Индустриальные страны Азии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,86 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Индустриальные страны Азии

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время, все большее и большее внимание людей привлекают новые индустриальные страны (НИС). За последние тридцать - сорок лет в этих странах произошел такой «взрыв» в экономическом развитии, что им можно позавидовать. Новые индустриальные страны из развивающихся стран превратились в экономически развитые и, наряду с США, Японией и Европейским союзом, соперничают за право лидерства на мировом рынке. В этих странах увеличилась доля грамотных людей, образование стало бесплатным и общедоступным. Валовой внутренний доход, исходя из расчета на душу населения, составляет около 15000$, а его ежегодный прирост стабилизировался и установился на уровне 7%. Исходя из всего этого, можно заключить, что быстрое экономическое развитие стран НИС беспокоит многие страны, и вопрос об этом является актуальным на сегодняшний день.

Новые индустриальные страны (НИС) - группа развивающихся азиатских стран, бывших колоний или полуколоний, экономика которых за сравнительно короткий период совершила скачок от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

К новым индустриальным странам "первой волны" относят Республику Корея, Сингапур, Тайвань. К новым индустриальным странам "второй волны" относят Малайзию, Таиланд, Филиппины и Китай. Особенно выделяются первые четыре, которые называют четырьмя резвыми «драконами» или тиграми. Некоторые ученые-географы относят к этой группе и наиболее развитые страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика и др.), но это не совсем верно.

Основной упор перестройки экономики новых индустриальных стран сделан:

- на индустриализацию на основе новейших научно-технических достижений с ориентированием на внешний рынок;

на общедоступность и высокий уровень образования внутри страны;

на максимальное использование иностранного капитала.

Актуальностью данной темы можно назвать быстрое экономическое развитие новых индустриальных стран четверки «драконов», которое интересует многих развитых стран Мира.

В 70-80-е годы XX в. для этих стран были характерны более высокими темпами хозяйственного развития, превышающими аналогичные показатели других развивающихся и промышленно развитых стран. Следовательно, НИС нельзя отнести ни к одной из существующих групп стран: развивающихся, развитых, государств с переходной экономикой. Они заняли особое положение в мировом хозяйстве и составили новую самостоятельную группу.

Октябрь и ноябрь 1997 года принесли миру немало черных дней. Гонконг и Нью-Йорк, Лондон и Франкфурт, Токио и Москва - биржи крупнейших городов мира, на каких бы языках ни говорили их брокеры, были переполнены одним стремлением: продавать. Главные пострадавшие - развивающиеся рынки. Именно оттуда начался интенсивный отток капиталов. Что же произошло с азиатскими тиграми?

Рассмотрение данного аспекта развитие новых индустриальных стран позволит глубже понять особенности экономик этих стран, показать, как Азия смогла за тридцать лет пройти путь, на который Европа потратила столетия. Лик Европы менялся постепенно, год за годом, а потому не возникало нужды в излишнем насилии, призванном приучить людей к новым идеям: от вьючных лошадей мы перешли к телеге, потом появились безрессорный экипаж, за ним - карета, железная дорога, автомобиль, самолет; и даже нам прогресс казался слишком стремительным. Что до Азии - она за тридцать лет, на глазах одного поколения, пересела с вьючных ослов на роллс-ройсы, с племенных скакунов - на самолеты. Пятьсот лет ушло у нас на то, чтобы от боевого лука - долго-долго провозившись с мушкетами - перейти к автоматическому оружию.

Целью данной работы является рассмотрение новых индустриальных стран Азии, определение понятий, классификаций, проблем и перспектив развития.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

исследовать новые индустриальные страны Азии;

установить пути к процветанию Республики Кореи;

определить понятия и классификацию новых индустриальных стран Азии;

описать общую характеристику стран четырех «драконов»;

рассмотреть возможность применения Российской Федерацией опыта Южной Кореи.

Объектом данного исследования является экономика новых индустриальных стран Азии.

Предметом исследования выступают проблемы и перспективы развития экономики стран четырех «драконов».

При написании курсовой работы были использованы учебные материалы по региональной экономике и управлению, теории управления, экономической географии.

Е.Ф. Авдокушин изучал роль внешнеэкономического фактора в экономической модели "новых индустриальных стран". Он рассматривал экономическую модель НИС и особенности ее успешного развития, как правило, указывающие на внешние и внутренние факторы этой модели, обеспечившие ей громкий успех.

Изотов Д. А. и Кучерявенко В. Е. изучали экономическое развитие новых индустриальных стран Азии в периоды между кризисами.

Загладин Н. в своих работах изучал проблемы модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке. В данную работу входило рассмотрение, а так же сопоставление достижений Японии и новых индустриальных стран Азии. Так же в своей работе он проанализировал более 170 государств Азии, Африки и Латинской Америки, многие из которых в недавнем прошлом являлись колониальными и зависимыми странами, после второй мировой войны в той или иной форме столкнулись с необходимостью поиска путей модернизации. Не случайно одним из общих определений для этих государств является термин «развивающиеся».

Методами исследования выступили исторический метод, методы наблюдения и сравнения.

Структура работы соответствует цели и задачам. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

I.

II.НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ АЗИИ

2.1Понятия, классификации, проблемы новых индустриальных стран Азии

Мир конца ХХ в. сложен и многогранен. Все более активно заявляют о себе Новые Индустриальные страны.

Вплоть до середины 60-х гг., даже после деколонизации, экономисты Запада не особенно учитывали специфические социально-экономические проблемы развивающихся стран. Скорректированная в 70-80-е гг. концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью развивающихся стран, поскольку получаемая ими помощь состоит исключительно из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и культуры, норм политического и социального поведения и т.д.

Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой экономики, следовательно, и в развивающихся странах, привели к выделению особой группы стран, получивших название «новые индустриальные страны» (НИС). Данные государства отличаются более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Новые индустриальные страны (НИС) - группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия возник ряд отраслей промышленности, в т.ч. обрабатывающей (особенно наукоемкие отрасли), в результате чего они существенно расширили поставки промышленной продукции на мировой рынок.

Новые индустриальные страны Азии уже наступают на пятки Соединенным Штатам и Японии. Это - Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур.

Статус «Новой Индустриальной Страны» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН:

размер ВВП на душу населения;

среднегодовые темпы его прироста;

удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20%);

объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

объем прямых инвестиций за рубежом.

По некоторым показателям НИС зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран. На протяжении 30 лет с 1960 по 1990 гг. темпы развития экономики азиатского региона в целом составляли более 5% в год, в то время как в европейских странах - 2% Развивающиеся страны, вступившие на индустриальный путь развития, начинают привлекать иностранные инвестиции и стимулировать рост внешней торговли. Доходы от экспорта используются для развития наиболее перспективных отраслей. В 60-е гг. на такой путь вступили страны Восточной Азии и Латинской Америки. В Восточной Азии капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В Латинской Америке - в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Особо нужно выделить Восточную Азию.

В 21 в., как отмечают многие специалисты, покажет свою силу азиатско-тихоокеанский регион. В 1989 г. 18 государств образовали форум азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС): США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и т.д. Целями этой интегральной группировки стало упразднение торговых препятствий во взаимоторговле и движении капитала. Однако, в силу того, что страны, входящие в АТЭС, различны, были установлены сроки для достижения этих целей: до 2010 - для развитых стран, до 2020 г. - для развивающихся стран. АТЭС не является закрытым блоком. В ноябре 1998 г. на очередной конференции в столице Малайзии Куала-Лумпуре в состав организации приняты еще 3 страны: Вьетнам, Перу, Россия.

К новым индустриальным странам относят четыре ≪малых дракона≫ Азии: Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг. НИС Латинской Америки представлены Аргентиной, Бразилией, Мексикой. Все перечисленные страны - это НИС ≪первой волны≫, или ≪первого поколения≫.

Ко второму поколению причисляют: Малайзию, Таиланд, Индию, Чили.

Третье поколение включает Кипр, Тунис, Турцию, Индонезию.

К четвертому поколению относят Филиппины, южные провинции Китая и др.

В итоге появляются целые зоны ≪новоиндустриальности≫ - полюса экономического роста, распространяющие свое влияние на близлежащие регионы.

По региональному признаку НИС можно классифицировать на:

. Азиатские (Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Филиппины, Индия, Таиланд).

. Латиноамериканские (Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили). Латиноамериканские НИС во многом отличаются от азиатских.

Эти отличия представлены в табл. 1.

Сущностные различия между двумя типами НИС

Азиатские НИСЛатиноамериканские НИСЭкстравертивный типИнтровертивный типСбалансировано совмещается политика импортозамещения и экспорто-ориентированности, хотя для некоторых стран характерно развитие экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок, на экспорт (Гонконг, Сингапур - исключительно экспортно-ориентированы). Предпринимательский капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. Сформировался более широкий круг источников финансирования развития. Создавались трудоемкие предприятия по выпуску массовой потребительской продукции.Эта политика предполагает протекционизм, отсутствие конкуренции со стороны иностранных компаний, дешевизну кредитов. Политика импортозамещения не способствует коренному изменению роли развивающихся стран в мировом хозяйстве. Предпринимательский капитал направлялся в торговлю, сферу услуг, в обрабатывающую промышленность. Обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с восточноазиатскими НИС Основной упор сделан на развитие материалоемких и капиталоемких отраслей в обрабатывающей и добывающей промышленности.

Анализ таблицы 1 позволяет понять, что азиатские НИС (экстравертивный тип развития) более ориентированы на внешние источники и более открыты мировому сообществу, чем латиноамериканские НИС (интровертивный путь развития), которые ориентированы в основном на внутренние источники саморазвития. В этом, отчасти, проявляется высокая степень обеспеченности природными ресурсами, характерная для этой группы стран.

Хотя латиноамериканские и азиатские НИС развивались разными путями, используя различные модели развития, у них имеются общие черты: высокие темпы роста достигались и в тех, и в других НИС за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда. Эти функции роста осуществлялись при сочетании рыночных инициатив, государственного регулирования и предпринимательства.

В зависимости от уровня дохода на душу населения НИС можно разделить следующим образом:

с высоким уровнем дохода (Сингапур, Южная Корея: более 9 тыс. долл. в год);

со средним уровнем дохода (Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили: 750 долл. - 8,5 тыс. долл. в год);

с низким уровнем развития (Тайвань, Гонконг, Индия: менее 750 долл. в год).

По степени открытости мировому рынку (доля экспорта в ВНП) НИС дифференцируются по следующим группам:

. Страны с закрытой экономикой (доля экспорта в ВНП менее 10%): Аргентина, Бразилия.

. Страны с относительно закрытой экономикой (доля экспорта в ВНП более 10-19%): Мексика, Индия.

. Страны с полуоткрытой экономикой (доля экспорта в ВНП более 20-24%): Турция, Кипр.

. Страны с относительно открытой экономикой (доля экспорта в ВНП более 25-34%): Корея, Тайвань, Гонконг, Индонезия.

. Страны с открытой экономикой (доля экспорта в ВНП более 35%): Сингапур, Малайзия, Таиланд, Тунис, Филиппины.

Однако наряду с положительными показателями существуют, так же как и раньше проблемы на почве экономики, пусть и не так ярко выражены, как сорок лет назад.

Острейшей проблемой развивающихся стран на рубеже XX и XXI вв. остается внешняя задолженность. Утечка национального дохода в виде процентов по внешней задолженности приводит к снижению темпов экономического роста, развитию инфляционных процессов и, следовательно, к усугублению долгового бремени, снижению уровня жизни значительной части населения и нарастанию социальной и политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90-е годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. Падение цен на нефть, продолжавшееся вплоть до второй половины 1999 г., и на другие сырьевые ресурсы, а также отсутствие внутреннего механизма модернизации наиболее отсталых экономик сводили на нет усилия по преодолению долгового кризиса развивающихся стран. Проблема внешней задолженности усугубляется ошибками во внутренней политике развивающихся государств.

Политическая нестабильность в ряде стран приводит к бегству из них национального капитала, в результате значительная часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. Так, в 1970-1988 гг. африканские страны получили более 300 млрд. долл. в виде иностранной помощи, но большая часть этих средств пошла на строительство аэропортов, новых столиц, офисных здании и на покупку вооружения. А ведь размер этой помощи для некоторых стран, например, Танзании, составляет от 3 до 5 размеров их ВНП. В связи с нерациональным использованием значительной доли финансовых ресурсов развивающимися странами отношение развитых стран к предоставлению финансовой помощи третьему миру стало меняться. В последние годы размеры этой помощи уменьшаются.

Значительную остроту на рубеже тысячелетий в развивающихся странах приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах мира, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для всего населения Земли.

Перемещение экологически опасных производств из развитых в развивающиеся страны сопровождается загрязнением почвы, воды и атмосферы. Использование угля и других низкоэффективных источников энергии приводит к повышенному содержанию углекислоты в атмосфере планеты, что является одной из важнейших причин глобального потепления климата.

Многие развивающиеся страны участвуют в производстве веществ, способствующих разрушению озонового слоя в атмосфере Земли.

2.2 Общая характеристика стран четырех «драконов»

Азия является самым большим континентом в современном мире с территорией около 45 млн. кв. км и населением более 3 млрд. человек. На материке около 50 независимых государств. До недавнего времени Азия являлась одним из самых нестабильных регионов в современном мире. За весь бурный XX в. здесь прогремело немало войн, произошли десятки революций, военных переворотов, восстаний, путчей.

В политическом отношении страны Азии составляют сложный комплекс демократических и авторитарных режимов.

В большинстве развивающихся государств Азии до недавнего времени господствовали авторитарные режимы. Власть опиралась на три основных политических института: государство, унаследованное от колонизаторов и осуществляющее жесткое централизованное управление обществом; однопартийную систему (в большинстве случаев единственная партия создавалась сверху национальными лидерами для получения общественной поддержки); армию, которая в результате частых военных переворотов устанавливала власть армейских кругов и отстраняла от руководства гражданских лидеров. В дальнейшем в ряде государств началось движение в направлении утверждения принципов демократического устройства. Этому способствовали общемировые тенденции политического развития.

Страны четырех «драконов» являются образцом со смешанным режимом правления, представляющим своеобразный симбиоз авторитаризма с либеральными многопартийными системами, где господствующие политические силы, используя западную модель открытой рыночной экономики в тесном экономическом взаимодействии с Японией, США и Западной Европой, создали современную базу, начали процесс эволюции политических режимов по пути их демократизации.

В результате распада мировой колониальной системы в послевоенные годы на политической карте появилось много независимых государств. Многие из них выбрали за основу своего развития социалистическую модель по примеру СССР, однако большинство из этих стран продолжали свое формационное развитие в рамках капиталистической системы, которая получила дополнительную социально-экономическую базу.

Растущий процесс дифференциации развивающихся государств, обусловленный законом неравномерности экономического развития, привел к выделению особой группы стран и территорий - "новых индустриальных стран" (НИС), или "новых индустриальных экономик" (НИЭ). К числу новых индустриальных стран (НИС) Азии до недавнего времени относили четырех «азиатских тигров» - Республику Корея (Южную Корею), Сингапур, Тайвань и Гонконг. Теперь их нередко называют НИС «первой волны», а к новым индустриальным странам «второй волны» относят Малайзию, Таиланд, Филиппины и Индонезию.

Однако каждая страна имеет свои особенности.

Сингапур

Сингапур, остров длиной всего 25 миль и шириной 14, за два десятилетия добился самого впечатляющего прогресса в экономике - средний прирост составил почти 9% в год. В этой стране наивысший в мире процент сбережений - 42%. ВВП и наивысший в Азии (кроме Японии и Брунея) доход на душу населения, он выше, чем в Испании, Ирландии или Италии. Доля внешнеторгового оборота в ВНП также является наивысшей в мире. В 1984 г. Сингапур обошел Роттердам и стал крупнейшим портом мира.

Экономика Сингапура стоит на торговле, переработке и транспортировке нефти, относительно небольшой обрабатывающей промышленности. В то же время наметилась тенденция роста концентрации в обрабатывающей промышленности, что дало возможность стране выйти на рынки капиталоемкой продукции.

Премьер-министр страны постоянно поднимает в своих выступлениях вопросы производительности: "Производительность - это единственное, что даст нам возможность выжить".

Сингапурцы уверены, что их будущее зависит от хорошо подготовленных рабочих, большего числа лучших машин, соответствующего отношения к труду - готовности людей много работать.

Гонконг

Гонконг также стабильно показывает 8-9% прироста экономики в год. Сейчас это третий финансовый центр мира - после Нью-Йорка и Лондона и страна с процветающей торговлей (180% ВВП), банками, коммуникационной сетью, морским транспортом

Можно выделить текстильную, легкую промышленность, а также электронику, производство игрушек и электротехнику. Тяжелая промышленность практически не развита.

Сила Гонконга заключается в открытости его рынков, духе свободного предпринимательства, отсутствии ограничений на торговлю и поощрении зарубежных капиталовложений. Его будущее в мире непосредственно связано с тем, как сложится система взаимоотношений с Китаем после 1997 г.

Гонконг и Сингапур являются торговыми нациями. Тайвань и Южная Корея - производящими.

Тайвань

На Тайване распространена шутка, что каждый восьмой тайванец является членом совета директоров корпорации.

Это подчеркивает тот факт, что большинство тайваньских компаний являются мелкими частными фирмами (на Тайване 50 тыс. производственных предприятий - в 10 раз больше, чем в Южной Корее), серьезно разбавленными иностранным капиталом. Тайвань является одной из наиболее быстро развивающихся и наиболее ориентированных на экспорт стран в мире. Около 50% ВНП зависит от экспорта, 48% которого приходилось в 1984 г. на Соединенные Штаты. В 1985 г. США импортировали из Тайваня столько же товаров, как и из ФРГ. И, несмотря на свои небольшие размеры, Тайвань имеет огромные валютные резервы - 62 млрд. долл. - это больше, чем имеет Япония.

Тайвань достаточно быстро переходит от производства текстиля, игрушек и обуви к выпуску товаров, требующих более высокого уровня технологии, таких, как автомобили. В эту отрасль уже вложили деньги "Форд", "Ниссан" и "Мицубиси Моторс". В перспективе Тайвань ставит себе целью перейти к производству наукоемкой продукции. В 1980 г. был основан первый технополис, в котором 59 компаний работают в передовых областях научно-технического прогресса. 100 тыс. наиболее способных выпускников тайваньских вузов были направлены в США для продолжения образования. 10 тыс. из них уже получили докторские степени, причем преимущественно в естественных науках.

Тайвань заслужил славу одного из пионеров внедрения земельных льгот, как формы поощрения бизнеса - создания специальных экономических зон и научно-промышленных парков (НПП). Наиболее крупный НПП в новых индустриальных странах Азии, находится именно на Тайване. Он был образован в 1980 году в местечке Синчжу, в 70 километрах от Тайбэя.

В0парке0базируются:

0Научно-исследовательский институт промышленной технологии;

0Объединенная корпорация по разработке микроэлектронике.

0Научно-исследовательский0институт0электроники.

Тайвань уже стал заметной силой на рынках США и в будущем продолжит увеличивать производство товаров с высокой нормой прибыли. Однако из четырех названных стран наиболее серьезным конкурентом, как для США, так и для Японии является Южная Корея.

Южная Корея

У многих американцев сложилось представление о Южной Корее как о бедной стране, до сих пор страдающей от последствий нескольких войн, стране, где в перенаселенных трущобах и хижинах живут плохо образованные, низкооплачиваемые, но трудолюбивые люди.

Этот не соответствующий действительности образ возник большей частью на основе воспоминаний о Корее после второй мировой войны. Многие американцы помнят, что корейцы были вынуждены, есть кору деревьев, чтобы выжить в 1945 - 1946 гг., а Сеул был грудой битого кирпича. Еще в 1961 г. ВНП на душу населения здесь составлял около 93 долл. Страна, однажды объявившая рис своим основным продуктом питания, сейчас бросает вызов, как США, так и Японии в производстве автомобилей, стали, телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров и полупроводников.

"Корейцы ломятся в дом сквозь стену, явно забывая о двери", - говорит Пол Россел, директор по международному планированию компании "Дюпон". "Мы смотрим на Южную Корею как на Японию 15 лет назад, - говорит Денис Рут, директор "Крайслер Корея". - Кто бы мог сказать 15 лет назад, что Япония способна бросить вызов США?"

Таким образом, мы можем видеть, что новые индустриальные страны довольно серьезно взялись за свое продвижение, как в мировой экономике, так и в промышленности и хозяйстве. Страны НИС благодаря своему упорному труду и стремлению к заветной цели стали практически вровень с развитыми странами, и в некоторых моментах даже обходят их.

III.РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ: ПУТИ К ПРОЦВЕТАНИЮ

3.1 Политическое, экономическое и социальное развитие Республики Кореи

«Новые индустриальные страны» явились настоящей сенсацией второй половины XX века. Заняв значительное место в мировом разделении труда, выйдя на передовые позиции среди НИС, Южная Корея просто не может не привлечь к себе внимания. Опыт Южной Кореи тем более интересен в конце ХХ века, когда многие страны бывшего СССР пытаются занять определенную0нишу0в0мировой0экономике.

Весьма интересна история развития Южной Кореи - страны добившейся настолько высоких темпов роста экономического развития, что получила прозвище одного из азиатских тигров или азиатских драконов. Решающую роль в этом сыграли следующие факторы:

1.экономический, то есть наличие в базисе общества определенного минимума элементов капиталистического уклада;

.политический - проведение властями политики содействия экономическому росту;

.социально-культурный - сочетание традиционных и западных культур.

Рассмотрим роль политических структур в обеспечении экономического развития. Новоиндустриальный вариант развития капитализма является в настоящее время, пожалуй, наиболее эффективным из всех известных в современной мировой политике. Южной Корее (бывшей колонии) удалось на капиталистическом базисе в исторически короткие сроки преодолеть свою социально-экономическую слаборазвитость и достичь уровня развитого капитализма.

Одним из главных условий этого процесса было проведение властями умелого политического регулирования. Как заметил Фридрих Энгельс, … действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении - тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития - тогда … она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическое развитие в определенном направлении преграды и толкать его в другом направлении. Этот случай сводится, в конце концов, к первому из предыдущих. Наблюдение Энгельса работает и применительно к Южной Корее. Форсированная капиталистическая модернизация началась в этой стране, после того, как к власти пришел авторитарный режим и активизировал развитие политики государственного капитализма, добившись максимального эффекта. Причем установление авторитарного режима придавало капиталистическому развитию общества не только ускорение, но и необратимый характер.

Вначале ХХ века Корея была страной отсталой во всех сферах: политической, экономической и социальной. В результате она подверглась оккупации Японии, эксплуатировавшей Корею и не заботившейся о развитии корейского государства. В течение тридцати шести лет японской оккупации промышленность Кореи развивалась слабо, страна являлась лишь поставщиком сырья и сельскохозяйственной продукции для японской экономики. Установилась обычная система зависимости между экономикой метрополии и колониального придатка.

После второй мировой войны страна освободилась от японского господства. По договоренности между участниками антигитлеровской коалиции Корея была разделена на две зоны ответственности - советскую к северу и американскую к югу от 38-ой параллели. Каждая из сил на своей зоне ответственности провела сепаратные выборы. На Юге установилась вл.. асть авторитарного правительства во главе с Ли Сын Маном, долгие годы до этого жившего в Америке. 15 августа 1945 года была провозглашена Корейская Республика со столицей в городе Сеуле.

После раскола страны на две части разрушились давно установившиеся связи, что привело к еще большей дезорганизации экономической жизни. Вследствие, искусственного разделения Южная Корея почти лишилась таких важных отраслей промышленности как металлургическая, химическая, цементная. Вместе с тем на юге было сосредоточено 76,8% легкой, 60,7% пищевой и 68% деревообрабатывающей промышленности. Однако эти отрасли были отрезаны от основных источников снабжения топливом и электроэнергией, находящихся на Севере. Первостепенной задачей в этот период была реорганизация правовой и общественной систем, поэтому развитию экономики не уделялось должного внимания.

С момента освобождения от японского господства в 1945 году и до середины 50-х годов продолжался период войны и хаоса, но именно в это время были заложена основа для индустриализации Кореи через создание "свободной рыночной экономической системы" на базе денационализации капитала оставленного Японией после ее поражения во второй мировой войне. Он составил около 80% южной части полуострова, причем 13% этого капитала приходилась на сельское хозяйство, примерно 90% бизнеса и 97% крупных корпораций входили в туже категорию.

Заключенное 27 июня 1953 года в Пханмунчжоме соглашение о перемирии предусматривало полное прекращение военных действий и всех враждебных актов в Корее до окончательного мирного урегулирования.7 В соответствии с этим соглашением между севером и югом была проведена демаркационная линия длинной более 250 км. На весь период перемирия запрещался ввод новых военных контингентов на Корейский полуостров, а так же поставка военного снаряжения. Сразу после этого начинается реальное экономическое развитие Южной Кореи. А сегодня она быстро превращается в высокоразвитую индустриальную державу.

Опыт новых индустриальных стран показывает, что оптимальной формой политической надстройки становления капитализма является централизация, авторитаризация государственной власти, что и наблюдалось в Южной Корее. Пришедший к власти сразу после второй мировой войны режим Ли Сын Мана (1948 - 1960) не отличался большим демократизмом и применял на ряду с реформами жесткие репрессивные меры. Но вместе с тем правящий режим этого государства продемонстрировал понимание того, что условно можно было определить как философию развития, то есть осознание целостности общества как организма, не подчиняющегося чисто волевому диктату.

В процессе развития правительству Корейской Республики удалось избежать ряда ошибок, допущенных многими развивающимися государствами, - переоценка роли индустриализации в ущерб сельского хозяйства, приоритет тяжелой индустрии над легкой промышленность и других. Иначе говоря, особенность экономической стратегии этой страны, по сути дела, заключается в выдерживании последовательности перехода от одной стадии экономического развития к другой, так чтобы каждый шаг на этом пути, с точки зрения накопленного капитала, подготовки инфраструктуры рабочей силы и тому подобное, подготавливал следующий.

После окончания войны в Сеуле при помощи США был разработан план содействия южнокорейской экономике. США предоставили в 1954 -1959 годах около 1,5 миллиарда долларов в виде субсидий и "займов развития" (займы составляли 12,4 миллиона долларов). Эти деньги в основном ушли на закупку американских продовольственных и потребительских товаров, лишь небольшая часть пошла на восстановление производственной инфраструктуры промышленности и сельского хозяйства. Однако в первые послевоенные годы американская помощь способствовала сравнительно быстрому восстановлению экономики. Среднегодовые темпы прироста ВНП составили в 1954 - 1958 годах 5,2%, а обрабатывающая промышленность за эти годы удвоила свое производство.

Реструктуризация народного хозяйства не могла проходить без значительной инфляции. Южнокорейское правительство уделяло огромное внимание этой проблеме, так как нестабильность цен подрывала экономику страны и вела к неустойчивости жизненного уровня, не конкурентоспособности корейских товаров и политической нестабильности.
С целью увеличения государственных доходов был изменен закон о налогах: введен принцип твердой сбалансированности бюджета, путем увеличения заработной платы государственным служащим и превращения в самостоятельные доходные организации служб связи, железных дорог и государственных монополий. Коммерческим банком предлагалось придерживаться "принципа кредитования по вкладам".
На уменьшение инфляции была направлена и проведенная в феврале 1953 года денежная реформа. Она предусматривала, что все деньги и платежные средства будут внесены в банки в течение девяти дней после выхода закона, а новые денежные знаки станут единственным платежным документом в стране. Денежные единицы при этом обменивались в отношении одна к ста. И реформа дала свои положительные результаты.

Ориентация правительствовавшего режима Ли Сын Мана на американский импорт имела и значительный отрицательный эффект - не развивалась внутренняя индустрия. Постепенно положение трудящихся ухудшалось. К началу 1958 года число безработных и полубезработных составляло около 4,3 миллиона.

В 1960 году в результате восстания недовольных действиями властей к власти пришла находившаяся ранее в оппозиции Демократическая партия, лидер которой Юн Бо Сон стал первым президентом (1960 - 1961 годы). Фактически некоторая политическая либерализация не сопровождалась экономическим развитием. Социальная напряженность не исчезла. В итоге происходит новая смена власти. К управлению страной приходит военный режим Пак Чжон Хи (1961 - 1979).

Новая правительствовавшая элита не отличалась коренным образом от своих предшественников, но вместе с тем администрации Пак Чжон Хи избрала новую стратегию экономического развития - основными целями были провозглашены поощрение частной инициативы и укрепление национального частнокапиталистического уклада. Их достижение стало возможным за счет формирования системы управления капиталистической экономикой, что означало введение государственного регулирования управления хозяйством. Составной частью экономической политики стали пятилетние планы развития. Следует отметить, что они никогда не носили в Южной Корее директивного характера, хотя в руках правительства имелись достаточные рычаги воздействия на экономику.

Таким образом, Южная Корея избежала абсолютизации роли государственного сектора экономики.

На ранней стадии развития роль государственного сектора заключалась в создании социальных и экономических предпосылок для складывания эффективного и гибкого экономического организма, для развития национальных предприятий. Государство брало на себя заботу о создании и развитии отраслей, которые заключали в себе основания для дальнейшего развития, монополизация которых частным сектором могла иметь нежелательные социальные и экономические последствия. При этом частным предпринимателям давалась возможность действовать в сферах, где требовалась высокая эффективность производства, гибкость и динамизм. Так правительство сохранило за собой право собственности на железные дороги, источники электроэнергии, водоснабжение, автодороги и порты.

В результате правительственный и частный сектор имели четкие границы, была прочно введена "свободная рыночная экономическая система", которая оказала большое влияние на развитие страны. С тем чтобы поддержать мелкий бизнес, в 1961 году был так же создан промышленный банк, предоставлявший карточные кредиты мелким и средним предпринимателям под сравнительно небольшой процент.

Был проведен ряд мероприятий, призванных улучшить положение в аграрном секторе. Так правящая группировка освободила крестьян от выплат долгов по ростовщическим процентам, приняла программу стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличила процент выплат по банковским вкладам, что так же стимулировало приток в банки свободных средств и облегчало получение кредитов, были приняты и другие подобные меры.

Развитие легкой промышленности обеспечило насыщение внутреннего рынка товарами, ранее импортировавшимися из-за рубежа, а затем позволило перейти к их экспорту. Тем самым была подготовлена основа для индустриализации станы, осуществления лозунгов экономической революции: создание самостоятельной экономики было провозглашено в Южной Корее в начале 60-х годов.

Начиная с 1960 года, единственным средством спасения южнокорейской экономики от порочного круга бедности стали называть индустриализацию. Из-за ограниченных размеров внутреннего рынка и хронической нехватки иностранной валюты правительство увеличило потенциал роста экономики через ориентацию на экспорт, тем самым, стремясь ускорить процесс индустриализации. Для этого осуществлялось краткосрочное и долгосрочное финансирование экспортных фирм с помощью системы финансовой поддержки экспорта. Краткосрочное экспортное финансирование, проводимое с 1948 года по сегодняшний день, создало базу для экспортных вложений. Эта система обеспечивает займы для получения необходимых фондов по производству экспортной продукции.

По мере индустриализации экономики страны структура экспорта улучшалась, возникла необходимость поддержки экспорта с помощью отсрочки платежей. Это привело к созданию в 1976 году Экспортно-импортного банка, который осуществлял систему долгосрочной помощи экспорту на основе отсрочки платежей. Поддержку экспорту так же обеспечила налоговая политика: правительство предоставило частичные скидки с подоходного налога на иностранный капитал, была введена система возмещения таможенных тарифов.

Внедрение иностранного капитала в южнокорейскую экономику в значительной степени способствовало модернизации технологии, так как, делая капиталовложения, иностранные фирмы передавали и новые технологии.

В 80-х годах Южная Корея вступила в полосу более стабильного, эволюционного развития. Экономическая стабилизация обуславливается политической стабилизацией: отпала потребность в сохранении авторитарного характера управления. Происходила постепенная политическая либерализация правящего режима. Под давлением форсированных изменений в экономическо-социальном базисе эволюционировала сама форма государственного управления от авторитаризма в направлении к буржуазно-демократической системе.

На этом новом этапе развития, решающее значение приобретает вопрос научно-технологического потенциала и экономической возможности его использования. Южная Корея имеет наиболее широкие перспективы в этом отношении, она уже сейчас лидируют в новоиндустриальном регионе в плане производства наукоемкой продукции. Правительство всячески содействует развитию своего научно-технического потенциала, расширяя сотрудничество с развитыми капиталистическими странами. Школы и ВУЗы тесно связаны с научно-исследовательскими институтами.

Рассмотрим синтез традиционных и западных культур как фактор общественного развития.

Власть сама по себе не смогла бы сыграть столь важную роль в выдвижении Южной Кореи на передовые позиции мировой экономики. Важным и необходимым условием этого процесса была консолидация общества вокруг правящей политической структуры, доверие и передача ей чрезвычайных полномочий.

В первую очередь речь должна идти о роли в общественном развитии Южной Кореи конфуцианской культуры. Среди исследователей нет полного единодушия по вопросу о характере воздействия этой культурной традиции на пути модернизации восточных обществ.

Конфуцианство со своими патерналистическими отношениями, распространявшимися не только на семейном уровне, но и на производственные отношения, признанием кровного родства в общественных отношений, правилами наследования тормозило экономическое развитие Южной Кореи, препятствуя формированию современных структур торгово-промышленных связей. Но с другой стороны оно приветствовало четкое исполнение своих обязанностей, кропотливость и целеустремленность, добро и взаимопомощь, что не могло не сказаться положительно на развитии экономики. С течением времени под воздействием западной идеологии и норм нравственности вся система конфуцианских взглядов стала меняться. Это влияние привело к возникновению одного из важнейших элементов современной промышленной цивилизации - человеческого фактора, обеспечившее выход страны на передовые экономические рубежи.

Опыт Республики Корея показывает, что сохранение исторических, этнокультурных, философских корней общества, обеспечение преемственности его духовного развития. Играют важную роль в создании благоприятных социально-политических условий для проведения структурных изменений, перестройки общества.

С другой стороны, сохранение этнокультурных корней, духовная преемственность общества позволяют ему осознать свою идентичность, единство и взаимосвязь различных социальных групп. Это позволило властям Южной Кореи выработать отвечающую реальным потребностям и возможностям общества стратегию экономического развития, свободную от доминирования чисто идеологических факторов и опирающуюся, прежде всего на соображения экономической целесообразности.

В настоящее время замедление роста мировой экономики и падение объёмов экспорта в 2001 году <#"justify">3.2 Проблемы в управлении и пути их разрешения

Быстрая индустриализация Южной Кореи привлекает широкое внимание. Многие исследователи считают, что успех был бы невозможен без активного участия сильного бюрократического аппарата. Страна смогла столь быстро развивать экономику не только благодаря адекватному политическому руководству, но и участию бюрократов, которые выступили в роли "агентов изменений".

Однако в настоящее время возникли сомнения относительно дальнейших возможностей развития страны. Некоторые полагают, что экономика Южной Кореи уже достигла пика. Естественным следствием стремительного роста является ряд проблем, которые были проигнорированы вначале и теперь тормозят дальнейший прогресс. Это, прежде всего растущая напряженность между персоналом и менеджментом предприятий, неравномерное распределение доходов между регионами, имущими и неимущими слоями населения, увеличение стоимости жизни, отставание в развитии инфраструктуры, проблемы, связанные с экологией и качеством жизни.

Страна в ходе продвижения к демократии столкнулась и с рядом других проблем - недостаточно твердая позиция политических лидеров, политическая нестабильность, плохая организация участия граждан в управлении, растущее влияние групп со специфическими интересами, низкий профессионализм в государственной администрации и др. В сфере внешних связей Южная Корея оказалась под давлением, которому подвергаются государства, занимающие промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. Ее преимущества, вытекавшие из хорошо подготовленной и дешевой рабочей силы, быстро исчезают, поскольку теперь она должна конкурировать с развитыми странами.

Объективно говоря, в последние 40 лет рост в стране наблюдался при наличии сильной бюрократии. Но можно выдвинуть и другую гипотезу, согласно которой экономическое развитие Южной Кореи было бы основательней при более полной демократии.

Чтобы обеспечить развитие в новых условиях, необходимо реструктуризировать контролируемую государством экономику. В новых индустриальных странах, включая Южную Корею, первоначальная модель "управляемой экономики" была перестроена, а участие государства в регулировании и количество субсидируемых им предприятий снижено.

В Южной Корее перспективы дальнейшего развития обсуждаются весьма широко (по крайней мере в неявной форме), особенно в отношении управления и роли государства. Что касается государственной администрации, то многие корейские ученые согласны, что старая бюрократическая модель не в состоянии решать новые проблемы, не отвечает требованиям эпохи демократии и глобализации. Поэтому варианты предлагаемых реформ отражают тенденцию к рыночной ориентации, сокращению государственного регулирования, приватизации, сужению функций правительства, усилению участия общественности в управлении и прочее.

В этой связи возникает вопрос: достаточно ли готово южнокорейское правительство к тому, чтобы усвоить привнесенные извне идеи и каковы должны быть предварительные условия для стимулирования реформаторских настроений, а также для генерации новых идей в стране, находящейся в процессе трансформации.

Перед Южной Кореей стоит сложная задача, включающая в себя два аспекта: во-первых, необходимо укрепить демократию; во-вторых, трансформировать государственную бюрократию. В принципе инфраструктура эффективной государственной администрации должна не только включать демократические элементы, но и определять возможность эффективного управления. В большинстве демократических стран это обеспечивают высокий профессионализм государственных чиновников, политическая нейтральность (административная автономия) и репрезентативный состав администрации. Кроме того, необходимы еще три элемента - инновационный климат, прозрачность административной деятельности и взаимодействие культур. Административный профессионализм здесь определяется как специальные знания, умение обрабатывать информацию, инновативность и эффективность. Под профессиональными знаниями понимается уровень подготовленности и квалификация государственного управленца. Компетенция в области обработки информации зависит от готовности и способности чиновника к сбору и анализу данных для эффективного управления программами и распространения полученных сведений. Инновативность в сфере государственной администрации включает способность к восприятию новой политики и технологии для расширения управленческих возможностей. И, наконец, эффективность отражает связь между ресурсами, затраченными на реализацию программ, и полученными результатами.

В Южной Корее много хронических проблем, включая нездоровую конкуренцию между крупными корпорациями и мелкими предприятиями, общий деструктивный характер конкуренции, монополизм и т.п. Появились и новые проблемы, в частности слабая банковская система и наплыв незаконных иммигрантов. Бюрократия нуждается в профессионалах для эффективного решения этих проблем.

В Южной Корее законодательно одобрен ряд крупных социальных программ по обеспечению благосостояния населения, которые видимо, будут расширяться. Но, по мнению западных специалистов, подобные проблемы не решить путем увеличения или сокращения ассигнований, создания новых государственных бюрократических структур или "приватизации" функций ныне действующих. Чтобы сделать государственное управление эффективным, его надо радикально переосмыслить.

Административная автономия означает принятие экспертами решений, за последствия которых они несут полную ответственность, сохраняя относительный нейтралитет при смене политического лидерства. Такая автономия создает творческую обстановку для государственного администратора, облегчает экспериментирование с новыми идеями.

Административная автономия важна для рационализации всей системы государственной администрации по следующим причинам:

административная стабильность тесно связана с политической;

несколько крупных инноваций не могут компенсировать даже небольшую ошибку в сфере государственной администрации; это делает администраторов крайне консервативными;

инновация - это процесс, идущий как вертикально ("сверху вниз") в организационной структуре, так и горизонтально между управленческими звеньями.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что Южная Корея, подобно многим развивающимся странам, обременена как бы двойным грузом: с одной стороны, ей нужно совершенствовать демократический строй, а с другой - реформировать бюрократический аппарат. На первый взгляд кажется, что эти цели взаимно исключают друг друга. Однако их нужно объединить, свести в единое целое, чтобы создать автономную и эффективную систему управления, которая была бы открыта для участия широких слоев населения и своевременно реагировала бы на изменения обстановки.

IV.НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ АЗИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

4.1 Возможность применения Российской Федерацией опыта Южной Кореи

Феномен восточноазиатского капитализма (или стран НИС - новые индустриальные страны) представляет собой особо интересное явление. Этим государствам, а именно: Японии, азиатским "тиграм", наиболее ярким представителем которых является как раз Южная Корея, а теперь уже и Китаю удалось сравнительно за короткие промежутки времени добиться впечатляющих экономических успехов и войти в элиту мировой экономики. И путь Южной Кореи является одним из наиболее удачных, приемлемых с точки зрения использования этого опыта в России.

Лидерство Японии, давшей модели экспортно-ориентированной экономики путевку в жизнь в значительной степени осталось позади. Страна "восходящего солнца", пережив глубокий финансовый кризис 90-х годов выбиралась из него очень долго. Модель Китая, хотя и основана на постоянном инновационном росте и промышленной революции, имеет много издержек, вряд ли приемлемых для России. Это низкая стоимость доступной и массовой рабочей силы, ее высокая эксплуатация, низкая степень социальных гарантий (система пенсионного обеспечения не распространяется на основную часть населения - крестьянство), отсутствие политических реформ, устаревшая идеологическая платформа, высочайшие экологические издержки.

Менее чем за 40 лет, с начала 60-х годов страна совершила беспрецедентный прорыв от одной из самых отсталых аграрных стран до высших орбит мировой экономики. Южная Корея стала одним из мировых лидеров в области автомобильной, судостроительной, сталелитейной промышленности, производстве бытовой техники и электроники. Страна смогла практически с нуля построить всемирно известные "чеболи", такие как Samsung, LG и Hyundai, чуть позже подойдя к активному развитию среднего и мелкого бизнеса.

По итогам за 2009 г. ВВП по паритету покупательной способности Южной Кореи составляет около 1 356 млрд. долл. (14 место в мире), темпы роста экономики - 0.2 %, инфляция - 2.8 %. ВВП на душу населения составляет - 28 000 долл. на человека.

Южная Корея благополучно прошла стадию режима Пак Чжон Хи, безусловно, инновационного, но все же диктаторского, и смогла перейти к достаточно развитой демократии и современной рыночной идеологии. Что особенно важно, страна смогла в кратчайшие смогла преодолеть тяжелейшие последствия финансового кризиса 1997-1998 гг., и подтвердить конкурентоспособность своей экономики.

И в Южной Корее, и в Китае новая рыночная экономика - рыночные предприятия создавались не путем приватизации, а строились с нуля. У нас напротив - все бросились приватизировать остатки великой державы - СССР. Но крупных новых предприятий, особенно в промышленном производстве, по сути, не создано. Именно и только поэтому Россия не может сравниться, ни с Китаем, ни с Южной Кореей. Здесь много зависит от личности основателя компании, и есть большая разница между приватизацией и созданием нового бизнеса. Большинство создателей новых инновационных компаний, вошедших в элиту мирового бизнеса, были великими творцами, прошедший труднейший путь реализации своего замысла. Наши же хозяева бизнеса пока отличились лишь тем, что смогли сохранить и приумножить старое, но до создания инновационных продуктов мирового уровня они пока не дошли.

Конечно же, наше государство сейчас делает определенные попытки, шаги пойти путем Южной Кореи. В своем послании В. В. Путин заявил о развитии судостроительной области. Появились интересные совместные проекты по строительству гражданских самолетов на базе концерна Сухого. И Путин и Медведев подтвердили курс на развитие инновационной экономики. Но до Южной Кореи нам пока очень далеко.

Хотя успехи российской экономики и велики, но они все таки относительны. И все потому, что эффективность нашей экономики крайне низка. По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.

Однако, наша страна с населением 140 млн. человек и с самой большой территорией в мире не может производить такой же объем продукции, сколько сравнительно небольшие государства. По показателю эффективности нашей экономики, наиболее простейший из которых является уровень ВВП на человека (более точно ВВП/число занятых) мы занимаем по итогам 2006 г. невысокое 81 место с результатом 12 100 долл на человека. Даже такие бывшие части СССР, как Латвия и Литва имеют намного более высокий уровень - 15 400 долл. Так что если мы хотим строить высокоразвитую экономику, нам следует иметь более высокие амбиции в будущем. И если у нас будет российское экономическое чудо, т.е. средние темпы роста экономики составят около 9 %, что вполне достижимо, РФ к 2030 году спокойно могла бы выйти на 4 место в мире.

Чем же все таки для нас является наше безумное сырьевое богатство. Да, с одной стороны это наше конкурентное преимущество. Но с другой ... Именно оно позволило очень долго простоять неэффективной экономике СССР, а теперь "помогает" нам. У всех великих индустриальных азиатских стран - Японии, Южной Кореи, Китая был один недостаток, который стал их преимуществом - сырьевая бедность и значительная численность населения. Именно это помогло толкнуть их на единственной возможный путь - путь создания инновационных материальных ценностей, т.е. промышленной продукции, имеющей мировое качество. Так почему поток нефтедолларов пока не идет в инновационные отрасли? Ответ прост - национальной буржуазии не всегда выгодно идти инновационным путем - для этого нужна политическая воля государства. И судя по плану Путина-Медведева, она теперь появилась.

Существует некий миф, что мы русские не такие работящие как немцы, китайцы и корейцы. Действительно, традициями частного предпринимательства, тщательно уничтожавшиеся в советское время, мы похвастаться пока не можем. В то же время посмотрите на Южную и Северную Корею. Вот вам два одинаковых народа, но находящихся в разных экономических и политических системах. Увы, Северная Корея ( с ВВП 40 млрд.долл. - в 30 раз меньше и темпами роста - 1%) по сравнению с Южной пребывает в полной нищете и поразить мир ничем не может. Таким образом, главное - не изначальный менталитет нации, а наличие условий для развития эффективной рыночной системы, позволяющей его "проявить". Но главным является даже не это. Все очень банально - просто развитие начинается только в тех странах, где власть ставит задачи развития. Нет таких задач - ничего не изменится.

В странах, где рынок только формируется, можно ждать 30-40 лет, когда рыночные силы созреют до такой степени, что начнется массовый прогресс, а можно и не ждать. В этом случае роль созидателя, подталкивающего рынок в нужном направлении, великолепно исполнит просвещенное и деятельное государство. Был у нас Петр I Великий, который решил сделать из России мировую державу, вот страна и развивалась, хоть и под жестким прессом, но сколько же было достижений! Был Александр III, заботившейся о величии страны, были созданы экономические механизмы роста - страна стала успешно развиваться. Хотел Иосиф Сталин сделать из СССР сильнейшее государство - да, было много ошибок и "перегибов", но он достиг цели.

Однако, время у нас сейчас совершенно другое, не из-под палки нужно работать, не повторять многочисленные ошибки прошлого, а создавать экономические, финансовые и правовые механизмы, позволяющие людям нормально работать, развиваться, создавать бизнес, получать кредиты, строить жилье. Для достижения этих целей государство должно стать более целеустремленным и эффективным, просвещенным и рациональным, отстаивающим интересы общенациональные, а не "клановые". План Путина поставил задачу кардинальным образом улучшить благосостояние людей и вывести страну в мировые лидеры - и использование лучшего мирового опыта нам не помешает (куда и относится также и опыт Южной Кореи).

Таким образом, нашей стране все же следует попробовать и постараться начать изменять нашу экономику, используя для этого опыты мировых держав, а так же и стран четырех «драконов» Азии. Которые благодаря своим стараниям вышли вперед, и уже наступают на пятки развитым странам Мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди новых и важнейших тенденций общественного развития ХХ века, изменивших облик Земного шара, было появление среди развивающихся государств новых индустриальных стран. Динамично развиваясь, они смогли обеспечить промышленной продукцией не только внутренние рынки, но и заняли активные позиции в мировом разделении труда. Новые индустриальные страны обладают только им присущими чертами. Ведущей отраслью почти всех НИС стала обрабатывающая промышленность, ориентированная на экспорт.

В трех основных разделах курсовой работы я постаралась дать подробную информацию о понятиях, классификациях, проблемах и перспективах развития НИС, а так же экономическом и политическом развитии стран четырех азиатских «драконов».

На мой взгляд, опыт «экономического чуда» Республики Корея,Сингапур, Гонконг, Тайвань очень интересен. Отсталые аграрные азиатские страны за половину прошедшего столетия смогли осуществить головокружительный экономический рост и выйти в число более богатых и цивилизованных государств.

Успехи, достигнутые в развитии НИС, их интеграция в мировое хозяйство позволяют с уверенностью говорить о том, что перспективы экономического роста, повышения уровня жизни народа и нарастания внешнеэкономической экспансии этих стран достаточно благоприятны. В XXI веке они займут более высокие места в мировой экономической иерархии, продемонстрируют новые значительные результаты.

Таким образом, мы можем видеть, что новые индустриальные страны довольно серьезно взялись за свое продвижение, как в мировой экономике, так и в промышленности и хозяйстве. Страны четырех азиатских «драконов» благодаря своему упорному труду и стремлению к заветной цели стали практически вровень с развитыми странами, и в некоторых моментах даже обходят их. Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели многих развитых стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Именно это обстоятельство и обусловило их необычайно ускоренный рост.

Южная Корея в их ряду демонстрировала наиболее ошеломляющие результаты, привлекая к себе особое внимание. Рывок в экономическом развитии Южной Кореи осуществлялся под жестким государственным контролем. В настоящие дни происходит некоторая либерализация экономики и политических структур в стране. В 90-е годы при Ким Ен Саме в Республике Корея прочно утвердилась демократическая власть, однако государство по-прежнему четко руководит экономикой и умело направляет развитие национальной промышленности.

Безусловно, без финансовой поддержки США на начальных этапах становления современной корейской экономики трудно представить ее нынешнее состояние. Однако очень важна экономическая стратегия правительства, направленная на развитие наукоемких, конкурентоспособных производств, поддержку развития крупных производственно-экономических объединений-конгломератов, помноженная на традиционное трудолюбие азиатских народов.

Как видим, сейчас Южная Корея имеет за собой место крупного мирового производителя различных наукоемких производств, продуктов обрабатывающей промышленности, и др. Всем известны корейские автомобили «Hyundai», телевизоры корпорации «Samsung», «Дэу», «LG», бытовая техника, автомобильные масла и многое другое. В мире РК также широко известна как крупнейший производитель морских судов и специального портового оборудования.

В 1997 - 1998 годах Корейская Республика значительно пострадала от кризиса. На Западе это, сначала, воспринимали с ликованием, но, как оказалось, кризис был мировым и затронул много стран. Это еще раз подтверждает, что "новые индустриальные страны" Азии, и Южная Корея в том числе, стали активными участниками мировой экономики.
В настоящее время в Южной Корее, пострадавшей от кризиса уже 2008-2010 гг. принимаются срочные меры по оздоровлению экономики и возобновлению экономического роста. Затем с учетом уроков кризиса будут формироваться новые стратеги развития. В их рамках предстоит переоценка ценностей. Но вряд ли Южная Корея будет слепо копировать чей-то опыт.
Так же, еще раз стоит подчеркнуть, что Южная Корея, подобно многим развивающимся странам, обременена как бы двойным грузом: с одной стороны, ей нужно совершенствовать демократический строй, а с другой - реформировать бюрократический аппарат. На первый взгляд кажется, что эти цели взаимно исключают друг друга. Однако их нужно объединить, свести в единое целое, чтобы создать автономную и эффективную систему управления, которая была бы открыта для участия широких слоев населения и своевременно реагировала бы на изменения обстановки.

Не допуская высоких темпов инфляции, они начали создавать условия для притока финансовых ресурсов не только за счет официальной помощи, но и за счет переводов своих граждан, работающих за границей, и даже прямых иностранных инвестиций. Таким образом, даже самые отсталые регионы мирового сообщества постепенно начинают преодолевать, казалось бы, безнадежную отсталость.

Безусловно, торговый оборот России с данной страной значительно меньше, чем, скажем, с Китаем или Японией. В значительной степени это обусловлено тем, что Китай - страна с огромным трудоспособным населением и достаточно лояльной политикой к развитию деловой активности. Япония же уже много лет держит первые места в мире в сфере товарообмена и торговли. Но экономика Южной Кореи набирает обороты и, несмотря на некоторый экономический спад и кризисы последних лет, имеет все шансы на первые места среди торговых партнеров страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИВЦ "Маркетинг", 2000. - 210 с.

2.Гладкий, Ю.Н. Экономическая и социальная география Мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2000. - 286 с.

3.Желтиков. В.П. Экономическая география и регионолистика: Учеб. пособие. - М. : Дашков и К, 2010. - 420 с.

4.Изотов, Д.А. Экономическое развитие новых индустриальных стран Азии: от кризиса до кризиса / Д. А. Изотов, В. Е. Кучерявенко; Рос. акад. наук, Дальневост. отд-ние, Ин-т экон. исслед. - Хабаровск: АРНО, 2009. - 121 с.

5.Колесова, В.П. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учеб. для вузов / под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. - М. : Флинта, 2000. - 478 с.

6.Конотопов, М.В. История экономики зарубежных стран. / под ред. М. В. Конотопов, С. И. Сметанин. - М. : Контрус, 2010. - 368 с.

7.Лопатников, Д.Л. Экономическая география и регионалистика. - М. : Гардарики, 2006. - 224 с.

8.Лукин, А. Россия и две Кореи - проблемы и перспективы.// № 6. - М.: МЭиМО, 2002. - 200 с.

9.Максаковский, В.П. Новые индустриальные страны Азии // География в школе, №4. - 2002. - 85 с.

10.Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. - 17-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 397 с.

11.Мировая экономика / под ред. А.С. Булатова. - М. : Экономист, 2004. - 734 с.

12.Потапов, М.А. Экономика современной Азии: Учеб. для вузов. / под ред. М.А. Потапов, А.С. Салицкий, А.В. Шахматов. - М. : Международные отношения, 2008. - 272 с.

13.Раджабова, З.К. Мировая экономика: Учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2002. - 320 с.

14.Син Хён Хвак. Южная Корея: нелегкий путь к процветанию // №5 Проблемы Дальнего Востока. - М. - 1999. - 159 с.

15.Селищев, А.С. Китайская экономика в ХХI веке. / под ред. А.С. Селищев, Н.А. Селищев. - СПб. : Питер, 2004. - 240 с.

16.Словарь по экономической, социальной и политической географии: Пособие для учащихся. // сост. В.Д. Сухоруков. - М. : Просвещение, 2003. - 92с.

17.Суслина, С.С. Республика Корея на постиндустриальной стадии развития (конец 80-х - начало 90-х годов) / перераб. и доп. - М. : Восточная литература, 2001. - 224 с.

18.Торкунов, А.В. История Кореи: Учеб. для вузов. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2003. - 430 с.

19.John Feffer, North Korea South Korea: U.S. Policy at a Time of Crisis (русск. перевод). - Seven Stories Press, 2003. - 197 с.

.#"justify">.#"justify">.http://ru.wikipedia.org/wiki/

Похожие работы на - Индустриальные страны Азии

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!