Маркетинг на автомобильном транспорте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    842 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинг на автомобильном транспорте

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет транспорта»

Кафедра Общетранспортных проблем







Курсовой проект

по дисциплине: Маркетинг на транспорте

на тему: Маркетинг на автомобильном транспорте












Гомель, 2012

Введение

Целью данного курсового проекта является создание проекта новой фирмы, оказывающей транспортные услуги населению или предприятиям, а также освоение базовых навыков по исследованию зависимостей спроса и предложения от цен на предоставляемые услуги. В курсовом проекте рассчитаны объем транспортной работы, объем реализации услуг и величина предполагаемой прибыли нового АТП.

Правильно организованная коммерческая деятельность может позволить автотранспортному предприятию добиться значительных успехов. Умение мгновенно реагировать на спрос, не в ущерб себе угождать потребителю являются решающими факторами в конкурентной борьбе. Этого можно добиться путем внедрение маркетинга, который воздействует на эффективность работы и конкурентоспособность предприятия. При проведении маркетинговых исследований руководство компании получает необходимую информацию о том, какие услуги и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные услуги, т.е. емкость рынка, наиболее высокий, где сбыт продукции компании, может принести наибольшую прибыль. С помощью проведения маркетинговых исследований определяется, в какие виды производства, какую отрасль наиболее выгодно вложить капитал, где основать свое предприятие. Проведенные маркетинговые исследования также позволяют понять, каким образом компания должна организовать сбыт своей продукции, как надо проводить кампанию по продвижению на рынки новых изделий, строить стратегию рекламы; определить, какие виды продукции, проданные какому потребителю и в каком регионе принесут наибольшую отдачу.

В курсовом проекте представлены схемы управления предприятием, с отведением для отдела маркетинга ведущего места в системе управления. Также выполняется анализ структуры и емкость рынка транспортных услуг в выбранном регионе, для нового АТП это имеет первостепенное значение.

Исследуются зависимости спроса и предложения транспортных услуг от тарифа, изменение доходов от величины тарифа, себестоимость перевозок.

1. Исследование рассматриваемого региона

 

.1 Комплексный анализ структуры рынка транспортных услуг в г. Гомеле


Город Гомель является крупным культурным и производственным центром нашей страны. Что касается развития транспортных коммуникаций, то они представлены пятью видами транспорта:

·  железнодорожный;

·        автомобильный;

·        авиатранспорт;

·        речной;

·        трубопроводный.

Через территорию города проходят важные транспортные магистрали. Непосредственно сам Гомель является крупным железнодорожным узлом. Город расположен на пересечении железных дорог Одесса - Киев - Санкт-Петербург, Бахмач - Вильнюс, Брянск - Брест. Остальные магистрали ведут из областного центра в Москву, Киев, Минск, Брест, Брянск. Таким образом, имеется возможность выхода грузовладельцев из областей Восточной Украины и Центральной России к специализированным морским портам Клайпеды (Литва), Вентспилса (Латвия), Калининграда (Россия).

Значительное место в общем грузо- и пассажирообороте занимает и автомобильный транспорт. Автомагистрали Санкт-Петербург - Киев - Одесса, Брянск - Кобрин, Гомель - Минск, Гомель - Мозырь связаны автобусным сообщением со всеми районными центрами области.

Говоря об авиаперевозках, следует заметить, что хотя из Гомеля и отправляются авиарейсы в города республики и зарубежные страны, и аэропорту города присвоен статус международного, в общем грузопотоке их доля крайне мала.

В единой транспортной системе трубопроводный транспорт представлен международной нефтепроводной магистралью "Дружба", Мозырским магистральным продуктопроводом, газопроводами межреспубликанского и местного значения.

В Гомеле функционируют предприятия металло- и деревообрабатывающей, микробиологической, пищевой, химической, тяжёлой и легкой промышленности. Наиболее значительные из них:

1.       «Гомсельмаш»;

2.       «Гомельский вагоноремонтный завод»;

3.       «Гомельобои»;

4.       «Гомельский мясокомбинат»;

5.       «Центролит»;

6.       «Гомельский жировой комбинат»;

7.       «Авиаремонтный завод»;

8.       «Спартак»;

9.       «Завод измерительных приборов».

Ввиду того, что объёмы перевозок авиа- и трубопроводным транспортом незначительны, рассматривается железнодорожный, автомобильный и речной транспорт.

Доля, занимаемая каждым видом транспорта на рынке транспортных услуг, а именно в обслуживании предприятий и населения города (рисунок 1.1):

·        железнодорожного транспорта 55%;

·        речного транспорта 2%;

·        автомобильного транспорта 43%.

Рисунок 1.1 - Доля, занимаемая каждым видом транспорта на рынке транспортных услуг

Автомобильный транспорт в исследуемом регионе и республике в целом переживает бурное развитие, так как появляется большое количество мелких и средних предприятий, которым, при взаимодействии друг с другом, необходимо перемещение сравнительно небольших объёмов груза на небольшие расстояния.

Новое автотранспортное предприятие предлагает услуги по перевозке древесного угля, фасованного в бумажные пакеты по 10 кг. В городе Гомеле данный вид услуг недостаточно развит, в то время как потребность предприятий общественного питания в них растёт с каждым годом.

1.2 Определение и обоснование направления производственной деятельности нового автотранспортного предприятия

Новое автотранспортное предприятие “Optimum” предлагает услуги по перевозке древесного угля, фасованного в бумажные пакеты по 10 кг. Основными потребителями данного рода услуг являются предприятия общественного питания, которые используют уголь для приготовления пищи с помощью барбекю, мангалов, грилей. На данный момент в г. Гомеле насчитывается около 1800 таких предприятий, причем приблизительно третья часть из них уже перешла на использование угля в приготовлении пищи, что составляет где-то 600 предприятий общественного питания. В среднем каждое из них делает по 2 заказа в месяц. Т.о., общее число услуг в данном направлении составляет 1200 в месяц. Новое АТП осуществляет данные услуги в объеме 44%. Согласование всех моментов, касающихся перевозки, осуществляется на основе письменного договора с клиентом, чтобы обращаясь за услугой клиент не столкнулся с какими-либо неожиданными для него моментами. Предприятие предлагает услуги только по перевозке. Услуги погрузки-разгрузки не включаются, т.к. очевидно, что на каждом предприятии общественного питания имеются свои работники, выполняющие данную работу, а именно грузчики.

Рисунок 1.2 - Доля рынка разрабатываемого предприятия

В дальнейшем при занятии фирмой более стабильного положения на рынке возможно увеличение занимаемой доли и расширение спектра предлагаемых услуг, что будет способствовать привлечению клиентуры.

2. Организация эффективной работы автотранспортного предприятия

2.1 Определение ёмкости рынка транспортно-экспедиционных услуг в регионе

Планирование объёма реализации транспортно-экспедиционных услуг является важнейшим элементом производственно-финансового планирования, средством регулирования количества, номенклатуры и качества услуг в соответствии с потребностями населения данного региона.

Планирование объёмов отдельных видов транспортно-экспедиционных услуг осуществляется на основе потребностей населения в этих услугах.

Общее число рассматриваемых услуг в месяц составляет около 1200 (интернет-ресурс vseogomele.by), таким образом в год 1200*12=14400 услуг. Так как доля предприятия по их осуществлению составляет 44%, то на его долю придется:

*0,44 = 6336 услуг/год ≈ 18 услуг/день.

Осуществлять перевозку груза будут автомобили-фургоны Dong Feng ED 1030 стоимостью 42 млн. бел. рублей, грузоподъёмностью 1,5 тонн, расход топлива которых составляет 7,5л/100км (дизельное топливо).

На предприятии установлен следующий график работы водителей: начало работы в 10:00, окончание работы в 18:00. Приведем график работы водителей.

Таблица 2.1 Рабочий график водителей

ноябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

14

15

Иванов(в)

8

8

8

в

8

8

8

в

8

8

8

в

8

8

8

ноябрь

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Иванов(в)

в

8

8

8

в

8

8

8

в

8

8

8

в

8

8


Итого количество отработанных часов в месяц - 8∙23=184 ч.

Следует учесть, что автомобиль находится в пробеге не всё рабочее время: часть дня они простаивают под погрузкой/разгрузкой и по другим причинам.

При расчётах принимается, что среднее расстояние ездки в прямом и обратном направлениях - 20 км, т.е. со скоростью 40 км в час это составит 30 минут. Также учитывается общая задержка на светофорах - 10 минут, и время выгрузки товара - 20 минут. Таким образом, общее время ездки.

Для стабильной работы предприятия необходимо 4 водителя. Один водитель осуществляет замену водителей, не вышедших на работу по каким-либо причинам (болезнь, отпуск, выходной).

2.2 Оценка объёма реализации услуг и величины предполагаемой прибыли

Оценка ожидаемой прибыли - это важнейшая составная часть финансовой деятельности предприятия. Здесь обосновывается потребность предприятия в инвестициях, что позволяет судить, насколько вообще приемлем предлагаемый проект с экономической точки зрения.

Предварительно составляется план расходов.

Заработная плата производственного персонала (водителей) за год составляет:

 (2.5)

где - заработная плата водителей в месяц, =500тыс.руб.;

 - число работников (водителей), =4;

=500·4·12=24 млн. руб.

Заработная плата административного персонала за год составляет:

 (2.6)

где - заработная плата директора в месяц;

=1000 тыс.руб.;

- заработная плата диспетчера-маркетолога в месяц;

=700тыс.руб.;

- заработная плата бухгалтера в месяц;

=700тыс.руб.


Затраты на топливо составят:

 (2.7)

где - цена топлива, =2130 руб;

L - расстояние проходимое за ездку, L = 20км;

P - расход топлива, P =7,5/100 л/км;

- число автомобилей, = 3 ед.;

- число ездок за день одним автомобилем, =8ездок.

= 2130·20·7,5/100·3·8·276·1,1=23,3 млн. руб.

Выплата долга за год составит:

 (2.8)

где - стоимость одного автомобиля, =42 млн. руб.;

- количество автомобилей, = 3 ед.;

Выплата долга осуществится 5 лет.

42·3/5=25,2 млн. руб.

 

Сведем все полученные данные в таблицу 2.2.

 

Таблица 2.2 - План расходов

 

Затем по прогнозируемому количеству услуг в год определяются следующие величины:

удельные переменные издержки (), приходящиеся на одну оказанную услугу, по формуле:

; (2.9)

 руб./ездку;

себестоимость услуги:

; (2.10)

 руб./ездку;

цена услуги:

; (2.11)

где r - коэффициент рентабельности, r =1,29;

 руб./ездку.

Далее разрабатывается план доходов и расходов фирмы на первый год (таблица2.3).

Таблица 2.3 - Расходы и доходы фирмы


Определяется точка самоокупаемости и отмечается на графике. Для этого определяются совокупные доходы по формуле:

 

, (2.12)

млн. руб.,

и совокупные расходы как сумма совокупных фиксированных издержек и совокупных переменных издержек:

, (2.13)

млн. руб.

Количество оказываемых услуг, соответствующее точке самоокупаемости фирмы, определяется по формуле:

, (2.14)

 услуг.

 

В данном разделе выяснили, что в разработанной модели фирмы количество услуг, соответствующее точке самоокупаемости равно 4154 услуг в год, а при выполнении фирмой заданного объёма перевозок 6336 ездок, чистая годовая прибыль 16,6 млн. руб.

2.3 Разработка новой и позиционирование на рынке транспортной услуги, способствующей привлечению дополнительного объема груза к перевозке

Позиционирование представляет собой направление маркетинговой деятельности по выбору целевых рынков, предполагающее анализ элементов комплекса маркетинга и позиций услуг нового АТП на выделенных сегментах рынка с целью выявления тех их параметров, которые способствуют завоеванию конкурентных преимуществ.

Позиция услуги - это мнение потребителей по важнейшим параметрам (в основе количественно измеряемые параметры - доля рынка, характеристики услуги, цена).

Цель позиционирования - помочь потенциальным покупателям выделить данную услугу из числа ее аналогов-конкурентов по какому-либо признаку и отдать предпочтение ей при потребности.

Позиционирование оказываемой услуги направлено на определение возможных путей совершенствования уже существующих услуг, а также выявления реальности выхода нового АТП на рынок, определения места нового АТП в ряду существующих.

Позиционирование начинается с выбора сегмента рынка и соотнесения качественных параметров и объёмов востребования услуг конкурентов. Рынок городских перевозок сегментирован приблизительно следующим образом:

Рисунок 2.2 - Сегментация рынка городских перевозок г.Гомеля

А - Фирмы, предоставляющие услуги грузчиков;

В - Фирмы, которые не всегда могут обеспечить клиента услугами грузчиков;

С - Фирмы, не имеющие в своем штате грузчиков.

Таким образом, исходя из представленной диаграммы, можно заключить, что новое АТП «Optimum» позиционируется в крупнейшем сегменте данного рынка, при этом остальные сегменты не являются привлекательными для ведения коммерческой деятельности в данной сфере услуг, т.к. данная фирма не нуждается в услугах грузчиков.

Проанализировав некоторые литературные источники и интернет-ресурсы, рассмотрим каким образом можно усовершенствовать и изменить существующую услугу.

Для потребителей услуги безусловно будет «плюсом» установление на предприятии письменных договоров. Зачастую, обращаясь за услугой к частному лицу, клиент сталкивается с массой неприятных неожиданностей. Например, договорились об одной цене перевозки, а к концу работы выяснилось, что цена возросла, и в результате человеку приходится платить. В случае, если клиент заключает договор и по каким-либо причинам водителям пришлось работать дольше, эту проблему будет решать непосредственно фирма, а оплата все равно будет проводиться по договору. [6] На предприятии «Optimum» эта услуга была введена изначально.

Одним из предложений являлось увеличение парка подвижного состава, что приведёт к увеличению штата рабочих, увеличению затрат на топливо и, возможно, к увеличению числа заказов. Однако, что очевидно, увеличение парка подвижного состава требует значительных капитальных вложений. А в нашем случае, так как АТП находится на начальном этапе развития, данное предложение осуществлять не стоит.[5]

Можно рассмотреть возможность совмещения некоторых услуг в одну ездку. Таким образом уменьшится, расход топлива, время доставки груза (что является наиболее важным требованием клиента), соответственно и прибыль окажется значительно больше. Но при этом необходимо учесть длину и грузоподъёмность автомобиля. И поэтому, при любой возможности, пользование этим предложением не только будет удовлетворительным для клиента, но и окажется довольно-таки прибыльным для предприятия.[4]

В источнике [7] предлагается производить различные распродажи, сезонные скидки, скидки на покупку больших партий товаров. В отношении новой фирмы можно применить следующие предложения:

·        10%-е скидки постоянным клиентам, а именно тем, кто постоянно пользуется предлагаемыми услугами более полугода;

·        5%-е скидки при единовременном заказе, превышающем 1т. угля.

В целом более половины потенциальных заказчиков моторных масел в поисках информации обращают внимание на рекламу. Наиболее популярна телевизионная реклама, реклама в радио эфире и реклама в печатных СМИ. Наружная реклама и реклама на транспорте также привлекает внимание потребителей [8]. Очевидно, что широкое использование рекламы непременно приведет к увеличению клиентуры АТП «Optimum».

Существует огромное количество способов привлечь клиентов, главное вовремя суметь среагировать на изменение ситуации на рынке транспортных услуг и предоставить новые возможности компании.

2.4 Разработка мероприятий по организации маркетинговой деятельности и структуры службы отдела маркетинга на рассматриваемом АТП

В настоящее время без службы маркетинга сложно выжить в конкурентной борьбе. Поэтому маркетинг, как инструмент повышения обоснованности принимаемых хозяйственных решений по различным вопросам производственной, финансовой и сбытовой политики, должен занимать ведущее место в системе управления предприятием. Необходимо поставить специалиста по маркетингу в начале, а не в конце производственного цикла и интегрировать маркетинг в каждую фазу бизнеса.

Отдел маркетинга, изучающий тенденции рынка и понимающий его потребности, является генератором идей, помогающих разрабатывать новые услуги и улучшать существующие. Анализируя вышесказанное, приходим к выводу, что отдел маркетинга один из важнейших на предприятии и его следует развивать.

Новое автотранспортное предприятие “ Optimum ” слишком мало для создания на нем целого отдела маркетинга. Учитывая нынешние масштабы, на предприятии достаточно одного маркетолога.

Генеральный директор имеет право распоряжаться средствами и имуществом предприятия, заключать договоры, открывать счета и распоряжаться ими, издавать приказы по предприятию, принимать и увольнять работников, применять к ним меры поощрения и налагать взыскания. Вместе с тем генеральный директор отвечает за правильное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов предприятия, улучшение условий и охрану труда.

Планово-экономический отдел проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств.

Отдел по перевозкам занимается вопросами обеспечения выполнения предприятием заданий плана перевозок по всем технико-эксплуатационным показателям с соблюдением требований безопасности дорожного движения. Осуществляет разработку текущих и перспективных планов перевозок. Принимает меры по своевременному заключению договоров с организациями и

контролирует их выполнение. Обеспечивает выполнение всех договоров на перевозку грузов. Возглавляет работу по определению потребностей в подвижном составе и распределению его по маршрутам.

Отдел маркетинга занимается вопросами исследования рынка; изучением клиентуры; составлением маркетинговых программ; осуществлением ценовой политики; осуществление коммуникационной политики и т.д.

3. Исследование тарифов

.1 Анализ величины спроса и предложения транспортных услуг от тарифа

Для того, чтобы исследовать зависимость величины спроса и предложения, необходимо, необходимо понимать, что именно от этих категорий зависит поведение фактических и потенциальных потребителей товаров и услуг.

Спрос является одним из основных элементов (наряду с ценой и предложением) рыночного механизма в условиях товарно-денежных отношений. У потребителей услуг транспорта есть спрос на перевозку грузов и перевозочные услуги, на организацию перевозки грузов и транспортно-экспедиционные услуги, при пассажирских перевозках у потребителей есть спрос на перевозку и сопутствующие услуги.

Предложение - это объём выпуска товара, который выгодно выпускать производителю при заданной рыночной цене на товар.

Цена - денежное выражение стоимости товара на рынке.[3]

Между уровнем спроса и цены, даже при соблюдении равенства прочих условий, не существует пропорциональной зависимости. Зависимость между объёмом спроса и уровнем цены получила название эластичность спроса по ценам, а количественная зависимость характеризуется коэффициентом ценовой эластичности спроса (Еэ).

Эластичность спроса по ценам определяет чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения товара, который они покупают. Для математического расчёта коэффициента эластичности спроса по ценам используется следующая формула:

, (3.1)

где  и  - соответственно, изменения объёма спроса и цены;

 и Ц - соответственно, начальный объём спроса и цены.

Если , то спрос эластичен;

Если , то спрос неэластичен;

Если , то спрос с единичной эластичностью.

Исходные данные:

Таблица 3.1 Объём спроса и предложения продукции в зависимости от цены


Коэффициенты пересчета: 1,19 - для спроса; 1,25- для предложения. Цена услуги 23000 рублей. Количество услуг - 6336. В результате расчетов получаются следующие значения.

 

Таблица 3.2 - Объём спроса и предложения продукции в зависимости от цены

транспортный рынок спрос регион

По данным таблицы 3.2 строятся графики зависимости спроса и предложения от цены (рисунок 3.1 и рисунок 3.2). С использованием пакета прикладных программ Excel подбираются теоретические зависимости спроса и предложения от цены.

Рисунок 3.1-Зависимость спроса от цены.

Рисунок 3.2-Зависимость предложения от цены.

Из графиков видно, что при увеличении цены - спрос на услуги уменьшается, а предложение - увеличивается.

Спрос описывается функцией y = -0,161x + 12052. При этом коэффициент корреляции равен RІ = 0,978. Предложение описывается функцией

y=0,248x - 934,5 c коэффициентом корреляции, равным RІ = 0,991.

Расчёт по определению коэффициента эластичности спроса по ценам (Еэ) приведен в таблице 3.3.

Таблица 3.3- Коэффициент эластичности спроса по ценам


По полученным данным при увеличении цены от 27370 до 39687 руб. спрос является не эластичным, так как |ЕЭ|<1.

Изобразив кривые спроса и предложения в одной и той же системе координат, можно графически определить рыночные (равновесные) цену и объём товара.

Графическое определение рыночной цены и объёма приведено на рисунке 3.3.

Рисунок 3.3 - Графический способ определения рыночных объемов спроса, предложения и цены.

На рисунке 3.3 видно, что рыночная цена составляет 31700 руб./услугу, а годовой спрос и предложение - 6900 услуг.

Более точно рыночные цену и объём можно рассчитать, решив систему уравнений.


Рыночная цена составляет ЦР=31752 руб., а годовой объём спроса и предложения Ор=6940 услуг. Для дальнейших расчетов будем использовать

ЦР =31800 руб. и Ор=6940 услуг.

Любое предприятие стремится назначить на свой товар, услугу такую цену, чтобы она могла полностью покрыть все издержки по производству, по распространению и сбыту этого товара, включая определённую норму прибыли, затраченные усилия и риск.

Стоимость произведенной продукции Цм по условиям поставки ФОБ рассчитывается по формуле:

ЦмР(1-aТ), (3.2)

где ЦР - равновесная рыночная цена товара, тыс.руб./т;

aТ - доля транспортного тарифа в цене товара, aТ =24,3.

Произведем расчет по формуле (3.2):

Цм=31800 (1-0,243)=24,1 руб./ услугу.

3.2 Расчет величины возможной скидки с тарифной ставки

В зависимости от условий работы и условий договора транспортная организация может предоставить скидки на основной тариф.

Скидка с тарифа может предоставляться за счет:

·        разницы между доходами от тарифов и доходами, рассчитанными исходя из себестоимости и допустимого уровня рентабельности;

·        снижение себестоимости при увеличении объема перевозимых грузов;

·        увеличения прибыли, обусловленной ростом объема перевозок;

·        компенсации государством части расходов транспорта.

Доход от перевозки, который может получить транспортное предприятие можно определить по формуле

Д=Опреl(1+r), (3.3)

где Опр - объем груза, предъявленного к перевозке, т;

е - себестоимость перевозки 1 т груза на расстояние 1 км, тыс. руб.;

l - расстояние перевозки груза, км;

r - коэффициент рентабельности перевозок.

Расходы транспортного предприятия, связанные с перевозкой груза определяются по формуле

Р=Опреl. (3.4)

Прибыль от перевозки как разница между доходами и расходами находится по формуле


Требуется рассчитать, насколько предприятие максимально может снизить тариф на перевозку, если его нижняя граница должна быть не ниже себестоимости перевозок. Уровень рентабельность в тарифе (r) равен 21%. Решение такого типа задач производится по формулам.

При снижении тарифа доходы от перевозки уменьшается на величину α, тогда величина дохода с учетом формулы (3.3)

Д1преl(1+r)(1- α). (3.6)

Прибыль по данной перевозке при снижении тарифа

П11-Р= Опреl(1+r)(1- α) - Опреl= Опреlr((1+r)(1- α)-1). (3.7)

В случае когда тариф снижается до уровня себестоимости прибыль от перевозки равна нулю П1=0. Тогда, используя формулу (3.7), получим уравнение

Опреlr((1+r)(1- α)-1)=0.

Поскольку в приведенном уравнении Опр≠0, е≠0, l≠0, то уравнение можно упростить:

(1+r)(1- α)-1=0.

Сделав соответствующие преобразования и подставив значение r, определим искомую величину α:

(1+r)=1/(1- α),

α=1-1/(1+ r).

Для нашего предприятия α=1-1/(1+ 0,1)=0,09.

После вычислений можно сделать вывод: транспортное предприятие может снизить тариф на перевозку на 9% и при этом он останется на уровне себестоимости перевозок.

Если необходимо определить, до какой величины можно понижать уровень рентабельности, чтобы получить не меньшую прибыль от перевозок, если грузоотправитель просит снизить тариф и обязуется в этом случае предъявить к перевозке на том же расстоянии объем груза в 1,6 раза больше, то решение данной задачи осуществляется по формулам.

Прибыль предприятия может быть рассчитана по формуле

П=Опреrl. (3.8)

По условию задачи е и l остаются постоянными. Поэтому для того, чтобы транспортное предприятие получило не меньшую по величине прибыль, должно соблюдаться следующее условие:

П1 П2

или

Q1r1 Q2r2,

откуда r2  Q1r1/ Q2.

Решим данную задачу по нашим исходным данным.


При условии увеличения объёма перевозок в 1,6 раза уровень рентабельности можно понизить до величины 6 %. В этом случае величина прибыли не изменится.

3.3 Исследование зависимости изменения доходов от величины тарифа на перевозки

Доходы транспортного предприятия от перевозок (D) можно определить по формуле:

, (3.9)

где T - тариф на перевозку пассажиров, тыс. руб./пас∙км;- величина спроса на перевозку, тыс.пасс;- среднее расстояние перевозки пассажиров, км.

Исходные данные для расчёта коэффициентов эластичности представлены в таблице 3.4.

 

Таблица 3.4- Объём перевозок пассажиров в зависимости от тарифа


Коэффициент пересчета: 1,28. В результате расчетов получим следующие значения.

Таблица 3.5- Объём перевозок пассажиров в зависимости от тарифа


Расчёт коэффициентов эластичности спроса на пригородные и междугородние перевозки, приведён в таблицах (3.6) и (3.7).

Таблица 3.6 - Эластичность спроса в пригородном сообщении


Исходя из полученных данных, можно сделать вывод: при увеличении тарифа от 89,6 до 102,4 руб./пасс·км спрос на перевозки неэластичен, а при увеличении тарифа с 102,4 до 121,6 руб./пасс·км спрос эластичен.

Таблица 3.7 - Эластичность спроса в междугородном сообщении


Исходя из полученных данных, можно сделать вывод: при увеличении тарифа от 115,2 до 128 руб./пасс·км спрос неэластичен, а при увеличении тарифа с 128 руб./пасс·км до 153,6 руб./пасс·км спрос эластичен.

Используя формулу (3.9), рассчитаем доходы транспортного предприятия от осуществления пригородных и междугородних перевозок. Расстояние пригородной перевозки составляет 30 км, междугородней - 300км. Расчеты сведём в таблицы (3.8) и (3.9)

Таблица 3.8 - Доходы транспортного предприятия от осуществления пригородных перевозок


На рисунках 3.4 и 3.5, соответственно, покажем зависимость спроса на перевозку от тарифа и дохода предприятия от тарифа при перевозках в пригородном сообщении.

Рисунок 3.4- График зависимости объема пригородных перевозок от величины тарифа

Рисунок 3.5- График зависимости дохода от величины тарифа в пригородном сообщении

На рисунке 3.4 показано, что при увеличении тарифа на пригородные перевозки спрос на эти перевозки уменьшается.

На рисунке 3.5 показано, что увеличение тарифа на пригородные перевозки при неэластичном спросе приводит к увеличению доходов с 213,43 млн.руб. до 227,94 млн.руб., а при эластичном спросе на перевозки - к снижению доходов транспортного предприятия с 227,94 млн.руб. до 186,78 млн.руб.

Таблица 3.9 - Доходы транспортного предприятия от осуществления междугородних перевозок


На рисунках 3.6 и 3.7, соответственно, покажем зависимость спроса на перевозку в междугородном сообщении от тарифа и дохода предприятия при перевозках в междугородном сообщении от тарифа.

Рисунок 3.6- График зависимости объема междугородних перевозок от величины тарифа

Рисунок 3.7- График зависимости дохода от величины тарифа в междугороднем сообщении

На рисунке 3.6 показано, что при увеличении тарифа на междугородние перевозки спрос на эти перевозки уменьшается.

На рисунке 3.7 видно, что увеличение тарифа на междугородние перевозки при неэластичном спросе приводит к увеличению доходов с 442,37 млн.руб. до 456,96 млн.руб., а при эластичном спросе на перевозки - к снижению доходов транспортного предприятия с 456,96 млн.руб. до 354,82 млн.руб.

.4 Исследование себестоимости перевозок

В процессе транспортировки стоимость перевозимого товара возрастает, поэтому тариф на грузовые перевозки - это денежное выражение прироста стоимости продукции в процессе её транспортировки

Общие транспортные расходы складываются из зависящих и независящих транспортных расходов.

Условно-зависящие и условно-постоянные расходы, относящиеся на начальные и конечные операции, определяются по следующим формулам:

СЗнкнк·aЗТ; (3.10)

СНнкнк·(1-aЗТ), (3.11)

где Снк - расходная ставка на начально-конечные операции (исходные данные);

Снк =·Кп =82·1,95=159,9;


Условно-зависящие и условно-постоянные расходы, относимые на движенческие операции, определяются по следующим формулам:

СЗдвдв·aЗТ; (3.12)

СНдвдв·(1-aЗТ), (3.13)

где Сдв- расходная ставка на движенческие операции, у.е./т км (исходные данные);

Сдв = ·Кп =165·1,95=321,75;

Себестоимость перевозки 1т промышленной продукции можно рассчитать по формуле:

 (3.14)

где ОР - равновесный объём производства промышленной продукции, тыс.т;

ОПР - объём предложенной к перевозке промышленной продукции, тыс.т;

L - расстояние перевозки, км.

Произведем расчет:

=159,9 ∙ 0,35=56 у.д.е./ т·км;

=159,9 · (1- 0,35)=103,9 у.д.е./ т·км;

=321,75 · 0,35= 112,6 у.е./т·км;

=321,75 · (1- 0,35)= 209,15 у.д.е./ т·км.

Рассчитаем слагаемые формулы (3.14):

у.д.е./т·км;

 у.д.е./ т·км;

 у.д.е./ т·км;

0,207+0,102+229,1+112,6 = 342 у.д.е./т·км.

Расчёты по определению себестоимости перевозки других объёмов предлагаемых к перевозке грузов сводятся в таблицу 3.10.

Таблица 3.10 - Определение себестоимости перевозки различных объёмов груза


Аналогичные расчеты выполним при постоянном объеме предложенного к перевозке груза и различных расстояниях. Расчет приведем в таблице 3.11.

 

Таблица 3.11 - Определение себестоимости перевозок постоянных объемов груза и при различных расстояниях


На основании полученных данных построим графики зависимости себестоимости перевозок от объёма, предложенного к перевозке груза и расстояния и представим их на рисунках 3.8 и 3.9.

Рисунок 3.8- Зависимость себестоимости перевозок от объёма предложенного к перевозке груза

Из рисунка 3.8 видно, что при увеличении объема груза, предложенного к перевозке, себестоимость его перевозки уменьшается.

Рисунок 3.9 - График зависимости себестоимости перевозки от расстояния

Из рисунка 3.9 видно, что при увеличении расстояния перевозки груза, предложенного к перевозке, себестоимость его перевозки уменьшается.

Заключение

В данном курсовом проекте рассмотрены достоинства применения маркетинга на автомобильном предприятии. Регионом, где начало свою деятельность новое АТП “Optimum” выбран г. Гомель. Исследована промышленность и транспорт города.

Доля автомобильного транспорта в объёме выполнения транспортных услуг в городе Гомеле составляет 43%., доля железнодорожного - 55%; речного - 2%.

Общее количество исследуемых услуг, необходимое для полного удовлетворения потребностей населения составляет 1200 услуг/месяц.

Рассмотренное в курсовом проекте предприятие “ Optimum” будет выполнять 44% услуг по перевозке древесного угля от общего объема услуг на рынке. Так годовое количество услуг, оказываемых транспортным предприятием, составляет 6336 услуг. Количество услуг, соответствующее точке самоокупаемости равно 4430 услуг в год. Цена одной услуги составляет 23000 рублей. Доходы от перевозок за год составили 145,7 млн. руб., себестоимость реализованных услуг 116,5 млн.руб., чистая прибыль за год - 14,6 млн. руб.

Штат работников предприятия составляет 8 человек, из них 4 водителя и 4 человека административного персонала. Средняя заработная плата водителя в месяц составляет 500 тыс.руб., работника административного персонала - 700тыс.руб. Водители работают 6 дней в неделю (кроме воскресенья), рабочий день - 7 часов. Структура управления предприятием линейно-функциональная.

При анализе спроса и предложения от тарифа получены следующие результаты: с увеличением цены спрос уменьшается, а предложение увеличивается. Рыночная цена составляет ЦР=31800 руб., а годовой объём спроса и предложения Ор=6940 руб.\услугу.

При расчете величины возможной скидки с тарифной ставки получили, что при увеличении объёма перевозок в 1,6 раза уровень рентабельности можно понизить до величины 6 %, при этом величина прибыли не изменится.

При исследовании зависимость доходов от тарифа получили. При увеличении тарифа на перевозки спрос на них уменьшается.

Увеличение тарифа на пригородные перевозки при неэластичном спросе приводит к увеличению доходов с 213,43 млн.руб. до 227,94 млн.руб. , а при эластичном спросе на перевозки - к снижению доходов транспортного предприятия с 227,94 млн.руб. до 186,78млн.руб.

Увеличение тарифа на междугородние перевозки при неэластичном спросе приводит к увеличению доходов с 442,37 млн.руб. до 456,96 млн.руб. , а при эластичном спросе на перевозки - к снижению доходов транспортного предприятия с 456,96 млн.руб. до 354,82 млн.руб.

Исследовав себестоимость при увеличении объема груза, предложенного к перевозке, себестоимость его перевозки уменьшается, при увеличении расстояния перевозки груза, предложенного к перевозке, себестоимость его перевозки уменьшается.

Список литературы

1. Шкурин М.И., Скирковский С.В., Шкурина Е.В. Маркетинг на транспорте: Пособие по курсовому и дипломному проектированию и выполнению практических работ - Гомель: БелГУТ, 2003. - 62с.

. Шкурин М.И. Маркетинг на транспорте. - Гомель: БелГУТ, 2003. - 223с.

. Абчук В.А.Азбука маркетинга.- СПб.: СОЮЗ, 1998. -272 с.

. Наука и инновации.-2007-№4 с45-50

. Транспортный вестник. - 2009 -26 марта с4.

. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли - Москва - 2003.

. Маркетинг. Реклама и сбыт. - 2006 - №7 с12-14.

. Маркетинг. Реклама и сбыт. - 2005 - №2 с8-10.

Похожие работы на - Маркетинг на автомобильном транспорте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!