Психология управления средним медперсоналом

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,93 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психология управления средним медперсоналом

Содержание

Введение    2

Глава I. Особенности психологии управления средним медперсоналом     3

Глава II. Оценка психологической готовности выпускников средних специальных медицинских учебных заведений к работе      7

Заключение         12

Список использованной литературы      13

Введение

Актуальность темы определена тем, что современные исследования показали, что успехи медицинской практики обусловлены многими факторами, в том числе психологическими - адекватным восприятием и пониманием врачом своего больного. Эффективность лечения часто в большей степени зависит не столько от правильности диагноза, сколько от согласия больного следовать плану терапии.

Сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по сестринскому делу, сестринский процесс - это метод организации и исполнения сестринского ухода за пациентом, нацеленный на удовлетворение физических, психологических, социальных потребностей человека, семьи, общества.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма.

Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром.

Глава I. Особенности психологии управления средним медперсоналом


Рассмотрим психологию управления средним медперсоналом на примере работы с неврологическими больными.

Во-первых, от медсестры требуется понимание этиологии и патогенеза наиболее часто встречающихся неврологических и соматических заболеваний, особенно - их начальных проявлений. Необходимы также диагностическая настороженность по отношению к патологии, наиболее угрожающей жизни: сердечно-сосудистой (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульты и динамические нарушения мозгового кровообращения, гипертоническая болезнь), онкологическим заболеваниям, сахарному диабету, туберкулезу; знание клинической картины дебюта, неврозоподобной стадии эндогенных психозов - шизофрении и маниакально-депрессивного психоза. Квалифицированность постовой медсестры, наблюдательность, точность описания в дневнике наблюдений моторно-мимической, эмоциональной, мыслительной, поведенческой сфер больного помогают врачам вовремя провести дифференциальную диагностику и начать лечение.

Во-вторых, важно понимание механизмов образования неврозов, точнее - внутриличностных конфликтов, являющихся «стержнем» возникновения и развития пограничных реакций и состояний. Конфликт в душе человека может быть как осознаваемым (понимаемым), так и неосознанным, но ему всегда свойственны противоречивые желания, потребности, чувства и мысли. Например, интрапсихический конфликт при неврастении можно определить как «хочу (чего-либо), но не могу (этого сделать или добиться)!», что снижает самооценку больного. При истерическом неврозе - наоборот: «могу, но не хочу, или не буду!», так как выраженный эгоцентризм препятствует изменению реакции на проблему. При неврозе навязчивых страхов чаще всего конфликт определяется формулой «хочу (чего-либо), но должен делать что-то другое!». Больные в силу своих личностных особенностей и длительности заболевания часто даже после бесед с врачом обращаются с вопросами к постовой медсестре и медсестре по реабилитации, поэтому очень важно, чтобы понимание сути состояния больного у всего коллектива отделения было научным, одинаковым и общим. Ответы и мнения в рамках рациональной беседы, сократического диалога, лечебной суггестии должны быть у врачей, медсестер и другого медицинского персонала однонаправленными. Известный ученый И.Харди отмечает: «…Работа людей, осуществляющих уход за психическими больными, в корне отличается от работы по уходу за больными другого профиля, поскольку наряду с навыками физического ухода за больными они должны освоить и навыки психического воздействия…». Персонал нашего отделения постоянно проходит тренинги, слушает доклады и лекции по психотерапии, повышая свою компетентность.

В-третьих, к личности самой медсестры в условиях психотерапевтического отделения предъявляются особые требования. Психотерапия, пожалуй, - единственная профессия, в которой невозможно состояться без личностного роста, гармонизации души и тела, утоления духовной «жажды». В психотерапии теоретикам нет места - если ты не увидел собственные противоречивые желания, конфликты «неоправданных ожиданий» и не разрешил их, твоя личность не будет обладать своеобразной притягательной силой, неким «магнетизмом». «Истина всегда прыгает из глубины глаз, и все кончено - Вы уже пойманы!», - так описывал это явление врач М.Н.Булгаков.

В-четвертых, требуется особое отношение к психосоматическим расстройствам: вегетососудистой дистонии, гипертонической болезни I-II степени, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, болезни Крона, сахарному диабету 2-го типа и многим другим. Дело в том, что терапевтическое воздействие медперсонала при «классических» неврозах направлено на слабые черты личности больного: низкую самооценку при неврастении, эгоцентризм при истерии, повышенное чувство долга при фобиях, позитивное восприятие будущего при депрессиях и т.д. При наличии у человека проблемы сначала предпринимаются попытки изменить ситуацию, а при невозможности этого - изменить к ней свое отношение [2]. При психосоматических расстройствах невозможны ни первый, ни второй путь (проблема не осознается, ее эмоциональному отреагированию мешает алекситимия), поэтому включается телесный уровень реагирования. Алекситимия (понятие, введенное в 1973 г. Сифнеосом) - это невозможность выразить словами, описать свои эмоции, отделить чувства от телесных ощущений. Нарастающее внутреннее напряжение у людей с алекситимией блокируется на эмоциональном уровне и направляется в «тело» (см. схему). Лечебное воздействие у данной когорты больных при жалобах должно учитывать именно алекситимию («Голова болит, но что вы сейчас чувствуете? О чем думаете? В каких жизненных ситуациях возникала боль?») с попыткой преодолеть патологический тип реагирования, а не купировать симптом.

Пятая особенность заключается в отношении к фармакологическим препаратам. Известно, что ими можно «снять» любые симптомы любых заболеваний. Но в случае невротических расстройств симптом является лишь «вершиной» айсберга внутриличностного конфликта, и его купирование приводит только к хронизации болезненного состояния. Поэтому при жалобах на физический или психологический дискомфорт медсестра не спешит в пределах своей компетенции оказать симптоматическую помощь или вызвать дежурного врача. Ее задача в рамках бригадного ведения больного - повысить уровень его осознания ситуации, увидеть деструктивные механизмы совладания с актуализирующейся проблемой, помочь освоить конструктивные механизмы: отвлечение, кооперацию, сублимацию и др. Часто подобная тактика, существенно отличающаяся от принятой в терапевтических отделениях, вызывает у вновь поступивших больных агрессию, но Карл Витакер предостерегал начинающих психотерапевтов: «Бред слияния вы бросьте. Психотерапия - это конфронтация!». Следует применить приемы релаксации, дыхательной терапии, и только в случае их неэффективности обратиться к медикаментозной терапии.

Когда анализируешь свою деятельность, порой кажется, что медсестра, работающая в психотерапии, - это уникальная, отдельная специальность в сестринском деле. Возможно, это так. Особенностей в нашей работе значительно больше, чем мы попытались проанализировать в этой статье. Мы надеемся продолжить дискуссии и обмен опытом на страницах нашего журнала, с удовольствием приглашаем к диалогу коллег, осуществляющих «служение у алтаря Души» (именно так дословно переводится психотерапия).

 

Глава II. Оценка психологической готовности выпускников средних специальных медицинских учебных заведений к работе


Дефицит специалистов со средним медицинским образованием - серьезная проблема учреждений здравоохранения. Так, за период с 1996 по 2006 г. численность среднего медицинского персонала в целом по России сократилась на 6,6%, а обеспеченность им на 10 тыс населения - с 100,8 до 96,9. В этих условиях возрастает значимость вопросов профессиональной подготовки, нравственного воспитания медицинского персонала на этапе обучения в средних и высших медицинских учебных заведениях.

В настоящее время сформирована многоуровневая система подготовки специалистов в области сестринского дела: начальный уровень (квалификация - младшая медсестра по уходу за больными); базовый (квалификация - медсестра); повышенный (квалификация - медсестра с углубленной подготовкой), высшее сестринское образование ВСО (квалификация - менеджер).

Первый вопрос, заданный главным медсестрам, касался общего уровня удовлетворенности качеством подготовки медсестер (мы просили оценить удовлетворенность в процентах - от 0 до 100%). Оценки в диапазоне от 100 до 70% рассматривались как удовлетворительные. Получены следующие результаты: базовый уровень: - 77,9% оценок были выше или равны 70%; повышенный уровень - такая оценка дана в 84,9% случаев; ВСО - в 67,3% случаев дана оценка на уровне 70% или выше; работа системы повышения квалификации оценена на таком уровне в 85,3% случаев. Таким образом, в целом система подготовки и повышения квалификации кадров, по мнению руководителей сестринских служб медицинских учреждений, удовлетворяет запросы практического здравоохранения. Однако настораживает то, что 10,7% от общего числа экспертов высказали замечания в адрес практической подготовки выпускников учебных заведений.

Подготовка специалистов базового уровня оценивалась путем анализа мнений руководителей сестринских служб о знаниях выпускников медицинских училищ и колледжей по отдельным дисциплинам и директоров медицинских училищ и колледжей - о перечне учебных дисциплин действующего образовательного стандарта.

Так, главных медсестер просили оценить подготовку выпускников медицинских училищ и колледжей по следующим разделам:

·    гуманитарная грамотность;

·        математика и информатика;

·        основы анатомии, физиологии;

·        организация и самоорганизация своей деятельности;

·        психология человека (пациента);

·        специальные дисциплины.

Эксперты выразили удовлетворенность подготовкой медсестер по общегуманитарным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам; наибольшую критику вызвала подготовка по математике и информатике, организации и самоорганизации своей деятельности (вопросы управления) и психологии (рис. 1).

психология управление медицинский персонал

Полученные результаты подтверждают актуальность для практического здравоохранения умения работать с пациентом, определять его потребности и обеспечивать ему комфортное пребывание в стенах медицинского учреждения, планировать рабочее время, организовывать свой труд, обрабатывать поступающую информацию. По мнению представителей практического здравоохранения, формированию этих умений у студентов базового уровня учебные заведения пока уделяют недостаточно внимания.

Далее перед главными медсестрами был поставлен вопрос об эффективности программ повышенного уровня, реализованных до 1 сентября 2006 г. Подавляющее большинство (65,5%) ответивших согласились с тем, что существующие программы улучшили подготовку выпускников к работе в должности старших медсестер отделений. Было высказано мнение о необходимости усиления:

блока общемедицинской грамотности (18,1% экспертов);

блока управления сестринским персоналом (33,8%);

блока психологии и педагогики (25,6% экспертов);

подготовки по специальным (сестринским) дисциплинам (22,5%).

Утвержденный в 2004 г. Государственный образовательный стандарт повышенного уровня по специальности 0406 - Сестринское дело предусматривает подготовку специалистов - организаторов сестринского дела или специалистов с углубленной подготовкой в области семейной медицины, социальной помощи, онкологической и паллиативной помощи и др. Выраженная клиническая направленность данного стандарта позволяет готовить высококвалифицированных специалистов в области сестринского дела. Однако пока не решено, какие должности могут занимать эти специалисты в учреждениях практического здравоохранения. Такое решение, обеспечивающее условия для реализации полученных знаний, необходимо (в отношении должностей главной акушерки и главного фельдшера оно принято: в их тарифно-квалификационных характеристиках указано, что это - специалисты с повышенным уровнем образования).

Анализируя содержание Государственного образовательного стандарта повышенного уровня, мы хотели бы обратить внимание на то, что в нем приведен ряд дисциплин, входящих в образовательные стандарты базового уровня и ВСО, причем совпадение касается не только названий предметов, но и их содержания. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей работы над стандартами нового поколения, в которых должна учитываться преемственность между уровнями образования, их усложнение в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности специалистов (эти требования тоже фактически отсутствуют).

При оценке подготовки выпускников ВСО рассматривались их знания в области гуманитарной грамотности, математики и информатики, основ анатомии, физиологии, психологии человека, управления и маркетинга (рис. 2).


Выпускникам ВСО эксперты поставили более высокие оценки, чем специалистам базового уровня, что может быть объяснено рядом факторов:

выраженной мотивированностью к получению управленческих знаний и умений (на факультете обучаются работающие главные и старшие медсестры, либо медсестры, претендующие на должности руководителей сестринских служб);

продолженным (опирающимся на базовый, иногда - на повышенный уровень) характером образования;

наличием у большинства студентов практического опыта, который позволяет быть активными участниками учебного процесса, понимать значимость приобретаемых знаний для профессиональной деятельности.

Следует подчеркнуть: при подготовке нового образовательного стандарта ВСО должны реализовываться не только предложения деканов, но и принцип преемственности в преподавании дисциплин с учетом предшествующего уровня подготовки.

Заключение

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

руководители сестринских служб в целом удовлетворены подготовкой медсестер на всех 3 уровнях (базовый, повышенный, ВСО), но детальный анализ их оценок свидетельствует о возможности и необходимости повышения ее качества;

при разработке стандартов профессиональной подготовки следует учитывать мнение «заказчика», а также факторы, формирующие спрос на медицинские, в том числе сестринские услуги;

при введении в образовательный стандарт новых дисциплин надо исходить из их необходимости для будущей профессиональной деятельности, принципа преемственности преподавания на каждом уровне образования, из требований профессиональной компетентности специалиста;

увеличение учебной нагрузки.

Список использованной литературы


1.   Андреев Г.М. Социальная психология. - М., 1994. - 415 с.

2.      Андронов В.П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования // Психологическая наука и образование. 1999. №2.

.        Бойко Ю. П. и др. Элементы психотерапии в общесоматической поликлинике// Медицинская сестра. 2000. № 2.

.        Брушлинский А.В. Деятельность, действия и психическое как процесс //Вопросы психологии. 1984. №5.

.        Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976г.

.        Деонтология в медицине/ Под ред. Б. В. Петровского. Т. 2. - М., 1988.

.        Донцов И. Психология коллектива. -М., 1984. - 288 с

Похожие работы на - Психология управления средним медперсоналом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!