Взаимосвязь социального интеллекта и эмпатии подростков
Взаимосвязь
социального интеллекта и эмпатии подростков
Содержание
Введение
1. Изучение
социального интеллекта отечественными учеными
2. Понятие
«эмпатия» и подходы к ее изучению отечественными учеными
3. Подходы
к развитию социального интеллекта и эмпатии
3аключение
Список
литературы
Введение
Социальный интеллект синонимичен
коммуникативно-познавательной активности личности и выступает как
интеллектуально-творческая способность, определяющая успешность общения
посредством социального интереса который трактуется как процесс идентификации,
эмпатии, сотрудничества и альтруизма, направленный на построение позитивных
отношений с другими людьми посредством общения. Более того, социальный интерес
является основной составляющей социального интеллекта, объединяющей и
регулирующей коммуникативно-познавательные процессы, связанные с отражением
социальных объектов, и способствующей правильному пониманию поведения людей в
межличностном взаимодействии.
Проблема развития социального интеллекта
учащихся юношеского возраста особенно актуальна в период
социально-экономических преобразований в Республике Беларусь Она неразрывно
связана с профессиональным становлением и личностно-психологическим ростом
будущих специалистов. По мнению ученых, личность, обладающая социальным
интеллектом, характеризуется следующими качествами: развитым чувством
социального, способностью создавать и поддерживать в общении и деятельности
положительные взаимоотношения.
Исходя из вышеизложенных фактов, можно
утверждать, что тема, выбранная нами для изучения в данной курсовой работе
является актуальной на сегодняшний день.
Объектом нашего
исследования являются коммуникативные способности личности, а предметом
исследования являются социальный интеллект и эмпатия.
Наша цель - это изучение характера связи
между социальным интеллектом и эмпатией.
Задачами
нашего исследования являются:
1. Анализировать литературу по проблеме
исследования;
2. Выявить уровни развития социального
интеллекта в юношеском возрасте;
3. Определить уровни развития эмпатии в
юношеском возрасте;
4. Определить связи между социальным
интеллектом и эмпатией.
1. Изучение социального интеллекта
отечественными учеными
В отечественной психологии понятие «социальный
интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин
описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития
личности.
Механизмом формирования личности выступает
процесс социализации. Как отмечает автор, существует как минимум два толкования
этого понятия. В широком смысле слова термин «социализация» используется для
обозначения процесса, в ходе которого человеческое существо с определенными
биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для
жизнедеятельности в обществ. Теория социализации призвана установить, под
влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности,
механизм этого процесса и его последствия для общества. Из этого толкования
следует, что индивидуальность не предпосылка социализации, а ее результат.
Второе, более специальное определение термина
используется в социологии и социальной психологии. Социализация как процесс,
обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность.
Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее
ценностей норм установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него
необходимых для этого свойств и способностей.
Принимая во внимание наличие указанных значений,
М.И. Бобнева отмечает, что только социализация не обеспечивает целостного формирование
человека. И, далее, определяет важнейшей закономерностью процесса социального
развития личности наличие в нем двух противоположных тенденций - типизация и
индивидуализация. Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации,
формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических
свойств. Примеры второй - накопление человеком индивидуального опыта
социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым
ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений
и т.д.
В российской психологии понятие «социальный
интеллект» описывает ЮЛ. Емельянов и понимает под ним устойчивое, основанное на
специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта
способность понимать самого себя, а также других людей. Социальный интеллект
включает в себя сензитивность - особую имеющую эмоциональную природу
чувствительность к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и
целям. Сензитивность же, в свою очередь, предполагает эмпатию - способность
вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Автор
предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный
интеллект. Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации
социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от
интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания
этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде
умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности - особой
чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и
целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый
подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется
символическими средствами представленности. Т.о. социальный интеллект выступает
относительно независимым праксеологическим образованием.
Е.С.Михайлова (Алешина) определяет социальный
интеллект как интегральную интеллектуальную способность понимать и
прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать
намерения, чувства и эмоциональные состояния человека, по невербальной и
вербальной экспрессии. К процессам, его образующим, автор относит социальную
сензитивность, социальную перцепцию, социальную память и социальное мышление.
Социальный интеллект, по утверждению Е.С. Михайловой, является когнитивной
составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным
качеством в профессиях типа «человек-человек», а также некоторых профессиях
«человек-художественный образ».
А.А.Бодалев под социальным интеллектом понимает
совокупность психических образований человека, проявляющихся в способности
успешно общаться с другими людьми, а именно:
- мотивационно-потребностная и эмоциональная
сферы, несущие в себе конкретные характеристики;
- воля, отличающаяся определенными качествами;
- набор психических свойств личности,
соответствующих коммуникативной активности (общение) человека;
- богатый репертуар чисто поведенческих реакций
при осуществлении общения.
Таким образом, очевидно, что социальный
интеллект учащегося способствует общению с другими людьми, дает возможность и
вне непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, где непременным
условием достижения нужного результата выступает учет человеческого фактора.
Более того, социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать
собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями
оформившихся у него нравственных и профессиональных норм, а также является
необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной
социальной адаптации личности.
По утверждению ряда авторов (Б.Г.Ананьев,
А.А.Бодалев, ХХарднер, В.Н.Мясищев, А.АЛеонтьев, Л.А.Петровская, Г.А.Ковалев),
социальный интеллект человека проявляется во внимании, восприятии,
памяти, воображении, мышлении, функционирующих как единая, целостная система и
актуализирующихся в теснейшей взаимосвязи друг с другом. Близким в какой- то
степени понятию социального интеллекта является используемое В.А. Лабунской
понятие «социально-перцептивная способность», под которой понимается
способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного
отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность
предвидеть свое воздействие на этого человека.
А.Л. Южанинова (1984) также выделяет социальный
интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к
практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу
субъект-объектных отношений, а социальный интеллект - субъект-субъектных. Она
рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех
измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и
социальной техники общения. I
Таким образом, социальный интеллект может
рассматриваться как способность, которая обеспечивает познание; отражение и
понимание; запоминание и структурирование социально-психологических
характеристик человека и группы, прогнозирование юс поведения и деятельности.
2. Понятие «эмпатии» и подходы к ее
изучению отечественными учеными
В настоящее время в психологии отсутствует
общепринятое представление об эмпатии. Одни авторы связывают эмпатию с
эмоциональной чувствительностью, с альтруизмом, с терпимостью к другим людям.
Другие рассматривают ее как акт вчувствования. В этом аспекте эмпатия выступает
как вид чувственного познания, способность ставить себя на место другого
человека, понимать аффективные ориентации других. Некоторые исследователи
считают эмпатию перцептивным актом, обслуживающим межличностные отношения, и
определяют ее как осознание уникальной неповторимости другого. Ряд авторов
основным и достаточным проявлением эмпатии считают сопереживание, эмоциональный
отклик на состояние другого. Некоторые исследователи полагают, что эмпатия
является основой межличностного познания и осуществляется через механизмы
идентификации, заражения, проекции, моторного подражания [25; 73].
В современной психологической литературе термину
«эмпатия» соответствует широкий набор определяющих уточнений («эмпатическое
взаимодействие», «эмпатийные реакции», «эмпатийные способности») и синонимов
(«альтруизм», «просоциальное поведение», «социальная сензитивность»). Даже
перечень этих терминов позволяет утверждать, что обозначаемая ими реальность
имеет самое непосредственное отношение к гуманистическим профессиям, то есть к
таким профессиям, которые по классификации Е.А. Климова следует отнести к
классу «человек-человек». Одной из характерных профессий этого класса является
профессия педагога.
К вопросу изучения эмпатии
социально-психологического явления обращались многие авторы. Так, проводя обзор
литературы по данному вопросу, необходимо отметить следующих исследователей и
их работы:
Основательно изучался вопрос эмпатии, а также ее
развития Пономаревой М.А. Так, автору принадлежат такие работы как «Развитие
эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессе изучения художественной
литературы», «Роль художественной литературы в развитии эмпатии», «Эмпатическое
литературоведение”. Можно отметить, что Пономарева М.А. много работает над
вопросом соотношения и взаимодействия таких понятий как “эмпатия” и
“художественная литература”. Автор, таким образом, прослеживает
взаимозависимость и взаимовлияние названных понятий.
В работе Пономаревой М.А. доказано
большое воздействие на внутренний мир человека художественной литературы. В
обзоре литературы в данной работе указываются имена психологов, которые
подтверждают роль и влияние художественной литературы на развитие личности.
Так, в частности, автором упоминаются такие деятели как Б.Г. Ананьев,
А.А.Бодалев, Я.Л. Коломинский, Н.А.Бердяев.
Также в работе подчеркивается, что
“искуство обладает поистине уникальной способностью преобразовывать
саккумулированные в идеале общественный опыт в личный опыт каждого” [23;
15].
Пономарева М.А. рассматривает в своей работе
направления взаимосвязи эматии и художественной литературы. Рассматривается
автором также механизм воздействия художественной литературы на личность.
В результате проведенного исследования, анализа
соответствующих источников, автор приходит к выводу, что в отечественных
исследованиях определенное внимание уделяется выявлению роли художественной
литературы в развитии эмпатии. В процессе постижения художественной литературы
возникают художественные сопереживания воображаемому герою. Описанный процесс
как раз и способствует развитию эмпатии у школьников.
Это же направление в изучении
эмпатии выбрал для себя кандидат филологических наук, доцент Брестского
университета имени А.С. Пушкина. Так, его работа (“Эмпатийное литературоведение”)
посвящена анализу произведений художественной литературы с точки зрения их
способности развивать эмпатию в детском и подростковом возрасте.
Заведующий кафедры вспомогательных и
исторических дисциплин и методики преподавания истории БГПУ им. М.Танка
Богданович И. посвящает свою работа рассмотрению и анализу развития эмпатии
через призму истории как учебного предмета. В данной работе приводятся
различные методические приемы, позволяющие развивать эмпатию на уроках истории.
Предметом исследования в работе
Василюк Ф.Е. (“Семиотика и техника эмпатии»)
выступает одна из базовых единиц развиваемой автором психотехнических теорий.
Рассматриваются возможности варьирования эмпатических реплик и функций этих
вариаций в психотерапевтическом процессе.
Автор указывает, что эмпатия дает переживанию не
только имя, но и значение. Полная сигнификация переживания позволяет
сформироваться особому функциональному органу, который можно назвать
«экспериментальным мышлением» [5; 9].
Автор, в результате проделанной работы, приходит
к выводу о том, что анализ эмпатической сигнификации должен рассматривать саму
эмпатию и переживание не в статике, а в динамике.
Исследователь Майковская Л.С. в своей работе
(«Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной толерантности средствами
музыки») раскрывает сущность и содержание каждого из компонентов этнокультурной
толерантности, рассматривает способы ее формирования с учетом специфики
деятельности педагога-музыканта.
Работа соискателя кафедры немецкой филологии
Томбовского государственного университета имени Г.Р.Державина Нелипа Л.Н.
(«Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте»)
посвящена речевым этикетам эмпативного типа и их реализации в коммуникативном
акте. В работе дается определение понятию «эмпатия», рассматриваются основные
линии развития представлений об эмпатии в различных областях наук.
Понимание субъектом других людей всегда
эмоционально окрашено. Однако о присутствии в межличностных отношениях феномена
эмпатии можно говорить, когда в целостном акте познания другого человека этот
компонент наиболее выражен в форме сопереживания или сочувствия. Сопереживание
- это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает
другой на основе отождествления с ним. Сочувствие - переживание субъектом по
поводу чувств другого.
4.
Подходы к развитию социального интеллекта и эмпатии
Эмпатия, понимаемая как личностное свойство,
имеет социальную природу и как любое социально обусловленное свойство поддается
целенаправленному формированию.
Исходя из того, что эмпатия формируется и
проявляется в ситуациях диалогического общения, когда ученик выступает не
только как объект, но и как субъект взаимодействия.
Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление,
поддается развитию. В онтогенезе ребенка выделены две последовательно
развивающиеся формы эмпатии - сопереживание как непосредственно импульсивная
форма реагирования на неблагополучие другого и сочувствие - осознанный отклик
на реальную жизненную ситуацию.
Применение ролевых игр в качестве метода
актуализации эмпатийных свойств личности в моделируемой педагогической
деятельности должно удовлетворять следующим требованиям:
1. неопределенность условий игры, что
предоставляет субъекту большую вариативность действий;
2. включение субъекта в конфликтную ситуацию,
«провоцирующую» сопереживание и помогающее поведение;
3. выбор и выполнение реальных завершенных
действий;
4. создание возможности уточнения сведений, ввод
дополнительных переменных ситуаций;
5. выполнение экспериментатором роли режиссера.
Ролевая игра, имитирующая
психолого-педагогичекую ситуацию, требующая проявления педагогической эмпатии,
может служить действенным средством ее развития при следующих условиях:
А) если ролевая игра своим содержанием и
организационно-методическим обеспечением создает предпосылки эмпатийного
поведения; б) если ведущий владеет умениями педагога-режиссера, вызывает
переживание чувств играемой роли; в) если ведущий осуществляет контроль этих
чувств путем наблюдения поведения участников игры [25; 85].
Развитие социального интеллекта личности
рядом авторов (Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, А.Л.Леонтьев,
Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский) понимается как самодвижение в системе отношений с
другими людьми и является необходимым условием существования самой личности
Специфика данного подхода к изучению личности
заключается в проблеме взаимосвязи коммуникативной и познавательной активности,
являющихся основными компонентами социального интеллекта. Основываясь на
концепции А.В.Петровского и его подхода к развитию личности выделяют два
подхода к развитию социального интеллекта учащихся юношеского возраста.
Первый подход - собственно психологический,
который заключается в понятии развивающейся личности.
В рамках этого подхода естественно предположить,
что в пределах одного и того же возраста различные по типу деятельности не даны
изначально личности в тот или иной период, а активно выбраны ею в группах,
различающихся между собой по уровню развития.
Второй подход- собственно педагогический: что и
как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социальным
требованиями. В рамках этого подхода деятельность всегда выступает как ведущая
для развития личности, опосредуя ее отношения с социальной средой, ее общение с
окружающими, конституируя «социальную ситуацию развития».
Заключение
Социальный интеллект - интегральная
интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации.
Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные
с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы
людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность,
социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в
литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще
всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Это связано традицией
раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и
социальной психологий.
Социальный интеллект обеспечивает понимание
поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его
невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной
составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным
качеством в профессиях типа «человек - человек», а также некоторых профессиях
«человек - художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается
позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия.
Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период
увеличивается круг общения ребёнка, развиваются его сензитивность,
социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без
непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение
встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других
возможных), что и составляет основу социального интеллекта. Нарушение,
гипотрофия этих способностей может явиться причиной асоциального поведения,
либо вызвать склонность к таковому.
Возросшее внимание к феномену эмпатии в
различных областях современной психологии, вероятно, можно объяснить тем
широким кругом задач, которые стоят перед психологической наукой и практикой.
Это задачи профконсультирования и профориентации, управления психологическим
климатом группы, коррекции супружеских и детско-родительских отношений,
подготовки молодежи к семейной жизни.
С.Л. Рубинштейн писал, что сердце человека
соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит,
целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен
устанавливать. В систему отношений к другим людям включена эмпатия. Этим
отношениям свойственны: эмоциональная и личностная раскрытость партнеров по
общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга,
безоценочность, доверительность, искренность выражения чувств и состояний.
Эмпатия, таким образом, рассматривается как
системное образование, которое включает следующие стороны: понимание
эмоционального состоянии другого человека (когнитивный уровень), сопереживание
или сочувствие, которые испытывает субъект эмпатии в отношении к другому лицу
(аффективный уровень), активное помогающее поведение субъекта (поведенческий уровень).
Список литературы
1.
Атаханов Р. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога
на эмпатийный способ взаимодействия //Психологическая наука и образование, -
2007, - №1, с. 93 - 102.
2.
Багдановіч І. Метадычныя шляхі фарміравання ў школьнікаў гістарычнай эмпатыі
//Гісторыя: праблемы выкладання, - 2007, - №4, с. 26-29.
3.
Буравцова Н. В. Влияние суверенности личностных границ на проявление эмпатии у
будущи педагогов и психологов // Психология в вузе, - 2008, - №1, с. 47-56.
4.
Бенеш Н.Л. Актерская психотехника как психологическое условие развития эмпатии
личности // Весник Московского государственного ун-та культуры и искусств. -
2007, - №2, - с. 111-114.
5.
Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии //Вопросы психологии. - 2007, - №2, -
С. 3-14.
6.
Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта //Отдел кадров. - 2004, - №8,
- с. 98-100.
7.
Елкина Е.А. Формирование социального мышления личности как задача современного
образования //Весник Полоцкого гос. ун-та. Сер. 1. Педагогические науки, -
2005, - №11, - с. 14-23.
8.
Жукова М. Эмпатия: пережить за другого // Смена, - 2007, - №6, с. 56-59.
9.
Завадская Ж.Е. Способность к самоопределению как показатель соц. зрелости
старшего школьника//Адукацыя і выхаванне, -
2006, - №10, С. 35-42.
10.
Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского
возраста// Психология. - 2002, - №3, с. 78-85.
11.
Киселев А.М. Эмпатия и толерантность как важные составляющие педагогического
процесса //Актуальные проблемы современной науки, - 2008, - №2, с. 115-117.
12.
Ковалевская А.В. Опыт психологического исследования феномена эмпатии у младших
школьников 9-11 лет // Псіхалогія. - 2005, №2, с. 31-37.
13.
Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в
отечественной и зарубежной психологии//Прикладная психология и психоанализ, -
2006, - №4, - с. 3-6.
14.
Курпатов А.В. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии:
[монография]/ А.В.Курпатов, А.Н. Алехин. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, - 2007, -
372 с.
15.
Кучинский Г.М. Социальное мышление как форма познавательной активности
//Психологический журнал , - 2006, - №1, с.10-17.
16.
Майковская Л.С. Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной
толерантности средствами музыки // Педагогическое образование и наука. - 2007,
- №2, с. 13-16.
17.
Максимова Н. Развиваем воображение, рефлексию, эмпатию //Воспитание школьников,
- 2005, - №9, с. 54-56.
18.
Мухина Ю.Р. Характеристика толерантных отношений современных подростков к
учителям // Весник Башкирского университета. - 2007, - №3, с. 212 - 214.
19.
Лопсан Ч.И. Социально-психологические аспекты эмпатии личности/ Ч.И. Лопсан
//Журнал прикладной психологии. - 2003, - №4-5, с. 100-103.
20.
Нелипа Л.Н. Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте//
Весник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2008, - Т.14, - №1, с. 71
- 75.
21.
Панько М.А. Эмпатыя ў структуры сацыяльнай перцэпцыі
дзяцей старэйшага дашкольнага ўзросту //Весці БДУ Сер.1, Педагогіка.
Псіхалогія. Філалогія. - 2006, №1 (147), с. 54-57.
22.
Пономарева М.А. Развитие эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессе
изучения художественной литературы. Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата психологических наук /М.А. Пономарева, УО «Бел. гос. пед.
ун-т имени М.Танка, - Мн., - 2003, - 21 с.
23.
Пономарева М.А. Роль художественной литературы в развитии эмпатии // Псіхалогія,
- 2007, - №4, с.14-20.
24.
Потолков Ю. Эмпатическое литературоведение// Веснік Брэсцкага ун-та. Сер.
філал. навук. - 2006. - №3 (6), - с. 40-46.
25.
Практическая психология: Учебно-методическое пособие /Под ред. С.В.
Кондратьевой. - Мн.: “Адукацыя і выхаванне”, 1997. - 212
с.
26.
Савенков А.И. Концепция социального интеллекта// Одаренный ребенок. - 2006, -
№1, с. 6-18.
27.
Семенгор Н.А. Особенности коммуникативной компетентности в подростковом
возрасте //Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ун-та імя А.А. Куляшова. - 2005, -
№1, - с.149-152.
28.
Смирнова П.В. Роль социального интеллекта в становлении профессиональной
идентичности//Одаренный ребенок, - 2006, - №2, с. 24-29.
29.
Соколова Н. Роль сказки в формировании эмпатии у детей// Здаровы лад жыцця, -
2008, - №9, - с. 59-62.
30.
Степанова Т.Г. Теоретические аспекты проблем социального интеллекта// Весці
БДПУ. Сер. 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філасофія., - 2007, -х №3 (53), -
с.53-55.
31.
Талатынник Т.В. Уроки жизни: (занятие по развитию социального интеллекта у
школьников) // Сацыяльна-педагагічная работа, - 2005, - №8, с. 40-42.
32.
Тарасенко М.Л. Влияние социального интеллекта студентов на адаптацию к учебному
процессу в вузе //Психотерапия, - 2007, - №7, с. 32-34.
33.
Удовенко М. Развитие эмпатии у подростков //Социальная педагогика, - 2004, -
№3, С. 50-59.
34.
Чеснокова О.Б. Возрастной подход и
исследование социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. - 2005, -
№6, - с. 35-45.
35.
Чеснокова О.Б. Методы диагностики социального интеллекта в детском возрасте
//Психологическая диагностика, - 2008, - 3, с. 57-80.
36.
Чеснокова О.Б. Развитие социального интеллекта в детском возрасте. Существующие
ответы и незаданные вопросы//Психолог в детском саду. - 2004, - №2, с. 15-40.
37.
Шешукова О.В. К вопросу об экспериментальном исследовании социальной психологии
// Среднее профессиональное образование, - 2007, - №8, с. 10-12.