|
Параметры
|
Шестерня
|
Колесо
|
|
Делительный диаметр  , мм65,88235,59
|
|
|
|
Диаметр окружности вершин зубьев  , мм69,88239,29
|
|
|
|
Диаметр окружности впадин зубьев  , мм60,88230,29
|
|
|
|
Ширина венца  , мм4537,5
|
|
|
Проверочный расчет.
8. Проверка
пригодности заготовок зубчатых колес и выбор материала для их изготовления.
Диаметр заготовки
шестерни

мм = 69,88+6=75,88 мм.
Условие пригодности
заготовки шестерни 
.

- см. табл 1П.7 [1].
Для стали 45 при т.о. улучшение для твердости поверхности 269…302 НВ 
, что больше 
=75,88 мм.
Таким образом, для
изготовления шестерни принимаем сталь 45.
Выберем материал для
изготовления колеса. Для этого определим толщину заготовки диска колеса 
и
толщину заготовки обода 

мм.

мм
Наибольшую из величин 
и 
сравниваем для той же
марки стали, что и для шестерни (т.е. 45) по табл. 1П.7 [1] при т.о.
улучшение для твердости поверхности 235…262 НВ с 
мм.
Условие 

80
мм выполняется. Таким образом, для изготовления колеса также подходит сталь 45.
9. Определение
степени точности.
Окружная скорость 
шестерни и колеса в
полюсе зацепления одинакова и может быть определена по одной из двух формул
или
Тогда
По табл. 1П.15 [1]
исходя из 
м/с для косозубых
цилиндрических передач выбираем 9-ю степень точности, при которой допускается
окружная скорость зубчатых колес до 4 м/с.
10. Уточнение
допускаемого контактного напряжения при проверочном расчете на сопротивление
контактной усталости.
Принимаем коэффициент 
для 9-ой степени
точности. Коэффициент 
, т.к. 
.

МПа

МПа.
Принимаем 
=510,3 МПа.
11. Определение сил, действующих
в прямозубом зацеплении.
Окружная сила 
на делительном цилиндре
При этом для шестерни и
колеса
Радиальная
сила
Осевая сила

Н
12. Определение
коэффициента нагрузки 
.
При расчете на сопротивление
контактной усталости

.
Коэффициент 
=1,13 - для косозубых
передач.
По табл. 1П.17 [1]
коэффициент 
(зубья косые) при 
и 
.
По табл. 1П.18 [1]
коэффициент 
3 (при m=2 и степенью точн. 9)
Тогда динамическая
добавка
Коэффициент

Окончательно
13. Проверочный расчет передачи
на сопротивление контактной усталости.
Для стальных зубчатых колес
коэффициент 
, учитывающий
механические свойства материалов сопряженных зубьев: 
.
Коэффициент 
, учитывающий форму
сопряженных поверхностей зубьев, в полюсе зацепления:
Коэффициент, учитывающий
суммарную длину контактных линий:
При 
, то 
Расчетное значение
контактного напряжения
Сопротивление контактной
усталости обеспечивается, так как выполняется условие:

=388,8 МПа<[
]=510.3 МПа.
14. Определение допускаемого
напряжения изгиба при расчете зубьев на сопротивление усталости при изгибе.
По табл. 1П.9 [1] для
термообработки улучшение предел выносливости при изгибе 
и коэффициент запаса 
:

МПа

МПа
Для шестерни и колеса
при 
и 

.
По табл. 1П.8 [1] для
номера типового нагружения 3 (средний нормальный) коэффициент 
: для шестерни и колеса 
при 
.
Для стальных зубчатых
колес базовое число циклов напряжений 
:

.
Эквивалентное число
циклов напряжений 
за расчетный срок
службы 
часов:
,
-
число зацеплений за один оборот соответственно зуба шестерни и зуба колеса.
Определяем коэффициенты
долговечности 
и 
.
Для шестерни при 
принимаем 
Для колеса при 
принимаем 
Для шестерни и колеса
примем 
=1.
Тогда
допускаемое напряжение изгиба:
15. Определение
коэффициента нагрузки 
.
Коэффициент нагрузки при расчете зубьев
на сопротивление усталости при изгибе:
Коэффициент 
(см табл. 1П.16 [1]).
Коэффициент 
(см табл 1П.12 [1]).
Коэффициент 
, учитывающий влияние
вида зубчатой передачи:

для косозубой передачи.
По табл. 1П.18 [1]
коэффициент 
(при m=2 и степенью точн. 9)
Тогда динамическая
добавка
Коэффициент 
Окончательно
16. Проверочный расчет зубьев на
сопротивление усталости при изгибе.
Коэффициент 
, учитывающий форму зуба
и концентрацию напряжений:
Примем

Тогда расчетное
напряжение изгиба 
:

МПа

МПа
Сопротивление усталости
при изгибе обеспечивается, так как выполняются условия:
17. Проверочный расчет передачи
на контактную прочность при действии пиковой нагрузки (при контактной
перегрузке).
На основании табл. 1П.9 [1] находим
максимальное контактное напряжение при перегрузке:
а) для шестерни (т.о. улучшение)

МПа;
б) для колеса (т.о.
улучшение)
Где 
см. табл. 1П.7 [1].
В качестве расчетной
принимаем наименьшую величину
Тогда
для рассчитываемой ступени:
18. Проверочный расчет передачи
на изгибе пиковой нагрузки (при кратковременной перегрузке)
Ранее мы получили 
МПа, 
.
Тогда для рассчитываемой
ступени:
2.2 Проектный и
проверочный расчет быстроходной ступени
. Выбор варианта
термообработки зубчатых колес.
При вращательном моменте
на валу колеса 
принимаем вариант
термообработки I (табл. 1П.6 [1]): т.о.
шестерни - улучшение, твердость поверхности 269…302 НВ; т.о. колеса -
улучшение, твердость поверхности 235…262 НВ; марки стали для шестерни и колеса:
45, 45Х, 40ХН и др.
2. Предварительное определение
допускаемого контактного напряжения при проектном расчете на сопротивление
контактной усталости.
Средняя твердость Н
зубьев:
Предел контактной
выносливости поверхности зубьев 
, соответствующий
базовому числу циклов напряжений (табл. 1П.9 [1]) для т.о. улучшение:

МПа

МПа
Расчетный коэффициент 
(табл. 1П.9 [1]) для
т.о. улучшение
Базовое
число циклов напряжений
Эквивалентное число
циклов напряжений 
за расчетный срок
службы передачи 
часов:

- число зацеплений за
один оборот соответственно зуба шестерни и зуба колеса
По табл. 1П.8 [1] для
среднего нормального режима нагружения 
Определяем коэффициенты
долговечности 
и 
.
Так как 
, то
Так как 
, то
Предварительная величина
допускаемого контактного напряжения при расчете передачи на сопротивление
контактной усталости:

МПа

МПа
В качестве расчетного
допускаемого контактного напряжения 
при расчете прямозубой
передачи на контактную усталость принимается минимальное напряжение из 
и 
.
В нашем случае 
=450 МПа.
3. Определение
межосевого расстояния.
По табл. 1П.11 [1]
выбираем коэффициент 
. Для ступени
симметрично расположенных относительно опор при 
и 
принимаем расчетное
значение 
и 
Тогда коэффициент 
(предварительно):

=0,5∙0,4
(4,63+1)=1,126.
По табл. 1П.12 [1] при 
и 
для кривой VI (редуктор двухступенчатый) в зависимости от 
принимаем коэффициент 
.
Приняв для косозубой
цилиндрической передачи вспомогательный коэффициент 
, определим
предварительно межосевое расстояние 
:
По табл. 1П.14 [1]
принимаем по ряду Ra40 ближайшее
стандартное значение 
мм.
4. Определение
модуля передачи.
Ориентировочно при 
и 
:

=
мм
Принимаем стандартное
значение 
мм.
5. Определение угла наклона
зубьев, а также чисел зубьев шестерни и колеса.
Для косозубых ступеней
угол наклона зубьев рекомендуется принимать 
. При этом угол наклона
зубьев 
должен быть выбран
таким образом, чтобы был обеспечен коэффициент осевого перекрытия 
т.е.:
Рассчитаем ширину венца
колеса: 
.
Для косозубой
нераздвоенной ступени примем
. Тогда
Число
зубьев шестерни:
Принимаем 
.
При этом с целью
исключения подрезания зубьев шестерни должно выполняться условие: 
Число зубьев колеса: 
Принимаем 
.
Принимаем окончательное
значение угла 
:
6. Определение фактического
передаточного числа ступени.


7. Определение основных
размеров шестерни и колеса.
Делительные диаметры:
Проверка: 0,5 (
) =
,5 (39+180.97)=110 мм
Примем коэффициент зуба
головки 
=1 и коэффициент
радиального зазора 
=0,25. Тогда диаметры
окружностей вершин 
и впадин 
зубьев:

=39+2∙1.75 =42.5
мм

=180.97+2∙1.75∙1=184.47
мм

=39-2∙1.75
(1+0,25)=34.625 мм

=180.97-2∙1.75
(1+0,25)=176.595 мм
Ширина венца колеса

мм
Ширина венца шестерни
мм = 44+6=50 мм.
Рабочая ширина венца
зубчатой передачи: 
Уточняем
коэффициент 
:
Что меньше 
Таблица 3 - Основные
параметры зубчатой передачи
Проверочный расчет.
8. Проверка
пригодности заготовок зубчатых колес и выбор материала для их изготовления.
Диаметр заготовки
шестерни

мм = 42.5+6=48.5 мм.
Условие пригодности
заготовки шестерни 
.

- см. табл 1П.7 [1].
Для стали 45 при т.о. улучшение для твердости поверхности 269…302 НВ 
, что больше 
=48.5 мм.
Таким образом, для
изготовления шестерни принимаем сталь 45.
Выберем материал для
изготовления колеса. Для этого определим толщину заготовки диска колеса 
и
толщину заготовки обода 

мм.

мм
Наибольшую из величин 
и 
сравниваем для той же
марки стали, что и для шестерни (т.е. 45) по табл. 1П.7 [1] при т.о.
улучшение для твердости поверхности 235…262 НВ с 
мм.
Условие 

80
мм выполняется. Таким образом, для изготовления колеса также подходит сталь 45.
9. Определение
степени точности.
Окружная скорость 
шестерни и колеса в
полюсе зацепления одинакова и может быть определена по одной из двух формул
Тогда
По табл. 1П.15 [1]
исходя из 
м/с для косозубых
цилиндрических передач выбираем 9-ю степень точности, при которой допускается
окружная скорость зубчатых колес до 4 м/с.
10. Уточнение
допускаемого контактного напряжения при проверочном расчете на сопротивление
контактной усталости.
Принимаем коэффициент 
для 9-ой степени
точности.
Коэффициент 
, т.к. 
.

МПа

МПа.
Принимаем 
=450 МПа.
11. Определение сил, действующих
в прямозубом зацеплении.
Окружная сила 
на делительном цилиндре
При этом для шестерни и
колеса
Радиальная
сила
Осевая сила

H
. Определение
коэффициента нагрузки 
.
При расчете на сопротивление
контактной усталости

.
Коэффициент 
=1,13 - для косозубых
передач.
По табл. 1П.17 [1]
коэффициент 
(зубья косые) при 
и 
.
По табл. 1П.18 [1]
коэффициент 
3 (при m=1,75 и степенью точности 9)
Тогда
динамическая добавка
Коэффициент

Окончательно
13. Проверочный расчет передачи
на сопротивление контактной усталости.
Для стальных зубчатых
колес коэффициент 
, учитывающий
механические свойства материалов сопряженных зубьев: 
Коэффициент 
, учитывающий форму
сопряженных поверхностей зубьев, в полюсе зацепления:
Коэффициент, учитывающий суммарную
длину контактных линий/
При 
, то 
Расчетное значение
контактного напряжения
Сопротивление контактной
усталости не обеспечивается, так как не выполняется условие:

=511,68 МПа
[
]=450 МПа.
Увеличим ширину венца
колеса, приняв новое значение по формуле:

Необходимо
уточнить следующие параметры:

[
]=450 МПа на 2,4%, что
допустимо.
14. Определение допускаемого
напряжения изгиба при расчете зубьев на сопротивление усталости при изгибе.
По табл. 1П.9 [1] для
термообработки улучшение предел выносливости при изгибе 
и коэффициент запаса 
:

МПа

МПа
Для шестерни и колеса
при 
и 

.
По табл. 1П.8 [1] для
номера типового нагружения 3 (средний нормальный) коэффициент 
: для шестерни и колеса 
при 
.
Для стальных зубчатых
колес базовое число циклов напряжений 
:

.
Эквивалентное число
циклов напряжений 
за расчетный срок
службы 
часов:
,
-
число зацеплений за один оборот соответственно зуба шестерни и зуба колеса.
Определяем коэффициенты
долговечности 
и 
.
Для шестерни при 
принимаем 
Для колеса при 
принимаем 
Для шестерни и колеса
примем 
=1.
Тогда
допускаемое напряжение изгиба:
15. Определение
коэффициента нагрузки 
.
Коэффициент нагрузки при расчете
зубьев на сопротивление усталости при изгибе:
Коэффициент 
(см табл. 1П.16 [1]).
Коэффициент 
(см табл 1П.12 [1]).
Коэффициент 
, учитывающий влияние
вида зубчатой передачи: 
для косозубой передачи.
По табл. 1П.18 [1]
коэффициент 
(при m=2 и степенью точн. 9)
Тогда динамическая
добавка
Коэффициент 
Окончательно
16. Проверочный расчет зубьев на
сопротивление усталости при изгибе.
Коэффициент 
, учитывающий форму зуба
и концентрацию напряжений:
Примем

Тогда расчетное
напряжение изгиба 
:

МПа

МПа
Сопротивление усталости
при изгибе обеспечивается, так как выполняются условия:
17. Проверочный расчет передачи
на контактную прочность при действии пиковой нагрузки (при контактной
перегрузке).
На основании табл. 1П.9 [1] находим
максимальное контактное напряжение при перегрузке:
а) для шестерни (т.о. улучшение)

МПа;
б) для колеса (т.о.
улучшение)
Где 
см. табл. 1П.7 [1].
В качестве расчетной
принимаем наименьшую величину
Тогда
для рассчитываемой ступени:
18. Проверочный расчет передачи
на изгибе пиковой нагрузки (при кратковременной перегрузке)
Ранее мы получили 
МПа, 
.
Тогда для рассчитываемой
ступени:
.
3. Расчет валов
Для построения компоновочной схемы
необходимо определить некоторые размеры валов.
Определяем диаметры валов редуктора
,
где
- допускаемое напряжение на кручение (для валов из стали 45
МПа).
мм;
мм.
мм.
Расчетные значения
каждого вала округляем до ближайшего стандартного значения ГОСТ 12080-66 и получаем
d1 = 22 мм, d2
= 36 мм, d3 = 50 мм.
Диаметр входного конца
соединяемый с электродвигателем через муфту примем по соотношению: 
.
Примем d1 = 32 мм
Диаметры остальных
участков валов назначают из конструктивных соображений.
Для быстроходного вала:
диаметр входного вала d1
= 32 мм; диаметр вала под уплотнением
мм.; диаметр вала под
подшипниками
мм;
диаметр вала под шестерней
мм.
Для промежуточного вала:
диаметр выходного конца вала
мм; диаметр вала под
уплотнением
мм;
диаметр вала под подшипниками
мм; диаметр вала под
колесом и шестернями
мм
Для тихоходного вала:
диаметр выходного конца вала
мм; диаметр вала под
уплотнением
мм;
диаметр вала под подшипниками
мм; диаметр вала под
колесом
мм.
Предварительно намечаем для валов
редуктора роликовые конические однорядные подшипники средней серии по ТУ
37.006.162-89:
1. 7208:
; грузоподъемность
динамическая 
=46.5; статическая 
=32,5; α=11…16.
. 7209:
; грузоподъемность
динамическая 
=50; статическая 
=33; α=11…16.
. 7212:
; грузоподъемность
динамическая 
=78; статическая 
=58; α=11…16.
4.
Эскизная компоновка
Размеры, необходимые для выполнения
компоновки
|
Наименование
|
Размеры, мм
|
|
Толщина стенки
основания корпуса
|
|
|
Толщина стенки крышки
корпуса
|
|
Расстояние от внутренней
поверхности стенки редуктора: - до боковой поверхности вращающейся части - до
боковой поверхности подшипника качения 
δ = 9 мм
|
 мм
|
Расстояние в осевом
направлении между вращающимися частями, смонтированными на: - одном валу - на
разных валах 
мм
|
|
|
|
Радиальный зазор между зубчатым колесом одной ступени и валом
другой ступени (min)
|
|
|
Радиальный зазор от поверхности вершин зубьев: - до внутренней
поверхности стенки редуктора - до внутренней нижней поверхности стенки
корпуса
|
|
|
Расстояние от боковых поверхностей элементов, вращающихся вместе
с валом, до неподвижных наружных частей редуктора
|
|
|
Ширина фланцев S,
соединяемых болтом диаметром  по табл. 5.1.1 [2] k=33
|
|
|
Толщина фланца боковой крышки (табл. 11.1.1
[2])
|
|
|
Высота головки болта
|
|
|
Толщина фланца втулки
|
|
|
Толщина стакана (табл.
11.11.1 [2])
|
|
|
Длина цилиндрической
части крышки
|
|
|
Расстояние между боковыми поверхностями подшипников, монтируемых
парами
|
|
|
|
|
Литература
1. Санюкевич С.В. Детали машин. Курсовое проектирование. Учебное
пособие - 2-е изд. испр. и доп..-Брест: БГТУ, 2004.
. Курмаз Л.В., Скойбеда А.Т. Детали машин. Проектирование. Мн.: УП
«Технопринт», 2001.
. Чернавский С.А. и др. Курсовое проектирование деталей машин. М.:
Машиностроение, 1979.
. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин.
М.: Высшая школа, 1998.