Воспитание эмпатии у подростков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,46 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание эмпатии у подростков

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

.1 Понятие семьи. Типы семейного воспитания

.2 Воспитание подростка в семье

. ЭМПАТИЯ КАК ОДНО ИЗ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

.1 Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии

.2 Проявление эмпатии подростками

. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

.1 Описание используемых методик

.2 Выводы исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Человеческая жизнь, как говорил выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, это разъятое, разделенное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом.

Уже Аристотель обратил внимание на особые чувства, связывающие детей и родителей. Идея сводится к тому, что разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития.

Главная задача семьи - выполнение родителями функции воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношение ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо выделяют родительскую любовь. Она величайший и незаменимый источник развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе. Она - условие и неиссякаемый источник отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям. Общение в атмосфере близости, любви, доверия, забота друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств.

«Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека, - писал в этой связи В.А. Сухомлинский, - все это постигается, прежде всего, в семье».

Непосредственно касаясь моделей родительского поведения, следует отметить, что дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Общение в семье позволяет выработать ребенку собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке.

Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье. Психологические отношения в семье включают открытость, доверие заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение.

Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика роста и взаимоотношений во многом детерминируются такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания.

Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.

Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (когнитивную, аффективную, поведенческую), продолжается практически непрерывно и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.

Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на подростка зависит от многих факторов. Во-первых, сложившиеся к этому времени индивидуально - личностные свойства подростка. Во-вторых, семейные факторы, в частности психологическая атмосфера в целом. В-третьих, нельзя не учитывать собственную активность подростка. Он не просто продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становится источником индивидуализации личности.

Подросток вступает в этап интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, его круг общения быстро расширяется, увеличивается связь с неформальными группами, со школой. Все это происходит в условиях бурных физиологических, психологических и социальных перемен в организме и личности подростка. Поэтому в этот период он остро нуждается в направляющей и консультативной помощи семьи: в объяснении, информировании, содействии в формировании оценки самых разных сторон жизни.

Нарушение во взаимоотношении родителей с детьми, ранее не игравшее заметной роли, выходит на первый план, становится для подростка источником психической травматизации.

Эмпатия означает духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяясь в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении людей, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними.

Мешает формированию и проявлению эмпатии такое свойство личности, как ее эгоцентризм, а также испытываемый человеком психологический дискомфорт (тревожность, агрессивность, депрессия, невротизация). Играют роль и установки, препятствующие эмпатии: избегать лишних контактов, считать неуместным проявлять любопытство к другой личности, спокойно относиться к переживаниям и проблемам других людей.

Под сопереживанием подразумевается способность человека поставить себя на место другого, ощутить его мысли и чувства. Иными словами, это проявление эмоциональной восприимчивости, стремление разделить с другим человеком его переживания.

Подросток часто жалуется на то, что родители не слушают их, не интересуются их мнениями и мыслями, не хотят знать их чувства и точку зрения.

Некоторые родители, к сожалению, демонстрируют полнейшее равнодушие к переживаниям и настроению детей - подростков. Они не понимают, а следовательно, не принимают во внимание мысли и чувства своих детей.

Если сын или дочь по чему-либо расстроены, то такие родители искренне удивлены, что происходит. Одно из возможных последствий подобной эмоциональной глухоты заключается в том, что и дети в такой семье могут вырасти столь же равнодушными к переживаниям других. Они ведь просто не знают, что сопереживание - это совершенно необходимая часть нормальных человеческих отношений.

Подросток жаждет встретить со стороны родителей сопереживание и понимание, готовность выслушать без скепсиса. Подросток крайне нуждаются не только в родительской любви, но и в самих внешних ее проявлениях.

Объектом исследования является проявление эмпатии в подростковом возрасте, сформированности ее в качестве личностного свойства.

Предметом исследования выступает влияние стиля семейного воспитания на проявление эмпатии подростками.

Цель исследования: изучение влияния стиля семейного воспитания на проявление эмпатии подростками.

Задачи исследования:

. Рассмотреть особенности подросткового возраста, закономерности развития личности, проявление этих особенностей в общении со сверстниками, родителями.

. Исследовать такой психологический феномен, как эмпатия: особенности ее проявления, формирования в процессе развития личности, использования в качестве необходимого дополнительного источника информации о человеке в общении.

. Исследовать влияние семьи на развитие личности, на формирование личностных качеств у подростка.

. Исследовать стили семейного воспитания и наиболее встречаемые ошибки в воспитательном процессе.

. Установить влияние стиля семейного воспитания на формирование личностных качеств подростка.

Актуальность данного исследования обозначена в следующем: основной потребностью, основным видом деятельности, основным источником информации для подростков выступает общение. В нем подросток реализует себя, пытается найти свой путь, также и узнает свою личность с различных сторон. Несмотря на наличие эгоцентризма в данном возрасте, они способны и должны проявлять понимание, сочувствие, сопереживание в общении. Тогда последнее будет максимально эффективным, приносить наибольшее удовлетворение. Понимая других, они лучше смогут понять себя, прочувствовать всю гамму переживаний. Вместе с тем, подростки смогут зарекомендовать себя как внимательных слушателей, и общение, как необходимый вид деятельности, поднимется на качественно новый этап. Так они осознают свою надобность, необходимость для других. Это поможет смягчить острое и глубокое чувство заброшенности и покинутости - возникнет чувство значимости в противовес одиночеству.

Семья является основным источником информации о мире, о людях в нем. Здесь подросток понимает и принимает систему, модель взаимоотношений между людьми как норму. Проявление сочувствия и сопереживания к ребенку, между супругами - вот залог формирования эмпатии, как необходимого в общении и взаимодействии в целом. Не видя этого, ребенок не стремится к проявлению таковой, возможно, считает это даже ненужным. Таким образом, только через правильную систему воспитательных мероприятий любящий родитель может привить ребенку важные и необходимые личностные качества, в частности в общении - эмпатии. Не только проявление родителями собственных качеств как примера способствует проявлению эмпатии, но также от них зависит создание благоприятной психологической атмосферы, психологического климата в семье. Ведь если ребенок агрессивен, встревожен, обеспокоен чем-либо, то понятно ни о каком проявлении теплых чувств не может быть и речи. Значит, необходимо вновь обратить внимание на влияние родителей на собственных детей, так как зачастую это влияние неосознанно, деструктивно, не систематизировано.

Следует упомянуть, что проблема эмпатии и факторов ее определяющих была рассмотрена Г. Спенсером, А. Смитом, Э. Титченером, В.В. Бойко, А.А. Бодалевым, Т.Р. Каштановой, И.М. Юсуповым.

1. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

1.1 Понятие семьи. Типы семейного воспитания

Семья - это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей.

Перед родителями стоит множество задач, которые решаются при рассмотрении вопросов семейного воспитания: развитие педагогически оправданного взаимовлияния родителей и детей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания ее членов.

Рост сознательности родителей означает развитие способности критически относиться к себе как к члену семьи и воспитателю. Усиление взаимовлияния в семье проявляется в возрастании педагогического уровня родителей, что сказывается на развитии и поведении ребенка.

Главная задача семьи - выполнение родителями функции воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношение ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

При анализе родительского отношения к детям многими психологами выделяются два психологических измерения: форма контроля за поведением ребенка и характер эмоционального отношения к нему. Нарушение родительского отношения к ребенку или родительских установок в рамках любого из этих измерений или одновременно в обоих приводит к серьезным дефектам в развитии личности ребенка[1,c.183].

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания - здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Все зависит от уровня и образа жизни семьи, от умений родителей создать счастливую семейную жизнь.

Условно можно выделить несколько уровней развития сознания родителей:

1.       Воспитание через уход за ребенком.

2.       Интуитивный подход к воспитанию (минимальное количество осознанных принципов воспитания у родителей).

3.       Воспитание у детей привычек и навыков.

4.       Воспитание, основанное на общих принципах (родители опираются на усвоенные ими принципы воспитания).

Представления родителей о воспитании могут быть определены так:

.Неделимое представление;

.Властолюбивое представление (родители подчеркивают свой авторитет и стремятся подчинить детей себе);

.Нормативное представление (родители стремятся привить ребенку следование правилам или нормам общежития);

.Представление о необходимости общего руководства воспитанием детей (основными методами воспитания родители считают беседы и советы с детьми)[2,c.469].

Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Человеческая жизнь, как говорил выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, это разъятое, разделенное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом.

Уже Аристотель обратил внимание на особые чувства, связывающие детей и родителей. Идея сводится к тому, что разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо выделяют родительскую любовь. Она величайший и незаменимый источник развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе. Она - условие и неиссякаемый источник отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям. Общение в атмосфере близости, любви, доверия, забота друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий… - он там свой.

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений - их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или стрессогенных ситуациях.

Непосредственно касаясь моделей родительского поведения, следует отметить, что дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим[3,c.375].

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения: дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила, но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей.

Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет выработать ребенку собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определенный морально - психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми.

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Однако важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым [2,c.471].

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке.

Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье. Психологические отношения в семье включают открытость, доверие заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение.

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать такие:

.Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей.

.Авторитаризм, либо либерализм, безнаказанность и всепрощенчество.

.Безнравственость, наличие аморального стиля и тона отношений в семье.

.Отсутствие нормального психологического климата в семье.

.Безграммотность в психолого - педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности в воспитании, беспринципность, противоречивость в применении метода воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий).

Ребенок практически полностью зависит от социального окружения в первые десятилетия своей жизни, в результате чего приобретает совокупность привычек, ролей, вкусов, предпочтений, понятий, представлений и предубеждений, желаний и мнимых потребностей, каждая из которых отражает особенности семейной социальной среды, а не действительно внутренние тенденции и установки.

Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика роста и взаимоотношений во многом детерминируются такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания [2,c.479].

Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка.

А. Болдуин выделил два стиля семейного воспитания - демократический и контролирующий. Под стилем воспитания понимается не определенная стратегия воспитания, как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания как в индивидуальном случае для конкретного родителя, так и для группы родителей детей определенного возраста.

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения в поведении ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные[2,c.481].

В цикле исследований Д. Баумринд вычленяется совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки.

На основе своих наблюдений Д. Баумринд выделяются три типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не стоит предоставлять слишком много свободы и прав, что он во всем должен подчиняться их авторитету и воле. Эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав; чаще всего не дают себе труда хоть как - то обосновать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко - физических наказаний. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, низкий самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из - за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого - несчастны.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно родители в таких случаях приходят в отчаяние и реагируют очень остро - грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могу применить физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

В соответствии с этим выделено четыре параметра родительского поведения, ответственные за описанные паттерны детских черт: родительский контроль, родительские требования, способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий, эмоциональная поддержка (родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей).

Следует отметить, что оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания.

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственно правильного типа поведения. Тип А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно - мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди сверстников, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи[2,c.483].

Немалый интерес представляют работы, в которых воспитание и детско - родительские отношения так или иначе, связаны с анализом семейной структуры. Обратимся к исследованию Э.Арутюнянц.

По ее мнению существует три варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представлений о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастья ребенка. Семья существует только для ребенка. Существует «симбиоз» ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.

Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье - взаимодоверие, принятие. Автономность членов. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего - то нового, неожиданного, неизвестного - из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать новую форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или вообще нет.

Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания[4,c.101].

Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности в любви и привязанности. Это приводит к неудовлетворенности в одной из базовых потребностей по А. Маслоу - в любви и привязанности. А по Фрейду, это одна из ситуаций, порождающих тревогу, - потеря желаемого объекта.

Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого восхищения проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству, которое может сочетаться с недостаточным упорством и опорой на свои силы. Личность, воспитанная по данному типу, нередко испытывает в жизни отрицательные переживания, так как «слепая» родительская любовь ограждала ребенка от трудностей, неприятностей и огорчений. У ребенка развивается так называемая выученная беспомощность - условнорефлекторная реакция воспринимать любые препятствия как непреодолимые. Гиперопека нужна, прежде всего, не детям, а самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко заостренную потребность в привязанности и любви. Важную роль в данном случае играют факторы, связанные с детством самих родителей, и в первую очередь матерей, многие из которых выросли лишенными тепла и любви. Нередко в основе гиперопеки лежит нравственное заблуждение: в сознании родителей ребенок превращается в сокровище - мерило родительского престижа, хрупкую и бесценную вещь, которую надо хранить от всех заведомо вредных воздействий внешнего мира.

За гиперопекой часто скрывается сильная враждебность по отношению к ребенку. Поскольку чувство это неприемлемо и вызывает чувство вины, нон вытесняется в подсознание. Иногда гиперопека родителей мотивирована тревогой из - за собственного одиночества и навязчивой потребностью в психологической защите скорее себя, чем ребенка.

Гиперопека может возникать в результате психических нарушений у матери. Такие нарушения приводят к аномальной потребности матери в зависимом положении ребенка.

Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между ребенком и родителями стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности порядочности, чувство долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими или престарелыми.

Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов больших, чем он может достичь. Эмоциональные отношения довольно - таки теплые, и ребенок изо всех сил старается оправдать надежды родителей.

Помимо этого также выделяются следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх потери ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Известны другие типологии родительского отношения. А.Я. Варга выделяет: принимающее - авторитарное родительское отношение, «маленький неудачник», симбиотическое родительское отношение, симбиотически - авторитарное родительское отношение.

Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания - изучение воспитательских родительских установок и позиций. В самом общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции может быть определена, как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств детей.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменения родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся непрогностичными.

Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, когда родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность[4,c.112].

К наиболее типичным относятся четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «бэби».

«Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.

«Любимчик». Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему.

«Бэби». В этой роли ребенок отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.

«Примиритель». Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

Приведенные описания хорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

Анализ мотивов воспитания показал, что истинные побуждения, которые определяют взаимодействие с детьми, не всегда полностью представлены в сознании родителей [5,c.263].

Родительская позиция - это некое целостное образование, это реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит, прежде всего, от соотношения между сознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями.

На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной степени все особенности поведения родителей.

1.2 Воспитание подростка в семье

В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья - подросток» обусловлена задачами формирования и осознания подростком своей идентичности [6,c.85].

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношения подростка ко взрослым: ярко выражено стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверия к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенно не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

В подростковом возрасте появляется своеобразное потребительское отношение к родителям, обусловленное стремлением «примерить», проверить столь волнующее равенство их прав со взрослыми, предъявляя ко взрослым те требования, которые взрослые предъявляют к ним. Кроме того, в этом проявляется и потребность в защите со стороны взрослого. Чувство защищенности, безопасности остается значимым для этого периода, оно необходимо для благополучного прохождения кризиса. Следует подчеркнуть, что, несмотря на определенное ослабление влияния семьи и на увеличение роли сверстников, благополучие подростка, его нормальное развитие и благоприятный прогноз на будущее оказываются зависимыми как от особенностей воспитания, так и от характера общения со сверстниками.

Подростки склонны принимать родительские ценности, нормы, взгляды в тех сферах, где эти ценности имеют долговременные последствия, и ориентируются на сверстников, где речь идет о достаточно изменчивых моделях и нормах, непосредственно влияющих на повседневную жизнь [7,c.331].

У подростков одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребность в автономии, уважении к семейному «мы». Семейные взаимоотношения подростков имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда просчетов и ошибок, совершенных родителями на прежних этапах воспитания.

Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.

Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (когнитивную, аффективную, поведенческую), продолжается практически непрерывно и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.

Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на подростка зависит от многих факторов. Во-первых, сложившиеся к этому времени индивидуально - личностные свойства подростка. Во-вторых, семейные факторы, в частности психологическая атмосфера в целом. В-третьих, нельзя не учитывать собственную активность подростка. Он не просто продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становится источником индивидуализации личности[5,с.280].

Родители - пример, образец для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми. Родители - источник знаний, жизненного опыта, они являются друзьями и советниками в решении сложных задач[8,с.103].

Но в подростковом возрасте родители не являются таким абсолютным авторитетом как в детстве. Подростки воспринимают родителей более критично. Они хотят иметь таких родителей, которые подают «хороший пример» для подражания, они хотят гордиться своими родителями, видеть их людьми, которыми можно восхищаться. И тогда они, как правило, чувствуют себя в этом мире достаточно комфортно[9,с.436].

Таким образом, весьма велика зависимость подростка от семьи. В семье удовлетворяется значительная часть его потребностей, в том числе материально - бытовых и (что особенно важно в этом возрасте быстрых изменений и связанных с ними интенсивных фрустраций) потребностей в эмоциональной поддержке и симпатии. Если эти потребности не удовлетворяются в семье, это порождает явную или скрытую семейную неудовлетворенность, нервно - психическое напряжение и тревогу.

Велика роль семьи в осуществлении социального контроля за поведением подростка. В этом возрасте ряд психологических механизмов, необходимого для самостоятельного поведения в качестве взрослого члена общества, находится в стадии формирования. Неспособность семьи выполнять функцию контроля по отношению к подростку ведет к нарушению его поведения, нарушению в развитии личности.

Подросток вступает в этап интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, его круг общения быстро расширяется, увеличивается связь с неформальными группами, со школой. Все это происходит в условиях бурных физиологических, психологических и социальных перемен в организме и личности подростка. Поэтому в этот период он остро нуждается в направляющей и консультативной помощи семьи: в объяснении, информировании, содействии в формировании оценки самых разных сторон жизни.

Неспособность семьи справиться с этой задачей ставит подростка в весьма трудное и уязвимое положение, обуславливающее его дезориентацию в социальной действительности, обезоруживающее его перед лицом различных трудностей и противоречий.

Нарушение во взаимоотношении родителей с детьми, ранее не игравшее заметной роли, выходит на первый план, становится для подростка источником психической травматизации[10,c.514].

Условно семьи можно разделить на пять групп:

1.       Родители с детьми дружат, их уважают, признают их суверенитет в некоторых вопросах, позволяют некоторую самостоятельность. Человек человеку здесь не волк, а друг, товарищ и брат. Родители знают практически обо всем, что происходит в жизни сына или дочери, дети не боятся делиться с родителями своими заботами и тревогами, зная, что всегда найдут понимание, поддержку и сочувствие.

2.       Здесь живут в теплой дружеской обстановке. Родители в меру своих сил и возможностей пытаются оказать на детей влияние в их культурном и нравственном развитии, но без давления. Конфликты разрешаются по мере их появления. Несмотря на дружбу, между родителями и детьми сохраняется некоторая дистанция. Дети испытывают к родителям уважение и доверие, обычно ничего не скрывая. Дети, выросшие в таких семьях, редко требуют независимости.

3.       Родители в таких семьях взяли на себя роль кормильцев и стараются обеспечить детей всем, что по их мнению нужно подростку. Этим отношение и ограничивается. Дети крайне редко могут рассчитывать на эмоциональную поддержку, на участие матери или отца в своих делах. Все это создает крайне напряженную и конфликтную обстановку, противостояние.

.        Недоверие и неуважение. Строгая дисциплина, все вокруг общее и совместное, индивидуальное настроение не приветствуется. Дети родителям не доверяют, побаиваются. Личные дела и проблемы скрываются, дети настроены по отношению к родителям враждебно. Развивается стойкая неприязнь по отношению ко всем взрослым. Детям тяжело наладить нормальные здоровые взаимоотношения с ровесниками.

.        Алкогольные семьи, где один или оба родителя пьют[11,c.296].

Такие градации весьма условны и требуют особого внимания, так как невозможно изменить нечто принятое и установленное в семье в одночасье, нельзя просто изменить отношение ребенка к происходящему. Необходима работа по установлению контакта с родителями, переоценке их взглядов на систему взаимоотношений в семье и воспитанию ребенка.

2. эмпатия как одно из личностных КАЧЕСТВ человека

.1 Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии

Эмпатия означает духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяясь в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении людей, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними.

Надо отметить, что выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным и до сего дня его понимание не совпадает у разных ученых и в разных психологических школах. Первоначально этот феномен обсуждался в рамках философии, в частности - этики и эстетики. Поэтому и обозначался он либо этическим понятием «симпатия», либо эстетическим понятием «вчувствование». А. Смит понимал симпатию как способность сострадать другому. Г. Спенсер определял симпатию как способность сочувствовать людям, проявлять заинтересованность в их судьбе. Он выделял два типа эмпатии: инстинктивную (эмоциональное заражение) и интеллектуальную (сочувственную). Для А. Шопенгауэра симпатия - это сострадание ко всем существам, порождаемое осознание общности их природы и происхождения. Для него сострадание является свойством самой жизни. В процессе сострадания человек забывает о различиях между собой и другими.

Другое направление в изучении эмпатии разрабатывал Т. Липпс. Для него вчувствование - это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Субъект осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта, проецируя в него свое «Я». Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем такие же переживания, какие есть у самого субъекта. Наблюдая мимику чужого лица, субъект инстинктивно подражает ей, что вызывает соответствующую этой мимике эмоцию. Таким образом, вчувствование происходит путем подражания (имитация экспрессии другого человека).

З. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов - заражения и подражания.

Как механизм познания рассматривал симпатию (эмпатию) М. Шелер. Для него симпатия - не просто разделение (соучастие) эмоций другого, а акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. Он выделял уровни симпатии - от низших к высшим, среди которых понятие означало состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием, в другом случае - участие в переживании другого человека при сохранении независимости собственных переживаний.

В работах психологов 19 века симпатия рассматривается как свойство животных и человека и как первичная эмоция. По Т. Рибо, на низшем психофизиологическом уровне развития Эмпатия выступает как синергия (подражание двигательным стремлениям), а на более высоком - как синестезия, то есть согласованность чувствований, переживаний, вызывающих сходные поступки. Правда, он отмечает, что в ряде случаев люди стремятся избавить себя от сопереживания страданиями другого человека. На высшем интеллектуальном уровне симпатии возникает согласованность чувств и поступков, основанных на единстве представлений и темперамента с объектом симпатии.

В. Штерн тоже считал симпатию первичной эмоцией, на основе которой развиваются социальные чувства. Он разделяет чувства к другим (нежность, любовь) и чувства с другими (сострадание, сорадость). Первые служат предпосылкой возникновения вторых. Любовь к близким ведет через подражание и обучение к формированию способности реагировать на страдания других людей, к развитию альтруистического поведения.

Американский психолог У. Мак-Дугалл выдвинул теорию происхождения симпатии как стадного инстинкта эмоционального реагирования на эмоции других животных, важного для выживания стада. В то же время, он подчеркивает, что это проявление симпатии не тождественно формам человеческой симпатии - сопереживанию и состраданию. Для Мак - Дугалла симпатия - чисто аффективный процесс, осуществляемый по принципу заражения и индукции.

С. Аш выделял два типа симпатии - сопереживание и сочувствие. Сопереживание - это переживание сходной эмоции с объектом. Оно направлено на себя и эгоистично по природе. За ним следует реакция избегания, так как переживание отрицательных эмоций тягостно для субъекта. При сочувствии переживания субъекта и объекта не тождественны.

Понятие «эмпатия» впервые ввел в психологию Э. Титченер, опираясь на представление Липпса о вчувствовании как перцептивном акте. В последующие годы, войдя в европейские языки, этот термин приобрел множество лексических и психологических значений, во многом потеряв свою специфику. Так, значительная часть американских работ по эмпатии отражает ее понимание как когнитивного процесса, как восприятия и понимания внутреннего мира другого человека, эмоционального содержания произведения искусства, природы.

Менее распространено понимание эмпатии как вчувствования, причем и здесь имеется много нюансов.

К. Роджерс полагает, что быть в состоянии эмпатии - значит воспринимать внутренний мир достаточно точно, но без потери ощущения «как будто». Это значит, что сохраняется способность в любой момент вернуться в собственный мир переживаний. Если этот оттенок «как будто» исчезает, то речь идет уже об идентификации с эмоциональным состоянием другого, о заражении его эмоцией и переживании ее в такой же степени по - настоящему[12,c.368].

В.В. Бойко рассматривает эмпатию как рационально - эмоционально - интуитивную форму отражения, которая является особенно утонченным средством «вхождения» в психо - энергетическое пространство другого человека. С помощью эмпатии «пробивается» защитный энергетический экран партнера по общению, а для этого необходима повышенная проходимость. Она возникает, когда человек демонстрирует другому соучастие и сопереживание. Отсюда соучастие и сопереживание - не смысл и не функция эмпатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения цели - выявление, понимание, предвосхищение индивидуальных особенностей другого и затем воздействия на него в нужном направлении (добиться его доверия и расположения) [13,c.351].

Таким образом, эмпатия - это форма рационально - эмоционально - интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений - свойств, состояний, реакций - в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение. Неподдельный искренний интерес к личности как таковой, ее субъективной реальности - основная предпосылка глубокой эмпатии.

Однако нередко эмпатия дает искаженную картину внутреннего мира другого человека вследствие того, что эмпатирующий необоснованно проецирует на него свои качества - недостатки, привычки, эмоциональный опыт, устаревшие взгляды, предвзятые суждения.

Рассмотрим факторы, влияющие на эмпатийность. Л. Мерфи показано, что проявление эмпатии зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним, интенсивности стимула, вызывающего эмпатию, предыдущего опыта эмпатии. Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастным изменением у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех социальных групп, в которых он воспитывается.

Как показали А.А. Бодалев и Т.Р. Каштанова, широкий круг общения со сверстниками положительно коррелирует со способностью к сопереживанию.

И.М. Юсупов выявил различия в эмпатийности между экстерналами и интерналами: у последних она выше.

Мешает формированию и проявлению эмпатии такое свойство личности, как ее эгоцентризм, а также испытываемый человеком психологический дискомфорт (тревожность, агрессивность, депрессия, невротизация). Играют роль и установки, препятствующие эмпатии: избегать лишних контактов, считать неуместным проявлять любопытство к другой личности, спокойно относиться к переживаниям и проблемам других людей.

По данным А.П. Васильковой, для высокоэмпатичных характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а для низкоэмпатичных - замкнутость, недоброжелательность.

Наиболее эмпатийные люди в наименьшей степени склонны приписывать людям вину за неблагоприятные события и не требуют особых наказаний за их проступки, то есть проявляют снисходительность.

2.2Проявление эмпатии подростками

Эмпатией называется способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания становятся более устойчивыми.

Выделяют два вида эмпатии - гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относятся эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие и благополучие другого (сорадование, сочувствие, сострадание, жалость).

Эгоцентрическая эмпатия связана с переживанием за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх; радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (переживание зависти).

Иногда подросток безразличен даже к важным событиям, которые происходят вокруг, или совершенно равнодушен к оценке - будь она хорошая или плохая. Именно в этом случае родители жалуются на то, что подросток стал бесчувственным, равнодушным ко всему, что ничто его не волнует и не радует. Другой подросток (или тот же подросток в другое время) может почти не окликаться на какое - либо важное событие, на похвалу или, например, порицание, но бурно возмущается из -за пустяка[14,c.48].

У девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана - они чересчур обидчивы, могут ни с того ни с сего, заплакать, у них беспрерывно меняется настроение. Мальчики чаще становятся более шумными, многие их действия сопровождаются ненужными движениями[15,c.48].

Под сопереживанием подразумевается способность человека поставить себя на место другого, ощутить его мысли и чувства. Иными словами, это проявление эмоциональной восприимчивости, стремление разделить с другим человеком его переживания.

Подросток часто жалуется на то, что родители не слушают их, не интересуются их мнениями и мыслями, не хотят знать их чувства и точку зрения[16,c.286].

Некоторые родители, к сожалению, демонстрируют полнейшее равнодушие к переживаниям и настроению детей - подростков. Они не понимают, а следовательно, не принимают во внимание мысли и чувства своих детей[17,c.17].

Если сын или дочь по чему-либо расстроены, то такие родители искренне удивлены, что происходит. Одно из возможных последствий подобной эмоциональной глухоты заключается в том, что и дети в такой семье могут вырасти столь же равнодушными к переживаниям других. Они ведь просто не знают, что сопереживание - это совершенно необходимая часть нормальных человеческих отношений[18,c.15].

Подросток жаждет встретить со стороны родителей сопереживание и понимание, готовность выслушать без скепсиса. Подросток крайне нуждаются не только в родительской любви, но и в самих внешних ее проявлениях[19,c.82].

Признание является важнейшей составляющей любви. Любовь ведь проявляется и в том, чтобы принимать человека таким, каков он есть - со всеми его недостатками и ошибками[20,c.261]. Поэтому подростку так важно чувствовать, что родители их ценят, признают и любят.

3. Эмпирическое исследование

3.1 Описание используемых методик

Для исследования влияния типа семейного воспитания на проявление эмпатии в подростковом возрасте были использованы следующие методики: методика «Родителей оценивают дети» (РОД), которая была создана на базе методики «Анализ семейного воспитания» (АСВ) И.А. Фурмановым [21,c.174] и А.А. Аладьиным, методика диагностики эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну, которая была апробирована казанским психологом А.М. Юсуповым: по сравнению с начальным вариантом была изменена шкала ответов, исключены вопросы, не имеющие корреляций с итоговым баллом, были составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки. (Стандартизация проводилась на выборках студентов вузов, в возрасте от 16 до 25 лет (средний возраст 19 лет), 399 девушек и 209 юношей).

Методика «Родителей оценивают дети» предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания; использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи, кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка. Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Несмотря на то, что методика состоит из двух опросников, отражающих представления о стилях семейного воспитания родителей и их детей, нами был использован один вариант для оценки мнения непосредственно подростка.

Описание шкал опросника:

Гиперпротекция (Г+). При гиперпротекции родители уделяют подростку крайне много сил, времени внимания. Воспитание стало центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Типичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое подросток занимает в их жизни, преувеличенное представление о том, что произойдет, если ему не отдать все силы и время.

Гипопротекция (Г-). Ситуация, при которой ребенок находится на «периферии» внимания родителей, до него «руки не доходят», родителю не до него. Подросток часто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Потворствование (У+). О потворствовании говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его. Любое его желание для них - закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной «рационализацией»: слабость ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что ребенок растет один, без отца и т.д.

Игнорирование потребностей ребенка (У-). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. При этом часто ущемляются духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви. Описываемый стиль проявляется в определенных высказываниях родителей, косвенно отражающий их нежелание общаться с детьми, в предпочтении детей, ничего не требующих от родителей.

Чрезмерность требований (обязанностей) (Т+). Именно это качество лежит в основе такого неправильного типа семейного воспитания, как «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию его личности, а напротив, ставят его под угрозу. В данном случае на ребенка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что ребенок загружен, но не видят в этом чрезмерности нагрузки. Они уверены в том, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В другом - от ребенка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях. Родители подчеркивают те усилия, которые прилагают для организации его успехов.

Недостаточность обязанностей подростка (Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Это особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, что трудно привлечь ребенка к какому - нибудь делу по дому.

Чрезмерность требований - запретов (доминирование) (З +). В этом случае ребенку все нельзя. Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любым проявлением самостоятельности ребенка. Это страх проявляется в резком преувеличении последствий, которые могут иметь место даже при незначительном нарушении запрета, а также подавить самостоятельность мысли подростка.

Недостаточность требований - запретов к ребенку (З-). В этом случае ребенку все можно. Даже если существуют какие - то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении алкоголя. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие - либо рамки в его поведении.

Минимальность санкций (С-). Родители склонны обходиться без наказаний или применяют их крайне редко. Они уповают на поощрение, сомневаются в результативности любых наказаний.

Неустойчивость стиля воспитания (Н). Оценки по этой шкале позволяют говорить о резкой смене стиля, приемов воспитания. Они свидетельствуют о «шараханьях» родителей от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. При этом родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают размах, частоту этих колебаний. Возможно большое количество сочетаний перечисленных стилей семейного воспитания, однако особенно важное значение имеют устойчивые сочетания.

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ). Обычно этот феномен наблюдается при таких нарушениях воспитания, как потворствующая или доминирующая протекция. Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких - либо причин супружеские взаимоотношения между родителями оказываются нарушенными, либо отношения не удовлетворяют одного из родителей, играющего основную роль в воспитании. Нередко при этом мать (реже отец), сама того не осознавая, хочет, чтобы подросток, стал для нее чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в ходе супружеских отношений. Отношения с подростком становятся исключительно важными для родителя. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед нарастающей самостоятельностью подростка, появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Существует родительская ревность.

Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК). Этот вид нарушения воспитания обусловлен потворствующей гиперпротекцией. У родителей появляется стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них детские качества (импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей ребенок все еще «маленький». Нередко они признают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя. Рассматривая ребенка «как еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, стимулирование развития психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителей (ВН). Наблюдается чаще всего при таких нарушениях воспитания, потворствующая гиперпротекция или пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителями. Родитель идет на поводу у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупал его «слабое место». Типичная ситуация в такой семье - бойкий, уверенный в себе подросток, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах в воспитании ребенка родитель.

Фобия утраты ребенка (ФУ). Чаще всего в ее основе лежит доминирующая или господствующая гиперпротекция. «Слабое место» - повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о хрупкости ребенка, его болезненности. Все это могло развиться с историей рождения ребенка. Другой источник - перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особенно если они были длительными. Отношения родителя к ребенку в этом случае формируются под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением, других - мелочно опекать его.

Неразвитость родительских чувств (НРЧ). Этот вид воспитания обусловлен нарушениями воспитания: гиперпротекцией, эмоциональным отвержением, повышенной моральной ответственностью, жестоким обращением. Воспитание становится адекватным лишь тогда, когда родителями движут достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность реализовать себя в детях, продолжить себя. Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями характера. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с подростком, в непереносимости его общества, в поверхностности интереса к его делам.

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК). Чаще всего составляют основу эмоционального отвержения, жестокого обращения. Причиной такого воспитания подростка нередко является то, что в ребенке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, различные протестные реакции, несдержанность. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежеланным качеством кого-то другого помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными качествами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК). Как правило, является первопричиной типа воспитания, соединяющего в себе потворствующую гиперпротекцию одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекий другого. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность более открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь заботой о благе ребенка. При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметрально противоположной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен жалеть ребенка, идти у него на поводу. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько, как воспитывать подростка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.

Предпочтение мужских качеств (ПМК). Предпочтение женских качеств (ПЖК). Эти две шкалы позволяют обнаружить сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола подростка. Нередко отношение родителя к подростку обуславливается не действительными особенностями ребенка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, то есть «вообще мужчинам» или «вообще женщинам».

Для каждой из шкал характерно определенное количество баллов, превышение которых позволяет засвидетельствовать наличие данного стиля воспитания. Причем допускается наличие одновременно нескольких стилей.

Опросник А. Меграбяна и Н. Эпштейна содержит 25 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить степень своего согласия с ним. Каждый из показателей уровня эмпатии (очень низкий, низкий, средний, высокий) имеют отдельные значения для подростков мужского и женского пола.

3.2Выводы исследования

В процессе исследования влияния типа семейного воспитания на проявление эмпатии в подростковом возрасте нами было использовано две методики:

. «РОД», с помощью которой были выяснены представления подростков о господствующем стиле воспитания в семье.

. Методика А. Меграбяна и Н. Эпштейна, направленная на диагностику уровня эмпатии.

В исследовании приняло участие 64 человека. Это учащиеся 7 - 8 классов СШ №54 г. Гомеля в возрасте от 12 до 14 лет, и учащиеся 9 класса СШ №1 г.Светлогорска в возрасте от 15 до 16 лет.

На основе обработки полученного материала можно сделать определенные выводы, которые приводятся ниже.

Анализируя результаты касательно диагностики уровня эмпатии, стоит отметить, что 15,6% всех испытуемых (10 человек) имеют очень низкий уровень эмпатии; 40,6% (26 человек) - низкий уровень; 43,7% (28 человек) - средний уровень. Причем самый высокий уровень данной выборки (средний) наблюдался у учеников 7 и 9 классов.

Эмпатия (от греч. empatheia - "сопереживайте") - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Эмпатия - феномен социально-психологического происхождения, возникающий при взаимодействии человека с человеком, животным, при восприятии произведения искусства. Как индивидуально-психологическое свойство эмпатия характеризует способность человека сопереживанию и сочувствию.

Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным.

Столь низкие показатели обусловлены скорее специфичностью данного возрастного периода, которому присущ эгоцентризм, чувство одиночества и поиска себя, изменчивость настроения; подростки более сосредоточены на собственных переживаниях, и это важно для них. Кроме того, проявление эмпатии зависит от наличия или отсутствия психологического дискомфорта (невротизация, тревожность, агрессивность, депрессия). А ведь наличие тревожности, агрессивности наиболее встречаемо именно у подростков. Предположим, что это одна из гипотез - низкий уровень эмпатии обусловлен специфичностью данного возрастного периода.

Но с другой стороны, проявление эмпатии зависит от интенсивности стимула, вызывающего эмпатию, а также влияния социальных групп, в которых он воспитывается. Наиболее близкие - это сверстники и родители. Если предположить, что такие низкие показатели обусловлены референтной группой - сверстниками, - то возникает «ощущение масштабности», завышенной способности референтной группы повлиять на проявление эмпатии. Ведь подросток не всегда рядом с друзьями, у него «за плечами» свой опыт развития, в том числе и опыт, определяющий личностные качества. Обязательно необходимо учитывать роль семьи, то есть стиль семейного воспитания.

Наиболее распространенными стилями воспитания были отмечены следующие: гиперпротекция (Г+), потворствование (У+), недостаточность требований - запретов (З-), минимальность санкций (С-).

Так, например, гиперпротекция наблюдается, как и при очень низком уровне эмпатии - 30% опрошенных, так и при низком уровне - 42,3% и при среднем уровне - 39,3%.

Потворствование (У+) встречается также у 30% испытуемых с очень низким уровнем эмпатии, с низким уровнем она наблюдается у 53,8% испытуемых, а со средним уровнем - у 53,6%. Недостаточность требований - запретов (З-) распределилась таким образом: у подростков с очень низким уровнем эмпатии - 30% испытуемых, с низким уровнем - 25%, со средним - 23%. Минимальность санкций (С-) распределилась по показателям следующим образом: очень низкий уровень эмпатии - 10% опрошенных, низкий уровень - 39,3%, средний - 19,2%.

На диаграмме (рисунок №1) отражена разница уровней стиля семейного воспитания в зависимости от показателя эмпатии. Выходит, что чем выше уровень эмпатии, тем меньше выраженность того или иного стиля воспитания.

 

Рисунок №1. Зависимость уровней эмпатии от стиля воспитания.

Возвращаясь к описанию шкал, заострим внимание на некоторых особенностях: при гиперпротекции основное внимание и все силы направлены на воспитание подростка, у которого создается впечатление преувеличенной собственной значимости, в таком случае он, и не пытается понять манеру поведения родителей, он привык к такому расположению вещей; ребенок - подросток не способен оценить жертвы и лишения родителей, возможно, оттого, что последние сами таковых не видят и не осознают.

Вновь анализируя и «потворствование», и «недостаточность требований», и «минимальность санкций», мы приходим к одному и тому же, - родители самовольно играют ту роль, которая удобна им, жалея ребенка, не требуя ничего в замен, не объясняя и не указывая на свои затруднения в определенных действиях. Они лишают ребенка стимула, вызывающего эмпатию, модели сопереживания и проникновения в трудности других (ведь определенные жертвы оправданы самими родителями), усиливая тем самым присущий данному возрасту эгоцентризм.

Таким образом, чем больше выражен определенный стиль семейного воспитания (из выше перечисленных), тем ниже уровень эмпатийности подростка.

Математическая обработка данных заключалась в подсчете линейной корреляции Пирсона с целью выявления зависимости уровня эмпатии от наличия определенных стилей воспитания.

Выдвигались следующие гипотезы:

Но - выраженность стиля семейного воспитание не влияет на уровень эмпатии подростка.

Н1 - наличие определенных стилей воспитания изменяет уровень эмпатии, чем больше выраженность того или иного стиля, тем ниже уровень эмпатии. Наблюдаемое значение находилось по формуле:

Rху = _______________∑ХУ - nХУср________________

         √(∑ Хкв - nХср∙Хср) (∑Хкв - nУср∙Уср) .

Где Rху - показатель линейной корреляции;

Х - показатель выраженности стиля семейного воспитания в процентах для подростков с низким уровнем эмпатии;

У - показатель выраженности стиля семейного воспитания в процентах для подростков со средним уровнем эмпатии;

Хср и Уср - средние значения.

Таблица №1. Подсчет данных линейной корреляции.


У+

Г+

ФУ

З-

С-

Т-

НРЧ

Низкий уровень эмпатии(Х)

53,8

42,3

7,7

25

39,3

7,7

7,7

∑183,5

Средний уровень эмпатии(У)

53,6

39,3

3,6

23,1

19,2

3,6

10,7

∑153,1

ХУ

1662,4

27,7

577,5

754,6

27,7

82,4

∑6016

Хкв

2894,4

1789,3

59,3

625

1544,5

59,3

59,3

∑7031,1

Укв

2872,9

1544,5

12,9

533,6

368,6

12,9

114,5

∑5459,9

N = 7

Хср = 26,2

Уср = 21,9








Rху = _______________∑ХУ - nХУср________________

         √(∑ Хкв - nХср∙Хср)(∑Хкв - nУср∙Уср) .

Rху = __________6016-7∙26,2∙21,9__________.

         √(7031,1-7∙686,4)∙(5459,9-7∙479,6)

Rху = 1999,5 =0,92.

         2170,4

После подсчетов было выяснено, что Rху = 0,92.

Это подтверждает гипотезу Н1 с вероятностью 95%, другими словами на проявление эмпатии подростками влияет стиль семейного воспитания - чем больше выраженность гиперпротекции, потворствования, недостаточности требований и минимальности санкций, тем ниже уровень эмпатии.

семья подросток воспитание эмпатия

Заключение

Итак, нами было выяснено, что семья является одним из важных источников получения информации о мире и людях в нем, о взаимоотношениях между людьми и правилах этих самых взаимоотношений.

Ребенок практически полностью зависит от социального окружения в первые десятилетия своей жизни, в результате чего приобретает совокупность привычек, ролей, вкусов, предпочтений, понятий, представлений и предубеждений, желаний и мнимых потребностей, каждая из которых отражает особенности семейной социальной среды, а не действительно внутренние тенденции и установки.

При анализе родительского отношения к детям многими психологами выделяются два психологических измерения: форма контроля за поведением ребенка и характер эмоционального отношения к нему. Нарушение родительского отношения к ребенку или родительских установок в рамках любого из этих измерений или одновременно в обоих приводит к серьезным дефектам в развитии личности ребенка.

Также было рассмотрено понятие «стиль семейного воспитания». Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка. Обычно в психологической литературе обозначен целый перечень стилей семейного воспитания со своими характерными особенностями.

Было обращено внимание на то, что тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека постигается, прежде всего, в семье.

На основе анализа имеющегося теоретического материала основывалось исследование, направленное на выявление зависимости между определенными стилями семейного воспитания и уровнем эмпатии у подростков.

Из всего выше описанного можно сделать такие выводы:

. Именно в семье у человека формируется способность сопереживать, сочувствовать, в некоторой степени идентифицировать себя с другим - эмпатийные качества личности.

. Подростковый возраст является одним из сложных этапов человеческого развития, ему присущи свои отличительные характеристики (эгоцентризм, чувство одиночества, поиск себя, эмоциональная нестабильность). Отношения с родителями в этом периоде очень динамичны, нестабильны и изменчивы, что требует терпения и взаимопонимания, наверное, с обеих сторон.

. Чем больше выраженность таких стилей семейного воспитания, как гиперпротекция, потворствование, минимальность санкций, недостаточность требований - запретов, тем ниже уровень эмпатии, на котором находится подросток. Это подтвердил показатель высокой корреляции Пирсона - 0,92 с вероятностью 95% (гипотеза была подтверждена). Данная особенность обусловлена тем, что у ребенка нет достаточно интенсивного стимула эмпатии, то есть родители принимают его отношение к себе как должное, осуществляя при этом определенные ошибки в воспитании; нет знаний о том, в каких случаях нужно сопереживать родителям, например; вполне возможно, что последние предоставляют слишком много свободы и подпитывают чувство собственной уникальности (эгоцентризма).

Список использованных источников

1 Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. - М.: Владос - Пресс, 2006. - 271с.

Шнейдер Л.Б. Семейный психолог / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. - 736с.

Игашев К.Е., Миньковский Т.М. Семья. Дети. Школа / К.Е. Игашев., Т.М. Миньковский. - М.: Юридеческая литература, 1989. - 445с.

Целуйко В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. - Мозырь: Содействие, 2006. - 224с.

Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. - М.: Владос, 2006. - 287с.

Практическая психология / под ред. Дубровиной И.В. - М.: Академия, 1998. - 412с.

Кле М. Психология подростка / М. Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 176с.

Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 254с.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 689с.

Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656с.

Ивлева В.В. Психология семейных взаимоотношений / В.В. Ивлева. - Мн.: Современник, 2007. - 352с.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 752с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442с.

Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456с.

Психология подростка / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2006. - 480с.

Подросток и семья / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ - М, 2002. - 656с.

Гаврилова Т.П. Подростковый возраст как этап психического развития / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 1993. - №1. - С. 17-19

Гаврилова Т.П. Психическое развитие / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 1993. - №1. - С. 15-16

Психология подростка. - М.: Академия, 2005. - 160с.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2001. - 464с.

Фурманов И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства / И.А. Фурманов. - Мн, 1999. - 216с.

Похожие работы на - Воспитание эмпатии у подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!