Анализ основных показателей бюджета на федеральном и региональном уровне

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    64,19 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ основных показателей бюджета на федеральном и региональном уровне

Содержание

 

Введение

1. Основные аспекты деятельности Федерального бюджета

1.1 Место и значение федерального бюджета в бюджетной системе

1.2 Сущность и функции федерального бюджета

1.3 Проблема сбалансированности бюджета на современном этапе

1.4 Бюджетная политика в области формирования доходов и направлении расходования денежных средств федерального бюджета

2. Анализ основных показателей бюджета на федеральном и региональном уровне

2.1 Анализ основных показателей Федерального бюджета

2.2 Анализ основных показателей бюджета Фонда социального страхования РФ

2.3 Анализ доходов местного бюджета

2.4 Анализ налоговых доходов бюджета Пермского края

2.5 Анализ расходов бюджета субъекта Федерации

2.5 Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ

2.6 Анализ расходов подразделов раздела №13 Федерального бюджета на 2012 год

2.7 Расчет поступлений в бюджетную систему от уплаты НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды

2.8 Изучение бюджетного процесса на федеральном уровне

Заключение

Список литературы

Введение

Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. На современном этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Таким образом, централизованный фонд государства в лице бюджета необходим ему для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления.

Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики, называть бюджетными. Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

Огромную роль федеральный бюджет играет в решении социальных проблем. За счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения - просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. В перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения. Все это объясняет актуальность данной темы курсовой работы.

Цель данной работы: рассмотрение функционирования Федерального бюджета Российской Федерации.

Объектом исследования является Федеральный бюджет РФ.

Задачи:

. изучение значения Федерального бюджета в бюджетной системе РФ;

. определение социально-экономической сущности Федерального бюджета;

. изучение проблем сбалансированности бюджета на современном этапе;

. анализ бюджетной политики в области формирования доходов и направлении расходования денежных средств Федерального бюджета РФ;

. анализ основных показателей бюджетов.

Для достижения поставленной цели были использованы работы профессоров Романовского и Белоглазовой, так же изучена литература Вахриной, Глущенко, Христенко, Карачевской. Основным источником данных для анализа Федерального бюджета является Бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

бюджет федеральный региональный показатель

1. Основные аспекты деятельности Федерального бюджета


1.1 Место и значение федерального бюджета в бюджетной системе


Федеральный бюджет выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств федерации как единого государства, предназначенного для финансирования потребностей, имеющих общегосударственное значение. Как правовая категория федеральный бюджет (или центральный бюджет) является основным финансовым планом любого государства, утверждаемым высшим законодательным органом страны (в России - Федеральным Собранием Российской Федерации). В федеративных государствах на уровне федеральных (центральных) бюджетов концентрируется, как правило, не менее 45-55% бюджетных ресурсов, еще выше - до 80-90% - в унитарных государствах (Бельгия, Франция), имеющих двухуровневые бюджетные системы.

Бюджет федеральный, являясь центральным звеном бюджетной системы, объективно занимает особое место не только в бюджетной системе, но и в системе государственных финансов. Посредством федерального бюджета происходит перераспределение ВВП между субъектами экономики, субъектами Федерации и социальными группами; именно перед федеральным бюджетом стрит задача обеспечения государственного суверенитета, обороноспособности и безопасности страны (защиты государства при возникновении внутренних и внешних угроз его существованию). В условиях рыночных отношений не должна ослабевать и экономическая роль федерального бюджета. Применяя различные формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы (субсидирование из предприятий и отраслей, предоставление государственных кредитов и гарантий, осуществление государственных инвестиций в капитале - и наукоемкие отрасли, а также в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс), государство может использовать федеральный бюджет в качестве эффективного инструмента реализации структурной политики, позитивного изменения важнейших макроэкономических пропорций.

Особая роль федерального бюджета в воспроизводственном процессе, обеспечении финансовой и экономической стабильности в стране предъявляет адекватные требования к формированию доходов и расходов федеральных (центральных) бюджетов. В современной мировой практике доходы федерального бюджета; как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности; налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов. Расходы федеральных бюджетов осуществляются в соответствии с полномочиями, закрепленными за федеральными (центральными) правительствами. К таким расходам обычно относятся: национальная оборона; охрана правопорядка; содержание органов государственной власти; определенный круг социальных расходов; расходы на государственные закупки товаров и услуг, а также осуществление централизованных инвестиций (на поддержку отдельных отраслей экономики); расходы по бюджетному выравниванию (сокращение вертикального и горизонтального финансового дисбалансов); осуществление внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства и пр. Приведенный перечень расходов характерен и для федерального бюджета Российской Федерации. При этом в Бюджетном кодексе РФ содержится особый перечень расходов, финансируемых исключительно за счет средств федерального бюджета, к которому, в частности, относятся расходы: на обеспечение деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (например финансовое обеспечение межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями); государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; исследование и использование космического пространства и др.

 

1.2 Сущность и функции федерального бюджета


Государственный бюджет, являясь главным звеном финансовой системы, выполняет две основные функции.

Распределительная функция. Это основная функция федерального бюджета, которая обозначает перераспределение в экономике валового внутреннего продукта и национального дохода. Предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы. Эту функцию выполняет государственное казначейство через свои органы.

Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах - со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики. Ее осуществляют налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее объемной и базовой финансовой категорией, то ему принадлежат и все основные функции финансов: перераспределение ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики; контроль рублем за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

Информационная функция. Бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;

механизм расходования бюджетных средств;

механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки:

бюджетное планирование;

бюджетное прогнозирование;

бюджетный контроль и т.д.

На бюджетный механизм оказывает влияние бюджетной устройства страны.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории различны по своим функциональным характеристикам и будут рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.

В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.

В процессе бюджетного планирования устанавливается рациональное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

Бюджетная законодательная база включает бюджетный кодекс РФ, акты, регулирующие бюджетные правоотношения, федеральные законы, федеральный закон о федеральном бюджете, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

 

1.3 Проблема сбалансированности бюджета на современном этапе


Развитие демократических принципов в государственном устройстве и управлении, происходящее в последние годы в России, сделало обязательным компонентом системы государственного управления органы местного самоуправления, наделенные народом управленческими и финансово-бюджетными правами. Резко возросла и продолжает расти роль территориальных финансов в общегосударственной финансовой системе. Соответственно, возрастает и роль местных бюджетов. Величина местных финансов растет во многих странах: они становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства.

Но здесь же возникает множество проблем. Как осуществить справедливое распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней? Как определить приоритетность целей бюджетного регулирования, проводимого на одном из уровней? И главное - как добиться одинаковой направленности бюджетной политики всех уровней?

Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Другими словами, если, например, действия центра направлены на сокращение государственных расходов, то и вся региональная политика должна быть направлена на стимулирование сокращения расходов на уровне субъектов федеративного государства. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских кризисных условиях, - задача более чем непростая. Необходимо найти единственно верный компромисс между подлинно рыночными федеративными тенденциями и стремлением к централизации в условиях глубокого кризиса. Тем не менее именно в становлении новых межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма, - ключ к успеху проводимых преобразований, именно это - важнейшее условие создания в России истинно рыночного бюджетного устройства.

Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней.

Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:

. Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.);

. Законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

. Соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);

. Нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти понятия пришли к нам из зарубежной практики). Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета. Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы.

Если говорить упрощенно, то система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.

В России оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромными трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, как ни в одной другой стране мира, поскольку решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. Существенное воздействие на обеспечение каждому социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы и продолжающийся экономический кризис, заставляющий предприятия отказываться от социальных затрат и сокращать численность работников, которые обращаются за защитой к государству. Эти факторы породили ряд факторов, которые наряду с естественными географическими должны непременно учитываться при организации горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности. Это и дифференциация населения по уровню денежных доходов, и существенные региональные различия в прожиточном минимуме, и разный уровень цен. Все это значительно усложняет и без того непростую задачу бюджетного выравнивания.

Организация вертикального бюджетного регулирования также сопряжена со значительными трудностями. На сегодняшний день в ее основу положены такие принципы, которые в определенной мере стимулируют субъекты Федерации к повышению дефицита своего бюджета. Яркий тому пример - существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес так называемых "нуждающихся" регионов, вторая - в адрес "особо нуждающихся”.

"Нуждающимся" считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, "особо нуждающимся" - регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом этого является то, что стремление федерального Правительства снизить дефицит бюджета наталкивается на экономически обусловленное противостояние регионов.

Таким образом, очевиден тот факт, что для нормального развития системы бюджетного федерализма способы и приемы бюджетного выравнивания нуждаются в серьезных переменах.

Тем не менее само по себе бюджетное выравнивание не является решающим признаком бюджетного федерализма, ибо может иметь место и в унитарном государстве. Оно, таким образом, лишь по форме выражает отношения бюджетного федерализма, а по своей сущности выступает как объективно необходимый способ функционирования единого государства, единой финансовой и экономической системы общества.

Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.

 

1.4 Бюджетная политика в области формирования доходов и направлении расходования денежных средств федерального бюджета


Расходы бюджета можно условно разделить на "обязательную" и "произвольную" части. Объем и сама возможность появления "произвольной" части должны определяться только при условии обеспечения "обязательной" в полном объеме. Очередность выделения бюджетных средств на те или иные мероприятия должна определяться принципом "прежде всего - необходимое (вопросы жизнеобеспечения), и лишь затем - желаемое (вопросы повышения комфортности среды проживания и ведения бизнеса)".

Расходы бюджета можно представить следующим образом. "Обязательная" часть бюджета должна формироваться на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг (ст.177 БК РФ), которых, по решению региональных властей, могут превышать установленные на федеральном уровне минимальные значения (ст.65 БК РФ). При этом объем упомянутых услуг должен быть не менее величины, установленной в минимальных государственных социальных стандартах, трактуемых в статье 6 БК РФ как "государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации".

Таким образом, на стадии принятия бюджета, предметом обсуждения в законодательном органе власти может быть вопрос об увеличении этих нормативов на предстоящий год по сравнению с утвержденными на федеральном уровне. При условии, что методики, на основании которых исполнительная власть рассчитывает нормативы финансовых затрат, корректны, законодательной власти остается лишь оценить, насколько обоснован прогноз стоимостных показателей на закупаемые по госзаказу товары и услуги, а также уровень оплаты труда госслужащих. Одновременно законодатели решают вопрос о возможном увеличении объемов государственных услуг, предоставляемых за счет бюджета, в физическом (не финансовом) выражении. Например, об увеличение "корзины" лекарственных препаратов, выделяемой на одного человека за счет бюджетных средств, или об увеличение продолжительности отопительного сезона в муниципальном жилом фонде. Тогда потребность финансирования "обязательного" бюджета будет определяться простой подстановкой в расчет (по заранее известным методикам) выбранных законодателями параметров. Это позволит не только значительно повысить достоверность прогнозирования потребностей бюджетного финансирования, но и оперативно вносить изменения в бюджет в случае несовпадения планировавшегося роста цен с фактическим на стадии исполнения бюджета. Однако, для реализации предложенной схемы, необходимо создать достаточно полный банк методик расчета бюджетных показателей, а также базу данных, содержащую показатели, используемые при расчете потребностей финансирования (количество учащихся в школах, количество нетрудоспособного населения, характеристики помещений, занимаемых государственными организациями, потребность в тепло - и электроснабжении на одну расчетную единицу и т.п.)

Если "обязательная" часть бюджета достаточно жестко регламентирована, то его "произвольная" часть практически полностью представляет собой поле для реализации органами власти своей бюджетной политики. В предельных случаях весь объем "произвольной" части может быть направлен на финансирование мероприятий, повышающих комфортность условий жизни налогоплательщиков или на улучшение условий ведения бизнеса в регионе. Законодатели также могут вообще отказаться от этих расходов, если сочтут, что интересам населения в большей степени будет соответствовать не финансирование из бюджета каких либо мероприятий, сверх установленных законодательством, а сокращение налоговой нагрузки. В пределах "произвольной" части бюджета, органы власти могут финансировать мероприятия, актуальность которых определяется складывающейся в текущий момент социально-экономической ситуацией.

Расходы этой части бюджета могут носить как инвестиционный характер, так и характер текущих расходов. Первые направлены, как правило, на осуществление структурных преобразований в экономике или на совершенствование социальной инфраструктуры и инфраструктуры бизнеса. Вторые - на финансирование мероприятий, не являющихся обязательными для финансирования из соответствующего бюджета в соответствии с действующим законодательством, и положительный эффект от которых проявляется в процессе осуществления таких мероприятий. Таким образом, "произвольная" часть бюджета состоит из текущих расходов и "бюджета развития" (инвестиционная составляющая).

После определения потребностей бюджета в финансовых ресурсах корректируются основные показатели структуры доходной части бюджета, с сохранением требуемого объема, и определяются:

пропорции в доходах бюджета платежей, не зависящих от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков ("фиксированных" платежей в бюджет), и зависящих от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков ("переменных" платежей в бюджет);

дифференциация ставок по секторам экономической деятельности, исходя из необходимости формирования структуры региональной экономики, наилучшим образом отвечающей задачам бюджетной политики.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые, неналоговые и безвозмездные. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

·        федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

·        таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

·        государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

·        доходов от использования имущества;

·        доходов от продажи имущества;

·        части прибыли унитарных предприятий.

Таким образом, БК РФ оставляет открытым перечень неналоговых доходов, предполагая тем самым новые виды неналоговых доходов.

В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных, также учитываются:

) прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, по нормативам, установленным федеральными законами;

) доходы от внешнеэкономической деятельности.

К безвозмездным поступлениям относятся:

·        дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

·        субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

·        субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

·        иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

·        безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

Сравнивая виды доходов бюджетов всех уровней Российской Федерации, необходимо отметить, что неналоговые доходы могут носить добровольный и принудительный характер в отличие от налоговых доходов, имеющих обязательный характер. Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами.

Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей.

По отношению к неналоговым доходам, как правило, не определяются "конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы". Неналоговые доходы нередко привязываются к определенным целевым расходам, в то время как налоговые доходы не имеют целевой направленности и расходуются на финансовое обеспечение деятельности государства.

Особое место в доходах бюджета занимают средства бюджетных учреждений, получаемые от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые отражаются в бюджете и используются на финансирование этих учреждений по утвержденной смете. Такие доходы учреждение получает, используя государственное имущество, переданное ему не на правах хозяйственного ведения, а в оперативное управление. Имущественный комплекс учреждения используется при этом как для выполнения работ в соответствии с государственным заданием, так и для предпринимательской деятельности. Поэтому, представляется логичным финансировать капитальные и эксплуатационные расходы по имущественному комплексу учреждения совместно из бюджета и предпринимательских доходов учреждения, при сохранении разделения расходов на оплату труда и иные цели из бюджета и предпринимательских доходов. Финансирование кредиторской задолженности по упомянутым расходам, образовавшейся в период осуществления учреждением предпринимательской деятельности, также следует осуществлять солидарно из предпринимательских и бюджетных источников.

2. Анализ основных показателей бюджета на федеральном и региональном уровне


2.1 Анализ основных показателей Федерального бюджета


Таблица 1

Показатели Федерального бюджета РФ


2012 год

2013 год

2014 год

Изменения 2012 год - 100 %





2013 год

2014 год

Доходы, млрд. руб.

11,79

12,71

14,10

+ 7,8 %

+ 19,59 %

Расходы, млрд. руб.

12,66

13,72

14,58

+ 8,37 %

+ 15,17 %

+ / - , млрд. руб.

 - 0,87

 - 1,01

 - 0,48

+ 16,09 %

 - 44,83 %

ВВП, млрд. руб.

58683

64803

72493

+ 10,43 %

+ 23,53 %

Инфляция, %

6,0

5,5

5,0

 - 8,3%

 - 16,67 %


Из таблицы №1 видно что доходы федерального бюджета по плану увеличиваются на 7,8% и 19,59% в 2013 и 2014 году соответственно. Расходы так же увеличиваются на 8,37 % в 2013 году по, и в 2014 на 15,17% по сравнению с текущим. Объем ВВП к 2014 году увеличивается на 23,5%, а инфляция снизится на 16,67%.

По итогам прогнозирования доходов и расходов федерального бюджета к концу 2014 года дефицит бюджета снизится примерно на 45 %.






Таблица 2

Бюджетная классификация расходов Федерального бюджета на 2012 год

Раздел расходов

Наименование раздела

Сумма, млрд. руб.

Доля, %

01

Общегосударственные расходы

832,9

6,58%

02

Национальная оборона

1853,3

14,64%

03

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1822,0

14,40%

04

Национальная экономика

1797,2

14, 20%

05

Жилищно-коммунальное хозяйство

136,0

1,07%

06

Охрана окружающей среды

21,7

0,17%

07

Образование

603,5

4,77%

08

Культура, кинематография

86,2

0,68%

09

Здравоохранение

551,1

4,35%

10

Социальная политика

3895,9

30,78%

11

Физическая культура и спорт

40,8

0,32%

12

Средства массовой информации

73,5

0,58%

13

Обслуживание государственного и муниципального долга

388,4

3,07%

14

Межбюджетные трансферты

553,9

4,38%


Всего:

12656,4

100


Можно сделать вывод, что в 2012 году наибольшая доля расходов приходится на социальную политику. Так же значительный удельный вес приходится на разделы национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, и национальной экономики, примерно 14%.

Наименьший удельный вес приходится на такие статьи расходов как охрана окружающей среды, физическая культура и спорт и СМИ, 0,17%, 0,32% и 0,58%.


) назовите орган власти, утверждающий Федеральный бюджет.

Федеральное Собрание

2) каким документом регламентируется бюджетный процесс для анализируемого бюджета?

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируется положениями Конституции РФ, Бюджетным кодексом РФ и целым рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год, другие федеральные законы, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

3) назовите органы власти, осуществляющие внутренний и внешний контроль за расходованием средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство выполняет текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета (и территориальных бюджетов, если их исполнение осуществляется через органы федерального казначейства).

Счётная палата РФ является высшим органом государственного финансового контроля. Согласно ФЗ от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" основными задачами Счётной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности или целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета.

 

2.2 Анализ основных показателей бюджета Фонда социального страхования РФ


Таблица 3

Показатели бюджета Фонда социального страхования РФ


2012 год

2013 год

2014 год

Изменения 2012 год - 100 %





2013 год

2014 год

Доходы, млрд. руб.

0,58

0,619

0,668

+ 6,72%

+ 15,17%

Расходы, млрд. руб.

0,577

0,613

0,659

+ 6,24%

+ 14,21%

+ / - , млрд. руб.

+ 0,003

+ 0,006

+ 0,009




По полученным данным можно сделать вывод, что наблюдается возрастающий профицит бюджета Фонда социального страхования: в 2 раза в 2013 году и в 3 раза в 2014 году по сравнению с текущим.

Наблюдается прогнозируемый рост доходов бюджета ФСС РФ, изменения составили 6,72% и 15,17% в 2013 и 2014 году по сравнению с базисным соответственно. Так же наблюдается рост расходов ФСС РФ на 6,24% и 14,21% соответственно.


Таблица 3А

Доля доходов бюджета ФСС в ФБ

 Бюджеты РФ

Доходы ФБ и ФСС

Доля доходов ФСС в ФБ


2012 год

2013 год

2014 год

2012 год

2013 год

2014 год

Федеральный бюджет

11,79

12,71

14,10

100%

100%

100%

Фонд соцстраха

0,58

0,619

0,668

4,92%

4,87%

4,74%


1) кто осуществляет составления проекта бюджета ФСС

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Региональные и центральные отраслевые отделения фонда социального страхования и их филиалы разрабатывают проекты бюджетов органов фонда и смет расходов на содержание и представляют их на утверждение в установленном порядке.

2) назовите правовую форму бюджета ФСС

Статус внебюджетного фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ. Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования он действует как самостоятельное государственного некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения Фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).

3) назовите орган власти, утверждающий бюджет ФСС и отчет об его исполнении

Бюджет Фонда социального страхования и отчет о его исполнении утверждается федеральным законом и Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда и отчеты о их исполнении после рассмотрения Правлением фонда утверждаются председателем Фонда социального страхования РФ.

4) перечислите основные направления расходования денежных средств ФСС.

Выплата пособий по временной нетрудоспособности, выплата пособий на поддержку, социальное пособие на погребение и др.

 


2.3 Анализ доходов местного бюджета


Таблица 4

Анализ доходов бюджета Златоустовского муниципального образования

Виды доходов

2010 год

2011 год

Изменения


Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

Налоговые доходы

64751,7

57,55

69625,5

56,06

4873,8

Неналоговые доходы

12257,4

10,89

14255,3

11,48

1997,9

Безвозмездные поступления

35495,8

31,55

40318,1

32,46

4822,3

 ВСЕГО:

112504,9

100

124198,9

100

11694


Таким образом, можно сделать вывод о том, что в за анализируемый период произошел рост доходов местного бюджета в целом на 11694 тыс. руб. в основном за счет роста налоговых поступлений (на 4873,8 тыс. руб.) Темп прироста был относительно равномерный, о чем свидетельствует процентное соотношение.

) возможен ли анализ видов доходов бюджета на основании утвержденного бюджета?

Утвержденный бюджет является основным финансовым планом того направления в котором он разрабатывался, и на его основании возможен анализ видов доходов.

2) в чем особенность неналоговых доходов для местных бюджетов в соответствии с ФЗ-131?

Неналоговые доходы на уровне органов местного самоуправления не являются государственными. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

3) раскройте структуру собственных доходов анализируемого бюджета в соответствии со статьей 47 БК РФ

К собственным доходам бюджетов относятся:

-       налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах (доходы от местных налогов и сборов; НДФЛ, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог; государственная пошлина);

-       неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации (доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; административные штрафы; доходы от оказания платных услуг, оказываемые муниципальными бюджетными учреждениями; субвенции и т.п.);

-       доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций (Это средства, которые поступают в виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций).

4) запишите определение бюджетной классификации, в каком документе она содержится?

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Данное определение содержится в ст.18 БК РФ.

5) назовите группы операций сектора государственного управления, являющихся едиными для всех бюджетов.

1) доходы

) расходы

) поступление нефинансовых активов

) выбытие нефинансовых активов

) поступление финансовых активов

) увеличение обязательств

) уменьшение обязательств

6) перечислите статьи КОСГУ для группы "доходы"

В группу "Доходы" включаются следующие подгруппы:

налоги на прибыль, доходы;

налоги и взносы на социальные нужды;

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество;

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

государственная пошлина;

задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

 

2.4 Анализ налоговых доходов бюджета Пермского края


Анализ доходов бюджета Пермского края Таблица 5


2010 год

2011 год

Изменение


Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

Налог на совокупный доход

5007

7,73

5384

7,73

377

Налоги за использование природных ресурсов

218

0,34

234

0,34

16

Земельный налог

909

1,40

949

1,36

40

Государственная пошлина

1114

1,72

1014

1,46

-100

Налоги на товары и услуги

8899

13,74

9386

13,48

487

Прочие

8718,7

13,46

7091,5

10, 19

-1627,2

Итого

64751,7

100

69625,5

100

4873,8


1) дайте характеристику налогам (2-3), формирующим анализируемый бюджет, по основным элементам налогообложения.

Налог на прибыль - налог, который уплачивается организациями (в том числе бюджетными, банками, страховщиками), филиалами и другими аналогичными подразделениями организаций, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, с валовой прибыли, уменьшенной (увеличенной) на установленные регулирующие суммы.

Земельный налог - основная форма платы за пользование земельными ресурсами, вид местного налога, действует в России с 1991 г. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование. Земельный налог не приводит к повышению цен на сельскохозяйственную продукцию

2) перечислите подгруппы группы "налоговые доходы", являющихся едиными для всех бюджетов, используя классификацию доходов.

·        налоги на доходы и прибыль;

·        налоги и взносы, производимые на социальные нужды;

·        налоги на товары (услуги, работы), которые реализуются на территории Российской Федерации;

·        налоги на товары, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации;

·        налоги на совокупный доход физических или юридических лиц;

·        налоги на имущество физических или юридических лиц;

3) запишите определения типов муниципальных образований в соответствии с ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления".

Городской округ - не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный район - несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, которые также осуществляют отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городское поселение - поселение, в составе территории которого имеются город или поселок городского типа с прилегающей территорией.

Сельское поселение - поселение, в составе территории которого имеется один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов).

2.5 Анализ расходов бюджета субъекта Федерации


Таблица 6. Анализ расходов бюджета Пермского края по разделам бюджетной классификации за 2011г

№ разделов

Наименование разделов

На момент принятия бюджета

В соответствии с отчетом об исполнении

 Изменения +/-



Млн. руб.

%

Млн. руб.

%


01

Общегосударственные вопросы

8559

2,28

7850

2,33

-709

02

Национальная оборона

86025

22,88

58144

17,26

-27881

03

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3412

0,91

3404

1,01

-8

04

Национальная экономика

12985

3,45

12145

3,60

-840

05

ЖКХ

23388

6,22

20657

6,13

-2731

06

Охрана окружающей среды

692

0,18

647

0, 19

-45

07

Образование

30492

8,11

29970

8,90

-522

08

Культура, кино, СМИ

3713

0,99

3621

1,07

-92

09

Здравоохранение и спорт

24971

6,64

24652

7,32

-319

10

Социальная политика

30170

8,03

28286

8,40

-1884

11

Межбюджетные трансферты

151539

40,31

147548

43,79

-3991


ВСЕГО

375946

100

336924

100

-39022


По итогам анализа расходов бюджета Пермского края можно сделать вывод, что наибольший удельный вес принадлежит межбюджетным трансфертам (почти половина расходов бюджета). Так же значительный удельный вес принадлежит Национальной обороне, 22,9% на момент принятия бюджета и 18,8% в соответствии с отчетом об исполнении.

Наименьший удельный вес расходов бюджета принадлежит охране окружающей среды - 0,18% на момент принятия бюджета и 0,21% в соответствии с отчетом.

Наблюдается отрицательная динамика расходов бюджета субъекта РФ по всем разделам. Наибольшее изменение проявилось в разделе национальная оборона (изменение составило - 27881 млн. руб.)

) определение понятия расходы бюджетов, основа их формирования.

Расходы бюджетов - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы основывается на: единых методологических основах; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности; финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

2) сравнительная характеристика понятий "расходное обязательство", "бюджетное обязательство", "денежное обязательство".

Бюджетное обязательство - понятие бюджетного процесса Российской Федерации - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность расходования средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью (ст.222 Бюджетного Кодекса РФ).

Бюджетное обязательство является частью расходного обязательства. А именно:

Расходное обязательство определяет общую обязанность что-либо оплатить из бюджета - не важно, в какие сроки и в каком объеме.

Бюджетное же обязательство определяет только ту часть расходного обязательства, которая утверждена в бюджете на текущий год.

Денежное обязательство - обязательство, принятое в денежной форме.

3) перечислите статьи КОСГУ для группы "расходы".

оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

оплата работ, услуг;

обслуживание государственного (муниципального) долга;

безвозмездные перечисления организациям;

безвозмездные перечисления бюджетам;

социальное обеспечение;

расходы по операциям с активами;

прочие расходы;

4) назовите основных (не менее 10) ГРБС анализируемого бюджета.

министерство финансов Ростовской области

министерство транспорта и связи

комитет по молодежной политике

Департамент охраны окружающей среды;

Административная инспекция области;

Региональная государственная служба строительного надзора области;

Департамент инвестиций и предпринимательства области;

Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

министерство промышленности и энергетики;

управление государственной службой занятости области.

 

2.5 Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ


Таблица 7

Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы (в %)

Наименование доходов

ФБ*

РБ*

Местные бюджеты

Ссылка на НПА*




ГО*

МР*

П*


1. Налоговые доходы: 1.1 НДС

18

---

---

---

---

БК РФ СТ.50

 1.2 Налог на прибыль (по ставке)

2

18

---

---

---

БК РФ СТ.56

 1.3 НДФЛ (по сумме)

---

70

20

20

10

БК РФ СТ.61

 1.4 ЕНВД

---

---

100

100

---

НК РФ гл.23.6

 1.5 УСН

---

50

50

50

---

ЗО №413 ст.5

 1.6 ЕСХН

---

30

30

35

35

БК РФ ст.56

 1.7 Транспортный налог

---

50

50

50

---

ЗО №413 ст.5

Налог на имущество организаций

---

100

---

---

---

БК РФ ст.56

 1.9 Земельный налог

---

---

100

---

100

БК РФ ст.61

 1.10 Налог на имущество физических лиц

---

---

100

---

100

БК РФ ст.61, НК РФ ст.15

2. Неналоговые доходы 2.1 Плата за негативное воздействие на окружающую среду

20

40

40

40

---

БК РФ ст.57


Примечание:

ФБ - федеральный бюджет, РБ - региональный бюджет (бюджет субъекта федерации),

ГО - городской округ, МР - муниципальный район, П - поселение (сельское/городское).

НПА - нормативно-правовой акт (кодексы, законы)

 

2.6 Анализ расходов подразделов раздела №13 Федерального бюджета на 2012 год


Таблица 8

Анализ расходов подразделов раздела № 13 "Обслуживание государственного и муниципального долга" Федерального бюджета на 2012

Код подраздела

Наименование подраздела

Сумма, млрд. руб.

Доля, %

1301

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации

320,9

82,51

1302

Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации

68,0

17,49


Итого по разделу:

388,9

100


Наибольший удельный вес в структуре расходов на обслуживание государственного и муниципального долга принадлежит подразделу "Обслуживание внутреннего долга РФ" - 81,51%.

 


2.7 Расчет поступлений в бюджетную систему от уплаты НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды


Рассчитаем сумму НДФЛ, уплачиваемую ежемесячно, а также в целом за год, если начисленная по всем основаниям заработная плата сотрудника составляет 21500 руб.

+8500=21500

Если ежемесячная заработная плата составляет 21500 руб, то выплаты НДФЛ в месяц будут оставлять 13% от нее, т.е.2795 руб. В год эта сумма составит 33540 руб.

Таблица 9

Расчет поступлений денежных сумм в бюджетную систему РФ в 2011 г.

Виды бюджетов, в которые подлежат зачислению средства от уплаты НДФЛ

% отчислении (по сумме)

Сумма НДФЛ



За месяц

За год

Всего, в т. ч:


2795

33540

В региональный бюджет

70

1956,5

23478

В бюджет городского округа

20

559

6708

В бюджет муниципального района

10

279,5

3354


Рассчитаем суммы страховых взносов и представим их в таблице 10.

Таблица 10

Расчет поступлений денежных сумм во внебюджетные фонды РФ

Внебюджетные фонды

Ставки страховых взносов %

Суммы страховых взносов, руб.



За месяц

За год

Всего, в т. ч:


7310

87720

Пенсионный фонд

5590

67080

Фонд социального страхования

2,9

623,5

7482

Федеральный фонд ОМС

5,1

1096,5

13158


2.8 Изучение бюджетного процесса на федеральном уровне


Участники бюджетного процесса, их основные функции

Основные стадии бюджетного процесса

Участники бюджетного процесса

Основные задачи, функции, полномочия

Составление проекта бюджета

Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ

Разработка: - проекта федерального бюджета; - проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, которые разрабатываются на базе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза социально экономического развития России и сводного финансового баланса; - проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.

Рассмотрение, утверждения бюджета

Советом Государственной Думы или Председателем Государственной Думы

Заслушивают доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и налогам и второго профильного комитета, делают внесение поправок и изменений, дополнений

Исполнение бюджета, ведение бюджетного учета

В исполнении бюджетов в той или иной мере принимают участие абсолютно все государственные и муниципальные органы представительной и исполнительной властей, включая министерства, ведомства, отраслевые органы управления, органы налоговой службы, предприятия, учреждения и иные организации.

Распоряжение фондами средств строго в соответствии с целевым назначением и документальным учетом их движения

Контроль за исполнением, внешняя проверка

Органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; Министерство финансов

Проверка исполнения проекта бюджета за соответствующий период, право требования отчетности различного вида, анализ действий главных распорядителей

) раскройте принцип открытости (прозрачности) применительно к анализируемому бюджету.

Принцип прозрачности (открытости) означает: бязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований - информация была опубликована на официальном сайте; бязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); табильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

2) каким документом регламентируется бюджетный процесс на федеральном уровне?

Бюджетным кодексом Российской Федерации

Заключение


Федеральный бюджет, являясь центральным звеном системы государственных финансов, придает финансам всеобщий характер. С помощью такого инструмента, как федеральный бюджет, государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через бюджет государство организует перераспределение общественного продукта (к примеру, между производственной и непроизводственной сферой), следовательно, такой централизованный фонд в лице бюджета необходим государству для осуществления своих основных функций. Важнейшими из функций государства в современной экономике принято считать обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение социально-культурных потребностей населения, обеспечение национальной обороны, покрытие общих издержек управления.

Как уже было сказано, федеральный бюджет позволяет государству сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, что позволяет использовать федеральный бюджет как инструмент государственного регулирования экономики. Изменяя величину и структуру расходов федерального бюджета государство способно достаточно гибко маневрировать в выборе целей проводимой социально-экономической политики. Однако не только государство может управлять величиной и структурой расходов федерального бюджета: на эти показатели могут оказывать влияние внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, уровень благосостояния населения и многие другие факторы. Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Однако возможности свободного регулирования величиной и структурой государственных расходов ограничены, и, прежде всего объемами поступающих в федеральный бюджет доходов, а, как известно, сбор налогов в России вызывает множество нареканий.

Список литературы


1.       Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. М.: Юрайт-Издат, 2008.575 с.

2.       Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой.3-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2010.340 с.

.        Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы / В.В. Глущенко, И.И. Глущенко. М.: 2001.83 с.

.        Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред.В. В. Ковалева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.640 с.

.        Берлин С.И. Теория финансов: Учеб. пособие / С.И. Берлин.М. 2001, 256 с.

.        Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами / В.Б. Христенко. М. 2002, 158 с.

.        Финансовый менеджмент: Учебное пособие для вузов / Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф.Г.Б. Поляка. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.518 с.

.        Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2011.224 с. (Библиотека Российского законодательства).

.        Межбюджетные отношения: потоки финансовой помощи будут оптимизированы (Интервью заместителя министра финансов РФ А.Г. Силуанова) // Финансы. 2011. № 4. С.3-6.

.        Карчевская С.А., Хворостухина Д.С. Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления / С.А. Карчевская, Д.С. Хворостухина // Финансы. 2008. №4. С.7-9.

.        Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2011. № 23 (311).

.        Юрин А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах / А.В. Юрин // Финансы. 2008. № 6. С.9-10.

.        Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Финансы. 2012. №7. С.3-5.

Похожие работы на - Анализ основных показателей бюджета на федеральном и региональном уровне

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!