- и долгосрочных прогнозов по сбыту продукции по отраслям и регионам
и/или сегментам рынка и кварталам;
- разработка предложений по освоению
новых рынков/сегментов рынка и предложений по диверсификации;
- выбор наиболее перспективных
регионов с целью создания в них дилерских центров, участие в разработке порядка
взаимоотношений с дилерами и в их создании (участие в разработке типового
Договора, определяющего порядок взаимоотношений с ними);
- разработка предложений по концепции
ценовой стратегии, включая систему скидок в рамках программ по стимулированию
сбыта и др.
Таким образом, ЗАО «Завод
минеральных вод» - современное предприятие, которое динамично развивается и
наращивает объёмы производства. Деятельность завода направлена на постоянное
улучшение сервиса и качества выпускаемой продукции.
. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОИЗВОДИМЫХ
ТОВАРОВ И УСЛУГ
Являясь лидером по доставке воды в офис и на дом
и используя свой профессиональный опыт работы на рынке питьевой воды более 10
лет, компания готова предоставить максимально удобное обслуживание и
индивидуальный подход, соответствующий пожеланиям клиента.
Основным приоритетом компании является высокий
сервис при работе с клиентами. Позиция заключается в том, что клиенту нужна не
любая вода, а вода природного происхождения из артезианской скважины,
содержащая в себе полезные микроэлементы и минералы именно природного
происхождения. Компания предлагает только натуральную природную местную воду,
оптимально подходящую для жителей нашего региона.
Компания жёстко отслеживает «путь воды» от
скважины до квартиры или офиса. Именно поэтому "Живая Вода"
гарантирует высокое качество.
Весь товар сертифицирован и соответствует
требованиям нормативных документов.
В компании сформирован специальный отдел по
работе с клиентами для приема заказов, оперативного решения текущих вопросов,
информирования о физико-химических свойствах воды. Экспедиторы доставят
природную высококачественную чистую воду по указанному адресу и установят
необходимое оборудование для ее использования.
Компания «Живая вода» предлагает:
Доставку воды (Арже Люкс, Живая Вода,
Эльбрусинка, Горная вершина);
Продажу, аренду и сервисное обслуживание
оборудования для розлива воды;
Сопутствующие товары (чай, кофе, сахар,
одноразовую посуду и многое другое).
Благодаря современным технологиям и оборудованию
сохраняется уникальный природный состав воды, не нарушая ее структуры. Cодержит
такие необходимые элементы, как йод, фтор, калий, кальций.
Полностью автоматизированная линия по розливу
бутилированной воды, контроль каждой партии аттестованной лабораторией - залог
высокого качества.
Природный коктейль необходимых для полноценной
жизни микроэлементов и минералов. "Живая вода" - вода природная. Она
не обогащается солями и минералами искусственно и не подвергается процессу
обратного осмоса.
Сочетание новейших технологий и бесценного дара
природы позволило разработать новую формулу удивительной по своим свойствам
воды и создать современный эликсир молодости, красоты, успеха и процветания.
Секрет продукта - в дополнительном кислороде!
Питьевая вода высшей категории качества «Арже
Люкс» производится на основе воды из артезинской скважины глубиной 120м и
обогащается кислородом по уникальной технологии, разработанной ЗАО «Завод
минеральных вод» совместно с Всероссийским Институтом Безалкогольной
Промышленности РФ.
Качественные характеристики кислородной воды
«Арже Люкс» полностью соответствуют требованиям, применяемым к питьевой воде
высшей категории качества, в том числе по обязательному содержанию таких
жизненно важных элементов как йод и фтор.
Согласно последним исследованиям ученых, вода,
обогащенная кислородом, оказывает благоприятное влияние на организм человека:
улучшает работу кровеносной системы и сердца;
омолаживает организм;
способствует снижению веса;
увеличивает энергетические ресурсы организма;
является отличным антиоксидантным средством.
Питьевая вода «Живая вода плюс Йод» -
натуральная природная вода из артезианской скважины глубиной 120м, обогащенная
йодом, который необходим для нормального развития организма.
«Живая вода плюс Йод» рекомендована для
организации питьевого режима в детских дошкольных и общеобразовательных
учреждениях. Она эффективно используется для профилактики заболеваний,
связанных с йододефицитом, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний
опорно-двигательного аппарата.
Суточная потребность организма в йоде составляет
200-220 мкг, при недостатке происходит угнетение функции щитовидной железы.
Средний россиянин получает йод в 3 раза меньше нормы, и в результате возникают
эндокринные заболевания, нарушение слуха и зрения, снижение сопротивляемости
организма, снижение коэффициента умственного развития.
Потребляя 2 - 3 стакана йодированной воды в
сутки человек существенно снижает риск возникновения перечисленных проблем со
здоровьем.
Питьевая «Живая вода плюс Фтор» 19 л
производится на основе воды из артезианской скважины глубиной 120м, обогащенная
фтором, который является одним из главных элементов, отвечающих в организме за
сохранение зубной эмали и укрепление костной ткани.
Употребление воды, содержащей природный фтор, по
данным Всемирной организации здравоохранения, - это одно из самых эффективных
профилактических средств защиты от кариеса и улучшения здоровья зубов.
При регулярном и достаточном употреблении
фторированная вода оказывает положительное действие на обменные процессы в
костной ткани, способствует удержанию и накоплению кальция в организме.
Компания также предлагает оборудование:
Напольные кулеры;
Настольные кулеры;
Дополнительное оборудование для будылей.
Доставка воды на дом и в офис осуществляется
ежедневно, время доставки в будни - с 8.00 до 20.00, выходные - с 8.00 до
16.00.
Помимо широкого выбора оборудования для розлива
воды компания «ЖВ» предоставляет весь спектр услуг по его обслуживанию:
бесплатное гарантийное обслуживание кулеров для
воды, приобретенных в нашей компании;
послегарантийное обслуживание кулеров
проведение технической диагностики и санитарной
обработки кулеров
ремонт кулеров в течение 2-3 дней
доставка кулеров в мастерскую и обратно
срочный выезд мастера
бесплатные консультации по вопросам эксплуатации
и санитарной обработки кулера для воды.
3. Оценка экономической
эффективности деятельности организации по основным критериальным показателям
Анализ динамики экономических показателей ЗАО
«Живая вода» проведен в динамике за 2009-2011 год на основе данных
бухгалтерских балансов (ф. 1), отчетов о прибылях и убытках (ф. 2), отчетах о
движении капитала (ф. 3) и денежных средств (ф. 4), оборотносальдовых
ведомостях и аудиторских заключениях.
Динамика основных показателей ЗАО «Живая вода»
представлена в таблице 1.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности предприятия
Показатель
|
2009
год, тыс. руб.
|
2010
год, тыс. руб.
|
%
к 2009 году
|
2011
год, тыс. руб.
|
%
к 2009 году
|
%
к 2010 году
|
Уставный
капитал
|
200
|
200
|
100%
|
200
|
100%
|
100%
|
Выручка
от реализации
|
34043
|
40876
|
120,07%
|
36691
|
107,78%
|
89,76%
|
Себестоимость
продукции
|
28777
|
35067
|
121,86%
|
31028
|
107,82%
|
88,48%
|
Коммерческие
расходы
|
4420
|
4560
|
103,17%
|
4337
|
98,12%
|
95,1%
|
Балансовая
прибыль
|
42609
|
105486
|
247,57%
|
247875
|
582%
|
235%
|
Долгоср.
фин. вложения
|
36046
|
99002
|
292,26%
|
240910
|
668,34%
|
243,34%
|
Валовая
прибыль от продаж
|
5266
|
5809
|
110,31%
|
5663
|
107,54%
|
97,5%
|
Прибыль
от продаж
|
846
|
1249
|
147,63%
|
1326
|
156,74%
|
106,16%
|
Чистая
прибыль от осн. деят.
|
13781
|
62877
|
456,26%
|
142389
|
1033,2%
|
226,45%
|
Уставный капитал предприятия составляет 200 тыс.
руб., величина резервного капитала составляет 5% от величины уставного
капитала, что составляет 10 тыс. руб. Величина уставного и резервного капитала
на протяжении исследуемого периода времени не менялась.
Выручка от реализации продукции в 2009 году
составила 34 043 тыс. руб.; в 2010 году величина выручки от реализации
продукции увеличилась на 20,07 % и составила 40876 тыс. руб.; в 2011 году
выручка от реализованной продукции увеличилась по сравнению с 2009 годом, темп
роста составил 107,72% и уменьшилась на 10,24% по сравнению с 2010 годом и составила
36 691 тыс. руб. Таким образом, максимальная выручка от реализации продукции
составила в 2010 году 40 876 тыс. руб., а минимальная выручка за исследуемый
период наблюдалась в 2009 году и составила 34 043 тыс. руб.
Себестоимость продаваемой продукции достаточно
велика. Так в 2009 году ее величина составляла 28 777 тыс. руб., что составляет
84,53% от выручки; в 2010 году ее величина увеличилась на 21,86% и составила 35
067 тыс. руб., что составляет 86,8% от выручки. Положительным моментом является
снижение величины себестоимости продукции в 2011 году по сравнению с 2010 годом
на 11,52%, однако ее значение выше, чем в 2009 году на 7,82%. Необходимо
проанализировать себестоимость продукции, определить причины ее роста и
разработать меры по ее снижению. Предполагается на данном этапе работы, что
рост себестоимости реализуемой продукции обусловлен растущими затратами на
продажу продукции и ростом цен на продукцию у поставщиков.
Реализационные расходы в 2009 году составили 4
420 тыс. руб., из них на опт приходится 2 081 тыс. руб., на розницу -2 339тыс.
руб., в связи с увеличением товарооборота реализационные расходы в 2010 году
увеличились на 3,17% и составили 4560 тыс. руб., из них на опт приходится 2 468
тыс. руб. и на розницу - 2 093 тыс. руб. Это связано с тем, что общество не
имеет своих торговых и производственных площадей, аренда на содержание
магазинов, складов и офисов постоянно увеличивается. В 2011 году при снижении
товарооборота снизилась и величина коммерческих расходов на 4,9% и составила 4
337 тыс. руб.
Значительно увеличивается балансовая прибыль. Ее
величина формируется после реформации баланса при закрытии всех девяностых
счетов на счет 84 “Нераспределенная прибыль (не покрытый убыток)”. Так темп
роста в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 247,57%, темп роста в 2011
году по сравнению с 2010 годом составил 235%.
Чистая прибыль от основного вида деятельности
увеличивается за счет роста прочих операционных доходов, которые включают
прибыль от перерасчета рыночной стоимости акций. Так чистая прибыль в 2009 году
составляла 13 781 тыс. руб., в 2010 году темп роста составил 456,26%, что
составило 62 877 тыс. руб., в 2011 году темп роста составил 226,45%, что
составило 142 389 тыс. руб. Данная ситуация складывается в результате того, что
общество имеет долгосрочные финансовые вложения, а именно акции сберегательного
банка, которые отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по
текущей рыночной стоимости и разница относится на финансовый результат в
корреспонденции со счетом учета финансовых вложений. Динамика долгосрочных
финансовых вложений приведена в таблице 2.
экономический показатель прибыль
финансовый
Таблица 2
Состав и динамика долгосрочных финансовых
вложений
Наименование
|
Ед.
изм
|
На
01.01.2009 год
|
На
01.01.2010 год
|
На
01.012011 год
|
Взнос
в уставный капитал
|
тыс.
руб.
|
219
|
19
|
19
|
Акции
сбербанка России
|
тыс.
руб.
|
22046
|
36017
|
98983
|
Прочее
|
тыс.
руб.
|
10
|
10
|
-
|
Итого
|
тыс.
руб
|
22275
|
36046
|
99002
|
Текущая рыночная стоимость акций Сберегательного
банка России по состоянию на 01.01.2010г. составляла 13 726,20 рублей, по
состоянию на 01.01.2011г. 37722,12, что привело к увеличению прибыли
предприятия на 62 956 тыс. руб.
Основную долю прибыли предприятия составляет
прибыль от косвенных видов деятельности (долгосрочные финансовые вложения).
Прибыль от продаж составляла в 2009 году 6,13% от величины чистой прибыли, в
2010 году доля прибыли от основной деятельности снизилась до 1,98% и на начало
2011 года ее величина снизилась до 0,93%. Проблема низкой прибыли от основного
вида деятельности и снижение ее величины является одной из проблем предприятия.
В целом предприятие стабильно развивается,
товарооборот и прибыль увеличиваются. Отрицательным моментом является рост
затрат на продукцию и высокий уровень себестоимости продукции.
Для получения наиболее полной информации при
анализе эффективности деятельности предприятия необходимо изучить состав
прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.
Состав прибыли, ее структура, динамика приведены
в таблице 3.
Таблица 3
Анализ динамики и состава прибыли, тыс. руб.
Показатель
|
Ед.
изм
|
за
2009г.
|
за
2010г.
|
∆
% к 2009г.
|
за
2011г.
|
∆
% к 2009г.
|
∆
% к 2010г.
|
наименование
|
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль
от реализации продукции, услуг до выплаты налогов и процентов
|
тыс.руб.
|
846
|
1249
|
147,64%
|
1326
|
156,74%
|
106,16%
|
Процентные
доходы от инвестиционной деятельности
|
тыс.руб.
|
333
|
416
|
124,92%
|
639
|
191,89%
|
153,61%
|
Сальдо
прочих операционных доходов и расходов
|
тыс.руб.
|
13537
|
62392
|
460,9%
|
141247
|
1043,41%
|
226,4%
|
Сальдо
внереализационных доходов и расходов
|
тыс.руб.
|
-668
|
-474
|
70,9%
|
-
|
-
|
-
|
Общая
сумма брутто-прибыли
|
тыс.руб.
|
14048
|
63583
|
452,61%
|
143212
|
1019,45%
|
225,24%
|
Проценты
к уплате за использование заемных средств
|
тыс.руб.
|
54
|
370
|
685,2%
|
486
|
900%
|
131,4%
|
Прибыль
отчетного периода после уплаты процентов
|
тыс.руб.
|
13994
|
63213
|
451,7%
|
142726
|
1019,9%
|
225,78%
|
Отложенные
налоговые активы
|
тыс.руб.
|
3
|
1
|
33,3%
|
0
|
-
|
-
|
Отложенные
налоговые обязательства
|
тыс.руб.
|
11
|
4
|
36,4%
|
1
|
9%
|
25%
|
Текущий
налог на прибыль
|
тыс.руб.
|
205
|
330
|
160,97%
|
337
|
164,39%
|
102,12%
|
Экономические
санкции по уплате в бюджет
|
тыс.руб.
|
-
|
3
|
-
|
1
|
-
|
33,3%
|
Чистая
прибыль
|
тыс.руб.
|
13781
|
62877
|
456,25%
|
142389
|
1033,2%
|
226,45%
|
Как показывают данные таблицы 3, общая сумма
брутто-прибыли за исследуемый период увеличилась на 49 535 тыс. руб. в 2010
году по сравнению с 2009 годом, темп роста составил 452,61%, и на 79 629 тыс.
руб. в 2011 году по сравнению с 2010 годом, темп роста составил 225,24%.
Наибольшую долю в ее составе занимает сальдо прочих операционных доходов и
расходов. Так в 2009 году сальдо прочих операционных доходов и расходов
(долгосрочные финансовые вложения) составило 96,4% от брутто-прибыли, в 2010
году - 98,1% и в 2011 году - 98,6%, что говорит о постоянном их увеличении в
доле брутто-прибыли, тогда как, доля прибыли от реализации товарной продукции имеет
динамику к снижению, так, в 2009 году ее доля в брутто-прибыли составляла
6,02%, в 2010 году- 1,97% и в 2011 году - 0,94%. Величина чистой прибыли в
результате роста операционных доходов имеет положительную тенденцию к
увеличению.
Проведем факторный анализ прибыли от реализации
продукции. Исходные данные для данного анализа приведены в таблице 4.
Таблица 4
Исходные данные для факторного анализа прибыли
от реализации продукции, тыс. руб.
Базовый
период, 2010г.
|
Данные
базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода
|
Отчетный
период, 2011г.
|
Выручка
от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и др. отчислений из
выручки (В)
|
∑(VРПi0
х
Цi0)
= В0
= 40876
|
∑(VРПi1
х
Цi0)
= Вусл
= 38376
|
∑(VРПi1
х
Цi1)
= В1
= 36691
|
Полная
себестоимость реализованной продукции (З)
|
∑(VРПi0
х
Сi0)
= З0
= 39627
|
∑(VРПi1
х
Сi0)
= Зусл
= 37272
|
∑(VРПi1
х
Сi1)
= З1
= 35365
|
Прибыль
от реализации продукции (П)
|
П0
= 1249
|
Пусл.2
= 1104
|
П1
= 1326
|
IVРП = 36691 /
40876 = 0,8976.
Расчет влияния факторов первого уровня на
изменение суммы прибыли от реализации продукции приведен в таблице 5.
Таблица 5
Показатель
|
Порядок
расчета
|
Сумма
прибыли, тыс. руб
|
П0
|
В0
- З0
|
1249
|
Пусл.1
|
П0
х IVРП
|
1121
|
Пусл.2
|
Вусл.
- Зусл.
|
1104
|
Пусл.3
|
В1
- Зусл.
|
-581
|
П1
|
В1
- З1
|
1326
|
Рассчитаем изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции
∆ПVРП
=1121 - 1249 = -128 (тыс. руб.);
структуры товарной продукции
∆Пстр. = 1104 - 1121 = -17 (тыс. руб.);
средних цен реализации
∆Пц = -581 - 1104 = -1685 (тыс. руб.);
себестоимости реализованной продукции
∆Пс = 1326 - (-581) = 1907 (тыс. руб.).
На анализируемом предприятии сумма прибыли
возросла в основном за счет снижения величины себестоимости продукции. Снижение
себестоимости продукции в 2011 на 4262 тыс. руб. привело к увеличению величины
прибыли от продаж на 1907 тыс. руб., снижение величины выручки в 2011 году на
4185 тыс. руб. привело к снижению прибыли на 128 тыс. руб., в результате
изменения структуры товарной продукции прибыль предприятия сократилась на 17
тыс. руб. Индекс цен на продукцию составляет 0,9561 (36691/40876), т.е. в
результате снижения средних цен реализации продукции прибыль сократилась на
1685 тыс. руб. В целом прибыль от реализации продукции в 2011 году увеличилась
на 77 тыс. руб. по сравнению с ее величиной в 2010 году.
Для целей анализа используют показатели
рентабельности, которые характеризуют эффективность использования и управления
отдельными видами ресурсов, расчет которых на начало отчетных периодов
представлен в таблице 6.
Таблица 6
Расчет рентабельности отдельных видов ресурсов
№
|
Показатель
|
Описание
расчета
|
2009г.
|
2010г.
|
2011г.
|
Исходные
данные (ф.2), тыс. руб.
|
1.
|
Выручка
|
010
|
34043
|
40876
|
36691
|
2.
|
Себестоимость
|
020
|
33197
|
39627
|
35365
|
3.
|
Прибыль
от продаж
|
050
|
846
|
1249
|
1326
|
4
|
Прочие
доходы
|
с
080 по 130
|
13202
|
62334
|
141886
|
5.
|
Прибыль
до налогообложения
|
140
|
13994
|
63213
|
142726
|
6.
|
Чистая
прибыль
|
190
|
13781
|
62877
|
142389
|
Расчет
средних величин (ф.1), тыс. руб.
|
7
|
Валюта
баланса
|
(300н+300к)/2
|
38758
|
77433
|
179482
|
8.
|
Текущие
активы
|
(290н+290к)/2
|
8864
|
9127
|
8569
|
9.
|
Собственный
капитал
|
(490н+490к)/2
|
36093
|
74422
|
174055
|
10.
|
Краткосрочные
обязательства
|
(690н+690к)/2
|
2636
|
2975
|
2389
|
11.
|
Основные
средства
|
(120н+120к)/2
|
728
|
776
|
949
|
12.
|
Материальные
запасы
|
[(210н+220н)+(210н+220н)]/2
|
3979
|
5055
|
5754
|
13.
|
Финансовые
вложения
|
[(250н+140н)+(250к+140к)]/2
|
29161
|
67524
|
169956
|
Расчет
показателей рентабельности отдельных видов ресурсов (деление строк таблицы)
|
14.
|
Рентабельность
совокупных активов
|
6/7
|
0,35
|
0,81
|
0,79
|
15.
|
Рентабельность
текущих активов
|
6/8
|
1,55
|
6,88
|
16,62
|
16.
|
Рентабельность
собственного капитала
|
6/9
|
0,38
|
0,84
|
0,81
|
17.
|
Период
окупаемости собствен. капитала
|
9/6
|
2,62
|
1,18
|
1,22
|
18.
|
Рентабельность
материальных запасов
|
5/(11+12)
|
2,97
|
10,24
|
21,29
|
19.
|
Рентабельность
инвестиций
|
5/(7-10)
|
0,39
|
0,85
|
0,81
|
20.
|
Рентабельность
оборота
|
3/1
|
0,02
|
0,03
|
0,04
|
21.
|
Рентабельность
финансовых вложений
|
4/13
|
0,45
|
0,92
|
0,83
|
22.
|
Уровень
рентабельности продаж
|
3/2
|
0,025
|
0,032
|
0,037
|
Показатели рентабельности отдельных видов
ресурсов в динамике за исследуемый период времени по большинству строк
увеличились.
Недостаточно используется собственный капитал и
имущество предприятия, так в 2009 году на 1 рубль собственного капитала
приходилось 0,38 рубля чистой прибыли, в 2010 году значение показателя
рентабельности увеличилось на 0,46, значение показателя в 2011 году стало
незначительно ниже уровня 2010 года и составило 0,81. Также
неудовлетворительным является значение рентабельности выручки. Это означает,
что доля прибыли от основного вида деятельности в 2009 году составила 2%, в 2010
году -3% и в 2011 году - 4%.
Положительным моментом является растущее
значение рентабельности материальных запасов, так в 2009 году на 1 рубль
материальных запасов приходилось 2,97 руб. прибыли до налогообложения, в 2010
году значение показателя рентабельности значительно увеличилось и составило
10,24 руб., в 2011 году рентабельность материальных запасов увеличилась до
21,29 это означает, что на конец исследуемого периода на 1 рубль материальных
запасов приходится 21,29 рублей прибыли до налогообложения, вследствие того,
что основную величину прибыли составляют операционные доходы, они быстро
увеличиваются, а материальные затраты, т.к. объем продаж увеличивается с
гораздо меньшими темпами, также имею незначительный темп роста.
Рентабельность текущих активов имеет достаточно
высокое значение и положительный рост. В 2009 году на 1 рубль затраченных
текущих активов предприятия было получено 1,55 руб. чистой прибыли; в 2010 году
рентабельность текущих активов увеличилась на 5,33 составила 6,88, таким
образом, в 2010 году на 1 рубль затраченных текущих активов предприятия было
получено 6,88 руб. чистой прибыли. В результате резкого увеличения доходов от
прочей деятельности, величина чистой прибыли так же резко увеличилась, что
привело к росту большинства показателей рентабельности, однако отношение
анализируемых величин к чистой прибыли от основного вида деятельности
достаточно мало. Так, в 2011 году уровень рентабельности текущих активов
увеличился по сравнению с 2010 годом в 2,4 раза и составил 16,62. Если в расчетах
не учитывать доходы от прочей деятельности, то отношение величины текущих
активов к величине чистой прибыли от продаж составит 0,15.
Рентабельность инвестиций имеет высокий уровень,
так в 2009 году рентабельность инвестиций составила 0,39; в 2010 году
рентабельность инвестиций увеличилась на 0,46 и составила 0,85; в 2011 году
уровень рентабельности инвестиций увеличился по сравнению с 2009 годом на 0,42
и снизился на 0,04 по сравнению с 2010 годом и составил 0,81.
В целом уровень рентабельности продаж
критический. Так. В 2009 году на 1 рубль вложенных средств предприятие получило
0,025 рубля, в 2010 году -0,032 рубля и в 2011 году 0,037 рубля от основного
вида деятельности, в динамике значение показателя уровня рентабельности
увеличивается.
Уровень рентабельности оборота предприятия также
находится на критическом уровне. В 2009 году на 1 рубль продаж предприятие
получило 0,02 рубля прибыли, в 2010 году на 1 рубль продаж предприятие получило
0,03 рубля прибыли, в 2011 году на 1 рубль продаж предприятие получило 0,04
рубля прибыли. Положительным является стабильный рост показателя.
Список литературы
1. Гражданский
кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ и часть
вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. (с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г.). //
Парламентская газета. - 2012. - № 2-3.
2. Бердникова
Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007.-215 с.
. Горфинкель
В.Я., Е.М. Купряков. Экономика предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 487 с.
. Грузинов
В. П. Экономика предприятий - М.:ЮНИТА, 2008. - 115 с.
. Ермолович
Л. Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ДИС, 2008.
- 554 с.
. Ковалев
В. В. Финансовый анализ - М.: Финансы и статистика, 2008. - 366 с.
. Костоглодов
Д. Д., Парамонов М. Ю. Экономика коммерческого предприятия: Учеб. пособие. -
Ростов н/Д, 2008. - 346 с.
. Крейнина
М. И. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки - М.: ДИС, 2008. - 250 с.
. Маркарьян
Э. А., Герасименко Г. П. Финансовый анализ - М.: Приоритет, 2008. - 143 с.
. Павлова
Л.Н. Финансы предприятия. - М.: Свобода, 2008. - 111с.
. Прокопьева
Т. Н. Экономика предприятия - М.: Финансы и статистика, 2008. - 640 с.
. Родионова
В. М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции -
М.: Перспектива, 2008. - 278 с.
. Савицкая
Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности. Мн.: ИЗС, 2008. - 224 с.
. Сафронов
Н. А. Экономика предприятия. - М.: ЮРИСТЬ, 2008. - 103 с.
. Селезнева
Н. Н., Попова А. Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -
479с.
Приложение 1. Дневник
прохождения практики
Дата
|
Краткое
содержание выполненной работы
|
Подпись
руководителя практики от предприятия
|
|
Ознакомление
с предприятием
|
|
|
Изучение
организационной структуры
|
|
|
Изучение
графика работы, ознакомление с работой производства
|
|
|
Ознакомление
с производством, технологическими процессами
|
|
|
Анализ
эффективности работы предприятия
|
|
|
Ознакомление
с факторами, влияющими на конкурентоспособность предприятия
|
|
|
Написание
отчета по практике
|
|
Руководитель практики от
предприятия:
Приложение 2.
Отзыв-характеристика руководителя практики
За время прохождения практики ознакомилась со
структурой организации, внутренним распорядком, порядком ведения
документооборота, учета и хранении документов. Принимала участие в разработке
политики и стратегии компании.
В отношении профессиональных качеств проявила
себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно
относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания,
полученные в период обучения, в практической деятельности. Внимательна при
работе с документами, легко ориентируется в их содержании. Владеет навыками
работы за компьютером, которые использовала при составлении различных
документов.
В межличностных отношениях вежлива, общительна,
легко приспосабливается к работе в коллективе.
Руководитель
учебной и производственной практики от ____________