Формирование конкурентоспособного ассортимента пластмассовых товаров на ЧУП 'Гомельская универсальная база'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,32 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование конкурентоспособного ассортимента пластмассовых товаров на ЧУП 'Гомельская универсальная база'

ВВЕДЕНИЕ

Применение новых синтетических материалов стимулирует развитие современной техники и технологии, способствует созданию новых видов товаров народного потребления, расширению жилищного строительства и благоустройству бытовых условий населения.

Среди современных материалов, имеющих большое значение для дальнейшего технического прогресса и расширения производства самых различных товаров народного потребления, важное место занимают пластические массы. Они все шире применяются в различных отраслях промышленности, и особенно в товарах народного потребления.

Обладая неоспоримым преимуществами по сравнению с традиционными материалами, пластические массы постепенно вытесняют из производства металлы, дерево, стекло, что дает значительную экономию средств и материалов.

Изготовление из пластмасс хозяйственных, галантерейных и канцелярских товаров, а также игрушек стало уже традиционным. Наряду с этим все в большей мере вырабатываются различные пластмассовые детали для радио- и телевизионной аппаратуры, стиральных машин, холодильников и других машин, используемых в быту, а также для электроустановочных изделий. Расширяя производство искусственных обувных материалов, а также полимерных пленок, имеющих особо важное значение для расширения торговли фасованными товарами. Тара и упаковка из пластмасс удовлетворяют высоким требованиям с точки зрения транспортабельности, портативности, стоимости и гигиеничности, дают возможность значительно сократить потери товаров при их транспортировании, хранении и реализации, повысить культуру торговли и шире внедрять прогрессивные методы обслуживания покупателей.

Об экономической эффективности применения пластмасс свидетельствует следующее. Одна тонна пластмасс, как правило, заменяет несколько тонн металла. В то же время снижаются энергетические затраты.

Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во всем мире рассматривается как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный престиж.

В условиях рынка ассортимент, качество и конкурентоспособность товара оценивает потребитель. Промышленность и торговля заинтересованы в комплексной оценке качества и конкурентоспособности продукции, позволяющей характеризовать динамику качества однотипных изделий, проводить анализ по ряду показателей с целью определения конкурентной продукции.

Целью курсовой работы является показать формирование конкурентоспособного ассортимент продукции пластмассовых изделий выпускаемых в Республике Беларусь и на ЧУП «Гомельская универсальная база».

Основными задачами курсовой работы является:

Показать ассортимент пластмассовых товаров, дать оценку уровня качества и конкурентоспособности товарам на ЧУП «Гомельская универсальная база».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения.

В первой главе рассказано о состоянии производства и направлении развития ассортимента пластмассовых товаров в Республике Беларусь.

Во второй главе проводится анализ ассортимента и изучение потребительского спроса на пластмассовые товары.

В третьей главе раскрываются виды и методы оценки потребительских свойств товара, характерные.

1. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПЛАСТМАССОВЫХ ТОВАРОВ

.1 Состояние производства и потребление пластмассовых товаров в Республике Беларусь

Промышленное производство пластмасс сформировалось в большинстве технически развитых стран после второй мировой войны. В настоящее время промышленность выпускает около 50 видов пластмасс, в каждом виде до 50 подвидов.

Первые пластмассы появились в конце 19-го века в результате поиска ученых-химиков заменителей ценных природных поделочных материалов (дерева, слоновой кости, перламутра). Первые пластмассы были получены на основе природных высокомолекулярных органических веществ (каучука - эбонит; нитроцеллюлозы - целлулоид; казеина молока - галалит).

Первыми пластическими массами были эбонит, полученный в 1843 году, затем в 1872 году вошел в обиход целлулоид и в 1897г. - галалит, созданные на основе химически модифицированных природных полимеров - натурального каучука, нитроцеллюлозы и белковых веществ. Получение первых синтетических смол и пластмасс относится к началу текущего столетия. В начале столетия был освоен выпуск фенопластов, а после первой мировой войны - аминопластов. А в 30-х годах начался промышленный выпуск полистирола, поливинилхлорида, полиметилметаклорилата и др. Создание этих лучших по своим свойствам синтетических полимеров, получаемых из менее дефицитного сырья, привело к прекращению выпуска галалита и сокращению производства целлулоида. Пластмасса, а другими словами пластическая масса, на сегодняшний день является незаменимым материалом не только в производстве, но и в обычном хозяйстве.

В начале 20-го века были получены первые синтетические пластмассы на основе фенолоформальдегидных смол. В настоящее время пластмассы стали основными конструкционными материалами наравне с металлами, сплавами, деревом. Основная масса пластмассовых изделий производится из синтетических пластмасс. Имея очень ценное свойство принимать практически любую форму, пластмассы стали очень потребляемым продуктом.

Особенно быстро увеличивается производство термопластичных полимеризационных смол и пластмасс на их основе (полиэтилена, полипропилена и др.), способах перерабатываться в изделия наиболее прогрессивными методами (литьем под давлением, экструзией и др.). Применение таких методов способствует повышению производительности труда и снижению стоимости изделий из пластмасс. Доля термопластов, перерабатываемых этими способами, с каждым годом возрастает.

Трудно назвать отрасль народного хозяйства, где полимерные материалы не нашли бы широкого применения. Если в начальный период развития промышленности полимерных материалов ее продукция применялась главным образом для частичной замены цветных металлов, натуральных лаковых смол и электроизоляционных материалов, то в настоящее время области применения полимеров неизменно расширились.

Непрерывное расширение областей применения пластических масс обусловлено их использования во всех отраслях народного потребления. Они отличаются разнообразием своих свойств, удобством технологической переработки в изделия и наличием необходимого сырья. В настоящее время трудно найти какую-либо группу товаров, в которых не были бы представлены изделия или отдельные детали, выполненные полностью или частично из пластических масс.

Особенно широко используются полимерные материалы в машиностроении, автомобиле- и авиастроении, в строительстве, в производстве товаров народного потребления, в медицине, сельском хозяйстве, в радио- и электротехнике.

Промышленность пластмасс и синтетических смол возникла первоначально в Центральном, Волго-Вятском, Уральском районах на привозном сырье. Эта промышленность выделяется наиболее крупными масштабами производства среди всех отраслей промышленности полимерных материалов, в связи с широким применением пластмасс в качестве современного конструкционного материала, замены ею ценных цветных металлов (меди, никеля), стекла, дерева и других. Из пластмассы производят множество предметов народного потребления

В настоящее время Борисовский завод пластмассовых изделий является крупнейшим предприятием по переработке пластмасс в Республике Беларусь. Открытое Акционерное Общество «Борисовский завод пластмассовых изделий» начало свою производственную деятельность в 1965 году. Производственные мощности завода постоянно увеличиваются.

Завод специализируется на производстве изделий из пластмасс производственно-технического назначения, товаров народного потребления, товаров бытовой химии, полиэтиленовой пленки и полиэтиленовых труб следующими методами: прессования, литья под давлением, экструзии, выдувки и ротационного формования. Основным направлением является изготовление пластмассовых изделий методами литья под давлением, экструзии и раздува. Годовой оборот составляет порядка 13 млн. USD.

Экспортные поставки составляют 20% от общего объема производства; причем основным импортером является Россия.

Завод выполняет также контракты с фирмами Бельгии, Швейцарии и Германии.

Общая численность работающих 960 чел. Основные виды выпускаемой продукции:

трубы для подземных газопроводов из полиэтилена низкого давления средней плотности;

трубы из полиэтилена для водопроводов работающих под давлением до 10 атм.;

плёнка из полиэтилена высокого давления для сельского хозяйство и упаковки;

ёмкости для хранения и транспортировки продуктов;

товары народного потребления;

проектирование и изготовление оснастки.

Специально для выпуска труб построен завод мощностью до 15000 тонн полиэтиленовых труб в год, оснащенный современным европейским оборудованием.

Борисовский завод пластмассовых изделий наиболее крупный из предприятий Республики Беларусь перерабатывающих пластические массы. Также производством и переработкой пластмассовых изделий на территории Республики Беларусь заняты Открытые Акционерные Общества.

ООО «Белнефтехим-РОС» работает на российском рынке с августа 2001 года. Единственным учредителем общества является Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн «Белнефтехим»), в состав которого входят все крупнейшие нефтехимические и химические предприятия Республики Беларусь, включая предприятия по добыче нефти - РУП «ПО «Белоруснефть», по нефтепереработке - ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ», по выпуску нефтехимической и химической продукции - ОАО «Полимир», ОАО «Могилевское Химволокно», ОАО «Могилевский ЗИВ», ОАО «Гродненское Химволокно», РУП «Светлогорское ПО «Химволокно», по выпуску автомобильных шин - ОАО «Белшина», по производству удобрений и технических солей - РУП «ПО «Беларуськалий», и другие. [12]

Основной задачей ООО «Белнефтехим-РОС» является продвижение продукции предприятий концерна «Белнефтехим» на российском рынке, установление прямых, долгосрочных деловых контактов с российскими компаниями, постоянное расширение номенклатуры и ассортимента белорусской продукции, предлагаемой российским покупателям.

ООО «Белнефтехим-РОС» является официальным дилером ОАО «Гродненское Химволокно», ОАО «Полимир», РУП «Светлогорское ПО «Химволокно» и ОАО «Белшина», а также эксклюзивным дилером РУП «ПО «Беларусь калий» на российском рынке.

Гомельский завод пластмассовых изделий специализируется на выпуске товаров народного потребления из пластмасс (громкоговорители, расчески, мыльницы, зубные щетки, кашпо для цветов, горшки детские туалетные, шприц медицинский 5Б "Луер" однократного применения и другие изделия из пластмасс).

Первое упоминание о предприятии в архивных материалах существуют с 1938г. Упоминается оно как артель «Родина». Это было небольшое предприятие, выпускающее кустарным способом отдельные изделия ширпотреба и оказывающее услуги жителям города и района по размолу зерна. В 1940 году на основе слияния артели с кирпичными заводами «Заспа», «Василевичи» и «Ивановка» создается райагрокомбинат.

После освобождения города Речица от немецких войск в 1944 году предприятие возрождается под наименованием «Горпромкомбинат». Начинают резко расти объемы производства с расширением ассортимента продукции. Изделия металлообработки, матрацы мягкооборотные, кирпич красный, гончарная посуда - основной перечень выпускаемой продукции до 1977 года. После отделения кирпичных заводов и гончарного цеха в 1977 году предприятие стало называться Речицкий промкомбинат и специализироваться как металлообрабатывающее по выпуску хозяйственной утвари: ведер, противень, кочерги, ухватов и т.д.

В феврале 1980 года, в связи с созданием объединений, Речицкий промкомбинат передан в состав Гомельского завода пластмассовых изделий и назван Речицким филиалом завода пластмассовых изделий, а с первого февраля 1981 гола филиал переименовывается в Речицкий завод «Термопласт» с вхождением в состав ПТФ «Гомельоблместпром».

Согласно решения Гомельского облисполкома №511 от 21 августа 2000 года Речицкий завод «Термопласт» переименован в коммунальное унитарное предприятие (КУП) «Речицкий завод «Термопласт».

На основании решения Гомельского областного исполнительного комитета от 29 июля 2002 года №490 КУП «Речицкий завод «Термопласт» в соответствие с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь путем преобразования создано Открытое акционерное общество «Речицкий завод «Термопласт», учредителем которого стал Гомельский областной исполнительный комитет.

Предприятие обладает статусом юридического лица, является коммерческой организацией и осуществляет свою хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

Производство синтетических смол и пластических масс можно проанализировать по данным табл. 1.1.

Таблица 1.1 - Производство синтетических смол и пластических масс в Республике Беларусь (тыс. тонн) [10 cтр. 72]


2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

Отклонения,(+,-)






2007г. от 2006г.

2008г. от 2007г.

2009г от 2008г

Республика Беларусь

387,3

403,5

404,3

356,3

16,2

0,8

 - 48


Данные табл.1.1 свидетельствуют о том, что на протяжении исследуемого периода наибольший выпуск производства синтетических смол и пластических масс по Республике Беларусь был в 2007г. Его доля в 2007 г. увеличилась на 16,2 тыс. тонн. В 2008 г. произошло снижение и составило 0,8 тыс. тонн. В 2009г снизилась на 48 тыс. тонн. В целом следует отметить, что структура производства не достаточно стабильна, и в 2009г. снизилась по сравнению с предшествующими годами.

Динамика производство синтетических смол и пластических масс по Республике Беларусь представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1 - Динамика производства синтетических смол и пластических масс по Республике Беларусь

1.2 Направление развития ассортимента пластмассовых товаров

Пластическими массами называют жесткие, полужесткие и мягкие искусственные материалы на основе полимеров, способные при нагревании переходить в вязкотегучее или высокоэластическое состояние и формоваться в изделия. Затвердевая при охлаждении, пластмассы переходят в стеклообразное или кристаллическое состояние и сохраняют при эксплуатации полученную форму.

Пластические массы обладают комплексом общих свойств, отличающих их от многих традиционных материалов. Для большинства пластический масс характерны легкость, разнообразие физико-механических свойств, химическая стойкость, высокие диэлектрические свойства, хороший внешний вид изделий. Некоторые пластмассы имеют высокую прозрачность.

Полимерами называют высокомолекулярные соединения, молекулы которых состоят из большого числа повторяющихся одинаковых или различных групп атомов, соединенных химическими связями. [1]

В настоящее время пластмассы прочно заняли одну из лидирующих позиций в качестве материала для изготовления различных товаров. Развитие технологии в данной отрасли обуславливает постоянное увеличение числа разновидностей и сополимеров применяемых пластмасс. Для наиболее широко используемых из них существуют определенные обозначения, облегчающие сортировку пластмассовых изделий, утилизируемых для повторного использования.

Таблица 1.2 - Обозначение пластмасс

Вид пластмассы

Обозначения, принятые в языках:


в русском языке

в английском языке

Полиэтилен (высокой плотности / низкой плотности)

ПЭВП/ПЭНП

HDPE/LDPE

Полипропилен

ПП

PP

Полистирол

ПС

PS

Поливинилхлорид

ПВХ

PVC

Поливинилиденхлорид

ПВДХ

PVDC

Полиэтилентерефталат

ПЭТФ

PET

Поливиниловый спирт

ПВС

PVOH

Полиметилметакрилат

ПММА

PMMA

Поливинилацетат

ПВА

PVA

Поликарбонат

ПК

PC

Полиамид

ПА

PA

Полиуретан

ПУ

PU(R)


Преимущественное распространение находят термопластичные пластмассы, по сравнению с термореактивными. Это объясняет преобладание новых разработок, касающихся именно термопластов.

Полиамиды обладают высокой механической прочностью, эластичностью, высокими химической, масло- и термостойкостью, повышенными гигроскопичностью и паропроницаемостъю. При этом их газопроницаемость очень низкая. Эти свойства делают полиамид особенно подходящим для упаковывания и хранения растительного, сливочного и топленого масла, в производстве оболочек для колбас и сосисок.

Полиамид-полиэтилен обладает высокими барьерными свойствами, поэтому его применяют в качестве промежуточного слоя в многослойных пленках.

Полиформальдегид - пластмасса с высокими механическими характеристиками, по упругости превосходит все термопласты, по истиранию уступают только полиамидам. Используют для изготовления переключателей и пружин приборов, деталей бытовой техники.

Политерафторэтилен (тефлон) является продуктом полимеризации тетрафторэтилена - бесцветного газа, не обладающего запахом. Отличается жизнеспособностью в широком интервале температур от - 269 до + 300 ◦С, по химической стойкости превосходит платину, кварц, графит и все синтетические материалы; имеет низкий коэффициент трения.

Полистирол общего назначения выпускается под названием «блочный» и характеризуется склонностью к растрескиванию. Применяется для изготовления деталей, приборов, хозяйственных товаров.

Ударопрочный полистирол (УПС) - это модифицированная пластмасса которую получают введением в полистирол звеньев эластомеров. Эта пластмасса непрозрачная и характеризуется по сравнению с пролистиролом большими механической прочностью и ударной вязкостью. Используется для выработки крупногабаритных изделий, которые нельзя получить из полистирола общего назначения: двери и внутренние части холодильников, корпусы телевизоров, радиоприемников, телефонных аппаратов, магнитофонов, экструзионный декоративный профиль для потолочного плинтуса, отделочные материалы. УПС применяют также для изготовления детских игрушек, фотопринадлежностей, авторучек и др.

Сополимеры полистирола. Наиболее распространенные из них АБС - пластики - акрилонитрилбутадиенстирольные пластики. Они обладают большими, чем ударопрочный полистирол, теплостойкостью и механической прочностью, отличаются также устойчивостью к щелочам, бензину, смазочному маслу. Используются как конструкционный материал для изготовления приборов, фото- и киноаппаратов, теле- и радиоаппаратуры, а также для изготовления приборов, требующей высокой механической прочности. Полистиролы также применяют для изготовления одноразовой посуды.

Пенополистирол применяют для выпуска пористых лотков для упаковывания замороженных продуктов, длительное время сохраняющих низкую тумпературу.

Полиметилакрилат наиболее широко используется для изготовления оптических деталей: линз, видоискателей, призм, луп, светофильтров.

Полиэтилен наибольшее применение находит при изготовлении хозяйственных товаров.

Этролы представляют собой пластифицированные и стабилизированные эфиры целлюлозы. Наиболее часто применяют этрол ацетата целлюлозы как хорошо воспринимающий печать упаковочный материал для швейных, трикотажных, парфюмерно-косметических, галантерейных товаров.

Развитие научной мысли обеспечивает как привнесение некоторых изменений в технологию существующих способов формования изделий из пластмасс, так и появление новых методов изготовления.

Литье под давлением является одним из основных методов переработки термопластов, удовлетворяющих требованиям массового производства изделий из них. Этот метод позволяет изготовлять высококачественные изделия с высокой точностью при высокой производительности труда и сравнительно незначительных затратах.

Для изготовления тонкостенных изделий применяют скоростное литье в быстроходных литьевых машинах с интенсивным охлаждением форм.

Применяются так же следующие методы:

метод автоклавного литья;

центробежное литье;

прессование - основной способ переработки реактопластов, сущность которого в формовании изделия в пространстве между пуансоном и матрицей;

экструзия - непрерывный технологический процесс получения изделий или полуфабрикатов требуемой формы путем продавливания расплава термопластичного полимерного материала через профилирующие отверстия;

каландрование - процесс непрерывного формования материала в виде бесконечной ленты путем его пропускания через зазор между несколькими параллельно расположенными вращающимися валками.

Обычно изделия из пластмасс после формования не требует специальной отделки. Лишь механически обработанные поверхности после зачистки облоя и литников тщательно полируют (до блеска). Для некоторых изделий применяют двухцветное литье, а так же декорирование их поверхности гравированием, горячим теснением, раскрашиванием (печать, деколь), металлизацией. Эти декоративные эффекты получают непосредственно при формовании изделий или после его окончания.

При нарушении режимов технологических процессов в готовых изделиях могут возникать различные дефекты, снижающие качество продукции или приводящие ее в негодность. Для выявления причин образования дефектов, возможностей их устранения необходимо знать основные этапы производства изделий. Предупреждение или устранение дефектов повышает качество готовой продукции и позволяет сберечь средства, затраченные на обработку сырья и изготовление изделия.

Производство пластмассовых изделий используются во всех сферах жизни человека. Тенденции производства постоянно меняются, но можно с уверенностью сказать, что производство пластмассовых изделий меняется в сторону безопасности не только жизни человека, но и окружающей среды, экологии. Выбор метода производства для каждого конкретного пластмассового изделия определяется большим числом факторов. Важнейшими из которых являются конструктивные особенности изделия, особенности свойств и технологические возможности выбранного полимера, условия эксплуатации, а также экономические факторы - стоимость оборудования и оснастки, их производительность и срок эксплуатации, затраты труда и его квалификация и др.

Таким образом, непрерывное расширение применения пластмасс обусловлено их достоинствами и высокой экономической эффективностью использования во всех отраслях народного хозяйства. Это приводит к разработке более усовершенствованных и высокотехнологичных процессов производства пластмасс и изделий из них.

2. ФОРМИРОВАНИЕ И АНИЛИЗ СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА ПЛАСТМАССОВЫХ ТОВАРОВ ЗА 2008-2009 гг.

.1 Анализ структуры ассортимента пластмассовых товаров на Гомельской универсальной базе

Ассортиментом товаров называют подбор товаров разных видов и разновидностей.

Товары народного потребления, вырабатываемые промышленными предприятиями, составляют промышленный (производственный) ассортимент. Ассортимент товаров, поступающих на оптовые и розничные торговые предприятия, называется торговым.

Промышленный и торговый ассортимент товаров взаимосвязаны. Промышленный ассортимент товаров определяется потребностями населения, спросом потребителей и заказами торговли, а так же сырьевыми и производственными возможностями, а в торговлю поступает продукция промышленных предприятий.

Структурой ассортимента товаров называют состав товарных групп и иных подразделений, входящих в ассортимент, и количественное соотношение между ними, выраженное в процентах, долях от всего ассортимента.

Под формированием структуры ассортимента товаров понимается пополнение и обновление ассортимента в соответствии с потребностями населения.

Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей.

Показателями рациональности структуры ассортимента являются широта, полнота, степень обновления и экономичность ассортимента товаров.

Основными принципами формирования промышленного и торгового ассортимента товаров народного потребления является наиболее полное удовлетворение потребностей населения на безе развития производственных сил, роста промышленного производства, ускорение научно-технического прогресса.

В формировании ассортимента изделий из пластмасс имеются определенные трудности, связанные с новизной и недостаточной изученностью свойств полимерных материалов. Однако вполне ясно, что основными принципами научного формирования ассортимента товаров народного потребления из пластмасс являются полное соответствие конструкции и материала изделий их назначению.

Бытовые изделия из пластмасс группируют на хозяйственные, галантерейные и культурно-бытовые. В пределах каждой из этих групп пластмассовые изделия подразделяют по общности использования на ряд подгрупп, отличающихся по виду применяемых полимерных материалов, по способу изготовления, по размеру и форме, иногда по декорированию (отделке).

Хозяйственные товары из пластмасс подразделяются на изделия:

посудохозяйственного обихода (сухарницы, хлебницы, солонки, вазы, кувшины, коробки для продуктов и др.);

для ванной комнаты и туалета (корзины для белья, вешалки для полотенец, емкости для стиральных порошков, щетки и др.);

для сада и огорода (лейки, плодосъемники, ящики для инструментов, насадки для шлангов и др.);

мебельные и для интерьера жилых помещений (горшки и подставки для цветов, табуретки, карнизы, ящики, шкафчики, полки и т.п.).

Посудохозяйственные изделия из пластмасс занимают основное место в производстве и потреблении товаров народного потребления. Ассортимент этой группы включает более 100 видов изделий.

Посудохозяйственные изделия по назначению делятся на изделия, контактирующие с пищевыми продуктами; изделия, не контактирующие с пищевыми продуктами;

Изделия, контактирующие с пищевыми продуктами в свою очередь делятся на:

Изделия для сыпучих пищевых продуктов - штучная посуда для хранения муки, крупы, соли, специй и др. продуктов; сухарницы, хлебницы, солонки, вазы, кувшины и др. Комплектами лишь выпускают хозяйственные банки и наборы для специй.

Изделия для холодных пищевых продуктов - объединяют штучную и комплексную посуду для хранения и подачи к столу продуктов, а также кухонные принадлежности.

Изделия для горячих пищевых продуктов - объединяют посуду, ножи и вилки, изготовленные из поликарбоната и термостойких сополимеров полистирола.

Изделия, не контактирующие с пищевыми продуктами - это изделия хозяйственного обихода (губки и щетки для мытья посуды и полов, корзины для бумаг, совки для мусора и т.д.).

Ассортимент изделий для ванной комнаты и туалета по назначению делится на: санитарно-техническое оборудование для санузлов; принадлежности для санузлов.

Бытовая мебель и предметы для интерьеров жилых помещений в последние годы освоились в промышленности. В настоящее время выпускают изделия различного конструкционного и декоративного оформления.

Высокие показатели эксплуатационных свойств, красивый внешний вид, легкость переработки и относительная дешевизна обуславливают всевозрастающее использование пластмасс для производства товаров народного потребления.

Разработаны меры по формированию качественно новой структуры ассортимента. Основными направлениями, которого являются:

создание новых перспективных моделей, расширение функциональных возможностей выпускаемых изделий;

художественно-конструкторская модернизация, снятие с производства морально устаревшей продукции;

создание комплексов изделий близкого функционального назначении, повышение уровня декоративного оформления.

Доброкачественные изделия из пластмасс должны соответствовать утвержденному проекту по всем показателям потребительских свойств. При массовом производстве утверждается модель изделия и его техническое описание, которое должно отвечать оптимальной модели товара, наиболее полно удовлетворять потребности по функциональным, эргономическим и эстетическим свойствам.

Таблица 2.1 - Структурный ассортимент изделий на ЧУП «Гомельская универсальная база» по поставщикам на 2008-2009 гг.

№ п/п

Поставщики

2008г.

2009г

Изменение структуры в 2009г. по сравнению с 2008г.



Количество, шт.

Удельный вес, %.

Количество, шт.

Удельный вес, %.


1

«Полимербыт» Россия

1127

11

4097

31

+ 20%

2

СООО «ПП Полесье» г. Кобрин

3997

39

3965

30

- 9 %

3

ОАО «Руденск»

5124

50

5155

39

- 11 %


ИТОГО:

10248

100

13217

100


Источник - собственная разработка. Таблица составлена на основе данных за 2008-2009 гг.

По данным таблицы 2.1 следует, что на ЧУП «Гомельская универсальная база» основным поставщиками товаров из пластмасс являются отечественные производители. Проводя структурный анализ по поставщикам следует отметить, что в 2009г. поступление товаров Российского производства увеличилось на 20%, а отечественного - снизилось на 20% по сравнению с предшествующим годом.

При всем разнообразии ассортимента уже выпускаемых на сегодняшний день товаров народного потребления следует отметить, что основными изделиями из пластмасс пользующиеся спросом это посудохозяйственные изделия. Структурный ассортимент изделий на ЧУП «Гомельская универсальная база» представлен по видам и по назначению в таблицах 2.2; 2.3.

Таблица 2.2 - Структурный ассортимент изделий на ЧУП «Гомельская универсальная база» по видам на 2008 - 2009 гг.

№ п/п

Вид изделия

Артикул

2008г.

2009г

Изменение структуры в 2009г. по сравнению с 2008г




Количество, шт.

Удельный вес, %.

Количество, шт.

Удельный вес, %.


1

Ведро цветок среднее

2358

3074

30

3304

25

- 5%

2

Ведро цветок большое

3256

2869

28

3436

26

- 2%

3

Вешалки плечики

4446

717

7

661

5

- 2%

4

Таз пластмассовый квадратный

6119

717

7

1189

9

+2%

5

Совок для мусора

2334

513

5

661

5

0

6

Миска №1

6850

1332

13

2379

18

+5%

7

Набор мисок 3шт.

0345

1026

10

1587

12

+2%


ИТОГО:

-

10248

100

13217

100


Источник - собственная разработка. Таблица составлена на основе данных за 2008-2009 гг.

Таблица 2.3 - Структурный ассортимент изделий на ЧУП «Гомельская универсальная база» по назначению, на 2008 - 2009  гг.

№ п/п

По назначению

Артикул

2008г.

2009г




Количество, шт.

Удельный вес, %.

Количество, шт.

Удельный вес, %.

1

Изделия для пищевых продуктов

6119

717

7

1189

9



6850

1332

13

2379

18



0345

1026

10

1587

12


ИТОГО:


3075

30

5155

39

2

Изделия для непищевых продуктов

2358

3074

30

3304

25



3256

2869

28

3436

26



4446

717

7

661

5



2334

513

5

661

5


ИТОГО:


7173

70

8062

61


ВСЕГО:


10248

100

13217

Источник - собственная разработка.

Данные табл. 2.3 свидетельствуют о том, что больше всего используется изделия для непищевых продуктов, удельный вес которых в 2008г. составил 70%, а в 2009г. уменьшился до 61%. А изделия пищевых продуктов занимает второе место в общей сумме выпуска товаров. Так в 2008г. удельный вес составил 30%, и в 2009г. увеличился до 39%.

2.2 Изучение покупательских предпочтений на пластмассовые товары

Опросы - один из важнейших методов выявления и фиксирования факторов и мнений, характеризующих процессы формирования и развития спроса. Применяя этот метод, исследователь определяет круг сведений, которые ему нужно получить, способы их фиксации, а также условия и форму, в которых определенная совокупность опрашиваемых лиц должна их высказать. [6, стр.220]

Опросы - интервью в практике изучения спроса имеют широкое распространение. Путем опроса руководители вышестоящих торговых организаций получают от нижестоящих организаций и предприятий, а продавец, беседуя с покупателями, выявляет широкий круг сведений, их отношение к потребительским свойствам товаров.

Интервью можно проводить при личных встречах с опрашиваемым лицом, по телефону, в письменной форме. Недостатком является то, что в них нет жестко фиксированной программы вопросов. Поэтому полученные ответы трудно обобщать.

Анкетные опросы могут проводиться как в устной, так и в письменной форме. В первом случае исследователь обращается к опрашиваемому лицу и сам записывает ответы в бланке анкеты. При письменном опросе анкетный бланк вручается опрашиваемому лицу, и он лично заполняет его.

Анкетные опросе различаются по группам:

Опросы потребителей товара;

Опросы экспертов, в качестве которых могут привлекаться представители торговых организаций и предприятий (товароведы, продавцы и т.д.), а также работники других отраслей.

Анкетные опросы чаще всего применяются для выявления состава неудовлетворенного спроса, покупательских намерений, требований покупателей к качеству и оформлению товаров. Они используются для определения степени обеспеченности населения отдельными видами товаров, дают возможность выявить и количественно измерить факторы, формирующие спрос и вызывающие его изменения. Этот метод позволяет получить информацию по качественным и количественным факторам, формирующим спрос.

В данной работе я предлагаю следующий анкетный опрос для покупателей магазина №6 «Наш Дом» ЧУП «Гомельская универсальная база».

2.3 Анкета

Уважаемый покупатель!

Просим вас ответить на ряд вопросов с целью выявления покупательских предпочтений и требований к пластмассовым товарам для формирования их оптимального ассортимента в магазине №6 «Наш Дом» ЧУП «Гомельская универсальная база» и повышения конкурентоспособности товаров.

Краткая инструкция по заполнению анкеты: при ответе на вопросы следует указать один вариант ответа любым способом.

Благодарим за ответы.

Как часто Вы приобретаете изделия из пластмасс?

А) часто

Б) редко

В) очень редко

Как часто Вы посещаете наш магазин?

А) являюсь постоянным покупателем

Б) не очень часто

В) посетили впервые

Г) часто посещаете

Д) редко

. Какие изделия Вы приобретаете чаще всего?

А) посудохозяйственные изделия

Б) изделия для ванной и туалета

В) изделия для сада и огорода.

. Как Вы оцениваете широту ассортимента пластмассовых товаров в нашем магазине?

А) очень широкий

Б) широкий

В) узкий

Г) очень узкий

Д) затрудняетесь ответить

. Что не устраивает Вас в ассортименте пластмассовых товаров?

А) отсутствие некоторых видов изделий

Б) материал изготовления изделий

В) цена

Г) цветовое разнообразие

Д) устраивает все

Е) Ваш вариант ответа________________________________________

. Товарам чьего производства Вы отдаете предпочтение?

А) отечественного

Б) зарубежного

. Какие из потребительских свойств, по Вашему мнению, в наибольшей степени обладают у пластмассовых товаров?

А) эргономические (удобства пользования)

Б) эстетические (степень соответствия моде)

В) свойство надежности (ремонтопригодность, долговечность, безопасность)

Г) затрудняюсь ответить

. Какие из перечисленных показателей качества пластмассовых товаров, имеют для Вас наибольшее значение?

А) гигиеничность

Б) материал изготовления изделий

В) соответствие стилю и моде

Г) цветовое разнообразие и отделка

Д) удобство ухода за изделием

. Назовите виды изделий, которые Вы не смогли приобрести у нас из-за отсутствия в магазине?

А) посудохозяйственные изделия

Б) изделия для ванной и туалета

В) изделия для сада и огорода.

. Что на Ваш взгляд следует расширить в видовом ассортименте пластмассовых товаров?

А) посудохозяйственные изделия

Б) изделия для ванной и туалета

В) изделия для сада и огорода.

. Ваш пол:

А) мужской

Б) женский

. Ваш возраст:

А) до 20 лет

Б) от 20 до 35

В) от 35 до 55

Г) свыше 55

. Вы женаты:

А) да

Б) нет

. Ваш род занятий:

А) служащий

Б) безработный

В) домохозяйка

Г) учащийся

Д) пенсионер

Е) рабочий

. Как Вы оцениваете уровень своих доходов:

А) высокий

Б) низкий

В) средний

Г) очень низкий

Спасибо за Ваши ответы!

Таблица 2.4 - Итоги анкетного опроса потребителей пластмассовых товаров по изучению их предпочтений

№ вопроса

Количество ответивших

Процентное соотношение

№ вопроса

Количество ответивших

Процентное соотношение

1

А

40

40%

8

А

20

20%


Б

40

40%


Б

20

20%


В

20

20%


В

--

--

2

А

--

--


Г

--

--


Б

80

80%


Д

60

60%


В

--

--

9

А

20

20%


Г

--

--


Б

20

20%


Д

20

20%


В

60

60%

3

А

80

80%

10

А

40

40%


Б

--

--


Б

20

20%


В

20

20%


В

40

40%

4

А

--

--

11

А

30

30%


Б

60

60%


Б

70

70%


В

--

--

12

А

20

20%


Г

--

--


Б

40

40%


Д

40

40%


В

40

40%

5

А

20

20%


Г

--

--


Б

--

--

13

А

80

80%


В

40

40%


Б

20

20%


Г

20

20%

14

А

40

40%


Д

20

20%


Б

--

--


Е

--

--


В

20

20%

6

А

100

100%


Г

20

20%


Б

--

--


Д

--

--

7

А

80

80%


Е

20

20%


Б

--

--

15

А

--

--


В

--

--


Б

60

60%


Г

20

20%


В

40

40%






Г

--

--

Источник - собственная разработка. Таблица составлена на основе данных анкетного опроса.

Из опроса видно, что потребитель в основном приобретают посудохозяйственные изделия и основное направление в качестве - это безопасность изделия и ее гигиенические свойства. Также главную роль отводят материалу, из которого изготовлено изделие и удобство при эксплуатации.

3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСЕБНОСТИ ПЛАСТМАССОВЫХ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

.1 Методика оценки потребительских свойств и уровня конкурентоспособности

Существуют различные методы определения показателей качества: органолептические, экспертные, измерительные, регистрационные, расчетные и социологические.

Органолептический метод - это определение показателей качества продукции, осуществляемое с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания, вкуса).

С помощью зрения определяют внешний вид, форму, цвет, блеск;

С помощью осязания - консистенцию, плотность, эластичность;

С помощью обоняния - аромат, запах и др.

Измерительный метод - это определение показателей качества с использованием технических измерительных средств. Измерительные средства, применяемые для определения химического состава и потребительских свойств товаров, весьма разнообразны.

Все показатели качества товаров можно подразделить на следующие виды:

Надежность - свойство товара, характеризующее его способность сохранять свою потребительную стоимость во времени. По стандарту под надежностью понимается свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, определяющих его способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность является сложным свойством, которое делится на более простое: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Безотказность - свойство товара непрерывно сохранять свое работоспособное состояние в течение определенного времени потребления без вынужденных перерывов до первого отказа. Работоспособное состояние товара определяется тем, что он может выполнять свои функции в течение определенного времени потребления, сохраняя показатели своих свойств в пределах, установленных нормативными документами. Отказ - это событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния. Показателем безотказности является наработка на отказ, которая характеризует продолжительность или объем работы товара до отказа. Она определяется временем от начала потребления товара до возникновения первого отказа.

Долговечность - свойство товара сохранять свою потребительную стоимость до наступления предельного состояния с учетом установленной системы ухода, обслуживания и ремонта при транспортировании, хранении и потреблении. Состояние товар считается предельным, если его использование по назначению становится невозможным по причинам безопасности или же малоэффективным из-за того, что показатели его свойств вышли из установленных пределов. Показателями долговечности являются ресурс и срок службы. Ресурс определяется наработкой товара от начала его потребления до перехода в предельное состояние. Срок службы характеризуется календарной продолжительностью от начала потребления товара до перехода его в предельное состояние.

Ремонтопригодность - свойство товара, заключающееся в его приспособленности к предупреждения, обнаружению причин отказов и повреждений и их устранению, т.е. способность товара восстанавливать свою потребительную стоимость в результате ремонта при условии, что затраты на ремонт относительно малы по сравнению с первоначальной стоимостью. Все товары в отношении ремонтопригодности делятся на восстанавливаемые и невосстанавливаемые.

Сохраняемость - способность товара непрерывно сохранять свою потребительную стоимость при хранении и транспортировании. Показателем сохраняемости является срок сохраняемости, который определяется календарной продолжительностью хранения и транспортирования товара без ухудшения его качества. [4]

Экономические показатели основываются на общественно необходимых затратах труда, нужных для воспроизводства товара. Они выражаются рабочим временем или в денежной форме, которая находит отражение в цене товара. Они учитываются при составлении интегральных показателей качества продукции.

Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.

Проводя сравнения товаров, покупатель учитывает потребительские свойства изделия, за которые он согласен платить более высокую цену.

Необходимым условием покупки товара является совпадение технических параметров с аналогичными параметрами товара.

Состав пластмассы, способ переработки и декорирования, конструкция изделия и его внешний вид определяют все основные потребительские свойства - функциональные, эргономические, эстетические и надежности.

Свойства товара




функциональные

эргономические

эстетические

надежность

безопасность

Рисунок 3.1 - Потребительские свойства товаров

Эргономические свойства товаров

Они обеспечивают удобство и комфорт при пользовании товаром, снижают утомляемость, повышают производительность труда, создают оптимальные условия для человека в процессе труда и отдыха. Эти свойства проявляются в системе «человек-изделие» в процессе потребления товара.  Эргономические свойства



гигиенические

антропометрические

физиологические

психофизиологические

психологические

Рисунок 3.2 - Классификация эргономических свойств товаров

Требования к качеству изделий из пластмасс изложены в соответствующих технических нормативных правовых актах ТНПА. Качество товаров из пластмасс культурно-бытового и хозяйственного назначения, регламентируется СТБ 1015-97 «Изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения из пластических масс. Общие технические требования».

Особые требования предъявляются к игрушкам, сувенирам, пленочным изделиям санитарно-гигиенического назначения.

Таблица 3.1 - Номенклатура потребительских свойств пластмассовых товаров

Свойства 1-ог уровня

Свойства 2-ог уровня

Свойства 3-ог уровня

Функциональные свойства

Совершенство выполнения основной функции

Вид используемой пластмассы, размеры, выбор конструкции изделия, формы.

Эргономические свойства

Удобство пользования

Удобство удержания изделия, масса изделия, удобство хранения.


Гигиенические свойства

Степень воздействия на вкусовые качества пищи, загрязняемость изделия, удобство ухода за ним.

Эстетические свойства

Информационная выразительность

Соответствие дизайна изделия современным требованиям


Целостность композиции

Цвет, фактура поверхности, блеск, прозрачность

Свойства надежности

Долговечность

Долговечность определяется видом и составом пластмасс, способом декорирования


Безопасность

При эксплуатации выделять минимальное количество вредных веществ.

Указанные показатели имеют важное значение для товароведной оценки изделий из пластмасс. Проверку качества товаров осуществляют по их внешнему виду, цвету, форме и размерам, прочности к ударам при падении, по состоянию декорированной поверхности, отмечают миграцию красителей, коробление и др.

Особо важное значение для оценки качества изделий из пластмасс имеют санитарно - гигиенические исследования и испытания.

3.2 Выбор обоснования оптимальных потребительских свойств для оценки пластмассовых товаров

Пластические массы обладают комплексом общих свойств, отличающих их от многих традиционных материалов. Для большинства пластический масс характерны легкость, разнообразие физико-механических свойств, химическая стойкость, высокие диэлектрические свойства, хороший внешний вид изделий. Некоторые пластмассы имеют высокую прозрачность.

Введение в пластмассу наполнителя позволяет решить ряд материаловедческих, технологических и технико-экономических задач, важнейшими из которых являются:

повышение прочностных свойств;

регулирование термодеформационных характеристик;

придание декоративных свойств;

снижение стоимости.

Классификация пластических масс строится с учетом классификации полимеров. Соответственно полимерам выделяется два подкласса пластмасс:

пластические массы на основе синтетических смол;

пластические массы на основе видоизмененных природных полимеров.

В пластмассах на основе полимеров природного происхождения выделяют три позиции: пластмассы на основе эфиров целлюлозы, белков и битумов. Также различаются два типа пластмасс: однородные и неоднородные.

Однородные пластмассы (ненаполненные) состоят только из полимера и перерабатываются в изделия без наполнителей.

Неоднородные пластмассы (наполненные) содержат связующее вещество, наполнители, пластификаторы и др. ингредиенты. Структура у них неоднородная, на изломе видны частицы наполнителя. Неоднородные пластики по природе наполнителя подразделяются на подтипы:

пресс-порошковые - смеси измельченной смолы с порошковым наполнителем;

волокнистые - с наполнителем в виде хлопкового волокна (волокнит), стеклянного (стекловолокнит), обрезков ткани (текстоволокнит), асбеста (асбоволокнит);

слоистые - с наполнителем в виде бумаги (бумаголит или гетинакс), древесного шпона (древолит), хлопковой ткани (текстолит), стеклоткани (стеклотекстолит), асбестовой ткани (асботекстолит);

газонаполненные - пористые с ячейками, заполненными воздухом или другим газом.

Газонаполненные пластики изготавливают в виде пенопласта (с закрытыми порами, объёмная масса от 0,03 до 0,3) и поропласта (с открытыми порами, объемная масса свыше 0,3).

По физико-механическим свойствам пластмассы разнообразны, поэтому из них могут быть изготовлены как жесткие, упругие, так и гибкие, кожеподобные и каучукоподобные материалы.

К свойствам, определяющим функциональную возможность полимерных материалов, относятся плотность, механические, термические, электрические и химические свойства, атмосферостойкость. Функциональная пригодность полимерных материалов зависит от прозрачности, цвета и блеска, к этой группе относят также оптические свойства. В готовой продукции эти свойства определяют комплексные эстетические свойства.

Полимеры и пластмассы на их основе являются сравнительно легкими материалами. Плотность полимера одного наименования колеблется в определенном интервале в зависимости от упорядоченности и разветвленности макромолекул. Плотность полимеров колеблется от 0,85 до 2,2 г/см³, т.е. значительно ниже плотность металлов, керамики, стекла и др. материалов.

Плотности наполненных пластмасс зависит от природы и количества наполнителя. У газонаполненных пластмасс кажущаяся плотность может составлять 0,01-0,02 г/см³, у пресс-порошковых и слоистых достигает 2,5г/см³ и более.

Особенно важно учитывать механические свойства пластмасс при оценке их функциональной пригодности и надежности как конструкционных материалов. Для характеристики механических свойств пластмасс пользуются следующими показателями: прочность при растяжении, сжатии и изгибе; ударную вязкость (ударное разрушение), выносливость, хрупкость, жесткость и мягкость. Жесткими обычно называют полимерные материалы, имеющие модуль Юнга выше 10³ Мн/м², а мягкими - менее 10² Мн/м².

На механических свойствах пластмасс существенно влияют наполнители, пластификаторы и другие добавки. Особенно повышается прочность и жесткость при армировании пластмасс волокнистыми и слоистыми наполнителями.

Характеризуя полимерные материалы, учитывают теплостойкость, морозостойкость, а также показатели теплоизоляционной способности.

Химическими свойствами характеризуется отношение полимеров к воде, кислотам, моющим средствам, растворителям и другим химическим реагентам. Для большинства полимеров характерна высокая химическая стойкость. Судят о стойкости по изменению внешнего вида (цвет, блеск), растворимости, набухаемости, потере механических свойств и т.д.

Высокой химической стойкостью обладают фторопласты, полиэтилен, полипропилен, полиизобутилен, полистирол и поливинилхлорид. Из них фторопласт-4 отличается исключительной стойкостью к действию растворителей и химических реагентов: он не растворяется и не набухает ни в одном из известных растворителей и выдерживает без изменений последовательную обработку в концентрированных кислотах. Такую “жесткую” обработку не могут выдержать даже благородные металлы.

Обладая отличными диэлектрическими свойствами, пластмассы широко применяются как электроизоляционные материалы. Такие пластики, как полиэтилен, полистирол и политетрафторэтилен, являются в современной технике наилучшими диэлектриками. В природе аналогов нет.

При изготовлении и эксплуатации изделий из пластмасс на их поверхности возникают и накапливаются электрические заряды. Для предотвращения этого явления используются два основных способа.

Первый - в пластмассу вводятся различные антистатические поверхностно-активные вещества, уменьшающие поверхностное сопротивление. К ним относятся четвертичные аммониевые основания, амины и др. содержание антистатиков не превышает 2%.

Второй - в полимерную матрицу вводят электропроводящие наполнители. Ими могут служить металлы (серебро, никель, медь) и их соединения.

Количество электропроводящих наполнителей и их распределение в пластмассе должны обеспечивать образование электропроводящих мостиков, что позволяет получить композиты с весьма высокой электропроводностью.

В пластических материалах могут также сочетаться твердые дисперсные и непрерывные наполнители одинаковой или разной природы (так называемые гибридные или комбинированные наполнители). Содержание твердого наполнителя в дисперсно-наполненных пластических массах обычно изменяется в пределах 30-70% по объему, в армированных - от 50 до 80%. Пластические массы, содержащие в качестве наполнителя газ или полые органические либо неорганические частицы, относят к пенопластам, которые также могут быть дисперсно-наполненными или армированными.

С целью предотвращения развития в пластмассах различных микроорганизмов, что особенно важно для изделий медико-биологического и пищевого направления, а также для изделий, эксплуатирующихся в условиях тропического климата, вводят антисептики - органические соединения олова, меркаптаны, тетрациклин, низин, кремнефтористый натрий, ионы тяжелых металлов. Применение таких добавок должно иметь веские основания и обычно подтверждается соответствующими документами. Содержание антисептиков в пластмассе измеряется долями процента.

Под атмосферостойкостью понимают способность полимерных материалов выдерживать длительное воздействие различных атмосферных факторов (солнечной радиации, тепла, кислорода и озона воздуха, влаги и промышленных газов) без значительного изменения внешнего вида и эксплуатационных свойств.

Звукотеплоизоляционные пластмассы обладают малой теплопроводностью и звуконепроницаемостью и применяются в качестве изолирующих материалов. Наиболее часто из этой группы материалов используют легковесные пластики - пенопласты и поропласты, коэффициент теплопроводности которых в 500 - 600 раз меньше чем у металлов.

Важными показателями оптических свойств полимерных материалов являются прозрачность, цветность и блеск.

Стеклообразные аморфные полимеры (полистирол, поликарбонат), сополимеры поливинилхлорида и эфиров целлюлозы обычно прозрачны и бесцветны. Они известны как органическое стекло и имеют высокую прозрачность в видимом диапазоне спектра (80 - 90%).

Обычно кристаллизация вызывает помутнение и проявление молочно-белого оттенка. Под действием механических нагрузок в некоторых органических стеклах возникает оптическая анизотропия, которая приводит к двойному лучепреломлению, сопровождаемому появлением на поверхности радужных эффектов, затрудняющих наблюдение через стекло.

Готовые изделия из пластмасс, как правило, не требуют декоративных покрытий, так как имеют обычно гладкую блестящую поверхность, придающую им красивый внешний вид. Способность многих пластических масс окрашиваться практически в любой цвет используется как ценный материал в строительстве, для художественных изделий, а также для имитации слоновой кости, драгоценных камней, перламутра и др.

К тому же трудоемкость изготовления даже самых сложных деталей из пластмасс очень мала по сравнению с трудоемкостью изготовления изделий из других материалов механической обработкой.

В отличие от конструкционных металлов многие пластмассы обладают хорошими антикоррозийными свойствами - сопротивляемостью действию агрессивных сред, атмосферных условий и ультрафиолетового излучения. Такие пластмассы широко используются в изделиях медицинского назначения, а так же в химической и пищевой промышленностях.

Безопасность полимерных материалов определятся главным образом их огнестойкостью - способностью противостоять действию огня.

По огнестойкости полимерные материалы аналогично другим материалам подразделяются на горючие, трудносгораемые и негорючие. Большинство полимерных композиций на основе термопластичных смол являются горючими.

Опасность горючих пластмасс состоит не только в возможности их воспламенения и горения. При горении полимеров образуется раскаленный плав, нередко обильное дымовыделение и сильнотоксичные продукты.

Для придания огнестойкости и снижения горючести в пластмассы вводят антипирены - огнезащитные фосфор-, азот-, борсодержащие добавки и негорючие наполнители.

Безвредность - это важнейшее свойство при определении потенциальной опасности полимерных материалов для здоровья человека и вредного влияния на окружающую среду.

При оценке безвредности полимеров исходят из общего требования к материалам - не выделять в контактируемую среду токсических, канцерогенных, аллергических и других веществ в количествах, которые могут оказывать прямо или косвенно вредное влияние на организм человека, животный и растительный мир.

Под надежностью полимерного материала понимают его способность сохранять во времени установленные в заданных пределах показатели функциональных, эргономических и эстетических свойств. С практической точки зрения для характеристики надежности полимерного материала необходимо учитывать долговечность и сохраняемость. Понятие долговечности полимерного материала отличного от содержания этого же свойства для готовых изделий. Долговечность полимерного материала принято считать продолжительность времени от начала нагружения до разрушения полимерного тела. О долговечности полимерных материалов принято судить также по их «усталости». Усталость полимеров - изменение показателей прочности, жесткости и износостойкости при многократных циклических воздействиях. Таким образом, при всем разнообразии полимеров применяемых в промышленности и производстве изделий из пластмасс, для бытовых нужд, в первую очередь ученые работают над повышением качества, надежностью и безопасностью материалов.

3.3 Экспертная оценка качества и уровень конкурентоспособности пластмассовых товаров

Под уровнем качества понимается относительная характеристика качества товара, полученная путем сравнения показателей качества оцениваемого изделия с соответствующими базовыми показателями.

Оценка уровня качества - это совокупность операций включающий выбор номенклатуры показателей качества, определение численных значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. [11]

Оценка уровня качества и конкурентоспособности проводится в следующей последовательности:

Формирование экспертной группы в количестве 5 человек.

Определение объектов оценки.

Для оценки выбрано шесть пластмассовых изделий:

Набор мисок для кухни 3шт., артикул, 380С, производство ПОЛИМЕРБЫТ, Россия. Цена 6200р.

Набор мисок для кухни 3шт., артикул, 0345, производство СООО «ПП Полесье», г. Кобрин. Цена 6110р.

Миска для кухни 1,2 литра., артикул, 1410, производство СООО «ПП Полесье», г. Кобрин. Цена 2110р.

Миска для кухни 2 литра., артикул, 0321, производство СООО «ПП Полесье», г. Кобрин. Цена 2020р.

Миска для кухни 1,75 литра., артикул, 0475, производство СООО «ПП Полесье», г. Кобрин. Цена 3910р.

Миска для кухни 2,5 литра., артикул, 9967, производство СООО «ПП Полесье», г. Кобрин. Цена 6790р.

Выбор метода оценки уровня качества и конкурентоспособности.

Выбор базового образца.

Для оценки выбрано изделие «Набор мисок для кухни 3шт.» артикул, 380С, производство ПОЛИМЕРБЫТ, Россия.

Выбор и обоснование номенклатуры оцениваемых свойств, на основании требований потребителей, а так же номенклатуры показателей свойств для оценки уровня качества и конкурентоспособности.

Таблица 3.4 - Наименование потребительских свойств для набора мисок для кухни

Наименование товара

Требования

Наименование свойств

Набор мисок для кухни 3шт.

Функциональные свойства

Совершенство выполнения основной функции

Вид используемой пластмассы, размеры, выбор конструкции изделия, формы.


Эргономические свойства

Удобство пользования

Удобство удержания изделия, масса, удобство хранения.



Гигиенические свойства

Степень воздействия на вкусовые качества пищи, удобство ухода за изделием.


Эстетические свойства

Информационная выразительность

Соответствие дизайна изделия современным требованиям



Целостность композиции

Цвет, фактура поверхности, блеск, прозрачность


Свойства надежности

Долговечность

Долговечность определяется видом и составом пластмасс, способом декорирования



Безопасность

При эксплуатации выделять минимальное количество вредных веществ.

Источник - собственная разработка.

3.4 Расчет коэффициента весомости свойств

Определение коэффициента весомости производится различными методами:

экспертный метод путем ранжирования свойств, т.е. присвоение порядкового номера свойству в зависимости от его значения.

Таблица 3.5 - Определение коэффициента весомости свойств

Наименование показателя

Ранги экспертов

∑ Ri

Коэффициент весомости Mi


1

2

3

4

5



1. Совершенство выполнения основной функции

2

2

2

1

2

9

0,06

2.1 Удобство пользования

6

7

6

6

7

32

0,23

2.2 Гигиенические свойства

7

6

7

7

6

33

0,24

3.1 Информационная выразительность

1

1

1

2

1

6

0,04

3.2 Целостность композиции

4

3

4

4

3

18

0,13

4.1 Долговечность

3

4

3

3

4

17

0,12

4.2 Безопасность

5

5

5

5

5

25

0,18

Итого

28

28

28

28

28

140

1

Средняя сумма рангов

20

Источник - собственная разработка.

Расчет коэффициентов весомости отобранных для оценки уровня качества и конкурентоспособности, по формуле:

m n= ∑Ri/∑ ∑Rij ; =1 j=1 i=1

где Rij - оценка i- го свойства j-м экспертом;- количество экспертов;- количество свойств.

Определение комплексного средневзвешенного показателя уровня качества оцениваемого товара и базового образца.

Расчет комплексного показателя конкурентоспособности Qi осуществляется по формуле:

_=∑Mi*Pi;=1

где Pi - средняя оценка экспертов по i- му свойству.

Оценка потребительских свойств осуществляется по пятибалльной шкале:

- отличное качество;

- хорошее;

- удовлетворительное;

- ниже удовлетворительного;

- очень низкое.

Таблица 3.6 - Определение потребительских свойств 1-го изделия артикул 380 С базовый

Наименование свойства

Оценка экспертов

Средняя оценка

V i %


1

2

3

4

5



1. Совершенство выполнения основной функции

5

5

5

5

5

5

0

2.1 Удобство пользования

5

5

5

5

5

5

0

2.2 Гигиенические свойства

5

5

5

5

5

5

0

3.1 Информационная выразительность

4

5

4

4

5

4,4

5,6

3.2 Целостность композиции

4

5

5

4

5

4,6

5,3

4.1 Долговечность

5

5

5

5

5

5

0

4.2 Безопасность

5

5

5

5

5

5

0

Источник - собственная разработка.

Таблица 3.7 - Определение потребительских свойств 2-го изделия артикул 0345

Наименование свойства

Оценка экспертов

Средняя оценка

V i %


1

2

3

4

5



1. Совершенство выполнения основной функции

5

4

5

5

5

4,8

4,2

2.1 Удобство пользования

5

5

4

5

5

4,8

4,2

2.2 Гигиенические свойства

5

5

5

5

5

5

0

3.1 Информационная выразительность

4

5

4

4

5

4,4

5,6

3.2 Целостность композиции

4

5

5

4

5

4,6

5,3

4.1 Долговечность

5

5

5

5

5

5

0

4.2 Безопасность

5

5

5

5

5

5

0

Таблица 3.8 - Определение потребительских свойств 3-го изделия артикул 1410

Наименование свойства

Оценка экспертов

Средняя оценка

V i %


1

2

3

4

5



1. Совершенство выполнения основной функции

5

5

5

5

5

5

0

2.1 Удобство пользования

5

5

5

4

5

4,8

4,2

2.2 Гигиенические свойства

4

4

5

5

4

4,4

5,6

3.1 Информационная выразительность

4

5

4

4

4,4

5,6

3.2 Целостность композиции

5

5

5

4

5

4,8

4,2

4.1 Долговечность

4

4

5

5

5

4,6

5,3

4.2 Безопасность

4

5

5

4

5

4,6

5,3


Таблица 3.9 - Определение потребительских свойств 4-го изделия артикул 0321

Наименование свойства

Оценка экспертов

Средняя оценка

V i %


1

2

3

4

5



1. Совершенство выполнения основной функции

5

5

5

5

5

5

0

2.1 Удобство пользования

4

5

4

5

5

4,6

5,3

2.2 Гигиенические свойства

4

5

5

5

4

4,6

5,3

3.1 Информационная выразительность

5

5

5

5

4

4,8

4,2

3.2 Целостность композиции

5

5

4

5

5

4,8

4,2

4.1 Долговечность

5

5

5

5

4

4,8

4,2

4.2 Безопасность

5

5

4

5

5

4,8

4,2


Таблица 3.10 - Определение потребительских свойств 5-го изделия артикул 0475

Наименование свойства

Оценка экспертов

Средняя оценка

V i %


1

2

3

4

5



1. Совершенство выполнения основной функции

4

5

5

5

5

4,8

4,2

2.1 Удобство пользования

5

4

4

5

5

4,6

5,3

2.2 Гигиенические свойства

5

5

5

5

5

5

0

3.1 Информационная выразительность

5

5

4

4

5

4,6

5,3

3.2 Целостность композиции

5

5

5

4

5

4,8

4,2

4.1 Долговечность

5

4

5

5

4

4,6

5,3

4.2 Безопасность

4

5

5

5

4

4,6

5,3

Таблица 3.11 - Определение потребительских свойств 6-го изделия артикул 9967

Наименование свойства

Оценка экспертов

Средняя оценка

V i %


1

2

3

4

5



1. Совершенство выполнения основной функции

5

4

5

4

5

4,6

5,3

2.1 Удобство пользования

5

5

5

4

4

4,6

5,3

2.2 Гигиенические свойства

4

5

4

5

5

4,6

5,3

3.1 Информационная выразительность

5

5

5

5

5

5

0

3.2 Целостность композиции

5

5

5

4

5

4,8

4,2

4.1 Долговечность

5

5

5

5

5

5

0

4.2 Безопасность

4

4

5

5

5

4,6

5,3


Определение оценки уровня качества и конкурентоспособности товара.

Таблица 3.12 - Оценка уровня качества и конкурентоспособности товара

Номер образца, артикул

Комплексный показатель Q баллы

Цена потребительская, руб., S

Интегральный показатель, И

Уровень конкурентоспособности, К

1

380 С

4,92

6200

0,00079419

1,00000

2

0345

4,87

6110

0,00079640

1,00278

3

1410

4,64

2110

0,00219905

2,76891

4

0321

4,72

2020

0,00233564

2,94090

5

0475

4,73

3910

0,00121074

1,52449

6

9967

4,69

6790

0,00069072

0,86971


Оцениваемое изделие среди наборов артикул 0345 по уровню конкурентоспособности превосходит базовый образец благодаря более низкой цене, несмотря на то, что уступает базовому. Среди единичных изделий образец артикулом 0321 превосходит другие образцы, как по цене, так и по уровню качества.

3.5 Формирование оптимальной структуры ассортимента на ЧУП «Гомельская универсальная база»

пластмассовый товар качество ассортимент

Ассортимент любого магазина можно охарактеризовать по системе показателей. Это позволит осуществлять процесс управления ассортиментом, т.е. планировать его формирование, контролировать и регулировать.

Устойчивость ассортимента - это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленном в ассортиментном перечне. [6, стр.232]

Формирование ассортимента - это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельность организации.

Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения - от производства до потребления.

Формирование ассортимента товаров в магазинах торговой системы осуществляется в несколько этапов.

Определяется ассортиментный профиль и направление специализация магазина в соответствии с выбранной стратегией на розничном рынке.

Устанавливается структура ассортимента в магазине (перечень основных групп и подгрупп товаров).

Осуществляется подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его с конкретной торговой площадью, рентабельностью товаров.

Таким образом, при формировании ассортимента производятся расчеты в потребности товаров каждой группы по видам и разновидностям.

Для определения потребности в товарах используются следующие методы:

Экстраполяции динамических рядов.

Применение коэффициента эластичности.

Нормативный.

Балансовый.

Использование оперативных данных об изменении покупательского спроса на потребительском рынке.

Экономико-математического моделирования и др.

Метод экстраполяции динамических рядов продажи товаров.

При использовании данного метода применяются данные об объемах продаж конкретных видов и артикулов товаров за некоторый продолжительный период. Чем продолжительней период, тем меньше погрешность в расчетах.

Нормативный метод расчета основывается на использовании данных о рациональных нормах потребления, отражающих о рациональных нормах потребления, отражающих фактическое состояние потребления или перспективные потребности.

При балансовом методе расчета потребности исходной информацией является сведения о товарных запасах на начало и конец планируемого периода, и предполагаемый объем продаж.

Определяю потребное количество пластмассовых товаров на 2010г., по методу экстраполяции динамических рядов продажи товаров.

Пластмассовые товары всего:

За 2008 г. - 10248 шт.

За 2009 г. - 13217 шт.

Пластмассовые изделия для пищевых продуктов:

За 2008 г. - 3075 шт.

За 2009 г. - 5155 шт.

Пластмассовые изделия для непищевых продуктов:

За 2008 г. - 7173 шт.

За 2009 г. - 8062 шт.

Среднегодовой темп роста продаж исчисляется по формуле:

n-1 ________

Кp =√Уn/У1 *100,

где Кp - среднегодовой темп роста;

Уn - продажа товаров за последний год динамического ряда;

У1 - продажа товаров за первый год динамического ряда;- число показателей в динамическом ряду.

Потребность определяется по формуле:

П у = У2 * Кp/100

Расчет:

-1 __________________

Кp =√13217/10248 *100 =1,289*100=128,9%

,9 - 100 = 28,9%

П =13217 * 128,9/100=17036,7 или 17037шт.

На 28,9% увеличится рост продаж пластмассовых товаров или на 17037 шт.

-1 ________________

Кp =√5155/3075 *100 =1,676*100=167,6%

,6 - 100 = 67,6%

П = 5155 *167,6/100=8639,9 или 8640 шт.

На 67,6% увеличится рост продаж пластмассовых изделий для пищевых продуктов или на 8640 шт.

2-1 __________________

Кp =√8062/7173 *100 =1,124*100=112,4%

,4 - 100 = 12,4%

П=8062*112,4/100=9061,7 или 9062 шт.

На 12,4% увеличится рост продаж пластмассовых изделий для непищевых продуктов или на 9062 шт.

Таким образом, для планирования ассортимента на будущий год следует увеличить приобретение изделий для пищевых продуктов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показателями рациональности структуры ассортимента являются широта, полнота, степень обновления и экономичность ассортимента товаров.

Под формированием структуры ассортимента товаров понимается пополнение и обновление ассортимента в соответствии с потребностями населения.

Анкетные опросы чаще всего применяются для выявления состава неудовлетворенного спроса, покупательских намерений, требований покупателей к качеству и оформлению товаров. Они используются для определения степени обеспеченности населения отдельными видами товаров, дают возможность выявить и количественно измерить факторы, формирующие спрос и вызывающие его изменения. Этот метод позволяет получить информацию по качественным и количественным факторам, формирующим спрос.

Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей.

Основными принципами формирования промышленного и торгового ассортимента товаров народного потребления является наиболее полное удовлетворение потребностей населения на безе развития производственных сил, роста промышленного производства, ускорение научно-технического прогресса.

Ассортимент любого магазина можно охарактеризовать по системе показателей. Это позволит осуществлять процесс управления ассортиментом, т.е. планировать его формирование, контролировать и регулировать.

Устойчивость ассортимента - это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленном в ассортиментном перечне.

Формирование ассортимента - это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельность организации.

В формировании ассортимента изделий из пластмасс имеются определенные трудности, связанные с новизной и недостаточной изученностью свойств полимерных материалов. Однако вполне ясно, что основными принципами научного формирования ассортимента товаров народного потребления из пластмасс являются полное соответствие конструкции и материала изделий их назначению.

Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения - от производства до потребления.

Производство пластмассовых изделий используются во всех сферах жизни человека. Тенденции производства постоянно меняются, но можно с уверенностью сказать, что производство пластмассовых изделий меняется в сторону безопасности не только жизни человека, но и окружающей среды, экологии. Выбор метода производства для каждого конкретного пластмассового изделия определяется большим числом факторов. Важнейшими из которых являются конструктивные особенности изделия, особенности свойств и технологические возможности выбранного полимера, условия эксплуатации, а также экономические факторы - стоимость оборудования и оснастки, их производительность и срок эксплуатации, затраты труда и его квалификация и др.

Таким образом, непрерывное расширение применения пластмасс обусловлено их достоинствами и высокой экономической эффективностью использования во всех отраслях народного хозяйства. Это приводит к разработке более усовершенствованных и высокотехнологичных процессов производства пластмасс и изделий из них.

Доброкачественные изделия из пластмасс должны соответствовать утвержденному проекту по всем показателям потребительских свойств. При массовом производстве утверждается модель изделия и его техническое описание, которое должно отвечать оптимальной модели товара, наиболее полно удовлетворять потребности по функциональным, эргономическим и эстетическим свойствам.

При нарушении режимов технологических процессов в готовых изделиях могут возникать различные дефекты, снижающие качество продукции или приводящие ее в негодность. Для выявления причин образования дефектов, возможностей их устранения необходимо знать основные этапы производства изделий. Предупреждение или устранение дефектов повышает качество готовой продукции и позволяет сберечь средства, затраченные на обработку сырья и изготовление изделия.

Существуют различные методы определения показателей качества: органолептические, экспертные, измерительные, регистрационные, расчетные и социологические.

По данным проведенной работы следует, что на ЧУП «Гомельская универсальная база» основным поставщиками товаров из пластмасс являются отечественные производители. Проводя структурный анализ по поставщикам следует отметить, что в 2009г. поступление товаров Российского производства увеличилось на 20%, а отечественного - снизилось на 20% по сравнению с предшествующим годом. Это может быть связано с мировым кризисом и внедрением и переналадкой производства на более экономичное и экологическое оборудование.

Больше всего используется изделия для непищевых продуктов, удельный вес которых в 2008г. составил 70%, а в 2009г. уменьшился до 61%. А изделия пищевых продуктов занимает второе место в общей сумме выпуска товаров. Так в 2008г. удельный вес составил 30%, и в 2009г. увеличился до 39%.

При расчете планирования ассортимента на будущий год следует увеличить приобретение изделий для пищевых продуктов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Г.И. Кутянин «Пластические массы и бытовые химические товары»: Москва Экономика 1988.

. В.Е. Сыцко «Товароведение непродовольственных товаров» / В.Е. Сыцко, М.И. Дрозд, Г.С. Храбан и др./ Минск «Вышэйшая школа» 2009.

. Н.П. Матвейко «товароведение и экспертиза пластических масс и химических товаров» учебн.-метод. пособие / Н.П. Мавейко, А.М. Брайкова / Мн. : БГЭУ 2008 Бр. 1976.

. Товароведение хозяйственных товаров. Общий курс: учеб. пособие для вузов / Н.И. Ильин и др./ Мн. БГЭУ 2004.

. Состояние производства и новое в ассортименте одежно-обувных и культурно-хозяйственных товаров в Республике Беларусь. / пособие для студентов эконом. специальностей. / В.Е. Сыцко Гомель БТЭУ 2010 Бр. 2193.

. Полимерные материалы: исследование, производство, применение / Степан Песецкий и др. / Наука и инновации. 2008 № 3.

. Полимерные материалы: исследование, производство, применение / Степан Песецкий и др. / Наука и инновации. 2008 № 4.

. Промышленность Республики Беларусь / статистический сборник / Минск 2010.

. Статистика Беларуси №1 2010.

. Управление ассортиментом. Комплексная оценка качества и конкурентоспособности товаров с применением ЭВМ. / пособие для студентов специальности Коммерческая деятельность. / В.Е. Сыцко М.Н. Миклушов Гомель БТЭУ 1998 Бр. 450.

. Интернет страницы по промышленности.

Похожие работы на - Формирование конкурентоспособного ассортимента пластмассовых товаров на ЧУП 'Гомельская универсальная база'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!