Внебюджетный фонд, кредитный и страховой рынки

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    64,55 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внебюджетный фонд, кредитный и страховой рынки

Оглавление

Введение

. Понятие внебюджетных фондов, их экономическая сущность и значение, социальные и экономические фонды, источники внебюджетных фондов и направления их расходования

. Кредитный рынок, его структура, виды сделок на кредитном рынке, процентная и депозитная политика, развитие кредитного рынка и становление его инфраструктуры

3. Анализ рынка страхования

4. Задача

. Тест

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Эффективность экономической системы неразрывно связана с такими категориями как финансы и кредит. Рациональная организация финансово-кредитной системы является неотъемлемым условием существования государства, средством решения его текущих и стратегических задач. Эти проблемы имеют важное значение для нормального функционирования хозяйствующих субъектов, во многом определяют уровень и условия жизни граждан страны.

Актуальность работы обусловлена важностью понимания тех явлений и процессов, которые происходят сегодня в экономике страны, ее социальных отношениях.

Цель работы заключается в закреплении и углублении теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы и кредит».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить внебюджетные фонды и их основные характеристики;

изучить теоретические основы кредитного рынка;

провести анализ страхового рынка на региональном уровне;

решить задачу и тест.

1. Понятие внебюджетных фондов, их экономическая сущность и значение, социальные и экономические фонды, источники внебюджетных фондов и направления их расходования

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета. Они решают две важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;

необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т. п.

Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.

Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу социальных слоев населения. Контрольная функция проявляется в сигнализации обществу о возникших отклонениях в производственном либо социальном процессах.

По своему функциональному назначению можно выделить социальные и экономические внебюджетные фонды.

Социальные внебюджетные фонды представляют собой организации (юридические лица). В настоящее время функционируют три федеральных социальных внебюджетных фонда:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Социальные внебюджетные фонды являются федеральной собственностью.

Экономические внебюджетные фонды создаются федеральными, региональными или местными органами власти для решения конкретных задач. Например, Российский фонд технологического развития, Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонды финансового регулирования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР. Субъекты Федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные фонды.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

обязательные платежи, установленные законодательством РФ,
решениями местных органов власти;

добровольные взносы физических и юридических лиц;

прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой
фондами - юридическими лицами;

другие доходы, предусмотренные соответствующими
законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

2. Кредитный рынок, его структура, виды сделок на кредитном рынке, процентная и депозитная политика, развитие кредитного рынка и становление его инфраструктуры

фонд внебюджетный кредитный страхование

Кредитный рынок - это прежде всего механизм перераспределения капитала, который обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный. При его помощи временно свободные денежные средства могут быть отданы во временное пользование за определенную плату (процент). Кредитный рынок - это один из крупнейших сегментов финансового рынка, так как именно кредитные отношения - основной механизм, движущий и ускоряющий рыночную экономику в целом (рисунок 1).

Рис. 1. Структура финансового рынка

Кредитный рынок базируется на определении рынка ссудных капиталов. Рынок ссудных капиталов состоит из:

кредитной системы (совокупность кредитно-финансовых учреждений);

рынка ценных бумаг (первичный, вторичный, внебиржевой).

Структура кредитного рынка:

рынок денег (рынок краткосрочных ссудных капиталов);

рынок капиталов (среднесрочных ссудных капиталов, долгосрочных ссудных капиталов).

Участники кредитного рынка:

первичные инвесторы - владельцы свободных финансовых ресурсов;

специализированные посредники;

заемщики, юридические и физические лица, государство.

Виды кредитных сделок по срокам:

краткосрочные (3-6 месяцев);

среднесрочные (до 1 года);

долгосрочные (более 1 года).

Ряд авторов отмечают наличие только двух видов сделок в зависимости от срока:

краткосрочные кредиты со сроком до 1 года;

долгосрочные кредиты сроком свыше 1 года.

Виды кредитных сделок по количеству кредиторов:

сделки с одним кредитором;

консорциальные - за счет образуемых банковских консорциумов;

синдицированные - ссуды, выданные банком заемщику при условии заключения банком кредитного договора (договора займа) с третьим лицом.

Виды кредитных сделок по валюте предоставления:

моновалютные - рублевый и валютный;

Виды сделок по субъектам кредитных сделок:

частный - коммерческий и банковский кредиты;

государственный кредит;

международный кредит.

Виды сделок по обеспеченности:

обеспеченные (залоговые и гарантированные);

необеспеченные (бланковые).

Процентная политика - часть кредитно-денежной политики государства по регулированию количества денег в обращении через увеличение или уменьшение кредитных ресурсов путем изменения ставки рефинансирования.

Увеличение ставки рефинансирования, т. е. ставки, по которой коммерческие банки могут получить кредиты Центрального банка, делает этот кредит более дорогим и менее доступным. В свою очередь, и коммерческие банки повышают свои процентные ставки для клиента. Спрос на кредиты снижается. Уменьшение суммы выдаваемых и получаемых кредитов означает, что на эту же сумму снижается денежная масса. Все это имеет следствием сокращение совокупного спроса, «охлаждение» экономической конъюнктуры и ограничение инфляции.

Уменьшение ставки рефинансирования расширяет границы, при которых коммерческим банкам выгодно брать кредиты у Центрального банка. Коммерческие банки при получении дополнительных кредитных ресурсов вынуждены и сами снижать ставки по кредитам, предоставляемым юридическим и физическим лицам. А это делает экономически привлекательными такие инвестиционные проекты, которые ранее не были выгодными. Тем самым производство товаров и услуг получает дополнительные ресурсы. Но, с другой стороны, расширение денежной массы через рост кредитных ресурсов может привести к возникновению инфляции.

Депозитная политика - это система мер, направленных банком на привлечение свободных денежных ресурсов юридических и физических лиц с последующим их размещением на взаимовыгодной основе. В рамках депозитной политики банк определяет виды депозитов, предельные сроки и хранения, основные правила совершения операций и другие условия.

Основными элементами депозитной политики являются:

определение целей задач банка в данной области;

разработка правил совершения операций по вкладам;

определение оптимального сочетания различных видов вклада и предельных сроков их хранения;

разработка правил открытия и закрытия счетов по вкладам;

определение режима пользования счетом.

Решение проблем дальнейшего развития кредитования во многом связано с совершенствованием инфраструктуры кредитного рынка России. Сравнение с крупнейшими кредитными рынками стран Евросоюза и США показывает, что российский кредитный рынок отличается, в первую очередь, недостаточным развитием инфраструктурных институтов, которые уменьшают уровень кредитного риска и содействуют устойчивому и последовательному экономическому росту.

Роль инфраструктурных институтов, выполняющих свои функции для финансового рынка в целом, таких как депозитарии, рейтинговые агентства, брокеры, или функционирующих только в рамках кредитного рынка, например, как кредитные бюро, в последнее время значительно усилилась. Эти организации содействуют привлечению долговременных инвестиционных ресурсов и уменьшению стоимости заимствований, влияют на снижение степени риска кредитования и достоверную оценку заёмщиков.

В результате продолжающейся глобализации кредитных отношений и трансформации кредитного рынка, выражающейся в сужении среди кредиторов доли банков и увеличении доли других финансовых институтов и росте заимствований посредством ценных бумаг, усиливается роль информации как экономической категории вообще, так и специфического рыночного продукта, обеспечивающего кредитный процесс в частности, что ведёт к возрастанию значения инфраструктуры.

Урегулирование ссудной задолженности, передача информации о заёмщиках и их рейтингование, консалтинговые услуги, сопровождающие кредитные операции, становятся быстроразвивающимися самостоятельными видами бизнеса на кредитном рынке.

В России на сегодняшний день кредитную оценку заёмщиков и эмитентов - юридических лиц фактически целиком осуществляют филиалы нескольких западных рейтинговых агентств. Несмотря на принятие в России закона «О кредитных историях», действенные механизмы обмена кредитной информацией не созданы. Также не развита конкурентная среда на рынке услуг по урегулированию проблемной ссудной задолженности (коллекторские структуры). Деятельность инфраструктурных институтов встречает серьезные затруднения. Все это приводит к тому, что в сравнении с развитыми рынками стоимость заимствований на российском кредитном рынке для заёмщиков по-прежнему высока, а большинство кредитов являются краткосрочными, что, в конечном счете, оказывает негативное влияние на экономику страны.

В этих условиях дальнейшее развитие транснационального характера деятельности крупнейших зарубежных инфраструктурных институтов на отечественном кредитном рынке может явиться очередным этапом повышения финансовой зависимости России от мировых финансов.

Российская экономика в настоящий момент остро нуждается в реализации ряда национальных проектов, обновлении производственных фондов, повышении жизненного уровня населения. Способствовать решению этих задач, несомненно, должен развитый кредитный рынок, поэтому необходимо особенно тщательно изучать зарубежный опыт, чтобы на основе передовых тенденций развития кредитных отношений воплотить в жизнь выработанные мировой практикой принципы построения инфраструктуры кредитного рынка и предотвратить промахи прямого копирования существующих систем.

3. Анализ рынка страхования

В качестве источника информации был использован официальный сайт территориального органа Федеральной Службы Государственной Статистики по Пермскому краю.

Таблица 1

Основные показатели деятельности страховых организаций по Пермскому краю

Показатель

2008 г

2009 г

2010 г

2011 г

Число учтенных страховых организаций

8

9

10

6

Число филиалов страховых организаций (на конец года)

67

83

65

41

Страховые премии (взносы), млн. рублей

5024,4

6651,2

5541,6

1456,7

в том числе добровольное страхование за счет средств граждан

337,4

541,1

216,2

49,9

Выплаты по договорам страхования, млн. рублей

4973,6

6020,1

5028,8

1685,3

в том числе добровольное страхование за счет средств граждан

492,0

445,6

204,6

113,4

Число заключенных договоров добровольного страхования, тыс.

173,0

168,9

103,5

28,1

Страховая сумма по договорам добровольного страхования, млн. рублей

28966,2

347568,9

16805,8


Таким образом, за период с 2008 по 2011 год в Пермском крае количество учтенных страховых организаций снизилось на 2 единицы, количество филиалов снизилось на 26 единиц. Данная ситуация связано с ужесточением требований к страховым компаниям (применительно минимального размера капитала компании). Размер страховых премий сократился почти в 3,5 раза или на 3567,7 млн.руб. Выплаты по договорам страхования сократились в 3 раза (3288,3 млн.руб.), число заключенных договоров добровольного страхования сократилось в 6 раз (144,9 тыс. договоров), страховая сумма по договорам добровольного страхования сократилась в 1,7 раза или 12160,4 млн.руб.

Для поддержания бизнеса на должном уровне, страховщикам придется искать дополнительные инвестиции.

Мировой финансовый кризис заставил многие страховые компании сойти с национальной арены, оставив за собой невыплаченные страховые взносы и подорвав доверие к игрокам отрасли в целом.

Недавно проведенный среди пользователей одного из независимых страховых порталов России опрос отразил результаты оценки доверия жителей к страховым компаниям. Только 19% отозвались о работе страховых компаний положительно, еще 7% - отнеслись нейтрально и 74% - отрицательно.

Задача

Определите себестоимость и чистую прибыль предприятия за I квартал, если известно, что:

1.       Выручка от реализации товаров собственного производства, так и ранее приобретенных составила 187, 0 тыс. руб. (без НДС и акцизов);

2.       Рентабельность реализованных изделий по валовой прибыли - 29 %;

.        Прочие доходы за квартал - 40,0 тыс. руб. без учета НДС;

.        Прочие расходы - 10,0 тыс. руб. без учета НДС.

Решение

Чистая прибыль представляет собой:

 (1)

где ЧП - чистая прибыль;

В - выручка;

Дпр - доходы прочие;

С - себестоимость;

Рпр - расходы прочие.

Себестоимость можно найти использовав преобразованную формулу нахождения валовой прибыли (ВП):

 (2)

В тоже время, имея по условиям задачи значение рентабельности реализованных изделий по валовой прибыли (Р), можем найти непосредственно валовую прибыль:

 (3)


Используя формулу 2 находим себестоимость:


Чистая прибыль составляет:


Таким образом, чистая прибыль составила 84,23 тыс.руб., себестоимость 132,77 тыс.руб.

Тест

1. Эмиссионная ценная бумага, дающая право голоса на собрании акционеров, право на получение дивидендов, а также части имущества в случае ликвидации акционерного общества, называется:

а) обыкновенной акцией;

б) привилегированной акцией;

в) облигацией;

г) сертификатом.

. Агентом Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию выпусков государственных ценных бумаг является:

а) Министерства государственного имущества Российской Федерации;

б) федеральное казначейство;

в) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

г) Банк России

. Способность ценной бумаги быть обмененной на другие типы ценных бумаг - это…:

а) конвертируемость;

б) ликвидность;

в) доходность;

г) кумулятивность

. Организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами путем зачета взаимных требований и обязательств участников сделок - это…:

а) депозитарий;

б) регистратор;

в) биржа;

г) клиринговый центр

5. Кредит представляющий собой совокупность расчетного и ссудного счетов:

а) контокоррент;

б) краткосрочный;

в) вексельный.

Заключение

В ходе исследования были изучены вопросы касающиеся внебюджетных фондов и кредитного рынка, а также проанализирован рынок страхования в Пермском крае. Для закрепления ранее полученных знаний по изучаемой дисциплине была решена задача и тест.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Кредитный рынок - это экономическое пространство, где организуются отношения, обусловленные движением свободных денег между заемщиками и кредиторами на условиях возвратности и платности. Кредитный рынок включает в себя денежный рынок, рынок долгосрочных кредитов, рынок финансовых посредников.

В процессе изучения состояния страхового рынка Пермского края, был выявлен факт сокращения активности деятельности страховых компаний, что связано с последствиями финансового кризиса и снизившегося уровня доверия к страховым организациям.

Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены.

Список использованных источников и литературы

1. Белотелова Н.П. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 400 с.

. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 416 с.

. Галицкая С. В. Деньги. Кредит. Финансы. - М.: Эксмо, 2009. - 736 с.

. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. - М.: Кнорус, 2010. - 560 с.

. Матанцева О.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Академия, 2011. - 208 с.

. Мудрак А.В. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. - М.: Флинта, 2012. - 232 с.

. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 640 с.

. Официальный сайт территориального органа Федеральной Службы Государственной Статистики по Пермскому краю. URL: http://permstat.gks.ru (дата обращения 15.08.2012)

Похожие работы на - Внебюджетный фонд, кредитный и страховой рынки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!