Феномен новоиндустриальной эволюции стран развивающегося мира

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,11 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Феномен новоиндустриальной эволюции стран развивающегося мира















Феномен новоиндустриальной эволюции стран развивающегося мира

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО АЗИАТСКОГО НОВОИНДУСТРИАЛИЗМА

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ НЭС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

новоиндустриальные страны экономическое развитие

Феномен новоиндустриальной эволюции некогда отсталых в экономическом отношении стран развивающегося мира привлекает внимание на протяжении последних четырех десятилетий. В рамках этой модели сложились две конкурирующие между собой на мировом уровне "азиатская" и "латиноамериканская" версии "догоняющего" развития.

Развертывание процессов социально-экономической дифференциации в развивающемся мире способствовало форсированному выделению из его среды новых индустриальных экономик, а по мере расширения их круга - усилению различий между этими государствами.

Латиноамериканские новоиндустриальные страны по размерам экономического потенциала превосходили и превосходят восточноазиатские НИЭ. По объему производимого валового внутреннего продукта (ВВП) с Бразилией отчасти соревноваться может лишь Южная Корея, а остальные новые индустриальные экономики азиатского региона уступают ей в пять-шесть раз. С другой стороны, по размерам производства валового внутреннего продукта на душу населения Сингапур почти в девять раз превосходит Бразилию, в 50 раз уступая ей по численности населения.

Согласно официальной оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), уже сейчас некоторые из НИЭ Азии и Латинской Америки могут быть отнесены к категории индустриально развитых государств, в которой они занимают весьма достойные позиции по важнейшим экономическим показателям.

Но траектории движения по пути хозяйственной эволюции в двух основных новоиндустриальных регионах мира оказались различными в силу региональной специфики стартовых условий и реализации концепции "догоняющего" развития.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО АЗИАТСКОГО НОВОИНДУСТРИАЛИЗМА

Традиционно к группе новых индустриальных стран (НИС) относят Республику Корея, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур, Малайзию, Таиланд, Аргентину, Бразилию и Мексику, а также некоторые другие государства, сумевшие воспользоваться накопленным "первопроходцами" опытом форсированного экономического развития для реализации своих собственных стратегий "прорыва" в развитую зону современного мирового хозяйства. С учетом того, что некоторые НИС целесообразнее классифицировать как "территории", а не как "страны", международное признание получил термин "новые индустриальные экономики" (НИЭ).

На протяжении всей истории человечества страны и регионы развивались неравномерно, в уровнях социально-экономического развития между ними постоянно сохранялся разрыв. Однако этот разрыв носил динамический характер: список лидеров и отстающих постоянно менялся. Экономическая история, таким образом, наглядно подтверждает практическую возможность для каждой страны наверстать упущенное, вырваться вперед в своем экономическом развитии, реализовать "стратегию догоняющего развития". Под стратегией догоняющего развития мы понимаем экономическую стратегию развития, преследующую цель преодолеть отставание (разрыв) страны по уровню развития национальной экономики, используя опыт индустриально развитых стран.

Стратегическим средством ликвидации экономической отсталости стран "третьего мира" стала индустриализация, развитие отраслей обрабатывающей промышленности. Дело в том, что изменение ценового паритета в пользу готовых изделий с начала 50-х годов сократило экспортную выручку развивающихся стран от продажи сырья, уменьшило импортные возможности и заставило обратиться к строительству предприятий по выпуску необходимой продукции для промышленности и населения. При низкой стоимости рабочей силы индустриализация вела к быстрому повышению производительности труда, расширению национального дохода, потребления, накопления и росту уровня экономического развития в целом.

Начиная с 50 - 60-х годов XX века такую стратегию фактически взяли на вооружение новые индустриальные страны Восточной Азии. Причем первая группа НИС прошла путь, проложенный несколько ранее Японией, с большей скоростью. Реализация данной стратегии НИС во второй половине двадцатого столетия показала принципиальную возможность достижения многих ее целей, а превращение первой группы НИС, "четырех азиатских драконов" - Сингапура, Республики Корея, Гонконга и Тайваня - из отсталых в развитые экономики состоялось в исторически короткие сроки: за 40 - 50 лет. Высокие темпы экономического роста, развития конкурентоспособных отраслей промышленности и сферы услуг, достигнутые этими странами и территориями, позволили им ликвидировать свое отставание от развитых стран и самим войти в эту группу. На этом же пути сейчас находятся Китай и вторая группа азиатских НИС - Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины. В ближайшие десятилетия при условии продолжения оптимальной экономической политики в этих странах можно ожидать вхождения их в группу развитых государств. Однако путь догоняющего развития достаточно извилист и неровен, что во многом определяется цикличностью экономического роста мировой экономики. Последний финансово-экономический кризис в странах Восточной Азии 1997 - 1998 гг., затормозивший рост НИС (прежде всего, их второй группы), лишь подтверждает данное наблюдение.

Среди моделей догоняющего развития можно выделить две ключевые: импортозамещающую и экспортно-ориентированную.

Импортозамещающая модель догоняющего развития основывается на теории меркантилизма, ориентируется на потребности внутреннего рынка и характеризуется политикой протекционизма (высокой таможенно-тарифной защитой) в отношении отраслей национальной промышленности, зачастую государственной монополией внешней торговли, необратимостью национальной валюты. В результате проведения такой политики сокращается импорт и значительно ослабляется конкуренция отечественных товаров с иностранной продукцией, препятствуется вывоз национального капитала и ограничивается присутствие иностранного капитала на внутреннем рынке.

Данную модель использовали восточноазиатские НИС на начальном этапе своей индустриализации в 50 - 60-х годах. Ее реализация позволила создать основы самодостаточной экономики с развитием отраслей тяжелой промышленности. В первое время замещение импорта потребительских товаров сопровождалось диверсификацией структуры экономики, ростом самообеспечения, формированием собственных научно-технических кадров. Однако на определенном этапе процесс импортозамещения обнаружил свои естественные пределы развития. "Тепличные" условия протекционизма, отсутствие конкуренции, недостаточный спрос ввиду ориентированности на внутренний рынок, низкая покупательная способность населения, рост закупок импортной техники, замкнутость национальной экономики становятся препятствием на пути экономического развития, поддержания международной конкурентоспособности и модернизации экономики.

Это послужило причиной активного использования НИС в 70 - 90 годах экспортно-ориентированной модели догоняющего развития. Данная модель характеризуется преимущественной ориентацией отраслей промышленности на внешний рынок, открытостью экономики, высокой степенью ее либерализации, активным стимулированием экспорта, привлечением иностранного капитала к экспортному производству в целях достижения и поддержания высокой конкурентоспособности национальной экономики.

НИС, в отличие от большинства других стран "третьего мира", сумели добиться весомых успехов в осуществлении экспортно-ориентированной модели роста. Этому способствовали база импортозамещения, тщательный анализ сравнительных преимуществ своих стран, мобилизация финансовых источников накопления, программы содействия экспорту, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение долгосрочной политики в области научно-технических исследований и подготовки квалифицированных кадров, обеспечение продовольственной безопасности и социально- политической стабильности и т.д. При этом НИС использовали в своем развитии элементы обеих моделей. (Например, модель экспортной ориентации сочеталась с элементами импортозамещения. Так, в ряде экспортозамещающих отраслей производства НИС сохранялась высокая степень таможенной защиты от импорта аналогичной продукции из других стран).

Использование странами какой-то одной модели в чистом виде найти трудно, если вообще возможно. Обычно на практике применяются обе модели в разном соотношении в зависимости от внутренних экономических условий и мировой конъюнктуры.

Экспортно-ориентированная политика НИС проводилась в условиях отстающей либерализации сначала в области торговли товарами, а затем - услугами, прежде всего в отношении условий допуска иностранного капитала на внутренний рынок. Пожалуй, лишь экономики городов - государств/территорий Сингапура и Гонконга - естественных территориальных анклавов - развивались исключительно по модели классического экспортно-ориентированного развития. В условиях отсутствия природных ресурсов ими была сделана ставка на экспорт готовой продукции с использованием дешевой рабочей силы, и с помощью иностранного капитала они смогли вписаться в систему международного разделения труда.

Конкретный механизм реализации этой стратегии заключался в максимальном использовании сравнительных преимуществ. На первоначальном этапе - это многочисленные трудовые ресурсы и дешевая рабочая сила, что, соответственно, выражается в преимущественном развитии трудоемких производств. По мере роста производства и удорожания рабочей силы трудоемкие производства первой группы стран "перемещаются" в материало- и энергоемкие отрасли НИС следующей группы, где резервы дешевых трудовых ресурсов не исчерпаны, а первая группа сосредоточивает свои усилия на освоении капиталоемких, а затем наукоемких производств, ориентированных на экспорт. Такое изменение товарной структуры экспорта, отражающее сдвиги во внутреннем производстве, в современной экономической литературе получило название "ступенчатой технологической индустриализации" (принципом лестницы).

Впервые на практике данный принцип был реализован НИС "первой волны" в 60 - 70-х годах, когда экономическому подъему и расширению экспорта четырех "азиатских драконов" поспособствовали японские технологии, инвестиции, опыт управления и маркетинга.

Выбор НИС стратегии догоняющего развития представляется естественным стремлением этих стран порвать с экономической отсталостью, сократить разрыв с развитыми странами, поднять свою экономику на более высокую ступень развития. Другое дело, что при реализации данной стратегии необходимо учитывать собственные специфические условия и сравнительные преимущества, не игнорировать экономические законы и не перепрыгивать через этапы экономического развития. Принципиально неверно сводить стратегию догоняющего развития только лишь к приоритетному развитию тяжелой промышленности и импортозамещающей стратегии.

Мировое экономическое развитие и соотношение сил в мировом хозяйстве отличается исключительным динамизмом. Для поддержания развитого уровня национальной экономики необходимо оставаться конкурентоспособным на мировом рынке, максимально учитывать тенденции развития мировой экономики. Это особенно важно становится на современном этапе глобализации и перехода развитых стран от стадии индустриального к постиндустриальному обществу, которые обостряют международную конкуренцию и усиливают экономическую дифференциацию стран и регионов. Так, вскоре после финансовых потрясений в Восточной Азии в 1997 - 1998 гг. многие специалисты и исследователи заговорили о кризисе экспортно-ориентированной модели развития. Преодоление кризиса и быстрое восстановление экономического роста опровергло наиболее скептические и пессимистические оценки модели развития НИС. Объективные экономические успехи НИС позволяют говорить об эффективности их модели "догоняющего развития", во многом, бесспорно, связанной с проведением агрессивной политики наращивания экспорта готовых, в том числе высокотехнологичных изделий.

Конечно, многие из существующих внутренних противоречий в этих странах, реализующих в разных формах стратегию догоняющего развития, остаются неразрешенными и по сей день. К таким противоречиям можно отнести недиверсифицированную структуру промышленного экспорта, недостаточно развитый внутренний рынок, опору на экстенсивные факторы роста, масштабный импорт иностранного капитала, значительную экспортную зависимость экономики, отставание в технологической и интеллектуальной областях от развитых стран. В 90-х годах стало очевидным увеличение капиталоемкости экономического роста, снижение интенсивных факторов развития.

В нынешних условиях экспортно-ориентированная модель развития НИС должна дополниться стратегией современного новоиндустриализма, которая во внешнеэкономической области подразумевает, если говорить кратко, использование интенсивных факторов роста, формирование "новой экономики", базирующейся на знаниях и информационных технологиях, устойчивых инвестициях в повышение качества людских ресурсов. Важная задача для азиатских НИС - в противовес неолиберальным проектам постиндустриализма найти оптимальные варианты рационального сочетания этатизма (степени участия государства в экономике) и роли рыночных механизмов в развитии экономики и постиндустриального общества.

Как свидетельствует экономическая история второй половины XX века, "ступенчатый (волновой) индустриализм" является мировой тенденцией, тем магистральным путем эволюции развивающегося мира, по которому, с учетом национального своеобразия, пойдут другие отсталые страны мировой "периферии". Словом, следует ожидать появления "новых волн" и дальнейшего развития (расширения) категории НИС, выхода их за рамки "третьего мира". А ряд наиболее передовых НИС "первой волны" уже вплотную приблизился к стадии зрелого постиндустриального развития и фактически входит в группу промышленно развитых стран.

За период своего полувекового развития новые индустриальные страны Восточной Азии стали полноправной самостоятельной категорией мировой экономики, добившись уникального сочетания достижений западного технического прогресса и традиций восточного общества. Этот вывод разделяет и известный экономист-кореевед С.С. Суслина, отмечавшая, что "...азиатские НИС можно рассматривать и как подсистемы мирового хозяйства", которые выполняют роль "своеобразного посредника" в структуре мирового хозяйства между Центром (развитыми странами) и Периферией (развивающимися странами). В результате идущих процессов индустриализации ряд развивающихся стран переходят в разряд НИС, часть стран с переходной экономикой выталкивается в развивающийся мир, часть - в НИС. Последовательно формирование "индустриальных волн" позволяет говорить о современном азиатском новоиндустриализме как об объективном, закономерном процессе развития мировой экономики. Катализатором этого процесса и одним из его структурообразующих элементов являются внешнеэкономические связи, которые ускоряют формирование динамичных устойчивых экономических систем, адекватных развитым странам.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ НЭС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

СИНГАПУР

Сегодня Сингапур - наиболее развитое в социально-экономическом отношении государство Юго-Восточной Азии. Вместе с Тайванем, Гонконгом и Южной Кореей занимает прочные позиции в ряду "азиатских тигров". По многим показателям Республика ходит в "передовиках" международного сообщества. Одно из самых "криминогенно-безопасных" обществ; экономика, которая почти полностью выкорчевала коррупцию; население, чаще всего обновляющее модельный ряд мобильных телефонов и ноутбуков; страна, где лучше всего воспитывать маленьких детей и коротать старость - такие сравнения и образы нередки в иностранной прессе, пишущей на сингапурские темы, а также в рассказах многих иностранцев, облюбовавших Сингапур в качестве своего постоянного места жительства.

Граждане Сингапура достигли одной из наивысших в мире планки, определяющей понятие "современный уровень жизни". Среднегодовой доход на душу населения - порядка 24 тыс. долл. США. Менее 0,3% населения живет в бедности. Все жители имеют практически равноценный доступ к системам здравоохранения и образования, соответствующим самым высоким современным стандартам (многие иностранцы, раз уяснив это, регулярно приезжают на лечение и отправляют детей на учебу в Сингапур). Более 80% населения являются собственниками жилья. Страна отличается низким уровнем загрязнения окружающей среды: воду можно пить прямо из-под крана; двигатели автомашин не чадят; повсюду - зеленые насаждения и цветы. Коммунальный сервис, транспортное обслуживание, городская инфраструктура подняты, увы, на недосягаемую пока для многих стран, включая нас, высоту.

В Сингапуре находятся отделения свыше 3,5 тыс. ведущих компаний мира; 102 ТНК имеют здесь региональные представительства. Объем внешней торговли составляет около 280 млрд. долл. США. Товарная номенклатура внешней торговли как по экспорту, так и по импорту отражает ориентацию страны на производство электронных комплектующих, нефте- и газопереработку, культивирование новых технологий, сферу услуг, где доминируют финансы и логистика. Сингапур - крупный финансовый центр. Ежегодный оборот сингапурской валютной биржи по объему операций уступает только Лондону, Нью-Йорку и лишь немного отстает от Токио. По количеству банков - 120 - Сингапур занимает третье место в мире после Лондона и Нью-Йорка. Местный финансовый рынок оценивается в 420 млрд. долл. США.

Важную роль в экономике страны играет морской порт. Сингапур - третий по величине мировой центр нефтепереработки (после Хьюстона и Роттердама) и торговли нефтью (после Нью-Йорка и Лондона), крупный узел операций в области нефтехимии, самый большой в мире центр торговли мазутом.

Не меньшее значение имеет международный аэропорт Чанги, ежегодная пропускная способность которого составляет более 44 млн. авиапассажиров. Из года в год аэропорт признается одним из лучших в мире.

Часто задают вопрос: "А в чем причины устойчивости достижений Сингапура?" Не претендуя на полноту ответа, выделим основные, на наш взгляд, составляющие успеха:

. Неуклонное поддержание принципа доверия к стране, ее правительству, бизнесу. Достижению данной цели во многом способствует соблюдение централизованного управления при сохранении известной доли свободы для местных предпринимателей. Правительство играет первостепенную роль в генерировании основных элементов социально-экономической политики и напрямую контролирует многие компании в ключевых отраслях, выступая гарантом новых реформ или рискованных начинаний.

Характерный подход сингапурцев тогда и сейчас - применение самых передовых научных методов, принятых на вооружение и во многих больших корпорациях, внимательный мониторинг перспективных тенденции, тщательное планирование, корректирование планов по мере изменения ситуации, действия на опережение. Например, они были одними из пионеров освоения промышленных зон. Средства вкладываются в области, где возможны технологические прорывы, - биотехнологии, компьютерную индустрию, производство специальных химикатов, сферу услуг. Когда у сингапурцев нет уверенности в достижении необходимых результатов в перспективных сферах, они стараются диверсифицировать риски.

. Умелое использование единственного естественного преимущества страны - выгодного географического расположения. Еще на заре существования независимого Сингапура правительством была принята двуединая стратегия, учитывающая специфику страны, которая планомерно проводится в жизнь. Во-первых, освоение экономического пространства вне ближайшего периметра - Европы, Америки, Японии, привлечение ТНК. Во-вторых, сначала создание и теперь укрепление, с учетом динамики современной конкурентной борьбы, оазиса "первого мира" в регионе стран "третьего мира" - Сингапур должен стать "базовым лагерем" для всех предпринимателей, инициативных инженеров, менеджеров, желающих заняться бизнесом в регионе.

В последние годы сингапурцы стали позиционировать себя в качестве глобального и регионального "перевалочного узла" - для связей с Латинской Америкой, Ближним Востоком, Африкой. Усложнение проблемы энергетической безопасности для ряда государств мира, прежде всего Китая и Японии, импортирующих большую часть углеводородов через Малаккский и Сингапурский проливы, логично подталкивает страну к переосмыслению своей роли. В 2004 г. озвучены планы по превращению Сингапура в мировой центр газопереработки и хранения.

. Непрерывность процесса информатизации и обучения общества. Сегодня в Сингапуре сформирована так называемая "новая экономика", основанная на знаниях и современных технологиях. Территория страны соединена в одну электронную сеть. Не выходя из дома, рядовой гражданин в состоянии решить множество проблем - от связи со своим парламентарием и интересующим министерским департаментом до оплаты покупок и услуг. Все ведущие игроки электронного сектора мировой экономики в той или иной форме представлены в Сингапуре.

Достижения Сингапура бесспорны. Однако возникает два вопроса: а) насколько они устойчивы и б) повторим ли опыт Сингапура?

Правительство по сей день ведет неизменную линию на повышение качества трудовых ресурсов, привитие населению черт предпринимательства, вкладывая в это большие средства. Наращивается внешний вектор развития сингапурской экономики: уже сейчас присутствие Сингапура ощутимо практически во всех государствах ЮВА (во Вьетнаме Сингапур - крупнейший иностранный инвестор; сингапурские банки активно предоставляют ссуды Таиланду, опередив в данной сфере своих главных конкурентов - гонконгцев). Начиная со второй половины 1990-х гг., сингапурский бизнес стал присматриваться к другим, пока недостаточно освоенным регионам. Страна в своем деловом подходе переболела "китайской лихорадкой", а сейчас проходит через этап "увлечения" Индией. Так что забота о прочности своих позиций красной нитью проходит через все мероприятия сингапурского руководства.

Что же касается повторения сингапурского опыта, то он, скорее всего, не сработает в большинстве стран Запада. Действующий еще с 1950-х гг. Закон о внутренней безопасности, позволяющий без санкции суда на срок до 2 лет задерживать подозреваемых, резкое противодействие инакомыслию и оппозиции, наложение строгих штрафов за нарушение общественного порядка и т.п. вряд ли придутся по нраву западным демократиям. Будучи нацией иммигрантов из Китая, Британской Индии, голландской Ост-Индии, сингапурцы повышенное внимание уделяют социальной стабильности, расовой гармонии и государственной безопасности. В обществе существует консенсус: если нужно платить за это определенную цену, то пусть будет так. В сингапурском патерналистском подходе, разумеется, есть и свои минусы (западные страны зачастую критикуют правительство Республики за "авторитарность" экономики, частичное несоблюдение прав человека и контроль над СМИ, сравнивают страну с "культурной пустыней" и т.п.), но в условиях Сингапура модель себя неплохо зарекомендовала. С другой стороны, на пространстве бывшего СНГ, как представляется, сингапурская модель могла бы оказаться востребованной. Сингапурцы со свойственной им методичностью, прагматизмом и видением перспективы приступили к нынешнему этапу реформирования, не дожидаясь, пока проблемы первыми постучатся в дверь. О сложностях последнего времени стоит сказать особо.

С 2002 - 2003 гг. началось интенсивное формирование программы реформ в различных экономических секторах и социальном сегменте на кратко- и среднесрочную перспективу, имеющих целью - в течение 15 лет осуществить удвоение промышленного производства.

В качестве приоритетов руководством страны называются: создание новых рабочих мест (прежде всего в таких секторах, как финансы, транспорт, туризм, компьютерные технологии, киноиндустрия); повышение заработной платы в привязке к конкретным результатам; защита наименее обеспеченных слоев населения. Продолжается дерегуляция ряда секторов (финансы, телекоммуникации, СМИ). Изменения происходят в налоговом режиме, внешнеторговом механизме за счет диверсификации и создания двусторонних и субрегиональных зон свободной торговли. Намечено более энергично бороться с безработицей, устойчиво застывшей в последние годы на отметке в 4 - 4,5%.

По мнению экспертов, поставленные ориентиры достижимы, чему способствуют как резервы, накопленные в прошлые годы, так и в целом благоприятная экономическая обстановка в мировой и региональной экономике, наблюдающаяся с конца 2003 - начала 2004 г. Однако в целом отмечается медленная перестройкаэкономики, что объясняется рядом причин. Среди них - устаревший и неадекватный нынешним реалиям механизм выработки и принятия экономических решений, который отличается чрезмерной концентрацией, безусловным доминированием государственных структур, что усиливает риск от неправильных шагов и дезориентирует рынок. На фоне конкурентов в Азии как минус рассматривается психологическая неготовность правительства Сингапура прибегать к жестким фискальным, монетарным и валютным способам борьбы со спадом. Сингапурское руководство спокойно относится к подобного рода критике, утверждая, что вынуждено действовать осторожно, дабы "не усугубить и так непростое положение", и что "дорогу осилит идущий".

МАЛАЙЗИЯ

Экономика Малайзии на протяжении длительного времени сохраняет относительную устойчивость. Темпы прироста ВВП в 2002 г. составили 4,2%, что больше чем в Сингапуре (2,3%) и Гонконге (2%). Хотя есть и проблемы. За последнее время существенно сократились прямые иностранные капиталовложения (ПИК) в экономику страны, хотя именно они во многом способствовали развитию обрабатывающей промышленности Малайзии, главным образом росту производства электронных компонентов и изделий. В середине 90-х гг. ежегодные ПИК в Малайзии составляли 5 - 7 млрд. долл., а в нынешнем веке - менее одного миллиарда долларов в год, что объясняется выросшей конкуренцией со стороны Китая. Сейчас, когда эта конкуренция обостряется, недостаток ПИК для проведения исследовательских работ и модернизации производства с целью создания конкурентоспособной продукции весьма ощутим, учитывая, что обрабатывающая промышленность производит 30% ВВП страны.

Крупный иностранный капитал, перенеся основной акцент своей инвестиционной деятельности в Китай, больше не инвестирует средства в электронную промышленность Малайзии, предоставив заботу об отрасли ей самой. И хотя Малайзия производит значительную часть бытовой электроники мира, для нее характерно лишь отверточное производство, что при отсутствии необходимой исследовательской базы не в состоянии обеспечить самостоятельное развитие и расширенное воспроизводство на конкурентоспособном уровне.

В период 2005 - 2007 гг. Малайзия должна будет приступить к выполнению обязательств, связанных с вступлением в ВТО, что поставит ее перед необходимостью реализации принципов свободной конкуренции на внутреннем рынке. Адаптация к новым условиям требует значительных организационных мероприятий и больших капиталовложений.

Между тем, вот уже шестой год платежный баланс страны имеет отрицательное сальдо, его дефицит возрос с 1,8% от ВВП в 1998 г. до 5,6% в 2002 г. Это обстоятельство побуждает к разработке экономической стратегии, адекватной сложившейся ситуации.

В стране ведется поиск так называемой "восточно-азиатской экономической модели применительно к малайзийским реалиям". Уже определился ряд направлений, на которых концентрируется внимание местных экономистов. Одно из них - поощрение роста внутреннего потребления, чтобы страна меньше зависела от возможных превратностей, связанных с экспортной ориентацией экономики страны. Малайзия с ее 24-миллионным населением обладает весьма емким внутренним рынком. По ряду оценок, удовлетворение внутреннего спроса за счет собственного производства может гарантировать годовой прирост ВВП в размере 4 - 5% даже в условиях депрессивного состояния мировой экономики. Частичная замена экспорториентированного производства на удовлетворение внутреннего спроса и на выпуск импортзамещающей продукции - одно из направлений развития малайзийской промышленности в обозримом будущем.

При свойственной Малайзии высокой норме накопления и внушительных золотовалютных резервах страна в состоянии позволить себе также обширную модернизацию дорожной сети, аэропортов, морских портов и проч.

Другое направление поисков новой экономической стратегии - увеличение внимания к традиционным статьям малайзийского экспорта - каучуку, пальмовому маслу, нефти, тем более, что на мировом рынке растет спрос на эти товары.

Большое внимание уделяется развитию сферы услуг, в том числе медицинскому обслуживанию, в чем Малайзия добилась значительных успехов.

Модернизировав систему здравоохранения, сделав более комфортной сферу услуг, страна в настоящее время проводит рекламную акцию "Малайзия - мой второй дом", стремясь привлечь на постоянное или длительное проживание в пансионатах страны обеспеченных пенсионеров со всего региона.

Система образования - еще одна быстро развивающаяся сфера деятельности, рассчитанная на то, чтобы со временем стать источником для пополнения доходов страны.

Энергичные усилия прилагают в Малайзии для развития производства в сфере высоких технологий. Глобальные экономические факторы, ставшие причиной пересмотра экономической стратегии страны, практически совпали по времени со сменой политического руководства, что также привело к немалым изменениям в экономике. Новый премьер-министр Абдулла Ахмад Бадави внес немало изменений в традиционно сложившиеся устои экономической жизни страны. Продвигая планы реорганизации инфраструктуры сельских районов, Абдулла Бадави вместе с тем отказался от столь любимых своим предшественником престижных и дорогостоящих объектов, утвержденных Махатхиром Мохамадом незадолго до своей отставки, реализацию которых он передал своим наперсникам из числа промышленных магнатов. К числу таких объектов относятся в первую очередь железнодорожная линия, пересекающая полуостровную Малайзию, а также гидроэлектростанция в Сараваке.

Бадави поставил под жесткий контроль деятельность силовых структур, департамент иммиграции, управление по регистрации земель, транспортный департамент, таможню.

Малайзия пересматривает основную стратегию экономического развития, основанную на главенствующей роли иностранного капитала. Все более явственны ставки на собственные ресурсы и резервы; намечается возврат к слегка позабытому тезису опоры на собственные силы. Не исключено, что под собственными силами подразумеваются не только возможности страны, но и региона в целом.

ТАЙВАНЬ

Тайвань вступил в XXI век, несколько сбавив высокие темпы экономического развития, достигнутые в прошлом десятилетии XX века. В 2001 году на Тайване впервые наблюдался экономический спад, но в 2002 г. удалось добиться оживленияэкономики: ВВП в 2002 г. составил 287,8 млрд. дол. США (рост на 3,27%). По основным экономическим показателям Тайвань входит в двадцатку самых развитых стран мира. Оборот внешней торговли в 2001 - 2002 гг. в среднем составлял 243 млрд. дол. США. Тайвань сохраняет третье место в мире по золотовалютным запасам (148,2 млрд. дол. США, на июнь 2002 г.). По уровню ВВП на душу населения - 13 тыс. дол. США - Тайвань - один из первых в мире.

Но на экономическое развитие Тайваня оказывают влияние те же факторы, которые характерны для других стран восточноазиатского субрегиона. Среди главных причин современных экономических трудностей экономисты Тайваня называют ухудшившуюся мировую конъюнктуру, в первую очередь экономическую рецессию в США и Японии, безработицу, превышающую 5% занятого населения острова.

Одним из основных факторов успешного развития Тайваня на протяжении последних десятилетий являлась вовлеченность в систему международных экономических отношений. Соотношение объема внешней торговли к ВВП было одним из самых высоких в мире - около 100%.

Как и в прежние годы, решить назревшие проблемы на Тайване правительство намеревается, приняв очередной план. Разработана программа стимулирования экономического развития на ближайшие 6 лет (2002 - 2008 гг.). Предполагается, что в результате реализации программы ежегодный экономический рост составит не менее 5%, безработица сократится до 4%, удвоится число туристов. Тайвань выйдет на одно из ведущих мест в мире как минимум по уровню производства в 14 отраслях промышленности, включая высокие технологии. Тем не менее новый старт начинается в трудных условиях.

Еще в 80 - 90-х гг. Тайвань по темпам развития и прогрессивным структурным сдвигам, базирующимся на отраслях высоких технологий, вошел в число наиболее продвинутых в Восточной Азии новых индустриальных стран. Финансовый кризис в ЮВА, поразивший многие страны региона, не пошатнул экономику Тайваня в 1997 - 1998 гг. Однако, вступив в XXI век, Тайвань столкнулся с жестокой конкуренцией на мировом и региональном рынке продукции высоких технологий - основы своего процветания.

В мае 2002 г. правительство Тайваня обнародовало новый шестилетний план национального развития, присвоив ему символ "Вызов-2008". Просматриваются как сходство, так и различия в постановке главных экономических задач. На сей раз главная угроза исходит не только от возросшей конкуренции на рынках, но и от "экономического бума" в континентальном Китае, создавшего мощный "магнит", который в огромных количествах притягивает инвестиционный капитал и квалифицированные технические кадры Тайваня.

Ответ на вызов нового времени заключается в том, чтобы попытаться сохранить лидерство Тайваня, создав условия для очередного "взрыва" экономической энергии острова. Шестилетним планом "Вызов-2008". Предусмотрено достичь этой цели путем повышения качества жизни и роста конкурентоспособности, стимулируя технологические инновации.

В плане выделены в качестве приоритетных десять целей:

* превращение Тайваня в международную базу инноваций, исследований и разработок;

* увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью;

* преобразование Тайваня в операционный центр;

* совершенствование транспортной инфраструктуры;

* трансформация Тайваня в "остров цифровых технологий";

* воспитание талантов - представителей поколения "Е";

* развитие отраслей, связанных с культурным творчеством;

* консервация водных и иных экологических ресурсов;

* обновление и развитие местных общин;

* увеличение вдвое числа туристов, посещающих Тайвань.

Одна из важнейших целей - превратить Тайвань в международную базу инноваций, исследований и разработок. Планом предусматривается, что Тайвань должен все больше брать на себя роль центра исследований и разработок как для транснациональных, так и для местных корпораций - особенно в области разработки продукции, предназначенной для сбыта на азиатском рынке, и опытного производства. Намечено к 2008 году увеличить суммарные национальные расходы на исследования и разработки с нынешних 2 до 3% внутреннего валового продукта - уровня, типичного для развитых экономик.

Стремясь способствовать достижению этой цели, правительство планирует ассигновать 50 млрд. н.т. дол. (1,5 млрд. дол. США) в виде займов под низкий процент для финансирования деятельности в сфере исследований и разработок - в дополнение к щедрым налоговым льготам,

которые должны компенсировать предприятиям минимум 30% их расходов на исследования и разработки. Правительство берется также создать исследовательские организации в областях, которые считаются обладающими значительным потенциалом для дальнейшего развития Тайваня. К таковым отнесены центры, специализирующиеся на: изучении человеческого генома - в Академии Синика; нанотехнологии - в Исследовательском институте индустриальной технологии; и разработке программного обеспечения - в Наньганском софтверном парке.

В нынешних условиях расширению деятельности Тайваня в сфере исследований и разработок в немалой степени препятствует нехватка квалифицированных инженеров и других технических специалистов. Хотя существующие программы обучения расширяются и правительство намерено создать несколько новых институтов для подготовки кадров в области дизайна интегральных схем и цифрового контента, этот процесс протекает пока медленно. Для решения проблем предложено несколько нестандартных мер, включая освобождение мужчин - выпускников университетов по техническим специальностям от обязательной двухлетней военной службы в случае их согласия проработать четыре года в сфере исследований и разработок в частном секторе - в качестве альтернативной службы. Правительство планирует также привлекать талантливых исследователей и разработчиков из-за рубежа и уже ослабило ограничения, касавшиеся въезда на Тайвань специалистов из Китая - теперь ученым и инженерам с материка разрешено прибывать на остров для участия в осуществлении исследовательских проектов на срок до шести лет.

С превращением Тайваня в азиатский центр исследований и разработок связана и другая цель плана - увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью. В условиях обостряющейся конкуренции с Китаем и другими странами региона, чьи производственные затраты значительно ниже тайваньских, главная надежда Тайваня на экономическое выживание, как считается, заключается в непрерывной модернизации с переключением на выпуск технологически более сложной продукции. Для решения этой задачи планом предусмотрено совместное создание правительством и частным сектором 50 фондов венчурного капитала с общей суммой 100 млрд. н.т. дол. (2,9 млрд. дол. США) для инвестирования в перспективные компании. Кроме того, правительство улучшает инвестиционный климат путем создания восьми высокотехнологических парков в различных частях острова.

Согласно правительственным расчетам, основанным на стоимости оффшорной продукции, Тайвань из года в год стабильно занимает 1-е место в мире по доле поставляемой им на глобальный рынок продукции, по меньшей мере, в 10 категориях.

"Вызов-2008" предусматривает совершенствование транспортной инфраструктуры. Помимо сооружения высокоскоростной железной дороги и связанных с ней проектов, этот аспект плана включает расширение 1-й автострады "Север-Юг" (им. Сунь Ятсена), завершение строительства центрального и южного участков 2-й автострады "Север-Юг" и сооружение других скоростных автомагистралей.

Под рубрикой "трансформация Тайваня в "остров цифровых технологий" шестилетний план предусматривает ускоренное создание экономики, основанной на знании", посредством предоставления всем 6 миллионам тайваньских семей доступа к широкополосному Интернету к 2008 году. Ожидается, что эта инфраструктура даст импульс более широкому использованию Интернета правительственными учреждениями, коммерческими предприятиями и другими сегментами общества и поможет трансформировать Тайвань в "остров высокотехнологических услуг" и самую передовую в области телекоммуникаций страну Азии.

В то же время шаги, предпринимаемые для "воспитания талантов - представителей поколения "Е"", будут нацелены на совершенствование в массовом масштабе навыков владения иностранными языками - прежде всего английским, а также работы с компьютером и пользования Интернетом.

Одна из проблем улучшения качества жизни, которые затронуты в плане "Вызов-2008", - необходимость "консервации водных и иных экологических ресурсов". Хотя среднее годовое количество осадков на Тайване составляет 2500 миллиметров - заметно больше среднего мирового показателя, распределение водных ресурсов неравномерно, а спрос на них высок из-за значительной плотности населения и высокого уровня индустриализации. Глобальные климатические изменения могут привести к учащению засух - подобно той, что поразила в этом году северный Тайвань, но, с другой стороны, наводнения и оползни также являются серьезными проблемами. Планом намечено активизировать деятельность по восстановлению лесных массивов, увеличению площади суши, надлежащей утилизации канализационных стоков и всеобъемлющему планированию в области землепользования.

По выводам тайваньских аналитиков, что касается затрат на осуществление шестилетнего плана в целом, то они, вероятно, не приведут к перенапряжению финансовой системы страны - при условии надлежащего контроля над бюджетом. Различные ведомства, как ожидается, будут финансировать свои проекты, в основном, из имеющихся в их распоряжении ассигнований, избегая, по возможности, обращений к законодателям с просьбами о выделении дополнительных средств. Более трудным делом может быть осуществление и координация плана, охватывающего столь широкий спектр задач. План "Вызов- 2008" является, в сущности, лишь общей схемой, указывающей пути модернизации экономики. Его осуществление потребует очень эффективного и сильного правительства, а достичь этого не так легко при существующей на Тайване расстановке политических сил. В ситуации, когда Законодательный Юань - высший парламентский орган - расколот на два противоборствующих лагеря и соперничающие политические партии начинают готовиться к очередной президентской избирательной кампании (2004 г.) главный "вызов", который знаменует план "Вызов-2008", состоит в том, чтобы мобилизовать общество на достижение политического консенсуса и на поддержку этого плана.

Новый шестилетний план требует серьезной структурной корректировки. Для многих отраслей промышленности Тайваня 2001 год стал одним из самых трудных периодов в истории их развития. Внутренние инвестиции уменьшились на 26,7%, а объем промышленного производства сократился на 8% - на 7,6% в тяжелой промышленности и на 9,4% в отраслях легкой промышленности. Хотя в 2002 году ситуация начала улучшаться и Тайвань по- прежнему является одним из главных поставщиков компьютерной продукции и сложного электронного оборудования на мировой рынок, прошлогодний спад стал для многих сигналом, указывающим на необходимость пересмотра стратегии индустриального развития.

С самого начала тайваньские власти считали себя ответственными за то, чтобы задать верное направление индустриальному развитию острова, что, в общем, соответствовало той патерналистской роли, которую брало на себя правительство во многих азиатских обществах. Отвергая коммунистический принцип централизованного планирования, правительственные должностные лица в то же время не настолько доверяли игре сил свободного рынка, чтобы совсем выпустить из рук экономический руль. В первые десятилетия государственные предприятия, частью эвакуированные на остров с материка, частью доставшиеся в наследство от японского колониального режима, играли доминирующую роль в экономике, и посредством регулирования налогообложения и землепользования, контроля над импортом и других мер правительство могло влиять на тенденции развития частного сектора. К примеру, высокие тарифы использовались для защиты зарождавшейся тогда автомобилестроительной промышленности.

Возрастание роли сектора услуг считается явлением, естественно сопутствующим экономическому развитию. Так почему бы не позволить сектору услуг взять на себя ту роль, которую прежде играл в экономическом развитии промышленный сектор - подобно тому, как последний перехватил лидерство у сельскохозяйственного сектора несколькими десятилетиями раньше? В сфере услуг было создано около 2/3 ВВП, но в то же время на этот сектор пришлась лишь 1/8 общей стоимости экспорта, тогда как на промышленный сектор, доля которого в ВВП составляла всего 30%, пришлось 87,5% общей стоимости экспорта. В силу относительно небольших масштабов внутреннего рынка тайваньской экономике приходится ориентироваться главным образом на экспорт. Но поскольку сектор услуг еще недостаточно конкурентоспособен по меркам глобального рынка, Тайвань должен по- прежнему полагаться на промышленное производство для того, чтобы обеспечить устойчивый рост ориентированной на экспорт экономики.

Таким образом, тайваньская экономика нуждается в осуществлении структурной корректировки для того, чтобы быть в состоянии ответить на вызовы времени - обостряющуюся конкуренцию на мировом рынке, растущую озабоченность общественности вопросами охраны окружающей среды, дефицит и высокую стоимость земли и квалифицированных работников и другие изменения в экономическом ландшафте. Проблема не в том, что традиционные отрасли невозможно модернизировать и переориентировать на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, а в том, что для такой модернизации потребуется некоторое время. Одновременно нужно создать ряд новых отраслей для того, чтобы экономика могла и далее успешно развиваться. Кроме того, резкий спад на высокотехнологическом рынке Соединенных Штатов, начавшийся два года назад, служит для Тайваня напоминанием о необходимости диверсифицировать структуру промышленности, с тем чтобы избежать чрезмерной зависимости от какого-либо одного ее сегмента.

В последние годы на Тайване регулярно публикуется список "новых стратегических отраслей" промышленности, развитию которых содействует правительство. В настоящее время этот список включает в себя производство цифровой продукции (компьютеров, коммуникационных устройств и бытовой электроники), прецизионной электроники, прецизионных машин, аэрокосмической техники, специальных химических препаратов, "зеленой" технологической продукции, высококачественных индустриальных материалов, биотехнологию и технические услуги. Поскольку эти новые отрасли, как правило, характеризуются высокой степенью риска и поэтому нуждаются в правительственной поддержке. Положение о модернизации промышленности предусматривает специальные налоговые льготы для компаний, действующих в указанных отраслях, а также компаний, предоставляющих первым технические услуги. Эти льготы включают освобождение компании от уплаты налога на доход от новых операций на пять лет и такие же налоговые "каникулы" в отношении дополнительного дохода, полученного от использования нового оборудования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт экономического развития новых индустриальных экономик в конце XX века показал, что не существует единой модели развития, имеются лишь общие особенности, присущие так называемому азиатскому экономическому чуду последних десятилетий, среди которых можно отметить высокую норму сбережений и инвестиций, экспортную ориентированность экономики, открытость рынков капитала, макроэкономическую стабильность, привязку национальной валюты к американскому доллару, сильное государственное стимулирование экономического роста.

Однако экономический рост на основе экстенсивных факторов - высоких показателей накопления, темпов роста рабочей силы и капиталовложений - в новых условиях себя исчерпал. Это, как представляется, и явилось, наряду со слабостью национальных финансовых систем, чрезмерным стремлением к получению рентных доходов, отсутствием новаторских подходов, неэффективностью рынков капитала, институциональной закостенелостью, а также ограниченными возможностями международных финансовых институтов по оказанию своевременной помощи, основной причиной внутреннего экономического кризиса в странах Восточной Азии. Речь, подчеркнем, не идет об отказе от старой парадигмы экономического развития. Первоочередные задачи, которые требуется решить для достижения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке, политическая и экономическая элита восточноазиатских стран видит:

в переоценке сложившейся модели развития в сторону акцента на интенсивные факторы роста, обеспечивающие технологическую модернизацию "традиционных" отраслей промышленности и инфраструктуры, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий;

в повышении качества людских ресурсов и устойчивых инвестициях в них, включая повышение компьютерного образования;

в содействии частному предпринимательству в наукоемких отраслях;

в реформировании учреждений и политики в области финансового надзора, регулирования просроченной задолженности в банковско-финансовом секторе экономики, тщательном мониторинге и контроле за притоком краткосрочного капитала;

в налаживании производства продукции и услуг, соответствующих международным стандартам качества;

в достижении большей прозрачности в отношениях между государством и частным сектором.

Экономика некоторых НИС (Гонконга, Тайваня, Сингапура), благодаря проведению такой политики, смогла миновать кризис с относительно минимальными потерями. Дальнейшее ускоренное развитие НИС, как представляется, тесно связано с продолжением поддержки роста экспорта на основе формирования национальных конкурентных преимуществ и открытости экономики с учетом внутреннего спроса. Иными словами, адекватно изменяя правовую базу и механизмы регулирования экономики, НИС будут, по нашим оценкам, придерживаться курса на постепенную либерализацию, но скорость и порядок этих процессов в разных странах будут неодинаковыми.

Несмотря на негативное влияние азиатского кризиса, трудно предполагать прекращение общей тенденции экономической либерализации в регионе Восточной Азии. При этом в странах региона твердо убеждены в необходимости укрепления национальных финансовых систем, включая юридическую и институциональную базы и методы регулирования операций на внутреннем рынке (с учетом последовательности либерализации платежного баланса по текущим операциям и счетам движения капиталов), а также в создании механизма надзора над финансовыми рынками на региональном и международном уровнях в целях избежания подобных кризисов в будущем. Корректировка национальной стратегии развития в восточноазиатских странах заключается в достижении большей сбалансированности задач экспортно- ориентированного роста и расширении производства и спроса на внутреннем рынке. Дальнейшее привлечение иностранных инвестиций в их экономику будет более тесно увязываться с их рациональным, с точки зрения развития национальной промышленности, размещением в базовых и высокотехнологических отраслях производства, с акцентом на инвестиции, начиная с нулевого цикла, а не на слияние и приобретение компаний.

Другим важным аспектом в области корректировки модели экономического развития стран Восточной Азии в целях поддержания их устойчивого роста и усиления международной конкурентоспособности является достижение большей взаимодополняемости таких традиционных отраслей обрабатывающей промышленности, как производство текстиля и одежды, бытовой электроники, автомобилей и телекоммуникационного оборудования на основе увеличения объема инвестиций и притока финансовых ресурсов частного сектора на их модернизацию.

Итак, смогут ли азиатские НИС вновь выйти на траекторию высокого роста? Думается, смогут, если возьмут на вооружение надлежащую политику поддержания национальной конкурентоспособности и коренным образом пересмотрят взаимоотношения между хозяйствующими субъектами. Речь идет о том, чтобы перейти от трудоемкой и капиталоемкой индустриализации, ориентированной на экспорт, к новоиндустриальной политике, ориентированной на науку и новейшие технологии, основанные в том числе на достижениях в области информации и коммуникаций. Только такой переход сможет обеспечить приближение НИС к стадии зрелого, или постиндустриального развития и реализацию ими целей догоняющего развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андрианов В.Д. Новые индустриальные страны в мировом капиталистическом хозяйстве. - М., 1989. - С.171.

2.Иноземцев В.Л. Пределы "догоняющего развития". - М., 2002.

.Международный экономические отношения / Под ред. И.П. Фаминского. - М., 2001. - С. 252.

.Мировая экономика: Учебник / По ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002

.Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность / М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова. - М.: Логос, 2002

.Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм: вызовы для России. - М., 2001

.Потапов М. О теоретических аспектах современного азиатского новоиндустриализма

8.Сергеев П. Восточная Азия. Перетягивание каната или новые индустриальные страны как феномен в современной мировой экономике

.Суслина С.С. Трансформация экономической модели Республики Корея в условиях глобализации и регионализации мирового рынка: Автореф. докт. дис. - М., 2002

10.Шабалин В.И. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа / Пер. с кит. - М., 2001 г. // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - N 5. - С.171.

11.Широков Г.К. Промышленная революция в странах Востока. - М., 1981.

12.Эльянов А.Я. Индустриализация развивающихся стран в интерьере мирохозяйственных связей и Россия // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - N 1. С. 13 - 19.

Похожие работы на - Феномен новоиндустриальной эволюции стран развивающегося мира

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!