Особенности ценообразования в сфере услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,8 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности ценообразования в сфере услуг

Содержание

Введение

. Общие подходы к анализу сферы услуг

.1 Понятие услуг

.2 Характеристика экономики услуг

.Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Патро Интеграция»

.1 Анализ структуры ассортимента реализации

.2 Анализ показателей себестоимости, ценообразования и прибыли организации

Заключение

Список использованной литературы

Введение


В большинстве стран темпы развития отраслей, связанных с оказанием различного рода услуг, в полтора-два раза выше, чем темпы роста в отраслях добывающей и обрабатывающей промышленности. Данный процесс неизбежно приводит к увеличению удельного веса отраслей сферы услуг в общем объеме валового внутреннего продукта.

Вторая половина ХХ века характеризовалась переходом рыночных экономических систем к постиндустриальному типу развития. Одной из основных черт, определяющих принадлежность экономики той или иной страны к данному типу, является принципиально изменившиеся роль и место в ее структуре сферы услуг. Количественно это нашло выражение в значительном повышении удельного веса сферы услуг в общественном производстве и в структуре общей занятости населения, в результате которого данная сфера стала безусловно доминировать среди всех других отраслей и сфер хозяйственной деятельности. Качественная сторона этого изменения характеризуется такой ступенью развития «третьего сектора» экономики, при котором появляется и закрепляется зависимость функционирования промышленной, аграрной и других отраслей от происходящих в сфере услуг явлений, зачастую даже не имеющих ярко выраженного экономического характера. Данная качественная трансформация дополняется реструктуризацией мировой торговли и других сторон интернационализации мирового хозяйства, проявляющих отчетливую тенденцию к значительному увеличению доли услуг в экспорте государств с развитыми экономическими системами.

Изменение роли, места и значения «третьего сектора», ставшего доминирующим и определяющим в составе постиндустриальных экономических систем, существенно изменяет содержание современных рыночных отношений и требует поиска новых подходов к объяснению экономико-теоретических аспектов функционирования рынка услуг. Эти исследования, в свою очередь, делают возможным проведение логических и исторических сопоставлений особенностей рыночных отношений современных постиндустриальных экономических систем с более ранним и менее развитым индустриальным типом. Поэтому выявление сущности, форм и этапов процесса, который можно назвать гегемонизацией сферы услуг на пути к постиндустриальному обществу особенно актуально для стран с индустриальным типом экономики, к которому относится и Россия. Ее сфера услуг настоятельно нуждается в дальнейшем реформировании и динамичном ускоряющемся развитии. Именно данная сфера призвана сыграть решающую роль в процессе построения постиндустриального общества, что наглядно демонстрирует мировой опыт создания современных функционально эффективных рыночных систем постиндустриального типа. В связи с этим исследование всех аспектов развития сферы услуг, его направлений, форм, качественных и количественных характеристик представляется не только актуальным с научной точки зрения, но и непосредственно практически значимым с позиции поиска наиболее оптимальных путей дальнейшего реформирования российской экономики и определения направлений преобразования ее индустриального типа в современный постиндустриальный.

1. Общие подходы к анализу сферы услуг

 

.1 Понятие услуг


В основе выявления специфики эволюции услуг лежит раскрытие экономической природы этого особого вида блага. Уже в классических теориях был заложен фундамент для дальнейшего развития понятийного аппарата теории услуг. Выявлено, что услуга «как специфическая полезность, полезность в форме деятельности» имеет двойственную природу, результат одних видов услуг воплощается в товаре, других неосязаем и не имеет товарную форму (К. Маркс). В концепции производительного и непроизводительного труда А. Смита услуги отделены от материальных благ, исходя из того, создает ли данный вид труда осязаемый материальный объект или нет. Отсюда им сделан вывод о неэкономичности услуг. Дальнейшее развитие неоклассической теории А. Маршаллом позволило сблизить достижения классической теории трудовой стоимости Д. Рикардо и предельной полезности Е. Бем-Баверка тем, что услуга как одна из форм блага обладает полезностью.

Последующее уточнение категория «услуга» получила в теории непроизводственной сферы, которую обосновали в дореформенный период в нашей стране В.Е. Козак, А.Я. Кронрод, Д.И. Правдин, М. В. Солодков. и др., в теории общественных благ, поддерживаемой зарубежными учеными С.А. Брю, К.Р. Макконэлем, П. Самуэльсоном, и теории нерыночного или неприбыльного сектора (Ю. Барр, Дж.Ю. Стиглиц, Е. Фама и др.). Дискутировали две точки зрения по сущности услуги: как полезного результата труда, предназначенного для личного потребления; как специфического отношения, непроизводственного обмена труда на доход.

В зарубежных учебниках по маркетингу рассматривается связка товар-услуга и всевозможные их комбинации с преобладанием свойств товара или услуги. Исходя из этого, услуга представляется результатом взаимодействия объектов и субъектов, а не самой деятельностью.

Обобщая вышеприведенные точки зрения на экономическую природу услуг, можно сделать вывод, что наиболее распространенными ошибками трактовки сущности услуг являются: сведение ее к определенному функциональному содержанию конкретного труда или к его характеристикам, а также отождествление услуги с непроизводственной деятельностью или с товаром.

Рассматриваемая в политэкономическом плане категория « услуга», выражает не полезное действие труда и не его результат, а специфическое экономическое отношение, отношение по поводу общественного труда. Услуговая форма обмена общественного труда противостоит товарной. Основное отличие между ними состоит в том, что товар - это материализованный и отчужденный от производителя результат труда. Он доводится до обезличенного потребителя через рынок с использованием стандартных процедур через сеть посредников - перекупщиков. Между потреблением и производством товара всегда есть временной лаг. Услуга же одновременно является и объектом, и носителем специфического экономического субъект-субъектного отношения по поводу общественного обмена труда по заказу. Процесс ее потребления, как правило, совпадает с процессом производства, поскольку в основе её оказания единый процесс производства и персонального потребления. Услуговую форму обмена отличает от товарной прямая связь производителя и потребителя, её результатом не является осязаемый, материализованный продукт труда. Но сам этот труд должен быть признан обществом, учтен и оценен.

Анализ классификации услуг в таблице 1 позволяет сделать выводы о том, что действующая организационная система оказания услуг населению ориентирована в основном на удовлетворение потребностей индивида и субъекта и почти не приспособлена к потребностям личности, тогда как основной ценностью в современном обществе является именно творческая личность.

Таблица 1

Классификация услуг по потребностям, стадиям жизненного цикла человека и типам потребителей

Стадии жизненного цикла и этапы развития человека

Виды услуг по действующему ОКУН

Иерархия услуг по потребностям психологических категорий человека




1. Рождение и рост

Бытовые, жилищно-коммунальные, торговли и общественного питания, медицинские, прочие

Услуги, удовлетворяющие физиологические потребности растущего человека

2. Развитие и зрелость: Становление функционирующего деятеля

Образования, санаторно-оздоровительные, физической культуры и спорта, социальные, связи, банков, туристские и экскурсионные, правового характера, пассажирского транспорта, прочие

Услуги, удовлетворяющие потребности функционирующего деятеля

Становление развивающегося деятеля

Услуги учреждений культуры, науки, некоторые виды бытовых, медицинских и прочих услуг

Услуги, удовлетворяющие потребности развивающейся личности

Становление творческого деятеля

Отсутствуют

Услуги культурно-творческого самовыражения личности

3.Старение и смерть

Бытовые, жилищно-коммунальные, торговли и общественного питания, медицинские, услуги учреждений культуры, науки и прочие услуги

Все виды услуг


Трехсекторная модель экономики К.Кларка или пятисекторная Д.Белла основаны на вычленении сектора услуг из состава материального производства на определенной стадии развития общества по мере вызревания внутренних предпосылок. Позже в самом третичном секторе подготавливаются условия для выделения из его состава самостоятельных секторов знаний и информации.

Хотя исторически первой возникла услуговая, а не товарная форма обмена общественного труда (ремесленное производство), однако первоначально обособилось материальное производство. Развитие сферы услуг происходило не в изоляции, а в интеграции с материальным производством.

На современном этапе развития процессы интеграции услуговой и товарной форм общественного обмена труда особенно заметны. С одной стороны, в самом материальном производстве умножаются виды деятельности, относящиеся к экономической форме услуги («софтизация» производства), с другой - расширяется «экстернализация» услуг (использование готовых решений с высоким материально-техническим оснащением).

Проведенные исследования показывают, что эти процессы протекают в странах с разным уровнем общественного развития неодинаково. Так, для стран с транзитивной экономикой, находящихся на индустриальной стадии развития, характерен бурный рост занятости в сфере услуг при сохранении довольно высокой доли занятых в строительстве и промышленности. Для постиндустриальных стран, наоборот, характерен перелив кадров в сферу услуг не только из сельского хозяйства, но и промышленности и строительства.

Как видим, динамика соотношения двух форм общественной реализации труда выявляет четко выраженную тенденцию к росту занятости в сфере услуг в мировом хозяйстве, и только в России наблюдается обратная тенденция.

Это обстоятельство побудило нас изучить сущностные процессы, лежащие в основе такого явления и привело к выводу о том, что проблема состоит в глубоких диспропорциях между объемом и структурой производственных возможностей общества и его потребностей.

В странах, достигших высокого уровня удовлетворения потребности населения в продукции материального производства, интенсивно растет спрос на услуги. Однако, в связи со спецификой производства в сфере услуг технический прогресс здесь развивается гораздо медленнее, чем в двух остальных секторах экономики. В результате этого производительность труда в нем увеличивается медленными темпами. Кроме того, оказание многих видов услуг требует творческого отношения и ручного труда, поэтому третичный сектор испытывает повышенную потребность в рабочей силе и использует работников, высвобожденных из других секторов экономики.

 

.2 Характеристика экономики услуг


Становление экономики услуг в России - неизбежный процесс, свойственный всем странам мира, обусловленный развитием производительных сил, повышением эффективности материального производства и изменением системы общественных потребностей, которые на определенной ступени развития выходят за пределы, удовлетворяемые производством вещей.

Вместе с тем резкое сокращение государственной поддержки, снижение престижа науки и культуры, отсутствие эффективных механизмов привлечения инвестиций и инновационной активности в эту перспективную сферу жизнедеятельности в нашей стране не позволяют реализовать её потенциал в полной мере и повысить качество жизни населения. Поэтому выявление качественной определенности и направленности эволюционного процесса в сфере услуг в условиях перехода российской экономики к новому хозяйственному порядку представляет насущную проблему экономической теории.

Впервые при исследовании эволюции сферы услуг нами применена методология, основанная на разностном многоуровневом подходе. Сфера услуг проанализирована как сверхсложная, многоступенчатая, иерархическая структура, обладающая свойствами нелинейных неравновесных социально-экономических систем. Нелинейный характер динамики развития сферы услуг подтверждает графический анализ.

Рис.2. Динамика производства услуг на душу населения

услуга динамика ценообразование себестоимость

Экономика в сфере услуг во многих отношениях не равновесна. На рынке услуг не может быть равновесной цены спроса и предложения, поскольку нет абсолютной тождественности условий производства и обслуживания заказчиков. Процесс потребления услуг персонифицирован, а условия оказания услуг дифференцированы по времени, месту, сроку и методам организации обслуживания населения. Равновесие в сфере услуг невозможно из-за постоянного изменения состава исполнителей и заказчиков услуг, меняющегося ассортимента услуг и товаров. Неравновесное положение сервисных фирм и предпринимателей приводит к конкуренции, инновациям в производстве и обслуживании заказчиков, заставляет использовать достижения научно-технического прогресса. Следствием этого оказывается удешевление услуг, вытеснение экономически слабых производителей и вход на рынок новых его участников. Эта ситуация постоянно наталкивает всех субъектов рынка услуг к улучшению условий хозяйствования, организации производства услуг и обслуживания заказчиков, так как каждый из них стремится к получению определенных преимуществ по сравнению с конкурентами. Этот процесс длится постоянно, он же и заставляет сферу услуг как систему постоянно находиться в неравновесии, в движении.

С этих позиций эволюция сферы услуг может быть представлена как глубинный сущностный процесс «перелива», перехода материи из одного состояния в другое. Он обусловлен разницей в уровнях, величинах, объемах, качествах. Зарождение и развитие сферы услуг определено естественным отбором секторов экономики, осуществляемым в результате такого направленного движения различных ресурсов на разных этапах исторической эволюции общества.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что трансформация экономики при переходе от индустриальной стадии развития общества в постиндустриальную, сопровождается экспансией услуг. Сфера услуг становится важнейшим источником роста ВВП и главным объектом для трудоустройства населения. Перелив рабочей силы из отраслей материального производства в сферу услуг и повышение её доли во внутреннем валовом продукте является мировой тенденцией.

2.Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Патро Интеграция»

2.1 Анализ структуры ассортимента реализации


Основной деятельностью ОАО «Патро Интеграция» является аутсорсинговая деятельность в издательском деле при производстве специализированных электронных изданий.утсо́рсинг (от англ. outsourcing: внешний источник) - передача организацией определённых функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1-2 лет).

Принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционирования офиса и т. п.

Хорошим примером аутсорсинга является издательская деятельность. Издательство имеет штат редакторов, корректоров, отдел вёрстки, внештатных авторов. Для печати изданий и распространения (наиболее ресурсоёмкие и дорогие направления) привлекаются сторонние организации.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия оказывает анализ ассортимента и структуры реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента с учетом изменения коньюктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности и конкурентоспособности фирмы.

Основу ценообразования в учётной и ценовой политике ОАО «Патро Интеграция» составляет метод «Издержки плюс прибыль», т. е. при расчете цены используют метод надбавки к цене.

Данный метод предполагает умножение затрат на производство и реализацию товара на повышающий коэффициент по формуле:

= C x (1 + m),

где Ps - цена продажи;- затраты;- повышающий коэффициент (надбавка), %.

Повышающий коэффициент может быть рассчитан несколькими способами. Первым способом исчисляется процент наценки на основе цены приобретения товара по следующим формулам:

p = (Ps - C) / C ;p = M / (Ps - M),

где mp - коэффициент добавочной стоимости по отношению к цене приобретения;- цена продажи;

М - маржа (прибыль).

Вторым способом исчисляется процент наценки на основе цены реализации по приводимым ниже формулам:

(%) = (Ps - C) / Ps ;(%) = M / (C + M),

где ms - коэффициент добавочной стоимости по отношению к цене продажи.

Процент наценки на основе цены реализации легко пересчитывается в процент наценки на основе затрат. Возможна и обратная операция. Их взаимосвязь выражается формулами:

s = m p / (100% + m p);p = m s / (100% - m s).

Выражение коэффициента повышения цены от цены продажи через коэффициент повышения цены от себестоимости называется восстановлением себестоимости. И наоборот, выражение коэффициента повышения цены от себестоимости через коэффициент повышения цены от цены продажи называется восстановлением цены продажи.

Выше перечисленные методы определения цен на базе издержек больше подходят для обоснования базисной цены, которая должна ответить на вопрос: можно или нельзя выходить на рынок с данным товаром, чем для определения окончательной продажной цены.

Определим структуру реализации ОАО «Патро Интеграция». Приняв всю выручку за 100 %, определим удельный вес реализации каждого вида товаров в общей объёме реализации. Для расчетов воспользуемся данными из табл. 2. Она составлена по данным первичных документов по реализации готовой продукции и форме № 2 «Отчёт о прибылях и убытках». Удельный вес каждого товара в стоимостном выражении определяется по формуле:

У% = Вт/ В

У% - удельный вес каждого вида товаров

Вт, В - соответственно выручка от реализации конкретного вида товаров и от всей реализации

Таблица 1

Анализ структуры реализации

Показатель

2010

2011

Отклонение,


Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

1.Издания по бухгалтерскому учёту электронные

9870

46.41

10300

47.50

430

104,4

2. Издания по праву электроные

6890

32.40

7135

32.93

245

103,6

3.Прочие товары и услуги

4503

21,19

4234

19,57

-269

94

4.Итого

21263

100

21669

100

406

101,9


Увеличение объема реализации по одним видам и сокращению по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры.

2.2 Анализ показателей себестоимости, ценообразования и прибыли организации


Себестоимость представляет собой выражение текущих затрат, связанных с процессом обращения товаров.

Статьи себестоимости включают в себя:

Целью расходования средств, использования различных ресурсов является достижение высоких конечных результатов - определенного объема реализация и необходимой прибыли.

Целью анализа себестоимости является их оценка с позиции рациональности и выявления возможностей по их экономии. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов - непрерывному росту реализация и увеличению прибыли.

Исходная информация себестоимости по ОАО «Патро Интеграция» представлена в табл. 2

Таблица 2

Анализ себестоимости продукции ОАО «Патро Интеграция»

показатель

2010 г.

2011 г.

Отклонение

Темп , %

себестоимость, тыс. руб., в том числе

18486

18601

+115

106,2

расходы на закупку товара

12694

-1339

90,5

расходы на оплату труда

2618

3665

+1047

139,9

транспортные расходы

498

506

8

101,6

расходы на аренду

586

676

90

115,4

амортизация ОС

467

841

374

181,1

расходы на рекламу

61

60

-1

98,3

расходы на ремонт

100

0

0

0

прочие расходы

123

159

36

129


Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

Прибыль в торговле определяется как разность валового дохода и издержек обращения. Валовой доход может быть рассчитан на основании бухгалтерской отчетности ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках» как разница между выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг и издержками обращения (себестоимостью реализации товаров, работ, услуг). Валовой доход - основной прибылеобразующий показатель, поэтому на первом этапе анализа прибыли проводится его факторный анализ. Проведем факторный анализ на основании данных, приведенных в табл.3.6

Следующий этап анализа прибыли - изучение влияния себестоимости на прибыль. Данные для анализа прибыли ОАО «Патро Интеграция» представлены в табл.2.10.1 При оценке влияния затрат на прибыль для исключения влияния объема продаж используется.

Факторная модель прибыли в этом случае имеет вид:

П = Np-S

где: П.- прибыль от реализации

Np.-реализация

S.-себестоимость

На основании вышеприведённых данных составим таблицу для факторного анализа и определим влияние изменений реализации и затрат на прибыль.

Таблица 3

Данные для факторного анализа прибыли от реализации в динамике

Показатель

2010 г.

2011 г.

Отклонен,+,-

Темп, %

1.Реализация, тыс. руб.

21263

21669

+406

101,9

2. Себестоимость тыс. руб.

18486

18601

+115

106,2

3. Прибыль от реализации, тыс. руб.

2777

3068

+291

110,5


Рассчитаем влияние каждого фактора на прибыль способом разниц:

П(Nр) = 21669-21263= 406 тыс. руб.;

себестоимости:

П(Уs) = 18601-18486= 115 тыс. руб.

Следовательно, прибыль увеличилась на 291 тыс. руб. за счет увеличения реализация на 406 тыс. руб. и снизилась за счет увеличения себестоимости на 115 тыс. руб.,

Следующий этап анализа - определение рентабельности продаж.

Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Рентабельность - отношение прибыли к любому из активов.

Рентабельность продаж рассчитывается делением валовой прибыли или чистой прибыли на сумму полученной выручки.

R = ЧП/В, где

ЧП - чистая прибыль;

В - выручка.

Таблица 4

Данные анализа рентабельности продаж

Показатель

2010 г.

2011 г.

Отклонен.+,-

Темп, %

1. Выручка, тыс. руб.

21263

21669

+406

101,9

2. Чистая прибыль, тыс. руб.

2370

3028

+658

127,8

3. Рентабельность продаж %

11,14

13,97

+2,83

-

0=2370/21263 х 100% = 11,14

R1=3028/21669 х 100% = 13,97

Рентабельность продаж в 2011 году составила 13,97%, по сравнению с 2010 годом увеличилась на 2,83%

Верхнюю границу потенциального развития предприятия определяет рентабельность собственных средств (Rcc):

 = ЧП/СК х 100%, где

СК - собственный капитал.

Рассчитаем рентабельность собственных средств используя данные баланса и отчета о прибылях и убытках.

Таблица 4

Данные анализа рентабельности собственный средств

Показатель

2010 г.

2011 г.

Отклонен.+,-

Темп, %

1. Собственный капитал, тыс. руб.

4606

7634

+3028

165,7

2. Чистая прибыль, тыс. руб.

2370

3028

+658

127,8

3. Рентабельность собств.средств, %

51,45

39,66

-11,79

-

Rcc0 = 2370/4606 х 100%= 51,45

Rcc = 3028/7634 х 100% =39,66

Рентабельность собственных средств составила 39,66% и по сравнению с прошлым периодом уменьшилась на 11,79

Анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Патро Интеграция», показал, что основные показатели деятельности являются достаточно высокими, однако имеет тенденцию к понижению.

При анализе финансового состояния предприятия необходимо знать запас его финансовой устойчивости (зону безопасности). С этой целью предварительно все затраты предприятия разбиваем на две группы в зависимости от объема производства и реализации продукции: переменные и постоянные.

Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются пропорционально объему производства продукции. Это расходы сырья, материалов, энергии, топлива, зарплаты работников на сдельной форме оплаты труда, отчисления и налоги от зарплаты и выручки и т.д.

Постоянные затраты не зависят от объема производства и реализации продукции. К ним относятся амортизация основных средств и нематериальных активов, суммы выплаченных процентов за кредиты банка, арендная плата, расходы на управление и организацию производства, зарплата персонала предприятия на повременной оплате и др.

Постоянные затраты вместе с прибылью составляют маржинальный доход предприятия.

Деление затрат на постоянные и переменные и использование показателя маржинального дохода позволяет рассчитать порог рентабельности, т.е. ту сумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все постоянные расходы предприятия. Прибыли при этом не будет, но не будет и убытка. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю.

Рассчитывается порог рентабельности отношением суммы постоянных затрат в составе себестоимости реализованной продукции к доле маржинального дохода в выручке.


ЗФУ = {(выручка - порог рентабельности) : выручка} * 100

Рассчитаем сумму маржинального дохода предприятия:

МД 2010 = 2370 + 1159 = 3529 тыс. руб.;

МД 2011 = 3028 + 1233 = 4261 тыс. руб.

Сумма маржинального дохода предприятия увеличилась на 3661 тыс. руб. за счет увеличения прибыли на 3587 тыс. руб. и постоянных затрат на 74 тыс. руб.

Определим долю маржинального дохода в выручке:

Д МД 2010 = 3529 / 21263 х 100 = 15,6%;

Д МД 2011 = 4261 / 21669 х 100 = 20,4%.

Доля маржинального дохода в выручке увеличилась на 4,8%.

Определим порог рентабельности предприятия:

ПР 2010 = 1159 / 0,156 = 7429 тыс. руб.

Расчет показывает, что в 2010 г. при выручке 7429 тыс. руб. предприятие имело бы нулевую прибыль и нулевую рентабельность. Если бы выручка была ниже этой суммы, предприятие терпело бы убытки, если бы выше - имело бы прибыль.

ПР 2011 = 1233 / 0,254 = 4844 тыс. руб.

В 2011 г. при выручке 4844 тыс. руб. предприятие имело бы нулевую прибыль и нулевую рентабельность. Если бы выручка была ниже этой суммы, предприятие терпело бы убытки, если бы выше - имело бы прибыль.

Порог рентабельности снизился на 2485 тыс. руб.

Рассчитаем запас финансовой устойчивости:

-        в процентах:

ЗФУ 2010 = (21263- 7429) / 21263 х 100 = 62,2%;

ЗФУ 2011 = (21669 - 4844) / 21669 х 100 = 77,9%.

-        в денежных единицах:

ЗФУ 2010 = 21263 - 7429 = 13834 тыс. руб.;

ЗФУ 2011 = 21669 - 4844 = 16825 тыс. руб.

Таблица 6

Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности

Показатель

2010 г.

2011 г.

Изменение за год (+,-), тыс. руб.

Выручка от реализации продукции за минусом НДС, акцизов и др., тыс. руб.

21263

21669

+406

Прибыль, тыс. руб.

2370

3028

+658

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

18893

18641

-252

Сумма переменных затрат, тыс. руб.

17734

15801

+1933

Сумма постоянных затрат, тыс. руб.

1159

1233

+74

Сумма маржинального дохода, тыс. руб.

3529

4261

+732

Доля маржинального дохода в выручке, %

15,6

20,4

+4.8

Порог рентабельности, тыс. руб.

7429

6044

- 1185

Запас финансовой устойчивости: тыс. руб. %

 13834 62,2

 16825 77,9

 +2991 +15,7


По данным таблицы определим эффективность как увеличение прибыли по отношению к изменению переменных затрат.

Таблица 7

Показатели

2010 (1-й год мероприятия)

2011 (2-й год мероприятия)

Прибыль, тыс. руб.

3028

Сумма переменных затрат, тыс. руб.

17734

15801


Э = (3028 - 2370) / (17734-15801) = 0.35 или 35 %

Определим графическим способом порог рентабельности и запас финансовой устойчивости в 2011 г.

Y, тыс. руб.


ЗФУ




20 30 40 50

Рис 1. График безубыточности

По оси абсцисс откладывается объем реализации продукции (21669 тыс. руб.), по оси ординат - постоянные затраты (1233 тыс. руб.), переменные (15801 тыс. руб.) и прибыль (3028 тыс. руб.). Пересечение линии выручки и затрат - есть порог рентабельности (6044 тыс. руб.). В этой точке выручка равна затратам. Выше ее зона прибыли, ниже - зона убытков. Отрезок линии выручки от этой точки до верхней - запас финансовой устойчивости (16825 тыс. руб.).

Заключение


Каждая цена представляет собой результат индивидуального акта обмена между производителем услуг и заказчиком в соответствии с их взаимовыгодным соглашением. Поэтому любой экономический субъект рынка услуг представляет собой ценность не только для себя, но и для всего государства, поскольку благополучие государства складывается из благосостояния каждого его члена.

Процесс формирования качественно нового, доминирующего положения сферы услуг в структуре и функциональных особенностях постиндустриальных экономических систем может быть названо процессом гегемонизации сферы услуг. Гегемонизация сферы услуг имеет количественную и качественную стороны и характеризуется причинностью, длительностью и поэтапностью. Количественная сторона выражается в постоянном росте доли «третьего сектора» в объеме ВВП, в структуре общей занятости населения и в структуре экспорта. Качественная сторона отражает изменение функциональных зависимостей между отраслями и сферами общественного производства, в результате которого сфера услуг становится определяющим фактором постиндустриальных экономических систем. Гегемонизация сферы услуг проходит три исторических этапа, каждому из которых присущи свои характерные особенности, при том, что основные закономерности предшествующих этапов продолжают осуществляться в последующих.

На первом этапе происходит значительный рост сферы услуг в ВВП и сокращение доли материального производства. Второй этап связан с оформлением и развитием международного рынка услуг специфичного по отношению к международному рынку товаров. Третий, органический этап процесса гегемонизации характеризуется внутренним качественным изменением взаимоотношений и взаимозависимостей между отраслями и сферами экономической системы.

Положение сферы услуг в постиндустриальных обществах позволяет определить основные направления развития «третьего сектора» в экономиках стран, не достигших ступени постиндустриальности. Важнейшим фактором развития процесса гегемонизации сферы услуг является государственное регулирование по созданию поощрительно-ограничительной среды для экономической и социальной активности субъектов рынка. Специфика сферы услуг определяет особенности государственного вмешательства в отношения на рынке услуг. При отсутствии регулирующей деятельности государства рынок услуг будет постоянно воспроизводить неравновесные состояния. Основные направления государственного регулирования третьего сектора охватывают инфраструктуру его рынка, гарантии качества предоставляемых услуг, поддержание высокой занятости, антимонопольную политику, равномерность распределения информации в рыночной среде, инвестиционную активность.

Список использованной литературы


1.       Лифшиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт-М, 2007. - 350 с.

2.       Писаная Н.В. Экономическая стратегия предпринимательства. - Новосибирск: НГУЭУ, 2005. - 116с.

.        Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. - М.: Международные отношения. - 2006. - 345 с.

.        Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: 000 «Новое знание», 2008. - 688 с.

.        Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2007. - 453 с.

.        Теория управления/ Под общ. ред. А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина. - М.: РАГС, 2005 - 370с.

7.       Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 312 с.

8.       Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 265 с.

Похожие работы на - Особенности ценообразования в сфере услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!