Психология управления средним медперсоналом
Содержание
Введение 2
Глава I. Особенности
психологии управления средним медперсоналом 3
Глава II. Оценка
психологической готовности выпускников средних специальных медицинских учебных
заведений к работе 7
Заключение 12
Список использованной
литературы 13
Введение
Актуальность темы определена тем, что современные исследования показали,
что успехи медицинской практики обусловлены многими факторами, в том числе
психологическими - адекватным восприятием и пониманием врачом своего больного.
Эффективность лечения часто в большей степени зависит не столько от
правильности диагноза, сколько от согласия больного следовать плану терапии.
Сестринский процесс является одним из основных понятий современных
моделей сестринского дела. В соответствии с требованиями Государственного
образовательного стандарта по сестринскому делу, сестринский процесс - это
метод организации и исполнения сестринского ухода за пациентом, нацеленный на
удовлетворение физических, психологических, социальных потребностей человека,
семьи, общества.
Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление
независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма.
Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической
подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с
пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное
присутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между
пациентом и внешним миром.
Глава I. Особенности психологии управления средним медперсоналом
Рассмотрим психологию управления средним медперсоналом на примере работы
с неврологическими больными.
Во-первых, от медсестры требуется понимание этиологии и патогенеза
наиболее часто встречающихся неврологических и соматических заболеваний,
особенно - их начальных проявлений. Необходимы также диагностическая
настороженность по отношению к патологии, наиболее угрожающей жизни:
сердечно-сосудистой (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульты и
динамические нарушения мозгового кровообращения, гипертоническая болезнь),
онкологическим заболеваниям, сахарному диабету, туберкулезу; знание клинической
картины дебюта, неврозоподобной стадии эндогенных психозов - шизофрении и
маниакально-депрессивного психоза. Квалифицированность постовой медсестры,
наблюдательность, точность описания в дневнике наблюдений моторно-мимической,
эмоциональной, мыслительной, поведенческой сфер больного помогают врачам
вовремя провести дифференциальную диагностику и начать лечение.
Во-вторых, важно понимание механизмов образования неврозов, точнее -
внутриличностных конфликтов, являющихся «стержнем» возникновения и развития
пограничных реакций и состояний. Конфликт в душе человека может быть как
осознаваемым (понимаемым), так и неосознанным, но ему всегда свойственны
противоречивые желания, потребности, чувства и мысли. Например,
интрапсихический конфликт при неврастении можно определить как «хочу
(чего-либо), но не могу (этого сделать или добиться)!», что снижает самооценку
больного. При истерическом неврозе - наоборот: «могу, но не хочу, или не
буду!», так как выраженный эгоцентризм препятствует изменению реакции на
проблему. При неврозе навязчивых страхов чаще всего конфликт определяется
формулой «хочу (чего-либо), но должен делать что-то другое!». Больные в силу
своих личностных особенностей и длительности заболевания часто даже после бесед
с врачом обращаются с вопросами к постовой медсестре и медсестре по
реабилитации, поэтому очень важно, чтобы понимание сути состояния больного у
всего коллектива отделения было научным, одинаковым и общим. Ответы и мнения в
рамках рациональной беседы, сократического диалога, лечебной суггестии должны
быть у врачей, медсестер и другого медицинского персонала однонаправленными.
Известный ученый И.Харди отмечает: «…Работа людей, осуществляющих уход за
психическими больными, в корне отличается от работы по уходу за больными
другого профиля, поскольку наряду с навыками физического ухода за больными они
должны освоить и навыки психического воздействия…». Персонал нашего отделения
постоянно проходит тренинги, слушает доклады и лекции по психотерапии, повышая
свою компетентность.
В-третьих, к личности самой медсестры в условиях психотерапевтического
отделения предъявляются особые требования. Психотерапия, пожалуй, - единственная
профессия, в которой невозможно состояться без личностного роста, гармонизации
души и тела, утоления духовной «жажды». В психотерапии теоретикам нет места -
если ты не увидел собственные противоречивые желания, конфликты «неоправданных
ожиданий» и не разрешил их, твоя личность не будет обладать своеобразной
притягательной силой, неким «магнетизмом». «Истина всегда прыгает из глубины
глаз, и все кончено - Вы уже пойманы!», - так описывал это явление врач
М.Н.Булгаков.
В-четвертых, требуется особое отношение к психосоматическим
расстройствам: вегетососудистой дистонии, гипертонической болезни I-II степени,
язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастроэзофагеальной
рефлюксной болезни, болезни Крона, сахарному диабету 2-го типа и многим другим.
Дело в том, что терапевтическое воздействие медперсонала при «классических»
неврозах направлено на слабые черты личности больного: низкую самооценку при
неврастении, эгоцентризм при истерии, повышенное чувство долга при фобиях,
позитивное восприятие будущего при депрессиях и т.д. При наличии у человека
проблемы сначала предпринимаются попытки изменить ситуацию, а при невозможности
этого - изменить к ней свое отношение [2]. При психосоматических расстройствах
невозможны ни первый, ни второй путь (проблема не осознается, ее эмоциональному
отреагированию мешает алекситимия), поэтому включается телесный уровень
реагирования. Алекситимия (понятие, введенное в 1973 г. Сифнеосом) - это
невозможность выразить словами, описать свои эмоции, отделить чувства от телесных
ощущений. Нарастающее внутреннее напряжение у людей с алекситимией блокируется
на эмоциональном уровне и направляется в «тело» (см. схему). Лечебное
воздействие у данной когорты больных при жалобах должно учитывать именно
алекситимию («Голова болит, но что вы сейчас чувствуете? О чем думаете? В каких
жизненных ситуациях возникала боль?») с попыткой преодолеть патологический тип
реагирования, а не купировать симптом.
Пятая особенность заключается в отношении к фармакологическим препаратам.
Известно, что ими можно «снять» любые симптомы любых заболеваний. Но в случае
невротических расстройств симптом является лишь «вершиной» айсберга
внутриличностного конфликта, и его купирование приводит только к хронизации
болезненного состояния. Поэтому при жалобах на физический или психологический
дискомфорт медсестра не спешит в пределах своей компетенции оказать
симптоматическую помощь или вызвать дежурного врача. Ее задача в рамках
бригадного ведения больного - повысить уровень его осознания ситуации, увидеть
деструктивные механизмы совладания с актуализирующейся проблемой, помочь
освоить конструктивные механизмы: отвлечение, кооперацию, сублимацию и др.
Часто подобная тактика, существенно отличающаяся от принятой в терапевтических
отделениях, вызывает у вновь поступивших больных агрессию, но Карл Витакер
предостерегал начинающих психотерапевтов: «Бред слияния вы бросьте.
Психотерапия - это конфронтация!». Следует применить приемы релаксации,
дыхательной терапии, и только в случае их неэффективности обратиться к медикаментозной
терапии.
Когда анализируешь свою деятельность, порой кажется, что медсестра,
работающая в психотерапии, - это уникальная, отдельная специальность в
сестринском деле. Возможно, это так. Особенностей в нашей работе значительно
больше, чем мы попытались проанализировать в этой статье. Мы надеемся
продолжить дискуссии и обмен опытом на страницах нашего журнала, с
удовольствием приглашаем к диалогу коллег, осуществляющих «служение у алтаря
Души» (именно так дословно переводится психотерапия).
Глава II. Оценка психологической готовности выпускников средних
специальных медицинских учебных заведений к работе
Дефицит специалистов со средним медицинским образованием - серьезная
проблема учреждений здравоохранения. Так, за период с 1996 по 2006 г. численность
среднего медицинского персонала в целом по России сократилась на 6,6%, а
обеспеченность им на 10 тыс населения - с 100,8 до 96,9. В этих условиях
возрастает значимость вопросов профессиональной подготовки, нравственного
воспитания медицинского персонала на этапе обучения в средних и высших
медицинских учебных заведениях.
В настоящее время сформирована многоуровневая система подготовки
специалистов в области сестринского дела: начальный уровень (квалификация -
младшая медсестра по уходу за больными); базовый (квалификация - медсестра);
повышенный (квалификация - медсестра с углубленной подготовкой), высшее
сестринское образование ВСО (квалификация - менеджер).
Первый вопрос, заданный главным медсестрам, касался общего уровня
удовлетворенности качеством подготовки медсестер (мы просили оценить
удовлетворенность в процентах - от 0 до 100%). Оценки в диапазоне от 100 до 70%
рассматривались как удовлетворительные. Получены следующие результаты: базовый
уровень: - 77,9% оценок были выше или равны 70%; повышенный уровень - такая
оценка дана в 84,9% случаев; ВСО - в 67,3% случаев дана оценка на уровне 70%
или выше; работа системы повышения квалификации оценена на таком уровне в 85,3%
случаев. Таким образом, в целом система подготовки и повышения квалификации
кадров, по мнению руководителей сестринских служб медицинских учреждений,
удовлетворяет запросы практического здравоохранения. Однако настораживает то,
что 10,7% от общего числа экспертов высказали замечания в адрес практической
подготовки выпускников учебных заведений.
Подготовка специалистов базового уровня оценивалась путем анализа
мнений руководителей сестринских служб о знаниях выпускников медицинских училищ
и колледжей по отдельным дисциплинам и директоров медицинских училищ и
колледжей - о перечне учебных дисциплин действующего образовательного
стандарта.
Так, главных медсестер просили оценить подготовку выпускников медицинских
училищ и колледжей по следующим разделам:
· гуманитарная грамотность;
· математика и информатика;
· основы анатомии, физиологии;
· организация и самоорганизация своей деятельности;
· психология человека (пациента);
· специальные дисциплины.
Эксперты выразили удовлетворенность подготовкой медсестер по
общегуманитарным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам; наибольшую
критику вызвала подготовка по математике и информатике, организации и
самоорганизации своей деятельности (вопросы управления) и психологии (рис. 1).
психология управление медицинский персонал
Полученные результаты подтверждают актуальность для практического
здравоохранения умения работать с пациентом, определять его потребности и
обеспечивать ему комфортное пребывание в стенах медицинского учреждения, планировать
рабочее время, организовывать свой труд, обрабатывать поступающую информацию.
По мнению представителей практического здравоохранения, формированию этих
умений у студентов базового уровня учебные заведения пока уделяют недостаточно
внимания.
Далее перед главными медсестрами был поставлен вопрос об эффективности программ
повышенного уровня, реализованных до 1 сентября 2006 г. Подавляющее
большинство (65,5%) ответивших согласились с тем, что существующие программы
улучшили подготовку выпускников к работе в должности старших медсестер
отделений. Было высказано мнение о необходимости усиления:
блока общемедицинской грамотности (18,1% экспертов);
блока управления сестринским персоналом (33,8%);
блока психологии и педагогики (25,6% экспертов);
подготовки по специальным (сестринским) дисциплинам (22,5%).
Утвержденный в 2004 г. Государственный образовательный стандарт
повышенного уровня по специальности 0406 - Сестринское дело предусматривает
подготовку специалистов - организаторов сестринского дела или специалистов с
углубленной подготовкой в области семейной медицины, социальной помощи,
онкологической и паллиативной помощи и др. Выраженная клиническая
направленность данного стандарта позволяет готовить высококвалифицированных
специалистов в области сестринского дела. Однако пока не решено, какие
должности могут занимать эти специалисты в учреждениях практического
здравоохранения. Такое решение, обеспечивающее условия для реализации
полученных знаний, необходимо (в отношении должностей главной акушерки и главного
фельдшера оно принято: в их тарифно-квалификационных характеристиках указано,
что это - специалисты с повышенным уровнем образования).
Анализируя содержание Государственного образовательного стандарта
повышенного уровня, мы хотели бы обратить внимание на то, что в нем приведен
ряд дисциплин, входящих в образовательные стандарты базового уровня и ВСО,
причем совпадение касается не только названий предметов, но и их содержания.
Это свидетельствует о необходимости дальнейшей работы над стандартами нового поколения,
в которых должна учитываться преемственность между уровнями образования, их
усложнение в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности
специалистов (эти требования тоже фактически отсутствуют).
При оценке подготовки выпускников ВСО рассматривались их знания в области
гуманитарной грамотности, математики и информатики, основ анатомии, физиологии,
психологии человека, управления и маркетинга (рис. 2).
Выпускникам
ВСО эксперты поставили более высокие оценки, чем специалистам базового уровня,
что может быть объяснено рядом факторов:
выраженной
мотивированностью к получению управленческих знаний и умений (на факультете
обучаются работающие главные и старшие медсестры, либо медсестры, претендующие
на должности руководителей сестринских служб);
продолженным
(опирающимся на базовый, иногда - на повышенный уровень) характером
образования;
наличием
у большинства студентов практического опыта, который позволяет быть активными
участниками учебного процесса, понимать значимость приобретаемых знаний для
профессиональной деятельности.
Следует
подчеркнуть: при подготовке нового образовательного стандарта ВСО должны
реализовываться не только предложения деканов, но и принцип преемственности в
преподавании дисциплин с учетом предшествующего уровня подготовки.
Заключение
Результаты
исследования позволяют сделать следующие выводы:
руководители
сестринских служб в целом удовлетворены подготовкой медсестер на всех 3 уровнях
(базовый, повышенный, ВСО), но детальный анализ их оценок свидетельствует о
возможности и необходимости повышения ее качества;
при
разработке стандартов профессиональной подготовки следует учитывать мнение
«заказчика», а также факторы, формирующие спрос на медицинские, в том числе
сестринские услуги;
при
введении в образовательный стандарт новых дисциплин надо исходить из их
необходимости для будущей профессиональной деятельности, принципа
преемственности преподавания на каждом уровне образования, из требований
профессиональной компетентности специалиста;
увеличение
учебной нагрузки.
Список
использованной литературы
1. Андреев Г.М. Социальная психология. - М., 1994. - 415 с.
2. Андронов В.П. Профессиональное мышление врача и
возможности его формирования // Психологическая наука и образование. 1999. №2.
. Бойко Ю. П. и др. Элементы психотерапии в
общесоматической поликлинике// Медицинская сестра. 2000. № 2.
. Брушлинский А.В. Деятельность, действия и
психическое как процесс //Вопросы психологии. 1984. №5.
. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.
: Изд-во МГУ, 1976г.
. Деонтология в медицине/ Под ред. Б. В. Петровского.
Т. 2. - М., 1988.
. Донцов И. Психология коллектива. -М., 1984. - 288 с