Экспертное исследование предметов контрабанды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,29 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экспертное исследование предметов контрабанды

Содержание

Введение

Глава 1. Ввоз и вывоз товаров в Таможенном кодексе Таможенного союза

Глава 2. Общие вопросы организации расследования дел о контрабанде

Глава 3. Особенности экспертного исследования отдельных видов контрабанды

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В структуру экономической преступности в соответствии с прямыми предписаниями уголовного законодательства входит и контрабанда - тяжкое, а ее квалифицированные виды - особо тяжкое преступление, которое непосредственно посягает на внешнеэкономическую деятельность государства. Контрабандная деятельность не только приняла размеры массового остро негативного антисоциального явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, но и приобретает все более организованные формы устойчивых, тесно сплоченных преступных сообществ. Каждый год фиксируется рост преступлений, связанных с контрабандой культурных ценностей, наркотических средств и сильнодействующих лекарственных препаратов, автобизнеса и других предметов преступного посягательства, предусмотренных в диспозиции ст. 226.1 ст.229.1 УК РФ.

Растут групповые преступления, связанные с контрабандой, они носят более организованный характер и устойчивые межрегиональные и транснациональные связи, существенно влияющие на дестабилизацию нашего общества. Это диктует необходимость перейти от экстенсивных к интенсивным формам исследования организованной преступности в контрабандной деятельности, развитию и усилению роли эмпирического материала, опережающей разработке добротных методик анализа и прогнозирования роста преступлений (количественные и качественные показатели), связанных с контрабандой, ибо без фундаментальных исследований еще не познанных закономерностей функционирования и развития механизмов совершения рассматриваемых нами преступлений мало эффективна и деятельность правоохранительных органов по их раскрытию, расследованию и предупреждению. Более того, сама криминалистика и правовое законодательство нуждаются сегодня в объективной и достоверной прогностической оценке развития, чтобы на их основе определить наиболее перспективные направления деятельности правоохранительных органов.

Раскрытие и расследование преступлений, связанных с контрабандой, сопряжено со значительными трудностями, обусловленными спецификой борьбы с данным видом преступлений, его групповым характером, изощренностью способов, механизмов совершения и сокрытия, многоэпизодностью преступного поведения. Проблематика, связанная с организованными преступными группами, достаточно хорошо не изучена, а богатый эмпирический материал по указанному виду преступлений, накопленный уголовным правом, криминологией, уголовным процессом и криминалистикой, пока еще не объединен в рамки строгой научной теории. Это препятствует поиску научно обоснованного решения рассматриваемой нами проблемы. Кроме того, из-за недостаточной изученности и наличия большого числа спорных вопросов в теории и практике уголовного права и процесса, а также тактике и методике расследования преступлений, связанных с контрабандой, именно этот вид преступлений становится опасным для общественной безопасности.

Вышеизложенные факты и обстоятельства определяют достаточно высокую степень актуальности темы настоящего исследования.

Цель данной работы - изучить особенности экспертного исследования предметов контрабанды.

Задачи работы:

. Дать определение таможенному кодексу таможенного союза, общих норм ввоза и вывоза валюты и товаров через границу Таможенного союза.

. Рассмотреть общие вопросы организации расследования дел о контрабанде.

. Выявить особенности экспертного исследования отдельных видов контрабанды.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере раскрытия, расследования предупреждения и пресечения контрабанды, преступная деятельность контрабандистов, а также связанные с этим проблемы процессуального характера и криминалистические аспекты теории и практики борьбы с данной категорией преступлений. К предмету исследования относятся процессуальные, практические, организационные особенности экспертного исследования предметов контрабанды.

Методологической основой исследования являются работы таких авторов как: Букаев Н.М., Клебанов Л.Р., Лукашов А.И., Смахтин Е.В., Смоляков П., Стус Н., Табаков А.В., Угаров Б.М., Яни П.С., Федоров А.

Структура работы соответствует, поставленной цели и выдвинутым задачам и состоит из введения, заключения, списка использованной литературы, трех глав.

Глава 1. Ввоз и вывоз товаров в понятии Таможенного кодекса Таможенного союза

Таможенный кодекс Таможенного союза - кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза. Согласно кодексу под ввозом товаров на таможенную территорию таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Под вывозом товаров с таможенной территории таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.

С июля 2010 года в полную силу заработали ряд договоренностей Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии:

Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007;

Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), в нем физлицам интересна, прежде всего, глава 49 «Особенности перемещения товаров для личного пользования»;

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»;

Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 51;

Инструкция о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311;

Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317;

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»;

Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132.траны Таможенного союза образуют общую таможенную территорию. Поэтому Соглашение по товарам для личного пользования действует и при ввозе товаров из третьих стран. Перемещение товаров и валюты физлицами через границу РФ, РБ и РК ничем не ограничено. Например, вы везёте что-то из Украины в Россию. Нормы на границе применяются. Потом едете дальше, в РБ. Нормы на границе не применяются ст. 1 Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007.Имущество, которое нельзя ввозить и вывозить: - рыбу, морепродукты (кроме лангустов, омаров, креветок) в количестве, превышающем 5 кг;

икру осетровых рыб весом более 250 г;

драгоценные камни и металлы стоимостью более $25 000 (кроме тех, что ранее были ввезены временно);

необработанные ценные металлы и их лом;

культурные ценности (например, любые предметы религиозных культов, любые миниатюры ручной работы, оригинальные скульптуры, бытовые и научные приборы, изготовленные до 1945 года, печатные издания, созданные более 100 лет назад, экземпляры периодики, вышедшие до 1945 года включительно, марки до 1960 года выпуска, монеты и банкноты, созданные более 50 лет назад) 2.20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132.

Исходя из специфического понимания таможенной границы ТС, момент окончания преступления будет различным в зависимости от того, производится ли ввоз или вывоз товаров (предметов преступления), и от места совершения соответствующих действий. Так, при ввозе товаров (предметов) на таможенную территорию ТС и при вывозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории страны контрабанда является оконченной при фактическом пересечении таможенной границы ТС. При вывозе соответствующих предметов преступления с таможенной территории ТС и при их ввозе с остальной части таможенной территории ТС на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады состав оконченной контрабанды налицо после подачи таможенной декларации или иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения соответственно вывезти или ввезти товары (предметы).

Незаконный характер перемещению товаров (предметов) через таможенную границу придает один из указанных в законе способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, недекларирование, а равно недостоверное декларирование.

Под перемещением предметов контрабанды помимо таможенного контроля понимается их транспортировка вне определенных таможенными органами России мест - таможен, таможенных постов или вне установленного времени производства таможенного оформления должностными лицами таможенных органов РФ. Сокрытие от таможенного контроля товаров (предметов), перемещаемых через таможенную границу ТС, предполагает любой способ их утаивания, затрудняющий обнаружение, а также камуфлирование подлинности (например, использование всякого рода тайников - специальных хранилищ, придание одним товарам вида других). Таким образом, по действующему законодательству данный способ совершения контрабанды подлежит более широкой трактовке, нежели использование узкоспециального понятия «специального хранилища», понятие которого содержалось в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о контрабанде» от 3 февраля 1978 г. Обманное использование документов или средств таможенной идентификации включает в себя предъявление таможенному контролю в качестве оснований или условий для перемещения указанных предметов (товаров) заведомо подложных (поддельных) документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам (предметам). Сюда же входит использование фальсифицированных пломб, печатей, цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, фотографий и др.

Недекларирование или недостоверное декларирование предполагает незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление ложных сведений о товарах (предметах), их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом важно учитывать, что таможенная декларация согласно таможенному законодательству становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, с момента оформления принятия ее таможенным органом. Уголовный закон четко ограничивает предмет контрабанды. Таковым в соответствии с ст.226.1 и ст.229.1 УК являются наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу ТС, стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из России, предметы художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Незаконность их перемещения через таможенную границу ТС налицо во всех случаях, если оно осуществлено любым из указанных выше способов.

Глава 2. Общие вопросы организации расследования дел о контрабанде

Успех расследования дел о контрабанде партий оружия, стратегически важных сырьевых товаров и другой контрабанде в сфере торгового оборота, групповой контрабанде и в некоторых других случаях зависит от своевременного создания оперативно-следственной группы, в состав которой должны входить работники таможни, МВД, ФСБ, прокуратуры. Организация расследования прежде всего предполагает формулирование и уяснение цели расследования, ее конкретизацию применительно к каждому участнику оперативно-следственной группы, распределение обязанностей, надлежащий учет и контроль выполняемой работы, обеспечение согласованности действий участников расследования, своевременное их информирование о получении новых данных по делу, широкое использование современных средств, методов, приемов расследования. Организация расследования дел о контрабанде в значительной мере обусловливается характером следственных ситуаций, складывающихся на момент возбуждения уголовного дела. К наиболее распространенным (типичным) относятся такие ситуации, когда в распоряжении следствия имеются достаточные данные:

) о деянии, содержащем признаки контрабанды, однако информация о лице, ее совершившем, полностью отсутствует либо ее недостаточно для индивидуализации этого лица - так называемая бесхозная контрабанда;

) о деянии, содержащем признаки контрабанды, и лице, причастном к ее совершению, однако местонахождение этого лица неизвестно либо оно находится за границей;

) о деянии, содержащем признаки контрабанды, и лице, ее совершившем, и о местонахождении этого лица - лицо задержано либо известно, где оно находится. Первоочередными задачами расследования в первой типичной следственной ситуации являются определение характера необходимой информации, с помощью которой можно установить лицо, совершившее преступление, в кратчайшие сроки, и источники ее получения, немедленное обнаружение и закрепление доказательств преступления.

При обнаружении «бесхозной» контрабанды выдвигаются версии о круге лиц, причастных к контрабанде, месте их нахождения, мотивах и целях преступления, а также по объективной стороне преступления: источниках приобретения предметов контрабанды, способах перемещения и маскировки, местах хранения и сбыта, возможных соучастниках, о совершении иных преступлений, связанных с контрабандой, например, хищениях продукции, должностных преступлениях, прежде всего взяточничестве, последствиях преступления (как наступивших, так и предотвращенных). Следственные версии строятся на основе формирования следователем теоретической вероятностной ретроспективной модели преступления. Конкретизируя круг лиц, возможно, причастных к совершению преступления, особое внимание следует обратить на: имеющих доступ или какое-либо иное отношение к контрабандной продукции (например, взрывчатым веществам, военной технике, культурным ценностям и т.д.) и транспортным средствам, на которых она перевозилась, к информации о специфике деятельности таможенных и иных контролирующих органов, знание которой необходимо для совершения контрабанды того или иного вида; обладающих определенными полномочиями по службе, с использованием которых могло быть совершено преступление, навыками (при обнаружении контрабанды в специально изготовленных тайниках или приспособлении для этих целей иных предметов или транспортных средств); могущих иметь прямую или косвенную заинтересованность в совершении преступления и на другие категории лиц.

Информационной базой для следственных версий и планирования расследования по делам, возбуждаемым по факту обнаружения признаков контрабанды при отсутствии сведений о лице, причастном к ее совершению, служат прежде всего данные, полученные при осмотре места происшествия, предметов контрабанды и изучении сопроводительных документов на перемещаемый груз, в котором была обнаружена «бесхозная» контрабанда. Планирование расследования в условиях данной типичной ситуации начинается с момента получения сообщения об обнаружении контрабанды. Определение требуемых для выявления подозреваемого следственных действий и иных мероприятий предполагает проведение криминалистического анализа места и обстоятельств обнаружения контрабанды, событий, предшествовавших и последовавших за этим, исследование самих предметов контрабанды. Необходимо также определить места возможного нахождения материальных и иных следов преступления, в том числе и за пределами места происшествия, а также круг лиц, которые располагают или могут располагать какой-либо относящейся к делу информацией. В процессе расследования следователь производит все следственные действия, возможные без участия лица, подозреваемого в совершении преступления: осмотр места происшествия, осмотр места контрабанды и иных предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, допросы свидетелей, назначение экспертиз, производство выемок, следственных экспериментов. Следственные действия, направленные на обнаружение дополнительных следов преступления и их закрепление (фиксацию), должны производиться максимально оперативно.

Из всех неотложных следственных действий особое значение в данной ситуации приобретают осмотры места происшествия и предметов контрабанды, поскольку информация, полученная в результате их производства, позволяет выдвинуть обоснованные следственные версии, наметить целесообразные пути их проверки, определить круг лиц, среди которых надо искать преступника (преступников). Осматривая место происшествия, следователь должен стремиться на основе изучения материальных следов преступления и личности преступника, а также предметов контрабанды воссоздать по возможности наиболее полную картину происшедшего, извлечь максимальную информацию о преступлении и лице, его совершившем. В целях выявления следов, фиксирующих свойства личности преступника, следует при помощи метода моделирования построить логические модели: субъекта преступления, включая его навыки и умения, использованные при совершении контрабанды; его преступной деятельности (последовательности действий) и применявшихся орудий и средств; механизма отображения следов преступления. При осмотре места происшествия и предметов контрабанды привлекаются специалисты различного профиля в зависимости от виды контрабанды и способов ее совершения.

В случаях, когда после совершения преступления прошел непродолжительный период времени, внимание в первую очередь обращается на следы, указывающие на направление движения преступника с места совершения преступления, так как их обнаружение позволяет безотлагательно осуществить заградительные и поисковые мероприятия на пути отхода преступника с места происшествия. Квалифицированное планирование расследования во многом определяется знанием следователем нормативного регулирования системы таможенного оформления и контроля, специфики перемещения товаров и транспортных средств в «торговом обороте» и физическими лицами, а также перемещения отдельных видов товаров.

Чаще всего выявление контрабанды связано с проведением таможенного оформления и контроля. Поскольку следователю предстоит в ходе производства по делу допрашивать лиц, осуществлявших оформление и контроль, он должен знать, какие именно подразделения таможенных органов выполняют эти функции, каким образом, как, какие документы проверяются и т. п. Следователю необходимо будет проводить осмотры и выемку соответствующих документов, назначать экспертизы и пр. Планирование этих следственных действий предполагает прежде всего знание следователем процедуры таможенного оформления и контроля. Такая же необходимость возникает в случаях, когда контрабанда выявляется лишь в ходе повторного досмотра товаров, т. е. уже после их выпуска: следователь устанавливает, почему контрабанда не была выявлена своевременно - в ходе основного таможенного оформления и контроля. Знание процедуры оформления и контроля требуется и в других ситуациях, когда есть основание считать, что в преступлении участвовали таможенники или что за пропуск контрабанды ими получена взятка. В связи с изложенным следователям нужно иметь в виду, что основным документом, определяющим порядок таможенного оформления и таможенного контроля, является Типовой порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС. Этот порядок определяет перечень и последовательность действий должностных лиц таможенных органов, осуществляющих производство таможенного оформления и контроль товаров и транспортных средств, за исключением товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности. Таким образом, в Типовом положении речь идет о «торговом обороте». Таможенное оформление и контроль возложены на отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТОиТК) и таможенные посты (ТП). Основному таможенному оформлению и помещению товаров под определенный таможенный режим предшествуют предварительные операции. К ним относятся: прием уведомлений о пересечении таможенной границы (о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы ТС); о прибытии товаров и транспортных средств в места доставки; контроль за перемещением товаров и транспортных средств на склады временного хранения, прием краткой декларации, взятие проб и образцов товаров, контроль за соблюдением условий нахождения товаров и транспортных средств в местах доставки и на складах, передача документов должностным лицам, производящим основное таможенное оформление. Основное таможенное оформление включает следующие этапы:

) прием, регистрация и учет таможенных деклараций;

) контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и страны происхождения (ЕТН ВЭД), а также соблюдением мер нетарифного регулирования;

) валютный контроль и контроль таможенной стоимости;

) контроль таможенных платежей;

) досмотр и выпуск товаров и транспортных средств.

На первом этапе проверяется соблюдение условий, необходимых для принятия таможенной декларации: соблюдение порядка совершения предварительных операций, соответствие таможенной декларации и ее электронной копии правилам заполнения, а электронной копии - бумажному носителю и т. п. Второй этап - это:

контроль за достоверностью сведений, заявленных в декларации для целей идентификации и классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

проверка правильности описания товара в декларации, количественных данных о товаре: количество мест, вес и пр.;

контроль за правильностью определения кода в соответствии с ЕТН ВЭД;

контроль за достоверностью сведений, заявленных для определения страны происхождения товара и представления соответствующих тарифных льгот и преференций, проверка документов, подтверждающих эти сведения;

контроль за достоверностью сведений, заявленных в целях соблюдения мер нетарифного регулирования (квотирования, лицензирования, сертификации), проверка соответствующих документов и сведений;

контроль за соблюдением условий помещения товаров под определенный таможенный режим;

некоторые другие проверочные действия.

После завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой 2 должностное лицо, проводившее контроль, делает запись «Проверено», проставляет дату, время окончания проверки, подпись, личную номерную печать и передает декларацию на следующий этап. На третьем этапе валютного контроля и контроля таможенной стоимости проводится:

проверка наличия всех документов, необходимых для валютного контроля;

проверка соответствия условий внешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям действующего валютного законодательства;

проверка соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, предоставленных для осуществления валютного контроля;

проверка правильности выбора декларантом метода оценки товаров;

проверка правильности заявления таможенной стоимости в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости, анализ соответствующих документов;

сбор дополнительной информации для выяснения цены сделки, подтверждения всех элементов таможенной стоимости;

корректировка таможенной стоимости и внесение соответствующих изменений в электронные копии таможенной декларации и декларации таможенной стоимости;

Должностное лицо таможенного органа после завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой 3 делает запись «Проверено», проставляет дату, время окончания проверки, подпись, личную номерную печать и передает декларацию на следующий этап. На этапе контроля таможенных платежей проводится проверка наличия у лица, ответственного за уплату платежей, задолженности по различным платам: таможенных платежей, процентов за отсрочку или рассрочку уплаты и пр. При задолженности товары и транспортные средства подлежат выпуску только после ее полного погашения.

Анализ расследованных дел о контрабанде показывает, что нередко о подготовке некоторого лица к совершению контрабанды становится известно оперативным службам органов внутренних дел и безопасности. Уже тогда они могут приступить к осуществлению оперативных мероприятий, результаты которых оказывают неоценимую помощь в расследовании дел о контрабанде, формировании доказательственной базы.

Данные оперативной деятельности делятся на две группы. Первая группа - это данные, которые в соответствии с требованием могут быть легализованы и использованы в качестве вещественных доказательств. Вторая группа - это данные, использовать которые можно только при определении направления расследования.

К первой группе относятся:

) записи телефонных переговоров (обвиняемых, подозреваемых), полученные в соответствии с требованиями Закона об оперативно-розыскной деятельности, в том числе с санкции суда. Может быть организовано прослушивание как служебных, так и домашних телефонов. Легализация этих данных осуществляется в виде их текстовых распечаток (распечатываются только те данные, которые имеют отношение к делу). По запросу следователя эти распечатки выполняет оперативный орган, осуществляющий прослушивание. Сами аудиокассеты приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств (все кассеты должны быть пронумерованы). К делу также приобщается санкция суда на прослушивание телефонов. Этот документ должен содержать реквизиты, в частности, данные о том, кому принадлежит телефон, сведения о личности подозреваемого (обвиняемого), документах, устанавливающих личность, номер телефона, период времени, на который было санкционировано прослушивание. По обстоятельствам телефонных разговоров обязательно должен быть допрошен подозреваемый (обвиняемый). Если обвиняемый отрицает, что на кассете записан его голос, необходимо провести криминалистическую экспертизу по идентификации голоса. Для этого в присутствии понятых обвиняемый наговаривает на кассету произвольный текст в течение не менее 30 минут. Аудиокассеты с экспериментальной и оп°ративной записями направляются экспертам. В постановлении ставится только один вопрос: принадлежит ли голос, записанный при телефонных переговорах на аудиокассетах №1,2,3,... обвиняемому (указываются его фамилия, имя, отчество). Все аудиокассеты вместе с уголовным делом направляются в суд. Копия постановления о прослушивании телефонных переговоров к делу не прилагается, так как в нем имеются секретные данные об источниках получения информации;

) данные наружного наблюдения также используются в ходе расследования. Сотрудники оперативных служб органов внутренних дел и безопасности, проводившие наблюдение, составляют рапорт, в котором указывают: время наблюдения, все действия и передвижения наблюдаемого лица или объекта. К материалам дела рапорт не приобщается, так как он содержит секретную информацию. Легализация наружного наблюдения осуществляется путем допроса проводивших его лиц;

) оперативная видео- и фотосъемка. Если оперативными работниками использовалась съемка, желательно, чтобы на видео- и фотосъемке были указаны дата и время ее проведения. Материалы съемки легализуются путем допроса лиц, проводивших съемку и ведущих наблюдение в то время, когда эта съемка проводилась. В протоколе должно быть обязательно указано, каким аппаратом производилась съемка (запись) и на какую видеокассету (пленку). Кассета приобщается к уголовному делу в качестве вещественного доказательства.

Оперативные данные могут быть получены как до возбуждения уголовного дела, так и в ходе следствия. В случае необходимости может быть проведено опознание обвиняемых работниками, проводившими наружное наблюдение, или очные ставки. Следует еще раз подчеркнуть, что указанные способы получения информации будут иметь доказательственное значение только в том случае, если они проводились в соответствии с требованиями. Перед началом следствия следователю необходимо ознакомиться с оперативными данными для определения тактики следственных действий и общего плана расследования.

Ко второй группе относятся оперативные данные, полученные вне процессуальных рамок и потому не имеющие доказательственного значения и не подлежащие легализации (например, полученные оперативным путем отпечатки пальцев, образцы пота, крови, волос лиц, возможно, причастных к совершению контрабанды).

В целом нужно отметить, что хорошо организованное взаимодействие с оперативными органами позволяет своевременно и с высокой эффективностью проводить следственные действия. Приведем конкретный пример. Полученная путем прослушивания телефонных переговоров информация о том, что одному из сбытчиков г. Выкса Нижегородской области должны поставить крупную партию наркотических средств, позволила в этот же день задержать двух контрабандистов с более чем 20 кг маковой соломки, привезенной с Украины. При задержании преступников, которые пришли к сбытчику сразу же с железнодорожного вокзала, у них были изъяты проездные документы, одежда, на которой обнаружены микрочастицы маковой соломки.

Контрабанда отнесена к преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности. Однако эта статья утратила силу (Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ). Вместо нее в УК РФ введены 2 новые статьи: Ст. 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей; Ст. 229.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

В соответствии ст. 226 УК РФ, под контрабандой как уголовным преступлением понималось перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершённое помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжённое с недекларированием или недостоверным декларированием.

Конфискованная контрабандная партия оружия. В ст. 226 УК РФ был приведён перечень товаров (предметов), контрабанда которых влечёт более суровую уголовную ответственность:

наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;

сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы;

огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу ТС;

стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу ТС.

Глава 3. Особенности экспертного исследования отдельных видов контрабанды

Контрабанда, совершенная в торговом обороте. Сложность расследования дел о «торговой» контрабанде, или контрабанде «в торговом обороте», перевозимой в грузовых контейнерах, обусловлена тем, что эта контрабанда тщательно планируется, принимаются все меры к тому, чтобы в случае ее обнаружения правоохранительные органы «не вышли» на истинных организаторов и исполнителей преступления. Для этого создаются фиктивные предприятия (фирмы), учредителями которых могут быть лица, не посвященные в планы контрабандистов. В уставные документы вносятся данные о местонахождении предприятия и адресах руководителей, не соответствующие действительности, фальсифицируются товаропроизводительные и таможенные документы, подыскиваются таможенные работники, готовые за взятки совершить противозаконные действия. Организаторы преступления, как правило, поручают получение (отправку) груза и выполнение таможенных процедур с контрабандным грузом посторонним лицам, не имеющим отношения к их предприятию и не осведомленным о его деятельности. Успех расследования данных преступлений во многом зависит от организации первоначальных следственных действий, в ходе которых должны быть оперативно изъяты интересующие следствие документы, предметы, запрещенные в гражданском обороте; установлены и при необходимости задержаны причастные к контрабанде лица, наложен арест на их имущество и вклады. Для достижения этой цели на первоначальном этапе расследования по делу должна быть создана следственно-оперативная группа, а при необходимости (в зависимости от характера и объемов предмета контрабанды и других обстоятельств дела) формируется штаб по раскрытию преступления.

При получении от органа дознания материала или возбужденного уголовного дела о контрабанде, состоящего, как правило, из акта таможенного досмотра, протокола о нарушении таможенных правил, объяснений работника таможни и представителя грузополучателя (грузоотправителя), прежде всего, необходимо установить подлинные данные о лице, представляющем интересы предприятия (фирмы) и, в частности, уполномоченном на выполнение таможенных процедур, получение (отправку) или автоперевозку через таможенную границу ТС груза, принадлежащего предприятию-грузополучателю (грузоотправителю). Для этого производится личный обыск, а также выемка следующих документов:

доверенность на выполнение таможенных и складских процедур, получение (отправку) и другие операции с грузом;

документы (договоры, контракты, спецификации, справки о весе, количестве мест груза, месте пересечения границы, реквизитах банков и др.), по которым одно предприятие поставляет груз другому;

учредительные и иные документы предприятия-грузополучателя (грузоотправителя), выдавшего доверенность представителю (свидетельство о регистрации, справка из государственной налоговой инспекции о внесении фирмы в государственный реестр предприятий РФ, устав и учредительный договор предприятия);

грузовые таможенные декларации с добавочными листами, декларации таможенной стоимости;

сертификат о соответствии груза требованиям безопасности;

платежные поручения, квитанции о внесении таможенных платежей, налогов и сборов;

уведомления таможни, фирм-экспедиторов о прохождении и поступлении груза (для грузополучателя);

рублевые и валютные средства, записные книжки, визитные карточки.

Контрабанда, совершенная с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации. Наиболее сложно установить конкретных виновников преступления и доказать их вину в случае контрабанды, совершенной с сокрытием от таможенного контроля перемещаемого через таможенную границу груза и с обманным использованием документов. При этом, как правило, следователь располагает контрабандным грузом, однако все имеющие отношение к этому делу лица (грузоотправитель, плательщик, перевозчик и грузополучатель) на первых допросах отрицают причастность к преступлению, утверждая, что не знают, каким образом контрабандный груз мог попасть в транспортное средство или контейнер, и что они перевозили именно тот груз, который указан в грузовой таможенной декларации. В связи с этим в задачу следствия входит установление прямого умысла конкретных лиц на совершение контрабанды и ее цели - получение наживы (реже оказание услуги, совершение преступления в качестве уплаты долга, в силу подчиненного положения по службе и т.д.). Если отправителем и перевозчиком контрабандного груза являются фирмы и организации, у них должны быть таможенные и транспортные документы на груз, служащий прикрытием контрабандных предметов. Необходимо провести выемку этих документов, определить их подлинность. С этой целью для участия в осмотре документов следует пригласить работников транспорта, таможни. Тщательный осмотр документов позволит выявить круг вопросов для допроса подозреваемых и свидетелей. Так, по уголовному делу о контрабанде цветного металла из г. Выкса Нижегородской области в Литву у подозреваемых были изъяты товарно-транспортные накладные и на бытовые коптильни, которые служили прикрытием для контрабандного вывоза металла. В этих документах в качестве отправителя груза указывалась фирма «Восток». На проверку причастности этой фирмы к контрабанде металла были направлены основные усилия следствия. Однако только осмотр документов специалистами дал импульс дальнейшему расследованию. Осмотр показал, что были поддельными - они имели трехзначный номер вместо шестизначного. Впоследствии было установлено, что погрузка металла и коптилен производилась в фермерском хозяйстве «Луньково» литовской торговой фирмой «Гаспаравичус». Вместе с тем некоторое промедление с осмотром документов специалистами на первоначальном этапе расследования не позволило своевременно получить основания для задержания контрабандистов, в результате двое из них скрылись от следствия.

Контрабанда цветных, редкоземельных и радиоактивных металлов. При расследовании дел рассматриваемой категории осмотр предметов контрабанды имеет существенные особенности. При этом важно соблюдать все необходимые меры личной и общественной безопасности. К нему требуется привлечь специалиста. Расследование дел о контрабанде цветных, редкоземельных, радиоактивных металлов, которые относятся к группе стратегически важных сырьевых товаров в большинстве случаев начинается с задержания транспортного средства, на котором указанный металл перевозился с сокрытием от таможенного контроля или с обманным использованием таможенных документов. Как правило, в транспортном средстве (фургоне машины, вагоне, контейнере и т. п.) металл закладывается грузом. При обнаружении металла следует с ним обращаться очень аккуратно. Его гладкая поверхность является идеальным следоносителем. На этой поверхности можно обнаружить отпечатки пальцев лиц, причастных к преступлению, волокна одежды, пот и эпителий, следы обуви. Поэтому весь обнаруженный металл нужно тщательно осмотреть и снять имеющиеся на нем отпечатки. На металле также могут остаться частицы грунта, пыль, мусор (того места, где он хранился или погружался в транспортное средство). Обнаруженные частицы необходимо собрать и, если известно место хранения или погрузки товара, вместе с изъятыми там образцами грунта, пыли и мусора направить на криминалистическую экспертизу с тем, чтобы установить: являются ли представленные образцы собранных веществ с цветного металла и в помещении склада, где предположительно хранился этот металл, однородными по структуре и составляющим компонентом. Если - да, то находился ли изъятый металл в помещении склада. В тех случаях, когда точно известно место, где хранился или погружался металл и откуда он был вывезен, нужно аккуратно собрать с пола в этом помещении пыль и направить ее на экспертизу с целью обнаружения микрочастиц металла. Бесполезно применять при сборе микрочастиц цветного металла магнит. При выезде на место совершения преступления нужно иметь при себе дозиметр, так как среди массы металла может оказаться обогащенный уран, цирконий и другие радиоактивные металлы. При их перевозке контрабандным способом не всегда соблюдаются меры безопасности и правила транспортировки. В осмотре места происшествия и изъятии микрочастиц целесообразно обеспечить участие специалиста-металловеда. Кроме того, требуется внимательно осмотреть двери и пол фургона, вагона, контейнера, где также могут находиться следы рук, обуви и др. В тех случаях, когда контрабандный металл перевозится частными лицами, обычно его масса меньше, чем при контрабанде, совершаемой предприятиями и фирмами. Груз скрывается в специально приспособленных или изготовленных для этого тайниках-хранилищах, под которые приспосабливаются конструктивные емкости транспортных средств. Места разъема конструкций тайников обычно закрываются молдингами, спойлерами, декоративными алюминиевыми накладками и т.п. Товарно-транспортная накладная должна иметь шестизначный номер, она выписывается в четырех экземплярах, из которых один остается у грузоотправителя, два - у перевозчика груза и один экземпляр - в таможне для оформления. В ТТН указываются: вид груза, его количество, вес, стоимость, вид упаковки, фирма или физическое лицо - грузоотправитель, грузополучатель и плательщик, с указанием адресов фирм, а также номера расчетного счета плательщика и реквизитов банка, где открыт счет, должна быть проставлена печать, подписи руководителя и главного бухгалтера фирмы. В ТТН ставится личная круглая печать с индивидуальным номером инспектора таможни, который на основании предоставленной ему ТТН осматривал груз. После осмотра груза инспектор накладывает на ТТН штамп «Выпуск разрешен» и ставит свою подпись, указывает дату выдачи разрешения, которая выписывается на основании данной ТТН. При прохождении таможенных постов на ТТН ставятся штампы всех пройденных постов (на экземплярах, оставшихся у перевозчика), печать инспектора, который осматривает транспортное средство, и его подпись. Грузовая таможенная декларация заполняется на основании представленной ТТН. Оформление и заполнение бланка может производиться как декларантом - лицом, перемещающим товары и транспортные средства, так и организацией, получившей лицензию на осуществление деятельности по таможенному оформлению. Как правило, заполняется с помощью компьютера и печатается на принтере, что позволяет изготавливать совершенно идентичные копии. Следователю нужно учитывать, что использование компьютерной техники дает возможность изготовления поддельных, которые представляются в качестве настоящего, первоначального документа.

Контрабанда нефти и нефтепродуктов. Значимость борьбы с контрабандой нефти и нефтепродуктов трудно переоценить. Во-первых, эта контрабанда представляет собой весьма доходный вид «теневого» бизнеса, а следовательно, позволяет лицам, ею занимающимся, сосредоточивать в своих руках большие средства, укрытые от фискальных органов государства. Эти средства тратятся не только на «красивую жизнь» контрабандистов, но и используются ими для подкупа государственных служащих самых различных ведомств и уровней, без которых зачастую сама эта противозаконная деятельность просто невозможна. Тем самым контрабанда нефти и нефтепродуктов - один из мощнейших источников коррупции - этого бича современной России. Во-вторых, сама система добычи, транспортировки и переработки нефти, сбыта ее и произведенных из нее продуктов такова, что контрабандные операции невозможны без участия в ней целых организованных преступных групп. В них могут входить и работники добывающих предприятий, заводов-переработчиков, предприятий транспорта, торговли, банков и т.п. В-третьих, контрабанда нефти и нефтепродуктов как преступление неизбежно выходит за рамки одной страны и, как правило, охватывает даже не две, а группу стран (например, в одной стране нефть добыта, транспортирована в другую и там переработана, нефтепродукты реализованы в третьей, расчеты произведены в четвертой, незаконно полученные средства помещены в банки пятой). В-четвертых, контрабанда нефти и нефтепродуктов, как правило, совершается вместе с другими преступлениями: уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение валютной выручки, лжепредпринимательство, ложное банкротство, уклонение от уплаты налогов, а в связи с контрабандой нефти и нефтепродуктов или вследствие ее совершаются и иные, неэкономические преступления. Так, в целях устранения «конкурентов» или на почве раздела «левой» прибыли совершаются заказные убийства, процветает рэкет (например, по делам о контрабанде нефтепродуктов, расследуемым автором настоящего параграфа, за 2 года были убиты 6 человек).

Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, отравляющих и ядовитых веществ. Расследование по делам названной категории начинается, как правило, с задержания лиц с наркотическими, психотропными, сильнодействующими, отравляющими и ядовитыми веществами. Следует учитывать, что эти лица, постоянно ожидающие задержания, имеют уже готовую ложную версию о том, как наркотик мог к ним попасть, способны в зависимости от психологического состояния быстро ориентироваться и принять меры защиты, вплоть до угрозы самоубийством. Особенно бурные реакции могут проявиться при задержании лиц, находящихся под воздействием наркотических средств. В такой ситуации допрос следует отложить до окончания действия наркотиков, а задержанного следует подвергнуть медицинскому освидетельствованию. Проведение освидетельствования поручается врачу-наркологу; об этом выносится соответствующее постановление. У задержанного необходимо сразу же изъять верхнюю одежду, так как на ней могут находиться микрочастицы наркотических веществ, и направить ее на экспертизу вместе с изъятыми у задержанного веществами. Следует проверить, состоит ли задержанный на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере, лечился ли он от наркомании, как давно употребляет наркотики, какие именно, способ употребления, какое действие оказывают наркотики и какова их дозировка. Возможно, что с учетом полученных данных следователь сочтет необходимым участие при допросе специалиста по наркотикам, врача-нарколога. В ходе допроса необходимо выяснить: на какие средства приобретались наркотики и из каких источников; фамилии, имена, отчества, адреса лиц, у которых приобретен наркотик; номера телефонов, способы связи, места встреч. Если наркотик изготовлен непосредственно лицом, задержанным с контрабандой, нужно выяснить, каким образом изготавливались наркотические средства, какие приспособления при этом использовались, где и у кого они были приобретены, в каком месте изготовлен наркотик, у кого куплено сырье, на каком транспорте оно перевозилось, какой способ упаковки наркотика использовался, в каком количестве наркотик произведен, по какой цене продавался, кому предназначался (подробные сведения об этих лицах, способах связи с ними).

Контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ заводского изготовления. Обобщение практики показывает, что расследование дел о контрабанде огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ заводского изготовления представляет значительную сложность. Расследование случаев контрабанды указанных предметов в единичных экземплярах или собственного изготовления не имеет особой специфики и производится с помощью общих методик расследования. При обнаружении контрабанды больших партий оружия следует учитывать следующее:

данное преступление может совершаться только организованной группой. Показания задержанного о том, что его наняли перевезти товар и он не знал, что везет, и т.п., как правило, ложные, поскольку такой груз постороннему лицу не доверят;

при задержании транспортного средства с оружием следует убедиться, что перевозчика не сопровождает группа. В противном случае задерживающие могут попасть под обстрел группы сопровождения (прикрытия) либо информация о задержании машины (вагона, яхты и т. п.) может быстро дойти до грузоотправителя и получателя, что даст им возможность скрыться от следствия;

важно проследить, чтобы задержанный не подал какого-либо условного знака (снял зеркало заднего вида у машины, опустил боковое стекло и т.п.), который дал бы понять его сообщникам, что контрабанда обнаружена. Это необходимо в том случае, когда принято решение на время скрыть факт обнаружения контрабанды с тем, чтобы установить получателя;

следует провести личный обыск задержанного и обыск транспортного средства на предмет наличия переговорных устройств.

Контрабанда культурных ценностей. Наряду с незаконным перемещением наркотиков, оружия и некоторых других товаров через таможенную границу России в последние годы возрос незаконный вывоз за рубеж, в частности на Запад, предметов, представляющих историческую, художественную и иную ценность, часть из которых является национальным достоянием народов России. Забота о сохранении культурного и исторического наследия относится к приоритетным задачам нашего государства, о чем свидетельствует принятие Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и ряда других нормативных актов. Следственными подразделениями органов ФСБ России накоплен опыт расследования уголовных дел о незаконном перемещении из России за границу культурных и исторических ценностей. Анализ этих дел показывает, что если ранее указанные преступления совершались в основном одиночками, то теперь организованными, относительно стабильными и сплоченными группами, специально созданными для занятия контрабандной деятельностью на основе четкого распределения ролей на так называемой конвейерной основе. Среди участников групп выделяются продавцы, скупщики и переправщики товаров, действующие на территории России. Иногда ими являются реставраторы музеев, библиотек, церквей и оценщики предметов старины. Переправщики - обычно специально нанятые курьеры, реже - непосредственные скупщики ценностей. Обычно эти лица пользуются особым доверием организаторов преступления, так как утрата товара означает срыв сделки, ведь покупателям (любителям российской старины) нужна конкретная вещь, а не родовой товар. Нередко в качестве курьеров используются иностранцы - сотрудники дипломатических представительств, обладающие дипломатическим иммунитетом.

Контрабанда валюты. Как правило, контрабанда валюты выявляется органами таможенного контроля при прохождении гражданами таможенного досмотра. Однако в некоторых случаях на объектах воздушного транспорта контрабанда выявляется органами внутренних дел при прохождении гражданами специального контроля, цель которого - обеспечение безопасности полетов. На контрабандный товар реагирует применяемая при этом специальная техника. В соответствии с требованиями ТК ТС по каждому факту нарушения таможенных правил таможенный орган составляет протокол с последующей его регистрацией и проведением первоначальных действий в рамках дела о нарушении таможенных правил, что относится к сфере административного производства. При установлении факта совершения уголовно наказуемой контрабанды таможенный орган, как орган дознания, проводит проверку и принимает решение о возбуждении уголовного дела. Следует иметь в виду, что время проведения вышеуказанных процессуальных действий ограничено продолжительностью стоянки поездов, морских, речных и воздушных судов на пунктах пропуска через таможенную границу. Учитывая, что разграничение административных проступков и уголовно наказуемой контрабанды обусловлено размером контрабанды, а в некоторых случаях - формой вины, таможенные органы должны немедленно по выявлении фактов контрабанды принимать решение о возбуждении уголовного дела и проводить неотложные следственные действия по закреплению следов преступления в полном соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ, включая и задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления. Последнее особенно важно, так как многие лица, совершившие контрабанду, являются иностранными гражданами. Они немедленно покидают территорию ТС, и в соответствии с международным правом (принцип экстрадиции) выдаче другому государству не подлежат. При проведении дознания должны строго соблюдаться требования уголовно-процессуального законодательства. Например, существует разница в процедуре досмотра товаров и транспортных средств, предусмотренного ТК ТС.

Контрабанда автомашин. Контрабанда автомашин - один из наиболее распространенных видов контрабанды. Эти преступления нередко становятся возможными из-за участия в их совершении работников таможенных органов. Наиболее известными способами совершения этих преступлений, как показывает практика расследования уголовных дел.

Заключение

таможенный контрабанда металл наркотический

Таким образом, проанализировав специальную литературу я пришёл к следующим выводам:

Контрабанда стратегического сырья, наркотиков, оружия, культурных ценностей, валюты в настоящее время представляет угрозу не только экономической, но и общественной безопасности России. Контрабанда является центральным звеном экономической преступности. Именно с целью контрабанды совершаются многие крупные хищения, должностные преступления. Контрабанда позволяет «уходить» от уплаты таможенных платежей, получать от преступной деятельности максимальную прибыль, переводить ее на счета в иностранные банки, там надежно скрывая, и таким образом «сколачивать» капитал.

Отдельные виды контрабанды наносят непоправимый вред экономике страны. Это контрабанда стратегического сырья, нехватку которого испытывает отечественная промышленность, особенно тех его видов, запасы которых в России уже практически исчерпаны; контрабанда морепродуктов, которая приводит к исчезновению ряда ценных пород рыбы; контрабанда культурных ценностей. Из России контрабандным путем вывозится все самое ценное; ввозятся наркотики, оружие, ядовитые вещества, ядерные отходы.

Объектом контрабанды являются интересы либо общественные отношения, связанные с защитой внешнеэкономической деятельности. Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении № 6 от 27 мая 2008 года «О судебной практике по делам о контрабанде» разъяснил, что понимается под предметом контрабанды. В соответствии с п. 3 указанного Постановления, предметом контрабанды является любое перемещаемое через государственную границу движимое имущество, признаваемое товаром Таможенным кодексом ТС. Предметом контрабанды могут быть и иные не являющиеся товарами предметы (например, рукопись научной статьи или не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, промышленный образец). Также предметом контрабанды может выступать валюта РФ, иностранная валюта, дорожные чеки, внутренние и внешние ценные бумаги в документарной форме.

Размер контрабанды формально определён в примечании к ст. 226 УК РФ. Крупной признаётся контрабанда товаров, таможенная стоимость которых превышает 1500000 рублей. При перемещении через границу незаконным путём товаров, стоимость которых составит менее полутора миллионов рублей, такое деяние не будет признано преступлением, но будет являться административным правонарушением.

Успех расследования дел о контрабанде партий оружия, стратегически важных сырьевых товаров и другой контрабанде в сфере торгового оборота, групповой контрабанде и в некоторых других случаях зависит от своевременного создания оперативно-следственной группы, в состав которой должны входить работники таможни, МВД, ФСБ, прокуратуры.

Организация расследования прежде всего предполагает формулирование и уяснение цели расследования, ее конкретизацию применительно к каждому участнику оперативно-следственной группы, распределение обязанностей, надлежащий учет и контроль выполняемой работы, обеспечение согласованности действий участников расследования, своевременное их информирование о получении новых данных по делу, широкое использование современных средств, методов, приемов расследования.

Организация расследования дел о контрабанде в значительной мере обусловливается характером следственных ситуаций, складывающихся на момент возбуждения уголовного дела.

Исходя из всего вышесказанного считаем цель, поставленную в начале нашего исследования, достигнутой: мы изучили особенности экспертного исследования предметов контрабанды.

Список использованной литературы

1.Андриашин Х.А. Таможенное право / Х.А. Андриашин, В.Г. Свинухов, В.В Габричидзе, Б. Н. - М.: АТО. - 2009. - 342 с.

2.Букаев Н.М. Таможня в борьбе с контрабандой [Текст] / Н.М. Букаев, Ю.А. Гончан, Е.В. Крылов; М-во образования Рос. Федерации; Сургут. гос. ун-т. - Сургут: Дефис, 2001. - 317 с.

.Контрабанда как экономическое преступление [Текст] / Л. Р. Клебанов // Законодательство. - 2012. - № 1.

.Лукашов А.И. Политика государств Таможенного союза и Единого экономического пространства [Текст] / Алексей Лукашов // Уголовное право. - 2012. - № 4.

.Романова Е.В. Таможенные платежи / Е.В. Романова. - Спб., 2005. - 342 с.

.Российское таможенное право / Б.Н. Габричидзе; авт. вступ. ст.: Б.Н. Габричидзе, В.А. Максимцев. - М., 2001. - 447 с.

.Смахтин, Е. В. Расследование контрабанды [Текст] / Е.В. Смахтин. - Тюмень: [б. и.], 2009. - 253 с.

.Смоляков П. Вопросы конфискации предметов преступления (на примере контрабанды) / П. Смоляков // Уголовное право. - 2007. - № 1. Клебанов, Л.Р. (кандидат юридических наук).

.Стус Н.В. Специальные нормы о контрабанде [Текст] / Н.В. Стус // Российская юстиция. - 2012. - № 4.

.Табаков А.В. Ответственность за контрабанду / А.В. Табаков // Таможня и бизнес: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 26-27 апреля 2001 года. - Ч. 1. - СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2001.

.Таможенные платежи: справ. специалиста по тамож. оформлению. - М., 2005. - 958 с.

.Трошкина Т.Н. Таможенные платежи / Т.Н. Трошкина. - М., 2007. - 328 с.

.Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой [Текст] / Б. М. Угаров. - М.: Междунар. отношения, 2008. - 313 с.

.Федоров А. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду: новые реалии и проблемы [Текст] / Александр Федоров // Уголовное право. - 2012. - № 2.

.Яни П.С. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей [Текст] / П.С. Яни // Российская юстиция. - 2012. - № 5.

Похожие работы на - Экспертное исследование предметов контрабанды

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!