Методы определения эффективности природоохранных затрат предприятия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,51 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы определения эффективности природоохранных затрат предприятия















Методы определения эффективности природоохранных затрат предприятия

1. Структура затрат при различных формах финансирования природоохранной деятельности

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране природы, рациональному природопользованию производятся из федерального бюджета, бюджетов субъектов федераций, местных бюджетов, а также из средств, которыми располагают предприятия и учреждения различных форм собственности, различных экологических фондов, экологического страхования, фонда отчислений на производство минерально-сырьевой базы, кредитов банков, добровольных взносов населения, иностранных юридических и физических лиц и других источников финансирования.

Плата за загрязнения окружающей природной среды (за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов) перечисляются предприятиями и учреждениями и организациями в обязательном порядке в размере 90% на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов и 10% - в фонд республиканского бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления охраной природы. [5]

Структура затрат на природоохранные мероприятия складывается из следующих статей:

Текущие затраты по содержанию и эксплуатации природоохранных сооружений и проведению мероприятий по охране окружающей среды на промышленных, сельскохозяйственных, транспортных и других предприятиях и организациях.

Эти затраты приходятся:

а) на охрану и рациональное использование водных ресурсов;

б) на охрану атмосферного воздуха;

в) на охрану почв от загрязнения отходами производства и потребления;

г) на рекультивацию земель.

Затраты на капитальный ремонт основных производственных фондов по охране окружающей среды.

Эти затраты приходятся:) на сооружения и установки для очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов;

б) на сооружения, установки и оборудования для улавливания (обезвреживания) вредных веществ из отходящих газов;

Затраты на содержание и развитие заповедников, заказников и других субьектов РФ, имеющих статус особоохраняемых территорий.

Операционные затраты лесного хозяйства.

Затраты на управленческие и контролирующие органы, текущие затраты на разработки в области теоретической и прикладной экологии, на природоохранное образование и пропаганду.

Государственные капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, которые приходятся:

а) на охрану и рациональное использование водных ресурсов;

б) на охрану атмосферного воздуха.

Теперь рассмотрим возможные источники финансирования природоохранной деятельности:

.Бюджеты всех уровней;

. Средства предприятий;

. Экологические фонды;

. Кредиты банка;

. Пожертвования;

. Международные экологические организации.

Средства экологического фонда, за исключением платы за природные ресурсы и добровольных пожертвований, распределяются в таком порядке: 60% - на реализацию природоохранных мероприятий местного значения, 30% - областного и 10% - в Федеральный экологический фонд. [12]

Платежи за выбросы и стоки загрязняющих веществ в пределах нормативов включаются в себестоимость продукции, что в свою очередь увеличивает цену реализации основной продукции. Выбросы и стоки сверхнормативного лимита загрязнения финансируются за счет прибыли предприятия.

. Экономический механизм природопользования и экономическая эффективность

Экологическая политика в нашей стране проводится в условиях недостаточного финансирования и неразвитого единого механизма экологических принципов и экономической стратегии природосообразного хозяйствования. Структурная основа экономики природопользования строится на принципах возможного гармоничного единства в решении экологических и экономических проблем, под которыми понимается обеспечение устойчивого и динамичного развития экономики с целью повышения уровня жизни при одновременном улучшении качества окружающей среды.

При определении экономической эффективности природоохранных затрат они сравниваются с полученным эффектом (или с величиной снижения ущерба).

Экономический ущерб может быть определен путем суммирования затрат на мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, например, при оценке ущерба от загрязнения водных экосистем.

Экономический ущерб от загрязнения можно рассчитать методом прямого счета потерь, которые несут отдельные репициенты.

При определении эффективности природоохранных затрат обычно рассматривают соотношение полученного или прогнозируемого ущерба к затратам на природоохранные мероприятия, также эффективность может быть рассчитана, как отношение величины снижения ущерба Уэк) к затратам на предотвращение дальнейшего ущерба компонентам экосистем.

При определении эффективности природоохранных мероприятий используется принцип чистого экономического эффекта.

Определение чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий производится с целью

а) эколого-экономического обоснования технологии природоохранных мероприятий;

б) экономической оценки фактически осуществленных природоохранных мероприятий. [10]

Чистый экономический эффект рассчитывается по итогам выбросов (сбросов) загрязняющих веществ от производственной деятельности предприятия, принцип расчета основывается на сопоставлении выбросов (сбросов) загрязнителей отчетного года к предыдущему. Фактический экономический эффект определяется для уже осуществленных мероприятий одновариантно на основе сопоставления фактически имевших место затрат и достигнутого результата. Показатели затрат и результатов природоохранных мероприятий определяются применительно к первому году после окончания планируемого (нормативного) срока освоения производственной мощности природоохранных объектов. Затраты, результаты и эффект определяются в годовом исчислении.

Экономический результат природоохранных мероприятий (Эк. эф.) выражается в величине предотвращаемого (Упред.) годового экономического ущерба для одноцелевых программ или в сумме величин предоотвращаемого годового экономического ущерба и годового прироста дохода (ПД) от улучшения производственных результатов деятельности предприятия. Окончательная формула примет вид:

Эк. эф =Упред. + ПД

Определение годового прироста дохода вследствие проведения многоцелевой программы по природопользованию определяется по формуле:

ПД = (Σмn)*Ζn - (Σмk)* Ζk , где

мn - количество товарной продукции после внедрения программы по ООС (охрана окружающей среды);

Ζn - новая цена реализации;

мk - количество товарной продукции предыдущего года;

Ζk - прежняя цена реализации ( без учета затрат на экологические мероприятия).

Если в результате природоохраных мероприятий по экологии сельскохозяйственное предприятие увеличило выпуск основной или побочной продукции вследствии вторичной переработки отходов или уменьшения технологических затрат при обработке первичного сырья, оценка может быть осуществлена по формуле:

ЧД = ПД - З экол., где

З экол. - затраты на экологические мероприятия.

При определении экономической эффективности природоохранных мероприятий на промышленных предприятиях в первую очередь учитывают затраты, необходимые для обеспечения установленных экологических нормативов вредных веществ.

Например, в случае определения затрат на охрану атмосферного воздуха путем улавливания (обезвреживания) вредных веществ из отходящих газов порядок расчетов может быть таким:

рассчитываются приведенные затраты (ПЗ) для атмосфероохранных мероприятий, в этом случае применима формула: ПЗ = ТЗ + КВ*Нэф.кв, где

ТЗ - текущие эксплуатационные затраты на пылегазоулавливающих установках;

КВ - капитальные вложения по системам очистки;

Нэф.кв - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений - 0,12;

Количество улавливаемого вредного вещества определяется по формуле:

Mi = M1i - ПДВi , где

M1i - количество отходящего вредного вещества, требующего очистки (тыс. тонн/год);

ПДВi - предельно допустимый выброс вредного вещества (тыс. тонн/год).

На завершающем этапе расчет можно провести по формуле:

Эф. = Пмi / ПЗ, где

Пмi - приведенная масса выбросов (усл. тонн/год);

ПЗ - приведенные затраты прошедшего года. [10]

Основными элементами экономического механизма природопользования являются: финансирование экологических программ (собственные средства предприятия или целевое финансирование), плата за пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей среды при сверхнормативных выбросах и сбросах токсических веществ, предоставление льготного налогооблажения за внедрение на предприятии прогрессивных технологий, новых методов очистки, улавливания и обезвреживания токсичных веществ; создание общественных фондов охраны природной среды, льготное кредитование экологических проектов и программ, разработка экономических способов финансового воздействия на нарушителей природоохранного законодательства, формирование государственных и частных предприятий по предоставлению экологических услуг.

Льготы предоставляются предприятиям и учреждениям, в том числе природоохранным за внедрение малоотходных технологий, за использование нетрадиционных источников энергии, вторичных ресурсов и т. д. [10]

. Экономическая оценка предотвращения ущерба при загрязнении водных объектов и атмосферного воздуха

Показатель условного ущерба может быть рассчитан по следующей формуле:

Уэк = Кэ*Убаз*Mn, где

Убаз - базовый норматив удельного ущерба при загрязнении водных обектов и атмосферы;

Mn - приведенная масса сбросов (выбросов) загрязняющих веществ, рассчитывается по формуле: Mn = ΖАi*mi, где

Аi - показатель относительной эколого-экономической опасности при попадании загрязняющего вещества в водоём и атмосферу (усл. т/т), определяется, как обратная величина к ПДК, ПДС или ПДВ;

мi - фактический сброс (выброс) загрязняющего вещества .

Эффективность экологических мероприятий можно рассчитать по формуле:

Ээк = ΔУÓ Зэк , где

ΔУ - величина снижения ущерба; Зэк - природоохранные затраты. [10]

. Расчет платы за ущерб от загрязнения земель химическими веществами

Нормативные выплаты по природопользованию представляют собой часть величины годового удельного экологического ущерба народному хозяйству, возмещающую затраты на предотвращение воздействия выбросов или сбросов загрязняющих веществ, достижение предельно допустимого уровня выбросов, сбросов, а также затраты на строительство природоохранных объектов. Плата за загрязнения взимается с предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. [11]

Плата за загрязнения взимается с природопользователей, если в результате производственной деятельности осуществляются следующие виды воздействия на природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

размещение отходов.

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативных выбросов (сбросов) на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества. Базовые нормативы платы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода четвертого класса токсичности, на показатели, учитывающие классы токсичности отходов.

Показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества рассчитывается как величина, обратная предельно допустимой концентрации (ПДК) данного вещества в атмосферном воздухе или водном объекте.

Все базовые нормативы индексируются по уровню инфляции ежегодно.

Размеры ущерба от загрязнения земель определяются исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. В случае невозможности оценить указанные затраты, размеры ущерба от загрязнения земель рассчитываются по следующей формуле:

n

П = ∑ (Нсх S(i) х Кв х Кэ(i) x Кз(i) х Кг) (1),

i=1

где П - размер платы за ущерб от загрязнения земель одним или несколькими (от 1 до n) химическими веществами (тыс. руб.);

Нс - норматив стоимости сельскохозяйственных земель (тыс.руб./га) ;- площадь земель, загрязненных химическим веществом i-го вида (га);

Кв - коэффициент пересчета в зависимости от периода времени по восстановлению загрязненных сельскохозяйственных земель;

Кз(i) - коэффициент пересчета в зависимости от степени загрязнения земель химическим веществом i-го вида;

Кэ(i) - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории i-го экономического района;

Кг - коэффициент пересчета в зависимости от глубины загрязнения земель.

Степень загрязнения земель характеризуется пятью уровнями: допустимым (1 уровень), слабым (2), средним (3), сильным (4) и очень сильным (5). Под допустимым уровнем загрязнения понимается содержание в почве химических веществ, не превышающее их предельно допустимых концентраций (ПДК) или ориентировочно допустимых концентраций (ОДК)/ При допустимом уровне загрязнения коэффициент Кз в формуле 1 приравнивается к 0, тогда П=0, следовательно, плата не взимается. [9]

В случае отсутствия химических веществ, загрязнивших земли, ущерб от загрязнения рассчитывается также по формуле (1), однако при этом коэффициент Кз(i) находится на основании и формулы (2).

С(i) факт

Кз = ----- (2), где

C(i) фон

С(i) факт - фактическое содержание i-го токсиканта в почве;

С(i) фон - значение регионально-фонового содержания в почве i-го токсиканта.

Под регионально-фоновым содержанием химических веществ понимается их содержание в почвах территорий, не испытывающих техногенной нагрузки.

При отсутствии данных по фоновому содержанию в почвах неорганических химических веществ фон берется как средне-региональ-ный для незагрязненной территории и утверждается Минприроды России; для органических соединений их фоновое содержание в почвах приравнивается к 0,1 ПДК.

Размеры ущерба от загрязнения земель несанкционированными свалками отходов определяются по формуле:

n

П = (Нп(i) х М(i) х Кэ(i) х 25 х Кв) (3),

где П - то же, что и в формуле 1;

Нп (i) - норматив платы за захламление земель 1 тонной (куб.м.) от-ходов i-го вида (руб.).

М(i) - масса (объем) отхода i-го вида (т. куб. м);

Кэ(i) - коэффициент экологической ситуации и экологической зна-чимости территории i-го экономического района;

- повышающий коэффициент за загрязнение земель отходами не-санкционированных свалок;

Кв - то же, что и в формуле 1. [8]

природоохранный загрязнение воздух земля

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. М.: Проспект, 2006 - 192 с.

2.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.). М.:ТК Велби, 2004 - 144 с.

.Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». М.: Кодекс, 2002 - 120 с.

.Федеральный закон «О животном мире» от 25 апреля 1995 г. с изменениями от 11 ноября 2003 г.

5.Бобылев С.Н. Экология и экономика взгляд в будущее//Экологическое право. 2001. №2. с. 15-21

.Бринчук М. М. Экологическое право России. М.: Юристъ, 2006 - 670 с.

.Выскребенцев И.К. Экологическое регулирование деятельности предприятия//Налоговый вестник. 1998. №8. с.27-33

8.Доманин А.Б. Экономика и рациональное природопользование на рубеже веков//Вестник МГУ. 2000. №3. с.54-60

9.Кузнецова Н. В. Экологическое право. М.: Юриспруденция, 2003 - 168 с.

.Основы общей экологии//Мамедов Н.М., Суравегина Н.Т., Глазачев С.М. М.: МДС. 1998. 272 с.

.Петров В.В. Экологическое право России М.: Инфра-М, 2004 - 400 с.

.Экология, здоровье и природопользование в России//Протасов В.Ф., Молчанов А.В. М.: Финансы и статистика. 1995. 525 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!