Ценообразование в здравоохранении (на примере коммерческой стоматологии)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,44 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ценообразование в здравоохранении (на примере коммерческой стоматологии)













Предмет: Экономика здравоохранения

Тема: Ценообразование в здравоохранении. На примере коммерческой стоматологии

оглавление

 

Введение

. Стоматологический рынок медицинских услуг

.1 Стоматологическая услуга - продукт на рынке медицинских услуг

.2 Способы установления цен на стоматологические услуги

. Анализ ценообразования в клинике "Дента"

Заключение

Литература

 

Введение


В условиях становления смешанной экономики России, развития предпринимательства и модернизации государственного сектора коренным образом меняется система отечественного здравоохранения. Объем стоматологической помощи, получаемой по полису обязательного медицинского страхования (ОМС), мал и составляет по данным В.М. Янченко и сотр. (2005) менее 6%. Более того, в настоящее время отмечается тенденция к сокращению объема стоматологической помощи в системе ОМС. Стоматология относится к числу наиболее динамично развивающихся секторов рынка платных медицинских услуг. Причин этому несколько:

·        стоматология, как ни одна другая медицинская специальность, сохраняла тяготение к оказанию платных услуг во все времена становления и развития государственной системы здравоохранения в нашей стране (хозрасчетные стоматологические клиники, кабинеты частной практики);

·        частная стоматологическая практика имеет глубокие исторические корни, как в нашей стране, так и во всем мире;

·        при переходе к новым экономическим отношениям, резком сокращении бюджетных ассигнований на здравоохранение и одновременном появлении на российском рынке дорогостоящего высокотехнологичного медицинского оборудования коммерческая стоматология органично вписалась в развивающийся в стране рынок.

По данным И.Б. Золотусской (1998) коммерциализация российской стоматологии, создание различных предпринимательских структур, вхождение отрасли в рыночные отношения свидетельствуют об интеграции стоматологии в экономическую среду - систему бизнеса. В условиях конкурентной борьбы эффективность деятельности любой организации, оказывающей стоматологические услуги, во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования. Установленная цена на стоматологическую услугу должна отражать совокупность факторов всей программы маркетинга и соответствовать ей. Самое главное для медицинского учреждения - правильная выработка метода ценообразования. От того, какой подход выбран, зависят уровень прибыльности учреждения, возможность конкурировать с другими, а также постоянно привлекать к себе пациентов.

Целью настоящей работы явился анализ ценообразования в здравоохранении на примере оказания стоматологических услуг в негосударственной стоматологической организации (НСО). Работа проводилась в клинике НСО «ДЕНТА».

Задачи исследования:

.        Анализ перечня услуг и порядок выполнения томографического исследования органов полости рта.

.        Изучение структуры себестоимости комплексной стоматологической услуги.

.        Описание алгоритма выполнения томографического исследования в соответствии с технологией.

.        Определение цены диагностической томографии с стоматологии.

.        Сравнение цен на данную услугу в других негосударственных и государственных стоматологических организациях подобного класса.

1. стоматологический Рынок медицинских услуг


По определению П. Друкера (2000) рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов. Он обеспечивает потребление путем централизованного обмена. По другому определению (Н.И Вишняков, 1999) рынок - это форма взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами. С развитием элементов рыночных отношений в здравоохранении появилось понятие «медицинский субъект» как производитель услуг. Под медицинским субъектом понимается любое медицинское учреждение (предприятие, организация или коллектив), производящие услуги в области здравоохранения, независимо от форм собственности. Его партнерами могут быть финансово-кредитные учреждения, другие медицинские учреждения, государство.

Рынок медицинских услуг - очень важный рынок, удовлетворяющий людские потребности в здоровье, он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, при этом гарантирует их необходимый объем и уровень качества. Рынок стоматологических услуг является частью рынка медицинских услуг.

Стоматологический рынок - это определенная система, в которой услуги и продукция переходят от их производителей (врачей-стоматологов, зубных техников и др.) к потребителям услуг (пациентам). Этот переход осуществляется в сети учреждений, организаций и предприятий, где происходит лечебный, диагностический, профилактический или реабилитационный процессы. Причем, концепция рынка предполагает способность услуг (товаров) переходить от производителя к потребителю без ограничения права выбора учреждения, врача, формы оплаты.

Любой рынок формируется при взаимодействии трех факторов:

·        свободного предложения услуг и товаров;

·        спроса на них;

·        цен.

Цены при этом являются денежным выражением ценности услуги. Спрос подразумевает оплату той части потребностей, которая обеспечена денежными средствами Потребителей, то есть покупателей. Предложение - это те услуги и товары, которые могут быть доставлены на рынок их производителями или уже находятся на рынке.

Ценовая политика - это система общих правил и принципов определения цен с целью позиционировать продукт и саму Компанию по отношению к Потребителю, конкурентам и другим организациям. Выделяют политику лидера, политику следования за лидером, политику следования за конкурентами и независимую ценовую политику, политику единых цен, политику дискриминационных цен.

Ценовая стратегия - это планирование ценовых решений в соответствии с изменением окружающей среды и внутренних условий функционирования компании. Выделяют стратегии роста цен, неснижения цен и другие.

Ценовая тактика - это система правил и принципов определения поправок к базовой цене, в зависимости от конкретных условий продаж, а также для решения задач развития компании на ограниченном временном интервале.

Занимаясь вопросами ценообразования в организации, оказывающей населению стоматологические услуги, необходимо помнить об общих принципах установления цен:

·        цена - это средство достижения определенных целей развития компании;

·        приоритетность внешних ценообразующих факторов;

·        принцип взаимосвязи ценовых решений с другими решениями;

·        основа правильного ценового решения - качественное информационное обеспечение.

Согласно классической теории, цена продукта является мерой того, сколько пользы может принести нам данный продукт. Так как объективной меры полезности не существует, то цена - это всегда мера полезности альтернативного использования.

К числу наиболее известных и часто используемых в практике методов ценообразования можно отнести:

·        затратный метод («средние издержки + прибыль»);

·        метод обеспечения целевой прибыли;

·        метод следования за конкурентом;

·        метод установления цены на основе ощущаемой ценности услуги.

Для стоматологической организации, предлагающей потребителю качественные услуги, наибольший интерес представляет последний из перечисленных методов. Ценностное ценообразование - метод ценообразования, обеспечивающий получение большей прибыли за счет достижения оптимального соотношения «ценность/затраты».

Под ценностью медицинской услуги понимается единство ее клинического качества и потребительских свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности конкретного пациента в восстановлении и поддержании здоровья. Интегральным показателем ценности медицинской услуги является удовлетворенность пациента процессом получения услуги и результатами ее приобретения. Ценность основывается на покупательском восприятии услуги. Потребитель подсознательно стремится к тому, что олицетворяет в его глазах тот образ, к которому он хочет быть причастен. Причем ценность стоматологической услуги для потребителя организация может формировать самостоятельно, используя различные методы, например, маркетинговые.

Очевидно, что стратегии установления высоких цен на стоматологические услуги имеют смысл лишь тогда, когда они разрабатываются для услуг и сопутствующего сервиса высочайшего качества. Чаще всего в дискуссии о соответствии цен предлагаемым услугам принимают участие врачи-стоматологи, руководители клиник, имеющие, как правило, только специальное медицинское образование. Общая ценность услуги ими отождествляется с ее медицинской составляющей, да и то через призму собственного понимания. Если стоматологические организации располагают однотипным оборудованием, используют одни и те же материалы, то это вовсе не значит, что качество медицинской услуги у них одинаковое.

Что касается политики ценообразования, то она, безусловно, должна строиться с учетом как краткосрочной, так и долгосрочной рентабельности стоматологической организации. При этом прибыль рассматривается как показатель эффективности деятельности организации за истекший период времени, а степень удовлетворения пациентов - показатель будущей прибыли. Здесь основная задача состоит в максимальном раскрытии возможностей врача-стоматолога как производителя, продавца и дистрибьютора своих услуг.

Управление ценами на услуги сетевых НСО еще более сложный вопрос, так как требует учета многих внешних факторов, а также необходимости позиционирования клиник внутри собственной системы. Очевидно, что эффективность управления всеми факторами может быть достигнута только при комплексном подходе, что требует создания формализованной системы управления ценообразованием, включающей стратегию, политики и механизмы их реализации.

Конкурентные стратегии предлагают два способа получения прибыли:

·        снижение издержек на производство стоматологических услуг (лидерство по издержкам, фокусированное устранение излишеств);

·        повышение стоимости услуг (дифференциация, фокусированное предоставление дополнительной полезности в виде устойчивых конкурентных преимуществ).

Стратегия устойчивых конкурентных преимуществ, которой придерживается НСО, предусматривает удовлетворение потребностей узкого сегмента пациентов с большей эффективностью, чем это могут сделать конкуренты, обслуживающие более широкий сегмент стоматологического рынка. Для получения соответствующей прибыли НСО должна повысить цены на свои услуги. Некоторые стоматологические организации пытаются повысить цены без предоставления пациенту таких услуг, которые обладают значимой и существенной дополнительной полезностью. Однако реакция пациентов со временем неизменно проявляется в снижении спроса на услуги.

Таким образом, наиболее распространенными методами ценообразования в НСО в настоящее время являются:

·        затратное ценообразование, принимающее в качестве отправной фактически затраты (издержки) организации на производство и реализацию стоматологической услуги;

·        следование за конкурентом, т.е. использование стратегии и тактики ценообразования наиболее успешно работающих конкурентов;

·        методы с ориентацией на спрос (включая ценностное ценообразование обеспечивающее получение прибыли за счет достижения оптимума отношения «ценность/затраты»).

 

1.1 Стоматологическая услуга - продукт на рынке медицинских услуг


В работах Мчедлидзе Т.Ш. (1999), В.М. Янченко и сотр. (2005) приведено исследование стоматологической услуги с медицинской точки зрения. По мнению этих авторов, согласно ОСТ 91500.01.0005-2001, под медицинской услугой понимается мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с вышеназванным отраслевым стандартом медицинскую услугу определяют как:

·        простую - неделимая услуга, выполняемая по формуле:

Пациент + Специалист = один элемент профилактики, диагностики или лечения

·        сложную - набор простых медицинских услуг, который требует для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т.д., отвечающий формуле:

Пациент + комплекс простых услуг = этап профилактики, диагностики или лечения

·        комплексную - набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения (стационарный, реабилитационный и т.д.) по формуле:

Пациент +простые + комплексные услуги = проведение профилактики, установление диагноза или проведения определенного этапа лечения

Диагностика заболевания - совокупность медицинских услуг, результатом которых является установление диагноза заболевания. Лечение заболевания - совокупность медицинских услуг, результатом которых является изменение течения заболевания (исход заболевания). Прием (осмотр, консультация) - производимые по определенному плану действия врача, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определенного заболевания, синдрома. Профилактические медицинские осмотры - вид медицинских услуг, направленных на выявление и оценку влияния различных факторов риска, отклонений в состоянии здоровья и заболеваний с целью проведения последующих оздоровительных мероприятий.

Таким образом, стандарты системы здравоохранения формируют ядро стоматологической услуги, определяющее функциональные компоненты (целевую полезность). Но стоматологическая услуга как рыночный продукт не ограничивается исключительно функциональностью. Усовершенствования идут в первую очередь в области «обвязки» базовой медицинской компоненты элементами немедицинского (сопутствующего) обслуживания - сервиса (например, информационное сопровождение процесса лечения, услуги по сопровождению пациентов при прохождении обследования, организация комфорта пациента в процессе получения услуги и проч.).

Анализ стоматологической услуги как рыночного продукта строится на восприятии ее потребителем (неспециалистом). Понимание состава услуги в этой проекции позволяет понять, по каким критериям может проводиться оценка услуги на разных этапах ее получения пациентом.

Сущность продукта - отражает и описывает глубинные причины, побуждающие людей приобретать что-то. В случае стоматологической услуги мы имеем дело с несколькими разнородными сущностями, находящимися на разных уровнях иерархии потребностей пирамиды Маслоу. Сюда относятся:

·        здоровье полости рта;

·        комфорт при еде, речи и т.п.;

·        эстетичность;

·        безопасность и отсутствие боли.

Несмотря на разнородность, сущность продукта сводится к желанию человека иметь здоровые и красивые зубы, десны и при этом не испытывать отрицательных ощущений. Подобная формулировка является консолидированной. Но это не исключает использования дифференцированных компонентов для коммуникаций с целевыми сегментами, имеющими различные смысловые мотивации к получению стоматологической услуги. Например, при организации коммуникаций по ортодонтии мы имеем дело с сегментом, у представителей которого может быть все в порядке с соматическим здоровьем, но проблемы с эстетикой. При этом мы должны понимать, что легче всего эту услугу нам будет продать людям, которые небезразличны к эстетическим проблемам.

Фактический продукт - перечень основных характеристик предлагаемого продукта, которые выступают как минимальное условие его выживания в конкурентном окружении. Специфика фактического продукта в случае стоматологической услуги состоит в двойственности продукта, имеющего признаки не только услуги, но и товара. Поэтому возможно разделить стоматологическую услугу на осязаемый товар и неосязаемую услугу.

Осязаемый товар - это то, что непосредственно передается Потребителю при оказании стоматологической услуги, то, что можно ощутить физически, потрогать, унести с собой. В стоматологии товаром являются пломбы, коронки, мосты, брекет-системы, обезболивающие уколы, снятие зубных отложений и т.п.

Неосязаемая услуга - это основная работа, приобретаемая Потребителем. Понятие относится к части получения услуги, которая не является передачей материальных благ, и обычно связано с активным взаимодействием с персоналом стоматологической организации (работа, выполняемая врачом и ассистентом). Сюда могут быть отнесены услуги врача в области диагностики, лечения и профилактики, услуги ассистента, комплекс сервиса, формируемый немедицинским персоналом, атмосфера клиник (холлов и кабинетов) и т.д.

Добавленный продукт - дополнительные выгоды и услуги, которые может получить потребитель сверх фактического продукта. Добавленный продукт не является, как правило, причиной совершения сделки, но выступает в качестве дополнительного аргумента при выборе из ряда предложений. В стоматологии к добавленному продукту можно отнести множество элементов комплекса маркетинга, в принципе не являющихся обязательной атрибутикой стоматологической услуги, но, зачастую, весьма существенно влияющих на принятие покупательского решения. К этим элементам для потенциальных и фактических пациентов можно отнести:

·        наличие брэнда или, как минимум, позитивной репутации у стоматологической организации (факторы, подтверждающие надежность и качественные характеристики, усиливаются медицинской областью применения, где, кроме обычной покупательской неуверенности в правильности выбора, присутствует тревожность в отношении самой услуги);

·        дисконтные и другие аналогичные программы;

·        взаимодействие через страховые Компании и/или корпоративное партнерство;

·        программы кредитования [собственные (рассрочка, индивидуальные графики) и с привлечением банков];

·        наличие услуг по сопровождению пациентов;

·        программы лояльности (организация обратной связи, коммуникации, взаимодействие, дистанционное сопровождение/консультирование);

Услуга обладает свойством неотделимости - продается, предоставляется и потребляется одновременно. Качество нельзя проверить заранее. Вовлеченность и потребителя, и продавца (производителя) в процесс предоставления услуги - высокая. Предоставление услуги неотделимо от личностей продавца и покупателя. Каждый из них является частью услуги. Следствием неотделимости является непостоянство услуги. Услуги предоставляются людьми, поэтому не могут быть однородными по качеству. И, наконец, услуга несохраняема и зависима от спроса. Услуги не могут быть произведены "впрок" (невозможно "запасти" услуги). Кроме того, налицо зависимость от спроса: нет спроса, нет услуги, обратное - тоже верно.

Стоматологическая услуга специфична тем, что во многих случаях имеет явные признаки товара (осязаемые и материальные: пломбы, коронки, мосты, имплантаты и т.п.), а также признаки услуги (диагностика, лечение, консультации, профилактические мероприятия). В соответствии с наиболее современными концепциями, стоматологическая услуга является услугой-товаром.

 

1.2 Способы установления цен на стоматологические услуги

медицинский услуга стоматологический прайс

Как уже неоднократно отмечалось в предыдущих разделах настоящей главы, управление ценообразованием является сложным процессом, требующим учета многих факторов, причем некоторые из них имеют вероятностный характер. Степень неопределенности решаемой задачи во многом определяется наличием в стоматологической организации системы информационной поддержки принятия управленческих решений и четко сформулированных целей, задач и рыночных стратегий. Наиболее распространенными способами формирования цен на стоматологические услуги являются следующие:

·        установление «базовых» цен на основные виды лечебных работ и «доплат» за необходимые дополнительные процедуры;

·        установление базовых цен на все виды работ с использованием коэффициентов сложности;

·        определение «коридора»цен на различные виды работ в зависимости от сложности, используемых материалов и др.;

·        установление «жесткого» прайса на все виды работ.

Каждый из указанных способов имеет свои преимущества и недостатки.

Научно обоснованный подход к установлению цен на стоматологические услуги требует комплексного решения, хорошо поставленной системы управленческого и бухгалтерского учета, предполагающих наличие в организации развитой инфраструктуры и прежде всего службы маркетинга. В рыночных условиях, где механизм функционирования обеспечивается благодаря взаимодействию спроса, предложения и цены, ценообразование рассматривается как один из важнейших элементов маркетинговой деятельности медицинской организации.

Эффективность предпринимательской деятельности в значительной степени зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования.

2. Анализ Ценообразования в клинике «Дента»


Автором была проделана работа по изучению ценообразования на медицинские услуги в негосударственной стоматологической организации «ДЕНТА». Клиника расположена в центральной части Санкт-Петербурга, рассчитана на 4 стоматологические кресла. Занимаемая площадь составляет 350 м2. В организации работают 10 врачей (из них 8 врачей-стоматологов, 1 рентгенолог и 1 анестезиолог), 12 ассистентов врачей стоматологов (специалистов со средним медицинским образованием), 7 медицинских сестер, 2 техника. Персонал клиники работает в 2 смены по 6 часов каждая. Рабочая неделя составляет 6 дней. Реальная загрузка клиники составляет, в среднем, порядка 50-60%, и в последние 2 года практически не меняется. Среднее время на прием одного пациента составляет примерно 45 мин. Среднее количество посещений одного пациента до санации 3 - 4 раза..

В указанной клинике пациентам предоставляются следующие виды стоматологической помощи:

1.       терапия

2.       хирургия

.        протезирование

.        имплантации

.        ортопедия

.        ортодонтия

.        пародонтология

.        отбеливание зубов

.        детская стоматология

.        профилактические программы

Процесс ценообразования рассмотрен на примере предоставления услуг пациентам, обратившимся в клинику «ДЕНТА» по поводу пародонтоза. Пародонтоз является вторым по частоте стоматологическим заболеванием после кариеса. По данным В.И.Калинина и сотр. (1999) не менее половины людей старше 30 лет страдают этим заболеванием, выраженным в той или иной степени. В клинике проводится диагностика и лечение пародонтоза. Диагностика и лечение заболевания - совокупность медицинских услуг, результатом которых является установление диагноза и изменение течения заболевания. В процессе диагностики и лечения пародонтоза в клинике «ДЕНТА» пациенту предоставляются следующие стоматологические услуги (см. табл. 1).

Таблица 1

Этапы технологического процесса диагностики и лечения пародонтоза

Этапы

Участники выполнения

Запись пациента

Администратор, диспетчер и регистратор

Первичный осмотр

Врач-стоматолог, ассистент врача-стоматолога

Обследование пациента с использованием стоматологических диагностических установок (ультразвуковая и рентгенодиагностика, трехмерная томография и др.)

Специалисты лучевой диагностики: врачи, медицинские сестры, техники

Оценка данных осмотра и инструментального исследования

Врач-стоматолог, при необходимости хирург и терапевт

Выбор оптимального метода лечения

Врач-стоматолог, при необходимости - другие врачи- специалисты

Проведение общего лечения (повышение реактивности организма, нормализация обменных процессов и нервно-психического состояния, активизация защитных и регенераторных процессов, десенсибилизация организма)

Врач-стоматолог, при необходимости - другие врачи- специалисты

Проведение местного лечения (хирургического, терапевтического, ортопедического, физиотерапевтического)

Врач-стоматолог, ассистент стоматолога

Оценка результатов лечения

Врач-стоматолог

Заключительная консультация и предоставление пациенту рекомендаций по профилактике стоматологических заболеваний

Врач-стоматолог


Рис.1. Схема предоставления услуг в процессе диагностики и лечения.

Как видно из схемы на рис. 1, диагностика и лечение пародонтоза представляет собой набор комплексных стоматологических услуг. Комплексная медицинская услуга состоит из сочетания двух и более сложных, дополняющих друг друга в достижении поставленной цели, услуг. Комплексная медицинская услуга включает набор сложных и простых медицинских услуг и заканчивается либо постановкой диагноза, либо проведением определенного этапа лечения (см. рис. 2).

Рис. 2. Структура маркетинговых составляющих комплексной медицинской услуги.

Рассмотрим ценообразование на примере предоставления пациенту комплексной стоматологической услуги, применяющейся для диагностики пародонтоза, лучевой диагностики. В клинике проводится трехмерная томография с использованием стоматологической установки «Planmeca Compact». Для предоставления пациенту данной комплексной услуги необходимо:

·        Определенный состав персонала (врач-специалист лучевой диагностики - 1 штатная единица; средний медицинский персонал - 1 штатная единица; инженерно-технический персонал по обслуживанию оборудования - 1 штатная единица),

·        комплексного технического и фармацевтического оснащения (дорогостоящее импортное оборудование высокой разрешающей способности),

·        специальных помещений и т.д.

Томографическое исследование в стоматологической диагностике имеет следующий порядок выполнения в соответствии с технологией:

·        подготовка пациента к исследованию,

·        подготовка аппаратуры к работе,

·        проведение томографирования,

·        оценка полученных данных,

·        составление заключения,

·        оформление медицинской документации.

Издержки производства или, другими словами, себестоимость (С) медицинской услуги определяется по формуле:

Если в течение года оказываются разные медицинские услуги, то необходимо определить величину затрат и стоимость износа оборудования в единицу рабочего времени. Зная время, затрачиваемое на одну процедуру, можно рассчитать ее себестоимость.

Структура себестоимости по разным видам стоматологических услуг значительно различается. Но в целом ее можно представить в следующем виде (см. табл.2).

Таблица 2

Структура себестоимости медицинских услуг в НСО

Составляющие себестоимости

Доля от общей суммы расходов (%)

Зарплата с начислениями на соц. страхование

39

Приобретение инвентаря, ремонт зданий и внутренняя отделка помещений

16

Расходы на приобретение инструментов, оборудования и медикаментов

22

Канцелярские и хозяйственные расходы

10

Расходы на рекламу и представительские расходы

7

Прочие расходы

6


Как видно из диаграммы на рис. 3, основная часть себестоимости медицинских услуг представлена зарплатой персонала (39%), затем по значимости следуют расходы на приобретение инструментов, оборудования и расходных материалов (22%). Затраты на приобретение инвентаря, ремонт зданий и внутренняя отделка помещений составляют 16% себестоимости оказываемой услуги.

Рис. 3. Структура себестоимости медицинских услуг в НСО. Условные обозначения:

.        Зарплата с начислениями на соц. страхование

.        Приобретение инвентаря, ремонт зданий и внутренняя отделка помещений

.        Расходы на приобретение инструментов, оборудования и медикаментов

.        Канцелярские и хозяйственные расходы

5.       Расходы на рекламу и представительские расходы

6.       Прочие расходы

Расчет цены производится по методу «средние издержки плюс прибыль». Если цены свободные, норматив прибыли устанавливают само медицинское учреждение. Обычно норма рентабельности в НСО устанавливается порядка 25%. Исходя из нормы рентабельности услуги, прибыль определяется как надбавка к себестоимости:

Р = С + Ер,

где Р - цена, С - себестоимость, Ер - норматив рентабельности.

,

где Р - норма рентабельности в процентах.

Например, С=1000 рублей, Р=25%.

Р=1000+0,25х10000=1250 рублей.

Как видно из расчетов, эта методика расчета дает цену комплексной услуги по диагностике пародонтоза равной 1250 рублям.

При сравнении цен на данную услугу в других негосударственных стоматологических организациях с сервисноценовыми классами «ЭКОНОМ» подобного класса были получены следующие результаты (см. табл. 3)

Таблица 3

Цены на комплексную стоматологическую услугу лучевой диагностики пародонтоза в различных клиниках негосударственной и государственной стоматологии

Клиники негосударственных и государственных стоматологических организаций

Цена (руб.)

МЕДИ

1400

СТОМА

1100

ОРТОДЕНТ

1150

МАСТЕР-ДЕНТ

1280

ДЕНТА-ВИТА

1040

ВАШ ДАНТИСТ

1200

ДЕНТА

1250

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1200


Рис. 4. Цены на комплексную стоматологическую услугу лучевой диагностики пародонтоза в различных клиниках системы негосударственной и государственной стоматологии. Условные обозначения:

1.  Меди

2.       Стома

.        Ортодент

4.  Мастер-дент

5.  Дента-вита

6.       Ваш дантист

.        Дента

.        Государственные стоматологические учреждения (районные поликлиники)

Как видно на графике (рис.4), клиника «ДЕНТА» работает в средней ценовой группе. Так, оказание услуги по проведению томографии в других стоматологических клиниках подобного класса стоит от 1400 рублей (ценовой коридор «ЭКОНОМ» в «МЕДИ» до 1040 рублей в НСО «ДЕНТА-ВИТА»). Заслуживает интереса тот факт, что подобная услуга в государственной стоматологической организации (районной поликлинике) стоит лишь на 50 рублей дешевле, чем в нашей клинике, хотя среди населения бытует мнение, что цены в негосударственных стоматологических клиниках выше, чем в хозрасчетных государственных поликлиниках.

Исследованиями также было установлено, что основными потребителями услуг негосударственных стоматологических организаций является наиболее платежеспособная и наиболее активная часть населения (25-44 лет) со средним уровнем стоматологических проблем;

Заключение


Автором была проделана работа по изучению ценообразования на медицинские услуги в негосударственной стоматологической организации «ДЕНТА». Процесс ценообразования рассмотрен на примере предоставления услуг пациентам, обратившимся в клинику «ДЕНТА» по поводу пародонтоза. Пародонтоз является вторым по частоте стоматологическим заболеванием после кариеса. По данным В.И.Калинина и сотр. (1999) не менее половины людей старше 30 лет страдают этим заболеванием, выраженным в той или иной степени. Причем, более 70% населения СПб получает стоматологические услуги на коммерческой основе.

Расчет цены производился по методу «средние издержки плюс прибыль». Издержки или себестоимость медицинской услуги складывается из прямых и косвенных расходов. Основная часть себестоимости медицинских услуг представлена зарплатой персонала (39%), затем по значимости следуют расходы на приобретение инструментов, оборудования и расходных материалов (22%). Затраты на приобретение инвентаря, ремонт зданий и внутренняя отделка помещений составляют 16% себестоимости оказываемой услуги.

Такая методика расчета дает цену комплексной услуги томографии равной 1250 рублям. Как ни странно, сравнение уровней цен в платных государственных стоматологических предприятиях и НСО не показывает существенных различий в ценовых категориях «эконом». Причем, проведенный уточняющий опрос показал, что большинство пациентов, обратившихся за стоматологическими услугами в негосударственное стоматологическое объединение, считает, что платит больше, чем потребитель платных стоматологических услуг сопоставимой категории в государственных стоматологических организациях.

Таким образом, различные методы ценообразования имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому, оправданным является использование всех трех методов и сравнение полученных результатов для определения оптимальной цены. Методы ценообразования конкретной стоматологической организации зависят, прежде всего, от целей, которые она ставит перед собой. Для НСО «ДЕНТА» коммерческой организации, оказывающей населению стоматологические услуги, важной целью ценообразования является наиболее полный охват рынка. Практическая реализация этой цели осуществляется НСО «ДЕНТА» с помощью установления такого уровня цен, чтобы максимально охватить определенные слои населения (платежеспособная часть населения со средним уровнем стоматологических проблем)

ЛИТЕРАТУРА


1.  Алимский А.В. Оценка стоимости условной единицы трудоемкости в стоматологии // Стоматология. - 1996. - №1. - С.66-67.

2.       Вагнер В.Д., Конусова Г.В. Принцип расчета стоимости условной единицы трудоемкости при оказании платных услуг в стоматологии // Стоматология. - 1996. - Специальный выпуск. - С.36-37.

.        Вагнер В.Д., Шамшурина Н.Т., Уфимцева Н.А. Современные подходы к расчету цены условной единицы трудоемкости в стоматологии // Здравоохранение. - 1998. - №1. - С.19-24.

.        Друкер П. Практика менеджмента. М.: Изд-во "Вильяме", 2000. - 397 с.

.        Золотусская И.Б. Особенности стоматологии переходного периода: оценка и прогноз профессионалов и населения: Автореф. дисс... канд. мед. наук. - М., 1998.- 23 с.

.        Калинин В.И., Кудрявцева Т.В., Орехова Л.Ю., Слесаревская Л.С. Принципиальный подход к методике определения себестоимости стоматологической услуги // Пародонтология. - 1999. - №1. - С.39-40.

.        Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. - М.: Изд-во "Книжный мир", 1998. - 157с.

.        Маркетинг в здравоохранении. Методическое пособие / Под ред. Н.И Вишнякова. - СПб., СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, 1999. - 24 с.

.        Мчедлидзе Т.Ш., Янченко В.М. Использование маркетингового анализа для повышения эффективности работы НСО // Институт Стоматологии. 1999. - № 4. - 140 с.

10.     Янченко В.М., Касумова М.К., Мчедлидзе Т.Ш., Разумовская А.Л. Управление медицинским бизнесом: Маркетинг в стоматологической организации. СПб: ООО «MEDИ издательство», 2005 - 332 с.

Похожие работы на - Ценообразование в здравоохранении (на примере коммерческой стоматологии)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!